Финансы властных структур государственные и муниципальные. Государственные и муниципальные финансы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Нормативно-правовые аспекты регулирования муниципальных финансов. Зарубежный опыт. Общая характеристика государственных и муниципальных заимствований в зарубежных странах. Казначейское исполнение местных бюджетов. Отчет об исполнении местного бюджета.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Сущность, функции и роль местных финансов. Состав и динамика расходов и приоритеты в расходовании средств местных бюджетов. Особенности современной практики создания целевых фондов органов местного самоуправления в Украине, описание некоторых недостатков.

    реферат , добавлен 06.05.2012

    Муниципальные финансы как основа деятельности органов местного самоуправления. Компетенция органов государственной власти и местного самоуправления. Анализ бюджета МО "Поселок Усть-Омчуг". Совершенствование механизма распределения финансовой помощи.

    дипломная работа , добавлен 27.01.2012

    курсовая работа , добавлен 06.03.2009

    Понятие муниципальных финансов современной России. Нормативные акты, регулирующие муниципальные финансы. Система муниципальных финансов современной России. Участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2007

    Принципы организации муниципальных финансов и их формирование. Доходы местных бюджетов. Направления расходования средств муниципальных финансов. Проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов. Финансовые проблемы местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2015

    Механизм и методика финансовой поддержки региональных и муниципальных органов власти. Анализ динамики, структуры и исполнения межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2015

    Доходы бюджета органов государственной власти и органов местного самоуправления. Их характеристика на основе различных критериев. Состав и структура федеральных, региональных и местных налогов. Разграничение налоговых полномочий, налоговые доходы.

    Государственные и муниципальные финансы в финансовой структуре занимают особое положение. Это связано с их специфическим назначением, которое представляет собой обеспечение органов госвласти и территориального управления денежными средствами. Эти средства направляются на содействие в обеспечении исполнения этими органами своих функций.

    Государственные и муниципальные финансы участвуют в регулировании социальных явлений, развитии приоритетных экономических отраслей. С их помощью обеспечивается сглаживание различий в уровне социального, экономического развития тех или иных территорий страны.

    Государственные и муниципальные финансы формируются под воздействием ряда факторов.

    Так, большое значение имеет форма устройства власти в стране. в целом (в сравнении с федеративными) характеризуются более высокой степенью концентрации денежных средств в распоряжении центральных госорганов. В этих странах в качестве основы денежных ресурсов административно-территориальных элементов выступают выплаты от доходов регулирующего значения и средства помощи центральных органов.

    В рамках построенного в соответствии с принципом разграничения полномочий и предметов регулирования субъектных и центральных представительств власти, преобладающее значение приобретают собственные доходы субъектов. Вместе с этим отмечается сокращение масштабности межбюджетного перераспределения средств.

    Государственные и муниципальные финансы формируются и в соответствии с административно-территориальной структурой страны. Это выражается в деятельности одних субъектов в составе других или в образовании территориальных образований разного уровня.

    В соответствии с Конституцией края (области и прочие образования) и автономные округа, включенные в их состав, являются равноправными субъектами страны. В связи с этим, ресурсов происходит в рамках разграничения полномочий как с федеральным центром, так и между территориальными единицами.

    На формирование государственных и муниципальных финансов влияние оказывает и особый статус ряда субъектов. В соответствии со своим статусом, территориальные образования выполняют те или иные функции. На решение ряда задач выделяется и дополнительное финансирование, что позволяет отдельным субъектам получить финансовую независимость.

    В соответствии с принципом равноправия, закрепленном в статье 5 Конституции, различия в составе и объеме полномочий госорганов краев, республик, автономных округов, областей и прочих элементов не предусматривается. Согласно федеральному законодательству, для всех субъектов установлены единые нормативы по отчислениям от сборов и налогов в бюджеты и единый способ расчета денежной помощи.

    Следует при этом отметить, что для муниципальных формирований законодательно предусмотрена возможность применения специального режима функционирования. Применение относительно территориальной единицы страны особого статуса связано с рядом причин. Среди них отмечают концентрацию в границах субъекта объектов госбезопасности, для которых действует особый режим, специализацию градообразующих организаций на инновационной, научно-технической, научной деятельности в условиях научно-производственного комплекса. Наличие особого статуса предполагает больший объем полномочий для местных властных представительств и дополнительные источники денежных поступлений (финансы государственных и например).

