Порядок применения правил землепользования и застройки. Цель создания ПЗЗ. Какие аспекты определяют Правила

Земли поселений имеют специфический правовой режим. Он обусловлен специфическими чертами данной категории земель.

Основными специфическими чертами земель поселений являются:

Эти земли ограничены городской (поселковой) чертой;

Режим земель поселений распространяется только на земли в пределах городской (поселковой) черты;

Земли поселений находятся в ведении органов городских (сельских) поселений. Эти органы осуществляют использование и охрану земель в пределах границ поселения.

Для удобства управления территория городского (сельского)поселения в пределах его границ делится на зоны, фиксируемые на карте зонирования.

Для каждой территориальной зоны устанавливается Градрегламент не устанавливается на земли:

Земли лесного, водного фонда, земель запаса;

Земли особо охраняемых природных территорий(кроме земель оздоровительных местностей и курортов);

Земли сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения;

Земли особых экономических зон. градостроительный регламент, определяющий правовой режим отдельных земельных участков конкретной зоны.

Градостроительный регламент

Градостроительный регламент определяет порядок использования воздушного и подземного пространства определённой зоны при застройке участков и эксплуатации зданий, строений и сооружений. Эти вопросы регулируются ст. 38-44 ГРК РФ, договорами землепользователей и органов управления городского хозяйства (или органами эксплуатации городской инфраструктуры).

Он устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально для каждой территориальной зоны с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилищного, рекреационного, общественно-делового, производственного) и иных видов использования земельных участков.

Для участков одной территориальной зоны устанавливается единый градрегламент. Он определяет основу правового режима земельных участков территориальной зоны и используется для строительства и эксплуатации объектов капитального строительства; вид разрешенного использования участков территориальной зоны субъектами земельного права: собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами. Они обязаны использовать земельные участки в соответствии с видом разрешенного использования.

Не соответствуют градрегламенту территориальной зоны объекты и земельные участки в случаях, если:

Виды их разрешённого использования не входят в перечень видов разрешённого использования, установленный градостроительным регламентом; Их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Земельные участки и объекты недвижимости можно использовать без приведения их в соответствие с градрегламентом, если их использование не опасно для жизни и здоровья граждан и использование объектов безопасно для окружающей среды и памятников истории и культуры.

Срок их приведения в соответствие с градрегламентом Градостроительный регламент не распространяется на земельные участки:

В границах территорий охраны памятников историко-культурного и природного наследия;

В границах территорий общего пользования;

На землях, занятых линейными объектами. земельных участков и строений устанавливается органом местного самоуправления. Реконструкция и расширение зданий могут проводиться только в соответствии с градрегламентом.

В градостроительном регламенте указывается:

Виды разрешённого использования земельных участков и объектов недвижимости; Предельные размеры(min и max)земельных участков и параметров разрешённого строительства и реконструкции объектов капитального строительства; Ограничения на использование земельных участков и объектов капстроительства (ст. 30 ГРК).

Регламенты выделяют следующие виды территориальных зон (ст.35 ГРК РФ):

Жилые зоны предназначены для застройки жилыми зданиями разной этажности, а также объектами социально-бытового и культурного назначения. Жилые зоны могут предусматривать ИЖС, а также разноэтажную жилую застройку и иные виды застройки, предусмотренной градрегламентом. В жилых зонах допускается возведение отдельно стоящих, встроенных и пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования и культуры; культурных зданий, автостоянок и гаражей, храмов церквей монастырей; объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих воздействие на окружающую среду. В состав жилых зон могут входить территории для садоводства и дачного хозяйства Предельные размеры земельных участков, предоставляемых в московской области(нормы действуют с 2003 года):

КФХ - от 2 до 40 га;

Огородничество- 0,04-0,1 га;

Садоводство- 0,06-0,15 га;

Дачное хозяйство-0,06-0,25 га.

Нормы предоставления не распространяются на земельные участки, предоставленные до принятия закона.

Нормы площади для ЛПХ и ИЖС устанавливаются органами местного самоуправления в каждом конкретном районе московской области. Закон Московской областной думы 2003г «о предельных размерах земельных участков, предоставляемых в Московской области». Бирюков Б, М. Правила землепользования и застройки территорий. М, 2007..

Деловые зоны предназначены для застройки административными зданиями, объектами социально-бытового, культурного назначения, объектами образования-здравоохранения и иными общественными объектами. В состав зон могут входить: зоны делового, общественного и коммерческого назначения; Зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; Зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной деятельности и предпринимательства; Общественные зоны иных видов.

В состав деловых зон могут быть включены жилые дома, гостиницы и гаражи.

Производственные зоны предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, иных промышленных объектов.

Зоны инфраструктур предназначены для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры: сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов. Для железной дороги санитарно-защитная зона составляет 10 метров;

Для ЛЭП она составляет 15 метров;

Для водохранилищ и источников водоснабжения - от 50м до 2 км.

Рекреационные зоны создаются для туризма и отдыха граждан. Это земли, занятые городскими лесами, скверами, парками, бульварами, городскими садами, прудами, озерами, пляжами и водохранилищами. Могут выделяться зоны особо охраняемых природных территорий (земли, имеющие особое научное, рекреационное, культурное, историческое иное ценное значение. Их использование должно осуществляться в соответствии со ст.94-100 Земельного кодекса РФ.

Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах их охраны, используются в соответствии с градостроительным регламентом с учётом требований охраны памятников и объектов природного и культурного наследия. Постановление правительства РФ от 26.04.2008№315»об утверждении положения о зонах охраны объектов культурного наследия(памятников истории и культуры)народов РФ».

