Льготы для иностранных инвесторов

Любой доход в нашей стране облагается налогом и доход от инвестиционной деятельности не исключение. Разбираемся, когда инвестор должен государству, а когда – оно ему.

На данный момент существует 4 группы инвестиционных налоговых льгот:

  1. Индивидуальный инвестиционный счет. Возможность получать до 52 тыс. руб. ежегодно (ИИС по типу А) или полученный доход от купли-продажи ценных бумаг не будет облагаться НДФЛ (ИИС по типу Б).
  2. Долгосрочное владение ценными бумагами . Владея бумагами более 3-х лет, можно освободить от уплаты НДФЛ доход от их продажи.
  3. Льгота на долгосрочное владение ценными бумагами высокотехнологичного сектора экономики . Владея бумагами высокотехнологичного сектора более года, можно освободить от уплаты НДФЛ весь доход от их продажи.
  4. . Для купонов по ОФЗ, еврооблигациям МинФина, региональным, муниципальным облигациям ставка НДФЛ – 0%. С начала 2018 года – для купонов со ставкой до 13,25% по корпоративным облигациям ставка НДФЛ – 0%

Налоговые льготы на ИИС

Самые крутые налоговые льготы можно получить на – это редчайший пример беспрецедентной щедрости государства. Если доход на обычном брокерском счете составляет результат от операций с ценными бумагами, то доход на ИИС состоит из инвестиционного дохода и неудерживаемого/возвращаемого налога.

В зависимости от выбранного , инвестор имеет право на ежегодное получение налогового вычета (ИИС типа А) или на освобождение от налогообложения всего дохода от операций с ценными бумаги при закрытии счета (ИИС типа Б).

Но в паре к налоговым льготам по ИИС идет еще и ряд ограничений. Один инвестор имеет право открыть только один ИИС. Минимальный срок существования ИИС – 3 года, вывод активов со счета равнозначен его закрытию (). Тип налогового вычета определяется однажды и навсегда. Ежегодно на счет можно вносить не более 1 млн рублей.

Претендовать на ежегодное получение налогового вычета на взносы (то есть открыть ИИС типа А) могут не все. Самое главное условие – иметь доход, облагаемый ставкой 13% годовых. Поскольку вычет на взносы – это по факту возвращение вам ранее уплаченного налога.

Принято считать, что доход, облагаемый 13% годовых, это только заработная плата, с которой ваш работодатель – налоговый агент удерживает НДФЛ. На самом деле видов дохода, облагаемого НДФЛ, гораздо больше. Такими доходами могут считаться

  • Сдача квартир в аренду (по договору аренды квартиры, иных помещений)
  • Подарки от организаций и ИП (в части превышающей 4 тыс. р в год)
  • Доходы по договорам гражданско-правового характера (ГПХ) (оказание услуг, творческая деятельность и т.д.)
  • Предпринимательская деятельность при условии применения общей системы налогообложения (ОСН)
  • Финансовые рынки (торговля на финансовых рынках, разница между покупкой облигации и ее погашением, получение купонных выплат по облигациям)

Итак: ИИС типа А подходит инвесторам, имеющим декларируемый доход, облагаемый по ставке 13% (не обязательно официальное трудоустройство), консервативным или начинающим и желающим иметь возможность получать налоговый вычет ежегодно.

Кроме этого, на вычет по типу А могут претендовать пенсионеры, получающие пенсию в НПФ (убедиться, что НДФЛ удерживается, можно, направив запрос о предоставлении справки 2-НДФЛ в организацию) и госслужащие министерств и ведомств с оговоркой, что открытие ИИС возможно только под доверительное управление (возможен конфликт интересов, если эмитентом ценных бумаг, переданных в ДУ, является ПАО, в отношении которого госслужащий осуществляет (может осуществлять) контрольно-надзорные функции).

ИИС по типу А точно не подойдет:

  1. россиянам, а также иностранным гражданам, не являющимся налоговыми резидентами РФ
  2. гражданам, не имеющим декларируемого дохода, облагаемого по ставке 13%
  3. ИП, применяющие специальные налоговые режимы
  4. пенсионерам, получающим гос. пенсию РФ
  5. матерям, ухаживающим за ребенком и получающие только пособие по уходу за ребенком
  6. детям (до 18 лет), не имеющим источника дохода

Открыть ИИС типа Б можно без ограничений . Правда, основной профит с него вы получите только при закрытии счета (через 3 года), когда с вас не будет удержан НДФЛ на доход от операций.

Для ИИС существует еще ряд общих ограничений, одинаково применимых к любому типу. На ИИС запрещено:

  • приобретение ценных бумаг иностранного эмитента, не допущенных к торгам на российской бирже
  • приобретение облигаций федерального займа для физических лиц ().
  • вносить средства на счет форекс-дилера.

Льгота на долгосрочное владение ценными бумагами

Льгота ориентирована на владельцев бумаг, которые непрерывно владели ими 3 и более лет. Такой вид льготы подойдет инвесторам, предпочитающим владеть большим портфелем, но при этом редко осуществлять операции на рынке. Такие инвесторы могут претендовать на освобождение от НДФЛ дохода при реализации ценных бумаг.

