Особенности ведения учета на малом предприятии. Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса

Минфин России Приказом от 16.05.2016 № 64н дополнил ряд ПБУ новыми правилами. Они адресованы компаниям, которые вправе применять упрощенные правила бухгалтерского учета. В Приказе № 64 они условно именуются малыми предприятиями. Дело в том, что круг таких субъектов определен пунктами 4 и 5 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и малыми предприятиями он не исчерпывается.

В этой статье разберем: в чем состоят новации, как их внедрить на практике * , какая от них польза и какие проблемы может повлечь их применение. А в следующем номере мы подробно расскажем, кому и почему новые правила бухгалтерского учета облегчат ведение налогового учета.

* Во всех примерах расчеты по НДС опускаем.

Учет материально-производственных запасов

Начнем с изменений, которые коснулись ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Малые предприятия получили возможность принимать к учету материально-производственные запасы (МПЗ) по цене поставщика. Все иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, теперь разрешено включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.


ПРИМЕР 1. ОЦЕНИВАЕМ МПЗ

Торговая фирма «Парус» закупила товары на сумму 100 000 руб. и затратила на их доставку 7000 руб. По общеустановленным правилам товары надлежит приходовать по фактической себестоимости, составляющей 107 000 руб. (100 000 + 7 000). Но на основании новых упрощенных правил бухгалтер «Паруса» сделал такие записи:

ДЕБЕТ 41   КРЕДИТ 60
- 100 000 руб. – оприходованы товары;

ДЕБЕТ 44   КРЕДИТ 76
- 7000 руб. – отнесены на расходы затраты на доставку товаров.

Принятый упрощенный порядок оценки МПЗ распространяется на все их виды. Применять для одних видов (например, материалов) упрощенный порядок, а для других (например, товаров) – общеустановленный, неправомерно. Следующая новелла, воистину революционная, состоит в том, что микропредприятиям разрешено списывать на финансовые результаты принятые к учету МПЗ, не дожидаясь их фактического использования в деятельности.


ПРИМЕР 2. СПИСАНИЕ МПЗ НА МИКРОПРЕДПРИЯТИИ

Производственная фирма «Вымпел» является микропредприятием. При закупке партии сырья у поставщика на сумму 50 000 руб. затрачено на консультационные услуги 2000 руб. По упрощенным правилам учетные записи этих операций выглядят так:

а) на дату затрат –

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 60
- 50 000 руб. – оприходовано сырье;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 76
- 2000 руб. – списаны на расходы затраты на услуги консультанта;

б) в конце календарного месяца (вне связи с расходованием материалов в производстве) –

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»   КРЕДИТ 20
- 52 000 руб. (50 000 + 2000) – списаны на себестоимость продаж затраты на сырье.

Такой способ приведет к тому, что в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности не будут формироваться остатки МПЗ – сырья, материалов, покупных товаров и незавершенного производства. А такой вид МПЗ, как готовая продукция, вообще не возникнет. Его просто «не из чего» формировать.

Подобный метод учета затрат известен как «котловый», он не предполагает ведения аналитического учета.

А как вести учет продаж?


ПРИМЕР 3. ОТРАЖАЕМ ПРОДАЖИ

Воспользуемся условиями примера 2. Предположим, сырье приобретено в марте 2017 года. В этом месяце продаж у «Вымпела» не было. В апреле реализована готовая продукция на сумму 20 000 руб. Бухгалтер сделает записи:

в марте –

ДЕБЕТ 99   ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»
- 52 000 руб. – отнесены на финансовый результат расходы месяца;

в апреле –

ДЕБЕТ 62   КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
- 20 000 руб. – признана выручка.

В результате такой учетной политики оперативный контроль за МПЗ будет утрачен. Управленческий учет придется вести обособленно. Между тем упрощенный бухучет обладает важным преимуществом.

Вспомним, что микропредприятия вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств (п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»), а расходы – после осуществления погашения задолженности (п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Теперь представьте, что по фирме «Вымпел» в марте – апреле 2017 г. не было: сырье не оплачено, деньги от покупателя не поступали. Примеры 2 и 3 относятся к учетной политике по методу начисления (абз. 5 п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Если же «Вымпел» примет решение вести бухучет кассовым методом, то в условиях примеров 2 и 3 не возникнет вообще никаких фактов хозяйственной жизни (п. 8 ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

На первый взгляд, это экзотика. Однако в условиях применения у «Вымпела» не будет записей и в налоговом учете (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Ведь в основе УСН лежит именно кассовый метод (абз. 1 п. 1 ст. 346.17 НК РФ). В итоге расхождений между налоговым и бухгалтерским учетом у «Вымпела» не возникнет.

Таким образом, упрощенный порядок списания сырья и материалов привлекателен для производственных микропредприятий на УСН. Для торговых операций внедрять упрощенный порядок смысла нет, поскольку в налоговом учете стоимость товаров относится на расходы по мере реализации указанных товаров (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Помните: вы вправе установить применение упрощенного порядка списания для МПЗ лишь одного вида – скажем, для сырья или материалов. При этом товары вы будете списывать по общеустановленным правилам – по мере реализации.Внесено еще одно упрощение, весьма удобное для бухгалтерий. Минфин России разрешил списывать на расходы затраты на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в полной сумме по мере их приобретения. На практике это означает, что бухгалтерам больше не придется вести обременительный контроль за расходованием канцтоваров.


