Сущность рефинансирования коммерческих банков центробанком. Система рефинансирования коммерческих банков

Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка. Это особенно наглядно проявляется сейчас в банковской системе России, где основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности является рефинансирование банков. По решению Совета Директоров Центрального банка в ходе реструктуризации банковской системы банкам будут предоставляться кредиты на поддержание ликвидности, повышение финансовой устойчивости, а также стабилизационные кредиты на срок до одного года в пределах ориентиров денежно-кредитной политики. По мере нормализации ситуации в банковском секторе предполагается прекратить предоставление указанных кредитов.

Кредитные рефинансирования различаются по:
- форме обеспечения - учетные и ломбардные кредиты;
- срокам использования- краткосрочные (на 1 или несколько дней) и среднесрочные (до 6 месяцев);
- методам предоставления - прямые кредиты и кредиты, реализуемые Центральным банком через аукционы;
- целевому характеру - корректирующие и сезонные кредиты.

Учетные (дисконтные кредиты) - это ссуды, предоставляемые Центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока. Согласно действующим в разных странах законам Центральный банк уполномочен покупать у банков и продавать им коммерческие и казначейские векселя исходя из установленной учетной ставки. Важный инструмент воздействия на состояние кредитно-денежного обращения- использование количественных ограничений имеющихся в распоряжении банков учетных кредитов посредством установления лимитов общей суммы переучитываемых заимствований. Лимит распространяется на все переучитываемые Центральным банком векселя и может быть установлен в индивидуальном порядке для отдельных учреждений либо в форме ограничений на объем кредитов, предоставляемых одному заемщику. В зависимости от ситуации в денежно-кредитной сфере лимиты переучета либо сокращаются, либо увеличиваются. Повышая уровень лимита, Центральный банк стремится выравнять финансовые потери, возникающие в результате изменения рыночных условий, или увеличить кредитные ресурсы банков в рамках предусмотренного прироста денежного массы. Поэтому повышение уровня кредитного лимита не означает проведение Центральным банком экспансионистской денежно-кредитной политики, а рассматривается как механизм регулирования банковской ликвидности.

Ломбардные кредиты, предоставляемые Центральным банком коммерческим, являются процентными ссудами под залог ценных бумаг. Размеры ссуд устанавливаются в зависимости от вида залога. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардного кредита. Ломбардные кредиты предоставляют лишь при кратковременных трудностях, испытываемых кредитными институтами. Процентная ставка ломбардного кредита обычно превышает ставку учетного процента на 1-3%.

Ломбардные кредиты широко использовались в практике денежно-кредитной политики в России. После событий 17 августа 1998 г. Совет директоров Центрального банка оперативно принял решение о внесении изменений в действующий механизм кредитования банков. Исходя из критерия срочности, кредиты рефинансирования Центрального банка разделяются на краткосрочные- кредиты «овернайт», внутридневные кредиты - и среднесрочные - от 1-2 месяцев до 6 месяцев или до 1 года. В целях упорядочения процедуры проведения ломбардных аукционов и недопущений завышения банками процентных ставок было установлено, что начиная с 1 сентября 1998 г., банки имевшие возможность получения кредитов «овернайт», не допускаются к участию в ломбардных кредитных аукционах. В связи с выпуском облигаций Центрального банка эти ценные бумаги стали приниматься в обеспечение кредитов Центрального банка, предоставляемых по результатам ломбардных кредитных аукционов, внутридневных кредитов и кредитов «овернайт». В целом за 1998 г. Центральный банк предоставил ломбардные кредиты 160 банкам 44 регионов.

В последние годы наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования Центрального банка России имеют краткосрочные кредиты («овернайт» и внутридневные), так как межбанковский кредитный рынок не восстановлен после кризиса и обеспечение краткосрочными кредитами взял на себя Центральный банк. Процедуру предоставления обеспеченных кредитов Центрального банка - внутридневных и кредитов «овернайт» - предполагается распространить на банки ряда регионов по мере их технической готовности.

Кредитные аукционы являются широко практикуемым центральными банками способом предоставления кредитных ресурсов. При проведении кредитного аукциона потенциальные заемщики направляют в Центробанк заявки с указанием объема кредитов, которые они хотели бы получить, и уровня процентной ставки. На основе полученных заявок Центральный банк устанавливает общую сумму кредитов аукциона, уровень процентной ставки, а также способ проведения аукциона.

