Есть ли коллектора в крыму. Долгами в крыму займутся коллекторы

Набравшие в украинских банках кредитов жители полуострова оказались в сложной ситуации. С одной стороны, ушедшие из республики финучреждения незалежной не разъяснили людям механизм оплаты задолженности - кому теперь платить по счетам, неизвестно. С другой стороны, многим крымчанам эти же банки так и не отдали деньги. Несмотря на абсурдность ситуации, бывшим клиентам начали приходить «весточки» от коллекторов и лиц, представляющихся ими.

- Брала кредит на машину, успела закрыть только половину платежа, - пишет на одном из юридических форумов жительница Ялты Лариса Левченко . - С конца прошлого года начали звонить разные организации, требующие вернуть деньги по-хорошему, иначе заберут не только авто, но и квартиру, и недвижимость родственников. Хотя от банка никаких писем не было. Не знаю, что и делать.

И такие случаи не единичны. На форумах люди приводят сотни историй, причем некоторые говорят, что коллекторы, больше похожие на вышибал, приходили к ним домой и на работу и даже оставляли записки с угрозами соседям.

Меня возле дома подкараулил какой-то парнишка и вручил конверт с логотипом банка, - рассказал «КП » житель крымской столицы Константин Самохин . - В письме меня известили о том, что в Севастополе якобы открылось представительство банка, и ниже приводились реквизиты, куда нужно перевести оставшуюся от денежного кредита сумму. Сразу же обратился к юристу. Посоветовали подождать немного. Но больше никаких сообщений не было.

Юристы говорят, что звонки и письма, посылаемые будто бы представителями банков, становятся все более распространенным явлением, но беспокоиться не стоит. В большинстве случаев под видом коллекторов действуют мошенники, заполучившие по своим каналам старые базы данных с адресами и домашними телефонами.

По данным Национального банка Украины , по состоянию на 1 февраля 2014 года крымчане получили займы на 16,6 миллиарда гривен, - рассказал «КП» сотрудник одной из крупных юридическим фирм Крыма Станислав Фролов . - Кредиты «висят» чуть ли не на каждом третьем, этим и пользуются мошенники и коллекторские фирмы.

В основном «вышибалы» запугивают людей, которые брали крупные денежные ссуды, оформляли ипотеку, покупали машины в кредит. С мелкими кредитами на бытовую и компьютерную технику никто не связывается - игра не стоит свеч.

При общении с коллекторами важно помнить, что никаких силовых действий ни по отношению к должнику, ни по отношению к его имуществу коллектор предпринимать не может. Принудительным изъятием и реализацией имущества занимается исключительно Федеральная служба судебных приставов (судебных исполнителей) и только на основании решения суда.


Без решения суда об аресте имущества, коллекторы ничего сделать не смогут. Фото: архив "КП".

СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА

«Посылайте их в …суд»

Дмитрий МОСИЕНКО, адвокат:

Алгоритм поведения при визите коллектора зависит от того, желает ли должник возвратить долг. Ведь бывают ситуации, когда люди хотят рассчитаться по долгам с украинскими банками, но не знают, как это сделать. В этом случае предпочтителен расчет напрямую с банком, через работающие на полуострове схемы перечислений денег непосредственно от крымского банка украинскому.

В случае невозможности возврата долга не следует паниковать, получив письмо коллектора или услышав его голос в телефоне. Помните, что базовым документом является решение суда - такого документа у коллектора, как правило, нет. Как не бывает при себе и оригинала договора, согласно которому конкретный коллектор приобрел долг конкретного должника перед украинским банком.

Поэтому в большинстве случаев эффективным ответом на угрозы коллектора «забрать машину, квартиру, дом» и так далее может стать его отсылку… в суд. Грамотно оформить передачу долга, тем более обеспеченного ипотекой, от украинского банка коллектору в крымской ситуации непросто. Это обстоятельство и надо использовать при защите от поползновений коллекторов, помня, что они предпочитают работать с «простыми» долгами, используя преимущественно психическое давление на клиента - так гораздо выгоднее. Коллекторство - просто бизнес, и нести судебные расходы он не любит.


Сергей Аксенов просит сообщать адреса коллекторских фирм, запугивающих жителей Крыма. Фото: архив "КП".

СКАЗАНО

«Большинство украинских банков обманули своих вкладчиков, у которых были открыты счета, депозиты. Выплаты никто крымчанам не производил, соответственно и взыскивать за долги украинские банки не должны. Этот вопрос обсуждался на правительственном уровне. Коллекторам советую не искать здесь приключений. Всем, кто будет вымогать у крымчан деньги, кроме тюрьмы здесь ничего не обещаю. Прошу всех, к кому обращались коллекторы, сообщить, где находятся эти фирмы. Я сам к ним отправлю людей, чтобы с ними пообщались. Больше они никого беспокоить не будут».

Cергей АКСЕНОВ, Глава Крыма, председатель Совета министров РК - в ответе на вопрос журналистов

В России решили простить долги крымчанам перед украинскими банками. Если у жителя полуострова долг перед украинским банком ниже пяти миллионов рублей в эквиваленте, то его просто спишут.

Если долг выше этой суммы, то необходимо заплатить 5% от тела и спишут 20%. A если заплатить 20%, то спишется весь долг полностью. Часть долгов крымчан уже выкуплены российскими коллекторами.

