Основные проблемы развития тэка

Последнее десятилетие было ознаменовано крупными структурными изменениями в топливно-энергетическом комплексе, разрушением прежних организационных структур, установившихся хозяйственных связей и созданием новых структур управления, новых производственно-хозяйственных отношений.

Одновременно региональные энергетические компании подвергаются воздействию различных факторов неопределенности, приводящих к недополучению прибыли, а, следовательно, к нестабильному развитию. К ним, в первую очередь, следует отнести реструктуризацию энергетики, результаты первых этапов которой, не только не принесли желаемых результатов, а даже ухудшили финансовое положение компаний. В результате все силы и средства региональных энергетических компаний направляются на их устойчивое функционирование. Это приводит к росту затрат на производство электрической, так и тепловой энергии. Одновременно возникла проблема, связанная с наращиванием производственного потенциала для компенсации выводимых старых производственных мощностей, что в свою очередь, требует огромных затрат.

Также к факторам, сдерживающим развитие энергетики, относятся:

  • - сохраняющийся дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. При высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК, приток в них внешних инвестиций составляет менее 13% от общего объема финансирования капитальных вложений. При этом 95% указанных инвестиций приходится на нефтяную отрасль. В электроэнергетике не создано условий для необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста;
  • - энергетическое оборудование, используемое в энергетике, неэкономично. В стране практически отсутствуют прогрессивные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов, крайне мало используются возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело и технически отстало, недостаточно используется потенциал атомной энергетики;
  • - отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного, конкурентного энергетического рынка, это связано тем, что строительство ТЭС привязывалось к конкретным промышленным объектам, и не предусмотрены линии передачи части электрической передачи на сторону;
  • - не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности и на развитие конкуренции;
  • - сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду от топливно-энергетической деятельности. ТЭС являются главными загрязнителями атмосферы в структуре ТЭК, особенно, те, которые работают на угле. Сегодня, когда пописан и ратифицирован Российской Федерацией Киотский протокол, данная проблема энергетических компаний становится одной из актуальных;
  • - отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК .

Учитывая определяющую роль ТЭК в экономике нашей страны, восстановление топливно-энергетического комплекса, в том числе его позиций на мировом рынке становится первоочередной государственной задачей.

Острота проблем развития ТЭК в значительной степени будет определяться соотношением количественных и качественных характеристик экономического роста. Исчерпание многих действовавших в течение десятилетий экстенсивных факторов обусловливает необходимость перехода к качественному новому типу экономического роста. Главными его отличительными чертами являются:

  • - глобальный технологический переворот;
  • - переход от ресурсопоглощающей модели экономического развития к наукоемкой;
  • - повышение продуктивности использования всех факторов общественного производства;
  • - повышение благосостояния населения не столько за счет роста количества материальных и духовных благ сколько за счет повышения их качества;
  • - включение в понятие благосостояния здоровой окружающей среды.

Топливно-энергетический комплекс для многих государств является своеобразным локомотивом экономики, помогающим не только оставаться "на плаву", но и добиваться определенного прогресса. Однако если не вкладывать средств в ТЭК, то постепенно эффективность его деятельности будет снижаться. Особенно это касается нефтяной сферы, которая без инвестиций может быстро "погибнуть", а ее воскрешение- процесс долгий и чрезвычайно дорогостоящий.

В связи с нестабильностью правовых основ экономической деятельности в России и по ряду других причин снизилась инвестиционная привлекательность ТЭК для отечественных и зарубежных инвесторов, хотя потребность в них многократно выросла. В условиях значительного роста себестоимости добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, необходимости резкого увеличения капитальных вложений в ТЭК и ужесточения экологических требований возросла стратегическая значимость повышения энергоэффективности экономики как важнейшего инструмента удовлетворения энергетических потребностей общества.

Необходимы разработка и реализация государством мер по стимулированию инвестиционной деятельности в нефтяной промышленности, включая и нефтеперерабатывающую, в том числе расширение действия системы соглашений по разделу продукции (СРП), особенно в сфере рискованного предпринимательства.

Главной особенностью и задачей нефтеперерабатывающей промышленности является увеличение глубины нефтепереработки с 70% в настоящее время до 85%. Это позволит при росте объема нефтепереработки на 20% увеличить производство моторных топлив в 1,7 раза с одновременным снижением выработки мазута в 1,8 раза, что скажется на топливном балансе электроэнергетики.

В газовой промышленности экономические изменения, связанные с перспективным состоянием сырьевой базы отрасли и ее основных фондов, проявляют себя еще более остро, чем в нефтяном секторе. Базовые месторождения газа в Западной Сибири значительно выработаны (Медвежье - на 78, Уренгойское - на 67, Ямбургское - на 46%) и вступили в фазу падающей добычи. Открытые новые месторождения (Ямальское и Заполярное в Западной Сибири, на шельфах Охотского и Баренцева морей, Ковыктинское в Восточной Сибири и др.) в несколько раз более дорогие, чем эксплуатирующиеся, а на них к 2020г. должно добываться более 80 % газа в стране. К тому же состояние действующих основных фондов отрасли, износ которых превысил 60%, требует крупных инвестиций для их обновления, поддержания и модернизации. В то же время жесткое и экономически не обоснованное искусственное сдерживание регулируемых государством цен на газ не позволяет сформировать инвестиционные источники, обеспечивающие даже простое воспроизводство основных фондов.

С учетом изложенного предстоит обеспечить быстрое наращивание инвестиций в газовую промышленность до 11-12 млрд. долларов в 2020г. В сочетании с ростом расходов на транспортировку объективно необходимо резко повысить цены на газ. Расчеты показали, что такое увеличение цен на газ приведет к соответствующему росту цен на электроэнергию в дополнение к их объективно необходимому увеличению для формирования инвестиций, что негативно скажется на конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и инфляционной обстановке. Однако проведение такой ценовой государственной политики в газовом секторе и в электроэнергетике объективно необходимо, поскольку без принятия этих мер, страна не будет обеспечена необходимыми энергоресурсами.

Угольная промышленность располагает достаточной базой для полного удовлетворения потребностей экономики России, однако ее развитие осложнено рядом факторов.

Во-первых, это ограничения использования угля по экологическим причинам, во-вторых, по объемам перевозок железнодорожным транспортом.

Принципиально важно, что, в отличие от быстро дорожающего газа, цены на уголь должны увеличиться к 2010году лишь на 10-15% с последующей их стабилизацией и некоторым снижением (без учета инфляции). Это может произойти в результате вовлечения в добычу более эффективных запасов угля, улучшения хозяйственной организации отрасли и, главное, внедрения новейших научно-технических разработок в добычу, переработку и транспортировку угля. Снижение себестоимости добычи угля предусматривается в период 2010-2030 гг., что служит важным аргументом для увеличения его роли в топливном балансе страны.

Специфика развития российского ТЭК обусловлена рядом факторов. Во-первых, это климатический, природно-географический фактор: Россия - самая холодная страна в мире, почти половина ее территория приходится на зону вечной мерзлоты. Во-вторых, центры потребления удалены от энергетических баз. В-третьих, ограничен доступ к незамерзающим портам. В-четвертых, транспортно-энергетические коммуникации, будучи весьма протяженными, имеют ограниченные резервы их пропускной способности.

Эти факторы во многом косвенно, через влияние ТЭК, предопределяет и специфику развития всей экономики. Ввиду особой роли российской энергетики в мировом разделении труда конца XX- начала XXЙ столетий происходящие в ней процессы будут сказываться не только на отечественной, но и на экономике зарубежных стран.

Несмотря на ряд объективных трудностей, ТЭК в основном обеспечивает потребности страны в топливе и энергии и полностью контролирует энергетический рынок России. Такое положение определяется не только качеством функционирования комплекса, но и снижением внутреннего спроса на топливо и энергию, которое за годы реформ составило 30,3% по первичным энергоресурсам и 23,7% по электроэнергии при общем падении объемов промышленного производства более чем на 50%.

Одобренные Правительством РФ "Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года" фактически не предусматривают существенного изменения структуры топливно-энергетического баланса страны, формируемого преимущественно на базе углеводородного сырья (газ, нефть) с незначительным (2-3%) ростом угольной составляющей. Воспроизводство сырьевой базы не осуществляется. При этом прогнозируется рост экспорта газа более чем на 20% при незначительном сокращении поставок за рубеж нефти и нефтепродуктов. К началу XXЙ века экспорт нефти и нефтепродуктов в 1,27 раза превысил внутренне потребление, экспорт газа составил более 50% внутреннего потребления.

Долгосрочная стратегия развития ТЭК, до 80% первичных энергоресурсов которого будут составлять невосполнимые запасы газа и нефти, в перспективе несет реальную угрозу энергетической безопасности России.

