Национальная инновационная система россии. Формирование национальной инновационной системы

Из речи Фурсенко А.А., первого заместителя Министра промышленности, науки и технологии РФ.

Научно-техническая политика, инновационная политика - это основной инструмент обеспечения конкурентоспособности страны, как на среднесрочный период, так и на стратегическую перспективу. Именно новые знания позволяют стране обеспечить передовое место в мире, особенно в сегодняшнем мире. Научно-техническую политику условно можно разбить на две части.

Фримен определил инновационную систему как сеть институтов. Национальная инновационная система - это совокупность институтов новой экономики, и связи между ними, это технология развития новой экономики. С точки зрения Минпромнауки, новая экономика, это та часть экономики, где максимальная добавочная стоимость возникает за счет самого главного возобновляемого ресурса нашей страны: не за счет сырьевых ресурсов, а за счет знаний.

Национальная инновационная система федеральная региональная система, являющаяся составной частью экономики государства и представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования нового, экономически выгодного знания, направления деятельности.

Целью формирования национальных инновационных систем Р.Ф. является обеспеченье, объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организации научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологии в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.

Создание среды для инновационной деятельности - это:

1. нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности.

2. создание технологической и финансовой инфраструктуры. Под технологической инфраструктурой понимаются технолого-инновационные центры, центры по передаче технологий, информационные системы, поддержка различных структур от малого бизнеса до национальных лабораторий.

3. кадровое обеспечение.

5. обеспечить введение существующего законодательства в реальную жизнь.

Формирование национальной инновационной системы предусматривает:

    создание благоприятной экономической и правовой среды

    построение инновационной структуры

    совершенствование механизмов государственного содействия, коммерциализации, результатов научных исследований и разработок.

Формирование национальных инновационных систем требует решение следующих задач:

1. совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия, государственной науки организаций и государственных вузов с промышленными предприятиями в целях продвижения новых технологий, повышения квалификации персонала

2. провидение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в научные проекты.

3. создание и развитие объектов инновационной структуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, технологии) систем организации показания консалтинговых услуг в области деятельности, содействия развитию малых предприятий.

Каждое государство, реализовывая свою научно-техническую политику, должно определить приоритетное направление науки – это такие тематические области развития науки и технологии, которые обеспечивают основной вклад достижения поставленных долгосрочных национальных целей.

В нашей стране был богатый опыт определения приоритетных направлений наиболее значимым был опыт разработки приоритетов в 70-ых годах 20 века.

При разработке комплексной программы научно-технического процесса и его социальных последствий. По 150 направлениям искусств науки и техники, оценивалось место России в мировой науке разрабатывались рекомендации для правительства, о том, что нужно сделать для улучшения ситуации.

Приоритетное направление развития науки в Р.Ф.

1. Информационные телекоммуникации, технологии и электроника

2. Космическая и авиационные технологии

3. новые материалы и химические технологии

4. Перспективные вооружения

5. Производственные технологии

6. Новые транспортные технологии

7. технологии живых систем

8. Экология и рациональное природопользование

9. Энергосберегающие технологии

Критические технологии – технологии, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих отраслей и дают вклад в решение приоритетных направлений, без которых реализации приоритетных направлений невозможны.

Существует перечень 52-х критических технологий Р.Ф.. Например: добыча, переработка угля.

Инновация – неотъемлемая часть всей экономической политики государства.

Введение

1.2 Типы НИС

Глава 2. Мировой опыт формирования НИС, их особенности

Глава 3.Формирование национальной инновационной системы в России

3.1 Общая характеристика России в сфере инновационной экономики

3.2 Российская венчурная компания как основа формирования НИС

3.3 Участие России в международных проектах, связанных с инновационной деятельностью

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Современный этап мирового развития связан с процессами глобализации в самом широком смысле, поскольку характеризуется резким усилением и усложнением взаимосвязей и взаимозависимостей в основных областях экономической, политической и общественной жизни. Это выражается в формировании мировых рынков капиталов, финансов, производства, торговли, рабочей силы. Приспособление к новым условиям воспроизводства происходит в форме перестройки экономических процессов, суть которой заключена в переориентации с экстенсивных на интенсивные формы использования главных факторов экономического развития: основного капитала, рабочей силы, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, новых знаний и технологий. Однако наибольшее воздействие оказывает построение глобальных информационных сетей, позволяющих интенсифицировать информационный обмен и сотрудничество в научно-технической сфере, культуре, бизнесе. Иными словами, происходит создание глобального информационного поля, генерирующего знания и оказывающего существенное влияние на появление экономики нового типа - инновационной, где сектор знаний играет решающую роль, а производство знаний представляет источник экономического роста.

В условиях глобализации и образования единого мирового рынка формирование инновационных систем приобрело характер центрального экономического процесса в индустриально развитых странах. Это означает, что доминантой экономического роста становится система научных знаний, новых технологий, инновационных процессов, продуктов и услуг.

Главными компонентами инновационных систем выступают научные, научно-технические, технологические, социально-организационные новшества, воплощенные как в различных материальных, так и в нематериальных носителях. Возникая на всех стадиях воспроизводственного цикла, нововведения различаются по типологии, происхождению, назначению, степени новизны, уровню распространения и пр. Инновационная деятельность может быть представлена как процесс творчества и создания новшества, реализуемый как максима инновационной альтернативы, инновационной потребности и предпринимательских усилий.

Цель нашей работы – это анализ действующих и формирующихся НИС.

Для выполнения поставленной задачи необходимо решить ряд задач:

Определить понятие и сущность национальной инновационной системы;

Выявить признаки инновационной системы;

Рассмотреть типы НИС;

Проанализировать опыт иностранных стран в формировании НИС;

Проанализировать современную ситуацию в инновационной деятельности в России;

Рассмотреть внутреннюю и внешнюю деятельность России по формированию НИС.


