Развитие социальной инфраструктуры муниципального образования (на примере Одинцовского муниципального района). Процессы формирования инфраструктуры муниципального образования

Три функционально-целевых блока социальной инфраструктуры: общественно-политическая и интеллектуально-культурная деятельность, восстановление и сохранение физического здоровья, коммунально-бытовое обслуживание. Целевые функции социальной инфраструктуры. Основные функции инфраструктуры муниципального уровня: обеспечение и удовлетворение инфраструктурных потребностей населения муниципальных образований, удовлетворение потребностей I уровня, обеспечение инфраструктурной целостности муниципального образования. Специфика финансирования объектов социальной инфраструктуры. Прогнозирование развития социальной инфраструктуры.

Социальная инфраструктура - это совокупность отраслей и видов деятельности, способствующих комплексному воспроизводим-, человека в процессе реализации его личных и общественны-потребностей посредством предоставления различного рода услуг.

Существуют различные подходы к вопросу внутреннего строения и классификации составляющих социальной инфраструктуры. Один из подходов к составу социальна инфраструктуры рассматривает три функционально-целевых блока:

1. Общественно-политическая и интеллектуально-культурная деятельность (образование, наука, культуре, искусство, деятельность в области массовой информации, общественных организаций, обществ, ассоциаций, объединений);

2. Восстановление и сохранение физического здоровья (здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, туризм, охрана и совершенствование окружающей среды);

3. Коммунально-бытовое обслуживание (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения).

Социальная инфраструктура объединяет в своем составе: жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культуру и искусство, физкультуру и спорт, торговлю и общественное питание, бытовые услуги. Целесообразное разделение функций по управлению ими между органами власти различных уровней определяется главным критерием функционирования социальной сферы - улучшением условий жизни населения.

Развитие и эффективное функционирование объектов, входящих и социальную инфраструктуру, их доступность населению - важное условие повышения уровня и качества жизни основной массы населения страны.

На муниципальном уровне услуги социальной сферы доводятся непосредственно до потребителя. На федеральном уровне и на уровне субъектов федерации создаются условия для такого доведения. На федеральном уровне должны быть определены роль и приоритеты федеральной власти в обеспечении жильем и услугами всех этих отраслей. Воплощением их должны стать федеральная концепция развития отраслей социальной сферы и гарантируемые государством минимальные социальные стандарты, реализуемые на уровне муниципальных образований как часть стратегии комплексного развития территории.


Функции социальной инфраструктуры определяются и подчинены целям социального и экономического развития общества: достижению социальной однородности общества и всестороннему гармоничному развитию личности. К наиболее значимым целевым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:

Создание условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах;

Воспроизводство рабочей силы, качественно отвечают!"II потребностям и уровню развития производства;

Эффективное использование трудовых ресурсов;

Обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения;

Улучшение и сохранение физического здоровья населения;

Рациональное использование свободного времени людей.

Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всесторонне развитие человвЯ путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей.

Развитие отраслей социальной инфраструктуры учитывая основные задачи социальной политики, направленной на улучшений качества жизни населения, повышение уровня его благосостоянии и долголетия, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения. Это прежде всего решение жилищнЯ проблемы, ликвидация коммунального заселения, удовлетворен иг растущих потребностей населения в качественном жилье; повышен™ уровня и качества развития социальной инфраструктуры, создаЯЯ культурной сферы жизнедеятельности человека; улучшение экологических условий жизни и труда; повышен п. профессионального уровня работников как базы увеличении производительности труда и роста объемов товаров и услуг; создаЯЯ гарантий социальной защищенности всех групп населения, в том числе молодежи и пенсионеров; удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах при повышении уровня платежеспособности населения.

Основные функции инфраструктуры муниципального образования заключаются в:

Обеспечении и максимально возможном удовлетворении инфраструктурных потребностей населения муниципальных образований;

Обеспечении инфраструктурной целостности муниципальном! образования.

Социальная инфраструктура, как одно из проявлении общественной жизни, имеет двойственный характер: с одной стороны, социальная инфраструктура -- это материальная база для реализации социальной политики, материально-вещественные элементы, 60S которых социальная политика не может осуществляться, с другой

Стороны, развитие и совершенствование социальной инфраструктуры (модернизация ее элементов и функций для наиболее полного удовлетворения социальных потребностей населения) является одной ИЗ целей реализации социальной политики, осуществляемой государством. Совершенная, соответствующая определенному периоду развития общества, социальная инфраструктура - это материально-вещественный результат социальной политики, критерий её адекватной реализации.

Специфика финансирования объектов социальной инфраструктуры заключается в ее дифференциации на два типа:

Отрасли, работающие и развивающиеся за счет собственных
ресурсов и ориентированные на хозрасчет и получение прибыли как
основной цели своей деятельности. К ним относятся торговля,
предприятия общественного питания, бытовое обслуживание;

Отрасли, осуществляющие свою деятельность за счет
централизованных, территориальных и коллективных общественных
фондов потребления. Эти отрасли полностью или частично
ориентированы на бюджетные средства.

Решающее значение для совершенствования межбюджетных отношений и обеспечения государственной поддержки местных бюджетов имеет система государственных минимальных социальных стандартов, которая служит нормативной базой и инструментом для расчета бюджетной потребности и оценки фактического исполнения бюджетов различных уровней.

Характеристика социальной инфраструктуры является основной входной информацией, используемой для целей расчета бюджетной потребности. Основные составляющие характеристики - численность работающих, обучающихся, воспитанников, обслуживаемых, занимаемая площадь и уровень ее благоустройства. Характеристики формируются в разрезе отраслей, типов и видов учреждений отрасли, в разрезе территорий региона.

Прогнозирование развития социальной инфраструктуры должно опираться на анализ демографической ситуации на территории, процессов рождаемости и смертности, миграции населения, анализ структуры населения, поскольку основная цель социальной инфраструктуры - это удовлетворение потребностей населения.

  1. Социальная инфраструктура муниципального образования как

ТЕМА № 1: «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГРАДООБСЛУЖИВАЮЩЕЙ СФЕРОЙ»

ПЛАН:

1. Инфраструктура муниципального образования

2. Цели и принципы управления градообслуживающей сферой

3. Показатели уровня развития градообслуживающей сферы

4. Функции муниципальных органов в управлении градообслуживающей сферой

1. Инфраструктура муниципального образования

Природный комплекс муниципального образования, схема его планировки и застройки оказывают значительное влияние на состав объектов градообслуживающей и социальной сфер, формирующих инфраструктуру муниципального образования, которая обеспечивает его бесперебойную жизнедеятельность. Основу организации пространственного размещения жилой застройки, объектов городского хозяйства и социальной сферы на территории города составляет городская инфраструктура.

Состав городского хозяйства

Градообслуживающая сфера, или городское хозяйство, представляет собой сложный комплекс различных подотраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью удовлетворения потребностей населения в его услугах. По классификатору отраслей народного хозяйства городское хозяйство относится к непроизводственной сфере.

В состав градообслуживающей сферы входят:

1) жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК);

2) транспортный комплекс;

3) строительный комплекс (жилищно-гражданское строительство и строительная индустрия местного значения);

4) службы общественной безопасности, обеспечивающие на территории муниципального образования в том числе экологическую безопасность (эти службы могут быть отнесены и к социальной сфере);

5) комплекс потребительского рынка (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения);

6) системы управления, связи, информации и другие организации, обслуживающие городские нужды.

Объекты социальной сферы относятся к городскому хозяйству в той части, в какой они являются имущественными комплексами и требуют обслуживания и ремонта.

Чем больше город по численности населения и территории, тем больше услуг должны предоставлять предприятия и организации городского хозяйства не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на одного жителя. Большим городам необходимы хорошо развитая сеть общественного транспорта и дорожная сеть. Повышение этажности жилых зданий вызывает потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла, растет потребление электроэнергии и т. д.

Кратко охарактеризуем основные составляющие городского хозяйства.

