Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на том, что уровень государственных закупок, налогов может изменяться в режиме саморегулирования независимо от принятия правительством соответствующих решений. Как только изменяется экономическая ситуация, встроенные стабилизаторы реагируют на эти изменения и запускают в действие механизмы саморегулирования.
Встроенный стабилизатор - это механизм реакции бюджета на изменение фактора, воздействующего на доходную или расходную часть без принятия каких-либо специальных мер. Эффективность стабилизатора определяется степенью его восприимчивости к динамике уровня экономической активности. В частности, речь идет об автоматическом изменении налоговых поступлений, системе пособий по безработице, социальных выплатах. Рассмотрим по порядку действие этих стабилизаторов в автоматическом режиме саморегулирования.
Налоги как встроенный стабилизатор
Итак, известно, что сумма налогов находится в зависимости от величины доходов населения, всех хозяйствующих субъектов. Поэтому в условиях экономического подъема, когда растут доходы, в государственную казну автоматически увеличивается приток денежных поступлений от сбора налогов. Если доходы начнут сокращаться, то постепенно уменьшается и приток в казну поступлений.
Графическая иллюстрация обеспечения встроенной стабильности представлена на рис. 32.5.
Рис. 32.5. Встроенная стабильность
Государственные расходы (Р г) считаются заданными и не зависят от объема национального производства Q н.п. Они утверждаются в виде фиксированной величины парламентом страны. Одновременно парламент определяет величину налоговых ставок, а не сумму поступающих налогов. Последние зависят от уровня экономической активности.
В период роста и процветания автоматически возрастают налоговые поступления, в результате наблюдается избыток доходов над расходами (профицит). На рис. 32.5 такому положению соответствует объем производства, равный Q 2 . В период сокращения объема национального производства налоговые поступления автоматически сокращаются. Возникает дефицит. Такой ситуации соответствует объем производства, равный Q 3 .
Социальные выплаты в механизме стабилизации
В автоматическом режиме работают и такие стабилизационные механизмы, как пособия по безработице и социальные выплаты. При росте экономики и увеличении занятости, сопровождаемых повышением доходов, идет интенсивное пополнение фондов за счет налогов. Тем самым происходит сдерживание роста совокупного спроса и недопущение «перегрева» экономики. С наступлением периода спада совокупный спрос, напротив, поддерживается тем, что люди, потерявшие работу, начинают получать пособия по безработице. Это расширяет возможности покупательной способности населения и препятствует более быстрому свертыванию общественного производства. В таком же режиме функционируют и механизмы индексации доходов, социальных выплат. Роль внутренних стабилизаторов играют программы поддержки фермеров, сбережения корпораций, личные сбережения.
Необходимо помнить, что действенность многих внутренних стабилизаторов зависит от их «веса» в общем хозяйственном механизме национальной экономики. Те изменения в экономическом (деловом) цикле, которые сопряжены со сглаживанием пиковых подъемов и глубоких спадов, во многом обусловлены именно вступлением в действие стабилизаторов, встроенных в экономическую систему. Конечно, они в состоянии только уменьшить колебания цикла, т.е. не могут устранить их полностью.
В ходе экономического цикла и дискреционная фискальная политика не остается постоянной. В период спада проводится экспансионистская политика, способствующая повышению уровня экономической активности.
В период же подъема, напротив, применяется рестрикционная политика, ведущая к сдерживанию роста экономической активности.
