Создание резерва по сомнительным долгам. При статистическом варианте создания РСД. Инвентаризация резерва по сомнительным долгам

О том, какие бывают резервы в БУ и НУ, зачем и как их создавать и какие из них обязательны, в наших таблицах-руководствах.

Что такое резервы?

Резервы — это запас, который вы заранее создаете, засчет которого потом списываете текущие расходы.

Какие резервы создают в каждом учете?

Вид резерва Бухгалтерский учет

Налоговый учет

На отпуска и вознаграждения по итогам за год

Обязателен, за исключением тех, кто вправе вести упрощенный бухучет (п. 3 )

Создают добровольно (ст. 324.1 НК РФ)

По сомнительным долгам Обязателен для всех компаний (п. 70 Положения по бухучету, утв. ) Создают добровольно (п. 3 ст. 266 НК РФ)
На гарантийный ремонт Обязателен, за исключением тех, кто вправе вести упрощенный бухучет (п. 3 ) Создают добровольно (ст. 267 НК РФ)
На ремонт основных средств Не создается Создают добровольно (п. 3 ст. 260, п. 2 ст. 324 НК РФ)
Под снижение стоимости ТМЦ Обязателен, за исключением тех, кто вправе вести упрощенный бухучет (п. 25 ) Не создается
Под обесценение финансовых вложений Обязателен, если компания узнала о том, что стоимость вложений существенно снижается (п. 21, 38 ). Те, кто вправе вести упрощенный бухучет, вправе не создавать (п. 19 ) Не создается
На НИОКР Не создается Создают добровольно (ст. 267.2 НК РФ)

Резерв под снижение стоимости ТМЦ . Начисляйте минимум раз в год — перед составлением годовой отчетности (п. 25 ). Проверяете стоимость остатков по дебету счета 10, 41, 43.

Резервы по сомнительным долгам. Резерв создавайте тогда же, когда проводите инвентаризацию задолженности, но не реже раза в год — перед составлением годовой отчетности (п. 70 ).

Резерв по финвложениям . Проверяйте на обесценение минимум раз в год — перед составлением годовой отчетности (п. 38 ).

Резерв на гарантийный ремонт . Минимум раз в год. 31 декабря текущего года сделайте отчисления в резерв на следующий год. Расходы в течение года списывайте за счет резерва. Если резерва не хватает, то списывайте затраты в дебет счетов учета расходов.

Как показывать резервы в бухгалтерской отчетности?

Вид резерва

Как показать в отчетности

В балансе

В отчете о финансовых результатах

На отпуска и вознаграждения по итогам за год

По строке 2120, 2210, 2220 или 2350 в зависимости от того, на каком счете начислен резерв

По сомнительным долгам

По строке 1230 или 1240 за минусом резерва

По строке 2350 «Прочие расходы»

На гарантийный ремонт

По строке 1540 «Оценочные обязательства»

Под снижение стоимости ТМЦ

По строке 1210 «Запасы» за минусом резерва (п. 25, 35 ПБУ 4/99)

Под обесценение финансовых вложений

По строке 1170 (по долгосрочным вложениям) или 1240 (по краткосрочным) за минусом резерва

Создавать резервы в налоговом учете могут только те организации, которые применяют метод начисления для целей налогообложения прибыли. Перечислим резервы, которые могут быть созданы (ст. 266 , ст. 267 , ст. 267.1 , ст. 267.2 , ст. 324 , ст. 324.1 НК РФ):

  • по сомнительным долгам;
  • на оплату отпусков;
  • на ремонт основных средств;
  • на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
  • по предстоящим расходам на НИОКР;
  • по предстоящим расходам на социальную защиту инвалидов.

Сразу скажем, что обязательных резервов в налоговом учете нет. То есть формирование резервов в налоговом учете - это право организации.

Налоговый учет резервов

Порядок создания и использования любого резерва должен быть закреплен в учетной политике организации. Если организация по каким-то видам расходов создает резерв, то возникающие расходы должны списываться именно за счет резерва. И только если резерва не хватает, то остаток расходов уменьшает налоговую базу.

