Пользователями бухгалтерской отчетности могут быть. Внутренние и внешние пользователи бухгалтерской отчетности

Пользователи бухгалтерской отчетности это юридические или физические лица, заинтересованные в информации об организации (ПБУ 4/99).

Предприятия всех организационно-правовых форм в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ представляют бухгалтерскую отчетность следующим пользователям:

    Собственникам предприятия (участникам, учредителям, акционерам) в соответствии с учредительными документами.

    Органу государственной налоговой службы по месту регистрации предприятия.

    Территориальным органам государственной статистики по месту регистрации предприятия (только годовую отчетность согласно приказу Росстата от 12.08.08 №185).

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

    Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям в соответствии с законодательством.

Все пользователи отчетности делятся на внешних и внутренних. К внутренним пользователям относят в основном собственников предприятия, администрацию и работников предприятия.

Необходимо отметить, что в новых условиях хозяйствования значительно расширилось число пользователей отчетной информации. Кроме вышеперечисленных внешних пользователей бухгалтерской отчетности, к их числу еще относятся инвесторы, кредиторы предприятия, поставщики, клиенты, общественность и т.д. Такое положение изменяет роль бухгалтерской отчетности, которая превращается в уникальный источник достоверной и надежной финансовой информации о показателях хозяйственной деятельности организации.

ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривает два формата представления отчетности:

    бумажный;

    электронный.

В первом случае бухгалтеру или представителю организации необходимо передать отчетность налоговому инспектору непосредственно в руки или отправить по почте. Представитель организации может быть законный или уполномоченный. Законный представитель может быть указан учредительных документах, а уполномоченный должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых органах.

Если отчетность отравляют по почте, необходимо сделать опись вложения.

Для сдачи отчетности в электронном виде нужно получить согласие пользователей, которым она представляется. Отчетность можно предоставить по электронной почте или на дискетах. При этом отчетность должна быть представлена в особом формате согласно приказу МНС РФ от 25.03.2002 № БГ-3-13/149. Юридическую силу подписи отчетности в электронном виде подтверждает электронная цифровая подпись (ЭЦП). Порядок ее применения установлен Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Предприятия обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, а квартальную – в течение 30 дней по окончании квартала. Конкретная дата предоставления отчетности устанавливается учредителями в пределах сроков, установленных законодательством. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании года.

Датой представления бухгалтерской отчетности считается день фактической передачи ее по принадлежности или дата ее почтового отправления. Если дата представления отчетности совпадает с выходным днем (нерабочим), то срок представления отчетности переносится на следующий за ним рабочий день. Подтвердить дату представления отчетности в электронном виде можно на основании квитанции, которую высылает по электронной почте налоговый инспектор после получения отчетности. При сдаче отчетности на дискете отметка делается налоговым инспектором на бумажном варианте. Хранить такую отчетность нужно не менее 5 лет.

Уровень развития рыночных отношений и финансового рынка будет одним из основных факторов, влияющих на информативность отчетности.

Российская экономическая система все еще находится в стадии формирования, что приводит к тому, что потребности основных пользователей отчетности не проработаны.

Стоит сказать - пользователь — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

Стоит сказать - пользователи бухгалтерской информации делятся на две группы:

1. Внутренние пользователи, такие как администрация организации, руководители подразделений, служащие, менеджеры, имеют ϲʙᴏбодный доступ ко всей необходимой и полезной для управления информации (данные управленческого и финансового учета) и несут ответственность за принимаемые решения.

2. Внешние пользователи функционируют вне организации, и их следует разбивать на следующие подгруппы:

  • с прямым финансовым интересом;
  • с косвенным финансовым интересом;
  • без финансового интереса.

