Раздел I. Внеоборотные активы. Официальный план счетов бухгалтерского учета: какими нормативными документами регулируется

2018 год привнёс новые изменения в учёте и будет активным. Главным бухгалтерам нужно быть внимательными ко всем тонкостям перехода на новые стандарты. Следует обратить особое внимание на корректность ведения учёта в информационной базе и привести все дела в порядок. В противном случае ошибки и неточности чреваты штрафами и проверками.

В апреле 2015 года Минфин России утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора (Приказ от 10.04.2015 № 64н).

По программе с 1 января 2018 года должны действовать десять стандартов. Однако вступление в силу трёх из них планировалось перенести с 2018 на 2020 год: Минфин России подготовил проект приказа о внесении в программу соответствующих изменений.

31 октября 2017 года Минфин России издал Приказ № 170н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора на 2017-2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″ и 25.11.2016 № 218н «О внесении изменения в приказ Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″».

Стандарты вступают в силу поэтапно с 1 января 2018 года. Окончательный переход к применению запланирован на 2020 год. Параллельно будут вноситься изменения в действующие инструкции по ведению учёта и составлению отчётности, формы первичных учётных документов и регистров.

В настоящее время утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России пять стандартов:

  • «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчетности организаций государственного сектора» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н);
  • «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н);
  • «Аренда» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н);
  • «Обесценение активов» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 259н);
  • «Представление бухгалтерской (финансовой) отчётности» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н).

Проекты других стандартов размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учёт и бухгалтерская (финансовая) отчётность государственного сектора», подразделе «Стандарты финансовой отчётности для государственного сектора».

Как было отмечено, изменения в учёте будут вводиться постепенно, в период с 2018 по 2020 год. Всего ожидается 29 новых стандартов . Нововведения влекут за собой ряд существенных изменений. Их цель ‒ повысить эффективность работы госучреждений.

Название стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора» говорит само за себя. Это базовый документ, который определяет единые требования к ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности в организациях госсектора:

  • основные правила (способы) ведения бухгалтерского учёта;
  • объекты бухгалтерского учёта, общие правила их признания (прекращения признания), оценку (денежное измерение) и методы оценки;
  • общие правила формирования сведений, раскрываемых в бухгалтерской (финансовой) отчётности, их качественные характеристики;
  • основные принципы (допущения) подготовки отчётности;
  • основные требования к инвентаризации активов и обязательств.

Организации госсектора должны применять стандарт при ведении бухгалтерского (бюджетного) учёта с 1 января 2018 года. Для составления отчётности положениями стандарта необходимо руководствоваться начиная с отчётности 2018 года. Отчётность за 2017 год представляется по старым правилам.

Положения стандарта применяются одновременно с другими утверждёнными стандартами, а также нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского (бюджетного) учёта и составления отчётности.

Чтобы понять суть грядущих изменений, изучение стандартов необходимо начать именно с концептуальных основ. Проанализируем положения документа. В чём заключаются принципиально новые подходы к формированию данных?

Глобальные изменения

Объекты учёта

Основные нововведения касаются объектов учёта. В стандарте впервые даны определения актива, обязательства, чистых активов, дохода, расхода.

Актив - это имущество (включая наличные и безналичные денежные средства), которое отвечает следующим условиям:

В определении актива используется ряд новых терминов. Полезный потенциал - это пригодность актива для использования в деятельности учреждения, обмена, погашения принятых обязательств. Использование имущества не обязательно должно сопровождаться поступлением денежных средств. Достаточно того, что оно служит для выполнения учреждением своих функций и достижения целей. Таким образом, актив характеризуется определёнными потребительскими свойствами.

Будущими экономическими выгодами признаются поступления денежных средств (их эквивалентов) в результате использования актива, например, арендные платежи.

О контроле над активом можно говорить, если учреждение вправе использовать актив (в том числе временно) для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод и может исключить или регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам. В целях учёта предполагается, что учреждение контролирует имущество, которое за ним закрепил собственник (учредитель).

