​осаго: прибыльное или убыточное? Выплаты по риску причинения вреда жизни и здоровью

На днях Федеральная служба страхового надзора (ФССН) в своем отчете сообщила о том, что большее число жалоб клиентов в уходящем году пришлось на сферу автострахования. Причем очень много – конкретно на ОСАГО, при том, что общее количество жалобщиков возросло на треть.

В цифрах это выглядит так: всего за девять месяцев текущего года ФССН получило 7006 тысяч жалоб от граждан (в прошлом году таких жалоб было 5027), при этом 4419 (63%) – по ОСАГО. В отчете ФССН подчеркивается, что наиболее острыми и социально значимыми остаются проблемы, связанные с вопросами соблюдения страховыми организациями законодательства, регулирующего ОСАГО.

На что жаловались клиенты страховых компаний?

Во-первых, на задержку выплат страховыми организациями по обращениям граждан после аварий. Во-вторых, на отказы в выплате по ДТП под различными предлогами, в том числе идет непризнание страхового случая. В-третьих, на занижение размеров страховых выплат. «У меня был случай, когда я месяц ходил в страховую компанию, добиваясь выплаты, – рассказывает директор ООО «Копирайтер» Антон Северцев . – Особенно обидно было оттого, что я добивался перевода денег в банк – в зачет кредита, который я взял, чтобы купить свой Ford Mondeo. Так что за разбитую фару и бампер ремонтникам я заплатил сам, а так как я пользуюсь услугами только официального дилера, то все это влетело мне в копейку».

«Я судился со страховщиками несколько месяцев, доказывая, что стоимость ремонта моей Toyota Corolla серьезно занижена, – вспоминает генеральный директор РА «Стоун» Анатолий Скоков . – и так и не удалось доказать, что мне нужно заплатить на сорок процентов больше, чем мне оценили ремонт страховщики. При том, мне посчитали только кузовной ремонт, а внутренние повреждения даже не стали подсчитывать. А уж о потере рыночной стоимости машины и о ее возмещении и вовсе речь не шла».

Между тем, аналитики считают, что число обращений граждан может значительно увеличиться. При этом они указывают на то, что по итогам 2006 года уровень убыточности в ОСАГО в целом по рынку составил 89%.

Введение же «Европейского протокола» и системы прямого урегулирования убытков без адекватного увеличения тарифов неминуемо приведет к тому, что в 2009 году убыточность ОСАГО в целом по рынку превысит 120%.

«Решение Государственной думы о прямом урегулировании убытков я считаю популистским, – объясняет владелец агентства «Страховой советник Кокарев» Олег Кокарев . – Конечно, оно очень понравилось автолюбителям, но оно совершенно не просчитано и ведет к серьезным финансовым потерям страховщиков. Я уже не говорю о том, что аферисты, с которыми приходится сталкиваться всем серьезным большим страховым компаниям, могут воспользоваться ситуацией. И страховым компаниям, которым приходится бороться с мошенниками, придется туго».

Напомним, что согласно поправкам, принятым Государственной думой в третьем чтении, увеличен срок рассмотрения по заявлению о страховой выплате. Вместо прежних 15 дней обновленный закон устанавливает срок в 30 дней со дня получения всех документов. В течение указанного времени страховщик обязан выплатить компенсацию потерпевшему или направить ему обоснованный отказ. А в случае, если страховщик выйдет за месячный срок рассмотрения заявления, он будет обязан выплачивать неустойку в размере 1/75 ставки рефинансирования Банка России. Правда, следует отметить, что сама неустойка не очень-то велика – около 0,067% от суммы долга в сутки. При этом размер неустойки не может превышать размер страховой суммы по возмещению вреда каждому потерпевшему.