Максимальный доход, который не облагается НДФЛ по льготе, при реализации ценных бумаг с одинаковым сроком (полных лет) нахождения в собственности рассчитывается как кол-во лет владения*3 млн. р

Год продажи бумаги
Год покупки бумаги 2017 2018 2019
2014 9 млн р 12 млн р 15 млн р
2015 9 млн р 12 млн р
2016 9 млн р

Льгота на долгосрочное владение ценными бумагами (ЛДВ) распространяется на ценные бумаги, обращающиеся на фондовом рынке, приобретенные после 1.01.2014; инвестиционные паи ОПИФов. Поскольку действие ЛДВ не распространяется на ценные бумаги, находящиеся в собственности менее 3 лет по причине их погашения или выкупа, целесообразно приобретать бумаги со сроком погашения более 3 лет.

Льгота на долгосрочное владение ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики (ЛДВ-РИИ)

Эта льгота освобождает от НДФЛ доход, полученный от реализации ценных бумаг высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики. При этом льгота не распространяется на купоны и дивиденды.

Для того, чтобы воспользоваться льготой, необходимо быть владельцем бумаг не менее 1 года. Весь срок владения ценная бумага должна находится в списке высокотехнологичных компаний. Максимальный доход, не облагаемый НДФЛ, не ограничен.

Под ЛДВ-РИИ подпадают ценные бумаги, включенные в Перечень ценных бумаг высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики:

  • Акции, приобретенные, начиная с 01.01.2015г.
  • Облигации, начиная с 08.12.2016г.
  • Инвестиционные паи венчурных ЗПИФов, начиная с 08.12.2016г.

В течение всего срока владения и на момент продажи ценные бумаги должны быть включены в Перечень ценных бумаг высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.
Рекомендуется приобретать облигации со сроком погашения более 1 года, поскольку действие ЛДВ-РИИ не распространяется на облигации, находящиеся в собственности менее 1 года по причине их погашения.

Льготы по купонным выплатам облигаций

И раз уж мы говорим про льготы, нельзя не упомянуть льготы по купонным выплатам облигаций. Напомним, что освобождаются купоны ОФЗ, еврооблигации МинФина, субфедеральные/муниципальные облигации, а также корпоративные облигации. купонов корпоративных облигаций распространяется на бонды, которые: принадлежат российским эмитентам; выпущены после 01.01.2017; ставка купона не выше ключевой ставки ЦБ РФ+5п.п.

Совмещение налоговых льгот по одному инструменту

ИИС ЛДВ ЛДВ-РИИ Купоны облигаций
ИИС

Проблема льгот для зарубежных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ) обсуждается весь период их применения в России.

Проблема льгот для зарубежных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ) обсуждается весь период их применения в России. Так, было значительно скорректировано право иностранного партнера беспошлинно ввозить имущество, предназначенное для формирования уставного капитала предприятия, что способствует привлечению прямых инвестиций и созданию современных производственных мощностей.

По мнению инвесторов, основной причиной нестабильности является нечетко сформулированная норма закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", в котором указано, что иностранным инвесторам и контролируемым ими предприятиям "могут быть предоставлены" таможенные льготы, согласно Таможенному кодексу России.

Но если фирма воспользуется Таможенным кодексом, то в соответствующих разделах (например, ст. 37) не будет вполне раскрыт их смысл (сведения о содержании преференции содержатся в подзаконных актах, и, как правило, в документах Федеральной таможенной службы).

Основное условие льготного ввоза в РФ имущества иностранного партнера ПИИ следующее. Товары, ввозимые на таможенную территорию России в качестве вклада иностранного учредителя ПИИ в уставные капиталы, освобождаются от обложения таможенными пошлинами, если они не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам (основным средствам) и ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала.

Главным критерием отнесения активов к основным либо оборотным средствам (фондам) является срок полезного использования (эксплуатации). Стоимостные характеристики в этих целях не применяются, т. е. признается недействующим прежнее положение, согласно которому к основным средствам не относились предметы стоимостью менее 100-кратного размера установленного российским законодательством минимального размера месячной оплаты труда за единицу.

Тарифные льготы предоставляются, если товары декларировались как вклад иностранного учредителя в уставный капитал ПИИ, и были ввезены в точно определенный период (до истечения сроков формирования уставного капитала, определенных учредительными документами, либо в соответствии с законодательством РФ). Как правило, срок не может превышать одного года с даты государственной регистрации ПИИ. Совершать любые, в том числе такие, действия предприятия могут лишь получив юридическую дееспособность, т. е. будучи зарегистрированными и внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц.

Льготы по уплате таможенной пошлины могут предоставляться при первоначальном формировании уставного капитала ПИИ, а также его увеличении. Такие операции могут совершаться, если внесены и зарегистрированы изменения в учредительные документы ПИИ. Причем любые изменения регистрируются в органах государственной регистрации юридических лиц, от¬носящихся к налоговой системе РФ. Это означает, что только после окончания данной процедуры ПИИ может подавать документы для предоставления льготного порядка таможенного оформления. До завершения государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы предприятия тарифные льготы в отношении таких товаров не предоставляются.

Важно что, согласно закону об иностранных инвестициях, таможенные льготы предоставляются только инвесторам и ПИИ, участвующим в реализации приоритетных инвестиционных проектов. К ним относятся проекты, включенные в перечень, утверждаемый правительством РФ, которые могут быть двух видов: проекты с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб. и проекты, в которых минимальная доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет не менее 100 млн. руб.

Следует отметить, что в письме ФТС России № 01-06/34547 от 4 октября 2006 г. указано, что право на освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе иностранным партнером имущества, составляющего его долю в уставном капитале предприятия, может получить ПИИ, зарегистрированное в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), если оно представит таможне учредительные документы, прошедшие регистрацию в связи с будущим пополнением уставного капитала. Регистрация проводится в соответствии с положениями закона о государственной регистрации юридических лиц.

