Мы против проектируемой автомобильной дороги «Виноградово-Болтино-Тарасовка. Дорогая дорога твоя

[«Аргументы Недели », Сергей ГРИНЁВ ]

Фото АГН «МОСКВА»

В Московской области появится новая платная дорога, которая свяжет трассу А-104 «Москва - Дмитров - Дубна» (Дмитровское шоссе) и М-8 «Холмогоры». Недавно было подписано концессионное соглашение между правительством Подмосковья, в лице министра транспорта и дорожной инфраструктуры МО Игоря Трескова, и «Четвёртой концессионной компанией», входящей в группу «ВИС».

СОГЛАСНО первоначальным планам, новую платную дорогу должны построить в течение четырёх лет. Она будет располагаться в 4-8 км от МКАД и будет проходить рядом с поселениями Виноградово , Болтино , Тарасовка . Так что основное назначение трассы - играть роль дублёра МКАД, а местные дороги можно будет, как и сейчас, выбрать в качестве альтернативного пути.

По словам И. Трескова, это важнейшая дорога, которая существенно облегчит транспортную доступность в городском округе Мытищи. «Мы полагаем, что также и МКАД сильно разгрузится . Этот объект - один из самых крупных по стране», - сказал министр транспорта Подмосковья.

Предварительная смета проекта - 27, 4 млрд рублей, при этом из бюджета Московской области будет выделено 7, 7 млрд, а остальные 75 % от суммы собирается вложить частный инвестор. Однако во всей этой государственно-частной партнёрской истории некоторые эксперты уже видят подводные камни, которые могут выйти боком государственной казне.

Для начала стоит отметить, что идея построить дорогу «Виноградово - Болтино - Тарасовка» родилась не с бухты-барахты. Ещё в 2013 г. в рамках Государственной программы Московской области «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» было запланировано создание аж шестиполосной трассы. Ожидалось, что всё также появится дорога длиной 16, 8 км, на которую потратили бы 16 млрд руб.: 15, 2 из федерального бюджета и ещё 800 млн - из областного.

Позднее - в марте 2016-го власти Подмосковья отчитались в том, что разработали транспортную схему развития всего Подмосковья, куда, к слову, вновь вошёл участок, соединяющий М-8 и А‑104. Вдобавок в этом же проекте были ещё 3 хорды: «Балашиха - Щёлково - Пушкино - ЦКАД» (26 км); «Лыткарино - Томилино - Красково - Железнодорожный» (21 км); «Подольск - Домодедово - Раменское - ЦКАД» (59 км). То есть вместе с мытищинской трассой - 122 км.

Однако уже в апреле заговорили о том, что к строительству могут привлечь частных инвесторов, а сами дороги станут платными. В итоге, похоже, так и произойдёт. Концессионное соглашение подписано, определены условия и даже ориентировочная дата сдачи объекта - 31 марта 2022 года . Тем не менее в самом соглашении есть ряд условий, которые могут сильно сказаться на будущем бюджете области. Во-первых, нет каких-то фиксированных сроков сдачи проекта, а также его стоимости. Всё это будет утверждено только Главгосэкспертизой. Так что теоретически стоимость проекта может внезапно вырасти.

Во-вторых, согласно проекту концессионного соглашения, весь риск спроса на дорогу должен лечь на региональные власти . По планам, инвестор планирует заработать 67 млрд руб. до 2032 года. Достаточно вооружиться калькулятором, чтобы понять, что такие деньги на платной трассе за 10 лет заработать будет непросто. По приблизительным оценкам, в сутки по трассе «Виноградово - Болтино - Тарасовка» станет проезжать до 33 тыс. автомобилей. Стоимость проезда по ней составит 10 руб. за километр . Получается, что если ежедневно по этой дороге все 16 км будут проезжать 33 тыс. авто, то к 2032-му наберётся лишь 19, 272 млрд рублей . Дабы заработать 67 млрд, нужно чтобы каталось около 110 тыс. авто в день либо поднимать стоимость проезда до 550 руб . за 16 км пути. Сценарии в обоих случаях выглядят весьма дурно.

Есть и ещё вариант, при котором региональное правительство во главе с Андреем Воробьёвым настолько уверено в успехе этой трассы, что готово даже на такие невыгодные условия в случае возникновения проблем. Либо, возможно, есть вера в то, что не им уже придётся расхлёбывать кашу.

В целом же непонятно, чью проблему собираются решать власти очень не бедной Московской области, когда заключают концессионное соглашение и делают дорогу платной. Официальная версия - борьба с пробками. Мол, для этого мы и переходим от радиальной системы дорог к сеточной. Идея великолепна - так делали в США, так делают в Китае. Но когда государство решает брать деньги за проезд с населения, сразу с очень большим трудом верится в то, что в районе Пушкино, Мытищ и Дмитрова найдутся те самые 33 тыс. автомобилистов, готовые выложить из собственного кармана около 80 тыс. руб. за год. Такую сумму придётся заплатить, если человек по рабочим дням ездит на машине дважды в сутки по этой трассе.

Жители г.о. Мытищи и Пушкинского района активно обсуждают планы Правительства Московской области совместно с частным инвестором построить платный дублёр северной части МКАД, который пройдёт через I и II пояс зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы и Подмосковья, разрежет надвое два лесопарка и несколько поселений с изъятием земельных участков у владельцев и сносом жилого фонда.