Потребление, сбережение, инвестиции- Функциональное назначение и взаимосвязь потребления и сбережения
- Функция потребления и функция сбережения. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению
- Взаимосвязь сбережений и инвестиций в классической и Кейнсианской моделях макроэкономического равновесия
- Автономные и производственные инвестиции. Эффект акселератора. Парадокс бережливости
- Ресурсы, объекты, формы, методы, концепции и инструменты государственного регулирования экономики
- Классическая модель взаимодействия экономики и государства
- Кейнсианская модель государственного регулирования экономики
- Неконсервативная модель государственного регулирования экономики
- Экономическая политика и фактор времени. Лаговая структура
- Приоритеты в макроэкономических целях Российского правительства
- Динамика ВВП России в период рыночных реформ. Кризис и депрессивная стабилизация Российской экономики
- Структурные перекосы в Российской экономике. Противоречие между валютным укладом и отраслями, ориентированными на внутренний рынок
- Ловушка равновесия на низком уровне, ее характерные черты
- Теория трансформационного спада. Спад как "статистическая иллюзия"
- Экономический кризис как следствие стратегических просчетов в экономической политике
- Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры
- Противоречивость антициклического регулирования. Экономико-политический цикл
- Мультипликатор государственных расходов и налоговый мультипликатор
- Фискальная политика, ориентированная на предложение. Эффект Лаффера
- Спрос на деньги в неоклассической теории. Количественная теория денег. Уравнение Фишера. Кембриджское уравнение
- Кейнсианская теория спроса на деньги. Транзакционный и спекулятивный спрос на деньги. Теория выбора портфеля
- Сущность и цели денежно-кредитной политики. Функции центрального банка
- Воздействие денежно-кредитной политики на национальный продукт. Трансмиссионный механизм
- Мультипликативное расширение банковских депозитов. Денежный мультипликатор
- Сравнительная эффективность денежно-кредитной и фискальной политики
- Виды инфляции. Сбалансированная и несбалансированная, ожидаемая и непредвиденная инфляция
- Инфляция спроса и инфляция издержек. Открытая и подавленная инфляция
- Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости
- Содержание и цели политики содействия экономическому росту
- Рыночная и уравнительная модели распределения доходов: равенство против эффективности
- Неравенство доходов: причины и последствия. Кривая Лоренца
- Цели и содержание государственной политики перераспределения доходов
- Инструменты и модели перераспределительной политики государства
- Государственный механизм регулирования доходов населения в России
- Типы и модели экономического планирования, их эволюция в XX веке. Индикативное планирование и государственный заказ
- Место и роль прогнозирования в системе государственного регулирования экономики. Формы прогнозных заключений
- Прогнозирование в планово-регулируемой и переходной экономике
Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы
Недискреционная фискальная политика - автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение госрасходов в условиях подъема и, наоборот, автоматическое сокращение налоговых поступлений, увеличение госрасходов во время спада без изменений действующего законодательства - только за счет существования системы встроенных в экономическую систему стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы - механизмы бюджетно-налоговой политики, работающие в режиме саморегулирования и самостоятельно (без вмешательства правительства) реагирующие на изменения экономической конъюнктуры.
Встроенный стабилизатор - любая мера, которая автоматически увеличивает бюджетный дефицит в фазе спада и порождает его положительное сальдо (или сокращает дефицит бюджета) в фазе подъема. Действие системы таких автоматических стабилизаторов тесно связано с изменениями реального объема национального производства, уровня цен и процентных ставок:
- Рост номинальных процентных ставок в условиях спада увеличивает расходы правительства на обслуживание государственного долга. Такое увеличение расходов государства лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государст-венных органов от повышения норм процента (доходов государственных банков и налоговых поступлений от коммерческих банков). Таким образом, повышение номинальных процентных ставок стабилизирует экономику в период экономического кризиса, поскольку расширяет покупательную активность домохозяйств и фирм -держателей государственных облигаций. Следовательно, формирование рынка государственных ценных бумаг также оправданно рассматривать в качестве встроенного стабилизатора экономики.
