Рассчитать мультипликатор налогов. Дискреционная фискальная политика. Мультипликаторы расходов, трансфертов, налогов

Следует обратить внимание на два момента:

величина отрицательная. Это означает, что его воздействие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов - к росту совокупно­ го дохода.

По своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов.


Влияние трансфертов

Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты представляют собой как бы «антиналоги».


Они, так же как и налоги, оказы­вают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потреби­тельских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение - к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной вели­чине налогов означает изменение располагаемого дохода.)

Выведем формулу мультипликатора трансфертов. Изменение трансфер­тов означает изменение располагаемого дохода:

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в со­ответствии

ΔTr = ΔY d

с величиной предельной склонности к потреблению:

ΔC = ΔY d ´ MPC = ΔTr ´ MPC

а изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

ΔY = ΔC ´ = ΔTr ´MPC ´ = ´ ΔTr

Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна

M Tr = или M Tr =

Таким образом, величина простого мультипликатора любого инстру­мента фискальной политики определяется только предельной склонностью к потреблению (или соответственно предельной склонностью к сбереже­нию) и не зависит от величины государственных закупок, аккордных нало­гов или трансфертов.

Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показыва­ет на сколько увеличивается совокупный доход при увеличении трансфертов на единицу.

По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов ра­вен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а рас­ходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.

Социальные трансфертные выплаты - трансферты домашним хозяйствам - воздействуют на совокупный спрос, а трансферты фирмам - субсидии - и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширя­ют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство едини­цы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.



Виды фискальной политики


Стимулирующая и сдержива­ющая фискальная политика

Инструменты фискальной политики применяются прежде всего для ста­билизации экономики и сглаживания циклических колебаний.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделя­ют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.


Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

Увеличение государственных закупок;

Снижение налогов;

Увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме экономики, направлена на снижение деловой активности в целях борь­бы с инфляцией.

Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

Сокращение государственных закупок;

Увеличение налогов;

Снижение трансфертов.


Дискреционная и автомати­ческая фискальная политика

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной полити­ки на экономику различают фискальную политику: дискреционную и авто­матическую.

Дискреционная фискальная политика представляет собой за


конодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики . Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны - государствен­ном бюджете.



Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов.

Встроенные стабили­заторы - это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабили­зирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при «перегреве». К автоматическим стабилизаторам относятся:

Подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций);

Косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

Пособия по безработице;

Пособия по бедности.

В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фер­мерам.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень де­ловой активности (Y) снижается, поэтому величина налоговых поступлений (Тх = t´ Y) уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда совокупный доход максимален, налоговые поступления увеличиваются. При этом став­ка налога остается неизменной. Однако налоги - это утечки из экономи­ки, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде утечки минимальны, а при «перегреве» максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужа­ется» при «перегреве» и «подогревается» при рецессии. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный по­доходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом, частью цены товара, поэтому в период рецессии, когда общий объем продаж падает, налоговые поступле­ния от косвенных налогов - утечки из экономики - сокращаются. При «перегреве», наоборот, совокупные доходы увеличиваются, объем продаж в экономике растет, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Ста­билизация экономики происходит автоматически.

Пособие по безработице и пособие по бедности являются автоматиче­скими стабилизаторами, поскольку общая сумма их выплат увеличивает­ся при спаде - по мере того, как люди начинают терять работу, стано­вясь безработными и оказываясь ниже черты бедности, - и сокращаются при буме, когда наблюдается сверхзанятость и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата спо­собствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя подъем, когда экономика находится в состоянии рецессии. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Таким образом, автоматическими стабилизаторами являются только те виды налогов и трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла.

Действие встроенных стабилизаторов ведет к увеличению дефицита государственного бюджета в период спада и может способствовать появлению профицита бюджета (или уменьшению дефицита) в период «перегрева».

Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необходимости принятия специальных решений для введения их в действие. Однако встроенные стабилизаторы оказывают ме­нее сильное воздействие на экономику, чем меры дискреционной фискаль­ной политики. Они не способны обеспечить полную занятость и неинфля­ционный уровень совокупного выпуска. В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и только на треть - за счет действия встроенных стабилизаторов.


Эффект вытеснения

Основным недостатком стимулирующей фискальной политики являет­ся эффект вытеснения частных инвестиций.


Дело в том, что рост государственных расходов или снижение налогов в период спада ведет к мультипликативному увеличению совокупного выпуска, что вызы­вает рост спроса на деньги для обеспечения возможности покупки увели­чившегося количества товаров и услуг. Люди начинают снимать деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, ставка процента по кредитам растет, т.е. кредиты становятся дороже. В этих условиях фирмы берут меньше кредитов, и инвестиционные расходы част­ного сектора сокращаются. Поэтому с целью стимулирования частных ин­вестиций в период спада целесообразно использовать не стимулирующую фискальную, а стимулирующую монетарную политику, результатом которой является снижение ставки процента в процессе увеличения предложения денег. Если целью стабилизационной политики выступает максимальное увеличение объема выпуска, то для нейтрализации эффекта вытеснения стимулирующая фискальная политика используется в сочетании со стиму­лирующей монетарной политикой.