При формировании вариантов развития ТЭК государства на средне- и долгосрочную перспективу для их сравнительной оценки важно в полном объеме учитывать возможности реализации разного рода стратегических угроз энергетической безопасности и требования по надежности топливно- и энергообеспечения потребителей страны в текущем плане и особенно для случаев возникновения чрезвычайных ситуаций. Под энергетической безопасностью понимается состояние защищенности граждан и экономики государства от угроз дефицита в обеспечении их потребностей экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества в долгосрочном и текущем плане, в том числе и во время чрезвычайных ситуаций. Стратегические угрозы - это реальные угрозы, которые при их реализации приводят к длительному дефициту топливно-энергетических ресурсов, что обуславливает сдерживание экономического роста и ухудшение социально-экономического положения страны. Подобными угрозами для России в ближайшие 10-15 лет можно считать нехватку инвестиций для развития отраслей ТЭК, снижение годовых объемов добычи газа в стране, недопустимо малые темпы замены стареющих основных производственных фондов и снижения удельной энергоемкости ВВП. Основными факторами, определяющими уровень энергетической безопасности государства, являются:

  • - способность экономики и ТЭК осуществлять в достаточном объеме бесперебойную поставку энергоносителей, создавая энергетические предпосылки для стабильного функционирования и развития экономики и поддержания необходимого уровня жизни населения;
  • - способность потребителей эффективно расходовать энергию;
  • - сбалансированность поставок топливно-энергетических ресурсов и спроса на них с учетом экономически обоснованных объемов ввоза и вывоза топливно-энергетических ресурсов;
  • - социально-политические, правовые, экономические и международные условия для развития отраслей ТЭК и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов их потребителям .

В основе реформ российской экономики заложена идеология либерализации. Спусковым крючком процессов либерализации стал сценарий "шоковой терапии", начавшийся в 1990х годах, который был направлен на ограничение доли государства в экономике. Следующий этап процесса реформирования российской экономики - это либерализация энергетического и газового рынков.

Система энерго- и газоснабжения России - основополагающие элементы национальной экономики, от надежного и эффективного функционирования которых непосредственно зависит ее нормальная работа и жизнь всех граждан России. Состояние электроэнергетики в большей степени предопределяет уровень и эффективность экономики любой страны.

Газовая промышленность и электроэнергетика являются становым хребтом российской экономики. Поражают их масштабы - Россия располагает примерно 1/3 мировых запасов природного газа (большая часть которых сосредоточена на 20 крупнейших газовых месторождениях), и в настоящее время поставляют на мировой рынок около четверти всего газа.

Таким образом, по своим масштабам российская электроэнергетика является крупнейшей в мире, а в производстве электроэнергии Россия уступает только США. Налоговые платежи газовой промышленности и электроэнергетики обеспечивают приблизительно 30% всех поступлений в федеральный бюджет страны, а 20% всех доходов от экспорта было получено за счет экспорта природного газа. Доля газа в общем объеме производства и внутреннем потреблении энергетических ресурсов составляет около 50%, в структуре экспорта топлива из России - 45-46%. Газовая отрасль занимает 8% в структуре ВВП. В России газовая промышленность и электроэнергетика тесно взаимосвязаны не только как источники потенциально взаимозаменяемых ресурсов, но и вследствие того, что почти 40% внутреннего потребления газа приходится на производство электроэнергии.

Эксперты обращают внимание на то, что экономические развитие страны продолжает носить экстенсивный характер, что расходится с основными тенденциями эволюции мирового хозяйства. Разумеется, здесь под "мировым хозяйством" подразумевается в основном экономики высокоразвитых стран, входящих в состав Организации экономического сотрудничества и развития. В экономике России все еще играют большую роль внешние факторы - конъюнктура мировых рынков и цен, динамика валютных курсов и т.д. слабой остается инновационная активность, технологичность производства не растет, физически и морально стареют основные фонды.

По всем основным экономическим показателям (структуре ВВВ, структуре промышленности, экспорта, степени зависимости бюджета от мировых цен на рынках энергетических ресурсов и т.д.) Россия относится к странам с сырьевым укладом. В последнее десятилетие роль сырьевых отраслей еще более возросла, а проблема структурной перестройки экономики обострилась.

Все структурные преобразования в экономике следует рассматривать с позиций одновременного подъема и развития как сырьевых и перерабатывающих, так и наукоемких и высокотехнологичных отраслей с той лишь разницей, что темпы роста приоритетных отраслей должны быть более высокими.

Таким образом, в настоящее время задача преодоления системного экономического кризиса в России состоит не только в переводе экономики на траекторию конкурентоспособности, но и в изменении экономического роста. Здесь важная роль принадлежит научно-промышленной политике государства, определяющей общую экономическую стратегию наиболее перспективную базу развития.

Необходимо иметь в виду, что приоритетное развитие сырьевых отраслей, ставших к настоящему времени ведущими в российской экономике, не способно надолго решить задачу экономического подъема. Сырьевые отрасли - это основа индустриальной экономики России, придающая ей особую устойчивость, но не главная ее движущая сила, и два этих понятия нельзя подменять (например, в Японии сырьевой базы практически нет, а эффективная экономика - есть). Тем более что потенциальные возможности этой движущей силы, невосполнимой по своей природе, неуклонно иссякают (нефти, например, осталось всего на 50 лет)

Уже на протяжении 10-15 лет в экономически высокоразвитых странах мира наблюдается устойчивая тенденция снижения материальной составляющей в стоимости продукции и услуг (только 10-15%) и увеличения доли затрат на приобретение знаний и информации.

Россия, по некоторым оценкам, обладает 28% мировых запасов минерально-сырьевых ресурсов и к 2015 году увеличит их внутреннее потребление и внешние поставки в 2 раза. Развитие на этой основе приведет к некоторому росту ВВП, но радикального улучшения уровня жизни не произойдет - по этому показателю на душу населения Россия сейчас отстает в десятки раз от высокоразвитых стран. При этом необходимо учитывать сильную конкуренцию и высокую насыщенность мирового рынка нефтегазового сырья, приносящего основной валютный доход, а также (в силу, главным образом, географических и природно-климатических причин) чрезвычайно высокую капиталоемкость отечественных сырьевых отраслей и себестоимость их продукции. Например, порог неотрицательной рентабельной российской нефти в 2,5 и более раз выше, чем нефти стран ОПЕК. Кроме географических и природно-климатических условий разработки существует дополнительная группа факторов, оказывающих негативное влияние на конкурентоспособность российского нефтегазового экспорта:

Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что низкая конкурентоспособность предприятий топливно-энергетического комплекса России стала одним из главных кризисоформирующих факторов в российской экономике, в связи с чем необходима корректировка дальнейшего проведения реформ в энергетике с учетом аспектов обеспечения повышения конкурентоспособности в рамках приоритета федеральных государственных интересов .

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». Филиал в г. Алапаевске.

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Проблемы топливно-энергетического комплекса»

Студент: Джапарбекова С. А.

Группа: ЭМЗ-220402к-АЛд

2015

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

  1. ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ТЭК).

СТРУКТУРА ТЭК И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ……………………………………4

2. УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ТЭКА……….7

  1. ПРОБЛЕМЫ ТЭК…………………………………………………………...10
  2. ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ…………………………………13

4.1 Оценка текущего состояния и динамики

развития отрасли…………………………………………………………….13

4.2 Проблемы функционирования текущей модели рынка

электроэнергии……………………………………….,.…………………….14

4.3 Проблемы инвестирования и регулирования в рамках

текущей модели……………………………………………………………...16

  1. ВЫВОДЫ …………………………………………………………………….20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………23


ВВЕДЕНИЕ

Топливно-энергетический комплекс основа современного хозяйства любой страны. В то же время, топливная промышленность один из главных загрязнителей окружающей среды. Особенно сильное разрушительное воздействие на экосистему оказывают добыча угля открытым способом и нефтедобыча, а также транспортировка нефти и ее продуктов.

Топливно-энергетический комплекс РФ является лидером и двигателем экономики страны. Принцип использования передовых технологий в цикле добычи и переработки углеводородного сырья, всегда применялся в отрасли на всех этапах ее развития. Без него нельзя обойтись и в современных условиях, когда конкуренция на рынке велика и приходится искать наиболее эффективные формы производственных и экономических процессов, а также и их управления.

В результате своего развития, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Однако основную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Это четко отражает так называемая "приходная часть" топливно-энергетического баланса.

Топливно-энергетический комплекс РФ является основой экономики нашей страны, обеспечивая жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства, объединение регионов страны в единое экономическое пространство, формирование значительной части «бюджетных доходов» и валютных поступлений. От результатов деятельности ТЭК зависят, в итоге, платежный баланс страны, поддержание курса рубля и степень снижения долгового бремени России.

Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всеми видами промышленности страны. На развитие ТЭК расходуется более 20% денежных средств, приходится 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет порядка 70% труб в стране, дает больше 50% экспорта России и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляет порядка 30% всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам. Основные фонды ТЭК составляют примерно 30% производственных фондов всей промышленности.

С ТЭК связано благосостояние всех граждан нашей страны, решаются такие проблемы, как безработица и инфляция.

Бесперебойная работа ТЭК – один из ключевых факторов национальной экономической безопасности, динамичного развития внешнеэкономических и геополитических связей России и интеграционных процессов в рамках СНГ, а также Евразийского экономического союза.

1 ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ТЭК).

СТРУКТУРА ТЭК И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии, их транспортировки, распределения и использования.