ПРИМЕР 4. УЧИТЫВАЕМ «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ» МПЗ

Малое предприятие «Паритет» приобрело бумагу для офисных целей в объеме годовой потребности на сумму 30 000 руб. Вместо того, чтобы приходовать бумагу, а затем ее постепенно списывать, бухгалтер «Паритета» вправе сделать единственную запись:

ДЕБЕТ 26   КРЕДИТ 60
- 30 000 руб. – списана бумага для принтеров.

И последнее облегчение работы по учету МПЗ на малых предприятиях – упразднена обязанность ежегодной переоценки запасов по текущей рыночной стоимости в случае ее снижения. Иными словами, создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01) теперь необязательно. Впрочем, до последнего времени такие резервы формировали редкие энтузиасты.

Учет основных средств

Упрощения в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» коснулись порядка формирования первоначальной стоимости и их амортизации.

Если малое предприятие приобрело объект ОС за плату, то его первоначальную стоимость формируют только исходя из цены поставщика (продавца) и затрат на монтаж.

Иными словами, первоначальная стоимость покупного основного средства имеет лишь две составляющие.

Если же объект ОС сооружен или изготовлен, то его первоначальная определяется в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.

Все иные затраты можно включать в состав расходов по обычным видам деятельности. Капитализировать их (с последующим списанием через амортизацию ОС) не обязательно.


ПРИМЕР 5. АМОРТИЗИРУЕМ ОС

Производственная фирма «Вымпел» заключила договор строительного подряда на возведение нового цеха в сумме 1 500 000 руб., а также приобрела автоматизированную линию для штамповки пластмассовых изделий стоимостью 500 000 руб.

Кроме того, понесены затраты:

На приобретение давальческих стройматериалов, преданных подрядчику, – 100 000 руб.;

На оплату труда и социальное страхование работников «Вымпела», направленных на стройплощадку, – 90 000 руб.;

На доставку линии – 10 000 руб.;

На монтаж линии – 50 000 руб.

Руководствуясь новыми правилами, бухгалтер «Вымпела» произвел учетные записи:

ДЕБЕТ 08 субсчет «Цех»   КРЕДИТ 60
- 1 600 000 руб. (1 500 000 + 100 000) – отражены затраты по договорам строительного подряда и поставки стройматериалов;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 70, 69
- 100 000 руб. – списаны затраты на оплату труда и социальное страхование персонала, участвующего в строительстве;

ДЕБЕТ 08 субсчет «Автоматизированная линия»   КРЕДИТ 60
- 550 000 руб. (500 000 + 50 000) – отражены затраты на приобретение и монтаж оборудования;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 76
- 10 000 руб. – списаны затраты на доставку оборудования.

В правила амортизации тоже внесены два упрощения.

Во-первых, амортизацию не обязательно начислять помесячно. Периодичность ее начисления малое предприятие может установить самостоятельно – например, выполнять эту операцию ежеквартально. Кроме того, малое предприятие вправе начислить годовую амортизацию единовременно в полной сумме 31 декабря. Однако если в течение года ОС выбывает, медлить с начислением его амортизации неправомерно.

Во-вторых, амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря разрешено начислять единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухгалтерскому учету. Вопрос в том, что считать производственным и хозяйственным инвентарем. Конкретные примеры таких объектов можно найти в Постановлении Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В частности, к производственному и хозяйственному инвентарю относятся:

  • сооружения для занятий спортом и отдыха – код ОКОФ 220.42.99.12;
  • ковры, ковровые изделия, театральные костюмы – код ОКОФ 330.13.92.29.190;
  • мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, парикмахерские кресла и аналогичные кресла, и их части – код ОКОФ 330.32.50.30.

ПРИМЕР 6. АМОРТИЗИРУЕМ ИНВЕНТАРЬ

Малое предприятие «Паритет» приобрело бронированный сейф для хранения денег и документов за 30 000 руб. Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, такой сейф классифицируется как «Инвентарь производственный и хозяйственный» (код ОКОФ 330.25.99.21.110). Следуя упрощенным правилам, бухгалтер начислил амортизацию сейфа при принятии его к учету:

ДЕБЕТ 08   КРЕДИТ 60
- 30 000 руб. – приобретен сейф;

ДЕБЕТ 01   КРЕДИТ 08
- 30 000 руб. – сейф включен в состав основных средств;

ДЕБЕТ 26   КРЕДИТ 02
- 30 000 руб. – начислена амортизация сейфа.

Невзирая на полную амортизацию, объект ОС не списывается с бухгалтерского учета до его фактического выбытия (прекращения использования).

Как видно, упрощенный подход приведет к снижению их первоначальной стоимости и увеличению амортизации, а значит – к уменьшению остаточной стоимости ОС.

Если малое предприятие применяет упрощенную систему налогообложения, то снижение совокупной остаточной стоимости ОС благоприятно в том отношении, что отодвигает момент утраты права на этот льготный режим. Об этом сказано в подпункте 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Однако пересмотреть первоначальную стоимость «старых» основных средств за счет применения новой учетной политики не удастся. Переоценка ОС допустима лишь в случаях, прямо предусмотренных нормативными документами. Это правило закреплено в пункте 14 ПБУ 6/01.

Вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность обязаны все без исключения организации (ч. 1 , ч. 2 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ). А порядок ведения бухучета зависит от статуса организации.

Полностью освобождены от ведения бухучета:

  • индивидуальный предприниматель (лицо, занимающееся частной практикой) – в случае если он ведет учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей (например, при применении ЕНВД) в порядке, установленном российским налоговым законодательством;
  • находящиеся на территории России филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае если они ведут учет доходов, расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством.

