Экономика (от греч . oikos – вокруг и noma – дом) есть хозяйство , сфера общественного производства, в которой создаются, распределяются, обмениваются и потребляются утилитарные ценности как жизненные блага. Представим, к примеру, крестьянскую усадьбу. Что вокруг дома? Скотный двор: коровник, свинарник, конюшня. Угодья: огород, сад, парники, пашня. Постройки: сарай, амбар, погреб. Словом – все необходимое для производства продуктов с целью удовлетворения материальных потребностей человека. Хозяйственную деятельность общества изучает специальная наука – экономическая теория или, как ее называли классики Адам Смит и Карл Маркс, политическая экономия .
Социальная философия акцентирует свое внимание на базовых категориях экономической теории – стоимости и собственности. Стоимость продукта производства фигурировала в предыдущей главе как цена и ценность продукта производства. Здесь обратимся к проблеме имущественных отношений между людьми в различных формах присвоения вещей.
Один из отцов-основателей США Бенджамен Франклин начинал текст американской конституции знаменитыми словами: «Все люди рождаются равными, и от рождения они наделены Богом неотъемлемыми правами на жизнь, свободу, собственность и стремление к счастью. Права же гражданина в обществе обеспечиваются принципом неприкосновенности частной собственности».
В XVIII веке кумир Франклина французский просветитель Жан-Жак Руссо прославился своей эпатажной критикой «цивилизованного» общества. Уже в своем первом, нашумевшем трактате, представленном на конкурс в Академию Дижона на тему «Способствовало ли развитие наук и искусств улучшению общественных нравов», он заявлял, что «…добродетель исчезала по мере того, как их сияние поднималось все выше и выше над нашим горизонтом и то же явление наблюдалось повсеместно». Тем более шокирующей была его точка зрения на «священную корову» буржуазного общества – частную собственность. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» он писал, что возникновение собственности изначально связано с обманом. «Первый, кто огородил участок земли, придумал заявить Это мое!” и нашел людей, достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества».
Правда, Руссо прекрасно понимал, что вернуться к естественной простоте нравов невозможно, а собственность есть необходимый атрибут цивилизации. В статье «О политической экономии», написанной для энциклопедии, он утверждал, что «право собственности – это самое священное из прав граждан и даже более важное в некоторых отношениях, чем свобода»; «собственность – это истинное основание и истинная порука в обязательствах между людьми».
В отличие от Руссо, который трактовал собственность как правовое отношение, Карл Маркс в фундаментальном четырехтомном труде «Капитал» придал отношению собственности экономический смысл и рассматривал его как системообразующее производственное отношение, от которого зависят распределение, обмен и потребление продуктов производства. Возникает отношение собственности не вследствие обмана, а по необходимости, и определяется оно уровнем развития производительных сил. Точнее – тем, какой элемент производительных сил играет ведущую роль в общественном производстве.
Когда отсутствует техника и человек располагает лишь самим собой да простейшими ручными орудиями труда, тогда он сам становится объектом присвоения. Возникает рабовладение. Оправдывается оно тем, что рабы – это варвары, захваченные в плен, а дикарей можно и должно принуждать к труду силой.
Когда основой производства становится предмет труда – земля у земледельцев, вода в азиатском способе производства, стада скота и пастбища у скотоводов – тогда объектом присвоения становятся природные ресурсы. Возникает феодализм. Право на землю присваивает себе первопоселенец, успевший застолбить участок: вкопать столб со словами «сия землица моя!», и когда является пришлец, «шатающийся меж двор», он должен испросить разрешения пользоваться этой землей у старожила, т. е. брать эту землю в аренду. А далее землю «жалуют» государи за заслуги, и наряду с боярами появляются служилые дворяне.
Когда в результате технического переворота и промышленной революции главным элементом производительных сил общества становятся средства производства, капитал как «овеществленный труд» – возникает буржуазная собственность и на первые роли выходят «владельцы заводов, газет, пароходов». И это тоже оправданно. Кто такой пролетарий? Тот, кто все, что наработал – пропил, проел, прогулял. А кто такой капиталист? Тот, кто каждую копейку сберегал и все сбереженное пустил «в дело!». Не будем вспоминать про «гримасы» первоначального накопления капитала, но согласимся с тем, что основной инструмент расширенного воспроизводства – это есть капитализация прибыли.
Таковы, по Марксу, исторические формы собственности, а далее – общественная собственность коммуны людей на продукт производства и распределение этого продукта «по справедливости», что уже выходит за рамки экономики. Но это псевдоравенство и шкурное братство мы уже проходили во времена «социалистического эксперимента».
По мнению автора, т. е. моему, все вышеперечисленные «исторические оправдания» права собственности суть не более чем экономические мифы . Причиной же иллюзорности подобных объяснений я полагаю то, что тот же Маркс, многократно повторявший, что собственность есть отношение между людьми по поводу вещей , определяет тем не менее формы этого отношения по объекту присвоения . Но если собственность есть отношение между людьми, то и следует определять формы этого отношения именно по субъекту присвоения .
В процессе труда люди объединяются между собой и производство всех жизненных благ имеет общественный характер. Маркс справедливо утверждал, что человек трудится сообща даже тогда, когда, по всей видимости, он делает это в одиночку . Как Робинзон на необитаемом острове, за спиной которого незримо стоит человечество. Развернем эту формулу в противоположное утверждение: человек потребляет в одиночку даже тогда, когда, по всей видимости, он делает это сообща . Когда коммунарам ставят на общий обеденный стол большой котел с похлебкой, тогда, в конечном счете, каждому коммунару достаются своя миска, своя ложка и своя индивидуальная пайка, потому что в процессе потребления материальные блага уничтожаются, амортизируются частично или полностью. Поэтому единственную пару сапог коммунары могут носить лишь по очереди, а не все вместе и одновременно, а съеденный ломоть хлеба вообще больше не достанется никому.
Источник отношения собственности есть необходимость разрешения диалектического противоречия между общественным характером производства и индивидуальным характером потребления, поэтому собственность есть не что иное, как способ индивидуализации сообща произведенного продукта. «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила. Этому дала и этому дала, а вот этому не дала: ты дров не рубил, воды не носил, теста не месил – тебе и нет ничего!» – вот образное изложение принципа эквивалентности меры труда и доли потребления. Но тогда чем определяются различные способы индивидуализации и, следовательно, формы собственности?
Социальные субъекты в процессе производства выстраиваются в иерархию – ранжир снизу доверху – по признакам количества участников и качества сотрудничества. Один человек – личность – может ни с кем не делиться, поэтому его собственность индивидуальная , т. е. неделимая. Конечно, он должен будет платить налоги на содержание чиновника, солдата, учителя и врача, но это уже другая история.
