В чем суть налога на добавленный доход. Налог на добавленный доход: что это значит для бюджета

В 2018 году в РФ состоится очередная налоговая реформа. На этот раз она коснется нефтяной отрасли, а именно налога на добавленный доход нефтяников. Сам законопроект могут принять уже в нынешнем году, но законную силу он получит только в следующем.

Новый порядок начисления НДД подразумевает смену существующих льготных условий для некоторых месторождений на определенные налоговые ставки НДД, которые будут взиматься с общего финансового потока.

Сам НДД пока имеет ограниченное влияние, но принятие нового варианта его начисления предоставит Министерству финансов возможность убрать пошлину на экспорт российской нефти. По мнению экспертов, такое нововведение должно привнести в бюджет РФ дополнительную прибыль в размере 600 миллиардов рублей.

Суть вопроса и порядок его реализации

Согласно результатам совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича, Минфин должен разработать проект закона о переходе на новый налог на добавленный доход до первого октября, а его официальное действие начнется с .

Если судить по протоколу совещания, на нем удалось решить ряд особо спорных вопросов между государством и нефтедобытчиками.

Большая часть принятых решений должна положительно сказаться на работе последних. В частности, МФ и нефтяные компании уже несколько лет не могут прийти к единому решению, каким образом взимать налог не с общих объемов добытой и экспортированной нефти, а с финансовых оборотов каждого отдельно взятого месторождения.

Теперь появилась реальная надежда на то, что данный спор, в конце концов, разрешиться на условиях, устраивающих обе стороны.

Новая реформа не будет нести глобальный характер. Существующий на добычу полезных ископаемых снизят, но он все равно останется. Роль НДД заключается только в замене экспортных льгот и НДПИ для недавно открытых участков нефтедобычи (гринфилдов).

Кроме того, планируется создать несколько экспериментальных проектов по внедрению реформы на давно работающих участках (браунфилдах), которые не имеют льгот, но при этом совокупный годовой объем их добычи меньше или равен 15 миллионов тонн.

Фактически государство предложило нефтяникам обменять льготные условия на введение НДД с определенными послаблениями.

Такой шаг очень важен для Министерства финансов, так как позволит в ближайшее время полностью отменить пошлину на экспорт нефти, переведя ее в формат НДПИ или НДД. Как следствие бюджет получит достаточно серьезную статью дополнительных доходов.

Организационные и технические моменты

Еще одним важным моментом спора была возможность добровольного перехода на новые условия работы. Позиция Минфина заключалась в реформировании всех льготных месторождений, кроме тех, кто уже пользовался экспортной льготой до 2016 года.

Нефтяные компании хотели сохранить за собой право выбора между внедрением НДД и сохранением имеющихся льгот. Вице-премьер встал на защиту интересов нефтяников, поэтому в течение всего 2018 года они смогут самостоятельно решать этот вопрос. Причем льготы все еще можно будет оформлять до конца 2017 года. По данным издательского дома «Коммерсантъ», уже подано около пятнадцати заявок.

Как считают некоторые аналитики, реальный выигрыш работников нефтяной отрасли здесь невелик. В случае полной отмены пошлины, нефтяники будут вынуждены принять НДД, так как льготы просто потеряют смысл.

Помимо выше перечисленного, обсуждались также некоторые вопросы технического плана. Было решено установить уровень выработки браунфилдов, дающий им право участвовать в экспериментальных проектах, в диапазоне от 20 до 80 процентов. Министерство предлагало нижний порог поднять до 25 процентов.

Параллельно Дворкович обязал Минфин разработать специальный порядок начисления НДД для западносибирских месторождений с выработкой менее пяти процентов. Из полученной «Коммерсантъ» информации следует, что речь идет в основном о попытке компании «ЛУКОЙЛ» внедрить НДД на Имилорском месторождении, а также месторождении им. Шпильмана, которые льготных условий сейчас не имеют. Поэтому нефтекомпании попросту нечего предложить взамен.

Скорее всего, данный вопрос не решится в пользу «ЛУКОЙЛ», так как он противоречит сути законопроекта, заключающейся в недопустимости выдачи льгот избирательным образом.

Несмотря на плодотворную работу чиновников Министерства и представителей нефтяной отрасли некоторые вопросы все еще несут спорный характер.

