Портал аккредитованных уц

КонсультантПлюс: примечание.

Удостоверяющие центры, имеющие действующую аккредитацию на 8 июля 2016 года , обязаны в течение одного года обеспечить соответствие требованиям, предъявляемым к аккредитованным удостоверяющим центрам в соответствии со статьями 13 - 15, 17 и 18 (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 N 445-ФЗ).

Статья 15. Аккредитованный удостоверяющий центр

1. Удостоверяющий центр, получивший аккредитацию, является аккредитованным удостоверяющим центром. Аккредитованный удостоверяющий центр обязан хранить следующую информацию:

1) реквизиты основного документа, удостоверяющего личность владельца квалифицированного сертификата - физического лица;

2) сведения о наименовании, номере и дате выдачи документа, подтверждающего право лица, выступающего от имени заявителя - юридического лица, обращаться за получением квалифицированного сертификата;

3) сведения о наименованиях, номерах и датах выдачи документов, подтверждающих полномочия владельца квалифицированного сертификата действовать по поручению третьих лиц, если информация о таких полномочиях владельца квалифицированного сертификата включена в квалифицированный сертификат.

2. Аккредитованный удостоверяющий центр должен хранить информацию, указанную в части 1 настоящей статьи, в течение срока его деятельности, если более короткий срок не предусмотрен нормативными правовыми актами Российской Федерации. Хранение информации должно осуществляться в форме, позволяющей проверить ее целостность и достоверность.

2.1. Аккредитованный удостоверяющий центр для подписания от своего имени квалифицированных сертификатов обязан использовать квалифицированную электронную подпись, основанную на квалифицированном сертификате, выданном ему головным удостоверяющим центром, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган. Аккредитованному удостоверяющему центру запрещается использовать квалифицированную электронную подпись, основанную на квалифицированном сертификате, выданном ему головным удостоверяющим центром, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган, для подписания сертификатов, не являющихся квалифицированными сертификатами.

3. Аккредитованный удостоверяющий центр обязан обеспечить любому лицу безвозмездный доступ с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к реестру квалифицированных сертификатов этого аккредитованного удостоверяющего центра в любое время в течение срока деятельности этого удостоверяющего центра, если иное не установлено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

(см. текст в предыдущей редакции )

4. В случае принятия решения о прекращении своей деятельности аккредитованный удостоверяющий центр обязан:

1) сообщить об этом в уполномоченный федеральный орган не позднее чем за один месяц до даты прекращения своей деятельности;

2) передать в уполномоченный федеральный орган в установленном порядке реестр выданных этим аккредитованным удостоверяющим центром квалифицированных сертификатов;

(см. текст в предыдущей редакции )

3) передать на хранение в уполномоченный федеральный орган в установленном порядке информацию, подлежащую хранению в аккредитованном удостоверяющем центре.

5. Аккредитованный удостоверяющий центр обязан выполнять порядок реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, установленный таким аккредитованным удостоверяющим центром в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом требованиями к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения обязанностей, а также с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.

6. Аккредитованный удостоверяющий центр не вправе наделять третьих лиц полномочиями по созданию ключей квалифицированных электронных подписей и квалифицированных сертификатов от имени такого аккредитованного удостоверяющего центра.

7. Аккредитованный удостоверяющий центр несет гражданско-правовую и (или) административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также порядком реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей.

1. Аккредитация удостоверяющих центров осуществляется уполномоченным федеральным органом в отношении удостоверяющих центров, являющихся юридическими лицами.

(см. текст в предыдущей редакции )

2. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на добровольной основе. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на срок пять лет, если более короткий срок не указан в заявлении удостоверяющего центра.

3. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется при условии выполнения им следующих требований:

1) стоимость чистых активов удостоверяющего центра составляет не менее чем семь миллионов рублей;

(см. текст в предыдущей редакции )

2) наличие финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким удостоверяющим центром, или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой удостоверяющий центр, в сумме не менее чем 30 миллионов рублей и 500 тысяч рублей за каждое место осуществления лицензируемого вида деятельности, указанное в лицензии федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, выданной удостоверяющему центру в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", если количество таких мест превышает десять, но не более 100 миллионов рублей. Если количество мест осуществления указанного лицензируемого вида деятельности не превышает десять, финансовое обеспечение ответственности составляет 30 миллионов рублей;

(см. текст в предыдущей редакции )

3) наличие средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра, получивших подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

4) наличие в штате удостоверяющего центра не менее двух работников, непосредственно осуществляющих деятельность по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, имеющих высшее образование в области информационных технологий или информационной безопасности либо высшее образование или среднее профессиональное образование с последующим получением дополнительного профессионального образования по вопросам использования электронной подписи;

(см. текст в предыдущей редакции )

5) наличие у удостоверяющего центра, претендующего на получение аккредитации, порядка реализации функций удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, установленного удостоверяющим центром в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, требованиями к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, а также с настоящим Федеральным законом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

3.1. Удостоверяющий центр наряду с указанными в части 3 настоящей статьи требованиями вправе также обеспечить свое соответствие установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с уполномоченным федеральным органом дополнительным требованиям к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, а также к обеспечению информационной безопасности аккредитованного удостоверяющего центра в случаях, если необходимость соблюдения таких дополнительных требований в определенных отношениях предусмотрена федеральным законом.

4. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на основании его заявления, подаваемого в уполномоченный федеральный орган. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие удостоверяющего центра требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи. Удостоверяющий центр вправе не представлять документ, подтверждающий соответствие имеющихся у него средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если такой документ или содержащиеся в нем сведения находятся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. В этом случае уполномоченный федеральный орган самостоятельно проверяет наличие документа, подтверждающего соответствие таких средств установленным требованиям, на основании информации, полученной от федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Удостоверяющий центр вправе приложить документы, подтверждающие соответствие удостоверяющего центра требованиям, установленным частью 3.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции )

5. В срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня приема заявления удостоверяющего центра, уполномоченный федеральный орган на основании представленных документов принимает решение об аккредитации удостоверяющего центра или об отказе в его аккредитации. В случае принятия решения об аккредитации удостоверяющего центра уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий десяти календарных дней со дня принятия решения об аккредитации, уведомляет удостоверяющий центр о принятом решении и выдает свидетельство об аккредитации по установленной форме. После получения свидетельства об аккредитации аккредитованный удостоверяющий центр обязан осуществить присоединение информационной системы, обеспечивающей реализацию функций аккредитованного удостоверяющего центра (далее - присоединение аккредитованного удостоверяющего центра), к информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуре в порядке, установленном в соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - инфраструктура). После присоединения аккредитованного удостоверяющего центра к инфраструктуре уполномоченный федеральный орган выдает аккредитованному удостоверяющему центру квалифицированный сертификат, созданный с использованием средств головного удостоверяющего центра. В случае принятия решения об отказе в аккредитации удостоверяющего центра уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий десяти календарных дней со дня принятия решения об отказе в аккредитации, направляет или вручает удостоверяющему центру уведомление о принятом решении с указанием причин отказа.

(см. текст в предыдущей редакции )

6. Основанием для отказа в аккредитации удостоверяющего центра является его несоответствие требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи, или наличие в представленных им документах недостоверной информации.

7. Аккредитованный удостоверяющий центр должен соблюдать требования, на соответствие которым он аккредитован, в течение всего срока его аккредитации. В случае возникновения обстоятельств, делающих невозможным соблюдение указанных требований, удостоверяющий центр немедленно должен уведомить об этом в письменной форме уполномоченный федеральный орган. Аккредитованный удостоверяющий центр при осуществлении своих функций и исполнении принятых обязательств должен соблюдать требования, установленные для удостоверяющих центров - 15 , 17 и 18 настоящего Федерального закона. Уполномоченный федеральный орган вправе проводить проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований настоящего Федерального закона и иных принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов, в том числе требований, на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы, в течение всего срока их аккредитации. В случае выявления несоблюдения аккредитованным удостоверяющим центром указанных требований уполномоченный федеральный орган обязан выдать этому удостоверяющему центру предписание об устранении нарушений в установленный срок и приостановить действие аккредитации на данный срок с внесением информации об этом в перечень, указанный в пункте 4 части 3 статьи 8 настоящего Федерального закона. Аккредитованный удостоверяющий центр уведомляет в письменной форме уполномоченный федеральный орган об устранении выявленных нарушений. Уполномоченный федеральный орган принимает решение о возобновлении действия аккредитации, при этом он вправе проверять фактическое устранение ранее выявленных нарушений и в случае их неустранения в установленный предписанием срок досрочно прекращает аккредитацию удостоверяющего центра.

