Микрофинансовые организации – переход на новый план счетов

Мы ожидаем, что в ряде случаев при переходе на Новый план счетов
ПрограмБанк будет решать не только задачи автоматизации,
но и обучения, консультирования и даже постановки учета.
Кстати, в начале 90-х мы все это и осуществляли при внедрении в банках.
В то время вообще никакого обучения не проводилось,
а большинство банковских специалистов сами были новичками в учете.

Дмитрий Павлин
Директор Производственного Центра

«ПрограмБанк.ФронтОфис»


Могли бы Вы кратко описать изменения, которые ждут микрофинансовые организации при переходе на единый план счетов?

Как выше писал мой коллега Виталий Занин, общие изменения одинаковы для всех НФО, отдельного отраслевого стандарта именно для МФО не будет.

Основное различие с другими организациями - переход МФО на новый план счетов с 1 января 2018 года, а не с 1 января 2017. Но это не значит, что можно расслабиться - есть, всем известный, план перехода на ЕПС для МФО, и в прописанные там сроки необходимо уложиться.

На какие изменения в учете стоит обратить особое внимание микрофинансовым организациям?

В первую очередь, на введение эффективной ставки процента и амортизированной стоимости. К счастью, если срок кредита менее года, законодательство предусматривает возможность использования линейного метода. П. 1.8 Положения № 493-П гласит:
«К договорам займа и договорам банковского вклада, срок действия которых менее одного года при их первоначальном признании, включая займы и банковские вклады, дата погашения которых приходится на другой отчетный год, дисконтирование (метод ЭСП) может не применяться в случае, если разница между амортизированной стоимостью, рассчитанной с использованием метода ЭСП, и амортизированной стоимостью, рассчитанной с использованием линейного метода признания процентного дохода, не является существенной. Критерии существенности утверждаются в учетной политике некредитной финансовой организации».

Большинство займов микрофинансовых организаций предоставляются на срок менее года. И мы ожидаем, что большинство МФО будут использовать именно линейный метод амортизации. Тем не менее, для проверки критерия существенности расчет амортизированной стоимости в любом случае должен быть сделан программно.

Важно не забывать, что для использования линейного метода амортизации разница между амортизированной стоимостью, рассчитанной по этому методу, и амортизированной стоимостью, рассчитанной по методу ЭСП, не должна быть существенной. То есть, если МФО планирует использовать линейный метод амортизации, стоит правильно прописать критерии существенности в учетной политике. К сожалению, критерии существенности не описаны явно ни в одном из стандартов международной отчетности: желающим мы рекомендуем обратиться к международным стандартам аудита (International Standards on Auditing, ISA).

Кроме этого, вводится много изменений по операциям привлечения средств (Положение № 501-П). Так же стоит обратить существенное внимание на отраслевой стандарт 487-П, регулирующий учет прибылей и убытков в новом плане счетов. Из моментов, на которые стоит обратить внимание в 487-П – учет по символам, который ранее НФО не вели.

Вы входите в подгруппу 4 «Рынок микрофинансирования» отраслевой рабочей группы Банка России по подготовке к переходу на НПС. Чем в основном занимается отраслевая рабочая группа?

Рабочая группа МФО, организованная Банком России, решает весь спектр вопросов перехода МФО на новые стандарты. В первую очередь, это вопросы законодательные и методические. В группу входят представители Банка России, микрофинансовых организаций, СРО, ИТ-компаний. Технически работа группы выглядит следующим образом: участники группы высылают к каждому совещанию вопросы Банку России. Представители Центрального Банка на совещании озвучивают свои ответы и рекомендации, а также, при необходимости, вносят корректировки и уточнения в стандарты.

Компания «ПрограмБанк» активно участвует в работе рабочей группы, потому что считает эту работу очень важной. Поскольку мы реализуем все требования нового плана счетов в нашем решении «ПрограмБанк.КредитМикро», то заранее видим очень многие проблемы - узкие места непосредственно в бизнес-процессах или в бухгалтерском учете по новым стандартам.
В результате, мы не только улучшаем общее качество законодательной базы (хочется надеяться), но и максимально оттачиваем решение «ПрограмБанк.КредитМикро», как с точки зрения полноты, охвата всех возможных бизнес-процессов и возможных ситуаций, так и с точки зрения готовности решения – «сел и поехал».

