Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства. Особенности налогообложения малого бизнеса

Актуальность и значимость государственной поддержки малого бизнеса, выраженные принятием за последние годы существенных мер поддержки малого предпринимательства, позволили в значительной степени на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, повысить рентабельность и эффективность производства, снизить издержки на ведение . Такими существенными мерами государственной поддержки малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей явилась разработка при проведении налоговой реформы специальных налоговых режимов, что в период 2003 - 2008 гг. явилось мощным стимулом к переходу субъектов малого предпринимательства на специальные налоговые режимы и повлекло за собой увеличение инвестиций в малый бизнес, развитие производства, увеличение рабочих мест и занятости населения.
Закрепление налогов, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов, за бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, предоставление права органам местного самоуправления самим вводить единый налог на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности явилось значимым решением вопроса стабилизации доходной базы бюджетов данного уровня.
Дальнейшими мерами государственной поддержки малого бизнеса в 2008 - 2009 гг. явилось принятие ряда федеральных законов, усиливающих социальное значение специальных налоговых режимов и направленных на стимулирование субъектов малого предпринимательства. Вступившие в силу с 01.01.2009 законодательные дополнения и изменения предоставляют право субъектам РФ устанавливать налоговые ставки дифференцированно в пределах от 5 до 15% для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Отменены ограничения на перенос убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды. Налоговая декларация для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы с 2009 г., представляется только по итогам налогового периода (календарного года). Ранее необходимо было представлять налоговые декларации по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года).
Расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться упрощенная система налогообложения на основе патента. По упрощенной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента отменены ограничения на количество видов предпринимательской деятельности, на которые индивидуальный предприниматель может получить патент, разрешено привлекать наемных работников.
Вместе с тем приоритетной мерой поддержки малого бизнеса остается создание нормативно-правовых условий и механизмов государственного регулирования, включая налоговое регулирование. Основными направлениями в комплексе нормативно-правового обеспечения малого бизнеса остаются: обеспечение преемственности и непротиворечивости законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; разработка и реализация законодательных мер по созданию партнерских отношений между предприятиями и органами власти, устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности. В этой связи предусматривается также развитие саморегулирования предпринимательской деятельности на основе общественных объединений и внедрение нормативно-правовых механизмов, определяющих взаимную ответственность сторон в различных возникающих правоотношениях; проведение эффективной конкурентной политики; создание налоговой системы, благоприятствующей развитию малого бизнеса.
Совершенствование нормативно-правовой среды невозможно в отрыве от разработки и систематизации опыта правоприменительной практики. В процессе применения новых нормативных документов возникают отдельные коллизии. Поэтому необходимо систематизировать возникающий практический опыт и своевременно вносить изменения в действующие правовые нормы в целях устранения таких коллизий.
В области налогообложения необходимо реализовать пакет мер, направленных на стимулирование развития малого бизнеса , обеспечивающий:
- развитие малого бизнеса в инновационной и производственной сферах;
- расширение круга субъектов малого бизнеса, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;
- подготовку высококвалифицированных кадров для сферы малого бизнеса;
- условия льготного кредитования для предприятий малого бизнеса;
- создание равных конкурентных условий в сфере малого предпринимательства;
- социальное стимулирование работников предприятий малого бизнеса на основе программ добровольного медицинского и пенсионного страхования;
- создание условий для реализации зарубежных программ развития малого бизнеса и активизацию международного сотрудничества в области поддержки малого бизнеса.
Одной из важнейших проблем малого бизнеса является кредитование. Невозможность получения кредита исключает способность на равных конкурировать с другими предприятиями. Проценты по кредитам необычайно высоки, таких высоких ссудных процентов нет ни в одной развитой стране. При этом безвозмездная материальная помощь предприятиям малого бизнеса подлежит налогообложению. Исчисляется НДФЛ с материальной выгоды для физических лиц, получивших ссуды от предприятий на свои неотложные нужды, если ссуда выдана под процент ниже ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Для решения задачи создания благоприятных условий кредитования малого предпринимательства, разработки и распространения финансовых технологий необходима максимальная активизация частных инвестиционных ресурсов. С этой целью необходимо минимизировать налоговую нагрузку на операции кредитования и заимствования.