(см. текст в предыдущей редакции )

7.1. Проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований настоящего Федерального закона и иных принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов проводятся один раз в три года в течение всего срока аккредитации, за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Первая плановая проверка соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами указанных требований осуществляется не позднее одного года с даты аккредитации удостоверяющего центра, указанной в свидетельстве об аккредитации удостоверяющего центра.

7.2. Внеплановые проверки в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля осуществляются по основаниям, указанным в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также на основании мотивированных обращений о нарушениях требований настоящего Федерального закона и иных принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов, допущенных аккредитованным удостоверяющим центром, которые поступили в уполномоченный федеральный орган от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, органов государственных внебюджетных фондов, юридических и физических лиц.

8. На государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие функции удостоверяющих центров, не распространяются требования, установленные пунктами 1 и 2 части 3 настоящей статьи.

9. Головной удостоверяющий центр, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган, не подлежит аккредитации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В статье ответим на вопросы как получить электронную подпись, где получить электронную подпись оперативно и по доступной цене. Кроме того, рассмотрим виды электронной подписи, что такое удостоверяющий центр, а также топ удостоверяющих центров с федеральной структурой и доступными ценами.

1. Применение электронной подписи

Ранее электронная подпись использовалась в основном юридическими лицами и только для упрощения своих бизнес-процессов. В основном это было взаимодействие с налоговой инспекцией и другими контролирующими органами. Со временем электронная подпись стала применяться и в других сферах деятельности, оценив ее преимущество многие организации и физические лица стали задаваться вопросом как получить электронную подпись оперативно и при этом не переплачивая. Область применения ЭЦП значительно расширилась, особенно востребованным использование электронной подписи стало с появлением электронных торгов и госуслуг в электронной форме. Электронный документооборот стал популярным и доступным, получить электронную подпись могло любое физическое лицо. Разберем шаги, которые необходимо предпринять, чтобы получить электронную подпись.

2. Алгоритм действий для получения электронной подписи

во-первых , определиться с выбором вида электронной подписи;

во-вторых , после выбора ЭП необходимо выбрать удостоверяющий центр, аккредитованный в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, где вы будете получать электронную подпись. Хотя неквалифицированную электронную подпись для связи с налоговой инспекцией в форме электронного документооборота можно абсолютно бесплатно через «Личный кабинет» на сайте nalog.ru;

в-третьих , для оформления понадобиться заполнение заявления на получение ЭП;

в четвертых , получить и оплатить счет на данную услугу;

в-пятых , собрать и предоставить в удостоверяющий центр необходимые документы;

в-шестых , забрать ЭП.


3. Как определиться с видом электронной подписи

Чтобы было понятно, как получить нужный вид электронной подписи, необходимо обратиться к федеральным законам, регулирующим и разделяющим виды электронной подписи.

Существует простая электронная подпись, в которой закодированы персональные данные о владельце подписи, так владелец ЭП идентифицирует подписанный электронный документ с собой и получатель получает взамен уверенность, что подписало его именно то лицо, что и отправляло этот документ. Но такая электронная подпись слабо защищена от подделки.