    Понятие финансов муниципальных органов власти. С принятием в 1993 г. новой Конституции Российской Федерации, изменившей статус существовавших ранее местных органов власти, и переходом от унитарной к федеративной модели государственности резко усилилось внимание к муниципальным финансам. В научной и учебной литературе можно встретить два основных подхода к определению муниципальных финансов, их состава и места в финансовой системе страны.

    При первом подходе приводится расширительная трактовка муниципальных финансов как экономических отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов всех субъектов экономики, участвующих в воспроизводственном процессе на территории муниципального образования. Соответственно в состав муниципальных финансов включаются финансы местных органов власти (органов местного самоуправления), хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств. При этом муниципальные финансы рассматриваются как самостоятельное звено финансовой системы государства.

    Второй подход является более широко распространенным, причем не только в российской, но и зарубежной финансовой литературе. Под муниципальными финансами понимаются только финансы местных органов власти (органов местного самоуправления), что является более точным. В состав муниципальных финансов включаются: местные бюджеты, внебюджетные фонды; муниципальный кредит и финансы муниципальных предприятий. Трудности здесь возникают при определении их места в финансовой системе, что связано с неоднозначностью и даже некоторой противоречивостью правового статуса субъектов управления этой сферой финансовых отношений. Местные органы власти в конституционных законах многих стран, как правило, не относятся к органам государственной власти. Соответственно муниципальные (местные) финансы не входят в систему государственных финансов.

    Для определения места муниципальных финансов в финансовой системе страны, их функций и роли в общественном воспроизводстве необходимо прежде всего рассмотреть понятие местного уровня власти и его роль в системе государственного управления. В Конституции РФ (ст. 12) установлено, что "в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти".

    Признание самостоятельности местного самоуправления как одного из важнейших его признаков не означает, что оно осуществляется вне государственно-властных отношений и может быть прекращено по воле населения той или иной территории (как, например, может быть прекращена деятельность любой общественной организации по воле ее учредителей). Между тем последнее было бы вполне логично, если следовать буквальному пониманию ст. 3 Конституции, установившей, что "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". При этом под непосредственным управлением понимается прямое волеизъявление народа: "Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы".

    Понятие самостоятельности не только местного самоуправления как формы народовластия, но и самого народа (возможностей выражения его высшей воли и власти) весьма условно. Местное самоуправление означает возможность населения непосредственно влиять на проводимую на данной территории политику. Целью создания местного самоуправления является решение вопросов местного значения . С точки зрения финансовой системы это является и целью муниципальных финансов.

    Рассматривая вопрос о месте и роли местного самоуправления в системе государственного управления, некоторые ученые подчеркивают, что "власть органов местного самоуправления производна от государственной власти и в этом смысле является ее продолжением. Очевидно и то, что как публичная власть местное самоуправление учреждено для решения тех дел, которыми ранее занимались государственные органы, но это не означает, что эти дела перестали считаться государственными: они по -прежнему находятся в сфере интересов и политики государства". Поскольку в соответствии с Конституцией РФ (ст. 3) и органы местного самоуправления, и органы государственной власти являются органами, посредством которых народ осуществляет свою власть, и те и другие представляют собой лишь различные формы народовластия.

    Аналогично этому и муниципальные финансы как основа местного самоуправления отличаются от государственных не принципиально иной природой их образования и функционирования, а спецификой функций, определяемой функциями соответствующих субъектов управления. И муниципальные, и государственные финансы относятся к категории общественных (публичных) финансов, представляющих собой властные отношения и характеризующихся единым социально-экономическим содержанием, едиными функциями и ролью в общественном воспроизводственном процессе, принципами построения и функционирования.

    Фундаментальные положения, характеризующие сущность государственных финансов и их функции, относятся и к муниципальным финансам. В то же время последние, образующие самостоятельное звено (подсистему общегосударственных финансов), отличаются существенной спецификой по многим параметрам: целевым функциям, масштабности решаемых задач, структурным элементам (звеньям муниципальных финансов), характеру и принципам взаимодействия с другими звеньями финансовой системы и т. д. В объективном понимании муниципальные финансы выражают экономические отношения, возникающие между органами местного самоуправления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, а также другими звеньями государственных финансов, с другой стороны, связанные с формированием и использованием фондов финансовых ресурсов, предназначенных для выполнения местными органами власти возложенных на них функций .

