Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Понятие и сфера применения договора. Система договоров опосредующих поставку товаров для гос и муниципальных нужд.

Договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

Данный договор применяется для регулирования отношений связанных с поставками товаров, которые предназначены для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований для обеспечения обороны, безопасности страны, надлежащего уровня жизни, здоровья граждан и т.д.

Данный вид договора существует в настоящее время и регулируется значительным количеством НПА. В кодексе выделен отдельный параграф, который регулирует данный договор.

Нормативная база :

1. ФЗ «О поставках продукции для федеральных и государственных нужд» от 13.12.1994 года;

2. ФЗ «О государственных резервах» от 29.12.1994 года;

3. ФЗ «О закупках и поставках с\х продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» 02.12.1994 года;

4. ФЗ «О государственном оборонном заказе» от 27.12.1995 года;

5. ФЗ № 94 «О размещение заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 года

6. П.4 гл. 30 ГК РФ

Поставка товаров для гос нужд может осуществляется:

1. Простой договорной связью – состоит в заключении одного договора (гос контракт).

2. Сложная система – предусматривает заключения 2 соглашений:

a. Гос контракт

b. Договор поставки товаров для гос и муницип нужд, который заключается на основании гос контракта

Государственные нужды – обеспечиваемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников потребность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и государственный заказчиков в товарах, работах и услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе для исполнения международных обязательств РФ.

Государственный (муниципальный) заказчик государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казённые и бюджетные учреждения и иные получатели средств соответствующего бюджета.

Существует значительная специфика регулирования данных отношений, так как данный договор исполняется за счет средств бюджета.

Процедура состоит из :

1) Определение потребности соответствующего субъекта в тех или иных товарах. Потребности фиксируются в НПА, подтверждающими соответствующий бюджет, на основании заявок непосредственными потребителями.

На это этапе назначаются гос заказчики и формируется гос заказ.

2) Размещение государственного заказа – осуществляемые в установленном порядке действия заказчиков по определению поставщиков в целях заключения государственных и муниципальных контрактов. Данные действия регламентируются законом детально.

Способы размещения государственного заказа (ст. 10 № 94 ФЗ):

а) Размещение заказов в форме торгов (конкурс или аукцион, в том числе аукциона в электронной форме)

б) Размещение заказов без проведения торгов

v запрос котировок,

v приобретение товаров у единственного поставщика

v Путём приобретения товара на товарной бирже

Приоритетным является первый способ. Второй случай применяется в случаях установленный законом.

Во всех случаях должны осуществляться путем торгов. Размещением заказа занимается государственный заказчик. Второй стороной являются «участники размещения заказов», в качестве них может выступать любое физическое и юридическое лицо; требования к ним предъявляются и устанавливаются к конкретным требования отдельно. Закон содержит общие требования, которым должны отвечать данные субъекты:

В отношении участников не должна быть инициирована ликвидация (в том числе и банкротство)

В отношении участников не должна быть приостановлена деятельность в порядке наказания КоАПом

У данных участников должна отсутствовать задолжность по налогам, сборам и иным платежам за прошедший календарный год и в нынешний год (если она есть, то размер не должен превышать 25% от балансовой стоимости активов данных участников)

Способы:

Конкурс – это торги победителем которых признаётся лицо предложившее лучшие условие исполнение контракта.

По общему правилу конкурс должен быть открытым, закрытый – в отдельных случаях (например: поставка товаров сведенья о которых составляют гос тайну).

Аукцион – это торги победителем которых признаётся лицо предложившее более низкую цену контракта.

По общему правилу аукцион открытый. Законом допускается проведение открытого аукциона в электронной форме (если цена контракта не превышает 1 млн рублей, он проводится путем размещения соответствующей информации на официальном сайте государственного заказчика в сети Интернет).

Процедура запроса котировок

Процедура запроса котировок - способ размещения заказа, при котором информация о потребностях товара сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте заказчика соответствующего объявления; победителем признается участник, первым предложивший наиболее низкую цену контракта. Такой способ применяется, если цена контракта не более 500 тыс. рублей.

Размещение заказов у единственного поставщика

Такой порядок возможен только в исключительных случаях, предусмотренных законом. Подобный способ размещения заказов возникает в случаях необходимости приобретения товаров в скором времени (из-за непреодолимой силы), также по приобретению культурных ценностей, если товар, который необходимо приобрести, изготавливаются единственным поставщиком на территории РФ.

3 этап - Принятие заказа участником размещения заказа либо поставщиком

Принятие заказа оформляется заключением государственного контракта и с этого момента заказ считается размещенным.

Государственный контракт – по нему поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику, либо по его указанию иному лицу, а заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Заключение государственного контракта является обязательным по общему правилу только для гос заказчика. Исключение содержится в ст. 9 ФЗ №94. Государственный заказчик может отказаться от заключения контракта только в случаях, предусмотренных в ФЗ.

По общему правилу поставщик не обязан заключать контракт. В отношении поставщика закон предусматривает случаи, когда он обязан заключить контракты, но во всех этих случаях государственный заказчик обязан возместить все убытки поставщику, которые ему могут быть причинены в связи с исполнением контракта (ст. 527 ГК РФ). Проект самого контракта разрабатывается заказчиком, который потом отправляется поставщику. В течение 30 дней поставщик должен рассмотреть проект и сообщить свое решение относительно его. Возможно 3 варианта решения :

1. полное согласие с контрактом на предложенных условиях – сразу подписывается текст контракта

2. поставщик согласен заключить контракт, но на условиях, отличающихся от тех, которые предусмотрены контрактом . В таком случае поставщик должен подписать контракт, а свои разногласия изложить в протоколе разногласий и пересылает все это заказчику. В течение 30 дней рассматривается протокол разногласий и сообщается решение поставщику. 2 варианта решения: согласие с протоколом, либо отклонение тех или иных пунктов протокола. Если заказчик вносит те или иные изменения, то поставщик вправе передать возникший спор на разрешение арбитражного суда. Те же действия поставщик может принимать, если заказчик отклоняется от заключения контракта. Аналогичные правила действуют, когда заключение контракта является обязательным для поставщика, то заказчик имеет право обращения в суд.

Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка осуществляется заказчику либо другим лицам.

Государственный заказчик обязан выдать поставщику извещение о прикреплении покупателей после заключения контракта. На основании данного извещения поставщик обязан в течение 30 дней составить проект договора поставки и отправить его покупателю. Заключение данного договора является обязательным для поставщика. Покупатель должен в течение 30 дней либо подписать контракт, либо подписать с протоколом разногласий, либо отказаться в письменной форме. Для покупателя заключение данного договора не является обязательным. Разногласия регулируются в том же порядке, как указано выше.

