Как попасть в черный список страховых компаний. Чёрный список и отказ продать полис осаго — что делать? Мелочей не бывает

20.03.2012

Те, кто решается на покупку автомобиля на вторичном рынке, видят в этом свои очевидные плюсы. Помимо того, что стоимость самого автомобиля меньше, часто предыдущие автовладельцы передают «в наследство» набор зимней резины, автомагнитолу, охранную систему и прочие уже не нужные им аксессуары. Иными словами, при покупке авто с приставкой «б/у» вы экономите не только деньги, но и время.

Однако не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Сегодня, особенно если это первый для покупателя автомобиль, популярность стремительно набирает добровольное страхование. На этом этапе для новоявленных владельцев подержанного авто и возникают трудности, не только финансовые, но и этические. Например, тюменка Вера Журавлева , купив семилетний «Лансер», вынуждена была отказаться от идеи «круговой» страховки.

«Я хотела оформить «доброволку». Обзвонила, кажется, тысячу компаний. Но везде мне называли такие космические суммы, что от благого моего намерения не осталось и следа, – говорит Вера Журавлева. – Понятно, когда мне говорят, что страховка растет по причине небольшого водительского стажа, всего год. Обязательная мне тоже недешево вышла. Но когда выяснилось, что модель моего автомобиля входит в какой-то секретный список, принятый у страховщиков, стало как-то обидно. И ведь даже не объяснили, по каким критериям он туда попадает. Что с ним? Почему «Митцубиши Лансер» вдруг записали в группу риска? Из-за этого суммы моей возможной страховки колебались от 103 тысяч (самая высокая) до 42 тысяч рублей (это был единственный более-менее подходящий вариант, который, однако, распространялся лишь на один страховой случай). А так цифры звучали такие – и 84, и 63 тысячи. Такая амплитуда колебаний мне тоже, кстати, не очень понятна – рассчитывала везде по одному и тому же запросу».

Как известно, страховые компании повышают цену на полис для автомобилей, которые находятся в списке наиболее часто угоняемых. Как выяснилось, неутешительные данные об угонах – «головная боль» не только полиции, но и страховщиков. Последние, дабы обезопасить себя от «лишних» денежных потерь, стараются устанавливать страховой взнос для владельцев наиболее часто угоняемых машин как можно выше. С этой целью практически каждый страховщик составляет «черный список» таких авто.

«Существование подобного списка автомобилей – не секрет, в каждом регионе и в каждой страховой компании он свой, – рассказал директор филиала «Тураэнергогарант» в Тюмени Владимир Юдин . – Прежде чем внести в список ту или иную марку, специалисты проводят соответствующие исследования по нескольким критериям. Конкретно в приведенном случае значение имеет год выпуска. Обычно в линейке тарифов рассматриваются иномарки возрастом до семи лет. Заведомо убыточные машины страховщики пытаются отмести. Также важным фактором является то, что обычно «Лансер» приобретают новички, сама марка дорогостоящая и не дешева в обслуживании».

Главным фактором при попадании в «черный список» страховых компаний является угоняемость. Затем оценивается ремонтная пригодность авто, проблемы с этим имеются у китайских машин, найти на них запасные части – не легкая задача. Кроме того, в группу риска попадают машины, которые приобретают ненадежные личности. Например, к таким авто относится «Мазда 3».

«В обслуживании автомобиль недорогой, – говорит маркетолог ООО «Дина-Моторс» Елена Герасимова . – Но в группу риска страховых компаний автомобиль попал из-за того, что его предпочитают покупать молодые люди, любящие быструю езду, соответственно, вероятность попадания таких владельцев в дорожно-транспортное происшествие возрастает, что и заставляет страховщиков поднимать тариф при страховании «Мазды 3». Вероятнее всего, скоро страховым компаниям придется пересмотреть политику в отношении этого автомобиля. В последнее время «тройку» стали покупать зрелые, состоявшееся люди за наличный расчет».

