Ускорение социально экономического развития ссср. Стратегия ускорения социально-экономического развития страны

Курс на "ускорение"

В марте 1985 г. руководящие посты в государстве были перераспределены следующим образом: Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, Председателем Президиума Верховного Совета СССР А.А. Громыко (с июля), Председателем Совета Министров СССР до осени 1985 г. оставался Н.А. Тихонов, которого затем сменил Н.И. Рыжков. Руководство взяло решительный курс на активизацию внутренней и внешней политики СССР, на восста­новление и укрепление авторитета партии и государственной власти в советском обществе и на международной арене.

Впервые новый курс был провозглашен в апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС, конкретизирован и одобрен на XXVII съезде КПСС (1986 г.) и воплотился в план 12-й пятилетки (1986- 1990 гг.). Он получил название "курса на ускорение социально-экономического развития".

Четыре фактора, по мнению руководства, диктовали необходи­мость ускорения: во-первых, острые нерешенные социальные за­дачи (продовольственная, жилищная, здравоохранения, производ­ства товаров народного потребления, экологическая); во-вторых, угроза слома военно-стратегического паритета (США взялись за новую масштабную программу СОИ - стратегической оборонной инициативы); в-третьих, необходимость обеспечения полной эко­номической независимости страны (главным образом, на стратегических направлениях от западных поставок); наконец, задача пре­кращения падения темпов развития, сползания экономики к кризи­су, создания образцовой экономической политики.

Как понималось ускорение? Прежде всего, как повышение тем­пов экономического роста. В 1986--1987 гг. М.С. Горбачев не уставал предупреждать, что национальный доход должен расти темпами не ниже 4% в год, иначе пятилетка будет сорвана. Далее, ускорение понималось и как новое качество роста, т.е. рост на базе научно-технического прогресса за счет повышения произво­дительности труда, интенсивного развития.

Под понятие "ускорение" подводилась и "активная социальная политика". Было обещано "круто повернуть" экономику к социальной сфере, проводить целостную социальную политику, суть которой в последовательном и повсеместном утверждении прин­ципа социальной справедливости. Руководство страны в 1985- 1986 гг. заверило народ, что забота о его благосостоянии станет, наконец, главной заботой государства, и определило шесть задач повышения благосостояния на XII пятилетку и на период до 2000 года. Среди них выделялись две - продовольственная и жилищ­ная. Продовольственная считалась приоритетной внутриполити­ческой задачей и ее решение должно было осуществиться к 1990 г. Решение жилищной ("каждой семье благоустроенную отдельную квартиру") отодвигалось на конец века.


С чего начали ускорение? Как и в предыдущие пятилетки, с тя­желой промышленности. Машиностроению была отведена роль "ключевого звена" реконструкции народного хозяйства. Перейти от производства отдельных станков к производственным ком­плексам, промышленным роботам, подвести новый класс машин под народное хозяйство, придав ему ускорение - таков был пер­вый порыв. Он требовал больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. В сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ве­теранами стахановского движения и молодыми передовиками производства М.С. Горбачев призвал не сводить дело к рублю и мобилизовать энергию молодежи на решение поставленных пар­тией задач. Энтузиазм "молодого поколения" надеялись напра­вить на приведение в действие "скрытых резервов" роста, чтобы уже сейчас, сегодня, не дожидаясь нового класса машин, добить­ся ускорения.

Решить эту задачу было намечено, используя следующие ре­зервы. Полностью загрузить действующие мощности, переведя их на двух-четырехсменку. Укрепить трудовую дисциплину, рав­няясь на опыт передовиков. Силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, немедленно повысить качество продук­ции. С этой целью создавалась еще одна контролирующая ин­станция - госприемка.

Для ускорения предполагалось:

1.научно-технический прогресс

2.техническое перевооружение машиностроения (производство оборудования должно превышать другие отрасли в 1,7 раза)

3.активизация человеческого фактора

4.совершенствование устоявшейся системы, выправка отдельных деформаций в системе производства

5.наведение порядка, повышение трудовой дисциплины

6.повышение ответственности управленческих кадров

7.подтягивание отстающих отраслей.

В 1985-1986 гг. темпы производительности труда в промышленности и строительстве превысили показатели предыдущей пятилетки в 1,3 раза, на железнодорожном транспорте – в 3 раза. В 4 раза увеличились капиталовложения в социальную сферу.

Однако ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой, квалификацией работающих и организацией труда, привела не к ускорению, а к резкому росту аварий и катастроф в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала ава­рия на Чернобыльской АЭС, происшедшая 27 апреля 1986 г. По мнению международных экспертов, ее последствия отразятся на здоровье и жизни десятков миллионов людей нескольких поколе­ний. "Чернобыль" стал мрачным символом катастрофы, надви­гающейся на общество и государство.

С 1985 года начинается антиалкогольная кампания. Сократившая производство алкоголя в 2 раза. Это привело к повышению производительности труда, снижению бытовой преступности. Однако госбюджет с 1985 по 1988 год не досчитался 67 млрд. рублей, стало процветать самогоноварение, спекуляция, отравление некачественной алколгольной продукцией и росла социальная напряженность.

Чернобыльская катастрофа. Весной 1986 г. произошло событие, оказавшее шоковое воздействие на советское общество. 26 апреля слу­чилась авария на Чернобыльской атомной электростанции, где при проведении эксперимента взорвался четвертый энергоблок. Первона­чально не было ясного понимания, что произошедшее - катастрофа не только национального, но и мирового масштаба, однако по мере накопления информации приходило осознание трагизма случившего­ся. Радиационному загрязнению подверглась значительная часть Укра­ины, но самый тяжелый удар пришелся на Белоруссию (23% террито­рии, пострадал каждый пятый житель); впоследствии заражение об­наружено в Брянской и Тульской областях.

Для ликвидации последствий аварии была создана специальная правительственная комиссия, которая координировала эту работу в масштабах всей страны. Уже в первые после катастрофы дни действовала сеть медицинской помощи, охватившая почти миллион человек. Принято было решение о выселении жителей из города энергетиков Припять. Сначала эвакуировали людей из 10-, а затем и из 30-километровой зоны. Это оказалось чрезвычайно трудным делом: многие не хотели уезжать, их пришлось перемещать принудительно. В первых числах мая было переселено 135 тыс. человек и установлен контроль над всем районом. В район аварии перебросили войска химической защиты, со всей страны прибывала техника. В Москве, Ленинграде, Киеве круглосуточно работали научные институты, срочно решая целую серию необычных проблем. В послечернобыльские месяцы про­явились лучшие качества советских людей: самоотверженность, чело­вечность, высокая нравственность. Многие просили направить их в район Чернобыля, предлагали бескорыстную помощь.