3. поставщик отказывается от заключения контракта

Поставщик обязан незамедлительно уведомить покупателя об отказе заключить договор, соответственно уведомить заказчика, который обязан прикрепить нового покупателя в течение 30 дней со дня получения извещения об отказе покупателя заключить договор. Если этого не делается, то поставщик имеет право требовать от заказчика принятия и оплаты товара.

Особенности содержания обязательства по поставке товара государственных и муниципальных нужд

Для поставщика:

1) В рамках контракта может содержаться дополнительная обязанность поставщика заключить договор с покупателем. В определенных случаях, обязательства поставщика могут исчерпываться данным действием.

2) Существенным условием государственного контракта является условия об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Закон устанавливает требования к ним:

a. Ответственность должна наступать в форме неустойки

b. Размер неустойки не может быть меньше 1/300 действующей на дату заключения контракта ставки рефинансирования ЦБ РФ

Для заказчика и покупателя:

1) У государственного заказчика по контракту может возникать обязанность по прикреплению к поставщику покупателя.

2) Покупатель обязан оплачивать товар по ценам которые указанны в гос контракте; однако если он не исполняет эту обязанность, то государственный заказчик выступает в качестве поручителя по этому обязательству покупателя.

3) В случае, когда заключение государственного контракта является обязательным для поставщика, государственный заказчик либо покупатель должны возместить поставщику убытки, которые могут быть вызваны исполнением контракта. Если эта обязанность нарушается, поставщик вправе отказаться от исполнения государственного контракта и требовать возмещения убытков в суде

4) Законодатель предусматривает случаи, когда заказчик имеет право полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена по контракту, при отсутствии нарушения со стороны поставщика. Данные случаи обычно связаны с отсутствием бюджетного финансирования и подобных условий. Заказчик в таких случаях обязан компенсировать поставщику все убытки, вызванные отказом.

5) Существенным условием государственного контракта является условие о порядке осуществления приемки поставляемых товаров.

6) В случае просрочки исполнения обязательств по контракту заказчик несет ответственность в виде неустойки и к ней предъявляются те же требования, что и к неустойки поставщика (не менее 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ).

Необходимость обеспечения государственных интересов в сфере закупок товаров обусловила выделение в качестве самостоятельного вида договора купли-продажи поставку товаров для государственных нужд. Обязательства по поставке товаров для государственных нужд возникают либо непосредственно из государственного контракта, либо из заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд (п. 1 ст. 525 ГК РФ).

В литературе распространено мнение, что договор поставки товаров для государственных нужд представляет собой разновидность договора поставки товаров, урегулированного § 3 главы 30 ГК РФ. В частности, И.В. Елисеев утверждает, что "государственные контракты и договоры поставки для государственных нужд являются разновидностью договора поставки...".

Необходимо различать, что служит непосредственным основанием возникновения обязательства по поставке товаров для государственных нужд: государственный контракт или заключаемый на его основе договор поставки товаров для государственных нужд. При первом варианте стороной договора является государственный заказчик, который приобретает товары не для использования их в предпринимательской деятельности, что, как правило, характерно для покупателя в договоре поставки, а для государственных нужд. Второй вариант, безусловно, предполагает в качестве покупателя по договору лицо, приобретающее товар для использования его в предпринимательской деятельности. Это подтверждает и правило ст. 530 ГК РФ, в соответствии с которым покупатель вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. Причиной отказа в данном случае может быть несоответствие такого договора предпринимательским целям покупателя. Однако и при втором варианте конечной целью приобретения товаров является их использование для государственных нужд, которые представляют собой потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ.

Особая цель использования товаров и предопределила необходимость специальной регламентации в ГК РФ поставки товаров для государственных нужд в качестве самостоятельного вида договора купли-продажи.

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении сущности договора поставки товаров для государственных нужд. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:

Определить значение и сферу применения данного договора

Дать краткую характеристику договору поставки товаров для государственных нужд

Рассмотреть отношения по поставкам товаров между организациями государств – участников СНГ.

Законодательные акты о государственных подрядах и поставках принимались также после революции в период НЭПа. Можно назвать, в частности, принятый в 1923 г. Закон "О государственных подрядах и поставках", который в целях защиты интересов государства устанавливал специальные правила, регулирующие отношения по поставкам с участием в качестве заказчика государственных учреждений и государственных предприятий.

В дальнейшем, с формированием глобальной административно - командной системы управления экономикой, когда практически все поставки продукции и товаров осуществлялись на основе плановых актов (фондовых извещений, планов прикрепления, нарядов), нужда в особом регулировании отношений, связанных с поставками продукции и товаров для удовлетворения государственных потребностей, отпала.

Отказ от централизованного планирования материально - технического снабжения субъектов хозяйствования, переход к рыночным методам регулирования экономических отношений вновь вызвали необходимость разработки специальных законодательных актов, учитывающих специфику отношений по поставкам товаров для удовлетворения государственных потребностей.

В настоящее время сфера действия договоров поставки товаров для государственных нужд - это отношения, связанные с поставками товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей государства - Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, для обеспечения обороны и безопасности страны, жизни и здоровья граждан. В свою очередь, потребности государства определяются исходя из следующих целей: необходимость реализации федеральных государственных программ; обеспечение уровня обороноспособности; формирование государственных материальных резервов; реализация экспортных поставок во исполнение международных соглашений с участием Российской Федерации.

1.2. Особенности правового регулирования

Правовое регулирование договора поставки для государственных нужд отличается двумя характерными особенностями. Во-первых, к отношениям по поставке товаров для государственных нужд субсидиарно применяются сначала нормы о договоре поставки товаров (§ 3 гл. 30 ГК), а затем (при отсутствии соответствующих специальных правил) общие положения о купле - продаже (§ 1 гл. 30 ГК). Во-вторых, отношения по поставке товаров для государственных нужд в приоритетном перед нормами о договоре поставки и общими положениями о купле - продаже порядке регулируются специальными законами о поставке товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 525 ГК).

В настоящее время действует несколько федеральных законов, регламентирующих поставки товаров для государственных нужд, которые подлежат применению в части, не противоречащей нормам, содержащимся в § 4 гл. 30 ГК. К их числу относятся следующие акты: Федеральный закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г. , действие которого распространяется на отношения по поставкам товаров для федеральных нужд; Федеральный закон "О государственном материальном резерве" от 29 декабря 1994 г. , регулирующий отношения, связанные с поставками товаров для создания и поддержания государственных материальных резервов; Федеральный закон "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" от 2 декабря 1994 г. , которым регламентируются отношения по закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, причем как для федеральных, так и региональных государственных нужд; Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" от 27 декабря 1995 г .

