Прогнозирование на предприятии. Прогнозирование социально – экономического

В ходе осуществления экономических реформ в России началась разработка прогнозов и программ как на государственном, так и на региональном уровнях. В этих целях был принят Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ.

Начиная с 1992 г. в течение ряда лет прогнозы социально-экономического развития России разрабатывались на очередной календарный год и носили характер текущих прогнозов. Было принято постановление Правительства РФ «О разработке прогноза и программы социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы, прогноза и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2005 годы» от 27 ноября 1995 г. № 1170.

Правительством РФ принято постановление «О разработке прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации на 1999 год и проекта федерального бюджета на 1999 год, параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2001 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета до 2001 года» от 5 января 1998 г. № 4. Таким образом, показатели прогноза социально-экономического развития страны на 1999-й и последующие годы должны быть увязаны с показателями доходной и расходной частей федерального бюджета на эти годы. Разработка прогнозов социально-экономического развития осуществляется в целом по стране и по отдельным регионам федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации. Предложения по прогнозу представляются ими в Министерство экономики РФ, которое разрабатывает и представляет прогноз социально-экономического развития страны в Правительство РФ.

Министерство экономики РФ с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка РФ разрабатывает и представляет в Правительство РФ сценарные условия функционирования экономики страны в течение прогнозного периода, содержащие основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики, целевые параметры, основные меры по финансовой и экономической стабилизации, приоритеты социально-экономической политики.

После рассмотрения Правительством РФ сценарных условий Министерство экономики РФ представляет в Министерство финансов РФ объемы и динамику валового внутреннего продукта на прогнозный период; прогноз инфляции; объемы производства и реализации товаров, работ и услуг; объемы инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования (в том числе за счет средств федерального бюджета); расчеты фонда оплаты труда; объемы прибыли (доходов); показатели экспорта и импорта; прогноз валютного курса рубля и ставок рефинансирования Центрального банка РФ; проектировки основных характеристик сводного финансового баланса по территории Российской Федерации.

В сценарных условиях функционирования экономики России в 1999г. и на период до 2001 г. определены основные цели и приоритеты социально-экономической политики на прогнозный период, при этом предусмотрены два варианта социально-экономического развития страны. Они основываются на единой концепции государственной политики и принципиальных механизмах ее осуществления. Их различия определяются степенью реализации поставленных целей, успехом в проведении программы реформ и преодолении возникших угроз, остротой воздействия неблагоприятных факторов экономического развития.

Основной (целевой) вариант ориентирован на полную реализацию задач, определенных постановлением Правительства РФ «Об утверждении программы Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах» от 31 марта 1997 г. № 360. При этом предполагается максимально возможное использование интенсивных факторов развития российской экономики и исключается возможность принципиальных изменений внутриполитической ситуации, мировой экономической конъюнктуры и других факторов. При выполнении этих условий с 1998 г. прогнозируется выход на устойчивые положительные темпы прироста валового внутреннего продукта (ВВП), которые к 2001 г. составят около 5%.

Второй вариант, предусмотренный постановлением Правительства РФ «О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1999 год и проекта федерального бюджета на 1999г., параметров прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации до 2001 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета до 2001 года», предполагает возможность активизации проявления угроз и негативных факторов, которые могут замедлить выход на целевые ориентиры в установленные сроки, а также более медленное, чем в первом варианте, решение узловых задач и определение негативных тенденций.

В первую очередь к этим факторам относятся неудовлетворительное развитие законодательной базы экономической деятельности (сроки принятия и содержание Налогового кодекса, законов, определяющих правовой режим совместной хозяйственной деятельности российских и иностранных инвесторов по соглашениям о разделе продукции, развитие рынка земли и т. п.), замедленный темп институциональных преобразований, низкая собираемость налогов и продолжение кризиса платежей, а также дальнейшее развитие мирового финансового кризиса и возможное усиление его негативного воздействия на российскую экономику. Устранение воздействия этих факторов потребует дополнительных затрат времени и ресурсов, следствием чего станут более низкие темпы экономического развития.

В сценарных условиях функционирования экономики России в 1999г. и на период до 2001г. определены также условия реализации целевого варианта прогноза на этот период. Они будут вводиться в жизнь путем осуществления Правительством РФ промышленной, научно-технической и инновационной, аграрной, инвестиционной, социальной, денежно-кредитной. налоговой, бюджетной, амортизационной и ценовой политики. Установлены также основные направления институциональных реформ в период до 2001г., проведения структурной реформы в сферах естественных монополий, направления антимонопольной политики, демонополизации и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках.