Вы не могли бы привести «проблемы и решения» в опыте рабочей группы?

Вот пример. По новым стандартам учет в микрофинансовых организациях, как и в остальных НФО, максимально приближают к банковскому учету. Поэтому проблемные места возникают там, где планируется использовать банковские стандарты учета, а банковские схемы МФО использовать не имеют права.
Например, встает вопрос, на каком счету учитывать авансы, полученные МФО в погашение займа до срока очередного платежа. У банка тут проблем не возникает, поскольку банки могут вести расчетные счета физических лиц и, при поступлении авансового платежа в погашение кредита банк открывает такой счет, а потом списывает с него суммы в соответствии с графиком погашения.

МФО не может воспользоваться этим способом, так как не имеет право открывать расчетные счета. Вопрос был поставлен на рабочей группе, представители Банка России его рассмотрели и высказали мнение, что эти авансовые платежи следует учитывать по счету 47422 «Обязательства по прочим финансовым операциям».
Вроде и мелочь, но любое МФО столкнулось бы с такой проблемой с вероятностью 100%. В целом, работа группы состоит ровно из этих вопросов. Чем больше проблемных моментов мы исключим сейчас, тем проще произойдёт переход МФО на стандарты Центрального Банка.

Рассматривает ли рабочая группа МФО вопросы автоматизации?

Да. Центральный Банк озабочен сроками готовности ПО для учета в ЕПС, для чего периодически требует отчета о ходе работ от представителей компаний-разработчиков ПО. Задает ЦБ и вопросы о стоимости решения. Мы свое решение уже выпустили и презентуем на разных мероприятиях.
Также МФО задают вопросы о том, где необходимо организовать ведение аналитического учета в том случае, когда законодательство предусматривает ведение такого учета (например, по заемщикам).

Позиция Центрального Банка по данному вопросу: вести аналитический учет в отдельных программах можно, но с соблюдением требований по нумерации лицевых счетов: «…Лицевые счета, ведущиеся в отдельных программах, должны открываться и нумероваться в соответствии со Схемой обозначения лицевых счетов и их нумерации, установленной приложением 3 к Положению № 486-П». Если говорить о нашей позиции, то в большинстве случаев аналитический учет оптимально организовывать на 20-значных счетах.

В чем, по Вашему мнению, основные проблемы, связанные с переходом МФО на новый план счетов?

Если совсем кратко сформулировать, то общих проблем по переходу на ЕПС – две: время и деньги.
Мы все прекрасно знаем, какой минимальный ИТ-бюджет требуется даже самому небольшому банку. Для большинства микрофинансовых организаций эта сумма неподъемная. Понятно, что вопрос об упрощённом варианте учета для небольших МФО встает постоянно. Позиция Банка России на настоящий момент проста: он готов рассмотреть конкретные предложения упрощенного варианта учета. Мы тут ожидаем активности от представителей СРО,
однако пока предложений на этот счет нет. С моей точки зрения упрощение методов учета было бы шагом назад с точки зрения приближения к стандартам МСФО.

Что же касается времени: план перехода МФО на новый план счетов известен и, по моим наблюдениям, большинство МФО в указанные там сроки не укладываются. Это, как и вопрос с бюджетами на автоматизацию, связано с существенным различиям в размерах. Одни требования по подготовке методических документов требуют высококвалифицированного персонала, которого в штате небольших МФО нет, а оплата услуг сторонних специалистов для них слишком высока.

Если же говорить о более узких проблемах, то, по моему мнению, наиболее болезненная - обучение. Банк России, как известно, организует обучение руководителей и бухгалтеров всех НФО. Для этого заключен договор с «ПрайсвотерхаусКуперс Эксперт», чей центр корпоративного обучения это обучение проводит. Но в России зарегистрировано на текущий момент более трех с половиной тысяч МФО ак что вопрос о прохождении обучения всеми желающими проблематичен. Конечно, среди учебных программ, предлагаемых на сайте Банка России, есть вебинары, но их эффективность ниже очного обучения, а начиная с некоторого порога присутствующих – еще ниже.