От развития ТЭК во многом зависит темп, масштаб и технико-экономические показатели общественного производства, в первую очередь – промышленности. Вместе с тем приближение к источникам топлива и энергии – одно из основных требований территориальной организации промышленности. Массовые и эффективные топливно-энергетические ресурсы служат основой формирования многих территориально-производственных комплексов, в том числе промышленных, определяя их специализацию на энергоёмких производствах. С точки зрения народного хозяйства, размещение ресурсов по территории неблагоприятно. Главные потребители энергии находятся в европейской части России, а около 80% геологических запасов топливных ресурсов сосредоточено в восточных районах России, что обусловливает дальность перевозок и, в связи с этим, увеличение себестоимости продукции.

Топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразующую функцию: вблизи энергетических источников развивается мощная инфраструктура, благоприятно способствующая формированию промышленности, росту. Но, на долю ТЭКа приходится около 90% выбросов парниковых газов, почти 50% всех вредных выбросов в атмосферу и 30% вредных веществ, сбрасываемых в воду, что, не может быть положительным.

Для ТЭК характерно наличие развитой производственной инфраструктуры в виде магистральных трубопроводов (транспортировка энергоресурсов) и высоковольтных линий электропередачи. ТЭК связан со всеми отраслями народного хозяйства, он использует продукцию машиностроения, металлургии, связан с транспортным комплексом. На его развитие расходуется около 30% денежных средств, 30% всей промышленной продукции дают отрасли ТЭКа.

Топливно-энергетический комплекс является базой развития российской экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики, 20% ВВП формируется за счёт ТЭКа, больше 40% бюджета страны и 50% экспорта России складывается за счёт реализации топливно-энергетических ресурсов.

Основа экспорта России приходится на продукцию ТЭК. Особенно зависят от поставок нефти и газа из России страны СНГ. В то же время Россия изготовляет лишь 50% необходимой ей нефтедобывающей техники и зависит в свою очередь от поставок энергетического оборудования из Украины, Азербайджана и других стран. Учитывая последние конфликты нашей страны с Украиной, а также санкциям со стороны США и ЕЭС, это может привести к дополнительным затратам (импортозамещение).

Состояние и технический уровень действующих мощностей топливно-энергетического комплекса становятся в настоящее время критическими. Исчерпали свой проектный ресурс более 50% оборудования угольной промышленности, 30% газоперекачивающих агрегатов, свыше 50% износа имеет половина оборудования в нефтедобыче и более 30% в газовой промышленности. Особенно велик износ оборудования в нефтепереработке и электроэнергетике.

Антикризисные меры в отраслях топливно-энергетического комплекса предполагают в ближайшие годы восстановить докризисный уровень и наращивать добычу ТЭР. Региональная стратегия России в топливно-энергетическом комплексе направлена на развитие рыночных отношений и максимальное энергоснабжение каждого региона самостоятельно.

Реализацию государственной политики в сфере ТЭК осуществляет Министерство энергетики Российской Федерации и подведомственные ему организации.

Структура ТЭК:

Топливная промышленность:

Нефтяная,

Газовая,

Угольная,

Сланцевая,

Торфяная.

В состав нефтяной промышленности России входят нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие заводы и предприятия по транспортировке и сбыту нефти и нефтепродуктов.

Газовая промышленность России включает в себя предприятия, осуществляющие геологоразведочные работы, бурение разведочных и эксплуатационных скважин, добычу и транспортирования, подземные хранилища газа и другие объекты газовой инфраструктуры.

Электроэнергетика:

Тепловые электростанции (ТЭС),

Атомные электростанции (АЭС),

Гидроэлектростанции (ГЭС),

Прочие электростанции (ветро-, гелиостанции, геотермальные станции)

Электрические и тепловые сети,

Самостоятельные котельные.

Структура производимой электроэнергии распределяется следующим образом: ТЭС – 68%, ГЭС – 18%, АЭС – 14%.


2 УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ТЭКА

Располагая 2,8% населения и 12,8% территории мира, Россия имеет 12-13% прогнозных ресурсов и около 12% разведанных запасов нефти, 42% прогнозируемых и 34% запасов природного газа, около 20% разведанных запасов каменного и 32% запасов бурого угля. Суммарная добыча за всю историю использования ресурсов составляет в настоящее время по нефти 17% от прогнозных извлекаемых ресурсов и по газу 5%. Обеспеченность добычи разведанными запасами топлива оценивается по нефти и газу в несколько десятков лет.

Объем добычи нефти в России в 2014 году вырос на 0,7% по сравнению с аналогичным показателем 2013 года (по данным ЦДУ ТЭК).

Добыча угля в России по итогам 2014 г. выросла на 1,5% в сравнении с 2013 г., (данные Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса.

Объем добычи газа в РФ в 2014 году снизился на 4,2% по сравнению с аналогичным показателем 2013 года (по данным ЦДУ ТЭК).

Производство электроэнергии в РФ по итогам 2014 г. увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 0,5% (по данным ЦДУ ТЭК).

Производство тепловой энергии в прошедшем 2014 г. выросло на 3,7% (по данным ЦДУ ТЭК).

Газовая промышленность. Россия сосредоточивает 1/3 мировых разведанных запасов природного газа (47 600 млрд. куб. м).

Около 30% мировых запасов природного газа добывается на территории республик СНГ (причём, среди них 80% – в России, что далеко опережает все остальные страны мира по этому показателю) и в США (25% мировой добычи). Затем, многократно отставая от первых двух стран, следует Канада, Нидерланды, Норвегия, Индонезия, Алжир. Эти государства являются также крупнейшими экспортёрами природного газа.

Обеспеченность мировой экономики природным газом при современном уровне его добычи (2,2 трлн. куб. м в год) составляет 71 год.

Угольная промышленность очень перспективна в мировом энергоснабжении (угольные ресурсы по-настоящему еще не разведаны, их общие геологические запасы значительно превосходят запасы нефти и природного газа). Современная мировая добыча угля находится на уровне 4,5–5 млрд. т. Среди главных угледобывающих стран – представители почти всех регионов мира. Исключение – бедные углем страны Латинской Америки, доля которых в мировой добыче угля крайне мала. Больше всех в мире добывают угля Китай (1 160 млн. т), США (930), ФРГ (270), Россия (245), Индия (240), Австралия, Польша, ЮАР (примерно по 200 млн. т), Казахстан, Украина (примерно по 100 млн. т). Самые крупные по добыче угольные бассейны мира — Аппалачский (США), Рурский (ФРГ), Верхне-Силезский (Польша), Донецкий (Украина), Кузнецкий и Печорский (Россия), Карагандинский (Казахстан), Фушунский (Китай). Эффективна разработка угля открытым способом – США, Австралия, ЮАР.

Примерно десятая часть мировой добычи угля (преимущественно коксующегося) ежегодно поступает на экспорт. Крупнейшие экспортеры угля — Австралия, США, ЮАР, Польша, Канада, Россия. Основные импортеры — Япония, Южная Корея, Италия, Германия, Великобритания. Австралия поставляет уголь главным образом в Японию и Южную Корею. США и ЮАР работают на европейский и латиноамериканский рынок. Распространение российского угля (Печорского и Кузнецкого бассейнов) за рубеж ограничено его слабой конкурентоспособностью (из-за дороговизны добычи, удаленности от основных потребителей и пр.) с местным и привозным топливом других стран.

Мировое производство электроэнергии составляет примерно 13,5 трлн. кВт-ч, Большая часть мирового производства электроэнергии приходится на небольшую группу стран, среди которых выделяются США (3600 млрд. кВт-ч), Япония (930), Китай (900), Россия (845), Канада, Германия, Франция (около 500 млрд. кВт-ч). Разрыв в производстве электроэнергии между развитыми и развивающимися странами велик: на долю развитых стран приходится около 65% всей выработки, развивающихся – 22%, стран с переходной экономикой – 13%.

В целом, в мире более 60% всей электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях (ТЭС), около 20% – на гидроэлектростанциях (ГЭС), около 17% – на атомных электростанциях (АЭС) и около 1% – на геотермальных, приливных, солнечных, ветровых электростанциях. Однако в этом отношении наблюдаются большие различия по странам мира. Например, в Норвегии, Бразилии, Канаде и Новой Зеландии практически вся электроэнергия вырабатывается на ГЭС. В Польше, Нидерландах и ЮАР, наоборот, почти всю выработку электроэнергии обеспечивают ТЭС, а во Франции, Швеции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Республике Корее электроэнергетика в основном базируется на АЭС. , .


3 ПРОБЛЕМЫ ТЭК

За последнее десятилетие произошли крупные структурные изменения в топливно-энергетическом комплексе, разрушение прежних организационных структур, установившиеся хозяйственные связи и создание новых структур управления, новые производственно-хозяйственные отношения.

Одновременно региональные энергетические компании подвергаются воздействию различных факторов неопределенности, приводящих к недополучению прибыли, а, следовательно, к нестабильному развитию. К ним, в первую очередь, следует отнести реструктуризацию энергетики, результаты первых этапов которой, не только не принесли желаемых результатов, а даже ухудшили финансовое положение компаний. В результате все силы и средства региональных энергетических компаний направляются на их устойчивое функционирование. Это приводит к росту затрат на производство электрической, так и тепловой энергии. Одновременно возникла проблема, связанная с наращиванием производственного потенциала для компенсации выводимых старых производственных мощностей, что в свою очередь, требует огромных затрат.