Первое, каким образом будет определяться налоговая база по НДД. Нефтяники хотят производить расчет по конкретному месторождению, а Минфин – по лицензионному участку. Этот момент по поручению Дворковича должен быть отдельно проработан финансовым ведомством.

Второе, какой итоговый объем нефтедобычи предусматривают пилотные проекты для браунфилдов. Здесь мнения разделились между 10 миллионами тонн (Минфин) и 15 миллионами тонн (нефтяники). Министерству поручено рассчитать оба варианта и предоставить результаты вместе с законопроектом. Поэтому окончательного решения следует ждать не ранее октября текущего года.

Подводя итог, можно сказать, что новый законопроект об НДД теперь действительно может воплотиться в жизнь, так как дает возможность государству отделить льготные условия для конкретных месторождений от судьбы пошлины на экспорт нефти. И как результат в будущем полностью убрать эту самую пошлину.

С другой стороны, нефтяным компаниям в ближайшие несколько лет все равно будут грозить внеплановые расходы, но при этом они получают более конкретную и прозрачную, чем сейчас, систему налогообложения. Правда, многие аналитики смотрят на это с большой долей скептицизма, ведь при текущей скудности бюджета любые меры, которые даже в теории могут ему навредить, будут обязательно переноситься или откладываться на неопределенное время.

Правительство с учетом доппоручений одобрило законопроект о новой системе налогообложения нефтяной отрасли, передает ТАСС со ссылкой на министра по вопросам открытого правительства Михаила Абызова.

Проект закона о налоге на добавленный доход (НДД) одобрен по итогам доклада министра энергетики РФ Александра Новака и предложений Минэнерго по вопросу введения НДД на совещании о развитии нефтяной отрасли России под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева.

Законопроект разрабатывается несколько лет. Его необходимость обосновывается тем, что условия работы нефтяных компаний ухудшаются по объективным геологическим причинам. Законопроект предусматривает добровольный переход на НДД для двух групп пилотных проектов. Первая группа - это новые месторождения (гринфилды) в новых регионах. Вторая группа - зрелые месторождения (браунфилды) в Западной Сибири с совокупной добычей по всем месторождениям не более 15 млн тонн нефти в год.

"Для сохранения стабильного уровня добычи и поступлений компании должны иметь стимул для поддержания инвестиционной активности, иметь достаточно привлекательные условия для этого. При этом основной нефтедобывающий регион - Западная Сибирь, где сосредоточено более 60% от всех нефтяных запасов страны и имеется развитая инфраструктура, находится в стадии стагнирующей добычи", - пояснил глава Минэнерго Александр Новак суть нового закона.

"Снижается дебит на действующих месторождениях при росте обводненности на старых скважинах. Для поддержания добычи приходится бурить намного больше и глубже: средняя глубина выросла на 162 м с 2012-го по 2016 год, а общая проходка за пять лет выросла на 22%. При этом также растет количество ГТМ, необходимых для обеспечения экономически обоснованных дебитов - количество ГРП выросло в 1,4 раза за пять лет", - сообщил министр правительству.

В сложившейся ситуации, по мнению Минэнерго, необходимо менять принципы налогообложения нефтяной отрасли с сохранением общего уровня бюджетных поступлений.

"Очевидно, что изъятие природной ренты с помощью оборотных фискальных инструментов - НДПИ и экспортной пошлины - не оказывает стимулирующего влияния на повышение коэффициента извлечения нефти. Оно просто не оставляет средств для инвестирования в новые эффективные технологии. В этой связи целесообразно введение новой системы налогообложения нефтяной отрасли, основанной на экономических показателях разработки месторождений, привязанной к финансовому результату, т. е. принятие законопроекта, предусматривающего введение НДД", - отметил глава Минэнерго России.

НДД будет распространяться на четыре группы месторождений, базой для исчисления налога станет расчетная выручка от операционной и инвестиционной деятельности по разведке и добыче углеводородного сырья на лицензионном участке, уменьшенная на величину фактических расходов, НДПИ, экспортной пошлины, транспортных расходов и т. д.

При этом, по оценке Минэнерго, выпадающие доходы бюджета будут наблюдаться только в течение первых двух лет, а на четвертый год они будут полностью компенсированы.

Минэнерго рассчитывает, что пилотный проект по НДД запустят с 1 января 2018 года и после введения НДД годовая добыча нефти в России увеличится на 60 млн тонн к 2036 году. Заявки на участие в пилотном проекте по переводу месторождений на НДД подали "Газпромнефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз" и "РуссНефть".