При американском способе заявки ранжируются по уровню предложенной процентной ставки в порядке убывания, а затем удовлетворяются в том же порядке, начиная с максимальной предложенной процентной ставки до полного исчерпания установленного объема кредита. В результате сумма последней из удовлетворенных заявок может быть сокращена. При голландском способе все заявки удовлетворяются по цене отсечения - минимальной ставке, предлагаемой банками, попавшими в круг покупателей.

В случае аукциона с фиксированной процентной ставкой удовлетворяются все заявки, однако при превышении общей суммы этих заявок над объемом предложенного к аукциону кредита все заявки удовлетворяются частично.

В рамках проводимой реструктуризации банковской системы России основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности банкам будет рефинансирование. Уже в течение сентября - ноября 1998 г. Центральный банк с целью поддержания ликвидности, повышения финансовой устойчивости и проведения мероприятий по финансовому оздоровлению принимал решения о предоставлении кредитов банкам регионов России (первоочередная задача- восстановление и укрепление региональных банков), а также отдельным социально значимым банкам на сумму около 8 млрд. руб. сроком до 1 года.

Центральный банк будет проводить работу по дальнейшему совершенствованию действующей системы кредитования и постепенной централизации этого процесса через создание единого программного кредитного комплекса кредитных операций. Это позволит обеспечить бесперебойное функционирование системы безналичных расчетов, развязку неплатежей!! поможет банкам более эффективно управлять своей ликвидностью.

В настоящее время рефинансирование российских банков возможно следующим способом как первичное публичное размещение акций - IPO. Крупные и средние банки присматриваются к такому виду финансирования как IPO.

Участники рынка ожидают привлечь значительные средства через данный инструмент финансирования. IPO имеет ряд принципиальных преимуществ перед другими формами привлечения ресурсов. Привлечение акционерного капитала позволяет улучшить баланс банка, повысить значения коэффициентов достаточности капитала.

Центральный банк РФ призвал отечественные кредитные организации к активному выходу на IPO. К инструменту IPO смогут прибегнуть лишь немногие банки. К ним относятся наиболее крупные кредитные институты с государственным участием, а также крупные банки с прозрачной структурой собственников и понятным, диверсифицированным бизнесом.

Синдицированное кредитование и облигационные займы. Эти формы долгового финансирования активно использовались российскими банками в последние 8-10 лет.

Облигационные займы и синдицированные кредиты являются более дешевым средством привлечения ресурсов, чем размещение акций. При выпуске облигаций банку необходимо предоставить инвесторам конкретную информацию о направлении вложений полученных средств.

Рефинансирование Банком России. Основным сдерживающим моментом для банков является, безусловно, достаточно высокая ставка привлечения средств регулятора рынка. Большинство средних и крупных банков имеют возможность привлекать долговое финансирование под меньшие проценты.

К рефинансированию ЦБ банки прибегают лишь в исключительных случаях недостатка ликвидности. Основным спросом в связи с этим пользуются именно внутридневные кредиты и операции прямого РЕПО (на 1 день). Более долгосрочные инструменты практически не используются. В то же время, позицию регулятора понять можно.

Роль центрального банка заключается в том, чтобы выполнять функции «кредитора в последней инстанции», он не должен составлять конкуренцию другим источникам финансирования и тем самым искажать рыночные стимулы.

В задачи Банка России так же не входят функции «банков развития», предоставляющих целевое финансирование банкам на кредитование тех или иных проектов (малый бизнес, агропромышленный комплекс и т.п.). В связи с этим критика Центрального Банка в завышении процентных ставок представляется не вполне обоснованной.

Кредиты центральных банков воздействуют на денежно-кредитный оборот. Так, коммерческий банк, получив от центрального банка денежные средства, увеличивает свои инвестиции и мультипликативно расширяет денежную массу.

Кредиты центральных банков, выдаваемые в порядке рефинансирования коммерческих банков, можно классифицировать по разным критериям (см. таблицу 1).