Глава 1. Теоретические основы формирования национальной инновационной системы (НИС)

1.1 Понятие, сущность и признаки НИС

Характеризуя переход мировой экономики на инновационный путь развития, исследователи говорят о формировании "экономики инноваций", "экономики знаний", "новой экономики" и др. Но вне зависимости от терминологии и оценок причин перехода большинство из них признает, что изменился тип воспроизводства; его основной чертой становится развитие национальных инновационных систем (НИС) .

Обычно НИС характеризуют как совокупность предприятий и организаций, деятельность которых направлена на генерирование и диффузию инноваций. О ней говорят как об обеспечивающей инновационные процессы системе экономических механизмов и видов деятельности . Под НИС также понимают "совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. Другая часть НИС – комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности" .

Таким образом, НИС – это совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции (услуг), осуществляющих свою деятельность на основе соответствующей нормативной правовой базы в рамках проводимой государством политики.

Основоположниками теории формирования НИС можно по праву считать К. Фримэна (Институт исследования научной политики Сассекского университета, Великобритания) , Б.-А. Лундвалла (университет г. Упсала, Швеция) и Р. Нельсона (Колумбийский университет, США), проанализировавших развитие инновационной деятельности в различных странах и на этой основе давших определение понятия НИС. При этом в основу исследования были положены результаты, ранее полученные Й. Шумпетером (теория экономической динамики), Ф. Хайеком (концепция рассеянного знания), Д. Нортом (институциональная теория), Р. Солоу (роль НТП в экономическом росте), П. Ромером и Р. Лукасом (новая теория роста).

Большинство исследователей проблем перехода экономики на инновационный путь развития фиксируют принципиальные условия и следствия данного перехода :

Мировая экономика переживает качественно новый этап в своем развитии. Свидетельство этому – востребованность инноваций не отдельными предпринимателями, а национальными экономиками.

Возникла такая экономическая категория, как "человеческий капитал". Накапливая и используя его, экономические субъекты получают ренту, по содержанию идентичную доходу от вложений в ценные бумаги или от банковского кредитования. Как результат, на национальном и международном уровнях обостряется борьба за присвоение названной ренты, а значит, за права собственности на человеческий капитал. Поэтому возникает необходимость в институтах, минимизирующих ущерб НИС от этого вида конкуренции.

- "провалы рынка" в инновационной сфере вынуждают государственные органы развитых стран в случае необходимости принимать на себя часть расходов и ответственности, регулировать направления рынка инноваций и быстро реагировать на изменение ситуации. Поэтому принципиально важно определить меру участия в развитии НИС граждан как носителей человеческого капитала, бизнеса, публичных институтов (государственных, региональных, муниципальных), а также общественных организаций.

Экономике инноваций присуща своя форма накопления, собственная структура богатства и особые критерии оценки эффективности накопления. То, что считалось ростом в системе индустриального общества, не является таковым в современных условиях, поскольку не любой экономический рост приводит к инновационному развитию и не любой рост основан на инновациях. Наконец, такая экономика рискованна и невозможна без "длинных денег", которые не появятся без соблюдения как минимум двух исходных условий: доверия инвесторов к государству и четко сформулированной им инновационной политики.

Как уже отмечалось, экономика инноваций проявляется в повышении в национальном богатстве доли составляющих, ранее относимых к внеэкономическим; в увеличении расходов государства, предпринимателей и домашних хозяйств на накопление человеческого капитала.

Анализ результатов исследований отечественных и зарубежных ученых по проблеме инноваций позволил обобщить и сформулировать некоторые основополагающие признаки инновационной экономики. Представляется, что она является таковой, если в обществе происходят следующие процессы :

Выделяется особая роль научных знаний, наблюдается положительное восприятие обществом и государством новых идей и технологий, присутствует готовность к трансферу знаний, их практической реализации в различных сферах деятельности;

Осуществляется ускоренная автоматизация и компьютеризация всех сфер и отраслей производства и управления, в результате чего образуются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно растущего научно-технического прогресса;

Сформированы развитые инновационные инфраструктуры, способные оперативно и гибко реализовывать инновационный процесс, основанный на внедрении высоких производственных технологий и повышении конкурентоспособности производства;

Происходят радикальные изменения социальных структур, которые приводят к расширению и активизации инновационной деятельности не только в производственной, но и в других сферах – управлении, образовании, культуре, а также в быту;

Создана система опережающей подготовки и переподготовки профессиональных кадров в области инноваций, эффективно реализующих комплексные проекты восстановления и развития отечественного производства и регионов страны.

Данные процессы в целом свидетельствуют о том, что важнейшим условием формирования экономики знаний являются высокая инновационная активность на всех уровнях управления (общественном, государственном, предпринимательском), а также наличие эффективной инновационной инфраструктуры. Последняя выступает в качестве базовой составляющей инновационного потенциала общества, "точки опоры" и фундамента инновационной экономики.

Инновационная инфраструктура представляет собой совокупность взаимосвязанных общественных и производственных институтов (технологических и организационно-управляющих систем, предпринимательских структур, научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, отдельных ученых и изобретателей), необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций.

Различные мета-структурные изменения на уровне как отдельной организации, так и союза, ассоциации, совместного предприятия и пр. могут рассматриваться как очень важный и перспективный источник инновационного развития. Однако во многих случаях эти изменения могут оказывать негативное влияние на способность предприятия воспринимать новые идеи, решения и предложения, а также осуществлять их внедрение. Одной из причин этого может быть чрезмерное расходование интеллектуального, личностного и временного ресурса его сотрудников на совладание с трудностями мета-структурных изменений, а также на оптимизацию организационного построения вновь создаваемых структур в ущерб их активности по поиску и внедрению новых идей и технологий.