«Эта поправка, по которой за каждый день просрочки страховщик должен будет выплатить неустойку в размере трех четвертей ставки рефинансирования ЦБ РФ от страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему, в принципе необходима, – считает заместитель генерального директора страховой компании «ИНКАССТРАХ» Сергей Верин . – Если вовремя что-то не сделано, то такое действие должно быть оценено. Но, с другой стороны, сами законодатели, принявшие такие поправки к ОСАГО, должны четко осознавать, что потери для страховщиков могут быть настолько серьезными, что речь уже зайдет об убыточности всего ОСАГО. Ведь страховщики, которые задерживают выплаты, могут это делать просто из-за того, что у них появились собственные серьезные финансовые проблемы. Которые, в конечном счете, скажутся на клиентах страховых компаний. Поэтому сейчас на повестке дня – сами тарифы по ОСАГО, которые нужно пересматривать».

При этом необходимо отметить, что часть компаний, занимающаяся ОСАГО, уже ушла со страхового рынка, не выдержав конкуренции. Как отмечают специалисты ФССН, как раз на долю покинувших рынок ОСАГО и приходится немалая часть жалоб недовольных клиентов. Тем не менее, сами страховщики уверяют, что если так пойдет и дальше, то благодаря стараниям наших законотворцев рынок автострахования компании будут покидать в массовом порядке.

Обязательное страхование автогражданской ответственности перед третьими лицами (ОСАГО) было введено в России с 1 июля 2003 года. В начале двухтысячных разве что ленивый не говорил о подставах на дорогах, бандитских разборках, отъеме машин и квартир у виновников аварий агрессивными бандитами-подставщиками. Не раз даже слышал, что якобы сами страховые компании, чтобы склонить законодателей к введению ОСАГО, активно включились в этот процесс и оказывали поддержку группировкам автоподставщиков. Сейчас это проверить вряд ли удастся. Но, так или иначе, ОСАГО в России заработало и в целом должно было бы работать на благо водителей, чтобы те не страдали в результате аварий, особенно когда виновником аварии с «шестисотым мерсом» становился дедушка на «запоре».

В целом идея ОСАГО правильная и успешно существует во многих западных странах.

Но с самого начала система ОСАГО стала давать сбои по одной простой причине - страховые компании посчитали, что они должны немедленно начать обогащаться за счет разницы между сборами и выплатами. И чем меньше страховые компании выплачивали клиентам, тем больше становилась их прибыль.

К примеру, в первый год действия ОСАГО страховые компании собрали 25,3 млрд рублей, а заплатили лишь 1,1 млрд, в 2004 году страховые компании собрали 49,4 млрд рублей, а выплатили лишь 18,5 млрд. Т.е. в первый год действия ОСАГО страховые компании из 25 млрд рублей, полученных от клиентов, оставили на собственные нужды и прибыль 24 млрд, во второй год - уже более 30 млрд рублей. По действовавшему на тот момент курсу, это было более $1 млрд долларов США.

И это только за полтора года действия системы ОСАГО. Дальше эта цифра пришла к среднему отношению выплат к сборам около 50%. К этому еще и общая сумма сборов все увеличивалась за счет прироста автопарка и вовлечения новых водителей в систему ОСАГО. Если в первом полном году действия ОСАГО (2004) было продано 26,3 млн полисов ОСАГО, то через 10 лет (в 2014) количество выданных полисов составило 42,6 млн.

Плюс к этому за период действия ОСАГО цена полиса существенно увеличивалась четыре раза (2 раза серьезно были увеличены территориальные коэффициенты и 2 раза - базовая стоимость полиса).

За счет всех этих манипуляций страхового лобби вместо 50 млрд рублей в 2004 году ОСАГО в 2015 году принесло страховым компаниям более 220 млрд рублей сборов.

Но ключевая проблема рынка была заложена в самом начале ОСАГО - в 2003 и 2004 годах. В Законе об ОСАГО и в самой первой редакции, и сейчас, черным по белому указано, что «доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии» (п.1 ст.8 Закона). То есть страховщики взамен полученным миллиардам должны были не менее 80% сборов направлять на выплаты водителям и пострадавшим в ДТП пешеходам. Но вместо 80% направляли около 50%. При этом ни правительство, которое долгие годы отвечало за регулирование тарифов на ОСАГО, ни Банк России, который отвечает за тарифы на ОСАГО последние годы, не потребовали уменьшения тарифа на ОСАГО и не потребовали у страховых компаний вернуть излишки автовладельцам.