Обязательство - это задолженность, погашение которой приведёт к выбытию активов, заключающих полезный потенциал или экономические выгоды. Обязательства принимаются к бухгалтерскому учёту, если они возникли в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения).

Разница между активами и обязательствами на определённую дату показывает величину чистых активов. Имущество, которым учреждение не отвечает по своим обязательствам, в расчеёт чистых активов не включается. Чистые активы могут принимать как положительное, так и отрицательное значение.

Доход - это увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчётный период (кроме поступлений, связанных с вкладами собственника, учредителя). Вкладом собственника (учредителя) является имущество, которое он передал учреждению (кроме денежных средств и их эквивалентов).

Расход - это снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод за отчётный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств.

Исключение составляет изъятие имущества собственником (учредителем), за исключением денежных средств и их эквивалентов.

Разница между доходами и расходами представляет собой финансовый результат за отчётный период.

Доходы бюджетов учитывают администраторы, расходы - главные распорядители (распорядители) и получатели бюджетных средств.

Таким образом, при ведении отчётности за 2017 год на балансе могут числиться только активы. Но к 2018 году бухгалтерии учреждения необходимо разобрать разделение имущества на актив и не актив (рис. 2). То же самое должно произойти с дебиторской задолженностью, её нужно списать и убрать с баланса.

Признание объектов учёта

Объект принимается к бухгалтерскому учёту и (или) отражается в отчётности при одновременном соблюдении трёх условий:

Если стоимость объекта нельзя оценить, в бухгалтерском учёте он не признаётся, однако информация о нём раскрывается в пояснительной записке к отчётности.

Объект выбывает с балансового учёта на дату, когда хотя бы одно из перечисленных условий перестало соблюдаться.

Если доходы признаются в течение нескольких отчётных периодов, расходы, которые соответствуют этим доходам, должны быть распределены между теми же отчётными периодами.

Оценка объектов учёта

В стандарте введено новое понятие «справедливая стоимость». Она соответствует цене, по которой право собственности на актив переходит между независимыми сторонами сделки. Объекты учёта, которые необходимо оценивать по справедливой стоимости, и случаи её применения будут устанавливаться в стандартах, посвящённых этим объектам.

Справедливую стоимость активов и обязательств можно определить двумя основными методами:

В качестве примера стоимости восстановления (воспроизводства) актива приведена стоимость восстановления здания в случае его разрушения. Стоимость замены актива рассчитывается на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования. Например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с сопоставимым сроком полезного использования.

Формирование данных для отчётности

В стандарте впервые сформулированы характеристики, которым должна отвечать информация в отчётности:

В стандарте впервые закреплён принцип приоритета содержания над формой. Он означает, что информация об объектах бухгалтерского учёта, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с их экономической сущностью, а не только их правовой формой.

Юридическое и экономическое содержание фактов хозяйственной жизни может различаться или даже противоречить друг другу. Например, если говорить об имуществе, то с юридической точки зрения важен объём прав на это имущество: находится оно в учреждении на праве оперативного управления или взято в аренду, получено в безвозмездное пользование, на хранение, на комиссию.

С экономической точки зрения для признания имущества активом важны не права на него, а его полезный потенциал, способность приносить экономические выгоды и возможность контролировать объект.

Имущество может использоваться в деятельности учреждения для достижения его уставных целей, но не принадлежать на праве оперативного управления, а находиться в аренде. Возможна и обратная ситуация: имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления и числится на балансе, но непригодно к эксплуатации.

В настоящее время на балансе учреждения отражается только имущество, которое закреплено на праве оперативного управления. Имущество, полученное в возмездное или безвозмездное пользование, показывается на забалансовых счетах. Однако с 2018 года принцип представления информации в учёте и отчётности кардинально меняется. Определяющей становится не юридическая, а экономическая трактовка фактов хозяйственной жизни. Тем самым методология учёта сближается с подходами, принятыми в международных стандартах финансовой отчётности.