Кабинет министров одобрил законопроект о налоге на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли с учётом дополнительных поручений премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Об этом сообщил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

«По налогу — был одобрен с учётом дополнительных поручений в соответствии с результатами совещания, которое провёл председатель правительства в Ханты-Мансийске», — цитирует ТАСС министра.

Совещание Дмитрия Медведева с главами крупнейших нефтяных компаний состоялось 21 ноября. Александр Новак попросил премьера одобрить законопроекты об НДД и внести в Госдуму, чтобы принять их в первом квартале 2018 года. Вступить в силу новый налог, по мнению Новака, должен с 1 января 2019 года.

Перспективные проекты

Медведев на совещании заявил о необходимости соблюсти баланс интересов между нефтяным бизнесом и бюджетными задачами при принятии закона об НДД в нефтяной отрасли.

Он также отметил, что ставка действующего сейчас налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) дифференцируется в зависимости от географических и климатических условий, сложности разработки месторождений и качества добываемой нефти.

По его словам, введение НДД позволит запустить перспективные нефтяные месторождения, работы на которых не ведутся из-за непривлекательной экономики.

  • Reuters

«Мы считаем, что налог на добавленный доход от добычи углеводородного сырья будет гибким механизмом, который позволит запустить эти перспективные проекты. По сути, предлагается до момента окупаемости сделать налоговую нагрузку существенно ниже, чем сейчас», — пояснил премьер-министр.

Глава кабмина считает, что это позволит сократить объёмы и сроки кредитов под каждый проект и повысить рентабельность.

Как будет функционировать НДД

Согласно докладу Новака, предполагается, что НДД будет распространяться на четыре группы месторождений. Первая группа — новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью менее 5%; вторая — месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине; третья — действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10 до 80% (квота не более 15 млн тонн в год по фактическим заявкам компаний); четвёртая — новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн тонн в год.

Ставка НДД — 50%. В отличие от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), он будет взиматься не с объёмов добываемого сырья, а с дохода от её продажи за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку.

Для пилотного проекта по введению НДД из третьей группы отобраны 35 лицензионных участков «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» и других компаний.

Налог на добавленный доход будет способствовать стимуляции инвестиций в добычу нефти и позволит в будущем её нарастить. Такое мнение выразила заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова.

«Налог на добавленный доход ввели для того, чтобы им заменить старый налог на добычу полезных ископаемых. НДПИ исчислялся несколько иначе. НДД будут выплачивать от прибыли, а НДПИ был привязан к объёмам добычи и ценам на нефть. Надо сказать, что НДПИ не оказывал никакого стимулирующего влияния на повышение коэффициента извлечения нефти и не заставлял компании инвестировать в новые технологии. Что касается НДД, то, скорее всего, этот налог будет в большей степени стимулировать инвестиции в добычу нефти и позволит в будущем её нарастить», — сказала она в разговоре с RT.

  • РИА Новости

Интересы бюджета

При этом она не исключила вероятность снижения доходов бюджета в первый год применения НДД.

«Однако в дальнейшем они будут полностью компенсированы за счёт улучшения финансовых результатов нефтяных компаний. А это будет возможно при более высоких ценах на нефть. Так что в целом введение налога оптимально. Этот налог достаточно долго обсуждался представителями самих нефтяных компаний. Так что я думаю, что на данный момент интересы бюджета и отрасли можно считать вполне сбалансированными», — подчеркнула эксперт.

Опасения насчёт сокращения поступлений в бюджет при введении НДД высказал и доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Иван Капитонов.

«Введение НДД планировалось давно. Однако оставался нерешённым вопрос наполняемости бюджета, и этот вопрос, по сути, не решён до сих пор. Поэтому никто не может ответить, сохранятся ли доходы бюджета в том же размере, какими они были при НДПИ. Для нефтяников НДД не всегда выгоден. Известны многочисленные примеры, когда пилотное введение НДД отвергалось самими нефтяниками ввиду того, что оно было невыгодно на новых месторождениях», — сказал он.

Минфин разработал свой вариант фискальной реформы для нефтяников — налог на добавленный доход. Как сообщает газета «Ведомости», министерство уже разослало параметры планируемых изменений в компании и профильные ведомства. С прошлого года в правительстве обсуждается альтернативный законопроект — налог на финансовый результат. На его введении настаивает Минэнерго. Сбор уже собираются внедрить на 16 пилотных месторождениях. Однако в Минфине считают это комплексным решением. Финансовое ведомство настаивает на плавном введении НДД для всех проектов.

