Заявление о снятие с учета индивидуального предпринимателя. Снятие с учета индивидуального предпринимателя в налоговой инспекции и внебюджетных фондах

Физические лица имеют право, как зарегистрироваться в качестве ИП, так и прекратить свою деятельность в данном качестве, пройдя процедуру регистрации прекращения деятельности. Соответствующие правоотношения регулирует Федеральный Закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Далее - Закон № 129-ФЗ).

Для того чтобы пройти регистрацию при прекращении деятельности в качестве ИП, в налоговый орган по месту учета необходимо предоставить:

1. Подписанное заявление по форме Р26001 ( ) (форма заявления утверждена Приказом ФНС России и Минфина России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@);

2. Документ об уплате государственной пошлины (квитанция, или иное документальное подтверждение внесения средств). Напомним, что размер государственной пошлины в данном случае составляет 160 руб. (подп. 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

3. Документ, подтверждающий представление определенных сведений в территориальный орган ПФР. Перечень таких сведений есть в подп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Напоминаем, что Закон № 129-ФЗ не обязывает ИП представлять эти сведения, они могут быть получены инспекцией по межведомственному запросу!

Вышеназванные документы могут быть представлены в инспекцию лично, почтой ценным письмом с описью вложения, а также через представителя на основании выданной нотариальной доверенности, в электронном виде через сервис сайта ФНС России .

Регистрация ИП в связи с прекращением деятельности осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (ст. 8 Закона № 129-ФЗ).

Регистрация физического лица в качестве ИП утрачивает силу с момента внесения регистрирующим органом записи в ЕГРИП (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей).

Снятие с регистрационного учета физического лица ИП (работодателя) в ПФР в связи с прекращением предпринимательской деятельности производится на основании сведений из ЕРИП. Датой снятия с регистрационного учета физического лица ИП является дата внесения записи в ЕГРИП о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП (п. 26 Постановления Правления ПФР от 13.10.2008 г. № 296п). При этом для ИП снятие с учета происходит без подачи отдельного заявления. Т.е. ПФР различает порядок снятия с учета работодателей-физических лиц и работодателей-ИП. Вторая категория страхователей может обойтись без подачи заявления.

Снятие ИП с учета в связи с прекращением деятельности осуществляется на основании сведений из ЕГРИП (п. 5 ст. 84 НК РФ).

В пятидневный срок со дня прекращения деятельности (до конца налогового периода) ИП должны представить в инспекцию налоговую декларацию с отражением фактически полученных в данном налоговом периоде доходов (п. 3 ст. 229 НК РФ). Декларация представляется по форме 3-НДФЛ, но если налогоплательщиком не получено в налоговом периоде доходов, и он не осуществляет деятельности, может предоставить Упрощенную налоговую декларацию. Форма 3-НДФЛ утверждена Приказом Минфина России и ФНС России от 24.12.2014 г. № ММВ-7-11/671@. Форма Упрощенной декларации утверждена Приказом Минфина России от 10.07.2007 г. № 62н.

В приложении к статье Вы можете посмотреть формы необходимых документов.

Российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств утвержден Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н (далее - Порядок). Документ вступил в силу с 10 марта 2010 г. Порядок разъясняет и уточняет положения ст. ст. 83, 84 и 85 НК РФ, которыми установлены названные выше обязанности налогоплательщиков.

Начало действия документа - 10 марта 2010 г. Поскольку он вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 10 февраля 2010 г.).

Общие правила постановки на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ каждая организация, имеющая обособленные подразделения на территории Российской Федерации, должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого такого подразделения, если она не состоит на учете в этом налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. Постановка на учет данной организации осуществляется на основании заявления, которое подается в указанный налоговый орган в течение месяца со дня создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Причем, если организация уже состоит на учете по какому-либо из оснований, указанных в Налоговом кодексе, постановка на учет осуществляется в соответствии с поданным сообщением в письменной форме. Основание - п. 2 ст. 23 НК РФ.

Примечание. Налоговым кодексом определено, что постановка на учет и снятие с учета налогоплательщиков осуществляются бесплатно. Об этом сказано в п. 6 ст. 84 НК РФ.

В п. 1 Порядка разъяснено, что заявление о постановке на учет подается по форме N 1-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц" (в ред. Приказа ФНС России от 15.02.2010 N ММ-7-6/54@). Одновременно с заявлением организация должна представить копию свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения на территории Российской Федерации. Если организация встает на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства), то она представляет также копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащей сведения о филиале (представительстве). Если организация встает на учет по месту нахождения иных обособленных подразделений, она прилагает копии организационно-распорядительных документов, подтверждающих создание обособленного подразделения организации (например, копию положения об обособленном подразделении или распоряжения (приказа) о его создании - при наличии таких документов). Все копии должны быть заверены в установленном порядке и представлены в одном экземпляре.