И существует усиленная электронная подпись, разделённая на подвиды:


4. Квалифицированная и неквалифицированная электронная цифровая подпись и их разновидности

  • Простая электронная цифровая подпись – принадлежит физическому лицу для подтверждения подписания документов. Но отсутствует возможность определения факта изменения самого электронного документа, т.е. его содержимого. Предназначена для электронного документооборота внутри компании.
  • Усиленная электронная цифровая подпись – такая подпись после редакций в законе об электронной подписи стала иметь разновидности.
  • Усиленная неквалифированная электронная цифровая подпись – функция данной усиленной неквалифицированной электронной цифровой подписи идентифицировать отправителя. Такую электронную подпись можно получить даже в неаккредитованных центрах. Документы, подписанные с использованием электронной подписи, приравниваются к документам в бумажной форме, подписанным собственноручно.
  • Усиленная квалифицированная подпись – данная подпись применяет наивысшую степень защиты, так как формируется средствами криптозащиты, которые могут применять удостоверяющие центры с лицензией ФСБ либо само ФСБ.

Основные различия для наглядности сведены в таблицу:


В последнее время все больше заказчики, перед тем как получить электронную подпись, хоть и имеют возможность выбора, но все чаще предпочитают усиленную квалифицированную подпись и это вполне объяснимо. Заказчики обеспокоены своей безопасностью и защищенностью своих данных. Существует предположение, что первые два вида электронной подписи, представленные в таблице, выйдут из обихода, так как они используются не во всех сферах. Но пока выбор существует, то рекомендуется ознакомиться с ним и проанализировать пункты по сфере использования, представленные в таблице ниже.


Из таблицы можно сделать вывод о том, что если применение электронной подписи необходимо для отправки отчетности, то данная электронная подпись должна быть квалифицированной (приказ ФНС России от 08.04.2013 № ММВ-7-4/142@ «Об утверждении Порядка применения квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи в информационных системах ФНС России»). Как получить такую электронную подпись будет описано ниже. Для использования электронной подписи во внутреннем документообороте компании достаточно иметь простую электронную подпись. Где можно получить такие электронные подписи и все ли удостоверяющие центры предоставляют услугу получения всех видов электронной подписи, также рассмотрим ниже.

5. Как выбрать Удостоверяющий центр ЭЦП и где получить электронную подпись?

Удостоверяющий центр – согласно законодательству Российской Федерации, это юридическое лицо, организация, которая предлагает услуги по изготовлению информационной системы открытых и закрытых ключей электронной подписи. Деятельность такой организации регламентирована Уставом.

Функции удостоверяющего центра ЭЦП:

  • удостоверяющий центр ЭЦП изготавливает и выдает электронные сертификаты, после проверки данных, необходимых для его создания;
  • удостоверяющий центр ведет реестр Сертификатов;
  • удостоверяющий центр осуществляет блокировку электронной подписи, если есть обоснование ее ненадежности;
  • удостоверяющий центр ЭЦП предоставляет программное обеспечение клиентам;
  • удостоверяющий центр ЭЦП осуществляет техническую поддержку пользователей;
  • удостоверяющий центр предоставляет возможность осуществлять полномочия своим Агентам по выдаче Клиентам Агентов Сертификатов, выпущенные Удостоверяющим центром;
  • реализует подтверждение подлинности электронной подписи в ответ на обращения владельцев Сертификатов;

В Российской Федерации существуют множество удостоверяющих центров, но на рынке можно выделить несколько лидеров данной отрасли:

  • Удостоверяющий центр - крупнейший удостоверяющий центр России, который функционирует с 2003 года. За все время работы центра выдано более 4 000 000 сертификатов электронной подписи, ежемесячно выпускается порядка 50 000 новых сертификатов. Федеральный охват, круглосуточная поддержка, возможность ускоренного выпуска ЭЦП.
  • ЕЭТП (АО "Единая электронная торговая площадка" (Росэлторг)) – на данный момент лидирует в сфере услуг рынка электронных торгов России. При этом компания расширила свой ассортимент услуг, переориентировав рынок сбыта помимо организации и проведения торгов. И это ей хорошо удается, так как компания старается занимать ведущие позиции в каждом виде своей деятельности.
  • Электронный экспресс – находиться в составе компании Гарант и является официальным оператором электронного документооборота Федеральной налоговой службы. Данная компания имеет множество лицензий, в том числе и лицензию ФСБ.
  • Такснет – организация, где можно получить не только электронную подпись, но и другое программное обеспечения, связанное с информационной безопасностью. Также активно распространяет ПО для электронного документооборота. Помимо этого в продуктах компании представлена возможность приобретения Электронной подписи для продажи и закупки алкогольной продукции.
  • Сертум-Про относиться к ЗАО «ПФ «СКБ Контур» также разрабатывает ПО, которое упрощает электронный документооборот.
  • Такском – организация делает основной упор на разработку и внедрение внешнего и внутреннего документооборота компаний. Помогает в передаче отчетности в различные контролирующие органы.
  • Компания Тензор – деятельность помимо разработки систем документооборота, направлена на поставку компьютерной техники, и торгового оборудования, активно идет разработка и внедрение систем автоматизации предприятий.
  • Национальный удостоверяющий центр – основная деятельность развернута возле разработки и продажи электронных подписей. Так же помогает в работе с государственными информационными системами

