Высотные здания история. Когда и где появились первые небоскребы

С началом бурного развития промышленности, концентрации населения в городах появилась необходимость возведения больших объемов многоэтажных и высотных зданий. Первым городом, в ко-тором стали строиться высотные здания, был Чикаго, в конце XIX в. игравший заметную роль в развитии США.

В этом городе впервые стали возводиться здания в 12-16 эта-жей, что привело к трудностям при их эксплуатации. Во-первых, водяные насосы того времени могли подавать воду только на высоту 15 м, во-вторых, подъем выше 5-7 этажей также не способствовал возведению высоких зданий в 10-12 этажей, и только применение каркасной системы, изобретение безопасного лифта, разработка бо-лее мощных насосов создали возможность увеличивать высоту зда-ний до 100 и более метров.

Первые многоэтажные и высотные здания строились из кир-пича, всю несостоятельность такого строительства показало возве-дение здания «Монаднок» в 1891 г. 16-этажное здание с несущими наружными и внутренними стенами имело толщину наружной стены 1,8 м (рисунок ниже), что не позволяло в силу конструктивных особен-ностей иметь помещения с большими площадями и большеразмер-ными витринными окнами.

Наружная стена здания «Монаднок» (Чикаго, США)

Одним из первых теоретиков высотного строительства был Луис Салливан, сформулировавший пять основных принципов воз-ведения высотных зданий, которые используют все современные архитекторы. Первый - небоскребу необходим подземный этаж, в котором размещаются бойлерные, силовые установки и инженерное оборудование, обеспечивающее здание энергией и теплом. Второй - первый этаж должен быть отдан в распоряжение банков, магазинов и иным заведениям, которым необходимо большое пространство, много света, яркие витрины и легкий доступ с улицы. Третий - вто-рой этаж должен иметь не меньше света и простора, чем первый, поскольку он легко достижим с помощью лестниц. Четвертый - ме-жду вторым и самым верхним этажом должны располагаться офис-ные помещения, которые могут ничем не отличаться друг от друга по планировке. Пятый - самый верхний этаж, так же как и подземный, должен быть техническим. В нем должны находиться система вентиляции и другое оборудование. Свои принципы Салливан совместно с Адлером подтвердил в проекте «Гаранти Траст билдинг» в Буффало (рисунок ниже), где магазины и банк разместились на первом и втором этажах, верхний этаж отведен для установки необходимого оборудования, а десять этажей между ними заняты офисными помещениями с одинаковым планировочным решением.

Здание «Гаранти Траст билдинг» (Буффало, США)

По мере развития проектирования и строительства высотных зданий их архитектура, конструкции и инженерное оборудование постоянно претерпевали изменения. Изобретения в области строительства, технологии, различные влияния, оказываемые законодательством, архитектурные теории и стили оставили свой след в высотном строительстве.

На основе опыта проектирования и строительства развития архитектурных стилей проведено деление этапов развития высотного строительства.

Чикагская школа (1890-1915)

В США была возведена первая серия высотных офисных блочных зданий, на основании которых Луис Салливан и Джон Велборн Рут провозгласили архитекгурный принцип «Форма определяется функцией» . Новый стиль стал известен всему миру как стиль так называемой Чикагской школы, который положил начало современному направлению проектирования высотных зданий.

Вначале при строительстве многоэтажных зданий, по аналогии с фабриками Англии, были применены чугунные колонны по проекту инженера-архитектора Уильяма ле Барона Дженни - одного из основоположников Чикагской школы. В здании впервые был применен навесной фасад. Построенное в 1895 г. здание «Хоум Иншуренс билдинг» является типичным примером стиля Чикагской архитектурной школы, которое на многие десятилетия определило направление развития высотного строительства. У. Дженни был первым, кто сформулировал принцип разделения функции несущих конструкций и оболочки здания, предвосхищая систему навесной наружной стены. Чикагская школа, объединяя в своих работах в единое целое архитектуру и конструкции, конструкции и формы, впервые преодолела разрыв между ними.

Одним из первых высотных зданий с применением стальной каркаса стало 30-этажное здание «Парк Роу билдинг» (арх. Р. Робертсон, рисунок ниже), построенное в 1899 г. Хотя наружные стены были кирпичными, горизонтально разделенный поясками и балконами различной длины фасад завершался верхним декоративным поясом и двумя башнями.

Общий вид каркаса

Несмотря на прогрессивность конструктивных ре-шений, архитектура здания не претерпела существенных из-менений (рисунок ниже). В его объемно-пространственных решениях повторялись мотивы каменных строений - массив-ные нижние этажи, тяжелые горизонтальные поэтажные пояса.

Здание «Парк Роу билдинг» (Нью-Йорк, США)

а) б)

а - общий вид; б - башня здания

Применение металли-ческого каркаса выдвинуло перед архитекторами новые тектонические задачи, заклю-чающиеся в отказе от обли-цовки каркаса массивными каменными стенами и, напротив, в выяв-лении его на фасаде и заполнении пространств между каркасом ос-текленными поверхностями. Так, при проектировании восьмиэтаж-ного магазина фирмы «Лейтер» фасад здания имел длину 120 м. Дженни применил крупные и простые пропорции, разбив фасад на секции. Каркас здания подчеркивал выразительность сооружения. Крупные остекленные поверхности были отделены друг от друга огнестойкими металлическими колоннами, разделяя фасад на круп-ные квадраты. Такое членение фасадов было присуще практически всем строящимся в то время зданиям, одним из таких примеров мо-жет служить здание «Маргиэтте билдинг», построенное в 1895 г. В этом же году было возведено 14-этажное здание «Релайнс билдинг» (рисунок ниже). Характерными особенностями возведенного здания бы-ли: стальной каркас так называемой чикагской структуры и значи-тельные площади окон. Здание благодаря широким эркерным ок-нам и горизонтальным пояскам, приобрело стройность и легкость. Большие эркерные окна, не открывающиеся в центральной части, выступали вперед, обеспечивая необходимый световой фронт. Для проветривания служили расположенные по разным сторонам эркера узкие окна. Само здание было разделено на два функциональных объема - первые два этажа с большими окнами-витринами универ-мага облицованы темным камнем, почти без украшений, а фасад верхних 12 этажей офисов был разработан в необычной для того времени открытой и прозрачной манере. Это здание стало предшественником небоскребов из стекла и стали, пропагандируемых в 20-40-е гг. XX столетия всемирно известным архитектором Мис ван дер Роэ.