Ситуацию со вкладами в банки в Крыму прокомментировал в эфире радиостанции Голос Столицы старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

Насколько законна продажа украинскими банками долгов крымчан российским коллекторам?

На самом деле подобные сделки и операции являются незаконными. В Украине в свое время, еще в 2014 году, был принят соответствующий закон, касающийся в принципе крымчан, когда крымчан отнесли к нерезидентам. В самом законе предусмотрено, что заемщики, чье имущество находится в Крыму, то есть ипотека находится в Крыму, до фактического восстановления власти, могут не оплачивать эти кредиты без всяческих штрафов. Все эти сделки, которые некоторые банки пытались проводить между российскими так называемыми компаниями и продавать эти долги, они в принципе в судебных порядках признаются недействительными, потому что Украина не признает подобные договора. Что же касается в принципе этих скидок, которые якобы предоставляются в Крыму, то на самом деле все сводится к тому, что Крыму нужны деньги и они просто нашли еще один якобы, по их мнению, источник, откуда они могут получить деньги, для того чтобы выплачивать пенсии тем крымским пенсионерам, которые хотят жить в России. На самом деле, у крымских властей в принципе даже по российским законам отсутствует какое-либо право взыскать эти долги. Потому что оригиналы договоров находятся в Украине и у нас принят соответствующий закон о возможности не погашения этих кредитов. Поэтому любой крымских вкладчик, чья ипотека находится в Крыму, в принципе, абсолютно законно, как по российским, так и по украинским законам, может не гасить эти кредиты.

Может не гасить кредиты перед российскими коллекторами, или перед украинскими банками?

И перед украинскими банками точно также и перед российскими коллекторами, могут не гасить эти кредиты.

А что говорит международное право? Как украинский банк может взыскать эти деньги с заемщика?

На сегодняшний день никак. Пока Крым находится в РФ, то украинский банк, в принципе соответствующими нормативными актами НБУ предоставлены определенные льготы. То есть в данном случае они не формируют под эти кредиты резервы. Им дают соответствующие поблажки. Поэтому если какой-либо украинский банк продавал подобные кредиты российским коллекторам, то в данном случае НБУ обязан применить к таким банкам соответствующие санкции, вплоть до введения туда временной администрации и признания банка неплатежеспособным. Кроме того и СБУ стоит более внимательно отнестись к реестрам судебным решений, которые в РФ точно также открыты, и проверить, взыскиваются ли по каким-либо долгам украинских банков долги в Крыму, переданы ли они и кто этим занимается. На это мы уже неоднократно даже пытались обращать внимание, но пока в этом плане тишина. Если теоретически вообще, гипотетически, конечно, нет такой практики. Но если мы берем конкретно вопрос, связанный с крымчанами, то у нас есть закон, который это ограничивает, и странно, что в принципе член наблюдательного совета об этом не знает.

А вообще банки часто передают проблемные кредиты коллекторам?

В принципе, подобная практика довольно широко распространена. Относительно продажи проблемных кредитов различным коллекторским компаниям. В большинстве случаев эти коллекторские компании так или иначе связаны с банками и в принципе для заемщика особо ничего не меняется. Банк просто таким образом определенным планом уменьшает свое налогообложение, создавая видимость значительной убыточности, а на самом деле получает сверх доходы по этим кредитам, просто не платит по ним налоги. Это одна из схем. На сегодняшний день действует целый ряд коллекторских компаний в Украине, однако здесь есть большая проблема с тем, что в свое время до 2014 года продажа долгов физлиц законодательством Украины по договорам факторинга была запрещена. Банки на это закрыли глаза и таким образом, сейчас полулегально вот эти коллекторские компании пытаются взыскивать эти задолженности, хотя уже существуют десятки решений судов, которые признают подобные переуступки недействительными. Это с одной стороны. С другой стороны, большинство этих кредитов выдавались в валюте. Все эти компании коллекторские, которые сейчас этим занимаются, не имеют валютных лицензий и фактически заемщики, которые брали валютные кредиты на сегодняшний день лишены возможности их погашать. В связи с чем также вот этим коллекторским компаниям отказывается во взыскании задолженности по валютным кредитам.

Банк продает кредит украинскому коллектору, украинский коллектор российскому коллектору. Такая схема может быть?

Нет, такой схемы тоже не может быть, потому что как такого украинского коллектора нет, а финансовая компания точно также не имеет права заниматься и распоряжаться этими долгами на территории РФ, потому что на них точно также распространяется законодательство Украины. Поэтому все эти схемы находятся в серой зоне, но пока правоохранительные органы и НБУ на это закрывают глаза. Видимо не без какой-либо коррупционной составляющей, потому что доходы от коллекторского бизнеса, на мой взгляд, превышают в десятки, а то и в тысячи раз доход от торговли оружием, наркотиками и любыми другими подобными вещами.

С начала года тема, связанная с деятельностью коллекторских организаций, стала одной из самых популярных в России. Власти и общество активно обсуждают, что же делать с подобными организациями, которые для получения денег с должников зачастую используют противозаконные методы. Одни предлагают защитить граждан от коллекторов специальным законом, другие настаивают на полном запрещении деятельности коллекторских организаций.

