Государственный аудит

Важное значение в деятельности государства имеет контроль над функционированием отдельных систем, включая финансовую сферу. Цель проверок состоит в наблюдении за формированием, перераспределением и расходованием материальных ценностей. Важное место в системе контроля занимает государственный аудит.

Это понятие определяет оценку финансовой деятельности контролируемых объектов, которую проводит Счетная палата и прочие организации, включая:

Основное отличие аудита от контроля состоит в оценке текущей обстановки, составлении рекомендаций по оптимизации расходов, а также формировании прогнозов на долгосрочную перспективу.

Разновидности государственного аудита

Есть семь видов государственного аудита. Из них три считаются основными.

  • Финансовый. Предполагает внешний контроль ведения отчетности, наблюдение за целевым использованием ресурсов и правомерностью действий подконтрольных организаций и частных лиц.
  • Соответствия. В ходе него оценивают точность следования нормам законодательства в расходовании средств из бюджета, находят отклонения от стандарта, которые влияют на итоги ведения отчетности.
  • Эффективности. Позволяет проконтролировать, на какие цели были потрачены деньги, не было ли перерасхода бюджета и т. п.

Объекты, подлежащие проверке

Что такое государственный аудит, и расход каких ресурсов оценивают в ходе процедуры? Надзорные органы проверяют распределение:

  • денежных средств из государственной казны;
  • нематериальных активов (объектов интеллектуальной собственности);
  • природных ресурсов;
  • объектов собственности.

К объектам, которые оценивают, причислены:

  • структуры, которые получают средства из бюджета;
  • администраторы, ведущие подсчет доходов;
  • финансовые структуры;
  • хозяйственные и промышленные предприятия, которые подчиняются муниципальным и центральным органам власти;
  • госкорпорации;
  • хозяйственные кооперативы и коммерческие структуры;
  • предприятия банковского сектора.

Методика проведения государственного аудита

Программа, регламентирующая проведение государственного аудита, составлена с учетом применения трех методов.

1. Проверка

Выполняется по алгоритму, взятому за образец, и состоит в оценке соответствия положениям отчетности и утвержденным нормативам по хозяйственным операциям. Специалисты проверяют, насколько корректно ведется бухучет за конкретный период.

2. Ревизия

Обозначает комплекс действий, направленных на проверку хозяйственной и финансовой деятельностей компаний. Суть процедуры состоит в оценке правомерности операций и сделок и их корректном отображении в бухгалтерских и иных расчетных документах.

3. Обследование

Состоит в анализе развития выбранного направления деятельности субъекта и оценке результативности расходования бюджета.

4. Санкционные

Завершение государственного аудита связано с постановкой разрешительного оттиска на документах, которые заполнили перед осуществлением финансовых операций. Эти данные говорят о соответствии размеров расходов нормам бюджетного законодательства. Резолюция убеждает, что деятельность проверяемой организации отвечает бюджетному законодательству Российской Федерации.

Цель государственного аудита

Предназначение государственного аудита заключается в составлении рекомендаций по устранению обнаруженных недочетов. Результатом проверки становится заключение. В нем отражают найденные недостатки и советы по их исправлению. Единого рецепта для различных ситуаций нет, поэтому рекомендации всегда индивидуальны.

Функции сотрудников Счетной палаты заходят за границы финансового контроля. Сегодня их распространяют на оценку результативности управления средствами, поступившими из бюджета. К задачам также примыкают рассмотрение качества составления и исполнения финансовых программ.

Все это говорит о том, что используемые разновидности аудита становятся перспективными инструментами для осуществления деятельности Счетной палаты РФ.

Современное управление экономикой и территориальным развитием страны напрямую связаны с государственными подходами к организационно-правовому обеспечению управления и финансовому контролю в сфере экономического взаимодействия государственных, общественных организаций и коммерческого сектора.