Общий вид здания "Релайнс билдинг" (Чикаго, США)

Одним из первых жилых зданий с применением в структуре стального каркаса стало 87-метровое «Флэтайрон билдинг» (рисунок ниже), построенное в 1902 г. в Нью- Йорке, которое по высоте более чем в два раза превышало окружающую застройку. Спроекти-рованное Д. Бернемом и Д.Э. Рутом треугольное по форме высотное здание прекрасно разместилось на перекрестке улиц Манхэттена. Оно повторяет классические каноны трехчастного деления - первые три этажа основания с большими пролетами выложены из массивно-го тесаного камня, средняя часть, придающая зданию стройность и легкость, облицована светлым камнем, а верхняя часть - пентхаус - украшена аркадами и резным карнизом.

Общий вид здания «Флэтайрон билдинг» (Нью-Йорк, США)

В первых высотных зданиях «Хоум Иншуренс билдинг», «Масоник темпл», «Флэтайрон билдинг» и других использование легких каркасных конструкций в силу инерционности мышления никак не сказалось на их архитектурной выразительности, внешне они отра-жали модные в то время стили: романский, викторианский, фран-цузского или классического Возрождения. Горизонтальные структу-ры кирпичей и фасадов из натурального камня придавали зданию тяжеловесность и громоздкость. Тем не менее развитие технологии производства легких и мощных каркасных конструкций вскоре зна-чительно изменило классический внешний вид высотных архитек-турных объектов.

Период эклектики

Период эклектики - неоготика, арт-деко, «свадебный пирог». Построенные в этот период высотные здания во многом повторяют стили различных сооружений. В 1908 г. архитектор Эрнст Флэг спроектировал башню для уже существующего 14-этажного «Син-гер тауэр». Форма башен имитирует угловые башни парижского Лувра, а построенный в 1909 г. «Метрополитен Лайф тауэр» (арх. Ле Бран) явно напоминает башню в Венеции на площади Св. Марка. В этот период произошел переход от высоких офисных блоков к офисным башням.

Попытки разнообразить архитектуру высотных зданий выли-ваются в эклектику, когда разные стилевые направления присутст-вуют в одном здании одновременно. Неоготику и романский стиль, неоклассику и ренессансное Возрождение архитекторы пытались использовать для связи нового со старым. Наиболее яркими представителями неоготического стиля стали высотные здания «Вулворт билдинг», (1913 г., арх. Г. Гилберт), «Враглей билдинг» (1921 г., арх. Г. Андерсон и др.), «Трибьюн тауэр» (1925 г., арх. Р. Худ, Дж. Хоуэлс), в которых легкие, вздымающиеся к небу вертикальные элемен-ты и готические башенки визуально подчеркивали высотность зда-ний.

В 1922 г., в период проведения международного архитектур-ного конкурса за право проектировать здание газеты «Чикаго Трибьюн тауэр» (рисунок ниже), были сформулированы новые архитек-турные идеи.

Здание «Чикаго Трибьюн тауэр» (Чикаго, США)

Это и продемонстрировали на практике архитекторы, построив в начале 1930 г. два всемирно известных небоскреба: «Крайслер билдинг» и «Эмпайр Стейт билдинг» (арх. Уильям ван Аллен) построен в театральном стиле арт-деко (рисунок ниже). 77-этажное здание «Крайслер билдинг» стало первым зданием, ставшим выше Эйфелевой башни, и представляет собой переходный тип от уступчатого здания к башне.

Здание «Крайслер билдинг» (Нью-Йорк, США)

Нижняя часть имеет сложный П-образный план, а верхняя часть приобретает характер башни. Стремление архитектора обога-тить ритмику фасада комбинацией вертикальных и горизонтальных элементов привело к компоновке различных по стилю деталей. За-вершение здания напоминает стилизованные автомобильные обода колес, что придает зданию символический образ фирмы «Крайслер». Вскоре первенство по высоте переходит к «Эмпайр Стейт билдинг» (арх. Шреве, Лэм и Хармон) с мачтой для дирижаблей, которая бы сломалась при первом же причаливании воздушного судна. Тем не менее это был первый случай, когда идею футуристов о том, что не-боскребы будут доступны с воздуха, действительно попытались пре-творить в жизнь. 381-метровое здание «Эмпайр Стейт билдинг» бо-лее 40 лет (с 1931 по 1972 г.) оставалось самым высоким в мире.

В 1972 г. пальма первенства перешла к зданию «Сирс тауэр» высотой 442 м, построенному в Чикаго.

Международный стиль

В период между войной и экономи-ческим кризисом в стиле модерн были возведены два здания: «PSFS билдинг» в Филадельфии (1932 г., арх. Ноу и Лескейз) и «RCA бил-динг» Рокфеллер центра (1940 г., арх. Худ и Фулоу, Хофмейстер, Корбет, Харрисон и Мак Мюррей). «PSFS билдинг» в Филадельфии с его плоскими крышами, выразительными вертикальными линиями и ассиметричными подсекциями ознаменовало наступление нового этапа развития стиля - это была одна из первых попыток применить принципы интернационального (международного) стиля к строительству американских небоскребов. Здание было единственным высотным зданием, учавствовавшим в 1932 г. выставке «Современная архитектура» - международной выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке, организованной Филипом Джонсоном и Генри-Расселом Хичкоком. В сопутствующей публикации «Международный стиль» впервые в литературе и в истории архитектуры отражен триумф небоскребов.