Скандальную известность проект платной дороги «Виноградово – Болтино – Тарасовка» протяжённостью 16 километров, призванный соединить Дмитровское шоссе (федеральная трасса А104) и Ярославское шоссе (федеральная трасса М8) на удалении в 4-8 километров от МКАД, получил ещё в 2013 году, когда в рамках Государственной программы Московской области «Развитие и функционирование дорожно- транспортного комплекса» было запланировано создание шестиполосной трассы. Уже тогда начались массовые протесты местных жителей против этого строительства, которые переросли в региональные протесты, форумы, сходы и иные акции, и имеют широкое публичное обсуждение, в том числе и в СМИ. Экологи, правозащитники и юридическое сообщество, однозначно отмечают беспрецедентное нарушение требований Законодательства РФ и прочих установленных нормативных актов. Сейчас ширина трассы подразумевает четыре полосы, но страсти вокруг дороги не утихают, а только накаляются. В зоне строительства дороги оказывается ряд населённых пунктов в г.о. Мытищи и Пушкинском районе Московской области. Земельные участки с капитальными строениями, по которым пройдёт дорога, будут изъяты у собственников «в государственных интересах». Стоимость компенсации в каждом конкретном случае будет определена отдельно.

Руководитель отдела охраны природы и экологии Мытищинского отделения ЛДПР Марина Боровских отмечает, что она получает множество сообщений от жителей г.о. Мытищи, выступающих против строительства дороги.

Жители возмущены тем, что Правительство Московской области приняло решение о строительстве трассы без учёта их мнений и требований законодательства. Де-юре касательно учёта общественного мнения законность не нарушена, так как при строительстве дорог регионального и федерального значения (а дороге «Виноградово-Болтино-Тарасовка» присвоен именно региональный статус) публичные слушания не проводятся. Де-факто дорога нанесена на Генеральный план г.о. Мытищи, неоднозначный документ, ожесточённые споры вокруг которого ведутся не первый месяц. Жители спрашивают, неужели ничего нельзя сделать для того, чтобы не допустить строительство в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения? А ведь на новом Генплане полностью исчезли пояса ЗСО. В результате подмены понятий пояса ЗСО были заменены на зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), где также неучтены и отсутствуют сведения о поясах ЗСО.
В середине февраля 2018 года на форуме в Сочи подписано инвестиционное соглашение с компанией «ВИС» о строительстве дублёра МКАД «Виноградово-Болтино-Тарасовка». Проект заявлен, как большое достижение по привлечению инвестиций в регион. А на самом деле он повлечёт за собой миллиардные потери.

Стоит отметить, что стоимость 16 километров этой скоростной трассы (расчётная скорость движения 110 км/ч) составляет, по сведениям ТАСС , 52 млрд рублей: 44 млрд рублей вкладывает частный инвестор и ещё 7,7 млрд - Правительство Московской области. Напомним, что в 2013 году стоимость проекта оценивалась в 16 млрд рублей, 15,2 млрд рублей собирались взять из федерального бюджета и еще 800 млн из бюджета Московской области. В 2013 году дорога планировалась как бесплатная, но в апреле 2016 впервые прозвучало предложение о привлечении частного капитала для строительства платной дороги. В итоге инвестором выступила группа «ВИС», которой в капитале ООО «Четвертая концессионная компания», подписавшего концессионное соглашение с Московской областью о финансировании строительства, принадлежит 90% средств. Ещё 10% - Газпромбанку, который прокредитует проект. При этом «ВИС» является крупным подрядчиком Газпрома. Назначен ориентировочный срок ввода дороги в эксплуатацию - 31 марта 2022 года. Размышляя о колоссальной сумме, которая будет выделена из бюджета на этот проект, жители невольно вспоминают о коррупционной составляющей, которая в России при строительстве дорог далеко не редкость . А вспоминая строительство стадиона «Зенит» в Санкт-Петербурге они делают вывод, что к завершению строительства сумма сметы может вырасти в несколько раз. К 2032 году инвестор рассчитывает заработать 67 млрд на дороге, а если спрос на неё будет недостаточным, то недостачу компенсирует бюджет Московской области. Ожидаемый машинопоток на трассе - 33 000 автомобилей в сутки. Базовая стоимость проезда для легкового автотранспорта рассчитана в 10 рублей за километр. При такой загруженности дороги, даже с учётом того, что каждый автомобилист будет проезжать по ней все 16 километров, инвестор заработает только 19, 272 млрд рублей. Оставшуюся недополученную прибыль должна будет компенсировать Московская область. Если оценить проезд по дороге с точки зрения автомобилиста, то получится, что если он будет проезжать по ней из конца в конец утром и вечером пять рабочих дней в неделю, то за год он потратит порядка 80 000 рублей. Готов ли рядовой житель Московской области к таким тратам?

Жители считают, что новые дороги безусловно нужны, но строительство не должно идти в ущерб природе и здравому смыслу, а тем более вразрез с законодательством РФ и нормативными актами. Некоторые из них полагают, что Правительство Московской области умышленно утаило от инвестора некоторые сведения о территориях, по которым пройдёт дорога. Например, знает ли инвестор, что дорога будет проложена через I и II пояс ЗСО источников питьевого водоснабжения г. Москвы? Знает ли инвестор, что народ против этого проекта? Зоны санитарной охраны московского водопровода были установлены , от и . Деятельность в поясах ЗСО регламентируется:
и постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2010 г. N 45 «Об утверждении СП 2.1.4.2625-10» .

