Учет в малых предприятиях. Простая форма ведения бухгалтерского учета. Департамент Регулирования Бухучета, Финансовой отчетности и Аудиторской деятельности Минфина РФ

Минфин России Приказом от 16.05.2016 № 64н дополнил ряд ПБУ новыми правилами. Они адресованы компаниям, которые вправе применять упрощенные правила бухгалтерского учета. В Приказе № 64 они условно именуются малыми предприятиями. Дело в том, что круг таких субъектов определен пунктами 4 и 5 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и малыми предприятиями он не исчерпывается.

В этой статье разберем: в чем состоят новации, как их внедрить на практике * , какая от них польза и какие проблемы может повлечь их применение. А в следующем номере мы подробно расскажем, кому и почему новые правила бухгалтерского учета облегчат ведение налогового учета.

* Во всех примерах расчеты по НДС опускаем.

Учет материально-производственных запасов

Начнем с изменений, которые коснулись ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Малые предприятия получили возможность принимать к учету материально-производственные запасы (МПЗ) по цене поставщика. Все иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, теперь разрешено включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.


ПРИМЕР 1. ОЦЕНИВАЕМ МПЗ

Торговая фирма «Парус» закупила товары на сумму 100 000 руб. и затратила на их доставку 7000 руб. По общеустановленным правилам товары надлежит приходовать по фактической себестоимости, составляющей 107 000 руб. (100 000 + 7 000). Но на основании новых упрощенных правил бухгалтер «Паруса» сделал такие записи:

ДЕБЕТ 41   КРЕДИТ 60
- 100 000 руб. – оприходованы товары;

ДЕБЕТ 44   КРЕДИТ 76
- 7000 руб. – отнесены на расходы затраты на доставку товаров.

Принятый упрощенный порядок оценки МПЗ распространяется на все их виды. Применять для одних видов (например, материалов) упрощенный порядок, а для других (например, товаров) – общеустановленный, неправомерно. Следующая новелла, воистину революционная, состоит в том, что микропредприятиям разрешено списывать на финансовые результаты принятые к учету МПЗ, не дожидаясь их фактического использования в деятельности.


ПРИМЕР 2. СПИСАНИЕ МПЗ НА МИКРОПРЕДПРИЯТИИ

Производственная фирма «Вымпел» является микропредприятием. При закупке партии сырья у поставщика на сумму 50 000 руб. затрачено на консультационные услуги 2000 руб. По упрощенным правилам учетные записи этих операций выглядят так:

а) на дату затрат –

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 60
- 50 000 руб. – оприходовано сырье;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 76
- 2000 руб. – списаны на расходы затраты на услуги консультанта;

б) в конце календарного месяца (вне связи с расходованием материалов в производстве) –

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»   КРЕДИТ 20
- 52 000 руб. (50 000 + 2000) – списаны на себестоимость продаж затраты на сырье.

Такой способ приведет к тому, что в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности не будут формироваться остатки МПЗ – сырья, материалов, покупных товаров и незавершенного производства. А такой вид МПЗ, как готовая продукция, вообще не возникнет. Его просто «не из чего» формировать.

Подобный метод учета затрат известен как «котловый», он не предполагает ведения аналитического учета.

А как вести учет продаж?


ПРИМЕР 3. ОТРАЖАЕМ ПРОДАЖИ

Воспользуемся условиями примера 2. Предположим, сырье приобретено в марте 2017 года. В этом месяце продаж у «Вымпела» не было. В апреле реализована готовая продукция на сумму 20 000 руб. Бухгалтер сделает записи:

в марте –

ДЕБЕТ 99   ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»
- 52 000 руб. – отнесены на финансовый результат расходы месяца;

в апреле –

ДЕБЕТ 62   КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
- 20 000 руб. – признана выручка.

В результате такой учетной политики оперативный контроль за МПЗ будет утрачен. Управленческий учет придется вести обособленно. Между тем упрощенный бухучет обладает важным преимуществом.

Вспомним, что микропредприятия вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств (п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»), а расходы – после осуществления погашения задолженности (п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Теперь представьте, что по фирме «Вымпел» в марте – апреле 2017 г. не было: сырье не оплачено, деньги от покупателя не поступали. Примеры 2 и 3 относятся к учетной политике по методу начисления (абз. 5 п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Если же «Вымпел» примет решение вести бухучет кассовым методом, то в условиях примеров 2 и 3 не возникнет вообще никаких фактов хозяйственной жизни (п. 8 ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

На первый взгляд, это экзотика. Однако в условиях применения у «Вымпела» не будет записей и в налоговом учете (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Ведь в основе УСН лежит именно кассовый метод (абз. 1 п. 1 ст. 346.17 НК РФ). В итоге расхождений между налоговым и бухгалтерским учетом у «Вымпела» не возникнет.