ПРАКТИКУМ


Контрольные вопросы

Охарактеризуйте роль налогов в экономике.

Что включает в себя налоговая система?


Сформулируйте известные Вам принципы и концепции налогообложения.

Какие виды налогов Вы знаете?

Дайте определение прогрессивному, регрессивному, пропорциональному налогу.

Что представляет собой государственный бюджет? Назовите основные статьи доходов и расходов.

Что такое бюджетный дефицит? Каковы возможности государства для достижения сбалансированного бюджета?

Что входит в понятие государственный долг? Каковы негативные последствия государственного долга?

Как взаимосвязаны погашение государственного долга и рост неравенства в доходах?

Что такое фискальная политика? Назовите и охарактеризуйте ее инструменты и основные виды.

В чем заключаются возможности фискальной политики по стабилизации национальной экономики?


Упражнения

1. Рассчитайте на основе данных таблицы средние и предельные налоговые ставки.


Каким является данный налог: прогрессивным, пропорциональным или регрессивным?

Решение:

Для определения ставок налога воспользуемся формулами:

t а = ; t m =

Результаты занесем в таблицу:

Данный налог является прогрессивным, поскольку средняя налоговая ставка возрастает по мере роста дохода.

2. Предположим, что равновесный объем ВНП равен 5200$, MPC = 2/3. Правительство решило увеличить налоговые сборы на 600$.

А) Чему равно новое значение ВНП?

Б) Как при новом уровне налогообложения должны измениться государственные расходы, чтобы ВНП остался на прежнем уровне?

Мультипликатор государственных расходов. Налоговый мультипликатор. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Государственные расходы ‒ это расходы государства на выполнение им своих функций, а также на приобретение товаров и услуг для собственного потребления или регулирования спроса на рынках благ.

Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость наряду с потребительскими расходами домохозяйств и инвестициями фирм.

Государственные расходы обладают мультиплицирующим эффектом, который определяется через показатель я мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов ‒ это отношение приращения валового внутреннего (или национального) продукта за счет приращения государственных расходов:

где m g ‒ мультипликатор государственных расходов;

ΔY ‒ абсолютный прирост валового национального продукта;

ΔG ‒ абсолютный прирост государственных расходов;

MPC ‒ предельная склонность к потреблению.

Действие мультипликатора государственных расходов отображается на графике кейнсианского креста (рис. 15.3). Если государственные расходы увеличиваются на ΔG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, точка равновесия перемещается из положения А в положение В, а равновесный объем производства возрастает от Y 1 до Y 2 на величину ΔY.

Рис. 15.3. Влияние государственных расходов на национальный доход

Если государство увеличивает свои расходы и при этом не изменяет величину налоговых поступлений, то возникает прирост ВВП (ВНВ) в несколько раз, так как государственные расходы порождают новые витки потребительских расходов, которые в свою очередь приведут к множительному росту инвестиций.

Также данный мультипликатор определяется как обратная величина предельной склонности к сбережению, а именно вследствие возросшего потребления со стороны домохозяйств.

Доходы и расходы государства имеют постоянную тенденцию к изменениям и корректировкам, и, следовательно, находятся под непосредственным регулированием и контролем со стороны государства. Первостепенные факторы влияния на данный процесс ‒ это рост цен, изменение курса валюты и ссудного процента.

При этом механизм государственного влияния на циклические колебания экономики позволяет: в период спада ‒ увеличивать государственные расходы и тем самым увеличивать выпуск продукции, а в период бума ‒ сокращать расходы, защищая экономику от «перегрева».

Фискальная политика государства отражает не только влияние на национальную экономику (национальное производство) изменения величины государственных расходов, но также и эффективность системы формирования доходной части бюджета в первую очередь через механизм налогообложения.

Рост ВВП в закрытой экономике зависит не только от потребительских и государственных расходов, инвестиций, а также и от налоговых поступлений в государственный бюджет.

Увеличение налоговых поступлений в рыночной экономике приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост налогов. Данное явление характеризуется действием налогового мультипликатора:

где m T ‒ налоговый мультипликатор; ΔТ ‒ изменение налоговых поступлений.

Действие налогового мультипликатора отражено на рис. 15.4.

Рис. 15.4. Влияние снижения налогов на национальный доход

Влияние государства на циклические колебания национальной экономики также проявляются в увеличении или уменьшении налоговой нагрузки на домохозяйства и бизнес. Снижение налогов для физических лиц ведет к росту личного располагаемого дохода и, следовательно, к увеличении потребления, что в свою очередь увеличит совокупный спрос и соответственно предложение. Снижение налогов для предприятий также является стимулирующей мерой, так как большая часть прибыли остается в распоряжении компаний, и возможность увеличивать инвестиции растет (растет спрос на инвестиционные товары).