Поэтому возможность пройти обучение сотрудникам всех МФО на настоящий момент вызывает сомнение. К нам уже обратились представители различных учебных центров, и в ближайшее время мы планируем принять участие в обучающих мероприятиях для сотрудников МФО.

Какова стратегия «ПрограмБанка» с учетом перечисленных выше сложностей?

Мы ожидаем, что в ряде случаев при переходе на новый план счетов компания «ПрограмБанк» будет решать не только задачи автоматизации, но и обучения, консультирования и даже постановки учета. Кстати, в начале 90-х мы все это и осуществляли при внедрении в банках. В то время вообще никакого обучения не проводилось, а большинство банковских специалистов сами были новичками в учете.

Мы готовы ко всему вышеперечисленному, и в настоящее время делаем все, чтобы выполнить эту задачу как можно лучше. Участие в рабочей группе Банка России по МФО – один из необходимых компонентов этой подготовки.

Как известно, организации, которые еще не перешли на новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный , должны это сделать с 01.01.2002. В данной статье, которая, как мы надеемся, окажется полезной большому количеству организаций, будут рассмотрены комплекс мероприятий, которые должна осуществить организация при переходе на новый План счетов, а также некоторые методологические аспекты этого перехода и работы бухгалтера организации с новыми для него счетами.

Учитывая сложный и комплексный характер решаемых при переходе на новый План счетов вопросов, мы рекомендуем в крупных и средних организациях организационно-методическую работу, связанную с указанным переходом, возложить на специально созданную для этой цели комиссию, в состав которой, помимо работников бухгалтерии, целесообразно включить сотрудников финансовой, плановой и других экономических служб организации.

Вполне возможно поручить организацию перехода высококвалифицированным специалистам аудиторских или консультационных фирм, которые в процессе подготовки к такому переходу дадут рекомендации по исправлению имеющихся ошибок в бухгалтерском и налоговом учете, сформируют оптимальный рабочий план счетов, грамотно осуществят перенос остатков по счетам бухгалтерского учета, отработают изменения и дополнения, вносимые в учетную политику организации в связи с этим переходом, а также введением в действие с 01.01.2002 главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", проведут настройку имеющихся у организации компьютерных автоматизированных систем.

Итак, за оставшийся период текущего года в организации, переходящей на новый План счетов, должны быть подготовлены следующие документы:

  • приказ руководителя, утверждающий состав рабочей комиссии, на которую возлагается исполнение организационно-технических мероприятий, связанных с переходом на новый План счетов;
  • приказ руководителя, утверждающий перечень подготовительных мероприятий по переходу на новый План счетов (с указанием конкретной даты перехода);
  • приказ об утверждении нового рабочего плана счетов;
  • приказ о внесении соответствующих изменений в учетную политику организации;
  • приказ о внесении изменений в действующую в организации систему документооборота.
Приведем отдельные примеры (с комментариями) указанных распорядительных и нормативных документов организации.

Российская Федерация

г. Нижний Новгород

ООО "Эдельвейс"

от 01.11.2001 N 189

О переходе на новый План счетов

В связи с переходом с 01.01.2002 на План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать рабочую комиссию в следующем составе:

А.Д. Крайняя, главный бухгалтер - председатель;

В.С. Заволошина - зам. главного бухгалтера;

Л.Н. Лисютина - старший бухгалтер-экономист;

М.И. Чеплыгина - заведующая складом готовой продукции;

Ю.В. Сковородкин - инженер-программист.

2. Рабочей комиссии в срок до 05.11.2001 представить мне на утверждение план (программу) подготовительных мероприятий по переходу на новый План счетов.

3. Возложить на указанную в п. 1 комиссию исполнение необходимых организационно-технических мероприятий, связанных с переходом на новый План счетов.

Российская Федерация

г. Нижний Новгород

ООО "Эдельвейс"

от 05.11.2001 N 197

Об утверждении плана мероприятий по переходу на новый План счетов

Рассмотрев представленный рабочей комиссией план (программу) подготовительных мероприятий по переходу на новый План счетов,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Представленный план (программу) утвердить и принять к исполнению всеми указанными в нем службами и сотрудниками предприятия.

