«Турбоатом»: первый из большой распродажи

В редакцию поступило письмо от Владимира Самойловича Немирова - сейчас пенсионера, а до 2001 г. инженера-конструктора харьковского завода «Турбоатом». В свои 89 лет кандидат технических наук и изобретатель остался неравнодушен к заводу, где прошла вся его профессиональная жизнь. И, думаем, дело здесь не в ностальгии по великим стройкам социализма. Разрушив такое предприятие, Украина утратит уникальный производственный комплекс, а значит - потеряет очередные баллы конкурентоспособности на глобальном рынке разделения труда.

Харьковский турбогенераторный завод (ХТГЗ) был принят в эксплуатацию 82 года назад - 21 января 1934 г. Проект предприятия, предназначенного для выпуска паровых, газовых и гидравлических турбин, а также электрических генераторов, разработали инженеры компании «Дженерал Электрик» (США), одной из крупнейших в мире турбостроительных фирм. У нее же были приобретены конструкторская документация и технология производства турбин.

В июне 1949 г., когда после окончания Харьковского механико-машиностроительного института я пришел на завод, основной его продукцией были турбины для военных кораблей - эсминцев и крейсеров. Турбины эти изготавливались по чертежам итальянской фирмы Ансальдо. Для электростанций предприятие выпускало только турбины мощностью 50 тыс. кВт.

В 1950-х г. завод стал получать заказы на производство более совершенных машин - и наши конструкторы справились с задачей. Для энергетики в Харькове выпускали турбины мощностью 100 тыс. кВт, для флота - мощные корабельные турбины нового типа. Их устанавливали на тяжелых крейсерах.

В середине 1950-х стратегия строительства советского флота изменилась. Тяжелые надводные корабли уступили место подводным лодкам - сначала дизельными, потом с атомными реакторами. Корабельные турбины сняли с производства. ХТГЗ перешел на выпуск турбин для электростанций, а в 1954-м производство генераторов было передано заводу «Электротяжмаш», в связи с чем Харьковский турбогенераторный завод стал называться Харьковским турбинным.

В 1960-х предприятие освоило выпуск турбин для атомных электростанций - сначала небольшой мощности - 70 МгВт, такие машины были установлены на первом и втором блоках Ново-Воронежской АЭС. Каждый блок состоял из трех турбин, питавшихся паром от одного реактора. Эту продукцию завод, теперь уже «Турбоатом», поставлял и в ГДР. Чтобы передать немцам технику и знания, туда ездили наши наладчики и монтажники.

Для АЭС предприятие производило реакторы двух типов - РБМК (реактор большой мощности канальный) и ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор). Главное их отличие для нас, турбинистов, состояло в том, что пар после РБМК был радиоактивным, поэтому время работы в машинном зале было строго ограничено. Счетчик радиоактивности имелся у каждого работника. После смены все принимали душ и проходили проверку на стационарных дозиметрах - частенько приходилось снова идти под душ.

Параллельно с атомной энергетикой развивалась тепловая. Для ТЭС наш завод выпускал турбины мощностью 150, 300 и 500 МгВт, а также максимально экономичные парогазовые установки мощностью 150 МгВт.



В 70-е гг. поступил заказ на турбину мощностью 1 млн. кВт. Замечу, что до сего дня только шесть стран в мире имеют возможность выпускать турбины такой мощности, в том числе Украина и Россия. Огромные и тяжеловесные детали миллионников требовали специального оборудования. «Турбоатом» не подвел: в содружестве с московским институтом ЦНИИТМАШ был создан уникальный стенд для сварки роторов весом до 200 т. В Харьков для сварки привозили роторы из Франции и России.

Выпуск миллионников и гидротурбин большой мощности для удаленных электростанций привел к необходимости разработать специальные транспортные самолеты типа «Руслан» и «Мрия», что оказалось вполне достижимым в условиях единого планового экономического хозяйства всей страны.

Стоит сказать и об уникальной лаборатории, созданной на нашем заводе. На ее стендах проводились натурные испытания моделей рабочих колес и лопастей всех гидротурбин. Здесь отрабатывались оптимальные формы, размеры, чистота обработки основных деталей, в результате наши агрегаты завоевали репутацию экономичных и надежных. Если на карте мира отметить флажками все точки, где стоят наши турбины - паровые, гидравлические, газовые, свободных участков останется мало.

Чернобыльская катастрофа внесла в развитие атомной энергетики существенные коррективы. После апреля 1986-го реакторы типа РБМК на АЭС уже не устанавливали. Однако атомная энергетика не прекратила развития - альтернативы ей пока не существует: добыча газа, нефти и угля с каждым годом становится затратнее, сопровождается все большим количеством человеческих жертв и экологических нарушений.

В конце 80-х «Турбоатом» приступил к разработке турбины еще большей мощности для АЭС с реактором типа ВВЭР - 1200 мгВт, но после распада СССР проект пришлось свернуть.

Очень важный и интересный заказ завод получил в середине 1990-х от Ирана: там строилась первая для этой страны АЭС - «Бушер». Для нее требовалась турбина мощностью 1 млн. кВт. Строить эту станцию - еще в 70-х - начинала известная немецкая фирма «Сименс». Ее специалисты подготовили площадку, подвели инфраструктуру, даже поставили фундамент для турбины. Чтобы было понятно, насколько это серьезное сооружение, скажу только, что верхняя плита, на которой должна стоять турбина, представляет собой железобетонный монолит весом 2 тыс. т на упругом основании, как того требовали строгие правила сейсмической безопасности.

В 1980-м, когда Иран стал главным врагом США на Ближнем Востоке, немцы прекратили работу. Основания для такого решения вполне понятны: любой атомный реактор можно приспособить для получения обогащенного урана или плутония, пригодного для изготовления атомной бомбы.

Через 15 лет, в 1995-м, Иран обратился к России с просьбой изготовить реактор, а Украину попросили создать для него турбину мощностью в 1 млн. кВт и поставить ее на фундамент фирмы «Сименс». Наша страна к тому времени уже изготовила и эксплуатировала несколько таких машин, а Россия опыта не имела.

Для украинской промышленности, которая стала терять российские заказы, это был чрезвычайно выгодный проект. Он позволял загрузить добрый десяток наших заводов на несколько лет, к тому же открывал перспективу последующей долголетней поставки запчастей для иранской АЭС, ее технического обслуживания и ремонта. Кроме турбины и генератора, которые должны были изготовить «Турбоатом» и «Электротяжмаш», проект предусматривал производство мощных трансформаторов в Запорожье, специальных насосов в Сумах, толстостенных труб для паропроводов, крупных отливок и поковок, которые должны были поставлять Новокраматорский завод и другие металлургические производства страны.

Для меня эта работа была интересна не только новыми решениями и нестандартными подходами, но еще и потому, что предполагала внедрение моих изобретений, позволяющих повысить экономичность турбоустановки.