Для подготовки высококвалифицированных кадров в сфере малого бизнеса наряду с созданием системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов малых предприятий, развития института повышения квалификации и переподготовки кадров для сферы малого бизнеса, разработки методических основ и программ обучения необходимы также меры налогового стимулирования, направленные на снижение налоговой нагрузки. Представляется целесообразным для малого предпринимательства все денежные средства, вложенные в образование своих сотрудников, включая обучение в аспирантуре, освободить из-под налогообложения.
В целях имущественной поддержки предприятий малого бизнеса необходимы: проведение мониторинга на регулярной основе бездействующих производственных площадей, разработка правовых и экономических механизмов использования объектов государственной или муниципальной собственности субъектами малого бизнеса.
Вместе с тем остаются существенные проблемы в применения норм налогового законодательства, вызывающие коллизии и споры, и прежде всего для субъектов малого бизнеса. Такой проблемой, возникшей в первую очередь для субъектов малого предпринимательства, является сложность арендовать помещение под офис более чем на год, что дестабилизирует деятельность субъектов малого предпринимательства.
С одной стороны, собственник помещения - арендодатель, как правило, отказывается заключать договор аренды помещения под офис на срок более года в связи с необходимостью зарегистрировать договор аренды на срок более года в органах государственной регистрации, что влечет для арендодателя дополнительные издержки, главным образом временного характера. С другой стороны, сам арендатор - представитель малого бизнеса не всегда готов спланировать срок аренды офисного помещения ввиду того, что малый бизнес наиболее подвержен предпринимательским рискам.
Приобрести офисы небольших размеров, в пределах 50 - 90 кв. м, по контрактам соинвестирования всегда было большой проблемой из-за того, что инвестор-застройщик не заинтересован в реализации своего нежилого фонда, который ему самому выгоднее сдавать в аренду, и тем более не заинтересован продавать нежилой фонд небольшой площадью, поскольку для инвестора-застройщика возникают дополнительные издержки, а впоследствии - снижение эффективности управления нежилым фондом.
В докризисный период небольшая площадь нежилого фонда если и выставлялась на продажу инвестором-застройщиком, то всегда после реализации жилого фонда и всегда по цене, значительно превышающей стоимость аналогичной площади жилого фонда, что также не стимулировало приобретать нежилую площадь по несправедливой цене.
Выходом из создавшейся ситуации, казалось, стала возможность располагать офисы небольшой площади на первых этажах жилого фонда, с учетом возможностей законной перепланировки с отдельным входом. Также достаточно построено жилого фонда небольшой площадью и расположенного на первых этажах с отдельным входом.
С учетом направленности социально-экономической политики властей крупных городов на высвобождение помещений, расположенных на первых этажах, под предприятия малого бизнеса нелогичность возведенных застройщиком квартир на первом этаже с отдельным входом объясняется исключительно интересами строительного бизнеса.
Однако это был выход для субъектов малого предпринимательства, и такие небольшие помещения в жилом фонде ими приобретались под офис для целей осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку такие приобретенные офисные помещения использовались субъектами малого бизнеса в целях осуществления предпринимательства, то и расходы на аренду, содержание и текущий ремонт учитывались в целях налогообложения при расчете налогооблагаемой базы. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) позволяет учесть в расходах арендные платежи за арендованное имущество и не ставит признание расходов в зависимость от статуса арендованного помещения (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Также Письмом Минфина России от 18.10.2005 N 03-03-04/1/285 финансовое ведомство указало, что "расходы учитываются в целях налогообложения прибыли, если они соответствуют условиям, предъявляемым НК РФ. Действие норм законодательства иных отраслей на признание расходов не влияет... поэтому расходы на аренду жилого помещения под офис могут учитываться в целях налогообложения".
Затем, Письмами Минфина России от 27.10.2005 N 03-03-04/1/310, от 10.11.2006 N 03-05-01-04/310 и от 14.02.2008 N 03-03-06/1/93 финансовое ведомство со ссылкой на п. 3 ст. 288 Гражданского кодекса РФ разъяснило, что жилое помещение не может использоваться для размещения в нем предприятий и учреждений до перевода его в нежилое. На основании этого расходы по аренде жилого помещения под офис не уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли.
В поддержку такой позиции высказалось УФНС России по г. Москве в Письмах от 19.05.2006 N 28-11/43420 и от 22.09.2008 N 20-12/089130.
Но очевидно, что такая позиция отрицает создание равных возможностей в бизнесе и ведет к увеличению налоговой нагрузки на предпринимателей малого бизнеса, использующих в своей профессиональной деятельности, осуществляющейся в целях получения дохода, офисное помещение, находящееся в составе жилого фонда.
Вместе с тем назначение жилого помещения и пределы его использования определены ст. 17 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), и согласно п. 2 ст. 17 ЖК РФ допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности.
