Смотреть страницы где упоминается термин кенэ, франсуа. Контрольная работа: Особенности физиократического учения Ф. Кенэ

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    История экономической мысли: Физиократы. Идея естественного закона #8

    Лекция 6.1 | Теории кругооборота денег: от физиократов к банкам | Юлия Вымятнина | Лекториум

Субтитры

Биография

Сын земледельца , Франсуа только в 12 лет научился читать и писать. В 17 лет он уехал в Париж, где несколько лет работал помощником гравёра и одновременно получал образование. В 1710 году Кенэ начал изучать медицину . Энергичный и трудолюбивый, в 1718 году он получил степень доктора хирургии и стал главным врачом больницы в г. Мант . Местная аристократия стала пользоваться его услугами; благодаря её поддержке ему удалось напечатать первый свой труд: «Observations sur les effets de la saignée» ( -), в котором он резко восставал против воззрений пользовавшегося большим влиянием при дворе врача Сильва, пытаясь обосновать психологию на физиологическом уровне и настаивая на целительном действии природы.

В 1734 году герцог Вильруа предложил ему постоянную работу в качестве медика в своём доме в Париже . В 1737 году Кенэ получил профессорскую степень и стал постоянным секретарём Хирургической академии. Как врач мадам де Помпадур , он получил доступ ко двору и в 1752 году стал лейб медиком короля Франции Людовика XV . В его салоне сходились люди самых разнообразных партий - Д"Аламбер , Дидро , Дюкло , Мармонтель , Бюффон , Гельвеций , маркиз Мирабо , Тюрго ; посетил его и Адам Смит , проникшийся уважением к нему.

К экономическим исследованиям Кенэ приступил уже на склоне лет. Первые его статьи по этому предмету были напечатаны в «Энциклопедии » Дидро , в 1756 году , под рубриками «Fermiers» и «Grains».

В 1758 году он напечатал «Экономическую таблицу » с объяснениями, а с 1766 года начал сотрудничать в «Journal de l’Agriculture, du Commerce et des Finances», выходившем под редакцией Дюпона. В этом журнале, а также в другом органе физиократов, «Éphémérides du citoyen», основанном Бодо, Кенэ поместил все свои главные экономические статьи: «Dialogues sur les travaux des Artisans», «Observations sur l’intérêt de l’argent», «l’Analyse du gouvernement des Incas du Pérou», «Le despotisme de la Chine».

Основные идеи

По мнению Кенэ, в мире господствуют законы, установленные Божеством ко благу человека; но реальная жизнь находится в некотором противоречии с принципами естественного и благодетельного порядка. Это несоответствие Кенэ объясняет неразумным пользованием свободной волей и столкновением во всяком обществе двух интересов: чисто личного, который сводится к желанию испытывать наслаждение и избегать страданий, и разумно понимаемого, который учит человека, что, кроме обязанностей перед самим собой и кроме собственных желаний, существуют ещё обязанности перед другими людьми и Богом.

При полной свободе действий разумно понимаемый интерес приобретает господство, и устанавливается всеобщее счастье. Положительное право должно признать прежде всего первейший и основной закон - право каждого на свободу и на возможность пользоваться без помех своей собственностью. Забывая об историческом происхождении неравенства в обладании различными вещами, Кенэ признает за человеком безграничное право распоряжаться своей собственностью как ему угодно, ибо она является результатом его труда.

Всякий человек имеет право на существование и может требовать от общества обеспечения возможности трудиться; но общество обязано дать ему только минимально необходимое количество средств к существованию. Все остальное он может добывать где и как угодно; неравенство вытекает из природы вещей, установлено Творцом для поддержания общей гармонии и обусловливается различием в приобретательных способностях.

Во главе государства Кенэ ставит незыблемую абсолютную власть, которая, по его мнению, одна может осуществить и охранить порядок, основанный на свободном преследовании разумного интереса; только абсолютный монарх не заражен личным интересом, только он один может дать народу познание естественных законов, быть его верховным жрецом. В основу общественной организации Кенэ кладет разделение общества на три класса: производительный класс, состоящий из земледельцев и создающий чистый доход, за счет которого содержатся все классы; класс бесплодный, не создающий ничего нового, а только перерабатывающий добытое первым классом в другую форму, более пригодную для удовлетворения потребностей; класс собственников, ничего не создающий и не перерабатывающий, а только пользующийся чистым доходом.

Чистый доход от земли составляет основу всех рассуждений Кенэ. Он находил справедливым предоставить 4/7 его в пользу собственников, 1/7 в пользу духовенства и 2/7 взять в пользу государства. Существование класса собственников он обосновывал на необходимости свободных и не занятых сил для развития духовной культуры и управления государством. Система Кенэ оказала глубокое влияние на А. Смита и его последователей.

Согласно распространенной точке зрения, особенно среди марксистов, система Кенэ имеет только исторический интерес: все её главнейшие положения, якобы пали под ударами критики и воздействием жизненных фактов. Обосновывается это тем, что якобы никто более не верит в существование раз навсегда установленных законов общественной организации, а оптимистические надежды на действие разумно понимаемого интереса оказались иллюзией. Все виды труда, согласно марксизму, создают ценности; земля не создает чистого дохода, и производство совершается здесь при таких же общих законах, как и во всякой переработке и фабрикации.

Тем не менее, существовали и иные взгляды на наследие Кенэ. Так, начиная с 1960-х гг. систему Кенэ творчески развивал Николай Руденко, а его достижения были высоко оценены Андреем Сахаровым в конце 1970-х., что доказало историческую важность наследия Кенэ как альтернативы марксизму в современном мире.

Сторонники марксизма признают непреходящую ценность системы Кенэ только в некоторых аспектах, например в том, что обмен материальных благ совершается на началах их равноценности, зависящей от одинаковых затрат труда, и что только труд является основой материального благосостояния и культурного развития государств.

В 1773 году Кенэ издал свои последний труд: «Recherches Philosophiques sur l’Evidence des Vérité s Geometriques», в котором пытался найти квадратуру круга. Ученики Кенэ усмотрели в появлении этого труда признак упадка его умственных способностей. В это же время у Кенэ была отнята должность придворного врача.

Ему пришлось ещё порадоваться, узнав о назначении Тюрго первым министром; но он не дожил до его падения, расшатавшего веру физиократов в возможность осуществления «естественных законов общественной организации» при помощи абсолютной власти.