    Специфика муниципальных финансов заключается, во-первых, в том, что они являются экономической основой местного самоуправления, и, следовательно, во-вторых, в их целевой ориентированности на решение относительно узких территориальных (в пределах границ соответствующих муниципальных образований) задач социально-экономического развития, что проявляется в функциях муниципальных финансов.

    В абстрактном понимании социально-экономическое содержание и функции местных органов власти как формы выражения общественного назначения этой категории не зависят от национальных особенностей территориального устройства страны, статуса территорий и других подобных факторов. Однако в практике управления общественными финансами эти факторы приобретают существенное значение . финансы местных органов власти представляют собой отношения, обусловленные только фактом существования в государстве этого уровня власти и управления, поэтому реально функционирующие финансы муниципальных органов власти представляют собой урегулированную нормами права систему образования и расходования фондов денежных средств в целях обеспечения выполнения задач, относящихся к компетенции местного уровня власти. На практике функции муниципальных финансов проявляются в функциях местных органов власти и конкретно решаемых задачах.

    Функции муниципальных финансов. Исходя из общего понимания финансов как экономической категории финансам муниципальных органов власти присущи те же функции: распределительная, регулирующая и контрольная.

    Распределительная функция муниципальных финансов заключается в распределении и перераспределении стоимости валового продукта и части национального дохода в процессе формирования финансовых фондов, необходимых для выполнения органами местного самоуправления возложенных на них функций. В соответствии с объективными свойствами государственных и муниципальных финансов объектом распределительно-перераспределительных отношений выступает (должна выступать) стоимость валового продукта и накоплений, созданных на соответствующей территории и формирующих ее финансовый и бюджетно-налоговый потенциал . Однако на практике это теоретическое положение реализуется крайне редко. Существенной особенностью финансов муниципальных органов власти является высокая зависимость конечных объемов финансовых ресурсов, аккумулируемых в местных бюджетах (главном звене муниципальных финансов), от существующей в данный период времени системы межбюджетных отношений, в частности принципов распределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы и территориями страны.

    С распределительной функцией теснейшим образом связана регулирующая функция , заключающаяся в целенаправленном воздействии органов местного самоуправления на социально-экономические процессы на подведомственных территориях. Эта функция часто объединяется с распределительной или выделяется как ее подфункция, поскольку перераспределение доходов хозяйствующих субъектов и населения всегда оказывает определенное регулирующее воздействие на социально-экономические процессы. Особое внимание к регулирующей функции финансов в значительной мере было обусловлено расширением функций государства, его активным вмешательством в экономику, что способствовало обособлению этой функции как самостоятельной. Поэтому под регулирующей функцией государственных и муниципальных финансов обычно понимается их целенаправленное использование в качестве механизма регулирования экономических процессов (темпов роста экономики и ее структурной перестройки).

    Наиболее полно регулирующая функция реализуется на уровне государственных (центральных) органов власти и управления. На муниципальном уровне ее выполнение затрудняется объективными факторами: во-первых, функциональной ролью местных органов власти, ориентированных на решение прежде всего социальных задач; во-вторых, ограниченностью финансовых ресурсов, которыми располагает большинство органов местного самоуправления. Лишь на территории сравнительно немногих муниципальных образований местные органы власти могут проводить достаточно активную финансовую политику, стимулирующую экономическое развитие предприятий.

    Основными инструментами реализации регулирующей функции муниципальных финансов являются: 1) налоги, установление размеров которых и предоставление налоговых льгот находятся в компетенции местных органов власти; 2) расходы местных бюджетов на реализацию инвестиционных программ развития предприятий и отраслей на соответствующих территориях; 3) заимствования, осуществляемые местными органами власти в целях реализации инвестиционных программ и проектов.