Возникшая спорная ситуация по вышеизложенной проблеме и по конкретным налогоплательщикам периодически разрешается в судах. В Постановлении ФАС Московского округа от 27.07.2009 N КА-А41/7015-09 по делу N А41-19766/08 суд указал, что возможность учесть расходы на аренду помещения не ставится налоговым законодательством в зависимость от отнесения помещений к нежилому фонду. Аналогичные выводы сделаны в Постановлениях ФАС Московского округа от 21.08.2008 N КА-А40/7702-08 по делу N А40-56003/07-20-342, от 12.01.2007, 19.01.2007 N КА-А41/13145-06, ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2006 по делу N А05-4649/2006-19, от 21.09.2005 N А56-50544/04, ФАС Поволжского округа от 12.02.2008 по делу N А12-10256/07-С60. В Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 22.02.2007 по делу N А05-8537/2006-34, а также от 17.10.2006 по делу N А05-4649/2006-19 суд указал, что расходы налогоплательщика по аренде используемых под офис жилых помещений являются экономически обоснованными, документально подтвержденными и уменьшают затраты в целях налогообложения.
Как долго еще спорить предпринимателям с налоговым ведомством по вопросу учета в целях налогообложения расходов на аренду жилого помещения под офис? Все судебные споры по возникшей ситуации разрешились в пользу предпринимателей.
В связи с вышеизложенной спорной налоговой ситуацией у сторонников фискального подхода может создаться впечатление, что предприятия малого бизнеса преднамеренно не инвестируют в основные фонды, а выбирают аренду. К сожалению, действительно, в последнее время арендные отношения на предприятиях малого бизнеса преобладают. Проблема состоит в том, что действующая система налогового администрирования предусматривает авансовые платежи по налогу на прибыль и авансовые платежи по единому налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Таким образом, даже предприятия малого бизнеса, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, ежеквартально обязаны перечислять авансовые платежи с фактически поступивших денежных средств в счет работ и услуг, которые еще не выполнены в полном объеме. В такой ситуации инвестировать в основные средства, во-первых, становится экономически невыгодно, во-вторых, не у всех предприятий малого бизнеса есть возможность накопить достаточные денежные средства в целях инвестирования в собственную материально-техническую базу. В этой связи представляется логичным в целях поддержки и развития малого бизнеса освободить предприятия сферы малого бизнеса, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, от уплаты авансовых платежей единого налога.
Актуальной проблемой развития малого бизнеса остаются задачи социальной поддержки работников предприятий малого бизнеса. Решение задач по привлечению квалифицированного кадрового состава требует комплексного подхода, включая социальную заботу о сотрудниках малого предприятия. В этой связи является важным разработка социального пакета, который давно и эффективно предлагается и используется крупным бизнесом при подборе кадров. Как правило, в социальный пакет входят добровольное медицинское страхование и добровольное пенсионное страхование. Страховые взносы организации по договору обязательного медицинского страхования работников относятся к расходам на оплату труда при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (п. 16 ст. 255 НК РФ).
Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщикам медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда (п. 16 ст. 255 НК РФ). База для исчисления предельной суммы взносов определяется с учетом срока действия договора в налоговом периоде. В расчет берутся расходы на оплату труда, произведенные с даты вступления договора в силу (п. 3 ст. 318 НК РФ). Кроме того, выплаты по договорам добровольного медицинского страхования, заключенным за счет средств работодателя в пользу работника, облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 213 НК РФ).
Оплату медицинских услуг своим работникам в целях налогообложения прибыли можно учитывать в составе расходов на оплату труда, так как расходами на оплату труда признаются любые затраты, понесенные организацией в пользу работника. Следует обязательно предусмотреть возмещение расходов на лечение в трудовых или коллективных договорах (п. 25 ст. 255 НК РФ). Согласно ст. 252 НК РФ также необходимо соблюсти требование документального подтверждения и экономической обоснованности таких расходов.
В отношении страховых взносов, направленных на добровольное пенсионное страхование, налоговая нагрузка также чрезмерна для предприятий малого бизнеса, что не стимулирует работодателя к заключению договоров не только добровольного медицинского страхования, но и добровольного пенсионного страхования в пользу своих работников.
В соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ суммы взносов работодателей по договорам негосударственного пенсионного страхования относятся к расходам на оплату труда и включаются в затраты, принимаемые для целей налогообложения прибыли организации, только при условии применении пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников страхования. Если строго не соблюсти установленный порядок перечисления и зачисления страховых взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, то налоговый орган вправе применить п. 7 ст. 270 НК РФ, согласно которому такие расходы не принимаются в составе затрат в целях налогообложения. В соответствии с п. 2 ст. 237 НК РФ организации должны определить налоговую базу для исчисления обязательных взносов и платежей (ранее - ЕСН) по каждому физическому лицу. Объект обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и база для их начисления совпадают с объектом налогообложения и налоговой базой по установленным обязательным взносам и платежам. Таким образом, на взносы, которые уплачивает предприятие по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, необходимо начислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