Стоит сказать - пользователи с прямым финансовым интересом - участники (собственники) организации, настоящие и потенциальные инвесторы и кредиторы (в т.ч. поставщики), а также кредитующие банки, кᴏᴛᴏᴩые на базе отчетной информации разрабатывают варианты предоставления займов, определяют вероятность и сроки их возврата. Прямой интерес пробудет в заинтересованности пользователя результатами деятельности организации. Предмет анализа ϶ᴛᴏй подгруппы — финансовое положение фирмы, результаты ее работы, ликвидность баланса.

Стоит сказать - пользователи с косвенным финансовым интересом представлены налоговыми и финансовыми органами, обслуживающими банками, страховыми компаниями, профсоюзами и т.д. К ϶ᴛᴏй подгруппе также можно отнести заказчиков, интересующихся информацией о перспективах функционирования предприятия. Косвенный интерес связан с заинтересованностью в существовании организации и продолжении ее деятельности в будущем.

Стоит сказать - пользователи без финансового интереса (органы статистики, арбитраж, аудиторские фирмы, биржи) Стоит сказать - пользователи ϶ᴛᴏй подгруппы проявляют интерес к отчетной информации с целью:

  • проверки законности совершаемых операций (арбитраж, аудиторские фирмы);
  • получения статистической информации для пополнения данных макроуровня путем обобщения показателей отчетности отдельных организаций (федеральная служба государственной статистики) Отметим, что каждый из пользователей финансовой отчетности имеет ϲʙᴏи
  • информационные потребности.

Руководство организации для принятия стратегических и тактических управленческих решений повседневно использует информацию о деятельности экономического субъекта.

Работники организации, как пользователи финансовой отчетности, заинтересованы в информации, кᴏᴛᴏᴩая позволяет им оценить способность компании обеспечить заработную плату, систему премиальных вознаграждений и пенсионного обеспечения, другие социальные льготы, возможности дальнейшего трудоустройства.

Собственникам организации (полным товарищам, акционерам, пайщикам и т.д.) учетная информация необходима для оценки финансовых перспектив организации в будущем и возможности получения дохода.

Инвесторы, вкладывающие ϲʙᴏй капитал, желают получить представление об уровне дивидендных выплат, о риске, связанном с инвестициями, и о доходе на них и, варьируя содержимым ϲʙᴏих портфелей ценных бумаг, стараются минимизировать ϶ᴛᴏт риск.

Кредиторов интересует информация об условиях кредитования фирмы, позволяющая им оценить способность организации ϲʙᴏевременно погашать основной долг и проценты по нему в перспективе.

Заимодавцев интересует информация, будут ли выплачены причитающиеся проценты в срок.

Коммерческие клиенты (поставщики и покупатели) заинтересованы в коммерческих связях. Поставщиков волнует, будут ли ϲʙᴏевременно и полно осуществляться расчеты, выполняться контрактные обязательства. Покупателей интересует информация о стабильности компании.

Налоговые и финансовые органы имеют право получать не только отчетную. но и всю другую учетную информацию, необходимую для проверки правильности уплаты налогов и сборов.

Правительственные органы наделены правами получения дополнительной информации. Стоит заметить, что они заинтересованы в распределении ресурсов. Им также требуется информация для того, ɥᴛᴏбы регулировать деятельность компаний, определять налоговую политику, распределять национальный доход.

Можно выделить также такого пользователя отчетной информации. как общественность. Общественность может включать наемных работников, клиентов, нал о го плательщиков, участников пенсионных схем, кᴏᴛᴏᴩые приобрели ценные бумаги компании, и прочих, заинтересованных в публикуемой информации лиц (финансовые аналитики, журналисты, конкуренты) Можно утверждать, что общественность в целом имеет право на получение информации о деятельности организаций, существующих в рамках экономической системы. Ее интересует благосостояние компании и диапазон сферы деятельности, что крайне важно для оценки возможного вклада компании в развитие общества. В некᴏᴛᴏᴩых случаях информация предоставляется напрямую членам профсоюзов, если предполагается расширение или сокращение штата, и т.п. Прочие заинтересованные лица и организации, непосредственно или опосредованно участвующие в капитале организации, ожидают, что деятельность продолжится, и они получат доход.