Когда работы подошли к концу, в производство вмешалась высокая политика. В Киев прибыла Мадлен Олбрайт. Не знаю, что именно пообещали американцы Украине вместо этого иранского заказа, чем пригрозили, скорее всего, было и то и другое, но от строительства турбины для АЭС «Бушер» нашему заводу приказано было отказаться. Заказы потеряли и все наши заводы-смежники.

От этого удара «Турбоатом» так и не оправился. Были, конечно, разовые заказы на турбины средней мощности для Китая и Индии, но потом не стало и этого.

Строительство АЭС «Бушер» продолжилось без украинских заводов - Россия справилась с задачей, заработав немалые деньги. Первый блок станции мощностью 1 млн. кВт был введен в эксплуатацию в сентябре 2012 г.

А на «Турбоатоме» начались сокращения производства и персонала: конструкторский отдел газовых турбин был упразднен, предприятие потеряло возможность производить газовые турбины и парогазовые установки. Не было заказов и на паровые турбины. Опытные инженеры стали уходить - кто из жизни, кто на пенсию. А молодежь зарплата на заводе не привлекает. Они стремятся найти работу в частных компаниях либо за рубежом.

Сегодня завод работает четыре дня в неделю, время от времени сотрудников отправляют в отпуск без содержания, инженерный состав конструкторского бюро паровых турбин сократился примерно в пять раз, многие сложные виды работ выполнять теперь некому. Уникальное и очень дорогое оборудование практически простаивает.

А ведь конструктор паровых турбин - специальность особая. Все свои решения, методики расчета и проектирования он может проверить на практике лишь через пять-шесть лет после разработки проекта, когда турбина будет изготовлена, смонтирована и поработает на электростанции хотя бы два-три года. Конструктором может по праву считаться только инженер, успешно проработавший на заводе не менее 10 лет. Специалист, который участвовал в разработке, производстве и эксплуатации хотя бы двух турбин.

За 52 года работы на Харьковском турбинном заводе мне посчастливилось принять участие в создании 17 новых турбин. За полвека пришлось побывать на многих электростанциях - налаживать, запускать и ремонтировать наши турбины. От Кольского полуострова до Ташкента, от Бреста до Байкала - всюду наши машины прекрасно себя зарекомендовали. И везде нас - турбинистов - принимали как людей, которые приносят тепло и свет в новые поселки и города.

Помню, как в 1975-м приехал в город Шевченко, на западе Казахстана, на самом берегу Каспийского моря (теперь это город Ак-Тау - Белая Гора). Когда заполнял анкету в гостинице, портье - симпатичная молодая казашка - увидев, что в графе «цель приезда» написано «командировка на АЭС», обрадовалась: «Это вы нам новый опреснитель ставить будете!» В городе в то время были проблемы с пресной водой.

Спасать один из крупнейших в мире турбостроительных заводов, единственный в нашей стране, нужно немедленно. В противном случае Украина невосполнимо потеряет собственное турбостроение, высокопрестижное и очень доходное производство, созданное предыдущими поколениями, сохраненное и восстановленное после страшной войны, удержавшееся на плаву в лихие 90-е и погибающее сейчас, в независимом государстве Украина.



Что случается с теми, кто сотрудничает с Америкой?

Некоторые люди относятся к жизни чересчур оптимистично: они считают, что, если во всем будут следовать желаниям Америки, США окажет им любезность и откроет путь к самым разным новым возможностям.

История харьковской компании «Турбоатом» интересна тем, что наглядно демонстрирует, какая судьба постигает всякого, кто возлагает надежды на обещания США.

БУШЕРСКАЯ АЭС VS. ХАРЬКОВСКАЯ ИНИЦИАТИВА: УКРАИНСКИЙ ВЫБОР
Екатерина ВОТАНОВСКАЯ

В 1996 г. ОАО «Турбоатом» (Харьков, Украина), специализирующееся на выпуске тихоходных паровых турбин, получило предложение принять участие в проекте по завершению строительства АЭС в Бушере. 20 февраля 1997 г. «Турбоатомом» и генеральным подрядчиком на строительство АЭС на берегу Персидского залива российским ВПО «Зарубежатомэнергострой» был подписан контракт на проектирование турбины для атомной электростанции в Иране. Стороны также приступили к переговорам об условиях поставки для Бушерской АЭС комплекта из двух тихоходных турбин мощностью 500 МВт каждая.

«Турбоатом» с 1969 г. поставляет турбины на АЭС на основе реакторов ВВЭР-440 (были установлены на АЭС «Козлодуй» в Болгарии, «Пакш» в Венгрии, «Ловиса» в Финляндии, а также в России и Украине), а с 1970 г. – для АЭС на основе ВВЭР-1000 (турбинами предприятия укомплектованы Балаковская, Запорожская и другие АЭС). Помимо этого, на складах завода вследствие Чернобыльской аварии так и остались лежать части турбин для Крымской, Одесской, Чигиринской и Харьковской АЭС. Всего продукция «Турбоатома»1 (для АЭС, ГЭС, ТЭС) используется в 45 странах мира, в том числе Болгарии, Индии, Китае, Мексике и других.

Предприятие относится к числу стратегически важных объектов Украины и до настоящего времени остается в государственной собственности. Помимо комплекта турбин, украинское предприятие согласилось поставить еще ряд номенклатуры оборудования для АЭС в Бушере, а также взять на себя сервисное обслуживание поставленного оборудования. Общая стоимость предполагаемых работ оцениваласьспециалистами «Турбоатома» в 80 млн долл. США.

Ядерное воздержание Украины

Однако политическое руководство Украины не смогло устоять под давлением США и, по образному выражению бывшего президента страны Л.Д. Кучмы, перед обещанием «золотых гор» со стороны Вашингтона, который резко выступал против завершения строительства АЭС в Иране.

Накануне официального визита на Украину государственного секретаря США Мадлен Олбрайт в марте 1998 г. в Киеве было принято решение прекратить участие «Турбоатома» в проекте. Конфиденциальные письменные гарантии того, что Украина откажется от участия в Бушерском проекте, были получены американской стороной до начала визита. Среди американских министерств и ведомств соответствующееобязательство Украины было распространено в виде двух конфиденциальных телеграмм Посольства США на Украине № 2366 и № 23678. Официально о принятом решении было объявлено министром иностранных дел Украины Г.И. Удовенко по итогам семичасового визита госсекретаря США в Киев. Для практической реализации принятого решения украинским руководством был использован административный ресурс. Президент Украины Л.Д. Кучма, минуя формальности, лично дал указание руководству ОАО «Турбоатом» прекратить сотрудничество с российскими компаниями в рамках проекта по строительству Бушерской АЭС.

В обмен Украине была обещана поддержка ее вступления в Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ), заключение американо-украинского соглашения осотрудничестве в области атомной энергии (Соглашение 123), а также обещание оказать содействие в привлечении инвестиций частного американского бизнеса в промышленность Харьковской области, где расположено предприятие «Турбоатом» (через учреждение так называемой «Харьковской инициативы»). Также Украине было обещано участие в американских космических программах; в рамках визита Мадлен Олбрайт в Киев было подписано соответствующее межправительственное соглашение.