Ставка налога на добавленный доход будет фиксированной — 70%. Сбор будет взиматься с расчетной выручки компаний от добычи сырья с вычетом транспортных затрат, экспортной пошлины, НДПИ, операционных расходов и инвестиций. Компаниям придется платить налог только когда окупятся все затраты на месторождение. Помимо этого, фирма должна получать фиксированную доходность по денежному потоку от 6%. НДД применим ко всем проектам, но затраты на приобретение месторождения будут учитываться только для новых. Также вводится ограничение издержек. За период они не должны превышать $20 за баррель. Это условие смягчит возможность переноса затрат на следующий период. Для компаний сохранятся экспортная пошлина, налог на прибыль и НДПИ, но в измененном виде: стартовая ставка составит 30%. Однако при достижении положительной базы по НДД она повышается до 40%.

Ранее предполагалось, что и налог на финрезультат, и налог на добавленный доход заменят НДПИ. Таким образом, новый сбор будет учитывать доходы нефтяных компаний, а не стоимость добытых полезных ископаемых. Налог на добавленный доход — это хорошее предложение для нефтяников даже при частичном сохранении НДПИ. Это отметил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Это неплохой вариант. Да, НДПИ сохраняется, но фактически он является некой составной частью этого НДД, и НДД у нас возникает только при достижении определенных параметров по денежному потоку. В условиях, когда цены на нефть изменяются в очень большом диапазоне, тяжело прогнозировать свои инвестиции, эти изменения будут даже неплохими, особенно в части старых месторождений, потому что там учитываются исторические затраты. Этот механизм позволит более эффективно добывать на этих месторождениях», — уверен Фролов.

Предлагаемый Минфином вариант налога на добавленный результат нельзя считать полностью доработанным. В этом уверен управляющий директор компании VYGON Consulting Григорий Выгон.

«Сейчас очень много будет зависеть от реакции компаний. Если им все в целом понравится, то в таком виде законопроект может быть внесен в Госдуму и принят. Там есть, конечно, ряд вопросов по квотированию, определенным параметрам. На мой взгляд, все-таки повторяется предыдущая ошибка. Вместо того, чтобы оценить реальный эффект для отрасли и для бюджета, предлагается некий вариант, который может устроить компании. Так было в случае с НФР. Это не системная работа», — пояснил Выгон «Коммерсантъ FM».

Как отмечает газета «Ведомости», «Роснефть», «Газпром нефть» и «Башнефть» пока изучают эффект от новых параметров закона Минфина. Однако представители двух последних компаний заявили изданию, что Минфин не должен забывать и про стимулы отрасли.

После многолетних дискуссий правительство решило реализовать инициативу введения налога на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли в пилотном режиме. Данный режим налогообложения пока будет действовать в качестве эксперимента на некоторых месторождениях «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», ЛУКОЙЛа и «РуссНефти» – по соответствующим заявкам нефтяных компаний. О том, что это за налог, рассказывает юрист КСК групп Павел Приходько.

Добавленный доход представляет собой разницу между доходами от продажи нефтересурсов и затратами на их добычу. Таким образом, налогом на добавленный доход будет облагаться выручка от продажи нефтепродуктов за вычетом эксплуатационных затрат, капитальных вложений, транспортных расходов. То есть налог будет взиматься не с объема добытой нефти, а с финансового результата от ее продажи. Предполагается, что ставка данного налога составит 50%.

Вопрос введения НДД давно циркулирует в околовластных ведомствах с теми или иными коррективами. Так, в «Энергетической стратегии России до 2035 года», подготавливаемой Минэнерго и анонсированной 20 сентября 2017 на VIII Нефтегазовом форуме в Тюмени, отмечается, что введение налогообложения дополнительного дохода (НДД) от добычи является ключевым элементом «новой налоговой системы» и имеет первоочередное значение для развития энергетической отрасли. Как планирует законодатель, это обеспечит гибкость и адресность налогообложения за счет введения зависимости уровня налогообложения от экономического результата разработки нефтяной скважины.

Минэнерго считает, что это создаст условия для введения в экономический оборот малых месторождений, малодебитных и высокообводненных скважин, трудноизвлекаемых запасов, месторождений на континентальном шельфе, а также завершит модернизацию нефтеперерабатывающих производств.

