«Донастройка» на ₽600 млрд: кто заплатит за повышение НДС. Что написано в законопроекте. Влияние на экономическую ситуацию

Аналитики бурно обсуждают важнейшее для бюджета страны и граждан решение - повышение налога на добавленную стоимость (НДС). С какой целью меняется ставка налога, сколько планируется собрать, какие это будет иметь последствия для инфляции - и на что именно государством будут потрачены полученные таким образом деньги?

В результате повышения НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 года Минфин планирует получать ежегодно дополнительные 600 млрд рублей доходов. Это около 3,9% от доходов федерального бюджета.

Эти деньги пойдут на выполнение майских указов президента, которые направлены на развитие инфраструктуры, увеличение финансирования здравоохранения и образования, что в конечном счете должно помочь развитию в целом российской экономики и повысит уровень жизни россиян. Власти, конечно, пошли по самому простому пути - подняли НДС, который для российского бюджета является одним из значимых налогов наряду с нефтегазовыми. По данным Минфина, в 2017 году сборы НДС принесли бюджету более 5 трлн рублей (3 трлн рублей - внутренний НДС, еще 2 трлн - НДС на импорт). Это треть доходов бюджета, которые в прошлом году составили 15 трлн.

«Сумма 600 млрд рублей существенна для бюджета, учитывая, что на медицину и образование в прошлом году в совокупности было израсходовано немногим больше 1 трлн. В 2019 году на майские указы из федерального бюджета должно быть потрачено 735,4 млрд Если 600 млрд рублей придут от повышения НДС, то это уже более 80% всей необходимой суммы. Очевидно, что повышение НДС - самый простой путь», - говорит Анастасия Соснова из ИК «Фридом Финанс».

С другой стороны, по мировым меркам в России - еще довольно низкая ставка НДС, даже после повышения. Для сравнения: в Венгрии и Греции НДС - 27% и 24% соответственно. В Бельгии и Нидерландах этот налог составляет 21%. Европейские власти с 2000-х годов активно принимали ровно такие же меры - повышали НДС, чтобы справиться с высоким дефицитом бюджета. Так, Германия в 2007 году увеличила НДС с 16% до 19%, Великобритания в 2011 году - с 17,5% до 20%, Италия в 2013 году - с 21% до 22%. Самый высокий в Европе уровень налога на добавленную стоимость у скандинавских стран: в Дании , Швеции и Норвегии - по 25%, в Финляндии - 24%.

Россия в этом году может получить бездефицитный бюджет. Но, по сути, это следствие высоких цен на нефть и грамотной бюджетной политики. Бюджет сверстан по более низкой цене на нефть в 40 долларов за баррель, тогда как сегодня нефть торгуется в районе 72-75 долларов за баррель. Однако сверхдоходы от нефти не тратятся, а идут в резервы. И чтобы найти дополнительные средства на инфраструктуру, здравоохранение и образование, необходимо изыскать дополнительные источники доходов.

За шесть лет бюджет РФ сможет получить порядка 3,5 трлн рублей дополнительных доходов за счет повышения НДС на 2%. Еще 1 трлн принесет завершение нефтегазового маневра (обнуление экспортной пошлины и повышения НДПИ в качестве компенсации). В сумме налоговые решения дадут 4,5 трлн рублей за шесть лет, это больше половины от 8 трлн рублей, которые, по оценке правительства, необходимы для выполнения майских указов президента (суперуказы от 7 мая 2019 года). Еще 3 трлн рублей государство готово занять на рынке, разметив ОФЗ (облигации федерального займа).

Правительство на самом деле выбрало из двух зол меньшее. Если вспомнить, то весь прошлый год обсуждалось несколько вариантов налогового маневра. В частности, Минфин предлагал увеличить НДС до 22%, при этом, снизив страховые взносы с 30% до 22% (формула «22/22»). Минэкономразвития считало лучшей формулу «21/21». Третий вариант предполагал формулу «21/20» c введением торгового сбора и увеличением НДФЛ до 15%.