Сейчас в СМИ широко обсуждаются и, по мнению ряда экспертов, предпринимаются попытки «вычистить» постановление СНК РСФСР от 23 мая 1941 г. №355 в части регламентации деятельности во II поясе ЗСО посредством принятия проекта Постановления Правительства РФ, подготовленного Роспотребнадзором 10.01.2018. Но пока эти попытки находятся лишь на стадии проекта и нормативные документы РСФСР по регламентации деятельности в поясах ЗСО всё ещё актуальны.

Строительство во II поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (согласно действующему Законодательству и требованиям Нормативных актов, что подтверждено апелляционным определением коллегии Верховного суда от 31.08.2017г. №4-АПГ17-22, пунктом 10 Положения о зонах санитарной охраны) в пределах второго пояса ЗСО воспрещается без предварительного разрешения Государственной санитарной инспекции зоны санитарной охраны возведение всякого рода новых строений и сооружений. Пунктом 14 Положения о зонах санитарной охраны установлены дополнительные правила санитарного режима по санитарной охране во втором поясе ЗСО. Так, запрещается всякое новое строительство (промышленное, сельское, дачное и пр.), а также расширение и переоборудование существующих промпредприятий, домов отдыха, санаториев и тому подобных учреждений и отдельных строений, а также недродобыча, переустройство или замена строений временного типа постоянными. Строительство сооружений водопровода и обслуживающих станцию жилых и культурно-бытовых зданий, а также капитальный ремонт строений допускаются лишь с разрешения Государственной инспекции зоны санитарной охраны.

При прохождении автомагистрали в водоохранных зонах, в воду неизбежно будет попадать свинец, накапливающийся в почве вблизи автомобильных дорог из-за выхлопных газов. Помимо свинца в воду будут попадать и другие тяжёлые металлы, превратив чистую воду из-под крана в коктейль из таблицы Менделеева, что самым пагубным образом отразится на здоровье людей, пьющих эту воду.

По сведениям жителей, застройка земель в I и II поясах ЗСО — «лакомый кусок» и не редкость в городском округе Мытищи . Ожидается застройка во II поясе ЗСО в Челюскинском лесу , где в интересах застройщиков, по «странным» и не поддающимся логике обстоятельствам, установленные Федеральные законы и Нормативные акты отменяются постановлением муниципальной администрации . В деревне Протасово с 2013 года по 2017 год, нагло и открыто, при участии заинтересованных, недобропорядочных чиновников, грубо вразрез с требованиями Законодательства и Нормативных актов , в границах населенного пункта, на землях сельхозназначения (СХЗ) в зоне II пояса ЗСО и водосборной площади притока первого порядка водозабора Москвы, производилась масштабная коммерческая незаконная добыча недр (песка), вследствие которой был нанесен многомиллионный вред/ущерб экологии, земельному участку, населённому пункту и муниципальной собственности, в том числе, недродобыча привела к уничтожению выявленных культурно-исторических памятников «Наследия Нации» , которая , в результате беспрецедентных усилий общественности и личного участия Владимира Вольфовича Жириновского, была приостановлена летом 2017 года. Между тем, как мы писали ранее , в настоящее время происходят движения в стане недобропорядочного недропользователя и его окружения, возможно будут предприниматься новые попытки возобновить незаконную недродобычу «по старой схеме» через банкротство, с передачей земельного участка в порядке формирования уставного капитала и возможного переоформления неподлежащей применению лицензии на очередного «нового» (аффилированного) пользователя участка недр. Очевидность попыток возобновить незаконную недродобычу заключается в доходе от незаконной недродобычи в размере более (!) ДВУХ МИЛЛИАРДОВ рублей , который по мнению юристов, и является основной коррупционной составляющей , а также является причинно-следственной связью непринятия должных мер реагирования установленными должностными лицами , в том числе, в первую очередь, чиновниками Министерства Экологии и природопользования МО.

В деревнях Чиверёво, Никульское, Пестово идёт застройка ИЖС, перекрывается свободный доступ к воде. А особенно в деревне Витенёво происходит бесконтрольная незаконная застройка береговой линии и водоохранных зон. Жители бывшего г.п. Пироговский сейчас подготовили базу документов и материалов по ситуации в Витенёво и вышли с просьбой принять участие в организации митинга и помочь, при участии кандидата в Президенты РФ Владимира Жириновского, вновь поднять этот острый вопрос о нарушениях на федеральный уровень. Эти материалы и документы указывают на непосредственное участие в незаконном выводе земель из гособорота «по схеме» бывшего руководства г.п. Пироговский и его окружения через аффилированные компании путём сдачи в длительную аренду с последующей перепродажей и дальнейшей незаконной застройкой. Одним из примеров выведенных земель по подобной «схеме» в деревне Витенёво, по мнению жителей, в том числе, является аллея М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Жители, общественники и представители ряда инициативных групп г.о. Мытищи, в связи с наступлением весны и улучшающимися погодными условиями, вновь массово обращаются в Мытищинское отделения МОО ЛДПР с просьбами поддержки и организации проведения массовых митингов протестов и несогласия с неисполнением требований законодательства РФ, нормативных актов и их конституционных прав на территории г.о. Мытищи МО, с целью придания большей гласности и публичности сложившимся обстоятельствам и возможностью посредством ЛДПР вывести имеющиеся проблемы на федеральный уровень и довести их содержание до Первых Лиц Государства. Безусловно, все жители могут и далее рассчитывать на поддержку Мытищинского отделения МОО ЛДПР и на поддержку лидера ЛДПР, Кандидата в Президенты РФ Владимира Жириновского, который лично знаком со всеми обстоятельствами дел в г.о. Мытищи, и приложит все усилия для восстановления справедливости, чтобы более не допустить вопиющего беззакония, какое царило ранее, связанного с неисполнение норм и требований Законодательсва РФ как в целом, так и в области землепользования, экологии, водоохранных требований, а также с незаконной недродобычей. Но это отдельные темы, которым, по просьбам жителей в ближайшее время будут посвящены митинги с последующими процессуальными действиями и вытекающими из них последствиями, в том числе и депутатскими запросами, имеющими своей целью прекратить в городском округе Мытищи экологический беспредел, нарушение конституционных прав и законодательства РФ, а также действующих нормативных актов.