Кроме того, отношения, связанные с порядком проведения конкурсов при размещении заказов на поставку товаров для государственных нужд, регулируются Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. Данный Указ подлежит применению в части, не противоречащей ГК и названным Федеральным законам. Указанные Федеральные законы подробным образом регулируют порядок определения собственно государственных нужд, т.е. потребностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в тех или иных товарах, работах или услугах, и доведения их до организаций - исполнителей. Вместе с тем эти законы не регулируют надлежащим образом порядок заключения государственных контрактов и их исполнения, оставляют без внимания вопросы формирования оптимальной структуры договорных связей, юридические механизмы, позволяющие довести исполнение заказов для государственных нужд до конкретных потребителей товаров, работ или услуг. Этот серьезнейший пробел призваны заполнить нормы, содержащиеся в новом ГК.

Глава 2. Договор поставки товаров для государственных нужд

1.2. Государственный контракт и договор поставки товаров для государственных нужд

1.2.1. Основания поставки товаров для государственных нужд

Поставка товаров для государственных нужд должна осуществляться на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд между организациями - исполнителями заказа для государственных нужд и потребителями выпускаемых товаров (п. 1 ст. 525 ГК).

При поставке товаров для государственных нужд могут использоваться как простая, так и сложная структуры договорных связей. В первом случае поставка осуществляется поставщиком (исполнителем) в соответствии с условиями государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд непосредственно государственному заказчику либо указанным им получателям без заключения с последними поставщиком (исполнителем) каких-либо договоров на поставку товаров для государственных нужд.

Во втором случае (при сложной структуре договорных связей) государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд предусматривается прикрепление государственным заказчиком поставщика - исполнителя к конкретным покупателям для заключения с ними договоров поставки товаров для государственных нужд на основании извещения о прикреплении, выдаваемого заказчиком. При заключении таких договоров между поставщиком - исполнителем и покупателями согласовываются условия о количестве и качестве товаров, порядке их доставки и принятия покупателем и т.п.

Федеральный закон об оборонном заказе предусматривает особую структуру договорных связей: государственный контракт заключается между государственным заказчиком и головным исполнителем оборонного заказа, который, в свою очередь, заключает договоры (контракты) с поставщиками (исполнителями) сырья, материалов и комплектующих изделий для обеспечения оборонного заказа.

Государственный контракт заключается на основе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для государственных нужд (государственного заказа). Причем в некоторых случаях, предусмотренных законом, заключение государственного контракта будет являться для исполнителя (поставщика) обязательным. Однако при этом в отношении всякого исполнителя (поставщика), за исключением казенного предприятия, должно быть соблюдено предусмотренное ГК требование о возмещении государственным заказчиком всех убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в результате выполнения им условий государственного контракта.

Федеральные законы о поставках товаров для государственных нужд устанавливают порядок определения потребностей государства в тех или иных товарах, а также порядок формирования соответствующих этим потребностям государственных заказов и их размещения среди организаций, производящих (закупающих) указанные товары.

Основной способ размещения государственных заказов - проведение открытых или закрытых торгов (конкурсов). Однако допускается и прямое доведение государственных заказов до поставщиков - исполнителей.

1.2.2. Порядок и сроки заключения государственных контрактов

По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК).

Сторонами государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд являются государственный заказчик и поставщик (исполнитель).

В качестве государственных заказчиков в соответствии с Федеральным законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" могут выступать федеральные органы исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение. Государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, а государственными заказчиками на поставку материальных ценностей в мобилизационный резерв признаются также и иные федеральные органы исполнительной власти. В качестве государственного заказчика по оборонному заказу выступает орган исполнительной власти, имеющий в своем составе войска или вооруженные формирования.

Поставщиками (исполнителями) являются организации, признанные победителями торгов, проводившихся в целях размещения государственных заказов, либо принявшие доведенный до них государственный заказ к исполнению.

В случаях размещения государственного заказа путем проведения конкурса и определения его победителя либо принятия поставщиком (исполнителем) доведенного до него государственного заказа для государственного заказчика заключение государственного контракта с указанными поставщиками является обязательным.

Поставщик (исполнитель) также обязан заключить государственный контракт, если он принял доведенный до него госзаказчиком государственный заказ либо стал победителем конкурса, проведенного для размещения государственного заказа. В некоторых случаях принятие доведенного до поставщика (исполнителя) государственного заказа является обязательным для последнего. Например, федеральное казенное предприятие ни при каких условиях не вправе отказаться от доведенного до него государственного заказа. Коммерческие организации, действующие в иных организационно - правовых формах, обязаны принять доведенный до них государственный заказ, а следовательно, и заключить государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, если они занимают доминирующее положение на рынке соответствующего товара, при условии возмещения государственным заказчиком убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) исполнением государственного заказа.

ГК (ст. 529) детально регламентирует порядок и сроки заключения государственного контракта. Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), принявшему до этого заказ на поставку товаров для государственных нужд. Поставщик (исполнитель) обязан рассмотреть проект государственного контракта и в тридцатидневный срок со дня его получения сообщить государственному заказчику о своем решении. Возможны три варианта такого решения.

1. Согласие заключить государственный контракт на условиях, предложенных государственным заказчиком. В этом случае поставщик (исполнитель) подписывает государственный контракт и один подписанный экземпляр возвращает государственному заказчику.

2. Согласие заключить контракт, но на условиях, отличных от тех, что предложены государственным заказчиком. При таких обстоятельствах поставщик (исполнитель) должен возвратить государственному заказчику подписанный проект государственного контракта вместе с протоколом разногласий по отдельным его условиям.

3. Отказ от заключения государственного контракта, о чем поставщик (исполнитель) должен уведомить государственного заказчика в тот же тридцатидневный срок.

Государственному заказчику предоставляется 30 дней для рассмотрения протокола разногласий к государственному контракту, составленного поставщиком (исполнителем). Здесь также возможны варианты: государственный заказчик в течение указанного срока может сообщить поставщику (исполнителю) о принятии его редакции спорных условий государственного контракта либо об отклонении протокола разногласий. В последнем случае, а также при истечении тридцатидневного срока разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для государственного заказчика или поставщика (исполнителя), могут быть переданы другой стороной в тридцатидневный срок на рассмотрение арбитражного суда.

Если же сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона может обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении к заключению государственного контракта.

Основным же правилом, как и в других цивилизованных странах, должно стать размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд (государственного заказа) путем проведения соответствующих конкурсов. И в этом случае заключение государственного контракта с победителем конкурса становится для государственного заказчика обязательным. Государственный контракт должен быть оформлен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса (п. 4 ст. 528 ГК).

Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров осуществляется конкретному покупателю, который государственным заказчиком прикрепляется к поставщику (исполнителю). Выданное государственным заказчиком извещение о прикреплении будет служить основанием для заключения непосредственно между поставщиком (исполнителем) и покупателем договора поставки товаров для государственных нужд.

