С какого срока не берут при продаже машины транспортный налог. В каких случаях возникает обязанность платить транспортный налог

Признаются лица, на которых зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения. Однако из данного правила есть ряд исключений. И не так давно этот перечень был расширен.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса (далее - Кодекс) плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения. Соответственно, с момента госрегистрации автомобиля в органах ГИБДД организация признается плательщиком транспортного налога.

Контролирующие органы в своих разъяснениях не раз обращали внимание налогоплательщиков на то, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от , а не от его фактического наличия или использования. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом в случае снятия с учета ТС в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона ТС либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено (см., напр., Письма Минфина России от 12 мая 2015 г. N 03-05-06-04/27048, от 24 января 2012 г. N 03-05-06-04/09, от 24 марта 2011 г. N 03-05-06-04/123, ФНС России от 27 января 2012 г. N БС-3-11/241 и т.д.).

Таким образом, в общем случае до тех пор, пока на организацию зарегистрирован автомобиль, в отношении данного ТС она признается плательщиком транспортного налога со всеми, что называется, вытекающими. В этом случае придется уплатить налог и представлять отчетность в ИФНС по общим правилам.

"База" в угоне

Однако из данного правила есть исключение, которое в принципе мы уже назвали. Речь идет о ситуации, когда автомобиль, зарегистрированный на фирму, угнали. Подпунктом 7 п. 2 ст. 358 Кодекса прямо предусмотрено, что объектом налогообложения по транспортному налогу не являются транспортные средства, находящиеся в розыске. Однако все не так просто. В соответствии с данной нормой для прекращения начисления транспортного налога необходимо, чтобы факт угона был документально подтвержден уполномоченным на то органом.

В силу п. 17.4 Методических рекомендаций по применению гл. 28 Кодекса в случае угона (кражи) транспортного средства налогоплательщики представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт его кражи (возврата). Таковой выдается органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.

Минфин России в Письме от 9 августа 2013 г. N 03-05-04-04/32382 разъяснил, что взимание налога в отношении транспортного средства, находящегося в угоне, прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором был совершен угон. Документом, подтверждающим факт угона, может являться справка об угоне, которая выдается органами, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию угонов (краж) транспортных средств.

В то же время чиновники отметили, что помимо названной справки факт угона также может быть подтвержден и справкой о возбуждении уголовного дела. И если месяц, в котором автомобиль был угнан, по тем или иным причинам определить невозможно, то взимание транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором было возбуждено уголовное дело.

Пример 1. В феврале 2015 г. у ООО "Ромашка" был угнан автомобиль. Данный факт подтвержден справкой органа МВД. В июне 2015 г. автомобиль был найден и возвращен обществу.
Поскольку при исчислении транспортного налога месяц угона и месяц возврата ТС включаются в период его нахождения у налогоплательщика, то транспортный налог за 2015 г. должен быть рассчитан с учетом коэффициента, равного 0,75 (9 мес. : 12 мес.).

Необходимо учитывать, что угнанное транспортное средство не является объектом налогообложения по транспортному налогу только в период его розыска. При этом если период поисков, что на практике, увы, встречается довольно часто, растягивается на несколько лет, то факт нахождения автомобиля в розыске нужно подтверждать ежегодно, вплоть до снятия угнанного транспортного средства с учета.

В этой связи представляется целесообразным снять "пропавший" автомобиль с регистрационного учета, чтобы у налоговиков не возникало "лишних" вопросов. Такая возможность предусмотрена п. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001.

Пример 2. Справка, выданная органом МВД, подтверждает, что в феврале 2015 г. у ООО "Гвоздика" был угнан автомобиль. Предположим, что до конца года данное ТС так и не будет найдено. В этом случае транспортный налог уплачивается за 2015 г. с коэффициентом 0,1667 (2 мес. : 12 мес.).

