Количество этажей в здании мгу. Чем увенчать Главное здание МГУ

Главное здание Московского государственного университета имени Ломоносова – это не только один из символов сталинской эпохи. Это один из символов российской столицы и здание, которое долгое время удерживало рекорд как самая высокая постройка не только в России, но и во всей Европе.

Главное здание МГУ входит в список семи сталинских высоток и возглавляет его как самая высокая постройка. Изначально проектировкой здания занимался архитектор Борис Иофан, однако позднее был отстранен от работы и заменен Л.Рудневым. Именно его группа продолжила работу над созданием высотки. Все дело в том, что по проекту Иофана здание должно было располагаться прямо над обрывом Ленинских (ныне – ) гор, и в случае оползня катастрофа была бы неизбежной. Специалисты убедили Сталина в необходимости возвести сооружение подальше от обрыва, а это никак не вязалось с проектом Иофана. Неуступчивость архитектора стоила ему работы.

О строительстве главного корпуса МГУ бытует немало легенд. Одна из них – привлечение к работе заключенных. Одни источники утверждают, что это были советские заключенные, другие же склоняются к мнению, что Сталин опасался доверять такую работу «зэкам – предателям Родины», поэтому использовал в качестве рабочей силы немецких военнопленных.

Немного числовых данных. Главное зданием МГУ, постройка которого заняла пять лет (1949 – 1953 гг.), насчитывает 34 этажа плюс балкончик под шпилем и как минимум три подвальных помещения. Ходит легенда, что в одном из подвалов хранится пятиметровая бронзовая статуя Сталина, которую планировали установить перед входом в здание, но так и не установили. Высота сооружения – 183,2 м, со шпилем – 240 м, высота над уровнем моря – 194 м.

В центральном секторе (он же сектор «А») расположены географический, геологический и механико-математический факультеты, актовый зал и ДК МГУ, Музей землеведения, научная библиотека, зал заседаний и администрация. На балкончике под шпилем располагалась смотровая площадка, на которую раньше мог попасть любой желающий. Однако, ее пришлось закрыть из-за большого количества несчастных случаев и самоубийств. Ныне попасть сюда могут студенты и профессора, имеющие специальный пропуск – здесь оборудовали лабораторию тропосферных исследований. Таким образом, закрытый для посторонних 35-й этаж МГУ получил неофициальное «звание» высшей точки отечественной науки. Те, кому повезет попасть сюда без специального разрешения, обойдя кодовый замок, могут насладиться потрясающим видом на Москву.

Боковые сектора состоят из жилой зоны (квартиры для профессоров, общежития для студентов и аспирантов), поликлиники, спортивного центра. При проектировке здание предусматривалось как комплекс с замкнутой инфраструктурой, в котором имелось все необходимое для учебы, досуга, быта. То есть, теоретически студент мог вести здесь полноценную жизнь все годы обучения, не покидая пределы университета.

На сегодняшний день главный корпус МГУ является памятником истории и архитектуры, одной из главных достопримечательностей Москвы и фактически символом российской науки. Кроме того, стены здания нередко используют для лазерных и световых представлений. Так, в 1997 году французский композитор, аранжировщик и шоумен Жан-Мишель Жар порадовал москвичей и гостей столицы необычным лазерным шоу, а в 2011 году состоялось 4D-шоу «Альфа», в рамках которого французский скалолаз Алан Робер по прозвищу «Человек-паук» совершил восхождение на главный корпус МГУ.

Нынешнюю градостроительную политику московских властей (а можно и шире брать) можно кратко охарактеризовать в трех словах – торжество бездарности и некомпетентности.

На окраинах Москвы стихийно вырастают «каменные джунгли» - безликие, лишённые транспортной связности и социальной инфраструктуры, что уж говорить об эстетической привлекательности, кварталы многоквартирных домов. Специалисты-градостроители могут лишь бессильно разводить руками или переквалифицироваться в дизайнеров интерьеров дач успешных девелоперов.

Осознав свои неудачи на ниве проектирования новых кварталов, городские власти вкупе с застройщиками бурно эксплуатируют чужие работы. Существующие районы, построенные с соблюдением градостроительных норм, постоянно подвергаются варварским «улучшениям» - уплотнительной застройке и псевдоисторической реконструкции.

Москвичи практически лишились исторического центра города, мы привыкли регулярно читать сводки «снесено за год», мы стараемся «не замечать» загораживающие почти каждую привычную висту гнилые зубы стеклобетонных новостроек. Теперь беда пришла и на Юго-Запад. «Эти» собрались улучшать ансамбль Московского Государственного Университета на Воробьевых горах - знаковую архитектурную доминанту столицы и духовный символ всей страны. На смотровой площадке Воробьевых гор, спиной к МГУ, собрались водрузить памятник в 24 метра высотой, который будет загораживать как вид на Главное здание МГУ, так и вид из него.