Несколько людей – артель, бригада, которых объединяет непосредственный совместный труд, могут разделить свой продукт по мере живого труда – скажем, по трудодням или по коэффициенту трудового участия. И это будет групповая собственность, как в кооперативе.
Много людей – коллектив фабрики, завода, корпорации – объединяют свой труд опосредованно и друг с другом напрямую не взаимодействуют. Они могут разделить свой продукт лишь по мере овеществленного труда , т. е. в соответствии с количеством ранее затраченного труда и капитализированного продукта. Это могут быть паевой взнос, инвестиции в производство, акции предприятия и т. п. Если же этого ничего нет, то работник продает свою рабочую силу и получает за это ее стоимость – заработную плату в соответствии с квалификацией, не рассчитывая на долю прибыли. Такова коллективная, она же корпоративная собственность.
Очень много людей – масса – вообще объединяют свой труд косвенным образом, поэтому здесь возможен лишь один способ распределения продукта: «уравниловка». Этот способ характерен для общественных институтов, например профсоюзов, где любой член может получить путевку в профилакторий, отправить ребенка в оздоровительный лагерь и т. д., потому что членские взносы одинаковы для всех. В общем и равном пользовании находится муниципальное или, к примеру, церковное имущество. Это есть массовая собственность, хотя и здесь у председателя профкома или главы районной администрации могут быть скрытые преференции. Но это уже коррупция.
Наконец все общество в целом может распределять свое достояние – прежде всего природные ресурсы – исключительно по потребности . Скажем, крестьянину нужна земля, но лишь столько, сколько он сможет обработать. Предпринимателю нужен рудник или участок лесных угодий для добычи древесины, но лишь в той мере, в которой он может собрать средства производства и извлечь прибыль. Мне, университетскому профессору, не нужны ни земля, ни золотоносная жила, поскольку я с ними ничего путного сделать не смогу, а если мне их навяжут – я быстро разорюсь.
Для тех, кто может и хочет эксплуатировать природные ресурсы, есть концессии, долгосрочная аренда, вечное и наследственное пользование, но только пользование, а не собственность. И в этом случае мы имеем дело с общенародной собственностью, поскольку та же земля не является продуктом труда (не считая вложенной в нее обработки): она божья , т. е. она есть собственность наших дедов и отцов, моя и твоя как жителей этой страны, наших детей и наших внуков. Пользователи оговоренную часть прибыли отдадут распорядителю – государству, а уж оно, родное, отдаст и нам, грешным, малую толику через социальные статьи расходов государственного бюджета.
Чем определяется уровень обобществления труда? Ресурсоемкостью (труд, энергоносители, сырье, финансы, технологии, ноу-хау) производимого продукта. Если я могу что-нибудь произвести без помощи других людей – скажем, вырастить картошку на огороде и даже продать излишек на рынке, то я типичный индивидуальный предприниматель и, по идее, делиться ни с кем не обязан.
Если я хочу поставить избу, то в одиночку мне не справиться при всем желании, и я вынужден привлекать артель, пусть даже родственников или друзей, и «ставить им магарыч», а то и вовсе нанимать работников. А с коллективом нужен расчет.
Если я хочу массово производить товар и насыщать им рынок – я должен вложить капитал, т. е. создать предприятие, закупить сырье и нанять рабочую силу, причем в масштабе, соответствующем сложности продукта: от свечного заводика в Самаре до автомобилестроительного завода Форда. Это уже корпорация и типичный капитал как «стоимость, производящая прибавочную стоимость».
Ну а, к примеру, космический корабль «Буран» не осилит никакая, даже транснациональная корпорация: здесь необходимо объединение тысяч коллективов под эгидой государства в рамках национальной программы. Прокладка дорог и линий связи, запуск спутников и спуск на воду кораблей, выпуск танков и самолетов поддерживаются государственным заказом. Участие и контроль государства необходимы в «естественных монополиях» – финансах, энергетике, транспорте, связи, в «оборонке» наконец! И это – общенародная собственность , часть которой, но только часть (без чубайсовского фанатизма!) – можно приватизировать под конкретные инвестиции и уж никак не за гайдаровские гроши, а по реальной стоимости.
Вот он – закон собственности : форма индивидуализации общественного продукта определяется уровнем обобществления труда, который, в свою очередь, прямо пропорционально зависит от величины ресурсоемкости производимого продукта.
И наконец, можно ли влиять на иерархию социальных субъектов и смещать в ту или иную сторону уровень обобществления труда? Естественным путем это происходит вследствие совершенствования технологий и внедрения инноваций, и тогда этот уровень понижается или повышается в зависимости от упрощения производства или же появления более сложных продуктов.
Но можно влиять и искусственно, силовыми методами, затеяв в одном случае тотальную национализацию вплоть до обобществления кур и коллективизации быта в коммунах, и тогда мы получим «вожделенный» коммунизм, но при этом и тотальный дефицит, поскольку при всеобщем уравнительном распределении стимул к труду исчезнет как таковой. В другом же случае можно объявить тотальную приватизацию под ваучеры за бутылку водки вместо двух автомобилей «Волга», клятвенно обещанных либеральными реформаторами каждому советскому гражданину, и мы получим «махровый» капитализм в его «чистом виде».
Надо ли говорить, что ни того ни другого не было нигде и никогда, да и быть не может, поскольку тотальная коллективизация и тотальная приватизация суть асимптоты, идеализации, т. е. реально недостижимые пределы организации хозяйственной жизни общества. В первом случае формы реального распределения уйдут в тень и образуется «черный рынок», а во втором декларированные индивидуальные хозяева с необходимостью начнут объединяться, «сбиваться в кумпанства», как говаривал еще Пётр I, принуждаемые к этому самим характером и масштабом общественного производства. И это есть не что иное, как смешанная экономика , которая представляет собой то, что автор «Капитала» называл естественно-исторической закономерностью .
Такое состояние общества нельзя ввести законодательным путем, и это было понятно уже Марксу: «…Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития, … не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами».
Пытаться директивно воплотить в экономическую реальность тот или иной идеологический миф – коммунизм ли, капитализм ли – это занятие, которое породит лишь, по выражению Иммануила Канта, «массу смешных суетливых движений, и больше ничего». Примерно так, как если бы Государственная дума России приняла вдруг закон о том, что с первого января следующего года все граждане России должны стать неграми: ведь мы же все равно не почернеем. Правда, найдется множество законопослушных, прежде всего чиновных особей, которые по утрам перед службой будут намазывать свои лица ваксой, занимаясь привычной показухой. Однако, приходя вечером домой, они будут с превеликим удовольствием эту ваксу смывать и становиться обычными людьми.