Особенности постановки на учет обособленных подразделений

При постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения все необходимые документы в общем порядке подаются непосредственно в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения. Однако в некоторых случаях их можно подавать и в налоговый орган по месту нахождения организации. Такие случаи предусмотрены в п. п. 2 и 3 Порядка.

Так, п. 2 Порядка касается организаций, которые открывают филиалы или представительства и не состоят на учете в налоговых органах по месту их нахождения ни по одному из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом. Правилами, изложенными в названном пункте, могут воспользоваться организации при представлении в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, следующих документов, содержащих сведения о филиале (представительстве):

Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001);

Заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001);

Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001);

Уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма N Р13002).

Примечание. Формы N N Р11001, Р12001, Р13001 и Р13002 утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

Справка. Налоговый кодекс об обособленном подразделении

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации считается место осуществления данной организацией деятельности через обособленное подразделение.

Одновременно с названными документами в тот же регистрирующий (налоговый) орган организация подает заявление о постановке на учет по форме N 1-2-Учет. Таким образом, все документы представляются в один регистрирующий (налоговый) орган по месту регистрации организации. На следующий рабочий день после дня внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган направляет в электронном виде эти сведения и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства) организации.

Буква закона. Филиалы и представительства

В соответствии с гражданским законодательством к обособленным подразделениям относятся представительства и филиалы (ст. 55 ГК РФ). Данные подразделения представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту, а филиалы осуществляют функции (или их часть) юридического лица, в том числе функции представительства. Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, но они наделяются имуществом юридического лица, создавшего их, и действуют на основании утвержденных положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Пример 1. ООО "Импульс", состоящее на учете в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика, решило создать филиал на территории муниципального образования, подведомственной другому налоговому органу. Согласно ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их организации. Сведения о филиалах и представительствах вносятся в ЕГРЮЛ в течение не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий (налоговый) орган (ст. 5 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

ООО "Импульс" подготовило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), и представило его в регистрирующий (налоговый) орган по своему местонахождению для внесения сведений о филиале в ЕГРЮЛ. К этому документу организация приложила заявление о постановке на учет по месту нахождения филиала по форме N 1-2-Учет.

После внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ООО "Импульс" направил сведения о филиале и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала.

В п. 3 Порядка разъясняются правила для организации, которая уже состоит на учете по какому-либо из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом, в налоговых органах на территории того муниципального образования, где она решила открыть обособленное подразделение.

Постановка таких организаций на учет по месту нахождения обособленных подразделений (в том числе расположенных на территории одного муниципального образования) осуществляется на основании сообщений в письменной форме, которые организации, открывающие обособленные подразделения, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. В этом подпункте сказано, что такие сообщения все организации обязаны подавать в налоговые органы по своему местонахождению в течение месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения).

Сообщение подается по форме N С-09-3 "Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации", которая утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации". При направлении в налоговый орган по своему месту нахождения такого сообщения организация может приложить копии документов, подтверждающих создание данного обособленного подразделения (при наличии этих документов).

Примечание. Налоговый орган по месту нахождения организации не позднее следующего рабочего дня после получения документов о создании обособленного подразделения обязан направить их в налоговый орган по месту нахождения указанного подразделения для постановки на учет.

В п. 4 Порядка уточняется норма абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ. Она касается организаций, которые имеют несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Согласно этому абзацу таким организациям разрешено вставать на учет в налоговом органе по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений. Налоговый орган организация выбирает самостоятельно. О своем выборе она должна письменно сообщить в налоговый орган, который был выбран для постановки на учет обособленных подразделений. Сообщение направляется по форме КНД 1111051, которая утверждена Приказом ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@. На основании этого сообщения осуществляется постановка на учет организации в данном налоговом органе.

Примечание. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальным образованием признается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Правила, изложенные в п. 4 Порядка, предусмотрены для организаций, которые осуществляют постановку на учет в налоговых органах по месту нахождения вновь созданных обособленных подразделений. Вместе с тем по этим же правилам можно поставить на учет обособленные подразделения, созданные до вступления в силу Приказа Минфина России от 05.11.2009 N 114н и состоящие на учете в разных налоговых органах на территории одного муниципального образования. Об этом говорится в п. 7 Порядка. Если организация решит это сделать, она также должна направить в выбранный налоговый орган письменное сообщение. Причем следует учитывать, что этот налоговый орган поставит на учет каждое обособленное подразделение организации только после того, как получит сведения о снятии их с учета по месту прежней постановки на учет.

Сроки постановки на учет обособленных подразделений

Постановка на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения производится налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о постановке на учет по форме N 1-2-Учет или сообщения организации по форме N С-09-3. В этот же срок налоговый орган обязан выдать представителю организации лично или направить заказным письмом уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме N 1-3-Учет, которая утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.

Постановка на учет организации в налоговом органе, выбранном для постановки на учет обособленных подразделений, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о снятии с учета этой организации в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет. Сведения о снятии организации с учета должны быть переданы в соответствующий налоговый орган не позднее следующего рабочего дня после даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН).

