Можно ли согласиться с утверждением А. Белого о том, что «Чичиков — подлинный черт»? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

К РАЗДЕЛУ 1.

1."Материалистами называются философы, которые признают лишь существование материальных вещей и тел" /Вольф Х./ Можно ли согласиться с этим определением?

2. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии.

 Философия - это эпоха, схваченная в мыслях /Г.Гегель/.

 Философия - это сжатое изложение науки своего времени /О.Конт/.

 Предмет философии - логический анализ языка науки /Л.Витгенштейн/.

Главный вопрос философии - это вопрос о том, стоит ли человеку жить /А.Камю/.

 В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия /К.Ясперс/.

3. Английский философ и ученый Бертран Рассел, размышляя над вопросом о специфике философии и ее месте в духовной культуре общества, заметил: "Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия" /Рассел Б. История западной философии.- М., 1959. Согласны ли вы с таким определением предмета и места философии в духовной жизни общества?

4. Что, на ваш взгляд, принципиально отличает философию от теологии и религии?

- "Философия - это самосознание исторически определенной эпохи". Как вы понимаете это суждение?
- "В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки: Наука без теории познания: становится примитивной и путаной /Эйнштейна. Соч.: В 4 т., т. 4.- С. 248, 310/. Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной физики? Какую функцию философии подчеркивает Эйнштейн в данном высказывании?
- "Ученые всегда работают на основе некоторых философских предпосылок, и, хотя многие из них могут не осознавать этого, эти предпосылки в действительности определяют их общую позицию в исследовании"/Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация.- М., 1966.- С. 11/. Приведите примеры, подтверждающие эту мысль известного специалиста в области теории информации; постарайтесь раскрыть это на материале из истории известной вам науки.

5. Английский философ А.Д.Айер доказывает, что философия не является наукой. При этом он приводит следующие аргументы. Во-первых, философские теории не позволяют делать предсказания относительно будущих событий или неизвестных явлений. Во-вторых, философские теории нельзя проверить с помощью опыта или эксперимента. В-третьих, философские положения сформулированы так, что они в принципе не могут быть опровергнуты, в то время как научные положения допускают принципиальное опровержение. Проанализируйте высказывание философа. Попытайтесь ответить на вопрос. В какой мере приведенные аргументы обосновывают вывод о том, что философия - не наука?
К РАЗДЕЛУ 2

Глава 1 и Глава 2:

1.Какое содержание вкладывается философией в понятие "бытие"? Проанализируйте приведенные ниже высказывания.


  • Бытие - это Вселенная.

  • В содержание понятия "бытие" входит природа и общество.

  • Бытие - это материя. Эти понятия тождественны.

  • Бытие - это только природа.

  • Бытие включает в себя все существующее, и материю и сознание.

  • Бытие - это все, что существует объективно.

  • Бытие - это материя, ее свойства и проявления.

  • Бытие - это все то, что существовало в прошлом и существует сейчас.

  1. Эквивалентны ли суждения? Обоснуйте свой ответ.

  • Все объекты материальны.

  • Все объекты состоят из материи.

3. Философ утверждает, что мир состоит из элементов, причем элементы понимаются как:


  • Тела.

  • Атомы.

  • Элементарные частицы.

  • Ощущения.
При каком понимании элементов можно определить, является философ идеалистом или материалистом? Обоснуйте ответ.

4. Определите, против каких философских течений направлены различные части определения материи:


  • Материя есть философская категория.

  • Для обозначения объективной реальности.

  • Которая дана человеку в ощущениях его.

  • Которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
5. Известный физик С.Саката отмечает, что в современной физике имеются три точки зрения на природу элементарных частиц:

  • это атомы Демокрита, первичные элементы материи;

  • это лишь понятия, созданные для удобства описания физических явлений;

  • это структурные единицы, относящиеся к одному из бесконечных уровней материи.
Охарактеризуйте философские позиции, которые лежат в основе этих трех точек зрения.

К РАЗДЕЛУ 2

Глава 3:

1. Каковы причины возникновения у первобытного человека представлений о душе?

