Сущность фискальной политики и ее виды. Встроенные стабилизаторы. Большая энциклопедия нефти и газа

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов.

Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых остается неизменной, но само наличие которых (встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся :

а) подоходные налоги, включающие в себя все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций (заметим, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог);

б) косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость);

в) пособия по безработице;

г) пособия по бедности. (В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.)

В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики, а на одну треть – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Контрольные вопросы и задания по теме:

1. Дайте характеристику налоговой системе России.

2. Сформулируйте принципы налогообложения.

3. По данным ниже приведенной таблицы определите тип налогообложения:

5. Какие виды налогов используются в России?

6. Охарактеризуйте механизм воздействия налогов на совокупный спрос.

7. Охарактеризуйте механизм воздействия налогов на совокупное предложение.

8. Нарисуйте кривую Лаффера. Какие две проблемы позволяет решить кривая Лаффера.

9. Дайте понятие госбюджета.

10. Раскройте основные виды расходов и доходов бюджета.

11. Охарактеризуйте состояние (сальдо) госбюджета и его виды.

12. Охарактеризуйте сальдо бюджета на разных фазах экономического цикла.

13. Раскройте содержание концепций госбюджета.

14. Перечислите преимущества и недостатки различных способов финансирования госбюджета.

15. Дайте экономическое обоснование государственного долга.

16. Государственный долг: виды и последствия.

17. В чем состоит сущность фискальной политики?

18. Перечислите виды фискальной политики.

19. В чем выражается сущность инструментов фискальной политики?

20. Раскройте содержание дискреционной фискальной политики.

21. Раскройте содержание автоматической фискальной политики. Что относят к встроенным стабилизаторам?

22. Охарактеризуйте влияние стимулирующей и сдерживающей фискальной политикина совокупный спрос.

23. Охарактеризуйте одновременное воздействие фискальной и монетарной политик.

24. Как проявляется эффект вытеснения частных инвестиций?

Само по себе наличие государственного сектора, так же как и структура налогообложения, влияет на развитие экономики, даже если уровень государственных расходов и ставки подоходного налога будут оставаться неизменными. Для того, чтобы убедиться в этом, представим, что экономике страны нанесен серьезный удар: инвестиционный спрос упал на 100 единиц. Падение инвестиционного спроса сократит совокупный спрос и через мультипликатор будет причиной еще большего падения равновесного уровня доходов. Однако, размер сокращения налогов будет зависеть от величины ставки подоходного налога. Наличие пропорциональной ставки налога на доходы уменьшает мультипликатор, причем это уменьшение будет тем больше, чем выше налоговая ставка.

Пропорциональный подоходный налог является автоматическим стабилизатором.

Автоматические стабилизаторы – это такие механизмы в экономике, действия которых уменьшает реакцию ВНП на изменения совокупного спроса.

Главными автоматическими стабилизаторами являются пособия по безработице и подоходный налог. Если вдруг происходит нечто, приводящее к росту безработицы, то безработные, получая пособия, не будут резко снижать свои расходы, как они были бы вынуждены сделать в противном случае. Таким образом, уменьшаются мультипликативные последствия от первоначального шока.

Автоматические стабилизаторы обладают двумя отличительными особенностями. Во-первых, смягчая последствия сдвигов в совокупном спросе, они тем самым помогают стабилизировать выпуск продукции. Во-вторых, они действуют автоматически. Так, способность стабилизировать выпуск продукции проистекает из того, что пропорциональный налог на доходы уменьшает величину мультипликатора. Это означает, например, что любое падение инвестиций ведет к сокращению выпуска продукции на меньшую величину. Автоматизм их действия обусловлен тем фактором, что налоговая ставка одним только фактом своего существования уже способствует стабилизации выпуска продукции.

Автоматические стабилизаторы имеют важное преимущество по сравнению с применяемой от случая к случаю фискальной политики. Они включаются автоматически и не нуждаются в том, чтобы кто-нибудь решал, когда им следует вступать в действие. Не надо принимать специального решения для того, чтобы подоходный налог смягчал реакцию экономики на шок. А значит никто не будет спорить, большой это шок или маленький, и не потребуется трех месяцев, чтобы решить, стоит ли вообще как-нибудь реагировать на него.