Собственнику машины из «черного списка» каско обойдется на пять–десять процентов дороже. Если в среднем полная страховка каско стоит шесть процентов, то для того, чтобы застраховать автомобиль из группы риска, нужно заплатить 6,6%. Наряду с повышением тарифа страховщик может увеличить размер франшизы по риску угона.

Так что к и без того немалым хлопотам с покупкой автомобиля прибавляется еще одна: выяснить, не состоит ли понравившийся автомобиль в каком-нибудь «черном списке».

Баграт ПХАЛАДЗЕ, специально для 72avto.ru

Смотрите также:

Если Вы выиграли суд у страховщика, Вас внесут в черный список и откажут в пролонгации договора страхования.

В затяжной битве между водителями и страховщиками, которые всячески пытаются минимизировать выплаты, новый поворот. Верховный суд посчитал, что страховка по КАСКО должна выплачиваться даже если за рулем был человек, не вписанный в полис .

Обычная поездка по магазинам закончилась для Ольги большими тратами. И дело вовсе не в дорогих покупках. На одном из поворотов девушка въехала в дорожное ограждение, результат — разбита правая сторона. Автовладелица сразу вызвала сотрудников ДПС, на месте оформили все документы и передали в страховую компанию.

Страховая компания оплатила ремонт автомобиля, однако через некоторое время пришло уведомление о том, что автовладелица должна возместить ущерб, который понесла страховая компания в связи с этим страховым случаем. Причиной послужило то, что Ольга не была вписана в полис КАСКО.

Как выяснилось, муж не вписал супругу в полис КАСКО так как стаж вождения у девушки был небольшой, а это бы увеличило стоимость полиса аж в два раза. Но ведь по закону не вписанный в страховку водитель не повод для отказа в выплате и это прекрасно знают и сами страховщики.

«Верховный суд нам разъяснил, что такого основания для отказа как не вписанный в полис не имеется, в силу этого мы обязаны платить» — пояснил Максим Зайцев представитель страховой компании.

Тогда почему же страховая компания потребовала от Ольги вернуть деньги? . А дело все в том, что Верховный суд оставил право за страховщиками возместить собственный ущерб за счет виновника аварии, т.е. в данном случае забора. И хотя тот самый злополучный забор претензий не имел, страховая все равно решила деньги вернуть. Парадокс, скажете Вы, но он, увы, не единственный. Оказывается, даже выигрывать суд у страховой компании чревато последствиями.

Так москвичку Веронику, которая несколько лет назад выиграла суд у одной страховой компании, внесли так называемый черный список и отказали ей в пролонгации договора страхования . В связи с тем, что она судилась и денежная компенсация ею была получена, ее внесли в «черный список» и на данный момент нет возможности ее страховать.

По словам экспертов, представители страховых компаний имеют право отказать в заключении договора по системе КАСКО, если у клиента на счету, как минимум 3 страховых случая. Тогда соглашение с автовладельцем признают убыточным. У Вероники же напротив чистейшая история вождения, но при этом в страховке ей тоже отказали. По всей видимости из-за тех самых судебных разбирательств, а ведь это ни что иное как нарушение прав потребителя, уверяют специалисты.

«Эксперты службы безопасности посчитали это потребительским экстремизмом и внесли ее в черный список компании, что считается неправомерным. Теперь ей нужно доказывать, что она законопослушный гражданин и страхователь» — говорит адвокат.

И доказывать нужно через суд, хотя в данном случае экстремизмом можно скорей считать действия самих страховщиков. И что с этим делать пока не понятно. Разве что предупредить других потенциальных клиентов на сайте отзывов. Может быть уроком для компании станет отток желающих воспользоваться их услугами и потеря репутации в целом.

Страховые компании вносят убыточных клиентов в чёрные списки..

Официально «чёрных списков» не существует, но что делать, если вы внезапно сталкиваетесь с отказом оформить страховку? С одной стороны, законодательство полностью вас защищает. По закону договор об ОСАГО является публичным, то есть отказ страховой от продажи полиса категорически не допускается.