На современном этапе развития нашей страны малое предпринимательство призвано не только стать элементом структурной перестройки экономики с учетом особенностей развития регионов, но и повысить доходы местных бюджетов. Главным финансовым инструментом, регулирующим взаимоотношения малого бизнеса с государством, остается налогообложение. В условиях рынка налогообложение решает двуединую задачу - обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач, и одновременно способствовать наращиванию производства товаров и услуг, росту занятости населения, в том числе на основе развития малого предпринимательства.

В настоящее время роль малого предпринимательства в России явно недостаточна: по таким показателям, как доля малых предприятий в ВВП, или занятость, наша страна далека от аналогичных показателей развитых рыночных стран. Невелик вклад малого бизнеса и в финансовые ресурсы государства. Сложность и противоречивость процесса становления малого предпринимательства в России во многом связана с неразработанностью теоретических проблем этого сектора экономики, что, в частности, требует постоянного совершенствования правового регулирования малого предпринимательства, в том числе в области налогообложения.

Применение определенных законом дифференцированных критериев отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства позволит формировать самостоятельные, специализированные программы для каждого вида этих субъектов. Важное значение имеет то обстоятельство, что в законе четко прописаны особенности правового регулирования субъектов малого предпринимательства. В соответствии с ними и Налоговым кодексом РФ малые предприятия имеют право применять:

1) общий режим (систему) налогообложения, при котором уплачиваются в бюджет все установленные налоги;

2) специальные налоговые режимы:

Упрощенную систему налогообложения;

Систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

Иные специальные налоговые режимы.

Общая система налогообложения является налоговым режимом «по умолчанию» - его обязаны применять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, не облагаемые единым налогом на вмененный доход (ЕНВД), и не представившие в налоговый орган заявление о намерении использовать специальный налоговый режим - упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Также общую систему налогообложения обязаны применять все предприятия, годовой доход которых превысил 60 млн. руб. (в связи с тем, что превышение данной суммы дохода является критерием, в соответствии с которым налогоплательщик лишается права использовать УСН).

Помимо уплаты всех основных налогов и ведения налогового учета юридические лица, применяющие ОСН, обязаны в полном объеме вести бухгалтерский учет и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность - баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2) и ряд других отчетов. Индивидуальные предприниматели, в отличие от юридических лиц, вести бухгалтерский учет не обязаны, хотя и вправе делать это добровольно, для собственных целей.

Основные налоги, отличающие общую систему налогообложения от других налоговых систем:

Налоги юридических лиц:

Налог на прибыль организаций;

Налог на имущество организаций.

Налоги индивидуальных предпринимателей:

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

Налог на добавленную стоимость;

Налог на имущество физических лиц.

Вне зависимости от применяемой системы налогообложения (ОСН, УСН, ЕНВД или др.) и индивидуальные предприниматели, и юридические лица, производящие выплаты физическим лицам (например, заработной платы своим работникам, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, и т.п.), обязаны уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды, удерживать НДФЛ из заработной платы и других выплачиваемых физическим лицам доходов и перечислять его в бюджет, выступая в качестве налогового агента.

Упрощенная система налогообложения - самый распространенный налоговый режим, применяемый предприятиями малого бизнеса. Она завоевала свою популярность по многим причинам, среди которых можно выделить значительно меньшую по сравнению с ОСН налоговую нагрузку, простоту ведения учета и отсутствие необходимости представлять в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность, а также добровольность выбора данной налоговой системы. Упрощенную систему налогообложения вправе использовать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, если они соблюдают требования ст. 346.12 НК РФ. Налогоплательщик, соответствующий указанным требованиям, имеет право избрать УСН либо остаться на общей системе налогообложения.