Такому проекту есть два объяснения – бессилие карликов-имитаторов – не будучи в состоянии создать ничего своего, они при этом возжелали прославиться – «улучшить» признанный шедевр. Пририсовать усы Моне Лизе, пристроить минареты к собору Святой Софии, отломать причинное место у Аполлона на Большом театре и так далее. Зачем надрываться, пытаясь создать что-то свое, которое скорей всего никому не понравится, когда есть что «подновить»?

Второе объяснение состоит в том, что установка памятника – это просто подготовка к «освоению» и застройке Воробьевых гор и берегов Москвы-реки. Как известно, одна из причин существования заказника в тех местах - геологическое строение берегов и высотный регламент. Работы по проектированию свай под памятник позволят по-новому взглянуть на ограничения по строительству. Инвесторам можно будет говорить, что раз памятник поставили – то и дом удержится. А появление новой высотной доминанты на линии смотровой площадки позволит пересмотреть высотные ограничения на строительство вдоль всей улицы Косыгина.

Так или иначе, впору бить тревогу - архитектурный комплекс Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, созданный после победы во Второй Мировой войне, и построенный, как нам казалось, навсегда - доживает свои последние месяцы. Заметим, что территория МГУ уменьшается как шагреневая кожа – защитные лесополосы отдают под застройку, партер – передают ЦПКиО под строительство пивных, митбольных и других развлекательных заведений для гуляющей публики, аллеи планируют к вырубке при строительстве транспортно-пересадочных узлов, совмещенных с торгово-развлекательным центрами.

А между тем, МГУ имени М.В.Ломоносова отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации (Указ Президента РФ от 30.11.1992 N 1487 в ред. от 17.05.2007), а территория МГУ на Воробьевых горах отнесена к охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения согласно Генплану г. Москвы.

Д.С.Лихачев отмечал: «Любой памятник – архитектуры, живописи, литературы, прикладного искусства, садово-паркового и т.д. – есть памятник культуры, прежде всего» (Восстановление памятников культуры (проблемы реставрации)/Под ред. Д.С.Лихачева. – М., 1981. – С.13.)

Сохранение ансамбля МГУ имени М.В.Ломоносова – одного из символов великой эпохи победителей, символа отечественной науки и первого полета в космос, - это не только дань уважения к прошлому, сохранение источника исторической информации и эстетического воздействия, но и путь к достойному будущему.

Пожалуйста, подпишите петицию в защиту уникального комплекса зданий московского университета и Воробьевых гор! Это можно сделать .

Ниже представлено краткое описание и история создания архитектурного комплекса МГУ на Воробьевых горах.

Архитектурный комплекс МГУ на Воробьевых горах

Архитектурный комплекс Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 1949–1953 гг., архитекторы Иофан Б.М. (отстранен), Руднев Л.В., Чернышев С.Е., Абросимов П.В. , Хряков А.Ф., инженер Насонов В.Н., включает несколько десятков зданий и сооружений учебно-научного и вспомогательного назначения, спортплощадки, ботанический сад и парк, располагающиеся в геометрически четкой системе улиц и проездов.

Комплекс расположен в самой высокой части Москвы, на краю Юго-Западного плато. Его планировка продиктована идеей создания сложного, растянутого по горизонтали силуэта, вторящего очертаниям Ленинских гор. Все мастерство архитекторов было устремлено к решению образа дворца науки. При этом внутренние функции – организация учебного процесса и проживание студентов – были подчинены его внешней градостроительной и образной стороне. Комплекс МГУ отличается большой целостью и вместе с окружающим его ландшафтом образует единый архитектурно-парковый ансамбль.

Являясь частью Москвы, университетский городок на Воробьевых горах, благодаря высокой плотности различных научно-исследовательских институтов и организаций, сложившейся специфике использования территории и расположенных на ней зданий и сооружений, представляет собой уникальный и самобытный участок города.

Стержнем ансамбля, образованного зданиями высотою в 2, 3, 5, 6, 9, 12 и 18 этажей, является главное здание университета, центр которого, а также всей территории университетского городка – 32-этажная часть высотой в 240 м с 57-метровым шпилем. Она придает величественный характер всему сооружению. Благодаря ей Московский университет стал одним из архитектурных ансамблей города, формирующих его облик. На момент строительства и на протяжении 37 лет, до 1990 года, главное здание МГУ являлось самым высоким зданием в Европе. Торжественная церемония закладки первого камня высотного здания МГУ состоялась 12 апреля 1949 года, 1 сентября 1953 г. там начались занятия.

Комплекс зданий Московского государственного университета на Ленинских горах. Фотография из книги «Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади» 1982 года,

Высотное здание Московского университета сильно отличается от остальных московских высоток. Оно абсолютно симметрично относительно своей центральной части. От нее отходят 18-этажные крылья, к которым примыкают корпуса в 12 этажей. На крыльях с башнями установлены часы, термометр и барометр. В главном здании (сектор «А») 36 этажей и шпиль. В здании находятся три факультета: геологический, механико-математический, географический и ректорат. На 29 этаже расположен музей землеведения, из которого можно подняться на лифте до 32 этажа, на котором находится зал заседаний.