Обратите внимание! Для целей прекращения взимания транспортного налога необходимо представить в налоговый орган справку, которая подтверждает факт угона. То есть, к примеру, копии заявления, поданного в МВД о том, что ТС украдено, в подобных ситуациях недостаточно. Ведь такое заявление носит односторонний характер и непосредственно факт угона не подтверждает (см., напр., Постановления ФАС Уральского округа от 3 сентября 2013 г. N Ф09-6557/13, ФАС Северо-Кавказского округа от 31 октября 2011 г. N А15-2503/2010 и т.д.).

Отметим также, что в налоговый орган может быть представлен как подлинник справки об угоне, так и ее копия. Отличие в том, что, получив копию, налоговики направят запрос в орган, который выдал эту справку, чтобы убедиться, что факт угона действительно имеет место быть (см. Письмо от 13 мая 2015 г. N БС-3-11/1919@).

Закрытый перечень

До недавнего времени перечень случаев, когда налогоплательщик мог "сэкономить" на транспортном налоге в отношении зарегистрированного на него ТС, ограничивался лишь тремя ситуациями (см., напр., Письмо ФНС России от 27 января 2012 г. N БС-3-11/241):

  • в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах;
  • на время розыска транспортных средств при подтверждении факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • при возникновении права на налоговую льготу.

Минфин России в Письме от 6 мая 2015 г. N 03-05-06-04/26019 также указал, что иных оснований для прекращения взимания транспортного налога Кодексом не предусмотрено. При этом чиновники отметили, что в случае невозможности своевременной уплаты налога и при наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 64 Кодекса, налогоплательщик вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему отсрочки или рассрочки по уплате налога.

Симметричные "корректировки"

В то же время судебная практика не ограничивается лишь буквальным толкованием норм гл. 28 Кодекса.

Дело в том, что, как мы уже сказали, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в установленном порядке зарегистрированы ТС, являющиеся объектом налогообложения. Выходит, для того чтобы не платить транспортный налог, просто не нужно ставить автомобиль на регистрационный учет. Вот тебе и реальная экономия.

Конечно же, налоговики с таким подходом не согласны (то есть в этой части инспекторы положения Кодекса читают с оговоркой). И по этому вопросу их суды поддерживают. Так, Верховный Суд РФ в Определении от 29 октября 2014 г. N 301-КГ14-2926 указал, что нормы налогового законодательства, устанавливающие объект обложения транспортным налогом, рассчитаны на добросовестного налогоплательщика, исполняющего обязанности по госрегистрации транспортных средств. И положительные последствия в виде отсутствия обязанности по уплате транспортного налога невозможны для недобросовестного налогоплательщика.

Таким образом, отсутствие регистрации ТС - это вовсе не основание, чтобы не платить транспортный налог. Все зависит от того, по какой причине автомобиль не был зарегистрирован в установленные на то сроки. И если в этом случае имеет место вина налогоплательщика (умышленно не ставил на учет в ГИБДД транспортное средство), то платить придется по полной.

С другой стороны, предположим, что в силу тех или иных обстоятельств организация, напротив, не может снять с регистрационного учета автомобиль, например имеют место какие-либо юридические помехи. Нужно ли при таких обстоятельствах платить в отношении данного ТС транспортный налог?

Верховный Суд РФ в Определении от 17 февраля 2015 г. по делу N 306-КГ14-5609 в этой части указал, что в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика и на последнего возлагается обязанность в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике, но...

В то же время судьи вынесли решение в пользу налогоплательщика. В рассматриваемом деле компания не имела возможности снять с учета ТС просто потому, что необходимые для этого документы не выдавал другой госорган... и тоже по уважительной причине. То есть по факту налогоплательщик оказался в заложниках ситуации. Его вынуждают платить налог в отношении ТС, которого у него, собственно, и нет уже (произошла авария), только лишь на том основании, что данное транспортное средство не снято с учета. Причем и снять-то его с учета налогоплательщик не может, поскольку в данном конкретном деле это не от него зависело.

