Танкаев: путин смог сдвинуть опек с мертвой точки. Рустам Танкаев: Освоение Восточной Арктики по сложности похоже на заселение Марса

Один из верных признаков кризиса в компании − неадекватное поведение ее первого лица.

Неадекватность эта особенно ярко проявляется во второстепенных вопросах, где первое лицо под психологическим гнетом надвигающейся катастрофы проявляет меньше бдительности, да и просто благоразумия. Между тем, нынешняя публичная деятельность главы «Роснефти» Игоря Сечина, реализуемая через его вице господина Леонтьева очень походит на метания загнанного в угол, смертельно перепуганного зверя.

В попытках превратить «Роснефть» в мирового монстра, общество уже практически уверилось, что Сечин нацелился на поглощение всего, что еще движется в зоне российского нефтегазового рынка. Эксперты уже давно дискутируют - поглотит ли Сечин следующим последнюю частную крупную нефтяную компанию Лукойл?

Сможет ли переварить Газпром и Транснефть, превратив их в свои департаменты по транспортировке углеводороводов? Эксперты гадают уже не о факте, а как быстро сможет Сечин подмять под себя ФАС, налоговую службу, Минэнерго, где остался последний министр, способный еще как то противостоять Великому Приватизатору?

В масштабных баталиях по поглощению остатков нефтяного рынка в стране ИИС запускает все новые эскадроны своих PR-солдат и приват-доцентов, стремящихся научно доказать, что «Роснефть» одна за всех страдает и потому достойна снижения для нее тарифов и сборов и выделения ей же всех средств Фонда благосостояния.

Бывшие же некогда талантливые экономисты под гнетом гонораров «Роснефти» активно перепрофилируются в пиар-солдат, несмотря на научные регалии и ученые степени. Наш рассказ о рекрутах Сечина, дослужившихся у хозяина до нашивок на погоны.

Рустам Танкаев. «Господин соврамши»

Рустам Танкаев - как он себя сам представляет - член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК 13 января 2017 года в своей колонке на «Ленте.Ru» написал буквально следующее: «Транснефть» самостоятельно и не предъявляя никаких обоснований год из года устанавливает размер норматива своих потерь при транспортировке чужой нефти».

Определение «чужая» − мелкая лингвистическая пакость. Для «Транснефти» вся перекачиваемая ею нефть «чужая», потому что добычей нефти компания не занимается. Нефтедобытчики сдают ей сырье, а госкомпания его перекачивает по трубам в соответствии с планом транспортировки, утверждаемом Минэнерго. Но это мелочь, а вот утверждение ««Транснефть» самостоятельно и не предъявляя никаких обоснований год из года устанавливает размер норматива своих потерь при транспортировке» − вранье. Якобы член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК прекрасно осведомлен, что нормативы потерь сырья при транспортировке устанавливает Минэнерго. В настоящий момент данный норматив составляет 0,46% от объема перекачки.

Люди уровня «член комитета ТПП» врут либо по большой нужде, либо за большие деньги. Чего в данном случае больше, неведомо, возможно, и того, и другого довольно. Главное, из «Роснефти» через аппарат ее главного рупора Михаила Леонтьева в адрес Рустама Танкаева поступило хорошо замотивированное предложение соврать, от которого он не смог отказаться.

В трубах нефть не теряется. Эксперт по ТЭК, коим называет себя господин «соврамши», об этом должен быть осведомлен. Поэтому, например, в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК) проблема потерь не стоит - сколько подали на входе, столько же получили и на выходе. В КТК, где всего лишь несколько акционеров и всего лишь несколько сдатчиков нефти,владельцами которой в трубе они же, в отличие от «Транснефти»и являются, удалось так согласовать процесс добычи, приема сырья в трубу и заполнение танкеров, что таких вопросов не возникает.

Потери возникают при перевалке нефти из трубы в промежуточные емкости и обратно. Такое в нефтепроводной системе бывает, когда нефтеперерабатывающие предприятия не могут одномоментно принять поступающий объем нефти и приходится ее временно держать в соотв. резервуарах. Либо в процессе компаундирования, когда необходимо принятый объем нефти довести до нужного качества, смешав топливо с разным качеством по сере от разных поставщиков. Либо при заполнении танкеров.

Тут уже есть определенный процент усушки. В портах всего мира перегрузка нефти с танкера и в танкер сопровождается потерями, маленькими, но потерями. Например, по действующим в РФ нормативам потери нефти при перекачке из танкеров в резервуары в портах не должны превышать 0,2%.

С каждым годом нефтепроводная монополия оптимизирует систему транспортировки, снизив фактические потери до 0,14% при нормативе 0,46%. При этом в эту цифру входят и реальные потери от криминальных врезок в магистральные нефтепроводы, а это ощутимый урон, при том что потери из-за врезок нормативы Минэнерго игнорируют.

Г-н «соврамши» Танкаев врет, когда пишет: «Роснефть» из года в год эта практика [размер потерь] не устраивает, что вызывает конфликт при заключении договоров с «Транснефтью». Никаких «конфликтов» до сих пор у «Роснефти» с «Транснефтью» по этому поводу не было, так как а) норматив потерь утверждает Минэнерго», б) деньги от продажи «излишков» на бирже направляются под контролем Совета директоров только на благотворительные цели (и Сечин хорошо это знает как бывший вице-премьер). И если нормативы потерь от Минэнерго не устраивают Сечина, то и обращаться надо в Минэнерго. Почему вдруг Сечину пришло в голову именно сейчас устраивать спектакль с судами по поводу нормативов потерь, можно только догадываться, чем, собственно, мы и занимаемся. Хотя и так давно всем ясно - ну очень не нравится ему самостоятельность «Транснефти» и её руководства. Как же это можно перенести!

Вся информация о технологии подсчета потерь прекрасно известна Рустаму Танкаеву, иначе никакой он не эксперт, и в этом случае желающие могут поинтересоваться, сколько ему заплатил Игорь Сечин за вранье. Видимо, немало, потому что «член ТПП» возбудился не на шутку. Танкаев пишет: «В советской практике, кстати, существовало правило, когда эти так называемые остатки возвращались сдатчикам, чего, собственно, и добивается «Роснефть», предлагая для обсуждения некую формулу расчета для таких остатков, возвращаемых клиенту «Транснефти», а не присваиваемых ею на совершенно непонятной правовой основе, удивительно смахивающей на хищение». Красивое слово − «хищение».

Танкаеву прекрасно известно, что «вернуть» сдатчикам остатки нефти физически невозможно. Компании сдают в систему нефтепроводов нефть разного качества, с высоким содержанием серы и малосернистую, вязкую и текучую и т.д. «Транснефть» смешивает всю поступающую нефть, добиваясь заданного качества сырья на выходе к потребителям. «Вернуть» в «Роснефть» ту оригинальную нефть, которую сдал Игорь Сечин, невозможно, такой в системе просто нет.

Если бы целью Сечина было сокращение издержек на транспортировку, он бы поднял вопрос в Минэнерго о снижении норматива потерь в системе «Транснефти», тем более что это совершенно реально. Такое требование было бы разумно и понятно. Раз великий приватизатор этого не делает, значит, цель его не снижение потерь. Сечин использует информационный повод «потери в системе «Транснефти» для атаки на ее руководство и очернения компании. А верный «бандерлог» Танкаев тут как тут, всегда у ноги…

Но насколько значимы для «Роснефти» потери в 0,14% перекачиваемого сырья? Если отбросить эмоции, то если цифра в 0,14% настолько значима для компании, что ее глава затевает грязную публичную склоку, надо срочно избавляться от ее акций.