И, очевидно, платный дублёр МКАД становится просто ещё одним звеном в цепи по уничтожению чистой воды - залога здоровья человека. Кандидат в Президенты РФ, академик Международной академии экологии и природопользования Владимир Жириновский подчёркивает, что граждане должны пить и использовать только чистую воду, но из-за слабой позиции исполнительной власти люди лишаются своего конституционного права на пользование чистой водой.

Но Санпины запрещают там рубку леса. (п.п. 3.2.3.1 и 3.3.3.1 СанПин 2.1.4.1110-02). В мероприятиях на территории ЗСО поверхностных источников указано, что допускаются только рубки ухода и санитарные рубки.

Согласно действующему лесохозяйственному регламенту Дмитровского лесничества (к которому относятся Пироговское участковое лесничество и Хлебниковское участковое лесничество) планируемая магистраль проходит по двум категориям защитных лесов — 1) лесопарковым зонам и 2)леса первого и второго пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

При прокладывании магистрали рубка леса будет неизбежна. Проект приказа Комитета лесного хозяйства Московской области «Об утверждении изменений в лесохозяйственный регламент Дмитровского лесничества Московской области»

Сейчас в Московской области ведётся масштабное строительство дороги федерального значения - ЦКАД, которая также будет платной. Эта дорога попадает в зону проведения многочисленных коммуникаций, газопроводов, нефтепроводов и линий электропередач. Сейчас, чтобы перенести коммуникации, землю под них нужно арендовать, рассказывает представитель «Автодора». Есть и другие варианты, например выкуп. Собственники участков, особенно вблизи Москвы, далеко не всегда согласны на аренду, поясняет человек, близкий к дорожному строительному бизнесу. Но их согласие может вскоре и не понадобится. Размещать принудительно на участках коммунальные сети, линии связи и газопроводы позволяет правительственный законопроект, принятый Госдумой в конце января в первом чтении. Владельцы сетей получат право пользоваться потребовавшимися им участками (публичный сервитут). Обычно сами работы по переносу коммуникаций занимают 1–2 месяца, а на переговоры об аренде участка уходит более полутора лет, изъятие растягивается на год, сказано в пояснительной записке, поправки ускорят процесс втрое.

В Госдуме проект лежал с мая и был принят после того, как о проблемах с переносом коммуникаций под ЦКАД узнали в Кремле, говорят консультант и федеральный чиновник. Законопроект поможет быстрее переносить коммуникации, надеется представитель «Автодора». До сих пор публичный сервитут устанавливался в редких случаях, например чтобы обеспечить проход к водным объектам либо временно – для ремонта сетей. Законопроект позволяет устанавливать его по инициативе естественных монополий и владельцев транспортной инфраструктуры – бессрочно и по упрощенной схеме. И обойтись без стандартных процедур – формирования земельных участков, межевания, планировки территории, поясняет юрист Dentons Таир Сулейманов.

Владельцу участка даётся всего месяц на то, чтобы обсудить условия сервитута. Если договориться не получится, а владелец участка не успеет обратиться в суд за это время, то сроки работ и плата за сервитут считаются согласованными. На землях, принадлежащих гражданам, сервитут может быть установлен лишь при отсутствии альтернативы. Чтобы прекратить действие сервитута, придется доказать в суде, что он был установлен или используется с нарушением технических регламентов либо владелец не сможет использовать участок с находящейся на ней недвижимостью. Тогда суд может отменить сервитут или обязать владельца объекта выкупить землю.

Если через участок проходят крупные коммуникации, например газовые трубы, то участок должен изыматься с выплатой полноценной компенсации, говорит партнёр «Пепеляев групп» Алексей Коневский: законопроект – попытка избежать этих расходов, ограничив их платой за сервитут. Единой методики, по которой оценивается снижение стоимости актива из-за сервитута, не существует, рассказывает гендиректор Berkshire Advisory Group Ирина Вишневская. Плата за сервитут зависит от площади, которую занимает проложенный через участок объект, если небольшую, то компенсации может и вовсе не быть, говорит Вишневская. Обычно в мировой практике в таких ситуациях земля выкупается или изымается с выплатой компенсации, указывает президент саморегулируемой организации оценщиков «Экспертный совет» Алексей Каминский: «Такой законопроект – узаконенный беспредел» .

Руководитель отдела охраны природы и экологии Мытищинского отделения ЛДПР Марина Боровских напоминает, что изначально дорога «Виноградово-Болтино-Тарасовка» планировалась по линии ЛЭП, но от этого проекта почему-то отказались и решили вырубить лес. Хотя строительство по линии ЛЭП также проходило бы по ЗСО источников питьевого водоснабжения и точно так же шло бы вразрез с нормативными актами, регламентирующими деятельность в поясах ЗСО, оно было бы менее губительно для лесопарков. Но заказчики проекта отказались от него.