Примечательно, что указанное Определение Верховного Суда РФ N 306-КГ14-5609 содержится в Обзоре решений ВС, который Федеральная налоговая служба направила Письмом от 17 июля 2015 г. N СА-4-7/12693@ для сведения налоговиков "на местах", чтобы они использовали его в работе. Это позволяет сделать вывод, что в ФНС, наконец, согласилась с тем, что первоочередное значение имеет не только факт регистрации ТС на налогоплательщика, но и объективные обстоятельства, позволяющие или, наоборот, мешающие ему заявить о снятии ТС с учета.

Таким образом, фактически в ФНС (не без помощи Верховного Суда) признали прописную истину: при отсутствии вины налогоплательщика в том, что автомобиль не снят с регистрационного учета, обязанность по уплате в отношении его транспортного налога у него не возникает. Однако не стоит забывать, что в любом случае придется документально подтвердить момент, когда ТС реально выбыл из базы по транспортному налогу.

Октябрь 2015 г.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> по вопросу прекращения уплаты транспортного налога и налога на имущество организаций сообщает следующее.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Объектом налогообложения признаются автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Кодекса).

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия транспортного средства у налогоплательщика.

Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

Согласно статье 362 Кодекса исчисление налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.

Учитывая вышеизложенное, уплата транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в регистрирующих органах.

Согласно статье 373 Кодекса налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 374 Кодекса установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в т. ч. имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

При организации бухгалтерского учета основных средств следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 № 26н, в соответствии с которым активы принимаются в состав основных средств при одновременном выполнении условий, установленных пунктом 4 ПБУ 6/01, и подлежат в соответствии с пунктом 29 ПБУ 6/01 списанию с бухгалтерского учета при их выбытии.

Следовательно, основные средства подлежат налогообложению налогом на имущество организаций до их выбытия в установленном выше порядке.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В.РАЗГУЛИН

Комментарий эксперта

О прекращении уплаты транспортного налога

Многие фирмы оказывались в ситуации, когда, не имея денег для погашения долгов, приходилось расставаться с имуществом. Данное имущество изымают судебные приставы-исполнители для последующей реализации на торгах и погашения задолженности. Зачастую имуществом, которое изымается, являются автомобили организации.

В связи с этим у бухгалтеров возникают вопросы, относительно уплаты транспортного налога. Ведь транспорт все еще числится в органах ГИБДД, но фактически пользоваться им компания не может.

По данному вопросу в финансовом ведомстве достаточно давно сложилась твердое мнение, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость исключительно от регистрации транспортного средства, а не от его фактического наличия или использования. Другими словами, пока автомобиль не снят с учета, его владелец обязан платить налог. При этом не имеет значения исправно ли данное транспортное средство, существует ли оно фактически или же только на бумаге. Подобная точка зрения находит свое отражение в письме Минфина России от 24.01.2012 № 03-05-06-04/09, а также в комментируемом документе. Аналогичного мнения придерживаются и в ФНС России (письмо от 27.01.2012 № БС-3-11/241).

Что говорят судьи

В судебной практике большая часть споров по данному вопросу решалась не в пользу организаций. При этом довод, что обязанность по уплате транспортного налога отсутствует по причине изъятия органами следствия, не принят во внимание Конституционным Судом РФ. Об этом сказано в Определении от 29.09.2011 № 1267-О-О.

В практике также встречаются споры с налоговыми органами, в которых главным аргументом организации было утверждение, что фактически фирма автомобилем больше не владеет. Но данные доводы судьи проигнорировали и заняли сторону инспекторов.

Среди прочих судебных решений есть одно, в котором арбитры поддержали компанию. Они сделали следующий вывод: поскольку объектом обложения по налогу являются именно транспортные средства, то факт их регистрации при отсутствии самого объекта налогообложения не может повлечь за собой обязанности по уплате транспортного налога (постановление Волго-Вятского округа от 27.05.2010 по делу № А38-2593/2009).

Однако Президиум ВАС РФ поставил точку в этом вопросе. Высшие арбитры признали правоту контролирующих органов и постановили, что списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает ее от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога. Объяснили судьи свою позицию просто: в силу императивных положений статей 357, 358, 362 Налогового кодекса РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Таким образом, не сняв автомобиль с регистрации, компаниям придется платить за него. Обращение в суд положительного результата, скорее всего, не принесет.