Ликвидация последствий взрыва только в 1986 г. обошлась в 14 млрд. рублей; требовала миллиардных затрат и в последующие годы. Организованными усилиями удалось ограничить число пострадавших и локализовать аварию. К июлю была разработана концепция «саркофа­га», а затем в сжатые сроки возведено уникальное укрытие для по­врежденного реактора с постоянно функционирующей системой кон­троля за его состоянием. По сути вторая половина 1986 г. прошла под знаком Чернобыля.

«Перестройка» 1987-1991 гг.

В 1987 г. решено было сменить провалившуюся "концепцию ускорения" на "концепцию перестройки". Ускорение оставалось целью, перестройка же рассматривалась как широкомасштабное средство ее достижения. В 1987-1988 гг. перестройка сводилась главным образом к "радикальной экономической реформе", затем в нее включили реформу политической системы и курс на "обновле­ние" идеологии.

Идея экономической реформы начала складываться еще с 1970-х гг., когда в научно-экономических кругах заговорили о необходимости усиления роли ры­ночных, товарно-денежных отношений в социалистической экономике. В кон­це 1970 - начале 1980-х гг. был проведен так называемый "экономический эксперимент", в ходе которого ряд отраслей (прежде всего, бытового обслужи­вания и примыкающих к ней) переводились на хозрасчет. При Ю.В. Андропове экономисты - "товарники" стали более настойчиво проводить идею расшире­ния рыночных отношений в экономике страны, однако с приходом к власти в феврале 1984 г. группировки консервативно настроенных членов ЦК КПСС во главе с "брежневцем" К.У. Черненко эксперимент был свернут, идеи "рыночно­го социализма" перестали поддерживаться правительством. Однако уже во вто­рой половине 1980-х гг. тенденция усиления рыночных факторов стала шаг за шагом одерживать победы в экономической политике СССР. Идея перевода жестко централизованного, плано­во-государственного хозяйства на рыночную, то­варно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки.

Первым шагом к рыночной экономике стал Закон о государст­венном предприятии (объединении) 1987 г., предоставивший зна­чительные права предприятиям и трудовым коллективам. Они должны были стать самостоятельными (обособленными) хозяй­ственными единицами, составив основу рыночного сектора эко­номики. Предприятия переводились на самоокупаемость и хоз­расчет, не централизованно, а самостоятельно могли выбирать себе партнеров, закупать сырье и реализовывать продукцию. Це­ны же как важнейший рычаг социальной политики государство не решилось сделать свободными, что существенно снижало хо­зяйственную самостоятельность предприятий.

Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в т.ч. создания совместных предприятий и свободной продажи своей продукции на рынке, в т.ч. и внешнем. Государство таким образом частично отступало от своей монополии на внешнюю торговлю. В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях всю производимую продукцию, государство включило в госзаказ, вывело из свободной продажи, лишило предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано постепенно госзаказ снижать, втягивая предприятия в хозрасчет­ные отношения. Трудовые коллективы получили право (через несколько лет ликвидированное) выбирать руководителей всех рангов и рабочего контроля за деятельностью администрации.

Однако к желаемому эффекту подобные мероприятия не привели, а лишь усугубили ситуацию в экономике, т.к.

1.освободившись от опеки министерств, предприятия столкнулись с отсутствием системы реализации и сбыта товара;

2.разрушалась плановая система, нарушалось взаимодействие между предприятиями;

3.выборы директорского корпуса привели в руководство предприятий некомпетентных людей, которые растратили основные фонды на социальные нужды, что в дальнейшем привело к остановке предприятий;

4.система производства разбалансировалась. Нарушилось взаимодействие между производством и потребителем;

5.предприятия вышли из единой системы НТП, потеряли связь с научными центрами (в дальнейшем предприятия начнут борьбу за госзаказ, чтобы окончательно не остановить производство).

Начатая экономическая реформа предполагала перестройку центрального аппарата управления: сокращение численности ми­нистерств и ведомств, а также их аппарата, переход на "партнер­ские" отношения министерств с предприятиями. Однако центр своих прав уступать не хотел.

В 1988 г. были приняты еще два закона, открывшие простор для коллективного и частного предпринимательства: Закон о коопера­ции и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД).

Закон о кооперации привел к расцвету «черного рынка», налоги стали уходить мимо государства, за счет различных махинаций госпредприятия начали выпускать продукцию для частников, которая реализовывалась по рыночным ценам, минуя государственную налоговую систему и оседая в карманах организаторов махинаций (на государственном сырье и оборудовании производили продукцию для «черного рынка»). Снижалось качество производимой продукции, выкачивались финансовые ресурсы из карманов советских граждан.

60 предприятий получили право самостоятельно выходить на внешний рынок. 19 ноября Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» легализовал частную деятельность и создание кооперативов в некото­рых видах производства товаров и услуг. Осенью 1986-го было разра­ботано, а 13 января 1987 г. принято постановление о создании и де­ятельности на территории СССР совместных предприятий. Все это были шаги к рыночной экономике, ограничению вмешательства го­сударства в деятельность предприятий.

В 1989 г. в социально-экономические преобразования был втя­нут аграрный сектор. На мартовском (1989 г.) пленуме ЦК КПСС было решено отказаться от сверхцентрализованного управления агропромышленным комплексом, распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР, а также отказаться от борьбы с личным под­собным хозяйством, развернутой в 1986-1987 гг. Эта борьба велась под знаменем борьбы с нетрудовыми доходами и сильно подрывала производство сельскохозяйственной продукции. При­знавалось равенство пяти форм хозяйствования на земле: совхо­зов, колхозов, агрокомбинатов, кооперативов, крестьянских хо­зяйств (крестхозов или фермерских хозяйств).

Однако государство отказалось от дотаций сельскому хозяйству, от системы планирования, централизованных закупок и сбыта. Это привело к разрушению системы сельского хозяйства, перед страной стал возникать вопрос о продовольственной безопасности.

Признание целесообразности, а затем необходимости строи­тельства фермерских хозяйств с выходом крестьян из колхозов свидетельствовало о понимании руководством страны серьезно­сти кризиса сельскохозяйственного производства. Поскольку к концу 1980-х гг. стало очевидно, что "важнейшая внутриполитическая задача" - Продовольственная программа - провалена, она была перенесена на 1990-е гг. К ее решению подключились все типы сельских хозяйств и горожане, любители садов и огоро­дов. Руководство СССР не осмеливалось отказаться от обещания "накормить народ", опасаясь окончательного падения подорван­ного авторитета власти.

Разрушение централизованной системы коллективных хозяйств и неспособность создать фермерские хозяйства, привело к снижению сельхозпродукции, что нанесло непоправимый ущерб сельскому хозяйству.