Жилищно-коммунальный комплекс

Важнейшей и самой крупной составной частью городского хозяйства является жилищно-коммунальный комплекс, который, в свою очередь, включает ряд подотраслей и хозяйств:

1. Жилищное хозяйство, т. е. жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций;

2. Инженерное обеспечение (ресурсообеспечение) города: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение;

3. Общегородское коммунальное хозяйство, объединяющее системы внешнего благоустройства и содержания территории города (дорожное хозяйство, уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, зеленое хозяйство и т. п.), а также банно-прачечное, гостиничное, ритуальное и другие хозяйства.

Жилищное хозяйство. Жилищное хозяйство города включает жилищный фонд, нежилые здания и помещения общественного, социального и иного назначения, а также предприятия и организации, эксплуатирующие и обслуживающие жилищный фонд и нежилые здания.

В соответствии с Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» жилищный фонд города представляет собой совокупность жилых помещений независимо от форм собственности: жилые дома (одноквартирные и многоквартирные), специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и т. п.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. По мере роста благосостояния населения требования к объему и качественным характеристикам жилищного фонда города повышаются, соответственно изменяется и структура жилищного фонда города.

Обычный жилой дом является сложным инженерным сооружением насыщенным различными коммуникациями: отопление, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, телефон, радио, телевидение (при наличии коллективных антенн), вентиляционные системы и т. п. В многоэтажных жилых домах имеются лифты и мусоропроводы. Если свои квартиры жильцы обустраивают сами, то для мест общего пользования (подъезды, чердаки, подвалы, кровля) необходимо специальное обслуживание. Придомовая территория также требует специального обустройства и обслуживания.

Объекты нежилого фонда могут располагаться как в отдельных зданиях, так и на первых этажах жилых домов, где чаще всего размещаются предприятия торговли, бытового обслуживания, различные учреждения и организации, непосредственно связанные с обслуживанием населения. Их функционирование не должно создавать неудобства для жильцов.

Инженерное обеспечение поселений. Инженерное хозяйство - одна из самых сложных систем городского хозяйства. Бесперебойная подача в жилые и общественные здания тепла, воды, электроэнергии, газа требует высокого уровня организации инженерного хозяйства, большого объема ремонтных, очистительных и профилактических работ на инженерных сетях и сооружениях, функционирования эффективных аварийных служб. Для большинства районов России серьезной проблемой является ежегодная подготовка инженерных систем к работе в зимний период.

Водоснабжение и водоотведение. Существуют определенные требования к качеству воды для питьевых, хозяйственных и производственных нужд. Если система водоснабжения в городе единая, вся подаваемая вода должна быть питьевого качества. Потребность предприятий города в свежей воде определяется с учетом их профиля и производственной мощности. На многих предприятиях действуют системы оборотного водоснабжения, в которых использованная вода не сливается в канализацию, а проходит необходимую очистку и вновь возвращается в производственный цикл. Это позволяет резко сократить потребность в свежей воде.

Для жилищного фонда существуют нормативы суточного потребления воды на человека.

Жители, установившие в квартирах приборы учета воды, платят за нее по фактическому расходу, который обычно оказывается значительно ниже расчетного.

Водоснабжение города может осуществляться из открытых водоемов и из подземных водоносных горизонтов. В состав водопроводного хозяйства входят водозаборные сооружения, системы очистки и подготовки воды, насосные станции, водопроводные сети от водозабора до каждой квартиры.

Не менее сложна система водоотведения города. Объем стоков, попадающих в эту систему, превышает объем водопотребления, поскольку в канализационную сеть попадает и холодная, и горячая вода. Система водоотведения состоит из самотечных коллекторов, подкачивающих насосных станций, сооружений по санитарной очистке сточных вод и сбросу их в водоемы.

Теплоснабжение. Система теплоснабжения города решает две задачи: отопление и горячее водоснабжение. Потребление тепла более неравномерно, чем потребление горячей воды, поскольку в летний период помещения не отапливаются.

Продолжительность отопительного сезона зависит от климатических условий.

Источниками тепловой энергии для нужд города могут быть тепловые электростанции и котельные. К горячей воде в качестве теплоносителя предъявляются высокие требования по чистоте, поскольку при высокой температуре примеси выпадают в осадок и постепенно выводят из строя тепловые сети и сооружения.

В силу этого у источников теплоснабжения имеются сложные инженерные сооружения - химводоочистки.

Система теплоснабжения включает в себя прямые и обратные тепловые сети, подкачивающие насосные станции и распределительные тепловые пункты. Существуют две принципиально различные схемы теплоснабжения. По одной схеме горячая вода для отопления и для горячего водоснабжения поступает по одним и тем же трубопроводам; в этом случае по обратным трубопроводам идет меньше воды, чем по прямым. По другой схеме по отдельным трубопроводам поступает только горячая вода для отопления, а горячее водоснабжение обеспечивается путем подогрева холодной воды непосредственно в жилых домах или группах домов в специальных котлах - бойлерах. Источником тепла для бойлеров может быть как горячая вода из системы отопления, так и топливо, например природный газ. В некоторых городах такие газовые котлы установлены в каждой квартире многоэтажного дома.

Газоснабжение. Во многих городах действуют системы бытового газоснабжения. Газ может поступать по трубопроводам от магистральных сетей либо завозиться в сжиженном виде во внутриквартальные газораздаточные станции. В частном секторе распространена баллонная система газоснабжения.

Электроснабжение. Электроснабжение городов, как правило, осуществляется от централизованных региональных и межрегиональных энергосистем. Источниками электроэнергии в энергосистеме являются тепловые, гидравлические, атомные и другие электростанции, независимо от места их размещения. Система электроснабжения включает в себя магистральные и внутриквартальные электрические сети, трансформаторные подстанции, распределительные пункты и другие сооружения.

Общегородское коммунальное хозяйство включает в себя ряд подсистем.

Дорожное хозяйство. Улицы и дороги города также являются сложными инженерными сооружениями. На дорожной сети имеются мосты, путепроводы, пешеходные тоннели, водостоки. В ряде городов имеются обустроенные набережные. Для содержания и ремонта дорог нужны специальные заводы, производящие асфальт, гравий и другие материалы для дорожного покрытия. Зимой улицы и дороги необходимо чистить от снега, летом поливать и ремонтировать.

Санитарная очистка территории города включает уборку улиц, дорог, внутриквартальных проездов, вывоз снега в зимний период, сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов. Последняя проблема особенно сложна, поскольку ее решение предполагает строительство дорогостоящих полигонов для захоронения отходов и мусороперерабатывающих заводов.

Ливневая канализация для сбора и удаления дождевых и весенних стоков. Это сложная система коллекторов, ливневых насосных станций и очистных сооружений. Современные технические требования не позволяют смешивать ливневые стоки с бытовыми, но во многих городах существует единая, так называемая общесплавная система канализации.

Инженерная защита территории необходима городам, расположенным на заболоченных территориях или на территориях с высоким уровнем грунтовых вод, чтобы защитить подземные сооружения от разрушений. Другой вид инженерной защиты территории - ограждающие дамбы по берегам рек, необходимые в периоды паводков. Серьезную проблему в ряде городов представляет повышенный уровень сейсмичности.

Уличное освещение и малые архитектурные формы (памятники, ограды, фонтаны, остановочные павильоны, киоски и др.) помогают формировать архитектурный облик города, повышают комфортность проживания. Особую роль в отдельных городах играет сохранение памятников истории и культуры.

Зеленое хозяйство. Оно во многом определяет облик города и комфортность проживания. Зеленые насаждения на территории жилой застройки имеют большое оздоровительное значение, так как очищают и увлажняют воздух, снижают силу ветра и городской шум, создают благоприятные условия для отдыха людей. Зеленые насаждения на транспортных магистралях помогают обеспечивать безопасность движения и защищают жилые дома от вредного воздействия городского транспорта. Садово-парковое хозяйство формирует крупные зоны отдыха в городской черте. Озеленение санитарно-защитных зон крупных промышленных предприятий позволяет минимизировать вредное воздействие этих предприятий на жилые массивы города. Озеленение территории и поддержание зеленого хозяйства города, от крупных садово-парковых массивов до внутриквартального озеленения, является достаточно сложной задачей. Важно правильно выбрать типы деревьев, кустарников и цветов, наиболее соответствующих условиям конкретного города.