Данная законодательная инициатива получила значительный отклик в отечественных СМИ и вызвала оживленную экспертную дискуссию. Анализ публикаций и мнений показал, что единообразной позиции по данному вопросу не выработано, не говоря об оценке последствий вступления в силу данных поправок. Предлагаем разобраться в особенностях налога на добавленный доход и вероятных последствиях.

Налог на добычу полезных ископаемых

Сложившаяся к текущему моменту система налогообложения добываемых природных ресурсов предусматривает налогообложение объема добытой нефти. Она очень эффективна и выгодна для бюджета в России, что обусловило ее широкое применение в РФ. Однако эффективность данной системы налогообложения заканчивается, когда речь заходит о начале эксплуатации скважин, в особенности, скважин с трудноизвлекаемыми запасами, высокообводненных скважин.

Существующий НДПИ фактически дестимулирует нефтяные компании разрабатывать и эксплуатировать новые скважины с трудноизвлекаемыми запасами, что влечет невостребованность повышения эффективности нефтедобычи.

Сложилась система, в которой нефтяные компании не заинтересованы в инвестировании в трудноизвлекаемые запасы (а большинство из них именно такие), что консервирует технологическое отставание российского нефтяного сектора и хроническую зависимость от зарубежных технологий разведки, бурения и эксплуатации подобных нефтяных месторождений.

Налог на добавленный доход

Планируемый к введению с 1 января 2018 года НДД принципиально отличается от НДПИ. Так как базой для взимания НДД станет прибыль, то это позволит снизить налогообложение для всех новых месторождений. Это происходит из-за того, что на начальном этапе затраты на бурение и разработку и эксплуатацию скважин (в особенности труднодоступных) крайне высоки, а объем продаж нефтепродуктов с таких скважин очень мал.

Однако после того, как объем добычи со скважины выходит на полную мощность, налог на добавленный доход позволяет собирать значительно больше сумм налогов и тем самым компенсировать потери бюджета в виде выпадающих платежей из-за больших расходов на разработку и запуск трудноизвлекаемых месторождений на начальном этапе. Иными словами, доход от такой скважины фактически многократно «добавляется» с существующему.

Такая же картина справедлива и для заключительных этапов разработки скважины, когда расходы на ее содержание возрастают, а добыча с такого месторождения снижается. Введение НДД снизит налогооблагаемую базу для таких скважин и как следствие – налоговую нагрузку на компанию в данном отчетном периоде.

Эффективность применения НДД, как и прочих других позитивных инициатив, целиком и полностью зависит от успешности реализации данного законопроекта. В отличие от простого НДПИ, рассчитываемого от оборота нефтепродуктов, НДД сложно администрировать. Дело в том, что НДД рассчитывается, исходя из прибыли, поэтому нефтяные компании заинтересованы в «раздувании» расходов, даже когда уже добыча со скважины вышла на проектную отметку.

С подобной ситуацией столкнулась Великобритания, где действует аналогичный налог, и компании стремятся максимально увеличивать расходы. Данный фактор, что очевидно, повышает риск снижения бюджетных доходов, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, и повышает нагрузку на налоговые органы.

Однако ни для кого не секрет, что откладывание реформ в нефтяной сфере консервирует экстенсивный путь развития отрасли, купирует хроническое отставание в передовых технологиях добычи нефти, в том числе трудноизвлекаемой, и снижает эффективность эксплуатации существующих месторождений.

Поэтому сегодня никто не ручается, что российская экономика выдержит очередной эволюционный скачок в нефтедобыче, сродни тому, который случился в США и обрушил стоимость нефти в 3 раза, а следовательно – и российский бюджет. Речь идет о «сланцевой» революции. Поэтому грамотная и взвешенная реализация НДД видится как болезненный для бюджета в краткосрочной перспективе, но крайне необходимый шаг в стратегии реализации энергоэффективности России.

xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai

Новости в России и в мире - Newsland - информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика.

Законопроект по налогу на добавленный доход (НДД) в ближайшее время будет внесён правительством России в Госдуму. Об этом в кулуарах Восточного экономического форума сообщил министр энергетики Александр Новак.

По его словам, на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича проект был одобрен. Налог на добавленный доход в отличие от налога на добычу полезных ископаемых взимается с дохода от продажи сырья за вычетом расходов на добычу и транспортировку.