Сельскохозяйственные зоны предназначены для производства сельскохозяйственной продукции. Это пашни, сенокосы, земли, занятые многолетними насаждениями, зданиями, строениями, сооружениями с/х. назначения. Эти земли используются для сельскохозяйственного производства до изменения вида их разрешённого использования генпланом или правилами землепользования и застройки. Земли общего пользования предназначены для общественных и хозяйственных нужд (дороги, проезды и т. д). Они могут включаться в состав различных территориальных зон. Эти земли не подлежат приватизации (ч 2 ст. 27 ЗК).

3.2.1 Пригородные зоны

Они представляют собой прилегающую к городу местность.

Они обладают специфическими чертами:

Эти земли не входят в состав земель населённых пунктов;

Земли обслуживают нужды города и служат резервом для его развития;

Они удовлетворяют рекреационные и продовольственные потребности горожан.

Земли пригородных зон состоят из земель иных категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли мелких поселений; земли общего пользования; земли водного, лесного фонда; земли промышленности, транспорта и иного специального назначения.

В состав земель пригородной зоны могут входить земли, находящиеся за пределами населённых пунктов, составляющие с городом единую социальную и природную территорию, а также выделяться зоны, выполняющие разное функциональное назначение (санитарные, сан-защитные, Санитарно-защитные зоны для отходов предприятий (по классу опасности):

Класс отходов ширина санитарно-защитных зон

I класс опасности 1 км

II класс опасности 500м

IIIкласс опасности 300м

IVкласс опасности 100м

Vкласс опасности 50м санитарно-гигиенические, Вокруг крупных городов создаётся лесопарковый защитный пояс, шириной от 5 до 10 км. рекреационные).

В границах этих зон запрещена любая деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду. Запрещён перевод земель лесного фонда, на которых расположены зелёные зоны и лесопарки, в земли иных категорий (п. 6 ст. 86 ЗК).

Использование земель пригородных зон определяется проектом её планировки, а также градостроительной документацией.

В пригородной зоне могут быть размещены предприятия и сооружения, деятельность которых связана с благоустройством города и его нормальным функционированием (например, водопроводные станции, предприятия по очистке канализационных стоков, хлебобулочные и кондитерские предприятия, ремонтные мастерские, и т.д.). В пригородной зоне разрешается строить только те предприятия, деятельность которых связана с обслуживанием города (их можно строить только в городах-спутниках). Предприятия не должны наносить вред окружающей среде. Предприятия, расположенные в рекреационной зоне, должны соблюдать нормативы чистоты воздуха и воды (в местах массового отдыха горожан).

Граница пригородной зоны устанавливается с учётом величины города, климатических условий, развития транспортных связей и размещения мест массового отдыха горожан.

Границы и правовой режим пригородных зон утверждаются и изменяются законами субъектов РФ (границы пригородных зон Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются федеральными законами этих городов.)

Документы зонирования территорий утверждаются-изменяются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления(правилами землепользования и застройки). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми субъектами градостроительных отношений.

Тем, кто имеет в собственности хоть какую-то недвижимость в 2017 г., необходимо знать, что такое правила землепользования и застройки, потому что они необходимы при владении любым объектом недвижимости в населенном пункте.

Уважаемые посетители!

Наши статьи носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения конкретной задачи заполните форму ниже, либо задайте вопрос онлайн консультанту во всплывающем окне внизу или звоните по телефонам указанным на сайте.

Разобраться в этом вопросе, безусловно, может каждый, но грамотно разобраться в нем можно только с помощью специалиста. Для этого можно обратиться в администрацию сельского или городского поселения или в дорогостоящую юридическую консультацию, но гораздо проще и быстрее в 2017 г. будет воспользоваться услугами специалистов онлайн прямо на сайте.

Для этого достаточно напечатать вопрос во всплывающую форму внизу экрана, и образованный юрист 24 часа в сутки будет отвечать на ваши вопросы.

Не нашли ответ? Консультация юриста бесплатно!

Правила землепользования и застройки – это объемный свод правил и информации о том, какое целевое назначение землям может устанавливаться, какие существуют вообще территории и насколько большими или маленькими могут быть разные объекты недвижимости. Правила создаются на уровне муниципалитета. Разрабатывает их специальная комиссия, а утверждением в 2017 г. занимается глава муниципального образования. ПЗЗ – это полноценная правовая бумага муниципального образования, которая должна быть обязательно опубликована в официальных источниках (СМИ или сайт), иначе не обретет должной юридической силы.

Первые правила

Вообще правила застройки появились еще в начале прошлого века в Америке. Конечно, они были совершенно другими, но цели у них были схожи. Основным направлением забот американских правил застройки было исключение возможности установления несовместимых вариантов разрешенного использования по соседству друг с другом. К примеру, плохо влияет на демографию страны и окружающую среду в принципе, если рядом с жилой зоной расположен завод по переработке тяжелых металлов. Или же если военный объект находится вблизи от общественно-деловой зоны.

Структура ПЗЗ и работа над ними

Рассматриваемый документ состоит из трех частей:

  • информация о том, как применять их и внесение изменений в правила землепользования и застройки;
  • карта правового территориального распределения;
  • градостроительный регламент.

Во время разработки правил и до окончательного их утверждения организуется общее голосование в сельском поселении или городе на предмет выявления просьб и предложений от граждан в отношении определения зон сельского поселения или городского округа. Такие голосования в 2017 году проводятся от двух до четырех месяцев. Если слушания проводятся относительно какой-то определенной территории, то на них присутствуют только собственники земельных участков и построек в границах выделенной территории. Такие слушания проводит комиссия, которая изначально разрабатывала правила землепользования и застройки. Далее члены комиссии дорабатывают документ и отправляют его главе муниципалитета.

Простые люди, организации или гос. органы могут поспорить с решением об узаконивании правил только в судебном порядке.