Напомню, что сначала года произошло нескольких вопиющих случаев. Один из них произошёл в конце января в Ульяновске. Мужчина-коллектор, требуя долг у семьи, бросил в окно дома бутылку с зажигательной смесью, которая попала в кроватку двухлетнего малыша. В результате чего мальчик получил сильные ожоги.

Другой не менее скандальный случай произошёл в Екатеринбурге. В конце февраля группа людей, представившись сотрудниками коллекторской организации, угрожала расправой школьнику, который был один дома. Более того они заблокировали ребёнка в квартире, сломав звонок и лишили связи перерезав телефонный и интернет кабель. В обоих случая возбуждены уголовные дела и по всей видимости, учитывая резонанс, фигуранты понесут наказание по всей строгости закона, если их вина будет доказана.

Также одним из распространённых способов «работы» коллекторов, является давление на должников посредством назойливых телефонных звонков, и угроз. Всё это типично для любого российского региона. Но вот в Крыму, в результате смены полуостровом гражданства сложилась интересная ситуация. Дело в том, что украинские банки самоустранились, и кредитные линии крымчан, бравших в долг на некоторое время «повисли».

Но как выяснилось ненадолго. Ушлые российские предприниматели выкупили долги у своих украинских коллег и обеспечили работой в Крыму свои карманные коллекторские организации. В результате, власти Крыма предлагают в принципе запретить работу коллекторских агентств. Ряд предложений по ограничению такого рода деятельности уже подготовлен.

«Мы внесли предложение - только Агентство страхования вкладов (АСВ) должно заниматься формированием взаимоотношений с теми людьми, которые брали кредиты в украинских банках. Чётко обозначена позиция - запрет изъятия имущества, движимого и недвижимого, для обеспечения погашения этих кредитов», - сообщил газете «Известия» глава Крыма Сергей Аксёнов.

После воссоединения Крыма с Россией украинские банки начали уходить из региона, переставая выполнять свои обязательства по обслуживанию вкладов и кредитов. Крымчане лишались накоплений и одновременно не знали, как погасить кредит. Спустя некоторое время требовать выплаты долга по кредиту стали российские коллекторы, перекупившие долги у украинских банков.

«Вопрос не стоит о том, чтобы рассчитаться в первую очередь с украинскими банками. Это вообще аморально, поскольку они свои обязательства не выполнили», - отметил Аксёнов. Если уж платить по долгам, то деньги должны идти в АСВ, а не в украинские банки, считает он. Глава Республики Крым предлагает выставить счёт банкам Украины за нарушения обязательств , передаёт RT .

Понятно, что тему коллекторских организаций надо автоматически расширять до обсуждения деятельности микрокредитных и других кредитных организаций. И я напоследок, хочу напомнить кто или что является действительным виновником ситуации, при которой граждане попадают в долговую зависимость, а значит рискуют попасть под преследование и не только коллекторов.

Вопрос с коллекторами надо решать. И правильнее всего исправлять причины, а не следствия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЕТЕКТИВНОГО АГЕНТСТВА В КРЫМУ

Услуги детективного агентства DASC не входящие в общий перечень. Предоставляются, с учетом региона, где необходимо оказания таких сыскных или смежных услуг. Территориальный принцип предоставления дополнительных услуг учитывает навыки, возможности, ресурсы специалистов DASC, которые смогут оказать услуги на высоком уровне качества. А также услуги в виде дополнительных к общему перечню

ВОЗВРАТ ДОЛГА В КРЫМУ И СЕВАСТОПОЛЕ

Агентство занимается возвратом долгов и задолженностей на территории Республики Крым! Детективное агентство DASC в рамках профессиональной деятельности реализует доп. услугу «Возврат долгов в Крыму». Денежные займы всегда были, есть и будут актуальным вопросом, на почве которого возникает множество конфликтных ситуаций. Часто так случается, что одолжив некие финансовые средства знакомым, товарищам, партнерам по бизнесу или, попросту, третьим лицам, люди сталкиваются с мошенническими схемами различных недоброжелателей, которые целенаправленно просили денежные средства в долг, не имея намеренности в последующем их возврата. Первоначально в традиционном варианте развития событий кредитор предпринимает попытку самостоятельно разрешить сложившуюся ситуацию, однако должник, как правило, либо просто отказывается от своего обязательства по долгу, либо пропадает из поля видимости, не выходя на связь.

Можно разыскать должника в различных городах Крыма: Симферополь, Севастополь, Ялта, Алушта, Судак, Коктебель, Феодосия, Керчь, Саки, Евпатория. При наличии расписки, исковой срок давности которой, к слову составляет всего три года, нередко должник, попросту тянет время, которое позволит ему избежать наказания при ее предъявлении. Детективное агентство DASC произведет розыск должника и предпримет меры к возврату долга.

Специфика услуг по возврату долгов

Возврат долгов в Крыму является непростым вопросом даже для профессионалов, которые не в первый раз сталкиваются с подобными трудностями. Правовой анализ сложившейся ситуации с нашей стороны с оценкой всех рисков и возможностей, которые предоставляет нам законодательство, позволяет детективам DASC сформировать единственно верный алгоритм мер и последующих организационных действий. Неэффективная работа исполнительных органов породило ситуацию, в которой наиболее популярными мерами воздействия к должникам стали коллекторские компании. Однако мы не относимся к сторонникам силовых методов воздействия, незаконная деятельность которых в России в последнее время пресекается нормами права. Кредитор, обратившийся за помощью в компанию DASC, для обеспечения наиболее эффективной работы по возврату долга должен предоставить исходные характеристики проблемной ситуации.