Упрощенные способы ведения бухучета , включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять три группы организаций:

  1. субъекты малого предпринимательства.
  2. организации, получившие статус участников проекта «Сколково».
  3. некоммерческие организации.

Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность

Малые предприятия формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе согласно п.6 Приказа от 2 июля 2010 г. № 66н:

  • бухгалтерский баланс,
  • отчет о финансовых результатах,
  • отчет о целевом использовании средств (если есть такие средства)

БУХУЧЕТ на малом предприятии, микропредприятиии

В Минфине России предложили малым компаниям на выбор три способа упрощенного ведения бухучета.

При составлении учетной политики на 2019 год малые компании могут воспользоваться своим законным правом и предусмотреть упрощенный порядок бухучета. Теперь это прямо прописано в части 4 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. То есть необязательно соблюдать все без исключения правила бухучета. Те из них, от которых малые предприятия вправе безболезненно отказаться, приведены ниже.

От каких правил бухучета вправе отказаться малые предприятия?

  • От метода начисления (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99). Малые компании вправе применять кассовый метод. Тогда, к примеру, поступившие авансы будут формировать доходы, как только деньги поступят в кассу или на расчетный счет. А выданную предоплату надо списывать, только когда ее отработает контрагент
  • От учета постоянных и временных разниц и соответствующих им налоговых активов и обязательств (п. 2 ПБУ 18/02). Из рабочего плана счетов можно исключить счета 09 и 77
  • От (приказ Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н). План счетов можно сократить так:
    - применять счет 10 «Материалы» вместо счетов 07, 11
    - использовать счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25, 26
  • От формирования оценочных обязательств (п. 3 ПБУ 8/2010). Не надо делать отчисления в резервы, а отпускные и затраты на гарантийный ремонт можно списывать сразу
  • От корректирования учета и отчетности ретроспективно (п. 9 ПБУ 22/2010). Исправить существенные ошибки можно в том периоде, в котором они обнаружены
  • От включения расходов по займам в стоимость инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008). Учитывать все проценты по займам и кредитам можно в составе прочих расходов на счете 91
  • От составления всех форм бухгалтерской отчетности и приложений к ним , расшифровки и пояснения показателей баланса (п. 6 и 6.1 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н). Можно сдавать только баланс и отчет о финансовых результатах. Кроме того, в бухгалтерской отчетности необязательно детализировать отдельные группы статей. Показатели достаточно привести обобщенно, по группам статей

к меню

Упрощенный бухучет, когда можно перейти

Упрощенный бухучет можно вести по одной из трех форм:

  1. полный бухгалтерский учет ;
  2. сокращенный учет ;
  3. простой бухучет микро предприятий .

Для работы достаточно лишь выбрать для себя конкретную форму бухучета и . Но какую бы из упрощенных форм бухучета субъект малого предпринимательства или микропредприятие для себя ни выбрала, в налоговую инспекцию надо будет сдавать в любом случае.

Для систематизации и накопления информации организация, применяющая упрощенные способы, может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. Субъекты малого предпринимательства в зависимости от характера и объема учетных операций могут вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) или с использованием таких регистров.

Примечание : Информационное письмо Минфина РФ № ПЗ-3/2015 от 04.06.2015.

Критерии, при которых малые предприятия вправе упростить бухучет

  • 100 человек - предельная средняя численность работников всех подразделений, в том числе совместителей, за 2013 год
  • 25 процентов - максимальная доля участия другой организации (не относящейся к малому бизнесу) или государства в уставном капитале компании
  • 400 млн руб . - максимальная выручка (без учета НДС), полученная от реализации товаров, работ, услуг за 2013 год
  • 15 человек и 60 млн руб .- максимальная численность и выручка микропредприятия за 2013 год. Такие компании могут вести учет в простой форме без двойной записи

к меню

1 . Полная форма упрощенного бухучета

Подходит для малых предприятий, применяющих метод начисления, с разнообразными хозяйственными операциями и руководителем, который в деталях интересуется бухгалтерскими и налоговыми показателями.

Полная форма упрощенного учета предполагает применение двойной записи по бухгалтерским счетам и использование регистров. Подойдет тем организациям, которые применяют метод начисления, а также тем, у кого хозяйственные операции достаточно разнообразны.

К примеру, компания не только закупает и продает товары, но еще и сама производит продукцию, получает займы, сдает в аренду основные средства и др. Такие организации, соответственно, используют довольно много счетов. Поэтому удобнее в данном случае открыть отдельные регистры для каждого из них. Ведь главное для бухгалтера - обеспечить полноту данных, необходимых для управления компанией.

Еще такой вариант бухучета удобен, если руководители или акционеры периодически просят вас составить отчеты и списки в разрезе самых разных показателей. Например, директор хочет знать не только общую стоимость приобретенных материалов, но также количество и цену каждого из товаров.

Такие отчеты нетрудно сформировать, если детально вести учет в специальных ведомостях. Их вы можете разработать самостоятельно. Специалисты Минфина России рекомендуют вести такие ведомости отдельно для учета:

  • расчетов с персоналом по оплате труда (счет 70);
  • денежных средств (счета 50, 51 и др.);
  • материально-производственных запасов (счета 10, 41);
  • основных средств и амортизации (счета 01, 02);
  • продаж (счета 62, 90 или 99);
  • расчетов с поставщиками (счет 60);
  • затрат на производство (счет 20);
  • расчетов и прочих операций (счета 58, 66, 67, 68, 69, 76).

