Программа территории опережающего развития. Территория опережающего развития: создание, льготы, закон. Территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации

Территории опережающего развития, список которых будет приведен далее, стали еще одной попыткой руководства страны пойти по китайскому пути. Он предполагает формирование особых районов, так называемых экономических локомотивов. Далее рассмотрим, что собой представляют территории опережающего развития в России и для чего они нужны.

Историческая справка

В начале 90-х в правительстве был предложен перечень территорий опережающего развития. Однако, как показывает история, разработанные программы так и не были до конца реализованы. В 1991 году был принят закон, регулирующий приток иностранных инвестиций в отечественную экономику. Его положения устанавливали для некоторых зарубежных предпринимателей определенные льготы. В частности, предполагалась упрощенная процедура регистрации, сниженные ставки налогообложения, долгосрочная аренда по невысокой цене, и уменьшение С 1996 года в стране стали создаваться ОЭЗ. Так, первая особая зона была сформирована в Калининградской обл., вторая - в Магаданской. Для последней была разработана программа до 31 декабря 2014 года. Однако успехов ее реализации нет. Также был принят законопроект по особой зоне в пределах Байкало-Амурской ж/д магистрали. Судьба программы также неизвестна.

Развитие на начальном этапе

Из созданных 17 особых зон успешными стали всего 6. Самыми проблемными оказались туристические районы. Как отмечал гендиректор ОАО "ОЭЗ" Третьяков, это было связано с неверно выбранной методикой. По факту с инвестором ничего не обсуждалось, ему не предоставлялось право выбрать место для реализации программы. Кроме того, недостаточно активно развиваются и портовые зоны. Эксперты предполагают, что это может быть связано с нежеланием самих регионов заниматься их продвижением.

Новый виток

Несмотря на неудачи, эволюция особых зон продолжилась. В настоящее время некоторые ОЭЗ могут расшириться до регионального уровня. Особые зоны считаются достаточно гибким инструментом привлечения финансовых средств в экономику. Во время президентства Медведева был принят Закон, положения которого регулировали образование и функционирование зон территориального развития. Таким образом, было введено новое понятие. ЗТР представляет собой часть субъекта, где формируются благоприятные условия для деятельности инвесторов. Целью таких зон выступало ускорение социально-экономического становления региона. Создание благоприятных условий предполагало предоставление инвесторам государственной поддержки. Однако она выглядела по программам несколько скромнее, чем это предусматривалось в проекте 1991 года. Управление такими зонами должно было осуществляться специально сформированной администрацией. В настоящее время в 20 регионах созданы ЗТР.

Четвертая попытка

На одном из своих выступлений перед Федеральным Собранием президент Путин предложил создать территории опережающего развития. Список уже существующих районов он дополнил еще рядом местностей. При этом президент выделил приоритетные направления. В частности, особого внимания, по его словам, заслуживала удаленная от центра территория опережающего развития - Дальний Восток. В числе областей, требующих инвестирования, президент также назвал Сибирь, в частности, Хакассию и Красноярский край. Главой государства были также предложены условия, за счет которых территория опережающего развития будет привлекательна для инвесторов. В частности, речь шла о пятилетних льготной ставке страховых отчислений, упрощенной процедуре прохождения таможни, подключения к электросети, получения разрешений на строительство. Кроме этого, должна быть разработана четкая программа, в соответствии с которой будет действовать территория опережающего развития. Дальний Восток требует возведения сопутствующей инфраструктуры. Эта задача будет реализовываться за счет соответствующего Фонда.

В чем различие между ОЭЗ и ТОР?

Территория опережающего развития, в соответствии с нормативными актами, имеет несколько иной статус, нежели особая зона. Не допускается создание таких районов на одной местности. Как таковых отличий территория опережающего развития от ОЭЗ не имеет. Единственной, пожалуй, разницей можно считать продолжительность функционирования. Так, 20 лет должна действовать особая зона, 12 лет - территория опережающего развития.

Законопроект: общие сведения

Его действие направлено на установление правового режима для рассматриваемых районов. Нормативно определены меры поддержки предприятий-инвесторов. Кроме того, ФЗ "О территориях опережающего развития" регулирует все прочие отношения, которые касаются этих районов.

Установленное определение

Территория опережающего развития - это район ДВФО, на котором установлены специальные правовые режимы для осуществления предпринимательской и прочей деятельности. Формирование этой зоны выполняется за счет федерального и местного бюджетов, а также прочих источников. Нормативным актом установлен особый порядок образования территории опережающего развития. Приморский край приобретает особый статус. В соответствии с ним определяется юридическое положение резидентов и специфика осуществления ими коммерческой и прочей деятельности.

Правовой режим

Закон о территориях опережающего развития устанавливает:

  • Льготные ставки по арендной плате.
  • Особый порядок пользования землей.
  • Льготы по налогам и страховым выплатам.
  • Особый порядок проведения государственного контроля, муниципального надзора.
  • Льготный режим подключения к различным объектам инфраструктуры.
  • Предоставление особых государственных услуг.
  • Использование режима свободной таможенной территории.
  • Возможность привлечения в льготном и ускоренном порядке иностранного квалифицированного персонала.
  • Использование санитарных и технических регламентов по примеру наиболее развитых государств ОЭСР.

Административный аппарат

Закон о территориях опережающего развития устанавливает специфические полномочия для органов госвласти. В пределах районов должны действовать особые подразделения исполнительных и прочих органов (ФНС, МЧС, МВД и так далее). За счет установления специального порядка будет повышен общий уровень администрирования региона по примеру аналогичных зон в зарубежных странах.

Льготы

С 2014 года в Иркутской области, Забайкалье, на Дальнем Востоке и в Бурятии введен особый налоговый режим. Было запланировано снижение НДФЛ до 7%, налога на прибыль - до десяти. При этом в течение первых пяти лет предполагалось сделать последний нулевым. Однако в данном случае эксперты отметили некоторое противоречие. В частности, Медведев указывал на особый налоговый режим, который должен был быть направлен на стимулирование несырьевого экспорта. Ряд правительственных мер, в свою очередь, затрагивал налог на добычу руды черного и цветного металла, угля, золота. На настоящий момент не выработано единого направления. Это создает определенные возможности для деятельности "групп влияния".

Перенос предприятий

После того как Медведев объявил об усилении полномочий Минвостокразвития, это ведомство, воспользовавшись возможностью, предложило передать в ведение государства все акции Фонда по развитию Байкальского и Дальневосточного регионов. Фактически он выступает как дочернее предприятие Внешэкономбанка. Таким образом, передача акций означала бы только перераспределение ресурсов. Вместе с этим министерство выдвинуло предложение о формировании дополнительных институтов. В частности, речь шла об ОАО "Дальний Восток", "Агентства по поддержке экспорта и привлечения инвестиций в ДВФО", а также АНО "Агентстве по развитию трудовых ресурсов".

В итоге вместе с предполагаемым закрытием особой экономической зон в Магаданской области и Совгавани в Хабаровском крае, можно отметить вытеснение Минэкономразвития с территории ДВФО. Имеющиеся ресурсы, таким образом, будут сконцентрированы в руках Минвостокразвития.

Объем инвестиций и трудоустройство

Для развития Дальневосточного региона требуется порядка 3.3 млрд р. Эта цифра установлена на период до 2020 года. Из нее порядка 170 млрд р. планировалось выделить на 2014 год. Эксперты отмечали начало борьбы за выделяемые средства в федеральном центре. Само же правительство отдает предпочтение на сегодняшний день Минвостокразвитию. Однако некоторые крупные государственные компании, вероятно, не хотят этого. Одной из запланированных мер выступает трудоустройство персонала предприятий моногородов. В частности, имеются в виду сотрудники АвтоВАЗа. Кроме этого, вводится отсрочка от армии для жителей ДВФО и граждан, переехавших туда.

Выводы

Теоретически, как отмечают эксперты, при воплощении всех либо хотя бы большей части предполагаемых мер Дальневосточный регион может превратиться в принципиально отличную от остальных территорию с особым административным и налоговым статусом. Некоторые специалисты даже говорят о том, что ДВФО может стать аналогом Гонконга. Однако будет ли это реализовано на практике, пока не ясно. На настоящий момент не отмечается даже предпосылок к чему-либо, напоминающему концепцию "одно государство - две системы". Скептики полагают, что территория опережающего развития может так и остаться в планах, подобно нацпроектам, удвоению ВВП и прочим нереализованным программам.