Мы не коллекторы и у нас нет выкупа долга

Сразу же нужно отметить, что детективное агентство DASC не занимается возвратом долга, сумма которого составляет менее одного миллиона рублей! При этом DASC Group принципиально не выкупает долги и не оказывает психологического или физического воздействия при разрешении вопроса, действуя в диаметрально противоположном ключе с коллекторами. Судебными возвратами не занимается. Кроме того, без минимальной расходной части за свою работу и за возврат агентство не берется.

Розыск должника и информации о нем

В большинстве случаев нам приходится работать с должниками, которые скрываются от уплаты долга. Методика возврата долга от детективного агентства DASC предусматривает предметное рассмотрение долга и физического лица, которому он принадлежит. Рассматривая мошенника и его действия, как правило, вскрывается целый ряд ситуаций, в которых ему удалось избежать справедливого наказания от правоохранительных органов или остаться незамеченным (ненайденным) в аналогичных ситуациях с долгами.

Только досудебный возврат средств

Детективное агентство DASC предлагает исключительно досудебный вариант услуги возврата долгов. При этом сама процедура предусматривает наличие ряда этапов, среди которых:

Каждый из этапов возврата долга характеризуется собственной категорией важности. Главным инструментом в разрешении вопросов по возврату долга являются переговоры, которые без физических усилий вынуждают должника расплатиться с Клиентом, чтобы избежать наиболее крупных неприятностей. Продавая свое движимое или недвижимое имущество или, используя имеющиеся средства, должник в результате расплачивается с кредитором, а наше детективное агентство добивается намеченной цели. Гораздо хуже, если должник не обладает средствами для погашения задолженности и по каким-либо обстоятельствам не может в течение намеченного срока произвести выплату. Как одну из разновидностей данной услуги возврата долгов, детективное агентство DASC производит сбор компромата на должника, который передается в руки заказчику. При этом, так называемая субуслуга не подразумевает прямого контакта с должником.

Почему стоит обратиться за помощью к нам?

Возврат долгов в Крыму – одна из животрепещущих тем, хоть и не совсем в плоскости частного сыска. Однако, чтобы разрешить ее без силового воздействия, детективное агентство DASC постоянно занимается поиском нестандартных решений. Исходя из практики, такой подход с досудебным методом оказывается наиболее выгодным и эффективным при достижении цели.
В конечном итоге, чтобы взыскать средства нами предпринимается целая цепочка мероприятий, которые позволяли добиваться успеха, даже в случаях, когда сами заёмщики относили долг к «безнадежному». Благодаря сотрудничеству с детективным агентством DASC, наши клиенты сумели забрать свои долги в абсолютно законной плоскости, не прибегая к ситуациям, когда сами коллекторы в процессе «выбивания» долга, ввиду используемых ими методик, превращаются в самых настоящих преступников.

Немногие детективные агентства могут осуществлять эффективное взыскание долга в любой правовой ситуации! Однако в случае с обращением в DASC, заинтересованное лицо может рассчитывать на разрешение любого вопроса при помощи простого диалога, не располагающего к вымогательству или силовым и психологическим вариантам.

Новый закон, вступающий в силу 1 января 2017 года в ст. 1 ч. 4 закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности" оговаривает: возврат долгов за ЖКУ регулируется законом о коллекторской деятельности, если долг продан агентству, для которого эта деятельность является основной. Если буквально толковать эту норму закона, получается, что если этим занимаются те, кто не включен в реестр, на них она не распространяется. Полномочия могут быть переданы тем, кто не называет возврат задолженности в качестве основного вида деятельности. Например, это могут быть юридические фирмы. Рынок долгов за услуги ЖКХ очень привлекателен для коллекторского бизнеса. Коллекторы могут активнее подключиться к отрасли ЖКХ. Они будут работать по агентскому договору, смогут звонить по телефону и наносить визиты к должнику. Их будут нанимать для устрашения неплательщиков, чтобы те скорее погасили долг. При успешном взыскании долга помимо оклада по договору они будут получать комиссию от суммы долга. Основной способ не подпасть под действие закона для коллекторского агентства - оформить статус управляющей компании и параллельно заниматься взысканием долгов. С другой стороны, крупные УК могут создавать целые подразделения по взысканию.

Долги от 50 тысяч рублей россияне смогут вернуть только через коллектора. Закон «О защите прав физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» начинает работать с января – в соответствии с ним воздействовать на должника смогут только организации, вошедшие в государственный реестр.

А обычные люди, которые одолжили своим друзьям или знакомым более 50 тыс рублей, за простое напоминание о возврате долга по телефону могут получить крупный штраф.

Директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Борис Воронин рассказал, что по действующему законодательству частное лицо может взыскать долг через суд, если его размер не меньше 10 тыс рублей и имеется расписка. Однако со вступлением в силу закона о коллекторах появилось новое условие: если просроченная задолженность превышает 50 тыс рублей, то все действия, направленные на взыскание, должен производить профессиональный сборщик долгов.