Таможенная льгота предоставляется по усмотрению таможенного ведомства, и нередко для таможенного оформления товара - вклада в уставный капитал необходимо представить заключение Минздравсоцразвития, Минэкономразвития, Минприроды и других министерств и ведомств, хотя такой порядок ни в каких документах не зафиксирован.

Отмечается, что постепенно были отменены льготы для иностранных инвесторов, касающиеся налогообложения (фактически они не применялись). Особый режим взимания налогов был установлен в 2002 -2004 гг. ревизиями Налогового кодекса РФ для участников соглашений о разделе продукции (СРП).

Многие регионы используют такие инструменты привлечения инвесторов, как освобождение или отсрочка платежей налогов в местные бюджеты, освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на инвестиции, а также различные гарантии инвесторам и др. Регионы, имеющие собственное инвестиционное законодательство, создавали его для инвесторов вообще, а не для иностранных или российских. При поддержке местной администрации в ряде регионов успешно действуют ПИИ в некоторых отраслях промышленности (автосборочные, кондитерские, табачные, пивоваренные, по производству строительных материалов и др.).

Своеобразной льготой можно считать систему гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам. По мнению экспертов, закон об иностранных инвестициях является по сути документом о системе государственных гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам и предприятиям с их участием.

Одной из важнейших является гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и предприятия с его участием законодательства РФ - "стабилизационная оговорка" ("дедушкина"). На нее могут рассчитывать лишь ПИИ, в уставном капитале которых доля иностранного инвестора превышает 25%, и они осуществляют приоритетные инвестиционные проекты (независимо от долей иностранцев в уставных капиталах).

Основные положения этой гарантии следующие. Новые федеральные законы и иные нормативные акты, а также вносимые в них изменения и дополнения не применяются, если принимаются новые федеральные законы и иные нормативные акты, изменяющие:
ставки ввозных таможенных пошлин, за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ;
ставки федеральных налогов, за исключением акцизов и налога на добавленную стоимость на товары, произведенные на территории России;
ставки взносов в государственные внебюджетные фонды, за исключением взносов в Пенсионный фонд, либо в действующие нормативные акты вносятся изменения и дополнения, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранных инвесторов и ПИИ, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, или же устанавливающие режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в России по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с российскими нормативными актами на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта.
Стабильность для указанных инвесторов гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на 7 лет с даты начала его финансирования за счет иностранных инвестиций. В исключительных случаях, т. е. при реализации приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб., срок окупаемости которого превышает 7 лет, правительство РФ принимает решение о его увеличении. Однако стабилизационная оговорка не действует, если новые нормативные акты, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие акты, имеют целью защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других с лиц, обеспечение обороноспособности и безопасности страны.

В принятом в 2005 г. концессионном законодательстве также содержится норма, которую с определенной долей условности можно квалифицировать как "стабилизационную оговорку", суть которой в следующем. Во-первых, концессионер должен обеспечить, чтобы в тексте концессионного соглашения содержалась ссылка на соответствующую статью закона (ст. 20) и была прописана процедура ее применения. Во-вторых, статья не содержит конкретных указаний на законодательные акты и содержащиеся в них нормы, на которые концессионер может "не обращать внимания", т. е. если принимаются нормативные акты, "ухудшающие положение концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что рассчитывал при заключении концессионного соглашения, стороны изменяют условия соглашения в целях обеспечения имущественных интересов концессионера на дату заключения соглашения". В-третьих, если концессионер работает с товарами или услугами, тарифы на которые регулируются, то при их изменении в период действия соглашения и при условии, что при этом концессионеру наносится ущерб, он вправе потребовать их пересмотра

В системе российского законодательства, касающегося иностранных инвесторов, важное значение имеют преференции, предоставляемые автомобильным компаниям. В соответствии с постановлением правительства РФ № 166 от 29 марта 2005 г. и другими документами на большинство видов автомобильных компонентов (части кузова, шасси, двигатели, амортизаторы, глушители и др.) ставки ввозных пошлин с 2005 г. снижены с 5 - 20 до 0 - 5%, т. е. большинство товаров ввозятся беспошлинно (или ставки пошлин невелики). Такие льготы могут предоставляться только автомобильным заводам (с участием иностранного партнера или без него), которые намерены заниматься промышленной сборкой (к ней относится система серийного производства с проектной мощностью предприятия не менее 25 тыс. автомобилей в год).

Другим обязательным моментом для получения льгот является постепенное выполнение автосборочным предприятием следующих условий:
обязательство организовать сварку, окраску и сборку кузова не позднее чем через 18 месяцев (для действующих предприятий), а для вновь создаваемых производств не позднее чем через 30 месяцев;
не позднее чем через два года после организации на предприятии сварки, окраски и сборки кузова российские предприятия должны сократить ввоз автокомпонентов в стоимостном исчислении от общей стоимости не менее чем на 10%. Через 3,5 года производитель обязан на 10% сократить ввоз автокомпонентов и на столько же - через 4,5 года. Благодаря такой системе российский автопром постепенно перейдет к созданию отечественного производства аналогов ввозимых в настоящее время в РФ автокомпонентов.
Другим проявлением льготного режима является современное законодательство об особых экономических зонах (ОЭЗ) в Российской Федерации, причем после принятия в 2005 - 2006 гг. новых нормативных актов перечень преференций увеличился.