Бланки и все формы разработанных ведомостей необходимо утвердить в приложении к учетной политике. А в самой учетной политике четко указать выбранную вами форму учета.


к меню

2. Сокращенная форма бухгалтерского учета

Могут применять малые предприятия, использующих кассовый метод, с однообразными хозяйственными операциями. Поэтому есть простой способ организовать учет, а именно все хозяйственные операции можно регистрировать посредством двойной записи в одном документе. Чиновники из минфина рекомендуют использовать для этого книгу учета операций.

Этот способ удобен компаниям, использующим кассовый метод. А также организациям, у которых операции преимущественно однообразные. Форму документа, удобную именно для вас, надо утвердить в учетной политике. Она позволяет вести учет хозяйственных операций и на основе этой информации составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Вести учет в общей книге - это право, а не обязанность компании. При этом никто не запрещает вам при сокращенном учете заводить дополнительные регистры. К примеру, если деятельность компании начнет активно развиваться и операции перестанут быть однотипными, возникнет потребность сгруппировать их. Составлять отчетность на основании длинного списка самых разнообразных операций крайне неудобно.

Более того, представители Минфина России советуют помимо общей книги применять ведомость для отражения расчетов по оплате труда с работниками. Так вы всегда сможете ответить на любые вопросы о зарплате, не исследуя список всех операций с начала года.

Можно оформлять дополнительно ведомость для любого из счетов, если это необходимо вам для полноты информации. Но об этом обязательно надо упомянуть в учетной политике. При этом выбранная форма останется сокращенной и, соответственно, для каждого счета отдельный регистр не понадобится.


к меню

3. Простая форма ведения бухгалтерского учета

Микропредприятия вправе вести учет по группам статей бухгалтерской отчетности, не применяя при этом двойную запись по счетам.

Самый простой способ организовать бухучет - не применять двойную запись совсем, то есть вообще не делать никаких проводок. Правда, таким способом могут воспользоваться лишь микропредприятия (п. 6.1 ПБУ 1/2008). И только если он не исказит информацию о компании, то есть позволит составлять бухгалтерскую отчетность. Применяя простую форму бухучета, хозяйственные операции достаточно регистрировать в едином документе в хронологической последовательности непосредственно по группам статей бухгалтерского баланса. А те операции, что формируют доходы и расходы отчетного периода, надо отражать еще и по группам статей отчета о финансовых результатах.

Для этого можно использовать книгу (журнал) учета операций. Записи в ней делают по каждому виду активов и обязательств на основании первичных документов. Остатки по всем группам статей в книге должны быть нулевыми или положительными.

Наряду с книгой учета операций надо предусмотреть в учетной политике регистры, если, конечно, вы решили их вести. Они помогают детализировать группы статей, которые приведены в книге обобщенно.

Пункт 6.1 ПБУ 1/2008 предоставляет организациям, имеющим статус микропредприятий, право вести бухучет по простой системе, без использования метода двойной записи. Однако в настоящее время четкая методика для этого нигде не прописана.

Также нет и специальных регистров для ведения бухучета по простой системе. Поэтому организация может самостоятельно утвердить методику учета и разработать нужные регистры. За основу можно взять, например:

  • книгу учета доходов и расходов – при упрощенке;
  • книгу (журнал) учета фактов хозяйственной жизни по форме № К-2МП;
  • книгу учета доходов и расходов – для предпринимателей.

Главное, предусмотреть в своей форме все необходимые реквизиты, установленные пунктом 4 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. И пусть такой регистр утвердит руководитель организации. Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 6 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

Бухгалтерский баланс нужно заполнять, взяв данные из таких регистров, а также результаты полной инвентаризации имущества и обязательств организации.

Кстати, чтобы упростить учет, микропредприятие может предусмотреть в учетной политике для целей бухгалтерского учета, что начисляет амортизацию один раз в году. Поскольку Микропредприятие вправе начислять амортизацию:

  • один раз в году (при составлении годовой бухгалтерской отчетности);
  • при возникновении необходимости определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (например, при составлении бухгалтерского баланса, определении чистых активов при выходе участника из состава собственников (учредителей), при необходимости представления бухгалтерской отчетности для оформления кредита и т. п.).
Выбранный вариант нужно предусмотреть в учетной политике.

Что важно помнить при упрощенном ведении бухгалтерского учета

1. В учетной политике надо прописать форму ведения бухучета, а также закрепить формы регистров, которые вы планируете использовать.

2 Малые предприятия могут отказаться от полного бухучета и вести его в сокращенной форме. Микропредприятия вправе не применять двойную запись.

Рекомендации для субъектов малого предпринимательства (СМП), разработанные НП «ИПБ России», 17 сентября 2013 года одобрены к применению на заседании Экспертной группы Минфина РФ по вопросам ведения бухгалтерского учёта и отчётности СМП.

Документ предназначен для оказания методической помощи СМП в постановке и ведении бухгалтерского учёта.

Департамент Регулирования Бухучета, Финансовой отчетности и Аудиторской деятельности Минфина РФ

Методические материалы "УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА и Отчетности Субъектов Малого бизнеса"

Примечание : Скачать материалы в формате.pdf 957 Кб

Общие принципы упрощенного бухгалтерского учета

Экспертная группа по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства Минфина РФ сформулировала общие принципы ведения упрощенного бухгалтерского учета.