Анализируя формулы мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора можно сделать вывод, что первый всегда будет больше второго на единицу. Следовательно и мультипликационный эффект от увеличения государственных расходов будет всегда больше, чем от снижения налогов. Это действие необходимо учитывать при выборе инструментов фискальной политики.

Если государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета , который всегда равен или меньше единицы.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства ΔT = ΔG.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте функции бюджетной системы общества.

2. Назовите основные группы и подгруппы доходов бюджетов РФ.

3. Назовите разделы и подразделы классификации расходов бюджетов в России.

4. Поясните структуру доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2008 и 2011 годах.

5. Что такое налог, и какие виды налогов по действующему законодательству РФ относятся к федеральным налогам?

6. Какие виды налогов по действующему законодательству РФ относятся к региональным и местным налогам?

7. Какую зависимость отражается на кривой Лаффера?

8. Проведите межстрановое сравнение налоговых ставок.

9. Что такое бюджетный дефицит? Назовите его основные виды.

10. Охарактеризуйте механизм финансирования бюджетного дефицита. Назовите внутренние и внешние источники его финансирования.

11. Назовите и поясните проблемы, встающие перед государством, связанные с денежным и долговым финансированием бюджетного дефицита.

12. Дайте определение фискальной (бюджетно-налоговой) политики. Назовите ее основные виды.

13. Что является основными целями и задачами фискальной политики?

14. Поясните влияние государственных расходов на национальный доход.

15. Поясните механизм действия налогового мультипликатора.

16. Что показывает мультипликатор сбалансированного бюджета?

Исследования природы налога, принципов налогообложения, влияния налогов на национальную экономику имеет принципиальное значение для обоснования фискальной политики.

Одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций. Для соответствия основополагающим принципам при построении налоговой системы используются различные виды налогов. В макроэкономике налоги делятся на: автономные (аккордные), которые не зависят от уровня дохода (обозначим Т a) и подоходные, величину которых будем определять t×Y, где – предельная налоговая ставка .

В рамках кейнсианской модели налоги, так же как и государственные расходы действуют на объем национального производства с мультипликативным эффектом.

Рассмотрим сначала действие мультипликатора автономных налогов.

Уменьшение налогов на величину DT увеличит планируемые расходы на mpc×DT. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y 1 до Y 2 на величину равную DY (рис.4.3).

Рис. 4.3. Влияние снижения налогов на равновесный доход

, где - налоговый мультипликатор - отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению налогов.

Следует обратить внимание, что мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на доход обратное.

Если предположить, что все налоговые отчисления в государственный бюджет зависят от динамики текущего дохода Y, тогда сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна: Т = Т a + t×Y, где t – предельная налоговая ставка.

В этом случае функция потребления имеет вид:

C = a + mpc×(Y – (Т a + t×Y)), а модель равновесного объема производства: , где - мультипликатор государственных расходов, с учетом ставки t подоходного налога.

При наличии подоходного налога соответственно мультипликатор налогов равен: , а мультипликатор трансфертов: .

Рассмотрим взаимосвязь между государственными расходами и налоговыми поступлениями (к ним сведем все доходы государственного бюджета).

Бюджетный дефицит – это превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений в текущем году.Когда правительство имеет дефицит бюджета, то его расходы больше доходов. По установленным международным стандартам бюджетный дефицит не должен превышать 5% от суммы валового внутреннего продукта (ВВП).

Различают структурный и циклический дефицит. Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным . Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения.



Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Он приводит, с одной стороны, к сокращению доходов предпринимателей, населения, что уменьшает налоговые поступления в бюджет, а с другой – к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает расходы государства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета. Циклический бюджетный дефицит – это дефицит государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.

Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком . В случае, когда при формировании бюджета закладывается превышение доходов над расходами, говорят об излишке доходов бюджета.

Равенство Рикардо: альтернативный взгляд на проблему бюджетного дефицита

Большинство экономистов убеждены в том, что дефицит государственного бюджета означает уменьшение национальных сбережений и инвестиций. Однако небольшая группа ученых не согласна с этим утверждением. Их взгляды базируются на выводах из так называемого равенства Рикардо, получившего название по имени выдающегося экономиста XIX в. Давида Рикардо, первым проанализировавшего его в своих теоретических работах (и первым поставившего под сомнение возможность его практического применения).

Теоретические построения Д.Рикардо выглядят следующим образом. Представьте, что государство перестает получать доход в виде налогов, а его расходы остаются на прежнем уровне. Вследствие бюджетного дефицита общественные сбережения сократятся. Но если домашние хозяйства направят все сэкономленные средства не на потребление, а на сбережения, их объем вырастет ровно настолько, насколько уменьшатся общественные сбережения. В результате национальные сбережения, равные сумме общественных и частных, останутся на прежнем уровне. Не изменится ни предложение заемных средств, ни равновесная ставка процента. Таким образом, в экономике не произойдет никаких изменений, кроме относительного перераспределения общественных и частных сбережений.