Первой официально образованной ОЭЗ в России была Калининградская. В 2006 г. был принят новый закон об этой зоне, заменивший закон 1996 г. В настоящее время для резидентов этой зоны установлены следующие преференции.

На территории Калининградской области устанавливается таможенный режим свободной таможенной зоны (СТЗ), при котором иностранные товары ввозятся на территорию ОЭЗ и используются в ней без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Важно, что режим СТЗ действует в отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию Калининградской области и используемых на этой территории только юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в области в порядке, установленном законодательством РФ, т. е. резидентами зоны. Размещенные таким образом товары, а также продукты их переработки могут потребляться исключительно на территории области. Это не означает, что такая продукция не может быть вывезена с территории ОЭЗ, однако в этом случае действие режима СТЗ прекращается с такими последствиями, как уплата таможенных платежей, налогов и др.

Допустимые операции по переработке товаров, помещенных под таможенный режим СТЗ, применяемый в Калининградской области, включают переработку или обработку товаров; изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку; ремонт изделий, включая их восстановление, замену частей, восстановление потребительских свойств; переработку товаров, используемых в процессе производства товарной продукции или способствующих выпуску, даже если они полностью или частично потребляются в процессе переработки.

Режим СТЗ может быть завершен выпуском для свободного обращения ввезенных товаров и (или) продуктов их переработки. Как только данная продукция помещается под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления либо под иной таможенный режим в соответствии с Таможенным кодексом, режим СТЗ для ввезенных иностранных товаров перестает действовать.

В дальнейшем таможенное обложение этих товаров может осуществляться следующим образом.
Выпуск ввезенных товаров для свободного обращения. В этом случае уплачиваются суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы ввезенные товары были заявлены к выпуску для свободного обращения в день помещения товаров под таможенный режим СТЗ. Общая налогооблагаемая база при этом определяется исходя из таможенной стоимости и (или) количества иностранных товаров на день принятия таможенным органом таможенной декларации с заявленным таможенным режимом. Курс иностранной валюты по отношению к российской валюте устанавливается Банком России для целей учета таможенных платежей.

Выпуск для свободного обращения продуктов переработки при условии идентификации ввезенных товаров. В отношении такой продукции уплачиваются суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы ввезенные и использованные в процессе переработки товары (материалы, сырье, комплектующие) были заявлены к выпуску для свободного обращения в день помещения товаров под таможенный режим СТЗ, применяемый в Калининградской области. Определение налогооблагаемой базы и курса валют рассчитывается аналогично указанной методике.

При отсутствии идентификации (проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на ввезенные товары; подробное описание ввезенных товаров, их фотографирование, изображение в масштабе; сопоставление результатов исследования проб или образцов ввезенных товаров и продуктов их переработки; использование серийных номеров или другой маркировки производителя ввезенных товаров) положения предыдущего абзаца применяются в случае, если декларант представит документы и сведения, подтверждающие таможенную стоимость и (или) количество иностранных товаров, помещенных под таможенный режим СТЗ.

Хотя закон 1996 г. утратил силу с июля 2006 г., юридические лица, осуществляющие деятельность в ОЭЗ (на основании закона 1996 г.), могут воспользоваться некоторыми особенностями применения современного таможенного режима СТЗ.

Во-первых, при выпуске для свободного обращения продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с режимом СТЗ, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют критериям достаточной переработки, установленным законом 2006 г. о Калининградской ОЭЗ. Таких критериев два: в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков; в результате переработки или изготовления товаров произошло изменение стоимости товаров при достижении доли добавленной стоимости в 30%.
Во-вторых, при вывозе с территории ОЭЗ продукции, полученной в результате переработки товаров, ввезенных в соответствии с режимом СТЗ, вывозные таможенные пошлины не уплачиваются, если выполнены указанные условия достаточной переработки.
Таким образом, данные правила применяются только в отношении юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законом 1996 г., в течение 10 лет со дня вступления в силу закона 2006 г. После истечения этого срока режим СТЗ с отмеченными особенностями не применяется.

С апреля 2006 г. на территории Калининградской ОЭЗ действует особый порядок уплаты налогов на прибыль и имущество организаций. В течение первых 6 лет фирма, включенная в список резидентов, будет уплачивать налоги по нулевой ставке, затем еще 6 лет лишь в размере 50% от ставки, определенной налоговым законодательством (для налога на прибыль ставка составляет 24%).

Эти льготы относятся к части прибыли, полученной от реализа¬ции инвестиционного проекта, и к имуществу, созданному или приобретенному для его реализации. Указанные льготы действительны лишь в течение 25 лет - срока действия федерального закона (начиная с даты его вступления в силу - 1 апреля 2006 г.).

С вступлением в силу в 2005 г. закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (с дополнениями и изменениями 2006 г.) появилась возможность организовывать ОЭЗ новых типов. Согласно закону, могут создаваться промышленно-производственные (ППЗ), технико-внедренческие (ТВЗ) и туристско-рекреационные (ТРЗ) особые экономические зоны, и каждая из них наделена своими привилегиями.

Налогообложение. Согласно законодательству об ОЭЗ, налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Подробные сведения о фискальных особенностях в отношении резидентов зон приведены в законе "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (№ 117-ФЗ от 22 июля 2005 г.). Кроме этого, следует руководствоваться законом № 75 от 3 июня 2006 г. "О внесении изменений в часть вторую Налого¬вого кодекса Российской Федерации...".