Также к факторам, сдерживающим развитие энергетики, относятся:

Сохраняющийся дефицит инвестиций;

Устаревшее энергетическое оборудование, используемое в энергетике;

Отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного, конкурентного энергетического рынка;

Не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий;

Сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду от топливно-энергетической деятельности;

Отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК .

Учитывая определяющую роль ТЭК в экономике нашей страны, восстановление топливно-энергетического комплекса, в том числе его позиций на мировом рынке становится первоочередной государственной задачей.

Острота проблем развития ТЭК в значительной степени будет определяться соотношением количественных и качественных характеристик экономического роста. Исчерпание многих действовавших в течение десятилетий экстенсивных факторов обусловливает необходимость перехода к качественному новому типу экономического роста. Главными его отличительными чертами являются:

Глобальное техническое перевооружение;

Переход от ресурсопоглощающей модели экономического развития к наукоемкой;

Повышение продуктивности использования всех факторов общественного производства;

Повышение благосостояния населения не столько за счет роста количества материальных и духовных благ, сколько за счет повышения их качества;

Включение в понятие благосостояния здоровой окружающей среды.

Необходимы разработка и реализация государством мер по стимулированию инвестиционной деятельности в нефтяной промышленности, включая и нефтеперерабатывающую, в том числе расширение действия системы соглашений по разделу продукции (СРП), особенно в сфере рискованного предпринимательства.

В газовой промышленности экономические изменения, связанные с перспективным состоянием сырьевой базы отрасли и ее основных фондов, проявляют себя еще более остро, чем в нефтяном секторе.

Угольная промышленность располагает достаточной базой для полного удовлетворения потребностей экономики России, однако ее развитие осложнено рядом факторов (экология, и объемы перевозки железнодорожным транспортом).

Специфика развития российского ТЭК обусловлена рядом факторов. Во-первых, это климатический, природно-географический фактор: Россия – самая холодная страна в мире, почти половина ее территория приходится на зону вечной мерзлоты. Во-вторых, центры потребления удалены от энергетических баз. В-третьих, ограничен доступ к незамерзающим портам. В-четвертых, транспортно-энергетические коммуникации, будучи весьма протяженными, имеют ограниченные резервы их пропускной способности.

Эти факторы во многом косвенно, через влияние ТЭК, предопределяет и специфику развития всей экономики. Ввиду особой роли российской энергетики в мировом разделении труда конца 20- начала 21 столетий происходящие в ней процессы будут сказываться не только на отечественной, но и на экономике зарубежных стран.

При формировании вариантов развития ТЭК государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу для их сравнительной оценки важно в полном объеме учитывать возможности реализации разного рода стратегических угроз энергетической безопасности и требования по надежности топливно- и энергообеспечения потребителей страны в текущем плане и особенно для случаев возникновения чрезвычайных ситуаций.

Основными факторами, определяющими уровень энергетической безопасности государства, являются:

Способность экономики и ТЭК осуществлять в достаточном объеме бесперебойную поставку энергоносителей, создавая энергетические предпосылки для стабильного функционирования и развития экономики и поддержания необходимого уровня жизни населения;

Способность потребителей эффективно расходовать энергию;

Сбалансированность поставок топливно-энергетических ресурсов и спроса на них с учетом экономически обоснованных объемов ввоза и вывоза топливно-энергетических ресурсов;

Социально-политические, правовые, экономические и международные условия для развития отраслей ТЭК и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов их потребителям.

Низкая конкурентоспособность предприятий топливно-энергетического комплекса России стала одним из главных кризисоформирующих факторов в российской экономике, в связи, с чем необходима корректировка дальнейшего проведения реформ в энергетике с учетом аспектов обеспечения повышения конкурентоспособности в рамках приоритета федеральных государственных интересов.


4 ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

4.1 Оценка текущего состояния и динамики развития отрасли

Развитие электроэнергетики в России осуществляется в условиях противоречивых тенденций в динамике основных технико-экономических характеристик. Анализ динамики основных отраслевых технико-экономических показателей в 2014 г. по сравнению с уровнем 1990 г. показывает, что отрасль характеризуется:

Ухудшением состояния генерирующих и передающих мощностей отрасли:

Суммарная установленная мощность электростанций за рассматриваемый период увеличилась на 9,8 тыс. МВт (на 5%) при снижении спроса на электроэнергию на 8%;

Рост среднего возраста оборудования с 18,3 до 33,4 лет;

Прирост протяженности электрических сетей всех классов напряжения 110 кВ и выше составил 30%. Такие изменения при фактическом снижении спроса на электроэнергию — один из источников существенного роста стоимости электросетевой компоненты тарифа для конечного потребителя;

Неоправданным увеличением стоимости энергетических объектов;

В сфере производства электроэнергии в последние 10 лет было введено в действие 19,911 тыс. МВт генерирующих мощностей общей стоимостью около 565 млрд. руб., что в 2 раза дороже в удельных показателях, чем в США, Европе или Китае. Это свидетельствует о неэффективности инвестиционного процесса.

В 2010–2014 гг. построено ЛЭП и подстанций разного класса напряжений на сумму 632 млрд. руб., что в 2 раза дороже чем в 1990 гг. Таким образом, величина удорожания энергетического строительства за 20 лет реформы — более чем в 2 раза.

Ростом эксплуатационных затрат из-за ухудшения основных технико-экономических показателей энергетических компаний;

Удельный расход топлива на ТЭС вырос за эти 20-25 лет на 6%, что свидетельствует о недостаточных темпах инновационного обновления производственных фондов, нарастающем их старении, накоплении на балансах энергокомпаний морально устаревших технологий, естественном ухудшении их технико-экономических характеристик. Схемой и программой развития ЕЭС России поставлена задача к 2019 г. выйти на отметку 310,3 тонна условного топлива/кВт-ч и повысить средний КПД ТЭС до 43,4% (сейчас он составляет 36–37%).

Доля электросетевой составляющей в структуре цен на электроэнергию к настоящему времени достигла почти 60%, что в 3 раза превышает соответствующий показатель 1990 г. и более чем в 2 раза превышает современный уровень в развитых странах.

Существенно ухудшился показатель расхода электроэнергии на ее транспорт (сетевые потери электроэнергии) – с 8,7% в 1990 г. до 11,2% к 2013г. (в развитых зарубежных странах они составляют 5–9%);

Численность эксплуатационного персонала в электроэнергетике выросла в 1.5 раза за последние 20-25 лет;

4.2 Проблемы функционирования текущей модели рынка электроэнергии

Ключевым вопросом развития рынка электроэнергии (мощности) является реальный уровень конкуренции на нем и потенциал его роста. Как уже отмечалось, одной из важнейших задач реформ было создание конкурентного рынка в отрасли, способного обеспечить наиболее эффективное функционирование электроэнергетики и ее субъектов. Следует отметить, что возможности построения полностью конкурентного рынка в отрасли существенно ограничиваются технологическими и техническими условиями.

С точки зрения потребителя, уровень конкуренции рынка электроэнергии (мощности) можно признать низким в силу следующих позиций:

Наш рынок не обеспечивает конкуренции за потребителя, достигнутого зарубежными рынками электрической энергии, так потребитель имеет существенные ограничения при выборе/смене поставщика электроэнергии;

Выход на оптовый рынок, где более привлекательные ценовые условия для потребителя, сопряжен для потребителя с огромными финансовыми и временными затратами;

Потребители, не являющиеся участниками оптового рынка, не имеют возможностей конкурентного влияния на поставщиков энергии и услуг, а также покупки энергии и услуг на открытых торговых площадках и др.;

Крайне низкий уровень конкуренции на розничных рынках, где не оправдались надежды на эффективность конкурентной борьбы энергосбытовых компаний (далее — ЭСК) за потребителя, их стимулирования к внедрению механизмов снижения цен и роста качества обслуживания. Следует отметить, что потенциальные возможности снижения цен за счет конкуренции на розничном рынке весьма ограничены, поскольку уровень затрат ЭСК во много раз ниже затрат на генерацию и передачу электроэнергии.

Текущая модель рыночная модель отрасли предусматривает естественную монополию технологической инфраструктуры, в первую очередь электрических сетей. В аналогичных моделях рынка за рубежом государство за счет стимулирующих методов регулирования обеспечивает эффективное функционирование сектора и постепенное снижение электросетевой составляющей тарифа на электроэнергию для конечного потребителя, а также недискриминационный доступ к сети. Анализ развития данного сектора в российской модели показывает:

Несовершенство механизмов тарифного регулирования, и, как результат, неконтролируемый рост тарифов на передачу и распределение электрической энергии;

Сложность процедур и высокая стоимость присоединения к сетям. Сроки доступа заявителей к электросетям остаются весьма длительными, несмотря на значительное улучшение этого показателя в 2014 г.;

Сохраняется система перекрестного субсидирования, это существенно искажает рыночные сигналы и стимулы, как в текущем состоянии, так и при выработке стратегии развития отрасли.