Также Марина Боровских отмечает, что к ней обращается множество жителей и они выражают свои протесты против дороги и её нанесения на Генплан г.о. Мытищи. Они отмечают её бесполезность задавая вопрос: каким образом дорога, идущая параллельно МКАД, поможет добраться до работы в Москве? И если нынешним жителям г.о. Мытищи дорога кажется бесполезной, то запрос на неё смогут сформировать жители будущие, которые заселятся в дома, возведённые на полях бывшего ФГУП «Совхоз имени Тимирязева». Ещё в 2009 году В.В. Путин распорядился защитить интересы государства в отношении этих земель, но администрация Мытищинского района, как следует из ответа Администрации Президента, распоряжалась федеральными землями как неразграниченными. Сначала бывшие совхозные поля включили в границы населённых пунктов, а затем «по схеме» незаконно вывели из сельскохозяйственного оборота, ведь большинство земель являлись особо ценными пахотными землями, оборудованными системами орошения. Кроме того, они расположены во II поясе ЗСО, а, следовательно, ограничены в обороте согласно Земельному кодексу РФ и имеют ряд ограничений в соответствии с Законодательством РФ. Следственным Комитетом РФ возбуждено уголовное дело по этому поводу. В одной только деревне Болтино на захваченных землях Совхоза им. Тимирязева и выведенном из оборота Лесфонда согласовано 4 жилых комплекса и 2 коттеджных посёлка. Теперь же решили построить «инфраструктуру» - платную дорогу к этим домам, прихватив для этого и земли федерального Лесфонда. В итоге, несмотря на позицию В.В. Путина , поля сельскохозяйственной земли сейчас активно застраиваются. Возможно, на этих жителей и рассчитывает Правительство Московской области.

Соответственно, планирование дороги вдоль водохранилища связано с интенсивной застройкой бывших полей ФГУП «Совхоз им.Тимирязева», которые до сих пор находятся в аресте по уголовному делу о преднамеренном банкростве совхоза.

Такой инфраструктурный объект нужен только для того, чтобы продолжить застройку полей, которые являются федеральной собственностью. При этом на балансе бывшего совхоза имеются мелиоративные поля общей площадью 908 га. Большая часть участков расположена в 1-м и 2-м поясах зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения Москвы (ЗСО). Согласно п.5 пп.10 и 14 ст.27 Земельного кодекса РФ участки, расположенные в I и II поясах ЗСО, ограничены в обороте и не предоставляются в частную собственность. А, следовательно, всё строительство на них ведется незаконно .

Дорога «Виноградово – Болтино – Тарасовка» станет, по мнению жителей, аналогом Берлинской стены для городского округа Мытищи, разрезав его на две части. С одной стороны останутся рядовые мытищинцы, а с другой стороны окажутся жители водоохранных зон, где в последнее время селятся те, кто побогаче. Может быть дорога строится для элиты, которая может позволить себе платный проезд? Эта версия, по мнению жителей, выглядит вполне рабочей, ведь общественный транспорт по этой магистрали ходить не будет. Но почему ради «удобства» ограниченного круга лиц должно страдать качество воды и воздуха, которыми пользуются все , негодуют жители.

Житель посёлка Здравница г.о. Мытищи, через который также пройдёт дорога, прислал видеозапись места, где планируется к строительству дорога «Виноградово – Болтино – Тарасовка» практически под окнами местных жителей, лишит их тишины и пения птиц. Кроме того, он отметил, что пару лет назад в этом месте были вырублены деревья под предлогом санитарной рубки в контексте борьбы с жуком-короедом.

В соседнем Пушкинском районе против дороги поднялись и депутаты. «Интересно, почему умалчивается факт, что жители выступают против этой дороги? И даже если не все деньги своруют на этом незаконном строительстве дороги, оно само по себе нарушит права жителей, так как начнет загрязнять окружающую среду и водные источники, из которых снабжается, в том числе, и Москва. То есть, будет проложена вопреки Санпинам и российскому законодательству» , - комментирует происходящее депутат городского поселения Черкизово Дмитрий Богданов.

По словам депутата, он неоднократно обращался в прокуратуру Пушкинского района и Московской области, а также в Генеральную прокуратуру, но получал лишь отписки. «Фактически, прокурорские работники либо халатно относятся к исполнению своих обязанностей, либо умышленно покрывают противозаконные действия и решения правительства МО», - отмечает Богданов.

На сайте администрации Пушкинского района Московской области опубликована информация о том, что публичные слушания по проекту строительства дороги не состоялись, потому что были сорваны жителями и местными чиновниками.

«Публичные слушания по проекту «Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области» считать несостоявшимися. Процедура проведения публичных слушаний не соблюдена, так как слушания были сорваны несанкционированным митингом жителей городского поселения Черкизово совместно с депутатами и главой городского поселения Черкизово. Митинг был направлен против проведения публичных слушаний», - отмечается на сайте.

То, что против дороги протестуют не только простые жители, но и депутаты, и глава г.п. Черкизово говорит само за себя. Жители Черкизово не зря ходили на выборы своих муниципальных депутатов, эти народные избранники действительно защищают их интересы и здравый смысл. К сожалению, депутаты и администрация г.о. Мытищи безмолвствуют.