Программа подготовлена совместно со Счетной палатой Российской Федерации и нацелена на подготовку молодой генерации экономистов с профессиональными знаниями в экспертно-аналитической и контрольной деятельности, которые системно владеют методами анализа и аудита и способны осуществлять координацию между функциональными подразделениями компании и государством в рамках управления экономической деятельностью, в том числе государственно-частного партнерства.

Прием проводится на базе среднего общего образования на основании оцениваемых по стобалльной шкале результатов ЕГЭ (математика (профильная), русский язык, обществознание ), и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых Академией самостоятельно. На базе среднего профессионального или высшего образования – по результатам вступительных испытаний.

Компетенции и преимущества

КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

  • Общекультурные компетенции, связанные с умением анализировать социально-экономические проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать их развитие в будущем; подготавливать аналитическую информацию для принятия организационно-управленческих решений; обладать высокой мотивацией к профессиональной деятельности; владеть иностранным языком на уровне, достаточном для решения профессиональных задач.
  • Профессиональные компетенции, необходимые для проведения аналитической деятельности в сфере финансового контроля и государственного аудита с использованием современного отечественного и зарубежного инструментария сбора и обработки финансовой, бухгалтерской и иной информации; владение современными техническими средствами и информационными технологиями для расчетов и обоснования экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.
  • Специальные компетенции, позволяющие освоить международные стандарты осуществления аудиторской деятельности с учетом современной системы требований к качеству государственного и корпоративного управления.

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

О кафедре теории и практики государственного контроля ИГСУ РАНХиГС

ИГСУ РАНХиГС открыта при поддержке и непосредственном участии руководства Счетной палаты Российской Федерации 22 января 2013 года.

Возглавляет кафедру Горегляд Валерий Павлович – доктор экономических наук, профессор, Главный аудитор Банка России.

Кафедра обеспечивает учебный процесс и является выпускающей по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, направленность (профиль) Финансовый контроль и государственный аудит.

Деятельность кафедры, как академического подразделения, определена необходимостью подготовки профессиональных специалистов на основе интеграции знаний в области финансового менеджмента и аудита, финансового контроллинга, управления инвестиционной деятельностью и возрастающим интересом финансовых и контрольных органов исполнительной власти, крупных корпораций, аудиторских компаний к молодым специалистам в области финансового контроля и государственного аудита.

Аудитор — специалист, занимающийся аудитом (проверкой документов,финансовой и налоговой отчетности) и консультационной деятельностью, связанной с наладкой бухгалтерского учета. Профессия подходит тем, кого интересует экономика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Согласно законодательству РФ (Федеральный закон от 30.12.2008г. № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”) аудитор (от лат. auditor слушающий) - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Профессия аудитор трудоемкая, сложная и в тоже время интересная. Она требует постоянного профессионального развития и владения большим объемом информации. Но вместе с тем эта профессия традиционно одна из самых оплачиваемых и престижных.

Существуют частные и государственные аудиторы. Первые работают в интересах проверяемой компании. Они, как правило, проверяют финансовую отчетность на наличие ошибок и несостыковок, дают советы. Аудитор, находящийся на государственной службе, проверяет бухгалтерскую и налоговую отчетность организации на предмет законности осуществляемых сделок, отсутствия подтасовок при составлении договоров и предоставлении отчетов, законности каналов доходов и расходов. Основными целями проведения налогового аудита являются определение правильности исчисления суммы налогов, подлежащих уплате и предупреждение возможных претензий и штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам.

Аудит бывает как внутренний, так и внешний. Внутренний характерен для больших организаций, имеющих филиалы. Внешний - для небольших компаний, которые привлекают специалистов из аудиторских фирм.

Обязанности аудитора:

  • выезд на места, в компанию, где необходимо провести аудиторскую проверку;
  • проверка финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • ревизия бухгалтерских документов, книг, отчетности;
  • вынесение заключения, составление отчета о проделанной работе;
  • консультация по вопросам наладки бухгалтерского учета, состояния финансовой и налоговой отчетности.