Выбирая где получить электронную подпись, необходимо убедиться присутствуют ли в вашем городе пункт, в котором осуществляется выдача электронной подписи. На сайтах удостоверяющих центров в разделе как получить электронную подпись можно найти подробную информацию.

Если есть необходимость изучить другие предложения Агентов, где можно получить электронные подписи, то помимо основных удостоверяющих центров, можно воспользоваться коммерческими предложениями других компаний. Со списком этих компаний, где можно получить электронные подписи можно ознакомиться на сайте www.minsvyaz.ru в разделе Аккредитация удостоверяющих центров.

6. Как получить электронную подпись и правильно заполнить заявку?

После того, как вы определились с видом электронной подписи и выбрали удостоверяющий центр, можно приступать к оформлению и подачи заявки в удостоверяющий центр, где вы получите электронную подпись.

Заявление на получение электронной подписи подается либо в офисе компании, либо онлайн на сайте компании.

Выбирают онлайн заявку в том случае, если нет времени предварительно посещать лично офис удостоверяющего центра, где необходимо получить электронную подпись. Как правило, после заполнения и отправки заявки менеджер удостоверяющего центра связывается для уточнения дополнительных данных.

Менеджер также поможет решить возникшие вопросы, проконсультирует с размером оплаты и объяснит, как вы сможете получить электронную подпись. Оформить и забрать сертификат электронной подписи необходимо только в аккредитованных удостоверяющих центрах .

7. Как получить электронную подпись для физического лица?

Для получения квалифицированного сертификата электронной подписи физическими лицами есть основные документы, которые потребуются для оформления и получения электронной подписи:

СНИЛС владельца ЭП.

И соответственно личное присутствие либо доверенность на представителя.

Получая квалифицированного сертификата электронной подписи юридические лица должны приготовить следующие документы:

Паспорт либо другой документ удостоверяющий личность владельца ЭП;

Документ, подтверждающий право действовать от имени организации для оформления ЭП (доверенность, приказ о назначении);

Реквизиты организации;

СНИЛС владельца ЭП.

Иногда требуют выписку из реестра юридических лиц, но учитывая распространённость применения электронных документов, такую выписку удостоверяющий центр может запросить в электронном виде сам на сайте налоговой инспекции.

Для индивидуального предпринимателя:

Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

Паспорт либо другой документ удостоверяющий личность владельца ЭП;

Реквизиты организации, в том числе банковские;

СНИЛС владельца ЭП.

Перед тем как получить электронную подпись лучше приготовить заранее флеш-накопитель, если вы не приобретали отдельно защищённые носители для сертификата вместе с покупкой электронного ключа.

8. За что мы платим, перед тем как получить электронную подпись?

После того как вы определились где вы будете получать электронную подпись, необходимо получить счет на оплату данной услуги. Выбрав предварительно соответствующий тариф в удостоверяющем центре. Перечислить оплату, перед тем как получить электронную подпись, необходимо заранее, чтобы деньги пришли на счет компании, в которую вы обратились. Размер платы по счету зависит от вида электронной подписи и от дополнительных услуг, включаемых в него.

После того, как вы получили электронную подпись, вы автоматически приобретаете вместе с ней сам сертификат ключа подписи и техническую поддержку от удостоверяющего центра.