В УСН уплата основных налогов, на которых базируется общая система налогообложения, - налога на прибыль у юридических лиц, НДФЛ у индивидуальных предпринимателей (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), НДС и налога на имущество заменена уплатой единого налога, официально именуемого «налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения». Напомним основные ставки налогов при общей системе налогообложения: налог на прибыль - 20%, НДФЛ - 13%, НДС - 18%, налог на имущество - до 2,2%. Ставка же единого налога при упрощенной системе налогообложения составляет 6% либо 15%. Разумеется, прямое сравнение налоговых ставок при общей системе налогообложения и упрощенной системе налогообложения некорректно, так как перечисленные налоги имеют различные налоговые базы. Однако достаточно простые расчеты показывают, что общая сумма налогов, которые при одинаковых параметрах деятельности должен бы был уплатить налогоплательщик при общем режиме налогообложения и УСН, отличается в пользу последней в разы - выгода применения УСН очевидна. Упрощенная система налогообложения хороша еще и тем, что налогоплательщику предоставляется возможность не только ее выбора как специального налогового режима, но и выбора любой из ее «подсистем», отличающихся друг от друга налоговой базой и ставкой единого налога: либо 6% от дохода, либо 15% от дохода, уменьшенного на величину расходов.

Под доходами при определении налоговой базы при УСН понимаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также различные внереализационные поступления (например, от долевого участия в каких-либо организациях, в виде процентов по договорам займа и т.д.). Что касается расходов, учитываемых при расчете единого налога со ставкой 15%, то их перечень является закрытым и приведен в ст. 346.16 НК РФ. При выборе между объектом налогообложения доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов, следует исходить из того, какую долю от ваших доходов составят документально подтвержденные расходы. Если доля таких расходов велика, то более выгодно уплачивать единый налог по ставке 15% от разницы между доходами и расходами. Если же доля расходов мала или их нельзя подтвердить надлежаще оформленными документами (актами приема-передачи, накладными, товарными чеками, чеками ККМ и т.д.), то более выгоден 6%-ный налог, исчисляемый с суммы доходов. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается налогоплательщиками самостоятельно. Никакую отчетность по единому налогу в течение года в налоговую инспекцию представлять не требуется, обязанностью налогоплательщика до окончания года является только уплата авансовых платежей по налогу. Налоговая декларация по единому налогу подается в налоговый орган только один раз в год.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (система налогообложения в виде ЕНВД) - это специальный налоговый режим, применяемый в обязательном порядке налогоплательщиками, осуществляющими виды деятельности, перечисленные в ст. 346.26 НК РФ, при условии, что он введен в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов или законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Таким образом, режим в виде ЕНВД может применяться не на всей территории России, а только в тех ее субъектах административно-территориального деления, которые приняли соответствующие нормативные акты или законы.

Систему налогообложения в виде ЕНВД вправе применять как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица (ООО, ЗАО, ОАО и др.). Уплата юридическими лицами ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Также юридические лица и индивидуальные предприниматели - плательщики ЕНВД не признаются налогоплательщиками НДС в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Плательщики ЕНВД не освобождаются от уплаты иных налогов и сборов, страховых взносов во внебюджетные фонды, а также от исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ.

Объектом налогообложения при использовании системы ЕНВД является не фактический доход налогоплательщика (под которым обычно подразумевается выручка, полученная от покупателей и заказчиков), а вмененный доход - некая условная, установленная законом сумма потенциально возможного дохода, который мог бы получить налогоплательщик, ставка налога равна 15 %.

Можно сделать вывод, что общая система налогообложения создает наиболее неблагоприятные условия для работы малых предприятий, чем специальные налоговые режимы.

Любая деятельность человечества, приносящая доход, в современном мире облагается теми или иными взносами в пользу государства. Малое предпринимательство – не исключение. Но во всех странах налогообложение малого бизнеса имеет особенности, целью которых является развитие деятельности малых предприятий в тех или иных сферах путем предоставления условий и налоговых ставок, которые отличаются от общих в стране налоговых норм для бизнеса.

Что такое малый бизнес?