Примечания

Литература

Список произведений

  • Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. - М.: Соцэкгиз, 1960.
  • Изд. соч. Кенэ: «Oeuvres économiques et philosophiques», с предисл. и примеч., сделано Онкеном (П., 1888).
  • В серии «Антология экономической мысли» в 2008 году издательством «Эксмо » была выпущена книга: Ф. Кенэ, А. Р. Ж. Тюрго, П. С. Дюпон де Немур. Физиократы. Избранные экономические произведения (1200 с., ISBN 978-5-699-18767-6), в которой опубликованы следующие статьи Франсуа Кенэ:
    • Очевидность (с. 45-86);
    • Фермеры (с. 87-121);
    • Зерно (с. 122-182);
    • Население (с. 183-241);
    • Налоги (с. 242-278);
    • Объяснение «Экономической таблицы» (с. 279-287);
    • Философия земледелия (с. 288-326);
    • Естественное право (с. 327-339);
    • Ответ на мемуар г-на М. Х. (с. 340-349);
    • Анализ «Экономической таблицы» (вместе с существенными замечаниями) (с. 350-366);
    • О торговле (с. 367-406);
    • Общие принципы экономической политики земледельческого государства и примечания к этим принципам (с. 407-435);
    • О ремесленном труде (с. 436-458);
    • Китайский деспотизм (глава VIII) (с. 459-481);
    • Замечания относительно денежного процента (с. 482-487).

Библиография

  • Аникин А. В. Глава восьмая. Доктор Кенэ и его секта // Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. - 2-е изд. - М. : Политиздат , 1975. - С. 153-169. - 384 с. - 50 000 экз.
  • Блауг М. Кенэ, Франсуа // 100 великих экономистов до Кейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. - СПб. : Экономикус, 2008. - С. 128-130. - 352 с. - (Библиотека «Экономической школы», вып. 42). - 1 500 экз. - ISBN 978-5-903816-01-9 .
  • // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
  • Кенэ Франсуа / Никитин С. М. // Кварнер - Конгур. - М. : Советская энциклопедия, 1973. - (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред.

Введение

Франсуа́ Кенэ́ (другие варианты написания - Кене, Кёне́ или Кёнэ́; фр. François Quesnay, 4 июня 1694(16940604), Мер, вблизи Парижа - 16 декабря 1774, Версаль) - знаменитый французский экономист, основоположник школы физиократов.

1. Биография

Сын земледельца , только в 12 лет научился читать и писать. В 17 лет уехал в Париж, где несколько лет работал помощником гравёра и одновременно получал образование. В 1710 году начал изучать медицину . Энергичный и трудолюбивый, в 1718 году он получил степень доктора хирургии и стал главным врачом больницы в г. Мант. Местная аристократия стала пользоваться его услугами; благодаря её поддержке ему удалось напечатать первый свой труд: «Observations sur les effets de la saignée» (1729-1730), в котором он резко восставал против воззрений пользовавшегося большим влиянием при дворе врача Сильва, пытаясь обосновать психологию на физиологии и настаивая на целительном действии природы.

В 1734 году герцог Вильруа предложил ему постоянную работу в качестве медика в своем доме в Париже . В 1737 году он получил профессорскую степень и стал постоянным секретарем Хирургической академии. Как врач мадам де Помпадур, он получил доступ ко двору и в 1752 году стал лейб-медиком короля Франции Людовика XV. В его салоне сходились люди самых разнообразных партий - Д"Аламбер, Дидро, Дюкло, Мармонтель, Бюффон, Гельвеций, маркиз Мирабо, Тюрго; посетил его и Адам Смит, проникшийся уважением к нему.

К экономическим исследованиям Кенэ приступил уже на склоне лет. Первые его статьи по этому предмету были напечатаны в «Энциклопедии» Дидро, в 1756 году, под рубриками «Fermiers» и «Grains».

В 1758 году он напечатал «Экономическую таблицу» с объяснениями, а с 1766 года начал сотрудничать в «Journal de l’Agriculture, du Commerce et des Finances», выходившем под редакцией Дюпона. В этом журнале, а также в другом органе физиократов, «Eph émé rides du Citoyen», основанном Бодо, Кенэ и поместил все свои главнейшие экономические статьи: «Dialogues sur les travaux des Artisans», «Observations sur l’int érêt de l’argent», «l’Analyse du gouvernement des Incas du Pé rou», «Le despotisme de la Chine».

2. Основные идеи

По мнению Кенэ, в мире господствуют законы, установленные Божеством ко благу человека; но реальная жизнь находится в некотором противоречии с принципами естественного и благодетельного порядка. Это несоответствие Кенэ объясняет неразумным пользованием свободной волей и столкновением во всяком обществе двух интересов: чисто личного, который сводится к желанию испытывать наслаждение и избегать страданий, и разумно понимаемого, который учит человека, что, кроме обязанностей перед самим собой и кроме собственных желаний, существуют ещё обязанности перед другими людьми и Богом.

При полной свободе действий разумно понимаемый интерес приобретает господство, и устанавливается всеобщее счастье. Положительное право должно признать прежде всего первейший и основной закон - право каждого на свободу и на возможность пользоваться без помех своей собственностью. Забывая об историческом происхождении неравенства в обладании различными вещами, Кенэ признает за человеком безграничное право распоряжаться своей собственностью как ему угодно, ибо она является результатом его труда.

Всякий человек имеет право на существование и может требовать от общества обеспечения возможности трудиться; но общество обязано дать ему только минимально необходимое количество средств к существованию. Все остальное он может добывать где и как угодно; неравенство вытекает из природы вещей, установлено Творцом для поддержания общей гармонии и обусловливается различием в приобретательных способностях.

Во главе государства Кенэ ставит незыблемую абсолютную власть, которая, по его мнению, одна может осуществить и охранить порядок, основанный на свободном преследовании разумного интереса; только абсолютный монарх не заражен личным интересом, только он один может дать народу познание естественных законов, быть его верховным жрецом. В основу общественной организации Кенэ кладет разделение общества на три класса: производительный класс, состоящий из земледельцев и создающий чистый доход, за счет которого содержатся все классы; класс бесплодный, не создающий ничего нового, а только перерабатывающий добытое первым классом в другую форму, более пригодную для удовлетворения потребностей; класс собственников, ничего не создающий и не перерабатывающий, а только пользующийся чистым доходом.