Тарифы варьируются от 1 500 рублей и где-то до 16 000 рублей. После того как выставили счет на получение электронной подписи, цена меняться не будет, пока не истек срок действия этого счета. В удостоверяющем центре, где вы получаете электронную подпись, можно получить скидку, если количество сертификатов будет достаточно большое.

9. Как получить электронную подпись, не обращаясь в удостоверяющий центр?

Если вы знакомы с программированием, то понимаете, что создать электронную подпись своими руками вполне реально. Необходимо разобраться с тем, как написать соответствующее ПО и сгененрировать сертифицированный ключ. Для этого понадобится программа КриптоАрм. С ее помощью вы можете сгенерировать криптографическую последовательность онлайн. В этом случае, такая самостоятельно созданная электронная подпись не будет относиться ни к одному удостоверяющему центру. Но использовать ее до «перевыпуска» можно вполне полноценно в течение года. Такая подпись, как и при получении электронной подписи для физических лиц может использоваться не везде, и в основном только для документационного оборота между ограниченным кругом лиц.

Также бесплатно получить сертифицированный ключ можно в Управлении федерального казначейства. Однако, следует иметь ввиду, что с 15 октября 2009 года Федеральное казначейство предоставляет такие подписи только для госслужащих.

Теперь, когда получить электронную подпись не составляет никакого труда, она может вам облегчить документооборот вашей компании. Теперь не нужно отстаивать в очереди в контролирующие органы и любую государственную услугу вы сможете получить очень оперативно. Кроме того, наличие электронной подписи даст возможность принимать участие в электронных торгах, проводимых государством и корпоративными заказчиками.

К настоящему времени объем госзакупок, размещенных в электронной форме, превысил 15 трлн рублей, а число электронных процедур приближается к 5 млн. Закупки госкорпораций по 223-ФЗ стремительно догоняют сектор госзаказа. Сотни тысяч поставщиков участвуют и осваивают электронные процедуры. И первое, что необходимо сделать поставщику, желающему поучаствовать в электронных торгах, — это получить сертификат электронной подписи (ЭП), который подтверждает полномочия участника торгов и становится способом заверения правомерности этапов торговых процедур. За этим сертификатом нужно идти в удостоверяющий центр (УЦ).

Согласно материалу, опубликованному в «Российской Бизнес-газете» № 974 (45), сегодня на рынке удостоверяющих центров 75, однако основная доля выдачи ЭП (примерно 90%) приходится на семь УЦ. Это удостоверяющие центры Единой торговой электронной площадки (ЕЭТП), «Такском», «Национальный удостоверяющий центр», «Сертум-Про Контур», Компания Тензор, «Электронный экспресс» и «ТаксНет».

Несмотря на то что набор этих услуг в разных УЦ примерно одинаков, цены на них, сервис, скорость обслуживания, география предоставления услуг разные. «РГБ» сравнила семь ведущих УЦ по нескольким важным для клиента критериям (цена, количество точек обслуживания, автоматическая установка, скорость получения ЭП, сервис, год основания), присвоила каждому УЦ соответствующий балл (по 7-балльной шкале) и выяснила, куда лучше обращаться за ЭП.

Первый критерий — цена за стандартный комплект ЭП для торговых площадок. Она складывается из стоимости работы по изготовлению ключа подписи и сертификата ЭП, лицензии криптопровайдера и носителя информации (флешка). В цену может входить также автоматическая установка, автоматическая настройка рабочего места, техподдержка и пр. Самая низкая (4400 руб.: электронный идентификатор Rutoken ЭЦП 64К/Flash 4 Гб — 1500; лицензия Криптопро на год — 800 руб.; изготовление ключа подписи — 2100 руб.) цена оказалась в УЦ ЕЭТП, которая получила по этому критерию 7 баллов (см. таблицу). Самая высокая (8393 руб.) — у «Электронного экспресса» (5959 руб. — изготовление ключа подписи на 5 федеральных площадок; 2434 руб. — лицензия Криптопро на год + Рутокен64К) (1 балл). В остальных УЦ цена оказалась средней — 5-6 тыс. рублей.