Внесенный в правительство законопроект предполагает добровольный переход на НДД разработчиков новых месторождений и нефтепроизводителей на скважинах с добычей не более 15 млн т.

Сейчас в правительстве на рассмотрении находятся два законопроекта, которые, по сути, дают льготы низкорентабельным месторождениям нефти для стимуляции их добычи.

Как сообщалось, на Гайдаровском форуме министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что, в ведомстве выступают за срочную замену налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) налогом на добавленный доход (НДД).

Налог на добавленный доход: что это значит для бюджета

http://bujet.ru/article/276098.php

В начале мая СМИ сообщили о том, что глава «Роснефти» Игорь Сечин предложил ввести для новых нефтяных месторождений, разрабатываемых в России, налог на добавленный доход. Однако против реформы выступило Министерство финансов.

«Бюджет» подготовил материал о том, что такое НДД и чем эта форма налогообложения добывающей отрасли отличается от двух уже применяемых в России – таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ «РОСНЕФТИ» И ОТВЕТ МИНФИНА

По данным СМИ, «Роснефть» уже подготовила законопроект по НДД. При этом сам И. Сечин описал реформу в письме заместителю главы правительства Аркадию Дворковичу.

В свою очередь, в Минфине эксперимент с НДД назвали несвоевременным. Глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики ведомства Илья Трунин 8 мая заявил агентству ТАСС, что вопрос срочного введения НДД не проработан.

В целом НДД обладает теми же недостатками, что и налог на финансовый результат (НФР), эксперимент по введению которого сейчас прорабатывается Минэнерго, добавил он.

«Сейчас не время для экспериментов в отрасли, которая в целом обеспечивает до 50% доходов бюджетной системы», - приводит агентство его слова. И. Трунин подчеркнул, что действующая система налогообложения нефтяной отрасли за последние годы пополнилась огромным количеством льготных режимов и был проведен налоговый маневр, который привел к снижению нагрузки на нефтедобычу.

И. Трунин пояснил, что НДД устраивает нефтяные компании, так как даст им дополнительные льготы, позволит стимулировать инвестиции и увеличивать капиталовложения. Но оценка НДД с точки зрения влияния на экономику в целом неоднозначна.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННЫЙ ДОХОД

НДД начисляется на разницу между суммой доходов от продажи ресурсов и затратами на их добычу. Таким образом, налог облагает не всю выручку компании или объем добытых ей ресурсов, а финансовый результат. Переход на НДД обсуждается уже несколько лет.

Ранее неоднократно сообщалось, что новая система поможет более справедливо распределить налоговую нагрузку между компаниями, но не снизит доходы федерального бюджета. НДД позволяет сделать ставки для всех новых месторождений ниже.

Этот эффект получается за счет того, что на начальном этапе затраты на разработку высоки, а объемы продаж нефти со скважин - низкие. Однако после выхода месторождений на полную мощность НДД позволяет собрать больше налогов и компенсировать потери бюджета на начальном этапе.

То же самое касается и месторождений на заключительном этапе разработки: расходы на них начинают расти, а объемы добычи падать, следовательно, налогооблагаемая база снижается.

Чем плох НДД? Его сложно администрировать. В отличии от этого налога, действующие в России экспортные таможенные пошлины на нефть и налог на добычу полезных ископаемых взимать очень просто.

КАК НЕФТЯНАЯ ОТРАСЛЬ ОБЛАГАЕТСЯ НАЛОГАМИ СЕЙЧАС

НДПИ взимается на этапе добычи полезных ископаемых. Для большого числа природных ресурсов, добываемых в России, действуют адвалорные налоговые ставки.

Другими словами, добывающие полезные ископаемые компании отдают определенный процент от их стоимости. Налог с нефти и газа взимается по специфическим ставкам.

Это значит, что компании платят определенную сумму за каждый баррель нефти или кубометр газа, а не часть дохода от добытых ресурсов. Второй инструмент - таможенные пошлины - используется в том случае, если добытые в России ресурсы экспортируются.

Пошлины взимаются по тому же принципу, что и НДПИ – для нефти это определенная сумма с тонны ресурса.

ЧТО ПРОИСХОДИТ СО СБОРАМИ С ОТРАСЛИ СЕЙЧАС

Предложение «Роснефти» прозвучало на фоне масштабных изменений ставок таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых, которые произошли 1 января.