По некоторым резервам сумма неиспользованного по состоянию на 31 декабря резерва может быть перенесена на следующий год, если в следующем году организация будет создавать этот вид резерва.

Имейте в виду, создание резервов в бухгалтерском и налоговом учете может различаться. К примеру, организация обязана создавать резерв на оплату отпусков в бухучете (ПБУ 8/2010), но она может не формировать такой резерв в налоговом учете.

Резерв сомнительных долгов в налоговом учете 2016

Резерв сомнительных долгов может быть создан только по задолженности покупателей, связанной с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, которая не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией и не погашена в установленный договором срок (ст. 266 НК РФ).

Отчисления в резерв учитываются в составе внереализационных расходов.

Для определения суммы отчислений в резерв на последний день каждого квартала (месяца) нужно проводить инвентаризацию.

Общая сумма резерва не может превышать 10% выручки от реализации отчетного (налогового) периода без учета НДС.

Налоговый учет резерва на оплату отпусков

Резерв по отпускам в налоговом учете создается в порядке, определенном самой организацией (ст. 324.1 НК РФ). То есть нужно установить предельную сумму отчислений (предполагаемую годовую сумму расходов на оплату отпусков с учетом страховых взносов) и ежемесячный процент отчислений в резерв.

Отчисления в резерв на оплату отпусков учитываются в составе расходов на оплату труда.

Резервы предстоящих расходов на гарантийный ремонт: налоговый учет

Этот резерв могут создавать лишь те организации, у которых есть гарантийные обязательства перед покупателями (ст. 267 НК РФ). Порядок создания резерва четко прописан в ст. 267 НК РФ и изменять его нельзя. Суммы отчислений в резерв учитываются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Распределение налога на прибыль между федеральным и региональным бюджетами изменилось с 2017 года – 3 % зачисляется в федеральный бюджет и 17 % в бюджет субъекта РФ. Кроме того, ограничен перенос убытков, полученных налогоплательщиком в предыдущих налоговых периодах. Введены новые правила расчета резерва по сомнительным долгам. Об изменениях по налогу на прибыль для БУХ.1С рассказали эксперты 1С.

Новации по налогу на прибыль в часть вторую Налогового кодекса РФ внесли Федеральные законы от 30.11.2016 № 401-ФЗ и № 405-ФЗ. БУХ.1С рассказывает о наиболее важных изменениях.

Уточнено понятие сомнительного долга

К сомнительным долгам относится любая задолженность перед налогоплательщиком, если эта задолженность удовлетворяет одновременно трем условиям (п. 1 ст. 266 НК РФ):

  • возникла в связи реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • не погашена в сроки, установленные соответст­вующим договором;
  • не обеспечена залогом, поручительством, бан­ковской гарантией.

Однако у самого налогоплательщика может быть встречное обязательство перед контрагентом (кредиторская задолженность).

С 01.01.2017 величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за минусом кредиторской задолженности перед этим контрагентом (п. 17 ст. 2, п. 5 ст. 13 Закона № 401-ФЗ).

Минфин России и ранее высказывал мнение о необходимости зачета этих задолженностей (см. письма от 21.09.2011 № 03-03-06/1/579, от 06.08.2010 № 03-03-06/1/528). В то же время ВАС РФ и часть судов придерживались противоположной позиции (постановления Президиума ВАС РФ от 19.03.2013 № 13598/12, ФАС Московского округа от 05.12.2012 № А41-40128/11, ФАС Поволжского округа от 19.07.2011 № А65-22211/2010). Таким образом, точка зрения финансового ведомства нашла законодательное подтверждение.

Однако указанное нововведение вызывает следующие вопросы.

Во-первых , какая конкретно задолженность признается кредиторской?