Начиная с 1919 г. Мис ван дер Роэ начал активно заниматься исследованиями проблем современной архитектурной формы. В основу изучения архитектурных форм Мис положил три важнейшие на его взгляд проблемы формирующие архитектуру зданий: горизон тальное членение здания как выражение его внутренней структуры расчленение объема здания по функциональному признаку, а также использование складчатых или гладких поверхностей остекления как элементов архитектуры.

Если Ле Корбюзье за основу плана принимал геометрической формы здания и подчинял ей функциональное решение, то Мис ван дер Роэ, наоборот, при разработке внешнего облика здания исходил из взаимного расположения отдельных его частей в зависимости о их назначения. Начиная с 40-х гг. XX столетия Мис ван дер Роэ стал инициатором строительства нового поколения высотных зданий, так называемого «международного стиля». Он сумел объединить архитектурную и конструктивную форму, максимально упрощая структуру функционального пространства. Характерным примером могут служить высотные 82-метровые жилые дома «Лэйк Шор Драйв» (рисунок ниже), построенные в 1951 г. в Чикаго. Между 1948 и 1969 гг. Мис ван дер Роэ спроектировал четырнадцать высотных зданий в Чикаго. В основе всех их лежала простая кубическая форма. «Сигрем билдинг», построенное в 1958 г., спроектированное совместно с Филиппом Джонсоном, стало прототипом современного офисного здания. Это здание явилось новацией в градостроительном отношении. Впервые был применен прием в застройке, когда здание сдвигалось вглубь, перед его входом образовывалась просторная площадь. Такой прием застройки повлек за собой принятие новых градостроительных законодательных актов 1961 г., которые регламентировали организацию общественных зон. Офисные высотки в стиле Мис ван дер Роэ стали одними из самых распространенных, которье возводились по всему миру. Тем не менее копии не всегда соответствовали по качеству оригиналу, и востребованность таких небоскребов в мире постепенно снизилась. После широкого распространения такого приема акценты здания переместились с верхней части на его основание, где располагались зоны публичного пользования. Начался бум строительства зданий с площадью перед ними, так называемых плаза. Вследствие чего при строительстве нескольких зданий рядом друг с другом пропадала линия улицы, создавая не-прерывную площадь, что заставило архитекторов отойти от такого решения во всех высотных зданиях и применять этот прием дис-персно.

Здание «Лэйк Шор Драйв» (Чикаго, США)

В подражание Мис ван дер Роэ по всему миру были по-строены высотные здания в международном стиле. В России - зда-ние института «Гидропроект» (арх. Г. Яковлев, рисунок ниже), в Бель-гии - это здание «Тур Мартини», в Швеции - здание фирмы «САС» и много других.

Зда-ние института «Гидропроект» (Москва, Россия)

Модернизм (постмодернизм, футуризм)

До середины 60-х гг. в мировой архитектуре превалировал стиль модерн, давший миру большое количество великолепных зданий. Однако уже во второй половине 60-х гг. возникли новые теоретические и практиче-ские подходы, что способствовало отходу от архитектурных прин-ципов модернизма. Это, в свою очередь, повлияло и на высотное строительство. Публикации Р. Вентури и Д.С. Браун определили направление постмодернизма. Внешний вид зданий значительно ус-ложнился. Первым значительным зданием эпохи постмодернизма стало AT&T Headquarter по проекту Филипа Джонсона (1984 г.), ра-ботавшего с Мис ван дер Роэ над проектом «Сигрем билдинг».

Основная идея его здания заключалась в демонстративном возвращении к историческим корням архитектуры небоскребов. Вместо стеклянных навесных стен опять был применен тяжелый каменный фасад, в котором смешались различные архитектурные стили и вновь появилась структура из трех частей, декларируемых Салливаном (база, ствол, капитель). Быстрое развитие рынка таких зданий происходило совместно с массовым производством большо-го числа архитектурных форм и деталей. В архитектуре зданий постмодернизма была использована одна схема - исторический тип башни, заканчивающейся верхушкой в форме пирамиды. В 1985 г. Цезарь Пелли построил World Financial Center в Нью-Йорке, повто-рив свой проект в «Кенери Верф тауэр» в Лондоне в 1991 г.

В 90-х гг. прошлого столетия продолжились поиски альтерна-тивы прямоугольным кубическим зданиям международного стиля, которые зачастую не вписывались в существующую структурную застройку. Четкие формы этого стиля стали заменяться на более пластические, скульптурные. Объемно-пространственное решение рассматривалось не только как чисто функциональное, но и как архитектоническое выражение здания.

В Европе высотные здания вначале строились не для решения каких-то конкретных практических потребностей, а скорее как дань техническому прогрессу и как выражение силы общества, одним из таких зданий стало офисное здание «Тур ди Миди» в Бельгии (рисунок ниже).

Здание «Тур ди Миди» (Брюссель, Бельгия)

В исторически сложившихся европейских городах со средне-вековыми центрами, доминирующими историческими зданиями требовался новый подход к высотному строительству. Модель концентрированного размещения высотных зданий в центре города, как это было принято в американских городах, не могла быть использо-вана в Европе. В различных европейских странах этот подход был сформулирован по-своему. Французские архитекторы Огюст Перре и Ле Корбюзье были главными разработчиками концепции возведе-ния высотных зданий для создания совершенно новых городских пейзажей. Концентрируя высотные здания в жилых районах, они пытались выровнять сжатый план и освободить больше места для света и воздуха. Их высотки, спроектированные как элементы пер-спективного городского развития, достигали 200-метровой высоты и располагались на значительном расстоянии друг от друга, оставляя территорию для транспортных развязок и зеленых зон.

Высотные здания в Западной и Восточной Европе служили символами государственной и экономической силы. Если в Запад-ной Европе пошли по пути копирования американских небоскребов, то в Восточной Европе выработался собственный стиль, выражаю-щий идеологические позиции социализма.