Для того, чтобы избежать возможных негативных последствий при формировании альянсов и объединений в контексте их инновационной деятельности проводятся многочисленные исследования закономерностей функционирования таких систем.

Концепт инновационных систем тесно связан с понятием технологических систем, которые понимаются как сети различных активных звеньев, взаимодействующих в определённой экономической или производственной области, включённых в определённую организационную структуру и участвующих в процессах продуцирования, распространения и утилизации различных технологий .

Основная идея, стоящая в основе понятия "инновационная система", заключается в том, что сами инновации, а также процесс их распространения, являются одновременно и индивидуальным, и коллективным актом. Таким образом, принято считать, что инновационная система состоит из сетей индивидов и организаций, которые порождают, развивают, распространяют и используют инновации . Системы инноваций построены таким образом, что обеспечивают реализацию следующих процессов:
продуцирования идей;
развития, распространения и тестирования идей на их пригодность и практичность;
трансформации и превращения идей в "ноу-хау", знания и технологии;
превращения идей, информации и знаний в востребованные продукты на коммерческом, экономическом, социальном и пр. уровнях.

В контексте исследования инновационных систем отдельное внимание должно быть уделено инновационной инфраструктуре, "...представляющей собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффективного осуществления данных видов деятельности. Примерами элементов такой инфраструктуры являются инновационные центры, инкубаторы, технопарки, технополисы, консалтинговые, обучающие фирмы и инвесторы" [Основы инновационного менеджмента, 2000, с. 40].

Выделяется ряд функций инновационных систем, реализация которых позволяет такой системе устойчиво и эффективно функционировать . Ниже рассмотрим их более подробно.

Функция 1. Предпринимательская активность. Активная деятельность звеньев инновационной системы является важнейшим фактором, обуславливающим успешность её функционирования. Роль предпринимательской инициативы с наибольшей силой проявляется в трансформации новых знаний и идей в конкретные перспективные коммерческие перспективы и планы. В этой связи предприниматель является ключевым звеном в процессе рождения и внедрения инноваций. Без его активной деятельности их появление становится невозможным.

Функция 2. Совершенствование знаний (обучение). В связи с тем, что в настоящее время экономика постепенно приобретает черты экономики знаний, и эти знания приобретают важнейшее значение в контексте социально-экономического развития, образование в его фундаментальных и прикладных формах превращается в один из наиболее мощных факторов, обуславливающих это развитие. Знания и обучение становятся источником инноваций, а также силой, способной поддерживать и расширять глобальный инновационный процесс. Выделяются несколько видов обучения в контексте функционирования инновационной системы, наиболее важными из которых являются "обучение через наблюдение" и "обучение через действие".

Функция 3. Распространение знаний через сети. Если распространение инноваций внутри отдельной организации может осуществляться традиционными методами, включающими в себя директивные указания и распоряжения, а также действия участников инновационного процесса в соответствии с их должностными инструкциями, то в инновационной системе такие методы могут оказаться неэффективными. Прежде всего это связано с тем, что распоряжения со стороны руководства одной организации совсем не являются обязательными для исполнения сотрудниками другой. Кроме этого, различия в параметрах организационной культуры и принципах профессиональной деятельности в различных звеньях одной и той же инновационной системы могут приводить к расхождениям в понимании смысла и цели тех либо иных процессов, происходящих в рамках одного инновационного проекта.

Во многих случаях информационный обмен оказывается особенно важным в контексте согласованной работы государственных и коммерческих структур, а также в процессе анализа ранка и выработки единой маркетинговой стратегии всеми участниками инновационной системы.

Обмен знаниями и информацией подразумевает согласование самых разных параметров на этапах формирования стратегической линии развития такой системы. Так, объектами согласования могут быть общие стандарты деятельности различных звеньев системы, формулирование долгосрочных планов, целей и пр. Эти параметры должны разрабатываться с учётом новейших технологических и научных достижений. Таким образом, активность звеньев инновационной системы в условиях обмена информацией и знаниями может рассматриваться как "обучение через взаимодействие" или в случае включения в анализ провайдера информационного обмена как "обучения через применение" .

Функция 4. Поиск направлений дальнейшего развития. В инновационной системе декларируются стратегические цели развития, которые определяют основное направление деятельности её элементов и участников. Так, к примеру, ориентация на экономию ресурсов в такой системе может приводить к появлению сберегающих технологий. Критериями эффективности такой поисковой активности могут являться успех в конкурентной борьбе, достижение поставленных целей социального развития, согласованная работа компонентов инновационной системы и пр.

Функция 5. Формирование рынка. Развитие и внедрение новых технологий зачастую сдерживается доминированием старых, устоявшихся и отживших свой век методов и подходов. Таким образом, необходимо "расчищать место" для развития перспективных проектов. На уровне организации, например, это может быть осуществлено с помощью специальных регламентирующих процедур или методами вознаграждения, а на уровне целого государства - с помощью налогового регулирования.

Функция 6. Мобилизация ресурсов. Для успешного функционирования инновационных систем необходима мобилизация финансовых, человеческих и пр. ресурсов. В условиях устойчивого и ритмичного развития эти ресурсы в большинстве случаев равномерно распределены между агентами этого развития. В случае же инициации инновационного процесса зачастую необходима резкая мобилизация этих ресурсов для того, чтобы обеспечить стартовый импульс этому процессу. В наибольшей степени сказанное относится к инновационным скачкам, которые будут подробно рассмотрены в разд. 4.2.

Функция 7. Создание сил, противодействующих инновациям. Эта функция инновационных систем является во многом парадоксальной. Парадоксальность обуславливается тем, что для успешного протекания инновационного процесса необходимо наличие сдерживающих сил или той традиционной среды, в которой будущая инновация должна вызреть и консерватизм и сопротивление которой она должна преодолеть прежде, чем окажется по достоинству оцененной и внедрённой в практику. В этом случае она может выступить "могильщиком" старой системы, одновременно являясь её "кровью и плотью".