к меню

Бухгалтерская справка пример, когда составляется?

Бухгалтерскую справку нужно составлять в любых случаях, когда бухгалтеру необходимо обосновать проводки или расчеты. Например:

  • при представлении уточненных деклараций для обоснования расчетов, отраженных в них (письмо ФНС России от 14 декабря 2006 г. № 02-6-10/233);
  • для подтверждения сумм, отраженных в бухучете, например, при расчете дивидендов;
  • для обоснования сторнировочных проводок и т. д.

Этот первичный документ должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г.

Сервис раскрытия информации: финансовая отчетность, бухгалтерские балансы и все другие формы бесплатно.


Изменения, повлиявшие на формирование бухотчетности за 2018 год; обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; частые нарушения при оценке статей баланса и отражения финансовых результатов; пояснения в составе бухгалтерской отчетности; информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности.


к меню

Отчетность через интернет. Контур.Экстерн

ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РАР, РПН. Сервис не требует установки и обновления - формы отчетности всегда актуальны, а встроенная проверка обеспечит сдачу отчета с первого раза. Отправляйте отчеты в ФНС прямо из 1С!

1.1. Понятие и законодательная база существования малого предпринимательства

1.2. Документирование хозяйственных операций на малом предприятии

1.3. Формы ведения бухгалтерского учета на малом предприятии

1.4. Организация бухгалтерского учета на малом предприятии

1.5. Порядок применения рабочего Плана счетов бухгалтерского учета

1.6. Порядок определения льгот при учете и налогообложении малых предприятий до 01.01.2002 г. и с вступлением гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций»

Глава 2. Простая форма бухгалтерского учета в книге учета хозяйственных операций

2.1. Простая форма бухгалтерского учета на малом предприятии

2.2. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия

Глава З. Учет финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия в книге учета доходов и расходов. Методика учета при налогообложении субъектов малого предпринимательства

3.1. Действие упрощенной системы налогообложения

3.1.1. Субъекты с правом пользования упрощенной системой налогообложения

3.1.2. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения

3.1.3. Определение объекта налогообложения

3.1.4. Порядок определения доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения

3.1.5. Налоговая база

3.1.6. У минимального налога

3.1.7. Перенос убытка или части убытка и следующие налоговые периоды

3.1.8. Налоговый период. Отчетный период

3.1.9. Налоговые ставки

3.1.10. Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей

3.1.11. Налоговая декларация

3.1.12. Налоговый учет

3.1.13. Особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения

3.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

3.2.1. Основные понятия

3.2.2. Исчисление и уплата налога

3.2.3. Налогоплательщики

3.2.4. Объект налогообложения и налоговая база

3.2.5. Порядок и сроки уплаты единого налога

3.2.6. Зачисление сумм единого налога

3.3. Порядок учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей

Глава 4. Отчет малых предприятий

4.1. Состав отчетности малого предприятия

4.2. Нормативное регулирование при предоставлении упрощенной отчетности

Введение

Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит малому предпринимательству.

Особо отметим следующие социальные факторы этого сектора.

Во-первых, развитие малого предпринимательства способствует по степенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Во-вторых, малый бизнес - не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности.

В-третьих, объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

В-четвертых, сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Малое предпринимательство - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со свои ми отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определен ном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.

Для законодательного обеспечения развития и эффективной деятельности малых предприятий на различных этапах социально-экономических реформ в России были приняты нормативные правовые акты (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, региональные правовые акты и другие), которые в совокупности об разуют законодательство о малых предприятиях.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются малые предприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ст. З Федерального закона от 14 июня 1995 г. Р 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.)).

Целью Федеральной программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер его государственной поддержки на федеральном уровне.

Что касается содержания Программы, то нельзя не отметить, что ее мероприятия намечены на основе анализа состояния малого предпринимательства в настоящее время, что позволило Правительству критически осмыслить сложившуюся ситуацию, сформулировать саму проблему.

Правительство отдает себе отчет в том, что деятельность субъектов мало го предпринимательства во многом зависит прежде всего от действий федеральных органов исполнительной власти. Мало того, без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства не возможно. Исходя из этого основные мероприятия Программы направлены прежде всего на разрешение федеральными органами власти проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, таких как:

Несовершенство системы учета и налогообложения;

Нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;

Неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий;

Отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и другие);

Организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;

Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

Предприятия малого бизнеса составляют значимую часть компаний, ведущих коммерческую деятельность. Образования решают вопросы занятости населения, охвата сфер, не входящих в круг интересов среднего или крупного бизнеса. Поддержка предприятий выражается в создании оптимальных условий для ведения деятельности, снижении налоговой нагрузки и упрощении отчетности. Расскажем в статье, как осуществляют бухгалтерский и налоговый учет малые предприятия, каковы их льготы и преимущества.

Принадлежность к малому бизнесу

Использование льгот, предоставленных законодательством, возможно при четком понимании критериев принадлежности к субъектам малого предпринимательства (СМП). К категории малых при соответствии критериям причисляются хозяйственные общества и партнерства, ИП, производственные и сельскохозяйственные кооперативы, фермерские хозяйства.

