Формальная логика как метод экономической теории. Формально-логические методы анализа. Структура научной теории. Гипотеза. Доказательство. Типы проблемных ситуаций. Основные методы и принципы экономического анализа

Министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Новосибирский филиал

Торгово-экономический факультет

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Методология исследования экономических процессов и явлений»

Новосибирск 2010

Введение

1.1 Основные понятия

1. Анализ методологии

2.1 Понятие и виды

3. Пути совершенствования

Заключение

Библиография


Введение

Для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить методы экономической теории. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об источниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на условную единицу заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Экономическая теория призванная изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого экономическая теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.

В экономических процессах можно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них - поверхностный, внешне видимый, второй - внутренний, скрытый от наружного наблюдения.

Изучение внешне видимых экономических отношений, естественно, доступно каждому человеку. Поэтому уже с детства у людей складывается обыденное экономическое мышление, которое основано на непосредственном знании хозяйственной жизни. Такое мышление, как правило, отличается субъективным характером, в котором проявляется индивидуальная психология человека. Оно ограничено личным кругозором человека, часто основывается на отрывочных и односторонних сведениях;

Экономическая теория стремится за внешней видимостью хозяйственных явлений обнаружить сущность - их внутреннее содержание, а также причинно-следственные зависимости одних явлений от других. Профессор Пол Хейне (США) привел интересное сопоставление: «Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже менеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет нам лучше понимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественных отношений.

Актуальность темы состоит в том, что, не зная методов исследования экономических явлений, невозможно правильно дать оценку тому или иному экономическому событию, рассчитать будет ли предприятие приносить прибыль, ил же наоборот.

Целью курсовой является рассмотрение методов изучения экономических процессов и явлений.

Задачи курсовой работы: мы рассмотрим методологию в теории, проведем анализ, а также рассмотрим пути совершенствования данной темы.


1. Теория изучения методов экономических процессов и явлений

1.1 Основные понятия

Для начала рассмотрим само понятие методологии, что в него входит.

Методология науки, как известно, – учение о принципах построения, формах и методах научного познания. Поэтому методология экономической теории – это наука о принципах построения экономической системы, о методах изучения хозяйственной деятельности.

Методология экономической теории - наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью, каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма);

2) неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

3) рационалистический;

4) диалектико-материалистический.

При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное "я" относительно независимо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики ("гомоэкономикса"), и поэтому экономическая теория рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе - потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику - экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли и макроэкономику - экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие "естественных" или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучения экономической "анатомии" общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ - вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории - не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство и распределение общественного продукта (Д.Рикардо). Такой подход признает деление общества на классы, в отличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным в решении научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, и в этом заключается их диалектика. Методологию нельзя смешивать с методами - инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и их воспроизведением в системе экономических категорий и законов.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются: а) определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

б) установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

в) выявление формы взаимосвязи между факторами;

г) выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;

д) количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа. Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики. К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы. Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др. Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).


1.2 Характеристика основных приемов и методов экономического анализа

Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового. Вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

· единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей; · единство периодов времени, за которые производится сравнение; · сопоставимость условий производства и сопоставимость методики исчисления показателей.

Средние величины – исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель. Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.

Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учтете факторов или о допущенных ошибках:

где у – результативный показатель; x– факторы; – отклонение результативного показателя за счет фактора х i .

Балансовый метод применяют также для определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов:

.

Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.

Метод корреляционного и регрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.

С помощью корреляции решаются две главные задачи:

· составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии);

· дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

Матричные модели представляют собой схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Наибольшее распространение здесь получил метод анализа «затраты-выпуск», строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства.

Математическое программирование – это основное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности.

Метод исследования операций направлен на изучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший экономический показатель из ряда возможных.

Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.


2. Анализ методологии

2.1 Понятие и виды

Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей в отдельности. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.

Широко распространены: индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от общих выводов к относительно частным. Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве. Их сочетание обеспечивает системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исходный пункт исторического исследования совпадает, в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не обязательны для господствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе их можно игнорировать. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может игнорировать такого рода явления. Он должен их описать.

Используя исторический метод, экономика исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить особенности различных экономических систем.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономики это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые, возникающие раньше других и составляющие основу возникновения более сложных. Например, в анализе рынка такое экономическое явление - обмен товаров.