Получив извещение о прикреплении, поставщик (исполнитель) должен в тридцатидневный срок направить проект договора покупателю. Если поставщик (исполнитель) получит от покупателя подписанный проект договора с протоколом разногласий, он должен принять меры к их согласованию и в тридцатидневный срок уведомить покупателя о принятии договора в согласованной редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда в тридцатидневный срок.

Поставщик (исполнитель) при наличии извещения о прикреплении не вправе уклоняться от заключения с покупателем договора поставки товаров для государственных нужд. Данное требование обеспечивается предоставлением покупателю права обратиться в таком случае в арбитражный суд с иском о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

Что касается покупателя, то он может отказаться полностью или частично от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора в целом. При таких обстоятельствах вопрос о прикреплении поставщика (исполнителя) к другому покупателю должен быть решен государственным заказчиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего уведомления поставщика (исполнителя). В противном случае поставщик (исполнитель) получает право требовать от государственного заказчика принять и оплатить товары либо возместить расходы, связанные с реализацией этих товаров другому потребителю.

1.2.3. Особенности исполнения обязательств

В тех случаях, когда государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд предусмотрено, что эта поставка осуществляется поставщиком (исполнителем) непосредственно государственному заказчику либо указанным им конкретным получателям (по отгрузочным разнарядкам государственного заказчика), отношения, складывающиеся между сторонами государственного контракта в процессе его исполнения, не отличаются спецификой и регулируются нормами о договоре поставки.

Гарантией прав и законных интересов поставщика (исполнителя) будет служить норма, согласно которой при оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных нужд государственный заказчик признается поручителем по денежному обязательству покупателя. Это означает, что в случае неоплаты товаров покупателем государственный заказчик будет отвечать перед поставщиком (исполнителем) в полном объеме, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек и других убытков, вызванных неоплатой поставленных товаров (ст. 532 ГК).

Определенными особенностями отличаются последствия неисполнения государственным заказчиком обязанности по возмещению поставщику (исполнителю) убытков, причиненных в связи с исполнением последним государственного заказа, принятие которого было для поставщика (исполнителя) обязательным. Такие убытки должны быть выплачены государственным заказчиком в срок не позднее тридцати дней со дня передачи поставщиком (исполнителем) товаров, предусмотренных государственным контрактом.

Нарушение государственным заказчиком этой обязанности дает поставщику (исполнителю) право отказаться от исполнения государственного контракта и потребовать от госзаказчика возмещения дополнительных убытков, вызванных расторжением государственного контракта. В таких случаях поставщик (исполнитель) вправе также отказаться и от исполнения договоров поставки товаров для государственных нужд, заключенных на основании государственного контракта с конкретными покупателями. Причем убытки, причиненные покупателям таким отказом от исполнения договора, также подлежат возмещению государственным заказчиком (ст. 533 ГК).

Государственный заказчик вправе отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, лишь при условии возмещения причиненных этим убытков как поставщику - исполнителю, так и покупателям по договорам поставки, которые были изменены или расторгнуты в силу отказа государственного заказчика от соответствующих товаров.

К сожалению, действующая редакция абзаца первого п. 2 ст. 525 ГК РФ не содержит прямого указания на такую последовательность применения гражданско-правовых норм. Она лишь закрепляет, что "к отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 523), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса". Однако "иное" может быть предусмотрено правилами, установленными не только в § 4 главы 30 ГК РФ, но и в общих положениях о купле-продаже, а также в общей части обязательственного права. Для устранения неоднозначного толкования редакцию абзаца первого п. 2 ст. 525 ГК РФ следовало бы уточнить, заменив "настоящего Кодекса" на "настоящего параграфа". Но это, в свою очередь, вызовет сложности в определении приоритета между правилами ГК РФ о договоре поставки и специальными законами о поставках товаров для государственных нужд. Связаны эти сложности с тем, что абзац второй п. 2 ст. 525 ГК РФ также говорит о применении законов о поставке товаров для государственных нужд в части, не урегулированной § 4 главы 30. При внесении указанного уточнения нормы ГК РФ о поставке и законы о поставке товаров для государственных нужд окажутся в равном положении, и невозможно будет определить, какие из них подлежат приоритетному применению.

М.И. Брагинский замечает, что даже в действующей редакции п. 2 ст. 525 ГК РФ возникает вопрос: что делать, если в закон о поставке товаров будет включена новелла, которая противоречит статьям ГК РФ о договоре поставки? Автор справедливо решает его в пользу приоритета специальных законов о поставке товаров для государственных нужд.

Неоднозначно отношение в юридической литературе к приоритету норм ГК РФ о поставке товаров для государственных нужд перед специальными законами, установленному в абзаце втором п. 2 ст. 525 ГК РФ. В частности, Л.И. Шевченко в обоснование точки зрения о приоритетном значении специальных законов о поставках товаров для государственных нужд приводит следующие аргументы: "Во-первых, в состав специального законодательства по государственным закупкам входят не только федеральные законы и иные правовые акты, но и региональное законодательство, определяющее особенности формирования конкретных отношений, направленных на удовлетворение региональных (республиканских, краевых, областных и т.д.) нужд. Во-вторых, все эти законодательные акты по своему содержанию являются комплексными, включающими в себя нормы как гражданского, так и административного права, поскольку предметом их правового регулирования выступает целенаправленная деятельность государства в сфере закупок как форма организованного потребления товаров для государственных нужд" . На этом основании выдвигается предложение об изменении редакции абзаца второго п. 2 ст. 525 ГК РФ в целях закрепления приоритета специальных законодательных актов по отношению к нормам ГК РФ о поставках товаров для государственных нужд.

Первый аргумент нельзя считать обоснованным уже потому, что в соответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ (в отличие от ст. 3 ГК РСФСР 1964 года) к гражданскому законодательству отнесены лишь федеральные законы. Второй довод также представляется недостаточно обоснованным. ГК РФ в некоторых случаях устанавливает приоритет специальных, в том числе комплексных законодательных актов, перед закрепленными в нем нормами, но для этого существуют достаточно веские основания. В частности, в п. 3 ст. 672 ГК РФ определен приоритет жилищного законодательства по отношению к некоторым нормам ГК РФ, регулирующим наем жилого помещения. Но это обусловлено тем, что данные нормы ГК РФ направлены главным образом на регламентацию отношений по коммерческому, а не социальному найму, на который распространяется жилищное законодательство.