Еще одним косвенным аргументом в пользу принятия руководством Украины решения об отказе отучастия в работах в Бушере стало ожидание получения очередного транша экономической помощи США. Весной 1998 г. планировалось получение второй части пакета помощи в размере 100 млн. долл. (общий объем пакета – 225 млн. долл.). Однако зимой 1998 г. его выплата была заморожена, хотя напрямую этот вопрос и не увязывался с участием Украины в строительстве Бушерской АЭС. Вскоре после визита госсекретаря США на Украину средства поступили в Киев.

Отказ Украины от любых контактов с Ираном в ядерной области выдвигался США в качестве условия заключения украино-американского Соглашения о сотрудничестве в области атомной энергетики. Соглашение 123 было парафировано во время визита Мадлен Олбрайт в Киев и уже в мае 1998 г. было представлено на рассмотрение в Конгресс США. Украина рассчитывала на американскую помощь в реализации проекта по созданию производства ядерного топлива для реакторов типа ВВЭР-1000 на территории страны (в качестве частичной альтернативы его закупкам в России), содействие американских компаний (в первую очередь – компании «Westinghouse») в достройке 3-го и 4-го блоков Хмельницкой АЭС, а также на выход с ее ядерными материалами на американский рынок.

Администрацией Клинтона отказ Украины от участия в Бушерском проекте рассматривался как серьезный внешнеполитический успех, который значительно осложнит России работы по завершению строительства АЭС на берегу Персидского залива.

Харьковское партнерство

Взамен участия в строительстве Бушерской АЭС Украине также была предложена так называемая «Харьковская инициатива», переименованная позднее в «Харьковское партнерство», официально декларируемой целью которого являлось углубление украино-американского сотрудничества в регионе, в том числе в сфере высоких технологий.

Одним из приоритетов инициативы называлось привлечение инвестиций частного американского бизнеса в стратегически важные отрасли региона, где высокий удельный вес имеет тяжелая промышленность. Летом 1999 г. губернатор Харьковской области О.А. Демин по приглашению Государственного департамента США в поисках потенциальных инвесторов для предприятий региона посетил Кливленд, Нью-Йорк и Чикаго, где рассказал о потенциале предприятий области, в частности Харьковском тракторном заводе, Харьковском авиационном заводе, «Турбоатоме», а также Институте физики высоких энергий и ядерной физики Харьковского физико-технического института. Однако дальше презентационных мероприятий дело не пошло. Американский частный бизнес оказался не заинтересован в предлагаемых проектах. Инициатива оказалась неспособна стимулировать контракты между американскими инвесторами и промышленными предприятиями области.

Еще одной декларируемой составляющей «Харьковской инициативы» являлось продвижение демократических реформ, создание рабочих мест и достижение экономического роста через механизмы Агентства США по Международному развитию (USAID). В частности, совместно с властями области проводилась оценка эффективности управления производством на предприятиях региона. В регионе были открыты дополнительные офисы по экономическому развитию и стимулированию предпринимательской активности. Однако официальные результаты программы, приводимые Посольством США на Украине, – снижение безработицы в Изюме (городе областного подчинения с населением около 50 тыс. чел.) на 1% , увеличение производства товаров народного потребления промышленностью г. Богодухов (расположен на северо-западе области и имеет население около 16 тыс. чел.) на 2% – вряд ли можно рассматривать как успех проекта.

Заключение руководства Украины в отношении результатов «Харьковской инициативы» было однозначно и категорично. Согласно официальным оценкам, дальше «изучения инвестиционных возможностей и намерений» дело не пошло, никаких реальных денег в область не поступило. Премьер-министр Украины в 2001-2002 гг. А.К. Кинах признал полный провал «Харьковской инициативы», поскольку Украина не получила соответствующей компенсации, несмотря на все заверения США минимизировать потери в результате выхода из Бушерского проекта. В своих мемуарах президент Украины Л.Д. Кучма отметил, что для него ситуация с отказом от Бушерского проекта стала «одним из самых болезненных уроков [...] президентства».

Американская сторона, признавая, что в рамках программы не удалось решить задачу привлечениячастного бизнеса в регион, в своих оценках результатов программы оперировала в первую очередь расходами государственных программ США в Харьковской области, в значительной степени учрежденных до появления «Харьковской инициативы» и реализуемых независимо от нее. В частности отмечалось, что Научно-технический центр Украины, финансируемый преимущественно правительством США, одобрил 122 проекта на 14 млн. долл. (из них 12 млн. долл.- доля США) в научно-исследовательских институтах и вузах Харькова в рамках усилий по предотвращению распространения опасных (с точки зрения нераспространения) технологий. Одновременно с этим Министерство энергетики США выделило из фонда «Инициативы по нераспространению» 1,5 млн долл. Харьковскому физико-техническому институту (ХФТИ).

В условиях отсутствия практических результатов «Харьковской инициативы» проекту была создана масштабная информационная поддержка в украинских и международных СМИ. По словам координатора проекта Э.А. Симсона, никогда ранее Харьков так часто не упоминался в мировой прессе.

Недовольство «инициативой» в Харьковской области было столь сильно, что в 2000 г. в рамках планирования визита в Украину президента США Билла Клинтона было принято решение отказаться от посещения им Харькова, ограничившись визитом в Киев.

Потери ОАО «Турбоатом»

Руководство «Турбоатома» пыталось добиться отмены принятого руководством страны политического решения и убедить президента и кабинет министров пересмотреть решение о выходе Украины из Бушерского проекта, доказывая, что турбины не входят в ядерный остров АЭС и являются только механическим приводом генераторов, а поэтому неверно их считать «ядерным» экспортом.

Помимо этого, велась работа в Москве (руководство «Турбоатома» приезжало в российскую столицу) в попытке убедить представителей ЗАО «Атомстройэкспорт», что трудности с их участием в проекте временные и компании удастся организовать кампанию в поддержку пересмотра принятого политического решения. Однако руководство российской компании сочло за благо «неподвешивать» вопрос о производстве оборудования с длинным циклом изготовления (два года) и передать заказ Ленинградскому металлическому заводу (ЛМЗ).

Прямые потери «Турбоатома» составили 5,1 млн.долл. Именно такая сумма была потрачена на разработку и проектирование турбины. Потенциально упущенная выгода предприятия в Иране составила около 80 млн долл. (55 млн долл. – стоимость комплекта турбин плюс ряда вспомогательного оборудования). Отказавшись от участия в строительстве АЭС в Иране, «Турбоатом» потерял, по некоторым оценкам, 25-30% от общего объема заказов предприятия. Руководство «Турбоатома» также рассчитывало, что в будущем число энергоблоков в Бушере может быть увеличено до четырех, что было предусмотрено межправительственным российско-иранским соглашением от 25 августа 1992 г., а поэтому заявляло, что упущенная потенциальная выручка предприятия составила около 260 млн. долл. США.