Пунктами 6 и 7 Порядка определены даты постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения:

Дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о филиале (представительстве) - для филиала (представительства);

Дата создания иного обособленного подразделения, указанная в заявлении о постановке на учет или сообщении, - для иного обособленного подразделения.

Датой постановки на учет организаций, обособленные подразделения которых ранее были зарегистрированы в разных налоговых органах, является следующий календарный день после дня внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

Снятие организаций с учета по месту нахождения обособленного подразделения

Снятие с учета организаций по месту нахождения обособленного подразделения регламентируется п. п. 9, 10 и 12 Порядка. Так, организация снимается с учета по месту нахождения обособленного подразделения в случае прекращения деятельности (закрытия) этого обособленного подразделения. В подобной ситуации организация должна подать заявление по форме N 1-4-Учет. Налоговый орган снимает с учета такую организацию в течение 10 рабочих дней со дня подачи данного заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки (в случае ее проведения). В такой же срок налоговый орган должен выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Датой снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемой ситуации является дата внесения в ЕГРН сведений о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения).

В п. 10 Порядка разъясняются правила, согласно которым снимается с учета организация, состоящая на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений и принявшая решение зарегистрировать их в одном налоговом органе. Такая организация должна сняться с учета в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения, за исключением налогового органа, который выбран организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений. Налоговый орган обязан снять организацию с учета в течение пяти рабочих дней со дня получения копии сообщения из налогового органа, который организация выбрала для постановки на учет всех обособленных подразделений, находящихся на территории одного муниципального образования. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации либо направить заказным письмом уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Пример 2. ЗАО "Альбатрос" имеет два обособленных подразделения на территории муниципального образования, которую обслуживают налоговый орган N 1 и налоговый орган N 2. Организация состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения в каждом налоговом органе.

ЗАО "Альбатрос" решило поставить на учет все обособленные подразделения в одном месте - в налоговом органе N 1, которому она направила сообщение по форме КНД 1111051.

Получив сообщение, налоговый орган N 1 направил его копию в налоговый орган N 2 для снятия с учета организации в этом налоговом органе. В течение пяти рабочих дней со дня получения этого документа налоговый орган N 2 снял организацию с учета и выдал ей соответствующее уведомление.

Примечание. Налоговый орган, выбранный организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений, обязан передать копию сообщения в налоговые органы, где организация должна быть снята с учета, не позднее следующего рабочего дня после получения такого сообщения от организации.

Датой снятия организации с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемом случае является дата внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета.

Пункт 12 Порядка касается организаций, которые прекращают деятельность из-за реорганизации, ликвидации, и организаций, исключаемых из ЕГРН:

По решению регистрирующего органа;

В связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества;

В связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

Снятие указанных организаций с учета в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений производится не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений (содержащихся в ЕГРН) о снятии их с учета из налогового органа по месту нахождения этих организаций. В этот же срок налоговые органы обязаны выдать (направить заказным письмом) организациям уведомления о снятии с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организаций по месту нахождения обособленного подразделения является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организации обязаны также вставать на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Постановка на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Примечание. Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы ГИБДД обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Постановка на учет организаций по месту нахождения транспортных средств производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют регистрацию транспортных средств.

Налоговый орган должен поставить на учет организацию по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений от соответствующих органов. В этот же срок он должен выдать организации (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме N 1-3-Учет. Форма утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@. Датой постановки на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество и (или) регистрации транспортного средства, указанной в полученных сведениях.

Указанные выше органы сообщают также о регистрации прекращения прав на недвижимое имущество и о снятии с учета транспортного средства.

В течение пяти рабочих дней со дня получения названных сведений налоговые органы снимают организацию с учета в случае, если в этом налоговом органе отсутствуют в отношении данной организации сведения о регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на иной объект недвижимого имущества и (или) регистрации иного транспортного средства. В этот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Датой снятия с учета организации (датой прекращения учета сведений в отношении организации) в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства по данному основанию является указанная в сведениях, переданных соответствующими органами, дата:

Государственной регистрации прекращения права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество;

Снятия с регистрационного учета транспортного средства.

Примечание. В дальнейшем при получении от соответствующих органов сведений о недвижимом имуществе и (или) транспортных средствах в отношении организаций, которые уже состоят на учете по указанным основаниям, налоговый орган самостоятельно фиксирует такие сведения.