В деятельности инновационной системы отдельно встаёт проблема её эндогенной (внутренней) и экзогенной (внешней) гармонизации [Основы инновационного менеджмента, 2000]. Эндогенная гармонизация подразумевает увязывание деятельности её различных подструктур и звеньев в единый процесс, направленный на достижение стратегических целей. Для этого необходимо решение следующих основных задач:
разработки конкретных проектов и программ;
формирования ориентированной на инновации организационной структуры и методов её коррекции (в случае необходимости);
обеспечения кооперации в процессе реализации инновационных программ и проектов;
проектирования производственных процессов;
разработки планов продвижения и реализации инновационной продукции;
подбора и обучения персонала для реализации инновационных программ;
формирования и развития системы распределения функций;
разработки системы поддержки и стимулирования творческой и инновационной инициативы;
формирования творческой психологической атмосферы.

Экзогенная гармонизация предполагает согласование инновационной системы с внешней средой. В процессе этого согласования должны быть решены следующие задачи:
выработка планов долговременного развития;
разработка процедур формирования средне- и краткосрочных планов на основе принятой стратегии развития;
проведение маркетинговых исследований;
увязывание планов развития системы с социально-политическими, юридическими экономическими, экологическими и пр. нормами, правилами и традициями;
изучение и использование передовых технологий и прогрессивного опыта у конкурентов;
увязывание планов инновационного развития системы с реалиями научно-технического прогресса.

В процессе анализа инноваций на организационном уровне могут быть выделены и изучены преимущественно структурные составляющие инновационного процесса. Для исследования социально-психологических условий рождения и практической реализации инноваций необходимо осуществление анализа также на групповом уровне.

Концепция национальных инновационных систем (НИС) активно разрабатывается в мире начиная с 1990-х гг. Она опирается на ряд следующих новейших подходов в экономической теории:

  • Новая теория роста , которая позволяет сделать вывод, что инвестиции в НИОКР или человеческий капитал являются необходимым, но недостаточным условием технологического развития и быстрого экономического роста. Важен также эффективный обмен знаниями и технологиями между академическими институтами и предприятиями.
  • Эволюционная теория , изучающая закономерности и историческую преемственность в технологической динамике.
  • Неоинституциональная теория , анализирующая вопросы, связанные с развитием и координацией институтов, взаимосвязями между рыночными и нерыночными институтами, институциональной динамикой.

Понятие НИС было впервые использовано в 1987 г. К. Фрименом в книге «Технологическая политика и экономическое превосходство: уроки Японии» , представлявшей собой попытку понять природу стремительного технологического и экономического развития Японии в послевоенные годы. По мнению Фримена, национальная инновационная система – это сеть институтов в государственном и частном секторах экономики, деятельность и взаимоотношения которых приводят к появлению, импорту, усовершенствованию и распространению новых технологий. Дальнейшее развитие концепция НИС получила в трудах Р. Нельсона, который осуществил в конце 1980-х гг. анализ инновационных систем 14 стран и впоследствии обобщил их . Однако единого подхода к пониманию сущности НИС в этих работах еще не было. Основоположником концепции национальных инновационных систем считается Б. – А. Лундвалл, который в своей работе отметил, что:

  • понятие НИС воплощает в себе наиболее современное понимание инновационного процесса;
  • это понятие отражает важные изменения в условиях и содержании инновационной деятельности, происходящие в последние десятилетия;
  • исследования, основанные на концепции НИС, создают плодотворную основу для разработки технологической и промышленной политики.

Национальная инновационная система представляет собой следующее.

Совокупность взаимосвязанных организаций (структур), осуществляющих производство и коммерциализацию научных знаний и технологий в пределах национальных границ. К таким структурам относятся:

  • предприятия и образуемые ими сети (альянсы);
  • система научно-исследовательских организаций;
  • другие исследовательские учреждения (например, лаборатории высших учебных заведений);
  • элементы инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, агентства технологического трансфера, фонды и т.п.).

Комплекс финансовых, правовых и социальных институтов, обеспечивающих происходящие внутри страны процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности [Иванова, 2001]. Эти институты оказывают существенное влияние на инновационный процесс. К ним относятся:

  • экономическая среда, создаваемая макроэкономической политикой и другими формами государственного регулирования;
  • система образования и профессиональной подготовки;
  • особенности финансирования инноваций;
  • коммуникации;
  • особенности рынков: товарного, факторов производства, труда и т. д.

Развивающаяся система социально-экономических отношений между структурами и институтами, обеспечивающих хозяйственное развитие и рост качества жизни на базе нововведений и заключающихся в обмене деятельностью, связанной с генерированием, распространением и практическим применением инноваций [Васин, 2002].

Инновационная система формируется под влиянием множества объективных для данной страны факторов – размеров страны, наличия природных и трудовых ресурсов, особенностей исторического развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности. Кроме того, для каждой НИС характерны определенная структура и некоторая степень упорядоченности, предполагающие достаточную стабильность институционального взаимодействия (при этом в каждой стране складывается своя конфигурация национальных элементов). Национальная инновационная система представлена на рисунке.

В рамках общей модели, показанной на рисунке, формируются национальные особенности инновационной системы: соотношение государства и частного бизнеса в осуществлении и финансировании инновационной деятельности; роль крупных и малых предприятий в инновационном процессе; соотношение фундаментальных и прикладных исследований и разработок; динамика развития и отраслевая структура инновационной деятельности.

Отставание России от развитых и новых индустриальных стран в технологическом развитии во многом обусловлено особенностями ее НИС, перечисленными ниже.