Уместно поинтересоваться, а направят ли домашние хозяйства сумму, равную объему неуплаченных налогов на сбережения? Д.Рикардо дает такое объяснение. Население понимает, что рост бюджетного дефицита означает увеличение в недалеком будущем налогов для покрытия накопившегося государственного долга. Отмена налогов и рост бюджетного дефицита представляют собой не подарок, а просто временную отсрочку уплаты долга. Поэтому население будет вынуждено направлять средства, полученные в результате налоговой льготы, не на потребление, а на сбережения, чтобы компенсировать снижение уровня жизни, которое наступит в будущем при введении повышенных налогов.

Однако при знакомстве с теорией Д.Рикардо возникает еще один любопытный вопрос: если рост бюджетного дефицита должен привести в будущем к увеличению налогов (как это и происходит на самом деле), почему население игнорирует необходимость увеличения сбережений, чтобы подготовиться к такой ситуации? Один из возможных ответов состоит в том, что население склонно к принятию слишком близоруких реше­ний, не учитывающих всех хитросплетений государственной политики. Согласно другому мнению, люди просто надеются, что новые налоги придется платить не им, а их потомкам. В любом случае многие экономисты подчеркивают, что перераспределение налогового бремени между разными поколениями было и остается важным аспектом бюджетной политики государства.

Источник: Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 552.

Основным вопросом бюджетно-налоговой политики является вопрос: должен ли быть бюджет сбалансирован или сбалансированность бюджета должна быть подчинена целям стабилизации экономики. Можно выделить три основные концепции регулирования бюджетного дефицита: ежегодное балансирование, балансирование в ходе экономического цикла и концепция функциональных финансов.

Концепция ежегодного балансирования основана на равенстве Д.Рикардо, в котором объемы налоговых поступлений настоящего и будущего периодов должны быть равны расходам аналогичных периодов. Экономические субъекты действуют рационально и адекватно оценивают текущие и будущие события, любой прирост задолженности государства воспринимают как прирост налогов в будущем, так как другого источника доходов, кроме налогов, у государства нет. При этом не имеет значения, как именно формируется прирост задолженности. Формально это можно выразить следующим образом:

, где r – ставка процента.

Данное уравнение называется рикардианским равенством, или государственным бюджетным ограничением.

Однако такое ежегодное балансирование снижает или вовсе исключает эффективность фискальной политики государства. Так, в период спада и длительной безработицы доходы населения падают, следовательно, уменьшаются и налоговые поступления в бюджет. В данном случае государство для балансирования бюджета должно либо увеличить налоги, либо снизить собственные расходы, что приведет к уменьшению совокупного спроса.

В условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются и налоговые поступления. Для уменьшения налоговых поступлений государство должно снизить налоговые ставки или увеличить государственные расходы, но обе эти меры или их сочетание приведут к росту деловой активности, занятости и в конечном итоге не уменьшат инфляцию. Следовательно, ежегодное балансирование бюджета с помощью оперативного государственного регулирования доходов и расходов не обеспечивает стабильности экономики в длительном периоде.

Концепция циклического балансирования бюджета предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно балансирует бюджет. Чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно идет на допущение дефицита бюджета. Затем проводит противоположную политику, а возникшее положительное сальдо бюджета использует для возмещения предыдущего дефицита. Однако проблемой данной концепции является то, что подъемы и спады в экономическом цикле не совпадают во времени, не одинаковы по глубине и не равнозначна реакция субъектов хозяйствования на фискальные меры государства.

Идея концепции функциональных финансов основана на том, что государство должно заботиться не о балансировании бюджета, а о макроэкономической стабильности экономики. Сторонники данной концепции считают, что налоговая система должна стимулировать налоговые поступления. Они будут увеличиваться автоматически по мере экономического подъема, а значит, дефицит бюджета будет самостоятельно ликвидироваться. Кроме того, права и возможности правительства по выпуску займов и эмиссии денег безграничны и они могут практически финансировать любой дефицит. Считается также, что при большом объеме национального богатства, в том числе и у населения, проблема дефицита государственного бюджета не является обременительной и острой для национальной экономики.

Государство строит свою бюджетно-налоговую политику так, что периодически использует все три концепции, при этом оперируя одновременно как расходами, так и налогами.

Однако при выборе между инструментами фискальной политики следует учитывать, что при росте государственных расходов и снижении налогов на равную величину национальный доход возрастет в большей степени при росте госрасходов, а бюджетный дефицит будет большим при снижении налогов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором.

Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину (G=Т), то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета .

Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода: , а изменение автономных налогов приводит к изменению дохода.