Экономическим процессам и явлениям присуща качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория (политическая экономия) широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определять причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого обусловлена его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции - это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Функции встречаются в нашей повседневной жизни, и мы чаще всего не осознаем это. Они имеют место в технике, физике, геометрии, химии, экономике и т.д. Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, величина спроса на него при прочих равных условиях уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос - зависимой переменной, или функцией. Таким образом, можно кратко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получил широкое распространение в XX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии французский экономист Морис Алле писал 1989 г., что в течение 40 лет экономическая наука развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

Большинство моделей, принципов экономической теории можно выразить графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику и уметь составлять и читать графики.

Графики - это изображение зависимости между двумя и более переменными.

Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначают буквой Y) и горизонтальной (X).

Если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объем его продажи). Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере роста издержек производства товара обычно растут цены на него -). Зависимость может быть нелинейной (т.е. изменяющейся), тогда график приобретает форму кривой линии (так, по мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию к увеличению - кривая Филлипса,).

В рамках графического подхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношение между показателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др.

Схемы наглядно демонстрируют показатели моделей и их взаимосвязи. При анализе экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ дает нам возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие они есть на самом деле: что было или что может быть. Позитивные утверждения не обязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивного утверждения можно решить проверкой фактов. Нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще всего выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки - справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

2.2 Методика факторного анализа

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя. По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.

Основные свойства детерминированного подхода к анализу: построение детерминированной модели путем логического анализа; наличие полной (жесткой) связи между показателями; невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели; изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде. Различают четыре типа детерминированных моделей:

Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид

.

К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.

Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой

.

Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации

,

где Ч - среднесписочная численность работников;

CB - средняя выработка на одного работника.

Кратные модели:

Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях) . Т ОБ.Т:

,

где З Т - средний запас товаров; О Р - однодневный объем реализации.

Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:


Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показатели рентабельности и др.

Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей с целью включения новых факторных показателей.

Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторной системы.

Если исходная факторная модель

то модель примет вид

.

Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число:


.

Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то же число.

.

Детализация факторного анализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы: место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя; модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило, качественных, на составляющие; при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены.

Построение факторной модели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.

Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходя из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения. потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.

В общем виде применение способа цепных постановок можно описать следующим образом:

где a 0 , b 0, c 0 - базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у;

a 1 , b 1 , c 1 -фактические значения факторов;

y a , y b , -промежуточные изменениярезультирующего показателя, связанного с изменением факторов а, b, соответственно.

Общее изменение Dу=у 1 –у 0 складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:

Преимущества данного способа: универсальность применения, простота расчетов.

Недостаток метода состоит в том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что в результате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практике точностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или иного фактора. Однако существуют определенные правила, определяющие последовательность подстановки: при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается изменение количественных факторов; если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, последовательность подстановки определяется путем логического анализа.

Под количественным факторами при анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета (количество рабочих, станков, сырья и т.д.).

Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений (производительность труда, качество продукции, средняя продолжительность рабочего дня и т.д.).

Способ абсолютных разниц является модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки:

Способ относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных и смешанных моделях вида у = (а – в) . с. Он используется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах.

Для мультипликативных моделей типа у = а. в. с методика анализа следующая: находят относительное отклонение каждого факторного показателя:

определяют отклонение результативного показателя у за счет каждого фактора

Интегральный метод позволяет избежать недостатков, присущих методу цепной подстановки, и не требует применения приемов по распределению неразложимого остатка по факторам, т.к. в нем действует логарифмический закон перераспределения факторных нагрузок. Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторам и носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным и смешанным моделям. Операция вычисления определенного интеграла решается с помощью ПЭВМ и сводится к построению подынтегральных выражений, которые зависят от вида функции или модели факторной системы.


2. Пути совершенствования

Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика торговли, промышленности, транспорта, строительства и т. д.); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.). Экономическая теория - одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др. Она призвана раскрыть одну часть социальных явлений в жизнедеятельности человека, наука права - другую, наука нравственности - третью и т.д., и только совокупность теоретических, социальных и исторических наук в состоянии объяснить функционирование общественной жизни. Экономическая теория учитывает знания, заложенные в конкретных экономических науках, а также социологии, психологи, истории и др., без учета которых полученные ею выводы могут оказаться ошибочными.

Связь экономической теории с другими экономическими науками в самом общем виде может быть представлена в виде следующей схемы (схема 1).