Таблица 1. Классификация кредитов, предоставляемых коммерческим банкам в порядке рефинансирования

Критерий классификации

Виды кредитов

1. В зависимости от инструмента временного заимствования

Кредиты центрального банка

2. В зависимости от целевой направленности кредитования

На обеспечение ликвидности

На развитие определенных отраслей или целевых программ

3. В зависимости от формы обеспечения

Под залог ликвидных и высоколиквидных ценных бумаг

Под залог векселей и прав требований по кредитным обязательствам организаций сферы материального производства и поручительства кредитных организаций

4. В зависимости от характера инициирования кредитов

Кредиты, предоставляемые на основе аукционов (по инициативе центрального банка)

Прямые кредиты центрального банка (по инициативе кредитных организаций)

5. В зависимости от сроков предоставления

Краткосрочные, на несколько часов

«Внутридневные»

«Овернайт»

Среднесрочные до 1 месяца

«Ломбардный кредит»

Долгосрочные до 1 года

С учетом того, что кредиты центральных банков обладают потенциальной возможностью стимулировать инфляционные процессы, если не будут возвращены своевременно, условием их выдачи является предоставление их под ликвидное обеспечение финансово устойчивым клиентам.

Проведение реструктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции ЦБ проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги.

Система рефинансирования банковского сектора

Под рефинансированием центральным банком коммерческих банков понимают предоставление им заимствований, когда банки исчерпали свои ресурсы или не имеют возможности пополнить их из других источников. Процесс рефинансирования состоит в восстановлении портфеля собственных ресурсов коммерческих банков и средств, вложенных в кругооборот капитала предприятий.

Кредиты рефинансирования выдаются, как правило, только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. Выполняя функцию рефинансирования, Центральный Банк России в соответствии со статьями 4 и 40 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выступает в качестве кредитора последней инстанции или банка банков.

Кредиты рефинансирования классифицируют в зависимости от:

Формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);

Методов представления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые путем проведения аукционов) ;

Сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 месяца и краткосрочные- на 1 или несколько дней) ;

Целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

Механизмы рефинансирования служат для коммерческих банков в качестве последних инструментов регулирования их ликвидности. Банки вынуждены обращаться к рефинансированию, когда исчерпаны возможности увеличения ликвидности на межбанковском и открытом рынках, и тогда Центральный банк становится кредитором последней инстанции.

Практикой Центральных банков зарубежных стран установлено, что эффективным механизм регулирования ликвидности банков может быть только при установлении по кредитам рефинансирования и депозитам штрафных процентных ставок: самых низких при депонировании средств (соответствующих самому низкому уровню процентных по депозитам денежного рынка) и самых высоких – при кредитовании банков (соответствующих максимальному уровню по отношению к ставкам денежного рынка). Это позволяет центральному банку избежать роли брокера межбанковского рынка.

Рефинансовые механизмы в зарубежных странах имеют относительно короткий срок. Долгосрочные операции нарушают принцип оперативного, гибкого управления ликвидностью. На длительные сроки банки привлекают средства на открытом рынке.

Ломбардные кредиты . Термин «ломбардный кредит» происходит от названия местности в Италии – Ломбардии, на территории которой в середине века менялы предоставляли краткосрочные кредиты под залог легкореализуемого движимого имущества. Начиная с XII – XVIII веков ломбардные кредиты предоставлялись банкам. Обеспечением ломбардных кредитов стали служить драгоценные металлы и товары.


В широком смысле слова ломбардные кредиты представляют собой ссуды под залог депонированных в банке ценных бумаг. В узком понятии термин «ломбардные кредиты» означает краткосрочные кредиты, предоставляемые Центральным банком кредитным организациям под залог ценных бумаг для удовлетворения их временных потребностей в заемных средствах. Цель их предоставления – регулирование банковской ликвидности.

Обеспечением ломбардных кредитов в практике деятельности центральных банков являются те ценные бумаги, которые имеют официальную котировку и принимаются к учету в центральном банке. Это государственные ценные бумаги и ценные бумаги, гарантированные государством, первоклассные коммерческие векселя, обращаемые на бирже акции и облигации крупных промышленных компаний и банков и прочее. Центральные банки разрабатывают перечень принимаемых в залог ценных бумаг.

Существуют определенные правила ломбардного кредитования, которых придерживаются все центральные банки:

Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов;

Право собственности на депонированные ценные бумаги переходит к центральному банку в случае, если кредиты не погашаются в срок;

Центральные банки применяют поправочные коэффициенты к номинальной стоимости ценных бумаг в целях избежания потерь при снижении их рыночной стоимости. Поправочный коэффициент выше по тем ценным бумагам, которые включены в Ломбардный перечень (список);

Ломбардные кредиты предоставляются на платной основе. Ломбардная ставка изменяется одновременно со ставкой рефинансирования и всегда выше учетной ставки;

Ломбардные кредиты предоставляются центральными банками зарубежных стран на срок от одного дня до четырех месяцев.