Первые высотные здания, возведенные в Советском Союзе, по своей архитектурной выразительности и художественной композиции во многом повторяют черты русской архитектуры и, в частности, Мос-ковского Кремля (шатровые окончания, шпили, башенки и другие эле-менты). Одним из примеров может служить здание МГУ на Воробье-вых горах. Работы, проводимые в послевоенные годы по восстановле-нию и реконструкции городов, поиск новых городских моделей за-стройки привели к необходимости возведения высотных зданий и ком-плексов в мегаполисах. Такие здания в застройке крупных городов служили для выделения центра или становились доминантами на пере-сечениях основных городских транспортных магистралей. В отличие от американских моделей, где было принято концентрированное разме-щение высотных зданий, в Европе высотные застройки располагались в специально отведенных зонах вне границы городов, например район Дефанс под Парижем, или путем дисперсного размещения в структуре городских районов. Только во Франкфурте-на-Майне (Германия) высотное строительство велось в самом центре города. Это было обусловлено несколькими причинами - значительным разрушением города после Второй мировой войны, желанием привлечь финансовые струк-туры и значительным их давлением по размещению банковских офис-ных и других финансовых организаций в одном месте. Стереотипные модернистские формы сменились разнообразными вариациями по-стмодернизма. Одним из таких зданий стало «Андромеда тауэр» в Вене (рисунок ниже). Построенное в 1998 г. 113-метровое 29-этажное здание имеет остекленный фасад с поясными ограждениями, а выступающие объемы придают зданию динамический эффект.

Здание «Андромеда тауэр» (Вена, Австрия)

Желание создать интересные объемно-пространственные формы и попытка гуманизации жилых районов привели к возникно-вению новых типов высотных зданий. Высочайшие спаренные баш-ни «Петронас тауэр» (рисунок ниже) в Куала-Лумпуре (Малайзия) вы-сотой 452 м, возведенные в 1998 г. по проекту ассоциации Ц. Пелли, отразили национальные архитектурные черты традиционных зданий Юго-Восточной Азии - минаретов и пагод, а железобетонная конст-рукция позволила сделать башни в духе постмодернизма - пластич-ными и многогранными.

Башни «Петронас тауэр» (Куала-Лумпур, Малайзия)

Структурный экспрессионизм

Поиски новых формообра-зующих возможностей в проектировании и строительстве, стремле-ние отойти от простых геометрических объемно-пространственных решений привели к повышению выразительности разных по назна-чению зданий. Определение стиля «структурный экспрессионизм» выявилось из так называемого технического модернизма, когда структурные элементы высотного здания показываются снаружи, на фасаде здания. При этом здания структурного экспрессионизма имеют различные объемно-пространственные решения.

Футуристическую архитектурную форму имеет Банк Китая (рисунок ниже), расположенный в Гонконге и построенный по проекту И. Пея в 1990 г. Полигональная объемно-пространственная структу-ра здания высотой 367 м напоминает черты национальной китайской архитектуры - уменьшающийся уступами вверх объем по форме напоминает стебель бамбука, а диагональные конструкции, выстав-ленные наружу, подчеркивают элегантность объема.

Здание Банка Китая (Гонконг)

Необычной объемно-пространственной формой в виде паруса (рисунок ниже) отличается единственный в мире семизвездочный отель «Бурдж аль-Араб» (арх. Д. Спирз) высотой 321 м, построенный в 1999 г. в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты).

Гостиница «Бурдж аль-Араб» (Дубай, ОАЭ)

В стиле структурного экспрессионизма возведено в 1986 г. здание «Ллойд билдинг» в Лондоне (компания Р. Роджерс). Выходящие на фасад конструктивные элементы - стойки и горизонтальные пояса - размещены вокруг здания, на фасад же выходят вентиляцион-ные трубы, подчеркивая высотность и придавая изящество всему объ-емно-пространственному решению здания, а нарочито выставленные лестницы придают ему скульптурность (рисунок ниже).

Здание «Ллойд билдинг»: а - общий вид; б - ночное освещение здания

а) б)

Биоэкологический стиль (1990 г. и далее)

Зарождающийся с 1990 г. биоэкологический стиль, включающий не только архитек-турно-конструктивные новации, но и в большей степени достижения в области инженерии, используемый для создания интеллектуаль-ных самодостаточных и саморегулирующихся зданий. Биологический стиль - это не только использование ресурсов, но и новый подход к архитектуре высотных зданий - естественная вен-тиляция и естественное освещение, применение интеллектуальных систем управления зданием, а также регулирующих фасадных сис-тем, возобновляемых систем энергии (солнечные батареи, ветряные двигатели и т.п.), современный вертикальный транспорт и т.д.

Рассмотренные этапы развития показывают пройденный путь, дают возможность оценить его и определить направления дальней-шего развития высотного строительства.

Но прежде чем продолжить, объясню, зачем я эту историю рассказываю. Мне кажется, что стартовой площадкой для любой ретрофутуристической фантазии должны быть реалии соответствующего периода. И трудно найти нечто более реальное, чем небоскреб. Буду очень рад, если кто нибудь нарисует альтернативный Нью-Йорк, в котором построена 139-метровая башня Aetna (эскизы, насколько мне известно, не сохранились). Или напишет роман, в котором самые драматические сцены развернутся на 30-м этаже этой башни...
Bona fide: я никогда не был в Нью-Йорке. Информация, которой снабжены снимки, собрана в результате рейда по американским историко-архитектурным сайтам.
А теперь - делу! Вернемся на 105 лет назад, в 1902 год. Самое высокое здание "Большого Яблока" - по-прежнему Park Row Building. Но в этом году закончили строительство другого небоскреба - пусть не самого высокого в городе, но очень и очень примечательного. Этот небоскреб стал одним из символов и Нью-Йорка, и нового века.