Таким образом, упрощенный порядок списания сырья и материалов привлекателен для производственных микропредприятий на УСН. Для торговых операций внедрять упрощенный порядок смысла нет, поскольку в налоговом учете стоимость товаров относится на расходы по мере реализации указанных товаров (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Помните: вы вправе установить применение упрощенного порядка списания для МПЗ лишь одного вида – скажем, для сырья или материалов. При этом товары вы будете списывать по общеустановленным правилам – по мере реализации.Внесено еще одно упрощение, весьма удобное для бухгалтерий. Минфин России разрешил списывать на расходы затраты на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в полной сумме по мере их приобретения. На практике это означает, что бухгалтерам больше не придется вести обременительный контроль за расходованием канцтоваров.


ПРИМЕР 4. УЧИТЫВАЕМ «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ» МПЗ

Малое предприятие «Паритет» приобрело бумагу для офисных целей в объеме годовой потребности на сумму 30 000 руб. Вместо того, чтобы приходовать бумагу, а затем ее постепенно списывать, бухгалтер «Паритета» вправе сделать единственную запись:

ДЕБЕТ 26   КРЕДИТ 60
- 30 000 руб. – списана бумага для принтеров.

И последнее облегчение работы по учету МПЗ на малых предприятиях – упразднена обязанность ежегодной переоценки запасов по текущей рыночной стоимости в случае ее снижения. Иными словами, создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01) теперь необязательно. Впрочем, до последнего времени такие резервы формировали редкие энтузиасты.

Учет основных средств

Упрощения в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» коснулись порядка формирования первоначальной стоимости и их амортизации.

Если малое предприятие приобрело объект ОС за плату, то его первоначальную стоимость формируют только исходя из цены поставщика (продавца) и затрат на монтаж.

Иными словами, первоначальная стоимость покупного основного средства имеет лишь две составляющие.

Если же объект ОС сооружен или изготовлен, то его первоначальная определяется в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.

Все иные затраты можно включать в состав расходов по обычным видам деятельности. Капитализировать их (с последующим списанием через амортизацию ОС) не обязательно.


ПРИМЕР 5. АМОРТИЗИРУЕМ ОС

Производственная фирма «Вымпел» заключила договор строительного подряда на возведение нового цеха в сумме 1 500 000 руб., а также приобрела автоматизированную линию для штамповки пластмассовых изделий стоимостью 500 000 руб.

Кроме того, понесены затраты:

На приобретение давальческих стройматериалов, преданных подрядчику, – 100 000 руб.;

На оплату труда и социальное страхование работников «Вымпела», направленных на стройплощадку, – 90 000 руб.;

На доставку линии – 10 000 руб.;

На монтаж линии – 50 000 руб.

Руководствуясь новыми правилами, бухгалтер «Вымпела» произвел учетные записи:

ДЕБЕТ 08 субсчет «Цех»   КРЕДИТ 60
- 1 600 000 руб. (1 500 000 + 100 000) – отражены затраты по договорам строительного подряда и поставки стройматериалов;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 70, 69
- 100 000 руб. – списаны затраты на оплату труда и социальное страхование персонала, участвующего в строительстве;

ДЕБЕТ 08 субсчет «Автоматизированная линия»   КРЕДИТ 60
- 550 000 руб. (500 000 + 50 000) – отражены затраты на приобретение и монтаж оборудования;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 76
- 10 000 руб. – списаны затраты на доставку оборудования.

В правила амортизации тоже внесены два упрощения.

Во-первых, амортизацию не обязательно начислять помесячно. Периодичность ее начисления малое предприятие может установить самостоятельно – например, выполнять эту операцию ежеквартально. Кроме того, малое предприятие вправе начислить годовую амортизацию единовременно в полной сумме 31 декабря. Однако если в течение года ОС выбывает, медлить с начислением его амортизации неправомерно.

Во-вторых, амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря разрешено начислять единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухгалтерскому учету. Вопрос в том, что считать производственным и хозяйственным инвентарем. Конкретные примеры таких объектов можно найти в Постановлении Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В частности, к производственному и хозяйственному инвентарю относятся:

  • сооружения для занятий спортом и отдыха – код ОКОФ 220.42.99.12;
  • ковры, ковровые изделия, театральные костюмы – код ОКОФ 330.13.92.29.190;
  • мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, парикмахерские кресла и аналогичные кресла, и их части – код ОКОФ 330.32.50.30.