Однако страховщики могут прибегать к различным уловкам, чтобы не брать на себя убыточного в их глазах клиента. Сейчас идёт активный переход на электронные полисы ОСАГО, здесь компании отказать проще всего. Программа просто не пропустит ваши данные, ссылаясь на какую-то ошибку. Чаще всего это выглядит, как сообщение о том, что якобы отсутствуют полномочия для заключения договора.

Тем не менее, вас обязательно перенаправят на сайт союза страховщиков, который предоставит вам альтернативную компанию. Вот только не факт, что она будет находиться в вашем регионе и устроит вас.

В подобную ситуацию попал корреспондент сайт. При попытке оформить полис обязательного автострахования у брокера, операцию провести не удалось. Посредник пояснил, что журналист, судя по всему, находится в чёрном списке, поскольку заключить договор с большинством известных компаний не удалось. Сотрудник издания решил пройти весь путь до конца и добиться заключения договора непосредственно с одной из отказавших контор.

Сначала брокер позвонил знакомому руководителю отделения страховой, в которую обратился журналист. Та проверила данные и сообщила, что система действительно не даёт заключить договор с данным клиентом. Она посчитала, что этот факт связан с его предполагаемой убыточностью: за последний год у корреспондента было незначительное ДТП по его вине, и страховая оплачивала ремонт пострадавшего автомобиля.

Однако аварии не являются поводом для отказа в страховке. Неаккуратных водителей наказывают повышенным коэффициентом, который держится не один год.

В целом, добиться правды несложно. Достаточно приехать в офис страховой компании и потребовать написать письменный отказ от предоставления ОСАГО. Ни один страховщик не поставит подпись под такой бумагой, ведь это грозит серьёзным штрафом для юридического лица и санкциями, вплоть до отзыва лицензии. Если сотрудники не начнут оформлять ваш полис, требование можно повторить на камеру, а лучше привести свидетелей.

Запретить съёмку вам не могут, ведь вы снимаете правонарушение. Если вам действительно откажут на камеру, следует связаться с руководителем сотрудника компании и потребовать комментарий. Для большего эффекта можно вызвать нотариуса, который заверит видеозапись. С таким багажом страховой придётся несладко в суде. А вы имеете все шансы получить приличную денежную компенсацию за потраченное время и судебные издержки.

Отметим, что мы лишь раскрываем алгоритм, как добиться справедливости, если для вас принципиально исполнение законов. Данная информация скорее полезна клиентам из регионов, ведь чаще всего страховые не хотят заключать договор с их жителями, поскольку там самый низкий коэффициент по страховке. Об этом сайт рассказал главный редактор Агентства страховых новостей Виталий Богданов.

Эксперт отметил, что отказ или попытки уклониться от заключения договора совершенно незаконны. Однако, если обратиться непосредственно в офис хорошей страховой, вероятность того, что с клиентом не заключат договор, крайне низкая - штрафы слишком велики. Даже если сотрудник отделения будет ссылаться на отсутствие технической возможности или полномочий для совершения сделки, скорее всего, после требования написать письменный отказ, ситуация разрешится.

Максим Богодвид/РИА Новости

Богданов отдельно отметил, что если при попытке оформления полиса через интернет произойдёт ошибка, и страхователя перебросит на сайт Российского союза Автостраховщиков, то можно смело выбирать предложенную компанию, независимо от её местоположения.

При этом юрист Валерий Стерлигов предупреждает, что региональные компании, предлагаемые РСА, действительно могут оказывать некачественные услуги.

Эксперт отмечает, что по всей России на рынок периодически выходят малоизвестные компании, целью которых является исключительно продажа бланков РСА. С ними ситуация куда сложнее. Ведь, когда подобная фирма набирает критическую массу клиентов, она просто перестаёт работать, ссылаясь на различные причины. И только через какое-то время регулятор начинает процедуру аннулирования лицензии. Всё это может растянуться на срок от двух до восьми месяцев. Соответственно, здесь риск страхователя значительно увеличивается. Это может привести к весьма негативным последствиям, таким как выплата за ДТП, в котором страхователь был признан виновником, из своего кармана по решению суда, отсутствие акцепта со стороны страховой компании, потерпевшего и т. д.