Все это создает систему негативных сигналов для потребителя, варианты возможной реакции которого - сокращение потребления энергии, повышение энергоэффективности или развитие собственной генерации. В последние два-три года промышленные и другие потребители стали активно «уходить» с рынка и ориентироваться на развитие локальных систем энергоснабжения (помимо высокой цены этому также способствует ряд других факторов: невозможность оперативного технологического присоединения к сетям, недостаточное качество электроснабжения, требования законодательства по защите окружающей среды, согласно которому необходимо утилизировать попутный газ и др.). Это, в свою очередь, вызывает дополнительное снижение эффективности действующего рынка вследствие относительного снижения объемов поставок и роста удельных издержек генерации и сетей ЕЭС России.

В результате формируется своего рода ловушка: чем активнее уходят потребители от снабжения централизованной электроэнергетикой, тем выше ценовая нагрузка на оставшихся покупателей, тем сильнее действуют негативные сигналы, заставляющие сокращать потребление или создавать собственную систему электроснабжения. У распределенных энергосистем при этом возникают резервные мощности, эффективность использования которых очевидно невысока, а более оптимальным вариантом была бы совместная работа с централизованной электроэнергетической системой, чтобы посредством экспортно-импортных поставок минимизировать издержки.

Таким образом, сформированная структура торговых отношений в электроэнергетике, централизовавшая систему ценообразования для всех электростанций страны на одной торговой площадке, неадекватно отражает физическую и технико-экономическую особенность функционирования систем энергообеспечения, искусственно лишая конкурентоспособности ТЭЦ-генерацию и способствуя развитию затратной «котелизации» страны.

4.3 Проблемы инвестирования и регулирования в рамках текущей модели

Одной из ключевых задач перехода к рынку в энергетике было создание условий для привлечения инвестиций. Следует отметить наличие целого ряда противоречивых результатов в этой области.

Созданные в ходе реформы 2003–2008 гг. генерирующие компании, где доминировал частный капитал, получили обязательства по строительству новых мощностей в соответствии с договорами на поставку мощности (ДПМ), по которым инвесторам было гарантировано возмещение стоимости инвестиций на рынке мощности в течение десяти лет. Контролируемые государством ОАО «Русгидро», ОАО «ИнтерРАО», концерн «РосАтом» также получили плановые задания на строительство новых мощностей, которые также гарантировано должны оплачиваться потребителями на рынке мощности. Таким образом, в отрасли в 2010–2014гг. произошел инвестиционный бум, который в значительной степени реализовался с применением нерыночных механизмов, обеспечивающих приемлемую доходность инвесторам.

Но отсутствуют долгосрочные рыночные сигналы и инструменты для развития электроэнергетики. Кроме нерыночного механизма договоров на поставку мощности (далее — ДПМ), крупным генерирующим компаниям очень сложно привлечь инвестиции за счет других механизмов. Следствием введения механизма ДПМ стало сдерживание инвестиционной привлекательности действующей генерации (вне ДПМ). Данный механизм гарантирует результат, но при высоких затратах и при условии, что все риски (финансовые, ошибок в размещении объектов и их избыточности) ложатся на потребителей. При значительно более низкой, чем в странах Евросоюза, стоимости энергоносителей для российских тепловых станций (в частности, цена природного газа в РФ все еще на 34,7% ниже среднеевропейской), стоимость электроэнергии для средних промышленных потребителей в России выше на 25%. Это результат хронического недоинвестирования отрасли и завышенных прогнозов роста спроса на электричество. Попытки решить указанные проблемы введением договоров предоставления мощности, по сути, переложили окупаемость инвестиций на потребителей.

Для повторения инвестиционного бума второй половины 2000-х годов в настоящее время нет необходимых предпосылок: быстрого роста спроса, доступных финансовых источников, определенности в планах развития отрасли. Инвесторы настроены «пессимистично», отмечая в качестве важнейших препятствий для развития отрасли недостатки регулирования и модели рынка, нестабильность и противоречивость «правил игры».

Отечественная экономика отстает по показателям среднедушевого потребления и электровооруженности промышленности по сравнению со многими развитыми странами, что обеспечивает дополнительный потенциальный спрос для электроэнергетики. Все это создает предпосылки для инвестиционной привлекательности сектора генерации и российской электроэнергетики в целом на долгосрочную перспективу, но - парадоксальным образом - отрасль оказывается малопривлекательной для капиталовложений из-за неблагоприятного инвестиционного климата и накопленных проблем в регулировании и стратегическом планировании.

Одной из причин такой ситуации является неэффективное регулирование отрасли. Регулирование российской электроэнергетики в значительной степени базируется на государственных институтах, при этом функции распределены между различными структурами исполнительной власти.

По закону об электроэнергетике «государственная политика в сфере электроэнергетики направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом» [Федеральный закон, 2003]. В инвестиционной сфере поставлена комплексная задача, которая предусматривает несколько направлений: создание инвестиционного климата в отрасли, энергосбережение, контроль над инвестициями в естественно-монопольных секторах. В том числе по закону об электроэнергетике предусмотрена экономически обоснованная норма доходности на инвестированный капитал.

В 2011–2014 гг. стало очевидным, что модель рынка и накопившиеся проблемы требуют уточнения и решения, однако подготовка решений идет довольно медленно, что увеличивает неопределенность и заставляет инвесторов откладывать запуск новых проектов в секторе генерации, а также дает им основания говорить о необходимости новых договоров ДПМ (которые являются нерыночным инструментом и в условиях неточного прогноза спроса приводят к строительству мощностей, которые в дальнейшем мало востребованы).

Важным аспектом также является регулирование цен не только в самой электроэнергетике, но и цен на топливо, в ЖКХ, в теплоэнергетике, где, как уже отмечалось выше, также зачастую принимаются решения краткосрочные и противоречивые. Например, в «Энергетической стратегии — 2030» была предусмотрена высокая динамика цен на газ, что повышало конкурентоспособность угля как топлива (в том числе это было учтено при разработке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 г.), однако в последствии при разработке среднесрочного прогноза социально-экономического развития (которую готовит Министерство экономического развития) в основу был положен прогноз, предусматривающий умеренную цену на газ. Это меняет приоритеты для будущих инвестиционных решений в секторе генерации и влияет на окупаемость уже введенных мощностей.

Еще один важный момент — реализация государственной программы по энергоэффективности, начавшейся в 2009 г. и рассчитанной до 2020 г., согласно которой энергоемкость ВВП должна снизиться на 40%. От того, насколько успешно будет реализована данная программа, зависит дальнейшая динамика спроса на электроэнергию. Пока достигнутые результаты невелики по сравнению с тем потенциалом энергосбережения, который можно реализовать. Стимулы и механизмы, которые выбирает регулятор, определяют эффективность, но она невысока.

У органов регулирования отсутствует единая с Минэнерго РФ система мониторинга перспективных цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию в увязке с перспективами роста энергопотребления, динамикой развития генерирующих мощностей и перспективными условиями функционирования оптового рынка электроэнергии.


5 ВЫВОДЫ

Предпринятые в России масштабные преобразования в электроэнергетике пока не доведены до конца и предстоит серьезная работа по развитию рыночных механизмов и инфраструктуры, созданию современной системы государственного регулирования, адекватной задачам создания электроэнергетики 21 в.

Не представляются конструктивными и призывы - «пока еще не все развалилось» вернуться к традиционной регулируемой электроэнергетике. Можно долго спорить о том, была ли своевременной реформа электроэнергетики и какие она принесла результаты. Но она уже состоялась, и в отрасли действуют новые субъекты, новые правила и отношения. Попытки вернуться назад вместо поиска новых креативных технологических и организационных решений, продвигающих нас в сторону современной рыночной электроэнергетики, будут потерей времени и обрекут электроэнергетику (как и экономику страны) на еще большее отставание и «замораживание» технологического уклада прошлого века. В то же время международный опыт конкурентной электроэнергетики приводит к пониманию, что процессы долгосрочного развития отрасли не полностью обеспечиваются рыночными сигналами и требуют специальной поддержки со стороны регуляторов (механизмы оплаты мощности, долгосрочные контракты, государственные гарантии, механизмы поддержки ВИЭ, налоги на выбросы СО и др.).

Необходимы неординарные эффективные решения, которые позволили бы провести модернизацию электроэнергетики на новой технологической основе. И сделать это надо с максимально возможным привлечением негосударственного капитала и лучшего управленческого опыта, что даст возможность существенно снизить стоимость этих преобразований для потребителей за счет значительного роста экономической эффективности работы электроэнергетики.

Пока российская электроэнергетика в целом недостаточно ориентирована на учет требований потребителей, в то время как они повышают требования к качеству и доступности товаров и услуг отрасли, прозрачности ценообразования и доступности информации . В целом регулирование в отрасли остается нестабильным, изменчивость «правил игры» дестимулирует инвесторов и побуждает потребителей активней развивать свою собственную генерацию. При этом развитие распределенной электроэнергетики идет без стимулов со стороны государства, а также мало учитывается при развитии централизованной системы электроэнергетики и теплоснабжения. Это повышает неопределенность и увеличивает сроки окупаемости проектов для инвесторов в секторе централизованной электроэнергетической системы и может привести к негативным последствиям для ее потребителей, на которых будут перераспределены издержки производства.