В п. 12 Порядка изложены правила снятия с учета организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств при реорганизации, ликвидации организации, исключения ее из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего (налогового) органа и другим основаниям, перечисленным в этом пункте. Снятие с учета организации в перечисленных случаях осуществляется не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений, содержащихся в ЕГРН, о снятии организации с учета из налогового органа по месту нахождения организации. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации уведомление о снятии ее с учета в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет и непредставление сведений

Организация, которая ведет деятельность через обособленное подразделение без постановки на учет или без уведомления об этом налоговой инспекции по месту нахождения организации, может быть привлечена к налоговой и административной ответственности. Налоговая ответственность установлена ст. ст. 116, 117 и 126 НК РФ, административная ответственность - ст. ст. 15.3 и 15.6 КоАП РФ. Виды нарушений и размеры штрафов представлены в таблице.

Таблица. Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет

Правонарушение

Налоговая ответственность
(штраф на организацию)

Административная
ответственность
согласно
ст. ст. 15.3
и 15.6 КоАП РФ
(штраф на
должностное лицо)

согласно
ст. ст. 116 и 117
НК РФ

согласно
ст. 126
НК РФ

Нарушение
установленного срока
(1 месяц) подачи
заявления
о постановке на учет
в налоговом органе
(форма N 1-2-Учет)

В размере:
- 5000 руб.
(при просрочке
не более 90 дней);
- 10 000 руб.
(при просрочке
более 90 дней)

От 500
до 1000 руб.

Ведение деятельности
без постановки на
учет в налоговом
органе

В размере:
- 10% от доходов,
но не менее
20 000 руб.
(при ведении
деятельности
не более 90 дней)
- 20% от доходов,
но не менее
40 000 руб.
(при ведении
деятельности более
90 дней)

От 2000
до 3000 руб.

Несообщение сведений
по форме N С-09-3

От 300 до 500 руб.

Не является отдельной структурой, имеющей свои обособленные права, обязанности и имущество. Индивидуальный предприниматель - это физическое лицо, получившее право на предпринимательскую деятельность, поэтому правильнее говорить о снятии с регистрационного учета . И все же, это понятие используется довольно часто, поэтому далее мы так и будем говорить о закрытии ИП.

Основания закрытия ИП

Все основания, по которым физическое лицо может прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, приводятся в статье 22.3 :

  • Снятие с регистрационного учета по заявлению ИП;
  • Смерть физического лица. В этом случае снятие с учета происходит на основании справки из загса;
  • Принятие судом решения о признании физического лица несостоятельным (банкротом);
  • В принудительном порядке по решению суда. Такое решение может быть принято при обращении регистрирующей налоговой инспекции в суд в случае неоднократных или грубых нарушений законодательства со стороны индивидуального предпринимателя;
  • В связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок. Такой приговор выносится в рамках ответственности по уголовно-правовым нарушениям по ст. 45 УК РФ;
  • В связи с аннулированием или окончанием срока действия документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в РФ. Здесь имеются в виду документы, разрешающие иностранному гражданину или лицу без гражданства временное проживание или вид на жительство в России.

В этой статье мы рассмотрим закрытие ИП по его заявлению, и ситуацию, когда индивидуальный предприниматель может быть признан банкротом.

Добровольное закрытие ИП

На первый взгляд, пошаговое закрытие ИП по его заявлению выглядит очень простым:

  • подать в регистрирующую налоговую инспекцию (там, где ИП становился на учет) заявление о прекращении деятельности по форме ;
  • заплатить госпошлину 160 рублей;
  • получить через пять рабочих дней уведомление о снятии с учета по форме № 2-4-Учет и выписку из ЕГРИП.

На деле же при закрытии ИП возникает достаточно много вопросов, особенно в части исполнения бывшим предпринимателем обязательств перед бюджетом, фондами, работниками и партнерами. Давайте разберемся, как можно освободиться от статуса ИП с минимальными потерями времени и денег.

В идеале ситуация выглядит так: вы просто решили отойти от дел, и у вас полный порядок - что с отчетностью, что с партнерами, что с выплатами в бюджет и фонды. Все, что в этом случае необходимо - это сняться с учета во всех органах, куда вы на него вставали при регистрации ИП.

Такой вариант называют еще закрытием ИП без долгов, и начинать его надо с решения кадровых вопросов, если у вас были работники. Если ваши работники были приняты , то, по сути, они являются партнерами, оказывающими вам услуги, и прекращение отношений с ними оформляется так же, как и с другими контрагентами. Желательно провести акт сверки расчетов и убедиться, что на момент закрытия ИП все выполненные сотрудникам работы и услуги были приняты и оплачены вами.

Если же работники были приняты , то вы должны уведомить их о том, что планируете прекратить предпринимательскую деятельность. Основанием для расторжения трудового договора будет «прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем» (ст. 81(1) ТК РФ). О том, что вы прекращаете предпринимательскую деятельность, надо письменно сообщить не только работникам, но и в территориальную службу занятости за две недели до закрытия ИП. Что касается компенсаций работникам в виде выходного пособия, то ИП выплачивает их добровольно, и только если такое условие было прописано в договоре с работником.