  1. Распространение новых знаний и передача технологий, а также финансовое стимулирование предприятий и организаций, разрабатывающих и внедряющих новшества, осуществлялось в основном директивно, через соответствующие министерства и ведомства. Вследствие этого российские предприятия оказались лишены многих присущих рыночной экономике функций, а также опыта инновационного менеджмента.
  2. Вплоть до начала 1990-х гг. значительная часть расходов на НИОКР в нашей стране (до 70–75 %) приходилась на военно-промышленный комплекс. Снижение государственного оборонного заказа и, соответственно, финансирования со стороны государства привело к сокращению платежеспособного спроса со стороны предприятий, «утечке мозгов», снижению научно-технического потенциала государства.
  3. В российской экономике малые предприятия, если и присутствовали, то, в основном, не в отраслях, определявших научно-технический прогресс. Это приводило к отсутствию в национальной инновационной системе очень важного звена. Ведь именно малые предприятия, в силу своей гибкости, мобильности, заинтересованности их создателей в успехе, обладают высокой инновационной активностью и играют существенную роль в создании и распространении нововведений.

Рис. Национальная инновационная система

В настоящее время на долю семи высокоразвитых стран (примерно из 150 стран с экономикой рыночного типа) приходится около 80–90 % наукоемкой продукции и весь ее экспорт. Доля России составляет только 0,3 %. Страны «большой семерки» обладают 46 из 50 макротехнологий, которыми владеет мир, включающими совокупность технологических процессов (НИОКР, подготовка производства, само производство и сервисная поддержка проекта) по созданию определенного вида продукции с заданными параметрами. Из этих технологий 22 контролируются США, 8-10 – Германией, 7 – Японией, по 3–5 – Великобританией и Францией и по одной приходится на Швецию, Норвегию, Италию и Швейцарию. Другие страны контролируют лишь 3–4 такие технологии [Ливанов, 2009].

В последнее время формирование эффективной инновационной политики и соответствующее ей реформирование НИС становятся объектом пристального внимания со стороны государства. Только в 2008 г. были приняты такие важные для развития инновационной сферы законы, как «О патентных поверенных», «О передаче прав на единые технологии». Под эгидой Российской венчурной компании было сформировано шесть венчурных фондов общим объемом 16 млрд. руб. Два из них начали работу. Были запущены программы создания региональных венчурных фондов и технопарков. Однако формирование инфраструктуры не позволяет решить одну из ключевых проблем российской НИС – отсутствие эффективных механизмов коммерциализации результатов НИОКР-технологий. Это заставляет нас обратить внимание на изучение технологической составляющей инновационного потенциала страны и механизмов технологического развития.

Понятие «инновационная система» стало ак-

тивно использоваться во многом благодаря активности Организации экономического сотрудничества и развития, а также других международных организаций, в частности Мирового Банка. Под их эгидой было выполнено множество аналитических исследований, посвященных проблемам трансформации национальных экономик из традиционных в современные или индустриальных в постиндустриальные, основанные на знаниях.

Национальной инновационной системой называется совокупность институтов, производящих новые знания, а также правовых, финансовых, социальных институтов, общественных норм и этических ценностей, участвующих в создании новых знаний, их хранении, распространении, трансформации в новые технологии, продукты и услуги, потребляемые обществом. Все эти компоненты системы совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу, которая служит государству для формирования и реализации политики, определяющей инновационный процесс. В их задачи входит обеспечение развития и роста качества жизни путем генерирования, инвестирования и практического применения результатов инновационной деятельности. В инновационной экономике знания трансформируются в непрерывный поток нововведений, отвечающих динамично меняющимся потребностям, а часто формирующих эти потребности.

Понятия национальной инновационной системы и инновационного процесса в экономике различны по своей сути. Так, инновационный процесс, или деятельность по созданию и внедрению новой технологии либо продукта, услуги, начинается с фундаментальных исследований. Их результаты генерируют прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, служат основой для первых образцов. В свою очередь на их основе создаются продукты, продвигаемые на рынок.

Концепция национальной инновационной системы отходит от чисто технологического подхода к инновационному процессу как к однонаправленной цепочке последовательных действий по продвижению новшества от фундаментальных исследований до прикладных разработок и опытного производства. В ней учитываются мотивация отдельных экономических субъектов и в то же время их совместная деятельность на всех уровнях и стадиях инновационного процесса.

Важную роль в инновационном процессе играют отношения, связи между его отдельными субъектами как внутри страны, так и на мировом уровне, а также институциональные факторы, прежде всего правовые нормы и законы, регулирующие эти отношения, политические правила игры, моральные и этические установки, национальный менталитет.

Другими словами, эффективность инновационных процессов зависит от того, как они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, а также с общественными институтами (ценности, нормы, право). Действующее в данный момент национальное законодательство (формальное и неформальное, определяемое ментальными и моральными установками общества) во многом определяет национальный характер инновационной системы. Это приобретает особую важность при рассмотрении российского менталитета, так как именно в России отношения очень часто регулируются не формальными законами (имеющими много «белых пятен»), а их неформальными субститутами.

Огромное значение при формировании инновационной системы имеет полноценный инновационный климат, т.е. сформировавшаяся окружающая среда (представляемая в виде комплекса материальных, социальных, политических, духовных ориентиров), в которой человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным к творческой работе. Это то, что можно назвать инновационной культурой.

Место страны в общемировом процессе развития определяется такими факторами, как восприимчивость общества к нововведениям, способность генерировать высокую инновационную активность, потенциал информационного пространства, развитие ключевых научно-производственных систем нового технологического уклада. Из этого можно сделать вывод, что инновационная культура общества характеризует восприимчивость людей к новым идеям, в частности их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни.

Очевидно, что концепция национальной инновационной системы значительно шире линейной модели инновационной деятельности. В ней новое знание - перманентный элемент (рождающийся не только в начале цикла, но в любой его точке), а не просто начальный этап инновационного цикла. Знание превращается в элемент нелинейной постиндустриальной модели развития. Сегодня корпорации используют системно-интегрированные сетевые модели инновационного прогресса, означающие возможность получения знаний точно в срок.

