Денежное обращение. Какие меры предполагает регулирование денежного обращения и кто их проводит

Денежное обращение представляет собой форму движения денег, в процессе которого они выполняют функции средства обращения и средства платежа. Госу­дарство выпускает бумажные деньги, устанавливает их курс, но их ре­альная стоимость не зависит от власти и определяется законами денежного обращения.


2В регулировании денежного обращения государство опирается на банковскую систему, в которую входят Центральный банк, банки с го­сударственным участием, коммерческие банки, филиалы и представительства иностранных банков. Центральный банк образует первый уровень банковской системы, коммерческие банки - второй.

Центральный банк России является денежным властным орга­ном, контролирующей и кредитной организацией одновременно. Ос­новные его функции сводятся к следующему:

Проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

Является эмиссионным центром;

Организует денежное обращение, определяет порядок ведения расчетов и платежей;

Проводит общий надзор за кредитно-финансовыми учрежде­ниями, регулирует их ликвидность;

Управляет счетами Правительства РФ и осуществляет зарубеж­ные финансовые операции;

Предоставляет кредиты коммерческим банкам;

В качестве агента Правительства РФ организует размещение и осуществляет погашение государственных ценных бумаг.

Банк России контролирует кредитные учреждения по нескольким направлениям: принимает решение о регистрации новых учрежде­ний, лицензирует их деятельность; устанавливает экономические нор­мативы, которые они должны соблюдать; разрабатывает и вводит регули­рующие нормы в рамках административного права. В то же время ком­мерческие банки привлекаются для обслуживания и реализации государ­ственных инвестиционной и конверсионной программ, государственной поддержки завоза продукции в районы Крайнего Севера, операций с об­лигациями государственных займов, драгоценными металлами.

Юридический статус Банка России двойственен. С одной стороны, он независим от органов государственной власти, не управляется Пра­вительством, его валютные резервы не являются федеральными. С другой стороны, Банк России перечисляет прибыль в бюджет, уча­ствует в управлении государственным долгом, руководитель Банка России назначается Государственной Думой.

Согласно законодательству банки - это коммерческие организа­ции, предприятия, их продукция - обслуживание движения денег. Банки действуют исходя из интересов увеличения прибыли, размеща­ют средства там, где это наиболее выгодно.

В мировой практике различают несколько видов банков: уни­версальные, инвестиционные, ипотечные, работающие с населени­ем и др. В России специализация коммерческих банков практически отсутствует. В Послании Президента РФ парламенту отмечает­ся, что нужны банки двух типов: расчетные центры и инвестицион­ные банки. Расчетные центры должны обеспечивать прозрачность перечислений средств клиентов, налоговые платежи и др., а инве­стиционные банки - эффективное размещение вкладов, отбор максимально выгодных проектов. Нужны и государственные банки с льготными условиями кредитования.



В стране функционирует около 1300 коммерческих банков; их активы составляют свыше 100 млрд долл., из них вклады населения оцениваются в 30,7 млрд долл. Отношение суммы активов и кредитов к ВВП признается важнейшим показателем развития банковской сис­темы. Активы по отношению к ВВП составляют: в России - 35%, странах Западной Европы - 200-400, Китае-120, Индии-50%.

Совокупный капитал банков страны ненамного превышает капи­тал не самого крупного банка США.

Государство участвует в банковской системе в различных формах: учреждает собственные банки, имеет доли в капитале коммерческих банков, предоставляет гарантии по кредитам.

К банкам с государственным участием относятся те, в которых на долю государственных организаций и предприятий приходится не ме­нее 20% акций.

Крупными банками с государственным участием являются Сбер­банк, Внешэкономбанк, Российский банк развития, Россельхозбанк.

На Сбербанк, который имеет огромную региональную сеть, прихо­дится 40% совокупного кредитного портфеля банков и 55% частных вкладов. Контрольный пакет акций принадлежит Банку России. Ак­ции торгуются на открытых площадках и конкурируют с «голубыми фишками».

Увеличивается количество банков имеющих в активах иностранный капитал. На банки с иностранным участием приходится около 10% всех банковских ак­тивов и 6% - предоставляемых кредитов.