В рамках нового правила пошлины резко сократятся, а НДПИ, напротив, вырастет.

Изменения предполагают, что за три года вывозные таможенные пошлины на нефть сократятся в 1,7 раза, а на нефтепродукты - в 1,7-5 раз. При этом ставка НДПИ на нефть возрастет в 1,7 раза, а на газовый конденсат - в 6,5 раза.

newsland.com

Минфин подготовил законопроект о налоге на добавленный доход

Министерство финансов разработало законопроект о налоге на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли, пишет газета «Ведомости».

В распоряжении издания оказалась копия презентации с параметрами законопроекта, которую Минфин разослал компаниям и министерствам. Согласно законопроекту ставка НДД будет фиксированной на уровне в 70%. Налоговой базой станет расчетная выручка от добычи сырья минус расчетные транспортные затраты, экспортная пошлина и НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), а также минус фактические операционные расходы (кроме транспортных) и капитальные вложения.

Как уточняют «Ведомости», взиматься НДД будет только тогда, когда окупятся все затраты компании, а также когда она получит фиксированную доходность по денежному потоку в размере 6%. НДД применяется и для старых и для новых месторождений, но исторические затраты учитываются только для новых - до года введения налога. Кроме того, сохранятся экспортная пошлина, налог на прибыль и НДПИ, но в измененном виде: стартовая ставка - 30%, а при достижении положительной базы по НДД она повышается до 40%.

Как отмечает издание, ограничение заключается в том, что все затраты с учетом убытков прошлых лет не должны превышать за период $20 за баррель. Федеральный чиновник, имя которого издание не называет, пояснил «Ведомостям», что они постепенно списываются и переносятся в базу будущего периода. По словам чиновника, этот законопроект хорошее предложение для нефтяников.

Как ранее писали «Ведомости», в мае президент «Роснефти» Игорь Сечин обратился в правительство с предложением поддержать НДД для новых и НФР (налог на финансовый результат) для выработанных месторождений.

Как ранее писал РБК, глава департамента экономики геологоразведки и добычи нефти и газа ЛУКОЙЛа Алексей Зиганшин говорил на слушаниях в Госдуме в марте, что, по расчетам его компании, в период с 2016-го по 2043 год только от внедрения НФР на шести предложенных ЛУКОЙЛом месторождениях (Лазаревское, Красноленинское, Нивагальское, Лас-Еганское, Имилорское, Апрельское в ХМАО) добыча нефти вырастет на 32,934 млн т, притом с 2016-го по 2020 год прирост составит 3,819 млн т, а доходы бюджета вырастут на 350 млрд руб.

Советник по GR генерального директора «Газпром нефти» Павел Карчевский рассказывал РБК, что из почти 5 тыс. скважин компании при действующей налоговой системе рентабельны лишь 1143. Он ожидает, что если налоговый эксперимент по предложенным компанией проектам внедрят с 2016 года, то к 2033 году при ценах на нефть $60 за баррель компания добудет на пилотных месторождениях 60 млн т нефти, а при сохранении НДПИ - только 40 млн т. Доходы государства в виде налогов при этом возрастут на 200 млрд руб.

www.rbc.ru

Правительство одобрило законопроект о налоге на добавленный доход

Правительство России одобрило законопроект о введении налога на добавленный доход (НДД), сообщил ТАСС в кулуарах Восточного экономического форума министр энергетики Александр Новак.

«Было совещание у вице-премьера России Аркадия Дворковича, на котором было принято решение», - сказал глава Минэнерго. В ближайшее время, по его словам, документ будет внесен на рассмотрение Госдумы.

Ранее замминистра энергетики Алексей Текслер заявил, что ведомство рассчитывает на принятие закона об НДД для нефтяной отрасли до 1 декабря. Для этого Минэнерго инициировало изменение Бюджетного кодекса.

Налог на добавленный доход в отличие от налога на добычу полезных ископаемых будет взиматься не с количества добытой нефти, а с дохода от продажи сырья за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку.

Внесенный в правительство законопроект предполагает добровольный переход на НДД разработчиков новых месторождений и нефтепроизводителей на скважинах с головой добычей не более 15 млн т.

Заявки на участие в пилотном проекте по переходу месторождений на НДД подали «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и «Русснефть». Все они расположены в Западной Сибири, их совокупная добыча составляет около 7 млн т.

www.novayagazeta.ru