В середине 80-х годов КПСС и Советское правительство выдвинули в качестве стратегической задачи курс на страны и качественного обновления на этой основе социалистического общества.

Установка на ускорение социально-экономического развития была всесторонне обоснована на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС и развита на совещании в Центральном Комитете партии по вопросам научно-технического прогресса в июне 1985 г. Курс на ускорение предусматривал преобразование всех сторон жизни советского общества. Это обновление материально-технической базы на основе достижений научно-технической революции, совершенствование общественных отношений, позитивные сдвиги в содержании и характере труда и в условиях жизни людей. Курс на ускорение означал повышение темпов экономического роста страны, всемерную интенсификацию производства. Составными частями этого процесса должны были стать углубление научно-технического прогресса, внедрение более эффективных форм управления и организации труда. Важная роль в реализации курса на ускорение развития страны отводилась социальной политике партии, развитию социальной сферы, охватывающей интересы всех классов и групп, наций и народностей общества. В решении задач ускорения большое значение должно было иметь обновление форм и методов работы в сфере идеологии, совершенствование социалистической демократии.
Разработанный Коммунистической партией курс на ускорение социально-экономического развития был положен в основу проектов новой редакции Программы КПСС и Основных направлений экономического и социального развития страны на 1986 - 1990 гг. и на период до 2000 г. В этих документах подводились итоги пройденного советским народом пути и намечались перспективы дальнейшего развития советского общества. Были определены направления, методы и формы упрочения социализма, его планомерного и всестороннего совершенствования.
Октябрьский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС рассмотрел и одобрил проекты новой редакции Программы партии, изменений в ее Уставе, Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1986-1990 гг. и на период до 2000 г. Пленум постановил вынести эти документы на общепартийное, всенародное обсуждение.
Опубликование проектов новой редакции Программы и Устава КПСС, Основных направлений экономического и социального развития страны на двенадцатую пятилетку и до 2000 г. вызвало большой интерес среди советских людей и за рубежом. Эти документы были рассмотрены на собраниях трудящихся. Только в обсуждении проекта Основных направлений приняло участие почти НО млн. человек. В проекты документов были внесены предложения, дополнения, редакционные уточнения.
Всенародное обсуждение документов показало высокую политическую зрелость советских людей, их поддержку разработанного партией курса на ускорение социально-экономического развития общества.

Намечено ускорить темпы развития экономики, увеличить абсолютные размеры прироста национального дохода… Напряженные задания должны быть выполнены при сравнительно меньшем увеличении материальных затрат и трудовых ресурсов.

По своей сути ускорение означало модернизацию экономики.

Нужны революционные сдвиги - переход к принципиально новым технологическим системам, к технике последних поколений, дающих наивысшую эффективность

Заявил Горбачёв.

Использование лозунга другими политическими деятелями

  • Президент России Путин В. В. в своих ежегодных посланиях Федеральному собранию также регулярно использовал этот термин, главным образом имея ввиду ускорение либеральных реформ.
  • Президент Беларуси Лукашенко А. Г. в конце апреля 2007 года на заседании совета Министров Беларуси объявил «Курс на ускорение» почти дословно совпадающий со словами Горбачёва 1985 года.

Примечания

Источники

  • Александр ШУБИН. Россия в поисках пути:реформы тысяча девятьсот восьмидесятых

См. также

Ссылки

  • СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР в 1983-1991 г: Приход М. С. Горбачева к власти. Стратегия ускорения

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ускорение социального и экономического развития" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ускорение (значения). Ускорение лозунг и политический курс генерального секретаря КПСС Михаила Горбачёва, провозглашённый 20 апреля 1985 года на апрельском пленуме ЦК КПСС, одно из ключевых… … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. У этого термина существуют и другие значения, см. Электромаш (значения) … Википедия

    Экономика страны - (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

    Инфраструктура - (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Колумбия - (Colombia) Государство Колумбия, география и история Колумбии, государственный строй Информация о государстве Колумбия, география и история Колумбии, государственный строй Содержание Содержание: Природа Рельеф местности Климат и растительный мир… … Энциклопедия инвестора

    Государственный бюджет - (Government budget) Важнейшие части государственного бюджета, государственный бюджет РФ Расходы и доходы государственного бюджета, бюджетный дефицит, Российский бюджет, коррупция в сфере управления государственными финансами Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    - … Википедия

    Резкое ускорение темпов роста населения. В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50 60 х гг. 20 в. обусловлен снижением смертности, особенно детской, при сохранении высокой рождаемости. Демографический взрыв обострил проблемы… … Большой Энциклопедический словарь

    Резкое ускорение темпов роста населения. В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50 60 х гг. XX в. обусловлен снижением смертности, особенно детской, при сохранении высокой рождаемости. «Демографический взрыв» обострил проблемы … Энциклопедический словарь

    - «ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ», резкое ускорение темпов роста населения. В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50 60 х гг. 20 в. обусловлен снижением смертности (см. СМЕРТНОСТЬ), особенно детской, при сохранении высокой рождаемости… … Энциклопедический словарь


Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986—1990 гг. и на период до 2000 г. определяют конкретные задания по реализации программных целей КПСС, стратегии ускорения социально-экономического развития страны.

РОСТ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СССР НА ПЕРИОД ДО 2000 года

(1985=1)

Национальный доход

почти в 2 раза

Продукция промышленности.

не менее чем в 2 раза

в 2,3—2,5 раза

в 1,6—1,8 раза

Выплаты и льготы, получаемые населением из общественных фондов потребления

примерно в 2 раза

Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли

примерно в 1,8 раза

Объем платных услуг населению

в 2,1—2,3 раза

К 2000 г. предусматривается нарастающая динамика национального дохода. Темпы его прироста повысятся с 3,1% в среднем за год в одиннадцатой пятилетке до 5% в четырнадцатой пятилетке.

Более чем вдвое снизится доля ручного труда. Это позволит освободить от малоквалифицированной работы свыше 20 млн. человек, сделать их деятельность содержательной, приносящей удовлетворение.

Ресурсосбережение превратится в решающий источник удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства. Поставлена задача: прирост потребностей в топливе, энергии, сырье и материалах на 75—80% удовлетворять за счет их экономии. Энергоемкость произведенного национального дохода намечено снизить к 2000 г. не менее чем в 1,4 раза, металлоемкость произведенного национального дохода—почти в 2 раза. О народнохозяйственной эффективности такого направления развития дает представление следующий пример. Если бы характер роста экономики оставался прежним, к концу столетия нам потребовалось бы примерно на 50 млн. т проката больше, чем сейчас проектируется.

В 1986—2000 гг. намечается внести перелом в динамику фондоотдачи: на первом этапе—в первой половине 90-х годов—стабилизировать, а в последующем—обеспечить ее рост.