Необходимые профессиональные навыки и знания

  • знания в области экономики, финансов;
  • безупречное знание финансового законодательства;
  • знание особенностей составления финансовой документации;
  • умение выявлять ошибки и нарушения (уметь отличать преднамеренные ошибки от непреднамеренных);
  • умение быстро вникать в производственный процесс проверяемой компании;
  • знание иностранного языка (для работы в престижной фирме);
  • знание программ Word, Excel, а также навыки работы с 1С, Гарант или Консультант плюс.

Также согласно Кодексу этики аудиторов от 31.05.2007г. к основным принципам поведения аудиторов относятся:

  • честность;
  • объективность;
  • профессиональная компетентность;
  • должная тщательность;
  • конфиденциальность и профессиональность поведения.

Обучение аудиторов

Чтобы стать профессиональным аудитором необходимо окончить специальные курсы, а также регулярно проходить курсы повышения квалификации.

На этом курсе вы можете получить профессию аудитора дистанционно за 3-6 месяцев. Диплом о профессиональной переподготовке установленного государством образца. Обучение в полностью дистанционном формате. Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Личные качества

  • ответственность;
  • внимательность;
  • аккуратность;
  • принципиальность;
  • мобильность;
  • коммуникабельность;
  • гибкость;
  • внимательность к деталям, цифрам;
  • аналитический склад ума;
  • хорошая память;
  • устойчивость внимания, эмоционально-волевая устойчивость.

Минусы профессии

  • частые командировки;
  • ненормированный рабочий день;
  • сложное трудоустройство без опыта работы;
  • необходимость обрабатывать большие объемы информации за короткое время;
  • отсутствие права на ошибку (если нарушение будет пропущено, а потом обнаружится при налоговой проверке, проверяемая компания заплатит штраф, а аудиторская фирма потеряет репутацию);
  • нечеткость и частая корректировка законов, правовых документов.

Плюсы профессии

  • стабильный спрос на профессиональных аудиторов;
  • высокие зарплаты аудиторов.

Место работы

  • аудиторские компании;
  • государственная налоговая служба;
  • финансово-экономические подразделения различных компаний.

Зарплата и карьера

Зарплата на 26.03.2019

Россия 27000—80000 ₽

Москва 35000—150000 ₽

Аудиторскую деятельность разрешает наличие квалификационного аттестата аудитора, который выдает Московская аудиторская палата. Согласно законодательству чтобы его получить должны быть выполнены следующие требования:

  • претендент сдал квалификационный экзамен;
  • ко дню объявления результатов квалификационного экзамена претендент имеет стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет, при этом не менее двух из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации;
  • со дня принятия Единой аттестационной комиссией решения о сдаче претендентом квалификационного экзамена до дня получения Московской аудиторской палатой от претендента заявления о выдаче аттестата прошло не более одного года.

В небольших российских фирмах зарплата и карьерный рост внутреннего аудитора зависят от размера компании и колеблются от 40 000 до 60 000 рублей, в крупной компании до 1 500 000 рублей.

Возможный вариант развития карьеры аудитора по вертикали: аудитор, старший аудитор, руководитель аудиторской проверки. Движение по горизонтали выглядит как переход из российских аудиторских фирм в международные или как переход в неаудиторские фирмы на должность внутреннего аудитора.