«Отнести страховую компанию к первой или второй категории человеку, не сведущему в этом процессе, достаточно сложно, так как он руководствуется всё-таки открытыми источниками, а в них, зачастую, предоставляются недостоверные сведения», - предупреждает Стерлигов.

Информацию о том, что чёрные списки действительно существуют, подтверждает и адвокат Варсеник Айрапетян.

Чёрный список клиентов включает в себя перечень собственников автомобилей, которые когда-то и чем-то очень сильно не угодили страховой компании. В него также добавлены юристы и адвокаты, которые защищали когда-либо интересы автоюристов, и их иски были удовлетворены. На данный момент существуют две самые актуальные причины попасть в него:

*удовлетворённые судебные иски к страховым компаниям за отказ в выплате;

*обман клиентом страховой компании.

Но, в принципе, возможны и другие причины.

Чёрный список нерегламентирован, поэтому внести туда можно кого угодно и когда угодно. Соответственно, отказ страховой компании продать полис ОСАГО с мотивировкой, что клиент числится в чёрном списке, абсолютно незаконен. Это нарушение статьи 15.34.1 КоАП РФ. Поэтому, если вам отказали именно с этой формулировкой, действуйте следующим образом: во время похода в страховую компанию сделайте аудио или видеозапись разговора. Важно - чтобы именно формулировка отказа «Вы в черном списке» была записана.

Далее, через интернет-приёмную обращаемся в Центробанк России, переходим в раздел «Страховые организации», после - «Отказ в заключение договора» и отправляем жалобу. На основании статьи 15.34.1 КоАП РФ штраф страховой компании гарантирован.

По правилам ОСАГО водитель имеет право застраховать своё авто в любом регионе. Но есть ряд «но». Во-первых, в случае ДТП возникнет необходимость в непосредственном обращении в офис виновника аварии.

Во-вторых, в случае досрочного прекращения договора ОСАГО аналогично придётся лично посетить офис страховой компании. И, в-третьих, в случае допуска к вождению ещё одного (или нескольких) водителей, так же появится необходимость обращения непосредственно офиса. То есть, ряд неудобств (дорога, трата на бензин, потеря времени) вам обеспечены.

Ещё стоит обратить внимание на то, насколько страховая компания «известна, популярна и имеет рейтинг». Проблемой будет то, что когда вы попадёте в ДТП и попытаетесь дозвониться до своего страховщика, то может выясниться, что он закрылся. В этом случае вам придется обратиться за выплатой в РСА (Российский Союз Автостраховщиков). А если страховую компанию признают банкротом, то вам необходимо будет встать в реестр кредиторов и дожидаться исполнения судебного решения.

Поэтому перед выбором страховщика взвесьте риски, неудобства и принимайте решение. Желательно в пользу надёжной, проверенной страховой компании.

Дело в том, что юридического термина «чёрный список» не существует, а также законодательством не регулируется составление списков любыми юридическими лицами. Страховые компании создают их для внутреннего регламента взаимодействия с данными клиентами. Всякое ограничение, наложенное на потенциального клиента, только на основании того, что он находится в чёрном списке, является немотивированным. И, как следствие, выходящим за рамки закона. В законе также не прописаны такие основания как повышенная убыточность, недополученная прибыль, повышенная аварийность и тому подобные заключения сотрудников страховых компаний. Отсюда мы делаем вывод, что составление любых списков: «белых, чёрных, серых» - это исключительно прерогатива сотрудников страховых компаний для упрощения взаимоотношений со своими потенциальными клиентами. Закон не запрещает ведение бизнеса таким способом, но для принятия более серьёзных мер в отношении своих клиентов, все-таки необходимы основания, прописанные в законе.

Законные причины для отказа в продаже полиса ОСАГО действительно существуют. В основной массе это:

  • непредоставление полного пакета документов, куда также входит доверенность от юрлица, если на него или ИП составляется договор ОСАО;
  • непредоставление автомобиля на осмотр по требованию страховой компании;
  • непредоставление диагностической карты как свидетельства того, что автомобиль прошёл техосмотр;
  • отсутствие у страховщика связи с АИС РСА (автоматизированная система, куда страховщик загружает все данные по новому договору страхования).