2. Осуществить переход на новый План счетов, начиная с отражения хозяйственных операций 01.01.2002.

Директор предприятия В.В. Звонарев

Утвержден Приказом от 05.11.2001 N 197

ПЛАН (ПРОГРАММА)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ПЕРЕХОДУ НА НОВЫЙ ПЛАН СЧЕТОВ

Наименование мероприятия

исполнения

Ответственное лицо (служба)

1. Пересмотр и утверждение нового рабочего плана счетов

Гл. бухгалтер

2. Определение корреспонденции счетов по операциям, совершаемым организацией

Зам гл. бухгалтера

3. Подготовка изменений и дополнений в учетную политику

Гл. бухгалтер

4. Модификация применяемых учетных регистров

Зам гл. бухгалтера

5. Пересмотр форм учетной документации

Зам гл. бухгалтера, зав. складом

6. Модернизация и настройка компьютерных автоматизированных систем учета

Инженер-программист

7. Обучение сотрудников бухгалтерии и служб, связанных с ведением складского, оперативного и управленческого учета, работе с новым Планом счетов (с представлением нового рабочего плана счетов или соответствующей выписки из него)

Гл. бухгалтер

8. Проведение инвентаризации имущества и обязательств

Гл. бухгалтер

9. Перенос остатков со счетов и субсчетов всех уровней действующего Плана счетов на счета и субсчета нового Плана счетов

Гл. бухгалтер

Главный бухгалтер ООО "Эдельвейс" А.Д. Крайняя

Прокомментируем отдельные положения утверждаемого плана подготовительных мероприятий.

1. Рабочий план счетов.

Естественно, что при переходе на новый План счетов организацией должен разрабатываться и новый рабочий план счетов, так как часть счетов действующего в организации в 2001 году рабочего плана счетов, составленного на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, аннулирована, некоторые счета изменили свое наименование, изменилась нумерация ряда счетов.

О необходимости составления рабочего плана счетов на основе нового Плана счетов говорится теперь и в Инструкции по его применению.

При переходе на новый рабочий план счетов организация имеет возможность еще раз проработать степень детализации учета, максимально приспособив его к целям и задачам бухгалтерского, управленческого и оперативного учета. Основные рекомендации здесь сводятся к следующему. Рабочий план счетов должен формироваться для отражения аспектов хозяйственной деятельности организации, которые имеются у нее на конец отчетного года, и учитывать те изменения, которые произойдут (или могут произойти) в 2002 году. Если организация "не угадает", то допускается (например, при появлении у нее в 2002 году новых видов деятельности) и в 2002 году внести соответствующие дополнения в уже утвержденный в рамках рассматриваемого перехода рабочий план счетов и положение по учетной политике.

Далее . Помимо отражения специфики деятельности организации, которую рабочий план счетов обеспечивает достаточным набором синтетических и аналитических счетов (субсчетов), рабочий план счетов должен обладать гибкостью, т.е. возможностью "встраивания" в него дополнительных позиций без кардинальной ломки этого плана в целом. Отрицательным примером здесь может служить неиспользование субсчета по какому-либо синтетическому счету ввиду отсутствия на сегодняшний момент потребности в дифференциации данного счета. Однако это может привести к серьезным проблемам при применении некоторых компьютерных систем бухгалтерского учета в том случае, когда необходимость такой дифференциации все-таки появится.

Отметим и то, что в соответствии с Инструкцией по применению нового Плана счетов для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином РФ вводить в рабочий план счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов типового Плана.

При необходимости в рабочий план счетов может быть введена отдельная система счетов для управленческой бухгалтерии (счета 30 - 39 ). В этом случае должны быть разработаны детальные процедуры увязки такой системы с показателями финансовой бухгалтерии.

Субсчета, предусмотренные в новом Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять в своем рабочем плане счетов содержание отдельных из них, исключать и обЪединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции к новому Плану счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, производственных запасов и т.д.).

Мы рекомендуем организации составить подробную инструкцию по применению разработанного рабочего плана счетов, содержащую корреспонденции счетов по отражаемым в учете организации (и прогнозируемым к отражению) хозяйственным операциям.

2. Определение корреспонденции счетов по операциям, совершаемым организацией.