Гостиничное хозяйство. Несмотря на то, что большинство гостиниц в российских городах являются частными, обеспечение достаточного их количества относится к стратегическим задачам городской власти.

Банно-прачечное хозяйство. Бани принадлежат к имущественному комплексу предоставления муниципальных услуг населению, будучи особенно востребованными в городах и селах с высокой долей частного сектора. И несмотря на то, что потребность в услугах этого хозяйства в настоящее время снизилась, доля лиц, пользующихся этой услугой, остается существенной. Услугами прачечных пользуются в основном детские сады, больницы, общежития, гостиницы, предприятия общественного питания и т. п.

Ритуальное хозяйство обеспечивает содержание городских кладбищ и функционирование служб оказания ритуальных услуг. В большинстве городов ритуальное хозяйство относится к частному сектору, хотя есть и муниципальные предприятия.

Транспортный комплекс

Обеспечение населения, предприятий и организаций города транспортными услугами - одна из самых сложных задач городского хозяйства. Транспорт предъявляет соответствующие требования к дорожной сети города, ее пропускной способности. Потребность населения в транспортных перевозках крайне неравномерна по времени и по направлениям (спальные районы, центр города, районы размещения крупных предприятий, места массового отдыха и т. д.), что вызывает сложности в организации пассажирских перевозок.

В последние годы в осуществлении транспортного обслуживания населения и автосервисе повысилась роль частного сектора. Это позволило снять напряжение на ряде загруженных маршрутов, хотя и породило проблемы, связанные с экологией и безопасностью дорожного движения.

Бесперебойную работу городского транспорта обеспечивают такие службы, входящие в состав транспортного комплекса, как транспортные парки (автобусные, трамвайные, троллейбусные), автостоянки, автозаправочные станции, службы автосервиса, системы электроснабжения городского электротранспорта (CCTPI, подстанции), специальная служба содержания трамвайных путей и т. п.

Важную роль в жизни города играют объекты внешнего транспорта, например железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты.

Комплекс потребительского рынка

Торговля и общественное питание. В состав этой сферы городского хозяйства входят не только магазины, рынки, предприятия общественного питания, но и большая сеть предприятий (хлебозаводы, молокозаводы, предприятия по производству мороженого и т. п.), оптовых баз, складов, холодильников и морозильников, упаковочных и расфасовочных цехов, специализированный транспорт (хлебовозы, молоковозы и т. п.). Торговля и общественное питание в российских городах практически полностью приватизированы, однако городская власть обязана заботиться о рациональном сочетании крупных и мелких предприятий торговли и общественного питания, рациональном размещении торговых предприятий. Для этого используются такие рычаги, как выделение земельных участков и нежилых помещений, а также ставки арендной платы. Городская администрация может также влиять на ценовую политику в торговле, устанавливая предельные торговые надбавки на жизненно важные товары (хлеб, молоко и некоторые другие).

Бытовое обслуживание населения включает многочисленную сеть парикмахерских, швейных и других ателье, химчисток, фотографий и фотолабораторий, мастерских и служб по ремонту квартир, одежды, обуви, бытовой техники, аудио- и видеоаппаратуры, пунктов проката и т. д. Эта сфера также практически полностью принадлежит частному сектору. Органы местного самоуправления должны создавать благоприятные условия для создания и функционирования предприятий службы быта, их равномерного размещения на территории города.

Строительный комплекс

Город не может существовать без строительства для городских нужд, реконструкции и ремонтов ранее построенных жилых и нежилых зданий и сооружений. В состав строительного комплекса города входят предприятия и организации, осуществляющие строительство, реконструкцию и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов социальной сферы, дорог и других объектов городского хозяйства, предприятия по производству местных строительных материалов (песок, гравий, кирпич, бетон, асфальт), строительных конструкций. Большинство из них являются акционерными обществами, часть работ осуществляется малыми предприятиями. Органы местного самоуправления способствуют развитию строительного комплекса на своей территории и выступают заказчиком работ, выполняемых за счет бюджетных средств.

Системы информатизации и связи

В эту сферу входят городские средства массовой информации (печать, радио, телевидение), телефон, телеграф, почта, современные средства телекоммуникаций, включая Интернет. Городские власти обязаны заботиться о рациональном размещении объектов данной сферы на территории города, выделении соответствующих помещений, доступности для населения услуг связи и информации.

Комплекс общественной безопасности

Безопасность жизнедеятельности города обеспечивают: милиция общественной безопасности, дорожная служба (ГИБДД), пожарная охрана, скорая помощь, службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, служба спасения на водах, экологическая служба.

Социальная инфраструктура города

В состав отдельных блоков социальной инфраструктуры города входят:

    объекты здравоохранения: поликлиники, больницы, аптечная сеть, службы санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора, иные лечебно- профилактические учреждения;

    объекты социальной поддержки отдельных групп населения: детские дома, дома престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, социальные приюты и т. п.;

    объекты образования и науки: общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, учреждения среднего и высшего профессионального образования, специализированные образовательные учреждения, научные организации, расположенные на территории города;

    объекты культуры и искусства: библиотеки, музеи, кинотеатры, театры, дома и дворцы культуры, в крупных городах цирки, концертные залы, филармонии, специализированные учебные заведения культуры и искусства, памятники истории и культуры;

    объекты физической культуры и спорта: стадионы, спортивные площадки, плавательные бассейны, специализированные спортивные школы;

    объекты рекреации и досуга: парки, скверы, пляжи.

Большинство объектов социальной инфраструктуры городов находятся в муниципальной собственности. Их содержание является самой крупной статьей расходов местных бюджетов. Органы местного самоуправления призваны содействовать рациональному размещению объектов социальной инфраструктуры по территории города, обеспечивать их доступность для жителей.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ^ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА РАЗВИТИЕМ
СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
13

    Понятие и сущность образования 13

    Функционально-отраслевая классификация социальной инфраструктуры сельского муниципального образования 23

    Система менеджмента и регулирования социальной инфраструктуры сельского муницшіального образования 36

2. ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
і - „ 49 *

    Основные факторы и особенности развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования 49

    Анализ и оценка уровня перспектив комплексного развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования -, 63

    Потенциал развития социальной инфраструктуры сельского

муниципального образования 78 *

3. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
96

3.1. Концептуальные основы стратегического развития социальной

инфраструктуры сельского муниципального образования 96

3 .2. Качество жизни населения сельского муниципального образования как фактор эффективного развития социальной

инфраструктуры ПО

3.3. Контроллинг за достижением стратегических целей развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования 127

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141

ЛИТЕРАТУРА > 151

ПРИЛОЖЕНИЯ « 165

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Трансформация

российского общества на рубеже XX-XXI в.в. сопряжена с общим
кризисом практически всех сфер его жизнедеятельности:
экономической, политической, социальной и нравственной.
Радикальные социально-экономические преобразования в России, их
сложность и неоднозначность, противоречивость и научная
необоснованность обострили социальные проблемы сельского
населения: выросла безработица и уровень бедности; устарела
материально-техническая база учреждений здравоохранения и
образования; сократился круг услуг коммунально-бытового
социально-культурного назначения; не развиваются физическая
культура и спорт; ограничена сеть дошкольных учреждении и др.
Сложившаяся социальная ситуация в сельских муниципальных
образованиях, выраженная также в обесценивании

сельскохозяйственного труда, ослаблении мотивационных механизмов qro развития, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности подошла к пороговым значениям терпимости и является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских муниципальных образований.

За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов развития социальной инфраструктуры села и социальной защиты населения, без замены их на новые, реально действующие обусловило значительное отставание сельских муниципальных образований от городских по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастание негативных изменений в образе

жизни сельского населения и в целрм - кризисное состояние социальной инфраструктуры села.