Схема 1

Практическая значимость экономической теории (известная формула О. Конта) в том, что знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию. Экономическая теория должна лежать в основе экономической политики, а через нее - пронизывать область хозяйственной практики. Действие (практика) ведет к знанию, знание - к предвидению, предвидение - к правильному действию. Экономическая теория - это не набор правил о том, как стать богатым. Она не дает готовых ответов на все вопросы. Теория - лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности. Владение этим инструментом, знание основ экономической теории может помочь каждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях. Поэтому не нужно останавливаться на достигнутом знании, а постоянно искать пути совершенствования этих знаний.


Заключение

В данной курсовой работе мы рассмотрели основные понятия методологии, выявили четыре основных подхода методологии в экономической теории. Дали характеристику основным приемам и методам экономического анализа, рассмотрели понятие и методику факторного анализа. Сделали вывод, что методы исследования лучше применять комплексно, чтобы четче увидеть результат.

Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории. Ведь экономическая теория - это не набор правил о том, как стать богатым. Она не дает готовых ответов на все вопросы. Теория - лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности. Владение этим инструментом, знание основ экономической теории может помочь каждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях. Поэтому не нужно останавливаться на достигнутом знании, а постоянно искать пути совершенствования этих знаний.

В заключение хочется привести слова Дж.Кейнса о том, что "идеи экономистов и политических мыслителей и когда они правы, и когда ошибаются, - имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром". Отсюда следует вывод, что проблемы экономической организации общества - это серьезные вещи, которые требуют изучения и к которым нельзя относиться легкомысленно.


Библиография

1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. Учебное пособие. – М.: « Дело и сервис», 2000.

2. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - Н.: Учебник Финансы и статистика, 1997.

3. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 1998.

4. Риполь-Сарагоси Ф.Б. Финансовый и управленческий анализ. –М.: Издательство Приор, 1999.

5. Ришар Жак. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. –М.: Аудит. ЮНИТИ, 1997.

6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК: Учебное пособие. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999.

7. Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия (вопросы методологии). – М.: Экономика,1974.

8. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: Инфра – М, 1999.

9. Экономико-математические методы в анализе хозяйственной деятельности предприятий и объединений. – М.: Финансы и статистика, 1982

Методология экономической теории - это совокупность методов познания экономических явлений и процессов, категорий и законов

. Метод - система средств, мер, подходов и путей, с помощью которых осуществляется познание категорий, законов и тенденций хозяйственной жизни. Какой предмет науки, такой и его метод исследования: предметом ет порождает особенности метода, а метод производит инструментарий познания, с помощью которого экономисты проникают в сущность экономических явлений и процессов, формулируют понятие, открывают новые законы особенности развития общественного производства, формируя предмет экономической теорииї.

Метод экономической теории использует достижения многих наук (формальной логики, философии, статистики, истории, математики) и производит свои средства изучения хозяйственной жизни

Какие характеристики, способы и средства присущи метода экономической теории?

Метод экономической теории может иметь субъективный или объективный характер. Субъективный подход означает, что ученый изучает экономические явления, делает выводы и оценивает их с позиции своих интересов и убеждает объединений. С помощью такого метода, как правило, экономику исследуют односторонне, выводы и теории извращаются. Применение объективного метода означает, что ученый использует научные средства и подходов ди, всесторонне, беспристрастно исследует экономические явления и процессы. Экономисты должны изучать хозяйственную жизнь посредством научный инструментарийарію.

В экономической теории широко применяют системный метод, который предусматривает рассмотрение каждого экономического явления как системы. Целостность является важным элементом системного подхода, требующий исследовать окр. Реми составные элементы любого явления, изучение внутренних связей между этими элементами и подсистемами, выявление общей цели системы. Исследователь установить сущность, место и роль каждого элем ента системы, их взаимосвязи. Последние бывают: координационными (определяют согласованность и место структурных элементов системы); субординационными (указывают на соподчиненные связь элементов системы) г енетичнимы (указывают на связь элемента с историей развития системы). Каждому экономическому явлению (товар, деньги, средства производства, рынок и др.) присущи свои внутренние, существенные признаки и системные, др. теграцийни особенности, являющиеся результатом взаимодействия элементов этого системного явленийявища.

. Анализ - метод научного познания, основанный на разделении целого на составные части, элементы, что позволяет проникнуть в сущность этого явления

. Синтез - метод, который заключается в объединении познанных внутренних взаимосвязанных между собой элементов явления в единое целое

. Индукция - это метод познания, основанный на формировании умозаключений от части к целому или принципов из фактов. Этот метод предполагает, что изучение любой проблемы начинается с обретения фактов, затем м систематизируют и анализируют таким образом, чтобы можно было сделать обобщение, то есть с начальных знаний получить заключение об общем. Применение индукции может привести к неполному выводу, адж е этот метод не может четко обосновывать общее, так получается только из частейни.