Сущность стабилизационной политики, постоянно проводимой правительством, сводится к воздействию государства на совокупный спрос и (или) совокупное предложение с целью поддержания их динамического равновесия при желаемых значениях занятости, уровня цен и дохода. Главной целью государственной экономической политики является поддержание экономики в состоянии полной занятости. Это гарантирует отсутствие безработицы и инфляции .

Современная рыночная эконо-мика при всем разнообразии ее моделей характеризуется социально-ориентированным хозяйством, которое допол-няется государственным регулированием.

Выполнение функций государственного регулирования невозможно без централизации средств, необходимых для:

- поддержания социальной сферы и социальной защи-ты населения (здравоохранение, развитие культуры, вып-латы заработной платы бюджетным учреждениям, пенсий и пособий, финансирование дошкольных учреждений, финансовая поддержка малообеспеченных и т.д.);

- развития приоритетных областей хозяйства (финан-сирование научно-исследовательских разработок, поддерж-ка агропромышленного комплекса, перераспределение средств между отраслями народного хозяйства и т.д.);

- обеспечения обороны и безопасности государства (содержание армии, финансирова-ние военно-промышленного комплекса);

- поддержки международных отношений (взносы в меж-дународные организации для обеспечения участия в них государства и т.п.).

Для выполнения всех этих функций правительством страны раз-рабатывается и проводится бюджетно-налоговая (или фискальная) политика, которая объединяет в себе ме-роприятия по формированию целостного устройства бюд-жетной системы и налоговой системы государства.

Фискальная политика (от лат. fisc - налог) - совокупность правительственных мер по взиманию налогов и расходованию средств государственного бюджета для достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости при отсутствии инфляции.

Кейнсианская теория рассматривает эту политику в качестве наиболее эффективного инструмента государственного воздействия на экономический рост, уровень занятости и динамику цен, т.к. государство выражает не частные интересы, как фирмы и домохозяйства, а общественные. В кейнсианской модели экономического равновесия стабилизирующая роль фискальной политики связана с ее воздействием на равновесный ВНП (ЧНП , НД) через изменение совокупных расходов (совокупного спроса).


К фискальной политике относятся только такие манипуляции бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества денег в обращении.

Фискальная политика складывается из дискреционной и автоматической.

Дискреционная фискальная политика (лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) - это сознательное изменение величин налогов и государственных расходов со стороны правительства с целью достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости при отсутствии инфляции.

Основные инструменты этой политики:

1. Изменение объема государственных закупок товаров и услуг (G ).

2. Изменение суммы подоходного налогообложения (Т).

На характер дискреционной фискальной политики большое влияние оказывает состояние экономики; на разных фазах экономического цикла эта политика использует различные инструменты (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Государственная экономическая политика в периоды спада (а) и подъема (б)

В период экономического спада (недостаточного спроса) осуществляется стимулирующая дискреционная политика (политика бюджетной экспансии, экспансионистская ), которая складывается из роста государственных расходов и снижения налогов, что предотвращает падение производства и направлено на увеличение совокупного спроса. Задача государственной экономической политики в период экономического спада (см. рис. 8.1, а) - добиться увеличения объема производства Y* до потенциального уровня Y 1 и достижения полной занятости посредством увеличения планируемых расходов (АЕ - aggregated expenses).

В период экономического подъема (избыточного спроса) осуществляется сдерживающая (рестрикционная ) фискальная политика, направленная на сокращение совокупного спроса путем уменьшения государственных расходов и (или) роста налогов. Задача государственной экономической политики в период экономического подъема (см. рис. 8.1, б) - добиться снижения объема производства Y* до потенциального уровня Y 1 и устранения избыточной занятости путем сокращения планируемых расходов (АЕ ).

Также часто применяется и комбинированная фискальная политика, представляющая собой применение обоих инструментов одновременно.

Воздействуя таким образом на совокупный спрос, дискреционная фискальная политика оказывает влияние на величину равновесного выпуска в стране. Это влияние имеет множительный характер и измеряется с помощью мультипликаторов государственных расходов (закупок), налогов и сбалансированного бюджета .

Мультипликатор государственных расходов (m G ) - отношение изменения равновесного выпуска и дохода к изменению величины государственных закупок товаров и услуг, показывающий, во сколько раз конечный прирост совокупного дохода превосходит вызвавший его первоначальный прирост государственных закупок товаров и услуг.

Данный мультипликативный эффект рассмотрим на примере стимулирующей фискальной политики (рис.8.2).

Рис. 8.2. Эффект мультипликатора государственных расходов

Увеличение государственных закупок товаров и услуг на ?G сдвигает функцию планируемых расходов АЕ вверх и смещает точку равновесия из положения 1 в положение 2. Изменение государственных расходов имеет явно мультипликативный эффект, поскольку конечное увеличение планируемых расходов ?АЕ и совокупного дохода ?Y больше, чем исходный прирост государственных закупок ?G .