    Контрольная функция финансов муниципальных органов власти проявляется в процессе распределения и перераспределения стоимости валового продукта, формирования фондов финансовых ресурсов муниципальных органов власти. Контрольная функция осуществляется специально уполномоченными органами. Основными направлениями финансового контроля являются: контроль за правильным и своевременным перечислением средств в финансовые фонды органов местного самоуправления; контроль за соблюдением пропорций при распределении средств между муниципальными и вышестоящими бюджетами; контроль за соблюдением структуры финансовых фондов как при их формировании, так и использовании ( контроль за целевым использованием средств) и т. д.

    Состав муниципальных финансов. Выполнение территориальными органами власти возложенных на них функций требует формирования на постоянной основе финансово-бюджетных ресурсов, соответствующих законодательно установленным полномочиям. В теории муниципальных финансов выделяются следующие основные элементы (звенья):

    1. средства местного бюджета;
    2. муниципальные внебюджетные фонды;
    3. муниципальный кредит (долг органа власти, включая муниципальный заем, и задолженность перед органом власти);
    4. муниципальная собственность (финансы муниципальных предприятий);
    5. другие финансовые фонды и активы, находящиеся в распоряжении местных органов власти.

    На практике некоторые из этих звеньев могут отсутствовать, поскольку возможности их формирования определяются национальными законодательствами. Это касается таких элементов, как внебюджетные фонды, муниципальный заем и прочие финансовые источники, использование которых может быть сильно ограничено, вплоть до полного запрета. Поэтому главными и иногда единственными звеньями остаются местные бюджеты и финансы муниципальных предприятий.

    Центральным звеном муниципальных финансов выступают местные бюджеты , формирующие материальную основу для реализации полномочий органов местного самоуправления. В системе муниципальных финансов это один из главных инструментов регулирования социально-экономических процессов на местном уровне. В общем понимании местный бюджет представляет собой специальный фонд финансовых ресурсов, находящийся в распоряжении местного органа власти, предназначенный для выполнения этим органом возложенных на него функций.

    Муниципальные внебюджетные фонды представляют собой специальные финансовые фонды , создаваемые в особых формах и особыми (отличными от бюджетных) методами. Внебюджетные фонды образуются в процессе финансовых взаимоотношений местных органов власти с физическими и юридическими лицами и предназначены для решения конкретных социально-экономических задач на соответствующей территории.

    В составе муниципальных финансов внебюджетные фонды занимают особое место и играют специфическую роль. Формирование и использование этих фондов осуществляются вне рамок бюджетного процесса. Их возникновение было обусловлено необходимостью финансового обеспечения отдельных видов расходов, имеющих важное значение для данной территории. В мировой практике наибольшее распространение получили социальные, экономические, инвестиционные и экологические фонды.

    Муниципальные внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение, поэтому характерными чертами этих фондов являются: четко обозначенная цель их создания и функционирования, отраженная в нормативном акте органа местного самоуправления; целевое закрепление различных видов доходов за соответствующими расходами; организационная самостоятельность, обеспечиваемая созданием специальной структуры, управляющей средствами соответствующих фондов.

    Источниками формирования внебюджетных фондов могут быть: специально установленные решениями местных органов власти целевые отчисления и сборы в соответствующие фонды; добровольные взносы физических и юридических лиц; доходы от предпринимательской деятельности аппарата управления соответствующим фондом; штрафы за загрязнение окружающей среды и другие нарушения природоохранного и экологического законодательства; другие источники средств. В зависимости от метода привлечения средств в фонды (например, часть средств внебюджетного фонда может формироваться страховым или кредитным методом), взносы в фонды могут иметь безвозвратный (например, средства самообложения граждан) или возвратный характер (взносы в фонды жилищного строительства и инвестиционные муниципальные фонды, формируемые с использованием заемных средств).

    Муниципальный кредит - это совокупность кредитных отношений, возникающих между местными органами власти и физическими и юридическими лицами, при которых местный орган власти выступает как кредитор (предоставляет средства другим лицам), как заемщик (привлекает средства физических и юридических лиц) или как гарант (берет на себя ответственность за погашение долговых обязательств других лиц). Чаще всего орган местного самоуправления выступает в роли заемщика средств, однако это право часто ограничивается, вплоть до запрета заимствований, со стороны вышестоящих уровней власти. Введение ограничений в данной сфере отношений вызывается необходимостью предотвращения возникновения структурных дисбалансов местных бюджетов и банкротства муниципалитетов.