Данная позиция плана мероприятий тесно увязана с предыдущей, так уже при составлении рабочего плана счетов бухгалтер должен продумывать предстоящие между ними корреспонденции. Этот вопрос является наиболее сложным, так как новый План счетов во многом изменяет устоявшуюся методологию учета.

Организация должна тщательно продумать и определить состав хозяйственных операций исходя из осуществляемых ею видов деятельности: текущей, инвестиционной, финансовой. При этом учитывается, что в зависимости от вида деятельности организации выручка от продажи относится либо к обычным видам деятельности, либо к операционным доходам и расходам, а также уточняется производственная структура организации, устанавливаются виды производства - основное, вспомогательные, обслуживающие производства и хозяйства, определяются обЪекты учета.

На основе полученной информации организация разрабатывает схемы корреспонденции счетов всех хозяйственных операций по участкам бухгалтерского учета: внеоборотным активам; заготовлению и использованию материально - производственных запасов; производственным затратам; выпуску и продаже готовой продукции (товаров, работ и услуг); расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками; определению финансовых результатов.

При этом в учете организации появляются новые для нее корреспонденции счетов, например, для отражения выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг), продажи других активов, расходов будущих периодов, долгосрочных финансовых вложений, расчетов по претензиям, имущественному и личному страхованию, с банками и другими заимодавцами по предоставленным организации кредитам и иным займам, дочерними, зависимыми и головными организациями. Кроме того, необходимо иметь в виду, что приведенные в Инструкции по применению нового Плана счетов схемы корреспонденций являются типовыми и не охватывают всего круга возможных хозяйственных и финансовых операций организации. Они включены в указанную Инструкцию в качестве ориентира. Если же в процессе хозяйственной деятельности организация встречается с операцией, корреспонденция счетов по которой не предусмотрена в данной Инструкции, то она должна составить собственную учетную запись, следуя общим методологическим подходам, установленным Инструкцией и другими нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет.

3. Подготовка изменений и дополнений в учетную политику.

Переход на новый План счетов сопровождается существенным изменением учетной политики организации, так как потребуется ее корректировка в вопросах, непосредственно связанных с применением Плана счетов. Например, может потребоваться внести изменения в порядок начисления амортизации по нематериальным активам; отражения в бухгалтерской отчетности запасов материальных ресурсов; классификации финансовых вложений на долгосрочные и краткосрочные; финансирования некоторых расходов; распределения прибыли.

Замена рабочего плана счетов в связи с переходом на новый План счетов может также затронуть правила организации документооборота и другие аспекты учета в организации, что должно найти отражение в ее приказе об учетной политике.

Бухгалтеру следует иметь в виду, что согласно Положению по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98 " организации", утвержденному Приказом Минфина РФ от 09.12.98 N 60н, произведенные в связи с переходом на новый План счетов изменения и дополнения в учетной политике организации должны быть отражены в пояснительной записке к отчету за 2001 год.

4. Модификация применяемых учетных регистров.

Модификация применяемых организацией учетных регистров обусловливается, во-первых, изменением методик учета отдельных видов имущества и операций и, во-вторых, перестройкой структуры счетного плана, повлекшей за собой изменения наименований и номеров синтетических счетов. Например, при ведении учета по единой журнально-ордерной форме, необходим пересмотр большинства журналов-ордеров (N 1, 2, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15) и вспомогательных ведомостей (N 1, 2, 7, 16) с точки зрения зафиксированных в них счетов первого порядка, аналитических позиций, а также взаимосвязи регистров (в связи с изменением корреспонденции счетов).

5. Пересмотр форм учетной документации.

Выполняя данный раздел программы перехода, следует еще раз пересмотреть формы первичной учетной документации, имея в виду, во-первых, возможное появление новых участков учетной работы (центров ответственности), а во-вторых, внося исправления в заранее пропечатываемые на бланках первичных документов коды корреспондирующих счетов.

љ6. Модернизация и настройка компьютерных автоматизированных систем учета.

Данный, крайне ответственный этап работы предполагает (помимо корректировки названий и номеров счетов) внесение существенных изменений в алгоритмы ряда учетных операций (например, в порядок формирования и распределения конечного финансового результата деятельности организации), а также проведение тщательной настройки и отладки применяемых организацией компьютерных автоматизированных систем бухгалтерского учета.