Если вы применяли в своей деятельности кассовый аппарат, то его нужно снять с учета. Эта процедура прописана в пп. 81-88 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина от 29.06.2012 № 94 н. Регламент позволяет ФНС самостоятельно снимать ККТ с учета после исключения предпринимателя из ЕГРИП, но лучше уточнить этот вопрос в вашей налоговой инспекции .

Далее, нужно закрыть расчетный счет, если он был у вас открыт. Хотя у ИП нет обязанности закрывать расчетный счет при снятии с учета, вы все равно не сможете им пользоваться в целях, не имеющим отношения к предпринимательской деятельности. Кроме того, приходится платить, поэтому в ваших же интересах обратиться в свой банк с заявлением о расторжении договора на банковское обслуживание. Банк выдаст оставшуюся на счете сумму или переведет ее по указанным вами реквизитам. Самостоятельно сообщать о закрытии расчетного счета в ПФР, ФСС и налоговую инспекцию с мая 2014 года уже не требуется, эта функция возложена на банки.

Осталось только свериться с контрагентами, налоговой и фондами, то есть подтвердить, что на момент закрытия ИП у вас не осталось непогашенных задолженностей. На самом деле, проводить такую сверку вы не обязаны ни с бюджетом, ни с партнерами, но сделать это рекомендуем, чтобы избежать каких-либо ошибок в учете, которые потом могут довести до судебных разбирательств.

После того, как вы получите документы, подтверждающие снятие вас с регистрационного учета, надо будет в течение пяти дней сдать налоговую декларацию, соответствующую выбранному режиму.

Закрытие ИП с долгами

Закрытие ИП в ситуации, когда бизнес не пошел, и предприниматель не может оплатить страховые взносы даже за себя, можно назвать вынужденным. Сняться с регистрационного учета имеет смысл, хотя бы ради того, чтобы прекратилось дальнейшее начисление взносов. Что касается любых задолженностей физического лица, полученных в результате неэффективной предпринимательской деятельности, то здесь есть два важных момента:

  1. Налоговая инспекция не имеет права отказать в закрытии ИП при наличии задолженностей по налогам или взносам. В Информации ФНС «О снятии индивидуальных предпринимателей с учета» от 27.06.2014 говорится, что «Задолженность по уплате страховых взносов, если таковая имеется у предпринимателя, причиной для отказа в снятии с учета не является». До 2011 года закрытие ИП без справки по уплате страховых взносов было невозможно, чем фонды и пользовались. Сейчас статья 22.3 закона "О государственной регистрации" требует при снятии предпринимателя с учета только документа, подтверждающего представление им в ПФР сведений о персонифицированном учете. Если ИП этот документ не представит, то ФНС запросит его из фондов самостоятельно.
  2. Долги физического лица при закрытии ИП никуда не деваются. В этом и заключается полная имущественная ответственность индивидуального предпринимателя.

Действовать при закрытии ИП с долгами надо так же, как мы рассмотрели выше: уволить работников; закрыть расчетный счет; снять с учета кассовый аппарат; подать в налоговую инспекцию заявление по форме № Р26001 и квитанцию об уплате пошлины; сдать отчетность; получить уведомление о снятии с учета и выписку из ЕГРИП.

Что делать с долгами? Хорошо бы, конечно, погасить их как можно раньше, потому что по вступившему в силу судебному решению взыскание будет распространяться на все имущество предпринимателя, в том числе и то, которое не применялось им в бизнесе, или было приобретено до его начала. В случае, когда сумма долга превышает 10 000 рублей, может быть применена и мера, запрещающая должнику выезд за границу РФ.

Обратите внимание - существует перечень имущества, забрать которое за долги физического лица невозможно. Приводится он в статье 446 ГПК РФ, и в нем указаны: единственное жилье должника и земельный участок, на котором оно находится (за исключением предмета ипотеки); предметы обычной домашней обстановки и обихода; вещи индивидуального пользования; домашний скот и постройки и др.

Если ваш контрагент настроен решительно, то судебные разбирательства могут длиться в пределах обычного срока исковой давности в три года. По взносам и налогам ситуация следующая:

  • Согласно статье 45 закона № 212-ФЗ "О страховых взносах", лицо не может быть привлечено к ответственности, если со дня вынесения такого решения истекло три года. Требование о погашении задолженности фонды могут выставить не сразу после закрытия ИП, а значит, срок исковой давности будет составлять более трех лет.
  • Задолженность по налогам тоже может быть обнаружена не сразу, при этом срок давности ее выявления не установлен. Налоговая инспекция вполне может заявить в 2018 году требование об уплате недоимки по налогу за 2013 год. Далее процедура взыскания зависит от того, в каком порядке она будет проходить - судебном или внесудебном.

Так что долги, оставшиеся от предпринимательской деятельности, могут напоминать о себе после закрытия ИП дольше трех лет. Кстати, все документы, касающиеся бизнеса, надо хранить 4 года, а налоговая инспекция может устроить проверку вашей деятельности за период трех лет, предшествующих снятию с учета.