Предусмотрен приоритет и специальных законов по купле-продаже ценных бумаг и валютных ценностей по отношению к общим положениям о купле-продаже (п. 2 ст. 454 ГК РФ). Однако это связано с тем, что в ГК РФ не выделены общие особенности правового регулирования, касающиеся продажи ценных бумаг и валютных ценностей. Они определены лишь в специальных законах. Особенности же отношений по поставке товаров для государственных нужд отображены в специально выделенном для данного вида договора § 4 главы 30 ГК РФ, поэтому нет оснований для приоритетного применения специальных законов, регулирующих тот или иной вид поставки для государственных нужд. В случае возникновения противоречия соответствующих норм ГК РФ специальным законам, отразившим изменившиеся на данном этапе развития общественные отношения, его можно разрешить путем внесения соответствующих изменений в ГК РФ.

Для единообразного применения к отношениям по поставке товаров для государственных нужд правил ГК РФ о договоре поставки, которые являются приоритетными по отношению к иным правилам ГК РФ, а также закрепления приоритета специальных законов о поставке товаров для государственных нужд перед нормами ГК РФ о поставке целесообразно абзац второй п. 2 ст. 525 ГК РФ изложить в следующей редакции:

"К отношениям по поставке товаров для государственных нужд, не урегулированных настоящим параграфом, применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 523), если иное не предусмотрено законами о поставке товаров для государственных нужд".

Обязательства по поставке товаров для государственных нужд возникают на основании государственного контракта, по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ).

Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров будет осуществляться поставщиком (исполнителем) покупателю по договорам поставки для государственных нужд, заключаемым между ними на основании извещения о прикреплении, выдаваемого государственным заказчиком (ст. 529 ГК РФ).

Анализируя данные варианты возникновения обязательств, В.В. Витрянский первый вариант именует простой, а второй - сложной структурой договорных связей . Учитывая, что согласно п. 1 ст. 527 ГК РФ государственный контракт заключается на основе заказа государственного заказчика, принятого поставщиком, данное деление является условным. Само размещение заказа госзаказчиком, предшествующее заключению государственного контракта, может представлять собой определенный юридический факт, имеющий, помимо прочего, признаки договора.

В литературе нет единого мнения по вопросу о юридической природе действий госзаказчика по размещению заказа. Л.И. Шевченко считает, что "как правило, эти действия по своей правовой природе представляют собой односторонние гражданско-правовые сделки... Во-первых, их совершение является актом распоряжения государственным заказчиком и потенциальными поставщиками своими гражданскими правами, во-вторых, такие действия порождают характерные для процесса размещения заказов правовые последствия в виде возникновения прав у стороны, которой сделка адресована, а также обязанностей стороны, ее совершившей, и т.п. " .

Однако в соответствии с п. 1 ст. 527 ГК РФ основанием для заключения государственного контракта является заказ, который принят поставщиком; перед госзаказчиком возникает обязанность по заключению государственного контракта лишь в случае принятия размещенного заказа. Следовательно, по общему правилу, размещенный заказ становится юридическим фактом, порождающим права и обязанности, лишь после выражения волеизъявления стороны на принятие заказа. Отсюда можно сделать вывод, что основанием для заключения государственного контракта являются не односторонние, а двусторонние сделки, то есть договоры. Действия же госзаказчика по размещению заказа представляют собой только предложение о заключении договора, то есть оферту.

Л.И. Шевченко рассматривает размещение заказов как стадию, предшествующую заключению контракта, состоящую из этапов предварительного отбора и последующего конкурсного отбора. Поэтому, делая оговорку о том, что действия госзаказчика по размещению заказа являются односторонними сделками, автор имел в виду прежде всего размещение заказа по конкурсу. Но и в этом случае основанием для заключения контракта является не односторонняя сделка, а договор. Более того, исследуя основания возникновения обязательств посредством проведения торгов, М.И. Брагинский справедливо полагает, что они представляют собой юридический состав, включающий в себя два договора: договор на проведение торгов и протокол, которым оформляются договорные отношения между организатором и выигравшим лицом. Протокол может быть именно тем договором, на заключение которого объявлены торги, и вступить в силу согласно ст. 425 ГК РФ в момент подписания договора. Если же в соответствии с п. 5 ст. 448 ГК РФ торги объявляются не на заключение договора, а только на право его заключить, то "в этом случае правовое значение протокола меняется: из обычного, основного договора он превращается во вспомогательный договор, обладающий всеми чертами предварительного договора" . Единственное, что может вызвать сомнение в правомерности данной позиции, - это указание п. 3 ст. 429 ГК РФ на необходимость содержания в предварительном договоре всех существенных условий основного договора. Но следует учитывать мнение И.Б. Новицкого о том, что при заключении такого договора достаточно определить лишь самое основное содержание предстоящего договора, отложив установление второстепенных пунктов договора на будущее время. Поддерживая данное утверждение, М.И. Брагинский замечает: "...подлинный смысл этой нормы не только в том, что существенные условия основного договора должны быть предусмотрены в предварительном договоре, но и в том, что никакие заявления одной из сторон о необходимости включить или исключить определенное условие при составлении основного договора не могут считаться вводящими существенные условия... Что касается основного договора, то для него любое предложенное одной из сторон условие, дополняющее или изменяющее условия, которые зафиксированы в предварительном, утрачивает значение существенного" .

Кроме того, при размещении заказа в нем должны содержаться все необходимые для государственного контракта условия, что отмечается в специальных законах, регулирующих поставку товаров для государственных нужд. В частности, в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" оборонный заказ должен содержать: перечень (номенклатуру) и количество подлежащей поставкам продукции (работ, услуг) и сроки ее поставок; прогнозируемую стоимость (цену) оборонного заказа в целом, а также по его разделам и отдельным этапам реализации; перечень государственных заказчиков; перечень предполагаемых головных исполнителей (исполнителей).

Хотя большинство специальных законов, регламентирующих поставку товаров для государственных нужд, устанавливает в качестве основного способа размещения заказа проведение открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов, ст. 527 ГК РФ предусматривает возможность прямого доведения заказов поставщикам (исполнителям).

В некоторых случаях, установленных законом, принятие доведенного заказа и заключение государственного контракта является для поставщика (исполнителя) обязательным при условии, что госзаказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта (п. 2 ст. 527 ГК РФ). Условие о возмещении убытков неприменимо в соответствии с п. 3 ст. 527 ГК РФ лишь к казенному предприятию.

Действия госзаказчика по доведению заказа до поставщика (исполнителя), что предполагает как добровольное, так и обязательное принятие заказа (в последнем случае отношения регулируются ст. 445 ГК РФ), выступают, как представляется, в качестве оферты предварительного договора. Предварительным договор должен быть признан потому, что согласно ст. 528 ГК РФ государственный контракт заключается путем подписания сторонами одного документа. Поэтому правила п. 2 ст. 434 ГК РФ о возможности заключения договора путем отправления исполнителем акцепта принятого им заказа (оферты) в данном случае неприменимы.