Кроме сценарных условий, Министерство экономики РФ доводит до разработчиков прогноза (министерств, ведомств, регионов) соответствующие формы и показатели, а также методические рекомендации по формированию отдельных показателей и разделов прогноза социально-экономического развития на определенный период.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период 1999-2001 гг. формируется по 14 разделам: демографические показатели; основные общеэкономические показатели: промышленность; агропромышленный комплекс; транспорт и связь; малое предпринимательство; инвестиции; финансы; труд;

денежные доходы и расходы населения; потребительский рынок; развитие отраслей социальной сферы; охрана окружающей среды; внешнеэкономическая деятельность.

Показатели прогноза учитывают те изменения, которые произошли в системе показателей в связи с переходом к системе национальных счетов и с реформированием экономики.

В частности, в системе общеэкономических показателей используются показатели валового внутреннего продукта и валового регионального продукта.

В разделах «Промышленность», «Агропромышленный комплекс» постановления Правительства Российской Федерации «О разработке прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации на 1999 год и проекта федерального бюджета на 1999 год, параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2001 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета до 2001 года» объемы производства продукции показаны по предприятиям разных форм собственности, здесь же приводятся показатели спроса внутреннего рынка на продукцию производственно-технического назначения, сельскохозяйственную продукцию, а также продукцию перерабатывающей промышленности АПК. В разделе «Малое предпринимательство» по отраслям экономики отражаются показатели среднесписочной численности работников малых предприятий, объем произведенной ими продукции (работ, услуг), объем капитальных вложений малых предприятий, балансовая прибыль или убыток от их деятельности.

В формах прогноза социально-экономического развития России на период 1999- 2001 гг. для анализа сложившейся ситуации и расчета темпов роста на перспективу предусмотрены сведения по показателям соответствующих разделов.

Еще по теме Состояние прогнозирования социально-экономического развития в России:

  1. 12. Прогнозирование экономического и социального развития регионов.

Прогнозирование — деятельность, направленная на выявление и изучение возможных альтернатив будущего развития фирмы. Главная роль здесь отводится прогнозированию сбыта продукции. Основная цель прогноза — определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные — на 1 — 1,5 года, среднесрочные — на 4-6 лет и долгосрочные — на 10-15 лет.

Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня и индексов цен, соотношений валют и кредитных условий. Учитываются также временные, случайные факторы.

Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов — , соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.

В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.

Важнейшими прогнозами в деятельности фирм являются прогнозы сбыта, при разработке которых могут быть использованы следующие основные методы:

  • опрос группы руководителей различных служб и отделов фирмы, а также обобщение оценок отдельных торговых агентов предприятия и руководителей его сбытовых подразделений - прогноз предс тавляет собой среднее значение из их мнений. Метод применяется для новых фирм, не имеющих опыта использования других методов, а также когда отсутствует подробная информация о тенденциях развития рынка. В рамках данного метода создается возможность учитывать региональные особенности спроса и условий реализации продукции фирмы;
  • прогнозирование на базе прошлого оборота - определяется темп роста объема продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим и делается предположение, что достигнутые темпы роста сохранятся в следующем году:
    Оборот следующего года = Оборот отчетного года х (Оборот текущего года: Оборот прошлого года).
    Метод применяется для рынков со стабильной конъюнктурой, слабо меняющимся ассортиментом, незначительными колебаниями оборота и вялотекущим НТП;
  • анализ тенденций, циклов и факторов, влияющих на объем сбыта. К наиболее значимым факторам относятся: долгосрочные тенденции роста фирмы, циклические колебания деловой активности, сезонные изменения сбыта, технические сдвиги, появление новых конкурентов и др. Метод используется для долгосрочных прогнозов на период не менее 3-5 лет и наиболее применим в капиталоемких видах деятельности;
  • корреляционный анализ - дополняет предыдущий метод, но основан на использовании более сложных методов статистического анализа. Выявляется теснота связи между уровнем сбыта и различными влияющими на него факторами, на основе чего факторы ранжируются по степени значимости. Метод требует больших затрат, связанных с глубоким исследованием рынка, и наиболее точные результаты дает на рынках со стабильной конъюнктурой;
  • прогнозирование на основе «доли рынка» сбыта фирмы — сбыт прогнозируется в виде определенного процента от доли фирмы на рынке в данной отрасли. Делается расчет доли фирмы в общем объеме продаж на рынке. При использовании метода важно быть уверенным в точности прогноза сбыта по рынку в целом и не принимать в расчет неценовую конкуренцию;
  • анализ конечного использования — прогноз основывается на предполагаемых объемах заказов основных клиентов фирмы. Общий объем сбыта обычно превышает этот показатель на определенный процент. Метод требует проведения исследований по основным отраслям, потребляющим продукцию предприятия, и наиболее предпочтителен в отраслях сырьевого и энергетического комплекса и на фирмах, выпускающих законченные изделия и узлы;
  • анализ ассортимента товаров — прогнозы сбыта по отдельным видам изделий сводятся воедино и образуют плановый оборот фирмы. Метод подходит для диверсифицированных фирм; его точность зависит от детального исследования рынка каждого вида изделий;
  • пробный маркетинг - один из самых точных подходов к прогнозированию сбыта. Новый продукт и система его продвижения на рынке (цены, виды рекламы, каналы сбыта, тип упаковки) проходят апробацию на небольшом региональном рынке, а затем информация об объеме продаж на нем распространяется на весь рынок сбыта фирмы;
  • методы стандартного распределения вероятностей — экспертным путем определяются три вида прогнозов сбыта: О — оптимистический прогноз; В - наиболее вероятный прогноз; П - пессимистическая оценка прогноза сбыта. Далее рассчитывается ожидаемое значение прогноза сбыта (С) по формуле