Согласно законодательству о зонах, регионам и муниципалитетам разрешено предоставлять участникам ОЭЗ дополнительно собственные льготы (в пределах своей компетенции), что подтверждает опыт Московской области.

В г. Дубна Московской области создается технико-внедренческая особая экономическая зона, основными направлениями деятельности которой являются: нанотехнологии и новые материалы, заказное программное обеспечение; программные комплексы разведки и мониторинга месторождений нефти и газа; программно-аппаратные комплексы для таможенной службы; цифровые системы защиты информации; системы контроля и управления доступом; сетевые вычислительные системы; дизайн и центры обработки данных; силовая электроника; биотехнологии (инсулины и интерфероны), проектирование летательных аппаратов.

В декабре 2006 г. в закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" были внесены изменения, устанавливающие налоговые льготы для резидентов ОЭЗ (снижение ставки налога на прибыль организаций на четыре процентных пункта, освобождение от уплаты транспортного налога, кроме легковых автомобилей, а также водных и воз¬душных транспортных средств).

Условием использования льгот является направление высвобожденных средств на развитие резидентов. Кроме того, резиденты могут применять льготы с первого числа квартала, следующего за датой признания их резидентами ОЭЗ, по 31 декабря 2010 г.

Таможенный режим. На территориях, принадлежащих ОЭЗ промышленного и технико-внедренческого типов, применяется режим свободной таможенной зоны (СТЗ), при котором иностранные товары размещаются и используются в зоне без уплаты таможенных пошлин и НДС, а российские - на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с режимом экспорта с уплатой акцизов (но без уплаты вывозных пошлин). Эти правила распространяются лишь на продукцию, необходимую резидентам для ведения их деятельности (промышленной, или технико-внедренческой). При вывозе товаров, помещенных под режим СТЗ, за пределы зоны или при передаче их нерезиденту использование данного таможенного режима прекращается. Исключением является перемещение таких товаров из одной зоны в другую, но в целях использования в режиме СТЗ.

С размещенными таким образом товарами разрешается проводить любые операции в соответствии с условиями заключенных соглашений о ведении конкретной деятельности. Правительство РФ может устанавливать перечни запрещенных операций с ввозимой продукцией.

На срок существования ППЗ и ТВЗ под режим СТЗ могут быть помещены товары: ввозимые на таможенную территорию России с территорий иностранных государств; ввозимые на территорию ОЭЗ с остальной территории РФ; размещенные на территории ОЭЗ и приобретаемые у лиц, не являющихся их резидентами.

Если под режим СТЗ помещаются зарубежные товары, ввозимые с остальной территории России или приобретенные у нерезидентов, суммы уплаченных таможенных пошлин и НДС возвращаются таможенными органами, но при условии, что такая льгота предусмотрена таможенным законодательством России при фактическом вывозе этих товаров с таможенной территории страны.

С иностранных товаров, а также продуктов их переработки, помещенных ранее под режим СТЗ и выпускаемых из зоны для свободного обращения на остальную территорию РФ или передаваемых нерезидентам зоны, таможенные пошлины, НДС и акцизы взимаются по ставкам, действующим на дату принятия таможенной декларации. В отношении таких же, но российских товаров, перемещаемых аналогичным образом, таможня взимает лишь НДС и акцизы.

Следующий вариант трансграничных перемещений - вывоз российских и иностранных товаров с территории ОЭЗ за пределы таможенной территории РФ. В такой ситуации ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а вывозные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта. Исключение составляют товары иностранного происхождения, ввезенные на территорию ОЭЗ с территории другого государства, если они экспортируются из России в неизменном состоянии.

Оборудование и объекты недвижимости, ввезенные в зону в соответствии с режимом СТЗ, или товары, изготовленные из размещенных подобным образом комплектующих, полуфабрикатов и другой продукции, на момент прекращения деятельности зоны получают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ, считаются и остаются собственностью лиц, бывших резидентами зоны. Таможенные налоги и сборы при этом не уплачиваются.

Особо следует рассмотреть таможенные льготы для участников ТРЗ, так как на резидентов этих зон не распространяется режим СТЗ при ввозе товаров на ее территорию, поскольку в соответствии с поправками 2006 г. к "базовому" закону о зонах 2005 г. это есть привилегия только резидентов ППЗ и ТВЗ.

О гарантиях. Резидентам всех типов особых зон государство предоставляет гарантию - "стабилизационную оговорку", суть которой в том, что акты законодательства РФ о налогах и сборах, нормативные документы аналогичного содержания субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов зон, не применяются к ним в течение срока действия соглашений о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности. Исключение составляют нормативные акты, касающиеся налогообложения акцизной продукции.

Традиционно, для привлечения иностранных инвестиций и улучшения инвестиционного климата, используется предоставление инвесторам гарантий и льгот.

В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» №160-ФЗ от 9 июля 1999г. льготы для иностранных инвесторов иначе именуются изъятиями стимулирующего характера (п. 2, ст. 4). Там же предусматривается, что льготы для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ.

Под предоставлением льгот, в данном случае, целесообразно понимать, установленные органами власти РФ более благоприятного условия (режима) осуществления какого либо действия (или вида деятельности) для субъекта (категории субъектов) против обычных условий осуществления действий для остальных подобных субъектов. Провозглашение гарантий, должно быть, является формой принятия на себя государством, через соответствующе органы власти, обязательства перед субъектом (в нашем случае - субъектом инвестиционной деятельности).

