Земельный налог уплачивается в бюджет. Кто является плательщиком земельного налога? Условия уменьшения налоговой базы для физлиц

Указанный налог был введен в российской налоговой системе Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю" в форме платы за землю. Этим законом впервые в новейшей

российской истории устанавливалось, что использование земли в России является платным.

Целью введения в России платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель и повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, а также формирование специальных фондов финансирования указанных мероприятий.

С самого начала внедрения земельный налог занял особое место в российской налоговой системе. Несмотря на сравнительно невысокую долю в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации, данный налог выступал в качестве важного собственного источника формирования финансовой базы органов местного самоуправления. Достаточно сказать, что поступления этого налога за 2004 г. составили около 45 млрд руб.

Одновременно с этим, более чем десятилетняя практика функционирования данного налога показала и его достаточно серьезные слабые стороны.

В первую очередь, налог не побуждал к применению более эффективных методов землепользования, так как его ставки не зависели от потенциальной доходности земельных участков и не учитывали их реальной стоимости. При этом установленная дифференциация ставок налога в зависимости от характера использования земли (в основном, сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования) не в полной мере отражала различие в местонахождении и плодородии земель даже в пределах одного и того же региона.

Не случайно поэтому начиная с 1995 г. ежегодно на федеральном уровне производилась индексация ставок земельного налога.

В условиях установления ставок налога вне зависимости от экономической оценки земли и реальной стоимости земельных участков налоговое бремя по данному налогу распределилось неравномерно и, в определенной мере, несправедливо. В част

ности, налоговая нагрузка на земли сельскохозяйственного назначения оказалась выше, чем на земли городов, поселков и находящиеся вне населенных пунктов земли промышленности. Налогообложение земель в крупных городах осуществлялось менее интенсивно, чем земель малых городов и поселков.

Одновременно с этим, хотя налог и считался местным, основной перечень льгот был установлен федеральным законодательством, что серьезно снижало роль органов местного самоуправления в формировании налоговой базы и стимулировании экономических процессов на соответствующей территории.

Необходимость реформирования действующего с 1992 г. земельного налога обусловлена также тем, что значительная часть норм Закона РФ "О плате за землю" устарела и потребовала переработки.

Данный закон не учитывал ряда важнейших положений части первой Налогового кодекса РФ и вступившего недавно в действие Земельного кодекса. В частности, согласно Налоговому кодексу данный налог, будучи местным налогом, должен вводиться в действие решениями муниципальных образований. Фактически же он был установлен федеральным законом и действовал на всей территории Российской Федерации. Как уже отмечалось, практически все льготы по налогу были установлены федеральным законодательством, что недопустимо в отношении местного налога. В части Земельного кодекса основное несоответствие состояло в том, что установленные в нем категории земель никак не корреспондировались с установленными в Законе РФ "О плате за землю".

Все это потребовало принципиально иных подходов в формировании земельного налогообложения, основанных на общественных представлениях о ценностях земельных участков и на использовании рыночных подходов к оценке стоимости земли.

При этом следует подчеркнуть, что новым законом предусмотрено поэтапное введение земельного налога.

Глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса РФ вступила в действие с января 2005 г., но Закон РФ "О плате за

Местные налоги Российской Федерации

землю" отменен с 1 января 2006 г. Это связано с тем, что завершение расчетов по кадастровой оценке земель и утверждение их результатов на территориях субъектов РФ было предусмотрено в течение 2005 г.

В соответствии с гл. 31 Налогового кодекса земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с положениями Налогового кодекса и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (в Москве и Санкт-Петербурге -законами этих субъектов Федерации). После введения налога в действие он становится обязательным к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Н алогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного или бессрочного пользования или же на праве пожизненного наследуемого владения.

Соответственно не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в части тех земельных участков, которые находятся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданы им по договору аренды.

Из названия налога видно, что объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территории которых введен данный налог.

Одновременно Налоговый кодекс установил закрытый перечень земельных участков, которые не могут быть объектом налогообложения.