. Дедукция - метод исследования, основанный на умозаключениях от целого к его части. Он дает возможность выдвинуть гипотезу, то есть научно обоснованное предположение о природе, структуру или закономерность решения развития явления, процессу.

Метод научной абстракции заключается в выделении существенных характеристик процесса, исключении из изучения всего второстепенного, случайного для раскрытия его внутренних, устойчивых связей, действительной тен нденции движения. С помощью этого метода обосновывают экономические категории и законы, которые имеют конкретные проявления. Метод абстракции органически связан с понятием конкретного, т.е. целостного объекта в единстве ности его различных сторон, свойств, черт. Процесс познания на основе единства абстрактного и конкретного предполагает движение мысли от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, но уже вивченогого.

В экономической теории используют также метод сочетания логического и исторического подходов, который предусматривает необходимость познания экономических явлений с момента их возникновения, в процессе развития и исчезнет ения, открытие качественно новых форм проявления. Логическое и историческое дополняют друг друга и позволяют всесторонне исследовать экономические явленийа.

Экономисты широко используют качественный и количественный анализы. Качественный подход применяется преимущественно при характеристике сущности экономических категорий и законов. Например, качественной стороной товара вы иступае его потребительская стоимость, а количественной - стоимость. Количественный подход позволяет выявить вещественное содержание, при этом применяются средства математики, статистики. Например, при исследовании категории"р обочь сила"обнаруживаем ее качественную сторону - способность к труду, а затем и количественную - количество самой рабочей силы. Математический и статистический методы анализа дают возможность проникнуть в содержание экономических них явлений только тогда, когда они тесно связаны с качественным подходомходом.

На современном этапе развития экономической науки и практики хозяйствования возможно создание моделей и экспериментов. Экономическая модель - это абстрактная теоретическая конструкция, формализованное описание экономи ичного явления, структура которого определяется объективными свойствами объекта и субъективными целями исследования. Известные величины, исследователь вводит в модель в готовом виде, называют экзогенным мы; величины, возникающие в рамках модели при решении определенной задачи, - эндогенными. Модели отражают экономическую жизнь, выступают механизму условного воспроизведения и служат для преобразования е го соответствии с целями исследования. В экономической теории модели используют с помощью графиков при изучении микро-и макроэкономикиміки.

Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения их в благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения

Экономические эксперименты позволяют на практике проверить обоснованность научных рекомендаций

Критерием правильности теоретических выводов выступает практика, которая может определить подлинность или ложность обоснованных исследователем теоретических понятий

Процесс познания предмета экономической теории предусматривает рассмотрение различных законов и категорий

Экономический закон выявляет общие, объективные, необходимые, стали причинно-следственные связи между экономическими категориями, явлениями и процессами. Как и законы природы, экономические законы носят объективный и характер. Но они возникают, развиваются и действуют только в процессе экономической деятельности людей, т.е. имеют исторический харакер.

Различают экономические законы общие, общие и специфические, которые действуют вместе и создают целостную систему экономических законов. Самом экономические законы действуют во всех экономических системах ((закон экономии времени, повышения потребностей), общие законы - всего в нескольких экономических системах (законы товарного производства). Специфические законы характерны для определенной экономической системы и отдельно й ее сферы (законы прибавочной стоимости, монопольной прибылиу).

Понятия, отражают в обобщенном виде условия или стороны экономической жизни общества, называют экономическими категориями (товар, деньги, стоимость, прибыль, заработная плата, расходы). Экон номических категории более изменчивы, чем экономические законы, то есть с развитием производственных отношений, производительных сил происходит процесс трансформации каждой категории и всего категориального аппарата эко номической теорииї.

Методы экономической теории

Экономическая теория, как и любая другая наука, использует широкий спектр методов научного познания. Слово «метод» происходит от греческого «methodos», что буквально означает «путь к чему-либо». Поэтому метод -в самом широком смысле слова - можно определить как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели.

Одним из методов является формальная логика. Это изучение предмета со стороны его структуры, формы. Основными приемами познания в формальной логике являются: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза.

Анализ-это метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части и исследовании каждой части в отдельности.

Это дает возможность выделить свойства, образующие содержание отдельных категорий, их сущностную основу, форму проявления.

Синтез - метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое. Посредством синтеза воссоздается единая целостная картина общего экономического процесса, в котором прослеживается взаимодействие его составных частей, связей и отношений между ними.