Естественное состояние смешанной экономики – mixt economy – общество приобретет тогда, когда будут грамотно разрешены его противоречия, когда демократия сделает невозможным делом подталкивание общества к крайностям, к социальным асимптотам, а экономическая политика будет подчинена истинным, а не мнимым ценностям, здравому смыслу, а не экономической мифологии.
Экономика (от греч. oikonomia - искусство ведения домашнего хозяйства) означает: 1) народное хозяйство данной страны или его часть (соответствующие отрасли или производство); 2) сфера общественной жизни, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей в материальных благах; 3) наука об эффективном и рациональном использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей в условиях конкретных форм хозяйствования.
Экономика - это совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг. Поэтому основными элементами (экономический цикл) экономики являются: производство, распределение, обмен, потребление.
Производство
- главный элемент экономики, ее основа. Производство - это процесс создания жизненных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей людей. В обыденной жизни, когда речь заходит об общественном производстве, чаще всего говорится лишь о производстве материальных благ. Такое понимание общественного производства не является научным. Понятие «общественное производство» и «материальное производство» не являются тождественными. Содержание понятия «общественное производство» является более широким по сравнению с содержанием понятия «материальное производство».
Понятие «общественное производство» обозначает весь процесс производства людьми всей социальной жизни. Оно включает в себя и производство всей совокупности связей и взаимосвязей, которые возникают между людьми и их общностями, и производство материальных и духовных благ.
Распределение включает в себя распределение рабочей силы, средств производства, а также предметов потребления, необходимого и прибавочного продукта. Оно выявляет долю каждого человека в созданном богатстве. Такая доля зависит в первую очередь от количества создаваемых благ, подлежащих распределению. Материальные и духовные блага, услуги, доставшиеся по распределению, после отделения их на личные нужды обмениваются на другие товары.
Обмен в основном происходит через рынок. Общей предпосылкой обмена является общественное разделение труда. Распределение и обмен опосредуют связь между производством и потреблением, образуют своеобразный механизм их взаимодействия, разрешение возникающих между ними противоречий.
Потребление означает использование изготовленных материальных благ, созданных в процессе производства. Потребление - одна из важнейших сфер экономических отношений. Общественный продукт создается людьми в интересах удовлетворения своих потребностей, поэтому любое производство служит в конечном счете потреблению.
Общественное производство подразделяется на два основных вида: материальное (создание вещественных продуктов) и духовное производство (производство знаний, ценностей, идей). Производство материальных благ всегда выступает в виде конкретного способа производства. Понятие «способ производства» обозначает качественно определенное производство, находящееся на конкретной ступени исторического развития.
Способ производства имеет две органически взаимосвязанные стороны - производительные силы и производственные отношения. Понятие «производительные силы» выражает отношение людей к природе, понятие «производственные отношения» - отношения людей друг к другу в процессе производства.
Выделяют два типа производства: натуральное (производимые блага предназначены для собственного потребления) и товарное (вещи и услуги производятся для продажи на рынке). Процесс производства связан с разделением и кооперацией труда.
Производство организуют и осуществляют люди, используя свои физические силы, знания, опыт, навыки, умения. Это они осуществляют в процессе труда. В процессе труда люди подвергают обработке предметы труда. Предметы труда - это все то, на что направлена трудовая деятельность людей, что подвергается обработке в процессе производства. Всеобщим предметом труда является природа. Непосредственным предметом труда выступает не вся природа, а лишь те ее материалы, которые вовлечены в производство. Предметы труда люди не только обретают в природе, но и создают их сами. В современном производстве используются материалы, которые не встречаются в природе: пластмассы, сплавы и т. д. По мере развития производства состав предметов труда постоянно расширяется, в производство вовлекаются все новые и новые предметы труда.
На предметы труда, подвергающиеся обработке в процессе производства, люди воздействуют с помощью средств труда. Средства труда – вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и осуществляет с их помощью свое воздействие на предмет труда.
Состав средств труда чрезвычайно многообразен - от простейшего каменного топора до современных машин и механизмов с автоматическим управлением. Средства труда включают в себя также производственные здания и сооружения, транспорт, линии связи и т. д.
Предметы труда и средства труда, взятые вместе, составляют средства производства. Состав средств производства изменяется в процессе развития человеческого общества.
Основным фактором производства является человек. Предмет труда преобразуется и превращается в продукт благодаря деятельности человека, обладающего знаниями, опытом, умениями и навыками. Эффективность производства напрямую зависит от производительности труда. Производительность труда - это способность человека производить за конкретное время (час, день, неделю, месяц, год) определенное количество изделий или услуг.
Потребности - это нужда в чем-либо для поддержания развития жизнедеятельности человека и общества. Процесс непосредственного удовлетворения потребностей есть потребление. Люди организовывают производство жизненных благ, для того чтобы удовлетворить разнообразные потребности. Любое общество при помощи тех или иных способов производства должно решать проблему удовлетворения потребностей. Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства. К основным факторам производства относятся: природные ресурсы, человеческие ресурсы, капитал (инвестиционные ресурсы), предпринимательство или предпринимательская деятельность.
Экономическая теория изучает
Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает
25. Верны ли следующие суждения о функциях государства в условиях рыночной экономики?
А. Государство в условиях рынка организует необходимые гражданам общественные работы, за которые из-за отсутствия выгоды не берутся частные предприниматели.
Б. Государство в условиях рынка заинтересовано в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей.
Государство в условиях командно-административной экономики
27. Как называется сложившееся в мировой культуре представление об истинном, беззаботном, естественном существовании общества и человека:
А. Золотой Век В. Бронзовый Век
Б. Серебряный Век Г. Каменный Век
28. Какое из отношений к культуре пропагандирует автор следующего четверостишия:
«Мы во власти мятежного, страстного хмеля,
Пусть кричат нам: вы красоты палачи!
Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы»:
А. Нигилистическое В. Консервативное
Б. Новаторское Г. Традиционное
29. Как называется художественный стиль первой трети XIX в., зародившийся в наполеоновской империи в живописи, архитектуре, прикладном искусстве, являющийся продолжением и завершением классицизма:
А. Романтизм В. Рококо
Б. Готика Г. Ампир
30. К какой сфере общественной жизни относятся художественное творчество, научные исследования?