В итоге за 13 лет действия ОСАГО страховые компании собрали с автовладельцев 1,25 трлн рублей, а выплатили автовладельцам и пешеходам только 670 млрд рублей вместо положенного по закону 1 триллиона рублей.

Все это официальные легко проверяемые цифры. Достаточно посмотреть годовой отчет Российского союза автостраховщиков на официальном сайте. Причем закон сформулирован таким образом, что страховые компании заплатить более 80% могут - это не будет нарушением, а вот меньше 80% платить не имеют права - это уже будет нарушением закона. Таким образом, общая сумма незаконно недоплаченных водителям и пешеходам денег составила более 330 000 000 000 рублей.

Как я написал, чем меньше страховые компании выплачивали клиентам, тем больше становилась их прибыль. И тут включились любые изощренные приемы, направленные на максимизацию прибыли страховых компаний и сокращение выплат:

1) расчеты ущерба у собственных «карманных» экспертов. Такие эксперты нередко честно рассчитанную сумму компенсации перед выплатой клиенту умножали, к примеру, на коэффициент 0,3 - в итоге автовладелец получал от страховой компании только 30% от законной выплаты;

2) отказ компенсировать утрату товарной стоимости;

3) перенос центров урегулирования убытков в отдаленные места, чтобы клиенту было затруднительно заявить об убытке и получить выплату. Немало было случаев, когда клиенту предлагали проехать более 600 км в один конец, чтобы предоставить поврежденное авто на осмотр в страховую компанию.

В последние 2-3 года к нарушениям закона, направленным на максимизацию прибыли страховых компаний в части тотальных недоплат добавились нарушения, направленные на повышение сборов любыми способами. Популярными стали растиражированные незаконные схемы:

1) навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО;

2) отказ в заключении договора ОСАГО клиентам, которые отказываются купить допуслуги у страховой компании;

3) Отказы в предоставлении законной скидки на ОСАГО (коэффициента бонус-малус, КБМ).

В целом разного рода ухищрений, как собрать побольше и выплатить поменьше, большое разнообразие. Выше лишь наиболее популярные из них, с которыми столкнулись десятки миллионов автовладельцев только за последние годы.

Чтобы повысить привлекательность системы ОСАГО для автовладельцев, надо контролировать исполнение страховыми компаниями указанного в законе норматива, то есть страховые компании должны выплачивать автовладельцам более 80% от сборов по ОСАГО.

Хотя более цивилизованный показатель даже не 80%, а 90 или 95% . Только тогда система ОСАГО может стать привлекательной для автовладельцев. Ситуация, когда значительная доля сборов (более 40%) остается в распоряжении страховых компаний, приведет к краху системы. Даже не с точки зрения отмены государством обязательного страхования автогражданки, а из-за массового отказа от покупки полисов ОСАГО автовладельцев.

Об инициативах Госдумы по обеспечению дорожной безопасности, но отдельным пунктом в работе депутатов стало изучение убыточности ОСАГО из-за так называемых автоюристов, на которую постоянно жалуется Российский союз автостраховщиков (РСА). Действительно, можно ли считать аферистами людей или организации, помогающие потерпевшим участникам ДТП на законном основании получать со страховой компании сумму полного покрытия ущерба?

Появлению этой услуги способствовали сами страховщики, затягивающие со сроками рассмотрения заявлений о страховых случаях и занижающие выплаты. Для защиты своих интересов автомобилисты стали обращаться за помощью к юристам. Тем временем всевозможные зачистки рынка от «сомнительных» страховых компаний привели к массовому сокращению юридически подкованных специалистов, которые отчасти пополнили ряды автоюристов, взяв на вооружение несколько усовершенствованных механизмов посредничества.