В период экономического подъема с целью снижения объема производства и занятости производится уменьшение государственных закупок товаров и услуг. Тогда величина планируемых расходов снижается на величину сокращения государственных закупок товаров и услуг ?G . При этом объем выпуска и совокупный доход сокращаются больше чем на ?G благодаря эффекту мультипликатора (см. рис. 8.2 - обратный переход из точки 2 в точку 1).

Его формула расчета аналогична мультипликатору инвестиций:

. (8.1)

Это доказывается алгебраически для трехсекторной экономики (с участием государства). В точке равновесия Y = АЕ = С + I + G = (a + MPC*Y) + I + G . Решим это уравнение относительно Y:

. Отсюда очевидно, что .

Поскольку МРС < 1, то мультипликатор государственных закупок всегда больше единицы.

Следует отметить, что точно такой же мультипликационный эффект дает увеличение любого компонента автономных расходов (см. тему 5)

Экономический смысл мультипликатора государственных расходов. При увеличении государственных расходов планируемые совокупные расходы увеличиваются на ?G . В ответ на ту же величину возрастет объем производства, а значит, и совокупный доход: ?Y 1 = ?G (?Y 1 - это первичный прирост совокупного дохода).

Рост совокупного дохода вызовет, в свою очередь, увеличение потребительских (а вместе с ними и совокупных) планируемых расходов на МРС * ?Y 1 . Благодаря этому объем производства, а значит, и совокупный доход возрастут на ту же величину: ?Y 2 = ?Y 1 * МРС = ?G*МРС (?Y 2 - это вторичный прирост совокупного дохода и т.д.).

Новый прирост дохода вызовет новое увеличение потребительских (а вместе с ними и совокупных) планируемых расходов теперь уже на МРС*?Y 2 .

Тогда объем производства, а значит, и совокупный доход возрастут следующим образом:

?Y 3 = ?Y 2 * МРС = (?Y 1 *МРС) * МРС = (?G * МРС) * МРС и т.д. до бесконечности.

В общем виде:

?Y n = ?У n -1 * МРС = ?G * МРС n -1 .

Следовательно, увеличение государственных закупок приводит к многократному (мультипликативному) расширению совокупного дохода и планируемых расходов .

Мультипликатор налогов (m Т ) - отношение изменения равновесного выпуска к изменению налоговых поступлений, показывающий, во сколько раз конечный прирост совокупного дохода превосходит первоначальное изменение объема подоходных налогов.

При наличии подоходного налогообложения располагаемый доход, идущий на потребительские расходы и сбережения, становится меньше совокупного дохода на сумму собранных налогов. Функция потребления принимает вид: .

В период экономического спада сцелью увеличения объема производства и занятости производится сокращение объема подоходного налогообложения. При этом располагаемый доход домохозяйств возрастает, и увеличивается их потребительский спрос. Тогда объем планируемых расходов возрастет, и объем производства, и совокупный доход тоже увеличиваются, причем больше чем на величину сокращения налогов благодаря действию налогового мультипликатора.

Графическое изображение эффекта налогового мультипликатора при проведении стимулирующей фискальной политики представлено на рис. 8.3.

Рис. 8.3. Эффект налогового мультипликатора

Сокращение подоходных налогов на увеличивает располагаемый доход домохозяйств на ту же величину (?Y d = -?T ). Этот прирост располагаемого дохода будет израсходован на прирост сбережений на сумму MPS*?Y d = -MPS*?T и на увеличение потребления на сумму MPС*?Y d = -MPС*?T . В результате функция планируемых расходов сдвинется вверх на величину MPС*?T и точка равновесия сместится из положения 1 в положение 2. Изменение подоходного налогообложения имеет мультипликативный эффект, поскольку конечное увеличение планируемых расходов ?АЕ и совокупного дохода ?Y по модулю больше, чем исходное сокращение подоходных налогов .

Мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора государственных расходов, т.к. при изменении налогов потребление изменяется частично (часть располагаемого дохода используется на сбережения), тогда как каждая единица прироста расходов государства оказывает прямое воздействие на объем выпуска и дохода.

Поэтому :

. (8.2)

Знак «минус» означает отрицательное воздействие роста налогов на объем выпуска и дохода.

Это также доказывается алгебраически. В точке равновесия имеет место равенство Y = С + I .

Введем функцию потребления с учетом налогообложения:

Решим данное уравнение относительно Y:

Отсюда очевидно, что

, где - налоговый мультипликатор.

Налоговый мультипликатор по модулю может быть и больше, и меньше единицы, но в любом случае по модулю он меньше мультипликатора государственных закупок согласно (8.2).

В период экономического подъема с целью снижения объема выпуска и занятости производится увеличение уровня подоходного налогообложения. Тогда объем планируемых расходов снизится на величину?Т*МРС . При этом объем производства и совокупный доход сокращаются по модулю больше чем на?Т благодаря действию налогового мультипликатора (см. рис. 8.3 - обратный переход из точки 2 в точку 1).