ПРИМЕР 6. АМОРТИЗИРУЕМ ИНВЕНТАРЬ

Малое предприятие «Паритет» приобрело бронированный сейф для хранения денег и документов за 30 000 руб. Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, такой сейф классифицируется как «Инвентарь производственный и хозяйственный» (код ОКОФ 330.25.99.21.110). Следуя упрощенным правилам, бухгалтер начислил амортизацию сейфа при принятии его к учету:

ДЕБЕТ 08   КРЕДИТ 60
- 30 000 руб. – приобретен сейф;

ДЕБЕТ 01   КРЕДИТ 08
- 30 000 руб. – сейф включен в состав основных средств;

ДЕБЕТ 26   КРЕДИТ 02
- 30 000 руб. – начислена амортизация сейфа.

Невзирая на полную амортизацию, объект ОС не списывается с бухгалтерского учета до его фактического выбытия (прекращения использования).

Как видно, упрощенный подход приведет к снижению их первоначальной стоимости и увеличению амортизации, а значит – к уменьшению остаточной стоимости ОС.

Если малое предприятие применяет упрощенную систему налогообложения, то снижение совокупной остаточной стоимости ОС благоприятно в том отношении, что отодвигает момент утраты права на этот льготный режим. Об этом сказано в подпункте 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Однако пересмотреть первоначальную стоимость «старых» основных средств за счет применения новой учетной политики не удастся. Переоценка ОС допустима лишь в случаях, прямо предусмотренных нормативными документами. Это правило закреплено в пункте 14 ПБУ 6/01.

Замечание 1

Развитие малого предпринимательства в России предопределяет уровень демократии и открытости экономики государства. Посредством поддержки этого сегмента предпринимательства правительство имеет возможность решать проблемы повышения благосостояния населения и увеличения процента граждан со средним уровнем доходов. Развитие малого бизнеса в РФ способствует пополнению бюджета за счет поступлений налоговых платежей.

На сегодняшний день рыночные отношения находятся в стадии развития и требуют своевременных управленческих решений. Для этого нужна достоверная и полная информация, получаемая за счет отлаженного бухгалтерского учета. Для успешного функционирования малых предприятий важно сформировать эффективную систему учета. Ограниченность в финансовых и трудовых ресурсах определяет методику построения и работы бухгалтерской службы малых компаний, а также форму ведения учета, зависящей от применяемой системы налогообложения.

Субъекты малого предпринимательства

К субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, имеющие:

Федеральный закон № 209ФЗ не требует регистрации в качестве субъекта малого бизнеса, соответственно, чтобы им являться необходимо соблюдение законодательно определенных критериев. Соответствие данным критериям будет проверяться каждый раз, когда организация или предприниматель обратится за поддержкой государства в данном качестве.

Льготное налогообложение субъектов малого предпринимательства - приоритетное направление государственной поддержки. Специальные налоговые режимы позволяют снизить налоговую нагрузку на компании.

В законодательстве Российской Федерации определено два основных вида режимов налогообложения:

  • общий,
  • специальные.

К специальным режимам относятся:

  • ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог;
  • УСН - упрощенная система;
  • Патент;
  • ЕНВД - единый налог на вмененный доход.

Классификация всех субъектов по режимам налогообложения позволяет определить состав отчетности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Малые предприятия для постановки бухгалтерского учета обязаны самостоятельно создавать учетную политику, основываясь на своей структуре, отраслевой принадлежности и иных особенностей деятельности. Специфика деятельности малых организаций требуют особого подхода к формированию учетной политики.

Индивидуальные предприниматели на ОСНО платят все установленные налоги со своих доходов, а также налог с выплат, производимых в пользу наемных работников и лиц, выполняющих работу на основании договоров ГПХ, взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование, государственные таможенные пошлины, лицензионные, регистрационные сборы и другие требуемые налоги, сборы, платежи.

Патентная система налогообложения для малого бизнеса является наиболее привлекательной. Стоимость патента рассчитывается по ставке 6 % от предполагаемого годового дохода. Владельцы патента не уплачивают НДС, за исключением определенных законом случаев. Сохраняется уплата НДС: при ввозе товаров из-за границы, при осуществлении деятельности по договорам простого, инвестиционного товариществ, по договорам доверительного управления. Порядок уплаты стоимости патента отличается от схемы налогообложения субъектов малого предпринимательства на иных режимах. Если патент приобретается на срок менее шести месяцев, то полную стоимость необходимо перечислить не позднее двадцати пяти календарных дней после начала действия патента. Если патент получен на срок от шести месяцев до одного календарного года, то треть суммы уплачивается не позднее двадцати пяти календарных дней после момента начала действия патента, а две трети, соответственно, не позднее тридцати календарных дней до момента окончания действия патента.