2.Можно ли изучать человеческую психику без учета мозга, нервно-мозговых процессов?

3.Раскройте смысл высказывания древнегреческого философа Платона: деятельность души не есть пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самой собой; размышляя, душа ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая.

4.Можно ли понять природу человеческого сознания, изучая только человеческий мозг?

5.Может ли мыслить мозг, изолированный от внешнего мира?
К РАЗДЕЛУ 2

Глава 4:


  1. Согласны ли вы со следующей концепцией? Человек является "открытой" системой, его поведение определяется такими факторами:

  • Наследственностью;

  • Событиями собственной истории, запечатленной в памяти и рефлексах;

  • Окружающей средой, на которую он реагирует.
А. Моль

Если не согласны, то какого фактора здесь не хватает?


  1. Проанализируйте следующие определения сущности человека:

  • Человек - это существо политическое (Аристотель).

  • Человек - это животное, способное изготовлять орудия труда (Б. Франклин).

  • Человек - не центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции (Тейяр де Шарден).
Какие качества можно включить в понятие человека?

  1. Какой философ считал самым мудрым афоризм: "Познай самого себя"? Можно ли утверждать, что пока человек не познал самого себя, он не сможет познать сущности остального мира?

  2. Если человек - продукт общественных отношений, а его сознание - отраженное бытие, то как объяснить различия в поведении и мировоззрении близнецов?

  3. Дайте философский анализ следующего высказывания: "Свобода есть познанная необходимость" (Спиноза).
Почему Н.А. Бердяев подверг критике это положение?
К РАЗДЕЛУ 2

Глава 5:


  1. Выделите достоинства и недостатки определений понятия "Культура".

  • Культура - это все созданное людьми для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества.

  • Культура - это социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы жизни людей.

  • Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, передаваемых от поколения к поколению.

  • Культура - это весь образ жизни, определяемый социальным окружением.

  1. Некоторые культурологи предлагают понимать под культурой такое поведение человека, которому он научился, а не наследовал генетически. Можно ли принять такое определение?

  2. О. Тоффлер писал, что наука (ее гипотезы, теории, модели) формируются под влиянием экономических, политических и культурных факторов, действующих за стенами лаборатории, она не представляет собой независимую переменную. Насколько можно согласиться с суждением Тоффлера?

  3. В чем специфика науки по сравнению с искусством, моралью, религией и философией?

  4. "Война - это явление необъяснимое и парадоксальное с позиций генетических представлений, противоречащее законам биологической эволюции, зато она вполне согласуется с законами эволюции культуры, основанной на межгрупповой конкуренции" (П. Кууси). Проанализируйте это суждение.

К РАЗДЕЛУ 3:


  1. Выскажите мнение о верности суждений:

  • ":познание есть рефлексия".

  • Предметы должны сообразовываться с нашим познанием, а не наоборот.

  • Познание детерминировано уровнем развития общества.

  1. Распределите высказывания в соответствии с эволюцией форм и уровней отражения:

  • В этом году погиб весь урожай зерновых.

  • Применение нового лекарства позволяет быстрее лечить грипп.

  • Стихи этого поэта отражают мое настроение.

  • Образование залежей каменного угля.

  • Собака лает, приветствуя хозяина

  • Сейчас мне не очень холодно.

  1. Дайте анализ и оценку следующих высказываний о соотношении образа и объекта:

  • Объект - это и есть образ, совокупность ощущений.

  • Образ есть полная копия объекта.

  • Между объектом и образом нет ничего общего, отношение между ними устанавливается условно.

  • Образ, с одной стороны, определяется объектом, зависит от него, с другой стороны, зависит от субъекта и его развития.

  1. Как соотносятся между собой понятия "эмпирическое" и "теоретическое", "чувственное" и "рациональное"? Можно ли считать чувственное познание эмпирическим уровнем, а рациональное - теоретическим?

  2. Назовите философские течения и их представителей, принципами которых являются следующие:

  • Все наше знание имеет источник в разуме человека.

  • Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в чувстве.

  • Источник нашего знания - в интуиции.