Как внести коррективы в правила

Вносить изменения в правила землепользования и застройки можно лишь по решению главы сельского поселения или мэра города в 2017 году. Письма ему могут направлять либо гос. органы, либо гр-не и юр. лица. Положительное решение о согласии может быть принято только в случае, если:

  • правила в сельском поселении (или в городе) не соответствуют другим, более важным или принятым ранее, документациям;
  • выдвинуто предложение об установлении других - совершенно новых - границ любой зоны или изменении регламента;
  • вследствие принятия правил землепользования и застройки нерациональным методом осуществляется владение наделами и постройками.

Содержание структурных частей ПЗЗ

Первая составляющая правил землепользования сельского поселения или города несет в себе теоретическую информацию организационного характера, то есть, как правильно пользоваться документом, в каком порядке можно вносить изменения в него, использованные термины и так далее.

Две других составляющих уже интереснее. Они и являются главными в правилах землепользования и застройки.

Серединная часть в ПЗЗ

Карта градостроительного зонирования делит земельные владения городского образования или сельского поселения на правовые территории. В 2017 г. это могут быть зоны жилых мало-, средне- или многоэтажных построек, деловые зоны или зоны инфраструктур и так далее.

Очертания территориальной зоны могут проходить только по границам других объектов, например, земельных участков, водных объектов, по красным линиям, трассам и другое. Один земельный участок может одновременно находиться только в одной тер. зоне. Логичная связь вытекает, если рассмотреть пример:

Иванов И.В. является собственником кусочка земли в общественно-деловой зоне (на нем построено одноэтажное здание с офисными помещениями). Гражданин Иванов решил оборудовать парковку, но для этого требуется дополнительная территория. На его счастье (как ему показалось) рядом продавался участок неподалеку от частного сектора. Иванов И.В. заключил сделку купли-продажи с собственником, зарегистрировал право на участок и пошел в администрацию за разрешением на строительство. Но все оказалось не так просто. Несчастный гражданин Иванов не посмотрел правила землепользования и застройки и купил участок для парковки, который входит в зону жилой застройки.

Естественно, разрешения на ее оборудование он не получил, зато построил себе дом и живет сейчас там со своей семьей.

Есть еще отдельные зоны – с особыми условиями пользования территорией. Если их утверждением занималось государство, то границы могут не соответствовать границам других зон, которые установлены на муниципальном уровне сельским поселением в 2017 г.

Третья часть правил

Это градостроительный регламент. Пожалуй, он является наиболее интересным для простых людей, ведь этот документ содержит информацию обо всех видах разрешенного использования земель и ОКСов, а также об определении минимума и максимума объема недвижимости и об ограничениях их эксплуатации или изменения по высшим законам.

Разрешенное использование в правилах разделено на три большие группы, причем для каждой территориальной зоны эти группы имеют разные виды использования. Итак, это:

  • основные виды;
  • разрешенные в условном порядке
  • и вспомогательные.

Если в 2017 году вы захотели изменить вид и назначение вашего земельного надела в сельском поселении, например, то вы можете ознакомиться с последней частью ПЗЗ, выбрать любой подходящий вам ВРИ (естественно, в рамках зонирования) из первых двух групп, и написать заявление о кадастровом учете изменений в кадастровую палату (бесплатно). В таком случае походов в муниципалитет и каких-то дополнительных согласовок не потребуется.

Утвержденные последними ВРИ возможно установить только вкупе с другими, они никогда не смогут быть отдельным полноценным видом допустимого назначения.

Для предоставления вспомогательного вида использования в 2017 г. необходимо подавать обращение в администрацию и проводить общественные собрания с собственниками участков и строений по соседству, интересы и жизнь которых рискуют быть затронутыми в результате согласия на предоставление третьего вида использования. Да, и расходы за организацию этого процесса ложатся на плечи заявителя.

Кроме этого, градостроительный регламент определяет минимальные и максимальные рамки. Но это не обязательно площадь участков или строений, это еще и процент застроенной территории одного участка, отступление от границ наделов при строительстве, этажность или высота ОКСов и многое другое.

В случае если, к примеру, в 2017 году ваш клочок земли в сельском поселении настолько небольшой, что меньше самого маленького размера, который предполагает эта правовая территория, можно обратиться в комиссию, разработавшую правила землепользования и застройки, за получением согласия отклониться от данного размера. Такое разрешение, опять же, дается по итогу проведения общественных слушаний.

Что такое генеральный план

Есть схожий документ – генеральный план. Он направлен на грамотное планирование развития территории населенного пункта.

Сейчас ведется очень много споров о том, какой же документ первичный – градостроительный план или правила землепользования?

Многие склоняются к мнению, что все же утверждение ПЗЗ является средством достижения целей генерального плана.

· Проект планировки · Проект межевания · ГПЗУ

Основные инструменты градорегулирования

Типы градостроительных образований

Документ градостроительного зонирования , который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны , градостроительные регламенты , порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. До утверждения правил землепользования и застройки в обязательном порядке по их проекту проводятся публичные слушания .

Состав правил землепользования и застройки

Правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:

1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;

2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;

3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;

4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;

5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;

6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.

Карта градостроительного зонирования

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий , границы территорий объектов культурного наследия.

Градостроительный регламент

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предшественники правил землепользования и застройки

Впервые правила застройки (zoning, zoning regulation/code/ordinance) были приняты в 1916 г. в Нью-Йорке, в 1920-е годы распространились по городам США, а затем, со различными местными особенностями, и по многим странам. Основные цели их введения - исключить такое соседство видов разрешенного использования земельных участков и параметров застройки, которое может приводить к снижению качества среды (например, при соседстве жилья с промышленными предприятиями, кварталов высотного строительства с малоэтажным жильем и пр.), а также минимизировать процедуры, с помощью которых застройщик имеет возможность узнать как допускается использовать тот или иной земельный участок .