Закрытие ИП через процедуру банкротства

Банкротство ИП может стать выходом в ситуации, когда долгов очень много, и отдавать их в данный момент нечем. Сама эта процедура потребует значительных средств (от 200 тыс. руб. для вознаграждения услуг конкурсного управляющего) и не менее шести месяцев по времени.

Имущество предпринимателя, которым он владел на момент банкротства (за исключением указанного в ст. 446 ГПК РФ), будет распродано для погашения имеющихся обязательств в порядке очередности: долги по зарплате, по налогам и сборам, прочие кредиторы. Если на погашение всех долгов имущества не хватило, то банкротство прекращает все оставшиеся требования кредиторов, кроме требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью и о взыскании алиментов. Бывший индивидуальный предприниматель может через год после признания его банкротом снова пройти регистрацию в качестве ИП и начать новый бизнес.

Начать процедуру банкротства можно, имея долги уже от 10 тыс. рублей, которые ИП не в состоянии погасить дольше трех месяцев (ст. 33 закона № 127-ФЗ «О несостоятельности), но вести процесс самостоятельно не получится. Чтобы узнать специфику банкротства в конкретном случае, надо обращаться к узкоспециализированным юристам, т.к. здесь есть много важных нюансов.

Главное - начинать процесс банкротства надо, будучи еще в статусе ИП, иначе в иске будет отказано, а взыскание долгов будет проходить как с обычного физического лица (с возможностью преследования кредиторами сроком более трех лет).

Что надо запомнить о прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем

  1. Закрытие ИП возможно добровольно (по заявлению или иску о признании ИП банкротом) или в принудительном порядке.
  2. Наличие задолженностей (по зарплате, налогам, взносам, перед другими кредиторами) не является основанием для снятия ИП с учета.
  3. Имущественная ответственность бывшего предпринимателя переходит на его имущество, как физического лица (кроме перечня, указанного в статье 446 ГПК РФ).
  4. Перед закрытием ИП надо: уволить работников; сдать отчетность за работников; сняться с учета в фондах; закрыть расчетный счет; снять с учета ККТ; провести сверку расчетов с ФНС, фондами и контрагентами (рекомендуется).
  5. При наличии значительных долгов стоит оценить целесообразность инициирования банкротства (для этого не надо сниматься с учета как ИП).
  6. Хранить документы по предпринимательской деятельности надо минимум 4 года, и быть готовыми к тому, что налоговая инспекция может провести проверку и после прекращения статуса ИП.

Снятие с учета с ИП нужно проводить согласно требованиям законодательства РФ. Этот процесс нуждается в тщательной подготовке, что позволит избежать штрафных санкций и лишних расходов. Закрытие проводится лично предпринимателем или доверенным лицом на основании документа, заверенного нотариально. Какие этапы должен пройти ИП, что необходимо учесть?

Перед тем, как подать заявление в налоговую инспекцию, нужно сдать отчетность и перечислить налоги. Если предпринимательская деятельность не велась, все равно предоставляется «нулевая» декларация.

В случае неподачи своевременно отчетности за прошлые периоды, необходимо сформировать и отправить требуемые декларации в контролирующий орган.

Это нужно для того чтобы инспектор мог провести проверку и проконтролировать полноту и своевременность уплаты налогов. В противном случае штрафные санкции могут помешать быстрому закрытию ИП. Сокрытие доходов ведет к необходимости проведения ревизии, что значительно затянет процесс ликвидации.

  1. Заявление по форме Р26001.Заполняется оно в бумажной или электронной форме. Бланк и образец можно получить в налоговой инспекции или на официальном сайте ФНС РФ.
  2. Квитанция об уплате госпошлины. Сформировать документ также можно на сайте и оплатить в любом банке.

В отличие от юридических лиц, пакет для закрытия ИП должен содержать только эти документы.

Следующим этапом является подача документов в налоговую инспекцию. Важно правильно заполнить заявление, чтобы не получить отказ.

Подача документов


Снятие ИП с учета осуществляется ИФНС по месту регистрации.

Заявление на снятие с учета ИП можно подать такими способами:

  • лично обратившись в налоговую инспекцию. Этот вариант самый простой и не требующий лишних расходов. Единственным минусом являются очереди;
  • через представителя. Обратившись в фирму, предоставляющую такие услуги, можно сэкономить немного времени, но придется заплатить за такие услуги и за оформление доверенности;
  • почтой России. Отправляют заказное письмо с описью вложенного. Такой вариант подходит в ситуации, не требующей срочности. Бланк заявления о снятии с учета нужно заполнить без ошибок, иначе документы отправят обратно.
  • электронкой. Чтобы отправить заявление таким способом, нужна цифровая подпись.

Налоговая служба рассматривает документы на снятие с регистрационного учета на протяжении 5 рабочих дней. Если результат положительный, предпринимателю выдается справка. Получить ее можно лично, обратившись с паспортом в контролирующий орган. Сделать это может и доверенное лицо.