Изменение реального объема производства воздействует как на доходную, так и на расходную части бюджета. При росте производства (в условиях перегрева экономической конъюнктуры) происходит, как известно, увеличение национального дохода. Встроенным стабилизатором здесь становится налоговая система. При ее грамотном построении в условиях относительно небольшого прироста облагаемых доходов населения в бюджет начинают несравненно более мощным потоком автоматически поступать подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций, налоги на потребление и т.п. Вследствие снижения располагаемого фирмами и домохозяйствами доходов серьезно тормозится рост потребительских расходов домохозяйств, инвестиции фирм, и это неминуемо оказывает сдерживающее влияние на экономическую конъюнктуру. Во время же спада налоговые поступления в бюджет автоматически резко сокращаются: значительная часть населения уходит за черту бедности, когда налоги не взимаются, а те экономические субъекты, кто остался "на плаву", перечисляют государству в виде прямых и косвенных налогов меньший процент своих доходов. Возрастающий в этих условиях дефицит госбюджета имеет своей оборотной стороной то, что большая часть национального дохода остается у домохозяйств и фирм. А это помимо поддержания социальной стабильности в обществе открывает дополнительные возможности наращивания их потребительского и инвестиционного спроса, обновления основного капитала и выхода из кризиса.
Рассмотренный автоматически действующий (разумеется, лишь после его сознательного построения правительством) механизм может быть графически охарактеризован в виде двух наслаивающихся друг на друга синусоид, одна из которых (отражающая циклически колебания налоговых доходов бюджета Т ) имеет большую амплитуду колебаний, нежели другая (которая описывает флуктуации облагаемых доходов Y ).
Однако для эффективного использования налогов в качестве встроенного стаби-лизатора необходимо достижение высокой степени реакции налоговой системы на конъюнктуру. В соответствии с теорией "эластичности налоговой системы" средние ставки налога в условиях инфляционного бума должны быть столь высоки, чтобы они могли быстро затормозить такой подъем. А в условиях рецессии средний уровень ставок должен быть столь невелик, чтобы низкий налоговый гнет открывал предприятиям возможность скорейшего выхода на траекторию оживления, а домохозяйствам - шанс не подорвать существенно свою покупательную способность.
Показатель эластичности налоговых поступлений определяется отношением процентно-го изменения налоговых поступлений к процентному изменению объема национального дохода (или отношением их абсолютных показателей). Например, эмпирическим путем было установлено, что степень налогового реагирования в экономике ФРГ составляет 1.5. Это значит, что повышение (понижение) национального дохода на 1% обусловливает рост (сокращение) суммы поступлений от налогов в 1.5%.
Степень налогового реагирования на конъюнктуру зависит от структуры налоговой системы. Различные налоги обладают различной степенью конъюнктурной эластичности. Наибольшей эластичностью обладает подоходный налог, поскольку степень прогрессии его наивысшая. Несколько меньше это свойство выражено у налога на прибыль (шкала со слабой прогрессией, а иногда и регрессией).
Доходная эластичность налога с оборота обычно равна 1. Степень реакции у налога на имущество и налогов на потребление низка. Факторы - пропорциональная шкала обложения и независимость от колебаний конъюнктуры. Вывод: для достижения уровня эластичности налоговой системы, равного 1 (такой уровень считается достаточным для результативности рассматриваемого встроенного стабилизатора), необходимо повысить удельный вес подоходного налога и налога на прибыль корпораций в налоговой системе государства.
Встроенным стабилизатором при изменении реального объема производства является также система государственных трансфертных платежей (система пособий по безработице и других социальных выплат - в том числе индексация доходов). В период подъема увеличение реального объема производства и снижение безработицы автоматиче-ски - в соответствии с заранее утвержденными "правилами игры" - сокращает расходы правительства на трансфертные платежи. Возрастающие отчисления на социальное страхование и в другие социальные фонды направляются в резервный фонд, формиро-вание которого является сдерживающим экономический рост фактором. В условиях же спада - когда на "пульте управления" в правительстве "зажигается лампочка", означающая запредельное падение уровня жизни населения - автоматически расширяются программы государственных трансфертных платежей на поддержку социально уязвимых слоев населения. Расходование ранее сформированного резервного социального фонда поддерживает совокупный спрос и ослабляет возможное падение воспроизводства. Например, в случае нарастания безработицы сокращается потребительский спрос населения, что оказывает негативный мультипликативный эффект на объем производства. И если потерявшие рабочие места люди начинают получать пособие, то направление действия данного мультипликативного эффекта может кардинальным образом измениться. Еще в начале ХIХ века С. Сисмонди рассматривал в качестве мощного стабилизатора экономики присутствие в ее социальной структуре так называемого "праздного класса", который своим дополнительным спросом способен компенсировать нехватку покупательной способности у наемных работников и предпринимателей. Практическую же свою реализа-цию данный взгляд впервые получил в рамках известного "курса Рузвельта".