Проект главного здания МГУ разработан группой архитекторов под руководством Льва Владимировича Руднева. Главное здание поистине является шедевром творчества Руднева, основной целью которого при проектировании здания было гармоничное сочетание будущего строения с окружающей его природной средой.

Памятники Московского государственного университета на Воробьевых горах

В 1949-1953 гг., в художественном оформлении ансамбля МГУ совместно с архитекторами и художниками участвовали 70 скульпторов, среди которых такие известные имена, как М.К.Аникушин, Е.В.Вучетич, С.Т.Коненков, М.Г.Манизер, В.И.Мухина и многие другие. На Воробьевых горах был создан скульптурный ансамбль, образованный 17 монументальными памятниками великим русским ученым - представителям различных областей знания.

В 1998 году ансамбль был дополнен памятником выдающемуся юристу, почетному профессору Московского университета, А.Ф.Кони (1844-1927), установленным на бульваре вдоль Ломоносовского проспекта (скульптор А.Семынин, архитектор А.Великанов). На постаменте памятника слова: "Напутствовать юное/ Хочется мне поколение./От мрака и грязи умы/ И сердца уберечь".

Памятники МГУ на Воробьевых горах. Иллюстрации с . 1- Сквер между химическим и физическим факультетами, 2- Аллея учёных, 3- Скульптурная группа "Первые комсомольцы", 4 -Вечный огонь, 5 - Памятник А.Ф.Кони

В центре большого сквера между главным зданием университета и его физическим и химическим корпусами на цилиндрическом колоннообразном пьедестале стоит бронзовая фигура первого российского академика. На постаменте бронзовая доска-картуш с надписью: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. Авторы памятника: скульптор Н.В.Томский и архитектор Л.В.Руднев.

Перед зданиями физического и химического факультетов установлены памятники выдающимся русским ученым А.М.Бутлерову (1828-1886, скульптор З.И.Азгур), П.Н.Лебедеву (1866-1912, скульптор А.К.Глебов), Д.И.Менделееву (1834-1907, скульптор А.О.Бембель) и А.Г.Столетову (1839-1896, скульптор С.И.Селиханов).

Памятники сквера между химическим и физическим факультетами МГУ. Аэроснимок с сайта Межуниверситетского аэрокосмического центра , фотографии с сайта

От главного здания к склону Воробьевых гор ведет просторная аллея с кустами роз и бассейном с фонтанами, вдоль которой установлены гранитные бюсты выдающихся деятелей отечественной науки и культуры.

Аллея ученых в МГУ на Воробьевых горах. 1 - Н.И.Лобачевский (1792-1856, скульптор Н. В. Дыдыкин), 2 - Н.Г.Чернышевский (1828-1889, скульптор Г. В. Нерода), 3 - В.В.Докучаев (1846-1903, скульптор И. В. Крестовский), 4 - А.С.Попов (1859-1905/6, скульптор М. Т. Литовченко), 5 - И.В.Мичурин (1855-1935, скульптор М. Г. Манизер), 6 - И.П.Павлов (1849-1936, скульптор М. Г. Манизер), 7 - Н.Е.Жуковский (1847-1921, скульптор М. Г. Манизер), 8 - К.А.Тимирязев (1843-1920, скульптор С. Д. Меркуров), 9 - Д.И.Менделеев (1834-1907, скульптор М. Г. Манизер), 10 - П.Л.Чебышев (1821-1894, скульптор И. А. Рабинович), 11 - А.И.Герцен (1812-1870, скульптор С.Т.Коненков), 12 - М.В.Ломоносов (1711-1765, скульптор И. И. Козловский). Аэроснимок с сайта Межуниверситетского аэрокосмического центра , фотографии с сайта Летопись Московского университета

Внутри главного здания университета, в фойе актового зала установлены бронзовые скульптуры Н.Е.Жуковского, Д.И.Менделеева, И.В.Мичурина, И.П.Павлова. Здесь же, над колоннами фойе размещена галерея из 60 мозаичных портретов крупнейших ученых мира (автор А.А. Дейнека, посмотреть все 60 портретов - можно ).

Памятники МГУ на Воробьевых горах. Фотографии с сайта Летопись Московского университета

В фойе Дома культуры МГУ установлены скульптуры А.С.Пушкина и А.М.Горького, а также мраморные бюсты писателей и общественных деятелей - Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, Т.Г. Шевченко, Ш. Руставели и Низами.

Памятники МГУ на Воробьевых горах. Скульптуры в ДК МГУ. Фотографии с сайта Летопись Московского университета

Помимо памятников ученым и деятелям культуры комплекс зданий МГУ украшен множеством аллегорических скульптур. Так у главного входа в ДК МГУ стоят скульптуры юноши и девушки с книгами, символизирующие «Вечную молодость науки» (автор В. Мухина). У входа с южной стороны – еще две скульптурные группы: «Молодежь в науке» и «Молодежь в труде» (автор С.М. Орлов). Скульптурный аттик над главным входом украшен барельефом «Народ-созидатель» работы скульптора Г.И. Мотовилова. На портике главного входа установлены бронзовые фигуры «Физкультурников» (автор С.М. Орлов). На ризалитах высотной части главного корпуса находятся четыре восьмиметровые скульптуры двух молодых рабочих с молотами и двух колхозниц с серпами и снопами (автор М. Бабурин).