Смысл принятия Закона "Об иностранных инвестициях", заключается в определении основных гарантий прав иностранных инвесторов на инвестиции получаемые от них доходы и прибыль, а также определении условий предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.

Для иностранных инвесторов в России Законом "Об иностранных инвестициях" №160-ФЗ установлены следующие основные гарантии:

1. Гарантии правовой защиты иностранных инвесторов на территории РФ. (ст. 5);

2. Гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ (ст. 6);

3. Гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7);

4. Гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8);

5. Гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ (ст. 9);

6. Гарантии обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10);

7. Гарантии использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);

8. Гарантии права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за приделы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);

9. Гарантии права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);

10. Гарантии участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);

11. Гарантии предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15).

Перечень этот не является исчерпывающим. Согласно ст. 17 Закона "Об иностранных инвестициях", субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Статья 6 Закона "Об иностранных инвестициях" провозглашает, что иностранный инвестор на территории РФ имеет право осуществлять инвестиции в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Такой запрет может быть общенациональным, т.е. для резидентов и нерезидентов, либо запрет в форме изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов, установленный федеральным законом РФ. Описанная гарантия провозглашена в России впервые, и ее можно назвать новеллой, однако провозглашение иного противоречило бы принципам, заложенным в Конституции РФ (ст. 30) и ГК РФ (ст. 2).

Таким образом, любое вложение иностранного инвестора в деятельность коммерческих организаций на территории РФ является безусловно правомерным, если только оно не охвачено специальным изъятием ограничительного характера, предусмотренным федеральным законом для такого иностранного инвестора, или на такое вложение не наложен общенациональный запрет по законодательству РФ. Сопротивление или отказ государственной регистрации или предварительном разрешении такого вложения со стороны государственных органов, органов местного самоуправления обжалуются в установленном порядке.

Присутствующая в ныне действующем Законе "Об иностранных инвестициях" гарантия обеспечения надлежащего рассмотрения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором, существовала и ранее, будучи сформулированной, как возможность обращения в российские суды и арбитражные суды (ст. 9 Закона об иностранных инвестициях в РСФСР).

Судебная защита характеризуется тем, что спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ, разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде.

Пунктом 2 ст. 5 Закона "Об иностранных инвестициях" установлено: иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ. Должностные лица традиционно подвергались административной либо, в крайних случаях, уголовной ответственности.

Статьей 13 Закона "Об иностранных инвестициях" провозглашается гарантия права иностранного инвестора на приобретение акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг. Эта гарантия является логичным продолжением более общей гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций в России (ст. 6 Закона "Об иностранных инвестициях"). Приобретение русских ценных бумаг иностранными инвесторами производится в соответствии с законодательством РФ "о рынке ценных бумаг".

В Законе об иностранных инвестициях гарантия участия иностранного инвестора в приватизации сформулирована весьма расплывчато. Эту норму можно назвать полностью отсылочной, хотя вряд ли гарантия может состоять только из отсылок. Например, указывается, что иностранный инвестор «может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности». Именно «может», а не «вправе». То есть, никакой ясности - может участвовать, а может не участвовать. Далее совершается отсылка к законодательству РФ о приватизации. Таким образом, нельзя с достаточной долей достоверности утверждать, что иностранным инвесторам в РФ гарантируется право на участие в приватизации.

Коль скоро условия и порядок участия иностранного инвестора в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности устанавливается российским законодательством о приватизации, то можно предположить, что режим осуществления иностранными инвесторами «приватизационной деятельности» в значительной степени иной, нежели режим обычной предпринимательской деятельности иностранного инвестора в России.

Известно, что государства защищают в первую очередь права своих граждан, поэтому логично провозглашение для иностранных инвесторов тех же гарантий, что и для инвесторов отечественных. Однако, если для иностранного инвестора провозглашается гарантия, которую не имеют отечественные инвесторы, то такую гарантию следует рассматривать как льготу.

Так к льготам, по нашему мнению, как указывалось ранее, можно отнести, предусмотренную ст. 9 Закона «Об иностранных инвестициях», гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ. Проще она именуется в литературе «стабилизационной» или «дедушкиной» оговоркой и предусматривает не увеличение для субъекта суммы налоговых и иных подобных отчислений в течение определенного периода после начала реализации инвестиционного проекта даже в том случае, по закону эти отчисления увеличиваются. Срок стабильности суммы отчислений приравнивается в РФ к сроку окупаемости инвестиционного проекта, но ограничивается семью годами. Таким образом, инвестор знает, что даже если на завтра после начала вложений в экономику России государство введет «грабительские» налоги он сможет хотя бы вернуть свое.

Российские инвесторы могут рассчитывать на такую гарантию только в случае осуществления инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений (п.2 ст. 15 Закона "Об инвестициях в форме капитальных вложений").

Стабилизационная оговорка в РФ действует в отношении:

Ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами);

Федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые в России);

Взносы в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ);

Воспользоваться стабилизационной оговоркой могут:

Иностранные инвесторы, реализующие приоритетный инвестиционный проект (при условии целевого использования товаров, ввезенных на территорию РФ для реализации приоритетного инвестиционного проекта);

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, реализующие приоритетный инвестиционный проект;

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, где доля иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале превышает 25%.

Кроме того, как было отмечено выше, стабилизационная оговорка действует для инвесторов (в том числе российских), осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты, связанные с инвестиционной деятельностью в форме капитальных вложений.