Однако решили все же остановиться на двухпроцентном повышении НДС, сохранив страховые взносы (благодаря пенсионному маневру). «Почему оставили 2%? Потому что выше - это переход границы чувствительности, при котором надо принимать уже другие решения», - пояснила повышение НДС именно до 20% вице-премьер Татьяна Голикова .

НДС - это, конечно, инфляционный налог. Любое его увеличение приведет к росту цен. Однако не такое большое, как могло быть. Во-вторых, правительство оставило льготные ставки в том же размере. В итоге НДС в 10% сохранит треть товаров корзины стандартного потребления, что существенно снизит влияние на инфляцию. В частности, пониженная ставка налога действует в отношении продовольствия (на товары из мяса и мясопродуктов, молочную продукцию, морепродукты, овощи, яйца, соль, сахар), в отношении детских и медицинских товаров. Соответственно, они не должны подорожать. Сохранятся также нулевые ставки на внутренние межрегиональные воздушные перевозки.

Таким образом, эффект будет действовать только на 60% корзины стандартного потребления, отмечает статс-секретарь Минфина Юрий Зубарев . Поэтому реальный вклад в инфляцию может составить от 1,2% до 1,5%. Учитывая рекордно низкий рост потребительских цен в стране, годовая инфляция в России не должна выйти за пределы целевой в 4%. Глава Минфина Антон Силуанов считает, что в 2019 году инфляция в результате поднятия ставки НДС составит от 1,5 до 4,5%, то есть в худшем случае выйдет немного за целевой уровень в 4%, но уже в 2020 году вернется к нему.

«Сначала повышение НДС может привести к «откату» деловой активности, но затем активность повысится благодаря общему развитию страны», - считает Владимир Старинский , управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры».

Ведь полученные дополнительные доходы должны пойти на развитие медицины, образования и инфраструктуры, что окажет благоприятный эффект на экономику в целом.

Еще один возможный негативный фактор - временный отказ ЦБ РФ от снижения процентных ставок на фоне роста инфляции. «Это, безусловно, отрицательно скажется на экономической ситуации и ипотечных заемщиках, и предпринимателях, рассчитывающих на более низкую стоимость кредитов», - считает главный экономист налоговых органов , должно уплачивать налогов не меньше этих значений. Но, если предприятие, прибегающее к разного рода «схемам», спланировало себе, к примеру, 6% налоговой нагрузки, то оно будет стремиться уложиться в эту нагрузку независимо от ставки НДС. Разумеется, в переходный период, когда в выручке уже будет заложен 20% НДС, а к зачету еще будут приниматься ранее уплаченные 18%, будет некий рост поступлений со стороны подобных налогоплательщиков», - поясняет налоговый эксперт.

Но в целом рассчитывать на надежный приток в бюджет можно лишь со стороны крупных «белых» предприятий, тогда как значительная часть предприятий «затенены», поэтому и требуется усилить борьбу с разного рода «оптимизационными схемами», говорит Парулева.

Министр финансов Антон Силуанов заявил, что рост налога на добавленную стоимость (НДС) до 22% может вызвать разовое повышение инфляции на 2 п.п. «Если мы собираемся увеличивать косвенное налогообложение на 4 п.п., это повлияет на инфляцию. Если оценивать, мы можем получить чуть больше 2% разово», — сказал в понедельник министр на Налоговом форуме в рамках Недели российского бизнеса РСПП.

Тем самым Минфин подтвердил свое намерение провести в жизнь ненефтегазовый налоговый маневр, суть которого состоит в повышении НДС до 22% и снижении страховых взносов до 22%. Вариант налогового маневра «22/22» будет нейтральным для бюджета, полагают в Минфине.

«22% ставки страховых взносов компенсируется 22% ставки налога на добавленную стоимость», — сказал Силуанов.

Просчитывались модели с формулой 21%/21% и 21%/22%. Но они показали выпадение доходов от 0,5 трлн до 300 млрд руб. в год. Модель реформы 22%/22% дала положительный результат в пользу бюджетных доходов. Повышение ставки НДС позволит дополнительно собирать в бюджет чуть более 1 трлн руб. в год.