Зампред правительства МО, министр инвестиций и инноваций региона Денис Буцаев так прокомментировал необходимость этой дороги: «На текущий момент время в пробке на Осташковском шоссе составляет от 30 минут до 2,5 часов. Отсутствие развития транспортной сети приведёт к транспортному коллапсу на рассматриваемой территории (…) к 2025 году население в данных поселениях увеличится более чем на 25%, с 45 тыс. жителей до 57. Также реализованный проект решит проблему транспортного обеспечения г.о. Мытищи и разгрузит МКАД».

Жители скептически восприняли эту информацию. Ведь такой прирост населения будет обеспечен за счёт застройки зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения: Лесного фонда и сельскохозяйственных земель. Жители задаются вопросом: почему дорога была нанесена на Генплан, проходящей через лес ещё в 2017 году, когда согласование она проходит только в 2018? Если сравнить проект Генерального плана, вынесенный на публичные слушания летом 2017 и утверждённый Генеральный план, принятый 28.12.2017, то легко заметить увеличение объёма многоэтажной застройки в окрестностях трассы.

Жители отмечают, что вопреки словам министра транспорта МО Игоря Трескова, платная дорога не соединит Дмитровское шоссе с Ярославским. Ведь на пути платной трассы «Виноградово-Болтино-Тарасовка» к Дмитровскому шоссе пролегает бесплатное Афанасовское шоссе, которое, уже в этом году, в 3-м квартале, планируют расширить до 4-х полос. За 6 млрд руб. за 24 месяца. Афанасовское шоссе — это «пьяная» дорога на Дмитровское шоссе для жителей городского округа Мытищи. Как говорят жители, его только в прошлом году отремонтировали, а тут фактически заново переделывать придётся. Жители задаются вопросом, будет ли Афанасовское шоссе, как и прежде, бесплатной дорогой или оно станет частью платной трассы «Виноградово-Болтино-Тарасовка», но с отдельным финансированием из областного бюджета? Если Афанасовское шоссе будет альтернативной бесплатной дорогой, то жители считают приветствуют строительство этой дороги. Если же Афанасовское шоссе станет частью платной автодороги, то этот проект выглядит по меньшей мере неоднозначно в их глазах.

«И это очень похоже на грандиозный распил бюджетных средств» , - делятся умозаключениями жители с Мариной Боровских.

По информации лиц, близких к строительству а/д «Виноградово – Болтино – Тарасовка», часть трассы, примыкающая к Дмитровскому шоссе пройдёт через мкр Северный г. Москвы и финансировать его будет бюджет Москвы соответственно. Общественность задаётся вопросом: сумма, выделяемая Москвой на строительство уже включена в консолидированный бюджет инвестора и Московской области или это будет новая отдельная трата на обозначенный инфраструктурный объект?

Также жители добавляют, что село Виноградово находится на другой стороне Дмитровского шоссе и проектируемый участок трассы даже не коснётся его границ!

Помимо местных активистов и депутатов из пушкинского района, против строительства дороги выступила Общественная палата . Она считает, что дорога опасна для источников питьевого водоснабжения Москвы и Московской области и несёт в себе прямую террористическую угрозу , проходя через I пояс ЗСО: дорога пройдёт над открытой частью Акуловского водопроводного канала. По этой причине Общественная палата будет просить Президента поручить Следственному Комитету, ФСБ и Генпрокуратуре проверить законность сделок с указанными земельными участками в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водоохранных зонах, включая их приватизацию, скупку земельных паёв, залог и получение необеспеченных кредитов в государственных банках.

Жители считают, что строительство инфраструктуры должно идти на пользу, а не во вред населению. Последний проект трассы навевает мысли о том, как строили железную дорогу Москва — Санкт-Петербург по приказу Петра I: царь провёл прямую линию на карте по линейке, а в одном месте его палец попал на ход движения карандаша и там образовалась дуга. Анекдотичность ситуации заключается в том, что дорогу и построили с этой дугой, несмотря на то, что в этом участке нет никаких населённых пунктов. Разработчикам а/д «Виноградово – Болтино – Тарасовка» не стоит бездумно расчерчивать линейкой мытищинские лесопарки, а стоит ознакомиться с Законодательством и нормативными актами, регламентирующими деятельность в поясах ЗСО и впредь больше не совершать поступков, идущих вразрез с ними.

Многие эксперты удивлены тому, что Правительство Московской области решилось на этот непопулярный проект в год выборов губернатора, ведь потенциально недовольство жителей может вылиться в очередной «химкинский лес». «Наша жизнь в опасности! Они хотят разрубить ее платным дублером МКАД!», - листовки с таким содержанием уже распространяются в населённых пунктах, попадающих в зону строительства дороги. Пойдёт ли Правительство МО навстречу законности, жителям и старожилам или предпочтёт строить платную дорогу для новосёлов с личной выгодой для себя? Сможет ли Правительство найти политическую волю, чтобы «отказаться от проекта и не заниматься проектированием дорог через жизни людей без учета их мнения»? Пока строительство ещё не начато, есть время всё обдумать и сделать правильный выбор, ведь как говорил А.Ю. Воробьёв, озвучивая свою «Идеологию лидерства» - житель всегда прав. Поэтому жители рассчитывают быть услышанными в рамках законности.