Ограничения показателей принадлежности:

Показатель Предельный лимит Дополнения
Доход, полученный в течение года До 800 млн рублей Доход определяется по всем видам деятельности и системам налогообложения
Среднесписочная численность До 100 человек Расчет численности производится по правилам, разработанным органами статистики
Допускаемая доля предприятий (не отвечающих критериям малого бизнеса) в уставном капитале До 49% от общей стоимости Определяется как суммарный показатель всех участников

Для предприятий установлен период в 3 года отнесения к группе малых даже в случае утраты права.

Пример о превышении лимитов

ООО «Родничок» зарегистрировано в 2014 году. Размер средней численности за 2014-2015 годы не превышал 100 человек, что соответствовало критерию отнесения к СМП. Остальные показатели соответствовали норме.

Организация превысила лимит показателей отнесения к категории малых в 2016 году по числу среднесписочной (средняя замена на среднесписочную с августа 2016 года) численности в связи с расширением бизнеса. Вывод: предприятие утрачивает право на отнесение к малым и использование льгот в 2019 году.

Открытие малого предприятия

При регистрации компаний, попадающий под категории малых, применяется стандартный порядок оформления. Регистрирующий орган определяется по месту расположения юридического лица, для ИП – место постоянной прописки. Законное ведение деятельности осуществляется с даты внесения предприятия в реестр, существующий отдельно для юридических лиц и ИП.

Состав представляемых документов на регистрацию юридического лица:

  • Заявление формы Р11001. При наличии нескольких учредителей каждый из лиц должен присутствовать при подаче документов и представить паспорт. В том случае, когда подачу документов осуществляет представитель, необходимо иметь нотариальное удостоверение документа.
  • Паспорт с копией документа всех участников и доверенность при сопровождении процедуры представителем.
  • Учредительные формы – протоколы, Устав, регистрационные документы на организацию, имеющую долю в уставном капитале.
  • Гарантийное письмо для заключения договора аренды или иной документ, подтверждающий планируемое место расположения.
  • Платежный документ о внесении в бюджет пошлины. Сумма вносится от имени заявителя или учредителей по требованию регистрирующего органа.

Государственные субсидии малому бизнесу

Для предпринимательства предусмотрены субсидии, выделяемые в рамках государственных программ. Предприятия малого бизнеса имеют право обратиться в муниципалитет для поддержки и предоставления помощи. Существуют несколько программ с финансовой помощью:

  • Предоставление субсидий после открытия предприятия. Для получения финансовой поддержки необходимо представить документы о бизнес-проекте. Предпочтения отдаются предприятиям производственной, сельскохозяйственной сфер деятельностью. Обязательным условием является создание рабочих мест в области нахождения. Субсидии направляются на приобретение оборудования, техники, помещений.
  • Компенсация сумм, затраченных субъектом малого бизнеса на кредитование. Рассматриваются расходы по кредитам на приобретение производственных зданий, создание материальной базы предприятиями малого бизнеса. Для получения субсидии представляется бизнес-план, показатели деятельности в динамике, договоры с банком, расчет затраченных процентов по кредитованию.
  • Поддержка кредитования малого бизнеса. Ряд банков предоставляет программы, осуществляемые с государственной поддержкой. Льгота выражается в получении субсидии на взнос, гарантий при кредитовании, возврата части процентной ставки.

Вопрос о рассмотрении и предоставлении субсидии решается в каждом конкретном случае индивидуально. Целью программ является развитие субъектов с деятельностью в области воспроизводства и создания новых рабочих мест. За весь период действия программы предприятия должны предоставлять отчетность и подтверждение ранее заявленных показателей в муниципалитет.

Бухгалтерский учет на малых предприятиях

Субъекты имеют право на льготное ведение кассовых операций. Допускается отсутствие утвержденного лимита кассы и хранение выручки без ограничения размера. Предприятия имеют право не сдавать средства в банк и использовать их по назначению непосредственно из кассы на любые разрешенные нужды.

Детальное выражение упрощения учета:

Элемент Характеристика
План счетов Упрощенный вариант и возможность отказа от ведения двойной записи
Отчетность Сокращенное число форм. Представляются только балансы формы 1 и 2. В ряде случаев (при использовании целевых средств) дополнительно представляется отчет о целевом использовании денежных средств
Метод учета Допускается отказ от применения метода начисления
Создание резервов Разрешен отказ от формирования оценочных обязательств и списание затрат в текущих расходах
Использование ПБУ 18/02 Разрешено ведение учета без использования временных или постоянных разниц и обязательств

Налогообложение малого бизнеса

Организации и ИП, попадающие под критерии малых, имеют право использовать любые установленные законодательством системы налогообложения. Льготное налогообложение создается преимущественно на региональном уровне. Субъектам федерации разрешено снизить ставку по ряду налогов.

Право регионов реализуется для поддержки малого бизнеса в областях строительства, сельского хозяйства, производства, социальной сферы.

Пример о применении льготной ставки

Организация ООО «Истоки» относится в СМБ, оказывает медицинские услуги и имеет малые обороты. В учете применяет УСН с объектом «доходы». Размер выручки за 1 квартал 2016 года составил 20 000 рублей. Авансовый платеж единого налога – 1 200 рублей.

После внесения суммы в бюджет организация узнала о льготе по единому налогу для профильного вида деятельности – снижения размера до 1%. Полученная экономия составила 1 000 рублей. Переплата будет учтена в платежах будущих периодов.

Образования, зарегистрированные в форме ИП, имеют право до 2020 года применить налоговые каникулы. Право распространяется на впервые зарегистрированные ИП с открытием после подтверждения законодательной нормы на региональном уровне. Применение льготы носит заявительный характер.

