Создание РСД с этого года стало более привлекательным! Как создать резерв по сомнительным задолженностям. Учет резерва – бухгалтерский или налоговый

Величина резерва по правилам 2016 года не должна превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода. То есть при формировании резерва по сомнительным долгам в текущем году его нужно сравнивать с выручкой, определяемой на конец первого квартала, полугодия, девяти месяцев и календарного года.

Законодатели решили, что выручка субъекта на конец года и выручка, полученная в первом квартале следующего календарного года, существенно различаются. Поэтому внесли уточнение, согласно которому с 2017 года сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период. А при формировании резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода (по итогам отчетных периодов) его сумма теперь не может превышать большую из двух величин:

  • 10% от выручки за предыдущий налоговый период

Общий порядок формирования резерва по сомнительным долгам

Общий порядок формирования резерва по сомнительным долгам не изменился. Вспомним основные моменты.

Чтобы формировать резерв, на последнее число отчетного (налогового) периода нужно проводить инвентаризацию дебиторской задолженности (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Сумма резерва зависит от срока возникновения обязательства. На полную сумму резерв создают лишь по тем долгам, которые просрочены более чем на 90 календарных дней. Если время просрочки составляет от 45 до 90 календарных дней, в резерв включают только 50 процентов от суммы задолженности. По задолженности со сроком возникновения не более 45 дней резерв создавать нельзя.

Резерв формируют на всю сумму долга, включая НДС, не перечисленную покупателем (письмо Минфина России от 3 августа 2010 г. № 03-03-06/1/517).

Выручку определяют по правилам статьи 249 Налогового кодекса. Это значит, что предельный размер резерва рассчитывают от «чистой» (без учета НДС) выручки.

Общая сумма резерва по сомнительным долгам ограничена.

Примеры формирования резерва по сомнительным долгам в 2016 и 2017 годах

Рассмотрим на примере, как формировали резерв по сомнительным долгам до 2017 года.


ПРИМЕР ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУММЫ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ ДО 2017 ГОДА

АО «Замок» определяет выручку от реализации для целей налогообложения по методу начисления. В учетной политике АО «Замок» записано, что организация создает резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Выручка АО «Замок» за январь – сентябрь отчетного года составила 1 500 000 руб. (без НДС). Максимальная сумма резерва составляет: 1 500 000 руб. × 10% = 150 000 руб.

Дебет 91-2   Кредит 63

А теперь посмотрим, как это нужно будет делать в 2017 году.


ПРИМЕР ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУММЫ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ В 2017 ГОДУ

АО «Замок» определяет выручку от реализации для целей налогообложения по методу начисления. В учетной политике АО «Замок» записано, что организация создает резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

Выручка АО «Замок» за январь – сентябрь отчетного года составила 1 000 000 руб. (без НДС). Сумма выручки компании за прошлый год составила 1 500 000 руб. Для определения максимальной суммы резерва компания должна выбрать максимальную из двух величин: 10% от суммы выручки за девять месяцев текущего года, которая равна 100 000 руб. (1 000 000 руб. × 10%), или 10% от суммы выручки за прошлый год, которая составляет 150 000 руб. (1 500 000 руб. × 10%). Поскольку 150 000 руб. больше 100 000 руб., величина резерва не должна превышать 150 000 руб.

1) покупателей за отгруженную продукцию, числящаяся на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:

По расчетам с ООО «Слобода» – 100 000 руб. (задолженность просрочена на 91 день);

По расчетам с ООО «Мираж» – 20 000 руб. (задолженность просрочена на 47 дней);

По расчетам с ООО «Результат» – 90 000 руб. (задолженность просрочена на 17 дней);

2) поставщиков по перечисленным авансам, числящимся на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»:

По расчетам с ООО «Ключ» – 15 000 руб. (задолженность просрочена на 50 дней).

В состав резерва по сомнительным долгам включают дебиторскую задолженность покупателей:

ООО «Слобода» – в сумме 100 000 руб.;

ООО «Мираж» – в сумме 10 000 руб. (20 000 руб. × 50%).

По задолженностям ООО «Результат» (малый срок просрочки) и ООО «Ключ» (задолженность поставщика) резерв не создают. Общая сумма резерва составит 110 000 руб. (100 000 + 10 000). Она не превышает его максимального допустимого размера (110 000 руб.

При формировании резерва по сомнительным долгам бухгалтер АО «Замок» должен сделать проводки:

Дебет 91-2   Кредит 63
- 110 000 руб. – создан резерв по сомнительным долгам.

Эта сумма в налоговом учете относится к внереализационным расходам.