7. Обучение сотрудников бухгалтерии и служб, связанных с ведением складского, оперативного и управленческого учета, работе с новым Планом счетов (с представлением нового рабочего плана счетов или соответствующей выписки из него).

На данном этапе работы следует обратить особое внимание учетных работников на методологические особенности отражаемых в соответствии с новым Планом счетов на их участках хозяйственных операций. Учеба должна подготовить работников к проведению учетных операций по существующим, а также прогнозируемым хозяйственным операциям. Службы и сотрудники организации, связанные с ведением бухгалтерского учета, должны быть обеспечены новым рабочим планом счетов (или соответствующей выпиской из него), а также инструкцией по его применению, содержащей корреспонденции счетов по отражаемым в учете организации (и, возможно, прогнозируемым к отражению в ближайшее время) хозяйственным операциям.

8. Проведение инвентаризации имущества и обязательств.

Проведение инвентаризации имущества и обязательств организации при переходе на новый План счетов необходимо для подтверждения полноты и достоверности данных бухгалтерского учета в части остатков по счетам, подлежащим переносу на новые счета бухгалтерского учета. В ходе инвентаризации также возможно выявить и устранить имеющиеся недостатки при осуществлении бухгалтерского учета и контроля за сохранностью имущества организации. Инвентаризацию имущества и финансовых обязательств следует провести в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.95 N 49. При этом особое внимание следует обратить на инвентаризацию имущества, расчетов, обязательств, отраженных по тем счетам, остатки по которым переносятся на другие счета, либо по тем счетам, которые исключаются из Плана счетов. Это относится, в частности, к МБП, их износу, расчетам по полученным и выданным авансам, финансовым вложениям, расчетам по договорам простого товарищества и с дочерними и зависимыми обществами, оценочным резервам и т.д. Рекомендуется составить отдельные инвентарные описи на малоценные предметы, которые исходя из сроков их полезного использования подлежат переводу в состав основных средств или производственных запасов. Принятие обЪектов к учету в составе основных средств должно оформляться актами приемки-передачи по форме N ОС-1. На каждый такой обЪект должна быть заведена инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6).

9. Перенос остатков со счетов и субсчетов всех уровней действующего Плана счетов на счета и субсчета нового Плана счетов.

С учетом новой редакции Плана счетов, включающей в себя перегруппировку счетов по разделам Плана счетов, перераспределение, разделение или слияние операций по счетам учета, исключение отдельных счетов и введение новых счетов, возникает необходимость разработки схемы переноса данных со счетов действующего в организации рабочего плана счетов на счета вновь утвержденного рабочего плана счетов.

При переходе на новый План счетов с 01.01.2002 остатки по новым счетам на дату перехода будут являться одновременно и вступительными остатками по соответствующим статьям бухгалтерской отчетности.

Для закрытия старых счетов и формирования показателей счетов по новому Плану счетов перечень счетов и субсчетов, ранее применявшихся организацией, вначале сопоставляется с новым рабочим планом счетов организации. В результате такого анализа составляется таблица закрываемых и открываемых счетов. По каждому счету определяются остатки на дату перехода. Мы разделяем точку зрения ведущих специалистов, согласно которой при переходе от старого Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, к новому Плану счетов не следует выполнять корреспонденции (проводки) между соответствующими счетами старого и нового Планов счетов. Списание же остатков по старым счетам и перенос их на новые счета должен быть зафиксирован справкой бухгалтерии или другим аналогичным документом за подписями исполнителей и главного бухгалтера организации. В справке приводятся счета по старому Плану счетов, которые закрываются, и вновь открываемые счета по новому Плану счетов.