Англо-американо-голландскую модель (учетная система отличается максимальной степенью раскрытия информации, прежде всего для инвесторов и кредиторов; учетные стандарты разрабатываются при активном участии профессиональных организаций);

Континентальную модель (большая часть стран Европы. Япония, с определенной долей условности и Россия; наличие законодательного регулирования бухгалтерского учета; отчетность ориентирована на удовлетворение информационных потребностей налоговых и иных органов государственного регулирования);

Южноамериканскую модель (ориентация учетной системы на высокий уровень инфляции; финансовая система нацелена на государственные потребности, прежде всего налоговые, и строго регламентирована)

Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности

В условиях рыночной экономики любая коммерческая организация стремится к извлечению экономических выгод. Именно целевая направленность является существенной в деловой активности организации, это же обстоятельство признается важнейшим с точки зрения условий формирования финансовых ресурсов любой организации, ее финансового капитала. Все заинтересованные лица могут быть рассмотрены как потенциальные инвесторы.

Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учете и отражаемой в бухгалтерской отчетности, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации, обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также желающие изучать эту информацию.

Физические и юридические лица, являющиеся пользователями информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, условно делятся на две основные группы - внутренние и внешние (рис. 1.1).

Внутренние пользователи ведут свою деятельность в рамках данного экономического субъекта. Информация бухгалтерской отчетности используется ими прежде всего для обоснования и принятия различных управленческих решений, для разработки стратегии и тактики функционирования и развития организации. Внутренние пользователи, в отличие от внешних, располагают возможностью использовать данные не только бухгалтерской отчетности, но и бухгалтерского, оперативного и статистического учета. Для внешних пользователей эта информация недоступна, так как составляет коммерческую тайну организации.

Рис. 1.1. Состав внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности

С точки зрения информационных потребностей внутренних пользователей следует отметить, что им необходима информация о текущем и перспективном финансовом состоянии организации и о финансовых результатах ее деятельности в разрезе различных отраслевых и географических сегментов. Работники заинтересованы в информации о стабильности и прибыльности работодателей; способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест.

Внешние пользователи в своей деятельности обособлены по отношению к данному экономическому субъекту, но нуждаются в информации о нем. Они могут иметь прямой или косвенный финансовый интерес к данной организации.

Прямой финансовый интерес пользователей, как правило, связан с уже осуществленными или планируемыми инвестициями. Пользователи с прямым финансовым интересом - это собственники, настоящие и потенциальные инвесторы, кредитующие банки, поставщики организации. Они заинтересованы в информации о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций; возможности и целесообразности распоряжаться инвестициями; способности организации выплачивать дивиденды. Поставщики и подрядчики заинтересованы в информации о платежеспособности организации, позволяющей своевременно погасить обязательства.

Косвенный финансовый интерес возникает, когда у пользователей нет прямой финансовой заинтересованности в результатах деятельности организации, но в силу возложенных на них контрольных функций или хозяйственных связей их интересует отчетная информация для определения перспектив сотрудничества. К данной группе относятся налоговые и финансовые органы, которые контролируют сбор налогов и формирование бюджетов различных уровней. Они заинтересованы в информации о налогооблагаемых показателях, которые в основной своей массе формируются в бухгалтерском учете и отражаются в том числе в бухгалтерской отчетности. Обслуживающие банки и страховые организации на основании отчетных данных оценивают возможность заключения договоров по расчетно-кассовому обслуживанию и договоров страхования. Правительственные органы заинтересованы в информации по осуществлению возложенных на них функций: распределению ресурсов, регулированию экономики, разработке и реализации общегосударственной политики. Покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации. Аудиторские организации подтверждают достоверность бухгалтерской отчетности, а так как их услуги являются платными, то присутствует косвенный финансовый интерес в информации о финансовом положении и финансовых результатах клиентов.