Просроченная, а то и вовсе не погашенная дебиторская задолженность, к сожалению, остается в нашей стране довольно распространенным явлением. С ним сталкиваются многие организации, которые работают в торговой, финансовой, любой другой сфере.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность, сдаваемая такими предприятиями, была максимально точной, необходимо создавать резерв по сомнительным долгам. Именно он является одним из оценочных значений в бухгалтерском учете, которые позволяют вносить изменения в отчеты. Объем этого резерва, разумеется, будет вычтен из суммы дебиторской задолженности.

Кроме того, всем предпринимателям, осуществляющим деятельность на российском рынке, следует знать, что зарезервированные средства относятся к расходам, к себестоимости продукции. А следовательно, не учитываются при составлении отчетности по налогам. Так что вы вполне можете воспользоваться данным правом, чтобы сократить отчисления в бюджет.

Чем отличается резерв по сомнительным долгам в налоговом и бухучете

Сразу надо отметить самое главное отличие. В бухгалтерском учете компания обязана формировать резерв по сомнительным долгам и упоминать о нем в официальной отчетной документации. В налоговом же это является ее правом. Впрочем, многие предприятия с удовольствием пользуются им для снижения отчислений, что вполне логично.

Кроме того, можно выделить еще целый ряд особенностей, которыми обладает резерв по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете. Чтобы представить их максимально наглядно, мы подробно опишем те положения, которые действуют в 2018-2019 году.

Как рассчитывается резерв в бухучете

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете устанавливается компанией самостоятельной. Все правила его определения приводятся в соответствующем Положении (РФ № 34н). Согласно ему, у организации есть три основных способа, чтобы сформировать этот самый резерв полностью на законных основаниях:

  1. Оценка производится по всем имеющимся сомнительным долгам по отдельности. Для каждого из них предприниматель может определять именно ту сумму, которая либо не возвращается, либо будет погашена с просрочкой. Затем все эти показатели суммируются и включаются в отчетность.
  2. Резерв по сомнительным долгам формируется на основе аналитических данных за предыдущие отчетные периоды. Компания просто изучает дебиторские задолженности за последние 3-5 лет и определяет среднюю сумму, которая резервируется в соответствии с упомянутым выше Положением.
  3. Сумма отчислений в резерв рассчитывается в зависимости от просрочки погашения дебиторской задолженности. Этот способ используется не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете, однако о последнем мы будем подробно рассказывать несколько ниже.

Конкретному предприятию необходимо выбрать один из вышеперечисленных способов, с помощью которого будет формироваться резерв по сомнительным долгам и обязательно отразить его в учетной политике. Кроме того, от нее потребуется определение таких критериев, как финансовые возможности должника и его показатели платежеспособности (при первом способе) либо процент и сроки отчислений (при третьем способе).

Любые изменения в учетную политику предприятия по его отношению к долгам нужно вносить предварительно, перед началом отчетного периода. При этом следует учитывать, во-первых, специфические особенности компании, а во-вторых, влияние суммы резерва на общий баланс вашей деятельности. Ведь она в любом случае уменьшает чистые активы, тем самым может негативно отразиться на репутации организации.

Особенности формирования резерва в налоговом учете

В налоговом учете средства по просроченным долгам резервируются в соответствии с действующим законодательством (статья 266 пункт 3 Налогового кодекса). При этом в учетной политике совершенно не обязательно отображать способ его расчета (так как он всего один для любых ситуаций) – достаточно упомянуть лишь факт наличия зарезервированных средств. Кроме того, важно успеть принять решение о формировании резерва до начала отчетного периода – дальнейшему изменению оно уже не подлежит.

Основными особенностями резервирования средств являются:

  • согласно статье 265, зарезервированные средства не облагаются налогом по той простой причине, что включается в число финансовых затрат предприятия, никак не связанных с реализацией продукции;
  • резервировать средства из-за просроченных дебиторских задолженностей (соответственно, и выводить его за пределы налогооблагаемой базы) имеют право только те компании, которые платят налог на прибыль. То есть если при регистрации организации была выбрана упрощенная система налогообложения, то резервировать средства в налоговом учете нет никакого смысла. Напомним, что в бухгалтерском создании резерва – это обязанность любой компании, независимо от ее организационно-правовой формы и применяемой к ее деятельности системы налогообложения.

Как мы уже упоминали ранее, в налоговом законодательстве объем резервирования средств определяется в зависимости от просрочки погашения дебиторской задолженности. Расчет производится следующим образом:

  • если просрочка составляет 45-90 дней (календарных, не рабочих), то размер отчислений будет равен 50 процентов от суммы долга;
  • если период просрочки достигает 90 дней, резервируется 100% от задолженности.

Период до 45 дней не рассматривается вообще и не дает права на резервирование средств (как и на освобождение их от уплаты налога).