Второй критерий — количество точек обслуживания, включая партнерские. Больше всего точек открыл «Сертум-Про Контур» (28 собственных и 263 партнерских). Это значит, что за ЭП далеко ходить не придется. На втором месте — «Электронный экспресс» (59 точек плюс 58 партнерских). Замыкает «великолепную семерку» «Национальный удостоверяющий центр» (4 точки плюс 33 партнерские).

Третий критерий — автоматическая установка ЭП. Она подразумевает установку всего необходимого ПО для работы с сертификатами в один клик, обеспечивая при этом автонастройку браузера для работы с торговыми площадками, установку криптопровайдера, установку корневых сертификатов и избавляет пользователя от дополнительных звонков в техподдержку, траты времени на поиски нужной технической информации. Эту опцию «РГБ» нашла только у УЦ ЕЭТП, за что и присвоила ему 7 баллов.

Также только УЦ ЕЭТП нашлась такая опция, как защита от руткитов. Руткит — это набор программ, которые хакер использует, чтобы замаскировать вторжение и получить доступ с привилегиями администратора к компьютеру или компьютерной сети. Стандартное антивирусное ПО не может обнаружить такие программы, потому что они используют паковку и шифрование своих файлов. За эту опцию, которая заслуживает быть выделенной в отдельный критерий (четвертый), УЦ ЕЭТП тоже получил 7 баллов.

Пятый критерий — скорость получения ЭП. Ответственный секретарь Комиссии Госдумы по СИС и генеральный директор ЭТП ГПБ Андрей Черногоров отмечает, что от качества услуг удостоверяющего центра, особенности от скорости выдачи ЭП, зависит возможность поставщика оперативно подать заявку на участие в тендере. «В связи с этим ряд электронных торговых площадок имеют специальные договоренности с удостоверяющими центрами и сами предоставляют услуги по ускоренной выдаче ЭП поставщикам», — говорит он. Возможность быстро получить ЭП особенно важна в тех случаях, когда, что называется, «горят торги». В разных УЦ эта скорость варьируется от 15 минут до трех суток. Быстрее всего (за 15 минут) ЭП можно получить в «Электронном экспрессе», за что он и получил 7 баллов. Минимальную скорость (2 часа на получение ЭП) показала Компания Тензор (1 балл).

Шестой критерий — сервис. Сюда мы включили доставку, выезд специалиста и сопровождение торгов. По этому критерию высший балл получила Компания «Тензор», которая предлагает и доставку, и выезд, и сопровождение. А минимальную оценку (1 балл) — «ТаксНет», который услугу выезда официально не предоставляет, но, как сообщают в точках выдачи, эти точки о выезде могут «договориться».

Седьмой критерий — год основания УЦ. Важность этого критерия очевидна — чем дольше УЦ на рынке электронных торгов, тем меньше вероятность нарушения процедуры выпуска ЭП и выше уровень доверия у клиента. Самые «пожилые» УЦ («Такском» и «Национальный удостоверяющий центр», работающие с 2000 г.) получили по 7 баллов, самый молодой (УЦ ЕЭТП, работающий с 2010 года) — 2 балла.

По итогам исследования «РБГ», первое место среди ведущих УЦ занимает Единая электронная торговая площадка (36 баллов). За ней следует «Электронный экспресс» (25 баллов" и «ТаксНет» (24 балла). Четвертое место с показателем в 23 балла занял «Сертум-Про Контур». «Тензор» и «Такском» разделили пятое место, набрав по 21 баллу. На последнем месте оказался Национальный удостоверяющий центр (20 баллов).

«Простота, скорость и удобство доступа поставщиков к процедурам закупок напрямую зависит от эффективной организации процесса получения аккредитации на ЭТП, — говорит председатель оргкомитета „Национального рейтинга прозрачности закупок“ Антон Назаркин. — Повышение УЦ качества своей работы напрямую влияет на уровень конкуренции, особенно в сегменте МСП, для которого каждый из пунктов рейтинга — от цены до старта работы, является критическим».