Не могут являться объектом налогообложения, в частности, земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с российским законодательством. К ним относятся земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, а также объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Ограниченные в обороте в соответствии с законодательством земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, также не могут быть объектом налогообложения.

Налоговый кодекс не признает в качестве объектов налогообложения также земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, в пределах лесного фонда, а также занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база по земельному налогу определяется как установленная российским законодательством кадастровая стоимость земельных участков, признанных объектом налогообложения.

Налоговая база должна определяться в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на начало года, являющегося налоговым периодом.

В случае если право собственности, постоянного пользования или пожизненного наследования имеют несколько лиц, то тогда налоговая база должна определяться отдельно в отношении долей каждого лица в праве общей собственности на земельный участок. Такой же порядок определения налоговой базы применяется в том случае, когда на один участок земли установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации обязаны определять налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного пользования.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, должны также определять налоговую базу самостоятельно по земельным участкам, используемым ими в предпринимательской деятельности. Определение налоговой базы производится ими на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности,

Местные налоги Российской Федерации

праве постоянного или бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, налоговая база должна определяться налоговыми органами на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, от органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и от органов муниципальных образований.

Для отдельных категорий налогоплательщиков Налоговым кодексом предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования и городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В частности, право на такой вычет имеют Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий.

Право на вычеты получили также инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, и инвалиды с детства.

Физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также в соответствии с Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», имеют право уменьшать налоговую базу на 10 тыс. руб.

Подобное право предоставлено также физическим лицам, принимавшим непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах,

а также физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, которые подтверждают право на уменьшение налоговой базы. Эти документы должны быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

В том случае, когда размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, налоговая база принимается равной нулю.

Налоговым кодексом установлены особенности определения налоговой базы по земельным участкам, находящимся в общей собственности. В этом случае налоговая база должна определяться для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Н алоговая база по земельны м участкам, находящимся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков - собственников данного земельного участка в равных долях.

Налоговым периодом по земельному налогу установлен календарный год.

Отчетным периодом для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, является квартал.

При этом Кодексом предоставлено право представительных органов муниципальных образований и законодательных органов городов Москвы и Санкт-Петербурга не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов Москвы и Санкт-Петербурга. При этом они не могут превышать установленных Налоговым кодексом пределов.

Местные налоги Российской Федерации

По земельным участкам, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемым для сельскохозяйственного производства, ставка налога не может быть более 0,3%.

По землям, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленным для жилищного строительства, также установлена предельная ставка 0,3%.

Такая же предельная ставка установлена Кодексом в отношении земельных участков, предоставленных физическим лицам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

В отношении прочих земельных участков ставка земельного налога не может превышать 1,5%.

При утверждении конкретных ставок земельного налога представительные органы муниципальных образований и законодательные органы городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель или разрешенного использования земельного участка.

Как уже отмечалось, земельный налог является местным налогом. Поэтому при введении налога представительные органы муниципальных образований, а также законодательные органы городов Москвы и Санкт-Петербурга могут устанавливать налоговые льготы, а также основания и порядок их применения. Кроме того, им предоставлено право устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков размер не облагаемой налогом суммы.

Одновременно с этим федеральным законодательством установлен ограниченный перечень налоговых льгот по земельному налогу, обязательный на всей территории Российской Федерации.

Согласно Кодексу от налогообложения освобождаются организации и учреждения уголовно-исполнительной системы в отношении земельных участков, предоставленных для непо

средственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.

Не должны платить данный налог и организации в части земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования, а также железнодорожными путями общего пользования и сооружениями, являющимися неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

При этом льгота по землям, занятым железнодорожными путями, действует только до 2007 г.

Религиозные организации не платят земельный налог с принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Льгота по обложению земельным налогом предоставлена также общероссийским общественным организациям инвалидов, включая союзы общественных организаций инвалидов, при условии, что среди их членов инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%. Льгота распространяется исключительно на те земельные участки, которые используются ими для осуществления уставной деятельности.

Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, также имеют право на льготу по налогу при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%. Данная льгота действительна только по земельным участкам, используемым данными организациями для производства или реализации товаров, работ и услуг. Указанное положение не распространяется на производство и реализацию подакцизных товаров, минерального сырья и других полезных ископаемых, а также иных товаров по утверждаемому правительством по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов перечню.

Учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, также не должны платить земельный налог в ча

Местные налоги Российской Федерации

сти земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физ-культурно-спортивных, научных, информационных и других целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Льгота по налогу установлена и для организаций народных художественных промыслов в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов.

Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов не платят земельный налог в части земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Начиная с 2006 г. введена дополнительная льгота по налогу, согласно которой в течение 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок освобождаются от налога организации - резиденты особой экономической зоны.

Налоговым кодексом установлен особый порядок применения налоговых льгот в случаях их возникновения или прекращения у налогоплательщиков в течение налогового или отчетного периода права на налоговую льготу. В этом случае исчисление суммы налога или суммы авансового платежа по налогу за земельный участок, по которому предоставляется право на льготу, производится с учетом соответствующего коэффициента. Данный коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

Налоговым кодексом установлен следующий порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

При этом налогоплательщики-организации обязаны исчислить сумму налога или же сумму авансовых платежей по налогу самостоятельно.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, также должны самостоятельно исчислять сумму налога или сумму авансовых платежей в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Что касается налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, то суммы налога или сумма авансовых платежей, подлежащие уплате в бюджет, исчисляются налоговыми органами.

Представительным органам муниципальных образований и законодательным органам власти городов Москвы и Санкт-Петербурга предоставлено право предусматривать уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами и уплачивающих налог на основании налогового уведомления.

Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате налогоплательщиком - физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной представительными органами муниципальных образований и законами городов Москвы и Санкт-Петербурга доли налоговой ставки. При этом размер этой доли не должен превышать 1/2 установленной налоговой ставки в случае установления одного авансового платежа и 1/3 данной налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Местные налоги Российской Федерации

Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Особый порядок исчисления земельного налога установлен при возникновении или прекращении у налогоплательщика в течение налогового или отчетного периода права собственности, постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения на земельный участок. В этом случае исчисление суммы налога или суммы авансового платежа по налогу в отношении данного земельного участка должно производиться с учетом соответствующего коэффициента. Указанный коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился у налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде.

В том случае, если возникновение или прекращение указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение или прекращение указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то в этом случае за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

По земельному участку или его доли, перешедших по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.

Налоговым кодексом предоставлено право представительным органам муниципальных образований и законодательным органам городов Москвы и Санкт-Петербурга при установлении налога разрешать отдельным категориям налогоплательщиков не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать о расположенных

на подведомственной им территории земельных участках и их владельцах в течение 10 дней после их регистрации.

Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований обязаны ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Указанные сведения представляются соответствующими органами по утвержденным Минфином России формам.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения всех налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года. Порядок доведения определяется органами местного самоуправления и исполнительными органами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

По земельным участкам, приобретенным в собственность физическими и юридическими лицами для осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства), исчисление суммы налога и суммы авансовых платежей по налогу производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В случае завершения такого строительства и регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения указанного трехлетнего срока сумма налога, уплаченная в течение периода проектирования и строительства сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету или возврату налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В случае превышения установленного трехлетнего срока исчисление суммы налога или суммы авансовых платежей по налогу должно производиться с учетом коэффициента 4 в тече

Местные налоги Российской Федерации

ние периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога или суммы авансовых платежей по налогу производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу определяются нормати вными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законами городов Москвы и Санкт-Петербурга при установлении налога на соответствующей территории.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В течение налогового периода налогоплательщики обязаны уплачивать авансовые платежи по налогу, если они установлены на соответствующей территории и для соответствующих категорий плательщиков.

По истечении налогового периода налогоплательщики обязаны уплачивать оставшуюся сумму налога.