Ломбардный кредит может предоставляться:

По фиксированной процентной ставке, величину которой устанавливает Совет директоров.

На аукционной основе. Комитет Банка России по денежно-кредитной политике устанавливает лимит на максимальный объем кредита по каждому аукциону.

Кредиты «овернайт». Краткосрочные (корректирующие) кредиты предоставляются, как правило, для корректировки финансового положения банка в том случае, если финансовые проблемы возникли в результате следующих обстоятельств:

Резкого, непредсказуемого уменьшения депозитов;

Возникновения временных трудностей при получении кредитов из обычных источников;

Повышенного спроса на банковские кредиты в периоды кредитного «голода»;

Особых обстоятельств, оказывающих влияние на финансовое состояние банка.

Кредиты «овернайт» предоставляются Банком России, начиная с 19 июня 1998 г. Это обеспеченные кредиты, пришедшие на смену ранее предоставляемым однодневным расчетным кредитам. Получить их могут банки, расположенные в регионах с современной расчетной системой, которая позволяет осуществлять расчеты с учетом поступлений текущего операционного дня.

Целью кредитов «овернайт» является обеспечение бесперебойного функционирования системы расчетов. Для завершения банком расчетов в конце операционного дня на корсчет банка зачисляется сумма кредита и проводится списание средств по неисполненным платежным документам. Такие кредиты предоставляются банкам, с которыми подписан Генеральный кредитный договор, предусматривающий право на получение кредита «овернайт».

Внутридневные кредиты . в совокупности с кредитами «овернайт» призваны обеспечить нормальное, бесперебойное функционирование платежной системы. Они являются обеспеченными, а банки, пользующиеся данными кредитами, должны отвечать установленным критериям (см. Ломбардные кредиты).

Учетные (дисконтные) кредиты. Учетные (дисконтные) кредиты являющиеся одним из методов рефинансирования – это ссуды, предоставляемые центральным банком коммерческим банкам под учет векселей.

Данный метод рефинансирования способствует сокращению потребностей предприятий в оборотных средствах эффективному развитию производства и является инструментом денежно-кредитного регулирования центральных банков.

Главной задачей денежно-кредитной политики центрального банка является сохранение стабильной покупательной способности национальной валюты и обеспечение бесперебойной и надежной системы денежных платежей и расчетов. Одновременно политика центрального банка служит одной из важных составляющих экономической политики государства, направленной на сохранение высокой рыночной конъюнктуры, недопущение кризисных спадов производства и безработицы.

Существует три основных инструмента денежно-кредитной политики, которые центральные банки используют в своей деятельности: операции на открытом денежном рынке, включая покупку и продажу государственных ценных бумаг, а также покупку и продажу иностранной валюты; изменение учетной ставки; изменение резервных требований. Посредством этих инструментов центральные банки могут регулировать объемы денежной массы в экономике

Современные коммерческие банки являются финансовыми посредниками между вкладчиками и заемщиками, оказывая, кроме того, своим клиентам различные расчетно-кассовые и платежные услуги. Привлеченные банками средства многократно превышают их собственный капитал, и поэтому даже относительно небольшие потери, возникающие в частности при кредитовании, могут стать причинами сокращения и потери банковского капитала, и, как результат, банкротства банка. Банкротства банков не так часты по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, но они могут иметь более серьёзные последствия для экономики в целом.

Чувствительность финансового состояния коммерческих банков к любым потерям и потрясениям объясняется тем, что банки осуществляют процесс мобилизации и трансформации привлеченных, как правило, краткосрочных депозитов в более долгосрочные и менее ликвидные кредиты и инвестиции, качество которых со временем может ухудшаться, а стоимость, соответственно, снижаться. Другими словами не возврат заемщиками кредитов приводит к снижению ликвидности, обесценению банковских активов и ухудшению финансового состояния.

Дефицит ликвидных средств может возникнуть также в случае единовременного обращения вкладчиков и других кредиторов с требованиями возвратить их вклады и вложения в результате появления в обществе реальной или мнимой информации о проблемах с ликвидностью у банка или наличии других проблем.