А. экономической В. политической
Б. социальной Г. духовной
Класс
1. Соотнесите результаты творческой деятельности и примеры:
1. Открытие
2. Изобретение
3. Рационализаторское предложение
А. Техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия и предусматривает изменение конструкции изделий, технологии производства
Б. Новое достижение, совершаемое в процессе научного познания природы и общества
В. Новое техническое решение задачи, поднимающее технику на новый уровень
2. К материальному производству относится:
А.исполнение оркестром симфонии П.И. Чайковского
Б.тиражирование в типографии произведений А.П. Чехова
В.открытие Д.И. Менделеевым периодической системы элементов
Г.создание М.Ю. Лермонтовым стихотворения «Бородино»
Закончите предложение
Понятие исторического процесса включает…
Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг. Это могут быть материальные блага, в т. ч. предметы питания, одежда, жилище, различные виды транспорта и связи или же такие виды услуг, как здравоохранение и образование.
Это могут быть и духовные ценности, в т. ч. предметы искусства, науки, образования и т. д. В их ПРОИЗВОДСТВО вкладываются те или иные материалы, имеющие свою стоимость, а также орудия труда и оборудование, в т. ч. самые совершенные, например, при печатании книг, журналов и газет. Поэтому нередко они выступают в форме товара со всеми присущими ему свойствами. Правда, это товар особого рода, содержание которого воплощено в художественных образах, научных теориях, чувствах и мыслях людей.
В процессе производства, которое всегда носит общественный характер, природные материалы преобразуются, им придаются свойства, благодаря которым они могут удовлетворять разнообразные потребности людей. При этом человек материалу природы противостоит как сила одновременно И ПРИРОДНАЯ, И СОЦИАЛЬНАЯ, что ярко отражается в специфике воздействия людей на природу и свойствах производимых ими предметов и услуг.
Решающее значение имеет СОЦИАЛЬНЫЙ ТИП того или иного способа производства. Его определяют существующие отношения СОБСТВЕННОСТИ на средства производства и его продукты. Созданными предметами и услугами в большей степени владеет, пользуется и распоряжается тот, в чьей собственности находятся средства производства.
В этом главным образом проявляется взаимодействие, с одной стороны, производства, а с другой, - распределения и потребления создаваемых предметов и услуг. В свою очередь, отношения распределения и само потребление людьми предметов и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Так, например, существенную роль в развитии производства во всех развитых странах играет принцип РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ ТРУДА, применяемый по отношению к наемным рабочим и служащим. Им хорошо платят за повышение производительности труда, за творческое влияние на производственный процесс. Это повышает материальную заинтересованность работников.
Напротив, УРАВНИТЕЛЬНЫЙ принцип распределения не порождает таких мотивов и по сути оставляет невостребованными творческие способности рабочих и служащих.
ПОТРЕБЛЕНИЕ является основополагающим стимулом развития производства, влияет на рост его масштабов, развитие отраслей, в т. ч. сельского хозяйства, легкой промышленности, машиностроения, транспорта, связи и т. д. К тому же надо иметь ввиду не только ЛИЧНОЕ, но и ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ (нефти, газа, электроэнергии и т. д.) потребление, необходимое для существования самого производственного процесса.
Экономическая жизнь общества проявляется также в ОТНОШЕНИЯХ ОБМЕНА деятельностью, товарами и услугами между людьми. В основе его лежит закрепленное отношениями собственности общественное разделение труда, как оно сложилось в ту или иную историческую эпоху. Так, например, предприниматель-собственник автомобильного завода обменивает свои изделия на электроэнергию, сталь, другие товары, чтобы продолжить производство, а также на продукты питания, одежду, жилище, транспорт, чтобы удовлетворить потребности личные и членов своей семьи. Точно также крестьянин обменивает продукты земледелия или животноводства на тракторы, комбайны, сельскохозяйственное оборудование и т. д. Обмениваются обычно в товарной форме, но иногда и в форме т. н. бартерных сделок (прямой продуктообмен).
В данном случае продуктами (товарами) по сути дела обмениваются между собой различные товаропроизводители и, следовательно, их способности. Более наглядно это проявляется при обмене услугами. Скажем, врач профессионально служит разным людям, оказывая им медицинскую помощь. В то же время сам он пользуется услугами портного, который шьет ему костюм, учителя, который учит его детей, адвоката, ведущего его дело, и т. д. Обмен продуктами производственной деятельности и услугами опосредует связь между производством и потреблением и тем самым играет существенную роль в экономической жизни общества.
Все ее проявления, а именно производство разного рода предметов и услуг, их распределение, обмен и потребление (личное и производственное) тесно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Их связи и взаимодействия носят порой сложный и противоречивый характер. Вместе с тем объективные противоречия между производством и распределением, распределением и обменом, производством и потреблением являются движущей силой развития всей экономической жизни общества.
Развитие общества и его экономической жизни тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как ЦЕЛОЕ И ЕГО ЧАСТЬ. Последняя существует и проявляет себя в рамках единого целого. Экономика испытывает на себе воздействие всех сторон общественной жизни, в т. ч. сложившейся социально-классовой структуры общества, его политической и духовной сфер. В свою очередь экономическая жизнь общества и прежде всего способ общественного производства существенно и в ряде случаев решающе влияют на функционирование и развитие общества в целом.
Последнее влияние настолько глубоко и очевидно, что многие мыслители считают способ общественного производства основой существования и развития всего общества. Свои выводы они подтверждают довольно вескими аргументами:
· без постоянного производства материальных благ существование общества невозможно;
· способ производства, прежде всего сложившиеся отношения собственности и разделение труда определяют появление и развитие классов и других социальных групп и слоев общества, его социально-классовую структуру;
· способ производства во многом обусловливает развитие политической сферы жизни общества. Как правило, в ней доминируют экономически господствующие классы и социальные группы. Они определяют работу государственного аппарата, содержание и направление деятельности многих политических партий и в конечном счете всей политической жизни,
· в процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества, в т. ч. здания для функционирования учреждений духовной культуры - библиотеки, музеи, театры и т. д., полиграфическое оборудование, бумага, краски для печатания книг, журналов и газет, музыкальные инструменты и многое другое.
Как видим, вывод о значительной роли способа производства в развитии общества достаточно обоснован. На это указывал Макс Вебер (1864-1920), когда говорил об экономической теории К. Маркса и отмечал необходимость ее очистки от многих догматических наслоений его последователей. К тому же он советовал учитывать роль в развитии общества других факторов, например, политических, моральных, религиозных. Роль последних Вебер подчеркивал особенно. Обо всем этом говорилось в начале века и справедливо по сей день.