Аллегорические статуи в МГУ на Воробьевых горах. Фотографии с сайта Летопись Московского университета

Парки Московского государственного университета на Воробьевых горах

Роль зеленых насаждений в формировании общего ансамбля университета очень высока. Университетский комплекс занял площадь в 167 гектаров, то есть территорию, на которой мог бы разместиться небольшой город. Гармоничное сочетание нарастающей к центру архитектурной композиции с широкими зелеными массивами было одним из важнейших принципов генерального плана застройки, которое не только предопределило особый строй архитектуры университетского комплекса, но и привели зодчих к мысли об архитектурной организации всего юго-западного района на тех же принципах свободного и гармонического расположения зданий среди массы зелени в свободной живописной композиции.

Исключительно сложной задачей было разместить в ансамбле университетского городка до тридцати небольших зданий, высота которых, в силу их назначения, не превышала одного - двух этажей. Естественно было невозможно достигнуть композиционного единства между столь разномасштабными сооружениями и поэтому авторы решили расположить их за зеленой стеной большой аллеи, попросту «утопить» в лесу. (Руднев Л.В. Архитектурный ансамбль на Ленинских горах // Советское искусство. 1951. 22 сентября).

Посадки зеленых насаждений начались в 1951 году, в этот год высадили 13 тыс. деревьев и 170 тыс. кустарников. В 1952 году «зеленых новоселов» доставляли грузовиками из Тульской, Рязанской, Брянской и Ивановской областей: к осени было высажено 28 тыс. деревьев и 230 тыс. кустарников. В 1953 году количество высаженных растений превысило и эти цифры. Общее количество посадочного материала для университетского городка – свыше 50 тыс. деревьев и 400 тыс. кустарников. При этом деревья отбирались главным образом крупномерные, в возрасте 18-20 лет. Ими оформили проезды университетского городка. Перед главным зданием были посажены 30-летние дубы.

Посадка аллей МГУ на Воробьевых горах,1951 г.

Главное здание Московского Государственного Университета на карте

Монументальное Главное здание МГУ стало венцом в семействе сталинских высоток. Огромное здание до сих пор, даже в наше время небоскребов, поражает воображение. Самое удивительное, что по плану комплекс должен был быть еще больше, но звезды распорядились иначе.

Проект и стройка века

В 1947-м году по личному предложению Сталина Совет министров принимает решение о строительстве в только что пережившей войну Москве восьми зданий-гигантов, призванных подчеркнуть величие Страны Советов. Здание главного советского университета в итоге стало самым крупным из семи построенных. Рассказывают, что вождь желал расположить его на самом берегу Москвы-реки, чтобы колосс отражался в ее водах, но в итоге его удалось отговорить от бесперспективной затеи, и МГУ отнесли на место побезопасней. Впрочем, и оно не слишком подходило для строительства столь тяжелого здания - из-за не самых лучших грунтовых условий проектировщикам пришлось приложить титанические усилия и разработать уникальную, ранее не использовавшуюся систему несущего каркаса и фундамента, способного выдержать такой вес.

По первоначальному проекту архитектора Бориса Иофана здание должно было стать огромным постаментов для гигантской статуи Ломоносова, но затем от «архитектурного излишества» решено было отказаться, и на месте ученого оказалась обычная звезда.

Архитектура и особенности здания

Главное здание МГУ, как и другие высотки, было построено в стиле, получившим впоследствии название «сталинский ампир», или «монументальный классицизм». Перед его входом располагается несколько скульптур, в основном, принадлежащих Вере Мухиной. Говорят, что знаменитый скульптор предлагала установить здесь и свой шедевр «Рабочий и колхозница», но получила отказ. Множество легенд связано и с происхождением материалов для строительства. Кто-то утверждает, что здешние колонны привезли из разрушенного Храма Христа Спасителя, кто-то сообщает, что для отделки использовался мрамор немецкого Рейхстага. Ни одна из этих легенд ничего под собой не имеет, но они, как и положено городским мифам, все же очень живучи.

По обеим сторонам здания расстилается парк, а в сторону Москвы-реки реки уходит комплекс Воробьевы горы - желающие могут посетить здешнюю смотровую площадку и прокатиться на канатной дороге.

В последние годы свободный доступ в здание МГУ закрыт и возможности посмотреть, как выглядит Москва с небоскреба над Воробьевыми горами, нет. Впрочем, руководство университета недавно заявило о планах по открытию площадки на 28-м этаже здания. Планируется, что пускать туда будут по предварительной записи.

Главное здание МГУ не так давно было самым высоким в Москве, высота вместе со шпилем и звездой достигает 235 метров. Оно входит в число семи Сталинских высоток Москвы . Главное здание МГУ, или как его иногда называют высотка МГУ, занимает самую высокую географическую точку над Москвой–рекой и по наши дни сохраняет значение одной из самых масштабных вертикалей столицы.