«Для частных лиц, которые дают в долг, новый закон – это интересное приключение. Предположим, один гражданин одолжил другому 100 тыс рублей до Нового года. В январе ему деньги не вернули. Теперь, если он хотя бы раз напомнит о долге любым способом (записка в двери, телефонный или личный разговор, записанный должником), то контролирующий государственный орган будет обязан определить эту ситуацию как правонарушение и выписать штраф от 50 тыс до 500 тыс рублей», – рассказал «Известиям» Борис Воронин.

Как сообщила пресс-служба НАПКА, ежемесячно ассоциация получает около 30 писем от частных лиц, которые не могут получить свои деньги обратно. Как правило, профессиональные коллекторские агентства интересуются крупными банковскими кейсами и за «частников» не берутся.

«У нас в стране 35 млн человек, у которых есть кредиты, и только 1 млн злостных неплательщиков. Уверен, что людей, которые дают в долг, не меньше. Так что, примеряя на себя роль должника, граждане должны подумать и о том, что будет, если они сами станут кредиторами», – сказал Борис Воронин.

Сами коллекторы уже придумали, как работать в условиях нового закона. Они поделились друг с другом опытом на I Всероссийском форуме лидеров рынка взыскания, который прошел 29–30 сентября в Ялте.

Самые существенные изменения, которые закон вносит в работу коллекторов, заключаются в ограничении контактов с должником. Если сейчас взыскатель может звонить бесконечное количество раз, то с начала 2017 года – всего два раза в неделю.

Начальник управления розничного сбора ПАО «Сбербанк» Евгений Новиков рассказал, что в законе нет разъяснения о том, что такое контакт. Поэтому считать им нужно взаимодействие, в ходе которого коллектор донес до должника всю нужную информацию. Если же гражданин не дослушал взыскателя, бросил трубку или сам позвонил коллекторам, то такой контакт в счет не идет.

Если же у человека несколько кредитов, то по каждому из них можно контактировать столько раз, сколько разрешено законом. А если место прописки и место фактического проживания заемщика находятся в разных часовых поясах, то время коммуникации должно начинаться по раннему часовому поясу, а заканчиваться – по позднему.

По мнению начальника управления технологиями взыскания ПАО ВТБ24 Юлии Тарасовой, самое существенное нововведение, которое может негативно отразиться на коллекторах, – это право заемщика отказаться от общения со взыскателем.

«Взаимодействовать с должником запрещено, если он отозвал свое согласие на общение. Ну а если мы хотим предложить реструктуризацию или простить часть долга?» – сказала Юлия Тарасова.

Представители российского рынка взыскания сходятся во мнении, что закон о коллекторах приведет к развитию стадии судебно-исполнительного возврата (legal-collection). Генеральный директор Агентства судебного взыскания (АСВ) Максим Богомолов рассказал «Известиям», что если в начале года в компанию поступало около 2 тыс дел для обращения в суд, то в конце августа – уже 6,5 тыс При этом в 79% случаев судебные приказы были в пользу сборщиков долгов. К началу следующего года компания ожидает двойного увеличения числа своих клиентов.

Однако Максим Богомолов полагает, что российские суды могут просто не справиться с увеличивающимся потоком дел по кредитам. Эту ситуацию может изменить внедрение практики электронных судов, когда и подать документы, и получить приказ суда можно будет онлайн.

Государственный орган, который будет формировать реестр коллекторских агентств и контролировать исполнение закона, формально еще не утвержден. Однако профессиональное сообщество взыскателей убеждено, что это будет Федеральная служба судебных приставов (ФССП).

«Эффективность частных взыскателей гораздо выше, чем государственных, они взыскивают 20-30 рублей из 100, а судебные приставы – всего 2 рубля. Мы готовы взять на себя часть нагрузки, которая сваливается на ФССП», – заявил президент НАПКА Алексей Саватюгин. Он отметил, что в ряде зарубежных стран коллекторы имеют право взыскивать штрафы и налоги в пользу государства. НАПКА выдвигала это предложение на государственном уровне, но пока не получила поддержки.

Ппримечание.Положения главы 2 (за исключением первого предложения части 2 статьи 8) применяются с 1 января 2017 года.

Глава 2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА СОВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ

НА ВОЗВРАТ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Статья 4. Способы взаимодействия с должником

1. При совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя:

1) личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);

3) почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.

2. Иные, за исключением указанных в части 1 настоящей статьи, способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, могут быть предусмотрены письменным соглашением между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах.

3. Предусмотренное частью 2 настоящей статьи соглашение должно содержать указание на конкретные способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с учетом требований, предусмотренных частью 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

4. Должник вправе в любой момент отказаться от исполнения указанного в части 2 настоящей статьи соглашения, сообщив об этом кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, путем направления соответствующего уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения под расписку. В случае получения такого уведомления кредитор и (или) лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе осуществлять направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником способами, предусмотренными соглашением.

5. Направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с любыми третьими лицами, под которыми для целей настоящей статьи понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, соседи и любые другие физические лица, по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, может осуществляться только при одновременном соблюдении следующих условий:

1) имеется согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом;

2) третьим лицом не выражено несогласие на осуществление с ним взаимодействия.

6. Согласие, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, должно быть дано в письменной форме в виде отдельного документа, содержащее в том числе согласие должника на обработку его персональных данных.