Замечание 2

Следует отметить, что все 100 % оплаты патентов направляются в бюджет муниципальных образований.

Система налогообложения

Система налогообложения в виде ЕНВД для определенных видов деятельности предполагает определение размера базовой доходности для тех видов хозяйственной деятельности, в которых затруднен контроль. Применение ЕНВД не является обязательным. Плательщики ЕНВД освобождаются от следующих налогов:

  • налог на прибыль организации или налог на доходы физических лиц;
  • НДС, за исключением НДС при ввозе товаров;
  • налог на имущество организации или физических лиц.

Отмена перечисленных налогов распространяется только на операции, прибыль, имущество, которые связаны с предпринимательской деятельностью, облагаемой ЕНВД.

При применении упрощенной системы налогообложения предприятия малого бизнеса ограничиваются уплатой единого налога по УСН. Для предпринимателей данный налог заменяет уплату НДС, НДФЛ, налога на имущество физических лиц, используемого в предпринимательской деятельности.

Предприниматели, применяющие УСН, продолжают уплачивать: страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и другое страхование, а также иные федеральные, региональные и местные налоги. Налогоплательщики УСН должны обеспечивать полноту, непрерывность, достоверность учета данных хозяйственной деятельности, необходимых для определения налоговой базы и суммы самого единого налога. Для этого они обязаны вести Книгу учёта доходов и расходов, где в хронологическом порядке на основе первичных документов отражают все хозяйственные операции отчетного периода.

Для перехода на УСН необходимо подать уведомление до 31 декабря текущего года. Вновь зарегистрированные компании могут применять УСН с даты государственной регистрации, при условии подачи соответствующего заявления в установленный срок. Если уведомление не будет представлено в обозначенные сроки, то налогоплательщик лишается права применения УСН.

Выбор системы налогообложения не всегда зависит от желаний налогоплательщика и в первую очередь определяется законодательством. Грамотный подход к выбору системы налогообложения является залогом успешного развития компании и оптимизации налогообложения. Соответственно предприятие впоследствии сможет сократить размер отчислений в бюджет, сохранить средства и направить их на развитие предприятия.

Законодательством РФ предусмотрено, что бухгалтерская отчетность малыми предприятиями представляется в утвержденном порядке, предусматривающем упрощение форм и процедуры отчетности. Для организации учета в упрощенной форме малым компаниям рекомендуется основываться на типовом плане счетов. «Упрощенцами» по большей части являются представители малых, а также микропредприятий и именно для них предусмотрено послабление в виде, того, что бухгалтерский учет они имеют право вести в более упрощенном режиме. Под упрощенной системой бухучета субъектов малого предпринимательства понимается информационное единство систем финансового, налогового учета, основанных на упрощении содержания составляющих элементов в зависимости от вида малого предприятия.

Ведение бухгалтерского учета на предприятии в упрощенной форме обязательно следует закрепить в учетной политике организации. Необходимо также отразить особые правила, отличающие упрощенный бухгалтерский учёт от стандартного. Рабочий план счетов можно упростить за счет объединения некоторых счетов. Доходы и расходы допускается признавать кассовым методом, т.е. по мере поступления и расходования денежных средств. В налоговом учете организации, применяющие УСН, также признают доходы и расходы кассовым методом, что помогает приблизить налоговый учет к бухгалтерскому учету.

Замечание 3

Допускается применение упрощенной системы регистров учета для компаний, не занимающихся производством. При количестве операций до 30 в месяц возможно ведение учета в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. В учетной политике следует отразить, используемые формы бухгалтерской отчетности.

Приказом Минфина РФ утверждены упрощенные формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах для субъектов малого бизнеса. В них отражаются показатели только по группам статей без детализации. Данные не могут отсутствовать в отчетности, просто они включаются в соответствующую группу активов или пассивов.

При переходе на сокращенный план счетов малым компаниям следует внести изменения в общепринятый алгоритм учета производственных затрат и финансовых результатов.

Правильный подход к организации бухучета на предприятиях, являющихся субъектами малого предпринимательства, обеспечивает снижение трудоемкости процесса учета, повышение точности, оперативности обработки информации и, как следствие, повышение качества управленческих решений.

В соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, малым предприятиям рекомендуется вести учет по единой журнально-ордерной форме учета для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 08.03.69 г. №63, и для небольших предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 06.06.60 г. №176. На малых предприятиях, имеющих незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 300 в месяц), учет может осуществляться по упрощенной форме учета.

Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребности своего производства и управления, их сложности и численности работающих. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета. При учете производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулировании себестоимости продукции малые предприятия руководствуются отраслевыми указаниями, разработанными министерствами и ведомствами на основе типовых по согласованию с Минфином РФ для предприятий подведомственных отраслей.