Выступая на форуме РСПП, министр Силуанов отметил также, что его ведомство предлагает унифицировать ставку страховых взносов, то есть ликвидировать порог, с превышения которого в настоящее время взимаются дополнительные 10% страховых взносов в Пенсионный фонд.

Ранее «Газета.Ru» сообщала, что Минфин предложил правительству для обсуждения ненефтегазовый налоговый маневр, суть которого состоит в повышении НДС до 22% и снижении страховых взносов до 22%.

Министр экономического развития Максим Орешкин также предлагал снизить страховые взносы, но в другой пропорции: с 30 до 21%, а НДС повысить с 18 до 21%. Комментируя эту схему, Силуанов говорил, что эта идея не была проработана с Минфином.

Налоговый маневр, предложенный Минфином, позволяет решить как минимум три задачи. Первая — получить дополнительные доходы и перераспределить их на выполнение майских указов президента от 2012 года по увеличению зарплат отдельным категориям граждан. Источники в правительстве говорили о перераспределении около 150 млрд руб.

Второй эффект — «стимулировать предприятия, которые ориентированы на экспорт».

Но главным эффектом налоговой реформы Минфин называет обеление «серых» зарплат и доходов самозанятых граждан. Объем «серых» зарплат в России оценивается в 5-10 трлн руб. в год.

Дополнительный бонус предприятиям, работающим «вбелую», — выравнивание конкурентоспособности с неформальным сектором.

Ранее источники «Газеты.Ru» в правительстве утверждали, что именно эти параметры — 22% на 22% — Силуанов уже обсуждал 9 марта с руководителями деловых объединений. Безоговорочно принимать реформы Минфина бизнес, похоже, не спешит.

«При увеличении НДС фискальная нагрузка на предприятия с высокой добавленной стоимостью увеличится почти на 25%, к примеру, для предприятий машиностроения. Мы считаем, что для компенсации должен быть возвращен инвестиционный вычет по налогу на прибыль для предприятий с высокой добавленной стоимостью», — сообщил RNS президент «Опоры России» Александр Калинин.

Соцблок правительства не в восторге от предложения Минфина. Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин заявил, что Минтруд не поддерживает идею по уравниванию НДС и страховых взносов.

«Я считаю, что это приведет к тому, что будет все больше трансфертов в ПФР. Мы шли другим путем, у нас в правительственных документах написано об ином: что мы уменьшаем трансферт, что мы уходим от бюджетной зависимости в ПФР и фонде соцстраха, поэтому мне непонятна эта логика», — сказал Топилин на форуме РСПП.

По расчетам Минтруда, в результате снижения страховых взносов ПФР будет терять около 2 трлн руб. в год.

Эксперты в целом согласны с расчетами Минфина о том, что при повышении НДС на 4 п.п. инфляция повысится на 2 п.п. Но при одном условии.

«Эти оценки верны, если предположить, что Банку России удастся удержать инфляционные ожидания под контролем. Тогда эффект от повышения НДС будет разовым и не будет иметь долгосрочных инфляционных последствий», — говорит Мария Иванова, руководитель направления «Денежно-кредитная политика» Экономической экспертной группы.

ЦБ хочет снизить инфляцию до 4% уже к концу текущего года и закрепить ее на этом уровне. По итогам февраля инфляция в годовом выражении опустилась до 4,6%, и в ЦБ отмечают, что ее снижение происходит быстрее ожиданий. Но регулятора беспокоят те самые инфляционные ожидания.

«Инфляционные ожидания населения сохраняют значительную инерционность, оставаясь на повышенном уровне, а рост заработных плат опережает рост производительности труда.

В этих условиях возможно возникновение дополнительных рисков для достижения цели по инфляции по мере исчерпания действия временных благоприятных факторов и закрепления экономики на траектории роста. Таким образом, существующий баланс инфляционных рисков говорит в пользу очень плавного смягчения денежно-кредитной политики, которая должна оставаться умеренно жесткой», — отмечал ЦБ в мартовском выпуске бюллетеня «О чем говорят тренды».