В России возможность разработки правил землепользования и застройки была установлена Градостроительным кодексом Российской Федерации от 07.05.1998 № 73-ФЗ. Ещё ранее разрабатывались правила застройки. Так решением Исполкома Ленгорсовета от 16 июля 1951 года N 44-4-б были приняты правила о порядке застройки г. Ленинграда, решениями Исполкома Ленинградского городского Совета народных депутатов от 20 ноября 1959 г. N 49-2-п - правила застройки Ленинграда и его пригородов, от 13 июня 1989 г. N 421 - правила застройки Ленинграда. Правила о порядке застройки города Москвы были утверждены Постановлением СНК СССР от 01.10.1935 N 2221; решением Исполкома Моссовета от 12 декабря 1974 г. N 44/101 были утверждены правила застройки гор. Москвы и лесопаркового защитного пояса (ЛПЗП).

См. также

  • Вид разрешенного использования земельных участков

Литература

  • "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 29.11.2010)
  • Градорегулирование. Основы регулирования градостроительной деятельности в условиях становления рынка недвижимости. Э. К. Трутнев и др. Москва, Фонд «Институт экономики города», 2008.
  • Urban Planning and Land Development Control Law. Donald G. Hagman & Julian Conrad Juergensmeyer. West Publishing Co. St. Paul, Minn., 1986. стр. 20-21.
  • Dictionary of Real Estate Terms. Jack P. Friedman, Jack C. Harris, J. Bruce Lindeman. New York, BARRON’S, 1993.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
  • Правила землепользования и застройки - 8) правила землепользования и застройки документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской … Официальная терминология

    Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территории муниципального образования, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия. Правила землепользования и застройки… … Большой юридический словарь

    Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ городов федерального значения Москвы и Санкт… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Правила землепользования и застройки территории городских и сельских поселений (правила застройки) - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующее использование и изменение объектов недвижимости посредством введения градостроительных регламентов.

Д. С. Савин, исполнительный директор Института комплексного развития территории, к. г. н.

Какой бы документ Градостроительного кодекса мы не взяли, его разработка ставит перед заказчиками (администрацией) и исполнителями (проектировщиками) массу вопросов. Ответы на эти вопросы найти не так просто. Сегодня мы представляем мнение заместителя директора Института комплексного развития территории Дмитрия Сергеевича Савина о правилах землепользования и застройки.

Впервые в Российской Федерации, а во всём остальном цивилизованном мире намного раньше, словосочетание «Правила землепользования и застройки» (ПЗЗ) появилось с принятием Градостроительного кодекса в 1998 г.

В соответствии с первым Градкодексом (№ 73-ФЗ от 07.05.98) под термином «Правила землепользования и застройки» территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований понимались градостроительные уставы поселений, т. е. нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие использование и изменения объектов недвижимости посредством введения градостроительных регламентов. И было всё относительно ясно: правила есть правила, как правила дорожного движения, - это то, что всем надо соблюдать, но мало кто это делает. При этом существуют определённые группы представителей общества, которые призваны контролировать процесс соблюдения правил со всеми вытекающими отсюда причинно-следственными связями, о которых столько говорится в последнее время.

Но законодатель, как и всё наше общество, не стоит на месте и идёт дальше (при этом мало кому известно в каком направлении), и вот в конце 2004 г., накануне новогодних праздников (что скорее всего предопределило «суматошность» и «поспешность» отдельных положений данного документа), был принят новый, а точнее сказать, новаторский Градостроительный кодекс РФ (№ 190-ФЗ от 29.12.04 г.), целиком изменивший всю выстроенную к тому времени систему разработки градостроительной и проектной документации, равно как и документации территориального планирования. В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса 2004 г.: Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Основное отличие состоит в том, что в Градкодексе 1998 г. словосочетание «Правила землепользования и застройки» отождествлено с термином «Правила застройки», и далее, по тексту кодекса, раскрывается суть именно этого термина. Это обстоятельство имеет огромное значение, потому что в контексте предыдущей редакции кодекса при определении градостроительных регламентов имела значение исключительно застройка, как существующая, так и проектируемая, а фактическое землепользование роли не играло. В действующей же редакции кодекса правила землепользования и застройки определены как единый документ зонирования территории. В отличие от Градкодекса 1998 г., в котором, кроме как в определениях, словосочетание «Правила землепользования и застройки» по тексту больше не встречается нигде, по-видимому, в силу причин указанных выше, в действующей редакции кодекса регламентации того, что есть ПЗЗ, отводится отдельная глава (4), которая называется «Градостроительное зонирование», а в прочих разделах отсылки к ПЗЗ встречаются практически в каждой статье.

Но наш законодатель не остановился на том, чтобы поломать, или, как сейчас модно говорить, «отмодернизировать», систему разработки градостроительной и проектной документации, действовавшей до 2004 г. Он, законодатель, решил определить сроки, когда же мы должны начать жить по-новому. В начале 2 года (01.01.2006), потом 4 года (01.01.2008), а потом 6 лет (01.01.2010) показалось достаточным, и, следовательно, Градкодексом, а точнее, Федеральным законом №191-ФЗ от 29.12.04 г. «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» было определено, что с 1 января 2010 г. прекращается выдача разрешений на строительство при отсутствии ПЗЗ. Иными словами, не могут предоставляться земельные участки для строительства, впервые выделенные и сформированные из состава государственных или муниципальных земель. Говоря русским языком, остановить с 1.01.10 всё новое строительство в тех населённых пунктах, где не утверждены ПЗЗ.