Бежать продавать следует очень быстро, хотя бы из-за такого вот пассажа «соврамши»-Танкаева: «Роснефть» за последние годы открыла китайский рынок для экспорта российской нефти, потеснив там всех традиционных поставщиков, и уже в этом году объявила о дополнительных поставках 56 миллионов тонн в ближайшие семь лет. Это колоссальный успех для страны… «Роснефть» работает, добывая нефть, перерабатывая ее и завоевывая новые рынки, а «активно пользоваться» этой нефтью намерена как раз инфраструктурная монополия «Транснефть». Это именно «Транснефть», простите, в шоколаде, причем в чужом».

Проблема не столько в том, что это бред. Проблема в степени абсурда, который по цепочке передался от Игоря Сечина через ряд его сотрудников в мозговые извилины «члена ТПП». Для людей бесконечно далеких от нефтяных проблем сообщаем: трубопроводная система «Восточная Сибирь − Тихий океан» (ВСТО) построена «Транснефтью» в соответствии с решением правительства и президента РФ для экспорта нефти в страны АТР.

Президент РФ Владимир Путин в декабре 2012 года поздравил в ходе большой пресс-конференции с завершением строительства второй очереди нефтепровода «строителей, инженеров, всех, кто имеет отношение к этой огромной стройке» и сравнил этот проект со стройкой БАМа. Президент поздравлял именно строителей - сотрудников «Транснефти» в первую очередь. А Игорь Сечин, пользуясь своим положением, вскоре отодвинул от выгодного маршрута (от 10$ до 40$ плюса к каждой тонне в зависимости от цены на нефть по сравнению с экспортом в Европу) других нефтедобытчиков, перераспределив объемы перекачки в пользу «Роснефти». Трубопроводной госкомпании все равно, чью нефть качать по утвержденным ФАС тарифам. И «пользоваться» этой нефтью и «быть в шоколаде» компания не может в принципе, как водитель грузовика не «пользуется» грузом в кузове. А нефтяникам не все равно, куда и по каким тарифам качать.

Так что в случае ВСТО «в шоколаде» как раз Игорь Сечин и его «Роснефть», получающая дополнительную прибыль за счет дотируемых всеми остальными нефтяниками тарифов ВСТО. По совокупности заслуг Танкаев может уже мечтать о ефрейторских лычках.

«Карманный пиарщик» Мухин

Представьте ситуацию: пять хозяйств отправляют на одном грузовике помидоры в супермаркет. Помидоры разного качества, ящики промаркированы. В супермаркете продали по хорошей цене лучшие помидоры, а те, что похуже, предложили покупателям с уценкой, переработали или выкинули. В итоге владелец супермаркета будет договариваться с поставщиками помидор, сколько кому заплатить. Но не с водителем грузовика, который ответственен только за скорость доставки помидор в магазин. А очередной псевдоэксперт Игоря Сечина, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин обвиняет в отсутствии системы разной оплаты за разные помидоры водителя грузовика, в данном случае, «Транснефть».

«Карманный пиарщик» Сечина Мухин справедливо пишет: «Сдавая нефть в систему, американские компании в документах указывают ее фракционный состав. По нему рассчитывается стоимость партии, и на выходе каждый получает партию нефти, эквивалентную по стоимости, а не по объему, сданной партии нефти», а далее смело врет: «Аналогичная система для условий нашей страны была разработана, однако вместо внедрения «Транснефть» потребовала усовершенствования БКН, заключив договор с одним из башкирских институтов, и он «за пять лет похоронил проект».

Выдуманный Мухиным с подачи пресс-секретаря «Роснефти» Однакера фантастический «башкирский институт», если бы даже он существовал, не мог «похоронить проект» Банка качества нефти (БКН), просто потому, что это не уровень института, даже башкирского. Такие вопросы решаются на уровне Минэнерго. Сама «Транснефть» многие годы выполняет расчет таких платежей по методике БКН, аналогичной американской, в надежде, что БКН заработает. Аргументы представителя Минэнерго можно узнать из Стенограммы четвертого заседания Экспертной группы ОАО «АК «Транснефть» «Проблема качества нефти: особенности транзита, добычи, переработки», состоявшегося 7 апреля 2013 года.

Вот что дословно заявил на Экспертной группе Александр Богатырев, начальник отдела транспортировки нефти и нефтепродуктов Министерства энергетики РФ: «Банк качества нефти, как финансовый инструмент для проведения компенсационных выплат за ухудшение качественных характеристик нефти в результате их смешения при транспортировке по нефтепроводной системе компании «Транснефть» порождает конфликт интересов нефтяных компаний, имеющих различные по природным показателям добычные активы. Соответственно, банк качества нефти не решает проблемы качества…

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что в результате внедрения банка качества российские компании будут осуществлять компенсационные выплаты зарубежным компаниям, сдающим нефть лучшего, чем у них качества, но которые используют для транзита систему магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть». В результате чего будет сокращаться налогооблагаемая база российских нефтяных компаний, плательщиков компенсационных выплат, что неизбежно приведет к снижению доходной части федерального бюджета».

По сути, Богатырев защищал интересы «Татнефти», «Башнефти» да и самой «Роснефти» - основных сдатчиков высокосернистой нефти в систему трубопроводов «Транснефти». Эти компании в 2015 году похоронили проект по созданию нового маркерного высокосернистого сорта российской нефти - Urals Heavy, первый шаг к созданию БКН. В результате Польша стала закупать арабскую нефть − количество серы то же, а цена ниже.

В словах Богатырева резонно, что России придется больше платить за высококачественную азербайджанскую и казахстанскую нефть, которой сейчас в «Транснефти» разбавляют тяжелую и сернистую нефть российских компаний. Но альтернатива тоже нерадостна − потеря рынков и снижение цены экспортного сорта Urals. Но даже это не главное. Суть проблемы в том, что договариваться о создании БКН должны сами нефтяные компании (поставщики помидоров), а никак не водитель грузовика (Транснефть), которая не имеет никакого отношения к тому, что тот или иной поставщик сливает в общую трубу. Как в вышеупомянутой Америке и происходит. Однако получение звания сержанта армии Сечина этот молодой боец уже видимо видит во сне.

Приват-академик Фейгин против «Транснефти» и «Газпрома»

Продолжим экскурсию по кунсткамере жертв больных фантазий Игоря Ивановича.

В обзоре института «Энергетики и финансов» (ИЭФ) «Сравнительный анализ ПАО «Транснефть» с международными аналогами» советник на окладе главы «Роснефти» и по совместительству президент ИЭФ Владимир Фейгин попытался по заданию и на деньги своего патрона опровергнуть недавний отчет международной консалтинговой компании KPMG о высокой эффективности «Транснефти» по сравнению с сопоставимыми зарубежными компаниями.

Получилось убого. «Московская правда» нашла в обзоре откровенную ложь. Например, в одном месте доклада утверждается, что «Транснефть» за 2011-2015 годы смогла построить всего лишь 900 км трубопроводов. В другом, что протяженность линейной части нефтепроводов за эти годы сократилась с 53,6 тыс. км до 52,3 тыс. км. В реальности за этот период были построены 10 тыс. км линейной части магистральных нефтепроводов (2011год - Пурпе-Самотлор - 500 км, 2012 год - ВСТО-2 - 2050 км и БТС-2 - 1000 км, 2015 год - Заполярье - Пурпе - 500 км, замена отслужившей технический ресурс трубы - 6000 км). Эти данные легко найти на сайте «Транснефти» или из поискового запроса в «Яндексе».

Используя для одних показателей сравнение с аналогичными зарубежными компаниями в пересчете курса рубля по паритету покупательной способности (ППС), а в других случаях номинальный курс, ИЭФ обвиняет руководство «Транснефти» в «разрушении стоимости компании», умалчивая о том, что за 2013-2016 гг. цена акций компании выросла в 5 раз.