Это означает, что в принципе новое знание может быть эффективно использовано для получения инновационной премии (ренты) на каждом этапе и различными способами. Например, эффект от инновации в маркетинговой политике, рекламной кампании, управлении торговой маркой или в отношениях с потребителями может существенно превысить первоначально ожидаемое значение инновационной ренты, созданной разработкой нового товара (технологии, услуги).

Таким образом, линейная модель движения нового знания в инновационном цикле преобразуется в более сложную сетевую модель, в которой новое знание может генерироваться каждым субъектом на любом этапе цикла. Более того, здесь должен появиться новый блок управления, который проводит анализ, организацию, оптимизацию процесса извлечения инновационной ренты на разных этапах жизненного цикла. При этом анализируются и сравниваются экономические эффекты от использования новшеств на каждой стадии жизненного цикла и принимаются решения о перераспределении ресурсов. Создается система сквозного управления всей цепочкой стой-мости добавленной инновационной ренты для повышения эффективности функционирования экономических субъектов, их альянсов и консорциумов.

Инновационное развитие включает инновационный потенциал, т.е. возможный динамизм системы факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного развития.

Другими словами, инновационный потенциал представляет собой органическую составную часть каждой конкретной организации. Это подтверждается тем, что в сетевой модели движения нового знания инновационный потенциал - это ядро общего потенциала организации, составными элементами которого являются производственно-технологическая, научно-техническая, финансово-экономическая, кадровая, организационно-управленческая службы с их потенциалами.

В действительности рост инновационного потенциала организации возможен только в том случае, если «инновационная деятельность организована как одна из функций каждого подразделения организации и на каждом уровне управления» . П. Друкер видит возможность выбора ключевых направлений инновационной деятельности и эффективной реализации инноваций в использовании собственных достижений и превращении их в фундамент последующей деятельности.

Главные сущностные характеристики национальной инновационной системы в огромной степени определяются базовыми свойствами экономической и политической системы, в которой она сформировалась. С этой точки зрения неправомерно говорить, что сейчас в России впервые формируется национальная инновационная система. Поскольку процесс создания инноваций протекает уже не одно столетие, постольку можно утверждать, что в СССР существовала своя национальная инновационная система. Но советская инновационная система существенно отличалась от систем, характерных для рыночных экономик. Если мы считаем, что национальная инновационная система как подсистема общественного хозяйства определяется принятой экономической парадигмой, то можно говорить о

двух различных концепциях национальной инновационной системы - административно-командной и рыночной.

Исторический опыт позволяет проанализировать качественные различия этих систем, их достоинства и недостатки. Например, важнейшие экономические, социальные, организационные характеристики инновационной системы в административно-командной экономике СССР диктовались фундаментальными принципами принятой тогда парадигмы: полное огосударствление создаваемой в общественном производстве собственности, включая интеллектуальную; закрытость и опора на собственные силы; мобилизационный тип развития и сверхмилитаризация народного хозяйства; идеологизация всех видов деятельности, в том числе научно-технического сектора.

Безусловно, парадигма, в рамках которой реализовывалась инновационная стратегия, определяла ее уникальные особенности. Она позволяла:

о концентрировать огромные, наиболее значимые интеллектуальные и материальные ресурсы для решения задач военно-промышленного комплекса, милитаризации страны; о создать весьма благоприятные экономические и социальные условия для развития фундаментальных и поисковых исследований, необходимых государству; о решать очень сложные задачи весьма скромными средствами за счет дешевых, а то и абсолютно бесплатных интеллектуальных ресурсов.

Но с течением времени, а именно в 1970-х гг., стали проявляться некоторые негативные особенности, в частности: о закрытость, непрозрачность, следствием чего стало отсутствие реальной связи между общественными потребностями и приоритетами научно-технической политики; о сверхцентрализация управления, очень низкая мобильность и негибкость системы, предельно низкая эффективность использования ресурсов;

о отсутствие рыночных рычагов, из-за чего невозможно уловить сигналы спроса, предложения, оптимального использования ресурсов.

По мнению некоторых ученых, комплекс этих особенностей привел к нарастающему отставанию СССР в современных направлениях науки, технологии и высокотехнологичных производств и в конце концов к проигрышу в технологической гонке, а в начале 1990-х гг. - к коллапсу самой системы (каждая дополнительная единица затрат стала давать все меньшие приросты конечного выпуска, которые подошли к отрицательным значениям). При подобных обстоятельствах экономика не могла нормально функционировать.

Принципиально отличная экономическая парадигма характеризует деятельность современной национальной инновационной системы рыночного типа. В практическом смысле это означает:

о открытость национальной экономики, ее интеграцию в глобальное мировое хозяйство;

  • 0 законодательно закрепленное право частной собственности, в том числе на результаты интеллектуальной деятельности;
  • 0 равноправие хозяйственных субъектов, включая государство, в экономической деятельности;

о законодательное обеспечение конкурентной среды, что ориентирует производителей на интересы потребителей и стимулирует непрерывное создание инноваций.

На первый взгляд состав субъектов, включенных в инновационный цикл рыночной экономики, мало отличается от их состава в административно-командной системе, однако есть важное отличие рыночной инновационной системы, которое следует из принципиально иной экономической парадигмы, - независимость и равноправие хозяйствующих субъектов, в свою очередь вытекающее из законодательно закрепленного права частной собственности на средства производства.

Рассмотрим характеристики малых инновационных организаций на разных этапах развития.

На этапе, когда определенная бизнес-идея продвигается командой разработчиков, юридически не оформленной либо организованной в новое юридическое лицо, такие объединения принято называть «посевные» (seed).