Его официальное название - Fuller Building , но куда больше он известен под фамильярной кличкой "Утюг" (Flatiron ). Построенный по проекту чикагского архитектора Дэвида Бернема на пересечении 5-й авеню и 23-й улицы, небоскреб занял целый квартал. Вот он - совсем новый. Снимок сделан в 1903 году:

Красавец, правда? Можете ознакомиться с целой галереей фотографий "Утюга" . Только имейте в виду, что при столь впечатляющей внешности он имеет всего 87 м в высоту.
Понятно, что мимо Flatiron"a было просто невозможно пройти. Но ничуть не менее интересен другой небоскреб, который недолго удерживал титул самого высокого в Нью-Йорке. Это Singer Building, построенный по проекту Эрнеста Флагга для Компании швейных машин Зингера.

Так его строили (фото 1907 г.). И построили всего за 20 месяцев.
Интересно, что Флагг небоскребы не любил. Зато любил Ренессанс и французское барокко. И оформил свое творение в стиле европейской дворцовой архитектуры, что хорошо видно на следующем снимке:

У нас этот стиль называют эклектическим, а американцы обычно именуют его Beaux-Arts ("изящные искусства" - фр. ). Впрочем, есть и более научный термин - "барокко Второй Империи".

Singer Building оставил далеко позади (точнее, внизу) не только все небоскребы, но и вообще все постройки за исключением Эйфелевой башни. Он обогнал по высоте и Ульмский собор, и пирамиды Гизы. 187 метров, 47 этажей - такого еще никто не строил! Взгляните на гравюру, где зингеровский небоскреб сопоставляется с новыми и древними зданиями:

Ни венецианская кампанилла (мы еще ее вспомним!) никакого сравнения не выдерживает, ни башня Филадельфийского муниципалитета, ни Айя-София... И прежний рекордсмен Park Row смотрится рядом с новым гигантом как-то бледно.

Здание на первом плане - City Investing Corporation, выстроенное в таком же стиле и почти вплотную примыкавшее к зингеровскому комплексу. Кстати, посмотрим на него внимательней:

Странная конфигурация объясняется тем, что владелец небольшого кирпичного дома (см. внизу слева) наотрез отказался продавать свой участок. Пришлось "вписывать" огромное здание в довольно сложную форму.

Вычурная башня Singer Building осталась только на рисунках и фотографиях - в конце 1960-х годов великолепное здание снесли, чтобы освободить место для строительства небоскреба US Steel (ныне One Liberty Place). Та же участь постигла и City Investing Corporation. Барокко Второй Империи сменил совершенно безликий стиль. А новое здание по габаритам оказалось ненамного больше старого:

Больше, конечно, но не во много раз:)
Да, чуть не забыл: зингеровская башня считается наиболее высоким зданием в истории, разрушенным легально и мирно (в отличие, скажем, от башен-близнецов WTC или от белградской телебашни).
Напоследок - самое интересное: Singer Building был самым высоким зданием Нью-Йорка и мира всего лишь один год. О его преемнике мы поговорим завтра. И не забудем о венецианской кампанилле!

На первом снимке - башня Singer Building, снимок 1940-х годов.
Все картинки (кроме первой) кликабельны!

Высота небоскребов и других сооружений растет с каждым годом. Разрабатываются все новые и новые проекты, количество этажей в которых неуклонно увеличивается. Сегодня мы рассмотрим самые высокие и интересные сооружения мира, а также коснемся будущих проектов, которые побьют нынешний "высотный" рекорд.

Выше Эйфелевой башни

Бурдж-Халифа на сегодняшний день - самый большой в мире небоскреб. Его высота составляет 838 м. Здание находится в Дубае. Проект разработали американцы, а реализацию его доверили южнокорейской компании.

Небоскреб в три раза выше Эйфелевой башни, по форме напоминает сталагмит. Изящное и аккуратное здание высотой в 838 м включает в себя 164 этажа. Первый является подземным. Здесь есть все - отели, рестораны, магазины, смотровые площадки и даже квартиры. Небоскреб также может похвастаться самой высотной смотровой площадкой, расположенной на высоте 452 м.

Работают 58 лифтов. В первые месяцы после открытия в здании были проблемы с электричеством и лифтами. Но вскоре они были решены. "Башню Халифа" активно посещают любопытные туристы. Сегодня она является одним из самых известных небоскребов.

Шанхайская башня

Шанхайская башня - вторая в списке самых больших небоскребов мира. Ее высота - 632 м. Она соседствует в еще одним небоскребом, Шанхайским всемирным финансовым центром, который возвышается над землей на 492 м.

Башня имеет интересную закрученную конструкцию. Это видно на фото. Подобная форма добавляет ей устойчивости. На вершине расположен желоб для сбора дождевой воды и использования ее для отопления и кондиционирования. Башня оснащена самыми быстрыми в мире лифтами - 69 км/час.

Однако полюбоваться красотой города с высоты строения невозможно - стены здания имеют второй слой, который сохраняет в нем оптимальную температуру.

Королевская часовая башня

Это сооружение находится в Мекке (Саудовская Аравия) и входит в комплекс Абраж-Аль-Баит, состоящий из 7 башен. Однако часовая башня - самая высокая из них. Ее высота составляет 601 метр и вмещает 120 этажей. Небоскреб также уникален самым большим циферблатом часов с диаметром 43 м. Ночью, когда включают освещение, их можно увидеть с расстояния 30 км.

Верхушку шпиля украшает полумесяц - один из основных символов ислама. Его вес - 35 тонн. В ночное время башня являет собой потрясающее зрелище, привлекающее внимание огромного количества людей.

Примечательно, что комплекс является жилым. В нем помимо квартир также расположен пятизвездочный отель. И, конечно, есть все, что необходимо для комфортной жизни - магазины, рестораны, конференц-залы и даже 2 вертолетных площадки.