Главный вопрос, который заинтересовал депутатов Госдумы, в том, насколько обоснованны жалобы на мошенников-автоюристов, из-за которых страховщики якобы несут колоссальные убытки. Думский комитет в лице заместителя председателя Вячеслава Лысакова даже направил обращение в МВД - копия официального документа с информацией от ведомства оказалась в распоряжении Авторевю.

Согласно проведенным проверкам и информации от Центрального банка РФ за 2016 год, по решению судов страховые компании выплатили по ОСАГО 26,3 млрд рублей, причем 90% убытков в данном секторе сосредоточено в компании Росгосстрах. Тем не менее убыточность здесь вызвана не пресловутыми аферистами, а стремительным сокращением количества проданных полисов автогражданки (на шесть миллионов штук!) и предельно высокими судебными выплатами (около 23 млрд рублей). В отчете МВД приводятся данные о превышении выплат по сравнению со страховыми премиями на 16 млрд рублей! Такие издержки и негативный опыт одной компании, по мнению самого ведомства, беспричинно объявляются Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) ущербом для всего рынка ОСАГО. Тем временем ситуация с Росгосстрахом до сих пор остается достаточно темной, потому как решение МВД о проверке деятельности страховой компании до сих пор не одобрено Центробанком.

Интересен и факт, что, по данным ЦБ РФ, за тот же 2016 год в полицию поступило 2600 заявлений о возбуждении дел по уголовным статьям в области страхового мошенничества и подделки полисов. По грубым подсчетам при максимально возможных выплатах 400 тысяч рублей по всем заявленным случаям совокупная сумма выплат составила бы 1,04 млрд рублей. Это всего 0,6% от общей суммы выплат по ОСАГО! Такая ничтожная доля свидетельствует о том, что заявления РСА об убыточности всего рынка ОСАГО из-за автоюристов сильно преувеличены.

Как следствие, заявления, сделанные ранее страховым сообществом об ущербе в 2016-2017 годах на 50-70 млрд рублей из-за действий автоюристов, объективного подтверждения не находят. Более того, изучение уголовных дел, по информации МВД, приводит к тому, что каждое четвертое злоупотребление в области ОСАГО, к сожалению, приходится на самих агентов или сотрудников страховых компаний. Интересен и тот факт, что при разработке мер по противодействию страховому мошенничеству страховое сообщество, по словам чиновников, ни разу не обратилось в МВД России.

Среди предлагаемых мер со стороны МВД для решения сложившейся непрозрачной ситуации на рынке ОСАГО значатся улучшение служб безопасности и юридических служб страховых компаний, поддержка идеи создания отдела страховых детективов и проведения проверок финансовой деятельности страховщика перед его санацией. В Государственной Думе и вовсе назревает решение обратиться к Центральному банку и в Генеральную прокуратру РФ с предложением об оценке правовой позиции РСА в вопросах определения ущерба компенсационному фонду РСА и проведения процедуры компенсационных выплат. Но какие инициативы увидят свет и будут реализованы в будущем, мы пока можем только догадываться.

Минфин считает возможным завершить процесс отказа от регулирования тарифов по ОСАГО к 2023 году - страховщики рассчитывали получить возможность самостоятельно устанавливать тарифы на «автогражданку» на два года раньше. К 2025 году Минфин хотел бы отпустить тарифы и по другим обязательным видам страхования - ответственности перевозчиков и владельцев опасных объектов.


О полной либерализации тарифов по ОСАГО не ранее 2023 года замглавы Минфина Алексей Моисеев заявил вчера в Санкт-Петербурге в ходе Международного финансового конгресса. Он напомнил, что на первом этапе предстоит либерализовать коэффициенты ОСАГО: такие как КБМ (бонус-малус, учитывает аварийность водителя), возраста и стажа (КВС) и прочие (всего их восемь). Сейчас эти коэффициенты вместе с тарифами устанавливает ЦБ. «Количество обязательных коэффициентов со временем должно сократиться, добровольных - вырасти. Должен быть поэтапный переход только к добровольным коэффициентам, чтобы страховщики в итоге выставляли только те из них, которые им необходимы»,- сказал замминистра.