Мнения и предложения

Как отмечал правительство государства намеревается конкурировать даже с недавно образованными территориями опережающего развития в Корее, Японии, Китае. На одном из совещаний Министерства была представлена новая концепция по организации внебюджетного поступления средств в Забайкальский регион и ДВФО. На совещании также выступили ученые. Они предложили совершенствовать развитие геологоразведки, формировать терминалы и прочее. Одно из предложений исследователей было воспринято как практически революционное. В частности, ученые высказались о создании фондов развития Дальневосточного региона и Сибири, в которых концентрировалось бы 20-25% от всей экспортной прибыли добытого сырья без ее передачи в "центр". Эту идею озвучил Владислав Иноземцев. Позднее ее выдвинул на правительственном совещании Игорь Слюняев (министр по региональному развитию).

Экспертами было абсолютно обосновано отмечено, что для успешной реализации поставленных задач должны быть приняты стратегически концептуальные документы. Серди прочих предложений министерства по прозвучала идея о совершенствовании транспортной сети, на что должно было выделяться 300 млрд руб. Кроме того, внимание правительственных деятелей было обращено и на Магаданскую область. Так, было предложено построить на ее территории (в бухте Провидения или в самом Магадане). Вместе с этим министерство транспорта начало готовить необходимые поправки в положения Налогового кодекса. Они должны предусматривать компенсации издержек портовых операторов, которые будут иметь место в случае строительства портовых пропускных пунктов, значительно ускоряющих обработку грузов.

В заключение

Несмотря на предыдущие неудачи, сегодня правительство заявляет о четком намерении довести начатое до конца. Закон о новых территориях еще требует доработок. Однако он уже определяет основные аспекты, касающиеся формирования и последующего функционирования этих районов. Немаловажное значение имеет и деятельность аппарата управления непосредственно в самом ДВФО. Она должна быть направлена на содействие и поддержку государственных мер. При совместной работе всех заинтересованных ведомств и министерств, предпринимателей и граждан больше вероятности добиться успеха в более сжатые сроки. Основной задачей сегодня, наряду с привлечением инвестиций, считается обеспечение населения работой. Для реализации этой задачи необходимо создать оптимальные трудовые условия на новых и уже действующих предприятиях. Возможно, потребуется установление дополнительных государственных гарантий для населения.

Для организации экономического роста и стабильного развития регионов страны, особенно тех, которые удалены от столицы, экономисты разработали принципиально новую концепцию так называемой «территории опережающего социально-экономического развития».

Общие сведения

В общем виде ТОЭР представляет собой отдельно выделенную и имеющую точно определенные границы территорию, на которой распространены льготное субъектов хозяйствования, а также упрощенная система административных действий. В дополнение к этому на предприятия, работающие в определенной ТОЭР распространяются прочие привилегии. Такие условия обеспечивают упрощение ведения бизнеса и стимулируют привлечение дополнительных . Как результат – ускорение развития региона.

К моменту возникновения идеи территории опережающего развития уже существовали особые экономические зоны. Данный проект оказался довольно продуктивным, что и побудило к созданию более профильных территорий. Принципиальное различие между ОЭЗ и ТОЭР заключается в том, что последние созданы исключительно под развитие конкретного инвестора.

ТОЭР создается на 70 лет. За это время инвестор, получивший разрешение на ведение деятельности от уполномоченного федерального органа, осуществляет на выделенной территории указанную хозяйственную деятельность и стимулирует образование новых рабочих мест.

По истечении данного периода срок работы может быть продлен, что выгодно отличается от ОЭЗ, которая не предусматривает продления работы после 49 лет.

Еще одна важная особенность территории: здесь не допускается вести разработку полезных ископаемых. Также тут запрещено производить товары, которые должны получать акцизы.

Для чего создавались такие территории

Причина создания данных объектов заключается в стремлении сформировать в отдаленных уголках страны мощные экономические центры, которые станут притягивающим объектом в регионе. Именно на территориях подразумевается активный рост и развитие социально-экономической жизни.

Привлекательная для крупного бизнеса территория обеспечивает комфортную площадку для развития бизнеса в России.

ФЗ об особых экономических зонах

Территории опережающего социально-экономического развития созданы не так давно. Главным регулирующим законодательным актом в области создания и управления территориями служит Федеральный закон об ОЭЗ. Идею такого экономического проекта выразил 12 декабря 2013 года президент России.

В результате уже спустя 1 года, 29 декабря 2014 года появился закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» в России. Этот новый статус территории позволяет осуществлять коммерческую деятельность с многочисленными льготами.

Такой подход к равномерному развитию страны пользуется широкой популярностью в мире. В разных странах делают такие же проекты, слегка модернизируя их под конкретные условия. Учитывая огромные размеры России, территории нужны для развития все отраслей хозяйства. В мировой практике создание таких зон, обладающих экономическими привилегиями, получило название «китайский путь».

Согласно действующему законодательству, резиденты территории получают доступ к следующим видам льгот:

  1. Снижение налога на прибыль до 5% на первые 5 лет. В дальнейшем компания также платит гораздо меньшие налоги, в сравнении с остальной страной.
  2. Возможно освобождение от таких налогов, как , налог на имущество.
  3. Социальные взносы снижаются до 7,6%.
  4. На практике реализуется формат свободной таможенной территории.
  5. Льготные условия развития инфраструктуры и подключения к существующей системе коммуникаций.
  6. Возможность упрощенного привлечения и и открытия новых рабочих мест для квалифицированного персонала.
  7. На территории применяются особые санитарно-технические правила, которые разработаны на основании ведущих международных правил.
  8. Индивидуально разработанный регламент пользования землей.
  9. Особые правила госконтроля и надзора за осуществлением хозяйственной деятельности.
  10. Широкий спектр специальных государственных услуг.

Для открытия и развития ТОЭР создана специальная законодательная база, которая регламентирует множество экономических процессов, которые могут происходит на территории опережающего развития.

В процессе работ были изменены и дополнены несколько Кодексов, в том числе Гражданский, Лесной, Градостроительный, Земельный. Были скорректированы федеральные законы в субъектах федерации. Внесены изменения в экологическое законодательство и прочие законодательные акты.

Тщательно проработанная нормативно-правовая база позволяет однозначно и оперативно решать любые возникающие спросы и систематизировать работу субъектов в пределах ТОЭР.

История развития

В основе создания ТОЭР лежит высказывание президенте России, который призвал создать на Дальнем Востоке и в некоторых регионах Сибири специальные зоны опережающего экономического развития, где будут созданы оптимальные условиях для развития несырьевых производств. Данная формулировка определила характер развития выбранных территорий – добыча ископаемых тут не ведется и акцент сделан на развитие производственных отраслей хозяйствования.

После долгих работ по развитию законодательной базы и проработке направлений деятельности будущих удалось подготовить полный комплект нововведений в различные законы и кодексы. Непосредственно Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» президент подписал 29 декабря 2014 года.

В основе законы лежит несколько базовых правил создания ТОЭР:

  1. Территории не должны совпадать своими границами с границами прочих экономических образований, таких как ОЭЗ.
  2. В пределах каждой территории определен конкретный набор типов деятельности, которые могут осуществляться именно здесь. В соответствии с этим сформирован правовой и экономический регламент для компаний.
  3. В границах ТОЭР есть возможность создания индустриальных парков.

Согласно принятому решению в первые 3 года ТОЭР создаются исключительно в ДФО. Также допускается образование таких территорий в городах, которые имеют одно градообразующие предприятия (так называемые моногорода). После развития сети территорий предусматривается развитие новых точек в других регионах страны.

В законодательном акте прописаны виды зон. Предписано создать следующие типы особых экономических зон:

  • Промышленно-производственные ОЭЗ.
  • Технико-внедренчесские зоны.
  • Туристические зоны.
  • Логистические центры.

Каждый из типов отличается характером производства, а, следовательно, и нормативной базой, и условиями льгот. Зоны отличаются по площади: так для промышленно-производственных зон предусмотрено выделении не более чем 20 квадратных километров. Второй тип зон может занимать 1 или 2 участка, каждый из которых составляет около 2 квадратных километров площади.