В этот период предусмотрено последовательно решать важнейшую социальную задачу по обеспечению практически каждой семьи отдельной квартирой или индивидуальным домом. Будут введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью не менее 2 млрд. м 2 .

На основе ускорения социально-экономического развития советскому обществу предстоит выйти на новые рубежи в экономической, социальной, политической областях, в духовной жизни.

Результатом этих преобразований явится качественно новое состояние советского общества, в полной мере раскрывающее огромные преимущества социализма во всех сферах жизни.

Двенадцатая пятилетка занимает особое, ключевое место в пятнадцатилетней программе, в ускорении социально-экономического развития страны. В течение нынешней пятилетки должны быть преодолены негативные тенденции, сложившиеся в развитии народного хозяйства в конце 70-х и начале 80-х годов, обеспечены главные заделы в экономике, в сфере управления, социальной политике, повышении динамизма политической жизни, в освоении новых методов работы.

Текущая пятилетка призвана создать самые благоприятные стартовые условия для дальнейшего ускоренного движения вперед по всему фронту экономического и социального развития. Пятилетний план нацелен на существенное повышение темпов экономического роста, коренное улучшение эффективности производства на базе ускорения научно-технического прогресса, на то, чтобы внести перелом в динамику экономического развития.

ТЕМПЫ ПРИРОСТА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СССР В ДВЕНАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКЕ (1986—1990 гг.)

(в процентах)

По пятилетнему плану

Продукция промышленности

Производство средств производства (группа «А»)

Производство предметов потребления (группа «Б»)

Из общего объема продукции промышленности:

машиностроение и металлообработка

производство вычислительной техники

рост в 2,4 раза

Среднегодовой объем валовой продукции сельского хозяйства (1986—1990 гг. в процентах к 1981—1985 гг.)

Капитальные вложения (1986—1990 гг. в процентах к 1981—1985 гг.)

Объем перевозок грузов на железнодорожном транспорте

Производительность общественного труда

Производительность труда:

в промышленности

в сельском хозяйстве (общественный сектор; среднегодовой уровень 1986—1990 гг. в процентах к 1981—1985 гг.)

в строительстве

на железнодорожном транспорте

Энергоемкость произведенного национального дохода

уменьшение на 8,5

Металлоемкость произведенного национального дохода

уменьшение на 14

Реальные доходы на душу населения

Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих

Среднемесячная оплата труда колхозников в общественном хозяйстве колхозов

Выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления

Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли (без объема реализации алкогольных напитков)

Объем платных услуг населению

рост в 1,5 раза

В двенадцатой пятилетке более чем на треть обновится активная часть - производственных основных фондов. Объем выбытия устаревших производственных основных фондов увеличится по сравнению с одиннадцатой пятилеткой вдвое.

Уровень автоматизации производства поднимется примерно в 2 раза.

Намечаемый на двенадцатую пятилетку рост экономики и ее эффективности создает прочную основу для существенного продвижения вперед в реализации программных установок КПСС— поднять жизненный уровень советских людей на качественно новую ступень, обеспечить неуклонное улучшение условий их труда и жизни.

В соответствии с пятилетним планом среднемесячная заработная плата рабочих и служащих к концу двенадцатой пятилетки будет повышена до 218 руб. в месяц. Осуществление намеченных мер в области оплаты труда и развития общественных фондов потребления приведет к реально ощутимым переменам в условиях и уровне жизни самых широких слоев общества. Только за счет общегосударственных мер по повышению заработной платы, пенсий и пособий доходы возрастут более чем у половины всего населения. Это почти вдвое больше, чем за последние пять лет. К концу пятилетки свыше 50% всех семей будут располагать среднемесячным доходом на одного человека более 125 руб. Практически не останется семей с доходом на душу населения до 50 руб. в месяц.

Поставлена задача улучшить обеспечение населения продуктами питания, промышленными товарами и услугами. На это нацелены Продовольственная программа СССР, Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг.

В 1986—1990 гг. будут введены в действие жилые дома общей площадью 630,4 млн. м 2 , построены дошкольные учреждения на 4,4 млн. мест, общеобразовательные школы на 7,4 млн. ученических мест и профессионально-технические учебные заведения на 810 тыс. мест, будут введены в действие больницы на 378 тыс. коек и амбулаторно-поликлинические учреждения на 958 тыс. посещений в смену.

СРЕДНЕГОДОВЫЕ ТЕМПЫ ПРИРОСТА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СССР (в процентах)

1981—1985

1986—1990 (по пятилетнему плану)

Произведенный национальный доход

Национальный доход, используемый на потребление и накопление

Концепция ускорения социально-экономического развития и причины ее незавершенности в России (до 90-х гг. ХХ века)

ВВЕДЕНИЕ

В первой половине 80-х годов застойные явления в экономике стали перерастать в предкризисные. Хотя рост национального дохода имел положительное сальдо, однако темпы его прироста подошли к уровню прироста населения страны, что означало стагнацию, преддверие кризиса.

В марте 1985 года на пост руководителя партии был избран 54-летний секретарь ЦК по сельскому хозяйству М.С.Горбачев, с именем которого связан новый этап в жизни Советского государства, получивший название «перестройки» и положивший начало глубоким, коренным изменениям всего состояния советского и российского общества

Выдвинутая М.С. Горбачевым на апрельском(1985 г.) пленуме ЦК КПСС программа ускорение социально-экономического развития страны - стратегический курс партии, нацеленный на качественное преобразование всех сторон жизни советского общества.

Программа ускорения социально-экономического развития страны, выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС, получила развернутое обоснование в решениях XXVII съезда партии, январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС. Курс на ускорение социально-экономического развития страны предполагает глубокие преобразования в экономике, проведение активной социальной политики, последовательное утверждение принципа социальной справедливости, совершенствование общественных отношений, обновление форм и методов работы политических и идеологических институтов, углубление социалистической демократии, решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма. В экономической области ускорение означает прежде всего решительное преодоление негативных тенденций, проявившихся в 70-80-е годы, и повышение темпов роста. Все вышеперечисленные факторы и обусловило актуальность нашего исследования.

Цель исследования – проанализировать концепцию ускорения социально-экономического развития и определить причины ее незавершенности.

В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи :

Рассмотреть экономическую политику М.С. Горбачева;

Проанализировать концепцию ускорения социально-экономического развития.

Методы исследования:

Обработка, анализ научных источников;

Анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объект исследования – концепция ускорения социально-экономического развития

Предмет исследования – экономические реформы в годы перестройки 1985-1991 г.