Применительно к операциям с имуществом это означает, что право пользования арендованными основными средствами будет отражаться пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учёта . Это закреплено и в федеральном стандарте «Аренда», который также вступает в силу с 1 января 2018 года.

К чему должны подготовиться сотрудники учреждений госсектора?

В первую очередь, нужно быть готовыми к тому, что будут вводиться новые счета и субсчета в единый план счетов, а также процесс заполнения документов немного изменится. Для этого необходимо с 2018 года загрузить новый ОКОФ и обновить редакцию.

Изменение в субсчетах единого плана счетов:

101.х3 «Инвестиционная недвижимость».

101.х7 «Биологические ресурсы».

В амортизации счёта 104 субсчета меняются аналогично!

НМА счёт 102 теперь будет подразделяться по видам:

102.х1 «Программное обеспечение и базы данных».

102.х2 «Оригиналы произведений».

102.х3 «Результаты НИР».

102.х9 «Прочие НМА».

А также добавляются счета:

111.00 «Права пользования имуществом».

114.00 «Обесценение активов».

Счёт 401.00 (Финансовый результат) добавляется:

401.11 «Доходы текущего финансового года».

401.18 «Доходы прошлых лет».

401.19 «Результат исправления ошибок по доходам».

Счёт 401.20 (Расходы текущего финансового года):

401.21 «Расходы текущего финансового года».

401.27 «Результат от оценки резервов».

401.28 «Расходы прошлых лет».

401.29 «Результат исправления ошибок по расходам».

Расширяется 120 (Доходы от собственности) КОСГУ, теперь он содержит перечень:

121 «Доходы от операционной аренды».

122 «Доходы от финансовой аренды».

123 «Природоресурсные (рентные) платежи».

124 «Проценты по депозитам».

125 «Проценты по заимствованиям».

126 «Проценты по иным финансовым инструментам».

127 «Дивиденды от объектов инвестирования».

128 «Доля в прибыли (убытке) объектов инвестирования».

129 «Доходы от участия в иных организациях».

12Т «Доходы от простого товарищества».

12К «Доходы от концессионной платы».
При начислении амортизации специалистам нужно быть внимательными, так как в связи с изменениями в учёте в 2018 году появятся ещё два подраздела начисления амортизации (рис. 7).

Стоит быть внимательными, так как только для БГУ используются два новых метода (метод уменьшаемого остатка и метод пропорционально объёму продукции). Доначисление амортизации, а также списание на забалансовые счета объектов ОС пока что не требуется.
Что касается инвентарных объектов, то единицей учёта, как известно, является инвентарный объект. К объекту ОС инвентарного объекта относятся всё то, что было ранее, и добавляется ещё один пункт «Комплекс объектов ОС» . Это разнородные объекты, срок использования которых одинаков, а стоимость не является существенной. А в структурной части объекта ОС можно самостоятельно определить период поступления экономических выгод.
В связи с изменениями в учёте в 2018 году на весь комплекс нужно будет открывать только одну отдельную инвентарную карточку (0504031) при разнородных объектах ОС. Например, кабинет в государственном учреждении, в котором находятся стулья, столы, компьютеры. Все ОС будут учитываться как один инвентарный объект, в учёте для которого заводится одна инвентарная карточка.
Учёт доходов от аренды у арендодателя переходит на счёт 401.40 (Доходы будущих периодов), а счёт учёта прав пользования арендованным имуществом числится на счёте 111.00 (Права пользования имуществом) (рис. 8).

В заключение ещё раз отметим, что в статье рассмотрена лишь часть изменений, которые введены федеральными стандартами для организаций государственного сектора.

Утверждённые Минфином России федеральные стандарты, согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», являются одним из основных документов, регулирующих бухгалтерский учёт.

Вслед за федеральными должны быть утверждены отраслевые стандарты, а также рекомендации по их применению.

Письмо Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 «Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора ″Основные средства″»;

Письмо Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 «Методические указания по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора "Аренда"».

Следовательно, несмотря на то, что с 1 января 2018 года федеральные стандарты вступят в силу, правильное и единообразное их применение не может быть обеспечено без утверждённых отраслевых стандартов и соответствующих рекомендаций.