С = (О + 4В + П) : 6.

Стандартное отклонение (СО) вычисляется какС0 = (0 − П) : 6 . В соответствии с общей теорией статистики наиболее вероятное значение переменной — объема сбыта с вероятностью 95% будет находиться в пределах С ±2 СО.

Эффективность применения того или иного метода зависит от специфики деятельности фирмы. Обычно считается, что прогноз составлен правильно, если отклонение фактического оборота от планируемого не более 5%.

Прогноз сбыта является основой для составления плана производства и реализации продукции фирмы.

РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

Прогнозирование – предплановая стадия технико-экономических исследований, которая формирует научно-аналитическую основу планов, позволяет в процессе их разработки наметить наиболее эффективные решения о направлениях, содержании, последовательности и сроках осуществления технических и экономических мероприятий. Одновременно прогнозирование является исходной базой перспективного планирования, так как для формирования перспективных планов должны использоваться прогностические оценки развития науки и техники, экономических результатов.

Прогноз призван обеспечить процесс планирования не только информацией о возможных в будущем технических и экономических решениях и действия по их выполнению, но и гарантировать выбор их эффективного распределения во времени.

Прогнозирование – это процесс формирования перспектив поведения объекта на основе анализа тенденций его развития. В свою очередь, прогноз – это вероятное суждение о состоянии какого-либо объекта в определенный момент времени в будущем. При составлении прогноза выделяют две фазы: качественную (аналитическую) и количественную.

На качественной фазе прогнозирования решаются следующие задачи:

― раскрытие тенденций и закономерностей экономического роста в настоящий период;

― выявление важнейших тенденций закономерностей прогнозного периода;

― определение связи настоящего и будущего;

― установление сроков действия выявленных тенденций и факторов.

На количественной фазе прогнозирования получают некоторый набор конкретных цифр развития экономической системы на рассматриваемый период времени.

В экономической науке различают два подхода к прогнозированию: генетический и нормативный.

При генетическом подходе к прогнозированию объект описывается с помощью набора конкретных данных статистики, предполагая, что сохраняются действующие тенденции. Чаше всего он применяется к составлению прогнозов на макроуровне, (народное хозяйство, территория, отрасль).



Нормативный подход к прогнозированию предполагает переустройство объекта в соответствии с представлениями о том, каким он должен быть. Важной особенностью при таком подходе является выработка критерия функционирования экономической системы (например, оптимизационные задачи построения прогноза).

Экономические прогнозы можно различать в зависимости от промежутка времени, на который рассчитан прогноз:

― оперативный (рассчитанный на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта исследований – ни количественных, ни качественных);

― краткосрочный рассчитан на перспективу, на протяжении которой ожидаются только количественные изменения;

― среднесрочный рассчитан на перспективу, на протяжении которой ожидается преобладание количественных изменений над качественными;

― долгосрочный с преобладанием качественных изменений над количественными.

Возможны три основные типа предвидения явлений социально-экономической действительности:

Первый тип – это предвидение таких событий, которые представляются событиями иррегулярными. Например, конкретные размеры промышленного производства на определенную дату, конкретный уровень цен. Эти события являются однократными, конкретными, сами по себе они не могут быть включены в ту или иную формулу закона. Чтобы предвидеть их точно, нужно располагать идеальными знаниями хозяйственного положения в исходный момент. Но так как мы не имеем идеального запаса знаний, этот тип предвидения наиболее трудоемок.

Второй тип предвидения имеет места тогда, когда речь идет о предвидении наступления того или иного более иди менее регулярно повторяющегося события. Например, предсказания наступления экономических кризисов. Предсказания такого рода трудны.