Также в планах - расширение тарифного коридора по ОСАГО. Напомним, ЦБ уже анонсировал такое расширение на 20% в обе стороны. Это означает увеличение «вилки» базового тарифа для легкового автомобиля физлица с нынешних 3,4 –4,1 тыс. до 2,7–4,9 тыс. руб. Регулятор намерен повысить и точность определения стоимости страхования для конкретного водителя, расширив с пяти до 50 градаций диапазон коэффициента КВС, в том числе и за счет экологических характеристик авто. Предполагается реформировать и коэффициент бонус-малус, привязав его не к договору, а к водителю и зафиксировать его значение на год. По словам зампреда ЦБ Владимира Чистюхина, в связи с первым этапом либерализации, который ожидается уже этим летом, убыточность ОСАГО приблизится к 100%. По итогам 2017 года убыток страховщиков в сегменте ОСАГО составил 15 млрд руб.. «Соответственно, плюс 15 млрд руб. компании точно должны получить»,- заключил зампред ЦБ.

Отметим, что страховое лобби рассчитывало получить свободные тарифы по ОСАГО раньше названных Минфином сроков. «Мы рассчитывали на то, что полный переход на свободный тариф произойдет в течение трех лет,- говорит президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.- Если же это займет больше времени, готовы обсуждать разные сценарии».

Поэтапную либерализацию на конгрессе поддержал и руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов. По его словам, следует понимать, что в первое время расширение тарифного коридора приведет к повышению тарифа в убыточных для страховщиков регионах. Он предложил распространить возмещение по ОСАГО и на водителей, которые пострадали от незастрахованного виновника ДТП (сейчас в этом случае выплаты обеспечивают компенсационные фонды РСА - но только по причинению вреда жизни и здоровью). Зампред ЦБ Владимир Чистюхин на это заявил, что такой вариант приведет к обязательному базовому каско - то есть к увеличению нагрузки на потребителя. Он предложил улучшать ОСАГО за счет введения стандарта на услугу урегулирования убытка. В этом случае автовладелец мог бы за небольшую доплату получить необходимую ему расширенную услугу.

По словам главы «АльфаСтрахования» Владимира Скворцова, появление в ходе либерализации индивидуальных тарифов избавит рынок от такого понятия, как «токсичные регионы». Сейчас их 17, для продажи обязательных автополисов в них существует система «единого агента», которая распределяет убытки по страховщикам. В процессе перехода к свободным тарифам эта же система может распределять уже не регионы, а группы водителей по рынку.

Тем временем Минфин предлагает не останавливаться на либерализации только ОСАГО. Алексей Моисеев предложил заменить остальные обязательные виды страхования на вмененные к 2025 году. Вмененный вид страхования подразумевает обязательность страховки - но тарифы при этом не регулируются ЦБ. Речь идет об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов (ОПО) и ответственности перевозчиков (ОСОПО). В ЦБ “Ъ” сказали, что изучат это предложение.

В стремлении отказаться от обязательных видов Минфин выглядит последовательным. В действующей стратегии развития страхового рынка говорится, что «всякое обязательное страхование является ограничением прав и свобод человека и гражданина, поскольку умаляет его автономию воли». Отметим, что ОПО и ОСОПО приносят страховщикам несопоставимо меньшие суммы премий, чем ОСАГО. По данным ЦБ, по итогам 2017 года сборы по ОПО составили 3,1 млрд руб., по ОСОПО - 2.8 млрд руб., по ОСАГО - 222,1 млрд руб.