Автоматические стабилизаторы уменьшают отрицательное воздействие шока совокупного спроса на уровень выпуска продукции и, таким образом, помогают избежать экономических спадов; однако, они могут действовать и противоположном направлении. Во время подъема каждый дополнительный доллар доходов частично изымается в налоги, а не идет на увеличение располагаемого дохода. В результате рост потребительских расходов будет иметь тенденцию к замедлению. Следовательно, автоматические стабилизаторы уменьшают колебания объема ВНП в обоих направлениях.


Классическая количественная теория спроса на деньги основана на трех постулатах:

  1. причинности (цены зависят от массы денег);
  2. пропорциональности (цены изменяются пропорционально количеству денег);
  3. универсальности (изменение количества денег одинаково влияет на цены всех товаров).

Классическая количественная теория спроса на деньги постоянно развивалась, что приводило ее к модификации. Значительный вклад в эту теорию внес Ирвинг Фишер, его формула уравнения обмена используется классиками для определения спроса на деньги:

где M – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег;

P – уровень цен (индекс цен);

Y – объем выпуска.

Преобразуя уравнение, получим

где MD – величина спроса на деньги.

Развитие кредитного обращения сблизило денежную массу с финансовыми активами. Поэтому экономисты Кембриджского университета преобразовали традиционную теоретическую модель, определяя массу денег через величину конечного продукта посредством показателя ликвидности:

где M – количество денежных единиц;

R – общественная величина производства в физическом выражении в единицу времени;

P – цена производственной продукции;

k – коэффициент, обратный скорости обращения денег, т.е.

Тогда в общем виде функцию спроса на реальные кассовые остатки можно представить:

Из формулы видно, что трансакционный спрос на деньги определяется:

1. величиной дохода;

2. скоростью обращения денег.

Отсюда классиками был сделан вывод, получивший название классической дихотомии , - представление национальной экономики в виде двух обособленных друг от друга секторов: реального и денежного. В реальном секторе происходит движение реальных потоков товаров и услуг, а в денежном секторе совершается обращение денег, которое только обслуживает движение этих потоков, не оказывая на них непосредственного влияния.

Отсюда следует, что изменение денежной массы в стране не имеет значения для реального сектора экономики и влияет лишь на номинальные показатели.

Классики под спросом на деньги понимали только трансакционный спрос, т.е. спрос для совершения сделок.

Для стабилизирующего воздействия фискальной политики на экономическую конъюнктуру, правительство должно в периоды спада увеличивать «приток», а в периоды бума – «отток» на рынке благ. Такое развитие событий обеспечивается не только дискреционной политикой, но и системой автоматических (встроенных) стабилизаторов – факторов рыночной экономики, обеспечивающих эти «притоки» и «оттоки».

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика , или «система встроенных (автоматических) стабилизаторов» – изменение в относительных уровнях государственных расходов и налогов без вмешательства государства, вызванное изменением экономической конъюнктуры. Эта система представляет собой фискальное законодательство, сформированное таким образом, чтобы автоматически смягчать колебания совокупного выпуска и занятости. Его цель – создать механизмы, которые без специальных правительственных решений оказывают стимулирующее фискальное воздействие на экономическую конъюнктуру (путем увеличения бюджетного дефицита) при наступлении спада , а во время подъема сдерживающее (путем увеличения бюджетного излишка).

Основная задача недискреционной политики – ослабить колебания совокупного спроса и дохода, тогда как задача дискреционной политики – устранить негативные последствия этих колебаний.

К «встроенным стабилизаторам» относятся:

· прогрессивная система налогообложения доходов;

· систему социальных пособий и программы помощи;

· потребление и сбережение;

· система участия наемных работников в прибыли.

Прогрессивная система налогообложения заключается в увеличении налоговых ставок с ростом объекта налогообложения. Благодаря такой системе в периоды подъема располагаемый доход населения и нераспределенная прибыль фирм растут медленнее, чем национальный доход, и это сдерживает рост эффективного спроса. Во время спада такое налогообложение замедляет сокращение совокупных расходов. В результате этого колебания совокупных расходов будут смягчены.

Аналогичное воздействие на экономическую конъюнктуру оказывают системы пособий по безработице и помощи малоимущим, а также индексация доходов населения. В периоды спада государственные расходы на эти цели возрастают, а во время подъема сокращаются без специальных решений правительства.