1.Аудит - это проверка публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с целью определения достоверности их отчетности, учета, его полноты и соответствия законодательству и установленным нормативам.
2.Аудит осуществляется независимыми лицами (аудиторами), аудиторскими организациями, которые уполномочены субъектами хозяйствования на его проведение.
3.Государственный финансовый аудит является разновидностью государственного финансового контроля и заключается в проверке и анализе фактического положения дел относительно законного и эффективного использования государственных и коммунальных денежных средств и имущества, иных активов государства, правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности, функционирования системы внутреннего контроля.
4. Государственный финансовый аудит осуществляется Счетной палатой и органами государственной контрольно-ревизионной службы в соответствии с законами.
5. Аудит и государственный финансовый аудит может проводиться по инициативе субъектов хозяйствования, а также в случаях, предусмотренных законом (обязательный аудит).
Вред, от 15.12.2005 г.
1. Аудит - это проверка или экспертиза публичной бухгалтерской и финансовой отчетности, учета, первичных документов и другой информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с целью подтверждения их достоверности, соответствия действующему законодательству и установленным нормам (стандартам) для государственных органов или собственников. Аудит оказывает практическую помощь руководству и экономическим службам субъекта хозяйствования по ведению дел и управлению финансами, налаживанию должного и правильного бухгалтерского, финансового и управленческого учета, предоставлению различных консультаций. Он также охватывает вопрос проверки коммерческой и другой хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования относительно правильности составления и реальности объявленной к уплате облагаемой налогом прибыли.
2. Аудиторская деятельность осуществляется согласно Закону Украины «Об аудиторской деятельности» от 22 апреля 1993 г. независимыми лицами - аудиторами как частными предпринимателями и аудиторскими фирмами, которые должны иметь статус юридического лица с исключительным видом деятельности - аудиторская деятельность.
3. Основные задания аудита: а) проверка финансовой отчетности и других документов для установления их достоверности и соответствия осуществленных хозяйственных операций действующему законодательству Украины; б) выявление и предупреждение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования; в) реальность определения полученных субъектом хозяйствования финансовых и других результатов; г) оценка эффективности внутреннего хозяйственного контроля; д) предоставление консультационных услуг по вопросам экономики и права.
4.5. Принято отличать аудит добровольный и обязательный. Добровольный аудит - это аудит, который проводится по заказу заинтересованной в нем стороны, когда такая проверка не предусмотрена действующим законодательством. Обязательный аудит проводится в соответствии с требованиями действующего законодательства, то есть заказчик должен (обязан) пригласить аудитора для проверки собственной финансово-хозяйственной деятельности. Аудит также принято разделять на внутренней и внешней. Внутренним аудитом является независимая оценка уставным контрольным органом деятельности определенного предприятия, организации, учреждения, определение его платежеспособности и предупреждение банкротства. За проведение внутреннего аудита отвечает субъект хозяйствования. Внешний аудит проводится аудитором или аудиторской фирмой по соглашению (договоренности) с заказчиком - субъектом хозяйствования о выполнении независимой проверки и экспертизы хозяйственной финансовой деятельности и разработки предложений, касающихся эффективности хозяйствования.
Аудит необходимо отличать от ревизии финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования после завершения хозяйственных операций с целью поиска и фиксации фактов злоупотреблений с обязательным сообщением ее результатов руководящей организации и правоохранительным органам.
Статья 363 ХК Украины определяет понятие такой разновидности государственного финансового контроля, как государственный финансовый аудит - проверка и анализ фактического состояния дел в отношении законного и эффективного использования государственных или коммунальных средств и имущества, других активов государства, правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности, функционирования системы внутреннего контроля. Результаты государственного финансового аудита и их оценка излагаются в отчете.
Вторая форма государственного финансового контроля - инспекция, которая осуществляется в форме ревизии и заключается в документальной и фактической проверке определенного комплекса или отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного учреждения и которая должна обеспечивать выявление имеющихся фактов нарушения законодательства, установление виновных в их допущении должностных и материально ответственных лиц. Результаты ревизии излагаются в акте.
Государственный финансовый контроль разделяется на внутренней и внешней. Внутренний финансовый контроль - специфическая форма управления бюджетным учреждением и бюджетными средствами, средство обеспечения законности в финансовой деятельности, которое обеспечивает постоянную оценку достаточности и соответствия деятельности бюджетного учреждения и распорядителя бюджетными средствами требованиям действующего законодательства. Он проводится соответствующими контрольными органами предприятия, организации и учреждения. Внешний финансовый контроль проводится по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных учреждений по письменному решению руководителя соответствующего органа государственной контрольно-ревизионной службы.
Правовыми основаниями осуществления государственного финансового аудита, кроме ст. 363 ХК Украины, являются также Закон Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26 января 1993 г. и ст. 26 Бюджетного кодекса Украины. Государственный аудит финансовой и хозяйственной деятельности бюджетных учреждений и деятельности других распорядителей бюджетными средствами осуществляется Счетной палатой - в части контроля за использованием средств Государственного бюджета Украины, и Главным контрольно-ревизионным управлением Украины - в части их полномочий, определенных законами Украины.