Список особых экономических зон в России

Здесь вы можете увидеть список основных особых экономические зон в России:

  1. 6 промышленных зон: Алабуга, Тольятти, Липецк, Моглино, Титановая долина, Людиново.
  2. 5 технологических территорий: Дубна, Санкт-Петербург, Зеленоград, Томск, Иннополис.
  3. 7 зон туристическо-рекреационной направленности: Алтайская долина, Бирюзовая Катунь, Байкальская гавань, Ворота Байкала, Куршская Коса, Гранд Спа Юца, Остров Русский.
  4. 3 портовые (логистические) территории: Ульяновск, Советская гавань, Мурманск.

На данный момент этот перечень наиболее актуальный. Хотя есть предпосылки ждать скорого открытия новых территорий.

Список территорий в РФ по состоянию на 2017. Перспективы развития

Постепенно данная концепция экономического развития дает свои заметные результаты. Сегодня подобные зоны размещены по всей территории Дальнего Востока и не только.

Первыми на Дальнем Востоке были основаны ТОЭР «Хабаровск», «Комсомольск» — обе находятся в Хабаровском крае. Кроме этих зон еще 6 проектировались и находятся на разной стадии развития.

В начале 2016 года СМИ сообщили об образовании 2-х новых территорий Сахалинской области. Причем если ТОЭР «Южное» предназначено для изготовления продуктов питания, то «Горный воздух» предназначена для привлечения туристов и развития зон отдыха.

В уже созданные дальневосточные территории опережающего развития планируется перенос большого количества частных и государственных компаний, имеющих китайские корни.

ТОЭР на Курильских островах начали формироваться в 2016 году с выделения почти 70 млрд. рублей. На эти территории возлагалась важная задача – ускорить экономическое развитие региона островов. Для решения поставленной задачи решено использовать комплексное применение природного потенциала, который сочетается с современными технологиями.

На Курилах запланировано создание 22 проектов. Ориентировочная стоимость данных территорий составляет чуть более 19 млрд. рублей. Согласно концепции застройки и развития мощностей этих зон, здесь будет построено 12 фабрик, которые будут заниматься восстановлением численности лосося. Эти предприятия станут основными, вокруг которых будут возводиться прочие компании, занимающиеся хозяйством в условиях моря.

Кроме этого направления, на территории планируется создание перерабатывающих заводов на острове Уруп. Также в состав экономики островов будет входит туристическая составляющая.

В Калининградской области уже существует ОЭЗ. С 2015 года, в соответствии с распоряжением премьер-министра Дмитрия Медведева, начался процесс изменения законодательства для преобразования особых экономических зон в территории опережающего социально-экономического развития. Постепенно система хозяйствования региона будет переведена в данную категорию, что позволит реализовывать крупные инвестиционные проекты.

Особенно полезно применение ТОЭР для так называемых моногородов. В этих объектах ограничена система хозяйствования и большинство населения работает на 1 градообразующем предприятии. Это существенно ограничивает развитие региона и приводит с течением времени к негативным последствиям для экономики.

Присвоение городам статуса ТОЭР началось с городов Юрга и Анжеро-Судженск, который располагаются в Кемеровской области. В каждом из городов были выбраны направления для развития: для Югры инвесторов искали для деревообрабатывающего завода и логистического центра; а в Анжеро-Судженске – для производства пластиковых труб, завода по переработке кварцитов и выпуску пластмассовых изделий.

Из новых территорий следует выделить Краснотурьинск, открытие которой состоялось в 2016 году. В данный момент рассматривается открытие новых зон в Алтайском крае (Алейск, Заринск, Новоалтайск). Также возможно появление подобной экономической зоны в небольшом шахтерском городе Гуково, который расположен в Ростовской области.

В текущем 2017 году статус ТОЭР был присвоен городу Димитровград, который находится в Ульяновской области.

6 марта образована ТОЭР «Дорогобуж». На данный момент эта территория единственная в Центральном ФО.

Закон об особых экономических зонах регламентирует не только правила создания зон, особенности их функционирования и развития. Также предусмотрена программа распространения территорий по определенным регионам страны.

Каждая ОЭЗ ориентирована на региональные проблемы. Так, особая экономическая зона , которая образована в Псковской области, обеспечивает развитие актуальных для области отраслей – сельскохозяйственное машиностроение, производство электрооборудования и машин для коммунального хозяйства.

На практике ТОЭР доказали свою состоятельность и в ближайшее время можно ждать появления новых подобных территорий.

О предварительных результатах работы по созданию территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке в 2015–2017 годах

Из стенограммы:

Принятые решения

Д.Медведев: Тема сегодняшнего совещания очень важная, но не исчерпывающая, конечно, всей проблематики развития Дальнего Востока. Я специально собрал вас именно на совещание, а не на заседание комиссии, для того чтобы предметно рассмотреть только один вопрос, который касается создания территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке.

Напомню, что это новый механизм, ему менее трёх лет. Часть времени заняло создание нормативной базы, причём было много споров и обсуждений по понятным причинам, потому что речь шла о создании системы льготирования, а это для бюджета всегда чувствительная тема. Соответственно, основное количество территорий работает чуть больше одного года. Это не так много, тем не менее можно сделать некоторые выводы о том, какие тенденции возобладали, о том, в каком направлении осуществляется развитие ТОР, что получается, что получается хуже и какие изменения в законодательство нужно предложить, чтобы эта работа шла более успешно.

Напомню, что с этого года территории опережающего развития создаются не только на Дальнем Востоке, но и в моногородах. Но о них мы сегодня говорить не будем, это тема отдельного совещания, посвящённого развитию моногородов. Cконцентрируемся на Дальнем Востоке, где сейчас действует 16 ТОР.

Участники совещания

  • Список участников совещания о предварительных результатах работы по созданию территорий опережающего социально–экономического развития на Дальнем Востоке в 2015–2017 годах, 5 мая 2017 года

Масштабы этой работы растут. Очередной документ о создании новой территории уже внесён в Правительство. Мы всё это должны делать очень осмысленно, потому что те обязательства, которые мы принимаем на себя (я имею в виду Российскую Федерацию), носят долгосрочный характер. Мы должны действовать наверняка, понимая, что проект состоится.

Из федерального бюджета на развитие инфраструктуры ТОР в регионы направляются немалые средства. Мы уже вложили порядка 4,5 млрд рублей. На ближайшие годы предусмотрено ещё 30 млрд. И ещё около 20 млрд будут направлены за счёт бюджетов регионов, которые здесь представлены, муниципальных образований и некоторых внебюджетных источников. На эти деньги мы строим дороги, энергосети, коммунальную инфраструктуру, решаем целый ряд других задач.

Налоговые преференции, которые мы предоставляем в ТОР, весьма существенны по сравнению с общим порядком и действуют длительный срок.

Подчеркну, что, если мы в текущих экономических условиях пошли на особый порядок работы с инвесторами, каждый бюджетный рубль необходимо тратить рационально и постараться получить максимальную отдачу для людей, которые живут в регионе, в виде новых рабочих мест, в виде создания современной инфраструктуры, которая нужна не только для производственного, экономического развития, но и просто для перемещения людей, чтобы им было комфортно жить и работать.

И всё, что строится при поддержке государства, должно строиться на долгосрочную перспективу, опираться на чёткие планы развития территорий.

Конечно, мы должны укрепить доверие инвесторов. Инвестиции на Дальнем Востоке – довольно сложная тема, иначе бы мы вообще эту модель ТОР, наверное, не придумали и не предложили, потому что, скажем честно, инвестировать в Москве или в Подмосковье – это одно, а инвестировать на Дальнем Востоке – это совершенно другое.

Для инвесторов в регионе существует не только набор преимуществ, но и определённые риски. Это и большие расстояния, и население, которое, к сожалению, там не такое значительное, как хотелось бы, и, как следствие, низкий спрос. При этом конкурировать приходится (я хотел бы отдельно и специально это подчеркнуть) с наиболее динамично развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона. И именно на них мы должны ориентироваться, договариваясь при планировании экспортных стратегий.

Компаниям, которые зашли в территории, важно оказывать всестороннюю поддержку. Это и задача институтов развития Дальнего Востока – сделать так, чтобы инвесторы избежали вакуума в администрировании, в хозяйственном плане. Это касается и подготовки кадров, и доступа к кредитам, и консультаций, и поддержки всех этих инвестиций в режиме единого окна.