То ли в силу того, что, как было отмечено выше, Градкодекс принимался «суматошно» и «поспешно», то ли законодатель и разработчик Градкодекса в полной мере не понимали сути ими предлагаемого, то ли в силу того, что органы местного самоуправления надеялись на русский авось, что всё само собой как-нибудь устаканится, то ли не были до конца адекватно оценены масштабы страны и сложности разработки подобных документов, но имеем то, что имеем - мало того, что 2009 г. в финансовом плане в строительной отрасли выдался, мягко говоря, не очень позитивным, так ещё и к 2010 г. мы подошли, имея достаточно скудный список населённых пунктов, для которых разработаны и утверждены Правила землепользования и застройки. И вот в конце 2009 г., опять, как ни странно, накануне новогодних праздников, что уже само по себе вселяет опасение, принимается Федеральный закон №351-ФЗ от 27.12.2009 г., в соответствии с которым цифра 2010 в 191-ФЗ очередной раз меняется - и в этот раз на 2012. За четырёхзначной цифрой стоят на самом деле ещё два года, которые пролетят так же быстро, как первые шесть. Гонка с разработкой ПЗЗ продолжается, стараемся открыть второе дыхание, учитываем прошлые ошибки и неудачи, разрабатываем и утверждаем ПЗЗ...

Но как? Если до сих пор не всё ясно и очевидно, что же такое ПЗЗ, если разработчик ПЗЗ в соответствии с Федеральным законом №94-ФЗ определяется на конкурсной основе, где основными критериями являются сроки и стоимость, а квалификация - вторична, что является, безусловно, отдельной темой для обсуждения, но самое главное - в условиях отсутствия чёткой и единой общероссийской методологии разработки и утверждения ПЗЗ. Соответственно, ещё два года «кто в лес, кто по дрова». Именно про «лес» и «дрова» в понимании НИиПИ экологии города, имеющего практический опыт разработки ПЗЗ, речь пойдёт далее.

При разработке, равно как и при принятии решения о разработке и утверждении ПЗЗ, перед заказчиком стоит ряд вопросов, ответы на которые достаточно не просто почерпнуть из Градкодекса. Начать необходимо с главного вопроса:

1. Для чего нужны Правила землепользования и застройки?

Существует четыре цели разработки ПЗЗ как документа градостроительного зонирования, сформулированные в Градкодексе:

  1. создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
  2. создание условий для планировки территорий муниципальных образований;
  3. обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
  4. создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путём предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Если начать тщательно разбираться, то получается, что первые две цели в большей степени относятся к задачам генерального плана и стратегии его реализации, поскольку положения территориального планирования (а генеральный план как раз и есть документ территориального планирования), включают в себя перечень мероприятий по реализации генерального плана и указания на последовательность их выполнения.

Вторые же две цели как раз могут относиться к задачам ПЗЗ, но только при условии идеальной реализации всех положений Градкодекса, что является, исходя из практического опыта, весьма затруднительным, а подчас невозможным.

Таким образом, ПЗЗ как документ необходимы для упорядочивания градостроительной деятельности и оптимизации землепользования муниципального образования. ПЗЗ формируют общие принципы развития разных функциональных зон города в пределах установленных регламентов. По сути ПЗЗ являются дополнением генерального плана развития города, некой развернутой легендой, если можно так сказать, его основных положений. В контексте сказанного возникает второй вопрос:

2. В чём отличие ПЗЗ от генерального плана?

Генплан - это документ территориального планирования, определяющий долгосрочное развитие города, основная задача которого планирование социальной, экономической, градостроительной и другой деятельности с учётом её пространственной привязки. То есть в генеральном плане в графическом виде изложены положения стратегии развития поселения - его функциональных зон различного назначения: жилого, общественного, производственного, рекреационного, в границах как раз генеральным планом определяемых; его транспортной, инженерной и социальной инфраструктур. То есть генеральный план - это документ, в первую очередь отражающий перспективное (проектное) положение - то, как всё будет потом.

В контексте действующего Градостроительного кодекса, в котором к словосочетанию «Правила застройки» добавлено слово «землепользование», причём перед словом «застройки», в основу ПЗЗ как самостоятельного документа градостроительного зонирования действительно положена структура существующего землепользования, т. е. информация об оформленных имущественно-земельных отношениях. При этом Градкодексом жёстко определено, каким образом, с учётом оформленных имущественно-земельных отношений, проводить границы территориальных зон, для которых в ПЗЗ устанавливаются градостроительные регламенты. Таким образом, правила землепользования и застройки опираются на существующую схему территориального деления.

Весь вопрос как раз в предлагаемых в ПЗЗ градостроительных регламентах, определяющих допустимые виды разрешённого использования, предельные (минимальные и/или максимальные) площади земельных участков в границах одной территориальной зоны и предельные параметры застройки. Как раз регламенты и призваны через 10, 15, 25 лет привести развитие территориальных зон к запланированным генпланом параметрам. То есть если генплан определяет цель развития поселения, то ПЗЗ являются механизмом её достижения. И из этого вытекает следующий вопрос:

3. А что первично - ПЗЗ или генеральный план?

Ответ на этот вопрос чрезвычайно сложен и не находит единодушного трактования в среде архитекторов и градостроителей. Попытка поиска ответа сродни философским рассуждениям на тему: «Что появилось раньше яйцо или курица?» При этом законодатель также однозначно не даёт ответа, поскольку в Градкодексе содержится прямое указание, что применительно к части (какой не указано) территории поселения или городского округа подготовка проекта ПЗЗ может осуществляться при отсутствии генерального плана. А прямо перед этим сказано, что подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учётом положений содержащихся в документах территориального планирования, одним из которых является генеральный план.

Пытаясь рассуждать логически: во-первых, цели разработки ПЗЗ частично соответствуют задачам генерального плана, о чём упоминалось выше, во-вторых, регламенты в ПЗЗ устанавливаются в целях достижения показателей развития, определённых генеральным планом, получается, что генеральный план первичен, как документ задающий вектор развития территории. Но проблема состоит в том, что при разработке генерального плана не совсем возможно учесть существующую сложившуюся структуру землепользования, ну, если, конечно, речь не идёт о сельском поселении, в которых «три двора и два коровника», в силу её чрезвычайной дискретности и мозаичности, что предопределено несогласованностью в прошлом работ архитекторов-проектировщиков, разрабатывавших документацию по планировке территории и земельщиков, отводивших участки, руководствуясь ведомственными инструкциями и политическими задачами, не придавая особого значения градостроительным проработкам. Кстати, забегая вперёд, именно несогласованность архитекторов и земельщиков является главной проблемой при разработке ПЗЗ в современных условиях.