Taipei 101

Этот уникальный небоскреб находится в столице острова Тайвань - Танбэй. Его высота по шпилю составляет 509 м. Форма здания поистине уникальна и даже слегка напоминает ствол пальмы. На 87-88 этажах находится необычный шар-маятник весом в 660 тонн. Он не только придает интерьеру колоритности. Дело в том, что шар компенсирует порывы ветра. Стальной каркас и фундамент из свай, уходящих на 80 метров вглубь земли, выдерживают сильнейшие землетрясения. Это позволяет причислять здание к одному из самых безопасных в мире во время природных катаклизмов. В 2002 году произошло землетрясение, магнитуда которого составила почти 7 баллов. Здание выстояло. Но при этом существует мнение, что именно строительство небоскреба спровоцировало подземные толчки.

Башни Нью-Йорка

В 1931 году в Нью-Йорке самый высокий небоскреб был построен всего за 13 месяцев. Это Эмпайр-стейт Билдинг. Высота его составляет 441 м (по шпилю) и 381 м - по крыше. Здесь 102 этажа. Эмпайр-стейт Билдинг до 1972 года оставался самым большим небоскребом в мире.

В 2012 году в Нью-Йорке, в нижнем Манхэттене, был построен Всемирный Международный центр 1 (или Башня Свободы). Его высота - 541 м. Сегодня Башня Свободы - не только самый высокий небоскреб в Нью-Йорке, но и во всей Америке.

Небоскребы Москвы

В столице России сегодня возвышаются десятки небоскребов. То и дело появляются слухи о новых, еще более масштабных проектах. В 2014 году был возведен комплекс «Башня Федерация» - самый высокий небоскреб Москвы. Он состоит из двух башен с названиями «Восток» и «Запад». «Восток», высота которого составляет 374 м, насчитывает 97 этажей, а «Запад» - 63 (242 м) этажа. Оба сооружения снабжены скоростными лифтами.

Именно «Восток» до сих пор остается «высотным» лидером среди небоскребов Москвы.

Финансовый центр Пинань

Международный финансовый центр Пинань представляет собой комплекс небоскребов. Он находится в Китае, в городе Шэньчжэнь. Высота одной из башен от пика составляет 599 м. Центр открыли в 2017 году. На возведение этого небоскреба ушло 8 лет. Рядом с ним соседствует башня, также входящая в состав комплекса. Ее размеры более скромны - 307 метров в высоту.

Сверхвысокий небоскреб в Сеуле

В апреле 2017 года был открыт один из самых больших небоскребов в мире. Сооружение находится в столице Южной Кореи, в районе развлекательного комплекса Lotte World Tower. Строительство его началось в 2005 году. Высота здания составляет 555 м. 123 этажа этого величественного строения разделены на магазины, офисы и апартаменты, гостиница. На трех последних этажах находится высочайшая смотровая площадка в Корее.

В мае 2017 года на вершину этого небоскреба взобралась альпинистка Джейн Ким. При этом девушка не использовала специального сооружения. Покорить вершину ей удалось за 2 часа 30 минут.

Самый дорогой небоскреб в мире

На строительство одного небоскреба уходит более 1 000 000 000$. Однако на Всемирный Международный центр 1 правительство страны потратило 3 900 000 000$. Башня Свободы (второе название центра) была построена на месте башен-близнецов, рухнувших в 2001 году. Эта трагедия коснулась многих американских семей, члены которых погибли во время теракта.

Самым дорогостоящим небоскребом, который продали за 5,15 млрд долларов, стало здание в Гонконге. Сделка состоялась совсем недавно, в ноябре 2017 года. За всю историю купли-продажи небоскребов этот стал самым дорогим. Ранее многоэтажка принадлежала CK Asset - компании, владелец которой признан богатейшим человеком в Китае. Ли Кашин продал здание крупному консорциуму.

Небоскребы будущего

Несмотря на то что Будж Халифа до сих пор сохраняет статус самого высокого небоскреба в мире (сколько этажей в сооружении, указано выше), проекты будущего обещают стать еще масштабнее.

Уже в 2020 году должны быть готовы несколько внушительных небоскребов, высота которых будет превышать километр.

Проект Башни в Дубай-Крит Харбор обещает создать сооружение, которое значительно превысит высоту знаменитой Башни Халифа. Название этого сооружения пока неизвестно, однако журналисты уже разведали ее приблизительные параметры.

Высота по шпилю будет составлять 1014 м, а высота по крыше - 928 м. Однако эти цифры неточны, ведь проект держится в секрете. Строительство оценивается в 1 млрд долларов.

В октябре 2016 года заложили фундамент. Открытие башни должно состояться перед выставкой "Эксмо-2020", которая пройдет в Дубае. Возможно, небоскреб сможет стать символом столицы ОАЭ, подобно Эйфелевой башне в Париже. Так ли это, мы узнаем через несколько лет.

Башня Джидда - еще один масштабный проект. Ее также планируют достроить к 2020 году. Однако строительство идет достаточно медленно - фундамент заложили еще в 2013, а к 2016 были готовы только 47 этажей. Высота отстроенного небоскреба составит 1007 м.

Башня строится в пустыне Саудовской Аравии. Оценочная стоимость - около 1 млрд долларов. В будущем территория пустыни будет отведена деловому району Kingdom Center, в состав которого и войдет Джидда.

Небесное дерево Токио

Tokyo Skytree - самая высокая телебашня мира. Находится сооружение в районе Сумида. Высота башни - 634 м. Сооружение было возведено для передачи цифрового телевизионного сигнала на верхние этажи небоскребов города. В здании также находятся ресторан и площадка обозрения.

Tokyo Skytree считается вторым самым большим строением в мире. Оно построено в футуристическом стиле. Особое внимание во время строительства уделялось надежности конструкции во время стихийных бедствий. По словам архитекторов, специальная система компенсирует до 50% подземных толчков.

Человечество стремится ввысь. Строительство небоскребов с каждым годом становится все масштабнее, а их дизайн - привлекательнее.

February 15th, 2017

Первым небоскрёбом принято считать Здание домового страхования, построенный в 1885 году в Чикаго офис высотой 42 метра. Сегодня к небоскрёбам относят уже гораздо более высокие постройки — от 130 метров. В России история начинается в 1913 году, со строительства семиэтажного дома, а сейчас страна занимает 15 место в общемировом рейтинге с 38 достроенными небоскрёбами.