Если в установленные сроки документ не получен, то налоговая инспекция отправляет его почтой заказным письмом на адрес регистрации бывшего предпринимателя.

В случаях, когда индивидуальные предприниматели с учета в налоговой не снимаются по каким-либо причинам, они получают уведомление об отказе, с указанием оснований.

Если предприниматель осуществлял деятельность без наемных работников, то снятие с учета происходит автоматически. Хотя и рекомендуется обратиться в фонды для подтверждения своего статуса и проведения сверки. При обнаружении неуплаченных взносов, нужно их перечислить. Ликвидация ИП не освобождает от ранее начисленных налогов.

Сложнее стоит вопрос, как снять ИП с учета в ПФР (Пенсионный фонд России), если были наемные работники. Стоит помнить, что увольнение сотрудников проводится до подачи заявления о прекращении деятельности в налоговую инспекцию.

Этапы прекращения трудовых отношений:

  1. Работодатель расторгает договора и вносит соответствующую запись в трудовую книжку.
  2. ИП делает расчет заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск и выплачивает причитающиеся суммы сотруднику.
  3. В день увольнения нужно перечислить установленные в 2019 году налоги и сборы, удержанные из зарплаты.

После снятия с регистрации в налоговой, предоставляется выписка из ЕГРИП в Пенсионный фонд.

ПФР и ФСС может потребовать и другие документы:

Бывший предприниматель обязан подать отчетность за последний налоговый период. Хотя сделать это можно и до закрытия.

На протяжении 2 недель фондами отправляется письмо, подтверждающее снятие с учета.

После получения документа о ликвидации, ИП получает статус физического лица, но это не освобождает его от некоторых обязательств.

Дальнейшие действия:

  1. Закрытие расчетного счета в банке. Это необязательно, но такой шаг освободит от необходимости платить за кассовое обслуживание. Большинство банков взымает установленную сумму, независимо от того были движения по счету или нет.
  2. Снятие с учета контрольно-кассовой техники (ККТ). Для этого приглашается сотрудник центра тех. обслуживания, который снимет фискальный чек. В налоговую нужно обратиться с заявлением, формой КНД-1110021, регистрационной картой ККТ, фискальным отчетом. Госпошлину платить не нужно.
  3. Уничтожение печати, если она была зарегистрирована. Для этого нужно также обратиться в ИФНС с заявлением.

Закрытие ИП не освобождает от обязанности рассчитаться с контрагентами. Предприниматель несет ответственность всем своим имуществом, поэтому прекращение деятельности и отсутствие доходов не будет препятствием для взыскания долгов.

Может ли налоговая проверить ИП после закрытия?

Бывший предприниматель обязан хранить документы, подтверждающие его деятельность, на протяжении 4 лет. Налоговая инспекция имеет право .

Существует два вида проверок:

  1. Камеральная. Представитель ИФНС осуществляет контроль достоверности предоставленной отчетности, правильности ее составления и полноту уплаты налогов. Такая проверка не осуществляется у юридических лиц.
  2. Выездная. Проводится по месту проживания ИП или в налоговой инспекции. Такая проверка возможна в период до 3 лет с момента ликвидации.

При проверке представитель контролирующего органа имеет право:

  • требовать любые документы, подтверждающие деятельность;
  • делать запросы контрагентам;
  • пользоваться информацией свидетелей;
  • привлекать независимых экспертов;
  • проводить инвентаризацию;
  • осматривать помещения, где велась деятельность.

Любая проверка пройдет гладко, если документация упорядочена и учет велся грамотно, без нарушений законодательства. Об этом нужно позаботиться в период активности бизнеса. Если есть сомнения в своей документации, рекомендуется обратиться в аудиторскую компанию, которая проведет предварительную проверку и поможет исправить недочеты.

Решение по итогам проверки контролирующего органа может быть оспорено в судебном порядке. Но делать это стоит только в том случае, если вы уверены в своей правоте и можете это обосновать.

Предприниматели вправе по собственной инициативе аннулировать статус, присвоенный им налоговой инспекцией. Данный процесс предусмотрен в ГК РФ. Функционирование ИП предусматривает обязанность вставать на учет в налоговой службе и внебюджетных фондах (ПФР, ФСС). Утрата статуса влечет необходимость сниматься с него.

Прекращение деятельности ИП

ИП может прекратить деятельность в каждый момент. Прекращение работы не влечет автоматическую ликвидацию обязательств перед государством и контрагентами. Предприниматель официально расстается со статусом и обязанностями после прохождения процедуры.

Этапы закрытия ИП:

  1. оформление заявления;
  2. формирование пакета документов;
  3. передача собранных данных в инспекцию по месту постоянной прописки;
  4. получение свидетельства через 5 рабочих дней.

Такой порядок действует для каждого бизнесмена. Но это первый шаг на пути к ликвидации статуса.