Экономические потребности людей и потребности развития самого производства являются наиболее глубокими источниками зарождения и становления всей экономической жизни общества. Мы уже частично упоминали об этом. Здесь, выделяя главное, можно сказать, что социальные потребности выступают как проявления социальной (того, что необходимо людям в их общественной жизни), экономические же потребности как проявления экономической необходимости. Таковы потребности в пище, одежде, тепле, жилище, средствах передвижения и т. д. Одни из них имеют биосоциальный характер, как, например, потребности в пище и тепле, другие - чисто социальный - потребности в модной одежде, современном автомобиле, телевизоре и т. п. Но все эти потребности выступают в СОЦИАЛЬНОЙ ФОРМЕ, в т. ч. и те, которые удовлетворяются с помощью по-человечески приготовленной пищи и построенного жилища и содержат в себе атрибуты культуры того или иного народа. Данные материальные потребности выступают одновременно и как ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, потому что в процессе производства удовлетворяются в рамках экономических отношений между людьми.
Все эти потребности вызывают к жизни, поддерживают и стимулируют производство тех или иных продуктов и услуг. Нет потребностей - нет и производства. Причем, круг потребностей постоянно расширяется. К тому же они развиваются качественно. В этой связи говорят О ЗАКОНЕ ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ, т. е. их постоянном совершенствовании. Нельзя забывать и о потребностях функционирования самого производства - потребностях в источниках энергии, сырье, материалах и т. д. Таким образом, социально-экономические потребности выступают как источники развития производства, его постоянные основные стимулы.
Остается добавить, что сами потребности, не только общественные, но и личные, развиваются под влиянием производства различных предметов и услуг. Таковы, например, потребности людей во многих продуктах питания, современной одежде, бытовых приборах, холодильниках, телевизорах и т. д. Воздействуя на формирование этих потребностей, производство создает важнейшее условие для своего устойчивого развития.
Такова диалектика взаимодействия экономических потребностей, производства и потребления как одно из проявлений экономической жизни общества.
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ИМЕЕТ ДВЕ СТОРОНЫ: ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Их роль и характер взаимодействия всесторонне раскрываются в марксизме, хотя вопрос о роли производительных сил в развитии общества ставился и решался некоторыми мыслителями еще до появления марксистской теории. Так, соотечественник Маркса, которого называют основоположником немецкой экономической мысли, Фридрих Лист (1789-1846) указывал на решающую роль производительных сил в развитии экономики того или иного общества, на его способность производить материальные блага и услуги и постоянно совершенствовать эту способность. Это звучит весьма актуально и в наше время. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ОБЩЕСТВА - это прежде всего применяемые в производстве орудия труда (современная техника, а также используемые в нем технологии, транспорт, производственные помещения), предметы труда и т. д. Они представляют собой вещественную сторону производительных сил, с помощью которой люди воздействуют на природу, перерабатывая ее материал для удовлетворения своих потребностей.
Основы экономической теории
Предисловие ……………………………………………………………………………………..
Глава I . Экономическая система ……………………………………………………….…….
§ 1. Материальное производство – основа экономической жизни общества………….
§ 2. Факторы общественного производства………………………………………………
§ 3. Производительные силы, производственные отношения и их соответствие……..
§ 4. Способ производства………………………………………………………………….
Глава II . Предмет и метод экономической теории …………………………………………
§ 1. Предмет исследования в экономической теории……………………………………
Экономическая теория. Основы экономической теории – часть 1: Учебное пособие / Под редакцией доктора экономических наук, профессора, Заслуженного экономиста России . – М.: ЮНП, 2001. – _ С.
Рассмотрены объект, предмет и метод экономической теории, система экономических отношений и экономических законов многоукладной экономики.
1.2. Факторы общественного производства
Производство осуществляется благодаря взаимодействию трех его основных факторов (от лат. factor - делающий, производящий), моментов, условий: рабочей силы человека, предметов труда и средств труда.
Производство вообще - это научная абстракция , представляющая собой совокупность всеобщих черт присущих производству, не зависящих от его специфической социально-экономической формы.
Рабочая сила - это совокупность физических и духовных возможностей человека, необходимых для осуществления трудовой деятельности, это его способность к труду. Она выступает в качестве личного фактора производства.
Личный фактор производства – более широкое понятие, чем рабочая сила. Наряду со способностью к труду важным моментом личного фактора в процессе производства является добросовестность, ответственность, дисциплинированность, инициативность, гражданственность и другие свойства личности, без которых невозможен нормальный процесс производства, его экономическая эффективность.
В современных условиях роль личного фактора определяется не только уровнем развития физических и умственных способностей человека, но и степенью развития организационных навыков, умением управлять производством и осуществлять за ним контроль.
Следует различать рабочую силу как действующий (функционирующий) ресурс и трудовые ресурсы общества как потенциальную способность к труду.
Носителем рабочей силы является человек как участник производства. Однако человек не только фактор производства. Это его самоцель. Именно поэтому преодоление технологического взгляда на человека лишь как фактора производства – непременное условие ускорения как научно-технического прогресса, так и социального прогресса в целом. Значение человека в функционировании и развитии общественного производства неуклонно возрастает.
Научно-технический прогресс усиливает роль человека, предъявляет к нему новые требования, формирует спрос на работников высокой квалификации. Эта проблема наиболее актуальна для России, поскольку ее трудовые ресурсы недостаточно воспроизводятся, слабо адаптируются к изменившимся условиям.
Россия не обделена кадровым, человеческим потенциалом. В России проживает 2,4% населения планеты. По численности населения наша страна находится на шестом месте в мире – после Китая, Индии, США, Индонезии и Бразилии. Наши лучшие умы возглавляют научный потенциал планеты.
Предметы труда - это те материалы, которые подвергаются обработке. Это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта.
Предметы труда подразделяются на две основные группы. Первая группа - это предметы труда, которые даны самой природой . Они впервые вовлекаются в производственный оборот. Эти предметы труда могут быть возобновляемыми (лес, вода, растительный и животный мир) и невозобновляемыми (уголь, нефть, руда и др.). Они исчерпаемы, поскольку их пополнение на земле практически невозможно.
Вторая группа - это те предметы труда, которые уже испытывали воздействие труда . Они являются продуктом предшествующего труда, но нуждаются в дальнейшей обработке. Сюда относится сырье, например, пряжа в ткацком производстве или металл на машиностроительном заводе, а также предметы труда, созданные искусственно, поскольку они отсутствуют в природе, например, химическое сырье.
Прежде чем предмет труда превратится в готовый продукт, он проходит одну или несколько стадий обработки от исходного пункта (извлечение веществ природы) до полезного продукта, годного к окончательному потреблению, выступая в качестве полуфабриката.