Третий тип предвидения заключается в предвидении более общего развития социально-экономической тенденции. Например, рост или упадок отраслей, цен. Этот вид дает лишь приблизительные количественные границы развития тенденций.

При любом типе предвидения форма выражения предвидения может быть категорической или условной.

В первом случае формула предвидения такова: на основании данных мы считаем вероятным выход события X . Во второй случае: на – основании таких-то данных мы считаем, что если наступят события А , Б , В , то наступит и событие X . Отсюда формула выражения предвидения в первом и втором случаях различна.

Следует иметь в виду, что от точности разработанных прогнозов зависит и степень обоснования плана. Отсюда важное требование к прогнозу – уменьшение степени неопределенности.

Прогнозирование на предприятии должно осуществляться по следующим направлениям:

― прогнозирование объекта производства (продукции);

― прогнозирование технического, экономического уровней предприятия (технологии, состава средств труда, механизации и автоматизации производства). Однако прогнозирование служит не только для определения возможных изменений в перспективе, но также характеризует результаты развития явлений в виде определенного экономического эффекта;

― изменение трудоемкости или материалоемкости;

― снижение затрат на производство.

В связи с этим объектом является экономическое прогнозирование. Результаты прогноза следует сопоставлять с нормативами отрасли, «эталоном» технического и экономического уровней предприятия или данными передовых предприятий с целью определения степени их прогрессивности.

Методы прогнозирования

В условиях предприятия наиболее приемлемыми методами составления прогнозов являются методы экстраполяции и математического моделирования. Однако прогноз развития материально-технической базы производства, требующей одновременного учета большого количества факторов, целесообразно разработать путем составления «эталона», который позволяет характеризовать возможный нормативный уровень развития материально-технической базы в будущем.

В основе методе экспертных оценок лежат следующие принципы:

а) оценки следует получать от признанных экспертов в соответствующих областях;

б) мнение достаточного числа экспертов должно довольно точно характеризовать исследуемый вопрос;

в) необходимо перед экспертами ставить четко определенную задачу.

Типичным направлением такого прогноза является метод «Дельфи».

Основа метода – систематический сбор мнений экспертов и получение надежного обобщения по какому-либо вопросу в обстановке, исключающей прямые дебаты между экспертами, но вместе с тем, позволяющей им взвешивать свои суждения с учетом ответов коллег. Данный метод включает:

― постановку серии вопросов (с помощью специальных анкет);

― проведение нескольких туров опроса, в процессе которых вопросы все более уточняются;

― ознакомление экспертов после каждого тура опроса с информацией, полученной на основании обработки результатов предыдущего тура;

― получение от экспертов, чьи мнения резко отличаются от мнения большинства, объяснения причин этих отклонений;

― последовательную (от тура к туру) статистическую обработку ответов экспертов.

Метод «Дельфи» исключает открытые дискуссии, уменьшая тем самым влияние некоторых психологических факторов.

Существуют перспективные проблемы, характеризующиеся значительным элементом неопределенности. Например, проблемы освоения Луны, решение проблем перспективного развития национальной экономики. Для эффективного решения этих проблем наилучшим способом является разумное сочетание интуитивных и формальных методов анализа. Это метод системного анализа. Он предполагает существование, с одной стороны, группы специалистов, анализирующих весь комплекс решаемой проблемы, и, с другой стороны, лица или группы лиц, которые используют полученную в результате анализа информацию для принятия обоснованных решений. Считается, что такое взаимодействие практических работников, ответственных за принятие решения, и специалистов, способных всесторонне проанализировать любую проблему, дает наиболее эффективное решение поставленной задачи.

Весь цикл решения проблемы по методу системного анализа следующий:

― формулировка проблемы;

― определение целей, которые преследуют лица, принимающие решение;

― сбор максимально возможной информации о различных ситуациях (в том числе прогнозируемой информации и данных о параметрах);

― определение способов достижения поставленных целей;

― исключение маловероятных альтернатив;

― построение модели (в виде математических уравнений или словесного сценария);

― оценка на основе модели затрат на реализацию каждой альтернативы и ее эффективности с точек зрения поставленных целей.

Если получаемые результаты неудовлетворительны, то пересматриваются исходные посылки, уточняются цели, ищутся новые альтернативы.

Системный анализ предполагает обязательное сочетание количественного анализа с качественным, так как учитываются многие элементы неопределенности будущего, которые не могут быть выражены через количественные модели ожидаемой выгоды:

― проблема рассматривается в широком контексте многочисленных количественных и качественных факторов;

― источники информации часто бывают ненадежны, и поэтому полученные данные нередко неточны.