Дело в том, что ни НК РФ, ни нормативные акты по бухучету не содержат четкого определения кредиторской задолженности. При этом в бухучете под кредиторской задолженностью понимается, по сути, любая начисленная задолженность перед кредитором, включая те обязательства, срок исполнения по которым еще не наступил (см. ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

В то же время из некоторых норм НК РФ можно сделать вывод, что под такой задолженностью для целей налогообложения понимаются обязательства налогоплательщика, которые не были им исполнены (погашены) в установленный срок (см, например, п. 18 ст. 250, пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ). В пользу этой точки зрения говорит и тот факт, что к сомнительной дебиторской задолженности относятся именно просроченные долги перед налогоплательщиком (п. 1 ст. 266 НК РФ). Следовательно, логично было бы уменьшать этот сомнительный долг на просроченный долг перед контрагентом.

Минфин России в неофициальных разъяснениях придерживается широкого понимания кредиторской задолженности. Поэтому до официальных разъяснений или уточнения норм безопаснее включать в кредиторскую задолженность все обязательства, включая те, срок исполнения по которым еще не наступил.

Во-вторых , если у одного и того же дебитора несколько просроченных платежей с разными сроками возникновения (например, по арендной плате), какую конкретно сомнительную дебиторскую задолженность нужно уменьшать на имеющуюся встречную кредиторскую задолженность перед этим контрагентом?

Размер отчислений в резерв по сомнительным долгам зависит от срока возникновения таких долгов (п. 4 ст. 266 НК РФ). Следовательно, налогоплательщику выгоднее сначала уменьшить дебиторскую задолженность с более ранним сроком возникновения. По нашему мнению, новая редакция пункта 1 статьи 266 НК РФ этого не запрещает. В то же время не исключено, что налоговые инспекторы будут настаивать на корректировке сомнительных долгов в хронологической последовательности их возникновения.

Как было отмечено выше, новый порядок действует с 01.01.2017. Полагаем, что новый порядок применяется к сомнительным долгам налогоплательщика и его контрагента, возникшим как до, так и после 01.01.2017.

Расчет предельной величины резерва по сомнительным долгам по-новому

Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 % от выручки за указанный налоговый период. В 2017 году это ограничение не изменяется. Однако при исчислении предельного размера резерва по сомнительным долгам по итогам отчетных периодов (начиная с 2017 года) налогоплательщик может сравнить две величины и выбрать из них наибольшую:

  • 10 % от выручки за предыдущий налоговый период (например, 2016 год);
  • 10 % от выручки за текущий отчетный период (например, первый квартал 2017 года).

Несомненно, это улучшает положение налогоплательщика. Соответствующие изменения в пункте 4 статьи 266 действуют с 01.01.2017 (п. 1 ст. 1, ст. 2 Закона № 405-ФЗ).

Также Закон № 405-ФЗ определил понятие остатка резерва, на который нужно корректировать создаваемый резерв текущего периода. Под остатком резерва понимается разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам пункта 4 статьи 266 НК РФ, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты (п. 2 ст. 1 Закона № 405-ФЗ).

Ограничения при переносе убытка на будущее

Прибыль за отчетные (налоговые) периоды 2017-2020 годов можно уменьшить на сумму убытков предыдущих налоговых периодов не более чем на 50 %.

Это следует из пункта 2.1 статьи 283 НК РФ, который действует с 01.01.2017 (пп. «в» п. 25 ст. 2, п. 5 ст. 13 Закона № 401-ФЗ).

Следовательно, налоговую базу за 2016 год можно сократить на убытки прошлых лет вплоть до нуля. Однако это относится только к убыткам 2006–2015 годов (десять прошлых налоговых периодов). На более ранние убытки уменьшить налогооблагаемую прибыль 2016 года нельзя (п. 2 ст. 283 НК РФ).

При этом с 01.01.2017 в пункте 2 статьи 283 НК РФ нет упоминания о десятилетнем сроке переноса убытка. Убытки, полученные в 2007 году и позже, можно переносить на неограниченное число последующих налоговых периодов, а не на 10 лет, как ранее (пп. «б» п. 25 ст. 2, п. 16 ст. 13 Закона № 401-ФЗ), но их общий размер в 2017-2020 годах не должен быть больше 50 % прибыли текущего периода.