Для значительного числа городов и поселений на территории России генеральные планы были разработаны и утверждены в советское время, только они устарели и не могут служить ориентиром для развития территории. «Устаревание» генеральных планов связано в первую очередь с «устареванием» подходов к экономическому планированию. Соответственно, если генеральный план был разработан в конце 80-х или начале 90-х годов, то очевидно, что он опирается на совсем иные экономические механизмы развития, нежели те, что являются актуальными в настоящее время. В этих условиях ПЗЗ разрабатываются с учётом только тех решений генерального плана, которые соответствуют реальным тенденциям и подкреплены административными решениями.

В настоящее время, когда федеральным законом отсрочено окончание работ по принятию документов территориального планирования, вопрос о разработке ПЗЗ без актуального генерального плана так остро не стоит. То есть органам местного самоуправления предоставлена возможность практически одновременно разработать генеральный план и соответствующие ему (в части ближайших тенденций развития) ПЗЗ.

Однако настораживает тенденция, складывающаяся во многих населённых пунктах и заключающаяся в давлении со стороны власти разработать ПЗЗ даже при отсутствии Генерального плана с целью подстраховки в будущем принимаемых сегодня решений о выделении земельных участков и выдачи разрешений на строительство. Это очень опасная тенденция, связанная с недооценкой значимости Генерального плана и возникновением в будущем правовых коллизий при реализации градостроительной деятельности. Кроме того, разработка ПЗЗ связана в нынешних условиях с определёнными трудностями, и тут становится уместным четвертый вопрос:

4. В чём состоит сложность разработки ПЗЗ?

Трудности, возникающие при разработке ПЗЗ, условно можно разделить на две части: административно-правовые и профессиональные. О многих сложностях, в основном относящихся к категории административно-правовых, упоминалось выше. Ответ на вопрос о сложностях разработки ПЗЗ чрезвычайно важен, причём не только и не столько для разработчиков ПЗЗ, которые условно после завершения работ «ныряют» обратно в «свой омут», а город начинает жить по-новому, сколько для администрации поселения, инвесторов данного региона и правообладателей земельных участков, действия которых в области градостроительства в будущем должны регламентироваться разработанным документом.

Обобщая и классифицируя проблемы при разработке ПЗЗ, можно обобщить:

а) профессиональные сложности. Сюда относится отсутствие действующей документации территориального планирования, отсутствие актуальных нормативов градостроительного проектирования и исходных данных.

Очевидно, что ПЗЗ, разработанные в условиях отсутствия актуальной документации территориального планирования - генерального плана и/или схемы территориального планирования, определяющей стратегический вектор развития поселения, обречены на необходимость корректировки в будущем, а любая корректировка - это не только дополнительные затраты бюджетных средств, но и, что более важно, «отыгрывание» назад отдельных решений, что зачастую, особенно в вопросах, связанных с земельно-правовыми отношениями, приводит к судебным разбирательствам. Разработка ПЗЗ при отсутствии актуальных нормативов градостроительного проектирования приводит к тому, что разработчик вынужден руководствоваться устаревшими с позиций законодательства, а подчас недействующими СНиПами и ГОСТами, что впоследствии, после введения новых региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, разработка и принятие которых в соответствии с Градкодексом является неизбежными, повлечёт за собой необходимость корректировки ПЗЗ и возможного пересмотра принятых на основании ПЗЗ решений, со всеми последствиями описанными выше. Конечно, можно сказать, что у нас «закон обратной силы не имеет», но сколько раз в российской действительности мы сталкивались и сталкиваемся с обратным. И наконец, отсутствие актуальных исходных данных приводит к вынужденной «халтуре» при разработке ПЗЗ, а к чему приводит «халтура», пусть и вынужденная, все и так знают. Что можно пожелать, так это то, что комиссии по подготовке ПЗЗ, куда входят или по крайней мере должны входить представители предоставляющих исходные данные ведомств, должны заниматься не только критикой и отслеживанием ведомственных интересов, которые, кстати, зачастую противоречат друг другу, но и подходили более ответственно к сбору и полноте предоставляемых исходных данных;

б) административно-правовые сложности - гораздо более обширная категория. Это проблемы, связанные с квалификацией разработчика ПЗЗ, определённого на конкурсной основе, недостаточность финансирования этих проработок, несогласованность ведомств, представители которых входят в состав комиссии по подготовке ПЗЗ, давление со стороны администрации по учёту ранее принятых, не всегда законных и оправданных решений, менталитет граждан, участвующих в общественных слушаниях по проектам ПЗЗ, отсутствие общероссийских правовых методик и инструкций по разработке правил.

Что касается конкурсов и квалификации разработчика, то тут и пояснять не надо. Закон 94-ФЗ не ругает сейчас только ленивый, причём ругают как государственные заказчики, так и подрядчики. Квалификации, как правило, отдаётся наименьший бал, если сопоставлять с баллами за сроки и предлагаемую на конкурсе стоимость. Кстати, о стоимости. Разброс показателей стартовой цены по территории России на разработку ПЗЗ чрезвычайно велик и зависит, что в принципе понятно, от финансового благополучия того или иного региона. Но конкурсная основа выбора подрядчика и, как следствие, вынужденный демпинг как по стоимости, так и по срокам приводят к экономии ими (подрядчиками) времени и средств при разработке, которые могли бы пойти на актуализацию исходных данных, привлечение большего числа соисполнителей, проведение более плодотворной работы с заинтересованными лицами (администрацией, населением, инвесторами, собственниками). К тому же из-за установленного в Градкодексе срока прекращения выдачи разрешений на строительство в условиях отсутствия утверждённых ПЗЗ стимулирование установки в требованиях конкурсной документации необоснованно жёстко сжатых сроков разработки этих документов является предопределённым законодателем.