Иностранные банки обладают рядом преимуществ: высокая репу­тация материнской организации; приемлемые для клиентов условия обслуживания; нет ресурсных ограничений при реализации долгосрочных (5-7 лет) проектов. Но иностранные банки требуют более на­дежного обеспечения, у них получить кредит отнюдь не легче, чем у оте­чественных банков.

На российском рынке иностранные банки заняты в основном обслуживанием фирм с иностранным участием, работающих в стра­не, и частных иностранных лиц.

В последние годы развитие банковского сектора ускорилось. Реализуется стратегия развития банковского сектора. Она предусматривает повышение капитализации коммерческих банков и их конкурентоспособности, совершенствование банковского надзора со стороны Центрального банка России.

Эффективное развитие экономики страны во многом определяется состоянием денежного обращения, стабильным функционированием денежной системы. Денежное обращение пронизывает собою всю финансовую систему. Особую роль деньги играют в рыночной экономике, являясь важнейшим ее атрибутом. Как экономическая категория, деньги представляют собой средство выражения стоимости товаров, меру стоимости, всеобщий эквива-лент множества стоимостей товаров1.

Сущность денег проявляется через их функции, к которым относятся: 1) определение меры стоимости; 2) средство накопления (тезаврации); 3) средство обращения; 4) средство платежа; 5) функция мировых денег, проявляющаяся в обслуживании международного товарообмена.

Особенностью денег является то, что они находятся в постоян-ном движении. Процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах называется денежным обращением. Денежное обращение отражает направленные потоки денег между ЦБ РФ и иными кредитными организациями; между самими кредитными организациями; кредитными организациями и организациями; между банками и физическими лицами; предприятиями и физическими лицами; между банками и иными институтами финансовой системы; между финансовыми институтами и фи-зическими лицами.

Общественные отношения, складывающиеся в ходе денежного обращения, регулируются правом и, в первую очередь, финансовым правом.

Финансы, деньги, кредит / Под ред. О.В. Соколовой. М., 2000. С. 37.

Регулирование денежного обращения является задачей ЦБ РФ. Так, в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрено, что «Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы...» (ст. 43).

Денежное обращение подразделяется на два вида: наличное и безналичное. В процентном соотношении налично-денежный обо-рот меньше, чем безналичный, и обслуживает, в основном, полу-чение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и организаций.

Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет.

В Российской Федерации субъектом, организующим данный вид денежного обращения, является Банк России, в систему которого входят территориальные учреждения, а также система расчетно-кассовых центров (РКЦ). Наличный оборот начинается с указания Банка России РКЦ о переводе наличных денег из резервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются на обслуживание меж-банковских расчетов, но в основном они выдаются юридическим и физическим лицам.

В соответствии с законодательством деятельность по организации управлению наличным денежным обращением осуществляется централизованном порядке Центральным банком РФ.

Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

Современный безналичный оборот в РФ организован в соответствии со следующими принципами:

предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках;

основная часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк;

требование платежа должно выставляться или перед отгрузкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) или после этого; оплата банка полученных товаров и услуг осуществляется банком только с согласия обслуживаемого юридического или физического лица;

формы безналичных расчетов платежей выбираются организацией по своему усмотрению в соответствии с требованиями

законодательства.

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции от 26 апреля 1995 г., «О банках и банковской деятельности» в редакции февраля 1996 г., Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», иные законы, нормативные акты Президента и Правительства РФ, а также подзаконные акты ЦБ РФ. В соответствии сп. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции РФ отнесено «установление правовых основ единого рынка; ... денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции РФ закреплено, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной (п.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация и эмиссия.

Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Мировая практика свидетельствует, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.

Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

См.: Финансы, деньги, кредит / Под ред. О.В. Соколовой. С. 55.

В нашей стране в советский период были проведены две денежные реформы: в 1922-1924 гг. и в 1947 г.

Первая денежная реформа была вызвана необходимостью со-здания твердой национальной валюты и проводилась в несколько этапов, включавших в себя ряд деноминаций. Успех данной ре-формы во многом был обусловлен кардинальными экономическими преобразованиями, начатыми в стране в тот период, в результате которых уже к концу 1924 г. было резко сокращено наличное денежное обращение, введена твердая национальная валюта, обеспеченная золотом и другими драгоценными металлами, что позволило ей стать конвертируемой валютой.