1. Экономическая политика М.С. Горбачева

10 марта 1985 г. скончался генеральный секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко. В тот же день состоялась не­долгая (получасовая) встреча старейшего члена Полит­бюро министра иностранных дел А.А. Громыко и секре­таря ЦК КПСС М.С. Горбачева - самого молодого из членов Политбюро. Они условились «взаимодейство­вать». 11 марта прошло заседание Политбюро. Первым слово взял Громыко и предложил на пост генерального секретаря кандидатуру Горбачева. Все члены Политбю­ро поддержали это предложение, и в тот же день пле­нум ЦК КПСС единогласно избрал М.С. Горбачева руко­водителем партии 1 .

Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем. Шла изнурительная война в Афганистане. На поддержа­ние военного паритета с США уходило около 40% всех ресурсов страны. Экономика СССР уже несколько лет держалась только за счет широкой продажи сырья. Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста.

В первое послевоенное десятилетие экономический рост Советского Союза составлял примерно 10% в год. Во второе десятилетие он сократился до 7, но все же это был внушительный среди индустриальных стран рост. Ситуация стала кризисной к 1980-м гг. Когда Гор­бачеву принесли разметку на очередную пятилетку, там предусматривался рост в 2,8% в год. Горбачев положил в основу политики идею ускорения развития, т. е. повышение темпов экономического роста. За 15 лет предпола­галось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала, повысить произ­водительность труда в 2,3-2,5 раза. Руководство страны обещало также проводить социальную политику, основан­ную на принципах социальной справедливости. Были вы­делены две приоритетные проблемы - продовольственная и жилищная - и определены сроки их разрешения. Продовольственную проблему предполагалось решить к 1990 г., жилищную по принципу «каждой семье благо­устроенную отдельную квартиру» - к концу XX в.

2. Курс на ускорение

Новый генеральный секретарь сразу же отверг кон­цепцию развитого социализма, которая к тому времени не соответствовала реальности. Под его руководством была пересмотрена программа КПСС и разработана ее новая редакция, утвержденная XXVII съездом КПСС (25 февраля-б марта 1986 г.).

В отличие от программы КПСС, принятой в 1961 г. на XXII съезде, новая редакция не предусматривала конкретных социально-экономических обязательств пар­тии перед народом, окончательно сняла задачу непосред­ственного строительства коммунизма. Сам же ком­мунизм, характеризуемый как высокоорганизованное бесклассовое общество свободных и сознательных труже­ников, предстал как идеал общественного устройства, а его появление перенесено в неопределенно далекое будущее. Основной упор делался на планомерное и все­стороннее совершенствование социализма на основе ус­корения социально-экономического развития страны 2 .

Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, пообещав народу круто повернуть экономику «лицом к человеку», новое руководство СССР разработа­ло план Двенадцатой пятилетки (1986-1990) по аналогии с довоенными пятилетками – с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом.

С этого момента во главу угла политики «ускорения» были поставлены задачи демократизации, борьбы с бюрократизмом, беззаконием. За короткое время был омоложен верхний эшелон руководства. Один за другим были отстранены наиболее консервативные члены партийной верхушки. Н.И.Рыжков сменил престарелого Н.А.Тихонова на посту премьер-министра, Н.В.Талызин стал вместо Н.К.Байбакова председателем Госплана СССР. Секретарь ЦК КПСС Б.Н.Ельцин возглавил Московский горком КПСС и вскоре стал кандидатом в члены политбюро. Чистка коснулась также среднего и нижнего звена партноменклатуры. К началу 1987 года было заменено 70% членов политбюро, 60% секретарей обкомов, 40% членов ЦК КПСС 3 .

По замыслу партийных реформаторов, предполагалось включить «дополнительные резервы и преимущества» социализма, повысить трудовую дисциплину на производстве (так называемый «человеческий фактор») прежде всего за счет усиления администрирования, эффективно использовать новейшие технологии в производстве и т. д. Новый партийный лидер призвал шире реализовывать накопленные материальные и финансовые ресурсы, обеспечить максимальную загрузку производственных мощностей, в том числе за счет введения многосменного режима работы, особенно в машиностроении, повысить качество производимой продукции, развивать рационализаторство, передовые формы и методы соцсоревнования и т. д. В стратегии «ускорения» социально-экономического развития была сделана ставка на традиционные для СССР способы подстегивания «социалистического энтузиазма» в сочетании с усилением командно-административного контроля и массированной финансовой накачки приоритетных отраслей народного хозяйства.

1985-1986 гг. стали периодом осуществления крупномасштабных кампаний и серьезных ломок административных структур управления народным хозяйством.

Так, уже в мае 1985 г. вышло постановление Совета Министров СССР об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом (печально знаменитая антиалкогольная кампания), в рамках которой предусматривалось повышение розничных цен и одновременно резкое сокращение производства ликероводочной продукции. Осуществление «борьбы с пьянством» ударными темпами привело за 2 года к снижению производства вина и водки в стране вдвое, что резко снизило бюджетные поступления, создав к тому же сильное социальное напряжение, рост производства подпольных суррогатов и самогоноварения, что отрицательно сказывалось на здоровье населения. К числу других социальных «кампаний» этого периода относились: широко разрекламированная программа «Жилье-2000» (апрель 1986 г.), предусматривавшая полное решение в стране пресловутого «квартирного вопроса» и «школьная реформа», в рамках которой должна была осуществиться полная компьютеризация средней школы. К числу административных реорганизаций в управлении экономикой относились: создание в ноябре 1985 г. министерского «монстра» - Госагропрома путем слияния семи союзных министерств и ведомств; формирование исполнительной «вертикали» областных и районных агропромышленных объединений; введение в мае 1986 г. новой контролирующей инстанции за качеством производимой продукции - госприемки, обусловившей значительный рост бюрократического аппарата на всех уровнях 4 .

Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Пе­рейти от производства отдельных станков к произво­дственным комплексам и промышленным роботам, внедрить новый класс машин в народное хозяйство, при­дав ему ускорение, - такова была «генеральная линия» М.С. Горбачева и Н.И. Рыжкова (председатель Совета министров СССР в 1985-1990 гг.) в 1985-1986 гг. Реализация этой линии требовала больших капиталовло­жений, а также энтузиазма трудящихся. В сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми передовиками производства М.С. Горбачев призвал не сводить дело к рублю, моби­лизовать энергию молодежи на решение поставленных партией задач. Энтузиазм молодого поколения наде­ялись направить на приведение в действие скрытых резервов роста, чтобы немедленно, не дожидаясь техни­ческого перевооружения, добиться ускорения 5 .

Предполагалось использовать следующие резервы:

1) полностью загрузить действующие мощности, повсе­местно переведя их на многосменную форму работы;

2) укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков;

3) силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, предлагалось повысить качество продукции.