Именно возведение высотного здания на Воробьевых горах дало мощный толчок для развития юго-запада Москвы. Вместе с Главным зданием Сталинской высотки проектировались и возводились другие корпуса, аллеи и парки, проспекты и улицы прилегающих районов Москвы. Первоначально Главное здание МГУ проектировал Б. Иофан, который являлся архитектором Дворца Советов . Согласно градостроительному плану как раз таки на Дворец Советов предполагалось сориентировать все восемь высоток Москвы.

Б. Иофан, применяя те же методы, что и при проектировании Дворца Советов, планировал разместить на крыше высотки скульптуру Михайло Ломоносова, а саму высотку на самом краю Воробьевых гор. Иосиф Сталин с таким проектом не согласился и Б. Иофан был отстранен от работы над проектом за пару дней до окончания завершения последних чертежей.

Архитектурный проект отвечающий всем настояниям И. Сталина был разработан Л. Рудневым. Новая команда архитекторов смогла возвести Главное здание МГУ в первоначально установленный срок.

Проверка экспериментальным путем

Л. Руднев в своем проекте предусмотрел, что Главное здание МГУ будет расположено на 300 метров дальше от края склона, спускающегося к Москве–реке. Сложность ситуации заключалась в том, что никто из архитекторов и в том числе сам Л. Руднев не могли быть уверены, что Главное здание МГУ не потеряется за деревьями и последними этажами других домов.

Решено было все проверить экспериментальным путем. В воздух над Воробьевым горами были подняты аэростаты, оставшиеся со времен воздушной обороны Москвы в годы Великой отечественной войны.

Каждый из аэростатов был поднят на соответствующую высоту: 240 метров для обозначения высоты центрального объема здания, остальные для обозначения 9-и и 18-и этажных корпусов. Архитекторы и фотографы, находясь в различных точках Москвы, фиксировали видимость аэростатов. И так было доказано, что силуэт Главного здания МГУ будет виден издалека с самых разных точек Москвы.

Государственная строительная комиссия приняла в 1953 году здание МГУ и учебный городок, включавший в себя ботанический сад, несколько десятков прудов для разведения селекционных сортов рыбы, 2 спортивных комплекса с бассейнами и множество административно-технических зданий.

В советской прессе писали, что Главное здание МГУ строилось руками 3 тысячи молодых комсомольцев – участников стахановского движения. На самом же деле над строительством небоскреба трудилось значительно больше людей.

В связи с работами по возведению Главного здания МГУ в конце 40-х в недрах Министерства внутренних дел СССР было подписано решение об условно-досрочном освобождении из мест заключения более 4 тысяч осужденных, имеющих отношение к строительным специальностям. Они работали на строительстве высотки на Воробьевых горах до конца срока, а порой дольше.

В годы завершения строительных работ, было решено с целью экономии средств и времени, места для жилья заключенных перенести непосредственно на строительную площадку. Новый лагерный пункт был размещен на 24 и 25 этажах возводимого Главного здания МГУ. Оправданным данное действие было еще и с точки зрения безопасности: заключенные, размещенные на высоте более 120 метров не требовали охраны, им физически бежать было некуда.

Однако однажды на строительной площадке все-таки произошла чрезвычайная ситуация, связанная с исчезновением 2 заключенных. После смены надзиратели их не досчиталась. Отчетливо понимая, что факт бегства заключенных будет стоить многим должностей, а кому-то и свободы, вся охрана была поднята на ноги по тревоге.

В течение нескольких часов велся поиск беглецов, пока их не обнаружили в стеклянной звезде. Как оказалось, они не слышали сигнала отбоя и продолжали работать, по другой версии, просто играли в карты.


Воробьевы горы

Воробьевы горы стали оплотом учености в конце 17 века, когда в Спасо-преображенском монастыре на Воробьевых горах было открыто первое в России училище, где появилась возможность изучать славянский и греческий языки. В дальнейшем это училище превратилось в Славяно-греко-латинскую академию – предшественницу Московского государственного университета.

Воробьевы горы издавно привлекали интерес к себе со стороны властей. Начиная с 17 века на Воробьевых горах стоял один из царских дворцов. А позднее, в 19 веке территория Воробьевых гор была отведена для строительства Храма Христа Спасителя по первоначальному проекту, архитектором которого был А. Витберг.

Работы начались в 1823 году, но были остановлены из-за особенностей грунта – оползневый склон с разветвленной сетью родников. А второй проблемой стала невозможность доставки камня из-за предельно низкого уровня Москвы–реки в этом районе.

Также как Б. Иофан, архитектор А. Витберг был отстранен от строительства, обвинен в растрате и сослан в Вятку. Новой площадкой для возведения Храма Христа Спасителя была выбрана территория в районе Волхонки рядом с Кремлем .

Храм строился по проекту нового архитектора К. Тона почти 40 лет. Но не прошло и полувека Храм Христа Спасителя был разрушен взрывом для сооружения на его месте Дворца Советов по проекту того же Б. Иофана. И опять проект так и не удалось реализовать.