В любом случае, при отказе по озвученным основаниям, страховщик обязан направить мотивированный ответ не только потенциальному клиенту по страхованию, но также копию отказа в РСА и ЦБ.

Валерий Стерлигов

судебный юрист

Российский союз автостраховщиков (РСА) предоставил список из 17 неблагополучных страховых компаний (по-сути, черный список страховщиков):

АСТО Гарантия
Национальное качество
Поддержка-Гарант
Трансгарант
Генеральный страховой альянс
Гранит
Дженерал Резерв
ЛК-Сити
Русская страховая компания
Финист-МК
Д2 Страхование
Информстрах
Корона
Мегарусс-Д
Полис-Гарант
Росэнерго
СК "Cвод"

По словам представителей РСА, компании, оказавшиеся в списке, выполняют свою работу наиболее недобросовестно, на них имеется очень большое количество жалоб регулятору, а в некоторых из них возможны задержки выплат на неопределенное время. Причина – отсутствие свободных денежных средств.

Как стало известно РБК daily, Российский союз автостраховщиков (РСА) составил список из 17 страховых компаний, на которые наиболее часто поступают жалобы. Возможные обязательства компаний РСА оценивает в 2–2,3 млрд руб.

«С 1 марта 2009 года вступит в силу система прямого урегулирования убытков. Участие страховщиков в этой системе означает исполнение ими обязательств в полном объеме, – заявил РБК daily вице-президент РСА Олег Пилипец. – У компаний, которые включены в список, наблюдается существенное отклонение показателей от средних по рынку. Если ряд компаний перестанет платить, это может дискредитировать систему европротокола». Список РСА уже поступил в Федеральную службу страхового надзора (ФССН). Как сообщил РБК daily глава ФССН Илья Ломакин-Румянцев, территориальным подразделениям ФССН даны поручения провести проверки в компаниях.

Наиболее крупный страховщик из списка РСА – «Русская страховая компания» (РСК). Гендиректор РСК Марат Айнетдинов заявил, что «большое количество жалоб связано с тем, что многие нарушения имели место при урегулировании убытков ООО «Зенит» (РСК урегулирует убытки за потерявшую в марте лицензию СК «Зенит»). «Просрочки по договорам были допущены самим «Зенитом», – добавил г-н Айнетдинов.

Среди компаний, указанных в списке, как предоставляющих скидки и завышенные комиссии – «АСТО Гарантия», «Национальное качество», «Генеральный страховой альянс» (ГСА), «Гранит», «Дженерал Резерв», «Русская страховая компания», «Корона», «Мегарусс-Д». У многих компаний наблюдается превышение коэффициента отношения количества жалоб к количеству заявленных страховых случаев в четыре раза.

Как рассказал РБК daily бывший сотрудник ГСА, в компании осталось около 30 сотрудников (из 270–300 штатных), но продажи продолжаются. При этом урегулирование практически остановлено, у ГСА имеются долги перед станциями техобслуживания, партнерами, РСА. «Бывшие владельцы вышли из капитала примерно в июле, – говорит источник. – По моим прогнозам, лицензию не забирают только потому, что РСА не потянет долги ГСА. Ее могут отозвать не позже февраля 2009 года».

«Включение этих компаний в список не означает, что все они обанкротятся, – отмечает первый заместитель гендиректора Росгосстраха Дмитрий Маркаров. – Показатели этих страховщиков – сигнал о некоем неблагополучии». «Наибольшую тревогу у РСА могут вызвать компании, в портфеле которых доля договоров по ОСАГО может достигать 90%, – говорит заместитель гендиректора ВСК Евгений Уфимцев. – Такие компании не смогут диверсифицировать свои убытки за счет других видов страхования». По его словам, анализ показателей деятельности страховщиков позволит РСА определить размер возможных обязательств на 2009 год, а также провести внеочередную проверку и предоставить данные в ФССН.