Отдельный вопрос связан с несогласованностью позиций отдельных ведомств муниципальной администрации и лоббированием ведомственных интересов. Вместе с тем существует проблема давления со стороны органов власти по учёту ранее принятых решений, что связано с опасениями местных администраций привлечения к ответственности за то, что они натворили в прошлом. Именно поэтому они стремятся соблюдать преемственность по отношению к своим старым решениям и категорически отрицают любое новое, загоняя его в рамки собственных, зачастую - без преувеличения, идиотских ошибок.

Пример из практики . На городских землях, которые генпланом определены для создания городского парка, уже отведены участки под строительство частного жилья. Если поселению нужен парк как территория общего пользования - значит, нужно определять для этих территорий такие регламенты, которые не позволяют на них ничего строить, и изымать их при необходимости под городские нужды. Но власти боятся неадекватной реакции собственников, заплативших взятки за незаконные услуги, с одной стороны, и дополнительных трат из городского бюджета на компенсации собственникам - с другой. Спасительный компромисс в данной ситуации крайне затруднителен по причине создания ситуации двойных стандартов.

Отсутствие общероссийской методики или инструкции по разработке ПЗЗ для городов и поселений разных размеров и значений приводит к тому, что уровень разработки ПЗЗ определяется квалификацией разработчика, его подходом к решению данной задачи и, отчасти, уровнем финансирования, но, что более важно, отсутствием чётких критериев по принятию разработанного проекта правил. У заказчика данного вида работ отсутствует чёткое понимание того, что ему должен сдать разработчик, что в свою очередь приводит к конфликтным ситуациям либо принятию и утверждению «сырого» варианта ПЗЗ.

Важным, безусловно, аспектом принятия и утверждения ПЗЗ, которому зачастую администрациями не уделяется должного внимания, является необходимость проведения публичных слушаний и связанной с этим работой с населением. Опять же из практики следует, что наше население, являясь достаточно умным, предпочитает не особенно вдаваться в изучение вопроса «А что же такое ПЗЗ, и зачем они (правила) нужны?». В связи с этим на публичных слушаниях обсуждаются вопросы локального уровня: неправомерные действия соседа, неадекватность административных решений, а зачастую просто невнимание со стороны властей к проблемам общественности. При этом в силу особенностей нашей ментальности, как правило, на собрания приходят негативно настроенные граждане и «заряжённые» представители общественности. Понятно, что в таких условиях конструктивный диалог между властью и населением невозможен. Единственным способом является разъяснение для населения задач и целей ПЗЗ и изменение сознания администрации в той части, что публичные слушания являются не просто формальностью, а очень серьёзным инструментом, потенциально обладающим огромной силой. А окажется эта сила разрушительной или созидательной, зависит от того, насколько профессиональным будет её применение.

Учитывая наличие такого «вороха» проблем, связанного с разработкой и утверждением ПЗЗ, уместен следующий вопрос:

5. Кому нужны ПЗЗ?

Ответ на это вопрос чрезвычайно прост - ВСЕМ.

Администрации ПЗЗ нужны для упорядоченного ведения градостроительной деятельности, прозрачности принимаемых решений, обоснованности своей позиции и, как следствие, юридической защищённости.

Инвесторам нужны с целью получения возможности составления чёткого бизнес-плана путём определения на самой ранней стадии параметров нового строительства и его функционального назначения.

Собственникам земельных участков - для понимания реальной стоимости их активов, определения и понимания объёмов возможной реконструкции и ограничивающих факторов. Одновременно с этим должно прийти понимание того, что может произойти с соседними участками и что на них может быть построено.

И наконец, широкой общественности - для получения доступного и понятного представления о развитии отдельных частей и функциональных зон поселения, дающего возможность выбора мест проживания, приложения труда, рекреации и т. д.

А если ПЗЗ являются действительно настолько важным документом, но его качественная подготовка крайне затруднительна, уместно задаться вопросом:

6. Являются ли правила землепользования и застройки окончательным документом?

В Градкодексе порядку внесения изменений в ПЗЗ посвящена отдельная статья, что уже подразумевает неизбежность корректировки ранее утверждённых ПЗЗ.

Правила землепользования и застройки через установку градостроительных регламентов предопределяют характеристики подготавливаемой впоследствии документации по планировке территории, в частности, через назначение территории (виды разрешённого использования недвижимости), предельные размеры земельных участков для соответствующих территориальных зон. Однако в правилах, сформулированных на основе положений Генерального плана, нет возможности (до разработки проекта планировки) точно указать предельные (минимальные и/или максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Поэтому утверждённая документация по планировке территории в большинстве случаев является основанием для внесения изменений в ПЗЗ в части установления или уточнения градостроительных регламентов по предельным параметрам разрешённого строительства.

Похожая картина складывается и с разработкой ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия, входящих в градостроительные регламенты. Ограничения по условиям охраны памятников в составе ПЗЗ должны подготавливаться как отображение проектов зон охраны объектов культурного наследия, разработанных и утверждённых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Но разработанные проекты зон охраны объектов культурного наследия присутствуют в муниципальных образованиях только за редким исключением. Очевидно, что после утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия будут вноситься изменения в правила, в части уточнения ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия.

В заключение можно сделать следующий обобщающий вывод: правила землепользования и застройки - это динамичный документ. Как местный нормативный правовой акт они регламентируют и регулируют текущие, сегодняшние права собственников и местного сообщества в целом на использование недвижимости. Градостроительное зонирование должно постепенно совершенствоваться, оно не может быть эффективным «сейчас и сразу» на все времена. Потому что поводов для внесения изменения в правила (ещё до их вступления в силу) достаточно, а уж после их принятия - ещё больше. Но главное, - это мониторинг принятых решений: отслеживание функционирования правил землепользования и застройки, учёт мнений и интересов всех субъектов, чем должна заниматься постоянно действующая комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки с помощью действительно очень точно подобранной команды грамотных разработчиков.