Действовали привычными методами административ­ного руководства. Убедившись, что моральное поощре­ние выпуска высококачественной продукции путем вве­дения государственного Знака качества ожидавшегося эффекта не дало, правительство 12 мая 1986 г. ввело государственную приемку по примеру существовавшей на оборонных предприятиях приемки готовой продук­ции представителями военного ведомства.

Некоторые подвижки, отмеченные в экономике СССР в первый год реализации «стратегии ускорения» (прирост производительности труда за 1985 г. составил 1,3%), породили в новом руководстве страны иллюзию движения, надежду на всесилие командных рычагов в увеличении темпов промышленного развития. Эти настроения ярко отразились в утопизме принятых на XXVII съезде КПСС (март 1986 г.) планов экономического и социального развития страны до 2000 г., в соответствии с которыми промышленный потенциал СССР за 15 лет должен был увеличиться вдвое. Неосуществимость принятых съездом решений была предопределена.

Внеэкономические методы интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства, не изменившие социальной природы общественного воспроизводства и основанные на инерции сложившегося бюрократического хозяйственного механизма, уже находившегося в кризисном положении, не могли привести к реальным изменениям в экономике. Более того, идеология «штурмовщины» на производстве, неподкрепленная новейшими технологическими разработками, объективно создавала предпосылки для техногенных аварий 6 .

Начало перестройки было омрачено страшными ката­строфами: взрывом атомного реактора на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.; гибелью пассажирского теплохо­да «Адмирал Нахимов» близ Новороссийска. Во всех случаях причиной катастроф стала халатность конкретных исполнителей в результате падения дисциплины.

Однако ключевым для судеб ускорения оказалось падение цен на нефть осенью 1985 г. Валютная выручка СССР сократилась сразу на две трети. Уже одно это неминуемо вызывало экономический кризис. Но на па­дение цен на нефть накладывались затраты на ликви­дацию последствий чернобыльской аварии, позже - землетрясения в Армении, увеличение капиталовложе­ний в машиностроение, потери бюджета из-за снижения торговли алкоголем. При этом нехватка валюты привела к сокращению закупок товаров народного потребления за рубежом.

Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза сры­ва курса на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному сред­ству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987- 1988 гг. была частичным возвратом к принципам эконо­мической реформы 1965 г., усилению роли прибыли в условиях планового хозяйства. Отныне ускорение стано­вилось целью, а перестройка рассматривалась как сред­ство ее достижения.

Самое главное - пришло осознание того, что единственным путем исправления ситуации в экономике является не плановый путь, а путь рыночных отношений. Экономические изменения, инициированные советским руководством, осуществлялись в трех направ­лениях:

1. Повышение экономической самостоятельности го­сударственных предприятий.

2. Развитие частной инициативы и предприниматель­ства в тех сферах, где оно было «социально оправдан­ным».

3. Привлечение иностранных инвестиций путем соз­дания совместных предприятий.

Осенью 1986 г. Верховный Совет СССР принял Закон об индивидуальной трудовой деятельности. Это был ма­ленький, но клин в основы строя, закрепленные Конс­титуцией СССР, первой победой сторонников частной собственности. Однако развертыванию процесса препятствовало постановление Совета министров «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами» (15 мая 1986 г.).

Второй шаг экономической реформы - Закон о госу­дарственном предприятии (объединении) 1987 г., предо­ставивший значительные права предприятиям и их тру­довым коллективам. Предприятия должны были стать самостоятельными хозяйственными единицами, не цент­рализованно, а самостоятельно выбирать себе партнеров, закупать сырье и реализовывать продукцию. Однако це­ны как важнейший рычаг социальной политики государ­ство не решилось сделать свободными, что существенно снижало хозяйственную самостоятельность предприятий.

Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в том числе создания совместных предприятий и свободной продажи части своей продукции на внеш­нем рынке. Государство, таким образом, ослабило моно­полию на внешнюю торговлю, введенную в нашей стра­не в 1918 г. В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях всю ее государство вклю­чало в госзаказ, выводило из свободной продажи, что лишало предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано госзаказ постепенно сокращать, включая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые кол­лективы получили право (в 1990 г. ликвидированное) выбора руководителей всех рангов и рабочего контроля деятельности администрации 7 .

Изменения коснулись всей системы управления. В сво­ей борьбе за либерализацию управления Горбачев высту­пил против гигантских союзных министерств. Делу при­дали большую общественную значимость. Второстепенные министерства были распущены в кратчайшие сроки, пер­востепенные резко сокращены. В пределах одного года численность служащих центральных министерств была сокращена с 1,7 до 0,7 млн человек. Пропаганда провозглашала резкое сокращение управленческого аппа­рата и без того плохо управляемой страны неким триум­фом рациональности над безумием брежневского админи­стрирования. Нужно отметить, что еще некоторое время огромная, неповоротливая и, конечно же, недостаточно эффективная машина управления еще вела по инерции огромную страну. Но первые же серьезные проблемы в отдельных отраслях вели к кризису всей системы.

Закон о кооперации был принят Верховным Советом СССР в мае 1988 г. по докладу Н.И. Рыжкова. В марте 1988 г., пропагандируя проект закона на IV съезде кол­хозников, Горбачев сделал упор на необходимость рас­крепощения человеческой активности, возвышения творчества и мастерства, вовлечения каждого граждани­на в управление делами общества. Официально Горбачев осуждал политиков, открыто отстаивавших необходи­мость частной собственности. В ноябре 1988 г. на засе­дании Президиума ВС СССР он критиковал «товарищей из Эстонии» по этому вопросу. «...Частная собствен­ность, - говорил он, - это, как известно, основа эксплуатации человека человеком, а наша революция совершалась именно для того, чтобы ее ликвидировать, передать все в собственность народа. Пытаться восстано­вить ее - значит толкать назад, это глубоко ошибочное решение».

Тем не менее Закон о кооперации стал самым серь­езным шагом к восстановлению частной собственности. Кооперативы платили государству налоги, в то время как государственные предприятия, кроме налогов, авто­матически перечисляли часть прибыли государству. Кооперативы оказались в выигрышном положении - они могли платить работникам зарплату в 2-3 раза выше, чем на госпредприятиях. При этом выпускалась та же продукция и использовались государственные средства производства. Подобная политика расколола трудовые коллективы.

Кроме того, кооперативы стали главным каналом пе­ревода безналичных денег в наличные, что заставило правительство страны на порядок увеличить производи­тельность печатного станка, т. е. денежную эмиссию. До этого миллиарды безналичных рублей на счетах гос­предприятий существовали только для взаиморасчетов, на них ничего нельзя было купить, они не давили на товарную массу. Теперь огромная денежная масса раз­давила товарную. Менее чем за год опустели полки в магазинах и на складах. Социально-экономическая ситу­ация в стране резко обострилась 8 .