    Финансы предприятий, находящихся в муниципальной собственности, - неотъемлемое звено муниципальных финансов во всех странах. К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на правах собственности местным органам власти. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Права собственности от имени муниципального образования осуществляет орган местного самоуправления и другие лица.

    В муниципальной собственности могут находиться:

    1. земля, воды, недра, леса, животный и растительный мир и другие подобные объекты;
    2. имущество местных органов власти;
    3. средства муниципальных вне бюджетных фондов;
    4. жилой фонд;
    5. местные пути сообщения, коммуникации и средства связи;
    6. различные объекты производственной и социальной инфраструктуры.

    Муниципальная собственность является важным элементом экономической основы самостоятельности и независимости органов местного самоуправления и используется как инструмент социальной защиты и финансовой поддержки отдельных социальных групп. Муниципальные предприятия, для которых характерно их общественное назначение, обычно не ставят целью своей деятельности получение прибыли. Тем не менее в ряде случаев может преследоваться и финансовый интерес (например, проникновение в новые сферы коммерческой деятельности), что позволяет привлекать в местные бюджеты дополнительные доходы. Традиционными сферами хозяйственной деятельности местных органов власти являются: жилищное хозяйство; коммерческо-бытовое обслуживание населения; благоустройство территорий; охрана окружающей среды.

    Особое место в финансовой системе любого государства принадлежит государственным и муниципальным финансам.

    Государственные и муниципальные финансы - это денежные отношения, возникаю­щие в ходе формирования и использования финансовых ресурсов органов государствен­ной власти и органов местного самоуправления.

    назначение Традиционно необходимость государственных и муниципаль-

    государственных ных финансов обуславливается удовлетворением общественных

    и муниципальных потребностей в ходе выполнения органами государственной

    финансов власти и органами местного самоуправления возложенных

    на них полномочий. Государственные и муниципальные финансы обеспечивают исполне­ние обязательств государства и муниципальных образований в области национальной без­опасности, обороноспособности, государственного и муниципального управления, соци­альной защиты граждан и др. Посредством государственных и муниципальных финансов осуществляется регулирование пропорций распределения финансовых ресурсов между сферами и отраслями деятельности, территориальными образованиями, социальными группами; стимулирование инвестиционных и инновационных процессов. Масштабы госу­дарственных и муниципальных финансов свидетельствуют о степени влияния органов го­сударственной власти и органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие.

    В зарубежной экономической теории назначение государственных и муниципальных финансов связывается с обеспечением функционирования общественного сектора эконо­мики и корректировкой влияния рыночного механизма распределения ресурсов. Государ­ство и муниципальные образования рассматриваются не столько как субъекты власти, воздействующие на участников общественного воспроизводства, сколько как субъекты хозяйствования, осуществляющие производство, распределение и предоставление обще­ственных благ. Государственные и муниципальные финансы направлены на воспроизвод­ство общественных благ, имеющих коллективную форму потребления, при которой: ис­пользование блага одним лицом не исключает возможности его потребления другими; увеличение числа потребителей не уменьшает полезности блага; отсутствует право ин-

    дивида выбирать объем потребления блага; обеспечивается доступность блага всем по­требителям без дополнительных затрат. Рыночное производство данных благ является неэффективным. Это обуславливает преобладающую роль государства и муниципальных образований и, соответственно, государственных и муниципальных финансов в обеспече­нии воспроизводства общественных благ. Масштабы государственных и муниципальных финансов зависят от объема благ, предоставляемых на нерыночной основе, а также уровня участия государства и муниципальных образований в регулировании эффекта от рыночно­го распределения благ.

    Организация государственных и муниципальных финансов на­целена на создание условий для эффективного и в полном объ­еме выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления своих функций. В связи с этим основ­ными задачами организации государственных и муниципаль­ных финансов являются: оптимизация пропорций разграничения финансовых ресурсов между органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответ­ствии с возложенными на них полномочиями; наделение органов государственной власти и органов местного самоуправления финансовыми правами, позволяющими оказывать активное влияние на социально-экономическое развитие; стимулирование органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления к проведению инвестиционных, институциональных, социальных преобразований; повышение ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за эффективность и результа­тивность управления государственными и муниципальными финансами.