Расширение МГУ им. Ломоносова

Изначально Главное здание МГУ на Воробьевых горах задумывалось как гостиница. Однако в конце 40-х годов И. Сталин посчитал, что в стране, победившей гитлеровскую армию, уровень науки очень низкий, новые научные изыскания не проводятся, а ученые пытаются примитивно копировать западные разработки.

Усомнившись в силе руководящего состава Московского университета, Иосиф Сталин предложил из одного университета сделать два: в одном собрать естественнонаучные факультеты (физический, химический, физико-технический, биологический, математический и почвенно-географический факультеты), а во втором – факультеты общественных (социальных наук) наук (исторический, юридический, филологический, и философский факультеты). В старом здании МГУ провести капитальный ремонт и оставить общественным наукам, а для естественных наук возвести новые корпуса.

Идеи по расширению Московского университета существовали и раньше. В 18 веке руководство университета обратилось к Екатерине II с просьбой выделить средства и участок земли для строительства новых помещений для университета на Воробьевых горах.

К сожалению, расширение Московского университета состоялось значительно позже, а в старом здании на Моховой улице возле Кремля МГУ встретил Наполеона, Октябрьскую революцию и пережил годы Великой отечественной войны.

Проекты по устройству новых корпусов университета готовились и обсуждались еще со средины 30-х годов. Сначала предполагалось расположить новые корпуса на улице Герцина и Горького. В дальнейшем возник план надстраивания существующего здания до 3-4 этажей.

Выдвигались предложения выбрать площадку в районе Калужской площади, так как там планировалось строительство метро. Долгое время верх брала позиция о необходимости сохранить МГУ в центре столицы, как культурно-просветительского центра страны. Так и стала высотка на Воробьевых горах символом нового советского студенчества Москвы.


Главное здание МГУ в наши дни

Сейчас на 34-х этажах здания располагаются учебные аудитории, актовый зал, администрация, музей, библиотека, студенческие общежития, квартиры преподавательского состава, а также кинотеатр, почта, магазин, прачечная, спортивный зал и т.д. Высотка задумывалась как замкнутая коммунальная система. Студенты и преподаватели имели возможность в течение всего учебного года не покидать стены дворца науки.

Сегодня на территории МГУ работает ботанический сад с прекрасным дендрарием, в котором с мая по октябрь проводятся экскурсии, Дворец пионеров МГУ, Музей землеведения МГУ. В Главном здании МГУ собраны уникальные музейные экспонаты.

Музей землеведения МГУ занимает 29-ый и 32-ой этажи Главного здания. 30-ый и 31-ый этажи высотки заняты техническими помещениями. 33-ий этаж под куполом занимает большой зал для проведения заседаний. На 34-ом техническом этаже находится дверь, ведущая в шпиль, в котором, по некоторым сведениям, находился один из оперативных постов КГБ для наблюдения за обстановкой в центре столицы, в том числе за маршрутами перемещения первых лиц государства.

Ввиду спешной переделки архитектурного плана еще самим Б.Иофаном, просчетов при проектировании и строительстве избежать не удалось. Фонтаны на площади перед главным входом в здание появились в связи с необходимостью устройства вентиляционной системы, про которую строители и архитекторы, просто, забыли.

Фонтаны и клумбы маскируют огромные воздухозаборники, и находящиеся под ними тоннели, ведущие к установкам по очистке воздуха. Кстати, по этим туннелям можно незаметно обойти все здания комплекса, и заглянуть в столовую или аудитории.

По слухам, при строительстве и отделке Главного здания МГУ использовались материалы, собранные на развалинах немецкого Рейхстага, в частности нередко упоминаются розовый мрамор и необычайно темный гранит. Достоверно известно, только то, что в системе вентиляции используются трофейные немецкие вентиляционные механизмы и что удивительно, до сих пор многие из них отлично работают.

Шпиль и звезда высотки на Воробьевых горах уже больше шестидесяти лет сверкают золотом. Только вот золота нет и никогда не было. Золотое покрытие очень непрактичное, под воздействием атмосферных явлений оно быстро придет в негодность и поэтому при строительстве шпиля и звезды использовались желтые стеклянные пластины, на внутреннюю поверхность которых был нанесен тонким слоем чистый алюминий.


Ботанический сад МГУ, Аптекарский огород

Аптекарский огород Ботанического сада МГУ имеет долгую историю. Задолго до возведения комплекса зданий МГУ, включающих агроботанический сад, в Москве был создан первый в России Аптекарский огород.

По указанию Петра I еще в начале 18 века за Сухоревской башней, по тогдашнем меркам, самая окраина Москвы, был разбит аптекарский огород, в котором выращивались лекарственные растения. Выращиваемые растения применялись как для приготовления лекарственных составов, так и для обучения ботанике будущих лекарей, химиков и садовников.

Аптекарский огород пережил сложные времена. Он был практически дотла сожжен в 1812, разграблен в 1918. И до 50-х годов 20 века был заброшен и забит. Возрождение сада было связано с открытием станции метро «Проспект мира», и носившей тогда название «Ботанический сад». А в 1953 году Аптекарский огород стал филиалом только возведенного Агроботанического сада МГУ.