Следовательно, при любом способе размещения государственных заказов основанием для заключения государственного контракта является предварительный договор, подписанный сторонами. Это отличает государственный контракт от планового акта, на основании которого заключались договоры поставки по ранее действовавшему законодательству. Плановый акт был правоприменительным актом, поскольку представлял собой результат властных действий уполномоченных государством субъектов, не являющихся адресатами возникающих из этого акта отношений.

Государственный контракт, как и договор поставки товаров для государственных нужд, заключается на основании предшествующих договорных связей, то есть не правоприменительных актов, а актов осуществления права. При этом в сложный юридический состав, необходимый для возникновения обязательств по поставке товаров для государственных нужд, входит еще один юридический факт - выданное государственным заказчиком извещение о прикреплении покупателя к поставщику, которое является односторонней сделкой, поскольку возможность осуществления соответствующего права была предусмотрена государственным контрактом.

Отсутствие в договорных обязательствах рассмотренного юридического состава является причиной отмены судебных решений, вынесенных на основании специальных законов о поставках товаров для государственных нужд.

Так, Средне-Волжское территориальное управление Роскомрезерва обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании неустойки с нефтеперерабатывающего завода за неисполнение обязательства по поставке топлива. Руководствуясь п. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", суд взыскал с ответчика 50% стоимости недопоставленной продукции. Отменяя решение суда и постановление кассационной инстанции, Президиум Высшего арбитражного суда РФ указал, в частности, на то, что заключенный между сторонами договор не отвечает требованиям государственного контракта, установленным законом. Договор не содержит сведений о его заключении на основании государственного заказа, а ответчик утверждает, что договор заключался им на добровольной основе .

В другом деле Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, оставляя без изменения решения судов первой и апелляционной инстанций, обратил внимание на то, что письма главы администрации Ульяновской области и Главного управления финансов Ульяновской области в силу закона не порождают никаких обязательств по оплате отгруженной продукции, поэтому доводы кассационной жалобы являются несостоятельными . Указанные письма не содержали признаков государственного заказа, и поэтому к отношениям между сторонами должны применяться нормы § 3 главы 30 ГК РФ о поставке товаров.

Спорным является вопрос о юридической природе государственного контракта. Анализируя особенности данного договора, проявляющиеся в возможности контроля со стороны госзаказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и его одностороннего отказа от исполнения обязательств, Л.И. Шевченко приходит к следующему выводу: "Характерные для государственного контракта особенности позволяют рассматривать его как гражданско-правовой договор, включающий в себя отдельные административно-правовые (публичные) элементы" .

Эти особенности государственного контракта полностью вписываются в конструкцию гражданско-правового договора и предусмотрены в ГК РФ для отдельных видов обязательств. В частности, общими положениями о подряде закреплено право заказчика во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность (п. 1 ст. 715 ГК РФ). Нормами ст. 310 ГК РФ допускается возможность одностороннего отказа от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий в случаях, предусмотренных законом (например, ст. 523 ГК РФ) или предпринимательским договором.

Кроме того, для заключения государственного контракта не требуется, как уже отмечалось, вынесения правоприменительных, административных актов. Поэтому государственный контракт является гражданско-правовым договором.

На порядок его заключения распространяются нормы главы 28 "Заключение договора" ГК РФ, в том числе правила о заключении договора в обязательном порядке (ст. 445). Другие особенности государственного контракта находят отражение как в общих положениях о договоре, так и в специально посвященной им нормативно-правовой базе, как это имеет место быть и в отношении предпринимательского договора, а также отдельных его видов. Обращая внимание на данные особенности, Высший арбитражный суд РФ отмечал, что обязательства по поставке товаров для государственных нужд не следует рассматривать в качестве обычных предпринимательских договоров. Поэтому при рассмотрении споров нужно учитывать особенности этих отношений .

Поставка товаров для государственных нужд, таким образом, является самостоятельным видом договора купли-продажи. Квалифицирующий признак данного договора - цель использования приобретаемых товаров для государственных нужд, что обусловливает специфические основания его возникновения, субъектный состав и иные особенности, отличающие это обязательство от договора поставки.

К поставкам товаров для государственных нужд приоритетно перед правилами ГК РФ о договоре поставки применяются специальные законы, регулирующие отношения по поставкам товаров для государственных нужд и содержащие нормы различных отраслей права.

Заключение

Поставка для государственных нужд - относительно новый институт российского гражданского законодательства.

В пределах гражданско-правового регулирования находятся отношения между сторонами по двум договорам - государственному контракту и договору поставки, правовая природа и порядок заключения которых существенно отличаются друг от друга. Вне сферы гражданско-правового регулирования остаются проблемы формирования и реализации программ по удовлетворению государственных нужд, финансирования этой деятельности, установления особенностей отдельных видов поставок и пр., равно как и признание той или иной экономической потребности государственной. Следовательно, указанные договоры как бы завершают всю деятельность по правовому регулированию удовлетворения общезначимых экономических потребностей.

Федеральные государственные нужды - это потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация. Поставки продукции для федеральных государственных нужд обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей. Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ, и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период. В целях обеспечения решения особо важных общегосударственных задач федеральным целевым программам может присваиваться статус президентских программ, инициатором которых является Президент РФ.

Поставки продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:

а) создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;

б) поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;

в) обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;

г) реализации федеральных целевых программ.

Потребности субъектов РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ (поставки продукции для региональных нужд), определяются органами государственной власти субъектов РФ. Поставки продукции для региональных нужд обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, привлекаемых ими для этих целей.

Как уже было отмечено, отношения, складывающиеся в сфере удовлетворения государственных нужд, являются сложными по своей правовой природе. Поэтому при их регулировании возникает проблема согласования норм разных отраслей права и внутриотраслевого согласования. Комментируемая статья в этом аспекте устанавливает доминирование норм ГК над иными правовыми актами. К рассматриваемым правоотношениям могут применяться нормы других актов только в том случае, когда эти отношения не урегулированы нормами ГК.

Существует довольно много законов и подзаконных актов, предметом которых является обеспечение государственных нужд. Среди них прежде всего следует назвать Закон о поставках. Этот Закон устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, расположенными на территории РФ.

Среди других законов можно назвать Законы о закупках, о материальном резерве, об оборонном заказе.

В соответствии с названными Законами издан ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. В частности, Указом Президента РФ от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" утверждено Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд является разновидностью договора поставки и в этом смысле может быть охарактеризован как возмездный, консенсуальный и взаимный договор. Но этот договор обладает существенными особенностями, позволяющими выделить его из общей массы договоров поставки.

Основанием для запуска механизма взаимодействия сторон в пределах гражданско-правового регулирования является государственный контракт, содержание которого предопределяет содержание договора поставки и процедуру его заключения.