7. Должник в любое время вправе отозвать согласие, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, сообщив об этом кредитору или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, которому дано соответствующее согласие, путем направления уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку уполномоченному лицу кредитора или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах. В случае получения такого уведомления кредитор и (или) лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе осуществлять направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с третьим лицом.

8. Положения частей 5 - 6 настоящей статьи не применяются к случаям, предусмотренным частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, касающимся взаимодействия:

1) кредитора (цедента) с другим лицом (цессионарием) при переходе к такому лицу права требования и в ходе переговоров об уступке права требования;

2) кредитора с другим лицом (агентом) при заключении с ним договора, предусматривающего осуществление действий, направленных на возврат просроченной задолженности, или наделении его соответствующими полномочиями путем выдачи доверенности, а также в ходе переговоров о заключении договора или выдаче доверенности.

9. Предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 5 - 10 настоящего Федерального закона правила осуществления действий, направленных на возврат просроченной задолженности, применяются при осуществлении взаимодействия с любым третьим лицом.

10. Требования к организации взаимодействия между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, установленные настоящей статьей, а также статьями 5 - 10 настоящего Федерального закона, подлежат применению при взаимодействии кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с физическим лицом, предоставившим обеспечение исполнения денежного обязательства должника.

Статья 5. Ограничения использования отдельных способов взаимодействия с должником

1. Взаимодействие с должником, направленное на возврат просроченной задолженности, способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять только:

1) кредитор, в том числе новый кредитор, при переходе к нему прав требования (с учетом ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи);

2) лицо, действующее от имени и (или) в интересах кредитора, только в том случае, если оно является кредитной организацией или лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр.

КонсультантПлюс: примечание.Ограничения, предусмотренные частью 2 статьи 5, не применяются к новому кредитору, к которому права требования перешли до 1 января 2017 года.

2. Новый кредитор, к которому перешло право требования, возникшее из договора потребительского кредита (займа), вправе осуществлять с должником взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности, способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, только если такой новый кредитор является кредитной организацией или лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр, за исключением случаев, когда должник ранее отказался от взаимодействия (статья 8 настоящего Федерального закона).

3. Ограничения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, не применяются в отношении государственных органов, органов местного самоуправления и государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в случае перехода к ним права требования к должнику.

4. Привлечение к взаимодействию с должником лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления против личности, преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти и общественной безопасности, не допускается.

5. Привлечение к взаимодействию с должником на территории Российской Федерации лиц, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также иных лиц для осуществления взаимодействия с должником с использованием международной телефонной связи или передачи из-за пределов территории Российской Федерации телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, не допускается.

Статья 6. Общие требования к осуществлению действий, направленных на возврат просроченной задолженности

1. При осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны действовать добросовестно и разумно.

2. Не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные в том числе с:

1) применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;

2) уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения;

3) применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;

4) оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;

5) введением должника и иных лиц в заблуждение относительно:

а) правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;

б) передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;

в) принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления;

6) любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.

3. Если иное не предусмотрено федеральным законом, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, не вправе без согласия должника передавать (сообщать) третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника.

4. Согласие, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть дано в виде согласия должника на обработку его персональных данных в письменной форме в виде отдельного документа.

5. Вне зависимости от наличия согласия должника кредитор вправе передавать сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, при заключении договора и в ходе переговоров о заключении договора, предусматривающего уступку права требования, передачу права требования в залог, осуществление действий, направленных на возврат просроченной задолженности, или наделении соответствующими полномочиями путем выдачи доверенности только в случае, если сведения передаются Центральному банку Российской Федерации (Банку России), государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", акционерному обществу "Единый институт развития в жилищной сфере" и его организациям, предусмотренным статьей 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитным организациям, специализированным обществам, ипотечным агентам и лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр.

6. Лица, получившие сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, в ходе переговоров о заключении договора или выдаче доверенности, обязаны сохранять их конфиденциальность и в том случае, если они не будут впоследствии осуществлять действия, направленные на возврат просроченной задолженности соответствующих физических лиц. Если в ходе переговоров о заключении договора или выдаче доверенности сторона получает сведения, которые передаются ей другой стороной в качестве конфиденциальных, она обязана не раскрывать эти сведения и не использовать их ненадлежащим образом для своих целей независимо от того, будет ли заключен договор. При нарушении этой обязанности лицо обязано возместить должнику убытки, причиненные в результате раскрытия конфиденциальных сведений или использования их для своих целей.

7. Должник в любое время вправе отозвать согласие, указанное в части 3 настоящей статьи, сообщив об этом лицу, которому дано соответствующее согласие, путем направления уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку. В случае получения такого уведомления кредитор и (или) лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе передавать (сообщать) третьим лицам сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника, если иное не предусмотрено федеральным законом.

8. Вне зависимости от наличия согласия должника, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, раскрытие сведений о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любых других персональных данных должника неограниченному кругу лиц, в том числе путем размещения таких сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или в (на) жилом помещении, доме, любом другом здании, строении, сооружении, а также сообщение по месту работы должника не допускается.

9. В случае привлечения кредитором другого лица для осуществления от его имени и (или) в его интересах направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействия с должником способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, кредитор не вправе по своей инициативе самостоятельно осуществлять взаимодействие с должником указанными способами.