Эксперт "НА" Д.А. Начаркин

Транспортный налог в силу ст. 14 НК РФ относится к региональным налогам, которые в значительной степени формируют доходную базу региональных и местных бюджетов. Поэтому для чиновников на местах так важна его максимальная собираемость. Однако не все собственники автотранспортных средств спешат исполнять свою конституционную обязанность по уплате данного налога. Зачастую предлогом является неудовлетворительное состояние дорог, которое становится причиной многочисленных аварий и поломок машин. Устранять их последствия, как правило, приходится самим автомобилистам за счет собственных средств. Не способствует наполняемости региональных и местных бюджетов и введенная не так давно возможность продажи машин без их снятия с учета в органах ГИБДД. О налоговых результатах действующего порядка регистрации транспортных средств и поговорим сегодня.

Рассмотрим ситуацию из практики. Допустим, в июле 2015 года организация продала юридическому лицу легковой автомобиль. В том же месяце транспортное средство (ТС) было списано с баланса. По условиям договора купли-продажи новый собственник обязан в течение пяти календарных дней с момента передачи автомобиля изменить в органах ГИБДД его регистрационные данные. С учетом этого организация рассчитала транспортный налог за истекший год, исходя из фактического времени владения проданным автомобилем - семи месяцев. По итогам камеральной проверки декларации по транспортному налогу за 2015 год инспекция доначислила налог до годовой суммы, поскольку по сведениям, поступившим из органов ГИБДД, новый владелец перерегистрировал автомобиль на себя лишь в январе 2016 года. Правомерны ли доначисления, ведь на 01.01.2016 транспортное средство на балансе не значилось, а у самой организации по договору отсутствует обязанность по снятию машины с регистрационного учета?

Налоговые нормы

В абзаце 1 ст. 357 НК РФ сказано, что плательщиками транспортного налога являются лица, на которых по законодательству РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Это (в силу п. 1 ст. 358 НК РФ) ТС (в том числе автомобили), зарегистрированные в соответствующих органах в установленном порядке.

Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного ТС налогоплательщиком. Такое мнение разделяют и чиновники контролирующих органов (см. письма Минфина России от 18.02.2016 № 03‑05‑06‑04/9050, ФНС России от 28.08.2013 № БС-3-11/3076@), и судьи (см. Определение КС РФ от 24.03.2015 № 541-О ).

Исключение из этого правила составляют случаи, предусмотренные абз. 3 - 5 ст. 357 (в данной норме перечислены лица, которые не признаются плательщиками транспортного налога ) и п. 2 ст. 358 НК РФ (здесь поименованы ТС, которые не являются объектом налогообложения ).

Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики - юридические лица исчисляют сумму транспортного налога (авансового платежа) самостоятельно. И как следует из п. 3 названной статьи (в редакции, действовавшей в 2015 году), обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета этого ТС в регистрирующих органах.

С 01.01.2016 момент возникновения (утраты) обязанности по уплате транспортного налога определяется в ином порядке. Изменения в п. 3 ст. 362 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ. Согласно обновленной норме начиная с первого отчетного периода 2016 года налог исчисляется в зависимости от даты регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства в соответствующем государственном органе.

Так, если ТС поставлено на регистрационный учет до 15-го числа включительно или снято с учета после 15-го числа, то при исчислении транспортного налога за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) ТС.

В свою очередь, если регистрация ТС произошла после 15-го числа или снятие ТС с регистрации осуществлено до 15-го числа включительно, то месяц регистрации (снятия с регистрации) не учитывается при расчете налога.

Из приведенных правовых норм следует: транспортное средство (в нашей ситуации автомобиль) является объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным за налогоплательщиком в определенном законом порядке. Прекращение регистрации признается основанием для прекращения взимания транспортного налога. Иных причин для неначисления налогоплательщиками - юридическими лицами данного налога (кроме угона ТС или возникновения права на налоговую льготу) законодательством не установлено.