Если у «Транснефти» показатели лучше, чем у других процентов на 10, например, интенсивность транспортировки, в докладе говорится о «сопоставимости» данных с мировыми компаниями, если ниже хоть на 1-2 процента — делается вывод, что дела «Транснефти» «значительно хуже».

В конце обзора Владимир Фейгин благоразумно пишет «…ИЭФ не несет ответственности за ее [информацию, представленную в обзоре] достоверность и полноту» (!). Обзор был разослан во все профильные издания, но ни одно из них не опубликовало ни сам обзор, ни статьи о нем, так как порядочные люди «несут ответственность» за свои слова.

Сечин же за этот вброс заплатил Фейгину 50 млн рублей.

Кстати, ходы пиар-эксперты «Роснефти» используют одинаковые во всех конфликтах. Когда весной прошлого года Сечин начал очередное наступление на монополию «Газпрома», Рустам Танкаев обвинил менеджмент «Газпрома» в неэффективности и падении финансовых показателей. Огромное количество ошибок допустило руководство «Газпрома» за последние десять лет, пишет Танкаев, тогда как «Роснефть» «показала повышение эффективности бизнеса». «Повышение эффективности» есть в отчетах «Роснефти». Госкомпания Сечина после покупки активов Юкоса ($33.5 млрд), ТНК-BP ($55 млрд), «Башнефти» ($5млрд), да еще всякой всячины сегодня стоит порядка $54 млрд. То есть глобально - капитализация компании на 1 декабря 2016 года была вдвое ниже, чем стоимость всех активов приобретенных ею за 12 лет. Локально - прибыль и рентабельность за последний год упали в 4 раза (! - см. таблицу ниже). Добыча нефти сократилась за 2013-2016 годы на 3 млн.т (с 192 до 189 млн.т) - без учета добычи «Башнефти».

И это при том, что совсем недавно руководитель «Роснефти» бодро докладывал с экрана о достижении рекордного уровня добычи. А из 11 членов Правления «Роснефти» за год ушли пятеро. Это и есть показатель реального положения дел в компании.

Если говорить о звании - то это, конечно погоны прапорщика. За совмещение работы советника главы «Роснефти» и содержание собственной частной лавочки как подрядчика «Роснефти».

Как приват-доцент Михеев подставил Forbes

В четверг 17-го ноября в журнале Forbes была опубликована статья доцента МГИМО Алексея Михеева «Инвестировать нельзя платить: почему госкомпании не выполняют план по дивидендам», в которой он выдал столь поразительные перлы, что именовать его просто доцентом унизительно. Значительно лучше «приват-доцент». «Приват» от слова «приватизация». Это ключевое слово, лежащее в основе той публичной (и не очень) деятельности, которую проводит за последние пару лет Игорь Сечин.

Этот «приват-доцент» обсуждает инвестиционную политику «Транснефти» и пишет дословно следующее: «…нам нужна не только кулуарная, но и общественная дискуссия и вокруг инвестиционной политики компаний, и вокруг дивидендной… Спутником регулирующих органов и менеджмента госкомпаний… должны стать и рыночные инвесторы, и экспертное сообщество (например, через «Открытое правительство»), и заинтересованные граждане в целом».

То есть надо вынести на открытое обсуждение «заинтересованных граждан в целом» все финансовые документы госкомпаний и планы их развития. Статья была опубликована накануне очередного заседания суда по иску Ильи Щербовича, на котором рассматривался вопрос о выдаче фуры документов «Транснефти» по требованию последнего. Прочитав статью, судьи, по мнению сечинских идеологов, должны были проникнуться мыслью, что уж если необходимо приглашать всех желающих к обсуждению деталей финансов госкомпаний, то миноритариям-то эти документы надо выдавать непременно.

Если бы г-н Михеев такое выдал на Западе, вроде, мол давно пора вынести на общественное обсуждение инвестиционные планы и дивидендную политику госкомпаний, его бы вежливо послали лечиться в психушку, предварительно освободив от занимаемых должностей. В России этот деятель по-прежнему доцент, эксперт Росимущества и член разных Советов директоров компаний с госучастием.

Вот еще перл «приват-доцента»: «Транснефть», согласно заявлениям самой компании, рассчитывает потратить в 2015-2020 гг. на ремонт своей трубопроводной сети в два раза больше средств, чем в 2010-2014 гг., притом, что об изношенности нефтепроводов в России вроде бы ничего ни прессе, ни регулирующим органам не известно». Прекрасный аргумент: раз данные об изношенности нефтепроводов не публиковались в журналах «Космополитен» и, допустим, в «Здоровье», то и ремонтировать их не надо! Как такое можно писать, не будучи запертым в сумасшедший дом!? И сколько Михаил Однакер заплатил Forbes(по данным сайта госзакупок у «Роснефти» на год выделяется 4 млрд.руб. на пиар-деятельность), что журнал рискнул своей репутацией, публикуя данный бред? С учетом разработки иностранного ресурса Михеев может претендовать на погоны мл. лейтенанта - за знание языков дают звездочки.

Ликвидатор из Ликино-Дулево

Городок Ликино-Дулево вырос вокруг Ликинского автобусного завода. Обычный призаводской городишко в пяти километрах через железнодорожную ветку от Орехово-Зуево. Центром юридической мысли он никогда не был, но именно здесь пиарщики «Роснефти» нашли комментатора к судебному процессу между «Роснефтью» и «Транснефтью» по вопросу соглашения о транспортировке нефти на 2017 год. Стороны не сошлись по вопросу учета технологических потерь нефти при транспортировке и ее компенсации.

«Транснефть» заявила об отводе судьи Т. Ламоновой, которая по иску «Роснефти» предписала «Транснефти» продолжить транспортировку нефти на несогласованных сторонами условиях незаключенного договора на 2017 год. Судья, таким образом, еще до рассмотрения иска по существу дела решил вопрос в пользу ПАО «НК «Роснефть», считают в «Транснефти». Согласно законодательству и юридической практике судья обязана была продлить на 2017 год действующее соглашение на 2016 год, то есть оставить все как было.

Решение в пользу одной стороны при наложении обеспечительных мер настолько вопиющая дикость в практике арбитражных судов, что никто из тысяч московских юристов не согласился на предложение пиар-службы «Роснефти» назвать отвод судьи «последним аргументом, к которому одна из сторон прибегает в случае, если у нее нет аргументов по существу дела». Подписаться под этим тявканьем согласился индивидуальный предприниматель «в области права» из Ликино-Дулево Антон Цуркану. Для пущей важности его представили «адвокатом», кем он официально не является, и «специалистом в области корпоративного права», хотя данный «специалист» занимается исключительно услугами по ликвидации юридических лиц для мелких фирм по демпинговым ценам.

Кроме погон старшины ликвидатору ловить нечего… Может поэтому и не очень старается.

Никита Кричевский попросил себя убить

Продолжим нашу печальную экскурсию по музею пиарщиков Игоря Сечина фигурой Никиты Кричевского, представляющего Институт национальной стратегии.

В «АиФ» от 26 сентября 2016 года был опубликован пересказ интервью главного научного сотрудника Института экономики РАН, доктора экономических наук, профессора Никита Кричевский, который эмоционально заявил: «Мне, убей, непонятно, каким образом корпоративный шантаж или гринмейлерство относится к «Роснефтегазу».

Для тех, кто не в курсе, «Роснефтегаз» − государственная компания, через которую правительство владеет акциями «Роснефти» и частично «Газпрома». Управляет ей Геннадий Букаев, который одновременно является членом правления «Роснефти», до этого он работал советником главы «Роснефти» Игоря Сечина. Никакого отношения к прокачке нефти «Роснефтегаз» никогда не имел и не имеет.