Компании, которые еще не имеют рыночной истории и крупных активов, но уже в состоянии продемонстрировать образцы готового продукта, предназначенные для рынка, называют только возникшими инновационными компаниями (start-up companies). Таким компаниям нередко предоставляют

финансирование так называемые бизнес-ангелы - состоятельные частные инвесторы, вкладывающие деньги в рисковые инновационные проекты или компании, еще не оформленные в отдельное юридическое лицо. В России сегодня деятельность «ангелов» развита очень слабо, нередко носит благотворительный характер и основана на психологии богатых людей, готовых помочь в развитии рискового высокотехнологичного бизнеса.

Следующий этап развития малой компании - инновационная компания ранней стадии (early stage). Такие компании, как правило, имеют рыночный продукт, способны производить его в небольших количествах, но им не хватает своей прибыли для организации масштабного производства, инвестиций в оборудование, рекламу и т.д. Иногда им требуются ресурсы для продолжения научных исследований и опытно-конструкторских работ с целью окончательной доводки рыночных образцов. Важным этапом развития компании является расширение (expansion), когда компания жизнеспособна и ее продукт пользуется спросом.

В рыночной системе сообщество инновационных предпринимателей выступает в роли разработчиков наиболее рисковых бизнес-проектов, основанных на уникальных, ранее не апробированных научно-технических, управленческих, социальных и других новшествах. Здесь именно реальные нужды потребителя, т.е. конечный спрос, формируют структуру актуальных инноваций. Под эту структуру спроса подстраиваются производители новшеств. Сравнение инновационных процессов в разных экономических системах показывает, что их мотивационные стимулы совершенно различны. Так, в административно-командной системе у субъектов хозяйствования, ориентирующихся на количественные показатели объемов производства и использование дешевой либо абсолютно бесплатной рабочей силы, отсутствуют стимулы к эффективному использованию ресурсов, ориентации на спрос, следовательно, к инновациям, обновлению. В рыночной экономике именно конечный спрос активно продвигает в жизнь самые востребованные и ценные инновации. В Советском Союзе была создана мощная инновационная система, ориентирующаяся почти исключительно на военную сферу, экстенсивное использование ресурсов, не имеющая механизмов повышения эффективности затрат, поглощающая преобладающую долю государственного бюджета. К началу 1930-х гг. в СССР существовала разветвленная система научно-технической деятельности, охватывающая все направления науки. К 1943 г. СССР имел лучшие образцы военной техники, открытия в области радиолокации, физики ядра и т.д. В 1946-1951 гг. наука бурно развивалась. Темпы роста ассигнований на науку составляли 12 % в год при росте научно-исследовательских кадров 7-8 % в год. Середина 1950-х - начало 1970-х гг. отмечены значительным рывком в области освоения атома, космоса, кибернетики. В 1975-1985 гг. был сделан ряд шагов по укреплению научно-технической базы страны, сформирован единый научно-технический комплекс.

В 1997 г. было провозглашено на государственном уровне создание национальной инновационной системы России нового типа в качестве стратегического направления развития страны в целом и научно-технологической сферы в частности. С тех пор создавались отдельные элементы этой системы - государственные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, венчурный инновационный фонд И Т.П., но вне связи друг с другом и другими секторами экономики, прежде всего промышленностью и сферой образования. При этом заимствование зарубежного опыта происходило путем переноса отдельных элементов целостных экономических механизмов и потому не приводило к ожидаемым результатам. В итоге, несмотря на положительный опыт ряда инициатив, в области инновационного развития экономики прорыва не произошло. Главной проблемой остается отсутствие действенных экономических механизмов, стимулирующих как инвестирование в инновационную сферу, в создание нововведений, так и их коммерциализацию.

Острота проблемы заключается в том, что мы должны формировать инновационную систему рыночного типа, в то время как сами рыночные преобразования в стране недостаточно эффективны. За период рыночных реформ с 1991 г. произошли резкое снижение и деградация научно-технического потенциала страны. Если в 1991 г. на 10 тыс. рабочих приходилось 258 научных работников, то в 1998 г. - 150, а в 2002 г. - 130.

Происходит отток научных работников за рубеж и в сферу коммерции внутри страны.

В результате массовой и сверхбыстрой приватизации в большинстве отраслей промышленности на месте крупных научно-производственных объединений (НПО), часто обеспечивающих основную часть научно-производственного цикла изготовления изделий, возникло множество самостоятельных производственных предприятий, оторванных от научно-исследовательских структур и поставщиков комплектующих, не способных обеспечивать эффективную кооперацию по изготовлению конкурентоспособных технически сложных видов продукции. Ранее эффективные НПО оказались нежизнеспособными в условиях международной конкуренции. Не удивительно, что вопреки ожиданиям массовая приватизация предприятий не привела к сколько-нибудь заметному повышению эффективности производства.

Обобщающим показателем результативности инновационной деятельности инновационно-активных предприятий служит доля объема инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции. В настоящее время инновационная продукция предприятий, активно занимающихся нововведениями, составляет около 20 %. В общем объеме отгруженной продукции доля инновационной продукции незначительна - около 2 %. Однако в России еще сохраняется ряд отраслей экономики, конкурентоспособных на мировом рынке, - топливно-сырьевой комплекс, черная и цветная металлургия, химическая, деревообрабатывающая промышленность, авиационная и аэрокосмическая промышленность, приборостроение, судостроение, отдельные подотрасли оборонно-промышленного комплекса. Россия имеет лидирующие позиции в разработке ряда фундаментальных проблем в области физики, математики, информатики, химии, физиологии, медицины, в прикладных разработках лазерной и криогенной техники, новых материалов, аэрокосмической техники, отдельных образцов военной техники, средств связи и телекоммуникаций. В России сохраняется значительный научно-технологический потенциал, который может стать импульсом к формированию и реализации национальной технологической стратегии в ходе структурной перестройки промышленности.