Так как труд человека направлен на окружающую его природу, то сама природа (земля и ее недра, залежи полезных ископаемых , лесные массивы, вода) является всеобщим предметом труда.
По объему и многообразию природных ресурсов России практически нет равных в мире. Здесь сосредоточено 45% природного газа, 23% угля, 13% нефти, 22% мировых запасов леса. Потенциал гидроресурсов страны превышает 850 млрд. киловатт-часов электроэнергии в год. На одного жителя России приходится 0,9 га пахотной земли, что на 30% больше, чем в США. В середине 90-х годов потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых оценивалась в 28,6 триллиона долларов. Однако следует иметь в виду, что все сельскохозяйственное производство осуществляется в зоне рискованного земледелия. Почти половина территорий России приходится на районы крайнего севера, находится в зоне вечной мерзлоты.
Средства труда - это вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметами труда. Это все то, чем он воздействует на предметы труда с целью создания готовых продуктов. Именно в результате этого воздействия удается изменить форму предметов труда, превратить их в продукт, годный для потребления.
К средствам труда относятся прежде всего орудия труда, то есть машины и механизмы, оборудование, приспособления и инструменты, двигатели и передаточные устройства. Это активная часть средств труда, непосредственно воздействующая на предметы труда. Другая часть - это пассивные средства труда, которые непосредственно не участвуют в процессе труда, а лишь создают необходимые условия для производства. Сюда относятся производственные здания, дороги, другие средства сообщения и каналы связи. Активные и пассивные средства труда формируют основные производственные фонды общественного производства.
Всеобщим средством труда служит земля, когда она выступает как место, на котором совершается труд, осуществляется производство или как носительница естественных свойств, используемых в земледелии для выращивания культурных растений.
К средствам труда относятся естественные силы природы, используемые в производстве, например, ветер, пар, электричество, химические ядерные реакции.
Отдельные продукты в одном процессе производства могут служить предметом труда, а в другом выступать как средства труда. Так, например, машины и механизмы, оборудование во время ремонта становятся предметами труда.
Предметы труда и средства труда , взятые вместе, когда они соответствуют друг другу, выступают как средства производства. Они образуют вещественный фактор производства .
Важнейшим средством производства является земля, которая одновременно выступает и как средство и как предмет труда. Поэтому вслед за английским экономистом Уильямом Петти (гг.) можно сказать, что "труд есть отец богатства, а земля его мать".
По расчетам ученых Московского Экономического Института потенциальная стоимость сельскохозяйственных земель в России составляет более 35 триллионов рублей. Нашу землю необходимо беречь, как зеницу ока, преумножать ее плодородие!
В результате взаимодействия вещественных и личных факторов производства создается продукт или оказывается услуга, способные удовлетворить те или иные потребности, а труд выступает как производительный труд.
В современных условия общественное разделение труда позволяет рассматривать продукт как результат деятельности совокупной рабочей силы. Для его производства требуется труд не только рабочих, но и инженерно-технических работников, административно-управленческого персонала, работников прикладной науки, финансово-кредитной системы, менеджеров, предпринимателей.
Ресурсы общества, от которых зависит его существование и развитие, это не только природные богатства - нефть, лес и минералы, не только люди с их способностью к труду. Это знания, образование, культура, мастерство и напористость народа, доступность информации. Надо много трудиться, изобретать, чтобы использовать эти возможности более продуктивно, уметь принимать самостоятельные решения.
1.3. Производительные силы и производственные отношения
В экономической жизни общества отношение людей к природе - это процесс взаимодействия рабочей силы и средств производства , в результате которого происходит превращение веществ и сил природы в продукты, удовлетворяющие потребности людей. Эти отношения людей к природе представляют производительные силы общества.
Производительные силы общества образуют личные и вещественные факторы производства, рассматриваемые в их совокупности, взаимодействии. Взятые изолированно друг от друга, они не могут рассматриваться как производительные силы общества, способные реально удовлетворять человеческие потребности. Именно в своей совокупности и взаимодействии они, выступают как фактически действующие факторы производства, – производительные силы общества.
Как бы ни совершенствовались орудия производства, главным элементом производительных сил общества остается человек, обладающий способностью к труду и проявляющий эти способности.
Именно человек создает и оживляет средства производства и тем самым превращает их в элементы производительных сил общества. Именно поэтому рабочая сила – главная производительная сила общества.
Личный фактор производства всегда был и остается главной производительной силой общества , решающим фактором, основным творческим элементом всякого производства. Люди с их способностью к труду являются истинными творцами общественного богатства. Именно люди, благодаря своим возможностям, приобретенным общим и профессиональным знаниям, производственному опыту и трудовым навыкам, трудолюбию приводят в движение средства производства и совершенствуют их, изобретают новые машины, придумывают более эффективные технологии. Постоянное развитие способностей человека, его знаний, профессиональных навыков , духовное обогащение - являются непременным условием дальнейшего развития и совершенствования производства. Поэтому инвестиции в человеческий капитал, расходы на образование, подготовку и переподготовку кадров, здравоохранение и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) остаются самыми эффективными.
Из вещественных элементов производительных сил наибольшее значение имеют орудия труда, активная часть средств производства. Это наиболее революционный элемент производительных сил общества. Распространение новой техники и прогрессивных технологий требует были совершенных, универсальных знаний на производстве.
В современных условиях в непосредственную производительную силу общества превратилась наука , поскольку она активно воздействует на функционирование и развитие всех элементов производительных сил: самих людей, непосредственных производителей материальных благ и услуг (с их опытом и трудовыми навыками) и на предметы труда, и на средства труда и прежде всего на орудия труда, технические средства производства. Именно наука обеспечила технический прогресс ХХ века и обеспечит его дальнейшее развитие в XXI веке. Можно поэтому сказать, что производительные силы общества - это совокупность средств производства, людей, приводящих их в движение и использующих научные знания. Без современного образования, без передовой науки у России нет и не может быть будущего. Ведь в конечном счете все в жизни определяется умениями людей, глубиной их знаний, профессионализмом, их интеллектом.
Производительные силы общества, показывая отношение людей к природе, характеризуют материально-вещественную сторону производства. Другую его сторону составляют производственные отношения.
Производственные отношения - это отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг . Люди не могут производить жизненные блага в одиночку, изолированно друг от друга, не соединяясь для coвместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Воздействуя на природу в процессе реализации себя в качестве производительной силы, люди вступают друг с другом в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в производственные отношения, а производство в связи с этим принимает общественный характер.
Производственные отношения образуют социально-экономическое содержание общественного производства , его общественную форму. Форму не в смысле внешнего выражения, очертания или наружного вида предмета, а в смысле внутреннего строения общественного производства, его структуры, определяющей порядок протекания экономических процессов функционирования и развития производительных сил.