Сельские муниципальные образования являются неотъемлемым звеном экономики России и сложными многопроблемными объектами управления, В общественном сознании они продолжают играть роль «периферийных» территориальных образований, с отстающим социально-экономическим развитием и низким уровнем жизни населения. Переход России к рыночным условиям хозяйствования обусловил реформирование системы местного самоуправления, в том числе и на уровне сельских муниципальных образований. В период становления и развития рыночных отношений требуется радикальный пересмотр стратегической ориентации развития сельских муниципальных образование и, в первую очередь, в сторону социальной направленности. Однако отсутствие опыта и эффективных научных исследований в области стратегического планирования социально-экономического развития сельских муниципальных образований, давдщего возможность увязывать разнонаправленные цели, многообразные ресурсы и обеспечить устойчивое управляемое развитие на местном уровне, приводит к ряду отрицательных последствий, ликвидация которых требует дополнительных сил и материальных ресурсов.

Поэтому разработка и реализация комплексной стратегии развития, ориентированной на социальные приоритеты, является важнейшей задачей в работе администраций сельских муниципальных образований. Недостаточная теоретическая и методическая разработанность даівдой проблематики, ее актуальность и возрастающая практическая значимость предопределили выбор темы и основных направлений диссертационного исследования.

Область исследования соответствует требованиям паспорта специальностей ВАК 08.00.05. - Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика; АПК и сельское хозяйство): 5.9. - Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем; 5.16. - Управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управления; разработка, методическое обоснование, анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов управления; 15,33. - Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства, предприятий и отраслей сельского хозяйства; 15.42. - Стратегическое управление агропромышленным комплексом, предприятиями и отраслями сельского хозяйства.

Степень разработанности проблемы. Актуальность проблемы
сочетания «социального» и «экономического» аспектов
стратегического развития муниципальных образований, ее ^особая
значимость в период формирования рыночной экономики,
обусловливает возрастающее внимание к ней со стороны, как
хозяйствующих субъектов, так и научной общественности- Ведут
активную работу и занимаются исследованиями в области такие
ученые, как И.Ф.Беляева, В.Н.Иванов, С.Г-Климов, Е.Н.Кишкель,
КХЛ.Неймер, В.Г.Подмарков, ВТ.Шипуноц. Изучению особенностей
состояния современных сельских муниципальных образований и
сущностных основ коллективного хозяйствования посвящены труды
С.В.Арбузова, У.Гусманова, О.Егеревой, И.Шаяхметова,

Н.ПЛСузника, Л.Овчинцева, А.В.Петрикова, В, Л.Шабанова, Т.А.Борзуновой. Вопросам исследования социально-экономического положения сельского населения посвящены труды Л.В.Бондаренко,

В.Е.Боряева, Н. В, Гончарова, Л.Жукова, Е, Л. Лукьянова,

М.Москалева, Г.Г-Орлова, Е.Л.Омельченко, В.А.Рогожникова, Н.В.Цикалюк.

Тем не менее, количество и, особенно глубина известных нам опубликованных исследований по данной проблеме, пока недостаточны и не усц^вают за реальными потребностями сельских муниципальных образований. Научные труды, посвященные исследованиям в области развития социальной инфраструктуры села практически отсутствуют, либо не имеют ширркрго распространения, однако несомненный интерес для нас представили работы посвященные исследованию экономики сельского хозяйства и концептуальных основ социального развития села, Н.А.Коваленко, М,Кочанова, В.Машевкова, А.Петрикова, Н.Радугина, А.Н.Рофе, Т.Соловьева, В.Тимофеева, И.Шаяхметова.

Уральская научная школа в исследовании проблем социального
развития территориальных образований представлена трудами
Е.Г.Анимицы, О.И.Брткина, В.А.О(5орина, А-К.Осипова,

А.А.Преображенского, Н.М.Рэтнер, А.И.Татаркина. Региональный аспект социально-экономического, демографического и иного развития муниципальных образований Пермской облдсти проработан в трудах Г.В.Клименкова, А.М.Короб^йникова, А.П.Кузнецова, И.А.Медведевой, А.Н.Пыткина, В.А.Стрдбова, А.В.Црикилевича, М.Д.Шарыгина и др.

Круг зарубежных авторов, в работах которых рассматриваются проблемы развития территориальных образований России, в том числе и сельских, представлен следующими именами Джени Клугман, Ф-Котляр, Д.Лоляйн, Л.Мизеса, Г.Минцберг, Л.Нозаса, Д.Солоу, А-Дж-Стрикленд, Д.Хасси и др.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по стратегическому развитию и повышению эффективности социальной инфраструктуры сельского муниципального образования в условиях расширения и углубления рыночных отношений.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:

уточнить экономическую сущность и расширить понятийной аппарат стратегического планирования и менеджмента развитием социальной инфраструктуры сельского муниципального образования;

выявить основные факторы, особенности и тенденции развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования в современных условиях;

исследовать уровень развития ключевых составляющих спектра менеджмента, государственного и рыночного регулирования социальной инфраструктуры сельского муницрпд-льцого образования;

разработать методику анализа и оценки уровня перспектив развития социальной инфраструктуры с учетом социально-экономического развития сельского муниципального образования;

обосновать концептуальные подходы и основные направления стратегического развития социальной инфраструктуры в целях повышения качества жизни населения сельского муниципального образования;

предложить механизм контроллинга в схему организации и менеджмента развитием социальной инфраструктуры сельского муниципального образования.

Объектом исследования является сельское муниципальное образование Пермский район, вхрдящее в состав Пермской области»

Предмет исследования - процесс стратегического развития
социальной инфраструктуры сельского муниципального

образования.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды и разработки отечественных и зарубежных авторов по проблемам развития региональной экономики в условиях рыночных отношений, стратегическому менеджменту, управлению муниципальными образованиями в разрезе их социально-экономического развития, научно-методические рекомендации в области региональной политики, экономики и межбюджетных отношений, законодательные и нормативные акты органов местного самоуправления, субъектов Федерации и Российской Федерации, методические материалы научно-практических конференций и семинаров по теме исследования.

Основные методы исследования. В работе использованы методы стратегического управления, менеджмента, организационно-структурное моделирование и метод сравнительного анализа. Для решения отдельных задач использованы методы системного, факторного и логического анализа, а также некоторые методы математического моделирования.

Информационной базой диссертационного исследования послужили данные областного комитета статистики, фактические материалы, характеризующие различные аспекты состояния и развития муниципального образования Пермский район. В диссертации нашли отражение результаты научно-исследовательских работ, выполненных автором и при его участии.

Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании ряда теоретических положений и практических рекомендаций по стратегическому развитию и повышению эффективности социальной инфраструктуры сельского муниципального образования, отвечающих не только современным, но и перспективным направлениям муниципального менеджмента.

В процессе исследования получены следующие теоретические и практические результаты» определяющие научную новизну и являющиеся предметом защиты:

уточнено понятие экономической сущности социальной инфраструктуры сельского муниципального образования, которая показана как функционально-отраслевой комплекс административно-территориальной единицы, обеспечивающий воспроизводство рабочей силы, социальную защиту населения, сохранение и развцтце жизненных ценностей человека;

выявлены особенности и тенденции развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования в условиях рыночных преобразований, дополнена классификация основных факторов, влияющих на эффективность развития социальной инфраструктуры;

разработана методика анализа и оценки уровня перспектив развития социальной инфраструктуры с учетом социально-экономического развития сельского муниципального образования;

обоснована концептуальная модель стратегического развития социальной инфраструктуры с акцентированием внимания на повышение качества жизни населения сельского муниципального образования;

предложен механизм контроллинга, обеспечивающрй

качественно новый уровень организации и менеджмента социальной инфраструктуры сельского муниципального* образования.

Практическая значимость работы состоит в том э что автором на основе всестороннего анализа сущности социальных процессов и их развития в экономике сельских муниципальных образований, выявленных особенностей, тенденций и основных факторов, влияющих на развитие социальной инфраструктуры села разработаны концептуальные, научно-методические и практические рекомендации по формированию стратегии развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования-Материалы диссертации могут служить основой для совершенствования стратегии развития социальной инфраструктуры сельских муниципальных образований.