Экономический смысл налогового мультипликатора. Рассуждения во многом аналогичны выводу мультипликатора государственных закупок. При сокращении подоходного налогообложения на планируемые расходы увеличиваются на -?Т*МРС . В ответ на ту же величину возрастет и объем производства, а значит, и совокупный доход: ?Y 1 =-?Т*МРС . Дальнейшее развитие процесса мультипликативного расширения планируемых расходов и совокупного дохода будет происходить так же, как и в случае увеличения государственных закупок.

В общем виде:

?Y n = ?У n -1 * МРС =- ?Т * МРС n .

По окончании процесса мультипликационного расширения доходов суммарный прирост совокупного дохода составит (согласно (5.8)):

Следовательно, сокращение подоходного налогообложения также приводит к многократному (мультипликативному) расширению совокупного дохода и планируемых расходов.

Одновременное воздействие изменения государственных расходов и подоходных налогов на изменение объема производства и совокупного дохода представляется следующей формулой:

Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что одинаковые увеличения государственных расходов и налогов ведут к росту равновесного выпуска на величину их прироста (это очевидно из (8.3)). Изменение государственных расходов имеет наиболее сильное влияние на совокупные расходы, чем изменение величины налогов такого же масштаба. Государственные расходы прямо и непосредственно влияют на совокупные расходы, а изменение суммы налогов влияет косвенно - через изменение доходов после уплаты налогов, что изменяет величину потребительских расходов. Он всегда равен 1 (та как ), что равнозначно отсутствию мультипликативных эффектов. Поэтому соблюдение правила сбалансированности бюджета резко снижает эффективность фискальной политики .

На 1 долл. смещает прямую совокупных расходов на менее чем 1 долл. Для расчета налогового мультипликатора (Л/() используем уравнение (19-17) - определение изменения дохода вследствие изменения налогообложения (при неизменности автономного потребления , инвестиций и государственных расходов). Новое значение /умножим на - Ь и на 1/(1 - Ь), что и даст нам величину изменения дохода . Следовательно, налоговый мультипликатор равен -Ь/(- Ь), или -МРС/ (1 - МРС), причем он отрицателен (так как график совокупных расходов имеет отрицательный наклон вследствие увеличения чистых налогов) и меньше, чем 1/(1 - Ь).  

Рисунок 20-22 иллюстрирует воздействие такой бюджетно-налоговой политики в модели IS-LM. Рост государственных расходов приводит к сдвигу вправо графика IS. При начальной равновесной процентной ставке (г) реальный доход увеличится. Насколько увеличится доход В главе 19 все экономические факторы (кроме реального дохода) принимались постоянными величинами и рост государственных расходов приводил к увеличению реального дохода . Денежный мультипликатор был равен М - /  

Предположим, что вместо увеличения государственных расходов были снижены налоги. В этом случае график IS вновь сместился бы вправо. Величина, на которую сместится график, была бы равна величине снижения налоговых ставок, умноженной на мультипликатор налогов, т. е. Л/ - -МРС/(- МРС). В результате увеличится равновесный уровень реального дохода . Однако окончательная величина прироста будет меньше расстояния, на которое сместится график IS. Причиной этого будет тот факт, что при увеличении объема реального дохода также увеличится спрос на деньги и по-  

Очень проста причина того, что равновесный уровень реального дохода в модели IS-LMв результате проведения экспансионистской бюджетно-налоговой политики (увеличения государственных расходов или снижения налоговых ставок) вырастет iw меньшую величину, чем предписывается традиционным эффектом мультипликатора . Когда реальный доход начинает расти, то же происходит и с объемом спроса на деньги, и с равновесной процентной ставкой . Повышение процентной ставки приводит к сокращению инвестиций фирм. В результате реальный доход уменьшается на величину, рапную сокращению ожидаемых инвестиций в соответствии с эффектом мультипликатора.  

Отметим, что снижение налогообложения имело бы тот же результат. Единственное различие состояло бы в том, что график IS сдвинулся бы вправо на величину снижения налогов, умноженную на налоговый мультипликатор (МРС/(МРС)). Таким образом, снижение налогов приводит к увеличению совокупного спроса . В итоге увеличение любой части ожидаемых совокупных расходов приведет к росту совокупного спроса . Например, увеличение автономного потребления или инвестиций приведет к смещению кривой IS вправо, сдвигая таким образом весь график совокупного спроса . (В качестве дополнения как было показано в разделе Международный обзор в главе 19, увеличение экспорта или снижение импорта приведет к тем же результатам.)  