    В государствах с развитой рыночной экономикой организация государственных и му­ниципальных финансов осуществляется в соответствии с принципом самостоятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в управлении госу­дарственными и муниципальными финансами в пределах установленных полномочий; принципом гласности и прозрачности, предусматривающим открытость, достоверность и полноту информации о государственных и муниципальных финансовых ресурсах; прин­ципом законности, предполагающим нормативную правовую регламентацию процесса формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления; принципом эффективности использования государ­ственных и муниципальных финансовых ресурсов.

    Формы организации Формирование и использование финансовых ресурсов органов

    государственных государственной власти и органов местного самоуправления

    и муниципальных осуществляется в форме различных фондов денежных средств:

    финансовых ресурсов бюджетов и внебюджетных фондов. Бюджет выступает формой

    образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления, направляемых ими на удовлетворение разнообразных по­требностей общества. Внебюджетные фонды являются формой образования и использова­ния финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование определенных потребностей общества.

    Образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов государственные и муници­пальные финансовые ресурсы - это доходы, поступления и денежные накопления, нахо-

    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254

    дящиеся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления и предназначенные для решения вопросов, отнесенных к их компетенции.

    Источниками государственных финансовых ресурсов являются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богат­ства (например, доходы от продажи земли, нематериальных активов, конфискованного или бесхозного имущества и т.п.). В случае наступления чрезвычайных обстоятельств (сти­хийных бедствий, вооруженных конфликтов и военных действий и т.п.), в период эконо­мической нестабильности часть национального богатства может выступать в качестве ис­точника государственных финансовых ресурсов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др. В свою очередь источниками муниципальных финансовых ресурсов явля­ются валовой региональный продукт, а также часть национального богатства, находящегося или обращенного в муниципальную собственность.

    государственные Формирование основного объема финансовых ресурсов орга-

    и муниципальные нов государственной власти и органов местного самоуправле-

    доходы ния осуществляется посредством мобилизации государственных

    и муниципальных доходов. Они являются материально-веще­ственным воплощением экономических отношений, возникающих в ходе распределения валового внутреннего продукта, поступлений от внешнеэкономической деятельности и ча­сти национального богатства в целях формирования фондов финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Государственные и муниципальные доходы представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправле­ния, а также государственные и муниципальные внебюджетные фонды на безвозмездной и безвозвратной основе.

    При этом денежные средства, зачисляемые в бюджеты органов государственной вла­сти и органов местного самоуправления, представляют собой доходы бюджетов; денежные средства, поступающие в государственные и муниципальные внебюджетные фонды, явля­ются доходами этих фондов.

    Таким образом, государственные доходы состоят из доходов бюджетов органов государ­ственной власти и доходов государственных внебюджетных фондов, причем доходы бюдже­тов занимают основное место в составе государственных доходов. Состав государственных доходов представлен на рис. 5.1.


    В Российской Федерации, так же как и во многих других государствах, образование му­ниципальных внебюджетных фондов запрещается, поэтому муниципальные доходы вклю­чают только доходы бюджетов органов местного самоуправления.

    Виды государственных и муниципальных доходов отличаются многообразием. В зави­симости от метода мобилизации выделяют: доходы от взимания обязательных платежей, к которым относятся доходы от уплаты налогов, пошлин, лицензионных и иных сборов, взносов на социальное страхование, штрафов и пени и др.; доходы от экономической дея­тельности государства и муниципальных образований, включающие доходы от использо­вания и продажи государственного и муниципального имущества, оказания государствен­ных и муниципальных услуг на платной основе; добровольные поступления от органов государственной власти и органов местного самоуправления другого уровня, правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, а также физических лиц и организаций. Данная группировка доходов рекомендована Международным валют­ным фондом.

    В Российской Федерации и некоторых других государствах используется другая груп­пировка доходов - в зависимости от их экономического содержания. В рамках данной группировки в составе государственных и муниципальных доходов различают: налоговые доходы, к которым относятся доходы от уплаты налогов и денежных взысканий по ним, а также некоторых видов пошлин и сборов; неналоговые доходы, объединяющие наряду с доходами от экономической деятельности государства и муниципальных образований доходы от взимания пошлин, сборов и иных обязательных платежей, не относящихся к на­логовым доходам; безвозмездные поступления из других бюджетов, от субъектов между­народного права, организаций и граждан.