Если государственный контракт не установил иного порядка, то с предложением о заключении договора поставки должен выступить поставщик, разрабатывающий проект договора и направляющий его покупателю. Для этого ему предоставлен 30-дневный срок, исчисляемый с момента получения извещения о прикреплении. Извещение о прикреплении является давно и хорошо известным инструментом налаживания структуры договорных связей в российской практике. Но в отличие от ранее применявшегося извещения указанный в комментируемой статье документ следует рассматривать, с одной стороны, как информационное сообщение, но не плановый акт, а с другой - как основание для заключения договора. Но оно не является основанием для понуждения к заключению договора.

В качестве такого основания в отношении поставщика может выступать только государственный контракт, который закрепил добровольно принятое на себя поставщиком обязательство заключить договор. Именно к поставщику, а не к покупателю могут применяться процедуры принудительного заключения договора.

При необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случаях, когда обязательность заключения контракта установлена законом, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта.

Целью правового регулирования поставки товаров для государственных нужд является максимальное удовлетворение жизненно важных индивидуальных и общественных интересов. Доминирование прав и интересов потенциального покупателя вызвало к жизни комментируемую статью. Дело в том, что за время разработки федеральных и региональных программ, утверждения бюджета и проведения прочих процедур, связанных с государственными нуждами, может измениться социальная и экономическая ситуация таким образом, что покупателю планируемая продукция окажется не нужна. В этих условиях было бы совершенно необоснованно навязывать ему соответствующие товары, как это делалось до недавнего времени. С другой стороны, возможно, за время участия в конкурсах, заключения государственного контракта поставщик произвел необходимую подготовку, запланировал выпуск продукции в соответствии с заключенным контрактом, осуществил определенные затраты.

I . Нормативные акты

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003) // Российская газета, № 23, 06.02.1996, № 24, 07.02.1996, № 25, 08.02.1996, № 27, 10.02.1996.

II . Литература

4. Белоусов И. К вопросу о правовом регулировании отношений по договору поставки // Хозяйство и право, N 3, 1995

5. Богданова Е.Е. Принцип реального исполнения обязательств в договорах купли-продажи и поставки: проблема реализации // "Законодательство и экономика", 2005, N 3

6. Брагинский М.И., Витрянский В.В. "Договорное право. Общие положения" (Книга 1), М.: Издательство "Статут", 2001, издание 3-е, стереотипное.

7. Брагинский М.И. , Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о передаче имущества. (Книга 2), издание 4-е, стереотипное, М., Издательство "Статут", 2002

8. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М.: Статут, 1999. С. 111 - 116.

9. Гончарова Н. Новое гражданское законодательство: договор поставки и ответственность // Хозяйство и право, N 7, 1996

10. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. II. М., 1997. С. 117.

11. Гражданское право России. Часть вторая: Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1997. С. 169 - 170.

12. Гражданское право. Курс лекции, Под. ред. О.Н. Садикова-М: Юридлитра. 1996

13. Жуков А.В., СкворцовА.В. Договор поставки и ответственность по нему // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", N 3, 2002

14. Исанов С.Н. Проблемы определения срока оплаты по договору поставки// Адвокат, N 5, 2002

15. Картужанский Л.И. Об основных условиях поставки // Вестник Ленинградского университета. 1950. N 10. С. 69, 72, 79.

16. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части второй) под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина, Издательство "Юрайт", 2003 г.

17. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный), издание четвертое, исправленное и дополненное под ред. О.Н. Садикова, Юридическая фирма "КОНТРАКТ", Издательский Дом "ИНФРА-М", 2004

18. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть вторая) под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова, МЦФЭР, 1996

19. Кукина Т.Е. Предмет договора поставки // Право и экономика, N 1, 2001

20. Маковский А.Л. Поставка (глава 16) // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно - предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М., 1996.

21. Медведев М., Самоль М. На что делать ставки в договоре поставки // Бизнес-адвокат, N 11, 2002

22. Притыка Д.Н., Осетинский А.И. Правовое регулирование поставок. Киев: Издательство политической литературы Украины, 1989.

23. Пустозерова В.М., Соловьев А.А. Договор поставки. М., 1997.

24. Серветник А.А. Применение гражданско-правовых норм в обязательствах по поставке товаров для государственных нужд // "Современное право", 2005, N 4

25. Скворцов А.В. Ответственность без вины по договору поставки // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения, N 4, 2002)

26. Трапезников В. Обязательства, возникающие из договора поставки // Российская юстиция, N 4, 2000

27. Ушаков Д. Сроки в договоре поставки и рыночные отношения // Законодательство и экономика, N 3, 2001

28. ШичанинА.В., Гривков О.Д. Проблемы защиты прав продавца при нарушении покупателем своих обязательств, вытекающих из договора поставки // Право и экономика, N 9, 2001

29. Шевченко Л.И. Регулирование отношений поставки: теория и практика. СПб., 2002. С. 211.

30. Шевченко Л.И. Проблемы формирований договорных отношений поставки в условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. Томск, 2001. С. 32 - 33.
Шевченко Л.И. Регулирование отношений поставки... С. 221.

Планов: государственном планировании поставок для государственных нужд; бизнес-плане по оптовой торговле; налоговом планировании покупателя и...
Особенности защиты прав и интересов сторон в договоре поставки. В соответствии со ст. 506 ГК РФ по...


Основная цель норм, регулирующих отношения, возникающие из договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд (далее - договор поставки т.д.г. (м).н.), состоит в установлении специальных правил, которые учитывают особенности специальных субъектов гражданского права - государства и муниципальных образований, являющихся участниками данных гражданско-правовых отношений, но в то же время выступающих публично-правовыми субъектами.

С формированием административно-командной системы управления экономикой нужда в особом регулировании отношений, связанных с поставками продукции и товаров для удовлетворения государственных потребностей , отпала.

Продавец должен обладать полной дееспособностью .

Государственными заказчиками и муниципальными заказчиками могут выступать:

  • соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
  • уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств. Под получателями бюджетных средств понимаются бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (см. ст. 162 Бюджетного кодекса РФ).

Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 94-ФЗ) (п. 2 ст. 4) предусматривает возможность создания федерального органа исполнительной власти , органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков.

Такие уполномоченные органы осуществляют данные функции, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, которые подписываются государственными или муниципальными заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

Кроме того, указанный Федеральный закон предусматривает наличие еще одного специального субъекта - специализированной организации (ст. 6).

Специализированная организация - это юридическое лицо , привлекаемое государственным или муниципальным заказчиком либо уполномоченным органом, для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт.

Порядок заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Заключение договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд включает несколько этапов.

1. Государственный (муниципальный) заказчик определяет потребности и нужды государства (муниципального образования).

2. Государственный (муниципальный) заказчик размещает государственный заказ.

Под размещением заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном законодательством, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 5 Федерального закона № 94-ФЗ).