Налог и авансовые платежи по налогу должны уплачиваться в бюджет по месту нахождения соответствующих земельных участков.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по нему на основании налогового уведомления, полученного от налоговых органов.

Налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, по истечении налогового периода обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по утвержденной Минфином России форме.

Указанные налогоплательщики, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода должны представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу по утвержденной Минфином России форме.

Налоговые декларации по налогу должны быть представлены налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а расчеты сумм по авансовым платежам по налогу - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Контрольные вопросы

1. Каковы причины введения в Российской Федерации принципиально нового земельного налога?

2. Кто является плательщиком земельного налога?

3. Что является объектом обложения земельным налогом?

4. Какие существуют ставки земельного налога? Кто их устанавливает?

5. Какие существуют льготы по земельному налогу? Кто их устанавливает?

6. Каковы права органов власти муниципальных образований по установлению льгот по земельному налогу?

7. Каков порядок исчисления и уплаты земельного налога?

1. Земельный налог

Налогоплательщики

Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, которые обладают земельными участками на праве:

Собственности;

Постоянного (бессрочного) пользования;

Пожизненного наследуемого владения.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ними, а в связи с этим определяют налогоплательщиков земельного налога выданные им документы, удостоверяющие право на землю:

Свидетельство о государственной регистрации прав;

Свидетельство оправе собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ «О регулирование земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27.10.93 № 1767 9 (с изм. и доп.);

Государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 17.09.91 № 493;

Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» от 19.03.92 № 177;

Акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Если организация или гражданин арендуют землю или пользуются участком на правах безвозмездного срочного пользования, то уплачивать земельный налог им не придется (ст. 388 НК РФ).

Объект налогообложения.

Объектом налогообложения земельным налогом являются земельные участки, которые расположены на территории города или района, где введен земельный налог. Исключения составляют земли, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (ст. 389 НК РФ).

Налоговая база.

Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка – это рыночная стоимость свободного от улучшений земельного участка или вклад земли в рыночную стоимость земельного участка с его улучшениями.

Установление кадастровой стоимости земельного участка производится посредством государственной кадастровой оценки земель. Кадастровая стоимость определяется на основании кадастровой оценки земли по состоянию на 1 января календарного года. Согласно постановлению Правительства РФ от 19.08.04 № 418 кадастровую оценку земельного участка ежегодно проводят территориальные органы Федерального агентства объектов недвижимости, которым получено вести Государственный земельный кадастр.

Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных ними объектов недвижимого имущества (ст. 70 Земельного кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 392 НК РФ, если земельный участок находится в общей долевой собственности, то налоговая база по земельному участку будет пропорциональна доле каждого собственника в общей собственности. Если земля принадлежит нескольким владельцам на праве общей совместной собственности, то считается, что их доли равны. Именно поэтому для определения налоговой базы по такому земельному участку необходимо его кадастровую стоимость разделить на количество собственников данного участка (п. 2 ст. 392 НК РФ).

Возможно, что организации или предприниматели имеют в общей долевой собственности здание, сооружение, строение и т.д. Помимо этого им принадлежит тот земельный, который занят этими объектами недвижимости или необходим для его использования. В этом случае налоговая база по земле для каждого собственника определяется пропорционально его доле собственности в здании, сооружении, строении (п. 3 ст. 392 НК РФ).

Ставки земельного налога

Ст. 394 НК РФ устанавливает максимальные ставки земельного налога.

0,3% - по земельным участкам сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, используемым для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

1,5% - по всем прочим земельным участкам.

Налоговые ставки выражены не в твердой сумме, а в % от кадастровой стоимости земли. В соответствии со ст. 394 НК РФ муниципальные образования могут устанавливать более низкие ставки, а также дифференцировать ставки в зависимости от категории земель и по видам их разрешенного использования.


Налоговые льготы

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рулей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования для следующих категорий налогоплательщиков:

Героев советского союза;

Героев РФ;

Полных кавалеров ордена Славы.