Чистый доход от земли составляет основу всех рассуждений Кенэ. Он находил справедливым предоставить 4/7 его в пользу собственников, 1/7 в пользу духовенства и 2/7 взять в пользу государства. Существование класса собственников он обосновывал на необходимости свободных и не занятых сил для развития духовной культуры и управления государством. Система Кенэ оказала глубокое влияние на А. Смита и его последователей. В настоящее время она имеет только исторический интерес: все её главнейшие положения пали под ударами критики и воздействием жизненных фактов. Никто более не верит в существование раз навсегда установленных законов общественной организации, а оптимистические надежды на действие разумно понимаемого интереса оказались иллюзией. Все виды труда, согласно новым взглядам, создают ценности; земля не создает чистого дохода, и производство совершается здесь при таких же общих законах, как и во всякой переработке и фабрикации.

Удержалось одно только здравое начало системы Кенэ, сводящееся к тому, что обмен материальных благ совершается на началах их равноценности, зависящей от одинаковых затрат труда, и что только труд является основой материального благосостояния и культурного развития государств. Самое представление о производительном труде, однако, существенно видоизменилось. В 1773 году Кенэ издал свои последний труд: «Recherches Philosophiques sur l’Evidence des Vérité s Geometriques», в котором пытался найти квадратуру круга. Ученики Кенэ усмотрели в появлении этого труда признак упадка его умственных способностей. В это же время у Кенэ была отнята должность придворного врача.

Ему пришлось ещё порадоваться, узнав о назначении Тюрго первым министром; но он не дожил до его падения, расшатавшего веру физиократов в возможность осуществления «естественных законов общественной организации» при помощи абсолютной власти.

Список литературы:

    В различных документах род занятий отца Франсуа также указывается как адвокат, мелкий торговец и мелкий землевладелец, но версия о том, что он был земледельцем считается наиболее вероятной. G. Schelle, pp. 8-9.

    Глава 3. Экономические взгляды Ф. Кенэ…………….………….…….…….8

      3.1 Экономическая таблица Ф. Кенэ.…………………………..…….…..8

      3.2 Концепция о естественном порядке Ф. Кенэ ………………………12

      3.3 Учение о чистом продукте Ф. Кенэ………………………………..13

    Глава 4. Критика и поддержка ведущих экономистов идей рассматриваемого ученого………………………………………………………………………….15

    Глава 5. Моя точка зрения на применимость идей экономиста в условиях современной России…………………………………………………………….16

    Библиографический список…………………………………………………….18

    Введение

    Школа физиократов возникла в XVIII в. Ее представителями являлись Ф. Кенэ, М. Ривьер, Д. Немур, А. Тюрго, В. Мирабо. В этот период в Англии уже начался промышленный переворот, а во Франции укоренилось мануфактурное производство. Заканчивалась эпоха первоначального накопления капитала, и торговая эксплуатация аграрных стран теряла свое значение в качестве источника богатства. Первоисточником доходов все более становилось товарное производство. В связи с этим потребовался пересмотр экономической программы и теории меркантилизма.

    Расцвет физиократизма был кратковременным, но за два десятилетия сложилась школа, которая создала значительную экономическую литературу и приобрела влияние и за пределами Франции. Вопросы экономической политики занимали у физиократов первое место, а теоретические конструкции использовались для обоснования определенной экономической программы.

    Физиократы первыми попытались изложить картину воспроизводства и обращения общественного продукта, впервые создали системную теорию распределения дохода.

    Цель настоящей работы – анализ экономического учения физиократизма на примере учения Ф. Кенэ.

    Изучение идей этой школы достаточно важно, так как, по выражению Карла Маркса физиократы “в пределах буржуазного кругозора дали анализ капиталу” и стали “настоящими отцами современной политической экономии”.

    Задачи: выяснить взгляды основателя школы Ф. Кенэ; сделать вывод о существе идей физиократов и их вкладе в развитие экономической науки.

    Глава 1. Краткая биографическая справка

    Франсуа Кенэ (1694-1774) родился в деревне Мерэ, что расположена вблизи Версаля, в многодетной семье. Поскольку в 13 лет он остался без отца, ему приходилось выполнять тяжелую работу и в поле, и дома, а потому грамоте Франсуа научился поздно и всю свою жизнь очень любил читать.

    Франсуа Кенэ был всесторонне образованным человеком с широкими научными интересами. Ему принадлежит ряд работ в области медицины и биологии. Вопросами политической экономии он стал заниматься в возрасте 60 лет. В «Энциклопедии», издававшейся Дидро и Даламбером, были помещены его первые статьи на экономически темы: «Фермеры» и «Зерно».

    В 1759 году вышло в свет главное и наиболее выдающееся произведение Кенэ – «Экономическая таблица». Созданная Кенэ и развитая его последователями система физиократов «…является первой систематической концепцией капиталистического производства».

    В сочинениях Кенэ решительно осуждает взгляды меркантилистов на экономические проблемы, что, по сути, явилось отражением нараставшего в стране на протяжении ряда десятилетий неудовольствия состоянием сельского хозяйства. В них отражена его убежденность в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как основе свободного механизма хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.

    Методологическая платформа экономических исследований Кенэ строилась на разработанной им концепции о естественном порядке , основой которого являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и распределение благ. Как утверждал ученый, частный интерес одного никак не может быть отделен от общего интереса всех, потому что желание наслаждаться сообщает обществу движение к возможно лучшему состоянию. Кенэ считал целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в одном просвещенном лице, обладающем знанием законов, необходимым для государственного руководства.

    Кенэ выдвинул учение об эквивалентности обмена . Он доказывал, что «обмен или торговля не порождают богатств, совершение обмена ничего, стало быть, не производит», и объяснял это тем, что в сфере обмена, в условиях свободной конкуренции происходит обмен равновеликих стоимостей, которыми товары обладают еще до того, как они поступают на рынок. Отсюда следовало, что в обмене богатство не создается и прибыль не возникает. Учение об эквивалентности обмена явилось, таким образом, теоретической основой для опровержения взглядов меркантилистов. В тоже время оно побуждало физиократов искать источник богатства вне сферы обращения. Вместе с тем Кенэ не мог правильно объяснить причину обмена равновеликих стоимостей, так как была недостаточно разработана теория стоимости, и он фактически отождествлял стоимость с издержками производства.