10. Кредитор не вправе привлекать одновременно двух и более лиц для осуществления от его имени и (или) в его интересах направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействия с должником способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 7. Условия осуществления отдельных способов взаимодействия с должником

1. По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником способами, предусмотренными пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (непосредственное взаимодействие):

1) со дня признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов или признания должника банкротом;

2) с должником с момента получения документов, подтверждающих наличие оснований, свидетельствующих, что он:

а) является лицом, лишенным дееспособности, ограниченным в дееспособности, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

б) находится на излечении в стационарном лечебном учреждении;

в) является инвалидом первой группы;

г) является несовершеннолетним лицом (кроме эмансипированного).

2. В случае непредставления документов, подтверждающих наличие оснований, предусмотренных пунктом 2 части 1 настоящей статьи, их наличие считается неподтвержденным.

3. По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается непосредственное взаимодействие с должником:

1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;

2) посредством личных встреч более одного раза в неделю;

3) посредством телефонных переговоров:

а) более одного раза в сутки;

б) более двух раз в неделю;

в) более восьми раз в месяц.

4. В начале каждого случая непосредственного взаимодействия по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, должнику должны быть сообщены:

1) фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица, осуществляющего такое взаимодействие;

2) фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.

5. По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником посредством телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи:

1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известному кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;

2) общим числом:

а) более двух раз в сутки;

б) более четырех раз в неделю;

в) более шестнадцати раз в месяц.

1) фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах;

2) сведения о факте наличия просроченной задолженности (без указания ее размера и структуры);

3) номер контактного телефона кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.

7. Во всех сообщениях, направляемых должнику кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, в целях возврата просроченной задолженности посредством почтовых отправлений по месту жительства или месту пребывания должника, обязательно указываются:

1) информация о кредиторе, а также лице, действующем от его имени и (или) в его интересах:

а) наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и отчество (при наличии) (для физического лица), основной государственный регистрационный номер (для индивидуального предпринимателя);

б) почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

в) сведения о договорах и об иных документах, подтверждающих полномочия кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах;

2) фамилия, имя и отчество (при наличии) и должность лица, подписавшего сообщение;

3) сведения о договорах и об иных документах, являющихся основанием возникновения права требования к должнику;

4) сведения о размере и структуре просроченной задолженности, сроках и порядке ее погашения (в случае, если к новому кредитору перешли права требования прежнего кредитора в части, указывается объем перешедших к кредитору прав требования);

5) реквизиты банковского счета, на который могут быть зачислены денежные средства, направленные на погашение просроченной задолженности.

8. Весь текст в сообщениях, направляемых должнику посредством почтовых отправлений, и в прилагающихся к ним документах должен быть отображен четким, хорошо читаемым шрифтом.

9. Кредитору или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, для осуществления непосредственного взаимодействия с должником посредством телефонных переговоров разрешается использовать только абонентские номера, выделенные на основании заключенного между кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, и оператором связи договора об оказании услуг телефонной связи. При этом запрещается скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого осуществляется звонок или направляется сообщение должнику, либо об адресе электронной почты, с которой направляется сообщение, либо об отправителе электронного сообщения.

10. Взаимодействие с должником должно осуществляться на русском языке или на языке, на котором составлен договор или иной документ, на основании которого возникла просроченная задолженность.

11. Положения, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи, устанавливающие ограничения частоты взаимодействия с должником, применяются кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, в отношении каждого самостоятельного обязательства должника.

12. Положения, предусмотренные пунктом 2 части 5 настоящей статьи, устанавливающие ограничения частоты взаимодействия с должником, применяются кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, в отношении каждого самостоятельного обязательства должника.

13. Должник и кредитор вправе, в том числе при проведении переговоров о реструктуризации просроченной задолженности, заключить соглашение, предусматривающее частоту взаимодействия с должником по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, отличную от предусмотренной частями 3 и 5 настоящей статьи. К порядку заключения соглашения и отказа от него применяются части 2 - 4 статьи 4 настоящего Федерального закона. Условия такого соглашения не могут умалять человеческое достоинство должника.

Статья 8. Ограничение или прекращение взаимодействия с должником

1. Должник вправе направить кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, заявление, касающееся взаимодействия с должником способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, с указанием на:

1) осуществление взаимодействия только через указанного должником представителя;

2) отказ от взаимодействия.

КонсультантПлюс: примечание.Положения части 2 статьи 8 (за исключением первого предложения части 2 статьи 8) применяются с 1 января 2017 года.

2. Форма указанного в части 1 настоящей статьи заявления утверждается уполномоченным органом. Такое заявление должно быть направлено через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку.

3. Заявление должника о том, что взаимодействие будет осуществляться только через указанного им представителя, должно содержать фамилию, имя и отчество (при наличии) представителя должника, номер его контактного телефона, почтовый адрес и адрес электронной почты.

4. В качестве представителя должника, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, может выступать только адвокат.

5. В случае получения указанного в части 1 настоящей статьи заявления кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе по собственной инициативе осуществлять взаимодействие только с указанным в частях 3 и 4 настоящей статьи представителем.

6. Заявление должника об отказе от взаимодействия может быть направлено кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки исполнения должником обязательства. Заявление должника об отказе от взаимодействия, направленное им до истечения указанного срока, считается недействительным.