Производственные отношения всегда субъектны. Описание экономической жизни общества в отрыве от деятельности людей, субъектов хозяйствования не может быть плодотворным ни для теории, ни для практики. Это все равно, что биологам “абстрагироваться” от живой природы или в лингвистике – от языка.
Участниками производственных отношений являются люди или их общественные образования - субъекты хозяйствования . К субъектам хозяйствования относятся отдельные лица, занятые экономической деятельностью (производители - потребители, продавцы - покупатели, кредиторы - должники и проч.). Таковыми могут быть товарищества, акционерное общества , учреждения, город, целый хозяйственный регион, институты исполнительной государственной власти, Российская Федерация в целом.
Каждое из производственных отношений обладает собственным содержанием (обусловленным уровнем развития производительных сил и видом и типом собственности) , которое проявляется в характере, способе связи его участников , и направлено на достижение определенного результата , по поводу которого складывается данное отношение между его участниками. В качестве такового выступают результаты производства, товарно-материальные ценности, доходы, прибыль, заработная плата , налоги, процент за кредит, рента и др. Поэтому чтобы выделить и проанализировать то или иное производственное отношение, необходимо определить его участников, раскрыть характер, способ их связи в процессе функционирования данного отношения, найти объект осуществления этого отношения.
Понятие "экономические отношения" более широкое нежели "производственные отношения". К ним, помимо отношений материального производства, относятся отношения людей и их общественных образований в сфере нематериального производства. Следует иметь в виду, что значение последних неуклонно возрастает в связи с сокращением доли материального производства.
Совокупность экономических отношений образуют экономический базис общества, на котором вырастает своя особая организация политических, правовых, этических, психологических, идеологических, национальных, религиозных и других общественных отношений и институтов, составляющих в совокупности надстройку общества. Экономический базис и надстройка тесно взаимодействуют друг с другом. Чтобы ткань экономической системы была прочна, в ней недостаточно укрепление государственного управления экономикой (вертикального переплетения нитей) и горизонтальных связей – деятельности хозяйствующих субъектов. Реальной основой экономической жизни страны может быть лишь само общество , народ как непосредственный участник трудовых отношений, отношений собственности и отношений управления, реального самоуправления на местах, укрепление дисциплины и ответственности, трудовой морали и хозяйского отношения, деятельности политических партий и общественных организаций, направленных на укрепление экономической системы, реальной поддержки обществом экономических и политических реформ.
Между производительными силами и производственными отношениями существует глубокая внутренняя связь. Они находятся в постоянном взаимодействии, взаимовлиянии. Производственные отношения не могут осуществляться и развиваться вне производительных сил общества , а производительные силы всегда функционируют в рамках определенных производственных отношений . Важнейшие особенности и направления этого взаимодействия отражаются в законе соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил.
Определенная историческая ступень, уровень в развитии производительных сил общества требует и определенного типа производственных отношений . Таков объективный экономический закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил.
Производительные силы являются наиболее подвижной стороной производства, с них начинается его совершенствование. Изменение в производительных силах общества объективно требуют соответствующих изменений в производственных отношениях людей, иначе затруднится или вообще прекратится развитие вещественных и личных факторов общественного производства, может наступить кризис экономической системы в целом.
Производственные отношения более консервативны, поскольку среди участников этих отношений всегда находятся те люди, которым выгодно сохранять старые производственные отношения. В частности, мы медленно идем к рынку не только из-за отсутствия опыта работы в новых условиях, из-за дефицита практических действий правительства или законодателей в этом направлении, но и из-за активного или пассивного сопротивления “реформаторов” первой волны, которые, обогатившись, игнорируют национально-государственные интересы по развитию Российского материального производства.
Опыт истории показал, что далеко не каждый человек, облеченный государственной властью, рискнет самой своей властью, чтобы осуществить реформы для других. Нужна воля, требуется лидер, который возьмет на себя весь груз ответственности, связанный с устранением устаревшей экономической системы и выбором правильного направления, нужно единство исполнительной и законодательной власти , без которого невозможно успешное реформирование экономики.
Производственные отношения могут помочь, а могут и задержать развитие производительных сил общества. Многое зависит от того, соблюдаются или нет требования закона соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил и в какой мере. Действительно, если производственные отношения соответствуют уровню развития производительных сил, они способствуют развитию последних, двигают производство вперед. Если нет этого соответствия, то производственные отношения превращаются в тормоз развития производительных сил, в препятствие росту производства, удовлетворению потребностей человека. Производственные отношения, таким образом, будучи зависимыми от производительных сил общества, в свою очередь, оказывают на них обратное влияние. Это влияние может быть разным: благоприятным развитию производства или сдерживающим его, мешающим повышению качества жизни населения.
§ 4. Способ производства
Способ производства - это единство и взаимодействие производительных сил общества и его производственных отношений.
Способ производства, взятый в единстве с надстройкой и другими формами жизнедеятельности общества, составляют общественно-экономическую формацию.
Общественно-экономическая формация - это исторически конкретный тип общества, соответствующий определенному способу производства и означающий особую ступень в развитии человеческого общества. На европейском континенте в качестве таковых выступали: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социалистическая) формации. Исторический опыт человечества подтвердил, что каждый последующий способ производства всегда что-то наследует от предыдущего, но развивается по восходящей линии.
В мире имели место и отступления от названных выше ступеней общественного развития. В частности, не все страны Европы имели рабовладельческий способ производства, а некоторые народы мира жили в условиях азиатского способа производства.
Азиатский способ производства употребляется здесь не в географическом, а в типологическом (обладающим особенностями, свойственными определенному типу) смысле, так как характеризуется не принадлежностью к азиатскому региону, а комбинацией особых социально-экономических структур, которые имели место и в Европе (Македония, Греция) и в Африке (Египет), и в Америке (империя инков в Перу), и в Китае и отличались тотальным проникновением государства не только во все надстроечные сферы, но и в отношения собственности, что проявлялось в слиянии власти и собственности, где центральная власть волевым актом изымала у производителей прибавочный, а нередко часть необходимого продукта и использовала его для укрепления своего господства. При этом сохранялись внеэкономическое принуждение, личная зависимость производителя от властных структур, а обмен деятельностью и ее результатами осуществлялся не на рынке, а посредством прямого распределения и перераспределения ресурсов, где доход заменялся жалованием и т. д.
В дореволюционной России переплетались элементы общинного, феодального, капиталистического и азиатского способов производства.