Переход к интеллектуальной и распределенной энергетике ставит перед развитием отрасли новые задачи, требующие поиска комплексных решений в условиях динамически нестабильной среды и противоречивости интересов основных действующих игроков. От государства требуется создание механизма для баланса интересов инвесторов (в распределенной энергетике и секторах генерации электроэнергии и тепла) и стимулов для инвестиций в централизованных системах электроэнергетики и теплофикации; создание благоприятного инвестиционного климата в распределенной энергетике и обеспечение высокого качества товаров и услуг централизованных электроэнергетики и теплоснабжения.

Ключевой задачей инновационного развития является взаимодействие предприятий ТЭК со смежными отраслями промышленности (машиностроением, структурами сервиса, ИТ - технологий, наукой в рамках общего инновационного цикла), призванного обеспечить технологическую безопасность развития энергетики за счет импортозамещения, создания новых средств комплексного использования ресурсов и безотходных производств, подготовки кадров для новой энергетики. Намечается снижение доли импортного оборудования для ТЭК к 2035 г. до 3–5%.

Важнейшим направлением государственной энергетической политики становится создание институциональной системы, включая формирование частно-государственного партнерства, формирование рыночной среды, развитие конкуренции, правовое регулирование недопользования и других важнейших с точки зрения государства видов энергетической деятельности, в том числе при освоении арктического шельфа, новых районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, стимулирование инвестиционной активности в России и на мировом рынке в зоне интересов российских компаний.

Электроэнергетика России стоит перед тяжелым выбором:

Либо оставаться в стагнационном состоянии, когда в нее, как в "черную дыру" будут вливаться госинвестиции, служащие лишь обогащению акционеров распределительной системы, но не должному развитию отрасли, необходимому для нормального функционирования промышленности и других отраслей России;

Либо возродиться, преобразовав ее из нынешней рыночно-монополистической системы, имеющей целью обогащение акционеров, в высокотехнологичный госхолдинг, ставящий своей целью не доходы тех групп и людей, которым удалось добраться до управления отраслью, а интересами настоящего хозяина - Российской Федерации, ее максимально быстрого развития, то есть минимально низкой цены электроэнергии, равной ее себестоимости, обеспечивающей наилучшие условия развития всех отраслей России.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Региональная экономика», «Топливно-энергетический комплекс» - М., №6, 2006;
  2. Морозова Т.Г. «Региональная экономика» - М: ЮНИТИ, 2006г.;
  3. «Экономическая география России» под редакцией Морозовой Т.Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  4. Вавилова, Е. В. Экономическая география и регионалистика /Е. В. Вавилова. – М.: Гардарики, 2004. – 148 с.
  5. Видяпин, В. И. Региональная экономика, учебник / под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. – М.: Инфра-М, 2005. – 666с.
  6. Козьева, И. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы, размещение производительных сил): учебное пособие / И. Козьева, Э. Кузьбожев. –М.: КНОРУС, 2007. – 540с.
  7. Желтиков, В.П. Экономическая география: учебник / В.П. Желтиков, Н.Г. Кузнецов, Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 384 с.
  8. Кистанов, В. Региональная экономика России: учебник / В. Кистанов, Н. Копылов. – М.: Финансы и статистика, 2002.
  9. «Нефть, газ и бизнес», Захарова М.В. «Оценка эффективности моделей. Организации экономических отношений энергетического рынка», №9,2006;
  10. «Финансы и кредит», Шевченко И.В., Синковец И.А., Федосеева Е.Н. «Проблемы управления предприятий ТЭК России», №5(245), 2007;
  11. «Известия российской Академии наук. Энергетика», Пяткова Н.А., Рабчук В.И., Сендеров С.М., Чельцов М.Б., Еделеев А.В. «Методические основы выбора направлений корректировки решений по развитию энергетики государства с позиций энергетической безопасности», №3, 2006;

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) состоит из ряда важных отраслей, которые связаны с производством и четким распределением энергии в самых разных её видах.

Большое значение для нашего государства имеет этот комплекс. Это объясняется тем, что он предоставляет энергию для каждой отрасли хозяйства. Учитывая зависимость промышленности от этого комплекса, он является главным источником валютных доходов для страны.

Важный показатель, который характеризует работу ТЭК, это топливно-энергетический баланс (ТЭБ), то есть соотношение полученных видов топлива, из которых производится энергия и применяется в хозяйстве. Энергия, которую получают во время сжигания любых видов топлива, всегда неодинакова, так что для сравнения различных типов топлива его переводят в условное.

При развитии ТЭК можно столкнуться с разными проблемами:

Запасы ресурсов находятся на востоке нашего государства, а главными районами потребления являются западные. Чтобы решить этот вопрос, планировалось в западном регионе активное развитие этой отрасли энергетики, но после того, как случилась аварии на ЧАЭС, было принято решение остановить реализацию этого плана. Также возник ряд трудностей, которые тесно связаны с добычей топлива в восточных регионах и передачи в западные.

Добыча топлива с каждым днем все дорожает, это приводит к необходимости внедрения новых технологий для сохранения энергии.

Увеличение количества предприятий ТЭК носит негативный характер воздействия на экологию, по этой причине в процессе строительства необходимо проводить качественную экспертизу выбранных проектов, и при выборе подходящего места должны быть приняты во внимание все требования охраны окружающей среды.

Топливную промышленность можно назвать неотъемлемой частью такого комплекса. Ее составляющими являются отрасли, которые занимаются добычей и переработкой всех имеющихся видов топлива. Газовая, нефтяная и угольная — вот главные отрасли топливной промышленности.

Станции разных видов объединяют между собой линии электропередач (ЛЭП), это главные составляющие единой энергосистемы государства, что в свой черед позволяет экономно пользоваться имеющимися мощностями для снабжения потребителей.

Станции каждого типа оказывают важное воздействие на экологию и окружающую среду. ТЭС сильно загрязняют экологию, для хранения шлаков станций, которые работают на угле, занимают большие площади. Водохранилища ГЭС часто заливают пригодную для жизни и хозяйства землю, это в свой черед вызывает проблему заболачивания грунта. АЭС оказывают незначительное воздействие на природу, но для этого строительство должно отвечать стандартам и помнить о правильной эксплуатации.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Российской Федерации является важнейшей составной частью народного хозяйства нашей страны. Он объединяет в своем составе предприятия, организации, сооружения и технологические объекты, обеспечивающие добычу и переработку топливных ресурсов, их преобразование и доставку непосредственно потребителям в удобной для использования форме и с определенными качественными параметрами.

В его состав входят нефтяная, газовая, угольная, уранодобывающая, торфяная, сланцевая промышленность и электроэнергетика. Производственный потенциал ТЭК представлен электростанциями различных видов, общая установленная мощность которых составляет около 215 млн кВт, в том числе АЭС -21,3 , ГЭС и ГАЭС - 44,4 млн кВт, эксплуатационным фондом нефтяных и газовых скважин в объеме соответственно 145 тыс. и 6,5 тыс. ед., магистральными нефте- и газопроводами, протяженность которых составляет 48 и 150 тыс. км соответственно, 115 угольными шахтами и 118 угольными разрезами суммарной мощностью около 270 млн т., 28 НПЗ, а также 1600 нефтебазами и другими объектами.

В реально сложившейся структуре экономического потенциала и природных ресурсов, которыми располагает страна, он играет стержневую роль в обеспечении жизнедеятельности всех отраслей национальной экономики и населения страны не только путем удовлетворения потребностей в топливе и энергии, но и посредством формирования существенной части внутренних и валютных доходов государства, консолидации интересов регионов, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Потенциал топливно-энергетических ресурсов, являющихся важнейшей составляющей национального богатства России, уникален. На территории нашей страны, составляющей 13 % территории Земли, сосредоточено 35 % мировых запасов природного газа, 13 % нефти, более 20 % угля, что позволяет не только длительный период обеспечивать собственные потребности, но и их экспорт, сохраняя и укрепляя наши позиции на мировой арене. В настоящее время отрасли ТЭК производят около 30 % объема промышленной продукции, их доля в сумме производственных фондов промышленности составляет около 50 %, на предприятиях и в организациях ТЭК работает 17 % общей численности промышленно-производственного персонала. В последние годы его доля в объеме экспорта составляла 43-54 %, а в налоговых поступлениях в федеральный бюджет до 40 %.

Таким образом, ТЭК выступает в качестве важного фактора социально-экономической стабильности общества и экономической безопасности страны как в условиях нормального функционирования экономики, так и при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Рассматривая особенности развития топливно-энергетического комплекса, необходимо учитывать характерные его особенности, которые обусловливают условия и специфику его развития.