Если сумма заказа менее 60 000 рублей, то Федеральный закон № 94-ФЗ не применяется (п. 2 ст. 1 Федерального закона № 94-ФЗ). Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта становится обязательным, если иное не установлено законом (абз. 2 п. 1 ст. 527).

Все способы размещения государственного или муниципального заказа можно условно разделить на две части (ст. 10 Федерального закона № 94-ФЗ):

а) путем проведения торгов; б) без проведения торгов (непосредственный выбор поставщика).

По общему правилу размещение заказа осуществляется путем проведения торгов.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта. Конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, сведения о которых составляют государственную тайну (ст. 20 Федерального закона № 94-ФЗ).

Под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого аукциона исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, сведения о которых составляют государственную тайну. В случае если начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 000 рублей, открытый аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в сети Интернет (ст. 32 Федерального закона № 94-ФЗ).

Порядок проведения конкурсов и аукционов детально регламентирован Федеральным законом № 94-ФЗ.

Без проведения торгов заказ размещается способом запроса котировок, у единственного поставщика или на товарных биржах.

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок, и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Данный способ возможен, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 250 000 рублей либо аукцион признан несостоявшимся и начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает 250 000 рублей (ст. 42 Федерального закона № 94-ФЗ).

Под размещением заказа у единственного поставщика понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ).

Размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком, в частности, в случае если:

  • поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  • осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов , включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, взятых государством под охрану как памятники истории и культуры и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов и др.

Наконец, размещение заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на сумму, превышающую 5 млн рублей, может осуществляться на товарных биржах (ст. 56 Федерального закона № 94-ФЗ). Порядок размещения заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Поставщику направляется проект государственного контракта.

Если государственный (муниципальный) контракт заключается по результатам торгов, то он должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов (п. 4 ст. 528 ГК РФ). При этом уклонение государственного (муниципального) заказчика в подобном случае порождает у победителя право потребовать в суде понуждения заказчика к заключению договора.

В случаях когда заключение государственного контракта не связано с торгами, проект государственного контракта разрабатывает, если иное не предусмотрено соглашением сторон, государственный заказчик.

Порядок заключения государственного или муниципального контракта регламентируется пп. 2-3 ст. 528 ГК РФ.

Сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта, не позднее тридцатидневного срока:

  • подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне;
  • при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта.

Сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону:

  • о принятии государственного или муниципального контракта в ее редакции;

При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда.

4. Подписание (заключение) государственного (муниципального) контракта.

5. Заключение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд на основании государственного или муниципального контракта (ст. 529 ГК РФ).

В государственном контракте возможны два варианта определения субъектов, которым поставщик (исполнитель) будет осуществлять поставку.

Первый вариант.

Если государственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным или муниципальным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного или муниципального контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Данное извещение является основанием заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд покупателю, указанному в извещении о прикреплении, не позднее тридцати дней со дня получения извещения от государственного или муниципального заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом либо проект договора не представлен покупателем.

Сторона, получившая проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд:

  • подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение тридцати дней со дня получения проекта;
  • при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.

Сторона, получившая подписанный проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону:

  • о принятии договора в ее редакции;
  • либо об отклонении протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия в тридцатидневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

Вместе с тем за время разработки федеральных и региональных программ, утверждения бюджета и проведения иных процедур, связанных с государственными нуждами, экономическая ситуация может измениться таким образом, что покупателю планируемая продукция окажется не нужна. В этих условиях было бы необоснованно навязывать ему соответствующие товары.

С другой стороны, может оказаться, что за время участия в конкурсах, заключения государственного контракта поставщик произвел необходимую подготовку, запланировал выпуск продукции в соответствии с заключенным контрактом, понес определенные затраты.

Конфликт интересов поставщика, продукция которого оказалась ненужной, и покупателя, потребности которого изменились, разрешается согласно ст. 530 ГК РФ в следующем порядке. При отказе покупателя полностью или частично от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного или муниципального заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю. Государственный или муниципальный заказчик не позднее тридцати дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя):

  • либо выдает извещение о прикреплении к нему другого покупателя;
  • либо направляет поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров;
  • либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товары.

При невыполнении государственным или муниципальным заказчиком данных обязанностей поставщик (исполнитель) вправе:

  • либо потребовать от государственного или муниципального заказчика принять и оплатить товары;
  • либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного или муниципального заказчика.

Что касается оплаты товаров по договору поставки товаров для государственных (муниципальных) нуждпри поставке товаров покупателям, то согласно ст. 532 ГК РФ оплата товаров по таким договорам производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.

При этом государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя (статьи 361-367 ГК РФ).

Второй вариант.

В случаях когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506-522 ГК РФ, т.е. нормами о договоре поставки.

В случаях когда поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется получателям, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным или муниципальным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.

Обязанности поставщика по договору.

Обязанности поставщика в договоре поставки товаров для государственных (муниципальных) нуждсовпадают с обязанностями поставщика по договору поставки. Аналогичны также (за некоторыми изъятиями, установленными специальными законами) последствия неисполнения соответствующих обязанностей. Поэтому мы перечислим обязанности поставщика, не раскрывая их и не останавливаясь на последствиях неисполнения.

Поставщик по договору поставки обязан передать товар покупателю (получателю):

  1. свободным от прав третьих лиц;
  2. вместе с принадлежностями и документами;
  3. к сроку, установленному в договоре;
  4. в согласованном ассортименте ;
  5. надлежащего качества;
  6. в согласованных комплектности и комплекте;
  7. в таре и (или) упаковке.

Обязанности государственного (муниципального) заказчика также определяются аналогично общим нормам об обязанностях покупателя в договоре поставки.

Государственный (муниципальный) заказчик обязан:

  1. Направить поставщику извещение о прикреплении или отгрузочную разнарядку.
  2. Принять переданный товар (если товар передается ему непосредственно; иначе данную обязанность несет получатель или покупатель).
  3. Обеспечить сохранность правомерно непринятого товара (если товар передается ему непосредственно; иначе данную обязанность несет получатель или покупатель).
  4. Письменно уведомить поставщика о нарушении последним условий договора (если товар передается ему непосредственно; иначе данную обязанность несет получатель или покупатель).
  5. Оплатить товар (если поставка осуществляется покупателю, то он несет данную обязанность, а не заказчик).
  6. Возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования (если товар передается ему непосредственно; иначе данную обязанность несет получатель или покупатель).
  7. Не позднее тридцати дней со дня передачи товара возместить поставщику убытки, которые причинены в связи с выполнением государственного или муниципального контракта (ст. 533 ГК РФ). Это специфическая обязанность заказчика.
  8. Возместить поставщику (или покупателю) убытки, причиненные отказом от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом (ст. 534 ГК РФ).