Очевидно, что ЦБ при таком маневре, который несет угрозу его главному целевому показателю, почти со стопроцентной вероятностью продолжит политику жесткой денежно-кредитной политики и дальше. На практике это приведет к тому, что ключевая ставка (а с ней и прочие ставки в экономике) будет снижаться медленнее, чем могла бы. Сейчас она составляет 10%.

Хватит ли импульса налогового маневра, чтобы компенсировать длительный период высоких ставок и стимулировать экономический рост, неизвестно.

Минфин предложил реализовать повышение НДС в 2017 году. Нашла ли отклик данная инициатива на самом верху, и чем увеличение налога на добавленную стоимость так неприятно?

Накидываем идеи, товарищи!

Масштабная реформа налоговой системы, запланированная на 2018 год, затронет и повышение НДС. Но в Минфине уже сегодня предлагают:

    снизить ставку страховых выплат работодателей с действующих 30 до 22%;

    отменить льготы по ставке страховых взносов при высоких зарплатах, закрепив единые 22%;

На заметку! К вопросу увеличения налога на добавленную стоимость возвращаются с завидной регулярностью. Говорили о нем и в 2007, и в 2009, и в 2010.

Как повлияет повышение НДС на бизнес и обычных граждан?

По словам министра финансов Антона Силуанова, повышение ставки НДС вызовет разовый скачок инфляции сразу на два пункта. А эксперты торопятся найти и другие отрицательные стороны предложенного пути реформирования.

Во-первых, налоговая нагрузка для большинства работодателей увеличится настолько, что всё чаще они будут задумываться об использовании «серых схем» выдачи зарплаты.

Во-вторых, предлагаемая мера ударит по региональным бюджетам. Собираемость налога на прибыль сократится.

В-третьих, повышение налога на добавленную стоимость поставить крест на российском производстве, не затронув лишь добывающие отрасли, и будет способствовать ликвидации малого и среднего бизнеса. Это, в свою очередь, потянет за собой рост безработицы и падение благосостояния населения.

В-четвертых, производители вряд ли захотят нести налоговое бремя в одиночку и точно перенесут рост НДС на потребителя, а так как налог закладывается во все розничные товары, то платить в магазинах придется больше. И это главное, чем грозит повышение НДС в России, – рост цен на собственной шкуре почувствует каждый россиянин.

Сторонники идеи возражают: но ведь страховые выплаты сократятся, а значит, работодатели повысят зарплату, тем более что делать это все равно придется из-за «демографического провала 90-х» и нехватки квалифицированных кадров. Скептики же убеждены, что если какие-то бизнесмены и поднимут зарплаты работникам, то вызвано это будет не снижением объемов отчислений во внебюджетные фонды, – «сэкономленные деньги» большинство предпочтет вложить в развитие. К тому же любое повышение зарплат «съест» рост цен, который непременно произойдет при подъеме налога на добавленную стоимость.

Не нагнетайте!

В середине марта 2017 г. на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей с участием первого лица государства среди прочих вопросов обсуждалось и возможное повышение НДФЛ и НДС с 2018 года.

Президент поручил наложить мораторий на введение новых неналоговых платежей в ответ на обеспокоенность бизнесменов, а по поводу предложенного Минфином «налогового маневра» заметил, что обсуждать подобные темы в правительстве нужно, а вот выносить на публику – преждевременно. Зачем провоцировать ненужные тревоги? Особенно, когда «нет общего решения» по данным вопросам.

Президент подчеркнул, что готовящаяся налоговая реформа – неизбежна, и она должна стать одним из наиболее «мощных инструментов» экономического развития.

На заметку! Ольга Голодец назвала поступающие от Минфина идеи «просто дискуссией». По ее словам, никаких взвешенных и просчитанных предложений, касающихся снижения соцзносов и повышения других налогов, в правительство не поступало.

Маневр Минфина, который в народе уже прозвали 22/22 (рост НДС до 22% при параллельном снижении страховых взносом до той же отметки), не нашел поддержки в социальном блоке правительства. По мнению большинства экспертов, налог на добавленную стоимость в 2017 году повышать все-таки не будут, ведь учитывать необходимо не только желание Минфина наполнить любыми способами бюджет, но и социально-политическую ситуацию.