И вот это компания-прокладка (не добыла еще ни одной тонны нефти и газа) через свою дочернюю структуру купила пять привилегированных акций «Транснефти» (0,0003% от всех обращающихся на рынке) и потребовала предоставить информацию по сделкам за 2013-2016 годы, включая данные по пут- и колл-опционам, документы по политике управления валютными и процентными рисками, документами с перечнем всех финансовых активов "Транснефти" за 2014-2016 годы, расшифровками сумм денежных средств за это время и внутренними документами, устанавливающими механизмы управления финансовыми активами в 2013-2016 годах.

В «Транснефти» это требование назвали «корпоративным шантажом», хотя точнее действия Букаева и тех, кто за ним стоит, надо назвать самоуправством на грани вредительства.

У «Роснефтегаза» и «Транснефти» − один собственник, государство. Если одной госкомпании нужна информация о деятельности другой госкомпании, она должна не ее акции покупать и грозить судом, а обратить по инстанции в правительство. Если одна госкомпания затевает войну против другой госкомпании - это саботаж своих прямых обязанностей и вредительство функционированию государственного механизма, и ни что иное.

Но за деньги от «Роснефти» и не то запоешь. Кричевский и «поет»: «В 2013-14 годах «Транснефть» заключала несколько опционных договоров для хеджирования рисков по укреплению рубля. Общая сумма сделки составила 9 млрд долларов. В итоге на этих сделках «Транснефть» потеряла ни много, ни мало — 75 миллиардов рублей! «Мне не вполне понятно, почему об этом говорится как-то вскользь, и это не стало предметом обсуждения, например, на заседании правительства, на экономических совещаниях Кремля».

Предмет для обсуждения на правительстве был, но не потерь «Транснефти» и других компаний, а прогноз Минэкономразвития по курсу рубля, на которые ориентировались компании при хеджировании валютных рисков [хеджирование, иначе, страхование, риска резкого изменения курса национальной валюты при обслуживании валютных кредитов − стандартная практика всех компаний, как российских, так и зарубежных - ред.].

В те годы курс рубля был порядка 33 рублей за доллар, и г-н Улюкаев давал прогноз курса не более 50 рублей за доллар. А курс взлетел почти до 80 рублей за доллар. Убытки понесли все, потери крупнейших компаний привели «Ведомости» в номере за 15 июля 2015 года. Вот эта таблица с добавлением к абсолютным потерям сравнение потерь с EBITDA. Видно, что «Транснефть» не в лидерах ни по абсолютному размеру убытков, ни по относительному.

Никите Кричевскому это прекрасно известно, но он пишет только о «Транснефти», с которой воюет его финансовый патрон. Пишет с морем эмоций, бросаясь под пиаровоз, совершая в прыжке фактически сэппуку как экономист.

Правда, сэппуку за деньги, это не по-самурайски. Это харакири какое-то - простое вспарывание живота для простолюдинов.

Но несмотря на такое самопожертвование здесь звания не будет. Посмертно звания не дают.

Приват-доценты против «Лукойла»

Ровно тот же заход приват-доцентов «Роснефти» использовался в атаке на «Лукойл». Особенно досталось компании Алекперова в истории с приватизацией «Башнефти». Пиар-солдаты Танкаев и Кричевский подключились, когда появились подозрения, что «Башнефть» может достаться «Лукойлу». «Если, руководствуясь заявлениями представителей финансово-экономического блока, вообще исключить контролируемые государством компании из списка возможных кандидатов на покупку «Башнефти»? Фактически, такое решение будет означать «зелёный свет» „Лукойлу“», — заявил Рустам Танкаев.

Ему вторит Никита Кричевский: «Кто же тогда «надлежащий покупатель»? Возьмём на себя смелость предположить — «ЛУКойл». А спешка некоторых членов кабинета министров объясняется просто: после сентябрьских выборов в Госдуму их могут отправить в отставку. И, видимо, без права получения «дивидендов» от сырьевого частника. Оставим следователям тему стяжательства, сопутствующую деятельности либералов последних десятилетий».

Бывший экономист Кричевский утверждает, что в своей программе на РСН он провёл голосование среди радиослушателей: 94% высказались за то, чтобы компания осталась под контролем государства. Вот только это «государство» почему-то должно называться не «Минэнерго», не Росимущество, а «Роснефть». Видимо, она «государственнее» Минэнерго.

Когда же «Лукойл» заявил, что цена приватизации «Башнефти» для него слишком высока, то Никита Кричевский обвинил топ-менеджеров «Лукойла», что их заботят только доходы акционеров, тогда как «Роснефть» ставит во главу угла прежде всего «государственные интересы». Что называется «зализал до гланд».

На этом 1937 год в голове приват-профессора только начинается. Пиар-Кричевский входит в инквизиционный раж и не брезгует бериевскими техниками доносов. Дочерняя структура «Лукойла» компания «ЛУКОЙЛ Оверсиз», управляющая зарубежными активами группы, весной 2015 года объявила о планах создать офисы в Дубае и Хьюстоне. «Что стоит за намерением «Лукойла» перенести часть управленческих функций в ныне враждебную для России страну?», − грозно вопрошает Никита Кричевский.

Особо отметим такой перл приват-профессора. Исчерпав в статье запас обвинений в адрес конкурента, Никита разразился открытием: А почему опекаемый «Лукойлом» истинно народный футбольный клуб «Спартак» уже 12 лет живет без побед?! «Не потому ли, что всем известно о давнем пристрастии вице-президента компании Леонида Федуна к киевскому «Динамо»?», - негодует этот поклонник российского футбола. С огоньком работает человек.

Дух захватывает от фантазирования о суммах, затраченных главой «Роснефти» на описанные выше пиар-акции.

Зачем все это? Единственная более-менее подходящая гипотеза, ныне активно обсуждаемая в СМИ, − желание Игоря Сечина подмять под себя «Транснефть» с целью создать «Нефтяной Газпром». Вот результаты работы «Роснефти» за 9 месяцев 2016 года из ее отчета.

Все проценты рентабельности много ниже стоимости займов компании. В отчете приведена и сумма долгосрочных заемным средств− 3 807 млрд руб. Это больше, чем выручка компании − 3503 млрд руб. При существующей рентабельности выбраться из долговой бездны «Роснефть» уже никогда не сможет. Отсюда, вероятно, и девиантное поведение Игоря Сечина и его старшего пиар-фельдфебеля Михаила Однакера (в миру Леонтьева).

P.S. Российские СМИ боятся трогать всесильного топ-менеджера, чей фирменный стиль - многочисленные судебные иски по поводу даже сравнительно нейтральных публикаций. Но как минимум один раз журналисты отомстили Игорю Ивановичу. «Коммерсант», РБК, «Форбс», «Новая газета» посвятили огромные материалы истории с попыткой сечинской фирмы-пустышки «Заэлико-Недвижимость» получить в 2015 году от налоговиков возврат НДС на 1,5 млрд рублей за покупку здания в центе Москвы по адресу Арбатская площадь, д. 1 для «Независимой нефтяной компании» (ННК) Эдуарда Худайнатова. Тогда налоговики выяснили, что здание как принадлежало «Роснефти», так и осталось в собственности компании, а перечисленные через западные банки и кипрские оффшоры в «Заэлико-Недвижимость» деньга на оформление покупки вернулись в «Роснефть».

Согласно решениям Пленума Верховного суда бюджет имеет право не возвращать НДС по притворным сделкам, что и сделала налоговая инспекция. Тогда Игорю Сечину пришлось пожертвовать 1,5 млрд, чтобы налоговая служба отказалась от утверждения аффилированности «Роснефти» и ННК. И хотя редкий случай - ФНС «слилась» в открытую перед директором нефтяной компании, но еще более редчайший случай - пиар-солдаты Сечина ничего не смогли придумать в оправдание своего патрона.