Страховщики констатировали рост убыточности ОСАГО после вступления в силу закона о натуральном возмещении. Об этом рассказали «Известиям» официальные представители крупнейших игроков рынка - «АльфаСтрахования» и «Ингосстраха», а также источник в компании «РЕСО-Гарантия». Новый закон должен был свести к минимуму ущерб от «черных автоюристов» и снизить убыточность компаний. Если первую задачу решить удается, то со второй возникли проблемы. В четверг в Банке России состоялось совещание при участии страховщиков и автодилеров, на котором обсуждались возможные изменения в законе, рассказал «Известиям» вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). В Российском союзе автостраховщиков (РСА) убеждены, что закон нуждается в доработке.

Закон о натуральных выплатах по ОСАГО вступил в силу 28 апреля. Он позволяет гражданам при наступлении страхового случая вместо денежной компенсации сразу отремонтировать автомобиль в аккредитованной мастерской. Деньги можно получить лишь в исключительных случаях. Закон был поддержан страховщиками и принимался для борьбы с «черными автоюристами», которые через суды «выбивали» повышенные компенсации у компаний, из-за чего те несли потери.

Однако в итоге новый закон надежд страховщиков не оправдал.

В 2016 году убыток всего страхового рынка по ОСАГО составил 60 млрд рублей. По итогам же этого года мы не только не ожидаем снижения убыточности - скорее всего, убытки увеличатся. В том числе из-за недостатков закона о натуральном возмещении, - посетовал в разговоре с «Известиями» официальный представитель компании «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук.

Он также сообщил, что на сегодняшний день в компании «АльфаСтрахование» на один рубль взносов приходится два рубля выплат.

Поправки о натуральной форме возмещения пока не заработали, как ожидалось, согласился и руководитель дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. По его словам, в полной мере закон не справился и с «черными автоюристами».

Источник «Известий» в компании «РЕСО-Гарантия» сообщил, что «уменьшения убыточности как минимум не наблюдается - похоже, закон в этой части ожиданий рынка не оправдал».

Недовольны законом и автодилеры, которым приходится ремонтировать автомобили не по рыночным ценам, а по тем, которые рекомендует РСА. Эти цены являются минимальными, и мастерские не всегда могут найти запчасти по такой низкой стоимости.

Разница между рыночными ценами и теми, по которым приходится производить ремонт в соответствии с рекомендациями РСА, составляет от 30 до 50%. При этом мы не можем работать ниже рентабельности или искать себе альтернативных поставщиков - все запчасти должны быть оригинальными, - рассказала «Известиям» директор департамента страхования финансовых услуг Автомобильной группы «Авилон» Оксана Семина.

Президент РСА Игорь Юргенс рассказал «Известиям», что ассоциация, хотя и поддерживает закон в целом, но тем не менее предлагает законодателям еще поработать с его отдельными положениями. Также, по мнению Игоря Юргенса, сложности могут возникнуть и с реализацией жесткого требования к расстоянию до станции техобслуживания в 50 км.

Мы прекрасно понимаем, что многие дилерские станции, отвечающие этим и ряду других требований, находятся в столице субъекта. Соответственно, если автомобиль новый и ездит где-то в области, то натуральное возмещение ему получить уже не удастся, - сказал он.

Страховое сообщество продолжает возлагать большие надежды на принятый закон и поддерживать идею натурального возмещения. Окончательно судить об эффекте закона можно будет, когда наберется более детальная статистика и практика применения этих норм, считают собеседники «Известий». Однако уже сейчас рынок испытывает значительные трудности при работе с ОСАГО, которые в итоге скажутся и на потребителях.

Оптимальным входом из ситуации может стать либерализация тарифов ОСАГО. Такую точку зрения высказал 4 июля в интервью «Известиям» первый зампред Банка России Сергей Швецов.

В пресс-службе ЦБ РФ «Известиям» сообщили, что хотя и не наблюдают резкого роста убыточности ОСАГО, но прорабатывают вопрос возможного изменения Единой методики определения стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, в том числе - порядка формирования стоимостных справочников. При этом регулятор отметил, что законодательство устанавливает требование об использовании для расчета именно средних стоимостей. О методике их определения сейчас и ведутся основные дискуссии, пояснили в ЦБ.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