Конструктивизм: первый небоскрёб

В 1913 году на углу Калашного переулке в Москве купец А. И. Титов достроил семиэтажный доходный дом. Под руководством архитектора Николая Дмитриевича Струкова дом возвели в спешке, но в марте 1913 года одна из стен обрушилась и завалила переулок кирпичом, брёвнами и обломками железа в высоту двух этажей. Это было уже третье обвалившееся строение Струкова. Дом уменьшили до пяти этажей, но к 1923-1925 годам снова достроили шестой и седьмой, а само здание досталось Моссельпрому.

В 1925 году на первом этаже здания разместили склад муки и администрацию московских продуктовых магазинов и пивных, выше — дирекцию, бухгалтерию, коммунистическую ячейку и местный комитет. В жилой части здания жили рабочие Бабаевской фабрики.

Здесь речь идёт всего о семи этажах - не такой уж и высокий этот дом. А в 1950-е за строительство высотных зданий принялись с гораздо большим рвением.

Сталианс: Семь Сталинских высоток

В 1930 годах на сцену выходит Сталинская архитектура, или сталианс, заменяя собой рационализм и конструктивизм. Семь небоскрёбов в Москве называют «семью сёстрами» или «семью Сталинскими высотками». Изначально Совет министров СССР в 1947 году решил построить восемь высотных зданий, из которых самым высоким предполагался Дворец советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя. В итоге именно этот небоскрёб не построили.

Первой Сталинской высоткой, которую начали строить, был жилой дом на Котельнической набережной . Один этот дом должен был стать «городом в городе». Чтобы хватило место на одно это здание, в Москве снесли четыре переулка.

Всё началось со «Старого» корпуса, 9-этажного жилого здания, выходящего на Москва-реку, завершённого в 1940 году - до решения Совета министров о строительстве высоток. Центральную часть здания достроили уже к 1952 году. Высота здания — 176 метров, а количество этажей, включая технические — 32.

К строительству здания привлекли заключенных , которые, по данным из разных источников, оставили надписи «строили зеки» по всему дому.
Фотографии таких надписей мне найти не удалось.

В излучине Москвы-реки в 1953 году начали строить «Гостиничное здание в Дорогомилове», которому при Хрущёве дали название «Украина» . В 1957 году, когда здание достроили, был открыт Кутузовский проспект - гостиница стоит в самом его начале. На момент открытия 25 мая 1957 года гостиница была признана крупнейшей в Европе.

Высота здания - 206 метров, включая 73-метровый шпиль. В центральном объёме здания — 34 этажа. Сейчас в гостинице — 497 номера площадью от 25 до 370 квадратных метров.

Самым высоким рукотворным памятником Иосифу Сталину стало главное здание Московского государственного университета имени Ломоносова . В строительстве приняли участие и заключённые, для которых на 22-м этаже организовали лагерный пункт на 700 человек.

Высота центрального корпуса этой высотки составляет 183,2 метра, не считая шпиля. Со шпилем — 240 метров. Здание строили с 1949 по 1953 годы. Количество этажей — 36, а лифтов — 68 штук (поправьте, кто там учился). Сам университет в этом здании на Воробьёвых горах открылся 7 мая 1955 года.

Над оформлением фасадов работала Вера Игнатьевна Мухина , которой мы обязаны монументом «Рабочий и колхозница» и памятником Петру Чайковскому на Большой Никитской улице.

Фундаменты и каркас разработал Н.В. Никитин, создатель Останкинской телебашни. Одной из проблем при строительстве был слабый грунт. Конструктор использовал коробчатый фундамент, а также гибкие колонны в первом наземном этаже, металлические колонны крестообразного сечения и множество других решений, которые позволили в сложных условиях построить самое высокое на следующие 37 лет в Европе здание.

На Смоленской-Сенной площади в Москве находится Министерство иностранных дел России в здании высотой 172 метра. О СССР кроме стиля здания напоминает герб площадью 144 квадратных метра на высоте 114 метров. Количество этажей в здании — 27. На момент строительства в 1953 году в здании было 28 лифтов, из которых 18 — скоростных.

Здание проектировали архитекторы В. Г. Гельфрейх , создавший проект здания Российской государственной библиотеки, и М. А. Минкус .

Над лепниной на портале здания работал скульптор Г.И. Мотовилов , в послужном списке которого - оформление станций Московского метрополитена Электрозаводская, Новокузнецкая, Смоленская, Проспект Мира, Парк Культуры, Октябрьская и Комсомольская.


1952 Баранский Александр Иванович (1890-1965) «Москва. Вид на здание МИДа со стороны набережной».

Над высотным зданием на площади Красных ворот работали А. Н. Душкин , архитектор Центрального детского мира, и Б. С. Мезенцев , по проекту которого были отстроены после Великой отечественной войны железнодорожные вокзалы в Смоленске, Харькове, Витебске, Бородине и Ярцеве.

Здание расположилось в самой высокой точке Садового кольца. Высота небоскрёба — 138 метров, это 24 этажа в центральном корпусе. Боковые корпуса имеют этажность от 11 до 15.

Под одним из корпусов расположен вестибюлю станции метро Красные ворота. Но интереснее всего то, что станцию и здание строили одновременно. Какое-то время дом должен был стоять на краю котлована, а после осадки грунта он накренится. Проблему решили, построив здание изначально с наклоном, а грунт заморозили. Когда грунт растаял, здание просело и встало строго вертикально. Эта задача была настолько сложной для расчёта, что больше никогда и нигде метод не применяли.

В 1955 году работники авиационной промышленности и летчики-испытатели получили квартиры в жилом здании на 450 квартир , построенном на Кудринской площади. Это здание из центрального объёма в 24 жилых этажа и боковыми корпусами, имеющими по 18 жилых этажей, имеет высоту вместе со шпилем 156 метров.