Налоговый период.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год – период с 1 января по 31 декабря. По итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога, причем отчетным периодом является I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. При этом I квартал, полугодие и 9 месяцев являются отчетным периодом только в отношении налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями. В отношении налогоплательщиков – физических лиц представительные органы муниципальных образований при установлении земельного налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей.

Порядок начисления и сроки уплаты

После окончания календарного года индивидуальный предприниматель и организации должны предоставить в налоговые органы декларацию по земельному налогу, форму которой утвердило Министерство финансов РФ. Данная форма представляется в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка. Срок представления не позднее – 1 февраля года, который следует за налоговым периодом. Срок, в который следует перечислить земельный налог в бюджет по итогам года, будет установлен законами муниципальных образований. Законами муниципальных образований могут быть установлены отчетные периоды, каждый из которых равен одному кварталу. Срок представления расчета по авансовым платежам – не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября.

Для физических лиц, которые не являются предпринимателями, налоговая база будет определяться налоговыми органами, которые будут использовать сведения, которые им обязаны представлять органы Роснедвижимости и Росрегистрации. В зависимости от положения местных законов, граждане будут получать уведомления на уплату налога из налоговой инспекции один или два раза в год. В первом случае им придется уплатить сумму целиком за год. Во втором случае эта сумма будет разбита на два платежа.

Если налогоплательщик является владельцем земли не целый год, а только несколько месяцев в году, то при расчете земельного налога применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый по формуле:

Кпон. = количество полных месяцев, в течении которых земельный участок находился в собственности, постоянном пользовании или в пожизненном наследуемом владении ∕ количество календарных месяцев в налоговом периоде.

Если право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения возникло до 15–го числа соответствующего месяца включительно, то этот месяц принимается за полный. Если эти права возникли позже 15–го числа соответствующего месяца, тот этот месяц в расчет не принимается. Такой же порядок действует и в отношении льгот.

Если земельный участок используется для осуществления жилищного строительства, то при расчете земельного налога следует применять повышающий коэффициент.

Организации и физические лица, которые закончат строительство (кроме индивидуального) в течение 3 лет, имеют право на возврат части земельного налога, уплаченного ранее. Для того чтобы рассчитать сумму налога, подлежащую возврату, необходимо пересчитать земельный налог, уплаченный за период строительства. Однако при этом следует использовать коэффициент не 2, а 1. Сумма земельного налога, которая получена в результате такого перерасчета, остается в бюджете, а остальная сумма будет признана излишне уплаченной и подлежит возврату налогоплательщику или зачету в счет будущих платежей.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ). Проще говоря, кадастровая стоимость земли умножается на соответствующую налоговую ставку.

2. Налог на имущество физических лиц

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регламентируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.91 № 2003-1 и Инструкцией МНС РФ по применению данного закона от 02.11.99 № 54.

Плательщики налогов

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица, являющиеся собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. Если же имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Также плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Объекты налогообложения

Плательщики земельного налога определены ст. 388 НК РФ. Однако привязка их к объекту налогообложения и непростая система льгот существенно усложняют перечень плательщиков земельного налога. Рассмотрим, какие лица и при каких условиях являются налогоплательщиками земельного налога.

Правовая база земельного налога

Земельный налог — местный сбор, подлежащий уплате в соответствующих регионах.

Основные положения земельного налога определены гл. 31 НК РФ. При этом регионы в отношении него принимают свои законы, которыми они вправе самостоятельно регулировать ряд вопросов:

  • устанавливать и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не превышают приведенные в НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов организациями с учетом ограничений, имеющихся в НК РФ;
  • вводить дополнительные (в сравнении с НК РФ) налоговые льготы.

Кто платит земельный налог?

Определение плательщиков земельного налога очень простое. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, у которых есть земля, признаваемая объектом налогообложения, и одно из следующих прав на эту землю:

  • собственности, в том числе совместной или долевой;
  • пользования без срока;
  • пожизненного владения на условиях наследства.

Лица, имеющие право безвозмездного пользования, а также использующие землю по договору аренды, не обязаны уплачивать земельный налог (п. 2 ст. 388 НК РФ).