    В творческом наследии Кенэ важное место занимает учение о чистом продукте , который сейчас называют национальным доходом. По его мнению, источником чистого дохода является земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. А в промышленности и других отраслях экономики чистой прибыли
    не производится и происходит только смена первоначальной формы этого продукта. Рассуждая так, Кенэ не считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им положения о производительной сущности различных социальных групп общества - классов. При этом Кенэ утверждал, что нация состоит из трех классов граждан: класса производительного, класса собственников и класса бесплодного. К первому он относил всех, занятых в сельском хозяйстве; ко второму – землевладельцев, включая короля и духовенство; к третьему – всех граждан вне земли, то есть в промышленности, торговой и других отраслях сферы услуг.

    Кенэ полагал, что “трудолюбивые представители низших классов” вправе рассчитывать на работу с выгодой. Зажиточность же возбуждает трудолюбие потому, что люди пользуются благосостоянием, которого они достигли, привыкают к удобствам жизни, к хорошей пище и одежде и боятся бедности, и как следствие воспитывают своих детей в привычке к труду и благосостоянию, а удача доставляет удовлетворение их родительских чувств и самолюбия.

    Кенэ принадлежит первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положений о капитале . Если меркантилизм отождествлял капитал, как правило, с деньгами, то Кенэ считал, “что деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит”. По его терминологии, сельскохозяйственные орудия, постройки, скот и все то, что используется в земледелии в течение нескольких производственных циклов, представляют “первоначальные авансы” (по современной терминологии – основной капитал). Затраты на семена, корма, оплату труда рабочих и др., осуществляемые на период одного производственного цикла (обычно до года), он относит к “ежегодным авансам” (по современной терминологии – оборотный капитал).

    О торговле Кенэ высказал ряд интересных и неординарных суждений. Так, признавая торговлю “бесплодным занятием”, он в то же время предостерегал от ложного впечатления, что благодаря всемирной конкуренции она стала вредной и что иностранные купцы увозят и расходуют на своей родине то вознаграждение, которое им уплатили за оказанные в данной стране услуги, и, таким образом, этим вознаграждением обогащаются прочие нации. Не соглашаясь с этим, Кенэ утверждал, что необходима только “абсолютно свободная торговля” как условие расширения торговли, изгнания монополий и сокращения торговых издержек.

    Глава 2. Основные труды в области экономики

      “Население” 1756 год.

      “Фермеры” 1757 год.

      “Зерно” 1757 год.

      “Налоги” 1757 год.

      “Экономическая таблица” 1758 год.

    Глава 3. Экономические взгляды Ф. Кенэ

    В сочинениях Ф. Кенэ решительно осуждаются взоры меркантилистов на экономические трудности, что по сути явилось отражением нараставшей в стране на протяжении десятилетий неудовлетворенности состоянием сельского хозяйства, к которому привел его так называемый кольбертизм времен короля Людовика XIV. В них отражена его убежденность в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как базе свободного (рыночного) механизма хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.

    3.1 Экономическая таблица Ф. Кенэ.

    В знаменитой “Экономической таблице” Кенэ выполнен первый анализ круговорота хозяйственной жизни. Как пишет в своих мемуарах Мармонтель, уже с 1757 года доктор Кенэ чертил свои “зигзаги чистого продукта”. Это была “Экономическая таблица”, которая неоднократно издавалась и толковалась в трудах самого Кенэ и его учеников. Она существует в нескольких вариантах.

    Кенэ сделал первую в истории политической экономии попытку представить процесс воспроизводства и обращения совокупного общественного продукта в целом. Это процесс схематически изображен в «Экономической таблице», в которой показывается, как произведенный в стране готовый продукт распределяется посредством обращения,
    в результате чего создаются предпосылки для возобновления производства в прежнем масштабе. Здесь рассматривается лишь простое воспроизводство.

    В таблице нашли отражение основные стороны экономической теории Кенэ: его учение о «чистом продукте» и капитале, о производительном и непроизводительном труде, о классах; в ней видна классовая позиция автора как защитника капиталистического способа производства.

    Предпосылками анализа процесса воспроизводства Кенэ принимает неизменность цен (предполагая, что обмен совершается на основе принципа эквивалентности) и абстрагирование от внешнего рынка. Исходным моментом обращения взят конец сельскохозяйственного года, когда завершен сбор урожая. Стоимость валового продукта земледелия, находящегося в руках производительного класса, составляет 5 млрд ливров, из них 1 млрд возмещает стоимость израсходованного основного капитала. Весь основной капитал («первоначальные авансы») предполагается равным 10 млрд ливров, а ежегодно изнашивается он на 10 % своей первоначальной стоимости. 2 млрд составляет оборотный капитал («ежегодные авансы») и 2 млрд – стоимость «чистого продукта». «Бесплодный» класс располагает произведенной им за прошедший период промышленной продукцией на 2 млрд ливров. Таким образом, весь совокупный общественный продукт составляет 7 млрд ливров. Кроме того, фермеры имели наличными деньгами 2 млрд, которые они еще до начала обращения уплатили земельным собственникам в виде арендной платы.

    По условиям «Экономической таблицы» процесс реализации и обращения созданного продукта состоит из следующих пяти актов, каждый из которых совершается на сумму 1 млрд ливров.

      Собственники покупают у производительного класса предметы питания на 1 млрд ливров. В результате этой операции реализуется 1/5 часть сельскохозяйственного продукта, которая переходит из сферы обращения в сферу потребления земельных собственников.

      Собственники покупают на 1 млрд ливров промышленные изделия у «бесплодного» класса, который таким образом реализует половину своей продукции.

      «Бесплодный» класс на полученные от собственников деньги приобретает
      у производительного класса необходимые ему предметы потребления. Тем самым реализуется еще 1/5 часть сельскохозяйственного продукта.

      Производительный класс на полученный от «бесплодного» класса 1 млрд покупает у него же орудия производства, необходимые для возмещения изношенных и пришедших в негодность вещественных элементов основного капитала. В результате этой операции реализуется вторая половина промышленной продукции.

      В пятом и последнем акте обращения «бесплодный» класс приобретает у производительного класса сельскохозяйственное сырье.

    В итоге процесса обращения совокупного общественного продукта между классами оказались реализованными сельскохозяйственная продукция на 3 млрд и промышленные изделия на 2 млрд ливров. Оставшаяся у производительного класса продукция на 2 млрд не вступает в общение между классами, а обращается лишь в пределах самого этого класса. Эта продукция возмещает израсходованные в процессе сельскохозяйственного производства семена и продукты питания. Полученные производительным классом промышленные товары используются для возмещения израсходованной части основного капитала. Наличные деньги (2 млрд) в результате обращения возвращаются к производительному классу, но затем снова поступают к земельным собственникам в виде платы за аренду земли на очередной срок. Таким образом, созданы предпосылки для начала нового производственного цикла, для возобновления производства в тех же масштабах, то есть простого воспроизводства.