Встроенным стабилизатором являются и программы помощи фермерам: автомати-чески нарастают закупки правительством излишков сельскохозяйственной продукции при запредельном падении цен на нее вследствие перепроизводства. Когда же надвигается сопровождающая экономический рост инфляция, эта продукция как бы сигналу компьютера "выбрасывается" со складов государства на рынок, и излишек денег поглощается послед-ним.
Повышение уровня цен при отсутствии индексации налоговых порогов (еще одного встроенного стабилизатора экономики) приводит к росту налоговых поступлений в бюджет, что сдерживает дальнейший рост и предотвращает возможную инфляцию. Правда, в США в 1985 г. одно из изменений налогового законодательства как раз было направлено на то, чтобы инфляция автоматически не вела к увеличению государственных доходов. До этого изменения рост цен, действительно, сокращал дефицит бюджета и тем самым делал власти в некоторой степени заинтересованными в небольшой инфляции. Теперь подоходный налог индексируется на процент инфляции с тем, чтобы избегать попадания налогоплательщиков в более высокую категорию только в связи с ростом цен.
Предотвращению инфляции содействует и то обстоятельство, что правительство стара-ется противодействовать индексации трансфертных программ, а также индексации цен на товары, приобретаемые в рамках госзаказа. В условиях же дефляции и усиливающейся безработицы доходная часть бюджета резко сокращается, а расходная растет - в том числе по причине роста реальных величин государственных закупок и трансфертных платежей.
Как видим, высокая степень встроенной гибкости финансовой системы является весьма желательной для экономики. Встроенные стабилизаторы не делают столь желательным прогнозирование экономической конъюнктуры. Их несомненным достоинст-вом является то, что внутренний лаг (лаг распознавания вместе с лагом решения) здесь равен нулю, а значит, сглаживание циклических колебаний экономики происходит намного быстрее, чем при использовании арсенала средств дискреционной политики. Автоматиче-ские стабилизаторы открывают правительству возможность не слишком торопиться с принятием антициклических мер. Получается, что ничего не предпринимать в сфере правительственных расходов или доходов - это значит тоже проводить бюджетно-налоговую политику. Вместе с тем западная финансовая теория отмечает, что достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить к переоценке их возможностей. Например, при повышении ставки подоходного налога до 100% в период подъема и снижении ее до нуля в период спада можно, конечно, добиться серьезного сглаживания экономической конъюнктуры. Однако такое сглаживание вовсе не означало бы достижения стабилизации, поскольку в первом случае экономическая активность была полностью парализована, а во втором подрыв финансовых возможностей бюджета неминуемо повлек бы за собой отказ государства от выполнения им своих неотъемлемых функций.
Будучи ограниченными в своих параметрах, отмеченные выше стабилизаторы смягчают конъюнктурные колебания, но не могут им слишком помешать. В то же время признание факта наличия у встроенных стабилизаторов неких регулирующих пределов не должно приводить к недооценке их значения. Не вызывает сомнений то обстоятельство, что отсутствие существенных компенсаций по безработице в 30-е гг. стало важным фактором, определившим глубину и продолжительность Великой депрессии. И то, что сегодня выплата таких компенсаций государством осуществляется сегодня в большинстве стран мира - наряду с сохранением системы прогрессивного налогообложения, разнообразных программ социального обеспечения и т.п., - делает повторение печального для стран с рыночной экономикой опыта 30-х гг. еще менее вероятным. Вместе с тем действие встроенных стабилизаторов все же целесообразно дополнять мерами и дискреционной фискальной политики.