В федеральный бюджет зачисляется дополнительный 1 % налога

Общая ставка налога на прибыль составляет те же 20 %. Однако в федеральный бюджет за эти четыре года (в 2017-2020 годах) следует направлять 3, а не 2 %. Соответственно, региональным бюджетам вместо 18 % достанется только 17 (п. 26 ст. 2 Закона № 401-ФЗ). При этом законами субъектов РФ ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков с 17 до 12,5 % (ранее размер указанной налоговой ставки не мог быть ниже 13,5 %).

Просроченная, а то и вовсе не погашенная дебиторская задолженность, к сожалению, остается в нашей стране довольно распространенным явлением. С ним сталкиваются многие организации, которые работают в торговой, финансовой, любой другой сфере.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность, сдаваемая такими предприятиями, была максимально точной, необходимо создавать резерв по сомнительным долгам. Именно он является одним из оценочных значений в бухгалтерском учете, которые позволяют вносить изменения в отчеты. Объем этого резерва, разумеется, будет вычтен из суммы дебиторской задолженности.

Кроме того, всем предпринимателям, осуществляющим деятельность на российском рынке, следует знать, что зарезервированные средства относятся к расходам, к себестоимости продукции. А следовательно, не учитываются при составлении отчетности по налогам. Так что вы вполне можете воспользоваться данным правом, чтобы сократить отчисления в бюджет.

Чем отличается резерв по сомнительным долгам в налоговом и бухучете

Сразу надо отметить самое главное отличие. В бухгалтерском учете компания обязана формировать резерв по сомнительным долгам и упоминать о нем в официальной отчетной документации. В налоговом же это является ее правом. Впрочем, многие предприятия с удовольствием пользуются им для снижения отчислений, что вполне логично.

Кроме того, можно выделить еще целый ряд особенностей, которыми обладает резерв по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете. Чтобы представить их максимально наглядно, мы подробно опишем те положения, которые действуют в 2018-2019 году.

Как рассчитывается резерв в бухучете

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете устанавливается компанией самостоятельной. Все правила его определения приводятся в соответствующем Положении (РФ № 34н). Согласно ему, у организации есть три основных способа, чтобы сформировать этот самый резерв полностью на законных основаниях:

  1. Оценка производится по всем имеющимся сомнительным долгам по отдельности. Для каждого из них предприниматель может определять именно ту сумму, которая либо не возвращается, либо будет погашена с просрочкой. Затем все эти показатели суммируются и включаются в отчетность.
  2. Резерв по сомнительным долгам формируется на основе аналитических данных за предыдущие отчетные периоды. Компания просто изучает дебиторские задолженности за последние 3-5 лет и определяет среднюю сумму, которая резервируется в соответствии с упомянутым выше Положением.
  3. Сумма отчислений в резерв рассчитывается в зависимости от просрочки погашения дебиторской задолженности. Этот способ используется не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете, однако о последнем мы будем подробно рассказывать несколько ниже.

Конкретному предприятию необходимо выбрать один из вышеперечисленных способов, с помощью которого будет формироваться резерв по сомнительным долгам и обязательно отразить его в учетной политике. Кроме того, от нее потребуется определение таких критериев, как финансовые возможности должника и его показатели платежеспособности (при первом способе) либо процент и сроки отчислений (при третьем способе).

Любые изменения в учетную политику предприятия по его отношению к долгам нужно вносить предварительно, перед началом отчетного периода. При этом следует учитывать, во-первых, специфические особенности компании, а во-вторых, влияние суммы резерва на общий баланс вашей деятельности. Ведь она в любом случае уменьшает чистые активы, тем самым может негативно отразиться на репутации организации.