В момент написания акции продаются с мультипликатором 16 х, то есть доходность акций составляет 6,25%. Доходность по эмитируемым облигациям в настоящее время равна 8,75%, то есть с учетом налоговой экономии обходятся компании в 5,8%. А это означает, что в настоящее время (1987 г. - Примеч. переводчика) цена заемных средств только чуть ниже цены привлечения акционерного капитала.  

Потребление (Са) 1. Уровень ВВП 2. График 1. Благосостояние 2. Уровень цен 3. Ожидания 4. Задолженность 5. Налоговые ставки Мультипликатор =  

Роль налогов в формировании доходов бюджета . Налоговый мультипликатор.  

Применение налоговых рычагов требует учета эффекта мультипликатора со-  

Налоговый мультипликатор показывает масштабы снижения (увеличения) объёмов ВВП при увеличении (снижении) объёмов налоговых платежей.  

Избыточную доходность, приносимую акциями с низким мультипликатором цена/прибыль, трудно подтвердить, применяя объяснение, используемое в отношении акций небольших фирм (т. е. риск акций с низким мультипликатором цена/прибыль занижается в модели САРМ). Акции с низким мультипликатором цена/прибыль, как правило, принадлежат фирмам с низкими темпами роста , имеющим большой размер, отличающимся устойчивостью бизнеса, которые работают скорее над сокращением риска, чем над его повышением. Единственно возможное объяснение этому явлению, совместимое с эффективным рынком , состоит в том, что низкие мультипликаторы цена/прибыль обеспечивают высокие дивиденды, которые создали бы повышенную налоговую нагрузку, поскольку дивиденды облагаются по более высоким ставкам.  

Таким образом, проблемы, создаваемые фирмами, обладающими различными стандартами для налоговых и бухгалтерских целей, становятся значительно серьезнее, если мы сосредоточиваемся на объявляемой прибыли (как в том случае, когда мы применяем мультипликаторы), чем при использовании денежных потоков . Однако если бы у нас был выбор, то мы основывали бы свои оценки на налоговых, а не на отчетных книгах.  

Единообразие. При проведении сравнительной оценки фирм в определенной группе для каждой фирмы вычисляется мультипликатор, а затем эти мультипликаторы сравнивают для вынесения мнения относительно того, какие фирмы переоценены, а какие - недооценены. Чтобы сравнения имели хоть какой-нибудь смысл, мультипликатор должен быть определен единообразно среди всех фирм в данной группе. Таким образом, если отслеживающий РЕ используется для одной фирмы, то его нужно точно таким же образом использовать и для всех других фирм. При использовании текущего РЕ для сравнения фирм в определенной группе одна из проблем состоит в том, что у разных фирм налоговые годы могут заканчиваться в разные  

В случае с использованием таких показателей, как прибыль и балансовая стоимость , существует другой компонент, о котором стоит позаботиться. Этим компонентом являются стандарты бухгалтерского учета , используемые для оценки прибыли и балансовой стоимости . Различия в стандартах могут привести к очень разным значениям прибыли и балансовой стоимости для сопоставимых фирм. Данное обстоятельство сильно затрудняет сравнение мультипликаторов фирм на разных рынках при отличающихся стандартах бухгалтерского учета . Причем даже в пределах одной страны - США - недоразумения в процессе сопоставления мультипликаторов выручки могут возникнуть из-за того, что одни фирмы используют различающиеся между собой правила бухгалтерского учета (скажем, в разрезе начисления износа и расходов) для отчетных и налоговых целей, а другие их не используют.  

Фирмы, которые принимают различающиеся между собой правила для отчетных и налоговых целей, обычно декларируют своим акционерам более высокую прибыль, чем налоговым властям . Когда на базе мультипликатора цена/ прибыль такие фирмы сравниваются с фирмами, у которых отчеты и налоги ведутся на одних и тех же принципах, то они выглядят более дешевыми (имеют более низкий РЕ).  

Предположим, государство вводит подоходный пропорциональный налог, ставка которого t. Если доход населения до введения налога был У, то после его взимания располагаемый доход можно рассчитать так У - tY = (- t)Y (автономные налоги не будем учитывать при расчетах). Это значит, что из каждой денежной единицы дохода раньше на потребление уходило МРС 1, а теперь (1 - 0 МРС, т.е. новая предельная склонность к потреблению МРС = (1 - О МРС. Величина МРС определяет наклон кривой С + I + G. Уменьшение этого показателя до МРС приведет к снижению наклона кривой совокупных расходов, т.е. к сдвигу ее в положение С + I + G. Точка равновесия переместится из Е в 2 что приведет к сокращению объема национального производства с Qi до 2- С учетом нового значения предельной склонности к потреблению МРС налоговый мультипликатор можно рассчитать по формуле  

Чтобы определить, на какую величину сократился равновесный выпуск продукции (доход) при введении налоговой ставки t, необходимо умножить первоначальное сокращение потребительских расходов , полученное в результате введения подоходного налога , на мультипликатор. Если до введения налога уровень национального дохода  

Подобно инвестициям и