Кроме того, ожидалось, что общий объем участия других украинских заводов – Запорожского трансформаторного, Николаевского трубного завода, харьковского «Монолита», сумского завода «Насосэнергомаш», металлургических комбинатов, которые должны были поставлять отдельные детали и компоненты, составит дополнительно до 90 млн. долл. «Турбоатом» не только «потерял» контракт, но и место во вновь создаваемой цепочке предприятий по производству оборудования для строительства АЭС на основе реактора ВВЭР-1000. Была освобождена «ниша» для альтернативных поставщиков турбин (в том числе быстроходных) для АЭС по российским проектам, в которой ранее «Турбоатом» фактически являлся монополистом. Освободившуюся нишу прочно занял Ленинградский металлический завод (ЛМЗ). В частности, помимо Ирана, турбины ЛМЗ были поставлены на два блока АЭС «Куданкулам» в Индии и два блока АЭС «Тяньвань» в Китае. Ранее подавляющее большинство атомных энергоблоков, поставленных СССР за рубеж, были оснащены турбинами харьковского предприятия, а ЛМЗ, в свою очередь, до Бушерского контракта специализировался на поставках турбин для ТЭС и ГЭС.

Заключение

1. Через полтора года после вынужденного отказа украинского «Турбоатома» от участия в Бушерском проекте ЗАО «Атомстройэкспорт» подписало договор на поставку турбоустановки с Ленинградским металлическим заводом. Специалисты ЛМЗ спроектировали быстроходную турбину мощностью 1000 МВт31 за полтора года, еще два года потребовалось на ее изготовление. В июле 2002 г. ЛМЗ завершил отгрузку в Морской порт Санкт-Петербурга паровой турбины для иранской атомной электростанции.

2. Только во второй половине 2000-х гг. «Турбоатому» удалось начать возвращение на российский рынок, получив заказы на изготовление оборудования для третьего и четвертого блоков Ростовской АЭС (физический пуск реакторов запланирован на 2014 и 2016 гг. соответственно). Также в настоящее время в числе перспективных проектов предприятия в России рассматривается участие в модернизации конденсаторов турбин мощностью 1000 МВт Балаковской и Калининской АЭС.

3. Несмотря на политическое решение Киева о запрете украинским компаниям принимать участие в поставке оборудования и комплектующих для Бушерской АЭС, украинские специалисты продолжили работу на строительстве атомной электростанции. В отдельные периоды доля украинских специалистов составляла до 80% при среднем количестве персонала на площадке около 2 тыс. человек.

4. После провала «Харьковской инициативы» Украина возобновила развитие торгово-экономического сотрудничества с Ираном. При этом основными сферами украино-иранских отношений стали энергетический комплекс и авиастроение. Так, Украина построила в Исфахане завод по сборке Ан-140. В октябре 2002 г. состоялся визит президента Ирана Мохаммада Хатами на Украину, во время которого в двустороннюю повестку дня был возвращен вопрос сотрудничества в ядерной сфере. Одним из примеров развития кооперации двух стран в области атомной энергетики является двухнедельный визит делегации Организации по регулированию ядерной деятельности Ирана в учебно-тренировочный центр Ровненской АЭС в апреле 2010 г. в рамках программы повышения квалификации иранского персонала.

5. Для России выход Украины из Бушерского проекта обернулся не только потерей времени на поиск альтернативного поставщика, но и потенциальной потерей части финансовоемкого украинского рынка ядерного топлива (всего в Украине эксплуатируется 15 энергетических реакторов ВВЭР). В результате выхода Украины из проекта по строительству АЭС в Иране, было завершено формирование правовой базы для американо-украинского сотрудничества в области атомной энергетики. В настоящее время планируется, что начиная с 2011 г. топливо американской компании «Westinghouse» будет загружено в три реактора Южно-Украинской АЭС.

→ Украина Украина , Харьков
Московский проспект , 199

Акционерное общество "Турбоатом" , в советское время Харьковский турбогенераторный завод , Харьковский турбинный завод - предприятие, специализирующееся на выпуске паровых турбин для тепловых электростанций (ТЭС) , атомных электростанций (АЭС) и теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) ; гидравлических турбин для гидроэлектростанций (ГЭС) и гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС) ; газовых турбин и парогазовых установок (ПГУ) для ТЭС и другого энергетического оборудования.

Входит в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины .

Общие сведения о предприятии [ | ]

История [ | ]

Харьковский турбинный завод (ныне АО "Турбоатом") стал одним из крупнейших в мире турбостроительных предприятий, которое осуществляет полный цикл производства: проектирование, изготовление, поставка, наладка, фирменное обслуживание турбинного оборудования для всех типов электростанций.

1934-1991 [ | ]

Харьковский турбинный завод (ХТГЗ) был построен в 1929-1934 гг., за три с половиной года и 21 января 1934 года был введён в эксплуатацию .

В 1935 году с заводского стенда сошла первая стационарная паровая турбина мощностью 50 МВт, а 26 июля 1938 года была изготовлена первая паровая турбина мощностью 100 МВт и генератор к ней .

В связи с приближением линии фронта осенью 1941 года завод был эвакуирован в г. Свердловск и уже в декабре 1942 года приступил к производству турбоагрегатов, запасных частей к паровым турбинам, а также продукции для фронта .

После освобождения Харькова 23 августа 1943 года началось восстановление практически полностью разрушенного завода , в 1944 году заводом была изготовлена первая паровая турбина мощностью 50 МВт для Зуевской ГРЭС , выполнялись заказы по ремонту турбин для электростанций промышленных центров Донбасса , Харькова , Киева .

Восстановление цехов было в основном завершено к середине 1946 года .

Профиль завода окончательно сложился в 1950-е годы. Завод начал специализироваться на производстве мощных паровых и газовых турбин .

В 1953 году была проведена работа по техническому перевооружению производства паровых турбин, в результате в 1953-1954 завод освоил производство гидравлических турбин для гидравлических электростанций , а производство генераторов было передано специализированным заводам.

За сравнительно короткие сроки (1955-1958 гг.) были спроектированы и изготовлены паровые турбины мощностью 100 и 150 МВт, а в 1960-1965 гг. - паровые турбины с повышенными параметрами пара, мощностью 300 и 350 МВт для Приднестровской , Криворожской , Запорожской , Ладыжинской , Троицкой , Рефтинской , Трипольской , Назаровской и других ГРЭС.

В 1965 году на заводе была изготовлена первая в СССР одновальная паровая турбина мощностью 500 МВт , на тот момент - самая мощная из выпущенных в мире .

В 1967 году началось создание мощных паровых турбин для атомных электростанций - важной составляющей энергетики страны. Завод становится головным предприятием по проектированию и изготовлению турбин для атомных электростанций.

В 1969 году завод освоил производство паровых турбин для электростанций мощностью 220 МВт , которые и сейчас успешно эксплуатируются на Украине , в России , Германии , Болгарии , Венгрии , Финляндии .

1986 год, отладка нового оборудования на заводе

В начале 1970-х годов было налажено производство турбин для АЭС мощностью 500 МВт , что обеспечило резкое снижение капитальных затрат на сооружение электростанций. Турбинами такого типа укомплектована Ленинградская АЭС , а также Курская , Смоленская АЭС .