Прежде чем рассматривать налогообложение малого и среднего бизнеса, уточним, какой бизнес считается малым. Это индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства и предприятия, удовлетворяющие следующим условиям:

  1. Предельный размер выручки от реализации товаров (без учета НДС):
    • малые – до 400 млн рублей.
    • средние — до 1000 млн рублей.
  2. Численность работников:
    • малые – до 100 человек.
    • средние — от 101 до 250 человек.
  3. Доля участия учредителей-юридических лиц – не более 25%.

Системы налогообложения в России

В целом режимы налогообложения в России разделяются на общий и несколько специальных. По умолчанию, если вновь открывшееся юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не выбирает режим самостоятельно, уведомив об этом налоговую инспекцию, то к нему применяется общий режим. Общая система налогообложения малого бизнеса не имеет никаких особенностей. Организацией будут выплачиваться все федеральные налоги:

  • на прибыль;
  • НДФЛ;
  • единый социальный налог;
  • акцизы;
  • водный налог, налоги на добычу полезных ископаемых, за пользование природными ресурсами (объекты животного мира и водных биологических ресурсов).

Индивидуальный предприниматель на ОСНО выплачивает следующие федеральные налоги:

  • НДФЛ (13%) за себя и работников (если есть);
  • НДС (размер зависит от вида товара или услуги, 10% или 18%);
  • страховые взносы за работников (26% от суммы зарплаты работников);
  • фиксированные взносы за себя (в 2013 году сумма составляет 35 664,66 рублей). Эти же взносы выплачиваются и при применении специальных режимов.

Помимо федеральных существуют налоги региональные:

  • транспортный;
  • на имущество;
  • на игорный бизнес.

Наконец, есть еще местные налоги на землю и имущество физических лиц. С полным перечнем налогов можно ознакомиться в статьях 13, 14 и 15 Налогового кодекса. Более того, на ОСНО организация обязана вести налоговый и бухгалтерский учет в полной мере в соответствии с законодательством. Разумеется, для малого предприятия налоговое бремя ОСНО может оказаться непосильным. Поэтому предусмотрена система налогообложения малого бизнеса, включающая специальные режимы, которые освобождают малый бизнес от некоторых видов налогов. Рассмотрим вкратце каждый из режимов.

УСН

Упрощенная система налогообложения. Разрешается к применению только организациям с доходами не более 20 млн рублей в год, численностью работников не более 100, а также стоимостью имущества не более 100 млн. Данный режим заменяет НДС, а также налоги на имущество и прибыль единым налогом. Однако здесь есть исключения, перечень которых можно найти в Налоговом кодексе (статьи 174, 224, 284, 346 и некоторые другие). Облагаться налогом могут общие доходы (6%) или разница доходов и расходов (15%). При переходе на УСН допустимо выбрать только один вариант.

ЕНВД

Единый налог на вмененный доход. Ранее режим был обязательным при определенных видах деятельности (они указаны в п.2 статьи 346.26 НК), которые велись в тех регионах, где был введен ЕНВД, но с 2013 года стал добровольным. При его применении организации выплачивают:

  • ЕНВД (налогом облагается не фактическая прибыль, а потенциальный, то есть вмененный доход);
  • НДФЛ (из заработной платы работников);
  • взносы в ФСС (с выплат работникам).

ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог. Соответственно, применим только к сельскохозяйственным производителям, да и то не ко всем. Предприятие должно заниматься именно производством, переработка продуктов не попадает под данный режим. Кроме того, для подачи заявления с целью перехода на этот режим, доля дохода, полученного от продажи товаров самостоятельного производства за последний год, должна быть более 70%. Режим предусматривает уплату следующих налогов:

Патентная система

Применима только для ИП. Суть состоит в том, что предприниматель приобретает так называемый патент на определенную деятельность (допустимо всего 69 видов деятельности, перечень которых указан в п. 2 статьи 346.25.1 НК) и на конкретный промежуток времени (не более одного календарного года). Получив патент, ИП платит 6% от потенциального дохода. Потенциально возможный доход устанавливается налоговыми органами субъектов РФ. В рамках данного режима ИП освобожден от налога на имущество, НДФЛ и НДС. Более того, сумма патента может уменьшаться на сумму страховых взносов, однако не более чем на 50%. Для работы на патентной системе необходима строгая финансовая дисциплина. Счета-фактуры, чеки и прочая документация должны быть в наличии и учитываться. Понятно, что не для всех ИП это возможно. Чтобы понять, насколько режим выгоден, стоит самостоятельно подсчитать свои потенциальные доходы и налоги и сравнить с теми, которые установлены государством.