    Важным научным достижением анализа воспроизводства в «Экономической таблице» является то, что в ней не рассматриваются отдельные акты купли-продажи. А все это бесчисленное количество индивидуальных актов обращения объединяется в обращение межу классами. Это последнее и явилось предметом исследования Кенэ. Весьма плодотворной была также попытка Кенэ представить обращение лишь как форму процесса воспроизводства, а денежное обращение – только как момент обращения капитала.

    3.2 Концепция о естественном порядке Ф. Кенэ

    Методологической платформой экономического исследования Ф. Кенэ стала разработанная им концепция о естественном порядке, юридической основой которой, на его взор, являются физические и моральные законы страны, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ. По его словам, «сущность порядка такая, что частный энтузиазм одного никогда не может быть разделен от общего энтузиазма всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой. Желание наслаждаться докладывает обществу движение, которое становится неизменной тенденцией к может быть лучшему состоянию». Сразу Ф. Кенэ предупреждает, что «верховная власть» не обязана быть аристократической либо представленной крупным земельным собственником. Последние, соединившись совместно, могли бы образовать власть более могущественную, чем сами законы, поработить нацию, причинить своими честолюбивыми и ожесточенными распрями разорение, неустройства, несправедливости, более зверские насилия и созвать самую разнузданную анархию». Он считает целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в одном просвещенном лице, владеющем знанием законов естественного порядка, нужном для воплощения государственного управления.

    3.3 Учение о чистом продукте Ф. Кенэ

    В теоретическом наследии Ф. Кенэ принципиальное место занимает учение о чистом продукте. Который сейчас называют государственным доходом. По его мнению, источниками незапятнанного продукта являются земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве, В индустрии и остальных отраслях экономики незапятанной прибавки к доходу не делается и происходит типо лишь смена начальной формы этого продукта. Рассуждая так, Ф. Кенэ не считал индустрия бесполезной. Он исходил из выдвинутого им же положения о производительной сущности разных социальных групп общества – классов. Совместно с тем Ф. Кенэ отнюдь не тенденциозен, подразделяя общество на классы, поскольку, по его словам, «трудолюбивые представители низших классов» вправе рассчитывать на работу с выгодой. В развитие данной мысли ученый писал: «Зажиточность возбуждает трудолюбие потому, что люди пользуются благосостоянием, которое оно доставляет, привыкают к удобствам жизни, к хорошей еде, хорошей одежде и боятся бедности... Воспитывают собственных детей в таковой же привычке к труду и благосостоянию... А фортуна доставляет ублажение их родительским чувствам и самолюбию». Ф. Кенэ принадлежит первое в истории экономической мысли довольно глубочайшее теоретическое обоснование положений о капитале. Если меркантилисты отождествляли капитал, как правило, с средствами, то Ф. Кенэ считал, «что средства сами по себе представляют собой бесплодное достояние, которое ничего не производит...»

    Глава 4. Критика и поддержка ведущих экономистов идей рассматриваемого ученого

    Василий Сергеевич Немчинов в своей работе “Экономико-математические методы и модели” пишет: “В XVIII веке на заре развития экономической науки… Франсуа Кенэ… создал “Экономическую таблицу”, явившуюся гениальным взлетом человеческой мысли. В 1958 году исполнилось 200 лет с момента опубликования этой таблицы, однако идеи, заложенные в ней, не только не померкли, а приобрели еще большую ценность... Если характеризовать таблицу Кенэ в современных экономических терминах, то ее можно считать первым опытом макроэкономического анализа, в котором центральное место занимает понятие о совокупном общественном продукте… “Экономическая таблица” Франсуа Кенэ – это первая в истории политической экономии макроэкономическая сетка натуральных (товарных) и денежных потоков материальных ценностей. Заложенные в ней идеи – это зародыш будущих экономических моделей. В частности, создавая схему расширенного воспроизводства, К. Маркс отдал должное гениальному творению Франсуа Кенэ…”.

    Глава 5. Моя точка зрения на применимость идей экономиста в условиях современной России.

    Исследуя взгляды Кенэ относительно чистого продукта или провозглашения сельского хозяйства единственной производственной отраслью – сегодня можно назвать упрощением, но такие допущения на начальных этапах становления экономики были, в некоторой степени, оправданными.

    Ф. Кенэ сосредоточил свое внимание на сфере производства. В этом его «классицизм». Но величайшей заслугой этого ученого было то, что он рассматривал производство не как единовременный акт, а как постоянно возобновляемый процесс, т.е. как воспроизводство. Сам термин «воспроизводство» введен в науку Ф. Кенэ. Более того, воспроизводственный процесс впервые в истории показан исследователем на макроэкономическом уровне, как некий общественный феномен, как беспрерывный обмен веществ в общественном организме. Нет ни малейшего преувеличения в утверждении, что. Ф. Кенэ явился основателем макроэкономической теории.

    Ф. Кенэ создал первую модель движения товарных и денежных потоков в обществе, определил условия реализации общественного продукта, показал теоретическую возможность непрерывности общественного воспроизводства товаров, капиталов и производственных отношений. Его модель эквивалентного обмена достаточно абстрактна, но это научная абстракция, позволяющая проникнуть в суть вещей. Не зря все крупные исследователи макроэкономики, так или иначе, обращались к трудам Ф. Кенэ.

    Подводя черту, следует отметить, что взгляд Кенэ в свое время были прогрессивными, а идеи привлекательными и плодотворными для многих поколений последователей. Лишь «экономической таблицы» и учения о «чистом продукте» было бы достаточно, чтобы вписать имя Франсуа Кенэ в список классиков экономической мысли.

    Библиографический список

      Агапова, И.И. “История экономических учений”. - М.: ВиМ, 1997.

      Баликоев, В.З. “Общая экономическая теория” : Учебное пособие для технических ВУЗов, Новосибирский институт, 1994г.

      Блауг, М. “Экономическая мысль”. - М., 1994г.

      Борисов, Е.Ф. “Экономическая теория: Хрестоматия”. - М.: Высшая школа, 2005.

      Гусейнов, Р.А. Горбачева Ю.В. “История экономических учений”. - М.: Инфра-М, 2000.