В 1977 году завод был преобразован в производственное объединение атомного турбостроения "Харьковский турбинный завод им. С. М. Кирова" (с 1982 года получившее название ПО "Турбоатом") . В состав ПО "Турбоатом" помимо завода ХТГЗ вошли харьковский завод "Турбодеталь", конструкторское бюро "Турбоатом" и конструкторское бюро "Гидротурбомаш" . К 1978 году выпущенные заводом турбины были установлены на более чем 100 электростанций СССР, а также на электростанциях во многих других странах мира .

В 1980-е годы предприятие проводит дальнейшее наращивание и техническое перевооружение производства - введены в эксплуатацию новые корпуса, уникальное оборудование.

5 марта 1982 в эксплуатацию был введён крупный производственный комплекс, позволивший перейти от индивидуального производства паровых турбин АЭС мощностью 1 млн киловатт к их серийному производству , к 1985 году было освоено производство паровых турбин мощностью 1 млн кВт для Запорожской , Балаковской , Ростовской АЭС .

К 1986 году свыше 40 % мощностей ГЭС СССР было укомплектовано турбинами производства ХТГЗ; кроме того, турбины производства ХТГЗ устанавливались на зарубежные электростанции .

В 1987 году на заводе были увеличены мощности по производству паровых турбин .

После 1991 [ | ]

В 1999-2002 годах изготовлены и поставлены 4 радиально-осевых гидротурбины мощностью 280 МВт каждая. Изготовлены и поставлены 4 гидрозатвора диаметром 4 м на напор свыше 500 м. Создан уникальный шаровой затвор, по своим параметрам не имеющий аналогов в мировой практике.

В 2003 году "Турбоатом" осуществил поставку паровых турбин для АЭС "Кайга" и "Раджастан" (Индия), гидравлических турбин для реконструкции ГЭС Днепровского каскада (Украина), Камской ГЭС (Россия) и других объектов энергетики разных стран.

В 2005-2007 гг. были поставлены 2 модернизированные турбины К-325-23,5 для (Казахстан) и подписан контракт на дальнейшую поставку турбин для ТЭС "Аксу".

В 2006 году завершено производство диаметром 7,3 м, максимальной мощностью 390 МВт для Днестровской ГАЭС .

В 2007 году продолжалась реализация проекта реконструкции ГЭС Днепровского каскада, выполнялась модернизация паровых турбин К-500 для электростанций России. В конце 2007 года было начато изготовление конденсатора паровой турбины К‑1000‑65/1500 для Южно-Украинской АЭС . .

10 декабря 2010 года была разрешена приватизация стратегических предприятий Украины , после чего 15 % акций ОАО "Турбоатом" купила кипрская компания "" .

В конце 2012 года "Турбоатом" ввёл в эксплуатацию новую производства словенской фирмы "Rico " (печь была установлена в кузнечном цехе № 63 завода) .

В 2013 году "Турбоатом" занял 4-е место в рейтинге ведущих предприятий высокотехнологического машиностроения Украины по уровню управленческих инноваций.

2013 год "Турбоатом" завершил с чистой прибылью 584 млн гривен .

2014 год "Турбоатом" завершил с чистой прибылью 637,4 млн гривен .

В феврале 2016 года было объявлено о намерении использовать производственные мощности ОАО "Турбоатом" в производстве бронетранспортёров БТР-4 .

Номенклатура продукции [ | ]

Рынки сбыта [ | ]

Турбины производства АО "Турбоатом" успешно работают на электростанциях более чем 45 стран Европы, Азии, Америки и Африки. Более 260 паровых турбин суммарной мощностью свыше 60 млн кВт изготовлены для тепловых электростанций, из них 55 турбин для 16 ТЭС дальнего зарубежья. Для 24 АЭС изготовлено 169 турбин суммарной мощностью более 60 млн кВт, из них 40 турбин для 7 АЭС дальнего зарубежья. "Турбоатом" поставил 13 % турбин для АЭС от суммарных объемов поставок на мировом рынке турбин АЭС и занимает по этому показателю 4-е место среди турбостроительных фирм мира.

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

НАЦІОНАЛЬНИЙ ТЕХНІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

«ХАРКІВСЬКИЙ ПОЛІТЕХНІЧНИЙ ІНСТИТУТ»

КАФЕДРА ФИНАНСОВ

Отчет

с Производственной практики

за направлением подготовки 6.030601 « Менеджмент”

на тему:

Анализ деятельности предприятия

«ОАО "Турбоатом" г.Харькова »

Выполнил:

Студент группы:

БФ-29е Бабенкин Н.Н.

Проверила:

Назарова Т.Ю.

Харків 2013

Введение………………………………………………………………......3

1. Организационно-экономическая характеристика предприятия........5

1.1 Общая характеристика ОАО"Турбоатом"…….……………………5

1.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия…9

2. Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО "Турбоатом"...25

Выводы……………………………………………………………..........29

Список используемой литературы…………………………………….30

ВВЕДЕНИЕ

Внешнеэкономическая деятельность государств является важным фактором международных экономических отношений. После получения Украиной государственной независимости постепенная интеграция в мировое хозяйство и налаживания многостороннего кооперации со странами интеграционных группировок стали главными приоритетами внешнеэкономической деятельности государства.

В то же время, из-за достаточно жесткой конкуренции на внешних рынках и отсутствия опыта работы предприятий в подобной среде становится очевидным, что для постепенного повышения эффективности их деятельности необходимо по-новому взглянуть на существующие методы сотрудничества с внешними контрагентами.

На современном уровне развития экономики существует главная тенденция глобализации рынка, с одной стороны, открывает большие перспективы, а с другой делает конкуренцию еще более жесткой. В настоящее время есть много методов преодоления препятствий на выходе предприятия на международный рынок и продвижения своего товара. Они приведены в трудах таких зарубежных авторов, как Андрийчук В., Баласс В., Бураковского И., Вальрас Л., Гребельника О., Кандыбы А., Корден В., Кредисова А., Леонтьев В., Новицкого В., Портер М., Самуэльсон П., Скотт Л. Терещенко С., Храмова В., Юрчишин В. и другие.

Целью данной работы является обоснование рекомендаций по разработке международной стратегии выхода предприятия на внешний рынок и продвижении своего товара.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

    теоретический анализ разработки международной стратегии продвижения товара;

    исследование особенностей международных стратегий ВЭД предприятий;

    анализ финансовой, хозяйственной, внешнеэкономической и маркетинговой деятельности предприятия;

    разработка стратегии выхода предприятия на зарубежный рынок.

Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Турбоатом».

Предметом исследования являются процессы по усовершенствованию международной стратегии продвижения товара ОАО «Турбоатом» и увеличению его доли на международном рынке.

При решении поставленных задач использовались методы: структурного и горизонтального анализа, SWOT-анализ, а также общенаучные методы, методы анализа и синтеза, теоретического обобщения и сравнения, наблюдения, обследования, комплексной оценки.