Функционирует, напомню, четыре института развития: Корпорация развития Дальнего Востока, Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и Фонд развития Дальнего Востока.

Результаты политики создания ТОР в регионах уже видны – где-то больше, где-то меньше. Запускаются новые производства в самых разных отраслях. Строится около 50 предприятий. Увеличивается количество рабочих мест. Мы, конечно, ожидаем, вправе ожидать, что эта динамика будет нарастать, в противном случае вообще не нужно было с этим и связываться.

Сейчас важно проанализировать работу территорий. Нужно оценить на примере Дальнего Востока, насколько эффективно объединяются усилия государства и инвесторов. Напомню, у нас по закону установлено, что сначала Дальний Восток и моногорода, а потом этот механизм может применяться по всей стране. Но последствия распространения этого механизма на всю страну нам, конечно, нужно оценить – какие обязательства берут на себя компании, инвесторы, как они их исполняют – и подумать о корректировках законодательства. Особо хочу отметить, что изменения, которые будут вноситься, не должны ухудшать условия работы инвесторов. Заключённые договоры пересмотру не подлежат. Это понятный принцип. Условия, которые в них определены, должны сохраниться на срок действия конкретной территории, потому что это обязательство мы брали на себя.

А.Галушка: Ключевые результаты, первые результаты работы территорий опережающего развития Вы, уважаемый Дмитрий Анатольевич, охарактеризовали. Я напомню, что первая территория опережающего развития была создана год и десять месяцев назад: 25 июня 2015 года было подписано . Сегодня их уже 16. Официально поданы потенциальными инвесторами твёрдые заявки на резидентство в этих ТОР – таких заявок 262 на сумму инвестиций 1,4 трлн рублей. С каждой заявкой идёт последовательная работа по конвертации её в конкретное соглашение с инвестором, в инвестиционный проект. Такого рода соглашений, которые подписала управляющая компания ТОР с инвесторами, 124 на 483 млрд рублей.

На сегодняшний день запущены первые 17 предприятий в ТОР, вложено фактически 30 млрд рублей. До конца года планируется запуск 44 новых предприятий и вложение 137 млрд рублей инвестиций. Из бюджета на сегодняшний день фактически выделено более 4 млрд рублей на создание инфраструктуры. Таким образом, фактический мультипликатор вложенных бюджетных денег к вложенным частным инвестициям сегодня составляет 1 к 7. С учётом перспективных проектов, которые до конца года будут реализованы, мультипликатор увеличится до 11.

Стоит отметить, что это самые разные проекты: это и судостроение, и нефтехимия, и газохимия, переработка природных ресурсов, инвестиции в сельское хозяйство, транспорт и логистика. Очень важно, что преобладают несырьевые проекты. Таким образом, важным эффектом является диверсификация структуры экономики Дальнего Востока.

В ходе подготовки к сегодняшнему совещанию поступил целый ряд самых разных предложений по совершенствованию этого механизма. Я остановлюсь на некоторых из них.

Во-первых, предложение, которое мы отработали с коллегами из Минтруда, Минфина, касается внесения поправок в закон о территориях опережающего развития, уточнения порядка приобретения статуса резидента ТОР и распространения льгот по страховым взносам на инвесторов. Речь идёт о том, чтобы чётко на уровне закона определить, что такого рода льготы предоставляются для новых рабочих мест, которые возникают в результате создания новых мощностей.

Соответствующий законопроект подготовлен, согласительные процедуры по нему завершаются, мы готовы в двухнедельный срок внести его в Правительство Российской Федерации и в протоколе просили бы эту позицию закрепить.

Д.Медведев: Хорошо. Мы только что с коллегами разговаривали, и я хочу обратить на это внимание. Мы с вами понимаем, коллеги: территории опережающего развития – это те места, где должны быть новые инвестиции, а не «перекрашенные» старые, которые уже осуществлены и которые просто хочется подвести под льготный режим. Я просил бы на это обратить самое пристальное внимание и Министерство по развитию Дальнего Востока, и Министерство экономического развития, а все остальные структуры – вести мониторинг.

А.Галушка: Второе – по показателям эффективности работы территорий опережающего развития. Первый показатель, по которому сложилось общее мнение, – это соотношение частных и бюджетных инвестиций. Фактические значения я уже привёл. На сегодняшний день мы этими показателями руководствуемся. Но есть предложение закрепить их на уровне акта Правительства и установить, что на один бюджетный рубль, который вкладывается в создание инфраструктуры ТОР, не менее трёх рублей частных инвестиций должно привлекаться.

Дмитрий Анатольевич, Вы только что подписали . И в этом постановлении Правительства этот мультипликатор уже закреплён для инвестпроектов, которые субсидии получают на инфраструктуру. Такой прецедент у нас уже создан, и мы предлагаем и по ТОР его применить.

Кроме того, мы используем показатель стоимости для бюджета создания одного рабочего места в ТОР и предлагаем этот показатель для каждой ТОР устанавливать при создании ТОР в качестве показателя эффективности.

И третий показатель, который предлагают наши коллеги из Минэкономразвития (и мы поддерживаем принципиально), – объём добавленной стоимости, которую создают инвесторы на один бюджетный рубль вложений в инфраструктуру. Единственное уточнение, что мы можем использовать этот показатель не ранее чем через пять лет, когда проекты запустятся, раскрутятся на полную мощность и у нас будет возможность это должным образом оценивать.

В заключение, Дмитрий Анатольевич, я хотел бы продолжить Ваш финальный тезис о том, что мы не можем стоять на месте. Мы должны постоянно мониторить и оценивать, как меняется конкурентоспособность условий инвестирования, ведения бизнеса на Дальнем Востоке в сравнении со странами АТР. И мы видим, что наши соседи-конкуренты не стоят на месте, они активно продвигают новые регуляторные механизмы, новое законодательство. В Китае запущена так называемая третья волна создания особых экономических зон, в Шанхае – экспериментальная особая экономическая зона, в рамках которой порой самые экзотические регуляторные практики опробуются. В Японии принято решение о продлении льгот с 10 до 15 лет. В Китае на сегодня в особых экономических зонах существенно дерегулируется валютно-банковский контроль и оборот ценных бумаг. Мы должны, понимая все эти тенденции, гибко вносить изменения в наше действующее законодательство о территориях опережающего развития.

Мы бы просили соответствующего протокольного решения по итогам совещания: подготовить предложения по усилению конкурентоспособности условий инвестирования, ведения бизнеса ТОР на Дальнем Востоке с учётом реалий АТР и необходимости развития преференциального режима, исходя из того, что мы должны не ухудшать положение инвесторов, а улучшать.

М.Орешкин: Показатели эффективности важны, в том числе для того, чтобы мотивировать. Но кого нужно в первую очередь мотивировать? Есть дискуссии, нужно ли мотивировать конкретные компании, конкретных инвесторов осуществлять инвестиции. Наша точка зрения заключается в том, что в первую очередь мотивировать нужно регионы, которые зачастую обращаются с предложениями по созданию ТОР, но это больше касается истории с моногородами, и Корпорации развития Дальнего Востока, чтобы она понимала, что, если выносятся предложения по созданию ТОР в той или иной местности, должны обязательно за теми бюджетными инвестициями, теми решениями, которые принимаются в этой связи, прийти инвестиции частные в определённом объёме. И бюджет тоже должен выиграть через увеличение объёма добавленной стоимости, потому что по НДС никаких льгот нет, и если большой объём добавленной стоимости будет создаваться на предприятиях, работающих в этих ТОР, то бюджет получит дополнительные поступления в части НДС.

И по последнему моменту, который Александр Сергеевич затронул, относительно режима работы компаний. Мы как раз сейчас с Министерством Дальнего Востока обсуждаем вопрос специального подхода к истории контроля и надзора и, возможно, будем предлагать создать на территории, ограниченной в рамках нескольких ТОР, специальный режим работы контрольно-надзорных органов, чтобы ещё улучшить условия для ведения бизнеса инвесторов, чтобы снять все риски.