Теоретические, методические и практические результаты
диссертационного исследования могут представлять интерес для
преподавателей вузов и использоваться в учебном процессе, при
проведении лекций и семинарских занятий по курсам «Общий
менеджмент», «Региональная экономика», «Экономика

агропромышленного комплекса».

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, сформулированные в диссертационной работе докладывались в порядке обсуждения на: международной научно-практической конференции «Экономическая и энергетическая безопасность регионов России» Пермь - 2003, на заочной всероссийской научно-практической конференции «Реформирование системы управления общественными финансами региона: теория и практика» Пермь - 2004» на аспирантских семинарах ПФ ИЭ УрО РАН (2002 - 2004гг.)-

Методологические положения и практические рекомендации реализованы в процессе организации и совершенствования стратегии развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования Пермский район. Отдельные принципы и предложения успешно внедрены в процессе формирования и развития социальной инфраструктуры сельских (поселковых) администраций, входящих в состав Пермского, Кунгурского и Уинского районов Пермской области.

Результаты исследования используются в учебном процессе в Пермском государственном университете. Отдельные положения диссертационного исследования отражены в научных разработках Пермского филиала Института экономики УрО РАН-Публикации. Результаты научных исследований нашли отражение в 6 научных публикациях, общим объемом 27,95 п.л. (личный вклад автора 18,7 п.л.)-

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержит ь 150 страниц основного текста, включает 11 рисунков, 7 таблиц, приложения, список литературы из 146 наименований.

В первой главе «Теоретические основы менеджмента развитием
социальной инфраструктуры сельского муниципального

образования» определено понятие и исследована сущность
социальной инфраструктуры сельского муниципального

образования; уточнена функционально-отраслевая классификация,

рассмотрена система менеджмента и регулирования социальной инфраструктурой сельского муниципального образования.

Во второй главе «Особенности и тенденции развития социальной
инфраструктуры сельского муниципального образования» выявлены
основные факторы и особенности развитая социальной
инфраструктуры сельского муниципального образования; пррведен
анализ и оценка уровня перспектив комплексного развития
социальной инфраструктуры; исследован потенциал развития
социальной инфраструктуры сельского муниципального

образования,

В третьей главе «Стратегия развития социальной
инфраструктуры сельского муниципального образования»

определены концептуальные основы стратегического развития
социальной инфраструктуры сельского муниципального

Природный комплекс муниципального образования, схема его планировки и за­стройки оказывают значительное влияние на состав объектов градообслуживаю- щей и социальной сфер, формирующих инфраструктуру муниципального обра­зования, которая обеспечивает его бесперебойную жизнедеятельность.

Состав городского хозяйства

Градообслуживающая сфера, или городское хозяйство, представляет собой слож­ный комплекс различных подотраслей, тесно связанных между собой и объеди­ненных общей целью удовлетворения потребностей населения в его услугах. По классификатору отраслей народного хозяйства городское хозяйство относится к не­производственной сфере.

В состав градообслуживающей сферы (рис. 2.5.1) входят:

1) жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК);

2) транспортный комплекс;

3) строительный комплекс (жилищно-гражданское строительство и строитель­ная индустрия местного значения);

4) службы общественной безопасности, обеспечивающие на территории му­ниципального образования в том числе экологическую безопасность (эти службы могут быть отнесены и к социальной сфере);

5) комплекс потребительского рынка (торговля, общественное питание, быто­вое обслуживание населения);


Объекты социальной сферы относятся к городскому хозяйству в той части, в какой они являются имущественными комплексами и требуют обслуживания и ремонта.

Чем больше город по численности населения и территории, тем больше услуг должны предоставлять предприятия и организации городского хозяйства не толь­ко в абсолютных цифрах, но и в расчете на одного жителя. Большим городам не­обходимы хорошо развитая сеть общественного транспорта и дорожная сеть. По­вышение этажности жилых зданий вызывает потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла, растет потребление электроэнергии и т. д.

В настоящем разделе кратко характеризуются основные составляющие город­ского хозяйства. Вопросы муниципального управления городским хозяйством рас­сматриваются в главе 4.

Жилищно-коммунальный комплекс

Важнейшей и самой крупной составной частью городского хозяйства является жилищно-коммунальный комплекс, который, в свою очередь, включает ряд под­отраслей и хозяйств (рис. 2.5.2):

♦ жилищное хозяйство, т. е. жилые и нежилые здания с сетью обслуживаю­щих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций;

♦ инженерное обеспечение (ресурсообеспечение) города: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, элект­роснабжение;

♦ общегородское коммунальное хозяйство, объединяющее системы внешнего благоустройства и содержания территории города (дорожное хозяйство, уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и переработка


Жилищное хозяйство. Жилищное хозяйство города включает жилищный фонд, нежилые здания и помещения общественного, социального и иного назначения, а также предприятия и организации, эксплуатирующие и обслуживающие жи­лищный фонд и нежилые здания.

В соответствии с Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» жилищный фонд города представляет собой совокупность жилых помещений не­зависимо от форм собственности: жилые дома (одноквартирные и многоквартирные), специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренно­го фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и т. п.), квартиры, служеб­ные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. По мере роста благосостояния населения требования к объему и качественным характеристикам жилищного фонда города повышаются, соот­ветственно изменяется и структура жилищного фонда города.

Обычный жилой дом является сложным инженерным сооружением насы­щенным различными коммуникациями: отопление, холодное и горячее водоснаб­жение, электроснабжение, телефон, радио, телевидение (при наличии коллек­тивных антенн), вентиляционные системы и т. п. В многоэтажных жилых домах имеются лифты и мусоропроводы. Если свои квартиры жильцы обустраивают сами, то для мест общего пользования (подъезды, чердаки, подвалы, кровля) не­обходимо специальное обслуживание. Придомовая территория также требует специального обустройства и обслуживания.

Объекты нежилого фонда могут располагаться как в отдельных зданиях, так и на первых этажах жилых домов, где чаще всего размещаются предприятия тор­говли, бытового обслуживания, различные учреждения и организации, непосред­ственно связанные с обслуживанием населения. Их функционирование не долж­но создавать неудобства для жильцов.

Инженерное обеспечение поселений. Инженерное хозяйство - одна из самых слож­ных систем городского хозяйства. Бесперебойная подача в жилые и общественные здания тепла, воды, электроэнергии, газа требует высокого уровня организации ин­женерного хозяйства, большого объема ремонтных, очистительных и профилакти­ческих работ на инженерных сетях и сооружениях, функционирования эффектив­ных аварийных служб. Для большинства районов России серьезной проблемой является ежегодная подготовка инженерных систем к работе в зимний период.

Водоснабжение и водоотведение. Существуют определенные требования к ка­честву воды для питьевых, хозяйственных и производственных нужд. Если сис­тема водоснабжения в городе единая, вся подаваемая вода должна быть питьевого качества. Потребность предприятий города в свежей воде определяется с учетом их профиля и производственной мощности. На многих предприятиях действуют системы оборотного водоснабжения, в которых использованная вода не слива­ется в канализацию, а проходит необходимую очистку и вновь возвращается в производственный цикл. Это позволяет резко сократить потребность в свежей воде. Для жилищного фонда существуют нормативы суточного потребления воды на че­ловека. Жители, установившие в квартирах приборы учета воды, платят за нее по фактическому расходу, который обычно оказывается значительно ниже расчетного.

Водоснабжение города может осуществляться из открытых водоемов и из под­земных водоносных горизонтов. В состав водопроводного хозяйства входят водо­заборные сооружения, системы очистки и подготовки воды, насосные станции, водопроводные сети от водозабора до каждой квартиры.