Другими словами, бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений пока остаётся лишь следить за нормотворчеством Минфина России и ждать.

Бухгалтерский учет в организациях ведут согласно утвержденному Минфином Плану счетов. В этом материале вам доступен План счетов бухгалтерского учета 2019 (таблица) и инструкция по применению.

План счетов бухучета 2019 утвержден приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Все организации ведут бухгалтерский учет в соответствии с данным планом (исключение - кредитные и государственные (муниципальные) организации). В нем восемь разделов. Такой план обеспечивает соответствие показателей учета и отчетности.

Важно

План счетов планируют поменять. Об этом газете "УНП" сообщили в Минфине.

План счетов бухгалтерского учета 2019 с пояснениями и проводками

План счетов бухгалтерского учета: таблица

Номер и название счета № и название субсчета
Раздел I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ:
счета для обобщения информации о наличии и движении активов организации, которые по правилам бухучета относятся к основным средствам, нематериальным активам и другим внеоборотным активам, а также операций, связанных с их строительством, приобретением и выбытием
Счет 01 "Основные средства" По видам основных средств
Счет 02 "Амортизация основных средств"
Счет 03 "Доходные вложения в материальные ценности"

По видам материальных ценностей

Счет 04 "Нематериальные активы"

По видам нематериальных активов и по расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

Счет 05 "Амортизация нематериальных активов"
Счет 06 ....................
Счет 07 "Оборудование к установке"
Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы"

1. Приобретение земельных участков
2. Приобретение объектов природопользования
3. Строительство объектов основных средств
4. Приобретение объектов основных средств
5. Приобретение нематериальных активов
6. Перевод молодняка животных в основное стадо
7. Приобретение взрослых животных
8. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

Счет 09 "Отложенные налоговые активы"

Раздел II. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ:

счета для обобщения информации о наличии и движении предметов труда, предназначенных для обработки, переработки или использования в производстве/для хозяйственных нужд, средств труда, которые включают в состав средств в обороте, а также операций, связанных с их заготовлением (приобретением)

1. Сырье и материалы
2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали
3. Топливо
4. Тара и тарные материалы
5. Запасные части
6. Прочие материалы
7. Материалы, переданные в переработку на сторону
8. Строительные материалы
9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности
10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе

Счет 12 ....................
Счет 13 ....................
Счет 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей"
Счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"
Счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"
Счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"

1. Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам
3. Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам

Раздел III. ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО:

счета для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу)

Счет 22 ....................
Счет 24 ....................
Счет 26 Общехозяйственные расходы
Счет 27 ....................
Счет 28 Брак в производстве
Счет 29 Обслуживающие производства и хозяйства
Счет 30 ....................
Счет 31 ....................
Счет 32 ....................
Счет 33 ....................
Счет 34 ....................
Счет 35 ....................
Счет 36 ....................
Счет 37 ....................
Счет 38 ....................
Счет 39 ....................

Раздел IV. ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ И ТОВАРЫ:

счета для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции (продуктов производства) и товаров

Счет 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)"
Счет 41 "Товары"

1. Товары на складах
2. Товары в розничной торговле
3. Тара под товаром и порожняя
4. Покупные изделия

Счет 42 "Торговая наценка"
Счет 43 "Готовая продукция"
Счет 44 "Расходы на продажу"
Счет 45 "Товары отгруженные"
Счет 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам"
Счет 47 ....................
Счет 48 ....................
Счет 49 ....................