На основе вышеизложенного, потенциальная неустойчивость банковской деятельности требует использования специфических инструментов, таких как, например, кредитование в последней инстанции, для смягчения воздействия кризиса ликвидности, как на отдельный банк, так и банковскую систему в целом. Кредитование в последней инстанции предотвращает возникновение эффекта "домино", то есть распространение кризиса от испытывающих дефицит ликвидности коммерческих банков на благополучные банки. Как правило, кредитование в последней инстанции предотвращает риск потери доверия населения к банковской системе в целом.

Кредитование в последней инстанции неизбежно в силу самой природы банковской деятельности, то есть установления соответствующего равновесия между обязательствами, которые должны выплачиваться коммерческими банками немедленно или по самому краткосрочному уведомлению, и активами, которые обычно имеют более продолжительный срок погашения и при этом только незначительная их часть размещена в виде ликвидного запаса. Если резервный запас ликвидности оказывается недостаточным для погашения требований кредиторов и клиентов, равновесие между активами и обязательствами банка стремительно разрушается, благодаря большой скорости, с которой депозиты могут быть сняты, по сравнению со временем, необходимым для привлечения новых обязательств. Более того, в этой ситуации коммерческий банк будет вынужден продавать в срочном порядке часть своих активов, что может оказать негативное воздействие на цены на финансовом рынке.

Кредитование в последней инстанции тесно связано с понятием "рефинансирования банков". Вернее будет сказать, что рефинансирование функционирует в виде кредитования в последней инстанции, то есть в качестве кредита, предоставляемого центральным банком с целью ограничения последствий временного кризиса ликвидности отдельного коммерческого банка, не вызванного проблемами неплатежеспособности, то есть нарушением равновесия его балансовых счетов в долгосрочной перспективе.

Во исполнение статьи 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и в соответствии со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 указанного Федерального закона Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также осуществляет операции рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая тем самым регулирование ликвидности банковской системы и предусмотренное статьей 28 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях. В статье 40 Федерального закона № 86-ФЗ "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г определено, что под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.

Деятельность центрального банка по рефинансированию преследует три главные цели: содействие реализации денежно-кредитной политики; обеспечение регулярного функционирования платежной системы; предотвращение возникновения банковских кризисов или ограничения их воздействия на банковскую систему.

Целью заемщика при рефинансировании, как правило, является решение следующих задач: получение нового кредита на более выгодных условиях, например по более низкой ставке, что позволяет заемщику снижать свои расходы. И одновременно, это дает возможность банкам менять ставки кредитования клиентов; получение нового кредита с целью продления срока кредитования. Кредиты ЦБ для коммерческих банков являются дополнительными ресурсами для кредитования клиентов.

Все эти цели взаимосвязаны между собой таким образом, что интервенции с использованием рефинансирования, проводимые с одной целью, могут оказывать влияние на достижение других целей. Это имеет место, например, в случае предоставления кредита коммерческому банку, испытывающему кризис ликвидности. Получение такого кредита позволяет банку выполнить свои обязательства перед партнерами клиентами и кредиторами и, следовательно, обеспечивает окончательность расчетов. Кроме того, рефинансирование банков в условиях кризиса ликвидности может выразиться в увеличении денежного предложения.

Поскольку банковская ликвидность не всегда распределена по коммерческим банкам и другим кредитным институтам пропорционально их требованиям в части ликвидности, рефинансирование выступает инструментом обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы. Более того, рефинансирование позволяет банкам свести к минимуму объем резервов на счетах в центральном банке и, тем не менее, все это является защитой от неожиданно возникшего дефицита ликвидных средств. Если бы механизм рефинансирования был недоступен коммерческим банкам, то последним пришлось бы иметь значительно больший объем резервных запасов ликвидных активов. Посредством рефинансирования центральный банк действует как кредитор последней инстанции, то есть он является гарантом бесперебойного функционирования банковской и платежной системы в целом.

Первоначально политика рефинансирования использовалась исключительно для оказания воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все чаще стало использоваться как инструмент финансовой помощи коммерческим банкам. Ссуды центрального банка являются источником временных ресурсов, необходимых для пополнения истощенных резервов. Возможность получения кредитов и их размер зависят от ряда факторов, и, прежде всего, от состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения кредитополучателя.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции (известны: ставка рефинансирования, учетная, депозитная, ломбардная ставка). В практике Банка России ведущую роль играет ставка рефинансирования. Для проведения операций с векселями может быть установлена и самостоятельная ставка - учетная. Ломбардной ставкой является процентная ставка по краткосрочному кредиту банкам под залог государственных ценных бумаг.

