О качестве и состоянии автомобильных дорог. Мегастройки г.Тюмени: кольцевая автодорога

Сегодня Тюмень – один из немногих российских городов, который возводит кольцевую дорогу исключительно за собственный счет, без федеральных вливаний. По данным на 2017 год кольцевыми автодорогами могут похвастаться не больше 20 городов со всей страны, еще столько же мегаполисов только запроектировало свои кольцевые.


После завершения строительства ТКАД соединит все главные городские магистрали, а транзитный транспорт будет перенаправлен в объезд центральных улиц.


Это позволит повысить уровень безопасности дорожного движения и улучшить экологическую обстановку в областном центре.

Кроме того, кольцевая свяжет все четыре федеральные дороги: Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск, Екатеринбург-Тюмень, Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск и Тюмень - Ишим - Омск.


В ближайшем будущем в городе появится еще несколько крупных дорожных объектов. Среди них ряд развязок по улице Мельникайте – на пересечении с улицами Дружбы, Дамбовская, 30 лет Победы, Республики и 50 лет Октября, после введения в эксплуатацию которых эта улица станет первой в городе магистралью непрерывного движения.

«За последние 10 лет население Тюмени увеличилось на 200 тысяч человек, жителей стало больше на треть, и, конечно, это ставит новые вызовы, новые задачи развитию городской инфраструктуры. Очень сильно меняется наша транспортная сеть. Сегодня мы строим две развязки одновременно. В прошлом году ввели в эксплуатацию два моста. В городе зарегистрировано более 300 тысяч автомобилей. По этому показателю Тюмень входит в десятку самых автомобилизированных регионов России. Городские магистрали рассчитаны не только на местный транспорт, но и на транзитный, который движется с севера на юг и с запада на восток. Для решения этой проблемы вокруг Тюмени завершается строительство кольцевой автомобильной дороги. Уже через три года основные грузовые транспортные средства будут идти в обход города. Важно отметить, что исторически улица Мельникайте всегда была транзитной. Она связывала север и юг города. Именно такую роль мы сохраняем ей и в будущем. Основная идея реконструкции - увеличить ее связанность с другими магистралями города», – отметил губернатор Тюменской области Александр Моор.

Прошло уже больше года, поэтому настало время вновь осветить строящиеся объекты города. Напомню, что в 2015 г. в областном центре были открыты 2 моста через р.Туру, 2 автомобильных путепровода и новые съезды с путепровода по ул. Монтажников. Сегодня в Тюмени продолжается строительство второго пускового комплекса Восточного обхода ТКАД, транспортного коридора по ул. Запольной, стартовало строительство автодорожной эстакады на ул. Федюнинского.

Ещё в прошлом году между поймой Туры и озером Песьяным росли лишь кусты ивы, а сейчас возвышаются горы песка и щебня. Возведению последних участков кольцевой дороги не помешали даже экономический кризис и рекордный паводок 2016 года.

Сейчас строится участок от моста на ул. Дамбовской, он был открыт в прошлом году, до д.Быково. Новая дорога была отсыпана песком ещё в прошлом году и сейчас на ней укладывают щебень, началась укладка асфальта. Движение по новому участку объездной дороги откроют уже в ноябре 2016 г. Полностью закольцевать всю объездную вокруг Тюмени планируют в 2019 году.

Расстояние второго пускового комплекса составляет 4 километра, на нём идёт строительство сразу двух мостов: через реку Ключи (р.Войновка) и через ручей между Турой и озером Песьяное, и одного путепровода через одноколейную железную дорогу фанерного комбината. Все основные работы на этом участке дорожники успели завершить до сезона весеннего половодья и «большая вода» не повлияла на темпы строительства.

Запуск второго пускового комплекса позволит проехать напрямую с Тобольского тракта (не заезжая на Лесобазу) через деревню Быково на улицу Чекистов в районе автосалона «Тюменьавтоваз», и далее на улицы 50 лет Октября, Монтажников и Федюнинского.Третий и четвертый этапы предусматривают строительство развязок на Старотобольском и Ялуторовском трактах, путепровода через Транссиб и развязку на объездной дороге за ТЭЦ-2, где и замкнётся кольцо. Общая протяжённость окружной дороги составит 75 км. Сейчас уже построено около 60 километров. 6 км находятся в стадии строительства, ещё по 7,5 км. завершается процесс разработки проектно-сметной документации, после чего начнётся отвод земли. По плану кольцевую дорогу вокруг Тюмени должны замкнуть в 2019 году.