Особенности формирования резерва в налоговом учете

В налоговом учете средства по просроченным долгам резервируются в соответствии с действующим законодательством (статья 266 пункт 3 Налогового кодекса). При этом в учетной политике совершенно не обязательно отображать способ его расчета (так как он всего один для любых ситуаций) – достаточно упомянуть лишь факт наличия зарезервированных средств. Кроме того, важно успеть принять решение о формировании резерва до начала отчетного периода – дальнейшему изменению оно уже не подлежит.

Основными особенностями резервирования средств являются:

  • согласно статье 265, зарезервированные средства не облагаются налогом по той простой причине, что включается в число финансовых затрат предприятия, никак не связанных с реализацией продукции;
  • резервировать средства из-за просроченных дебиторских задолженностей (соответственно, и выводить его за пределы налогооблагаемой базы) имеют право только те компании, которые платят налог на прибыль. То есть если при регистрации организации была выбрана упрощенная система налогообложения, то резервировать средства в налоговом учете нет никакого смысла. Напомним, что в бухгалтерском создании резерва – это обязанность любой компании, независимо от ее организационно-правовой формы и применяемой к ее деятельности системы налогообложения.

Как мы уже упоминали ранее, в налоговом законодательстве объем резервирования средств определяется в зависимости от просрочки погашения дебиторской задолженности. Расчет производится следующим образом:

  • если просрочка составляет 45-90 дней (календарных, не рабочих), то размер отчислений будет равен 50 процентов от суммы долга;
  • если период просрочки достигает 90 дней, резервируется 100% от задолженности.

Период до 45 дней не рассматривается вообще и не дает права на резервирование средств (как и на освобождение их от уплаты налога).

Еще одной особенностью создания резерва, упомянутой в налоговом законодательстве, является наличие ограничений. Его размер не может быть большим, чем десять процентов от суммы дохода предприятия за конкретный период просрочки. В то же время организация может по собственному желанию уменьшить этот показатель (для увеличения чистых активов).

К отличиям формирования резерва в бухгалтерском и налоговом учете также можно отнести следующее:

  • организация имеет право создавать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете только в том случае, если ею выбирается способ начисления, упомянутый в статье 266 НК. В бухгалтерском она обязана формировать его, выбирая один из трех приведенных выше методов;
  • в бухучете вполне можно отнести к сомнительному тот долг, срок уплаты которого еще не наступил (то есть организация заранее уверена, что задолженность либо не будет погашена, либо возвращается несвоевременно). В налоговом же учитываются только вышеупомянутые просрочки.

Кроме того, в отчетах для налоговых органов резерв может формироваться лишь по тем сомнительным дебиторским задолженностям, которые отвечают трем перечисленным ниже условиям:

  • долги не были своевременно погашены;
  • они не обеспечены банковской гарантией, договором поручительства или имущественным залогом;
  • задолженность, так или иначе, связана с продажей товаров или предоставлением услуг.

В бухгалтерском законодательстве определяется, что организация имеет право определять самостоятельно, является ли долг сомнительным или нет.

Необходимость в проведении инвентаризации сомнительных долгов

В методических указаниях, регулирующих проведение инвентаризации финансовых обязательств компании и ее имущества, приводятся и требования к мониторингу сомнительных долгов в бухгалтерском учете. Он в обязательном порядке должен применяться к каждой дебиторской задолженности, что позволит своевременно внести изменения в учетную политику и зарезервировать средства. Кроме того, следует регулярно проводить проверку использования этих денег. Процесс инвентаризации должен осуществляться непосредственно перед началом каждого очередного отчетного периода.

Кроме того, даже если дебиторская задолженности была списана, необходимо в течение пяти лет отслеживать имущественное состояние должника с тем, чтобы своевременно выявить возможности погашения сомнительного долга.

Сотрудничество с недобросовестными контрагентами или обстоятельства могут привести к возникновению задолженности, которая вряд ли будет возвращена. Нужен ли резерв по сомнительной задолженности в 2019 году?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В предпринимательской деятельности к разряду сомнительных долгов относится задолженность, не возвращенная в положенные сроки и не обеспеченная никакими гарантиями.