В.Шпорт: Хочу сказать от имени всех губернаторов Дальнего Востока: никогда столько внимания не уделялось развитию Дальнего Востока, сколько уделяется сегодня. Например, в 2002 году (я тогда депутатом работал) выделялось на весь Дальний Восток 726 млн рублей, Хабаровскому краю – 12 млн. Хорошо сравнивать: за прошлый год Хабаровскому краю выделили 12 млрд. Так же по другим регионам. Сегодня идёт процесс реальной поддержки Дальнего Востока, не на бумаге, не на словах, а на деле.

По состоянию на 5 мая в Хабаровском крае зарегистрировалось 29 резидентов. На 1 мая было 28, а на сегодняшний день уже 29 (вчера зарегистрировался). То есть процесс идёт. Эти компании заявились на объём инвестиций – 41 млрд рублей и на создание более 5 тыс. рабочих мест. Это то, что нам сегодня требуется. Ещё 34 заявки находятся на рассмотрении.

Д.Медведев: На какую сумму?

В.Шпорт: На 41 млрд.

Д.Медведев: Немало.

В.Шпорт: Прошло менее двух лет. Срок объективно очень небольшой. Чтобы построить просто цех, корпус для цеха на каком-нибудь авиационном объединении, например, в 9 тыс. кв. м, требуется от трёх до пяти лет. Просто цех, не завод. Поэтому, конечно, времени мало. Тем не менее с момента получения статуса резидента 11 компаний в Хабаровском крае уже приступили к выпуску продукции. Они не платят налоги на прибыль, на имущество, объём выпущенной продукции за прошлый год составил у них 3,3 млрд рублей, создано 535 новых рабочих мест (это не те, кто сбежал с других заводов, это новые рабочие места) и уплачено в бюджет края 125 млн рублей налогов (это с льготами). Конечно, через пять лет будет отдача другая.

В чём мы видим эффективность режима территории опережающего развития? Несколько соображений с фактами. Режим ТОСЭР повышает эффективность инвестиций в проекты Хабаровская края.

У нас проблема какая? Удорожающие хоздеятельность факторы. Например, есть такой макропоказатель: на 1000 рублей ВРП в крае затрачивается 293 тонно-километра. В среднем по России – 60 тонно-километров на 1000 рублей валового внутреннего продукта. Смотрите, какая разница. У наших лесников, например, затраты на экспорт пиломатериалов доходят до 25%, а по круглым – до 40%, то есть издержки очень большие. В силу этих льгот эти вещи нивелируются, конечно, когда компания приходит в территорию.

Например, есть такой резидент – аэропорт Хабаровск. Заявленные инвестиции – 4,5 млрд рублей. Имеет срок окупаемости в обычном режиме 25 лет. Кто пойдёт на 25 лет? Никто. Однако этот же проект в режиме ТОСЭР окупается за 14 лет, и налоговые льготы за 10 лет эксплуатации компенсируют около 28% начальных капитальных затрат. Поэтому сегодня японская компания пришла в этот проект, подписали уже соглашение, и летом мы начнём его реализацию. Такие примеры есть ещё, но этот пример показательный. Положительные вещи налицо.

Второе соображение. Режим территории опережающего развития, сама система обращения с инвесторами в рамках этого режима заметно улучшает инструменты в лучшую сторону по сравнению с другими. Например, выдача разрешений на строительство. У нас трубный завод, который сегодня уже работает в территории, в Хабаровске, выпускает продукцию, получил разрешение на строительство за 28 дней. В обычном режиме сегодня он получал бы его от 60 до 90 дней. А три года назад за 500 дней получали, например. Вот эти вещи сегодня работают. Инвесторы это оценивают, поэтому они и приходят.

Есть ещё ряд примеров. Приведу только особо важные. В инфраструктуру сегодня мы вкладываем деньги государственные, и инвесторы это видят, и хорошая тема, когда мы разрешаем ему сегодня вкладывать, а потом их окупать. Зашевелились инвесторы на площадке гринфилд, например, в Комсомольске-на-Амуре. Гринфилд – это пустая площадка, куда они изначально не очень шли. Сегодня работаем уже там. Если взять эффективность сегодня по тем компаниям, которые работают на территории Хабаровская края, она составляет 9,68 рубля инвестиционных на один рубль государственной поддержки. Это хороший показатель. Конечно, мы стремимся, чтобы ещё лучше было, но я считаю, что это хорошее достижение.

Третье соображение. ТОСЭР показывает прирост в крае проектов производственной направленности. Не могу сказать, что мы этим занимаемся жёстко, но мы стараемся использовать эти территории не под сырьевые проекты, а под проекты высокого передела.

Хочу Вас лично поблагодарить за Комсомольск-на-Амуре, Дмитрий Анатольевич. Вы там были в 2013 году, когда город утонул, и обратили внимание, что город выпускает самолёты-невидимки (а самолёты-невидимки выпускают всего в двух местах – в Соединённых Штатах Америки и в Комсомольске-на-Амуре), а инфраструктура там не соответствует пятому поколению, она в третьем поколении, может быть, с плюсом. Отток населения из города был 2000 человек в год. Сегодня он сокращается. В прошлом году было уже 850 – не очень здóрово, но уже почти в два с половиной раза меньше. Наша задача – остановить отток населения из города, который делает высокоинтеллектуальную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Процесс этот пошёл.

Сегодня 29 резидентов, которые работают в крае, – это обрабатывающая промышленность, это высокая добавленная стоимость, высокий передел.

Мы подписали соглашение с ОАК (вчера подписали его уже в окончательном виде). В Комсомольске-на-Амуре сегодня создаётся индустриальный центр – российский индустриальный центр на Дальнем Востоке. Мы предполагаем там 11 проектов, которые будут работать с большими предприятиями (это малый и средний бизнес), будут производить авиакомпоненты, элементы бортовых кабельных систем, подвесных агрегатов, крепежа, заниматься механической обработкой. Это те, которые сегодня уже пришли работать в Комсомольск-на-Амуре.

Люди это видят. Есть перспективы – остановился отток. Для нас это очень важно.

Расчётная выручка по проектам локализации – примерно 5 млрд рублей. Расчётная пока. Но отгруженная продукция только по авиастроению за прошлый год – 78 млрд. Это важный момент.

Ещё два ключевых момента.

Никогда в Хабаровском крае не было японских инвестиций. Сегодня пришёл один проект – тепличный комплекс. Первый этап уже работает. Овощи (помидоры, огурцы) в Хабаровском крае не купишь, в течение часа их разбирают. Подписали соглашение. Японцы оценили наши льготы и пришли вторую очередь внедрять, и на третью мы уже договорились. Это один проект, он рабочий, даёт отдачу.

Второй проект крупнее – аэропорт Хабаровск. Соглашение с компанией Sojitz (там консорциум целый) подписано. Японцы будут инвестировать в развитие аэропорта в Хабаровске. Корейцы – мы с ними три года бились – ушли из проекта, потому что окупаемость за 25 лет их не устраивала. А сегодня мы создали территорию на этой площадке, и пришли японцы.

Ключевое здесь, что иностранный инвестор оценил, проверил на себе, и пошли другие проектанты к нам в край.

Я предлагаю сегодня, как Вы сказали, правила не менять, отшлифовать. Предложения по эффективности мы принимаем, будем работать.

Брифинг Юрия Трутнева по завершении совещания

Из стенограммы:

Ю.Трутнев: Состоялось совещание под руководством Председателя Правительства Дмитрия Анатольевича Медведева. Обсудили промежуточные результаты создания и работы территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. У нас есть две темы – территории опережающего развития в моногородах (они только стартовали, их тоже надо анализировать) и Дальний Восток, о котором сегодня шла речь.

ТОР на Дальнем Востоке работают в среднем около полутора лет – достаточно небольшой срок, учитывая, что надо разработать проектную документацию, построить предприятия. Тем не менее уже необходимо было посмотреть, в каком состоянии работа. На сегодняшний день на Дальнем Востоке создано 16 территорий опережающего развития, 17-я («Свободненская») внесена в Правительство. Более 250 резидентов – в ходе совещания были заслушаны их вопросы и предложения к Правительству. В основном они касались конкретики проектов, например, связанных с работой участка дороги в Якутии, для того чтобы облегчить транзит грузов, с работой погранпереходов, то есть с конкретными вопросами по работе ТОР.