Автоматическим стабилизатором является функция потребления , зависящая от национального дохода. Если потребление домохозяйств соответствует этой концепции, это оказывает стабилизирующее воздействие на экономическую конъюнктуру: в периоды спада потребление снижается не так быстро, как доходы, а в периоды подъема рост потребления отстает от роста доходов. Как правило, домохозяйства стремятся поддерживать привычный жизненный уровень и медленно приспосабливаются к повышению дохода.

Любой встроенный стабилизатор действует в сторону частичного уменьшения любых колебаний экономики, но он не может полностью их нейтрализовать. Без проведения дискреционной политики сами по себе они недостаточны.

Определим их влияние на мультипликативные эффекты дискреционной фискальной политики.

Если государство вводит пропорциональный налог, то все мультипликаторы изменяются, что доказывается алгебраически. Так, налоговая функция принимает вид, аналогичный функции потребления:

где: Т а – объем автономных (не зависящих от совокупного дохода) налоговых поступлений;

t – ставка налога (доля дохода, изымаемого в виде налога).

Тогда функция потребления принимает вид

В точке равновесия имеет место . Введем в это уравнение функцию потребления:

Решая данное уравнение относительно Y, получаем следующие результаты (таблица 8.1).

Очевидно, что при наличии встроенных стабилизаторов величина мультипликаторов снижается, что ослабляет влияние резких изменений автономных (в первую очередь инвестиционных) расходов на объем совокупного выпуска и дохода.

Таблица 8.1

Фискальные мультипликаторы при отсутствии и наличии

К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. Сумма налогов зависит от величины доходов. Поэтому в период быстрого роста ВНП (в период подъема) налоговые поступления автоматически возрастают (благодаря прогрессивной ставке налогообложения и также за счет расширения налогооблагаемой базы), что обеспечивает снижение покупательской способности населения и сдерживание экономического роста. И наоборот, в период экономического спада сумма доходов, изымаемых с помощью налогов, уменьшается, т.е. происходит постепенное увеличение покупательной способности, что формирует эффективный спрос и сдерживает спад. Другими словами, прогрессивное налогообложение в период инфляционного роста приводит к потере покупательной способности, и, наоборот, в период замедления экономического роста обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.

Кроме того, в период экономического подъема автоматический рост налоговых поступлений формирует тенденцию к сокращению или ликвидации бюджетного дефицита и появлению возможного бюджетного профицита, что в свою очередь, содействует уменьшению возможной инфляции.

К встроенным стабилизаторам относится система пособий по безработице, социальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения и т.д., препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

Под денежно-кредитной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.

В денежно-кредитной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная, ценовая, валютная, кредитная политики.

Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.

Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.

Финансовая политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга. Помощь международных финансовых организаций оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика. Внутренняя и внешняя финансовая политика государства решает одну главную задачу – обеспечение сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.

2.3 Типы финансовой политики

1. Классическая

Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

2. Регулирующая

В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж.М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

3.Неокласическая

Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.

4.Планово-директивная

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

Недискреционная фискальная политика обусловлена тем, что в определенной степени изменения в относительных уровнях государственных расходов и налогов осуществляются автоматически. В данном случае налоги и трансферты выступают как автоматические встроенные стабилизаторы экономики - амортизаторы циклических колебаний, не требующие сознательного государственного вмешательства. Встроенная стабильность - это механизм действия автоматических стабилизаторов.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (автоматические) стабилизаторы представляют собой принятые, действующие в экономике правила, нормы, позволяющие автоматически, без вмешательства правительства реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводить хозяйство страны в стабильное состояние. Автоматические стабилизаторы предусмотрены, задуманы заранее, введены в законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность, отражены в действующих положениях, нормативных документах. К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог; косвенные налоги; пособия по безработице; пособия по бедности.

Государство определяет нормативы государственных расходов и величину налоговых ставок, но не сами налоговые поступления. Последние изменяются и при неизменной налоговой ставке.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный налог (включающий в себя налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций);

2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

3) пособия по безработице;

4) пособия по бедности.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается и величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. При этом ставка налога остается неизменной. Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора, что усиливает стабилизационный эффект их воздействия на экономику. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом (частью цены товара), поэтому в период рецессии, когда объем продаж, падает, налоговые поступления от косвенных налогов (изъятий из экономики) сокращается. При перегреве совокупные доходы растут, что увеличивает объем продаж и поступления от этих налогов. Стабилизация экономики происходит автоматически.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 - за счет действия встроенных стабилизаторов.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.