Сумма такого долга увеличивает объем дебиторской задолженности при составлении бухгалтерского баланса, хотя может так и остаться не возвращенной. Нужно ли для сомнительных долгов образовывать резерв в 2019 году?

Основные аспекты

Сомнительный долг для организации это задолженность контрагента, в погашении которой нет достаточной уверенности. Такие долги увеличивают объем дебиторской задолженности.

Теоретически они составляют часть активов, но по факту являются убытками. Большое количество непогашенных долгов не позволяет достоверно определить истинный размер капитала организации.

Потому периодически требуется списание долгов, возвратить которые не получается. Долг считается безнадежным:

  • по окончании трехлетнего периода исковой давности;
  • при окончательной ликвидации субъекта;
  • в случае постановления ФССП о невозможности взыскания;
  • при неосуществимости взыскания по причинам, независящим от воли сторон.

Такие безнадежные долги надлежит списать за счет средств самой организации. Для этого необходимо наличие средств, которые как раз и аккумулируются при создании резерва.

Что нужно знать

Создавая резервный фонд по сомнительным долгам, нужно учитывать ряд условий. Таковые предопределены нормативными документами Министерства финансов РФ.

А именно:

Фонд образуется по итогам расчетов с физическими и юридическими лицами Приобретающими товары либо . Вносить в резерв авансы, переданные , нельзя
Создание резерва требует непрестанного мониторинга динамики задолженности Поскольку состояние может поменяться, а резерв должен отображать истинную ситуацию
В бухучете долги считаются безнадежными по положениям Но в целом лимит относительно сроков и размера резерва не определен
Когда возникает вопрос о выборе порядка для резервных активов, налогового или бухгалтерского То ориентироваться нужно на такие моменты:
  • когда несоответствия касаются временного отличия сопоставления периодов задолженности, то разница обуславливает отложение налоговых активов;
  • если величина отчислений в резерв по бухучету превосходит учрежденный налоговым учетом 10 % предел, то организация оперирует стабильными финансовыми разницами

Для чего создается

Но для чего нужно создавать резервный фонд, не проще ли просто списать непогашенные долги в убытки компании?

Формирование РСД дозволяет:

Суть создания резерва по сомнительным долгам в том, что наличие резерва позволяет списывать невозвратные долги.

То есть организация в продолжение года может учесть в расходах объем сомнительных долгов задолго до того, как они обратятся в безнадежные.

Если долг возвращается, то в процессе очередной инвентаризации дебиторской задолженности долг уже не засчитывается в определении резерва.

Плюсы основания резерва выражены в более размеренном отображении расходов в налоговом учете. Из чего складывается резерв, формируемый по сомнительным долгам?

Сомнительным признаваться может любой долг, соответствующий условиям:

  • сформировался в связи с реализацией клиентам товаров, услуг, работ;
  • не возвращен в период, прописанный в договоре;
  • не обеспечен никакой гарантией.

Помимо прочего существует и еще одно нововведение. Когда у субъекта наличествует перед контрагентом встречное обязательство, то долгом сомнительным считается только часть, превосходящая сумму кредиторской задолженности.

При этом долг по дебету уменьшается исключительно с целью нахождения сомнительного долга в составе РСД.

Такая особенность не обязует организацию осуществлять взаимозачет, какой по-прежнему остается правом, но отнюдь не обязанностью.

Нормативное регулирование

Так надо ли образовывать резерв по сомнительной задолженности? Порядок образования РСД отличается в зависимости от целей бухгалтерского учета либо налогообложения.

Для бухучета применимы нормы:

В отношении налогового учета предопределены следующие положения:

Порядок создания резерва по сомнительным долгам

Предусматривает образование резерва по всякому сомнительному долгу. При этом в расчет принимается анализ финансового положения должника и вероятность возврата долга.