С высокой насыпи открывается красивый вид на город: хорошо видны трубы ТЭЦ-2, телевышка, жилой массив на Лесобазе, можно рассмотреть и как заходят на посадку в Рощино самолёты.

Совсем недавно в областной столице приступили к строительству современной развязки на пересечении улиц Мельникайте и Федюнинского. Общая протяжённость эстакады вместе с заездами и съездами составит почти 5 километров. Длина же самого путепровода над кольцом — около 600 метров. По мосту будет организовано четырёхполосное движение, а улицу Федюнинского расширят до шести полос.

Уральские проектировщики прокладывают в чертежах второе объездное шоссе вокруг Тюмени. Первое, активное строительство которого началось 15 лет назад, все еще не закольцовано, зато уже частично поглощено стремительно растущим городом, стало элементом уличной сети. Недавно объявлено об источниках финансирования: новый объезд появится благодаря паритетным вложениям региона и РФ. Аналогичная бюджетная схема была использована для замены на федеральной автостраде Тюмень-Тобольск узенького аварийного моста через реку Тобол двумя самостоятельными параллельными переходами. Движение запустили на минувшей неделе с завершением, вот совпадение, съемок масштабной исторической киноленты "Тобол" в экс-столице Сибири.

Тобольский тракт, важнейшая транспортная артерия Западной Сибири, тоже достоин киноповести. Ему свыше трех веков. Полностью в асфальт дорогу одели только в конце 1980-х. Крепости прежнего моста хватило всего на треть столетия. Новый, четырехполосный, стоимостью 2,7 миллиарда рублей должен прослужить намного дольше. У него суперпропускная способность - 7 тысяч машин в сутки. И он, такой просторный, - посреди двухполосной трассы. К чему, спрашивается?

Это не проектная оплошность, не расточительность, а взгляд на перспективу, говорят в Росавтодоре. Руководитель агентства Роман Старовойт обрадовал и вместе с тем заинтриговал тюменцев и жителей северных округов заявлением о скором увеличении ширины тракта вдвое и разделении потоков. То есть в каждом будет по две обособленных полосы. Капитально реконструировать 240 километров намерены за пять лет. Сроки поражают, подобными темпами масштабные дорожные работы в крае прежде не велись. Объем капвложений измеряется десятками миллиардов рублей. Впрочем, смета пока не составлена.

Вернемся к кольцевым шоссе. Достроить первое планировалось через пару лет, теперь говорят, что перерезать красную ленточку удастся уже в 2018-м. Подрядчик форсировал возведение очередной развязки на пересечении улиц, одна из которых - Федюнинского - является звеном объездного пути. В итоге на прошлой неделе путепровод, пусть и не в комплексе (предстоит, в частности, смонтировать пешеходные надземные переходы), введен в эксплуатацию. Вероятно, через год-полтора будет дан старт строительству второго объезда ориентировочной протяженностью 90 километров. Он соединит четыре федеральных автострады, связывающих Тюмень с Тобольском, Сургутом, Омском, Курганом и Екатеринбургом.

Мобильная лаборатория, позволяющая сканировать дорожное покрытие, обнаруживать даже малейшие дефекты, обошлась казне в 14 миллионов рублей

По данным Росавтодора, за относительно короткий период в Тюменской области доля федеральных автомагистралей, отвечающих нормативам, выросла, без учета нынешнего сезона, с 40 до 70 процентов, во многом благодаря партнерству с регионом, где стремятся сохранить объемы финансирования отрасли. После последней корректировки бюджета предполагается освоить во втором полугодии 5,5 миллиарда рублей. Две трети денег направят на проектирование и строительство транспортных развязок, объездных шоссе, миллиард - на починку муниципальных дорог.

Форсируют работы и федералы. С месячным опережением графика отремонтированы два участка на трассе Тобольск-Ханты-Мансийск общей протяженностью 23 километра. Сэкономлено 80 миллионов рублей. Ремонт комплексный, но "неглубокий": срезан фрезой верхний слой изношенного асфальтобетона, уложен свежий. Сколько он прослужит, вопрос открытый.