И здесь, как нигде, уместно напомнить государственному заказчику пословицу: «Не выгадывай - не прогадаешь!».

На этой странице вы сможете посмотреть и скачать правила землепользования и застройки для Москвы и Московской области. Мы структурировали все документы по районам, чтобы вы могли легко найти нужный документ и скачать его.

Как посмотреть ПЗЗ? Скачать архив. В нем вы найдете регламентирующую документацию и схемы, на которых будет видно зонирование конкретного населенного пункта.

Остались вопросы? Задайте их юристам RFI consult!

Что такое ПЗЗ?

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования. В нем прописываются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок изменения зон и внесения других изменений.

Целями разработки ПЗЗ города Москвы и других населенных пунктов является создание условий для гармоничного развития территорий и сохранения экологически и культурно важных объектов, обеспечение законных прав физических и юридических лиц, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций за счет возможности выбора видов разрешенного использования для участков и объектов капитального строительства.

Чем ПЗЗ отличаются от генплана?

Эти документы похожи, так как включают схемы города и описания к ним. Однако по факту генеральный план является первичным. В нем отображаются границы города и отдельных муниципальных образований, обозначены функциональные зоны, расписаны планируемые к размещению объекты. Однако генплан не содержит непосредственно регламентов, регулирующих застройку. Это документ, в котором обозначены перспективы развития Москвы.

Если вы скачаете правила землепользования и застройки Москвы на 2018 год, то увидите, что там отображены актуальные требования к размещению объектов и регламенты градостроения. Фактически, этот документ дает понять, каким образом можно использовать тот или иной участок в рамках городского поселения. Выделяются отдельные зоны, например, охраны (водоемов, природных объектов, линий связи и т.д.), военных объектов, приаэродромные территории, жилые зоны (последние разделяются на зоны многоквартирной застройки, зоны для индивидуального жилищного строительства и смешанные). Правила землепользования и застройки Москвы или района Московской области учитывают разрешенные виды использования земли, вводят ограничения на возведения капитальных объектов, максимальные размеры земельных участков, уровень обеспеченности инфраструктурой.

Как внести изменения в правила землепользования и застройки Москвы?

Разработку и изменение ПЗЗ Москвы курирует городская и окружные комиссии. Сначала проект подается в орган, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры, а затем его передают в окружную комиссию и городскую комиссию. Если проект будет одобрен, назначаются публичные слушания. Протоколы направляются в органы исполнительной власти, которые подготавливают проект для представления Правительству Москвы. Последнее принимает решение о внесении изменений в ПЗЗ или отправке проекта на доработку.

Подать прошение об изменениях ПЗЗ территории могут органы исполнительной власти или местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Причинами для исправления правил землепользования и застройки являются:

  1. Несоответствие генеральному плану развития Москвы.
  2. Неэффективное использование земельных участков или объектов капитального строительства.
  3. Невозможность реализовать гражданами свои законные права и интересы.
  4. Снижение стоимости земли или объектов капитального строительства из-за ПЗЗ.
  5. Объективная необходимость изменить территориальные зоны или градостроительные регламенты.

Процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки Москвы и Московской области достаточно длительная. Сначала вопрос в течение 30 дней рассматривается комиссией, затем проводятся слушания, после у органов исполнительной власти есть 30 дней на принятие решения.

Решайте вопросы с ПЗЗ Московской области и Москвы с RFI consult!

Если у вас возникли вопросы относительно документов градостроительного зонирования, вы хотите разобраться, сможете ли сменить вид разрешенного использования земельного участка, вам необходимо внести изменения в ПЗЗ в Московской области или Москве, юристы RFI consult окажут профессиональную помощь.

Мы уверены, что сможем найти эффективное решение для каждого клиента, ведь у нас работают юристы с опытом от 5 лет. RFI consult на юридическом рынке Москвы с 1998 года - и колоссальный опыт позволяет улаживать даже сложные ситуации. Нашими постоянными клиентами являются крупные застройщики Москвы и Московской области.

Выберите RFI consult для решения вопросов с ПЗЗ в 2018 году - оцените наши преимущества:

  • Минимальные сроки. Мы начинаем работу над делом в день подписания договора, тщательно прорабатываем стратегию взаимодействия с государственными органами, грамотно собираем пакет документов. Это позволяет получать необходимые разрешения и добиваться принятия положительных решений с первого обращения.
  • Доверительные отношения с клиентами. Мы всегда объективно описываем перспективы, и если шансы на успех невелики, то предлагаем клиентам альтернативы. Наши юристы готовы в любой момент отчитаться о ходе дела. Доверьтесь высококвалифицированным юристам - и мы найдем оптимальный способ реализации ваших задач.
  • Доступная стоимость услуг. Мы удерживаем цены на конкурентном уровне, поэтому стоимость изменения ПЗЗ в Московской области или Москве в 2018 году у нас одна из самых низких. Запишитесь на консультацию к юристу - и он рассчитает ее для вашего объекта, а также подскажет, сколько времени нам потребуется, чтобы решить вашу проблему.

Скачать правила землепользования и застройки Московской области

Скачать правила землепользования и застройки города Москвы

Книга 12. Территориальная часть правил землепользования и застройки Новомосковского административного округа

    Территориальная часть правил землепользования и застройки поселения Внуковское
    Территориальная часть правил землепользования и застройки поселения Воскресенское
    Территориальная часть правил землепользования и застройки поселения Десеновское
    Территориальная часть правил землепользования и застройки поселения Кокошкино
    Территориальная часть правил землепользования и застройки поселения Марушкинское