Индукция как логическое умозаключение позволяет обеспечить переход от изучения единичных, частных, отдельных фактов к обобщениям, к получению общих положений и выводов.

Дедукция – метод, основанный на умозаключениях, позволяющих сделать переход в научном познании от общих выводов к частным и конкретным явлениям в экономической жизни общества.

Аналогия – это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Многие открытия в экономической теории были сделаны по аналогии. Например, А. Курно, изучая механическое равновесие, пришел к идее экономического равновесия.

Постановка проблемы в форме парадокса способствует рождению гипотезы. Гипотеза – это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предложения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает тогда, когда появляются новые факторы, противоречащие старой теории.

Качественно новый этап в развитии методологии экономической теории связан с применением диалектического метода исследования. Диалектический метод, во-первых, исходит из того, что в природе и обществе все явления и отношения не выступают раз и навсегда данными, вечно и неизменно существующими. Они находятся в процессе развития и изменения. Применительно к экономической теории это означает, что следует рассматривать экономические категории и законы, процессы и явления не как застывшие, неподвижные, вечные, а как изменяющиеся и развивающиеся. Необходимо постоянно выяснять, как, почему и в силу каких причин возникают, развиваются и исчезают экономические явления.

Во-вторых, в его основе лежит утверждение, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Сложное отношение может появиться лишь после того, как развилось предшествующее ему простое. Переход от простого к сложному, сопровождается приобретением новых качеств и в то же время сложное отношение, являясь качественно новым, содержит черты, присущие предшествующему простому отношению.

В-третьих, диалектический метод исходит из того, что движущей силой развития является единство и борьба противоположностей, внутренние противоречия того или иного явления. В экономической теории движущими силами экономического прогресса считаются противоречия между производством и потреблением, различными видами интересов и т.д.

Наиболее широкое распространение в рамках диалектического подхода получили метод восхождения от абстрактного к конкретному и принцип исторического и логического.

Научное абстрагирование означает очищение исследуемого объекта от случайного, временного, единичного и выделении в нем прочного, устойчивого, типичного. Благодаря применению метода абстракции удается улавливать сущность явлений, от сущности одного порядка переходить к сущности более глубокого уровня, формулировать категории и законы науки, выражающие эти сущности. На этом процесс познания не завершается. То, от чего на первом этапе необходимо было отвлечься во имя выяснения более глубоких сущностных отношений, теперь, наоборот, должно быть принято во внимание и шаг за шагом – от общих основ до конкретных форм взаимосвязей и проявлений – объяснено. Но теперь конкретное предстает уже иным: не случайным нагромождением явлений, а целостной, внутренне связанной картиной общественной жизни.

Метод единства исторического и логического. Исторический метод ведет изучение реальных экономических отношений в той последовательности, в какой они возникали и развивались. Логическое исследование системы экономических отношений отражает реальный процесс их исторического развития. Но логическое исследование не просто копирует историю. История имеет массу случайностей, которые могут увести от главного или же привести к поверхностному описанию явлений. Поэтому чисто исторический процесс должен быть очищен от всего случайного и несущественного. Логический метод предполагает рассмотрение исторически-определенной системы экономических отношений в ее зрелом, развитом состоянии. Это дает возможность всесторонне глубоко раскрыть сущность всех ее элементов.

Каждое экономическое явление имеет качественную и количественную стороны, находящиеся в тесной связи и взаимозависимости. Качественная сторона выражает сущность явления. Она выступает ведущей, определяющей количественные величины, меру данного отношения. Количественный анализ предполагает широкое использование в экономической теории статистических данных, методов математики, экономико-математического моделирования и вычислительной техники.

Привлечение математики к экономическим исследованиям играет важную роль в изучении количественных связей в экономике, определении темпов роста отдельных экономических звеньев, установлении оптимальных пропорций, прогнозировании структурных сдвигов в производстве, распределении и использовании валового внутреннего продукта и т.д.

Однако математический и статистический анализ только тогда вскрывает реальные отношения, когда он тесно связан с качественным содержанием анализируемого предмета.

Экономические явления исследуются системно. Системный подход предполагает трактовку экономического объекта как системы и в то же время как элемента еще более сложной системы. Экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной последовательности, с выделением причины и следствия, корреляционной зависимости.



Появление системных методов исследования сопровождалось бурным развитием экономико-математического моделирования.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Неотъемлемым звеном метода экономической теории выступает принцип единства теории и практики. Общественная практика, являясь исходным пунктом теоретического познания, одновременно служит и критерием истинности выводов. Применительно к проблеме единства экономической теории и практики следует отметить роль эксперимента.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизводство экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения. Эксперименты могут проводиться как на микро-, так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики, так и вне ее.