Льготы общего характера для предприятий

На региональном уровне предприятия имеют право получить:

  • Возможность участвовать в тендерах на получение госзаказов. Учреждения должны приобретать у субъектов малого бизнеса до 15% всего объема госзакупок.
  • Первоочередное право выкупа арендованных зданий и участков.
  • Возможность заключения трудовых договоров с наемными работниками с ограниченным сроком действия.
  • Льготы по штрафам административного порядка. Разрешена замена штрафа на предупреждение при условии отсутствия ущерба, вреда среде и лицам, государственной безопасности. Льгота применяется для организаций и ИП, впервые совершивших нарушение.

Важной льготой служат каникулы в отношении неналоговых проверок, мораторий на которые установлен с 2016 года и до окончания 2018 года. Льгота предоставляется при отсутствии нарушений. Инспекторам ИФНС предоставляется меньше времени на процедуру проверки с ограничением в пределах 50 часов в год.

Плюсы и минусы малого предпринимательства

Законодательство предоставляет значительный перечень льгот и возможностей малому бизнесу, среди которых основными выступают:

  • Минимизация внутреннего документооборота.
  • Льготы финансового, налогового характера с участием региональных властей.
  • Льготы административного назначения.
  • Возможность использовать условия деятельности, доступные среднему и крупному бизнесу.
  • Отсутствие финансовых потерь при утрате права на принадлежность к СМП.

К преимуществам предприятий СМП над более крупными образованиями относят гибкость, возможность оперативной смены деятельности или принятия бизнес решения.

К явному минусу малого бизнеса относят сложную конкуренцию с более крупными предприятиями, имеющими значительную материальную базу и солидные денежные потоки. Ограниченные возможности СМП не позволяют расширять объемы оборотов и прибыли.

Отсутствие возможности выхода на другой уровень масштабности объемов увеличивает издержки на единицу товара. Отрицательными сторонами ведения СМП является осторожность банков при выдаче кредитов, партнеров при заключении договоров и потребителей, иногда предпочитающих более крупные структуры.

Реестр малых предприятий

С 2016 года создан специальный реестр малых предприятий, ответственность ведения которого возложена на ИФНС. Формирование информации производится по показателям малых предприятий.

Воспользоваться сведениями можно в открытом доступе, на официальном сайте ИФНС. Для внесения данных Инспекции будут использовать отчетность о среднесписочной численности, показатели доходности стандартных отчетов и данных реестра предприятий.

Ответы на наиболее часто возникающие вопросы по тематике малого бизнеса

Вопрос №1. Если предприятие СМП получило убыток в периоде получения субсидии на приобретение оборудования, потребуется ли выплатить полученную сумму?

Субсидию, выданную на приобретение оборудования, возвращать не потребуется. Важно использовать оборудование при ведении деятельности (не для перепродажи) и своевременно отчитываться по показателям.

Вопрос №2. Будет ли производится проверка СЭС предприятия малого бизнеса в периоде каникул, если на него поступила жалоба о нарушении правил общепита?

При отсутствии жалоб на ведение деятельности и явные нарушения проверка контролирующими инстанциями (СЭС, пожарная инспекция) не производятся. Поступившая от потребителей жалоба обязывает органы контроля произвести проверку ведения деятельности.

Вопрос №3. Могут ли малые предприятия совмещать режимы налогообложения?

Могут. Компании СМП имеют право на использование всех возможностей, предоставленных законодательством при ведении коммерческой деятельности.

Вопрос №4. Относятся ли ИП при ведении патентной системы налогообложения к малым предприятиям.

Ограничения численности, допускаемые при использовании патента, позволяют отнести ИП к микро-предприятиям.

Вопрос №5. Нужно ли подтверждать принадлежность предприятия к СМП?

Специальных форм для подтверждения показателей отнесения к субъектам малого бизнеса не предусмотрено.

Звонок в один клик

ПЛАН:

Введение……………………………………………………………………..……3

I. Теоретические основы учета на малых предприятиях…………….…..……. 4

1.1. Критерии отнесения предприятия к предприятиям малого бизнеса….….4

1.2. Понятие об упрощенной системе налогообложения……..……….…….…4

II. Особенности учета на малых предприятиях…………….……………...……7

2.1.Организация налогового учета на малом предприятии …………….….…..7

2.2. Расчет единого налога……………………………………………..................9

2.2.1. Определение доходов…………………………………………….….….…9

2.2.2. Определение расходов………………………………………..….….……11

2.2.3.Расчет единого налога………………………………..…..………….……12

2.3 Единый налог на вмененный доход. ……………………………………….14

2.4. Документальное оформление бухгалтерских операций при упрощенной системе налогообложения……………………………………………..………..16

2.5. Отчетность предприятий малого бизнеса…………………………….…..18

Литература…………………………………………………………………..…..19


Введение

Предприятия малого бизнеса являются важнейшей составной частью обширного комплекса всех предприятий Российской Федерации. С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации, законов о земле, о предприятиях с разной формой собственности получают широкое развитие новые формы хозяйствования, организуются малые предприятия и их ассоциации, в обращение вводятся ценные бумаги, развивается оптовая торговля.