      Дроздов, В.В. “Франсуа Кенэ”. - М., 1988.

      “История экономической мысли”. - Том 1, Московский университет. 2004г.

      “История экономических учений”. Часть 1. М., 1989г.

      “История экономических учений” : Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Адвадзе, В.С. , проф. Квасова, А.С. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

      Майбурд, Е.М. “Введение в историю экономической мысли”. - М., 1996г.

      Ядгаров Я.С. “История экономических учений”. - М.: Экономика,

    Введение

    Термин «физиократизм» (власть природы) был введем в оборот Адамом Смитом. Сами французские физиократы называли себя экономистами. Теория физиократизма развивалась в Германии, Польше, Швеции и других странах, но только во Франции эта система воззрений приобрела наиболее развитую форму и существовала в виде теоретической школы. Основателем физиократического учения был Франсуа Кенэ (1694-1774), наиболее крупными представителями Виктор де Мирабо (1715-1789), Дюпон де Неймур (1739-1817) и Жак Тюрго (1727-1781).

    Физиократизм был естественной реакцией французских интеллигентов на недостатки меркантилистской политики кольбертизма, о которых было сказано в предыдущем разделе. Физиократы считали богатством не деньги, а «произведения земли». Сельскохозяйственное производство, а не торговля и промышленность, с их точки зрения, является источником богатства общества, что и определяется «естественным» законом, установленным самим Богом.

    Глава школы физиократов Ф.Кенэ оставил яркий след в науке как автор знаменитой «Экономической таблицы». Она представляет собой, по сути, первую в истории экономической науки попытку рассмотреть процесс воспроизводства общественного продукта между тремя главными секторами народного хозяйства.

    Франсу Кенэ

    Сын земледельца, Франсуа только в 12 лет научился читать и писать. В 17 лет он уехал в Париж, где несколько лет работал помощником гравёра и одновременно получал образование. В 1710 году Кенэ начал изучать медицину. Энергичный и трудолюбивый, в 1718 году он получил степень доктора хирургии и стал главным врачом больницы в г.Мант. Местная аристократия стала пользоваться его услугами; благодаря её поддержке ему удалось напечатать первый свой труд: «Observations sur les effets de la saignée» (1729-1730), в котором он резко восставал против воззрений пользовавшегося большим влиянием при дворе врача Сильва, пытаясь обосновать психологию на физиологическом уровне и настаивая на целительном действии природы.

    В 1734 году герцог Вильруа предложил ему постоянную работу в качестве медика в своём доме в Париже. В 1737 году Кенэ получил профессорскую степень и стал постоянным секретарём Хирургической академии. Как врач мадам де Помпадур, он получил доступ ко двору и в 1752 году стал лейб медиком короля Франции Людовика XV.



    В его салоне сходились люди самых разнообразных партий - Д"Аламбер, Дидро, Дюкло, Мармонтель, Бюффон, Гельвеций, маркиз Мирабо, Тюрго; посетил его и Адам Смит, проникшийся уважением к нему.

    К экономическим исследованиям Кенэ приступил уже на склоне лет. Первые его статьи по этому предмету были напечатаны в «Энциклопедии» Дидро, в 1756 году, под рубриками «Fermiers» и «Grains».

    В 1758 году он напечатал «Экономическую таблицу» с объяснениями, а с 1766 года начал сотрудничать в «Journal de l’Agriculture, du Commerce et des Finances», выходившем под редакцией Дюпона. В этом журнале, а также в другом органе физиократов, «Éphémérides du citoyen», основанном Бодо, Кенэ поместил все свои главные экономические статьи: «Dialogues sur les travaux des Artisans», «Observations sur l’intérêt de l’argent», «l’Analyse du gouvernement des Incas du Pérou», «Le despotisme de la Chine».

    Основные идеи Франсуа Кенэ

    По мнению Кенэ, в мире господствуют законы, установленные Божеством ко благу человека; но реальная жизнь находится в некотором противоречии с принципами естественного и благодетельного порядка. Это несоответствие Кенэ объясняет неразумным пользованием свободной волей и столкновением во всяком обществе двух интересов: чисто личного, который сводится к желанию испытывать наслаждение и избегать страданий, и разумно понимаемого, который учит человека, что, кроме обязанностей перед самим собой и кроме собственных желаний, существуют ещё обязанности перед другими людьми и Богом.

    При полной свободе действий разумно понимаемый интерес приобретает господство, и устанавливается всеобщее счастье. Положительное право должно признать прежде всего первейший и основной закон - право каждого на свободу и на возможность пользоваться без помех своей собственностью. Забывая об историческом происхождении неравенства в обладании различными вещами, Кенэ признает за человеком безграничное право распоряжаться своей собственностью как ему угодно, ибо она является результатом его труда.

    Всякий человек имеет право на существование и может требовать от общества обеспечения возможности трудиться; но общество обязано дать ему только минимально необходимое количество средств к существованию. Все остальное он может добывать где и как угодно; неравенство вытекает из природы вещей, установлено Творцом для поддержания общей гармонии и обусловливается различием в приобретательных способностях.

    Во главе государства Кенэ ставит незыблемую абсолютную власть, которая, по его мнению, одна может осуществить и охранить порядок, основанный на свободном преследовании разумного интереса; только абсолютный монарх не заражен личным интересом, только он один может дать народу познание естественных законов, быть его верховным жрецом. В основу общественной организации Кенэ кладет разделение общества на три класса: производительный класс, состоящий из земледельцев и создающий чистый доход, за счет которого содержатся все классы; класс бесплодный, не создающий ничего нового, а только перерабатывающий добытое первым классом в другую форму, более пригодную для удовлетворения потребностей; класс собственников, ничего не создающий и не перерабатывающий, а только пользующийся чистым доходом.

    Чистый доход от земли составляет основу всех рассуждений Кенэ. Он находил справедливым предоставить 4/7 его в пользу собственников, 1/7 в пользу духовенства и 2/7 взять в пользу государства. Существование класса собственников он обосновывал на необходимости свободных и не занятых сил для развития духовной культуры и управления государством. Система Кенэ оказала глубокое влияние на А. Смита и его последователей.

    Согласно распространенной точке зрения, особенно среди марксистов, система Кенэ имеет только исторический интерес: все её главнейшие положения, якобы пали под ударами критики и воздействием жизненных фактов. Обосновывается это тем, что якобы никто более не верит в существование раз навсегда установленных законов общественной организации, а оптимистические надежды на действие разумно понимаемого интереса оказались иллюзией. Все виды труда, согласно марксизму, создают ценности; земля не создает чистого дохода, и производство совершается здесь при таких же общих законах, как и во всякой переработке и фабрикации.