Эксперимент призван практически подтвердить или опровергнуть теоретическую гипотезу, представляющую собой предположение, объясняющее тем или иным образом какое-то явление или процесс. Роль эксперимента в экономике ограничена. Нельзя, например, искусственно построить какое-то общество, чтобы проверить, правильна ли была гипотеза или нет.

Вопросы для самоконтроля

1. В каком соотношении находятся понятия экономики как хозяйства и экономики как науки?

2. Почему предмет экономической теории у разных школ различен?

3. Какие экономические отношения не являются производственными отношениями?

4. Являются ли предметом изучения экономической теории технико-экономические отношения?

5. Что такое средства производства? Чем средства производства отличаются от средств труда?

6. В чем разница между производительными силами и средствами производства?

7. Почему экономические законы действуют независимо от того, познали их люди или нет?

8. В чем состоят особенности применения диалектического метода в экономической теории?

9. Почему в экономических исследованиях возможно применение математических методов?

10. Почему общественная практика является критерием истины?


Экономическое моделирование можно определить как разработку моделей, отражающих различные стороны хозяйственной деятельности, т.е. создание различного типа аналогов, воспроизводящих те или иные аспекты хозяйственной активности человека. Экономическая модель - материальный или идеальный аналог, отображающий или воспроизводящий исследуемый хозяйственный объект и способный дать об этом объекте принципиально новую информацию.
Можно дать и иное определение экономической модели: «Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования».
Р. Нуреев также указывает на основные достоинства метода экономического моделирования:
«Во-первых, модель, значительно упрощая действительность, помогает отделить главные характеристики исследуемого явления от второстепенных, внутренние от внешних, постоянно повторяющиеся от случайных. Во-вторых, модель помогает формализовать происходящие в обществе события. Формализация позволяет в значительной степени уточнить первоначальные эксплицитные представления, типичные для обыденного сознания и неформальных (т.е. полностью неформализованных. - А.О.) моделей. В-третьих, модели предоставляют возможность более точно описать существующие закономерности, о наличии которых мы могли догадываться и до создания модели, более строго определить структуру тех или иных явлений, временные лаги и т.д. .В-четвертых, моделирование позволяет установить сущностные взаимосвязи более высокого уровня, увидеть черты общности у разнородных явлений».
Тем не менее существенной характеристикой любой экономической модели остается ее неполнота. Экономическая модель неполна, потому что она абстрактна, и, сделав акцент на одни характеристики хозяйственного процесса, она отвлекается от других.
«Так, в простейшей модели спроса считается, что величина спроса на какой-либо товар определяется его ценой и доходом потребителя. На самом же деле на величину спроса оказывает также влияние и ряд других факторов: вкусы и ожидания потребителей, цены на другие товары, воздействие рекламы, моды и так далее. Обычно предполагают, что все факторы, неучтенные явно в модели, оказывают на объект относительно малое результирующее воздействие в интересующем нас аспекте. Состав учтенных в модели факторов может быть уточнен в ходе совершенствования модели».
Экономические модели удобно классифицировать тем же способом, как в одной из предыдущих глав мы классифицировали экономические эксперименты. Во-первых, все экономические модели следует разделить на идеальные экономические модели и предметные (вещественные, натурные) экономические модели. Далее идеальные экономические модели можно разделить на мысленные экономические модели, компьютерные (виртуальные) экономические модели и математические экономические модели (экономикоматематические модели). Предметные экономические модели делятся на лабораторные экономические модели и полевые экономические модели.
Далее мы подробно рассмотрим экономико-математическое моделирование и деловые игры, которые представляют собой тип лабораторной экономической модели - иногда с элементами виртуального (компьютерного) моделирования.
Приведем несколько определений экономико-математической модели:
«Математическая модель экономического объекта - это его гомоморфное отражение в виде совокупности уравнений, неравенств, логических отношений, графиков».
«Экономико-математическая модель - математическое описание экономического процесса или объекта, произведенное в целях их исследования и управления ими: математическая запись решаемой экономической задачи (поэтому часто термины “модель” и “задача” употребляют как синонимы)».
«Эти (экономико-математические. - А.О.) модели можно определить как систему имеющих экономический смысл математических символов, формул, призванных отразить наиболее существенные черты изучаемого объекта и определить пути его эффективного развития. К экономико-математическим моделям относят числовые и графические модели, если в последних графические изображения сочетаются с числами и математическими символами».