В Тюмени к экспресс-ремонту прибегают сплошь и рядом. В этом году с помощью фрезерования заменят свыше 30 погонных километров покрытия. Нередко его обновляют, особенно на перекрестках, раз в два года, а то и каждое лето. Глубокие колеи на таких участках образуются довольно быстро. Тем не менее и исполнители, и заказчик считают такой метод экономически оправданным. Главный аргумент: удается поддерживать в стабильно хорошем состоянии основные городские дороги, не перекапывая, не прерывая надолго автомобильное сообщение.

Между тем муниципальное казенное учреждение Тюмени, контролирующее качество дорожных работ, получило в свое распоряжение мобильную лабораторию на базе микроавтобуса. Обошлась она казне приблизительно в 14 миллионов рублей. Сканировать дорожное покрытие, обнаруживать даже малейшие дефекты позволяют быстродействующий компьютер с набором измерительных приборов.

Машина резва: минимальная скорость при большинстве "считывающих" операций - 35 километров час. Однако для проведения всего комплекса обследований технологическую оснастку надо не раз менять. Поэтому спецавтомобиль с прицепной тележкой сравнительно долго работает на одной улице. При испытании полотна на прочность и гибкость пятитонным гидроударом движение вовсе стопорится. Дневная производительность (если нет дождя) - 4-5 километров. Зато реально продиагностировать дорогу на всем протяжении сразу по 15 контрольным параметрам, обозначенным минтрансом. В их числе размер колеи, количество и глубина выбоин, трещин, соответствие стандартам по ровности покрытия, углу уклона, радиусу поворота, сцеплению с шинами…

Что ж, похоже, практичный инструмент для оперативной оценки качества выполненных работ, для ранжирования объектов, подлежащих ремонту либо реконструкции. Москва, знаю, приобрела целую партию таких лабораторий. Но с ними не изменишь несовершенный, мягко говоря, механизм формирования смет, миллиарды не сбережешь. Безусловное следование технологиям, безоговорочное выполнение подрядчиком гарантийных обязательств, независимая экспертиза при приемке работ, публикация на общедоступных порталах основных условий контрактов - те факторы, которые способны увеличить срок службы дорог и сократить непроизводительные траты бюджетов, - делится мнением инженер-программист, дорожник по профессии Константин Чижов.

"В Тюмени планируют запустить первый участок платной дороги

Четвертый пусковой комплекс Восточного обхода может стать платным. Об этом на сегодняшней пресс-конференции заявил заместитель начальника ГУС Тюменской области Андрей Чистяков.

Напомним, четвертый пусковой комплекс является последним участком строительства кольцевой автомагистрали, он соединяет Ялуторовский тракт с объездной дорогой Тюмень – Боровский за ТЭЦ-2. Строительство четвертого пускового комплекса Восточного обхода запланировано на 2017–2018 годы, а ввод в эксплуатацию – в 2019–2020 годах. С финансированием первой платной дороги нам поможет система «Платон».

Также Андрей Чистяков сообщил, что у платной дороги будет альтернативный бесплатный объезд.

С формированием тарифа проезда власти ещё не определились. Этот вопрос чиновники намерены проработать с учетом опыта и анализа других регионов.

Сейчас идет проработка тарифа и инновационной системы взимания платы за проезд без шлагбаума и пункта сбора. Каждое проезжающее транспортное средство будет регистрироваться специальным оборудованием, а оплата будет производиться постфактум. Такая система не применялась еще ни на одной платной дороге. Передовой опыт позволит существенно сократить расходы по сбору средств и, естественно, сэкономит время на проезд по платной дороге."

Отправлено спустя 15 минут 54 секунды:
И ещё новость по той же ссылке от 2016 года. Говорится о сумме в 20 рублей за проезд:

Проезд по платному участку объездной дороги будет стоить около 20 рублей

Начальник главного управления строительства Тюменской области Сергей Шустов пояснил, чем вызвано решение о начале строительства платного участка дороги в регионе.
«Ежегодно на реконструкцию и ремонт дорог из бюджета Тюменской области выделяются значительные средства, но все же их не хватает на ремонт трасс и возведение необходимых развязок, призванных разгрузить областную столицу от пробок. Поэтому мы пытаемся получить софинансирование из федерального бюджета, а это возможно только при условии взимания платы с водителей за пользование трассой по окончании её строительства», – передает его слова пресс-служба губернатора.
Чтобы использовать эту возможность, правительство региона подало заявку на софинансирование работ из федерального бюджета на объект протяженностью 4 км. Речь идет о завершающем пусковом комплексе восточного обхода города, который призван соединить федеральную и региональную дороги в направлении поселков Боровский, Винзили и Богандинский.
«В случае одобрения нашей заявки доля федерального бюджета может доходить до 75% от стоимости всего объекта. В условиях сокращения бюджета области это очень необходимые деньги. Для сравнения, цена этого участка дороги равна стоимости возведения в Тюмени двух развязок», – заметил начальник ГУСа.
Предполагается, что в случае получения федеральных средств возведение участка трассы объездной дороги начнется уже в конце 2017 года и завершится к 2020 году. К этому моменту будет создан бесплатный альтернативный объезд со стороны города – развязка на улицах Федюнинского и Монтажников. Если же федеральные деньги привлечь не получится, работы по строительству третьего этапа продолжатся минимум до 2023 года.
Шустов отметил, что ориентировочная стоимость проезда по новому участку будет минимальной – около 20 рублей . После возврата средств инвестору, а окупаемость проекта составит три-четыре года, новая трасса станет бесплатной."

Редакция Портала Дороги России

В 2018 году должно завершиться практически эпохальное строительство Тюменской кольцевой автомобильной дороги. ТКАД протяженностью 55 км строят 15 лет. Чтобы полностью закольцевать магистраль, остается достроить чуть больше 3-х км. Движение по прямому ходу последнего участка планируется открыть до конца 2018 года. Портал «ДорИнфо» узнал, что остается сделать на самом последнем участке кольцевой, а также вспомнил о строительстве всех предыдущих этапов трассы.

55 км вокруг Тюмени

По численности населения Тюмень не входит даже в десятку самых крупных российских городов. Ей было далеко до миллионника в начале 2018 года (порядка 768 тысяч человек), в 2003 году населения было еще меньше (около 510 тысяч человек), однако местные власти предусмотрели в Генплане строительство кольцевой дороги (ТКАД) и 15 лет назад приступили к реализации проекта, в то время как далеко не все российские города-миллионники могут похвастаться наличием КАД.

Весь проект протяженностью 55 км поделили на четыре участка – Южный, Западный, Северный и Восточный обходы Тюмени:

· Западный участок обхода: п. Учхоз - Верхний Бор с мостовым переходом через р. Тура (строительство и реконструкция в 2005 - 2008 гг.);

· Южный участок обхода: п. Учхоз - д. Плеханова - д. Ожогина, 1 очередь - строительство и реконструкция в 2005 - 2006 гг., 2 очередь - строительство и реконструкция в 2006 - 2010 гг.;

· Северный участок обхода: п. Верхний Бор – п. Мелиораторов (реконструкция и строительство в 2006 – 2008 гг.); п. Мелиораторов - Р-404 «Тюмень - Ханты-Мансийск» (реконструкция и строительство в 2007 – 2009 гг.);

· Восточный участок обхода: участок от трассы Р-404 «Тюмень - Ханты-Мансийск» до а\д Тюмень - Боровский - Богандинский (реконструкция и строительство с 2007 года – по настоящее время).

В состав ТКАД войдет 26 искусственных сооружений: транспортных развязок, путепроводов и мостов. Наибольшее число сложных развязок сосредоточено на Восточном обходе, однако и на других этапах были крупные объекты. Например, в 2012 году в рекордные сроки завершилось строительство развязки на пересечении ТКАД с Московским трактом - федеральной трассой Р-351 «Екатеринбург - Тюмень». Развязка представляет собой «клеверный лист», общая протяженность объекта - 5,4 км, обустроено 4 полосы движения и 3 подземных пешеходных перехода.

В октябре 2016 года по развязке на пересечении ТКАД с улицей Мельникайте по типу «эстакада над кольцом». Общая протяженность объекта составила 5,472 км, движение транспорта организовано по 4-6 полосам.

Соседнюю развязку на пересечении с улицей Пермякова для автомобилистов Она представляет собой эстакаду над кольцом, по развязке можно напрямую проехать до Червишевского тракта по улице Пермякова в обход деревень Ожогино и Патрушево. Вместе со съездами протяжённость развязки составляет примерно 5 км. Для автомобилистов построены 4-х полосный путепровод и шестиполосные подъезды к нему. Движение на объекте запустили на 2 года раньше запланированного.