При наличии совместной или долевой собственности на земельный участок каждый из собственников платит налог соответственно своей доле (п. 2 ст. 391 и ст. 392 НК РФ):

  • при совместной собственности эти доли равны;
  • при долевой — пропорциональны доле собственности на землю.

Определение объектов налогообложения приведено в ст. 389 НК РФ. Это вся земля, имеющаяся на территории регионов, принявших закон о земельном налоге, за исключением:

  • земли, изъятой из оборота или ограниченной в обороте;
  • лесных участков, предназначенных для лесозаготовок;
  • земли культурного наследия;
  • земельные участки водного фонда, находящиеся в государственной собственности;
  • земли под многоквартирными домами.

Если участок попадает на территорию нескольких регионов, то плательщики земельного налогауплачивают его в каждом из этих регионов в соответствии с местными законами. При этом налоговая база по каждому региону определяется в пропорции к доле площади земельного участка, расположенной в этом регионе (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Когда за налогоплательщиками признаются права на льготы

Перечень льгот по земельному налогу установлен ст. 395 НК РФ. Основными условиями для их применения служат:

  • предоставление участка для определенных целей и использование его в этих целях;
  • документальное подтверждение права на льготы.

Организации, являющиеся плательщиками земельного налога, освобождаются от уплаты налога по участкам, предназначенным для целей размещения:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • религиозных сооружений;
  • общественных организаций инвалидов;
  • народных художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • инновационного центра «Сколково».

Для общественных организаций инвалидов и организаций с их участием есть дополнительные ограничения. Льготы для них применимы, если:

  • в общероссийских общественных организациях численность инвалидов превышает 80%;
  • в организациях с уставным капиталом, образованным вкладами общероссийских организаций инвалидов, численность работников-инвалидов составляет более 50%, а доля их зарплаты в фонд оплаты труда превышает 25%, при этом участок используется для производства и реализации товаров, работ, услуг, но не для подакцизных или облагаемых НДПИ товаров, не для брокерских или иных посреднических услуг;
  • учреждения, имущество которых полностью принадлежит общероссийским общественным организациям инвалидов, занимаются деятельностью, направленной на оказание помощи инвалидам, их социальную защиту и реабилитацию.

Сроки освобождения от налога особых и свободных экономических зон ограничены:

  • 10 годами с даты регистрации в качестве резидента — для судостроительных организаций особой зоны;
  • 5 годами с месяца появления права на земельный участок — для прочих резидентов особой зоны;
  • 3 годами с месяца появления права на земельный участок — для участников свободной экономической зоны.

Для физлиц существует только одна льгота. Ей могут воспользоваться коренные малочисленные народы РФ, продолжающие вести образ жизни, традиционный для них.

Законами регионов могут быть установлены дополнительные льготы по налогу как для организаций, так и для физлиц.

О нюансах уплаты земельного налога за дачные участки читайте .

Условия уменьшения налоговой базы для физлиц

Некоторые категории физлиц — налогоплательщиков земельного налога имеют право еще на одну льготу. Она представляет собой непосредственное уменьшение налоговой базы на сумму, которая не облагается налогом. При этом налог (если сумма уменьшения равна ему или превышает его) может уменьшиться до нуля (п. 7 ст. 391 НК РФ). По НК РФ сумма уменьшения составляет 10 тыс. руб. (п. 5 ст. 391 НК РФ). Однако регионы могут изменять как величину этой суммы, так и перечень налогоплательщиков, имеющих право на такую льготу (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ указанная льгота применима, если плательщик земельного налога, является:

  • Героем СССР, РФ или полным кавалером ордена Славы;
  • инвалидом 1-й или 2-й группы, инвалидом с детства;
  • ветераном или инвалидом ВОВ или боевых действий;
  • лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварий на гражданских и военных объектах РФ или при проведении ядерных испытаний.

Право на такую льготу должно быть подтверждено документально. Порядок и сроки предоставления документов устанавливаются законами регионов. При этом срок подтверждения не может быть позднее 1 февраля года, следующего за расчетным (п. 6 ст. 391 НК РФ).