Раздел V. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА:

счета для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории страны и за ее пределами, а также ценных бумаг, платежных и денежных документов

Счет 50 "Касса"

1. Касса организации
2. Операционная касса
3. Денежные документы

Счет 51 "Расчетные счета"
Счет 52 "Валютные счета"
Счет 53 ....................
Счет 54 ....................
Счет 55 "Специальные счета в банках"

1. Аккредитивы
2. Чековые книжки
3. Депозитные счета

Счет 56 ....................
Счет 57 "Переводы в пути"
Счет 58 "Финансовые вложения"

1. Паи и акции
2. Долговые ценные бумаги
3. Предоставленные займы
4. Вклады по договору простого товарищества

Счет 59 "Резервы под обесценение финансовых вложений"

Раздел VI. РАСЧЕТЫ:

счета для обобщения информации о всех видах расчетов с различными организациями и физлицами, а также внутрихозяйственных расчетов

Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
Счет 61 ....................
Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Счет 63 "Резервы по сомнительным долгам"
Счет 64 ....................
Счет 65 ....................
Счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам"

По видам кредитов и займов

Счет 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам"

По видам кредитов и займов

Счет 68 "Расчеты по налогам и сборам"

По видам налогов и сборов

Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"

1. Расчеты по социальному страхованию
2. Расчеты по пенсионному обеспечению
3. Расчеты по обязательному медицинскому страхованию

Счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"
Счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами"
Счет 72 ....................
Счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям"

1. Расчеты по предоставленным займам
2. Расчеты по возмещению материального ущерба

Счет 74 ....................
Счет 75 "Расчеты с учредителями"

1. Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал
2. Расчеты по выплате доходов

Счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

1. Расчеты по имущественному и личному страхованию
2. Расчеты по претензиям
3. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам
4. Расчеты по депонированным суммам

Счет 77 "Отложенные налоговые обязательства"
Счет 78 ....................
Счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты"

1. Расчеты по выделенному имуществу
2. Расчеты по текущим операциям
3. Расчеты по договору доверительного управления имуществом

Раздел VII. КАПИТАЛ:

счета для обобщения информации о состоянии и движении капитала организации

Счет 80 "Уставный капитал"
Счет 81 "Собственные акции (доли)"
Счет 82 "Резервный капитал"
Счет 83 "Добавочный капитал"
Счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"
Счет 85 ....................
Счет 86 "Целевое финансирование"

По видам финансирования

Счет 87 ....................
Счет 88 ....................
Счет 89 ....................

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

счета для обобщения информации о доходах и расходах организации, а также выявления конечного финансового результата деятельности за отчетный период

Счет 90 "Продажи"

1. Выручка
2. Себестоимость продаж
3. Налог на добавленную стоимость
4. Акцизы
9. Прибыль / убыток от продаж

Счет 91 "Прочие доходы и расходы"

1. Прочие доходы
2. Прочие расходы
9. Сальдо прочих доходов и расходов

Счет 92 ....................
Счет 93 ....................
Счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
Счет 95 ....................
Счет 96 "Резервы предстоящих расходов"

По видам резервов

Счет 97 "Расходы будущих периодов"

По видам расходов

Счет 98 "Доходы будущих периодов"

1. Доходы, полученные в счет будущих периодов
2. Безвозмездные поступления
3. Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы
4. Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей

Счет 99 "Прибыли и убытки"

счета для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации, условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными операциями

Счет 001 Арендованные основные средства

Счет 002 Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение

Счет 003 Материалы, принятые в переработку

Счет 004 Товары, принятые на комиссию

Счет 005 Оборудование, принятое для монтажа
Счет 006 Бланки строгой отчетности

Счет 007 Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов

Счет 008 Обеспечения обязательств и платежей полученные
Счет 009 Обеспечения обязательств и платежей выданные
Счет 010 Износ основных средств
Счет 011 Основные средства, сданные в аренду

План счетов бухгалтерского учета на 2019 год

На основе плана счетов бухчета организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета , содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения учета.

План счетов бухучета - это схема регистрации и группировки в бухгалтерском учете активов, обязательств, финансовых, хозяйственных и прочих операций организации. В нем приведены названия и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Новый план счетов бухгалтерского учета 2019 (Россия) представлен выше. Он содержит все счета.

Для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином вводить в план дополнительные синтетические счета, используя свободные номера.