При закрытии счетов, переносе остатков и учете хозяйственных процессов в практической работе могут возникнуть следующие варианты:

    • сохранение номера счета. Со старого счета остатки переносятся на новый счет с прежним номером и наименованием, при этом по отдельным счетам наименование изменяется частично или полностью.
Это относится к счетам по учету:

Внеоборотных активов - 01 "Основные средства", 02 "Амортизация основных средств" (прежнее наименование - "Износ основных средств"), 03 "Доходные вложения в материальные ценности", 04 "Нематериальные активы", 05 "Амортизация нематериальных активов", 07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы" (прежнее наименование - "Капитальные вложения");

Производственных запасов - 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" (прежнее наименование - "Заготовление и приобретение материалов"), 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" (прежнее наименование - "Отклонение в стоимости материалов"), 19 "НДС по приобретенным ценностям";

Затрат на производство - 20 "Основное производство", 21 "Полуфабрикаты собственного производства", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства";

Готовой продукции и товаров - 41 "Товары", 42 "Торговая наценка", 45 "Товары отгруженные";

Денежных средств - 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" (прежнее наименование - "Расчетный счет"), 52 "Валютные счета" (прежнее наименование - "Валютный счет"), 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути", 58 "Финансовые вложения" (прежнее наименование - "Краткосрочные финансовые вложения");

В 2018 году вступают в силу новые Федеральные стандарты бухгалтерского учета для госсектора. Как стало известно, изменения в учете будут вводиться постепенно, в период с 2018 по 2020 год. Всего ожидается 29 новых стандартов . Нововведения влекут за собой ряд существенных изменений. Их цель - повысить эффективность работы госучреждений.

Первые пять стандартов приняты Минфином и зарегистрированы в Минюсте. Они вступят в силу с 1 января 2018 года. Это:

  • Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.
  • Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 259н.
  • Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.
  • Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н.
  • Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 260н.

Рис.1 Стандарты

В стандарте содержатся критерии и термины, по которым стоит различать актив, обязательства, чистый актив, доходы, расходы. Если один из критериев не выполняется, то объект считается не актив и тем самым подлежит учету за балансом.

Активы – это имущество учреждения или то, что приносит доход учреждению и используется в повседневной деятельности.

При ведении отчетности за 2017 год на балансе могут числиться только активы. Но к 2018 году бухгалтерии учреждения необходимо разобрать разделение имущества на актив и не актив. (рис.2). То же самое должно произойти с дебиторской задолженностью, ее нужно списать и убрать с баланса.


Рис.2.Разделение имущества

Что касается объектов, то они принимаются к бухгалтерскому учету или отражаются в этой отчетности при одновременном соблюдении условий. (рис.3)


Рис.3 Условия учета объектов

Если же стоимость объекта нельзя оценить, то в бухгалтерском учете он не признается. В таком случае информация о нем должна быть раскрыта в пояснительной записке к отчетности. Если одно из условий не было соблюдено, то объект сразу выбывает с балансового учета.

Понятие «справедливая стоимость

Еще одним изменением в учете в 2018 году является введение понятия «справедливая стоимость». Под справедливой стоимостью понимается цена на актив, по которой может быть осуществлен переход между независимыми сторонами сделки. (рис.4)


Рис.4. Методы справедливой стоимости

Зачастую бывает, что в инструкциях и стандартах нет указания, какой из методов применить. Это значит, учреждение может использовать тот метод, который позволит достоверно определить справедливую стоимость.

Метод выбирает само учреждение, если в инструкциях и стандартах такое не оговорено!

Характеристики информации в отчетности

В стандарте появились характеристики информации в отчетности, а также разъяснения, которым они должны отвечать:

  • уместность (релевантность);
  • существенность;
  • достоверное представление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок);
  • сопоставимость;
  • верификация;
  • своевременность;
  • понятность.

В состав ОС включаются активы культурного наследия. К ним могут относиться здания, в которых находятся учреждения, а также недвижимость, включая: объекты археологического наследия, произведения живописи, скульптуры, объекты науки и техники и иные предметы материальной культуры, обладающие значимой ценностью.

Порядок ведения учета по аренде

Для организаций госсектора принят иной порядок ведения учета по аренде. Если переданный актив арендодателя предоставляется на возмездной основе, то арендатору предоставляется рассрочка по выплате стоимости арендуемого актива. (рис.5) А также стандарт рекомендует считать ее по методу рыночных цен и не предполагает разделение финансирования.