Еще одна гарантия, делающая режим иностранных инвестиций более благоприятной - это гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России ранее ввезенных имущества и информации (ст. 12 Закона "Об иностранных инвестициях"). Она предусматривает неприменение квотирования, лицензирования и иных мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности при вывозе из России иностранным инвестором имущества и информации в документальной форме или форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию России в качестве иностранной инвестиции. При этом неприменение мер тарифного регулирования в данной ситуации не гарантируется.

Выплату экспортного таможенного тарифа (таможенной пошлины) иностранному инвестору придется осуществить.

Кроме права вывоза своего имущества и информации иностранному инвестору гарантируется беспрепятственный перевод денежных сумм за границу (ст. 11 Закона "Об иностранных инвестициях"). Условия такого перевода заключаются в обязательной предварительной уплате всех предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов с доходов и прибыли от инвестиций. Поле этого иностранный инвестор либо свободно использует денежные средства на территории РФ, в том числе для реинвестирования, либо переводит их за границу. В той же статье Закона указывается, что перевод должен быть осуществлен в иностранной валюте.

Наконец, Закон "Об иностранных инвестициях" предусмотривает, что льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 16 Закона "Об иностранных инвестициях").

В конце 1997 года принят Закон Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Закон Башкирской ССР "Об иностранной инвестиционной деятельности в Башкирской ССР". В данном Законе предусмотрен ряд льгот для иностранных инвесторов в области налогообложения и другие положения, которые создают в Республике более благоприятный инвестиционный климат . Помимо принятых законов в Республике дополнительно действуют Постановления Кабинета Министров РБ "О гарантиях Правительства Республики Башкортостан на привлечение иностранных государственных, банковских и коммерческих кредитов", утверждено "Положение о порядке заключения и реализации инвестиционных (кредитных) соглашений, заключаемых с зарубежными странами от имени Правительства РБ или под его гарантии".  


В Законе предусматривается ряд льгот для иностранных инвесторов и предприятий с их участием. В частности, инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями , которые участвуют в реализации приоритетных инвестиционных проектов , предоставляются таможенные льготы в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные капиталы предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ), а также вывозимых этими предприятиями отдельных товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции , или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.  

Представляется, что республиканским и местным органам власти должна быть предоставлена большая свобода в определении валютно-финансовых льгот для иностранных инвесторов . При этом в центре могли бы быть установлены лишь предельные параметры, а конкретные размеры льгот определялись бы на местах, как это предусмотрено, например, Законом СССР О налогах с предприятий, организаций и объединений, согласно которому республики могут предоставлять плательщикам дополнительные льготы по налогу с прибыли в пределах сумм , направляемых в их бюджеты.  

Российским законодательством предусмотрен ряд льгот для иностранных инвесторов (табл.8.8).  

Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством РФ.  

Необходимо законодательно закрепить на достаточно длительный срок уровень налоговых и иных льгот для иностранных инвесторов , действующих в СЭЗ, приведя его в соответствие с определенными международными стандартами . Одновременно в зонах экспортного производства было бы целесообразно ввести дополнительные льготы для иностранных и отечественных инвесторов, поставляющих на экспорт большую часть производимой продукции.  

В целях привлечения иностранного капитала, развития экспортного потенциала Российской Федерации на ее территории создаются свободные экономические зоны (СЭЗ). В СЭЗ устанавливается льготный по сравнению с общим режим финансово-хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями . Помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим на территории Российской Федерации законодательством, в СЭЗ могут предоставляться дополнительные льготы по регистрации предприятий, налогообложению, таможенному режиму, порядку въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизовому.  

В программе приватизации государственного имущества России предусмотрены существенные льготы членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Имеются в программе приватизации административные ограничения для иностранных инвесторов . Интересно и то, что трудовые коллективы, пожелавшие стать собственниками своих магазинов, столовых и ресторанов, мастерских и ателье, пользовавшиеся преимуществом на их приватизацию, обязаны были выполнить следующее условие приватизации в течение года новые владельцы приватизированных предприятий торговли, общественного питания и службы быта не имели права менять профиль хозяйственной деятельности выкупленных предприятий. В дальнейшем изменения в характер работы могут быть внесены только при согласовании с администрацией муниципального округа.  

Экономика страны находится в состоянии длительного кризиса, сильна инфляция, уровень налогов и инвестиционных льгот не способствует предпринимательской деятельности . Внешнеэкономическая ситуация также неблагоприятна. Рубль слабо конвертируется, сильны валютные ограничения . И главное, в силу недостаточного развития рыночных отношений хозяйственная среда в России непривычна для иностранных инвесторов из развитых стран.  

Однако пока этот процесс идет очень медленно. Необходимы гарантии и льготы, которые сделают выгодным для иностранного инвестора вложение средств в развитие приоритетных отраслей и наукоемких производств, а также стабильное законодательное и нормативное обеспечение.  

Законодательство РФ предусматривает для иностранных инвесторов еже льготы нетарифного характера, в частности, иностранные инвесте-и коммерческие организации , в уставном капитале которых иностран-е инвестиции составляют не менее 30%, имеют право без лицензии экс- f  

По внутренним займам кредиторами преимущественно выступают физические и юридические лица , являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами . Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте . Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги , пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке . Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.  

Для более широкого привлечения иностранных капиталов законодательно создаются льготные финансовые условия с целью заинтересовать иностранных инвесторов во вложении своих средств в экономику страны. Такими льготными финансовыми условиями являются гарантии сохранности капиталов и возмещение убытков иностранным инвесторам , льготное налогообложение и свободный перевод прибылей и доходов за границу, предоставление права реинвестирования полученных доходов, а также возможность перевода прибылей, полученных в рублях, в иностранную валюту таможенные льготы и создание системы страховой защиты имущества и рисков иностранных инвесторов.  