Отдельную группу внешних пользователей бухгалтерской отчетности составляют пользователи без финансового интереса - органы статистики, арбитраж, биржи. Сбор и обработка отчетных данных являются обязательным атрибутом деятельности этих пользователей, возложенными на них обязанностями, выполнение которых не связано с прямым или косвенным финансовым интересом.

Информационные потребности внешних пользователей бухгалтерской отчетности в силу их многочисленности различаются. Но все внешние пользователи ориентируются, как правило, на публичную бухгалтерскую отчетность или, как ее еще называют, бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Она доступна пользователям, не содержит сведений, относящихся к коммерческой тайне, и унифицирована по объему информации.

На основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности заинтересованные пользователи анализируют имущественное и финансовое положение организации, ее платежеспособность, финансовые результаты, эффективность деятельности и использования ресурсов. Таким образом, бухгалтерская (финансовая) отчетность позволяет в основном удовлетворить информационные запросы всех групп пользователей, что предъявляет особые требования к ее содержанию и порядку формирования.

Уровень развития рыночных отношений и финансового рынка является одним из основных факторов, влияющих на информативность отчетности.

Российская экономическая система все еще находится в стадии формирования, что приводит к тому, что потребности основных пользователей отчетности не проработаны.

Пользователь — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

Пользователи бухгалтерской информации делятся на две группы:

1. Внутренние пользователи, такие как администрация организации, руководители подразделений, служащие, имеют свободный доступ ко всей необходимой и полезной для управления информации (данные управленческого и финансового учета) и несут ответственность за принимаемые решения.

2. Внешние пользователи функционируют вне организации, и их следует разбивать на следующие подгруппы:

  • с прямым финансовым интересом;
  • с косвенным финансовым интересом;
  • без финансового интереса.

Пользователи с прямым финансовым интересом - участники (собственники) организации, настоящие и потенциальные инвесторы и кредиторы (в том числе поставщики), а также кредитующие банки, которые на основе отчетной информации разрабатывают варианты предоставления займов, определяют вероятность и сроки их возврата. Прямой интерес проявляется в заинтересованности пользователя результатами деятельности организации. Предмет анализа этой подгруппы — финансовое положение фирмы, результаты ее работы, ликвидность баланса.

Пользователи с косвенным финансовым интересом представлены налоговыми и финансовыми органами, обслуживающими банками, страховыми компаниями, профсоюзами и т.д. К этой подгруппе также можно отнести заказчиков, интересующихся информацией о перспективах функционирования предприятия. Косвенный интерес связан с заинтересованностью в существовании организации и продолжении ее деятельности в будущем.

Пользователи без финансового интереса (органы статистики, арбитраж, аудиторские фирмы, биржи). Пользователи этой подгруппы проявляют интерес к отчетной информации с целью:

  • проверки законности совершаемых операций (арбитраж, аудиторские фирмы);
  • получения статистической информации для пополнения данных макроуровня путем обобщения показателей отчетности отдельных организаций (федеральная служба государственной статистики). Каждый из пользователей финансовой отчетности имеет свои
  • информационные потребности.

Руководство организации для принятия стратегических и тактических управленческих решений повседневно использует информацию о деятельности экономического субъекта.

Работники организации, как пользователи финансовой отчетности, заинтересованы в информации, которая позволяет им оценить способность компании обеспечить заработную плату, систему премиальных вознаграждений и пенсионного обеспечения, другие социальные льготы, возможности дальнейшего трудоустройства.

Собственникам организации (полным товарищам, акционерам, пайщикам и т.д.) учетная информация необходима для оценки финансовых перспектив организации в будущем и возможности получения дохода.

Инвесторы, вкладывающие свой капитал, желают получить представление об уровне дивидендных выплат, о риске, связанном с инвестициями, и о доходе на них и, варьируя содержимым своих портфелей ценных бумаг, стараются минимизировать этот риск.