Наконец, кооперативы демонополизировали право госпредприятий на внешнеэкономическую деятельность, которое те получили в 1987 г. по Закону о госпредпри­ятии (объединении). Это право использовалось для пере­качки товарной и денежной массы за рубеж.

В 1989 г. начались социально-экономические пре­образования аграрного сектора. На мартовском (1989) пленуме ЦК КПСС было решено отказаться от сверх­централизованного управления агропромышленным комп­лексом, распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР, а также свернуть борьбу с личным подсобным хозяйством, развернутую в 1986-1987 гг. Эта борьба велась под знаменем борьбы с нетрудовыми доходами и сильно подрывала производство сельскохозяйственной продукции. Отныне признавалось равенство пяти форм хозяйствования на земле: совхозов, колхозов, агроком-бинатов, кооперативов, крестьянских (фермерских) хо­зяйств. Признание целесообразности, а затем необходи­мости строительства фермерских хозяйств с выходом крестьян из колхозов свидетельствовало о признании руководством страны серьезного кризиса сельскохозяй­ственного производства. Поскольку к концу 1980-х гг. стало очевидно, что «важнейшая внутриполитическая задача» - Продовольственная программа - провалена, срок ее выполнения был перенесен на конец 1990-х гг. К ее решению подключались все типы сельских хо­зяйств и горожане, любители садов и огородов 9 .

Таким образом, стало ясно, что политика ускорения социально-эко­номического развития, провозглашенная XXVII съездом, потерпела крах, окончательно разбалансировала эконо­мику. Страна встала перед необходимостью резко ограни­чивать капиталовложения в строительство, свертывать производственный импорт и перераспределять ресурсы на выпуск и закупку потребительских товаров

На рубеже 1989-1990 гг. стало очевидным, что не­обходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленнос­ти). Однако государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой. В связи с этим была сделана попытка найти золотую середину - провозглашен переход к модели «регулируемого рынка», т. е. план и рынок должны были сочетаться. Этот пере­ход был закреплен соответствующим постановлением Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регу­лируемой рыночной экономике в СССР» в июне 1990 г.

В основе концепции «регулируемого рынка» лежала программа «арендизации экономики» (главный разра­ботчик - академик Л. Абалкин), которую предстояло начать реализовывать с 1991 до 1995 г. Предполагалось перевести на аренду 20% промышленных предприятий. На первом этапе (1990-1992) предполагалось использо­вать как директивные методы управления, так и эконо­мические рычаги, роль которых постепенно должна была возрастать. На втором этапе (1993-1995) ведущее место отводилось уже экономическим методам руководства 10 .

Не осознавая полностью масштабов кризиса экономи­ки СССР, разработчики этой программы не понимали, что внедрение любых экономических реформ должно идти гораздо быстрее, а не растягиваться на годы. В ию­ле 1990 г. на встрече Президента СССР М.С. Горбачева и председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина была достигнута договоренность о разработке альтерна­тивной программы.

Была создана комиссия под руководством академика С.С. Шаталина и заместителя председателя Совета ми­нистров РСФСР Г.А. Явлинского.

Ими был разработан альтернативный рыночно-либеральный вариант реформ, получивший название «500 дней». В отличии от правительственной, программа «500 дней» нацеливала на быстрый и решительный переход к рынку, передачу в частные руки предприятий торговли и промышленности. В силу политических причин программа Шаталина-Явлинского несла значительный элемент популизма, включая обещание провести реформы без снижения жизненного уровня. Многие принципиальные вопросы в ней были едва обозначены или вовсе обойдены. Прежде всего, программа «500 дней» не давала однозначного ответа на такие принципиальные вопросы, как проведение приватизации, денационализации земли, о том какой быть политической системе (Советы или парламентская республика). Также был обойден вопрос о денежной реформе.

Новая цель экономической реформы потребовала но­вых законов. Они довольно быстро принимались Верхов­ным Советом СССР. Эти законы затрагивали основы эко­номических отношений в СССР, вопросы собственности, земли, деятельность предприятий в СССР, организацию местного самоуправления и местного хозяйства и многое другое. Новые рыночные законы должны были способ­ствовать регулированию процесса децентрализации и разгосударствления собственности, ликвидации крупных промышленных монополий, созданию акционерных об­ществ, развитию мелких предприятий, развертыванию свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства. К лету 1991 г. было принято более 100 зако­нов, постановлений, указов по экономическим вопросам, но большинство из них не работало из-за противодей­ствия со стороны республиканских органов власти, от­стаивавших свой суверенитет 11 .

Если в 1986-1988 гг. национальный доход медлен­но, но рос, то с 1989 г. началось его падение. Реальные доходы населения стали сокращаться. В стране усилил­ся дефицит всех товаров. Цены на них росли. Отчужден­ность масс от результатов своего труда возросла. Благо­даря гласности, курс на которую был провозглашен с 1987 г., все эти проблемы стали все более остро осозна­ваться людьми. Трудящиеся вышли на улицы с лозун­гами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Н.И. Рыжков подал в отставку. Она совпала с реформой прави­тельства.

Тупик, в который зашла экономическая реформа, был во многом обусловлен нерешительностью правитель­ства СССР в вопросах ценовой политики. По инициати­ве Рыжкова в 1986 г. в последнюю советскую пятилет­ку была заложена реформа ценообразования путем осво­бождения цен прежде всего на сельскохозяйственную продукцию, отказа от государственных дотаций сельхозпроизводства. Горбачев в 1986-1987 гг. придерживался несколько иной позиции. Соглашаясь с необходимостью повышения цен на продовольственные товары, он пред­полагал одновременно снизить цены на промышленные товары, т. е. провести сбалансированную реформу цено­образования. Однако в 1988 г. Горбачев пересмотрел свою позицию, согласился с Рыжковым, признал необ­ходимость одновременного повышения цен и на продо­вольственные, и на промышленные товары, обещая со­проводить реформу повышением зарплаты и социальных дотаций. Но до весны 1991 г. союзное руководство так и не решилось на реформу, опасаясь социальных потря­сений, которые тем не менее начались и были вызваны растущим товарным дефицитом 12 .