Для организации учета по упрощенной форме учета малым предприятиям рекомендуется составить на основе типового Плана счетов рабочий план счетов (табл. 1, Приложение). В связи с переходом на сокращенный план счетов малым предприятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый порядок учета производственных ресурсов, затрат на производство продукции и финансовых результатов. На счете 01 «Основные средства» рекомендуется обособленно учитывать нематериальные активы. Амортизация нематериальных активов учитывается обособленно на счете 02 «Амортизация основных средств». Выбывающие основные средства списываются со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Расходы, связанные с выбытием основных средств, а также недоамортизированная часть основных средств списываются в дебет счета 90 «Продажи». В случае продажи основных средств их остаточная стоимость и расходы по продаже списываются в дебет счета 90 «Продажи». Выручка от продажи учитывается по кредиту счета 90. Все производственные запасы на малых предприятиях рекомендуется учитывать на одном синтетическом счете 10 «Материалы».Все затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг на малых предприятиях рекомендуется учитывать на счете 20 «Основное производство». При этом затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим статьям затрат (материалы, заработная плата и др.).Если ремонтные работы выполняются подрядным способом, то затраты на ремонт рекомендуется включать в состав общехозяйственных расходов.

При кассовом методе учета доходов и расходов затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), отражаются на счете 20 «Основное производство» только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат. Фактическая себестоимость отгруженных (проданных) ценностей (работ, услуг) отражается обособленно на дебете счета 41 «Товары» до момента поступления денежных средств. При поступлении денежных средств дебетуют счета учета денежных средств и кредитуют счет 90 «Продажи», после этого списывают себестоимость проданной продукции (работ, услуг) с кредита счета 41 в дебет счета 90.В случае выполнения своих обязательств покупателем иным способом (по договору мены, зачету взаимной задолженности и т.п.) кредитовая запись по счету 90 «Продажи» корреспондируется с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Малые предприятия, имеющие значительное количество объектов учета, недлительный цикл производственного процесса и учитывающие общехозяйственные расходы обособленно от прямых, могут списывать общехозяйственные расходы на затраты по продаже продукции (счет 90 «Продажи»). При таком списании производственная себестоимость продукции исчисляется без учета общехозяйственных расходов и будет несопоставима с производственной себестоимостью предприятий, не учитывающих общехозяйственные расходы на отдельном синтетическом счете. Учет готовой продукции и товаров осуществляется на счете 41 «Товары».Товары, приобретаемые для продажи, принимаются к учету по стоимости приобретения с дальнейшим их списанием при выбытии по методу средневзвешенной себестоимости. Учет продажи продукции (работ, услуг) и любого другого имущества малого предприятия, а также определение финансового результата по этим операциям осуществляются на счете 90 «Продажи».Финансовые результаты и их использование могут учитываться непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки». В течение года суммы прибыли и ее использование отражаются в соответствующем регистре развернуто: по кредиту счета нарастающим итогом показывают прибыль, а по дебету счета - ее использование. По окончании года на дату составления бухгалтерской отчетности оставшаяся часть прибыли перечисляется со счета 99 на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Учет всех видов дебиторской и кредиторской задолженности осуществляется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Расчеты производятся в развернутом виде: по дебету - возникновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту - возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской. Учет ссуд банка, заемных и целевых средств осуществляется малым предприятием на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» по их видам и срокам погашения.

При упрощенной форме учета в качестве регистра синтетического учета используют Книгу учета фактов хозяйственной деятельности (ф. №К-1 - табл. 4, § 17 главы 1), а в качестве регистров аналитического учета - следующие ведомости: учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (ф. №В-1); учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (ф. №В-2); учета затрат на производство (ф. №В-3); учета денежных средств и фондов (ф. №В-4); учета расчетов и прочих операций (ф. №В-5); учета реализации (ф. №В-6 (оплата) и В-б (отгрузка)); учета расчетов с поставщиками (ф. №> В-7); учета оплаты труда (ф. №В-8); шахматную (ф. №В-9).

Ведение Книги учета фактов хозяйственной деятельности и ведомости учета заработной платы является обязательным, остальные ведомости ведутся по мере необходимости. В этом случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром не только синтетического, но и аналитического учета. В Книге учета фактов хозяйственной деятельности по каждой хозяйственной операции записывают ее порядковый номер, номер и дату документа, содержание операции, сумму, увеличение и уменьшение по счетам учета имущества, обязательств и процессов. При открытии Книги в ней записывают остатки по каждому счету. Книгу можно вести в виде ведомости, открывая ее на каждый месяц, или в форме Книги, предназначенной для учета операций за весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице Книги записывают число содержащихся в ней страниц, заверяемое подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.