    Тем не менее, существовали и иные взгляды на наследие Кенэ. Так, начиная с 1960-х гг. систему Кенэ творчески развивал Николай Руденко, а его достижения были высоко оценены Андреем Сахаровым в конце 1970-х., что доказало историческую важность наследия Кенэ как альтернативы марксизму в современном мире.

    Сторонники марксизма признают непреходящую ценность системы Кенэ только в некоторых аспектах, например в том, что обмен материальных благ совершается на началах их равноценности, зависящей от одинаковых затрат труда, и что только труд является основой материального благосостояния и культурного развития государств.

    В 1773 году Кенэ издал свои последний труд: «Recherches Philosophiques sur l’Evidence des Vérité s Geometriques», в котором пытался найти квадратуру круга. Ученики Кенэ усмотрели в появлении этого труда признак упадка его умственных способностей. В это же время у Кенэ была отнята должность придворного врача.

    Ему пришлось ещё порадоваться, узнав о назначении Тюрго первым министром; но он не дожил до его падения, расшатавшего веру физиократов в возможность осуществления «естественных законов общественной организации» при помощи абсолютной власти.

    Теория капитала

    Ф.Кенэ принадлежит первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положений о капитале. Если меркантилисты отождествляли капитал, как правило, с деньгами, то Ф. Кенэ считал, «что деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит». По его терминологии, сельскохозяйственные орудия, постройки, скот и все то, что используется в земледелии в течение нескольких производственных циклов, представляют «первоначальные авансы» (по современной терминологии - основной капитал). Затраты на семена, корма, оплату труда работников и другие, осуществляемые на период одного производственного цикла (обычно до года), он относил к «ежегодным авансам» (по современной терминологии - оборотный капитал). Но заслуга Ф. Кенэ состоит не только в подразделении капитала на основной и оборотный по его производительному признаку. Кроме того, он смог убедительно доказать, что в движении находится наряду с оборотным и основной капитал.

    Вступление

    Франсуа Кенэ, как лидер французской школы физиократов, подвергая критике меркантилизм, в начале 18 века объявил настоящим богатством нации «продукцию земледелия». «Богатство, которое создается промышленным трудом, - писал Кенэ, - появляется за счет доходов, которые дает земля, и есть богатством самим по себе бесплодным, которое производится только с помощью доходов от земельных угодий».

    Идеи Кенэ были развиты известными представителями школы физиократов – А.Р.Тюрго, В.М.Мирабо и другими. В основу их теоретических взглядов была положена концепция «природного порядка» Кенэ, который господствует как в природе, так и в обществе.

    Одно из центральных мест в экономических взглядах Кенэ и его последователей занимает учение о «чистом продукте» (или «добавленную стоимость»), который они понимали как излишек продукции, полученной в земледелии, над затратами производства. Вершиной экономического гения Кенэ считается его «экономическая таблица», в которой наглядно показан процесс общественного восстановления.

    В общем виде экономическая программа Кенэ была изложена в его работе «Общие принципы экономической политики земледельческого государства». В тоже время, доктор Кенэ не имел ученого звания «доктора экономических наук» – он был всего лишь врачом

    Жизненный путь Франсуа Кенэ

    Франсуа Кенэ родился в 1694г. Вблизи Версаля в семье бедного крестьянина. Еще совсем молодым увлекся медициной. Позднее это увлечение принесло ему славу. Кроме медицинской практики, он занимался также научной деятельностью в этой области и издал несколько трудов, которые еще больше укрепили его слав талантливого врача. В 1752г. Он стал лейб-медиком Людовика XV, получил дворянский титул и переехал в Версальский дворец. Там у него часто собирались философы, писатели просветители: Дидро, Гельвеций, Тюрго, Мирабо.

    Как экономист Кенэ сформировался поздно, в 50-е гг. 18 века, когда ему было уже под 60. В 1756г. Дидро привлекает его к участию в «Энциклопедии». Оригинальные статьи Кенэ, посвященные сельскому хозяйству, вызвали большой интерес, у автора появились ученики, последователи. Кенэ был сторонником всеобъемлющего господства официальной религии, идеалистом. Однако в «Энциклопедии» благодаря писателям-просветителям утвердился его материалистический взгляд на мир. Он выступал за просвещенный абсолютизм, был монархистом, буржуазной революции противопоставлял реформы, которые должен был совершить король. И хотя Кенэ выступал под флагом абсолютизма и улучшения феодального строя, его экономическая теория впервые попыталась охватить всю систему экономических закономерностей капиталистического способа производства.

    В сочинениях Ф.Кенэ решительно осуждаются взгляды меркантилистов на экономические проблемы, что, по сути, явилось отражением нараставшей в стране на протяжении десятилетий неудовлетворенности состоянием сельского хозяйства, к которому привел его так называемый кольбертизм времен короля Людовика XIV. В них отражена его убежденность в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как основе свободного (рыночного) механизма хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.

    Взгляды Кенэ-экономиста

    В отличие от классической буржуазной политэкономии, которая сконцентрировалась преимущественно на проблемах разделения труда, стоимости, дохода в первую очередь анализируя промышленное производство, Кенэ объектом своего исследования сделал земледелие. Он анализировал сельское хозяйство, провозгласив его единственной производственной силой.

    Модель Ф. Кенэ

    Сельское хозяйство и добывающая промышленность дают прирост материи, следовательно, здесь и создается чистый продукт. А вот в обрабатывающей промышленности, в ремесле материя убывает, значит здесь, не производится общественного богатства. Ремесленники - бесплодный, или стерильный, класс. Кстати, термин «класс» в отношении к общественным группам людей, различающимся по тому, как они относятся к чистому продукту, впервые применил Ф. Кенэ.

    Попробуем воспроизвести модель Ф. Кенэ:

    1) Производительный класс , состоящий исключительно из земледельцев (и, может быть, также из рыболовов, рудокопов и пр.)

    2) Класс собственников , в который входят не только собственники земли, но и все те, которые по тому или другому феодальному титулу владели землёй

    3) Бесплодный класс , включающий представителей индустрии, торговли, либеральных профессий и частнослужебного труда.

    Источник богатства естественно в первом классе , потому что он один производит.