Субсчета, предусмотренные в плане счетов бухгалтерского учета, используют исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в плане субсчетов, исключать и объединять их, вводить дополнительные.

Порядок ведения аналитического учета устанавливают с учетом ПБУ и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухучета.

Любая хозяйственная операция в жизнедеятельности предприятия должна найти соответствующее отражение в бухгалтерском учете. Для этого бухгалтеры организации составляют специальные бухгалтерские записи - проводки, которые, в свою очередь, формируются из действующих счетов бухучета. В статье расскажем, какой план счетов использовать в зависимости от типа организации.

Общие положения

Организация ведения бухгалтерского учета, независимо от типа компании, основывается на полноте, достоверности и систематизации информации о хозяйственной жизни экономического субъекта.

Чтобы сгруппировать и систематизировать учет, законодатели предусмотрели особый порядок отражения бухгалтерских проводок в учете компании на основании Единых планов счетов бух. учета (ЕПСБУ). Однако для каждого типа организаций действуют свои правила.

Определим основные правила, которые едины для всех экономических субъектов:

  1. Вести бухгалтерский учет обязаны все экономические субъекты, кроме индивидуальных предпринимателей, частников и иностранных представительств. Некоторые компании имеют право вести БУ по упрощенной схеме.
  2. Руководство компании несет прямую ответственность за функционирование бухгалтерии на предприятии.
  3. Компания самостоятельно определяет доступные методы и формы ведения БУ. Данную информацию необходимо закрепить в учетной политике. Отметим, что документ является обязательным для всех фирм.
  4. Все факты жизнедеятельности субъекта должны быть подтверждены соответствующими первичными документами. Они, в свою очередь, подлежат регистрации в специальных учетных журналах, регистрах и ведомостях.
  5. Учет обязательно вести в рублях и на русском языке. При необходимости производят пересчет по действующим курсам ЦБ (на дату операции) либо делают построчный перевод.
  6. Компания обязана обеспечить достоверность и полноту отражения информации. Также необходимо организовать детальный внутренний контроль.

Действующий план счетов бухгалтерского учета 2019, таблица по типам экономических субъектов:

Нормативно-правовой акт

Государственные и муниципальные учреждения

Раздел II
А

Животные на выращивании и откорме

П

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей

А-П

Отклонение в стоимости материальных ценностей

Раздел III
А

Полуфабрикаты собственного производства

А

Обслуживающие производства и хозяйства

Раздел IV

40 А-П
П

Торговая наценка

А

Выполненные этапы по незавершенным работам

Раздел V
А

Расчетные счета

П

Резервы под обесценение финансовых вложений

Раздел VI
П

План счетов бухгалтерского учета (ПС) использует в каждой компании. Со временем изменяется и корректируется из-за преобразований в сфере управления, хоздеятельности. Для постсоветской интеграции в мировую экономику потребовалось адаптировать его к стандартам международной отчетности.

Текущий вид российский ПС приобрел с 2000 года. Каким стал, как используется, особенности, разбираемся в этой статье.

Что это такое?

ПС – целостная системная схема бухучета, где отражаются операции фирмы (продали продукцию, использованы материалы, рассчитались с поставщиками и т. д.), которая:

  • Не имеет нормативно-правовой основы.
  • Вместе с Инструкцией по применению составляет фундамент учета.
  • Используется в компаниях, проводящих операции с использованием двойной записи.
  • Содержит в 8 разделах синтетические (I порядок) и субсчета к ним (II порядок). Отдельно учитываются забалансовые счета.

Различают следующие ПС:

  • типовой;
  • банков, кредитующих организаций;
  • муниципальных компаний.

Выделяют еще ПС сферы страхования, где применяют типовой вариант с добавленными специализированными счетами.

Нормативная база

ПС и Инструкция по применению введены в действие в уточнении Приказов №38н от 07.05.03 г., №115н от 18.09.06 г., №142н от 08.11.06 г.