Не менее сложна система водоотведения города. Объем стоков, попадающих в эту систему, превышает объем водопотребления, поскольку в канализационную сеть попадает и холодная, и горячая вода. Система водоотведения состоит из са­мотечных коллекторов, подкачивающих насосных станций, сооружений по сани­тарной очистке сточных вод и сбросу их в водоемы.

Теплоснабжение. Система теплоснабжения города решает две задачи: отопле­ние и горячее водоснабжение. Потребление тепла более неравномерно, чем по­требление горячей воды, поскольку в летний период помещения не отапливают­ся. Продолжительность отопительного сезона зависит от климатических условий.

Источниками тепловой энергии для нужд города могут быть тепловые элект­ростанции и котельные. К горячей воде в качестве теплоносителя предъявляются высокие требования по чистоте, поскольку при высокой температуре примеси выпадают в осадок и постепенно выводят из строя тепловые сети и сооружения. В силу этого у источников теплоснабжения имеются сложные инженерные со­оружения - химводоочистки.

Система теплоснабжения включает в себя прямые и обратные тепловые сети, подкачивающие насосные станции и распределительные тепловые пункты. Суще­ствуют две принципиально различные схемы теплоснабжения. По одной схеме го­рячая вода для отопления и для горячего водоснабжения поступает по одним и тем же трубопроводам; в этом случае по обратным трубопроводам идет меньше воды, чем по прямым. По другой схеме по отдельным трубопроводам поступает только горячая вода для отопления, а горячее водоснабжение обеспечивается путем подо­грева холодной воды непосредственно в жилых домах или группах домов в специаль­ных котлах - бойлерах. Источником тепла для бойлеров может быть как горячая вода из системы отопления, так и топливо, например природный газ. В некоторых городах такие газовые котлы установлены в каждой квартире многоэтажного дома.

Газоснабжение. Во многих городах действуют системы бытового газоснабже­ния. Газ может поступать по трубопроводам от магистральных сетей либо заво­зиться в сжиженном виде во внутриквартальные газораздаточные станции. В час­тном секторе распространена баллонная система газоснабжения.

Электроснабжение. Электроснабжение городов, как правило, осуществляет­ся от централизованных региональных и межрегиональных энергосистем. Ис­точниками электроэнергии в энергосистеме являются тепловые, гидравлические, атомные и другие электростанции, независимо от места их размещения. Сис­тема электроснабжения включает в себя магистральные и внутриквартальные электрические сети, трансформаторные подстанции, распределительные пунк­ты и другие сооружения.

Общегородское коммунальное хозяйство включает в себя ряд подсистем.

Дорожное хозяйство. Улицы и дороги города также являются сложными ин­женерными сооружениями. На дорожной сети имеются мосты, путепроводы, виадуки, пешеходные тоннели, водостоки.

В ряде городов имеются обустроенные набережные. Для содержания и ремонта дорог нужны специальные заводы, производящие асфальт, гравий и другие материалы для дорожного покрытия. Зимой улицы и дороги необходимо чистить от снега, летом поливать и ремон­тировать.

Санитарная очистка территории города включает уборку улиц, дорог, внут- риквартальных проездов, вывоз снега в зимний период, сбор, вывоз и утилиза­цию бытовых отходов. Последняя проблема особенно сложна, поскольку ее реше­ние предполагает строительство дорогостоящих полигонов для захоронения отходов и мусороперерабатывающих заводов.

Ливневая канализация для сбора и удаления дождевых и весенних стоков. Это сложная система коллекторов, ливневых насосных станций и очистных сооруже­ний. Современные технические требования не позволяют смешивать ливневые стоки с бытовыми, но во многих городах существует единая, так называемая об­щесплавная система канализации.

Инженерная защита территории необходима городам, расположенным на за­болоченных территориях или на территориях с высоким уровнем грунтовых вод, чтобы защитить подземные сооружения от разрушений. Другой вид инженерной защиты территории - ограждающие дамбы по берегам рек, необходимые в пери­оды паводков. Серьезную проблему в ряде городов представляет повышенный уровень сейсмичности.

Уличное освещение и малые архитектурные формы (памятники, ограды, фонта­ны, остановочные павильоны, киоски и др.) помогают формировать архитектур­ный облик города, повышают комфортность проживания. Особую роль в отдель­ных городах играет сохранение памятников истории и культуры.

Зеленое хозяйство. Оно во многом определяет облик города и комфортность проживания. Зеленые насаждения на территории жилой застройки имеют боль­шое оздоровительное значение, так как очищают и увлажняют воздух, снижают силу ветра и городской шум, создают благоприятные условия для отдыха лю­дей. Зеленые насаждения на транспортных магистралях помогают обеспечивать безопасность движения и защищают жилые дома от вредного воздействия го­родского транспорта. Садово-парковое хозяйство формирует крупные зоны от­дыха в городской черте. Озеленение санитарно-защитных зон крупных про­мышленных предприятий позволяет минимизировать вредное воздействие этих предприятий на жилые массивы города. Озеленение территории и поддер­жание зеленого хозяйства города, от крупных садово-парковых массивов до внутриквартального озеленения, является достаточно сложной задачей. Важ­но правильно выбрать типы деревьев, кустарников и цветов, наиболее соответ­ствующих условиям конкретного города.

Гостиничное хозяйство. Большинство гостиниц в российских городах частные. К за­дачам городской власти относится обеспечение достаточного количества гостиниц.

Банно-прачечное хозяйство. Потребность в его услугах снизилась. Услугами прачечных пользуются в основном детские сады, больницы, общежития, гости­ницы, предприятия общественного питания и т. п.

Ритуальное хозяйство обеспечивает содержание городских кладбищ и функ­ционирование служб оказания ритуальных услуг. В большинстве городов ри­туальное хозяйство относится к частному сектору, хотя есть и муниципаль­ные предприятия.

Транспортный комплекс

Обеспечение населения, предприятий и организаций города транспортными услугами - одна из самых сложных задач городского хозяйства. Транспорт предъявляет соответствующие требования к дорожной сети города, ее пропуск­ной способности. Потребность населения в транспортных перевозках крайне не­равномерна по времени и по направлениям (спальные районы, центр города, районы размещения крупных предприятий, места массового отдыха и т. д.), что вызывает сложности в организации пассажирских перевозок.

За последние годы в осуществлении транспортного обслуживания населения и автосервисе повысилась роль частного сектора. Это позволило снять напряже­ние на ряде загруженных маршрутов, хотя и породило проблемы, связанные с эко­логией и безопасностью дорожного движения.

Бесперебойную работу городского транспорта обеспечивают такие службы, входящие в состав транспортного комплекса, как транспортные парки (автобусные, трамвайные, троллейбусные), автостоянки, автозаправочные станции, службы ав­тосервиса, системы электроснабжения городского электротранспорта (сети, под­станции), специальная служба содержания трамвайных путей и т. п.

Важную роль в жизни города играют объекты внешнего транспорта, например железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты.

Комплекс потребительского рынка

Торговля и общественное питание. В состав этой сферы городского хозяйства входят не только магазины, рынки, предприятия общественного питания, но и боль­шая сеть предприятий (хлебозаводы, молокозаводы, предприятия по производ­ству мороженого и т. п.), оптовых баз, складов, холодильников и морозильников, упа­ковочных и расфасовочных цехов, специализированный транспорт (хлебовозы, молоковозы и т. п.). Торговля и общественное питание в российских городах практически полностью приватизированы, однако городская власть обязана забо­титься о рациональном сочетании крупных и мелких предприятий торговли и об­щественного питания, рациональном размещении торговых предприятий. Для это­го используются такие рычаги, как выделение земельных участков и нежилых помещений, а также ставки арендной платы. Городская администрация может также влиять на ценовую политику в торговле, устанавливая предельные торго­вые надбавки на жизненно важные товары (хлеб, молоко и некоторые другие).

Бытовое обслуживание населения включает многочисленную сеть парикма­херских, швейных и других ателье, химчисток, фотографий и фотолабораторий, мастерских и служб по ремонту квартир, одежды, обуви, бытовой техники, аудио- и видеоаппаратуры, пунктов проката и т. д. Эта сфера также практически полно­стью принадлежит частному сектору. Органы местного самоуправления должны создавать благоприятные условия для создания и функционирования предприя­тий службы быта, их равномерного размещения на территории города.