Неприятные нюансы специальных режимов

Несмотря на все выгоды, которые предоставлены специальными режимами, есть и неприятные особенности налогообложения малого бизнеса. Например, освобождение от НДС создает препоны в сотрудничестве с крупными предприятиями, которые могут отказаться от работы с представителями малого бизнеса ввиду возникновения сложностей с отчетностью. Или, касаемо ЕСХН, если по итогам года выясняется, что нарушены условия применения ЕСХН, придется пересчитать налоги в соответствии с ОСНО, да еще и заплатить пеню за несвоевременную уплату. Кроме того, несмотря на то, что процесс учета и отчетности при специальных режимах упрощен, тем не менее, для каждого режима есть свои обязательные требования, которые непременно нужно изучить и соблюдать во избежание штрафных санкций и других проблем

Камни преткновения в совершенствовании российского налогообложения малого бизнеса

В наше время именно малый и средний бизнес является основой экономики. Поэтому государство должно поощрять данную деятельность. Со стороны складывается впечатление, что так и есть. Принимаются новые законы, упрощающие процесс налогообложения, создаются льготы, однако на практике проблемы налогообложения малого бизнеса остаются нерешенными. Масса перспективных идей зарубается на корню, когда будущий предприниматель начинает считать, сколько придется отдать государству, причем еще до того, как появится стабильный доход. Налогообложение малого бизнеса в России вообще развивается крайне неравномерно и непоследовательно. К примеру, для бизнеса в инновационных, научных и технических сферах предусмотрены существенные льготы. Но такой вид деятельности очень сложно начать, а потому на общую картину налогообложения он никак не влияет. В остальном же мы имеем следующее:

  • Непостоянство политики в налоговой сфере. Постоянные изменения, обновления и усложнения, причина введения которых непонятна.
  • Размеры взносов и налогов, оплачивать которые многим новичкам просто не из чего. Например, налог с прибыли за каждого нанятого сотрудника.
  • Оставляет желать лучшего организация работы налоговых учреждений и ведомств.
  • Сложность ведения отчетности на фоне постоянно меняющегося законодательства. Начинающий предприниматель сталкивается с тем, что его знаний не хватает, а ошибки в составлении отчетности грозят штрафами. Приходится обращаться к специалистам. В итоге бывает так, что доходов еще нет, а затраты на ведение учета уже стали постоянной статьей расходов.
  • Наконец, в 2013 году в два раза увеличился размер взносов в ПФР, которые, как известно, должны вносить все зарегистрированные предприниматели, независимо от того, ведут они деятельность или нет.

Иначе говоря, если в других странах налоговая нагрузка на новичков в бизнесе снижена, то наше государство сегодня создало такие условия, в которых начинать свое дело, не имея больших накоплений, крайне рискованно и затратно. Но, как говорится, кто ищет, тот найдет пути для развития. Напоследок отметим, что данная статья является обзорной. При выборе того или иного режима следует тщательно изучить все условия, налоговые ставки и размеры взносов. Они могут варьироваться в зависимости от количества работников, размера их заработной платы, вида деятельности предприятия и многих других факторов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Развитие малого предпринимательства в России и его современное значение. Критерии отнесения предприятий к малым. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса в РФ. Анализ различных режимов налогообложения, оценки эффективности их применения.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2014

    Преимущества и недостатки малого бизнеса в российской экономике. Упрощенная система налогообложения малых предприятий, методы их привлечения к выполнению государственного заказа. Формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2012

    Понятие малого бизнеса, его статистика. Анализ упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства. Проблемы российского малого бизнеса, пути их решения. Законодательство РФ и предложения по изменению системы государственной поддержки.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2009

    Эволюция системы налогообложения малого предпринимательства. Упрощённая система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Единый налог на вменённый доход для определенных видов деятельности. Развития налогообложения.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2005

    Понятие субъектов малого предпринимательства и государственная регистрация субъектов малого предпринимательства. Анализ финансово экономических показателей на примере ООО "Окей Сервис". Нормированное регулирование налогообложения субъектов малого бизнеса.

    дипломная работа , добавлен 26.11.2008

    Состояние малого бизнеса в Рязанской области. Финансовая поддержка развития малого предпринимательства в регионе. Основные направления совершенствования государственной финансовой поддержки развития малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2016

    Отличительные особенности малого бизнеса и его основные экономические критерии. Сущностная характеристика налогообложения малого бизнеса за период 2008-2012 гг. Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014