Что касается системных решений, то системно обсуждалась необходимость оценки эффективности работы территорий опережающего развития. Принята общая позиция, что оценивать эффективность территорий опережающего развития прежде всего надо по соотношению бюджетных инвестиций и частных, то есть по тому, сколько денег приходится тратить федеральному бюджету для того, чтобы привлечь частные инвестиции. На сегодняшний день этот показатель, текущий, фактически 7, по соглашениям плановый – 30, но к концу года по планам мы должны выйти на показатель 11.

Второе. Территорий опережающего развития с учётом моногородов стало довольно много. Поэтому Председатель Правительства сказал о том, что необходимо внимательно относиться к созданию каждой новой территории и докладывать о том, почему создаём, какие цели и задачи ставятся. В любом случае решение о создании новой территории опережающего развития принимается Правительством Российской Федерации.

Вопрос: Критика была какая-нибудь?

Ю.Трутнев: Если это можно отнести к критике, то можно сказать о том, что есть необходимость совершенствования законодательства в части того, что на сегодняшний день согласно закону, если ты зарегистрировал резидентство в ТОР, можно распространять льготы по соцстраху на старую численность. Это неправильно. Поэтому в этой части закон будет уточнён. В принципе все позиции Минвостоком и Минтрудом уже согласованы, поправки в закон на согласовании в Правительстве, естественно, этот недостаток будет устранён. Там больших потерь нет. Но эту дырку в заборе надо закрыть. Мы ещё раз сегодня говорили о том, что территории опережающего развития как институты создаются для новых проектов. Они по-другому и не могут работать, потому что выделяется новая территория и только те предприятия, которые строятся, новые, подпадают под льготы.

Вопрос: Скажите, в целом на этих территориях опережающего развития всё идёт успешнее, чем планировали, как планировали или хуже, чем планировали?

Ю.Трутнев: Я вам так скажу: идёт лучше, чем планировалось. Существенно лучше. Но мне сам по себе подход к плановости чуть-чуть не нравится. Мне кажется, здесь немножко другая история.

Почему я сказал о мультипликаторе? Когда мы создаём территорию опережающего развития, практически на каждую территорию я выезжаю сам. Я пытаюсь сам разобраться, что же происходит, почему мы там создаём. Смотрим инвесторов, с каждым встречаемся. Предположим, у нас на старте три-пять инвесторов. Скажем совершенно честно – это не значит, что все три-пять инвесторов развернут свои проекты. Бывают ситуации, когда у нас, например, из пяти проектов три стартовало, а два буксуют. Что мы должны делать в этом случае? Плакать? Вряд ли. Мы должны добиться того, чтобы если два отпало, то три вошло. И это получается.

Были сегодня предложения по ответственности инвесторов, эта тема обсуждалась. Но Председатель Правительства её не поддержал, потому что инвестиционный проект – это довольно сложный процесс, по целому ряду разных причин инвестиционный проект может не состояться.

Но это наша задача – заполнить территорию опережающего развития. Территория опережающего развития – это, по сути дела, пространственный технопарк. Мы создаём для бизнеса территорию, которая обеспечена налоговыми преференциями, инфраструктурой, на которой действуют упрощённые административные процедуры.

Кстати, об административных процедурах. Сегодня выступал руководитель компании «Соллерс» и попросил Дмитрия Анатольевича Медведева разрешения зарегистрировать новые проекты в рамках территорий опережающего развития. Он сказал, что, к сожалению, в особой экономической зоне он тратит очень много времени на согласование документов, проект планировки территории, то есть проект теряет динамику. Мы, естественно, это предложение примем, будем расширять границы ТОР, для того чтобы новые проекты «Соллерса» вошли, потому что там проекты моторного производства, достаточно важные технологичные проекты.

Вопрос: Хабаровский губернатор сказал, что вне ТОР требовалось пятьсот дней на то, чтобы зарегистрировать предприятие. Вам не кажется, что это слишком много для инвестиционной привлекательности России?

Ю.Трутнев: Да много, конечно. Но мы не считаем, что только ТОР должны развиваться. Во-первых, ТОР – только одна из практик работы по развитию Дальнего Востока. Сегодня в целом Правительством подготовлено, а Президентом подписано 12 законов, которые улучшают инвестиционный климат на Дальнем Востоке, совершенно разных – о тарифах, об упрощённом оформлении визы и так далее.

Но мы не только следим за соблюдением закона, не только разговариваем с инвесторами, отвечаем на их вопросы, даём им определённые обещания, потому что это очень важно. Инвестиции – это не только климат, это ещё и уверенность. Это доверие. И если того или другого нет – это не работает.

Есть и ещё один очень важный момент – это, что называется, чистка наших рядов в процессе инвестиций, потому что один попавшийся в цепочке недобросовестный чиновник может довольно сильно тормознуть реализацию проекта. Мы и этим занимаемся. В процессе реализации инвестиционных проектов бывают ситуации, когда инвесторы на меня выходят и говорят о том, как некоторые чиновники не помогают, а мешают реализации. Мы эту проблему решаем, решаем её быстро, без волокиты. Разговариваем с губернаторами, если это субъектовые служащие. Если это служащие территориальных отделений федеральных органов исполнительной власти, разговариваем с руководителями федеральных органов.

Нам всё равно потребуется в определённой степени повысить уровень управления во всех слоях, на всех системах, чтобы это реально работало, чтобы было не 500 дней, а две недели, как это у нас сейчас происходит.

У нас вчера был на эту тему интересный разговор. Ко мне господин Швецов (В.Швецов, генеральный директор ПАО «Соллерс» (резидент особой экономической зоны, г. Владивосток)) зашёл перед совещанием, говорит: «Я потерял полтора года на согласование проекта планировки территории. Но я сейчас выйду из оболочки, сделаю этот проект сам, а потом буду проситься в ТОР». Я говорю: «А почему не сразу?» Он говорит: «Потому что в ТОР тоже процесс планировки территории, я же и там время потеряю». Я говорю: «Ни разу не слышал претензий по этому поводу». Связался прямо при нём с руководителем корпорации развития, говорю: «Сколько надо времени на утверждение проектов планировки территорий?». Он говорит: «На разработку и утверждение нужно месяц». Я говорю: «Разрабатывать не надо, проект уже есть». Он говорит: «Тогда три дня». Есть разница между тремя днями и полутора годами? Нам всем надо учиться работать, тогда у нас и инвестиции в страну будут приходить больше и больше.

Вопрос: Про дальневосточные порты. Палата представителей Конгресса США приняла законопроект по усилению санкций против КНДР, и там есть норма, которая предполагает контроль за иностранными портами на предмет соблюдения установленных против КНДР ограничений. Там в том числе наши порты: Находка, Ванино, Владивосток.

На Ваш взгляд, как это на нас скажется? Насколько мы вообще активно сотрудничаем с КНДР, насколько там большой поток, есть ли для российских дальневосточных портов риски в связи с этим?

Ю.Трутнев: На мой взгляд, Соединённым Штатам Америки надо заниматься делами Соединённых Штатов Америки. Что касается наших портов, у нас вполне достаточно органов власти и контрольных органов, которые в состоянии проконтролировать исполнение всех международных обязательств, которые взяла на себя Россия.

Нормативный акт № 473-ФЗ "О территориях опережающего развития" принят 23 декабря 2014 г. и вступил в действие 29 декабря того же года. Этот документ определяет правовой статус таких зон, меры господдержки и порядок, в соответствии с которым осуществляется деятельность в их пределах. Рассмотрим далее основные положения нормативного акта № 473-ФЗ "О территориях опережающего развития".

Определение

Территория опережающего социально-экономического развития представляет собой часть местности субъекта РФ. В ее пределах, согласно правительственному решению, устанавливается специальный правовой режим ведения предпринимательской и прочей хозяйственной деятельности. Он обеспечивает формирование благоприятных условий для ускоренного общественно-экономического развития, привлечения инвестиций, что, в свою очередь, благотворно сказывается на жизнедеятельности населения в регионе.