Из вышеприведенных определений хорошо видна главная задача экономико-математического моделирования - это отображение и воспроизведение на математическом языке основных свойств исследуемого хозяйственного объекта с целью анализа и прогнозирования развития этого объекта. Согласно точке зрения И.П. Суслова, экономико-математическая модель выполняет три основных функции: вычислительную (помогает вычислять), управленческую (выступает исходным пунктом управления и инструментом прогнозирования) и познавательную.
Далее российский исследователь замечает:
«Модели представляют собой одно из лучших средств восприятия и понимания объектов больших масштабов и сложности. Они позволяют рассматривать сложные объекты как совокупность взаимосвязанных систем, помогают объяснить механизм процесса. Экономико-математические модели экономны и емки, они заменяют длинную цепочку слов короткой записью на языке математических символов, тем самым обеспечивая и упрощая понимание и чтение мыслей, делая более эффективным процесс познания в целом».
Существует почти безграничное число классификаций экономико-математических моделей. Их можно делить: а) по результатам - на оптимальные и неоптимальные; б) по характеру связи - на однозначные и стохастические; в) по динамике - на статические и динамические; г) по масштабу - на макроэкономические, микроэкономические, межотраслевые, отраслевые и т.п.; д) по конструкции - на аналитические, графические, числовые; е) по равновесности - на равновесные и неравновесные; ж) по задачам - на дескриптивные и прескриптивные; з) по открытости - на открытые, закрытые и изолированные и т.д.
В современной экономической науке также широко обсуждается проблема математического компьютерного моделирования.
Такое моделирование de facto есть не только определенная форма экономико-математического моделирования, но одновременно его можно рассматривать как вариант математического эксперимента (поскольку такое моделирование, как правило, бывает многократным), и, естественно (что вытекает из самого определения), модели подобного вида есть разновидность виртуальных (компьютерных) моделей.
Вот как резюмируют основные цели математического компьютерного моделирования Р. Нельсон и С. Уинтер:
«Техника компьютерного моделирования применяется в экономическом анализе по множеству разных причин. В некоторых случаях (вероятно, охватывающих наиболее широкие известные приложения) есть убежденность в том, что модель основана на хорошем понимании большого числа различных компонентов целостной проблемы. В крупномасштабных макроэкономических моделях эти компоненты могут принимать форму оцениваемых поведенческих отношений. При этом желательно проанализировать воздействие разнообразных гипотетических изменений (протекание времени, увеличение ставки налогообложения) на совокупность переменных, представляющих интерактивный результат большого количества этих процессов (как-то: валовой национальный продукт, занятость, потребительские расходы). Однако эта задача слишком сложна и имеет слишком много ограничений, чтобы решать ее аналитически. Поэтому аналитик закладывает всю модель в компьютер и “экспериментирует” с переменными, воздействие которых хочет оценить. В ситуациях такого рода аналитик держит в голове ясную “структуру” модели, которую он хочет анализировать. Хотя он может анализировать весьма упрощенную форму модели и с более традиционной техникой, компьютерное моделирование диктуется нежеланием нести издержки такой “сверхупрощенности”».
Но у математического компьютерного моделирования есть свои недостатки, и в целом они вполне соотносимы с недостатками математического метода, о которых мы писали в главе 9.
«Нет надобности говорить, что у компьютерного моделирования в сравнении с аналитической моделью есть известные издержки. Прежде всего, - неопределенная степень общности результатов. Если область определения представляющих интерес независимых переменных и параметров достаточно велика, то решительно нет никакой возможности обследовать все ее части. Задача еще более осложняется, если модель стохастическая. Тогда возникает неуверенность по поводу репрезентативности результатов даже в обследованных частях области определения. Однако, по нашему мнению, наиболее серьезной проблемой многих компьютерных моделей является недостаток прозрачности: модели дают результаты, которые нелегко понять. Хотя в случае компьютерных моделей эта опасность очевиднее, чем при других стратегиях моделирования, было бы ошибочным полагать, что непрозрачность органически присуща компьютерным моделям или что результатам применения более традиционной аналитической техники органически присуща прозрачность. Случайная выборка статей из современных журналов по экономической науке, похоже, содержит изрядную долю примеров, где “заключения”, выводимые с помощью традиционной аналитической техники, имеют вид сложных математических выражений, за которыми исключительно трудно (а порой и невозможно) разглядеть самостоятельный экономический смысл».
Экономико-математическая модель - важнейший инструмент познания хозяйственных явлений. И хотя проблема «замоделиро- ванности» современной экономической науки стоит очень остро, никто из экономистов-исследователей еще пока не поставил под сомнение высокую продуктивность разработки подобных моделей.