Кредиторов интересует информация об условиях кредитования фирмы, позволяющая им оценить способность организации своевременно погашать основной долг и проценты по нему в перспективе.

Заимодавцев интересует информация, будут ли выплачены причитающиеся проценты в срок.

Коммерческие клиенты (поставщики и покупатели) заинтересованы в коммерческих связях. Поставщиков волнует, будут ли своевременно и полно осуществляться расчеты, выполняться контрактные обязательства. Покупателей интересует информация о стабильности компании.

Налоговые и финансовые органы имеют право получать не только отчетную. но и всю другую учетную информацию, необходимую для проверки правильности уплаты налогов и сборов.

Правительственные органы наделены правами получения дополнительной информации. Они заинтересованы в распределении ресурсов. Им также требуется информация для того, чтобы регулировать деятельность компаний, определять налоговую политику, распределять национальный доход.

Таблица 1. Пользователи бухгалтерской отчетности, их интересы и цель анализа финансовой отчетности

Группа пользователей финансовой информации

Потребность в информации, позволяющей определить:

Направления анализа финансовой отчетности

Собственники

Уровень доходности капитала и финансовой устойчивости; направления разработки финансовой стратегии компании

Рентабельность, структура капитала; выявление денежных доходов; возможности мобилизации внутренних ресурсов; направления снижения себестоимости продукции; оптимальное распределение и использование прибыли; определение потребности в оборотных средствах; рациональное использование капитала предприятия

Работники и их представители

Стабильность и прибыльность работодателя; способность организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест

Степень участия в распределении прибыли, заработанной организацией

Поставщики и подрядчики

Будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы

Платежеспособность

Кредиторы и заимодавцы

Будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации кредиты и займы и выплачены соответствующие проценты

Ликвидность, платежеспособность, способность организации генерировать положительный денежный поток

Налоговые органы

Поступление налоговых платежей в федеральный и местные бюджеты

Анализ показателей, формирующих налоговую базу организации

Инвесторы и их представители

Текущую и будущую стоимость организации;

рискованность и доходность предполагаемых или осуществленных инвестиций; возможность и целесообразность распоряжаться инвестициями; способность организации выплачивать дивиденды

Риски на вложенный капитал; эффективность ведения текущей, финансовой, инвестиционной и прочей деятельности, посредством определения суммы денежных потоков, генерируемых предприятием в прогнозном и продленном периоде с учетом всех его активов и за вычетом обязательств

Менеджеры

Значения ключевых финансовых показателей, установленных руководством компании для каждого уровня управления

Анализ факторов, повлиявших на формирование достигнутого уровня ключевых финансовых показателей

Покупатели и заказчики

Возможности продолжения деятельности организации

Платеже- и конкурентоспособность

Общественность в целом

Роль и вклад организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях

Анализ социальных показателей отчетности

Можно выделить также такого пользователя отчетной информации, как общественность. Общественность может включать наемных работников, клиентов, нал о го плательщиков, участников пенсионных схем, которые приобрели ценные бумаги компании, и прочих, заинтересованных в публикуемой информации лиц (финансовые аналитики, журналисты, конкуренты). Можно утверждать, что общественность в целом имеет право на получение информации о деятельности организаций, существующих в рамках экономической системы. Ее интересует благосостояние компании и диапазон сферы деятельности, что необходимо для оценки возможного вклада компании в развитие общества. В некоторых случаях информация предоставляется напрямую членам профсоюзов, если предполагается расширение или сокращение штата, и т.п. Прочие заинтересованные лица и организации, непосредственно или опосредованно участвующие в капитале организации, ожидают, что деятельность продолжится, и они получат доход.