Ставка рефинансирования - инструмент денежно-кредитного регулирования, используемый Банком России для установления верхней границы процентных ставок на денежном рынке. Ставка рефинансирования является одной из процентных ставок, которые Банк России использует при предоставлении кредитов кредитным организациям.

Предполагается, что ставка рефинансирования, это ставка, сформированная рынком по некоторым наиболее активным операциям Центрального банка, и применяется для взаимодействия с коммерческими банками. На сегодня ставка рефинансирования - это некий "договорной" механизм выявления средней стоимости денег и применяется, прежде всего, в фискальных целях. На самом деле, ставка рефинансирования не является инструментом, который отражает рыночный характер операций. И она нужна для понимания стоимости денег, так как в рыночной экономике без этого не обойдешься. Величина ставки рефинансирования может устанавливаться (выявляться) путем конкурсного отбора, а может и просто назначаться.

Ставка рефинансирования является и "неким" сопутствующим механизмом по сдерживанию инфляционных процессов в России. При снижении темпов инфляции, снижается и ставка рефинансирования.

Так, когда к концу 2005 года уровень инфляции составлял 11,8 %, ставка рефинансирования 2005 года понизилась до 12 %, а к концу 2006 года, когда инфляция снизилась до 9 %, ставка рефинансирования ЦБ была понижена до 11,0 %. А затем в начале 2007 года до 10,5%. С 1 декабря 2008 года ставка рефинансирования установлена в 13% годовых.

Исходя из всего сказанного, можно констатировать, что ставка ЦБ России является инструментом, с помощью которого Банк России воздействует на процентные ставки по депозитам и кредитам, предоставляемые кредитными организациями юридическим и физическим лицам. Поэтому, в своей процентной политике, коммерческие банки в значительной степени ориентируются на ставку ЦБ России.

Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Операции кредитования проводятся в рамках заключенных между Банком России и кредитными организациями договоров в соответствии с главами 23, 28, 42, 45 (ст. 850) Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".

Порядок осуществления операций рефинансирования представлен в двух нормативных документах Банка России: в Положении Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг", и Положении Банка России от 12 ноября 2007 года № 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами".

Введение

1.2 Общая характеристика инструментов рефинансирования

1.3 Состояние, проблемы и перспективы развития системы рефинансирования коммерческих банков

Глава 2. Порядок предоставления Банком России кредитов под залог ценных бумаг и нерыночных активов

2.1 Особенности кредитов под залог ценных бумаг

2.2 Виды предоставляемых кредитов под залог векселей и прав требования

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Одной из приоритетных задач Центрального Банка Российской Федерации в современной финансовой системе России является регулирование ликвидности банковской системы. Для ее решения Банк России использует ряд инструментов и механизмов. К таким инструментам относятся: операции на открытом рынке, операции рефинансирования, обязательные резервные требования, процентная политика по операциям Банка России. Самыми работоспособными и востребованными инструментами регулирования банковской ликвидности в настоящее время являются инструменты рефинансирования.

Эффективность проведения операций регулирования банковской ликвидности Банком России и выбора приоритетного инструмента воздействия на рыночную ситуацию во многом зависит от уровня развития финансовых рынков, и, в первую очередь, от уровня развития финансового рынка.

Всесторонняя необходимость изучения механизмов рефинансирования коммерческих банков связана с тем, что эти операции позволяют оказывать временное воздействие на уровень ликвидности банковской системы, не создавая при этом побочных воздействий на другие финансовые рынки, и являются незаменимым гибким инструментом экстренного финансирования коммерческих банков. Понимание условий применения и использования данных операций очень важно сегодня для принятия решений, качественно улучшающих состояние банковской системы и предотвращающих наступление кризисных явлений в области денежного обращения.

Поэтому тема исследования является важной и актуальной.

Актуальность темы исследования связана также с тем, что на российском финансовом рынке за период его существования практически отсутствовали периоды продолжительной стабильности.

Экономическая наука уделяет большое внимание методам, механизмам и инструментам, используемым центральным банком при проведении операций на финансовых рынках, для достижения целей денежно-кредитной политики. Этому вопросу посвящены труды известных ученых, экономистов и "банкиров-практиков" Алексашенко СВ., Геращенко В.В., Лялькова М.И., Пашковской И.В Отдельные аспекты выбранной темы достаточно широко освещены в академических учебниках и периодических изданиях.