Восточный обход

Завершающим участком ТКАД стал Восточный обход Тюмени. Работы здесь ведутся с 2007 года и по сей день. «Именно восточный обход на участках от дороги «Тюмень - Быково – Копытово» до развязки на Старом Тобольском тракте и от Старого Тобольского тракта с выходом на автодорогу «Тюмень - Боровский - Богандинский» стал наиболее трудоемким объектом, строительство которого потребовало не только серьезной инженерной, но и длительной административно-юридической подготовки. Перед тем, как приступить к строительным работам, было решено огромное количество вопросов, связанных с отчуждением и выкупом множества земельных участков, переносом инженерных сетей», - сообщили порталу «ДорИнфо» в Главном управлении строительства Тюменской области.

В декабре 2013 года здесь ввели в эксплуатацию развязку на пересечении с Тобольским трактом. Объект по типу «клеверный лист» перераспределил «северный» транзитный транспорт по кольцевой дороге в направлениях Екатеринбурга, Кургана и Омска. Общая протяженность 4-х полосного объекта составила почти 6 км.

В 2015 году на 1-м пусковом комплексе Восточного обхода построили мост через реку Тура с развязкой на улице Дамбовская. Мост разгрузил движение по улицам Мельникайте и Профсоюзная, а также обеспечил кратчайший путь из города на север. Общая протяженность объекта составила 2,6 км, длина моста - 719 п. м. Движение организовано по 4-м полосам.

В ноябре 2016 года Восточного обхода от улицы Дамбовская до Тополиной - второй пусковой комплекс Восточного обхода. Объект позволил автомобилистам напрямую проезжать со стороны Тобольского тракта на улицу Тополиную, а оттуда, минуя Лесобазу, на улицы Чекистов, 50 лет Октября, Монтажников и Федюнинского, а также на Ялуторовский и Старый Тобольский тракты.

Осенью 2017 года открылось движение по развязке на Тополиной улице, а в сентябре 2018 года - движение по участку ТКАД от Тополиной улицы до улицы Республики. Строители завершили основные работы на 3-х километрах кольцевой дороги, в том числе работы по возведению двух транспортных развязок на пересечениях со Старотобольским трактом и с улицей Республики, а также двух путепроводов через железные дороги «УГМК-Сталь» и «Тюменские моторостроители».

В общей сложности движение сейчас запущено на 51,8 километрах ТКАД, в том числе на 21 искусственном сооружении. Последний участок протяженностью 3,2 км, на котором продолжаются работы, включает в себя одну транспортную развязку на пересечении с автомобильной дорогой «Тюмень - Боровский - Богандинский» и 2 путепровода через железные дороги, в том числе через Транссибирскую магистраль. Движение по прямому ходу планируется открыть до конца 2018 года, отмечают в Главном управлении строительства Тюменской области.

Новая объездная дорога вокруг Тюмени

Сегодня к ТКАД присоединены 4 федеральных трассы, которые связывают областной центр с соседними регионами. Это Р-351 «Екатеринбург - Тюмень», Р-404 «Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск», Р-402 «Тюмень - Омск» и Р-254 «Иртыш». При этом на федеральном уровне хотят связать эти трассы еще и полукольцом. Осенью 2017 года глава Росавтодора на проектирование новой объездной дороги Тюмени, так называемого дальнего обхода.

Тогда отмечалось, что общая протяженность полукольца может составить порядка 100 км. Предполагается, что дорога может пройти от села Успенское до 10-го км трассы Р-404 «Тюмень - Ханты-Мансийск» через дорогу «Тюмень - Курган» за селом Червишево и трассу Р-402 «Тюмень - Омск» за селом Богандинское. Однако пока на федеральном уровне решение о строительстве такого полукольца не принято.

«Вопрос реализации проекта строительства новой объездной дороги Тюмени с объединением нескольких федеральных трасс в полукольцо обсуждался в Росавтодоре как возможность его включения в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Однако пока, с учетом проведенной оценки ранжирования перспективных проектов, решение о строительстве объездной дороги Тюмени не принято», - прокомментировали «ДорИнфо» в Росавтодоре.

Дарья Кильцова

Фото: портал правительства Тюменской области,

Главное управление строительства Тюменской области