Понятие государственного финансового аудита

Государственный финансовый аудит имеет широкую функциональность и его основное назначение – это контроль и оценка расходования финансов в отдельных органах и учреждениях государственного сектора.

Задачи государственного финансового аудита

Исходя из основной цели, государственный финансовый аудит выполняет ряд определенных задач:

  1. Проверка соответствия планам и сметам расходования бюджетных финансов различными бюджетными учреждениями.
  2. Проверка целесообразности предоставляемых бюджетополучателями целевых программ и контроль их исполнения.
  3. Обеспечение возврата бюджетополучателями неиспользованных бюджетных финансов.
  4. Проверка законности исполнения финансовых операций бюджетополучателями.
  5. Проверка своевременного и полного формирования различных целевых фондов бюджетополучателями.

Основные принципы проведения государственного финансового аудита

Выполняя задачи государственного финансового аудита, необходимо постоянно придерживаться определенных принципов:

  1. Плановость. Данный принцип подразумевает составления плата такого аудита и точного следования ему.
  2. Системность. Данный принцип подразумевает определенные интервалы между проверками тех или иных субъектов-бюджетополучателей.
  3. Непрерывность. Не допускается проводить государственный финансовый аудит по частям с интервалами времени. Необходимо проводить проверку одним непрерывным процессом.
  4. Законность. Все аудиторские процедуры при государственном финансовом аудите должны отвечать нормам действующего законодательства в части проведения аудита. С другой стороны, необходимо проверять деятельность бюджетополучателей на предмет законности проводимых операций с финансами.
  5. Объективность. Аудитор должен быть беспристрастным и объективным при проверке деятельности по исполнению бюджета бюджетополучателями.
  6. Независимость. Аудитор по результатам аудиторской проверке финансов, выражает собственное и независимое мнения о характере исполнения целевых программ у бюджетополучателей.
  7. Гласность. Результаты государственного финансового аудита в обязательном порядке должны быть преданы огласке, так как бюджетные средства – это национальные финансовые ресурсы, к образованию которых причастны граждане государства.
  8. Контроль. Государственный финансовый аудит выполняет функцию контроля при проведении проверок, что необходимо учитывать при проверке каждой операции у бюджетополучателя.

Нормативное регулирование государственного финансового аудита

Замечание 1

Основным законодательным документом, на который опираются аудиторы, является Федеральный Закон «О счетной палате РФ».

В частности, статья 9 данного Закона подробно регламентирует деятельность аудиторов, требования к ним, их обязанности и полномочия. Статьи 19-23 отдельно регулируют проведения аудиторских проверок по разным направлениям и объектам. Статья 24 отдельно регламентирует порядок предоставления экспертизы по проверяемым объектам и порядок составления аудиторского заключения.

Порядок проведения государственного финансового аудита

Государственному финансовому аудиту присущ определенный порядок проведения проверки:

  1. Документальная проверка достоверности и целевого назначения различных финансовых операций.
  2. Проверка состояния бюджетного учета на объектах проверки.
  3. Проверка достоверности показателей бюджетной отчетности.
  4. Проверка целевого назначения расходования вверенных учреждению бюджетных средств.