Выделяют правовые уровни формирования бухучета:

  • , Указы Президента и Правительства.
  • Минфин России централизованно разрабатывает нормативные документы (к примеру, обязательный к применению типовой ПС).
  • Профессиональные сообщества бухгалтеров создают методические рекомендации.
  • Предприятия, компании на базе типового разрабатывают рабочий ПС.
  • Общие методики бухгалтерского учета утверждаются Правительством России.

Назначение

ПС объединяет учетные данные и отчетные показатели. Его применение позволяет руководству контролировать эффективность функционирования фирмы и находить выигрышные решения.

Благодаря использованию схожих величин Плана компании взаимодействуют между собой.

Все организации с 2014 года ведут бухгалтерский учет. В малом и среднем бизнесе допускается самостоятельное ведение. В крупном как минимум нанимают бухгалтера. Поэтому важное значение приобретает знание ПС.

Единый рабочий План счетов предполагает:

  • методическое обеспечение;
  • контроль учетных показателей и отчетных данных;
  • сбор статистики функционирования компаний;
  • объективность и достоверность показателей финансового положения предприятия для инвесторов, кредиторов.

План счетов бухгалтерского учета 2019 года

Бухучет активно и направлено регулируется в слиянии с международной практикой. В итоге доступно формирование данных по МСФО.

ПС демонстрирует четкую систему учета всей деятельности предприятия.

Что в себя включает

Синтетические счета (I порядка) собраны в 8 групп, каждому соответствует название и уникальная двузначная нумерация в диапазоне 01-99.

В каждой группе присутствуют свободные номера для добавления счетов (однако, необходимо разрешение Министерства финансов). Используется около 60 счетов.

Для уточнения по ним служат субсчета II порядка (аналитический учет).

Счета подразделяются на активные и пассивные, а также активно-пассивные:

  • На активных (А) нарастающее сальдо проходит по дебету, уменьшение – позиция кредита.
  • На пассивных (П) — наоборот.
  • Активно-пассивные (А-П) допускают одностороннее (Кт или Дт) либо двустороннее (Кт и Дт) сальдо.

Например, счет 10 «Материалы» (А) содержит в разбивке по субсчетам данные о стоимости, наименовании и местах хранения материалов.


По каждому субсчету возможна расшифровка аналитических счетов, к примеру, по видам материалов. Это может понадобиться для характеристики по другим параметрам. Порядок аналитических счетов может быть 3, 4, 5 и т. д.

К примеру:

Субсчета счета I порядка нумеруются по порядку. Забалансовые кодируются 3 знаками (от 001 до 011), перечислены в приложении к ПС.

Принципы построения

ПС утверждается на основании типового ПС с перечнем всех необходимых аналитических и синтетических счетов. В их нумерации порядок применения допускает до 26 позиций.

Состав рабочего ПС:

  • счета I порядка;
  • II порядка по выбору компании;
  • аналитические (по необходимости).

Состав рабочего ПС зависит от учетной стратегии организации.

Структура и краткие пояснения

Учет I порядка является синтетическим. Детализированный II порядка и выше – аналитическим.

Однако они и образуют наглядность и информативность бухгалтерского учета.

ПС подразделяется на 8 групп.

Забалансовые счета не включены в эти группы.

Они учитывают объекты, временно используемые фирмами. К примеру, списанная по бухучету спецодежда проходит по такому счету.

Новый типовой план

Субсчета

Субсчета служат для аналитики, отчетности и контроля. Составляют в ПС аналитический учет. Могут именоваться с помощью цифр, букв или комбинировано.

Например, по счету 10 «Основные средства» выбывшие объекты учитываются на субсчете с литерой «В». Наименование счета II порядка 10.В. Однако чаще используется цифровая нумерация.

Приказом Минфина России № 94н от 31.10.2000 г. определен типовой перечень субсчетов. Не является полным и обязательным. Содержание субсчетов ПС организация определяет самостоятельно, закрепляя внутренними распоряжениями. Субсчета объединяются, исключаются или вводятся дополнительные.

Пример по счету 68:



В кредитных организациях (банках)

Типовой ПС в организациях кредитной сферы не применяют.