Ведомости ф. №В-1 - В-9 предназначены для аналитического учета имущества, обязательств и процессов. В них записывают показатели характеристики соответствующих объектов учета, их наличия на начало периода, поступления или расхода и наличия на конец периода. Например, в ведомости учета производственных запасов и товаров указывают порядковый номер каждого вида материалов и товаров, единицу измерения, цену, остаток на начало месяца в количественном и стоимостном выражении, приход, расход и остаток на конец месяца также в количественном и стоимостном выражении. Запись в учетные регистры производят на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с Положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количества ежедневно совершаемых хозяйственных операций. Если количество хозяйственных операций незначительно, то их вначале записывают в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности, а после этого - в соответствующие ведомости. Например, операция по поступлению денежных средств в кассу с расчетного счета будет отражена в графе «Сумма», по дебету счета 50 «Касса», кредиту счета 51 «Расчетный счет» Книги учета фактов хозяйственной деятельности, а затем в ведомостях по учету денежных средств и фондов (ф. №В-4), открываемых отдельно на кассовые операции и на операции по расчетному счету. Если на предприятии совершается значительное количество хозяйственных операций, их можно записывать вначале в соответствующие ведомости, а итоговые данные ведомостей за месяц записывать в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности. Для правильного переноса данных из ведомостей в Книгу можно использовать кредитовый принцип записи оборотов ведомостей в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. В этом случае из каждой ведомости в графе «Сумма» Книги учета фактов хозяйственной деятельности записывают общую сумму кредитового оборота счета ведомости, а затем расшифровывают ее частными суммами по соответствующим счетам Книги. Таким же образом переносят кредитовые обороты из соответствующих ведомостей по каждому синтетическому счету. При наличии у малого предприятия значительного количества объектов основных средств оно может вести их учет в инвентарных карточках учета основных средств (форма №ОС-6). На основании итоговых данных карточек учета движения основных средств (№ОС-8) ведут сводный учет движения основных средств по счету 01 «Основные средства» в ведомости по форме Х° В-1. Начисление амортизационных отчислений в этом случае производят в разработочной таблице №6 или 7 журнально-ордерной формы учета. По окончании месяца в Книге подводят итоги, подсчитывают обороты по каждому счету и выводят конечное сальдо.

Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе «Сумма». Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать. Данные о начальных и конечных остатках по каждому синтетическому счету используют для составления бухгалтерского баланса. Для обобщения месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности и проверки правильности записей на счетах рекомендуется составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета, являющуюся основой для составления бухгалтерского баланса. При использовании ведомостей в качестве регистров аналитического учета их месячные итоги можно переносить в ведомость (шахматную) по форме №В-9. Эта ведомость является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета. Ведомость открывается на каждый месяц. В подлежащем ведомости записывают синтетические счета в порядке их возрастания, а в сказуемом - в порядке увеличения их номеров. Кредитовые обороты счетов из ведомостей ф. №1-8 переносят в ведомость ф. №9 с расшифровкой их по дебетуемым счетам. По завершении разноски по каждому счету подсчитывают сумму дебетового оборота. Который должен быть равен дебетовому обороту в соответствующей ведомости. Общий итог дебетовых оборотов должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов. Дебетовые и кредитовые обороты по каждому счету переносят в оборотную ведомость по синтетическим счетам, в которой подсчитывают сальдо. В соответствии с Федеральным законом для малых предприятий установлены упрощенные процедуры и формы отчетности. Закон №209-ФЗ пунктом 3 статьи 7 предусматривает упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности. Организации - субъекты малого предпринимательства составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке. При применении общей системы налогообложения бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Законом от 21.11.1996 №129-ФЗ, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 №43н), Приказом Минфина России от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - Приказ №67н). Согласно пункту 2 статьи 13 Закона №129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций, имеющих статус субъектов малого предпринимательства, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), включает: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к ним, предусмотренные нормативными актами; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если в соответствии с федеральными законами она подлежит обязательному аудиту.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Законом №129-ФЗ. Согласно пункту 2 статьи 15 Закона №129-ФЗ организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности. Если при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели. При составлении бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности и другими указаниями, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации. Что касается представления бухгалтерской отчетности малыми предприятиями, применяющими специальные налоговые режимы, необходимо отметить следующее. Организации, применяющие УСН, не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ. В нем указано, что отчетность не сдают те организации, которые освобождены от обязанности вести бухучет в соответствии с Законом №129-ФЗ (см. также Письмо УФНС России по г. Москве от 12.12.2007 №18-11/118639). Исключением из этого правила являются организации, которые совмещают УСН и ЕНВД.