Восстановленная и в разы увеличенная коллекция редких растений была поделена между площадками. Развивая новую территорию Ботанического сада на Воробьевых горах руководство МГУ поощряло экспедиции биологов, привозивших из разных уголков СССР уникальные семена и растения.

Макетные домики в МГУ

В глубине Ботанического сада МГУ можно обнаружить удивительное, почти игрушечное строение. Небольшое одноэтажное здание, в котором сейчас находится подразделение Ботанического сада, производит впечатление архитектурного недоразумения.

Стена здания выполнена из облицовочных панелей Главного здания МГУ. Создается впечатление, что для возведения этого меленького сооружения использовали строительные материалы, оставшиеся после строительства здания университета.

Однако, нет – это не результат жесточайшей экономией строительных материалов. Это небольшое здание представляет собой один из двух макетных домиков МГУ, использовавшийся для демонстрации архитектурных решений. На макете использованы те же материалы, что и на фасаде Главного задания МГУ, включая гранитную облицовку цоколя.

На строительной площадке МГУ был представлен не только макет внешней отделки Главного здания, но и макеты комнат для студентов и профессуры. По проекту студенты должны были проживать по одному, но на совещании в Кремле было принято решение размещать студентов по двое в комнате, так как для формирования личности молодых комсомольцев, плохо скажется одиночное проживание.

Квартиры для профессоров состояли из трех комнат: большого коридора, сан.узла и кухни. Предусматривалась даже маленькая комната для прислуги, в которой мог поместиться только небольшой стол и стул. В натуральную величину в макетном домике был выполнен даже балкон.

После окончания работ над Главным зданием университета в макетном домике располагался отдел флоры Ботанического сада. Несмотря на прошедшие годы все помещения Главного здания МГУ сохранили свое благородство и солидность.

Проходивший в Главном здании МГУ, и помимо основной цели - собственно доклада (который оказался чрезвычайно интересным!), у меня была цель заснять панорамы Москвы из Музея Землеведения на верхних этажах Главного здания.
Об этих панорамах, которые на голову эффектнее общедоступных видов с Воробьёвых гор, у меня будет отдельный пост. Ну а пока расскажу о собственно Главном здании МГУ. Среди прочего будут виды ГЗ изнутри, включая Ротонду, о которой знает не всякий студент или обитатель общежитий.

И да, конечно я в курсе, что это пост из области "А в Москве-то оказывается кремль есть, а в Питере-то эрмитаж!". Но всё-таки ЖЖ я веду в первую очередь в своё удовольствие, и может кому-то еще этот материал будет интересен.

Сначала посмотрим на Главное здание с севера, от края Воробьёвых гор. Увы, свет контровый, но зато это наиболее эффектный вид собственно ГЗ:

Главное здание Московского университета было построено в 1949-53 годах, над ним работали такие знаковые архитекторы, как Б. Иофан, Л. Руднев, С. Чернышев, П. Абросимов, А. Хряков, В. Насонов. В первую очередь ГЗ считается произведение Руднева, так как Иофан был смещен с должности главного архитектора в процессе строительства. Высота здания от основания до верхушки шпиля - 240м, в нём 36 этажей, причём довольно широко растиражирован в 1990-е годы факт: это самое высокое в мире здание, построенно подневольным трудом, так как на строительстве ГЗ МГУ работали в основном заключенные.

Вид с обратной стороны:

Мне кажется, в архитектурном плане это один из самых выдающихся шедевров Москвы, русской архитектуры и мировой архитектуры ХХ века. На момент постройки ГЗ МГУ было высочайшим зданием мира за пределами США, да и вообще небоскрёбы традиционной (не модернической) архитектуры есть только в США и Россиии (+еще советские высотки в Риге и Варшаве). ГЗ МГУ - лишь одна из 7 "сталинских сестёр", образующих кольцо вокруг центра Москвы, но это самая крупная, самая величественная, и на мой взгляд самая красивая из советских высоток.

Вид сбоку:

Несмотря на появление новых высоток, МГУ остаётся самым величественным зданием Москвы и доминантой московского пейзажа. Ведь он стоит на вершине 50-метровых Воробьёвых гор - прибрежных холмов Москвы-реки, на одной из высших точек города, и как бы парит над Москвой. Особенно хорошо это видно в темноте, когда здание ярко подсвечено. Еще в начале 19 века на этом месте хотели построить Храм Христа Спасителя как памятник победе над Наполеоном. Тогда технологии не позволяли строить гигантских зданий на таких грунтах, и всё же идея осталась. Чтобы возродиться после победы над Гитлером, только вместо Храма Божьего был построен Храм Науки.