«Мечты не сбылись. «Газпром» рухнул в рейтинге самых дорогих брендов»

«Если 10 лет назад «Газпром» занимал на внутреннем рынке России 86%, то в 2015-м компания обеспечивала всего 35% потребителей газа на внутреннем рынке России. Это очень большая потеря. На внешнем рынке «Газпром» также потерял приблизительно 40% потребителей. Главной потерей является Украина, которая всегда была номером один по экспорту газа и в лучшие годы потребляла 60 млрд кубометров газпромовского газа в год. Но поставки на Украину сейчас прекратились. В значительной мере в других странах Европы «Газпром» тоже потеснили. Это было связано с тем, что в течение года большую часть времени биржевые, спотовые цены на газ были ниже цен газпромовского газа. Из-за них «Газпром» благополучно вытеснялся другими видами газа, другими поставщиками. Сейчас компания исправляет эту ошибку, постепенно меняет условия продажи газа, но это идет не очень быстро».

««Удар по остаткам экономики». Что будет, если Украина запретит импорт российских нефтепродуктов?»

«Это очередной мощный удар по остаткам экономики бедной Украины. По всей видимости, произойдет скачок цен, на Украине цены сравняются по крайней мере с Польшей и странами Прибалтики. Сейчас у них цены в полтора раза выше, чем в России, а будут в 2,5 раза выше, чем в России. На Украине нефтеперерабатывающая промышленность практически полностью остановилась. Какие-то установки время от времени запускаются, точной статистики на эту тему нет, фактически на рынке Украины присутствуют только импортные нефтепродукты, своих нефтепродуктов практически не осталось. Многие заводы находятся в состоянии административной неорганизованности из-за того, что непонятно, кому они принадлежат, и идут тяжбы. Главным источником нефтепродуктов для Украины являются Россия и Беларусь. Кроме этого есть время от времени поставки из других источников, но они не носят системного характера. Что касается влияния на наш рынок, Россия сейчас оказалась в очень сложном положении. Из-за резкого падения курса рубля цены на нефтепродукты в России, выраженные в евро, сейчас самые низкие в Европе. Соответственно, нашим компаниям намного выгоднее экспортировать нефтепродукты в Европу, чем поставлять на внутренний рынок».

««Роснефть» призвала переложить повышение бензинового акциза на заправки ради бюджета»

«Пока платежеспособность и спрос населения достаточно высок, цены на бензин не так важны. Если цены поднять немножко, то количество бензина, которое покупает население, не изменится, а прибыли кого-то, в данном случае речь идет о государственном бюджете, просто повысятся. Но если у вас платежеспособный спрос на грани возможного, то тогда любое повышение цен приводит к понижению потребления. Например, в Москве 95-й бензин будет стоить 40 рублей за литр, а 92-й будет стоить 37. Люди просто будут покупать меньше бензина, будут еще хуже жить. Студентов-экономистов на первом курсе учат тому, что в период кризиса нельзя менять структуру налогообложения. Ну, никак нельзя. В результате, компании нефтяные ничего не выигрывают. Они проиграют. Достаточно сильно, потому что бензина продаваться будет меньше, соответственно, и выручка от продажи бензина будет меньше. Что касается государственного бюджета то он тоже ничего абсолютно не получит, потому что объемы поступления денег будут точно такие же, как были до этого из-за того, что люди просто не в состоянии больше платить за бензин. Вот та фиксированная сумма, которую они могут за это дело заплатить - она уже достигнута. Это вызовет появление определенного социального напряжения в стране и при этом абсолютно ничего не даст государственному бюджету, ни копеечки».

Мы хорошо помним лихие 1990-е годы, но пока никто не снял боевика на этом материале. Видимо, слишком многие участники событий еще живы. Помните? Ночь. Военный аэродром. Дождь. Люди в мокрых плащ-палатках, с мокрыми АКМ в руках. В салон пассажирского Ту-134 доверху мешками грузят обналиченные рубли. Борт Москва-Нижневартовск везет черную зарплату бастующим нефтяникам.

Тогда многие нефтяные компании имели броневики для перевозки наличных денег. Все знали, что в самый большой портфель влезает не более полумиллиона долларов сотенными купюрами. Для миллиона нужен чемодан или ящик от ксерокса, который может нести только сильный мужчина. И вдруг все кончилось.

Первыми 25 августа 2004 года поменяли правила проведения аукционов и конкурсов по продаже лицензий на разработку месторождений нефти и газа. Затем с 1 января 2005 года были введены в действие «нефтяные ножницы» из двух половинок: единого для всех налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенной пошлины на экспорт нефти. Единые для всех ставки этих налогов рассчитывались из цен на нефть на мировом рынке за прошедший период. Целевым показателем была среднегодовая чистая прибыль от экспорта нефти в размере 100 долл/т. Тогда же был отменен произвольный график экспорта нефти, которым можно было торговать.

Из чиновничьих кабинетов побежали серые кардиналы, но не все и ненадолго. Как известно, коррупция процветает даже в Китае, где за нее традиционно положена смертная казнь. Тем более она характерна для столпов мировой демократии и современных монархий. Россия на этом фоне не выделяется, хотя западные «рейтинговые агентства» и пытаются доказать, что коррупции у нас больше.

Чем же коррупционеры ответили на ликвидацию коррупционных схем? В области недропользования подпольная продажа запасов полезных ископаемых сменилась организацией и проведением заказных аукционов. На заказном аукционе, как правило, два участника, и он завершается после первого шага. Превышение стартовой цены минимально и обычно составляет 10% от стартовой цены. Конечно, без коррупции эту схему реализовать невозможно.

Еще одним видом нерыночных отношений является передача лицензий без проведения аукциона. Единичные операции такого рода выполняются с серьезным обоснованием и по решению правительства. В таком случае коррупция исключена, и нерыночная операция именуется «протекционизм». Однако с мая 2012 года передача лицензий без аукциона стала массовым явлением и производится без постановлений правительства. Как тут обойтись без нашего древнего «барашка в бумажке»? Речь здесь идет только о лицензиях, предназначенных для продажи через аукционы. Сюда не входят лицензии, которые по закону без проведения аукциона получают первооткрыватели месторождений.

Однако и этого оказалось мало. В текущем 2015 году в российском недропользовании появился новый вид нерыночных отношений, который ведет к созданию новой коррупционной схемы. Речь идет о проведении конкурса с условием.

Первый такой конкурс прошел 3 июня этого года по Гавриковскому лицензионному участку, расположенному в Ханты-Мансийском автономном округе. Условием была поставка всей добытой нефти на любой нефтеперерабатывающий завод в Ростовской области. Только в Ростовской области есть всего один Новошахтинский НПЗ, у которого всего один хозяин, обычный гражданин России. Конкурсный комитет отнесся к нему очень благосклонно и сделал его единственным возможным победителем конкурса. С чего бы такая любовь? Не иначе «барашек в бумажке» оказался очень жирным.

В этом году ожидается продажа лицензии на Эргинский участок в Ханты-Мансийском автономном округе. Эргинское нефтяное месторождение было разведано в 1995 году. Извлекаемые запасы нефти по категории С1 равны 10 692 тыс. т, по категории С2 – 58 739 тыс. т, извлекаемые запасы растворенного газа по категориям С1 + С2 составляют 4286 млн куб. м, то есть суммарные извлекаемые запасы месторождения равны 73 158 тыс. т нефтяного эквивалента. Это самый привлекательный объект нераспределенного фонда недр в России с точки зрения запасов нефти.

Эргинский участок окружен участками «Газпрома», «РуссНефти» и независимой нефтяной компании «Конданефть». Казалось бы, они первые претенденты на участие в борьбе за Эргинский участок. Однако не все так просто. К такому лакомому куску явно попытаются применить чиновничье изобретение этого года – конкурс с условием.