Информационной базой написания дипломной работы были: учебники, периодические издания, нормативно-правовые акты, статистические данные Государственного Комитета Статистики, документация финансовой отчетности предприятия, Интернет-ресурсы, собственные наблюдения.

2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Общая характеристика ОАО "Турбоатом"

ОАО "Турбоатом" - главная научная организация украинского энергомашиностроительного комплекса.

ОАО "Турбоатом" входит в число ведущих турбостроительных фирм мира, наряду с крупнейшими в мире фирмами "Дженерал Электрик", "Вестингауз", "Сименс", "АББ", "Джек-Альстом".

Производственная структура предприятия:

1) производственный комплекс в составе производственных цехов заготовительного и механосборочного производств;

2) специальное конструкторское бюро "Турбоатом" совместно с исследовательским центром паротурбобудування;

3) специальное конструкторское бюро "Турбогидромаш" вместе с гидротурбинной лабораторией;

4) технологические подразделения (главного технолога, сварщика, металлурга, центральная заводская лаборатория).

В состав основных цехов входят:

1) цеха заготовительного производства (литейный, модельный, сварочные);

2) паротурбинного и гидротурбинного производства (паротурбинного, лопаточный, регулирования, различных деталей, сборочно-испытательный паровых и газовых турбин, гидротурбинного);

3) цеха по производству товаров народного потребления.

В состав вспомогательных цехов входят:

1) инструментальный цех, обеспечивающий изготовление специального и нормализованного инструмента, оснастки и т.д.;

2) ремонтно-механический цех, обеспечивающий капитальный ремонт технологического, подъемно-транспортного, кузнечно-прессового литейного оборудования, термических печей, нестандартного оборудования и т.д.;

3) электроремонтный цех, который производит электроавтоматики, электропривод узлов регулирования всех турбин выполняет капитальный ремонт технологического, подъемно-транспортного, литейного оборудования, термических печей, высоковольтного оборудования и кабельных линий;

4) ремонтно-строительный цех, выполняющий планово-предупредительный и капитальный ремонты производственных зданий и сооружений, цехов и служб и др.. работы;

5) Теплосиловое цех, обеспечивающий подачу всех видов энергоносителей цехам и подразделениям ОАО "Турбоатом", а также выполняющие все виды ремонтов оборудования, энергокоммуникаций и т.д.;

6) автотранспортное и железнодорожный цеха, обеспечивающие перевозку грузов для нужд ОАО "Турбоатом" и отгрузки по железной дороге изготовленной продукции заказчикам.

ОАО "Турбоатом" проектирует и изготавливает:

Паровые турбины для электростанций, работающих на органическом и ядерном топливе в диапазоне мощностей от 25 до 1100 МВт.

Газовые турбины и парогазовые установки различной мощности для гидроэлектростанций (ГЭС), тепловых электростанций (ТЭС).

Малые паровые (мощностью от 1 до 20 МВт) и гидравлические (от 1 до 10 МВт) турбины для ТЭС и ГЭС, а также микро (от 5 до 50 кВт) и мини ГЭС (мощностью 100,150, 400 кВт).

Гидравлические турбины различных типов (поворотно-лопастные, радиально-осевые, оборотные, капсульные и др.). В диапазоне напоров воды от 6 до 405 метров и по мощности от 5 до 800 МВт.

Гидравлические затворы различных типов (дисковые, шаровые) диаметром от 1,0 до 7,6 м на статические напоры до 950м для ГЭС, гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС), и др. объектов. При этом ОАО "Турбоатом" является единственным в СНГ поставщиком гидрозатворов.

Энергозапчасти для всех типов паровых, газовых, гидравлических турбин.

Большую гамму энергетического и других видов оборудования, включая подогреватели сетевой воды, тягодутьевые машины, роторы эксгаустеров и др..

Более 50-ти наименований товаров народного потребления.

ОАО "Турбоатом" основано в соответствии с приказом ФГИУ от 31.01. 1996 г. № 16-АО путем преобразования государственного предприятия "Харьковский турбинный завод им.Кирова" (правопреемник НПО "Турбоатом"). Предприятие расположено по адресу: 61037, г. Харьков, пр.Московский 199.

Учредителями предприятия являются:

1) Фонд государственного имущества Украины, ул. Кутузова, 18/9, г.Киев, Украина - 75,22%

2) Фирма Jersonet Group Inc (0000591251), Британские Виргинские острова 90 Main Street, P. O. Box 3099, Road Town, Tortola, British Virgin Island - 14,55%

3) Фирма UIFL (CYPRUS) LIMITED Кiпр (0000093510), Греция 25, Spyrou Araozou Street BERUNGARIA BULDING Limassol-5, 05%

Структура предприятия - два специальных конструкторских бюро (СКБ "Турбоатом", СКБ "Гидромаш"), технологические подразделения (главного технолога, сварщика, металлурга), заготовительная база (литье и поковки средней тяжести, сварные конструкции), механообрабатывающее производство, сборка и испытание энергетического оборудования.

Производство турбин осуществляется по замкнутому циклу: от проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ, до изготовления, сборки, испытания турбин и отгрузки.

Турбины производства "Турбоатом" успешно работают в 35 странах мира.

285 паровых турбин суммарной мощностью более 50 млн. кВт изготовлены для тепловых электростанций, из них 55 турбин для 16 ТЭС дальнего зарубежья.

Для 26-и атомных электростанций (АЭС) изготовлено 114 турбин суммарной мощностью более 50 млн. кВт. Из них 44 турбин для 10-и АЭС дальнего зарубежья.

"Турбоатом" поставил 13% АЭС от суммарных объемов поставок на мировом рынке турбин АЭС и занимает по этому показателю 4-е место среди турбостроительных фирм мира. В Украине 3 действующих АЭС ("Запорожская", "Южно-Украинская", "Ровенская"), укомплектованы 12 турбинами "Турбоатом" мощностью 220, 1000 и 1100 МВт.

На 100 ГЭС четырех континентов поставлены более 400 гидротурбин суммарной мощностью около 32 млн. кВт и 450 гидрозатворов для ГЭС и насосных станций.

За 70-летнюю историю изготовлено более 300 паровых турбин для ТЭС, деривационных электростанций (ГРЭС), 110 турбин для АЭС, свыше 400 гидравлических турбин и 450 гидрозатворов. ОАО "Турбоатом" стал одним из крупнейших турбостроительных предприятий с полным циклом производства: проектирование, изготовление, поставка, наладка, фирменное обслуживание турбинного оборудования всех типов электростанций. Продукция ОАО "Турбоатом" успешно работает у35 странах мира на четырех континентах. В Украине 40% ТЭС, 85% АЭС, 95% ГЭС оснащены изготовленными заводом турбин, суммарная мощность которых составляет более 50 млн. кВт.