Конкретную методику и периодичность образования РСД организация вырабатывает самостоятельно, ратифицируя избранный способ в относительно целей бухучета.

Избрать можно один из нижеследующих вариантов:

При формировании учетной политики нужно ориентироваться на специфику учета и деятельности организации.

Также имеет значение влияние РСД на показатели бухгалтерской отчетности. Важно! В налоговом учете РСД не основывается:

  • на суммы переданных поставщикам авансов;
  • на штрафы за несоблюдение условий договора;
  • на суммы процентов за пользование сторонними финансами, взысканными арбитражным судом;
  • по .

В учетную политику для целей налогового учета заносится пункт о факте образования резерва, но основывать непосредственно резерв налогоплательщик не обязан.

В этом случае основная цель, которую подразумевает резерв по сомнительным долгам – налог на прибыль, уменьшающийся при неполучении дебиторской задолженности.

Способы формирования

О порядке образования и применения РСД сказано в п.4 и п.5 ст.266 НК РФ. Поэтапная схема выглядит следующим образом:

Установление объема сомнительной задолженности, засчитываемой в расчет РСД
  • осуществляется инвентаризация с целью проверки дебиторской задолженности по неоплаченным долгам на конец отчетного периода, на основании специального приказа о проведении инвентаризации. Результаты отображаются актом;
  • выявленная задолженность в бухгалтерском балансе делится на три группы, исходя из длительности непогашения до проведения инвентаризации. Дебиторская задолженность вносится в РСД:
  1. 100 % при невозврате более 90 дней.
  2. 50 % при просроченном долге в течение от 45 до 90 дней.
  3. Не учитывается при просрочке до 45 дней.
Нахождение предельной суммы, вносимой в расчет РСД Для целей налогообложения засчитывается сумма не больше 10 % выручки от общей суммы реализации (без учета ) за соответствующий налоговый период
Сравнение суммы основываемого РСД с остатком имеющегося резерва
  • сумма РСД, образованного на отчетную дату, сопоставляется с величиной остатка РСД для определения разницы;
  • плюсовая разница вносится в состав внереализационных доходов в действующем отчетном периоде;
  • минусовая разница включается в сумму внереализационных расходов в текущем периоде
Формирование решения по поводу действий в отношении остатка РСД на конец года
  • если РСД с начала нового периода не образовывается, то неизрасходованная сумма резерва входит в состав внереализационных доходов;
  • если основывается новый резерв, то остаток предшествующего резерва по итогам периода корректируется

К сведению! Остаток РСД можно переносить на следующий отчетный период и в том случае, когда в продолжение налогового периода резерв только накапливался, но не расходовался.

Что касается непосредственно способов формирования, то возможно:

При этом используются такие способы создания РСД, как:

  • интервальный;
  • экспертный;
  • статистический.

Интервальный

При применении интервального способа создания РСД сумма необходимых отчислений в резерв высчитывается ежемесячно или ежеквартально.

Расчет осуществляется в процентах от суммы долга исходя из длительности просрочки платежей. Соответственно, необходимо выявить все имеющиеся долги.

Экспертный

В случае использования экспертного способа потребуется умение профессионально оценивать финансовое состояние должника. Резерв учреждается по всякому сомнительному долгу.

Причем включение суммы непогашенного долга в РСД зависит от представления организации (бухгалтера) относительно вероятности погашения.

В резерв включается та доля долга, которая возможно возвращена не будет. На заметку! Если применяется интервальный способ или экспертный:

Статистический

Статистический способ предполагает, что сумма отчислений в РСД находится в соответствии со сведениями за несколько лет как доля невозвратных долгов в обобщенной сумме дебиторской задолженности конкретного вида.

К примеру, доля неоплаченных товаров в совокупной сумме покупательской задолженности.

На конечную дату каждого месяца или квартала величина резерва по одному виду задолженности находится по формуле:

Если получившаяся величина РСД превышает ранее созданный резервный фонд, то разница относится к прочим расходам (доначисление РСД).