Помимо формационного подхода, можно использовать и другие возможности для переодизации развития человеческого общества. Это могут быть стадии цивилизации : 1) неолитическая (от гр. neos - новый + гр. lithos - камень) - последняя эпоха каменного века, 2) восточно-рабовладельческая, 3) античная (от лат. antiguus - древний), 4) раннефеодальная, 5) прединдустриальная, 6) индустриальная (от лат. industria - деятельность, промышленность), 7) постиндустриальная (от лат. post - после); стадии экономического роста : 1) традиционное (от лат. traditio - передача, сохранившийся от старины) общество, 2) переходное общество, 3) переход к индустриальному обществу, 4) индустриальное, 5) стадия массового потребления; уровень конвергенции : 1) теория гибридизации (от лат. hibrida - потомство, полученное путем скрещивания особей, принадлежащим к различным сортам, породам и видам), 2) теория синтеза (от гр. synthesis - соединение, сочетание) и появления смешанной экономики, 3) теория сближения, 4) "революция" менеджеров; типы технологической революции : 1) аграрная (сельскохозяйственная), 2) промышленная, 3) технологическая, 4) информационная; экономические формы производства : 1) натуральное, 2) товарное, 3) планомерно-организованное производство; способы управления: 1) административно-командная (распределительная) система, 2) рыночная экономика, 3) смешанная экономика, которая объединяет элементы различных способов и форм производства, различные методы управления , с различным уровнем развития производительных сил или находится в состоянии перехода от одного социально-экономического состояния в другое.
Нашим экономистам - теоретикам еще предстоит ответить на вопрос: в каком обществе мы живем ныне и куда идем, какую долю прошлого можно сохранить и что сделать нового, чтобы двигаться вперед. Сообщество людей лишь тогда можно назвать обществом, когда у него есть общая цель, объединяющая содружество людей в единое общество, когда к ней ведут люди, стоящие у власти, видящие эту цель и умеющие передать ее другим в осязаемой и приемлемой для большинства людей форме.
Как известно усилиями отдельных партийных лидеров понятие "социализм", как и социалистическое строительство, было дискредитировано, хотя социализм здесь не причем. Поэтому ошибочно утверждение о том, что социализм как экономическая система оказалась нежизнеспособной.
Интересно, что первым, кто употребил термин "социализм" был французский социалист Пьер Леру. Он противопоставлял его индивидуализму и сводил к коллективистскому началу в организации общественной жизни.
В современных условиях следует говорить не о дискредитации (от фр. discrediter - подрывать доверие, умалять авторитет), самой идеи социализма как таковой, а о дискредитации практики руководства экономической системой, которую мы называли социализмом, то есть о дискредитации реальной практики строительства социалистической системы в СССР и других странах социалистического содружества.
Если разграничивать социализм (коммунизм) как политический строй, провозглашенный в нашей стране, и социализм (коммунизм) как идею, то станет ясным, что появление социализма - это не случайное явление, не историческое недоразумение, не внешняя, навязанная из вне идея, как некоторым кажется, а ответная реакция людей на реальные несправедливости капиталистической жизни, воплощение мечты угнетенных и оскорбленных, желающих видеть мир светлее и лучше. Идея социализма возникла из стремления человека преодолеть социально-экономическое неравенство, из стремления создать общество социальной справедливости; из стремления широких масс трудящихся быть хозяевами своей судьбы.
Нельзя начинать возрождение России с “чистого листа”, разрушить “все до основания, а затем”… затем ничего позитивного не будет, если мы не научимся сохранять позитивы, полученные от прежней системы, если не обеспечим нужную новому строю преемственность с этой системой.
В частности, нельзя допускать того, чтобы наши пенсионеры, победившие в Великую Отечественную войну и создавшие России славу мировой державы в послевоенные годы, жили кое-как, в бедности и нищете. Возвратить им положенный долг – это наша политическая и нравственная задача. Хотя в 2000г. пенсии возросли на 28%, минимальная пенсия в России составила 21 доллар в месяц, против 80 долларов в Китае, 667 долларов в США, 833 доллара в Дании и Японии.
Теперь многие говорят, что у нас построен "дикий" капитализм, чем и объясняют сегодняшние трудности.
Конечно, российские реформаторы во многом дискредитировали реформы, особенно когда революционный лозунг октябрьских дней 1917 года: "грабь награбленное" был заменен на лозунг: "грабь заработанное". Но это вовсе не значит, что нужно свернуть реформы, отказаться от дальнейшего обновления социально-экономических отношений. Реформирование экономики не самоцель. Ее смысл состоит в том, чтобы народ стал богатым, а государство – сильным.
Если что-то и вытащит нас из кризиса, то это вера в себя, в Россию, желание и умение работать. Свою Россию надо уметь отстаивать и обустраивать. Другой России у нас не будет, а за границей нас никто не ждет.
Вопросы для самоконтроля :
1. Что является объектом экономической теории?
2. Почему материальное производство является основой экономической жизни общества?
3. Почему рабочую силу и средства производства называют основными факторами общественного производства?
4. Почему рабочую силу, а не человека называют личным фактором производства?
5. Что относится к предметам труда?
6. Что относится к средствам труда?
7. Что называется производительными силами общества?
8. Какую сторону производства характеризуют производительные силы?
9. Что такое производственные отношения?
10. Где функционируют производственные отношения?
12. Какую сторону производства характеризуют производственные отношения?
13. Чем отличаются производственные отношения от экономических отношений в обществе?
14. В чем выражается зависимость производственных отношений от производительных сил общества?
15. Как влияют производственные отношения на развитие производительных сил?
16. Что такое способ производства?
17. В чем отличия одного способа производства от другого?
18. К чему сводится характеристика первобытно-общинного строя, рабовладельческого, феодального, капиталистического, государственного способов производства и многоукладной экономики?
19. Чем экономический уклад отличается от способа производства?
20. Какие признаки характеризуют многоукладную экономику России?
Глава II. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
2.1. Предмет исследования в экономической теории
Чтобы успешно решать проблемы экономической науки, необходимо четко очертить границы, рамки ее предмета. Осознание собственных границ предмета экономической теории - это один из признаков ее зрелости как экономической науки.
Предметом экономической теории является та особая сторона экономической жизни общества, которая непосредственно изучается данной наукой. Какая сторона экономической жизни общества здесь имеется в виду?
Когда человек в процессе производства использует в виде средств труда или предметов труда результаты деятельности различных людей или когда производит продукты не для себя, а для других членов общества, которые употребляют их как средства производства или как предметы потребления, то он неизбежно вступает с этими людьми в определенные экономические отношения. Именно эти отношения и являются предметом экономической теории.