В условиях рыночной экономики государственное регулирование осуществляется как денежно-кредитной, так и фискальной политикой. Фискальная политика государства представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции).
Понятие фискальной политики как реального инструмента государственного регулирования экономики связано с именем Дж. М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен). С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной политики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками. Современные экономисты, даже подвергающие критике позиции кейнсианцев, в основном таким же образом подходят к сущности фискальной политики. Задачами современной фискальной политики являются создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионами, а также стимулирование эффективности производства и социальной сферы.
Фискальная политика бывает дискреционной и недискреционной.
Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное манипулирование налогами и правительственными (государственными) расхода
ми с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Анализ равновесного объема национального продукта и манипулирования государственными расходами позволяет с позиций роста совокупных расходов выявить, что включение в них государственных расходов вызывает сдвиг кривой С + J вверх и ведет к росту национального продукта, причем здесь срабатывает эффект мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов рассчитывается следующим образом:
где M g - мультипликатор государственных расходов; AJ - прирост доходов (прирост национального продукта); AG - прирост государственных расходов; МРС -предельная склонность к потреблению.
Что произойдет, если правительство вводит единый налог (одновременно выплачиваемый)? Каково его воздействие на объем национального производства?
Изменения в налогообложении вызывают сокращение дохода после уплаты налогов. Это сокращение в свою очередь сопровождается снижением объемов потребления и сбережения на каждом
уровне национального продукта. Размер сокращения определяется величиной МРС и MPS. Например, Т (налог) - 20 ед., МРС - 3/4, соответственно С (потребительские расходы) сократились на 15 ед, S (сбережения) на 5 ед. Изменение величины национального продукта можно определить с помощью подсчета налогового мультипликатора:
Потребительские расходы уменьшаются на величину AT X МРС и соответственно уменьшают равновесный объем производства на AJ:
где налоговый мультипликатор М Т будет равен
В дискреционной политике мы сталкиваемся с понятием «мультипликатор сбалансированного бюджета»: равные увеличения государственных расходов и налогообложения ведут к росту равновесного национального продукта на ту же величину, то есть мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.
Например, рост налогов на 20 ед. вызывает уменьшение дохода на 20 ед. и потребительских расходов на 15 ед. (МРС = 3/4). Национальный продукт сокращается на 60 ед. (коэффициент мультипликации равен 3). Рост государственных расходов на 20 ед. вызывает рост национального продукта на 80 ед. (мультипликатор государственных расходов равен = Чистый прирост национального продукта равен 20 = ΔT = ΔG.
Фискальная политика используется для регулирования стабилизации экономики в двух основных направлениях: преодоление спада и сдерживание подъема.
Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды изменения объемов национального производства. В некоторой степени изменения государственных расходов и налогов вводятся автома-
тически. Сюда относятся прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (страхование по безработице), система участия в прибылях.
По мере роста объема национального продукта идут пропорциональные приросты налоговых поступлений. Так, увеличиваются поступления (при прогрессивных ставках) от налогов на доходы корпораций, налогов с оборота, с акцизов. В случае падения национального производства эти виды налоговых поступлений уменьшаются. Трансфертные платежи имеют обратное воздействие: во время экономического подъема сокращаются, во время спада возрастают.
Встроенные стабилизаторы, как правило, смягчают тяжесть экономических колебаний, но не устраняют нежелательные изменения в объемах национального производства, что необходимо учитывать при построении фискальной политики.
1. Что включает понятие «финансовое хозяйство»? В чем его отличие
от понятий «финансы», «финансовая система», «финансовая наука»?