Проведение денежной реформы 1947 г. было обусловлено раз- балансированностью денежной системы во время Великой Отече-ственной войны, а также тем, что в обращении находилось большое количество наличных обесцененных, а также фальшивых денежных средств, заброшенных оккупированные территории германскими властями.

Данная реформа проводилась одним разовым актом, в ходе которого отменялась карточная система на продукты питания первой необходимости, устанавливались новые цены на продукцию, а также вводились новые денежные знаки. Старые деньги обме-нивались на новые в соотношении 10:1, вклады в сберкассах до 3 тыс. руб. переоценке не подлежали, вклады от 3 до 10 тыс. руб. пересчитывались по курсу 3:2, свыше 10 тыс. - 2:1.

В г. в стране была проведена деноминация как самостоятельная денежная операция. Денежные знаки обменивались в соотношении 10:1 одновременно с изменением масштаба цен. Последняя деноминация была проведена в 1998 г., при этом номинал денежных знаков й система цен сокращались пропорционально в тысячу раз.

Целью регулирования денежного обращения в стране является создание стабильно функционирующей денежной системы, которая, в свою очередь, создает необходимые предпосылки для эффективного развития экономики.

Еще по теме § 1. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации:

  1. § 2. Правовые основы денежного обращения. Денежная система Российской Федерации

Денежное обращение - движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Виды денежного обращения;

обращение наличных денег, то есть денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы);

безналичное денежное обращение. Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в банковском учреждении и зачислении ее на счет другого субъекта в этом же или ином банковском учреждении либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют

Денежная система любого государства является объектом правового регулирования. Конституция РФ относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (см. п. «ж» ст. 71 Конституции Российской федерации). Следовательно, денежная система имеет конституционный статус, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права,
Нормы финансового права детально фиксируют статус денежной системы.

Кроме того, с помощью норм финансового права о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т. п. обеспечивается нормальное функционирование денежной системы.

Нормы гражданского права регулируют вопросы собственности на деньги (денежные знаки) как объект права собственности, порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера.

Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения.

Нормы уголовного права предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (в основном - фальшивомонетничество). Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.

Комплекс финансово-правовых норм, специально посвященных денежной системе, содержится в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) ». Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Законе «О банках и банковской деятельности », в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть первая) и в некоторых других законодательных актах Российской Федерации.

Элементы денежная системы РФ: официальная денежная единица; порядок эмиссии наличных денег; организация и регулирование денежного обращения.


Официальная денежная единица (валюта) Российской Федерации - рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещены.

Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России. В порядке указанного регулирования Банк России определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с ценными бумагами.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Инструменты и методы регулирования:

процентные ставки по операциям Банка России;

нормативы обязательных резервов;

операции на открытом рынке;

рефинансирование банков;

депозитные операции;

валютное регулирование;

установление ориентиров роста денежной массы;

прямые количественные ограничения.

Процентные ставки по операциям Банка России. Последний может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки "репо" и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Нормативы обязательных резервов - это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.

Резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов - регулирование денежного обращения. Рассмотрим механизм этого регулирования. Фактические резервы банка равны сумме обязательных резервов и избыточных резервов. Банк выдает кредит только в размере избыточных резервов. Банковская система, как известно, создает деньги.
Банк России изменяет нормы обязательных резервов. Увеличение норм означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит.

Рост денежной массы происходит не только за счет выпуска денег в обращение, но и за счет создания новых денег банковской системой.

Операции на открытом рынке - это купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг - изъятие денег из обращения. Это наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике. Несмотря на временное прекращение функционирования рынка ценных бумаг после августа 1998 г., Банк России не отказался от этого метода регулирования денежного обращения.

Рефинансирование банков - это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки - к удешевлению кредитов и росту массы денег. Ставка рефинансирования устанавливается на уровне ставок финансового рынка.

Регулирование денежного обращения в эпоху золотого стандарта происходило стихийно, ведь золото обладало собственной внутренней стоимостью и легко превращалось в накопитель богатства в периоды, когда товарный оборот не нуждался в дополнительной денежной массе.

В современном мире бумажных денег ситуация иная – регулирование денежного обращения стало обязательной процедурой, т.к. бесконтрольное движение денежных средств может приводить к плачевным экономическим последствиям (например, к ). Связано это с отсутствием у бумажных банкнот внутренней, реальной стоимости, которые обладают только номинальной ценностью.

Процесс координации обращающихся денег происходит на государственном уровне и осуществляется следующими финансовыми институтами – Центральным Банком и Министерством Финансов. Бумажные и кредитные деньги не могут самостоятельно поддерживать свое оптимальное количество в обороте, поэтому ЦБ и МинФин периодически проводят некоторые меры по стабилизации денежной массы.

Регулирование денежного обращения в сторону уменьшения количества денег

При нахождении в обращении излишнего количества денежных ресурсов проводятся мероприятия, нацеленные на их перевод из оборота в накопление.

Меры ЦентроБанка

  1. Увеличивается ключевая процентная ставка . Это стимулирует население и предприятия вкладывать деньги в ставшие более доходными депозиты, таким образом, капитал перетекает в сферу накопления.
  2. Сокращается кредитование Коммерческих Банков (КБ). Получая меньше ресурсов от Центрального Банка, Банковские институты коммерческого типа меньше выдают физическим и юридическим лицам, следовательно, денег в обращении становится меньше.
  3. Увеличиваются обязательные резервы КБ (которые образуются путем отчисления определенного процента от суммы привлеченных средств). При помощи такой меры урезаются ресурсы КБ, которые в результате меньше кредитуют, а значит, сокращается количество обращающихся банкнот.
  4. Выпускаются ценные бумаги . Эмитируя , ЦБ реализует их на финансовом рынке, а деньги уплаченные за них изымаются из оборота.
  5. . Является крайней мерой стабилизации экономики, применяется крайне редко.

Меры МинФина

  1. Повышается налоговая ставка . В казну поступает больше денег, значит, в обращении их остается меньше.
  2. Отменяются налоговые льготы . Опять же, приток финансов в казну увеличивается.
  3. Сокращается бюджетное финансирование , прежде всего, на непроизводительные цели.
  4. Эмиссия облигаций

Регулирование денежного обращения с целью увеличения денежной массы

В данном случае осуществляются действия, прямо противоположные перечисленным выше.

Действия ЦБ

  1. Уменьшается процентная ставка
  2. Увеличивается кредитование КБ со стороны ЦБ
  3. Уменьшаются обязательные резервы КБ
  4. Печатаются деньги
  5. Начинается скупка ценных бумаг

Действия Министерства Финансов

  1. Уменьшаются налоги
  2. Вводятся налоговые льготы
  3. Увеличивается бюджетное субсидирование на цели непроизводственного характера

Необходимость государственного регулирования денежного обращения. Все глобальные проблемы современности (защита окружающей среды, военная угроза, международный терроризм, колоссальный разрыв в уровне жизни между «золотым миллиардом» и остальным населением Земли, рост народонаселения, неоплатные долги правительств и др.) имеют такое финансовое измерение, которое не может быть увязано с потенциальными экономическими и финансовыми ресурсами. Вместе с тем глобальные вызовы порождают глобальные финансовые риски, требуют дополнительных управленческих усилий на национальном и международном уровнях. Глобальные финансовые риски связаны с неопределенностью цен на финансовые активы, экстремальной волатильностью цен на сырьевые и потребительские товары, энергоносители, кризисами ликвидности транснациональных компаний, глобальными платежными дисбалансами.

Роль и значимость государственного регулирования денежного обращения в условиях экономической и финансовой глобализации значительно возрастает, поскольку должно учитывать:

  • 1) периодически повторяющиеся глобальные финансовые кризисы;
  • 2) вспыхивающие время от времени валютные войны;
  • 3) безудержную эмиссию резервных валют, особенно долларов США;
  • 4) направленность неконтролируемых финансовых потоков на глобальных рынках денег и капиталов;
  • 5) политику международных финансовых организаций, прежде всего МВФ;
  • 6) интернационализацию процессов отмывания денег, нажитых преступным путем;
  • 7) вводимые со стороны недружественных государств финансово-экономические санкции;
  • 8) внешнее информационное воздействие, имидж страны на мировой арене и др.

Цели государственного регулирования денежного обращения.

В основе государственного регулирования обращения денег лежит множественность целей, преследуемых управляющей системой. В условиях рынка основными объектами государственной регулирующей деятельности являются: денежное обращение и цены, условия конкуренции, экономический цикл, условия инвестирования, поддержание уровня занятости, торговый и платежный баланс страны, внешнеэкономические связи, социальные отношения (социальное обеспечение, трудовые и иные отношения), окружающая среда.

Реализация определенного вида государственного регулирования связана с разработкой методов управления объектом.

Метод регулирования - это способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей. Методы регулирования обращения денег, как составная часть денежно-кредитной политики государства, в целом подразделяются иа: прямые и косвенные. Они дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения.

Прямые методы государственного регулирования представляют собой непосредственное вмешательство органов власти в процесс денежного обращения.

Косвенные методы государственного регулирования связаны с опосредованным воздействием на экономическое поведение участников денежного обращения и носят безадресный характер.

По содержанию методы государственного регулирования связаны с организационно-распорядительными, экономическими, социально-психологическими способами воздействия на обращение денег. С точки зрения мотивационного критерия выделяют методы материальной, моральной и властной, принудительной мотивации деятельности объекта управления. В той или иной мере они используются при регулировании государством денежного обращения.

Так, введение налога на покупку иностранной валюты формирует материальную мотивацию для обращения национальных денежных знаков. Властная, принудительная мотивация может проявляться, например, через установление Центральным банком доли обязательной продажи валюты фирмами-экспортерами от объема выручки.

Организационно-распорядительные методы регулирования обращения денег. Включают в себя построение и совершенствование структур управления, установление круга полномочий, регламентацию прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, издание носящих методический характер административных распоряжений, инструкций и руководящих документов.

Классификация организационно-распорядительных методов обусловливается разделением ветвей власти на законодательную, административную и судебно-надзорную. В области государственного регулирования денежного обращения основное внимание уделяется его законодательным и административным аспектам.

Для законодательного регулирования современного устройства денежной системы Российской Федерации наибольшее значение имеют ГК РФ, Закон о валютном регулировании, Закон о Банке России, Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках) и др.

Так, в соответствии со ст. 140 ГК РФ «рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке».

Согласно ст. 141 ГК РФ «Валютные ценности» «виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле».

На базе законодательных актов строятся административные способы государственного воздействия на денежное обращение. Они связаны с управляющей системой (исполнительной властью страны и ее организациями) и управляемой системой. К управляющей системе относятся соответствующие правительственные министерства и комитеты (прежде всего Министерство финансов), Банк России, которые издают постановления, приказы, относящиеся к вопросам денежного обращения.

Судебно-надзорные методы регулирования денежного обращения связаны:

  • а) с контролем за деятельностью учреждений, обеспечивающих исполнение принятых законов, соблюдение изданных указов, постановлений, инструкций (например, о наличных и безналичных расчетах, о купле-продаже иностранной валюты и др.);
  • б) разбирательствами в арбитражных судах по вопросам банкротства финансовых организаций;
  • в) подавлением теневой экономики, разрушительно влияющей на национальную хозяйственную систему, и др.;
  • г) защитой государственных интересов.

Экономические методы государственного регулирования обращения денег. Приоритет в области регулирования денежного обращения принадлежит экономическим методам.

Экономические методы государственного регулирования основываются на экономических интересах (общегосударственных, корпоративных, индивидуальных).

По сфере применения экономические методы могут быть общими, направленными на всю систему денежного обращения, и локальными, используемыми к ее отдельным частям, скажем, только к безналичным расчетам или валютным операциям. Общие методы совершенствования денежного обращения представляют собой денежные реформы. Введение (отмена) налога на покупку иностранной валюты - примеры локального экономического метода государственного регулирования денежного обращения.