    Предположим, что он производит на 5 миллиардов франков. Прежде всего, он удерживает 2 миллиарда на своё содержание и на содержание скота, на обсеменение и удобрение; эта часть дохода не идёт в обращение, она остаётся у своего источника.

    Остаток продукта земледельческий класс продаёт и получает за него 3 миллиарда франков. Но так как для его содержания не достаточно одних сельских продуктов и ему нужны ещё мануфактурные продукты, одежда, инструменты и пр., то он спрашивает их у индивидуального класса и платит последнему 1 миллиард.

    У него остаётся, таким образом, только 2 миллиарда, которые он отдаёт классу собственников и феодалов в форме арендной платы и податей.

    Перейдём к классу собственников . Два миллиарда, полученных им в форме арендной платы, он, естественно, употребляет на то, чтобы жить. И хорошо жить; для этого ему нужны, во-первых, средства потребления, которые он покупает у земледельческого класса и уплачивает ему, скажем, 1 миллиард, а во-вторых, мануфактурные продукты, которые он покупает у бесплодного класса и уплачивает ему тоже, скажем, 1 миллиард. На этом счет его завершён.

    Бесплодный класс, получив эти 2 миллиарда в уплату за свой продукт, употребляет их, на прожитиё и на покупку сырых материалов для своей промышленности. И как только производительный класс может снабдить его средствами потребления и сырыми материалами, то он возвращает их земледельческому классу в форме платы за эти продукты. Таким образом, эти 2 миллиарда возвращаются к своему источнику. Вместе с миллиардом, уже уплаченным классом собственников, и 2 миллиардами продуктов, в натуре не проданных, они составляют общий итог 5 миллиардов, которые вновь появляются на руках у производительного класса, и кругообращение возобновляется до бесконечности.

    Ошибка модели Кенэ

    Внимательный анализ таблицы легко выявит ошибку, заключающуюся в том, что ремесленники реализовали весь продукт, не оставив себе ничего для «ежегодных авансов»; т.е. их внутреннее воспроизводство становится проблематичным.

    Отмеченная ошибка Кенэ - результат его взгляда на значение промышленности того времени. Судьба ремесленников его просто не интересовала. Он был идеологом фермерства, ведшего товарное производство.

    Программа Ф.Кенэ

    Таким образом, «таблица Кенэ» показывает все условия и пропорции воспроизводства, становясь первой в истории экономической науки макроэкономической моделью. Из этой воспроизводственной концепции вытекает достаточно радикальная налоговая программа Кенэ: раз фермеры производят, но не потребляют чистый продут, то и платить налог с него не должны. Кто получает и потребляет чистый продукт, тот и платит Кенэ знает истинные причины упадка земледельческой страны . Их, по его мнению, восемь:

    ü неправильная форма налогового обложения;

    ü излишнее бремя налогов;

    ü излишества в роскоши;

    ü чрезмерные судебные расходы;

    ü личная несвобода обитателей деревни;

    ü отсутствие свободы во внутренней торговле;

    ü отсутствие внешней торговли;

    ü отсутствие возврата чистого годичного продукта к производительному классу.

    Радикализм Кенэ несомненен. Пройдет немного времени, Французская революция по-иному разрешит противоречия этого общества, еще более решительно реализовав программу буржуазии. У Кенэ более мягкая программа. Так сказать, «экспроприация», посредством налогообложения. Некоторые комментаторы, современники революции, считали, что если бы король послушался Кенэ, то революции вместе с гражданской войной можно было бы избежать.

    Концепция о естественном порядке Ф.Кенэ

    Методологической платформой экономического исследования Ф.Кенэ стала разработанная им концепция о естественном порядке , юридической основой которой, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ. По его словам, «сущность порядка такова, что частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой. Желание наслаждаться сообщает обществу движение, которое становится постоянной тенденцией к возможно лучшему состоянию ».

    Одновременно Ф.Кенэ предупреждает, что «верховная власть» не должна быть аристократической или представленной крупным земельным собственником. Последние, соединившись вместе, могли бы образовать власть более могущественную, чем сами законы, поработить нацию, причинить своими честолюбивыми и жестокими распрями разорение, неустройства, несправедливости, наиболее зверские насилия и созвать самую разнузданную анархию». Он считает целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в одном просвещенном лице , обладающем знанием законов естественного порядка, необходимом для осуществления государственного руководства.

    Учение о чистом продукте Ф.Кенэ

    В теоретическом наследии Ф.Кенэ важное место занимает учение о чистом продукте . Который сейчас называют национальным доходом. По его мнению, источниками чистого продукта являются земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве, В промышленности и других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится и происходит якобы только смена первоначальной формы этого продукта. Рассуждая так, Ф.Кенэ не считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им же положения о производительной сущности различных социальных групп общества – классов.

    Вместе с тем Ф.Кенэ отнюдь не тенденциозен, подразделяя общество на классы, поскольку, по его словам, «трудолюбивые представители низших классов» вправе рассчитывать на работу с выгодой. В развитие этой мысли ученый писал: «Зажиточность возбуждает трудолюбие потому, что люди пользуются благосостоянием, которое оно доставляет, привыкают к удобствам жизни, к хорошей пище, хорошей одежде и боятся бедности... воспитывают своих детей в такой же привычке к труду и благосостоянию... а удача доставляет удовлетворение их родительским чувствам и самолюбию».

    Ф.Кенэ принадлежит первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положений о капитале. Если меркантилисты отождествляли капитал, как правило, с деньгами, то Ф.Кенэ считал, «что деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит...»

    Вывод

    Исследуя взгляды Кенэ относительно чистого продукта или провозглашения сельского хозяйства единственной производственной отраслью – сегодня можно назвать упрощением, но такие допущения на начальных этапах становления экономики были, в некоторой степени, оправданными.

    Подводя черту, следует отметить, что взгляд Кенэ в свое время были прогрессивными, а идеи привлекательными и плодотворными для многих поколений последователей. Лишь «экономической таблицы» и учения о «чистом продукте» было бы достаточно, чтобы вписать имя Франсуа Кенэ в список классиков экономической мысли.

    Литература:

    1. Франсуа Кене. Избранные экономические произведения. Москва. 2000г.

    2. Блауг М. Экономическая мысль. Москва. 1994г.

    3. История экономической мысли. Т.1. Московский университет. 2004г.

    4. История экономических учений. Часть 1. Москва. 1989г.

    6. Мєшко І.М. Історія економічних вчень. Київ. 1994р.