Еще по теме ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ:

  1. 66. Экономический рост, его типы, темпы и модели. Факторы экономического роста.
  2. 66. Экономический рост, его типы, темпы и модели. Факторы экономического роста
  3. 32. Экономическое развитие. Основные показатели развития. Факторы и типы экономического развития. Экономический рост.
  4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  5. 2. Основные направления анализа поведения человека в различных экономических системах. Модели человека в экономической теории
  6. ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
  7. 2. Классификация и типы экономических систем. Роль экономической культуры в экономической системе общества
  8. 1.Экономический рост и его типы. Факторы и проблемы экономического роста

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получило широкое распространение в XX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии М. Аллэ писал в 1989 г., что в течение сорока лет экономическая литература развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Сознательное массовое экономическое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна, П.Ж. Прудона, Ф. Тейлора, Г. Форда, а на макроуровне - с именами Дж.М. Кейнса и М. Фридмена. Широкие эксперименты на макроуровне проводились и в бывшем СССР.

11. Экономические категории – это логические понятия, отражающие в обобщенном виде наиболее существенные стороны (условия) экономической жизни общества. Категории выражают отдельные формы бытия, условия существования, характеризуют отдельные стороны развития системы экономических отношений.

Логическая взаимосвязь экономических категорий дает возможность выяснить существенное, постоянное, прочно остающееся в движении и развитии экономических процессов, явлений. Познавая сущность экономических категорий, экономическая теория приходит к определению экономических законов, изучение которых является задачей науки.

Закон (экономический закон) – это устойчивое, прочное, многократно повторяющееся явление, как выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.



Не следует смешивать экономические законы с законами природы, так же как и с законами естествознания, так как между ними имеется ряд существенных и принципиальных различий:

1. естественные законы - это законы природы, экономические - законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;

2. естественные законы - вечные, экономические носят исторический характер;

3. открытие и применение естественных законов происходит более или менее гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны отживающих общественных сил.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества, которая включает в себя различные группы и виды законов.

Экономические законы классифицируются по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости):

1) специфические экономические законы;
2) особенные экономические законы (законы для ряда эпох);
3) общие экономические законы.



Специфические экономические законы - это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования. Например, законы распределения при рабстве, крепостничестве и др.

Особенные экономические законы - это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия. Например, закон стоимости (ценности).

Общие экономические законы - законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства. Например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон распределения общественного труда.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Дать определение экономике.
  2. Стадии общественного производства, охарактеризовать их.
  3. Дать определение потребностей и раскрыть их классификацию.
  4. Что собой представляет экономический интерес?
  5. Какие виды благ и ресурсов Вы знаете?
  6. Назовите мобильные факторы производства, почему Вы так считаете?
  7. Назовите главные свойства информации как экономического ресурса.
  8. Дайте определение процесса производства и назовите основные его элементы.
  9. Какие Вы знаете технологические способы производства?
  10. Дайте определение общественному разделению труда.
  11. Охарактеризуйте структуру общественного производства.
  12. Что собой представляет альтернативная стоимость, проиллюстрируйте свой ответ примером?
  13. Дайте определение категории производственные возможности, каким образом их можно проиллюстрировать?
  14. Назовите уровни анализа экономических явлений и процессов.
  15. Какие Вы знаете методы экономики?
  16. Дайте определение экономической категории, приведите пример.
  17. Назовите группы экономических законов.
  18. Тестовые задания:

1. Альтернативные издержки платного обучения не включают в себя:

а) зарплату, которую можно было бы получить, работая вместо учебы;
б) расходы на учебную литературу и канцелярские принадлежности;>
в) расходы на питание;
г) плату за обучение.

2. Установите, что входит в понятие «факторы производства»:

а) издержки производства и показатели рентабельности;
б) основные и оборотные фонды;
в) труд, земля, капитал.

3. Блага - это …;

а) недостаток чего-либо;
б) средства, удовлетворяющие потребности;
в) наслаждение, счастье.

4. Основная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы:

а) производство;
б) инвестиции;
в) ограниченность ресурсов.

а) высокое качество;
б) ограниченность;
в) неповторимость.

6. Кривая производственных возможностей показывает:

а) точное количество двух товаров хозяйство намеревается осуществлять;
б) альтернативную комбинацию товаров при наличии определенного количества ресурсов;
в) свойства выпускаемых товаров.