Особенности создания

Закон о ТОР (территориях опережающего развития) предусматривает формирование таких зон на период до 70-ти лет по правительственному решению. Их создание осуществляется на основании предложения, поступившего от уполномоченного госоргана. Продление срока предусматривается по решению Правительства. В Постановлении Высшего исполнительного органа при создании указанных зон присутствует:


Предложение по формированию

В ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития" установлены определенные требования к представлениям, направляемым уполномоченным госорганом в правительство. Предложение вносится по согласованию с высшей структурой исполнительной власти региона и МО либо представителями местного самоуправления. К представлению должны быть приложены сведения, указанные выше, а также:

  1. Прогнозный анализ общественно-экономических последствий при создании территории. В нем, в числе прочего, должна присутствовать оценка динамики увеличения объема дополнительной прибыли, поступающей в бюджеты соответствующих уровней.
  2. Хозяйственная и географическая характеристика местности.
  3. Оценка потребностей в задействовании иностранных сотрудников, в том числе по профессиональным и квалификационным группам, в соответствии с ситуацией, сложившейся на рынке труда региона, в пределах которого будет создаваться территория опережающего развития. При этом во внимание также принимаются политические, хозяйственные, демографические и общественные условия, имеющие место в субъекте РФ.
  4. Информация о наличии инвесторов, которые заключили предварительные соглашения с федеральным органом, уполномоченным на составление соответствующего предложения о создании ТОР. В таких договорах должны определяться вид деятельности, который планируется вести в пределах зоны, объем инвестиций, а также предполагаемое число рабочих мест.

Соглашение

Территория опережающего развития формируется на одном или нескольких муниципальных образованиях в пределах одного региона РФ. В тридцатидневный срок с даты принятия правительством соответствующего решения, уполномоченный орган, высшая исполнительная структура власти субъекта, а также распорядительные институты МО или местного самоуправления заключают соглашение о создании зоны. В этом документе могут определяться:


Границы

Их изменение, в соответствии с ФЗ "О территориях опережающего развития", осуществляется по постановлению правительства РФ по предложению уполномоченного госоргана, согласованного с соответствующей высшей исполнительной структурой региона, представителями местного самоуправления. Рассматриваемые зоны не могут располагаться в границах ОЭЗ или ЗТР. При этом территория опережающего развития может включать в себя указанные образования. В пре делах зон могут формироваться объекты, составляющие промышленные (индустриальные) парки.

Распоряжение, владение, пользование инфраструктурными объектами

Закон 473-ФЗ "О территориях опережающего развития" предусматривает, что согласно соглашения, управляющая компания принимает на праве аренды или собственности строения, здания, сооружения, участки земли, хозяевами которых выступают государство или муниципалитет. Распоряжение этим имуществом, а также инфраструктурными объектами осуществляется на условиях и в порядке, определенном правительственными Постановлениями.

Управляющей компании не могут передаваться на праве собственности сооружения, здания, участки, строения, находящиеся в законном владении муниципалитета либо государства, приватизация которых не допускается нормативными актами РФ. ТОР (территория опережающего развития) может включать в себя земельные наделы, на которых располагаются недвижимые объекты, предоставленные гражданам и юрлицам. Данное положение распространяется на объекты, переданные этим субъектам как в собственность, так и в пользование либо владение.

Обеспечение размещения инфраструктурных объектов

Федеральный Закон "О территориях опережающего развития" наделяет управляющие компании рядом функций. К ним, в частности, относят:

  1. Подготовку предложений о внесении изменений в генпланы городских округов, поселений, схемы планирования МО, в пределах которых располагаются рассматриваемые зоны, а также порядок застройки и землепользования.
  2. Организацию строительства и эксплуатации автодорог.
  3. Планирование размещения инфраструктурных объектов на местности.
  4. Организацию транспортного сообщения и обслуживания.
  5. Обеспечение тепло-, электро, газоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения.
  6. Организация сбора, транспортировки твердых бытовых отходов, а также строительства объектов, предназначенных для их размещения и утилизации.
  7. Благоустройство ТОР.
  8. Создание условий для обеспечения субъектов, находящихся в пределах зоны, услугами общепита, связи, бытового обслуживания и торговли, организацию досуга этих лиц.

Управляющая компания может выполнять и иные функции, не противоречащие законодательству. Финансирование их производится за счет ее собственных или средств ее дочерних предприятий, из бюджетов соответствующих уровней, иных источников. Если в границах территорий опережающего развития включаются сельские либо городские поселения, то управляющие компании реализуют функции, указанные выше в п. 2, 4-7 на основании соглашения, заключенного между ними, федеральными органами и соответствующими местными структурами власти.

Общий порядок деятельности резидентов

Его устанавливает закон "О территориях опережающего социально-экономического развития", иные отраслевые нормативно-правовые акты РФ, а также соглашение о ведении соответствующих видов деятельности. Юридические лица, которые обладают статусом участника инвестиционного регионального проекта, не могут быть резидентами на таких зонах. Данное ограничение устанавливается в законодательстве РФ о сборах и налогах. Резиденты не могут иметь представительства и филиалы за пределами границ зон со специальным налоговым режимом.

Прекращение существования ТОР

Ликвидация зоны осуществляется в соответствии с правительственным постановлением по предложению, поступившему от уполномоченного органа, если:

  1. Этого требует необходимость охраны здоровья и жизни граждан, культурно-исторических объектов народов РФ, защиты окружающей среды, а также обеспечения безопасности страны и обороны государства.
  2. По истечение трехлетнего периода с даты создания ТОР не было заключено ни одного соглашения о ведении деятельности либо все подписанные договора расторгнуты.

Полномочия органов государственной и местной власти

Они реализуются в соответствии с действующим законодательством. Для органов госвласти и местного самоуправления исключение составляют полномочия, отнесенные к компетенции управляющей компании или федерального органа. К ним, в числе прочего, относится организация и проведение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Контроль

Закон "О территориях опережающего развития" устанавливает, что надзорные функции могут выполнять только уполномоченные исполнительные государственные либо местные органы. К отношениям, возникающим в связи с осуществлением контроля деятельности, проведением проверок резидентов, применяются положения нормативного акта № 294. Этот документ регламентирует порядок обеспечения защиты прав индивидуальных предпринимателей и организаций при выполнении указанных процедур. Плановые проверки по некоторым видам государственного и муниципального надзора проводятся уполномоченными федеральными и территориальными органами совместно. Порядок их выполнения, а также направления, по которым осуществляется контроль, определяются правительством РФ.

Продолжительность проверки не может быть больше 15 дней с даты ее начала. Относительно одного резидента длительность процедуры не может превышать сорока часов для субъектов малого предпринимательства и десяти часов для микропредприятий в год. Допускается в исключительных случаях продлевать продолжительность проверки, но не больше чем на 10 раб. дн. для малых компаний и 10 ч. для микрофирм. Проведение внеплановых контрольных мероприятий осуществляется в порядке, определенном уполномоченными надзорными органами. Их продолжительность не должна быть больше пяти раб. дн. Данные положения не распространяются на случаи выполнения внеплановых проверок в ходе федерального госконтроля обеспечения защиты гостайны.

Нарушения, допущенные резидентом

В случае их обнаружения в ходе проверки должностные лица муниципальных и государственных надзорных органов составляют предписание об их устранении. Резидент должен получить копию документа не позднее трех дней с момента оформления акта по результатам контрольных мероприятий. Уполномоченные служащие могут вручить субъекту предписание лично или передать через его представителя под расписку, а также направить заказным письмом по почте. В случае, если резидент в установленный срок не устранил допущенные нарушения, соглашение о ведении им деятельности на территории может быть расторгнуто. При этом его статус может быть прекращен в судебном порядке.

В Российской Федерации до 2014 года, особенно в восточной ее части, действовало чуть более 20 зон особого развития разных типов. Правительство, решив увеличить объем иностранных инвестиций в национальную экономику, дало толчок к созданию нового их типа. Так появилась территория опережающего развития (ТОР).

Что это такое

ТОР - это часть выделенной территории одного из субъектов страны, которая включает в себя административно-территориальное образование закрытого типа. На этой территории Правительством РФ устанавливается специально назначенный правовой режим с целью осуществления предпринимательской и иных видов деятельности. Он призван сформировать условия, благоприятные для привлечения инвесторов и обеспечить развитие социально-экономической сферы ускоренными темпами, что позволит создать комфортные условия для обеспечения жизнедеятельности проживающего на этой территории населения. Называется подобная зона ТОР или ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития).

Исторический экскурс

О необходимости выделения зоны с темпами развития социальной структуры и экономики, опережающими другие регионы, заявил глава государства в ежегодном обращении к Федеральному собранию в декабре 2013 года. Начать предложил с Дальнего Востока и Сибири. Причем особым условием должно было стать создание производств на не сырьевой основе, ориентированных по большей части на экспорт.

Спустя почти год Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму пакет из трех законов: проект закона о Территории с опережающим развитием, поправки в Гражданский, Налоговый, Земельный и другие кодексы РФ.

К 30 марта 2015 года все нормативные акты были подписаны и вступили в силу. Базовыми пунктами стали:

  • несовпадение границ ТОР с особыми экономическими или территориальными зонами субъектов РФ;
  • каждая отдельно взятая территория опережающего развития имеет специально установленный перечень видов разрешенной экономической деятельности, для которых разработан индивидуальный правовой режим;
  • регламентированная сумма минимальных капитальных вложений, определенная законодательно для будущих резидентов;
  • свободный таможенный режим;
  • разрешение в пределах ТОР создавать индустриальные парки.

Также законодательно предписано на каждой территории опережающего развития учредить управляющую компанию, которая будет отвечать за создание необходимой инфраструктуры и предоставление услуг резидентам. Определяет ее Правительство РФ, а 100% пакет акций должен находиться в собственности государства.

Территория опережающего социально-экономического развития может формироваться и в моногородах. Для этого создана комиссия на базе Министерства экономразвития.

Правовая база

Понятие этого типа особой зоны введено Федеральным законом № 473 от 29.12.2014. В нем определен правовой статус для территорий с опережающим развитием, налоговые льготы и преференции. Они распространяются только на резидентов ТОР. К ним относятся предприниматели и/или коммерческие юридические лица, которые прошли государственную регистрацию и составили соглашения, в соответствии с нормами законов об осуществлении строго регламентированной деятельности на созданной территории опережающего развития.

ТОР в России создается на срок до 70 лет. Правительство РФ может продлить срок ее действия, если будет предоставлено согласие уполномоченного федерального органа. Также закон о территории опережающего развития предполагает порядок управления данной территорией, условия и последовательность действий по прекращению существования ТОР. А также прекращение и приобретение статуса резидента этой особой зоны.

Создание территорий опережающего развития потребовало внести изменения в Гражданский, Лесной, Градостроительный, Земельный и Трудовой кодексы Российской Федерации. Необходимостью также было внесение поправок в федеральные законы об исполнительных и законодательных органах власти касательно субъектов РФ. Изменились некоторые статьи законов о приватизации, местном самоуправлении, обязательном страховании иностранцев, прибывших на работу, о таможенных отчислениях, об экологической экспертизе, о лицензировании и пр.

Определения, связанные с ТОР

Закон о территориях опережающего развития дает разъяснения некоторым из них. Например, инфраструктура ТОР - это совокупность земельных наделов с имеющимися на них капитальными строениями и/или сооружениями, включая объекты энергетической, транспортной, инженерной, коммунальной, инновационной, социальной и других инфраструктур, находящихся в пределах особой зоны или за ее пределами, но необходимыми для ее стабильного функционирования.

Резидентом, зарегистрированным на территории с опережающим развитием, может быть ИП или коммерческая организация, с зарегистрированным статусом юридического лица. Исключение составляют муниципальные унитарные или федеральные организации, которые проводят свою деятельность на основе соглашения и включены в федеральный реестр резидентов подобных территорий.

Особенности правового режима

Статус территорий опережающего развития заключается в:

  • специфике налогообложения;
  • льготных ставках по арендной плате;
  • предоставлении особых услуг от государства;
  • таможенных процедурах, применяющихся как в свободной таможенной зоне;
  • исключительном праве привлекать к деятельности квалифицированный персонал из других стран;
  • специальном порядке проведения муниципального надзора и госконтроля;
  • особом порядке пользования землей;
  • использовании технических и/или санитарных регламентов по примеру стран, в которых успешно действуют подобные зоны;
  • приоритете при подключении к объектам инфраструктуры ТОР.

Специфика административного аппарата

Согласно нормативным актам о территориях опережающего развития в Российской Федерации, управленческий аппарат в этих зонах наделен специфическими полномочиями, приравненными к органам государственной власти. В периметрах территорий формируются специальные подразделения исполнительных и прочих органов (МВД, МЧС, ФНС и др.). Специальный порядок, установленный на ТОР, значительно повышает уровень администрирования.

Налоговые привилегии

Они гарантируются только резидентам ТОР. Предметы и условия заключённых соглашений с резидентами ТОР регулируются 14 статьей 473-ФЗ «О территориях опережающего развития». Так, например, в течение оговоренного срока резидент обязан осуществлять инвестиции (в том числе и капитальные), и проводить деятельность, предписанную соглашением в сроки и объемах, указанных при подписании соглашения о деятельности резидента.

Налог на добавленную стоимость

Для резидентов ТОР предусмотрен упрощенный (заявительный) НДС. Эта норма указана в НК РФ статье 176.1. В ней говорится, что налогоплательщики зоны опережающей развитие социально-экономической сферы получают право на возмещение суммы уплаченного налога, если совместно с декларацией они предоставят поручительство управляющей хозяйственной деятельностью резидента компании. Резиденты территорий опережающего развития, заполняя декларацию, обязательно должны указать право на возмещение НДС.

Налог на прибыль

Коммерческие фирмы, зарегистрированные в качестве резидентов подобных территорий, имеют право на нулевую ставку в течение пяти лет, подлежащему уплате в федеральный бюджет налога.

Ставка налога в региональные бюджеты значительно снижена. Статья 284.4 НК РФ регламентирует эту ставку 5%. Начинается отсчет с первого прибыльного периода. Действие этой ставки налога на прибыль возможно в течение пяти периодов налогообложения. Следующие пять - она не может быть больше 10%.

Налог на добычу полезных ископаемых

Территория опережающего развития дает право использовать социальный коэффициент при расчете НДПИ в определенной зоне добычи полезных ископаемых. До момента начала применения сниженной налоговой ставки на прибыль этот коэффициент практически всегда равен нулю. Его действие может достигать десяти лет.

Страховые и пенсионные взносы

Для резидентов ТОР законодательно установлены пониженные тарифы на социальные взносы в Пенсионный фонд (6%), в Фонд социального страхования (1,5%), в Фонд обязательного медстрахования федерального уровня (0,1%). Всего получается 7,6%. Этот пониженный тариф вводится сроком на 10 лет.

Проверочные мероприятия

Территория опережающего развития имеет специально разработанные правила, регулирующие проверки. Они установлены Постановлением Правительства РФ № 1132 от 22 октября 2015 года.

Закон в действии

Сегодня в нашей стране действует не одна ТОР и с завидной регулярностью создаются новые. Например, в апреле этого года правительство дало старт двум территориям опережающего развития - «Саров» и «Николаевск». Они создаются на базе одноименных городов в Нижегородской области и Хабаровском крае. Основных целей, поставленных перед этими территориями, две - способствовать созданию рабочих мест и привлекать инвестиции в соответствующие регионы.

Министерство экономического развития нашей страны, проведя анализ и оценку, считает, что создание ТОР «Саров» обеспечит привлечение инвестиций в сумме более 10 млрд рублей. Это повлечет за собой организацию и реализацию нескольких инвестиционных проектов с открытием 1 700 - 1 800 рабочих мест. При этом объем налогов в бюджеты разных уровней и взносов во внебюджетные фонды федерального уровня планируется в сумме около 10 млрд рублей.

Эксперты отмечают, что финансируется ТОР «Саров» из внебюджетных источников. А вот «Николаевск» как территория опережающего развития создается на финансовой основе госпрограммы «Социально-экономическое развитие территорий Дальнего Востока и Байкальского региона». И только инженерная инфраструктура этой ТОР финансируется из внебюджетных фондов и частично из бюджета Хабаровского края.

Для территории опережающего социально-экономического развития «Николаевск» установлен специальный правовой режим для деятельности предпринимателей, а также минимальный объем капвложений резидентов. Таможенная зона является свободной, что подтверждено правом Евразийского экономического союза.

В соответствии с реализацией различных инвестиционных проектов, рабочих мест в этой территории планируется создать около 2 500. Поэтому налоговые поступления в бюджеты различных уровней должны возрасти до 2,3 млрд рублей.