Как указывают контролирующие органы, если организация применяет два специальных налоговых режима, один из которых не освобожден от ведения бухучета, то она должна представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по организации (см. Письма Минфина России от 20.05.2008 №03-11-04/3/251, от 19.03.2007 №03-11-04/3/70, от 31.10.2006 №03-11-04/2/230, УФНС России по г. Москве от 06.06.2007 №18-11/3/052731). Субъекты малого предпринимательства, которые применяют специальный налоговый режим в виде ЕНВД, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном законодательством для субъектов малого предпринимательства. То есть состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона №129-ФЗ все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами органам государственной статистики по месту их регистрации. На практике органы государственной статистики иногда требуют представления им промежуточной бухгалтерской отчетности.

В пункте 1 Приказа Росстата от 12.08 2008 №185 «Об усилении контроля за соблюдением законодательства по представлению бухгалтерской отчетности организаций в органы государственной статистики» руководителям территориальных органов Росстата приказано строго соблюдать положения законодательства о бухгалтерском учете в части требования от организаций представления в адрес органов государственной статистики только годовой бухгалтерской отчетности. В случае поступления в адрес территориальных органов Росстата квартальной (промежуточной) бухгалтерской отчетности организациям, ее представившим, должно быть направлено письменное разъяснение о порядке предоставления бухгалтерской отчетности в адрес органов государственной статистики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

Отчетность малых предприятий по УСН. Налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации по истечении налогового (отчетного) периода. Статьей 346.23 НК РФ установлены сроки и место подачи деклараций. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями - по не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть срок подачи декларации по итогам года для предпринимателей, по сравнению с организациями, продлен на месяц. В статье 346.23 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации представляют декларации в налоговые органы по месту своего нахождения, а налогоплательщики - индивидуальные предприниматели - по месту жительства. В соответствии с пунктом 3 статьи 346.23 НК РФ форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России. Форма и Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, утверждены Приказом Минфина России от 17 января 2006 г. №7н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения».

Отчетность малых предприятий по ЕНВД. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной законодательством форме. Налоговая декларация может быть представлена на бумажном носителе самим налогоплательщиком, направлена по почте или в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 №БГ-3-32/169. При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ). Таким образом, декларацию за I квартал необходимо представить в налоговые органы не позднее 20 апреля (по итогам следующих налоговых периодов в течение года соответственно не позднее 20 июля, 20 октября и 20 января). В случае если индивидуальный предприниматель зарегистрирован и по месту осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, представлять в налоговый орган по месту жительства «нулевые» декларации по НДФЛ, ЕСН и НДС не требуется. Как указано в Письме УМНС России по г. Москве от 06.04.2004 №21-08/23524, у индивидуального предпринимателя, не осуществляющего иных видов деятельности, кроме облагаемых ЕНВД, отсутствует обязанность по представлению налоговых деклараций по перечисленным выше налогам. В Письме от 12.10.2006 №03-11-04/3/447 Минфин России сообщил, что налогоплательщик, переведенный на уплату ЕНВД, не обязан подавать «нулевые» декларации по налогам (на имущество, НДС и др.). Форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 17.01.2006 №8н.

Статистическая отчетность малых предприятий. Независимо от выбранной системы налогообложения, учета и отчетности малые предприятия должны представлять статистическую отчетность по следующим формам:

№ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»; №МП-1 (автогруз) «Сведения о перевозочной деятельности малого предприятия - владельца (арендатора) грузовых автомобилей»; №1-ТС (вывоз) «Сведения о поставке товаров в Республику Беларусь»; №1-лицензия «Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)»; №ДАП-ПМ «Обследование деловой активности малых предприятий, добывающих, обрабатывающих производств и осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды»; №2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия (организации)». Статистическая отчетность представляется субъектами малого предпринимательства по перечню, утвержденному органами государственной статистики. Субъекты малого предпринимательства, обязанные представлять формы государственного статистического наблюдения, должны включать сведения в целом по юридическому лицу, то есть по всем филиалам и структурным подразделениям юридического лица. Все формы федерального государственного статистического наблюдения служат только для получения сводной статистической информации и не могут быть использованы в целях налогообложения или предоставлены другим коммерческим организациям.