Англо-американо-голландскую модель (учетная система отличается максимальной степенью раскрытия информации, прежде всего для инвесторов и кредиторов; учетные стандарты разрабатываются при активном участии профессиональных организаций);

Континентальную модель (большая часть стран Европы. Япония, с определенной долей условности и Россия; наличие законодательного регулирования бухгалтерского учета; отчетность ориентирована на удовлетворение информационных потребностей налоговых и иных органов государственного регулирования);

Южноамериканскую модель (ориентация учетной системы на высокий уровень инфляции; финансовая система нацелена на государственные потребности, прежде всего налоговые, и строго регламентирована).

Пользователей бухгалтерской отчетности по отношению к хозяйствующему субъекту можно разделить на внутренних и внешних.

Внешние пользователи, исходя из степени заинтересованности, подразделяются на пользователей, имеющих прямые финансовые интересы и косвенные, которые прямо и непосредственно не заинтересованы в финансовой деятельности предприятия, но изучение отдельных финансовых показателей предприятия представляет для них определенный интерес.

Пользователи с прямым финансовым интересом:

Потенциальные собственники предприятия;

Государство в лице налоговых органов, проверяющих правильность исчисления налогооблагаемой базы для расчета налогов;

Действующие и потенциальные кредиторы, интересующиеся информацией с точки зрения оценки финансового состояния предприятия, возможностей предоставления кредитов и займов, их обеспеченности и своевременности возврата;

Покупатели, определяющие перспективы работы с данным предприятием, являющимся поставщиком выполняемых работ и оказываемых услуг.

Пользователи с косвенным финансовым интересом:

Органы статистики, использующие информацию для статистического обобщения по отраслям и исследования динамики развития народного хозяйства; в эту же группу относятся органы в лице Федерального Совета финансового оздоровления экономики, Министерства антимонопольной политики, Фонда Имущества;

Аудиторские и другие контролирующие службы, осуществляющие проверку достоверности показателей отчетности для защиты интересов государства и инвесторов;

Консультанты, выполняющие консультационные услуги в целях выработки рекомендаций для повышения эффективности хозяйствования.

Внутренние пользователи

Представителями этой группы являются:

Управленческие службы предприятия как по горизонтали, так и по вертикали (менеджеры всех уровней, администраторы);

Действительные собственники и совладельцы.

Для обеспечения жизнедеятельности и конкурентоспособности предприятия менеджеры всех уровней, администраторы, действительные собственники и совладельцы, осуществляющие управление его деятельностью, должны иметь, кроме финансовой отчетности, оперативную экономическую учетно-аналитическую информацию.

Такая оперативная информация максимальн о приближена по времени и условиям производства, обладающая достаточным уровнем информативности и аналитичности для решения конкретных управленческих задач и закрытую для внешних пользователей в целях соблюдения коммерческой тайны.

4. Состав, порядок и сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Состав годовой бухгалтерской отчетности определен Законом № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99, а конкретный перечень форм, сроки и адреса представления зависят от длительности охватываемых отчетностью периодов.

Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (п. 49 ПБУ 4/99).

Годовая включает (п.1 ст.14 ФЗ 3 402-ФЗ):

Бухгалтерский баланс;

Отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках);

Приложения к ним (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и другие пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках).

В состав годовой бухгалтерской отчетности в Законе № 402-ФЗ не включены аудиторское заключение и пояснительная записка.

Фактически аудиторское заключение не является отчетностью субъекта, а подтверждает ее достоверность. Если организация подлежит обязательному аудиту бухгалтерской отчетности, то к отчетности должна прилагаться итоговая часть аудиторского заключения (п. 41 ПБУ 4/99).

Что же касается пояснительной записки, то ее формирование, как пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, регулируется ПБУ 4/99.

Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Организации - субъекты малого предпринимательства вправе формировать все формы бухгалтерской отчетности.

Некоммерческие организации в состав годовой бухгалтерской отчетности включают: бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним (ч. 2 ст. 14).

Если у организации есть дочерние и зависимые общества, то она обязана помимо собственного бухгалтерского отчета составлять сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ, находящихся как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.