    В Российской Федерации к налоговым доходам отнесены доходы от уплаты го­сударственной пошлины, в то время как доходы от таможенной и патентной пошлин являются неналоговыми.

    Как правило, доходы от взимания сборов за пользование природными ресурсами включаются в состав налоговых доходов, а от взимания лицензионных сборов, сборов за оказанные государственные и муниципальные услуги относятся к неналоговым до­ходам. Между тем не исключаются и иные подходы. Например, в соответствии с Бюд­жетным кодексом Республики Казахстан все виды сборов (в том числе регистраци­онные, за выдачу разрешений, проезд по платным государственным автомобильным дорогам и др.) являются налоговыми доходами бюджетов.

    Иногда решение вопроса об отнесении платежа к налоговым или неналоговым дохо­дам зависит от действия политического фактора, поскольку влияет на оценку уровня налогового бремени в государстве.


    Наряду с государственными и муниципальными доходами фор­мирование бюджетов органов государственной власти и орга­нов местного самоуправления, а также государственных и му­ниципальных внебюджетных фондов осуществляется за счет поступлений из источников финансирования их дефицита. Они включают средства, привлекаемые на условиях возмездности и возвратности в формах займов и кредитов, а также средства от продажи определенных видов государственного и муниципального имущества.

    Выделяют поступления из внутренних и внешних источников финансирования дефици­та. Критерием данной группировки выступает валюта, в которой осуществляется привлече­ние средств, или признак резидентства кредиторов.

    ш В Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством к поступлениям из внутренних источников финансирования дефицита относят посту­пления в валюте Российской Федерации, к поступлениям из внешних источников - в иностранной валюте.

    По методике Международного валютного фонда поступления из внутренних источников финансирования дефицита формируют средства, привле­каемые от резидентов; поступления из внешних источников - от нерезидентов.

    Поступления из источников финансирования дефицита направляются на обеспечение сбалансированности бюджетов и внебюджетных фондов, а также погашение государствен­ного и муниципального долга.

    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254

    Денежные накопления органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, не исполь­зованных в ходе исполнения бюджетов и внебюджетных фондов и предназначенных для осуществления расходов в последующие периоды. Денежные накопления проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов и внебюджетных фондов на начало финан­сового года, учитываемых после завершения операций прошедшего года. Остатки средств могут направляться на финансирование временных кассовых разрывов и дефицита бюд­жетов и внебюджетных фондов, размещаться в долговые обязательства.

    Особое положение в составе денежных накоплений принадлежит средствам фондов ста­билизационного назначения. Они образуются в целях трансформации в денежный капитал отдельных видов государственных доходов и обеспечивают сбалансированность бюджетов и исполнение государственных обязательств в условиях сокращения доходов в периоды рецессии, неблагоприятного влияния внешнеэкономического (сезонного) фактора. К дан­ным фондам относятся: в Российской Федерации - Резервный фонд, Фонд национального благосостояния, резервные фонды субъектов РФ; в других странах - Национальный фонд Республики Казахстан, Фонд национального благосостояния Кувейта и др.

    Их формирование осуществляется за счет доходов, связанных с добычей и экспортом определенных видов природных ресурсов, а также иных доходов, имеющих существенный рост в условиях благоприятной экономической конъюнктуры.

    В Российской Федерации формирование Резервного фонда, Фонда наци­онального благосостояния обеспечивается за счет доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, а также вывозных тамо­женных пошлин на нефть, газ и товары, выработанные из нефти. Формирование резервных фондов субъектов РФ осуществляется в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации.

    В Национальный фонд Республики Казахстан поступают доходы от налогов, уплачиваемых организациями нефтяного сектора (корпоративного подоходного налога, налога на сверхприбыль и др.), а также от приватизации государственно­го имущества горнодобывающих и обрабатывающих отраслей.