Рис.5. Порядок ведения учета по аренде

Новые принципы приоритета содержания над формой

Еще одним важным изменением в учете в 2018 году стало то, что в стандарте будут закреплены принципы приоритета содержания над формой. Это означает, что вся информация об объектах бухгалтерского учета и фактах ее хозяйственной жизни должна быть представлена в точном соответствии с их экономической сущностью и правовой формой.

К чему должны подготовиться сотрудники учреждений госсектора?

В первую очередь, нужно быть готовыми к тому, что будут вводиться новые счета и субсчета в Единый план счетов, а также процесс заполнения документов немного изменится. Для этого необходимо с 2018 года загрузить новый ОКОФ и обновить редакцию.

Изменение в субсчетах единого плана счетов:

Перенос объектов ОС на другие субсчета (рис.6)


Рис.6. Перенос объектов ОС на другие субсчета

В Амортизации счета 104 субсчета меняются аналогично!

НМА счет 102 теперь будет подразделяться по видам:

А также добавляется счета:

  • 111.00 «Права пользования имуществом»
  • 114.00 «Обесценение активов»

Счет 401.00 (Финансовый результат) добавляется:

  • 401.11 «Доходы текущего финансового года»;
  • 401.18 «Доходы прошлых лет»;
  • 401.19 «Результат исправления ошибок по доходам».

Счет 401.20 (Расходы текущего финансового года)

  • 401.21 «Расходы текущего финансового года»;
  • 401.27 «Результат от оценки резервов»;
  • 401.28 «Расходы прошлых лет»;
  • 401.29 «Результат исправления ошибок по расходам».

Расширяется 120 (Доходы от собственности) КОСГУ теперь он содержит перечень:

  • 121 «Доходы от операционной аренды»;
  • 122 «Доходы от финансовой аренды»;
  • 123 «Природоресурсные (рентные) платежи»;
  • 124 «Проценты по депозитам»;
  • 125 «Проценты по заимствованиям»;
  • 126 «Проценты по иным финансовым инструментам»;
  • 127 «Дивиденды от объектов инвестирования»;
  • 128 «Доля в прибыли (убытке) объектов инвестирования»;
  • 129 «Доходы от участия в иных организациях»;
  • 12Т «Доходы от простого товарищества»;
  • 12К «Доходы от концессионной платы».

При начислении амортизации специалистам нужно быть внимательными, так как в связи с изменениями в учете в 2018 году появятся еще два подраздела начисления амортизации. (рис.7)


Рис.7.Подразделы начисления амортизации

Стоит быть внимательными, так как только для БГУ используются два новых метода (методом уменьшаемого остатка и метод пропорционально объему продукции). Доначисление амортизации, а также списание на забалансовые счета объектов ОС пока что не требуется.

Что касается инвентарных объектов, то единицей учета, как известно, является инвентарный объект. К объекту ОС инвентарного объекта относятся все то, что было ранее и добавляется еще один пункт - комплекс объектов ОС . Это разнородные объекты, срок использования которых одинаков, а стоимость не является существенной. А в структурной части объекта ОС можно самостоятельно определить период поступления экономических выгод.

В связи с изменениями в учете в 2018 году на весь комплекс нужно будет открывать только одну отдельную инвентарную карточку (0504031) при разнородных объектах ОС. Например, кабинет в государственном учреждении, в котором находятся стулья, столы, компьютеры. Все ОС будут учитываться как один инвентарный объект, в учете для которого заводится одна инвентарная карточка.

Учет доходов от аренды у арендодателя переходит на счет 401.40 (Доходы будущих периодов), а счет учета прав пользования арендованным имуществом числится на счете 111.00 (Права пользования имуществом) (рис.8)


Рис.8 Учет доходов от аренды у арендодателя

Выводы

Сотрудникам учреждений госсектора предстоит глобальная работа в следующем году. 2018 год привнесет новые изменения в учете и будет активным. Главным бухгалтерам нужно быть внимательными ко всем тонкостям перехода на новые стандарты. Следует обратить особое внимание на корректность ведения учета в информационной базе и привести все дела в порядок. В противном случае, ошибки и неточности чреваты штрафами и проверками.

Но не стоит отчаиваться. До вступления нововведений в силу еще есть время. Если вам потребуется помощь или консультация, вы всегда можете обратиться к специалистам нашей компании.