  • Все наше знание - из практической деятельности.

  • Источник человеческого знания - Космос.

Экономические отношения пронизывают все сферы общества. Без экономики современный мир не возможно представить. Даже в далекие времена, когда не было денег, существовал обмен. Это тоже часть экономики, то есть хозяйственной деятельности человека. Она включает в себя, помимо обмена, производство, распределение и само потребление. Без всего этого невозможно представить человеческую жизнь, следовательно, да, я соглашусь с утверждением. Мы участвуем в экономических отношениях с детства. Дети поменялись машинками на время в песочнице - экономические отношения.

Что такое экономика

Если задать этот вопрос людям, мы получим несколько разных вариантов ответа, ведь однозначного значения и области определения этого слова просто нет. Одни считают, что экономика - это обычная наука о финансах, которая не играет особой роли в жизни людей и общества в целом, но другие ответят, что экономика - это вся жизнь во всем её многообразии. Лично я, как и многие другие люди придерживаюсь второго мнения. Экономика является не только наукой, но и в некотором смысле опорой для нашей жизни.

Значение экономики в жизни людей

Областей, в которых необходима экономика бесчисленное множество. Сфера услуг, различного рода магазины, учебные заведения, домашнее хозяйство и даже медицина - являются звеньями огромной экономической сети. Удовлетворение всех человеческие потребностей являются главной целью экономики. Нельзя не согласиться, что потребности людей на столько обширны, насколько даже нельзя представить. Начиная от простых физических потребностей, заканчивая духовными, такими как необходимость в саморазвитии и т.д. Если бы в нашей жизни не было экономики, мы бы не могли удовлетворить все наши потребности также организованно, как в настоящее время.

Виды экономики

Помимо того, что экономика и так охватывает множество областей, она имеет несколько разновидностей:

  • Традиционная;
  • Рыночная;
  • Командная;

Каждый вид экономики охватывает определенную сферу жизни, так, например, традиционная экономика включает в себя все процессы сельскохозяйственного производства и потребления и т.д. В то время, как рыночная отвечает за ценообразование на основе решений не только самих поставщиков, но и покупателей. Из этого можно сделать вывод, что экономика не просто важна, она просто необходима в нашей жизни.

Итог

Подводя итог, можно сказать, что экономика - это способ организации общественной деятельности, направленный на создание различных товаров и услуг, необходимых для потребления, а также это особая сфера жизни общества, охватывающая производство, обмен, распределение и потребление созданных в обществе благ. Из этого следует, что выражение: "Экономика - это сама жизнь во всём её многообразии" можно считать правдой.

Когда-то философ Гегель справедливо заметил, что произведение искусства есть диалог с каждым, перед ним стоящим. Наверное, именно потому так часто возникают споры о смысле того или иного литературного произведения, о его героях. Поэт-символист Андрей Белый, написавший в свое время интересную работу о творчестве Го­голя, увидел в образе Чичикова страшный, мистический смысл. Мне кажется, что можно привести аргументы как за, так и против такой точки зрения в зависимости от того, как трактовать этот неоднознач­ный литературный образ.

С одной стороны, Чичиков - это особый тип русского человека, своеобразный «герой времени», душа которого «зачарована богатст­вом». «Подлец-приобретатель», в погоне за капиталом он утрачивает понятие о чести, совести, порядочности. Жажда наживы убила в нем лучшие человеческие чувства, не оставила места «живой» душе, омертвила ее. С другой стороны, этот герой, как настоящий черт, бес­пощаден и страшен, когда он с безудержной энергией стремится дос­тичь своей цели, он изворотлив и хитер, умеет обратить себе на поль­зу слабости и пороки людей.