Участвовать в конкурсе смогут все, так как конкурсный сбор улучшит положение местных властей. Однако победить может только тот, кто выполнит поставленное условие. Условие может быть сколь угодно нелепым – например, обязательная поставка нефти в Иран. Но это только форма, на самом деле победит тот, кто больше заплатит чиновникам.

Использование коррупционных схем при передаче лицензий на разработку нефтяных и газовых месторождений в России скорее правило, чем исключение. В таблице показано, как менялась характеристика аукционов за последние 11 лет. Из таблицы видны главные особенности лицензирования нефтяных и газовых месторождений в современной России.

Во-первых, это отвратительная подготовка аукционов. До 2012 года удавалось продать от 13 до 25% участков, выставленных на аукцион. Причина была в безобразной подготовке документации и неадекватной оценке стартовой цены участков. Это неудивительно, так как с марта 2004 года по май 2012 года Российским агентством по недропользованию руководил ветеринар. Как говорится: «Беда, коль пироги печет сапожник, а сапоги шьет пирожник».

С мая 2012 года ситуация с подготовкой аукционов улучшилась, а доля лицензий, прошедших по коррупционным схемам, увеличилась. Когда непрофессионалы руководят важнейшими отраслями крупнейшей страны мира, одно хорошо – что они не могут воровать в полную силу, так как полностью некомпетентны.

Во-вторых, с упорством, достойным лучшего применения, одни и те же плохо подготовленные лицензии по многу раз выставлялись на аукцион. Люди просто не понимали, что они делают неправильно. Неужели на этом важнейшем для российского государства направлении нельзя было поставить умных и компетентных специалистов? За державу обидно!

В-третьих, бросается в глаза то, что по нерыночным правилам за 11 лет было продано 56% лицензий на разработку месторождений нефти и газа. В текущем году эта доля достигла рекордного уровня в 71,4%. После мая 2012 года к нерыночному розыгрышу заказных аукционов добавилась нерыночная выдача лицензий без проведения аукционов. В этом году возникла новая схема: конкурс с условием. То есть участвуют все желающие, но победить может только тот, у кого, например, хвост крючком и нос пятачком.


20.03.2018 13:46

Инвесторы не хотят вкладывать деньги в ГТС Украины, и, по прогнозам немецких инженеров, система выйдет из строя к концу 2019 г., заявил гендиректор "ИнфоТЭК -Терминал" Рустам Танкаев экономическому обозревателю Алексею Бобровскому в программе "Курс дня".

20.03.2018 12:53

Германия, как и весь ЕС, за счет дешевого газа из РФ выпускает продукцию с невысокой себестоимостью. Если воплотятся планы США по поставке американского СПГ в ЕС, то форды заменят мерседесы по всему миру, заявил глава "ИнфоТЭК -Терминал" Рустам Танкаев

20.03.2018 11:55

Политики Великобритании не просчитали последствия своих угроз отказаться от газа из РФ. Экономические расчеты показывают, что если угрозы воплотятся, то Великобританию ждет усиление кризиса, заявил генеральный директор "ИнфоТЭК -Терминал" Рустам Танкаев.

31.03.2017 15:29

Большинство стран ОПЕК снижали добычу и до соглашения, заявил гендиректор "ИнфоТЭК-Терминал" и ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев в эфире ТК "Россия 24".

14.02.2017 16:27

Инвестпрограммы российских компаний не сократились, заявил гендиректор "ИнфоТЭК-Терминал" и ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев в эфире ТК "Россия 24".

16.12.2016 11:36

О подробностях приватизации "Роснефти", вкладе В. Путина и скрытых перспективах сделки рассказал Рустам Танкаев, генеральный директор "ИнфоТЭК - Терминал".

15.12.2016 17:15

О значении сделки по приватизации госпакета акций "Роснефти" и потенциала, который данная сделка содержит, в интервью Алексею Бобровскому рассказал гендиректор "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев.

15.12.2016 17:10

О схеме приватизации "Роснефти" и влиянии этой сделки на ситуацию на нефтяном рынке рассказал в интервью Алексею Бобровскому генеральный директор "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев.

01.12.2016 15:28

О противоборствующих кланах внутри картеля и перспективах выполнения договоренности о сокращении добычи нефти рассказал в программе "Курс дня" Рустам Танкаев, генеральный директор "ИнфоТЭК-Терминал".

30.11.2016 21:03

Соглашение ОПЕК по стабилизации нефтерынка сложно выполнить, заявил в интервью Алексею Бобровскому Рустам Танкаев, глава "ИнфоТЭК-Терминал". Погрешность в измерении мировой добычи составляет около 1 млн баррелей в сутки.

24.10.2016 11:37

Вот уже два года аналитики и эксперты нефтегазовой отрасли пытаются спрогнозировать цены на нефть. Изначально никто не прогнозировал падение цен на нефть в 2014 г., поэтому для всех стало неожиданностью, когда цена на баррель нефти упала со $100 до $30.

21.10.2016 13:06

О причинах роста нефти в последнее время, скрытых причинах переговоров о заморозке нефти и перспективах мирового рынка нефти рассказал в интервью Рустам Танкаев, глава "ИнфоТЭК-Терминал".

25.06.2016 01:50

Генеральный директор "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев рассказывает о войнах информационных. Ведутся они, по мнению эксперта, против России.

12.01.2016 23:39

Обвал цен на нефть продолжается, прогнозы экспертов становятся все мрачнее и мрачнее. Ряд инвесткомпаний не исключает, что стоимость барреля "черного золота" можешь подешеветь до $10-20.

12.01.2016 17:54

На мировом рынке сохраняется возможность скачка цен на нефть до $100 за баррель, к этому может привести целый ряд факторов, считает генеральный директор "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев. Об этом он сообщил в эфире телеканала "Россия 24".

17.12.2015 10:30

В ближайшее время нефтяной рынок ожидает дефицит, в результате Саудовская Аравия откажется от своей ценовой политики, и произойдет резкий скачок цен на нефть. Об этом в программе "Курс дня" рассказал генеральный директор "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев.

14.12.2015 18:29

ОПЕК раскололась на два лагеря: страны с дорогой нефтедобычей воюют за снижение квот, а Саудовская Аравия с партнерами – за увеличение доли на рынке. Но это не может продолжаться долго, прогнозирует генеральный директор "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев.

14.12.2015 18:19

Рынок нефти переживает структурные перемены. Дешевая сланцевая нефть вытесняет более дорогую. Но этот процесс заканчивается, что приведет к скачку цен, поскольку снижение инвестиций ударит по нефтедобыче, прогнозирует Рустам Танкаев.

11.02.2015 15:06

Заговор против России, против Ирана или же сырьевые "разборки" между саудитами и приверженцами сланцевой революции? Какой из трех теорий придерживается генеральный директор "ИнфоТЭК-Терминал", ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев?

Россия, пожалуй, одна из немногих стран на земле, у которой остались огромные незаселенные территории – Восточная Сибирь и побережье Восточной Арктики. Их освоение сопряжено с невероятными трудностями, но открытия, которые там могут быть сделаны, того стоят. Нефтегазовая отрасль, как правило, является первопроходцем на этой территории. Однако в последнее время Восточная Арктика привлекает внимание далеко не только российского крупного бизнеса, поэтому нашей стране надо поторопиться. Если за освоение данных территорий не возьмется Россия, это захотят сделать другие государства. Все прекрасно понимают, что эти земли являются огромным ресурсом, способным вывести любую страну на новый технический и промышленный уровень. О том, зачем России осваивать восточное арктическое побережье и как это делать, «НиК» расспросил у генерального директора ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустама Танкаева .