Если получены убытки в результате противозаконных действий государственных органов или должностных лиц, иностранный инвестор получает компенсацию, включая предполагаемую сумму упущенной выгоды. Источником этих компенсационных выплат служат средства централизованных валютных фондов и фондов виновных организаций. По новому налоговому законодательству иностранным инвесторам предоставляются те же льготы, что и отечественным предприятиям и организациям по всем видам налогов . С участием иностранных инвесторов создаются предприятия, в которых заинтересованные стороны объединяют ресурсы для совместного их использования. Учредителями таких предприятий выступают национальные и иностранные юридические лица и иностранные граждане.  

Данный инструментарий воздействует на различные стороны внешнеэкономических отношений стран Запада - торговлю, миграцию капиталов и рабочей силы , валютно-расчетные отношения . К нему относятся таможенные пошлины и количественные ограничения импорта (квоты на ввоз определенных товаров) субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам налоговые и другие льготы иностранным инвесторам квоты на привлечение рабочей силы из-за рубежа покупки или продажи национальных валют центральными банками на валютных биржах для стабилизации обменных курсов соответствующих денежных единиц.  

Таможенное регулирование в основном направлено на стимулирование деятельности совместных организаций и ввоза капитала. Имущество, ввозимое в качестве вклада иностранных инвесторов в уставный фонд организаций, освобождается от взимания таможенной пошлины . Организации, полностью принадлежащие иностранным инвесторам , и совместные организации, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют 30%, вправе без лицензии импортировать продукцию для собственных нужд. Однако подобные льготы лишь косвенно могут сказаться на активизации инновационной деятельности , поэтому требуется их уточнение с целью стимулирования ввоза высокотехнологичных продуктов и оборудования для реализации высокоэффективных инновационных программ.  

Таким образом, при выборе юрисдикции для дочерней фирмы в ряде случаев предпочтение стоит отдать странам с умеренной системой налогообложения (вторая группа). Несмотря на довольно высокий общий уровень налогообложения, иностранным инвесторам здесь предоставляются определенные налоговые льготы . По некоторым параметрам налогообложения юрисдикции с "умеренной системой" приближаются к условиям "налоговых гаваней ". Пример - Швейцария, налог на деятельность "нерезидентных" фирм в которой предельно снижен в случае проведения операций за пределами страны положение их аналогично положению "офшорных" фирм в "налоговых гаванях".  

РЕИНВЕСТИЦИИ - использование доходов от капиталовложений для новых капиталовложений. Страны, принимающие иностранный капитал, заинтересованы в Р., поскольку доходы иностранных инвесторов не вывозятся за рубеж, а вкладываются в их экономику. Политика по отношению к иностранным инвестициям предполагает стимулирование Р. (путем предоставления налоговых льгот на ту часть прибыли, которая используется для Р., и т.д.). Р. - важный способ расширения заграничных инвестиций.  

Предусмотрены, кроме того, гарантии перевода платежей и использования их в валюте РФ на территории Татарстана, гарантии в случае изменения законодательства или при прекращении инвестиционной деятельности , а также меры в области налогообложения (льготные налоговые ставки) и финансовые меры (льготные займы и поручительства) для стимулирования иностранных инвестиций . Оговорено право иностранных инвесторов на дополнительные налоговые льготы и гарантии.  

В Э. принята вторая пятилетняя программа экономич. развития (1962-1967), к-рая предусматривает ассигнования в 2670 млн. эфиоп, долл. (по первой пятилетней программе на 1957-1961 гг. вложения намечались в 535 млн. долл.). Эти программы осуществляются за счет значительного привлечения иностранного капитала. В конце 1963 г. в Э. вступил в силу новый закон, предусматривающий поощрение иностранных капиталовложений в экономику страны. С этой целью иностранным инвесторам предоставляется ряд льгот разрешается свободный перевод за границу прибылей и дивидендов, а также перевод капиталов в случае ликвидации предприятий . Иностранные и эфиопские новые предприятия с капиталом св. 200 тыс. эфиоп, долл. освобождаются от уплаты подоходного налога на 5 лет, а при капиталовложениях в 400 тыс. долл., используемых для расширения действующих предприятий , - на 3 года. Импорт  

В программе II. государственного имущества России предусмотрены существенные льготы членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Это служит надежной гарантией, что госиму-шество не будет скуплено теневиками. Имеются в программе П. административные ограничения для иностранных инвесторов . Они действуют до тех пор, пока курс рубля к доллару не поднимется до разумных пределов, поскольку сегодня средний московский магазин, например, за две-три тысячи долларов мог бы купить любой американский менеджер. Интересно и то, что представители трудовых коллективов, пожелавших стать собственниками своих магазинов, столовых и ресторанов, мастерских и ателье, пользующиеся преимуществом на их приватизацию, обязаны выполнить следующее условие приватизации - в течение года новые владельцы приватизированных предприятий торговли, общественного питания и службы быта не имеют права менять профиль выкупленных магазинов, столовых, кафе-булочные должны торговать хлебом, а кафетерии не могут превращаться, скажем, в офисы зарубежных фирм. В дальнейшем изменения в характере работы могут быть внесены только при согласовании с администрацией муниципального округа. Выкупаемая собственность пока ограничивается только