О том, как земельный налог рассчитывается для ИП, читайте в статье .

Итоги

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, пользующиеся земельными участками на основании права собственности, права бессрочного пользования или по праву наследования земель. Налоговым законодательством установлен ряд лиц, имеющих льготные условия при исчислении налога. При этом законами субъектов перечень льготников может быть расширен.

К каким налогам относиться земельный? Система налогообложения России, ее общая характеристика, принципы построения, земельный сбор в налоговой системе, его виды и категории – подробно в статье.

В России пользование землей, согласно статье 65 Земельного Кодекса, является платным. Форма платы за земельный участок – сбор (или налог) – исчисленная в законодательном порядке денежная сумма, которую юридическое или физическое лицо, признано налогоплательщиком данного налога, обязано уплатить в казну.

Общая характеристика налоговой системы России

Налоги - это обязательные, невозвратные, безвозмездные, регулярно собираемые платежи, которые взыскиваются уполномоченным учреждением с целью удовлетворить потребности государства в финансовом ресурсе.

Налоговая система - совокупность сборов и налогов, которые взимаются с физических и юридических лиц, а также с индивидуальных предпринимателей на условиях и в порядке, в соответствии с НК.

Необходимость применения налоговой системы – это одна их функциональных задач федерации. Историческое течение эволюции государственности наглядно раскрывает предопределение каждого нового этапа развития системы налогов и сборов. Исходя из этого, организация и структура системы налогов государства характеризуется уровнем ее экономического и государственного развития.

Принципы, на которых построена российская налоговая система, обусловливаются Налоговым Кодексом и Конституцией. В России действующая трехуровневая система налогообложения, которая состоит из федеральных налогов, региональных и , говорит о соответствии мировому опыту государств-федераций.

На сегодняшний день, основным законодательным актом о налогах является Налоговый Кодекс, который состоит из двух частей (специальной и общей). Они регламентируют общие принципы построения системы налогов, а также взаимоотношения налогоплательщиков и государства, отдельно по каждому конкретному виду налога.

Земельный налог в классификации налогов

Налоги, которые взимаются с плательщиков можно разделить такие следующие группы:

по месту поступления:

  • региональные;
  • федеральные;
  • местные;
  • по применению:
  • общие;
  • специальные;
  • по исчислению денежных средств:
  • прямые;
  • косвенные;
  • по субъектам обложения:
  • с физических лиц;
  • с юридических лиц.

Согласно 15 статье Налогового Кодекса, земельный налог относится к местным налогам.

По определению, данному в 12 статье, местным является налог, установленный Кодексом и нормативно-правовыми актами выборных органов местных самоуправлений на территории муниципальных образований.

Прямые налоги взымаются с дохода или объектов владения налогоплательщика в виде фиксированной суммы. Земельный сбор взимается в процессе приобретения и дальнейшего накопления ним материального блага, чем также определяется его прямой характер.

Вопросы налога на землю регулируются несколькими отраслями законодательства РФ (Земельным Кодексом и Налоговым Кодексом).

Земельный налог в большей мере устанавливает Налоговый Кодекс главой 31. Он начинает или прекращает действие на территории муниципальных образо­ваний, соответствуя нормативно-правовым актам их представи­тельных органов. На земельные участки, которые локализуются на территориях Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга (городов федерального значения) местные налоги устанавливаются и исполняются законами данных субъектов.

Элементы налога, которые определяются исключительно Налоговым Кодексом:

  • порядок исчисления.
  • объект налогообложения;
  • налоговый период;
  • налоговая база;

Элементы налога, которые определяют нормативно-правовые акты в законодательном порядке и пределах:

  • сроки и порядок ;
  • налоговые ставки;
  • порядок применения, дополнительных к федеральным, налоговых льгот.

Органами местной власти также не могут устанавливаться налоги, которые не предусмотрены федеральным законодательством.

Местный земельный налог практически в полной мере зачисляется в местный бюджет.