В силу п. 1 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных проверок налоговики руководствуются в том числе сведениями, полученными от регистрирующих органов. Обязанность последних предоставлять информацию, необходимую для налогового контроля, закреплена в п. 4 ст. 85 НК РФ, где сказано, что органы, осуществляющие регистрацию ТС, обязаны сообщать в налоговые инспекции сведения о данных объектах и их владельцах в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации. Помимо этого, указанные сведения должны ежегодно обновляться до 15 февраля года, следующего за отчетным.

Таким образом, поскольку налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету ТС, при проверке правильности исчисления организациями транспортного налога они руководствуются сведениями, полученными от регистрирующих органов, поскольку иное законом не предусмотрено. Значит, в рассматриваемой ситуации проверяющие правомерно доначислили налогоплательщику транспортный налог до годовой суммы. Ведь из положений гл. 28 НК РФ следует, что факт списания транспортного средства с баланса организации, равно как и отсутствие у последней обязанности по снятию автомобиля с регистрационного учета в органах ГИБДД, для исчисления налога значения не имеет.

Судебная практика

Такой формальный подход к начислению транспортного налога согласуется с позицией высших арбитров, озвученной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10 по делу № А40-62640/09‑151‑457. В данном постановлении сделан следующий вывод: списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений ст. 357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы .

Предметом данного судебного разбирательства стали транспортные средства, списанные организацией с баланса по причине утилизации. Между тем налоговики придали обозначенной позиции высших судей универсальный характер и стали применять ее в том числе к сделкам по купле-продаже транспортных средств. Судебные органы считают это допустимым (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по делу № А79-4212/2015).

Впоследствии Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ продемонстрировала несколько иной (менее формальный) подход к порядку начисления транспортного налога (Определение от 17.02.2015 № 306-КГ14-5609 по делу № А55-23180/2013).

Арбитры пояснили: вывод Президиума ВАС сделан с учетом того, что при утилизации (списании) транспортного средства юридическое лицо, за которым оно зарегистрировано, обязано снять его с учета по указанному основанию в органах ГИБДД по месту регистрации, представив соответствующие документы, регистрационные знаки и ПТС.

С этим Судебная коллегия полностью согласна. По ее мнению, если действующее налоговое законодательство связывает момент прекращения исчисления и уплаты налога с действиями налогоплательщика, на которого возлагается обязанность по обращению в компетентные органы с заявлением о снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий (уплата налога с отсутствующего ТС) лежат именно на налогоплательщике. Однако подобные риски могут возникнуть лишь в том случае, если у налогоплательщика не было объективной возможности снять транспортное средство с учета.

Исходя из указанного определения факт государственной регистрации ТС не может рассматриваться судами как единственное условие возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога. Необходимо также установить, должен ли плательщик предпринять соответствующие действия для прекращения начисления налога (в частности, снять транспортное средство с учета в регистрирующем органе). И если данные действия не осуществлены, проверить, не имели ли место объективные препятствия для этого (см. Постановление АС ЗСО от 03.03.2016 № Ф04-46/2015 по делу № А03-13035/2015).

Об обязанностях владельцев ТС (бывших и настоящих)

Напомним, что в рассматриваемой нами ситуации обязанность по изменению регистрационных данных об автомобиле возложена на нового собственника. Соответствует ли это условие договора закону? Не должен ли прежний владелец перед продажей ТС снять его с учета в органах ГИБДД?

Ответ однозначен: нет, не должен. Порядок регистрации в органах ГИБДД регламентирован Административным регламентом МВД о предоставлении государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент). В его п. 65 установлены лишь два основания для снятия ТС с учета:

  • вывоз за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание;
  • утилизация.
Как видим, такое основание для снятия транспортного средства с регистрационного учета, как его продажа, Административным регламентом не предусмотрено. Должны быть изменены регистрационные данные о владельце ТС. Соответствующая обязанность возложена на нового владельца автомобиля, что следует из п. 56.1 Административного регламента и п. 6 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД (далее - Правила). Здесь установлено, что изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности производится на основании заявления нового владельца транспортного средства.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 и п. 4 Правил на это новому собственнику либо лицу, от его имени владеющему, пользующемуся или распоряжающемуся транспортным средством, отведено десять суток после его приобретения .

Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств чревато привлечением организации и ее должностных лиц к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ размер штрафных санкций составляет:

  • для должностных лиц - от 2 000 до 3 500 руб.;
  • для организаций - от 5 000 до 10 000 руб.
Как указано в Постановлении ВС РФ от 20.02.2015 № 31-АД15-4, по смыслу ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за несоблюдение правил регистрации ТС составляет два месяца и исчисляется по прошествии десяти дней с момента, когда новый владелец автомобиля обязан изменить его регистрационные данные в соответствующих органах.

Как видим, действующий порядок регистрации транспортных средств в органах ГИБДД влечет определенные неблагоприятные налоговые последствия для их бывших собственников. Это обстоятельство не раз служило основанием для обращения последних в Конституционный суд.

Пример - Определение КС РФ от 21.05.2015 № 1035-О. По мнению заявителя, положения ст. 357, 358 и 362 НК РФ необоснованно возлагают на лиц, утративших право собственности на ТС, обязанность по уплате транспортного налога, при том что своевременность внесения изменений в регистрационные данные такого ТС зависит от действий нового собственника. Рассмотрев жалобу, судьи пришли к выводу, что указанные налоговые нормы не нарушают конституционных прав заявителя - бывшего владельца транспортного средства.

Арбитры отметили: федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика. Между тем Административным регламентом предусмотрена возможность прекращения регистрации ТС по заявлению прежнего собственника в случае неисполнения новым обязанности по внесению изменений в регистрационные данные в течение десяти дней со дня приобретения автомобиля и при условии отсутствия подтверждения регистрации этого автомобиля за новым владельцем.

Действительно, п. 60.4 Административного регламента установлено, что подача в регистрирующий орган продавцом автомобиля заявления и документов о заключении сделки, направленной на его отчуждение, является основанием для прекращения регистрации ТС за данным лицом.

Таким образом, судебные органы расценивают действия бывшего собственника транспортного средства по его снятию с регистрационного учета в органах ГИБДД как право, а не обязанность. Причем воспользоваться этим правом он может лишь при наступлении определенных событий.

В пункте 5 Правил закреплено, что владельцы транспортных средств обязаны , в частности, изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации ТС, изменения собственника (владельца) . В норме не уточнено, о каких владельцах (новых или прежних) идет речь. Полагаем, что здесь имеются в виду покупатели - новые владельцы ТС, ведь продавцы - бывшие собственники после отчуждения автомобиля перестают быть таковыми. Иных обязанностей Правилами не установлено.

Таким образом, прежний владелец, в принципе, не обязан отслеживать судьбу проданного им автомобиля, контролировать исполнение новым собственником обязанности по его перерегистрации в органах ГИБДД. Но в этом случае для продавца могут возникнуть негативные налоговые последствия, ведь плательщиком транспортного налога он останется до тех пор, пока числится в регистрирующих органах собственником ТС, независимо от того, что в наличии его давно нет.

Во избежание подобных рисков МВД советует автомобилистам перерегистрировать транспортное средство в подразделении ГИБДД непосредственно в момент его продажи. Тем более что сейчас это можно сделать в любом регионе страны - вне зависимости от места жительства бывшего и нового собственника автомобиля (см. вопрос 3 Разъяснений МВД России от 17.10.2013 «О применении положений административного регламента по регистрации транспортных средств»).

Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12690@.

Это лица, имеющие непосредственное отношение к организации и проведению прошедших в России в 2014 году Олимпийским и Паралимпийским играм, а также чемпионата мира по футболу, который состоится в 2018 году.

Среди транспортных средств, не являющихся объектом обложения, выделены, в частности, спецавтомобили для инвалидов, полученные (приобретенные) через органы соцзащиты; используемая по назначению сельскохозяйственная техника сельхозтоваропроизводителей; транспортные средства, находящиеся в угоне.

Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@.

Утвержден Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605, действует с 15.10.2013.

Приложение 1 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001.

Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

При расчете транспортного налога нужно будет учитывать дату регистрации права собственности

С 2016 года дата, с которой начисляется налог на имущество по кадастровой стоимости, будет определяться по следующим правилам: если право собственности на объект возникнет до 15-го числа, налог начисляется с начала этого месяца; если после 15-го числа, налог начисляется с начала следующего месяца.

При регистрации транспортного средства или снятия его с регистрации в течение календарного года транспортный налог рассчитывается с учетом специального коэффициента. Он равен числу полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, деленному на количество календарных месяцев в году. При этом в 2015 г. месяц регистрации, а также месяц снятия с регистрации принимаются за полный месяц (). Таким образом, независимо от того сколько дней налогоплательщик владел транспортным средством в течение месяца, он обязан уплатить транспортный налог за этот месяц в полном объеме.

Выходит, что в случае смены собственника автомобиля налог должен заплатить как прежний, так и новый владелец ТС исходя из количества полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на каждого из них. И даже если регистрация и снятие с регистрации были совершены в течение одного дня, налог за месяц, в котором автомобиль был продан, уплачивает и продавец, и покупатель.

С 2016 г. Теперь законодатели скорректировали порядок расчета налога. Согласно поправкам в статью 362 НК РФ, если регистрация производится до 15-го числа (или снятие с регистрации происходит после 15-го числа), то месяц регистрации (снятия с регистрации) будет считаться полным. Если же регистрация транспортного средства производится после 15-го числа (или снятие с регистрации происходит до 15-го числа), то месяц регистрации (снятия с регистрации) при определении коэффициента не учитывается.

Таким образом, если автомобиль снят с учета и зарегистрирован на нового владельца, к примеру, 14-го числа, то налог за весь этот месяц будет платить новый владелец, если 25-го числа - то прежний собственник.

В 2015 г. и ранее Начислять транспортный налог перестанут после месяца снятия автомобиля с учета

Министерство финансов РФ

Письмо от 05.07.2013 № 03-05-06-04/26030

Вопрос : В августе 2012 г. заключил договор купли-продажи транспортного средства (далее по тексту - "ТС"), принадлежащего мне на праве собственности и зарегистрированного в установленном законом порядке.

В соответствии с договором Транспортное Средство было продано новому владельцу по акту приема-передачи от 15 августа 2012 г.

Согласно Правил регистрации ТС в ГИБДД МВД России (приложение 1 к приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001): автомототранспортное средство, проданное по договору, должно быть снято с регистрационного учета со старого собственника на основании заявления нового собственника при обращении в регистрационное подразделение госавтоинспекции для переоформления на свое имя. Поэтому я не производил подачу документов о снятии с регистрационного учета ТС.

ТС было снято с регистрационного учета госавтоинспекцией на основании заявления нового собственника в феврале 2013 г., о чем имеется отметка в паспорте ТС. С августа 2012 г. я не являюсь фактическим собственником ТС, однако согласно регистрационному учету данное ТС числилось за мной до февраля 2013 г. Обязанность по уплате транспортного налога за полный период 2012 г. была возложена на меня в полном размере.

На основании вышеизложенного прошу предоставить письменное разъяснение по вопросу начисления транспортного налога за весь 2012 год.

Ответ : Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты транспортного налога в отношении проданного транспортного средства и сообщает следующее.

Кроме того, пунктом 1 установлено, что сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного транспортного средства налогоплательщиком.

Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

Согласно Кодекса исчисление налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.

Таким образом, взимание транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в регистрирующих органах .

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

Взимание транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета

Рассчитывается исходя из количества полных месяцев владения транспортным средством. А начисление налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с регистрационного учета. Об этом напомнил Минфин России в письме от 24.12.14 № 03-05-06-04/66762 .

В пункте 3 сказано, что при снятии транспортного средства с регистрации в течение налогового (один год) или отчетного периода (первый, второй и третий кварталы), сумма налога определяется с учетом коэффициента. Данный коэффициент рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде. При этом месяц регистрации, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.

Поэтому взимание транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в регистрирующих органах.