Что собой представляет:

  • Регламентирует разработку и использование рабочего ПС.
  • Описана структура счетов и субсчетов к ним, их назначение, отражение типовых операций.
  • Дана общая схема корреспонденции счетов. Ее в нетипичной ситуации можно на основании рекомендаций Инструкции дополнить.

Фактически это шпаргалка для создания корректных проводок.

Разработка в организации

Согласно ФЗ-402, фирма утверждает рабочий ПС. Основа – типовой ПС, представленный Приказом Минфина России № 94н от 31.10.2000 г. Рекомендации к формированию ПС в Инструкции по применению в том же Приказе.

ПС является частью . Она формируется главным бухгалтером или лицом, на которое эти обязанности возложены. Заверяется приказом руководителя с ПС в качестве приложения.

При изменении рабочего ПС старая форма хранится 5 лет с последнего отчетного по ней периода.

Как используются счета и схемы корреспонденции, указано в Инструкции. Организация выбирает подходящую синтетику и аналитику.

Если не предвидятся операции по счету, то нет необходимости его использовать и включать в ПС. Для особых операций ПС можно дополнить счетами свободных номеров с одобрения Минфина.

Фирма вправе детализировать типовые субсчета, определять, сколько счетов утвердить в рабочем ПС, объединять их или вовсе исключать.

Автоматизированное ведение

На основе рабочего ПС компания может вести автоматизированный бухучет. Это просто и удобно.

Приложений программного обеспечения много:

  • Условно бесплатные подойдут для небольших фирм и решают узкие задачи (к примеру, налоговая отчетность). Обычно в них присутствуют стандартные настройки. Среди таких версий «Налогоплательщик ЮЛ», «Инфо-предприятие» и другие.
  • Платные для наилучшей оптимизации утилит настраиваются. Обновляются с учетом изменений в законодательстве. Среди таких лицензионных продуктов «1С», «Парус-Предприятие», «БОСС» и другие.
  • Наиболее популярный «1С» позволяет полностью автоматизировать бухгалтерский и налоговый учет на любых предприятиях. Однако сложен в освоении и возможно некорректное взаимодействие с аналогичными системами.

В некоторых программах допускается использование нескольких ПС. Для работы с ПС обычно предлагаются табличные формы или списки. Настройка счета производится по различным параметрам. Опять же в «1С» организация предлагаемый типовой ПС корректирует в соответствии со своим рабочим ПС.


Постепенно российская практика бухучета сближается с наработками международной практики. Но важны также и разработки методов формирования рабочего Плана и их грамотного применения в учете. Пока такие указания не изданы.

ПС – удобная и многофункциональная система бухучета. Ее внедрение во все организации переводит хозяйственную деятельность различных компаний на платформу единого формата данных, понятную и открытую в том числе для мировой экономики. И эта система совершенствуется.

Е.П. Кравченко,
эксперт в области бухгалтерского учета и отчетности учреждений госсектора

Переход на план счетов, доведенный приказом Минфина России от 31.03.2018 № 64н «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» ожидаемо вызвал много вопросов наших читателей, и мы решили сделать отдельный материал с готовыми решениями по переходу, заодно и ответив на все заданные вопросы.

Готовим приказ

Мы уже писали о последних изменениях в Инструкции о порядке применения Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), их действительно много, но самое важное изменение – откорректирован Единый план счетов. В соответствии с уже упомянутым приказом от 31.03.2018 № 64н новый план счетов применяется с 1 января 2018 года, хотя сам приказ вступил в силу 8 мая 2018 года. Начиная с этой даты субъектам учета необходимо осуществить переход по мере своей технической готовности.
Самое первое действие по переходу – подготовка приказа о внесении изменений в учетную политику учреждения, в раздел «Рабочий план счетов». Напомним, что в данном разделе должны быть перечислены не все счета инструкций по учету, а тот перечень синтетических и аналитических счетов, которые необходимы для ведения бухгалтерского учета и действительно применяются в учреждении, а также те, применение которых планируется в ближайшем будущем.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно