Затраты стран на армию. Расходы стран мира на вооружение

Белый дом предложил проект бюджета на 2016 финансовый год в размере 4 трлн. долларов. Всего бюджет предусматривает траты в 561 млрд. долларов на военные нужды, эта сумма включает в себя расходы в 117 млн. долларов на «противодействие России» на Украине и еще в 51 млн. долларов - на помощь Молдавии и Грузии.

Кроме того, 8,8 млрд. долларов планируется потратить на продолжение борьбы с боевиками «Исламского государства» в Сирии и Ираке, а 14 млрд. долларов будет припасено для возможного противодействия растущему числу киберугроз. Еще 58 млрд. долларов Белый дом хотел бы направить на «внеплановые зарубежные операции» (большой войны на 58 лярдов не устроить, но пару локальных бигбадабумов вполне реально).

Ниже представлен список стран с самыми мощными военными бюджетами в мире.

  1. США – 561 млрд. долларов

Согласно проекту бюджета оборонные расходы страны достигают 561 млрд., однако еще в 2013 г. они составляли 640 млрд. Соединенные Штаты тратят на оборону больше, чем следующие 10 стран рейтинга, вместе взятые . Самым большим преимуществом США является флот из 19 авианосцев. Общее число военного персонала составляет 1,43 млн. человек, а кадровый резерв – еще 850 тыс.

  1. Китай – 188 млрд. долларов

Оборонные расходы страны достигают 188 млрд. долларов. Китай активно и сильно увеличивает военные расходы. Силы китайской армии действительно впечатляют. Действующий персонал – это более 2,285 млн. человек, а еще 2,3 млн. находятся в резерве. По некоторым данным, Китай активно практикует промышленный и военный шпионаж, что позволяет ему создавать аналоги зарубежной военной техники.

  1. Россия – 87,8 млрд. долларов

Спустя два десятилетия после распада Советского Союза российская военная мощь снова растет. Военные расходы увеличилось почти на треть с 2008 г. и, как ожидается, вырастут еще на 44% в течение следующих трех лет. Общее число военного персонала составляет более 766 тыс. человек, а кадровый резерв – 2,485 млн. человек. И эти войска подкреплены крупнейшей танковой силой в мире, насчитывающей 15,5 тыс. танков.

  1. Саудовская Аравия – 67 млрд. долларов

Военный бюджет Саудовской Аравии с 2006 по 2010 гг. вырос с 31 млрд. до 45 млрд. В 2012 г. Саудовская Аравия на военные нужды потратила уже 52,5 млрд., а в 2013 г. – 67 млрд. Страна постоянно наращивает свой военный потенциал: закупает огромные партии оружия, в основном у США. Так, одной из крупнейших сделок по поставкам оружия стала сделка, в рамках которой США продали Саудовской Аравии партию истребителей F-15.

  1. Франция – 61,2 млрд. долларов

Франция активно участвует в операциях по всему миру, включая Центрально-Африканскую Республику, Чад, Мали, Сенегал и другие страны. Оборонный бюджет на 2015 г. предусматривает получение значительного количества систем вооружения, оборудования и боеприпасов.

Заказы, которые будут размещены в 2015 г., станут продолжением начавшихся в 2014 г. мероприятий по реформированию вооруженных сил. В частности, в 2015 г. МО Франции рассчитывает заключить контракты на поставку 8 многоцелевых транспортов-заправщиков, одного средневысотного беспилотного авиационного комплекса большой продолжительности полета (MALE), 100 транспортных средств для сил специальных операций.

  1. Великобритания – 57,9 млрд. долларов

Великобритания планирует сократить размер своих вооруженных сил на 20% к 2018 г., небольшое сокращение также коснется Королевского флота и ВВС. Оборонный бюджет страны в 2013 г. составил 57,9 млрд. По мнению некоторых военных аналитиков, несмотря на сокращение военных расходов, Великобритания все еще может получать преимущество над новыми военными державами, такими как Китай. В первую очередь этого можно достичь за счет новой техники, которую планируется принять на вооружение, включая авианосец HMS Queen Elizabeth. Общее число военного персонала составляет 205,3 тыс. человек, кадровый резерв – 188 тыс.

  1. Германия – 48,8 млрд. долларов

Страна играет важную роль в международных операциях и военных отношениях. Оборонный бюджет в 2013 г. составил 48,8 млрд. долларов, и это седьмой показатель в мире. После окончания Второй мировой войны население страны в основном высказывало антивоенные настроения. Первоначально все ограничивалось силами для обороны, но после распада Югославии Германия стала принимать активную роль на международной арене. Общее число военного персонала составляет 183 тыс. человек, кадровый резерв –145 тыс. Обязательная военная служба в Германии была упразднена в 2011 г. в попытке создать профессиональную армию.

  1. Япония – 48,6 млрд. долларов

Япония начала увеличить расходы на оборону в ответ на все более активные территориальные споры с Китаем. Страна также начала свою первую военную экспансию впервые за более чем 40 лет, создав новую базу на отдаленных островах. Годовой оборонный бюджет в 2013 г. составил 48,6 млрд. Армия Японии достаточно хорошо экипирована, а недостатка в технике нет.

В настоящее время военный персонал достигает 247 тыс., а еще 57,9 тыс. находятся в резерве. Кроме этого, у Японии есть 1595 самолетов и 131 военный корабль. Тем не менее, страна не может иметь наступательную армию согласно своей конституции.

  1. Индия – 47,4 млрд. долларов

Расходы на оборону в Индии, как ожидается, будут расти, так как необходимы большие средства на модернизацию армии. В 2013 г. по оценкам Индия потратила на оборону 47,4 млрд. При этом страна является крупнейшим импортером военной продукции. На вооружении Индии стоят баллистические ракеты, дальности которых достаточно для поражения целей на территории Пакистана и большой части Китая. Общее число военного персонала составляет 1,33 млн. человек, а кадровый резерв – еще 2,14 млн.

  1. Республика Корея – 33,9 млрд. долларов

Южная Корея увеличивает расходы на оборону в ответ на увеличение этого показателя в Японии и Китае, а также в связи с постоянной угрозой со стороны Северной Кореи. Военная сила Южной Кореи достаточно большая для небольшой страны. Общее число военного персонала составляет 640 тыс. человек, кадровый резерв –2,9 млн. Южнокорейские военные регулярно принимают участие в военных учениях с США.

Яны Рождественской "Оборонные расходы вырастут в 2017 году на 3,2%. Прежде всего за счет США" , в которой сообщается, что консалтинговая компания Deloitte прогнозирует, что выручка оборонного сектора во всем мире вырастет в 2017 году на 3,2%. В первую очередь это связано с возвратом к росту оборонного бюджета США, но расходы на оборону нарастят и другие страны — так, в России они должны увеличиться на 7,5%.

(с) Коммерсантъ

Согласно подготовленному аналитиками консалтинговой компании Deloitte докладу, посвященному перспективам оборонной и авиакосмической отрасли, в 2017 году сектор покажет довольно значительный рост после нескольких лет «положительного, но сдержанного уровня роста». По прогнозам экспертов компании, выручка сектора в нынешнем году вырастет на 2%, причем в авиакосмической отрасли выручка вырастет лишь на 0,3%, а в оборонной — на 3,2%.

По мнению авторов доклада, такой рост в этой отрасли связан в первую очередь с тем, что в 2017 году оборонный бюджет США вернется к росту, учитывая «возрастающее внимание нового правительства США к укреплению американских вооруженных сил». По данным Deloitte, в нынешнем году оборонный бюджет США вырастет на $9 млрд, до $589 млрд, в 2016 году он вырос на $20 млрд после продолжавшегося пять лет снижения.

«Рост глобальной напряженности ведет к повышению спроса на вооружение на Ближнем Востоке, в Восточной Европе, Северной Корее и в регионе Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Это ведет к росту оборонных расходов по всему миру, особенно в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), Саудовской Аравии, Южной Корее, Японии, Индии, Китае и России — многие из этих стран уже нарастили закупки вооружений нового поколения»,— говорится в докладе.

Оборонный бюджет России должен вырасти на 7,5%, Китая — на 7,4%, Саудовской Аравии — на 5,7%.

Deloitte приводит размеры военных бюджетов топ-25 стран на 2015 год — США тогда израсходовали на оборонные нужды $595,5 млрд. На втором месте находился Китай ($214,5 млрд в 2015 году), Россия занимала третье место ($91,1 млрд). На четвертом месте находилась Саудовская Аравия ($85,4 млрд), на пятом — Франция ($60,7 млрд). В 2015 году оборонные расходы всех стран составили $1,76 трлн. 39,1% всех оборонных расходов пришлось на Северную и Южную Америку, причем на США — 34%, 25,6% — на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

В декабре IHS Jane’s Aerospace, Defence & Security опубликовала доклад, согласно которому в 2016 году страны НАТО впервые за шесть лет увеличили затраты на оборону, отреагировав таким образом на активизацию террористической организации «Исламское государство» и ухудшение отношений с Россией. Сама же Россия впервые с 1990-х не вошла в топ-5, ее оборонные расходы в прошлом году снизились до $48,5 млрд.

Авторитетный институт SIPRI подсчитал, что военные расходы России в 2016 году выросли на 5,9%, до $69,2 млрд. Это позволило ей потеснить Саудовскую Аравию и занять третье место после США и Китая по оборонным тратам

Фото: Владислав Белогруд / Интерпресс / ТАСС

Россия заняла третью строчку в мире по военным расходам за прошлый год: они увеличились на 5,9% и составили $69,2 млрд, следует из обновленной 24 апреля базы данных Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI). Речь идет о показателе в текущих долларах США: номинальные расходы в национальной валюте пересчитаны по среднегодовому рыночному курсу доллара. По этому показателю Россия обошла Саудовскую Аравию, которая занимала третье место по итогам 2015 года, и уступает только США ($611 млрд) и Китаю ($215 млрд), хотя и в разы.

Совокупные военные расходы государств мира в 2016 году составили $1,69 трлн, из которых на долю России приходится 4,1 против 36% у Соединенных Штатов и 13% у Китая. В номинальном выражении в местной валюте SIPRI оценил военные расходы России за последний год в 4,64 трлн руб. — рост на 14,8% по сравнению с соответствующей оценкой за 2015 год.

Как считает SIPRI

Никакого точного определения, что понимать под военными расходами, нет: различные источники могут включать или не включать те или иные категории в военные расходы (см. инфографику ). SIPRI старается включать в свою оценку «все расходы на действующие вооруженные силы и военную деятельность», в том числе расходы на военизированные (paramilitary) структуры, как Росгвардия, гражданский персонал оборонных ведомств, социальные пособия для военных и их семей, оборонные исследования и разработки, военное строительство, военную помощь другим странам. SIPRI исключает из рассмотрения траты на гражданскую оборону (находится в ведении МЧС) и текущие расходы на прошлую военную деятельность (пособия ветеранам, конверсию оружейных производств, ликвидацию оружия). Даже несмотря на то что последние могут оплачиваться из бюджета Минобороны.

SIPRI отмечает в пресс-релизе , что наращивание Россией военных расходов в 2016 году шло вразрез с общей тенденцией сокращения этих расходов в нефтедобывающих странах вслед за удешевлением нефти. Так, Венесуэла сократила военные расходы на 56%, Южный Судан — на 54%, Азербайджан — на 36%, Ирак — на 36%, Саудовская Аравия — на 30%. Кроме России из стран-нефтеэкспортеров военные расходы увеличились только в Норвегии и Иране, показывают данные института. Средняя цена нефти Brent в прошлом году снизилась на 16% относительно средней цены 2015-го, российский сорт Urals подешевел на 18%.


Но в оценку российских военных расходов за 2016 год были включены расходы на сумму около 800 млрд руб. ($11,8 млрд), предназначенные для погашения части задолженности российских оборонных предприятий перед коммерческими банками, сообщил РБК старший научный сотрудник SIPRI Симон Виземан. Эти ассигнования, неожиданно выделенные в конце 2016 года, правительство позиционировало как разовые: речь шла о , взятых в прошлые годы под госгарантии для выполнения гособоронзаказа. «Если бы не эти разовые выплаты, военные расходы России в 2016 году снизились бы по сравнению с 2015-м», — уточнил Виземан.

Поскольку львиная доля оборонных расходов России проходит по секретным (закрытым) статьям бюджета, сколько точно правительство потратило на погашение кредитов ОПК, сказать невозможно. Глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров называл цифру 793 млрд руб. Однако Счетная палата в оперативном отчете об исполнении бюджета в 2016 году сообщала, что были прекращены гарантии на 975 млрд руб. по кредитам предприятий ОПК для целей гособоронзаказа.

Единовременные расходы на закрытие «кредитной схемы» ОПК привели к тому, что объем военных расходов в отношении к ВВП в 2016 году возрос до 5,3% — максимума в истории независимой России, говорится в справке SIPRI. «Это тяжелое бремя приходится на период, когда российская экономика испытывает серьезные трудности из-за низких цен на нефть и газ и экономических санкций, введенных с 2014 года», — отмечает Стокгольмский институт.

При оценке военных расходов России SIPRI опирается в основном на официальные документы российского госбюджета, следует из методологии исследования (а, например, по Китаю таких данных недостаточно). Иными словами, SIPRI комбинирует российские бюджетные данные. В самом российском бюджете есть функциональный раздел «Национальная оборона», по которому в 2016 году было потрачено 3,78 трлн руб., а на 2017 год запланировано сокращение ассигнований на четверть, до 2,84 трлн руб. Но часть расходов, которые включает в свой расчет SIPRI, проходит по другим бюджетным разделам, в частности «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность».

Как считают российские эксперты

По данным заведующего лабораторией военной экономики Института Гайдара Василия Зацепина, косвенные военные расходы можно найти и в таких «мирных» разделах, как «Национальная экономика» (капитальное строительство в рамках гособоронзаказа), «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Здравоохранение», «Социальная политика» (расходы Минобороны). Кроме того, небольшая часть военных расходов проходит через региональные бюджеты (2,2 млрд руб. в 2016 году).


Тактические учения артиллерийских подразделений 5-й общевойсковой армии в Приморском крае (Фото: Юрий Смитюк / ТАСС)

В результате Институт Гайдара оценивает суммарные военные расходы России, связанные с текущей и прошлой военной деятельностью, в 4,94 трлн руб. (5,7% ВВП) за прошлый год — рост на 15% в номинальном выражении относительно предыдущего года. Это максимально широкая оценка, в которую включаются пенсии военнослужащим (328 млрд руб. в 2016 году), затраты на уничтожение химоружия и утилизацию вооружения и военной техники — те расходы, которые SIPRI не учитывает, поскольку они относятся к «прошлой военной деятельности».

Военный бюджет – это смета государственных затрат на содержание и развитие вооруженных сил за определенный период, преимущественно за календарный год. Уровень расходов определяется исходя из представлений правительства страны об уровне угроз и утвержденной военной доктрины. Объем ассигнований на оборону государства зависит от уровня развития экономики и величины валового внутреннего продукта (ВВП).

Структура военного бюджета в разных государствах может существенно различаться, она определяется национальным законодательством. Смета расходов на оборону формируется обычно исходя из необходимости парирования внешних угроз, потому на правоохранительную деятельность проводятся по другим статьям. Лечение ветеранов вооруженных сил и реабилитации ветеранов военнослужащих обычно также выделяется в особую статью государственного бюджета.

Большинство государств мира серьезно относятся к вопросам безопасности и необходимости отражения возможных агрессий и выделяют достаточно крупные суммы на эти цели. По данным авторитетных научно-исследовательских учреждений совокупные расходы составляют до 2,5 % от общемирового валового продукта. Лидируют по уровню оборонного бюджета Соединенные Штаты Америки, при этом в связи с последними событиями отмечается устойчивая тенденция к росту затрат на военные нужды.

Структура военного бюджета

Оборона страны и сохранение территориальной целостности страны является одной из важнейших функций государства. Военный бюджет покрывает лишь какую-то часть расходов на обеспечение безопасности и неприкосновенности границ. Указанные затраты, как правило, фигурирует в официальных статистических документах и публикуются в средствах массовой информации.

Структура военного бюджета включает с себя следующие основные позиции:

  • Средства, выделенные министерству обороны страны или другому органу, осуществляющему его функции.
  • Ассигнования на финансирование военных программ, которые осуществляются по линии других ведомств.
  • Денежные средства, выделяемые на мероприятия по планированию и подготовке экономики страны для работы в период военного времени.

Нередко в военный бюджет включаются расходы на содержание контингентов вооруженных сил иностранных государств, размещенных на ее территории. Так, в ФРГ часть средств на содержание баз американских войск и поддержание их инфраструктуры выделяется правительством этой страны на основании международных договоров.

Средства, выделяемые министерству обороны страны или иному выполняющему его функции ведомству, в основном расходуются на следующие цели:

  • Содержание армии и флота, войск.
  • Закупка новой боевой техники и поддержание ее в боевой готовности.
  • Выполнение планов по подготовке войск, проведение учений и других мероприятий.

По линии министерства обороны происходит также финансирование военно-учебных заведений, подготовка офицерских кадров и специалистов для войсковых частей и соединений. Распределения средств между видами Вооруженных сил определяется с учетом характера военной доктрины государства.

Финансирование иных оборонных программ в рамках иных министерств и ведомств включает в себя следующие положения:

  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по перспективным видам вооружений и боевой техники.
  • Производство специальных средств, боеприпасов, компонентов разнообразных систем.
  • Строительство объектов военной инфраструктуры, городков для размещения войск и тому подобное.

Мероприятие по подготовке страны и экономике к работе в период войны предполагает создание стратегических запасов продовольствия, товаров первой необходимости, сырья для промышленных предприятий и многое другое. Разработка мобилизационных планов для перевода заводов и фабрик на особый режим работы и доведение директив до руководства компаний всех форм собственности.

Особенности бюджетного процесса в некоторых странах

Рассмотрим структур военного бюджета одного из крупнейших стран мира Соединенных Штатов Америки, который в составе общенациональной сметы носит наименование программа «Национальной обороны». В нее включены бюджетные ассигнования по следующим ведомствам:

  • Министерству обороны;
  • Министерства энергетики (по ядерной программе);
  • FBI (финансирование контрразведывательной деятельности);
  • FEMA (гражданская оборона);
  • Национальному научному фонду (средства на военные исследовательские программы);
  • Службе комплектования Вооруженных сил и Корпуса морской пехоты;
  • Министерству транспорта для создания и поддержания резерва транспортных средств.

Ко всему прочему за счет средств военного бюджета покрываются расходы на содержание центрального аппарата Пентагона и пенсионные обеспечение сотрудников некоторых специальных служб, в частности, Центрального разведывательного управления. При подготовке бюджета в США используется концепция программно-целевого планирования на основании заявок от перечисленных выше министерств и ведомств.

Подготовка сметы расходов по программе национальной обороны осуществляется профильными комитетами и подкомитетами. После утверждения документа он передается на рассмотрение Конгресса, которое происходит в два этапа. Палата общин принимает предварительную бюджетную резолюцию, после чего в дело включается Сенат. В случае появления серьезных разногласий формируется согласительная комиссия, в компетенции которой урегулирование спорны вопросов.

После окончательного утверждение Федерального бюджета организуется его исполнения. Указанный процесс включает в себя следующие элементы:

Такая организация бюджетного процесса закреплена федеральным законодательством и позволяет оперативно решать вопросы финансирования оборонных программ. Наличие обратной связи в виде отчетности и системы контроля дает возможность проверки целевого использования выделенных средств и оценки эффективности вложений.

Специфика формирования военного бюджета в РФ

Вопросы финансирования оборонных программ относятся к компетенции федеральных органов власти. Военный бюджет является составной частью общегосударственного и на текущий момент его доля составляет до 21 % от уровня всех расходов. Для Российской Федерации вопросы планирования и осуществления финансирования оборонных программ в силу своего геополитического положения имеют приоритетное значение. Успешное решение задач такого рода оказывает позитивное влияние и на социально-экономическое развитие страны в целом.

Формирование военного бюджета в нашей стране происходит в порядке, установленном федеральным законодательством. Выделение средств на оборону происходит с учетом того, что данная сфера активно реформируется уже в течение нескольких лет. Основная ее цель оптимизация структуры Вооруженных сил и военно-промышленного комплекса для обеспечения национальной безопасности.

В консолидированном федеральном бюджете предусмотрен раздел «Национальная оборона», который состоит из следующих пунктов:

  • Расходы на содержание и модернизации Вооруженных сил и военных формирований в составе иных министерств и ведомств.
  • Подготовка людских и мобилизационных ресурсов и организация вневойскового обучения кадров.
  • Затраты на обеспечение функционирования оружейно-ядерного комплекса.
  • Финансирование прикладных научно-исследовательских программ в сфере разработки перспективных видов вооружений.

Основная часть ассигнований по линии обеспечения национальной безопасности приходится на Министерство обороны и подчиненные ему структуры: Федеральные службы по военно-техническому сотрудничеству, оборонному заказу, техническому и экспортному контролю, а также Федеральному агентству специального строительства.

При решении вопросов формирования бюджета применяется передовая методика программно- целевого планирования. Такой подход обеспечивает максимально эффективное использование средств, выделенных на реализацию программы национальной обороны. Контроль над целевым использованием финансов осуществляется специальными органами, входящими в состав Министерства обороны и надзорных ведомств.

Военный бюджет любого государства является составной частью государственного и служит основной характеристикой отношения властей к обеспечению обороноспособности страны. Расходы на национальную безопасность распределяются между разными исполнительными органами и используются по целевому назначению. С введением военного положения переходит в особый режим работы и соответственно меняется вся система финансирования.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Приходится 890 млрд военного бюджета, а США занимают почти 70% в НАТО! Военные расходы на США и союзников составляют 1.09 трлн или 2/3 от мирового.

С 2011 года наблюдается тенденция на снижение военных расходов, как от США, так и от союзников.

Если снижение расходов в США обусловлено известными процессами свертывания активных наступательных операций в Ираке и Афганистане, то снижение расходов от союзников преимущественно связано с укреплением доллара.

Весь остальной мир вне зоны влияния США военные расходы наращивает. Основной вклад обеспечивают Китай, Россия и Индия.

Кликабельно

В таблице красным цветом отмечены стратегические союзники США (что предполагает совместное участие в боевых операциях и безусловную поддержку действий США на международной арене), а синим цветом союзные государства к США.


В большинстве стран Европы военные расходы к ВВП не превышают 1.5%.

Кликабельно

США выходят на усредненный уровень военной нагрузки на экономику – около 3.3% к ВВП. На этом уровне расходы были с 1995 по 2005.

В Китае не более 2%, а в Индии в среднем 2.5%. Однако, Россия в 2016 установила рекорд по военным расходам к ВВП.

Еще никогда в современной России расходы не были так высоки – 5.3%. Прошлый максимум 4.9% в 2014 и в момент распада СССР.

Чуть выше 5% — типичный уровень для Израиля последние 6-7 лет. В 2016 году Россия была на 7 месте по норме военных расходов к ВВП.

Впереди Оман, Саудовская Аравия, Алжир, Кувейт, ОАЭ, Израиль и возможно Катар (по последнему данных нет).

Кликабельно

В таблице слева сортировка для ведущих 50 стран мира.

По отношению на душу населения расходы России около 500 долларов, что весьма прилично, учитывая просевший курс.

Это как в Германии и больше, чем в Италии, Канаде, Испании и даже в 2.3 раза больше Турции (которая находится в эпицентре войны).

Учитывая паритет покупательской способности и стоимость сопоставимой военной техники, расходы в России лишь в 1.5 раза ниже, чем в США (на душу населения), а не в 3.9, если считать по номиналу и буквально в разы выше, чем в ведущих странах Европы.

Хотя быть может у России и паритет с США, тут смотря как считать ППС для военного сектора (он несколько отличается от гражданского).

По крайней мере, по формальным признакам интенсивность военных расходов в России сейчас на пределе. Относительно расходов гос.сектора выходит, как минимум на 50% выше, чем историческая норма для России.