Доля поступления от местного налога в доход консолидированного бюджета РФ менее 2%. Поступление от местного земельного налога является только частью дохода бюджета муниципального образования, основным же источником служит отчисление от региональных и федеральных налогов.

Они устанавливаются законами Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга и не превышают:

0,3 % для участков земли, которые:

  • отнесены к земле сельскохозяйственного назначения, к земле, составляющей зону с/х использования в регионах и с/x производства;
  • заняты объектами инженерных инфраструктур жилищных коммунальных комплексов, либо предоставлены для жилищного строительства;
  • для деятельности по подсобному хозяйству, садоводству, огородничеству или животноводству;
  • ограниченны в обороте по причине того, что они предоставлены для таможенных нужд в отношении обороны и безопасности.

И 1,5 % для других земельных участков.

Допускается определение дифференцированных ставок, в соответствии от категории земли и (или) наличия разрешения на пользование участком земли.

Нет похожих статей.

Для того, чтобы понять, в чем разница между местными, региональными и федеральными налогами, а также для того, чтобы ответить на вопрос, земельный налог — местный, или региональный, или федеральный, нужно рассмотреть каждую категорию отдельно.

Коротко о системе налогов в РФ

Все налоги, установленные в РФ, можно разделить на местные, региональные и федеральные.

Федеральными налогами называют налоговые платежи, которые установлены Налоговым кодексом. Они должны уплачиваться на всей территории России.

Региональные налоги устанавливаются главным налоговым документом и законами субъектов РФ. Эти платежи должны уплачиваться на территории субъекта РФ, установившего налог.

При установлении таких налогов законодательными органами госвласти субъектов РФ должны быть определены (если этого не установлено в НК):

  • порядок уплаты налогов;
  • ставка;
  • сроки уплаты.

По региональным налогам все другие элементы, в том числе и круг налогоплательщиков, определяются Налоговым кодексом.

Представительные органы каждого субъекта РФ уполномочены устанавливать особенности определения:

  • налоговых льгот;
  • порядка и оснований применения льгот;
  • налоговой базы.

Местными налогами называются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом и муниципальными образованиями (нормативными правовыми актами их представительных органов). Такие налоги должны уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.

Муниципальные образования уполномочены определить (если эти элементы не установлены НК) ставку налога, сроки и порядок его уплаты. Налогоплательщики местных налогов и другие элементы устанавливаются Налоговым кодексом.

Муниципальные образования вправе самостоятельно установить налоговые льготы, перечень оснований их применения и порядок их получения, а также особенный порядок определения базы налога.

Земельный налог — это какой налог?

В ст. 387 НК указано, что рассматриваемый налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами муниципальных образований (его представительных органов). Этими же документами этот платёж вводится в действие и регулируется порядок прекращения его действия. Налог должен уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.

Отвечая на вопрос, земельный налог — это федеральный налог или региональный, можно однозначно ответить: ни тот, ни другой. Исходя из определения, приведённого выше, и согласно статье 15 НК земельный налог является местным налогом.

Этот платёж установлен непосредственно в отношении имущества налогоплательщика, которое служит основанием для налогообложения. Это значит, что земельный налог относится к категории налогов, которые принято называть прямыми.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) к муниципальным образованиям отнесены:

  • городской округ;
  • городское или сельское поселение;
  • городской округ с внутригородским делением;
  • муниципальный район;
  • внутригородская территория города федерального значения;
  • внутригородской район.

В какой бюджет зачисляется земельный налог

Бюджетный кодекс РФ установил, что земельный налог зачисляется по нормативу 100 процентов в бюджеты:

  • городских округов;
  • муниципальных районов;
  • городских поселений;
  • городских округов с внутригородским делением;
  • внутригородских районов;
  • сельских поселений.

Экономическая сущность земельного налога

Экономическая сущность налога на землю заключается в принудительном налогообложении, установленном действующим законодательством. Налог уплачивается каждый год, и его сумма зависит от площади и размера единицы земельного налогообложения. Это значит, что выплата не зависит от размера доходов собственника и прибыльности участка.