«НиК»: Многие общественные организации, особенно экологические, заявляют, что России не нужно осваивать Арктику – это дорого и опасно для экологии. После неудачного бурения ЛУКОЙЛа на побережье Восточного Таймыра можно предугадать, что подобные мнения будут звучать еще чаще. Как вы считаете, насколько необходимо промышленное освоение Восточной Арктики?

– Общая площадь восточного побережья арктических морей России составляет около 3 млн км2. На этой территории проживают 2 тыс. человек, 90% из них – население поселка Хатанга. Остальные 200 человек живут преимущественно в двух поселках по добыче алмазов компании «Алроса». Вся остальная территория не заселена. Задача по ее освоению по организационному и финансовому уровню близка к задаче освоения Марса! Риски очень велики, придется вкладывать большие деньги, а результат не гарантирован. Я десять лет занимался изучением нефтегазоносности восточной части российской Арктики, и моя точка зрения отличается от мнения других специалистов, занимающихся планированием геологоразведочных работ в этом регионе. В частности, в вопросе прогнозирования. Один из таких факторов – это прогнозирование нефтегазоносности Восточного Таймыра, Хатангского залива и прилегающих областей.

Хатангский залив – это разлом. В пермском периоде произошло главное накопление углеводородного сырья. В триасовое время часть территорий, которая называется Восточным Таймыром, стала отплывать по магме от основного массива Восточной Сибири. В результате образовались множественные разломы, из которых вытекала лава. Вся территория разлома и прилегающие к нему районы являются зоной траппового магматизма. За счет этого пермские отложения были перекрыты лавовыми полями, нефтеносные отложения подверглись метаморфизму. На бытовом уровне можно сказать, что они пропеклись, а нефтеносные породы оказались плохо проницаемыми. Нефть осталась, но в ряде случаев она трансформировалась под действием высокой температуры в более тяжелые фракции, определенное ее количество осталось без изменений. Однако пропали полностью связанные между собой поровые каналы, поэтому добывать нефть в этом регионе стало очень сложно.

Подобные месторождения чем-то похожи на так называемую сланцевую нефть (нефть низкопроницаемых коллекторов), у месторождений которой высокая поверхность раздела между минеральным скелетом и углеводородным сырьем.

Поэтому методы освоения месторождений Восточного Таймыра должны быть близки к тем, что применяются на сланцевых месторождениях. Это должны быть горизонтальные скважины с большими зонами гидроразрыва пластов (ГРП).

Когда мы планировали геологоразведочные работы в этом районе, то учли, что в 40-е годы ХХ века были открыты шесть небольших нефтяных месторождений. Они давали притоки нефти, но незначительные. На двух из них шла даже промышленная разработка. Нефтяники, занимавшиеся добычей, столкнулись с тем, что нефть шла очень тяжело и неравномерно: скважина работала как гейзер, который периодически затухает, а потом вновь начинает фонтанировать. Связано это с особенной структурой порового пространства, вызванной трапповым магматизмом.

За все время на этих месторождениях было добыто около 2 тыс. тонн сырья. Добывали там нефть для нужд местных поселков, которые во время войны снабжали СССР солью – в этом районе находится огромное соляное месторождение, которое обеспечивало пищевой солью треть потребностей всего СССР.

Тем не менее признаки нефтеносности в этом районе стопроцентные. Нефть там есть. Проведена сейсморазведка, выявлены структуры, некоторые из которых посчитали наиболее перспективными.

ЛУКОЙЛ начал бурение на одной из таких структур, у которой наиболее распространенное название Журавлиная. При планировании работ даже было определено место, где удобно поставить порт для бункеровки судов и обслуживания Северного морского пути.

Я высказывал очень большие сомнения в целесообразности разбуривания Журавлиной площади и Центрально-Ольгинской. Наличие траппового магматизма делает очень сложной разработку месторождений, даже если они будут открыты. Это подтвердилось. Но бурить большие горизонтальные участки и проводить множественные ГРП, видимо, посчитали нецелесообразным. На Журавлиной, скорее всего, не попали в нужную точку и не вскрыли нефтеносные отложения, хотя они там точно есть.

«НиК»: Какие нефтегазовые месторождения региона стоит осваивать в первую очередь?

– Я бы рекомендовал обходить в этом регионе зону разлома и траппового магматизма. Чуть в стороне находится Оленекское месторождение природных битумов. В пермский период это было крупнейшее на земле нефтяное месторождение, но у него не оказалось покрышки, то есть нефть выходила на поверхность, причем в огромных объемах. По размеру это месторождение очень велико, его даже хорошо видно из космоса. Однако из-за того, что легкие фракции нефти испарялись, более тяжелые окислялись на воздухе, превращаясь в битум.

Оленекское месторождение изучали в период работы главного управления Севморпути с 1933 по 1953 год, тогда же был создан НИИ геологии Арктики. Там проводили в основном структурное бурение (скважины глубиной 15-20 метров), глубокого бурения практически не вели (были пробурены только две скважины глубиной около 800 метров). Из одной был поднят керн, насыщенный легкой нефтью. Оказалось, что эти слои битума, образовавшиеся в верхней части месторождения, послужили покрышкой для нижележащих слоев. Сколько там легкой нефти, сказать сложно. По одному уколу на территории, превышающей площадь Московской области, делать прогнозы невозможно.

Рядом с Оленекским месторождением битумов сейсморазведка выявила структуры, не поврежденные ни трапповым магматизмом, ни поверхностным испарением, – там следует ожидать серьезные запасы нефти. Но, повторюсь, у каждого геолога своя точка зрения. По тем немногим данным, которые есть, геологические ресурсы этих структур могут достигать 1 млрд тонн. Это месторождение уникальное.

В любом случае углеводородное сырье, которое там может быть обнаружено, должно стать основой для бункеровки судов по СМП.

Вся экономика этого региона и экономика нефтяных проектов построена не на экспорте нефти, а на обслуживании Северного морского пути, внутренних нужд населения и промышленности. Это очень перспективное направление, поскольку товарооборот по СМП очень быстро растет.

Кроме того, на этой территории сконцентрированы запасы меди и олова – кассетеритов. Там можно было бы организовать абсолютно независимое производство электродвигателей. Сейчас 90% этой модной техники производят в КНР, поэтому в данном проекте можно было бы дать существенную долю китайской стороне. Причем не обязательно CNPC, а китайским компаниям, уже производящим подобные двигатели.

В свое время, когда работало Главное управление Севморпути, оно замахнулось на освоение всего Арктического региона. Норильский узел был в программе первым, но таких узлов должно быть еще шесть. До каких-то месторождений дошли, например до алмазов. Следующим по плану должен был быть узел, производящий алмазный инструмент. Попигайская котловина – это след от удара древнего астероида. Там находится месторождение технических алмазов, они не представляют интереса для ювелирной промышленности, но для алмазного инструмента это идеальный материал. По оценкам геологов, в Попигайской котловине сконцентрировано 50% мировых запасов технических алмазов. Следующим после Попигайского мог стать Оленекский узел с его кассетеритами и, возможно, с большой нефтью, которая там есть.

Замечу, что Северная полярная шапка земли за последние 15 лет по площади уменьшилась в два раза! Судя по той динамике, которую мы сейчас имеем, к 2050 году Севморпуть сможет эксплуатироваться круглогодично, так как он вообще перестанет замерзать. Конечно, подобные предсказания достаточно спорны. Тем не менее СМП с каждым годом повышает свою привлекательность в качестве транспортной артерии.

«НиК»: Насколько необходимо промышленное освоение Таймыра?