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия производится на основании данных статистической отчетности и документов бухгалтерской отчетности. Соотношение между отдельными группами активов и пассивов баланса имеют важное экономическое значение и используются для оценки и диагностики финансового состояния предприятия. Главным источником информации для проведения финансово - хозяйственной деятельности является баланс предприятия - итоговый документ о наличии использования средств на определенную дату. Баланс имеет две части: актив, который показывает направления размещения средств (капитала), и пассив, характеризующий их источники. Активы включают физическое, денежное и нематериальное имущество, которое в балансе делится на две группы: фиксированные и текущие активы.

Фиксированные активы - это имущество, созданное за счет долгосрочных инвестиций, которое имеет длительный срок обращения (более года), прежде всего основные фонды, незавершенное строительство, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения и др.. Фиксированные активы еще называют основным капиталом. Основные фонды и нематериальные активы в балансе оцениваются по их полной стоимости, но в итог включаются по остаточной стоимости, т.е. за вычетом амортизационных отчислений (износа).

Текущие активы включают мобильный элемент имущества с коротким сроком обращения (до одного года). К ним относятся оборотные средства и ценные бумаги, быстро реализуемых.

Текущие активы имеют способность довольно быстро превращаться в деньги. Эту способность называют ликвидностью. Текущие активы более ликвидные чем фиксированные. В свою очередь отдельные разновидности текущих активов имеют разную ликвидность. При условии нормального функционирования экономики наиболее ликвидные активы - деньги, ценные бумаги, на которые есть спрос на рынке, и дебиторская задолженность.

Меньшую степень ликвидности имеют товарно-материальные запасы и затраты. Но это общие оценки. Они могут варьироваться в конкретных экономических ситуациях под влиянием макро-и микрофакторы. Пассивы баланса состоят из капитала в разных формах задолженности (обязательств).

Долговые обязательства в балансе подразделяются на долго - и краткосрочные. Долгосрочные - это те обязательства, которые погашаются на ранее чем через год после даты составления баланса, краткосрочные - в пределах года. Краткосрочные долговые обязательства включают не только кредиты, но и различные формы кредиторской задолженности: за полученные товары, авансы, выданные векселя, по расчетам по оплате труда, выплате налогов, обязательным отчислениям на социальные мероприятия и т.. Сумма пассивов баланса всегда равна сумме активов.

Проанализируем структуру имущества предприятия.

Стоимость оборотных активов в 2009 году увеличилась на 15,6% с 349389,0 тыс. грн. до 413514 тыс. грн., но доля оборотных активов в структуре активов уменьшилась на 2,1% (51,6% - 49,5%).

Структура имущества предприятия ОАО "Турбоатом" приведена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Структура имущества ОАО "Турбоатом"

Показатели

Источник информации

По состоянию на

По состоянию на

тыс. грн.

% в общей сумме имущества

тыс. грн.

% в общей сумме имущества

Всего имущества

в т.ч. иммобилизованные активы

Мобильные активы:

Запасы и затраты

Денежные средства их эквиваленты и др. активы

Сумма дебиторской задолженности

В 2012 году доля иммобилизованных активов в валюте баланса выросла до 50,5%, с 48,4% которые были в 2011 году. Доля мобильных активов составляет более 40%, это свидетельствует о "тяжелую" структуру активов - мобильность имущества предприятия. Увеличение доли внеоборотных активов по сравнению с базовым периодом свидетельствует об уменьшении оборачиваемости.

Стоимость оборотных активов в 2011 году увеличилась на 15,6% с 349389,0 тыс. грн. до 413514 тыс. грн., но доля оборотных активов в структуре активов уменьшилась на 2,1% (51,6% -49,5%).

В 2012 году происходит увеличение удельного веса запасов и затрат в структуре активов на 4,1% по сравнению с 2011 годом. Но это увеличение не является значительным. Поэтому это свидетельствует о росте производственного потенциала предприятия. Более значительное увеличение может свидетельствовать о необоснованном отвлечения активов из производственного оборота, что может привести к увеличению кредиторской задолженности и ухудшению финансового состояния.

Показатели наличия оборотных активов ОАО "Турбоатом" в анализируемый период были следующие:

Таблица 2.2 - Показатели наличия оборотных активов ОАО "Турбоатом"

Показатель

Отклонение,

тыс. грн.

тыс. грн.

тыс. грн.

Всего оборотных активов

Запасы (производственные, готовая продукция, товары)

Продолжение таблицы 2.2

Векселя полученные

Дебиторская задолженность за товары и услуги

Дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом

Дебиторская задолженность по авансам

Другая текущая задолженность

Денежные средства и их активы

В 2012 году по сравнению с 2011 годом оборотные активы выросли на 28922,0 тыс. грн. или на 7,0% В 2011 году значительную долю в составе оборотных активов занимали денежные средства и другие активы - 48,6% В 2012 году доля денежных средств в общей стоимости активов уменьшилась на 11,6%, также произошло уменьшение абсолютного значения денежных средств на 37380,6 тыс. грн. такое уменьшение вызвано ростом дебиторской задолженности за товары, работы, услуги на 32,3%. В нашем случае предприятие имеет структуру активе с высокой долей денежных средств и с низкой долей задолженности, что свидетельствует о стабильном состоянии в расчетах с покупателями и прочими дебиторами.

Проанализируем структуру источников формирования имущества предприятия, приведенную в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Структура источников формирования имущества предприятия

Показатели

Отклонение

1 Собственный капитал

2 Уставный фонд

3 Заемные средства

В нашем случае основным источником формирования имущества предприятия является собственный капитал В 2011 году сумма собственного капитала составила 745826 тыс. грн., что составляет доля в общей сумме источников - 86,7%. Это свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия. В 2012 году сумма собственного капитала увеличилась на 21394,0 тыс. грн. Также наблюдается незначительное уменьшение доли собственного капитала в общей сумме источников на 2,5%. Такая структура свидетельствует о признак высокой финансовой устойчивости. Финансово-экономические показатели деятельности ОАО "Турбоатом" приведен в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Финансово-экономические показатели ОАО "Турбоатом"

Наименование показателя

Формула расчета

Величина

Нормативное значение

Отклонение

Коэффициент покрытия

Коэффициент абсолютной ликвидности

Коэффициент общей ликвидности

Коэффициент автономии

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

увеличение

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

увеличение

Рентабельность собственного капитала

Рентабельность деятельности

Рентабельность продукции

При проведении анализа предприятия необходимо проанализировать техническое состояние основных фондов. Обобщающим показателем технического состояния основных фондов является коэффициент износа, который характеризует состояние и степень износа основных фондов и рассчитывается как отношение суммы износа основных фондов к их первоначальной стоимости. Чем меньше коэффициент износа, тем лучше техническое состояние, в котором находятся основные фонды.

Сергей ВЯЗЕМСКИЙ | 13.07.2018

Грядущей осенью на Украине должна начаться т. н. большая приватизация крупных объектов госсобственности по новым правилам, прописанным в новом законе «О приватизации». Главной особенностью этих правил является пристальный контроль иностранных советников за всем этим процессом. Уж они-то знают, кого допустить к лакомым кускам госсобственности, а кому дать от ворот поворот.