Строительный комплекс

Город не может существовать без строительства для городских нужд, реконст­рукции и ремонтов ранее построенных жилых и нежилых зданий и сооружений. В состав строительного комплекса города входят предприятия и организации, осуществляющие строительство, реконструкцию и капитальный ремонт жилищ­ного фонда, объектов социальной сферы, дорог и других объектов городского хо­зяйства, предприятия по производству местных строительных материалов (пе­сок, гравий, кирпич, бетон, асфальт), строительных конструкций. Большинство из них являются акционерными обществами, часть работ осуществляется малы­ми предприятиями. Органы местного самоуправления способствуют развитию строительного комплекса на своей территории и выступают заказчиком работ, выполняемых за счет бюджетных средств.

Информационные службы

В эту сферу входят городские средства массовой информации (печать, радио, те­левидение), телефон, телеграф, почта, современные средства телекоммуника­ций, включая Интернет. Городские власти обязаны заботиться о рациональном размещении объектов данной сферы на территории города, выделении соответ­ствующих помещений, доступности для населения услуг связи и информации.

Безопасность жизнедеятельности города

Безопасность жизнедеятельности города обеспечивают: милиция общественной безопасности, дорожная служба (ГИБДД), пожарная охрана, скорая помощь, службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, служба спасения на во­дах, экологическая служба.

Социальная инфраструктура города

Укрупненный состав социальной инфраструктуры города представлен на рис. 2.5.3. В состав отдельных блоков социальной инфраструктуры города входят:

♦ объекты здравоохранения", поликлиники, больницы, аптечная сеть, службы санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора, иные лечебно­. профилактические учреждения;

♦ объекты социальной поддержки отдельных групп населения: детские дома, дома престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, соци­альные приюты и т. п.;

♦ объекты образования и науки: общеобразовательные школы, детские до­школьные учреждения, учреждения среднего и высшего профессионального образования, специализированные образовательные учреждения, научные организации, расположенные на территории города;

♦ объекты культуры и искусства: библиотеки, музеи, кинотеатры, театры, дома и дворцы культуры, в крупных городах цирки, концертные залы, фи­лармонии, специализированные учебные заведения культуры и искусства, памятники истории и культуры;

♦ объекты физической культуры и спорта: стадионы, спортивные площадки, плавательные бассейны, специализированные спортивные школы;

♦ объекты рекреации и досуга: парки, скверы, пляжи.


Большинство объектов социальной инфраструктуры городов находятся в му­ниципальной собственности. Их содержание является самой крупной статьей расходов местных бюджетов. Органы местного самоуправления призваны содей­ствовать рациональному размещению объектов социальной инфраструктуры по территории города, обеспечивать их доступность для жителей.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково значение инфраструктуры муниципального образования в его жиз­необеспечении?

2. Какие основные подотрасли городского хозяйства?

3. Что входит в состав жилищно-коммунального комплекса города?

4. Что включает в себя жилищный фонд города?

5. Каково значение для города работы систем инженерного обеспечения?

6. Что включает в себя социальная инфраструктура города?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • 1. Социальная инфраструктура муниципальных образований: общая характеристика
  • 2. Муниципальная система здравоохранения
  • 3. Муниципальная система образования
  • 4. Управление сферой культуры в муниципальном образовании
  • 5. Муниципальное управление физической культурой и спортом
  • 6. Муниципальная молодежная политика

1. Социальная инфраструктура муниципальных образований: общая характеристика

Социальная инфраструктура - это совокупность отраслей и видов деятельности, способствующих комплексному воспроизводству человека в процессе реализации его личных и общественных потребностей посредством предоставления различного рода услуг.

Существуют различные подходы к вопросу внутреннего строения и классификации составляющих социальной инфраструктуры. Один из подходов к составу социальной инфраструктуры рассматривает три функционально-целевых блока:

1. Общественно-политическая и интеллектуально-культурная деятельность (образование, наука, культуре, искусство, деятельность в области массовой информации, общественных организаций, обществ, ассоциаций, объединений);

2. Восстановление и сохранение физического здоровья (здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, туризм, охрана и совершенствование окружающей среды);

3. Коммунально-бытовое обслуживание (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения).

Социальная инфраструктура объединяет в своем составе: жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культуру и искусство, физкультуру и спорт, торговлю и общественное питание, бытовые услуги. Целесообразное разделение функций по управлению ими между органами власти различных уровней определяется главным критерием функционирования социальной сферы - улучшением условий жизни населения.

Развитие и эффективное функционирование объектов, входящих и социальную инфраструктуру, их доступность населению - важное условие повышения уровня и качества жизни основной массы населения страны.

На муниципальном уровне услуги социальной сферы доводятся непосредственно до потребителя. На федеральном уровне и на уровне субъектов федерации создаются условия для такого доведения. Для этогo на федеральном уровне должны быть определены роль и приоритеты федеральной власти в обеспечении жильем и услугами всех этих отраслей. Воплощением их должны стать федеральная концепция развития отраслей социальной сферы и гарантируемые государством минимальные социальные стандарты, реализуемые на уровне муниципальных образований как часть стратегии комплексного развития территории.

Функции социальной инфраструктуры определяются и подчинены целям социального и экономического развития общества: достижению социальной однородности общества и всестороннему гармоничному развитию личности. К наиболее значимым целевым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:

- Создание условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах;

- Воспроизводство рабочей силы, качественно отвечающей потребностям и уровню развития производства;

- Эффективное использование трудовых ресурсов;

- Обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения;

- Улучшение и сохранение физического здоровья населения;

- Рациональное использование свободного времени людей.

Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всесторонне развитие человека путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей.

Развитие отраслей социальной инфраструктуры учитывает основные задачи социальной политики, направленной на улучшений качества жизни населения, повышение уровня его благосостоянии и долголетия, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения. Это прежде всего решение жилищной проблемы, ликвидация коммунального заселения, удовлетворения растущих потребностей населения в качественном жилье; повышение уровня и качества развития социальной инфраструктуры, создание культурной сферы жизнедеятельности человека; улучшение экологических условий жизни и труда; повышен п. профессионального уровня работников как базы увеличении производительности труда и роста объемов товаров и услуг; создание гарантий социальной защищенности всех групп населения, в том числе молодежи и пенсионеров; удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах при повышении уровня платежеспособности населения.

Основные функции инфраструктуры муниципального образования заключаются в:

- обеспечении и максимально возможном удовлетворении инфраструктурных потребностей населения муниципальных образований;

- обеспечении инфраструктурной целостности муниципального образования.

Социальная инфраструктура, как одно из проявлений общественной жизни, имеет двойственный характер: с одной стороны, социальная инфраструктура - это материальная база для реализации социальной политики, материально-вещественные элементы, без которых социальная политика не может осуществляться, с другой стороны, развитие и совершенствование социальной инфраструктуры (модернизация ее элементов и функций для наиболее полного удовлетворения социальных потребностей населения) является одной из целей реализации социальной политики, осуществляемой государством. Совершенная, соответствующая определенному периоду развития общества, социальная инфраструктура - это материально-вещественный результат социальной политики, критерий её адекватной реализации.

Специфика финансирования объектов социальной инфраструктуры заключается в ее дифференциации на два типа:

- отрасли, работающие и развивающиеся за счет собственных ресурсов и ориентированные на хозрасчет и получение прибыли как основной цели своей деятельности. К ним относятся торговля, предприятия общественного питания, бытовое обслуживание;

- отрасли, осуществляющие свою деятельность за счет централизованных, территориальных и коллективных общественных фондов потребления. Эти отрасли полностью или частично ориентированы на бюджетные средства.

Решающее значение для совершенствования межбюджетных отношений и обеспечения государственной поддержки местных бюджетов имеет система государственных минимальных социальных стандартов, которая служит нормативной базой и инструментом для расчета бюджетной потребности и оценки фактического исполнения бюджетов различных уровней.