К ним относятся:

1) постоянно растущее производство и потребление в народном хозяйстве энергоресурсов;

2) широкая взаимозаменяемость использования энергоресурсов, энергоносителей, энергетических установок при удовлетворении потребностей отраслей народного хозяйства;

3) высокий уровень концентрации производства энергетических ресурсов и централизации их распределения;

4) неравномерность размещения производства и потребления энергетических ресурсов по территории страны;

5) высокая капиталоемкость отраслей ТЭК;

6) наличие регулярных и случайных колебаний в потреблении энергии, производстве тепла, в объемах добычи и производства, связанных с геофизическими процессами, колебаниями температуры воздуха, изменениями стока воды, динамики освещенности территорий и т.д.;

7) существенное (в том числе и негативное) влияние на окружающую среду;

8) активное влияние на общее инфраструктурное развитие районов и территорий;

9) зависимость социальной сферы от деятельности отраслей ТЭК.

Кроме того, на современном этапе развития национальной экономики топливно-энергетический комплекс характеризуется высокой степенью монополизации, что обусловливает необходимость структурных преобразований, а также большой зависимостью бюджета и внешнеторгового баланса страны от деятельности отраслей, входящих в него.

Помимо этого, необходимо учитывать, что требования к топливно-энергетическому комплексу, как элементу национальной экономики, предопределяются состоянием внутреннего и внешнего спроса на энергоресурсы, конкурентоспособностью различных видов энерго­носителей на региональных внутри Российских и внешних рынках, а также эффективностью функционирования отраслей, входящих в ТЭК. В свою очередь объемы и динамика внутреннего спроса зависят от изменения макроэкономических показателей, структуры валового внутреннего продукта (ВВП) и промышленного производства, уровня эффективности использования энергетических ресурсов различными потребителями, их платежеспособностью и рядом других факторов.

Таблица 1.1 Динамика производства энергоносителей

Показатель Год
Добыча нефти и газового конденсата, млн т. 305,6 303,4 304,8 323,2 348,1 379,0 458,8
Добыча природного газа, млрд м 3 571,1 591,1 590,7 584,2 581,5 594,9 633,5
Добыча угля, млн т. 244,2 232,3 249.1 257,9 269,3 253,4 283,0
Производство электроэнергии, млрд квт 834,0 826,1 845,4 876,0 890,3 888,3 931,0
В том числе: ТЭС 567,7 563,7 562,6 580,6 577,9 576,6 552,7
АЭС 108,5 103,5 122,0 130,8 136,5 136,2 143,0
ГЭС 157,8 158,9 160,8 164,6 175,9 175,5 176,6
Производство первичных энергоресурсов, млн т у.т. 1365,2 1367,0 1388,0 1417,0 1465,3 1523,3 1610,8

На развитие топливно-энергетического комплекса в последнее десятилетие оказали существенное влияние экономические процессы, происходившие в народном хозяйстве нашей страны (спад промышленного производства, резкое сокращение инвестиций, негативные изменения в структуре промышленного производства, снижение платежеспособного спроса как результат непродуманной ценовой и налоговой политики). Вместе с тем, в этих условиях ТЭК продемонстрировал наибольшую стабильность. Динамику производства энергетических ресурсов можно проследить по данным, представленным в табл. 1.1.

В это трудное для народного хозяйства время он, несмотря на значительные экономические потери, обеспечил формирование рыночных отношений, фактически дотируя другие сферы экономики на многие сотни миллионов рублей ежегодно. Темпы снижения объема производства в целом по народному хозяйству в этот период вдвое превосходили данный показатель в ТЭК. По результатам его работы можно сделать вывод о том, что комплекс в основном выполнил задачи по обеспечению экономики страны топливно-энергетическими ресурсами, хотя в значительной степени это обусловлено резким уменьшением объема промышленного производства.

Таблица 1.2 Структура производства первичных энергоносителей, %

Снижение более чем в 3,5 раза объемов инвестиций, невозможность в условиях действовавшего ценообразования компенсировать образовавшийся дефицит средств, привели к нарушению процесса воспроизводства минерально-сырьевой базы, существенному отставанию в развитии производственного потенциала и воспроизводственных процессов на входящих в него предприятиях.

Состояние ТЭК на определенный момент времени отражается его топливно-энергетическим балансом. В физическом смысле он представ­ляет собой полное количественное соответствие (равенство) между суммарной подведенной (произведенной) энергией, с одной стороны, и суммарной потребляемой энергией с учетом потерь - с другой. Динамика структуры производства первичных энергоносителей (табл. 1.2) за период с 1990 г. свидетельствует о существенном повышении удельного веса природного газа и некоторого прироста производства электроэнергии на ГЭС и АЭС. При этом произошло снижение доли нефти и угля. Подобные изменения в основном связаны с проводимой политикой ценообразования, результатом которой явилось резкое удешевление газа. В настоящее время его цена в два раза ниже, чем цена угля и в пять раз меньше цены мазута. Сдерживание государством цен на природный газ не решило проблему экономического оздоровления предприятий (удельный вес убыточных предприятий возрос с 42 до 48,3 %), но способствовало формированию нерациональной структуры топливно-энергетического баланса. В большинстве развитых стран Западной Европы доля газа не превышает 30 %. Сопоставление темпов снижения объемов производства и инвестиций в ТЭК иллюстрирует факт физического и морального старения созданных ранее фондов, что привело к их износу, который в среднем уже превысил 50 %, а в нефтепереработке, газовой отрасли и электроэнергетике его величина существенно выше (80 %, 70 % и 60 % соответственно), что в ближайшем будущем несомненно, потребует больших капиталовложений в ТЭК.

Существенным недостатком отечественной экономики является ее высокая энергоемкость, которая уже в начале 1990-х годов была в 3,5-3,7 раза выше аналогичного показателя развитых стран. Динамика объемов промышленного производства и потребления топливно-энергетических ресурсов за годы реформ свидетельствует об ее увеличении на 20-30 %. Этим объясняется огромная величина потенциала энергосбережения, который оценивается в 360-430 млн т у. т., что составляет 40-48 % от современного уровня потребления. Причем треть потенциала экономии сосредоточена в отраслях ТЭК. Использование имеющихся возможностей в этом направлении является одной из важнейших задач перспективного развитии комплекса.

Учитывая решающую роль ТЭК в обеспечении функционирования народного хозяйства и жизнедеятельности населения, при разработке Энергетической политики РФ на период до 2020 г. было введено понятие энергетической безопасности. Под энергетической безопасностью понимается состояние защищенности страны (региона), ее граждан, общества, государства, обслуживающей их экономики от угроз надежному топливо- и энергоснабжению. Достигнуть ее можно, если ТЭК будет способен обеспечить достаточный внутренний и экспортный спрос энергоносителей требуемого качества, потребители обеспечат эффективное использование энергоресурсов, а энергетический сектор в целом будет обладать устойчивостью к внешним экономическим, политическим, техногенным и природным угрозам и способностью минимизировать ущерб, вызываемый их проявлением.

Перспективы развития ТЭК определены в Энергетической политике России до 2020 г. Основными приоритетами в данном документе являются:

Повышение энергоэффективности экономики и энергосбережение;

Совершенствование топливно-энергетического баланса страны и структуры ТЭК;

Обеспечение энергетической безопасности.

Для снижения энергоемкости ВВП необходима прежде всего активная энергосберегающая политика, предусматривающая реализацию жестких административных мер (стандарты, энергонадзор, энергоаудит и др), техническое перевооружение и структурная перестройка экономики. Совершенствование ТЭК предусматривает переход от монотоплива к оптимальному сочетанию возможностей различных видов топлива, снижению во внутреннем потреблении удельного веса газа, увеличению доли угля до 20 % к 2010 г. и ее дальнейшей стабилизации, снижению удельного веса нефти и удержанию его на уровне 22-23 %, росту доли электроэнергии АЭС и нетрадиционных возобновляемых источников. Энергетическая безопасность должна быть обеспечена за счет повышения устойчивости энергоснабжения, технической и экологической безопасности, а также поддержания энергетического потенциала как фактора внутренней и внешней политики. Основным условием реализации большинства указанных задач является повышение цен на энергоносители и совершенствование налоговой политики.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Данилина Марина Викторовна 1 , Шершкина Вероника Николаевна 1
1 ФГОУ ВПО Московский государственный университет экономики статистики и информатики


Аннотация
Данная статья посвящена обзору основных проблем топливно-энергетического комплекса, направлений его развития. Данная проблематика имеет многогранный характер. Проведенное исследование позволяет утверждать, что Россия обладает достаточным потенциалом, позволяющим справиться с возникшими трудностями. Среди перспективных направлений – инвестиции в разработку новых месторождений, разработка более гибкой ценовой политики.

MAIN PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF THE FUEL AND ENERGY COMPLEX OF RUSSIA

Danilina Marina Victorovna 1 , Shershkina Veronika Nikolaevna 1
1 Moscow State University of economics, statistics and informatics


Abstract
This article reviews the main problems of the fuel and energy complex, the directions of its development. This perspective is multifaceted. The study suggests that Russia has enough potential to cope with difficulties. Among the promising areas - investmentы in new oil and gas fields, the development of more flexible pricing policy.

Библиографическая ссылка на статью:
Данилина М.В., Шершкина В.Н. Основные проблемы и перспективы топливно-энергетического комплекса России // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]..03.2019).