Кабмин Украины в мае утвердил список приватизационных объектов. Одним из главных объектов, выставленных на продажу, является харьковский «Турбоатом». Предприятие, которое последние годы активно задействовано в атомных антироссийских проектах на Украине. В целом же половина из 26 объектов, выставленных на продажу, – предприятия топливно-энергетического комплекса страны.

В фонде госимущества (ФГИ) даже подсчитали : приватизация крупных предприятий пополнит государственный бюджет на 21,3 миллиарда гривен. Однако деньги эти – всего лишь разовая помощь для скудного бюджета. Самое же главное в начинающемся приватизационном процессе – это первая реальная возможность перехода под непосредственный контроль кураторов киевского режима тех объектов госсобственности, которые будут работать исключительно в антироссийских энергетических проектах, невзирая на интересы трудовых коллективов и даже перспектив развития самих предприятий.

Как раз на примере харьковского «Турбоатома» можно увидеть, что начинает происходить со стабильно работающим предприятием из-за тесной «дружбы» с американскими хозяевами нынешней Украины.

Однако с приходом нынешней власти, поставившей своей главной задачей максимальный разрыв экономических связей и сворачивание взаимовыгодных российско-украинских проектов в производстве, показатели завода стали ухудшаться. Так, если чистая прибыль «Турбоатома» в 2015 г. составляла $68,6 млн., то в 2016-м она составила $39 млн. А по итогам 2017 г. она едва достигла показателя $27,3 млн.

Зато завод активно задействован в энергетических войнах с Россией. Насколько предприятие имеет значение в этом направлении, говорит хотя бы тот факт, что «Турбоатом» занимает четвертое место по поставке турбин для АЭС среди турбостроительных фирм мира, обеспечивая 10% потребностей мирового рынка в турбинах для атомных электростанций. При этом основным покупателем продукции завода является Российская Федерация и страны ЕАЭС.

Интересно при этом, что главными конкурентами «Турбоатома» являются немецкий Siemens, французский Alstom и канадский Bombardier Inc. Именно эти и им подобные западные компании могут занять нишу харьковского завода, а деятельность самого предприятия после приватизации сосредоточить исключительно на антироссийских проектах, значительно сократив объемы работ и персонал.

Помимо сотрудничества с Westinghouse в рамках антироссийского атомного проекта, завод сейчас активно перенаправляют на внутренний рынок. Дело в том, что в советские времена турбинные заводы делали турбины разной номенклатуры, поэтому даже теоретически не могли быть конкурентами. Сейчас же «Турбоатом» пытается предложить свои технические решения на внутреннем рынке, вытеснив оттуда российских производителей.

Речь идет в первую очередь о Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ). На сегодня предприятие изготовило 10 турбин мощностью 225 МВт для модернизации и замены турбоагрегатов 200 МВт производства ЛМЗ на ТЭС Украины. В 2015 году предприятие смогло освоить производство рабочих лопаток пятой ступени длиной 1200 мм из титанового сплава для роторов 5 турбин-миллионников АЭС Украины. Эти лопатки уже работают на Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС. Хотя раньше туда их поставлял российский ЛМЗ. Также в прошлом году «Турбоатом» смог вытеснить российского производителя при коренной модернизации энергоблоков №6 и №7 Славянской ТЭС.

Задействован «Турбоатом» и в достройке двух энергоблоков (№3 и №4) Хмельницкой АЭС, где предусматривается установка заводской турбины, а генератора – от харьковского «Электротяжмаша». Раньше достройкой этих энергоблоков должен был заниматься «Росатом». Но в 2015 г. Рада денонсировала соглашение с РФ о достройке Хмельницкой АЭС. Теперь же в парламенте заявляют , что единственным вариантом, обеспечивающим достройку в наиболее короткие сроки этих энергоблоков, является применение реакторной установки (РУ) ВВЭР-1000 (водо-водяной энергетический реактор) производства компании Skoda JS (Чехия).

Помимо «Турбоатома» в антироссийском атомном проекте активно задействован харьковский ННЦ «ХФТИ» (всемирно-известный в советские времена харьковский «физтех») и вышеупомянутый «Электротяжмаш», который также в этом году должен пойти с молотка.

Харьковские ученые непосредственно задействованы в проекте по замене российского ядерного топлива на топливо Westinghouse. Здесь ещё в 1999 году был создан Центр проектирования активных зон с целью научного сопровождения внедрения ядерного топлива Westinghouse на украинских АЭС. Также американцы профинансировали проект создания подкритической ядерной установки «Источник нейтронов», направленный как раз на усовершенствование утилизации радиоактивных отходов. В феврале эту установку наконец-то презентовали в Харькове. Как заявили тогда в ХФТИ: это стало возможным благодаря партнерству с Аргонской и Окриджской национальными лабораториями США.

С «Электротяжмашем» аналогичная история, как и с «Турбоатомом». Завод сильно связан с Россией, за счет чего государственное предприятие стабильно приносит в казну деньги: в 2016 г. завод заплатил в бюджет государства 116 млн. грн. налогов и отчислений, а в 2017-м – 125 млн. грн. Продукцией «Электротяжмаша» укомплектовано 73% мощностей ТЭС Украины. Но завод, помимо РФ и стран СНГ, начал активно работать на азиатском направлении, из-за чего потенциально может стать конкурентом американским фирмам. Так, по словам и. о. директора завода Д. Костюка, на азиатских рынках очень плотно работают компании США. Можно быть уверенным: большая приватизация под присмотром иностранных советников решит для янки эту проблему!

Кстати, в 2015 г. директор «Электротяжмаша» В. Глушаков был уволен с поста, как только стало известно, что завод благодаря налаженным обходным схемам продолжил активно работать с Россией. Увольнения добился тогдашний министр экономразвития по квоте американцев А. Абромавичюс. Однако обходная схема продолжает работать и сейчас. В условиях выживания харьковчане отказываются закрывать предприятие в угоду американским интересам.

Как выяснилось , завод через британские офшорные компании Industrial Field Limited и Pitfield Traders Ltd с 1 сентября 2015 по 31 января 2017 года поставил в Россию продукции более чем на 1,55 млрд. грн., или более 75% от всего своего объема. При этом только за 2017 г. «Электротяжмаш» отгрузил таким способом товаров на сумму почти $37,5 млн. (около 1 млрд. грн.), что составило почти 90% всех экспортных операций госпредприятия.

Чтобы разрушить такие схемы, заокеанские кураторы и требуют проведения «честной и прозрачной» приватизации, результатом которой будет сокращение производства, рост безработицы и нищеты.

Характерно, что продадут эти остатки советской промышленности за цену, далеко разнящуюся с реальной себестоимостью. Тот же «Турбоатом» в ФГИ со старта оценивают в $ 277,3 млн., а «Электротяжмаш» почти в два раза меньше. Насколько эти цифры справедливы, говорит такой факт. В 2012 г. российские «Силовые машины» купили 5% акций «Турбоатома» за $20 млн. То есть завод тогда оценили в $400 млн. Сейчас благодаря «прозрачной» приватизации он стоит на порядок ниже!