Отметим, что недавно РСА обратился с заявлением в ОБЭП САО Москвы, чтобы тот инициировал проверку одного из страховщиков из списка – СК «АСТО Гарантия». По имеющейся у РСА информации, собственники компании фактически устранились от управления ею, а главный бухгалтер и генеральный директор уволены.

С ГСА сталкивался лично по Каско VIP 2.
У кого была неудачная практика с Российскими СК, описывайте свои ситуации и итоговый результат.
Будем пополнять списки мошенников))

P.S. если Вы стоите перед выбором СК, не спешите оплачивать страховой взнос, т.к. после этого момента в большинстве компаний Вам перестанут улыбаться и отвечать на звонки, если (тьфу - три раза) произойдет страховой случай!

Посоветуйтесь хотя бы с людьми в интернете и посмотрите отзывы об страховых компаниях на сайте
Также есть еще один народный рейтинг СК
Только после этого определяйте для себя целесообразности покупки полиса в той или иной компании.

Следствие ведут страховщики

«Черный список»

Также стоит помнить, что службы безопасности страховых компаний активно взаимодействуют с полицией и МЧС. То есть возможности страховщиков по выявлению мошенников гораздо шире, чем принято считать. Более того, совершенствуются и сами системы городской безопасности: на дорогах и во дворах устанавливаются камеры видеонаблюдения. Соответственно, у страховщиков появляется больше инструментов и данных, которые они могут получить в рамках собственного расследования.

Обнародован черный список ОСАГО

На сегодняшний день обман страховой компании представляется не только сложным, но и неразумным шагом. Попасть в «черный список» можно и за мелкое мошенничество. А последствия в виде отказов страховщиков и максимально высоких цен на КАСКО будут сопровождать нерадивого клиента довольно долго и многократно перекроют все возможные выгоды мошеннических действий.

Ни для кого не секрет, что каждому человеку совершенно любого возраста в современной России приходилось не единожды сталкиваться с непорядочными людьми и такими же организациями. К глубочайшему сожалению, в последнее время подобные нежелательные встречи происходят всё чаще.

Черный список страховых компаний ОСАГО

Создателю этого интернет сайта пришла простая идея создания черных списков, с позволения сказать, людей и организаций на основании честных и объективных писем посетителей ресурса. На интернет портале "Все черные списки России" каждый может свободно высказаться и, тем самым, обезопасить остальных людей — потенциальных жертв от печальной практики общения с недобросовестными людьми и организациями.

Прежде чем заключить выгодную сделку или встретиться с незнакомыми людьми, найдите время и обязательно зайдите на сайт "Все черные списки России", введите фамилию человека или название организации в строку поиска в левом верхнем углу страницы. Возможно, Вам сегодня "повезет" и Вы не найдёте или найдете интересующий вас объект в нашей базе данных. Весь коллектив проекта будет искренне рад, если Вам удастся легко избежать очередной неприятности на Вашем тернистом жизненном пути. Предупрежден значит вооружен — гласит известная поговорка.

Администрация сайта "Все черные списки России" оставляет за собой право удалять объявления непристойного содержания.

Администрация сайта "Все черные списки России" не несет ответственности за содержание размещенных посетителями сайта объявлений.

Рынок автострахования традиционно является привлекательным для мошенников. В период кризиса ситуация обострилась, страховые компании отмечают рост числа противоправных действий. В роли злоумышленников выступают не только профессионалы, но и обычные страхователи, которые предоставляют заведомо ложные данные о ДТП или завышают ущерб, чтобы получить выплату в большем размере. Несмотря на кажущуюся простоту обмана, такие действия могут обернуться серьезными последствиями вплоть до уголовного преследования. С 2013 года действует статья 159.5 УК РФ «Мошенничество в сфере страхования», которая предполагает лишение свободы на срок до пяти лет. Более того, сами страховые компании на сегодняшний день предпринимают беспрецедентные меры по выявлению противоправных действий клиентов.