2. Американский экономист Р. Масгрейв в качестве функций финансового хозяйства называет аллокацию, перераспределение, стабилизацию. В отечественной экономической литературе принято называть распределительную и контрольную функции финансов (см.: Финансы/Под ред. В.М. Родионовой. - М., 1993. - С. 21-25). Прокомментируйте это различие, изложите содержание функций.
3. В чем исходное противоречие самого бюджета как финансового
институционального явления?
4. Каковы тенденции отдельных видов государственных расходов?
Чем вызвана неодинаковость темпов их развития?
5. Почему система субсидий (субвенций) противоречит рыночному
механизму?
6. Какой компонент государственных финансов (расходы или доходы) имеет более сильный регулирующий эффект? Как вы можете это
объяснить?
7. Почему налоговые доходы являются преимущественной формой
поступления средств в бюджет по сравнению с неналоговыми?
8. Перечислите принципы налоговой системы.
9. Какие виды классификаций налогов вы знаете?
10. Должен ли подоходный налог иметь прогрессивную или регрессивную шкалу? По какой шкале определяется в настоящее время по
доходный налог в России?
11. Почему столь противоречива современная ситуация с налоговой системой в России? Каковы, по вашему мнению, причины трудностей формирования налоговой системы в России?
12. Перечислите косвенные виды российских налогов в порядке их
значимости как финансового источника для бюджета.
13. Дайте определение налогов. Какие функции в экономике выполняют налоги?
14. Дайте характеристику прямых и косвенных налогов.
15. Что собой представляют налоговые ставки, их виды?
16. Какие налоговые ставки являются оптимальными, то есть не снижают стимулов предпринимательской деятельности?
17. Вызывают ли высокие налоги рост дефицита государственного бюджета?
18. Понятие фискальной политики. С какими проблемами приходится сталкиваться в осуществлении фискальной политики в России?
19. Каким образом государственные расходы воздействуют на объем национального производства? Всегда ли желателен их рост?
20. Дайте определение налогового мультипликатора. Чему равен
мультипликатор сбалансированного бюджета?
21. В чем сущность дискреционной фискальной политики? Каковы
ее разновидности? Есть ли возможность ее использования в экономике России?
22. В чем состоит недискреционная фискальная политика? Какие
элементы фискальной системы России относятся к «встроенным
стабилизаторам»?
Cтраница 1
Встроенные стабилизаторы смягчают потрясения в экономике. Но для этих целей их одних оказывается явно недостаточно. Поэтому не следует переоценивать их роль. Встроенные стабилизаторы лишь уменьшают колебания цикла, но не могут их полностью устранить. Это уже правительство пытается решить с помощью дискреционной фискальной политики и денежной политики.
Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.
Система встроенных стабилизаторов может уменьшить амплитуду циклических колебаний, смягчая падение и в какой-то мере тормозя бум; но вместе с тем она не в состоянии вызвать действительный подъем дохода и занятости. Для этого необходимы более решительные меры. Но решительные контрмеры также могут осуществляться автоматически. Подобного рода автоматическая схема предусматривает для борьбы против цикла варьирование налоговых ставок, с одной стороны, и правительственных расходов-с другой. Причем это варьирование автоматически вступает в действие, когда некоторые, специально выделенные индексы поднимаются или падают до точно определенных уровней. Так, когда индекс безработицы поднимется выше или опустится ниже точно определенного предела, станут оказывать свое действие точно установленные изменения в налоговых ставках и расходах. Все сказанное ранее относится к законодательным мероприятиям, имеющим целью приспособить бюджет к изменениям в ходе экономического развития.
К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада В период подъема и сокращения безработицы выплата различных пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.
Усилитель имеет встроенный стабилизатор напряжения, внутреннюю частотную коррекцию, защиту от короткого замыкания.
Другим видом встроенных стабилизаторов служат системы пособий по безработице и социальных выплат, а также программы поддержки малоимущих слоев населения. Они автоматически развертываются в периоды спада, сдерживая падение совокупного спроса, и сворачиваются в периоды подъема. Политика встроенных стабилизаторов действует в том же направлении, в котором государство проводит дискреционную политику.