Фундаментальные исследования в области банковского дела разработаны в трудах следующих авторов: О.Н, Антипова, А.Д. Голубовича, М.Э. Дмитриева, Л.Г. Ефимовой, О.И. Лаврушина, В.Д. Мехрякова, А.В. Молчанова, М.И. Мхатаряна, Я.М. Миркина, В.М. Усоскина и др.

Предмет исследования - совокупность инструментов рефинансирования коммерческих банков как эффективных инструментов денежно-кредитной политики.

Цель данной работы, ее значение для теории, состоит в исследовании эффективных механизмов управления ликвидностью коммерческого банка через операции рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Задачи работы:

1. Определение понятия и роли рефинансирования коммерческих банков в денежно кредитной политике Банка России;

2. Общая характеристика инструментов рефинансирования коммерческих банков;

3. Выявление проблем и механизмов совершенствования системы рефинансирования коммерческих банков;

4. Рассмотрение порядка предоставления Банком России кредитов под залог ценных бумаг и нерыночных активов.

Глава 1. Рефинансирование коммерческих банков и его значение

1.1 Понятие рефинансирования коммерческих банков и его роль в денежно-кредитной политике Банка России

Главной задачей денежно-кредитной политики центрального банка является сохранение стабильной покупательной способности национальной валюты и обеспечение бесперебойной и надежной системы денежных платежей и расчетов. Одновременно политика центрального банка служит одной из важных составляющих экономической политики государства, направленной на сохранение высокой рыночной конъюнктуры, недопущение кризисных спадов производства и безработицы.

Существует три основных инструмента денежно-кредитной политики, которые центральные банки используют в своей деятельности: операции на открытом денежном рынке, включая покупку и продажу государственных ценных бумаг, а также покупку и продажу иностранной валюты; изменение учетной ставки; изменение резервных требований. Посредством этих инструментов центральные банки могут регулировать объемы денежной массы в экономике

Современные коммерческие банки являются финансовыми посредниками между вкладчиками и заемщиками, оказывая, кроме того, своим клиентам различные расчетно-кассовые и платежные услуги. Привлеченные банками средства многократно превышают их собственный капитал, и поэтому даже относительно небольшие потери, возникающие в частности при кредитовании, могут стать причинами сокращения и потери банковского капитала, и, как результат, банкротства банка. Банкротства банков не так часты по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, но они могут иметь более серьёзные последствия для экономики в целом.

Чувствительность финансового состояния коммерческих банков к любым потерям и потрясениям объясняется тем, что банки осуществляют процесс мобилизации и трансформации привлеченных, как правило, краткосрочных депозитов в более долгосрочные и менее ликвидные кредиты и инвестиции, качество которых со временем может ухудшаться, а стоимость, соответственно, снижаться. Другими словами не возврат заемщиками кредитов приводит к снижению ликвидности, обесценению банковских активов и ухудшению финансового состояния.

Дефицит ликвидных средств может возникнуть также в случае единовременного обращения вкладчиков и других кредиторов с требованиями возвратить их вклады и вложения в результате появления в обществе реальной или мнимой информации о проблемах с ликвидностью у банка или наличии других проблем.

На основе вышеизложенного, потенциальная неустойчивость банковской деятельности требует использования специфических инструментов, таких как, например, кредитование в последней инстанции, для смягчения воздействия кризиса ликвидности, как на отдельный банк, так и банковскую систему в целом. Кредитование в последней инстанции предотвращает возникновение эффекта "домино", то есть распространение кризиса от испытывающих дефицит ликвидности коммерческих банков на благополучные банки. Как правило, кредитование в последней инстанции предотвращает риск потери доверия населения к банковской системе в целом.

Кредитование в последней инстанции неизбежно в силу самой природы банковской деятельности, то есть установления соответствующего равновесия между обязательствами, которые должны выплачиваться коммерческими банками немедленно или по самому краткосрочному уведомлению, и активами, которые обычно имеют более продолжительный срок погашения и при этом только незначительная их часть размещена в виде ликвидного запаса. Если резервный запас ликвидности оказывается недостаточным для погашения требований кредиторов и клиентов, равновесие между активами и обязательствами банка стремительно разрушается, благодаря большой скорости, с которой депозиты могут быть сняты, по сравнению со временем, необходимым для привлечения новых обязательств. Более того, в этой ситуации коммерческий банк будет вынужден продавать в срочном порядке часть своих активов, что может оказать негативное воздействие на цены на финансовом рынке.