Мелочей не бывает

В большинстве страховых компаний есть службы безопасности. Сегодня все внимание сотрудников таких служб приковано к клиентам по КАСКО и ОСАГО. В крупных компаниях каждая заявка на получение выплаты проходит обязательное сканирование. Специальная программа анализирует страховой случай на предмет наличия признаков мошенничества. При малейших сомнениях дело передается в работу сотрудникам службы безопасности, инициируются дополнительные проверки. Особое внимание обращается на правильность оформления документов. Выявленные ошибки или неточности являются основанием для отказа в выплате. Многие добросовестные страхователи, столкнувшиеся с подобной проблемой, выражают недовольство и считают такой подход неоправданно строгим. Но для страховщиков это реальный инструмент для выявления мошенников. Он дает возможность зацепиться за мелкую формальность и размотать клубок серьезной аферы. Такая работа идет на пользу не только страховым компаниям, но и потребителям, ведь растущие объемы мошенничества находят прямое отражение в тарифах КАСКО.

Следствие ведут страховщики

Фотографии, предоставленные клиентами и аваркомами, проверяются на предмет внесенных изменений, возможных правок в графическом редакторе и т. д. Также тщательно сверяются данные об обстоятельствах ДТП, они не должны входить в противоречие с фото. Например, страховщики часто выявляют инсценированные ДТП по следам ржавчины или грязи в районе якобы свежих кузовных повреждений, по несовпадению времени суток на фотографиях и в справках, по расположению автомобилей относительно других объектов (домов, дорожных знаков и так далее). Если страховой случай связан с крупным убытком или угоном, то он рассматривается в особом порядке, и часто с привлечением сторонних экспертов.

Как страховые компании выявляют мошенников?

Также стоит учитывать, что проверку ведут не простые страховые менеджеры, а сотрудники специального отдела, многие из которых имеют опыт оперативной работы в следственных органах. От их пристального взгляда, порой, не ускользает даже сложная схема мошенничества. Периодически в новостях страховщики рапортуют об успешном выявлении крупных афер. Злоумышленников не спасает даже подкуп отдельных менеджеров страховой компании, поскольку все они также находятся «под колпаком».

«Черный список»

Попытки мошенничества со стороны обычных страхователей выявляются очень легко, как правило, еще на стадии автоматизированного сканирования. И если раньше страховщики могли позволить себе закрыть глаза на мелкие «прегрешения» клиентов, то сейчас кризисный фактор делает их позицию однозначно жесткой. В лучшем случае мошенник получит отказ в выплате и попадет в «черный список». В худшем - страховая компания передаст дело в правоохранительные органы и будет добиваться строгого судебного приговора. Новые клиенты, оформившие полисы КАСКО, также попадают в зону внимания службы безопасности. Особенно тщательно проверяются автомобили, пригнанные из-за рубежа, а также машины, которые сменили нескольких владельцев, имеют дубликаты ПТС и так далее. Несмотря на то, что бюро кредитных историй и интегрированная база клиентов официально формируется только сейчас, страховые компании уже давно внедрили у себя практику обмена данными. Делается это на условиях конфиденциальности, для добросовестных страхователей риска нет. А вот мошенники, попавшие в «черный список» одного страховщика, с большой вероятностью будут иметь проблемы с покупкой полиса и в других крупных и не очень крупных компаниях.

Рынок автострахования традиционно является привлекательным для мошенников. В период кризиса ситуация обострилась, страховые компании отмечают рост числа противоправных действий. В роли злоумышленников выступают не только профессионалы, но и обычные страхователи, которые предоставляют заведомо ложные данные о ДТП или завышают ущерб, чтобы получить выплату в большем размере. Несмотря на кажущуюся простоту обмана, такие действия могут обернуться серьезными последствиями вплоть до уголовного преследования. С 2013 года действует статья 159.5 УК РФ «Мошенничество в сфере страхования», которая предполагает лишение свободы на срок до пяти лет. Более того, сами страховые компании на сегодняшний день предпринимают беспрецедентные меры по выявлению противоправных действий клиентов.