Первый вид антициклической политики (встроенные стабилизаторы) лючает прогрессивный подоходный налог, систему страхования от без-ботицы, систему поддержания цен на фермерскую продукцию. Встро-ные механизмы гибкости, - пишет Хансен, - представляют собой а атоническую систему, которая в состоянии глушить колебания, но бессильна юсобствовать переходу от уровня депрессии к под / гинному восстановлено.
Как уже отмечалось, система встроенных стабилизаторов, по Хансен понижает амплитуду циклических колебаний, но она не в состоянии обес лечить переход ко всеобщему росту дохода и занятости. Для этого необхс дим второй вид антициклической политики - автоматически действуй щие контрмеры, названные так потому, что не требуют для включены дополнительного согласования с конгрессом. Если, например, безработиц поднимается выше 7 %, согласно предложениям кейнсианиев, должн включаться автоматические меры компенсации.
Автоматическая фискальная политика, или политика встроенных стабилизаторов, представляет собой экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение ситуации в экономике и не требующий специальных правительственных решений.
Автоматическая фискальная политика, или политика встроенных стабилизаторов - экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без принятия каких - либо шагов со стороны правительства. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются.
Той же кафедрой КПтИ разработаны и исследованы конструкции конических встроенных стабилизаторов для горелок, устье которых имеет круглую форму.
Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.
Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики может обеспечиваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла. Если финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание следует уделять составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, внутреннего финансового рынка в зависимости от стадии экономического цикла.
Второй вид фискальной политики - недискреционная , или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.
Политика встроенных стабилизаторов - автоматическое изменение суммы налоговых поступлений в прямой зависимости от изменений чистого национального продукта без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. Основные встроенные стабилизаторы - прогрессивная система налогообложения; система пособий по безработице и различных социальных выплат; программы по поддержке малоимущих слоев, субсидии фермерам.
На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.
На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спада в экономике. Но присущие автоматической фискальной политике встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить их они не в состоянии. Как и дискреционная политика, она не является панацеей от всех бед, хотя играет важную роль в стабилизационных мероприятиях государства. Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.
Одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.
В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может быть:
Стимулирующей (экспансионистской);
Сдерживающей (рестриктивной).
Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада и предполагает снижение налогов и увеличение правительственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита.
Сдерживающая фискальная политика применяется в период инфляции и предполагает бюджетный излишек как результат увеличения налогов и снижения правительственных расходов. Бюджетный излишек, как правило, направляется на погашение государственного долга или изымается из обращения.
Если экспансивная бюджетная политика не сопровождается ограничениями объема денежной эмиссии и кредита, то это усиливает инфляцию. В свою очередь когда рестриктивная бюджетная политика сочетается с жесткими кредитно-денежными мерами, то это может вызвать экономический кризис.
Выбор инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством:
Если это "либеральный" курс, предполагающий широкое участие государства в регулировании смешанной экономики, то предпочтение отдается правительственным расходам;
Если проводится "консервативный" курс, ориентированный на сужение роли государства и делающий упор на чисто рыночный механизм, то в целях стабилизации экономики более широко используются налоги.
Ограниченность возможностей фискальной политики обусловлена следующими обстоятельствами:
Изменение (рост или сокращение) государственных расходов, необходимых для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, может противоречить другим целям расходования
Укреплению обороноспособности страны;
Охране окружающей среды;
Финансированию научных исследований и т. п.;
Необходимость поддерживать твердый обменный курс и долгосрочный внешнеторговый баланс не позволяет проводить в полной мере такую фискальную политику, которая необходима исходя из существующих объемов производства, уровня занятости и цен;
Максимальный эффект фискальная политика дает в краткосрочном периоде - в долгосрочном плане фискальная политика может приводить к негативным последствиям.