    Средства фондов стабилизационного назначения могут размещаться в финансовые ак­тивы, предусматриваемые законодательством, в том числе в иностранную валюту, долго­вые обязательства иностранных государств и международных финансовых организаций, банковские депозиты и др. Это обеспечивает инвестиционный доход от управления сред­ствами фондов. При сокращении государственных доходов, росте бюджетного дефицита и увеличении задолженности органов государственной власти по долговым обязательствам средства фондов направляются в составе источников финансирования дефицита бюджетов на обеспечение их сбалансированности.

    государственные Использование государственных и муниципальных финансовых

    и муниципальные ресурсов происходит посредством осуществления государствен-

    расходы ных и муниципальных расходов. Они являются материально-ве­

    щественным воплощением экономических отношений, возника­ющих в процессе использования фондов финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях удовлетворения общественных потреб­ностей.

    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254

    Государственные и муниципальные расходы представляют собой денежные сред­ства, направляемые из бюджетов органов государственной власти и органов местно­го самоуправления, а также государственных и муниципальных внебюджетных фондов в целях осуществления государственных полномочий и решения вопросов местного зна­чения.

    Денежные средства, направляемые из бюджетов органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления, представляют собой расходы бюджетов; денежные сред­ства, перечисляемые из государственных и муниципальных внебюджетных фондов, явля­ются расходами этих фондов.

    Таким образом, государственные расходы состоят из расходов бюджетов органов госу­дарственной власти и расходов государственных внебюджетных фондов, при этом основ­ной объем государственных расходов осуществляется за счет средств бюджетов. Состав государственных расходов представлен на рис. 5.5.


    С учетом того, что в Российской Федерации, как и во многих других государствах, не до­пускается формирования муниципальных внебюджетных фондов, в составе муниципаль­ных расходов выделяются только расходы бюджетов органов местного самоуправления.

    Многообразие видов государственных и муниципальных расходов предусматривает не­обходимость их группировки. В зависимости от функционального назначения в составе государственных и муниципальных расходов различают расходы на обеспечение деятель­ности государственных и муниципальных органов, оборону, организацию общественного порядка и безопасности, поддержку экономики и научно-технического прогресса, жилищ­но-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, здравоохранение, образование, культуру и социальную защиту. Таким образом, функциональный состав отражает распре­деление расходов по основным направлениям деятельности органов государственной вла-

    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254

    сти и органов местного самоуправления и позволяет раскрыть роль государства и муници­пальных образований в управлении экономикой и социальной сферой.

    Данная группировка расходов рекомендована Международным валютным фондом. Она нашла широкое применение в мировой практике и формируется с учетом особенностей государственного и муниципального управления. Отличия в функциональной группировке государственных и муниципальных расходов в разных государствах проявляются в детали­зации направлений использования средств.

    В США в функциональном составе государственных расходов наряду с рас­ходами на социальное обеспечение выделяют расходы на выплаты и услуги ве­теранам. В Швеции одновременно с расходами на государственное управление указывают расходы на управление государственными финансами и расходы на обеспечение деятельности налоговой службы; кроме того, разделяют расхо­ды на материальное обеспечение по болезни и инвалидности, по старости, при безработице, а также материальное обеспечение семьи и детства, иммигрантов и беженцев.

    В Российской Федерации функциональная группировка государственных и муниципальных расходов включает расходы на общегосударственные вопросы, национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную дея­тельность, национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, образование, культуру и кинематографию, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт, средства массовой инфор­мации, обслуживание государственного и муниципального долга, межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных об­разований общего характера.

    В зависимости от экономического содержания в составе государственных и муници­пальных расходов различают: текущие расходы, к которым относятся расходы на содержа­ние государственных и муниципальных гражданских и военных служащих; взносы на соци­альное страхование; выплату социальных пособий; приобретение расходных материалов, обмундирования и мягкого инвентаря; приобретение услуг; обслуживание государственных и муниципальных долговых обязательств; безвозмездные перечисления на текущие нуж­ды организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, правительствам иностранных государств; капитальные расходы, включающие расходы на капитальные вложения в основные фонды; создание государственных и муниципальных запасов; приобретение земли и нематериальных активов; безвозмездные перечисления инновационного и инвестиционного назначения организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, правительствам иностранных государств. Группировка государственных и муниципальных расходов в зависимости от экономиче­ского содержания позволяет отразить их влияние на структуру общественного потребления и накопления.