– Освоение Таймыра очень перспективно, но на этом пути будет много ошибок и финансовых потерь. Эти потери являются трагедиями для каждого конкретного инвестора, в том числе и ЛУКОЙЛа. Однако для страны и развития нашей экономики они оборачиваются большим благом. Настанет день, когда ЛУКОЙЛ получит все назад – даже не благодаря разработке месторождений углеводородного сырья, а благодаря наличию базы в этом районе. То место, которое они выбрали для бурения скважины, очень удобно для создания порта. Эта защищенная бухта находится на трассе СМП. Сам процесс освоения этого региона для нашей страны необходим. Это национальная идея, которая движет Россией начиная с XVI века. С того момента, когда там было создано поселение Мангазея. Это наша история, которая совсем не закончена.

Напомню, что в Конституции зафиксирована площадь территории РФ и шельфа: на момент ее подписания она составляла 16,5 млн км2. В настоящее время, если мы возьмем рамки международных договоров, в том числе и по разграничению шельфа Баренцева и Охотского морей, общая площадь нашей территории составляет 22 млн км2. То есть за последнее десятилетие площадь российской территории увеличилась на 6,5 млн км2.

«НиК»: Какую инфраструктуру на полуострове необходимо построить в первую очередь?

– Западный Таймыр является частью Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Эта часть полуострова осваивается очень быстро. В районе Ванкорского и других месторождений уже построены новые населенные пункты. Постепенно вводятся месторождения Ванкорской группы, открываются новые. Построены магистральные нефтепроводы, которые позволяют поставлять нефть этого региона через Самотлор по трубопроводной системе Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Расстояния большие, транспортные затраты велики. Но есть и короткий путь – это Северный морской путь.

В России самый мощный ледокольный флот в мире, постоянно в строю находятся 6-7 атомных ледоколов. При этом есть нехватка инфраструктурных кораблей ледового класса – буксиров и танкеров.

Их количество постоянно растет, но все равно их пока недостаточно. Поэтому «Роснефть» развивает два научно-производственных комплекса – «Звезду» в районе Владивостока и «Росляково» под Мурманском, – которые должны в итоге создать новые технологические решения для эксплуатации Северного морского пути и разработки месторождений не только углеводородного сырья.

Заложены первые суда на «Звезде», они как раз рассчитаны на работу в районе Тикси, Диксона и других точек на СМП. Всего запланированы 22 точки. Какие-то из них всем известны (это города Мурманск и Архангельск), какие-то менее известны, другие же будут только построены. Не исключено, что место, которое ЛУКОЙЛ выбрал для своего поселка на побережье Восточного Таймыра, станет таким катализатором для роста нового поселения на трассе СМП. Уже сейчас товарооборот на Севморпути превысил все показатели советского времени, и в настоящий момент это рекорд. В 2018 году он будет превзойден, так как товарооборот превысит 8 млн тонн. Предполагается, что через 10 лет он должен дойти до 40 млн тонн, это немного для данной транспортной артерии.

Вообще, я считаю, что выход ЛУКОЙЛа в этот регион для самой компании был ошибкой. Освоение таких отдаленных и абсолютно необустроенных территорий – это в первую очередь задача государства. За это бралась «Роснефть» и правильно делала. Поскольку, будучи государственной компанией, свое возможное поражение на Восточном Таймыре «Роснефть» легко могла бы превратить в победу, тогда как ЛУКОЙЛ этого сделать не может.

Думаю, что и впредь освоение Арктического региона стоит планировать силами государственных компаний. Пока риски для частного бизнеса там слишком высоки. После провала ЛУКОЙЛа частников туда заманить будет очень сложно.

«НиК»: Экологические организации и Международная морская организация предлагают на законодательной основе разрешить работать в Арктике только судам, использующим в качестве топлива сжиженный газ (СПГ). Как Вы относитесь к этому?

– СПГ – это очень неудобное в использовании и совсем не экологически чистое топливо. Дело в том, что оно очень быстро испаряется. Судно, заправленное сжиженным газом, при незапланированной остановке рискует, стоя в порту, через полтора месяца оказаться вообще без топлива. Пропан-бутановая смесь в этом отношении удобнее, она не испаряется, поскольку при давлении в 6 атмосфер и комнатной температуре находится в жидком состоянии. Наиболее разумной альтернативой является использование дизельного топлива высокого экологического стандарта (например, Евро-5). Оно безопасно для окружающей среды, это не мазут. Дизельное топливо прекрасно растворяется в воде и разрушается бактериями, что, кстати, является головной болью при его хранении. С экологической точки зрения качественное дизельное топливо намного безопаснее метана.

Используя сжиженный метан, надо учитывать то, что большое его количество попадет в атмосферу. Казалось бы, ерунда, но если говорить о парниковом эффекте, из-за которого на планете стремительно меняется климат, то метан обеспечивает этот эффект в 4 раза интенсивнее, чем СО2.

Все сейчас борются с выбросами углекислого газа, забывая, что транспортировка СПГ из Кувейта или США в Европу куда вреднее с точки зрения парникового эффекта, чем выбросы углекислого газа, которые производит промышленность той или иной страны.

На сегодня наиболее экологически чистым судовым топливом может быть либо пропан-бутановая смесь, но ее производят в недостаточных количествах, либо дизельное топливо высокого качества. Не составляет труда организовать его производство на побережье Северного Ледовитого океана.

Я думаю, использование СПГ было бы трагической ошибкой. Мы и так видим стремительное таяние полярной шапки, способствовать этому процессу неправильно.

Можем получить такие результаты, о которых не думаем и которых не ждем. Например, массовую миграцию населения из Северо-Западной Европы в Россию.

«НиК»: Как вы оцениваете экологические риски при транспортировке углеводородного сырья по Северному морскому пути?

– Это неприятная проблема. Но я надеюсь, что компании соблюдают все экологические требования и давно прошли времена, когда танкеры мыли морской водой, сбрасывая ее потом непосредственно в акваторию порта. За подобные сбросы сейчас сажают в тюрьму. Но за танкерами с нефтью приходится серьезно следить. Тем более что на платформе «Приразломная» добывается самая низкокачественная нефть в России. Непонятно, почему так происходит, так как вся нефть нашего арктического побережья и шельфа по качеству одна из лучших в мире. Нефть с «Приразломной» берут только европейские НПЗ с индексом Нельсона 10+, то есть очень высокотехнологичные. Я знаю, что к проблеме качества нефти привлечено особое внимание «Газпром нефти». Думаю, что никаких аварий и загрязнений окружающей среды ожидать не стоит.

Что же касается перевозок, напомню, что в Западной Арктике нефти немного, есть переходный участок – это шельф Карского моря, где есть большая нефть, но преобладает все равно газ. Сохранится поток танкерных перевозок из Ненецкого автономного округа и порта Варандей, но маршруты поставок углеводородов из Арктики будут заканчиваться на уровне устья Оби. Если решат транспортировать ванкорскую нефть, то это будет устье Енисея. За ним никакая нефть точно не будет транспортироваться. Сырье Ванкора и прилегающих к нему месторождений может идти на обслуживание местной промышленности, если она будет развиваться.

Я считаю, что Арктическая зона должна быть в первую очередь ориентирована на производство высокотехнологической промышленной продукции.

Не все знают, что Норильский ГОК и весь комплекс норильских предприятий – это одна из крупнейших газодобывающих компаний в России. Весь газ, который они производят, сами и потребляют. Вывозят же совсем другую продукцию, которую можно транспортировать самолетами. В этом регионе не нужны танкерные перевозки нефти, поскольку очень много возможностей для развития промышленности.

Не исключаю, что там будет открыто и множество новых месторождений полезных ископаемых, так как пока в этом регионе мало изученных земель, люди там не живут. Вот лишь один любопытный факт – галька на побережье Хатангского залива содержит янтарь и уголь. Янтаря там больше, чем в Калининградской области.

Беседовала Екатерина Дейнего