Когда вновь рассчитанный резерв менее предыдущего, то разница причисляется к прочим доходам (восстановление РСД).

При статистическом варианте создания РСД:

Как отражается в учете

Если в соответствии с учетной политикой дебиторская задолженность относится к сомнительной, то организация должна создать резерв.

Для этого требуется основание, которым выступает приказ по сомнительным долгам. Образец такого приказа выглядит следующим образом:

В бухгалтерском

Учреждаемый в бухучете резерв отличается тем, что должен непременно создаваться в отношении сомнительной задолженности.

При этом абсолютно не имеет значения, формировался ли аналогичный резерв для налогового учета. Создание резерва обязательно для всех организаций, без каких-либо исключений.

Кроме того отсутствуют ограничительные критерии и создаваться РСД может по долгам любого вида.

Нюанс в том, что РСД можно формировать и по тем долгам, какие еще не признаны сомнительными, однако существует вероятность их непогашения.

Видео: резерв по сомнительным долгам

Экспертные критерии, по которым осуществляется анализ финансового состояния должника, организация учреждает самостоятельно.

Не ограничения и по объему создаваемого резерва. Величина зависит исключительно от размера невозвратной или потенциально невозвратной задолженности.

Если ситуация с долгами меняется, то можно изменять объем РСД, руководствуясь текущей ситуацией.

Все неизрасходованные суммы РСД можно по завершении года списать. При возникновении новой сомнительной задолженности создается новый резерв.

Для учета РСД в бухгалтерском учете используется счет 63. Формирование РСД в бухучете отображается проводкой следующего вида:

Дт 91-2 «Прочие расходы» Кт 63

Отчисления в РСД списываются в дебет на прочие расходы и причисляются к финансовым результатам.

Основанием для этой проводки служит бухгалтерская справка-расчет (экспертное заключение, профессиональное суждение). Сумма формируемого резерва в бухучете не ограничена в отличие от налогового учета.

В налоговом

Величина резерва по сомнительной задолженности для налоговых расходов ограничена. Сумма допустимого РСД составляет не более 10 % от выручки отчетного периода, за который формируется резерв.

Но при этом образование РСД не считается для налогового учета обязательным. Решение об учреждении резерва принимается налогоплательщиком самостоятельно.

Но по части прочих расходов данный резерв больше регламентирован, чем бухгалтерский. Отличают его следующие нюансы:

Право на образование резерва Имеют те, кто при ведении учета использует метод начисления
Применяется РСД По отношению только к покупательской задолженности
Формировать резерв допускается Только относительно просроченной дебиторской задолженности
В отношении долгов По которым допускается создавать резерв, устанавливается длительность просрочки платежей
Исходя из длительности просрочки Определяется объем резерва и для него учреждаются лишь две величины – на полный объем при просрочке в 90 и более дней, на половину долга при просрочке в 45-90 дней
При наличии встречного обязательства в РСД Попадает лишь кредит по долгам в непокрытой части
В 2019 году предельный объем РСД Ограничен суммой 10 % от наибольшего из двух показателей – выручки за отчетный период, в каком создается резерв или выручки за предыдущий налоговый период
Не использованный резерв переносится на следующий год Корректируясь при этом на величину вновь создаваемого резерва по аналогичному долгу

Порядок восстановления

О восстановлении резерва по сомнительной задолженности речь идет, когда долг контрагента оплачивается целиком или частично. В такой ситуации требуется корректировка резерва.

РСД восстанавливается в объеме возвращенной задолженности. При этом выполняются следующие бухгалтерские проводки:

Если сомнительный долг обращается в безнадежный, то его можно списать. Для этого согласно п.77 ПБУ нужно:

Списывается безнадежная задолженность за счет имеющегося РСД или на расходы, когда резерв не формировался.

При списании долга по истечении исковой давности величина его учитывается в забалансовом учете на протяжении пяти лет после списания.

Для этого используют счет 007. Учет требуется в целях мониторинга вероятности взыскания долга при изменении финансового положения должника.