С начала рыночных реформ быстрое сокращение производственного потенциала и уменьшение затрат на его обновление привели к существенным изменениям в состоянии производственного аппарата: большая его часть достигла возраста, когда неизбежно его быстрое выбытие. Производственно-техническая база находится в критическом состоянии. Износ оборудования за год составляет примерно 5 %, что приводит к двоякому результату. С одной стороны, это является одной из причин снижения объемов производства наукоемких видов продукции, определяющих технический и технологический уровень промышленности, а с другой - в условиях полного износа фондов легче проводить реструктуризацию промышленности (нет альтернативы), которая открывает неисчерпаемые возможности и механизмы замены выбывающих изношенных фондов новейшими, наукоемкими образцами и технологиями. Но вопрос в том, что пока задача мобилизации этих возможностей не решена.

Очень тяжело складывается ситуация в тех областях, где по разным причинам сформировалось огромное отставание российских разработок от мирового уровня. В первую очередь это относится к информационным и телекоммуникативным технологиям, отдельным направлениям машиностроения, биотехнологии и др. Открытие российского рынка для зарубежных товаров привело к падению спроса на отечественную наукоемкую продукцию и ее вытеснению с внутреннего рынка. В ряде отраслей отставание приобретает необратимый характер. Затраты, необходимые для освоения и поддержания современного технологического уровня, настолько велики, что становится выгоднее импортировать готовую продукцию из-за рубежа. Типичными примерами такого рода могут служить производство современных лекарств или отдельных элементов компьютерной техники (дисплеи, процессоры, оперативная память И др.).

В России практически не начиналась структурная перестройка промышленности, уменьшается спрос на инновационную продукцию. Организации сокращают объемы производства наукоемкой продукции, отдавая приоритет производству технически более простой и дешевой. Снижаются объемы производства продукции пятого технологического уклада, технологическим ядром которого являются электронная промышленность, компьютерная, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение. Вместо них расширяется производство изделий четвертого технологического уклада, стержнем которого выступают автомобилестроение, тракторостроение, цветная металлургия, синтетические материалы, органическая химия, добыча и переработка нефти.

Выход из создавшегося положения, преодоление технологической отсталости производства возможны только при переводе экономики на инновационный путь развития, освоении промышленностью современных технологий, выпуске новых машин и оборудования. Конечно, выбор и реализацию инновационных приоритетов необходимо осуществлять с учетом развития рыночной среды, с помощью рыночных механизмов, посредством формирования и выполнения комплексных межгосударственных, федеральных и межрегиональных инновационных программ и проектов, создания и развития инновационной инфраструктуры, стимулирования освоения конкурентоспособных технологий и при этом модернизировать функционирующие смежные производства, сформированные в период централизованного планирования.

Одновременно должны быть созданы условия для опережающего становления новейшего технологического уклада, в том числе государственная поддержка фундаментальных и прикладных исследований, развертывание инфраструктуры, подготовка кадров высокой квалификации, создание необходимой информационной инфраструктуры, а также системы охраны и вовлечения результатов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот.

Задачи повышения инновационной активности и методы их решения должны обеспечиваться стратегиями развития инноваций. При формировании инновационной политики в целях реструктуризации и повышения конкурентоспособности промышленности большое значение приобретают не только выработка четкой стратегии, ее нацеленность на формирование прогрессивного технологического уклада, но и способность использовать весь арсенал инструментов прямого и кос-

венного государственного регулирования для инвестирования в инновационную деятельность.

В связи с этим необходимо осуществлять такие конкретные меры, как:

о концентрация организационных и инвестиционных ресурсов на тех направлениях инновационной деятельности, которые позволяют реализовывать конкурентные преимущества России;

о эффективная государственная инвестиционная политика и эффективный менеджмент в инновационной сфере;

о государственная поддержка «точек роста» на базе исследовательских и промышленных звеньев в гражданской сфере и оборонно-промышленном комплексе, конкурентоспособных на мировом рынке, ориентированных на экспорт и импортозаме-щение;

О стимулирование современных технологий, взаимного конверсионного обмена технологиями между гражданской сферой и сферой оборонно-промышленного комплекса;

о поощрение экспорта отечественной инновационной продукции с целью повышения восприимчивости промышленного производства к научно-техническим достижениям;

О мобилизация косвенных рычагов, стимулирующих заинтересованность предприятий в инновациях и освоении прогрессивных технологий.

Но для того чтобы Россия смогла реализовать все предложенные меры, встать на инновационный путь развития, необходимо взять курс на всестороннее развитие человека в качестве стратегического ресурса и носителя общественного прогресса, создать инновационный климат в России, поддерживающий дух творчества, привлечь к процессу развития все население страны. Это главный приоритет.

Мир вступил в эпоху знаний, становления нового технологического уклада, нового качества жизни населения. Во многом это обусловлено особенностями происходящей информационно-технологической революции, формирующей новую экономику. В результате интеллект, информация, знания становятся важнейшим активом экономики. С их помощью удается преодолевать демографические, трудовые, сырьевые, пространственные и временные, экологические и иные огра-

ничения, обеспечивать эффективные структурные сдвиги в экономике. Важнейшим критерием развития становится способность общества к эффективным преобразованиям - технологическим, экономическим, социальным, социокультурным.

Пока российское общество, особенность которого заключается в присущем ему традиционализме, демонстрирует низкую инновационную культуру, а российская экономика - невосприимчивость к инновационному пути развития. Такой путь развития отнюдь не способствует переходу к непрерывному инновационному процессу. В сложившихся условиях необходимо изменить отношение общества и государства к внедрению наукоемких технологий, прежде всего информационно-коммуникативных как эффективного инструмента развития человека.

  • Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке: учеб, пособие; пер. с англ. М. : Вильямс, 2002.