бухгалтерский малый учет правовой

1.1. Понятие и законодательная база существования малого предпринимательства

1.2. Документирование хозяйственных операций на малом предприятии

1.3. Формы ведения бухгалтерского учета на малом предприятии

1.4. Организация бухгалтерского учета на малом предприятии

1.5. Порядок применения рабочего Плана счетов бухгалтерского учета

1.6. Порядок определения льгот при учете и налогообложении малых предприятий до 01.01.2002 г. и с вступлением гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций»

Глава 2. Простая форма бухгалтерского учета в книге учета хозяйственных операций

2.1. Простая форма бухгалтерского учета на малом предприятии

2.2. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия

Глава З. Учет финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия в книге учета доходов и расходов. Методика учета при налогообложении субъектов малого предпринимательства

3.1. Действие упрощенной системы налогообложения

3.1.1. Субъекты с правом пользования упрощенной системой налогообложения

3.1.2. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения

3.1.3. Определение объекта налогообложения

3.1.4. Порядок определения доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения

3.1.5. Налоговая база

3.1.6. У минимального налога

3.1.7. Перенос убытка или части убытка и следующие налоговые периоды

3.1.8. Налоговый период. Отчетный период

3.1.9. Налоговые ставки

3.1.10. Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей

3.1.11. Налоговая декларация

3.1.12. Налоговый учет

3.1.13. Особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения

3.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

3.2.1. Основные понятия

3.2.2. Исчисление и уплата налога

3.2.3. Налогоплательщики

3.2.4. Объект налогообложения и налоговая база

3.2.5. Порядок и сроки уплаты единого налога

3.2.6. Зачисление сумм единого налога

3.3. Порядок учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей

Глава 4. Отчет малых предприятий

4.1. Состав отчетности малого предприятия

4.2. Нормативное регулирование при предоставлении упрощенной отчетности

Введение

Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит малому предпринимательству.

Особо отметим следующие социальные факторы этого сектора.

Во-первых, развитие малого предпринимательства способствует по степенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Во-вторых, малый бизнес - не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности.

В-третьих, объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

В-четвертых, сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Малое предпринимательство - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со свои ми отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определен ном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.

Для законодательного обеспечения развития и эффективной деятельности малых предприятий на различных этапах социально-экономических реформ в России были приняты нормативные правовые акты (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, региональные правовые акты и другие), которые в совокупности об разуют законодательство о малых предприятиях.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются малые предприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ст. З Федерального закона от 14 июня 1995 г. Р 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.)).

Целью Федеральной программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер его государственной поддержки на федеральном уровне.

Что касается содержания Программы, то нельзя не отметить, что ее мероприятия намечены на основе анализа состояния малого предпринимательства в настоящее время, что позволило Правительству критически осмыслить сложившуюся ситуацию, сформулировать саму проблему.

Правительство отдает себе отчет в том, что деятельность субъектов мало го предпринимательства во многом зависит прежде всего от действий федеральных органов исполнительной власти. Мало того, без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства не возможно. Исходя из этого основные мероприятия Программы направлены прежде всего на разрешение федеральными органами власти проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, таких как:

Несовершенство системы учета и налогообложения;

Нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;

Неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий;

Отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и другие);

Организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;

Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Формы организации бухгалтерского учета. Особенности ведения бухгалтерского учета при упрощенной системе налогообложения. Особенности применения единого налога на вмененный доход на малых предприятиях. Организация и планирование аудита малых предприятий.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2011

    Критерии отнесения предприятий к категории малых: ограничение средней численности работников, выручка от реализации товаров без учета НДС. Организация, ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях. Отчетность субъектов малого предпринимательства.

    контрольная работа , добавлен 07.08.2009

    Теоретические основы учета на малых предприятиях. Критерии отнесения предприятия к малому бизнесу. Особенности учета на малых предприятиях. Организация налогового учета на малом предприятии. Расчет единого налога. Единый налог на вмененный доход.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2008

    Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий. Виды малого бизнеса и его организационно-правовые формы. Особенности применения единого налога на малых предприятиях. Бухгалтерская и налоговая отчетность на примере предприятия ООО "Досуг".

    курсовая работа , добавлен 23.04.2011

    Применение общепринятой системы бухгалтерского учета и налогообложения на малых предприятиях. Бухгалтерский учет и налогообложение на малых предприятиях, являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход. Особенности ведения бухгалтерского учета.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2011

    Организация и особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях. Налоговый учет при упрощенной системе налогообложения. Финансово-экономический анализ деятельности ПО "Заготхлебпром»". Проведение аудита на предприятии и его результаты.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2010

    Малые предприятия как составная часть активной рыночной политики. Критерии отнесения к малым предприятиям. Учетная политика на малом предприятии. Формы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях, анализ их преимуществ и недостатков.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2008

    Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации. Особенности бухгалтерского учета для малых предприятий. Обязательные реквизиты первичных учетных документов. Рассмотрение основных форм бухгалтерского учета: журнально-ордерной и упрощенной.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014