До 11-й главы, где дается биография Чичикова, его характер не вполне определен. Ведь с каждым новым встреченным на его пути лицом он выглядит иным: с Маниловым - сама вежливость и благо­душие, с Ноздревым - искатель приключений, с Собакевичем - ра­чительный хозяин. Ко всем он умеет найти подход, для каждого под­бирает нужные слова. Как «подлинный черт», Чичиков обладает способностью проникать в самые тайные уголки сознания людей, и это ему необходимо для удачного совершения своего жуткого «де­ла» - покупки «мертвых душ». Вот почему в облике Чичикова порой проглядывает нечто дьявольское: ведь охота за умершими душами - исконное занятие черта. Недаром городские сплетни среди прочего нарекают его Антихристом, а в поведении чиновников проглядывает нечто апокалипсическое, что подкрепляется картиной смерти прокурора.

Но вспомним так и не реализованный замысел Гоголя, согласно которому из первого тома, воплощающего «Ад» российской действительности, Чичиков должен был перейти во второй, где, как в «Чис­тилище», душа его избавилась бы от греха, подготовив тем самым для этого героя дорогу в новый, идеальный мир - «Рай». Это объясняет, почему уже в первом томе поэмы в образе Чичикова просматривают­ся такие черты, которые позволили бы автору провести его через путь очищения и возрождения души. А разве может быть душа у «подлин­ного черта»? Очевидно, нет. Подтверждением такой позиции является и то, что иногда сам автор удивительным образом сближается со сво­им героем. Внутренний монолог Чичикова и авторский голос как бы переплетаются в таких эпизодах, как размышления о судьбах умер­ших крестьян, приобретенных у Собакевича, или в рассуждениях о том, что ждет молоденькую пансионерку.

Особенность образа Чичикова в том, что все человеческие чувства в нем спрятаны глубоко внутри. Совесть его иногда пробуждается, но он быстро успокаивает ее, создавая целую систему самооправданий: «Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил ни­кого по миру...». В конце концов Чичиков оправдывает свое преступ­ление. Это путь деградации, от которого предостерегает своего героя автор.

Первый том поэмы завершается знаменитым лирическим отступ­лением. Птица-тройка, в которую волшебством писателя преобража­ется чичиковская бричка, мчит героя, а вместе с ним и читателя вдаль по российскому бездорожью. Куда приведет этот путь - в новый, преображенный мир, где будут не «мертвые», а живые души, или же еще дальше в «ад» уклонившейся от верной дороги жизни, - так и осталось неясным. А потому нам остается только гадать, кто же такой Чичиков: «подлинный черт», как назвал его Андрей Белый, или же новый герой русской жизни, которому окажется под силу вывести ее на истинный путь.

Социальные последствия:

Безработица ставит людей в нестандартные ситуации, она не только деформирует сложившийся экономический уклад, ухудшает финансовое положение, лишает возможности вести привычный образ жизни. Она качественно изменяет восприятие самих себя как личностей, разрушает необходимый уровень социальной стабильности. Безработица стала реальным фактором бедности. Причем именно такой бедности, которая охватывает группы трудоактивного населения, образованного и профессионально подготовленного.

Безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых социальных последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему:

Таблица 2 – социальные плюсы и минусы безработицы

Кризисное положение граждан, оказавшихся безработными, характеризуется не только тем, что вследствие низкого душевого дохода качественно изменяется структура потребления, но тем, что эта категория населения вынуждена ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социокультурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспособления человека к существенно изменившимся социально-экономическим условиям.

Безработные в большинстве своем лишены вести образ жизни, обычный для работающей части населения. Можно выделить следующие особенности социального статуса безработных:

· Безработные представляют социальные слои, начиная от среднего и ниже. У работающих разброс позиций гораздо больший, начиная с высшего слоя. Иначе говоря, безработные по слоевой идентификации значительно интегрированнее.

· Самооценки безработных свидетельствуют об ощущении собственной ущербности. Можно говорить о маргинализации (отсутствие слоевой самоиндефикации), затронувшей группы и занятого и незанятого населения.



Особое место в развитии деструктивных процессов, в концентрации бедности и маргинализации населения занимают безработные, которые формируют особую социальную группу. Особая опасность для конструктивного развития общества заключается в том, что происходит дальнейшее размывание групп среднего класса, ибо ядро безработных – это квалифицированные работники – рабочие, интеллигенция. И в решении комплекса вопросов, связанных со стабилизацией уровня жизни населения, с успехами в сфере экономики, политики, социальное государство (или государство, приближающееся к этому эталону) должно учитывать особенности положения всех социальных групп, испытывающих тяготы последствий кризиса.