Важно! Обязанности бизнесмена не аннулируются после ликвидации ИП. Легальное прекращение деятельности подразумевает передачу заключительных отчетов и деклараций, а также расчет по обязательным платежам и сборам.

После получения свидетельства предприниматель обязан выполнить следующие действия:

  1. рассчитаться с внебюджетными фондами (ПФР, ФСС) и представить необходимые отчеты;
  2. сняться с учета в качестве работодателя в ФСС;
  3. передать декларацию в налоговую инспекцию по месту регистрации;
  4. произвести расчет по обязательным платежам (УСН, ОСНО и т.д.);
  5. снять с регистрационного учета кассу.

Существуют специальные учеты, например, в пробирной палате. Соответственно некоторые бизнесмены выполняют дополнительные операции при завершении деятельности.

В налоговой инспекции

Рекомендуется обратиться в налоговую службу до момента формирования заявления о закрытии ИП. Законодатель дозволяет сделать это для бизнесменов на УСН после ликвидации. Обязанности перед государством не будут считаться исполненными до момента возмещения обязательных платежей.

Процесс снятия с учета в налоговой начинается с подачи декларации УСН, ОСНО за отчетный период. Если такая документация не была подготовлена за прошлые этапы, то сотрудники государственной службы потребуют и ее.

Отсутствие прибыли по УСН не является основанием для освобождения от обязанности. В данном случае предприниматель предъявляет нулевые налоговые декларации и не вносит денежные средства в счет обязательных платежей.

Сотрудники инспекции проверяют наличие штрафов, пени, задолженности по УСН и т.д. Заявитель должен возместить установленную денежную сумму для снятия с учета.

Во внебюджетных фондах

С 2011 года предприниматели освобождены от обязанности представлять для закрытия ИП справку из внебюджетных фондов. Сегодня можно сначала ликвидировать статус, а затем оплатить платежи в ПФР, ФСС и ФФОМС. Сотрудники налоговой инспекции иногда требуют представления справки, что не соответствует требованиям законодателя. Отказ в приеме документированных данных в этом случае неправомерен.

Также в настоящее время предприниматели не уведомляют ПФР, ФСС о регистрации. У них отсутствует обязанность вставать на учет самостоятельно. Информацию по вновь созданным ИП передают налоговики. Бизнесмену направляется письмо о постановке на учет.

Аналогичным образом производится снятие. ИП не заявляет о решении в ПФР, ФСС или ФФОМС. Информацию о закрытии передает налоговая служба. Затем внебюджетные фонды самостоятельно производят снятие с учета ИП.

Если бизнесмен был работодателем, то погасить задолженность надо до момента получения свидетельства о закрытии. В противном случае – это можно сделать и после ликвидации.

Обязательство по уплате взносов не прекращается после закрытия ИП. Предъявить требования ПФР, ФСС могут к физическому лицу. Задолженность должна быть погашена в течение 15 дней. Затем на правонарушителя накладываются санкции в виде штрафа.

Необходимые действия в ФСС

В ФСС ИП обращается для снятия записи, если у него есть работники.

Для реализации процедуры бизнесмен представляет следующие акты:

  • заявление;
  • копии документированных данных о ликвидации трудовых отношений работодателя и сотрудника (соглашение о расторжении трудового договора, приказ об увольнении).

ФСС рассматривает полученные сведения в течение 14 дней. Затем в адрес ИП направляется копия вердикта о снятии с учета.

Важно! Производить этот процесс необязательно, если предприниматель оформлял гражданско-правовые соглашения с физическими лицами с уплатой взносов «на травматизм».

Снимаем с учета ККТ

Если ИП работал с ККТ (контрольно-кассовой техникой) на УСН и ОСНО, то нужно ликвидировать регистрационную запись о кассе. Процедура начинается с вызова представителя ЦТО (центра технического обслуживания) для получения фискального отчета.

Предприниматель должен подготовить следующие документы:

  1. заявление по форме, утвержденной ФНС;
  2. карточку регистрации;
  3. паспорт ККТ;
  4. фискальный отчет;
  5. журнал кассира.

Эти сведения могут быть переданы одним из следующих способов:

  • лично в ИФНС по месту регистрации;
  • через представителя, действующего по нотариальной доверенности;
  • почтовым отправлением;
  • через сервис на сайте ФНС (при наличии ЭЦП с действующим сертификатом ключа).

Факт снятия ККТ подтверждается отметками налоговой инспекции в паспорте кассового аппарата и журнале кассира. При удаленной передаче документов готовые акты будут представлены, как электронный файл или в бумажном виде по почте.

Снятие с учета во внебюджетных фондах (ПФР, ФСС) производится автоматически. Исключение – предприниматель был работодателем. Для снятия с учета в налоговой инспекции необходимо представить декларацию УСН, ОСНО и документы на закрытие ИП. Правильное проведение процедуры гарантирует отсутствие у бизнесмена проблем с законом. Следует понимать, что обязанности предпринимателя не прекращаются после закрытия статуса.