Для нормального функционирования малых предприятий необходима всесторонняя, объективная, оперативно поступающая информация. Важнейшим источником информации об экономической деятельности организаций, в том числе и малых предприятий, являются данные, содержащиеся в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет формирует информацию о работе предприятий малого бизнеса. Он фиксирует все изменения, происходящие в производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, т.е. дает необходимые сведения о кругообороте средств малого предприятия. Бухгалтерский учет не бесстрастный регистратор фактов и событий; здесь систематизируются и обобщаются полученные данные. Все изменения, происходящие в хозяйственной деятельности, регистрируются в бухгалтерском учете с целью активного воздействия на улучшение работы малого предприятия через принятие правильных управленческих решений.

Поэтому бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса является составной частью системы управления производством. Он необходим, прежде всего, для информационного обеспечения системы управления, причем на всех ее уровнях. В общем, объеме экономической информации в малом бизнесе учетная информация занимает свыше 80 %, т.е. данная информация составляет основу информационного обеспечения системы управления малым бизнесом.

Значения бухгалтерского учета в системе управления не сводится только к функции информационного обеспечения. Бухгалтерский учет выполняет и другую информационную роль – обеспечение контроля за сохранностью собственности организации. Большое значение контрольная функция бухгалтерского учета имеет в условиях, когда повсеместно внедряются экономические методы воздействия на качество работы предприятия малого бизнеса. Это значит, что бухгалтерский учет не только должен сигнализировать о недостатках в работе малого предприятия, о нерациональном использовании ресурсов и т.п., но путем соответствующей организации учетной службы призван поставить заслон этим негативным явлениям.

Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса постоянно совершенствуется с учетом меняющейся экономической обстановки. Принятые в последние несколько лет нормативные документы предусматривают внедрение в практику бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса современных принципов его организации на основе международных стандартов.

В соответствии с нормативными документами главными задачами бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса являются:

Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

Своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;

Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами.


I . Теоретические основы учета на малых предприятиях

1.1.Критерии отнесения предприятия к предприятиям малого бизнеса

Переход экономики на рыночные отношения привел к образованию предприятий с различными формами собственности, видами деятельности и размерами производства. Появились малые предприятия с простым процессом производства и работ, имеющие имущество, а также малые предприятия непроизводственной сферы, совершающие незначительное количество хозяйственных операций и не имеющие имущества в собственности.

Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», субъектами малого бизнеса могут выступать юридические и физические лица. К ним относятся предприятия, в которых средняя численность работающих не превышает:

В промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

В сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

В розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;

В оптовой торговле и остальных отраслях, а также при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Кроме того, закон предусматривает, что доля других юридических и физических лиц в их уставном капитале не должна превышать 25 %.

Предприятия малого бизнеса имеют существенные отличия от предприятий агропромышленного комплекса и промышленной сферы деятельности.

Сфера деятельности предприятий малого бизнеса (далее по тексту «малые предприятия») довольно многообразна и, в сущности, не отличается от предприятий агропромышленного комплекса и промышленной сферы деятельности. Т.е. это производственная деятельность, сбытовая (реализация произведенной и приобретенной продукции) и снабженческая деятельность.

Не всякое предприятие может относиться к предприятиям малого бизнеса. Для этого существуют некоторые критерии (признаки), по которым можно отличить малое предприятие.

Эти критерии представлены в следующем:

Среднегодовая численность всех работников предприятия не должна превышать 100 человек;

Стоимость принадлежащих организации основных средств не должна превышать 100 МРОТ;

Среднемесячный оборот предприятия составляет не более 1 млн. рублей.

Доля в уставном капитале других юридических и физических лиц, не превышает 25 %

Несмотря на то, что предприятие относится к предприятиям малого бизнеса, на предприятии должен вестись бухгалтерский учет. Ответственность за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии возлагается на руководителя предприятия или частного предпринимателя, который обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета.

1.2.Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения не является отдельным видом налога – это специальный налоговый режим, т.е. это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, которым в том числе может быть предусмотрена и замена совокупности налогов и сборов одним налогом.


Налогоплательщик.

Соответствующие условиям применения УСНО и уведомившие налоговый орган: организации и индивидуальные предприниматели.

Условия применения режима

Установлен ряд ограничений: для перехода на упрощенную систему налогообложения, для применения упрощенной системы налогообложения. При несоблюдении ограничений осуществляется возврат на общий режим налогообложения.

Процедура перехода

Необходимо было с 1 октября по 30 ноября подать заявление в налоговый орган (вновь созданные организации и зарегистрированные предприниматели могут подать заявление при постановке на налоговый учет).

В налоговом органе необходимо зарегистрировать Книгу учета доходов и расходов:

До начала налогового периода, если она ведется на бумажном носителе

По окончании налогового периода, если она ведется в электронном виде

Объект налогообложения

Налогоплательщик самостоятельно выбирает объект налогообложения: либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. С 2005 года объектом налогообложения могут быть только доходы, уменьшенные на величину расходов.

Изменение объекта налогообложения невозможно в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения. Новым налогоплательщикам после подачи заявления можно поменять объект налогообложения, уведомив об этом налоговый орган не позднее 20 декабря.

Налоговые ставки

Применяется в зависимости от выбранного объекта налогообложения:

6 % - объект налогообложения – доходы;

15 % - объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговые льготы

Налоговых льгот при данной системе налогообложения не установлено.

Уменьшение суммы налога

Для объекта налогообложения «доходы» установлены два вида вычетов:

· страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

· уплачиваемые за свой счет работникам суммы пособий по временной нетрудоспособности.

Налоговый (отчетный) период

Налоговый период для налогоплательщиков – календарный год.

Отчетные периоды – I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.