Безработица – опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые массовые в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).

Экономические последствия:

Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.

Уже к началу 90-х годов миллионы граждан, потеряв работу, лишились единственного источника дохода и оказались за чертой бедности.

Происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения. Теряется квалификация работников.

Известный исследователь макроэкономики Артур Оукен (США) математически выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием – не выпущенной или безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, получившее название закон Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то потеря объема валового национального продукта составляет 2,5%.



Например, если в начале фактический ВВП составлял 100% от своего потенциального объема, а затем понизился до 98%, то уровень безработицы должен увеличиться на 1%.

Закон Оукена выражает ключевую взаимосвязь между рынком благ и рынком труда. Он описывает зависимость между краткосрочным движением реального ВВП и изменение уровнем безработицы.

Несмотря, что в России в последнее время наблюдается стабильный экономический рост, этого не достаточно, чтобы достичь уровня развитых государств Запада.

По признанию западных экономистов, безработица сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему:

Таблица 3 – экономические плюсы и минусы безработицы

Одно из главных негативных последствий безработицы – нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап – оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.

/ / / Можно ли согласиться с Солженицыным, что Матрена – праведница? (по рассказу Солженицына «Матрёнин двор»)

Александр Солженицын известен тем, что смело отображал современную ему действительность в своих произведениях. Автор считал, что русское общество стало постепенно терять свои корни, свою духовность – и поэтому создал образ «последней праведницы» в рассказе .

Это название появилось не сразу, вначале заглавие звучало так: «Не стоит село без праведника». Автор изменяет название по совету коллеги, который счел, что первый вариант сразу раскрывает идею рассказа, не сохраняя интриги.

Главная героиня – , добрая деревенская женщины преклонных лет, которая давно живет одиноко. Как-то к ее двору приходит бывший заключенный и становится постояльцем. В основном читатели узнают о героиня благодаря его рассказам и выводам.

Можно ли согласиться с Солженицыным, что Матрёна – праведница? Конечно же, да! Кто такой праведный человек? Это благочестивый и часто блаженный человек. Матрёна бескорыстно помогает другим людям, никому не желает зла, хотя сама часто попадает в опалу. Односельчане относятся к Матрёне пренебрежительно, смеются над ее бескорыстием, считая это проявлением глупости.

Главной героине шестьдесят лет, живет одиноко в обветшавшем доме. Женщину упрекают в том, что она не старательно следит за чистотой. Но когда ей это делать? Если при первой просьбе она бежит помогать другим: копать чужой огород. Да и следить за чистотой пустого дома вряд ли ей кажется чем-то необходимым. Ситуация немного изменяется, когда появляется постоялец Игнатьич. Теперь она встает очень рано, чтобы приготовить ему еду, прибирается в доме.

Молодость героини тоже не была легкой. Она надеялась на счастливую жизнь с любимым мужчиной, но случай распорядился иначе, сведя ее с другим человеком. Согласившись на нежеланный брак, Матрёна уже обрекла себя на страдания. К тому же, спустя время в деревню возвратился , ее возлюбленный. Он не смог понять и простить женщину. А Матрёна чувствовала свою вину перед ним и даже взяла на воспитание его дочь Киру.

Все, что имела героиня – это коза, фикусы и колченогая кошка, которую она взяла к себе из жалости. Но, ни бедность, ни неприятности, не озлобили женщину. Она сохранила в себе очень важное качество – это гуманизм. В помощи людям она видела свое предназначении и за труд не брала денег, в которых так нуждалась. Люди обращались к Матрёне, но за глаза смеялись с нее. Бескорыстие героини они считали слабоумием, ведь сами давно погрязли в мелочности и корыстности.

Главная героиня – это образ праведницы, которая живет, помогая людям, которые ее презирают. Да и за свое добро она не ждет ответного добра. Так как она по-настоящему добропорядочна.