Вот так «Дом авиаторов» А. Б. Борецкий , позже спроектировавший гостиницу «Москва», и Л. М. Поляков , архитектор Посольств СССР в Эфиопии и Албании.

Архитектора Полякова критиковали в том числе за внутреннее убранство гостиницы. Слишком уж шикарным казался интерьер. Газета «Правда» писала в 1955 году: «Крупные излишества были допущены при проектировании и строительстве высотных зданий. Так, например, на строительство гостиницы „Ленинградская“ на триста пятьдесят четыре номера на Каланчевской площади в Москве (архитекторы Поляков и Борецкий) затрачено столько же средств, сколько понадобилось бы на строительство экономично спроектированной гостиницы на тысячу номеров» ( ).

Эти тезисы газета взяла из выступления Никиты Хрущёва, где он сравнивает сталинские высотки и многие другие здания, отличающиеся красотой архитектуры и отделки, наличием лепнины и люстр, с церквями: «Вот шпиль построили, он похож теперь на церковь. Так? Силуэт такой, товарищи. Возьмите с Кунцево посмотрите его. Вам нравится силуэт церкви? Я как-то, знаете, не хочу спорить с вашим вкусом. Но для жилья это не нужно. Ведь и Бог-то в церкви не живёт, он для определённых целей пользуется этой церковью». И после этого Полякова лишили Сталинской премии. Хотя у архитектора этой премии и не было. Другие архитекторы в спешном порядке упрощали дома, которые уже строили, началось массовое строительство «обдирных» домов — зданий без наружной отделки, некрасивых пятиэтажных коробок.

А ниже на фотографии — Woolworth Building. Оно сильно напоминает здание МИД. Архитектор Вячеслав Олтаржевский, которому поручили в 1947 году разрабатывать проект строительства высотных зданий, получил дополнительное образование в Нью-Йоркском университете и за 11 лет жизни в США реализовал несколько проектов, в числе которых были и небоскрёбы. Набравшись опыта и идей, Олтаржевский постарался проследить за тем, чтобы развить их до максимализма, или лучше — «большевизма». Он взял неоготику и с имперским размахом превратил её в сталинский ампир.

Продолжение следует...

Строится самый высокий в мире небоскреб April 18th, 2013

Пару лет назад в интернете писали о двух проектах километровых небоскребов — башни Nakheel в Дубае и башни Mubarak al Kabir в Кувейте. Однако дубайский проект был отменён из-за кризиса группы Nakheel, а проект Кувейта застрял на стадии согласований с правительством.

Тем не менее, здание высотой в километр будет возведено на нашей планете в ближайшее время. Еще в 2011 года стало известно о подписании компанией Kingdom Holding, принадлежащей саудовскому принцу Алвалид бин Талалу, контракта на строительство в Саудовской Аравии небоскреба Kingdom Tower, высота которого превысит 1000 метров.

Самый высокий небоскреб в мире - Kingdom Tower поднимется более чем на 1 км. над городом Джидда, у побережья Красного моря. Башня будет включать в себя гостиницы, жилые апартаменты, офисы и самую высокую в мире смотровую площадку. Главным архитектором проекта назначен Адриан Смит, он же проектировал Бурдж Халифа , а также ряд других небоскребов в США, Китае и ОАЭ (см. его сайт ). Сумма заключённого Kingdom Holding контракта оценивается в $1.2 млрд. Kingdom Tower станет центральным и первым этапом строительства района Kingdom City , в строительство которого саудовский принц готов вложить в общей сложности $20 млрд.

По завершении строительства, на которое уйдет 5 лет, Kingdom Tower как минимум на 173 метра превзойдет башню Бурдж Халифа, текущего рекордсмена. Уникальной особенностью дизайна Kingdom Tower станет небесная терраса, диаметром 30 метров, находящаяся на уровне 157 этажа. Всего же, в самом высоком небоскребе мира будет более 200 этажей. Начало строительства намечено на март 2012 года.

Известно, что главная проблема подобных грандиозных проектов в их окупаемости. На пресс-конференции в Эр-Рияде Принц Алвалид заверил, что »этот проект обеспечит устойчивые прибыли Kingdom Holding и его акционерам. Мы в течении четырех лет вели дискуссии, чтобы сделать его экономически жизнеспособным… Этот проект вполне реален, и все довольны его потенциальной доходностью».

С вершины башни будет видна территория в радиусе около 140 км. Предполагается, что город-спутник будет состоять в основном из объектов элитного жилья, отелей и бизнес-центров.

Архитектурной изюминкой будет балкончик-блюдечко:

В какой бы стране ни возводилось это здание, строительство антропогенного сооружения, больше 1 километра в высоту, является важным достижением, говорящем о немалом техническом прогрессе всего человечества.

Данным проектом так же будет заниматься совместная организация из компаний EC Harris и Mace. Газета The Guardian сообщает о том, что именно эта команда занималась строительством самого высокого здания Западной Европы — The Shard. Это башня «Осколок» в Лондоне.

Непосредственно самим строительством будет заниматься компания Bin Laden Group, которая является собственностью семьи Осамы бин Ладена. Инвестировать строительство Kingdom Tower будет компания Jeddah Economic, которая находится под контролем Аль Валид бин Талалу (принц Саудовской Аравии). По плану строительство небоскреба Kingdom Tower должно начаться в середине текущего года и завершиться через пять лет.

Разработчиком проекта выступает британская компания «Hyder Consulting», архитектурный проект будет выполнять фирма «Omrania & Associates» из Саудовской Аравии.

В апреле 2011 несколько новостных агентств сообщили о том, что план строительства принят и общая стоимость сооружения составит около $30 млрд

Полная стоимость проекта, включая город-спутник, предположительно составляет 20 миллиардов долларов США (для сравнения: стоимость строительства самого высокого на данный момент небоскрёба «Бурдж-Халифа» - 1.5 млрд долл. США), однако изначально планировалась сумма не более $10 млрд.