Раньше главный вход в ГЗ располагался со стороны Воробьёвых гор. Там находится аллея учёных, начиная от Михайло Ломоносова:

Как известно, основан МГУ был в 1755 году Елизаветой Петровной по предложению Ломоносова и Шувалова. В общем-то, по европейским меркам возраст весьма скромный. Однако всё же МГУ - главный вуз России, и традиционно был одним из ведущих университетов мира. В последние десятилетия МГУ, как и вся наша наука, сильно сдал позиции - но думаю, это не навсегда.
Изначально университет располагался на Моховой, прямо около кремля, в барочном здании, отчасти похожем на петровские палаты - но оно не сохранилось. Часть построек МГУ по-прежнему находится там (в том числе Университетская церковь Святой Татьяны - основан МГУ был в Татьянин день, после чего Татьяна стала покровительницей русских студентов).

Бывший главный вход:

Триумфальные колонны по обе его стороны:

Достопримечательность ГЗ МГУ - скульптуры, в основном работы Веры Мухиной (автор "Рабочего и Колхозницы" и вообще один из лучших советских скульпторов). Например, у главного входа:

Другая достопримечательности - башни с астрономическими часами. Всего их 4, но циферблаты на них всего двух типов:

В главном здании размещаются геологический, математический и географический факультеты, а также ректорат на 8-10 этажах. Геофак занимает 17-22 этажи, и я помню, как в 10-11 классе мечтал, что буду там учиться, в небе над Москвой... Увы, я в МГУ так и не поступил, о чём теперь не жалею.
Еще выше геофака - Музей Землеведения в квадратном ярусе с гербом:

Оформление этого яруса:

Скульптуры:

А на расположенном еще выше круглом ярусе (31-32 этажи) находится Ротонда - один из двух актовых залов МГУ, менее известный и крупный, чем основной зал на втором этаже, но более красивый и элитный. Туда мы и доберёмся. 33-36 этажи - технические. Высота ГЗ без шпиля - 182м, на шпиль со звездой приходится еще 58:

По ночам на звезде иногда работает вращающийся прожектор, типа маяка. Его луч в чёрном небе мне всегда напоминал Глаз Саурона.
По бокам к зданию пристроены общежития (для студентов ГЗ, для аспирантов всех факультетов, и квартиры профессоров и преподавателей), образующие дворики:

Здание на переднем плане - КПП. Пропуской режим в МГУ драконовский, постороннему человеку туда проникнуть не легче, чем на оборонный завод. В общагах МГУ еще недавно был ВООБЩЕ запрещён проход посторонних (за исключением родителей, а скажем братьям-сёстрам уже формально нельзя, фактически же всё решалось с охранником).

В общажном дворике:

Те же самые арки снаружи - очень красивые перемычки между общагами и Главным корпусом.

Есть ли через них открытый проход - не знаю, но и через дворик пройти от входа до входа метров 30. ГЗ МГУ оснащено магазинами (не только продуктовыми), кафе, кинотеатром, бассейном и многим другим, и теоретически студент, зайдя 1 сентября в здание и заселившись в общагу, может вообще не покидать ГЗ до конца летней сессии.

Главный вход ныне - с южной стороны. Будем входить:

Вид наверх прямо от подножья:

Знаменитая "фишка" МГУ - крутящиеся двери. Они на всех входах, этот кадр снят на боковом, ведущем в общажный дворик. В двери видна обитательница общежитий и аспирантка ommenysh , известная в литературных кругах:

Одна из достопримечательностей первого этажа - Зал Четырёх Буфетов, или Шайба, очень красиво отделанный гранитом:

Еще немного интерьеров первого этажа - тяжеловесных, каменных, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ:

Вообще, внутри ГЗ много интересного, и по его интерьерам можно было бы сделать еще один пост. Например, грандиозный актовый зал или фрагменты подлинного Храма Христа Спасителя, украшающие вход в деканат. Но я туда уже не пошёл...
Другая достопримечательньность ГЗ - лифты. Их много, они скоростные, и каждый обслуживает определённые этажи - то есть лифты здесь полноценный транспорт с маршрутной схемой.
Самый дальний лифт ведёт на 28 этаж:

Это Музей Землеведения - один из лучших естественно-научных музеев Москвы. О нём тоже можно сделать отдельный пост, но я его в этот осмотреть не успел (хотя бывал там не раз). Из окна за глобусом и были сняты панорамы, о которых пойдёт речь в следующем посте. Попасть сюда постороннему можно, увы, только с экскурсией или хотя бы пропуском - но пропуск получить сложно. Не пустить на доклад могут теоретически не только слушателя, но и докладчика.
С 28 этажа ходит отдельный лифт, вход на который тоже только с разрешения. Он приводит в Ротонду:
Выход на 31-этаж - внизу Ротонды:

Выход на 32-й - вверху.

Тут сидят суровые профессора, напоминающие кто Гэндальфа, кто Сарумана (в том числе и своим положением на высокой башне), которые меня сразу же выставили. Однако я успел снять вид Ротонды сверху:

Вид в обратном направлении:

Купол Ротонды:

Кстати, теоретически в МГУ есть смотровая площадка, и фотосъёмка оттуда платная. Но как и с кем договариваться - не знаю.
Слава Богу, я узнал об этом только после того, как уже заснял виды из окна музея. О них и пойдёт речь в следующем посте.