В 1991 г. новый премьер-министр СССР B.C. Павлов осуществил денежную реформу. В январе 1991 г. он про­вел обмен 50- и 100-рублевых купюр на новые. Обмен преследовал две цели: во-первых, выбить почву из-под ног фальшивомонетчиков в стране и за рубежом, так как подделывались чаще всего купюры именно этого достоинства; во-вторых, поставить под контроль и час­тично обесценить теневые капиталы, которые хранились преимущественно также в этих купюрах. В апреле 1991 г. в несколько раз были повышены цены на товары. Эта мера преследовала цель снять проблему дефицита, сведя на нет сбережения граждан, которые к 1991 г. только в Сбербанке составляли около 400 млрд. рублей. Идея «по­гасить» платежеспособный спрос населения, искусствен­но снизив его покупательные возможности, была попу­лярна среди руководителей и правого, и левого толка. «Павловское» повышение цен сопровождалось 40-проце­нтной компенсацией вкладов, которой можно было вос­пользоваться лишь с конца 1991 г. Одновременно вкла­ды граждан в Сбербанк были заморожены - введены ог­раничения на снятие средств и закрытие счетов. Год спустя именно замораживание приведет к тому, что в условиях гиперинфляции граждане будут не в силах спасти свои сбережения.

Однако принятые меры уже не могли спасти положе­ние. Симпатии населения союзного государства были на стороне республиканских руководителей, обещавших провести экономические преобразования не за счет на­рода, а во имя и во благо народа. Особенно активно выступали против обнищания народа, допущенного ру­ководством СССР, руководители России во главе с Б.Н. Ельциным. «Реформа Павлова» была использована руководством РСФСР для обвинения союзного Центра в антинародной экономической политике.

Вместо ускорения социально-экономического разви­тия непоследовательная и непродуманная экономическая политика Горбачева привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его массовому недовольству руководством партии. Административные методы уже не срабатывали, экономическими методами власть овладеть не сумела, становились все более необходимыми новые, политические, методы руководства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в начале 1985 года в СССР новое руководство партии выбрало курс на радикальную реформу экономики.

Выдвинутая М.С. Горбачевым на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС программа обновления обветшавшей командно-административной распределительной системы «развитого социализма» на первых порах отличалась умеренностью. Главным лозунгом реформ провозглашался курс на всемерное ускорение социально-экономического развития страны на основе внедрения новых методов хозяйствования и использования новейших достижений научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль за качеством продукции (Закон о госприемке).

В 1986 году становится очевидным, что сформулированные сверху цели не имеют соответствующего механизма реализации на микроуровне. Закостеневшая система государственного планирования не справлялась с ликвидацией созданных ею же диспропорций. Народнохозяйственные приоритеты диктовались интересами ведомств, что делало невозможным сколько-нибудь значительное перераспределение ресурсов в пользу прогрессивных производств. Резкое повышение темпов экономического роста, заложенное в новый пятилетний план, оказалось очередной утопией. Уже к концу 1986 года экономическая ситуация после некоторого оживления вновь стала ухудшаться. Антиалкогольная кампания разбалансировала бюджет. Введение вместо ведомственного контроля на производстве государственной приемки привело к сокращению выпуска промышленной и продовольственной продукции. В январе 1987 году наступил спад производства, что явилось началом экономического кризиса. Экономическую ситуацию усугубила страшная трагедия на Чернобыльской АЭС, ставшая возможной в условиях нарастающего падения производственной и технологической дисциплины.

Реальным результатом полуторагодичного осуществления программы ускорения стало лишь углубление кризиса, перевод его в открытую форму.

Неудачи первого этапа перестройки заставили новое руководство искать иные пути продвижения вперед, поставили на повестку дня вопрос о комплексной экономической реформе, и прежде всего, о движении в сторону рыночной экономики.

Согласившись с ведущими экономистами и социологами, Горбачев провозгласил курс на реструктуризацию экономики и всего общественно-политического строя, перевода государственно-планового хозяйствования на рыночную, товарно-денежную основу (1987). Новые законы посыпались один за другим: давший большую свободу директорам предприятий Закон о предприятии (1987), о кооперации и индивидуально-трудовой деятельности (1988) и т.д. В 1989 появился курс на создание «регулируемой рыночной экономики» (хотя ведущие экономисты отрицали возможность соединения плана и рынка).

К концу лета 1989 Советский Союз вошел в глубокий социальный, экономический и политический кризис. Его углубляли проигранная Западу «холодная война» и нараставшее национально-освободительное движение, особенно в Закавказье и прибалтийских республиках. Экономический кризис, в который попала страна, уже не могла спасти программа реформ «500 дней», задуманная демократически мыслящими экономистами (С.Н.Шаталиным, Г.А.Явлинским). Последнее доверие государству было подорвано денежной реформой начала 1991, в ходе которой начался обмен денежных знаков и цены в магазинах возросли вдвое. Страна ожидала радикальных перемен.

8 декабря 1991 года СССР перестал существовать. Решение об этом было принято главами Белоруссии, России и Украины, собравшимися в Беловежской Пуще.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Арсланов Р.А., Блохин В.В., Джангирян В.Г., Ершова О.П., Мосейкина М.Н. История Отечества с древнейших времен до конца ХХ века. Часть 1.– М.: 2003

    Волкогонов Д.А. Семь вождей. Кн. 2-я. М., 1995.

    Горбачев - Ельцин: 1500 дней политического противостояния. М., 1992.

    Горбачев М.С. Жизнь и реформы. В 2 кн. М., 1995.

    Илларионова Е. В., Фомина А.С., Гуськов C.А. отечественная история: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 369 с

    Исторические судьбы радикальной экономической реформы. К 10-летию начала перестройки. М., 1995.

    История современной России. 1985-1994. // Под ред. В. В. Журавлева. М., 1995.

    Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945-1991. М., 1998.

    Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы. Орлов А.С., Полунов А.Ю., Шестова Т.Л., Щетинов Ю.А. 2-е изд., доп. - М.: Простор, 2005. - 476 с

    Смирнов В.С. Экономические причины краха социализма в СССР // Отечественная история. 2002. № 6. С. 91-110.

    Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-1994: от Горбачева до Ельцина. М., 1994.

    Филиппов А.В., Уткин А.И., Алексеев С.В. и др. История России, 1945-2008 гг. 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Просвещение, 2008.-528 с.

    XXVII съезд Коммунистической партии Советского Союза. 25 февраля – 6 марта 1986 года. Стенографический отчет. М.: Политиздат, 1986. Т.1. –654 с.

1 Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы. Орлов А.С., Полунов А.Ю., Шестова Т.Л., Щетинов Ю.А. 2-е изд., доп. - М.: Простор, 2005. - 476 с

2 История современной России. 1985-1994. // Под ред. В. В. Журавлева. М., 1995.

3 Смирнов В.С. Экономические причины краха социализма в СССР // Отечественная история. 2002. № 6. С. 91-110

4 Филиппов А.В., Уткин А.И., Алексеев С.В. и др. История России, 1945-2008 гг. 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Просвещение, 2008.-528 с.

-экономического развития . Экономическая реформа 1987 г. и причины ... в 90 гг . ХХ в. Вступление России в... Содержание курса реализуют следующие учебники: Данилов А. А., Косулина Л. С История России с древнейших времен до ...