7. В случае получения заявления должника об отказе от взаимодействия по истечении срока, указанного в части 6 настоящей статьи, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе по собственной инициативе осуществлять взаимодействие с должником способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

8. В случае принятия судебного акта о взыскании просроченной задолженности с даты его вступления в законную силу действие заявления должника об отказе от взаимодействия и связанных с ним ограничений, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, приостанавливается на два месяца. В течение указанного срока допускается осуществление направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействия с должником с соблюдением иных ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если до дня вступления в законную силу судебного акта о взыскании просроченной задолженности заявление должника об отказе от взаимодействия не направлялось, он вправе направить такое заявление в порядке, предусмотренном настоящей статьей, по истечении одного месяца со дня вступления в законную силу судебного акта о взыскании просроченной задолженности.

9. Должник в любое время вправе отменить свое заявление, указанное в части 1 настоящей статьи, путем уведомления об этом соответствующего лица, которому было направлено указанное заявление, способом, предусмотренным договором (при его наличии), или путем направления уведомления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения уведомления под расписку.

10. В отношении должника, находящегося под попечительством и ограниченного в дееспособности, заявление, указанное в части 1 настоящей статьи, может быть подано его попечителем.

11. В случае получения кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, с нарушением требований настоящей статьи кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны разъяснить должнику порядок оформления такого заявления должника путем направления соответствующих сведений способом, предусмотренным договором (при его наличии), или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения под расписку в срок не позднее десяти рабочих дней со дня получения такого заявления должника.

12. Указанное в части 1 настоящей статьи заявление предусматривает ограничение или прекращение взаимодействия с должником соответствующего лица, которому направлено заявление, применительно к каждому указанному в таком заявлении самостоятельному обязательству, срок исполнения которого наступил.

13. В случае направления должником заявления кредитору последний не вправе привлекать другое лицо для осуществления с должником взаимодействия по указанному в таком заявлении обязательству без учета предусмотренных в заявлении ограничения или отказа должника от взаимодействия.

Статья 9. Уведомление должника о привлечении иного лица для осуществления взаимодействия с должником

1. Кредитор в течение тридцати рабочих дней с даты привлечения иного лица для осуществления с должником взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, обязан уведомить об этом должника путем направления соответствующего уведомления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения уведомления под расписку либо иным способом, предусмотренным соглашением между кредитором и должником.

2. В уведомлении должны быть указаны предусмотренные частью 7 статьи 7 настоящего Федерального закона сведения о лице, указанном в части 1 настоящей статьи.

Статья 10. Ответы на обращения должника

Кредитор и лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны ответить на обращение должника по содержащимся в таком обращении вопросам, касающимся просроченной задолженности и ее взыскания, не позднее тридцати дней со дня получения такого обращения.

Статья 11. Гражданско-правовая ответственность кредитора и лица, действующего от его имени и (или) в его интересах

Кредитор и лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны возместить убытки и компенсировать моральный вред, причиненные их неправомерными действиями должнику и иным лицам.

Глава 3. УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИМ

ЛИЦОМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВОЗВРАТУ ПРОСРОЧЕННОЙ

ЗАДОЛЖЕННОСТИ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ВКЛЮЧЕННЫМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР

Статья 12. Включение сведений о юридическом лице, осуществляющем деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в государственный реестр

1. Юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенного в государственный реестр, со дня внесения сведений о нем в государственный реестр и утрачивает такие права и обязанности со дня исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра, если иное не предусмотрено настоящей главой.

2. Сведения о юридическом лице, соответствующем требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, вносятся в государственный реестр в течение двадцати рабочих дней со дня представления юридическим лицом (далее - заявитель) в уполномоченный орган следующих документов и сведений:

1) заявление о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр, подписанное руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства и номеров контактных телефонов;

2) копии учредительных документов;

3) выписка из единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за 30 дней до даты представления документов;

4) сведения об учредителях (участниках), органах и работниках юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным органом;

5) документы, содержащие сведения о размере чистых активов юридического лица, с приложением бухгалтерской отчетности, составленной на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления документов;

6) копия договора обязательного страхования ответственности за причинение убытков должнику при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности;

7) копии документов, подтверждающих наличие необходимых оборудования и программного обеспечения, соответствующих требованиям, установленным уполномоченным органом;

8) копии документов, подтверждающих владение сайтом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

9) выписка из реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных;

КонсультантПлюс: примечание.Пункт 10 части 2 статьи 12 вступает в силу с 3 августа 2016 года.

10) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

3. Документы, которые органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", заявитель вправе представить по собственной инициативе.

4. В заявлении о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр декларируется соответствие юридического лица требованиям, установленным подпунктами 5, 10 и 11 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.

5. Уполномоченный орган при рассмотрении заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц, если заявителем не представлена указанная выписка по собственной инициативе.

6. Представляемые в соответствии с настоящей статьей документы иностранных юридических лиц должны быть представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и удостоверены в установленном порядке.

7. Уполномоченный орган при отсутствии установленных статьей 15 настоящего Федерального закона оснований для отказа во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр вносит сведения о юридическом лице в государственный реестр и выдает заявителю свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр.

8. Форма свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр устанавливается уполномоченным органом.

9. Информация о включении юридического лица в государственный реестр размещается на официальном сайте такого юридического лица в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".