Мелочей не бывает

В большинстве страховых компаний есть службы безопасности. Сегодня все внимание сотрудников таких служб приковано к клиентам по КАСКО и ОСАГО. В крупных компаниях каждая заявка на получение выплаты проходит обязательное сканирование. Специальная программа анализирует страховой случай на предмет наличия признаков мошенничества. При малейших сомнениях дело передается в работу сотрудникам службы безопасности, инициируются дополнительные проверки. Особое внимание обращается на правильность оформления документов. Выявленные ошибки или неточности являются основанием для отказа в выплате. Многие добросовестные страхователи, столкнувшиеся с подобной проблемой, выражают недовольство и считают такой подход неоправданно строгим. Но для страховщиков это реальный инструмент для выявления мошенников. Он дает возможность зацепиться за мелкую формальность и размотать клубок серьезной аферы. Такая работа идет на пользу не только страховым компаниям, но и потребителям, ведь растущие объемы мошенничества находят прямое отражение в тарифах КАСКО.

Следствие ведут страховщики

Фотографии, предоставленные клиентами и аваркомами, проверяются на предмет внесенных изменений, возможных правок в графическом редакторе и т. д. Также тщательно сверяются данные об обстоятельствах ДТП, они не должны входить в противоречие с фото. Например, страховщики часто выявляют инсценированные ДТП по следам ржавчины или грязи в районе якобы свежих кузовных повреждений, по несовпадению времени суток на фотографиях и в справках, по расположению автомобилей относительно других объектов (домов, дорожных знаков и так далее). Если страховой случай связан с крупным убытком или угоном, то он рассматривается в особом порядке, и часто с привлечением сторонних экспертов. Также стоит учитывать, что проверку ведут не простые страховые менеджеры, а сотрудники специального отдела, многие из которых имеют опыт оперативной работы в следственных органах. От их пристального взгляда, порой, не ускользает даже сложная схема мошенничества. Периодически в новостях страховщики рапортуют об успешном выявлении крупных афер. Злоумышленников не спасает даже подкуп отдельных менеджеров страховой компании, поскольку все они также находятся «под колпаком».

«Черный список»

Попытки мошенничества со стороны обычных страхователей выявляются очень легко, как правило, еще на стадии автоматизированного сканирования. И если раньше страховщики могли позволить себе закрыть глаза на мелкие «прегрешения» клиентов, то сейчас кризисный фактор делает их позицию однозначно жесткой. В лучшем случае мошенник получит отказ в выплате и попадет в «черный список». В худшем - страховая компания передаст дело в правоохранительные органы и будет добиваться строгого судебного приговора. Новые клиенты, оформившие полисы КАСКО, также попадают в зону внимания службы безопасности.

Стоп-лист страховых компаний

Особенно тщательно проверяются автомобили, пригнанные из-за рубежа, а также машины, которые сменили нескольких владельцев, имеют дубликаты ПТС и так далее. Несмотря на то, что бюро кредитных историй и интегрированная база клиентов официально формируется только сейчас, страховые компании уже давно внедрили у себя практику обмена данными. Делается это на условиях конфиденциальности, для добросовестных страхователей риска нет. А вот мошенники, попавшие в «черный список» одного страховщика, с большой вероятностью будут иметь проблемы с покупкой полиса и в других крупных и не очень крупных компаниях.

Также стоит помнить, что службы безопасности страховых компаний активно взаимодействуют с полицией и МЧС. То есть возможности страховщиков по выявлению мошенников гораздо шире, чем принято считать. Более того, совершенствуются и сами системы городской безопасности: на дорогах и во дворах устанавливаются камеры видеонаблюдения. Соответственно, у страховщиков появляется больше инструментов и данных, которые они могут получить в рамках собственного расследования. На сегодняшний день обман страховой компании представляется не только сложным, но и неразумным шагом. Попасть в «черный список» можно и за мелкое мошенничество. А последствия в виде отказов страховщиков и максимально высоких цен на КАСКО будут сопровождать нерадивого клиента довольно долго и многократно перекроют все возможные выгоды мошеннических действий.