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – один из важнейших межотраслевых комплексов любой страны. ТЭК является набором тесно взаимосвязанных отраслей электроэнергетики и топливной промышленности. Именно по признаку тесной взаимозависимости их группируют в единый комплекс. Сюда так же зачастую относят и специализированные виды транспорта, и транспортировочные системы – трубопроводные и магистральные высоковольтные линии.

В России ТЭК является ведущим межотраслевым комплексом, что является отличительной чертой нашей страны по сравнению с другими развитыми странами. Существенным отличием является и то, что ТЭК выполняет не только функции снабжения страны топливом и электроэнергией, но и является основой для национальной экономики, обеспечивая основную часть валютных поступлений. Так, по данным на 2013 год, ТЭК России обеспечил 30% от общего ВВП России, более 40% налоговых доходов бюджета, а так же занял первое место по экспорту – 70% от общего экспорта. Все это объясняет повышенное внимание к перспективам развития этого комплекса.

Исследователи обычно выделяют определенный ряд проблем, характерных как для ТЭК России, так и для мирового энергетического комплекса. Безусловно, при проработке стратегии развития топливно-энергетического комплекса нашей страны, необходимо будет учитывать обозначенный далее ряд проблем.

Во-первых, к глобальным проблемам относится выход природного газа на ведущие позиции в мире по востребованности, которые по прогнозам специалистов должны сохраниться до середины века. Так же, прогнозируется медленный, но относительно стабильный рост цен на нефть в связи с выходом общемировой добычи нефти на предельный уровень к 2030 году. Нужно учитывать, что имеется в виду не физическое истощение доступных ресурсов нефти, а именно экономический феномен в связи с добычей ограниченного количества нефти в единицу времени.

Во-вторых, возможно сокращение доли углеродосодержащих топлив (особенно угля) в потребляемых энергоресурсах в связи с проблемами охраны окружающей среды и глобальным потеплением. Сюда же можно отнести потенциально возможные ограничения на развитие ядерной энергетики после трагических событий на Фукусиме и в Чернобыле.

В-третьих, текущая политика ведущих импортеров энергоресурсов в последнее время направлена на обеспечение безопасности и непрерывности поставок, что приводит к сокращению закупок из регионов с нестабильной геополитической ситуацией. Так же, многие страны делают ставку на диверсификацию поставок сырья и развитие собственных источников энергии.

Что касается проблем, непосредственно характерных для России, то в первую очередь сюда стоит отнести традиционную проблему – обширность территории нашей страны. Это ведет к большим затратам на доставку энергоресурсов до перерабатывающих заводов или конечных потребителей, что делает цены менее конкурентоспособными.

Кроме того, недостаток рабочей силы, обусловленный продолжающимся снижением численности трудоспособного населения страны может стать серьезным ограничением для развития ряда производств. Особенно это характерно для восточных районов России, богатых различными энергоресурсами.

Еще одной географической проблемой развития ТЭК в России является холодный климат, особенно характерный для зон, богатых природными ресурсами. Это, так же влияет на затраты на обеспечение энергетического комплекса всем необходимым для его нормально функционирования, что в свою очередь опять же увеличивает стоимость конечного продукта.

К чисто экономическим проблемам можно отнести сильную зависимость экономики страны от экспорта энергоресурсов, а так же нехватка бюджета на модернизацию энергетического оборудования. Особенно это заметно в электрике, где износ достигает 50%, а сроки возврата капитала – десять лет и более.

Учитывая данные факторы, в перспективе 2030-2040 годов, базовыми направлениями развития ТЭК являются:

  • Увеличение использования доли природного газа среди других энергоресурсов по причине его большей конкурентоспособности.
  • Развитие передовых технологий электрификации (например использование новых источников энергии, в том числе и возобновляемых или газовых турбин).
  • Повышение эффективности использования энергии и энергосбережение.

Обычно перспективы развития ТЭК в России приводятся в привязке к различным сценариям развития страны в целом и к каким-то определенным социально-экономическим параметрам, но поскольку данная статья является обзорной, в ней будут рассмотрены перспективы в обобщенном виде. К сожалению, более подробный анализ проблемы выходит за рамки данной статьи.

Так, прогнозы развития ТЭК принято рассматривать в соответствии с исследованиями ИНП РАН. В них содержится информация по двум основным сценариям экономического развития России – инерционного развития и развития с использованием потенциала экономического роста. Следует отметить, что развитие ТЭК напрямую зависит от общего экономического развития нашей страны, из чего следует, что во втором сценарии ТЭК будет развиваться более интенсивно. Кроме того, важным допущением является тот факт, что в ближайшее время не будут введены ограничения на выбросы СО 2 в атмосферу.

Итак, многие отрасли ТЭК России тесно завязаны на экспорте ресурсов, что при условии постоянно растущего потребления приводит к росту необходимых объемов добычи ископаемых. Так, например, разведанные в настоящее запасы нефти и газа могут обеспечить современный уровень добычи сырья лишь в ближайшие 13-15 лет. Остальные запасы должны быть добыты на новых объектах, что означает необходимость серьезных инвестиций в исследование и разработку новых месторождений. К счастью, некоторые регионы России обладают весьма богатыми залежами полезных ископаемых, но зачастую они находятся в дорогостоящих для добычи местах, что в свою очередь может сказаться на ценах конечного продукта и снизить его конкурентоспособность. Примерами таких регионов являются шельфы Охотского, Каспийского и Баренцева морей, а так же российский сектор Каспийского моря. В связи с этими факторами разумным решением является поиск альтернативных путей получения моторного топлива – например, разработка новых синтетических видов топлива на основе других ресурсов (водорода, электроэнергии, газа и т.д.).

Стоит так же отметить, что, учитывая лидирующие позиции России в мире по суммарным ресурсам газа, степень разведанности его месторождений не превышает в настоящее время 25%. Это оставляет довольно большой потенциал для роста добычи данного вида ископаемых в рамках развития ТЭК. При этом сланцевый газ пока не рассматривается для разработки как экономически целесообразный в силу сложности его добычи.

Примерно такая же ситуация, как с нефтью и газом у нас и с углем – его ресурсы на территории страны весьма значительны. На данном этапе развития ТЭК России они требуют дальнейшего геологического изучения.

Касаемо добычи сырья для атомной энергетики – по данным World Nuclear Association за 2007 г. запасы России составляют 550 тыс. тонн, из которых на изведанные приходится лишь половина. При текущем уровне потребления данного сырья (учитывая экспорт урана), в ближайшие 40 лет может возникнуть дефицит данного вида топлива. Выходом из этого положения могут стать расширение гео-поисковых работ по выявлению рентабельных месторождений урана или внедрение новых реакторов на быстрых нейтронах. Данный тип реакторов потребляет значительно меньше сырья, при этом для него имеется больше ресурсов. Еще одной альтернативой данному решению может стать разработка реакторов на основе ториевого цикла.

Говоря об энергетике, стоит так же упомянуть и такое перспективное направление, как производство электроэнергии из возобновляемых ресурсов. По некоторым исследованиям, экономический потенциал всех возобновляемых источников энергии в несколько раз превышает годовую потребность страны в энергии в течение всего XXI в. Конечно, из-за высокой материалоемкости технологий добычи энергии из данного типа ресурсов (и как следствие более низкой энергоотдачи), такие источники энергии рассматриваются как возможные в более долгосрочной перспективе.

Вообще, одной из центральных задач развития ТЭК России должно стать решение проблемы энергосбережения, в первую очередь на основании замены устаревшего оборудования и технологий. Энергосберегающий путь развития требует в несколько раз меньше инвестиций, чем в расширение мощностей по производству энергоресурсов, поэтому является целесообразным сделать ставку на инновационные разработки в этой области, а так же на законодательно-правовую поддержку такой политики.

Что касается экспорта энергоресурсов, аналитики предсказывают высокий уровень его роста в долгосрочной перспективе. Ожидается, что после 2030 года экспорт нефти начнет сокращаться в связи с исчерпанием дешевых для добычи ресурсов (на фоне увеличивающего спроса, в том числе за счет экспорта в страны Азии). В связи с этим рассматривается возможность производства искусственной нефти на базе дешевого угля.

Касаемо газа, существует ряд факторов, угрожающих перспективам развития экспорта газа основным потребителям этого продукта России – странам ЕС. Эти факторы лежат в большом промежутке от нестабильной геополитической ситуации на Украине до прогнозируемого в долгосрочной перспективе появления конкурентных предложений других стран. В связи с этим необходимо подготовить техническую базу для способности предложить конкурентные цены за счет удешевления добычи данного ресурса, а так же разработка более гибкой ценовой политики в отношении европейских потребителей.


Библиографический список
  1. Ивантер В.В., Ксенофонтов М.Ю. Концепция конструктивного прогноза роста российской экономики в долгосрочной перспективе // Проблемы прогнозирования. 2012. № 6.
  2. А.В. Новак, Итоги работы ТЭК России в 2013 году. Министерство энергетики, minenergo.gov.ru
  3. Ю.В. Синяк, А.С. Некрасов, С.А. Воронина, В.В. Семикашев, А.Ю. Колпаков Топливно энергетический комплекс России: возможности и перспективы, http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2013/1/02
Количество просмотров публикации: Please wait