Характеристика социальной инфраструктуры является основной входной информацией, используемой для целей расчета бюджетной потребности. Основные составляющие характеристики - численность работающих, обучающихся, воспитанников, обслуживаемых, занимаемая площадь и уровень ее благоустройства. Характеристики формируются в разрезе отраслей, типов и видов учреждений отрасли, в разрезе территорий региона.

Прогнозирование развития социальной инфраструктуры должно опираться на анализ демографической ситуации на территории, процессов рождаемости и смертности, миграции населения, анализ структуры населения, поскольку основная цель социальной инфраструктуры - это удовлетворение потребностей населения.

2. Муниципальная система здравоохранения

муниципальный инфраструктура образование здравоохранение

Здравоохранение является одним из важнейших подразделений социальной инфраструктуры. Главная цель муниципального здравоохранения - удовлетворение потребностей населения в услугах сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления на уровне не ниже государственных минимальный стандартов. В конкретных условиях могут формироваться локальные цели, например, удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения на принципах общедоступности, соблюдения гарантий предоставления объемов медицинских услуг (лечебно -профилактических, оздоровительных, медико-диагностических и др.), обеспечение их качества и т.п.

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой. Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

3. Муниципальная система образования

Одной из важнейших характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность является образовательный уровень населения Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образованно являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов.

Муниципальная система образования - это совокупность всех образовательных учреждений, независимо от их форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории данного муниципального образования, взаимодействующих между собой и с муниципальными органами управления образованием в интересах населения территории муниципального образования, ее комплексного развития.

Деятельность муниципальных образовательных учреждении разных видов регулируется типовыми положениями, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждении образования являются местные органы управления образованием.

Па территории муниципального образования (в основном города) может располагаться большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения.

4. Управление сферой культуры в муниципальном образовании

Организация управления и финансирование культуры в муниципальном образовании Органы местного самоуправления осуществляют строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий. В собственности муниципальных образований могут находиться имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы, иные объекты культуры (музеи, галереи, библиотеки и т.д.).

Финансирование муниципальной сферы культуры осуществляется за счет бюджетных средств и оказания платных услуг. Общественные объединения, предприятия, организации и граждане имеют право самостоятельно или на договорной основе создавать фонды для финансирования культурной деятельности.

В качестве соучредителей фондов могут выступать также и органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, участвуя в осуществлении государственной политики в области культуры, не могут вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, за исключением случаев, предусмотренных законом (если эта деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости и т.д.).

Культурная деятельность может быть запрещена судом в случае нарушения законодательства.

Органы местного самоуправления должны исходить в своей деятельности в этой сфере из признания равного достоинства культур, равенства прав и свобод в области культуры всех проживающих на территории муниципального образования этнических общностей и религиозных конфессий. Органы местного самоуправления могут передавать национально-культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям муниципальное имущество в собственность или аренду. Они также решают вопросы финансовой поддержки местных национально-культурных автономий в соответствии с действующим законодательством.

Деятельность органов местного самоуправления в области культуры должна быть направлена на обеспечение общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей для населения. В пределах своей компетенции органам местного самоуправления следует создавать условия для развития сети специальных учреждений и организаций: школ искусств, студий, курсов, - оказывать поддержку этим учреждениям, обеспечивать доступность и бесплатность для населения основных услуг библиотек, расположенных на территории муниципальных образований, других учреждений культуры.

Органы местного самоуправления вправе приостанавливать предпринимательскую деятельность организаций культуры, если она наносит ущерб уставной деятельности организации, до решения суда по данному делу. Осуществляя контрольные функции в сфере культуры, органы местного самоуправления осуществляют охрану памятников природы, культуры, истории, находящихся в их ведении.

5. Муниципальное управление физической культурой и спортом

К объектам социальной инфраструктуры относятся и объекты спорта. Развитие физической культуры и спорта служит важным фактором укрепления здоровья населения, увеличивая продолжительности жизни.

Объекты спорта - объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения.

Развитие физической культуры и спорта по месту жительства и в местах массового отдыха может осуществляться органами местного самоуправления в соответствии с муниципальными программами развития физической культуры и спорта. Важнейшее направление политики органов местного самоуправления в области (физической культуры и спорта составляет физическое воспитание детей дошкольного возраста, а также обучающихся в образовательных учреждениях. При участии физкультурно-спортивных, профсоюзных, молодежных и иных организаций органы местного самоуправления реализуют программы. Органы местного самоуправления совместно с физкультурно-спортивными объединениями инвалидов участвуют в организации оздоровительной работы с инвалидами, проведении с ними физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, подготовке спортсменов-инвалидов и обеспечении направления их на всероссийские и международные соревнования.

6. Муниципальная молодежная политика

Муниципальная молодежная политика - совокупность целей и мер по их реализации, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Эта политика осуществляется на основе нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и в русле государственной молодежной политики, придавая ей логическую стройность, системный и целостный характер и делая демократичными механизмы ее реализации.

Реализация основных направлений муниципальной молодежной политики должна строиться так, чтобы укреплять целостность общегосударственной молодежной политики. Основные направления, программы и проекты молодежной политики целесообразно реализовать в едином пакете федеральных, региональных и местных программ социально-экономического развития соответствующей территории.

Молодежная политика на муниципальном уровне, тесно связанная с государственной политикой, тем не менее, представляет собой относительно самостоятельный процесс со своим механизмом реализации. Последний предполагает учет самых острых проблем молодежи конкретного муниципального образования в сфере здоровья и досуга, занятости и образования, бытовых проблем. На муниципальном уровне должна быть сформирована целостная система социальной поддержки молодежи, ее обучения и трудоустройства, которая создает возможности регулирования процессов молодежной миграции, обеспечения защиты прав и реализации интересов молодых людей, поддержки молодых семей, способствует развитию молодежного и детско-юношеского движения.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Формы и методы управления социальной сферой муниципального образования. Муниципальное управление отраслями социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищная сфера, социальная поддержка отдельных групп населения) на примере Чувашской Республики.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2012

    Понятие и факторы формирования инфраструктуры региона. Комплектный анализ процессов формирования инфраструктуры на примере муниципального образования администрации города Элиста. Основные пути оптимизации развития инфраструктуры муниципальной экономики.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2014

    Выявление роли муниципального образования в реализации социальной политики. Раскрытие особенностей управления в сфере здравоохранения. Анализ реализации национального проекта "Здоровье" в муниципальном образовании Богандинское Тюменского района.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2015

    Муниципальная социальная политика. Взаимодействия органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере. Муниципальное управление в сфере социальной поддержки населения в МО Щербиновский район Краснодарского края.

    дипломная работа , добавлен 25.02.2008

    Местное самоуправление: определение, основные признаки и функции. Муниципальное образование - территориальное звено в системе местного самоуправления. Управленческая деятельность и социальные проблемы органов муниципального образования, их решение.

    дипломная работа , добавлен 24.04.2009

    История развития и критерии оценивания современного состояния взаимодействия местных сообществ и государства. Понятие муниципального хозяйства, их разновидности и особенности. Принципы определения оптимальной территории муниципального образования.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Муниципальное образование как объект управления: его понятие и принципы построения, типология, население и территория. Исследование инфраструктуры и главные элементы, механизм управления, оценка роли и значения в современном российском обществе.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2014

    Правовое регулирование функционирования муниципального образования в РФ. Понятие и содержание категории "муниципальное образование". Устав муниципального образования. Органы местного самоуправления как основа функционирования муниципального образования.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2013

    Социальная политика государства. Содержание управления основными отраслями социальной сферы (здравоохранение, образование, культура). Деятельность учреждений культуры и их финансирование. Направления модернизации системы здравоохранения и образования.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2016

    Организационно-правовые, финансовые и социально-экономические основы государственной политики в сфере сохранения и развития культуры. Развитие системы управления культурой в муниципальных образованиях Владимирской области: проблемы и пути их решения.