Мытищинское отделение ЛДПР и отдел охраны природы и экологии во главе с Мариной Боровских считают, что развитие Московской области не должно идти вопреки здравому смыслу. Жители отмечают, что в городском округе Мытищи уже практически не осталось свободной земли вне границ поясов ЗСО и не удивительно, что застройщики хотят заполучить эти земли - «лакомый кусок», бизнес всегда стремится заработать деньги. Но куда смотрят чиновники, и почему они выдают разрешение на строительство на землях, где это запрещено? Жители напоминают, что информация о поясах ЗСО была засекречена и умышленно убрана из Генпланов муниципальных образований Московской области, поэтому стало очень трудно доказать, что та или иная территория входит в зону санитарной охраны.

Это несомненно выгодно строительному лобби, но цена этой выгоды для населения Москвы и Московской области слишком высока, ведь на кону здоровье людей , которое напрямую зависит от качества потребляемой воды. Спасти людей от санитарного коллапса может только неукоснительное соблюдение Постановлений и санитарных норм и правил, регламентирующих деятельность в ЗСО. Строительство а/д «Виноградово – Болтино – Тарасовка» возможно только с нарушением Законодательства, поставив под угрозу здоровье людей. Жители призывают Правительство Московской области отказаться от этого проекта и действовать в рамках Законодательства и нормативных актов.

Игнорирование требований Законодательства, нормативных и прочих установленных актов, а также длительное непринятие мер должного реагирования выводит ситуацию во внеправовую плоскость, вследствие чего социальное напряжение может достичь критической точки, что способно привести к обстоятельствам чрезвычайного характера. Очевидно, что сложившаяся ситуация требует незамедлительного разрешения.

На территориях Мытищинского и Пушкинского районов Московской области планируется строительство скоростной шестиполосной автомобильной дороги «Виноградово – Болтино - Тарасовка», позиционируемой проектировщиками как дублер северного участка МКАД, связывающий Ярославское, Осташковское и Дмитровское шоссе. Дорога планируется согласно областной целевой программе «Дороги Подмосковья на период 2012-2015 годов» и Постановлению Правительства Московской области от 10.06.2011г. № 548/21 «Об одобрении проекта Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области». В настоящий момент определена детальная трассировка данной дороги и разрабатывается проект планировки на строительство.Настоящим обращением мы заявляем категорический протест против реализации данного проекта по следующим основаниям: проектируемая трасса не будет способствовать сколько-нибудь заметному улучшению транспортной ситуации в области; резко и непоправимо ухудшит условия проживания большого количества жителей Московской области, «разрезав» ряд поселков на отдельные части; окончательно уничтожит последние остатки лесопаркового защитного пояса г. Москвы (в северной его части) и, в частности, Пироговского лесопарка; повлечет крайне неэффективное использование бюджетных и целевых средств, так как при всех указанных негативных эффектах не позволит достичь заявленной цели строительства данной дороги – улучшения транспортной ситуации в регионе не соответствует требованиям действующего законодательства.Мы считаем, что предлагаемая дорога нисколько не решит транспортную проблему:a. Предлагаемая дорога по окончании своей реализации должна соединить два соседних шоссе – Ярославское и Дмитровское – всего в 5-7 километрах от МКАД. Дальнейшего удлинения предлагаемой дороги не планируется и не может быть запланировано по причине отсутствия свободных земельных участков.b. Вместе с тем, большая часть транзитного транспорта, приходящего в Московскую область по Ярославскому шоссе, перемещается не на Дмитровское шоссе, а на другие магистрали. Равно как и большая часть транзитного транспорта, приходящего в Московскую область по Дмитровскому шоссе, перемещается не на Ярославское шоссе, а на другие магистрали. По завершении строительства ЦКАД данный транзитный транспорт будет использовать ЦКАД, а не рассматриваемую дорогу.c. Транзитный транспорт, приходящий в Московскую область по другим шоссе, кроме Ярославского и Дмитровского, также не сможет использовать данную дорогу. Этому транспорту нужна полноценная кольцевая дорога, обеспечивающая возможность эффективного объезда всего Московского транспортного узла, а не 15-километрового участка между двумя соседними шоссе. Такой кольцевой дорогой уже в близкой перспективе станет ЦКАД, проект которой уже разработан, утвержден, и строительство некоторых частей которого уже ведется. В частности, уже начато строительство Пускового комплекса №3 ЦКАД, связывающего в том числе Ярославское и Дмитровское шоссе. После завершения данного строительства весь транзитный транспорт будет использовать для обхода Москвы главным образом ЦКАД, а не дорогу «Виноградово – Болтино - Тарасовка».d. Направление рассматриваемой дороги ровно перпендикулярно основным существующим транспортным потокам. Жителям локальных поселков необходимо максимально быстро попадать в Москву и обратно, а предлагаемая дорога сможет вывести их только на Ярославское и Дмитровское шоссе, что не приблизит их к Москве.e. Увеличение трафика на Ярославском и Дмитровском шоссе только сильнее осложнит существующую тяжелую ситуацию с пробками на этих шоссе. Идущая реконструкция Ярославского шоссе не сможет решить эту проблему, так как все увеличение пропускной способности будет выбрано активно ведущимся массовым жилищным строительством в Мытищах, Королеве, Пушкино и других поселениях в радиусе 60 километров от МКАД по этому направлению.f. Более 90% местных жителей не готовы к резкому ухудшению условий проживания ради небольшого дополнительного удобства близкого переезда через Ярославское направления МЖД.Мы считаем, что предлагаемая дорога резко ухудшит условия проживания десятков тысяч жителей:a. Планируемая дорога должна пройти в непосредственной близости от 10 поселков и деревень, в том числе насквозь через некоторые из них. В общей сложности в этих населенных пунктах проживает более 25 тысяч человек, условия проживания которых резко и непоправимо ухудшатся.b. В ряде населенных пунктов дорогу планируется провести в недопустимой близости от жилых домов. В некоторых поселках дорога должна пройти менее, чем в 20 метрах от существующей жилой застройки.c. Даже в случае проведения шумозащитных мероприятий во всех поселках многократно вырастут уровни шума и загазованности, что резко отрицательно скажется на здоровье и самочувствии всех жителей, особенно пожилых людей, ветеранов войны и труда и детей. Для детей станут невозможными игры на улице и занятия спортом на открытом воздухе, беременные женщины и молодые родители не смогут прогуливаться с детскими колясками.d. Загрязнение почвы при строительстве и дождевые стоки с дороги повлекут за собой загрязнение грунтовых вод, которые питают питьевые колодцы всех жителей указанных поселков.e. Текущая трассировка дороги предлагает прохождение трассы насквозь через поселки Черкизово и Тарасовское, разрезая их тем самым на отдельные части, невзирая на исторически сложившуюся структуру этих поселков. Каждый из этих поселков перестанет существовать как единый организм. Будут перекрыты существующие пешеходные улицы, по которым дети ходят в школу и детский сад, и многократно увеличится время детей в пути до школы и детского сада. Жители соседних улиц в поселках окажутся отрезанными друг от друга. Возникнет повышенная опасность ДТП с участием пожилых людей, детей и домашних животных. f. Непосредственно на территории поселков Черкизово и Тарасовское проектировщиками дороги запланирована насыпь высотой свыше 9 метров над рельефом местности. Шум и выхлопные газы будут разноситься от дороги на многие километры вокруг, несмотря ни на какие шумозащитные мероприятия.g. Текущий проект дороги предполагает организацию съездов с планируемой дороги в поселок Черкизово. В данных проектируемых съездах не учтена ширина существующих улиц, на которых с трудом разъезжаются две легковые автомашины и нет пешеходных тротуаров. Организация данных съездов многократно увеличат транзитную нагрузку на Черкизово, в том числе крупногабаритного транспорта, и в еще большей степени ухудшит условия жизни местных жителей.Все затрагиваемые поселки существуют уже многие и многие десятки лет (старейшие из них – поселки Тарасовка и Черкизово – существуют уже более 500 лет), и подавляющее большинство их жителей живет на своих участках уже как минимум в 4-5 поколении. Они искренне любят свои родные места, упорно трудятся на их процветание и не хотят, чтобы их малая родина была де-факто уничтожена из-за ошибок проектировщиков.Мы считаем, что предлагаемая дорога повлечет разрушение лесопаркового защитного пояса г. Москвы и Пироговского лесопарка:a. Согласно текущему проекту планируемая дорога должна пройти по следующим участкам природоохранных, санитарных и рекреационных зон:пересекая наискосок участок Акуловского водоканала;разрезая на две части Пироговский лесопарк;вплотную к водоохранной зоне Клязьминского водохранилища.Границы Пироговского лесопарка, через который должна пройти планируемая дорога, определены Приказом Рослесхоза от 12.01.2009 «Об определении количества лесничеств на территории Московской Области и установлении их границ», согласно которому он относится к спецлесхозу «Учинский». В соответствии с ч.3 ст.105 Лесного Кодекса РФ в данной зоне запрещается размещение любых объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений. Особую значимость указанный запрет приобретает с учетом того, что Пироговский лесопарк является частью Лесопаркового Защитного Пояса Москвы (ЛПЗП), образованного еще в 1935 году, и является одним из ключевых источников кислорода для всей Москвы. b. Текущая трассировка дороги предполагает вырубку многих тысяч реликтовых деревьев на всем протяжении трассы – в первую очередь, хвойных и лиственных деревьев, возраст большей части которых превышает 100-150 лет. Учитывая близость трассы к Москве, одномоментный негативный эффект от данной вырубки не сможет быть восполнен никакими посадками новых деревьев.c. Необходимо также учесть, что планируемая трасса должна пройти вплотную к водоохранной зоне Клязьминского водохранилища – ближайшего к Москве крупнейшего водохранилища, определяющего уникальный рекреационный потенциал всего рассматриваемого района Московской области. Строительство вплотную к нему транзитной трассы для грузового автотранспорта резко снизит возможности рекреации более десяти миллионов человек – жителей Москвы и десятков городов и поселков Московской области.Планируемая дорога позиционируется проектировщиками как транзитная трасса – северный дублер МКАД, предназначенная для интенсивного транспортного потока, и в первую очередь большегрузного грузового автотранспорта. Это многократно усилит необратимые негативные эффекты, вызываемые данной дорогой.Мы считаем, что планируемая дорога не соответствует требованиям действующего законодательстваa. планируемая трассировка автодороги не соответствует требованиям п.11.6. и п.14.16 СП 42.13330.2011 от 20.05.2011 (Свод правил «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений»)b. грубо нарушает требования СП 2.1.4.1075-01. «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы» (на основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ и Положения о санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554)c. грубо нарушает границы Пироговского лесопарка (Учинский спецлесхоз) и не соответствует требованиям ст.21 и ст.105 Лесного Кодекса РФ В связи с вышеизложенным, мы требуем:отменить проектирование и строительство дороги «Виноградово – Болтино – Тарасовка».