Еще одной особенностью создания резерва, упомянутой в налоговом законодательстве, является наличие ограничений. Его размер не может быть большим, чем десять процентов от суммы дохода предприятия за конкретный период просрочки. В то же время организация может по собственному желанию уменьшить этот показатель (для увеличения чистых активов).

К отличиям формирования резерва в бухгалтерском и налоговом учете также можно отнести следующее:

  • организация имеет право создавать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете только в том случае, если ею выбирается способ начисления, упомянутый в статье 266 НК. В бухгалтерском она обязана формировать его, выбирая один из трех приведенных выше методов;
  • в бухучете вполне можно отнести к сомнительному тот долг, срок уплаты которого еще не наступил (то есть организация заранее уверена, что задолженность либо не будет погашена, либо возвращается несвоевременно). В налоговом же учитываются только вышеупомянутые просрочки.

Кроме того, в отчетах для налоговых органов резерв может формироваться лишь по тем сомнительным дебиторским задолженностям, которые отвечают трем перечисленным ниже условиям:

  • долги не были своевременно погашены;
  • они не обеспечены банковской гарантией, договором поручительства или имущественным залогом;
  • задолженность, так или иначе, связана с продажей товаров или предоставлением услуг.

В бухгалтерском законодательстве определяется, что организация имеет право определять самостоятельно, является ли долг сомнительным или нет.

Необходимость в проведении инвентаризации сомнительных долгов

В методических указаниях, регулирующих проведение инвентаризации финансовых обязательств компании и ее имущества, приводятся и требования к мониторингу сомнительных долгов в бухгалтерском учете. Он в обязательном порядке должен применяться к каждой дебиторской задолженности, что позволит своевременно внести изменения в учетную политику и зарезервировать средства. Кроме того, следует регулярно проводить проверку использования этих денег. Процесс инвентаризации должен осуществляться непосредственно перед началом каждого очередного отчетного периода.

Кроме того, даже если дебиторская задолженности была списана, необходимо в течение пяти лет отслеживать имущественное состояние должника с тем, чтобы своевременно выявить возможности погашения сомнительного долга.

Распределение налога на прибыль между федеральным и региональным бюджетами изменилось с 2017 года – 3 % зачисляется в федеральный бюджет и 17 % в бюджет субъекта РФ. Кроме того, ограничен перенос убытков, полученных налогоплательщиком в предыдущих налоговых периодах. Введены новые правила расчета резерва по сомнительным долгам. Об изменениях по налогу на прибыль для БУХ.1С рассказали эксперты 1С.

Новации по налогу на прибыль в часть вторую Налогового кодекса РФ внесли Федеральные законы от 30.11.2016 № 401-ФЗ и № 405-ФЗ. БУХ.1С рассказывает о наиболее важных изменениях.

Уточнено понятие сомнительного долга

К сомнительным долгам относится любая задолженность перед налогоплательщиком, если эта задолженность удовлетворяет одновременно трем условиям (п. 1 ст. 266 НК РФ):

  • возникла в связи реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • не погашена в сроки, установленные соответст­вующим договором;
  • не обеспечена залогом, поручительством, бан­ковской гарантией.

Однако у самого налогоплательщика может быть встречное обязательство перед контрагентом (кредиторская задолженность).

С 01.01.2017 величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за минусом кредиторской задолженности перед этим контрагентом (п. 17 ст. 2, п. 5 ст. 13 Закона № 401-ФЗ).

Минфин России и ранее высказывал мнение о необходимости зачета этих задолженностей (см. письма от 21.09.2011 № 03-03-06/1/579, от 06.08.2010 № 03-03-06/1/528). В то же время ВАС РФ и часть судов придерживались противоположной позиции (постановления Президиума ВАС РФ от 19.03.2013 № 13598/12, ФАС Московского округа от 05.12.2012 № А41-40128/11, ФАС Поволжского округа от 19.07.2011 № А65-22211/2010). Таким образом, точка зрения финансового ведомства нашла законодательное подтверждение.

Однако указанное нововведение вызывает следующие вопросы.

Во-первых , какая конкретно задолженность признается кредиторской?

Дело в том, что ни НК РФ, ни нормативные акты по бухучету не содержат четкого определения кредиторской задолженности. При этом в бухучете под кредиторской задолженностью понимается, по сути, любая начисленная задолженность перед кредитором, включая те обязательства, срок исполнения по которым еще не наступил (см. ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

В то же время из некоторых норм НК РФ можно сделать вывод, что под такой задолженностью для целей налогообложения понимаются обязательства налогоплательщика, которые не были им исполнены (погашены) в установленный срок (см, например, п. 18 ст. 250, пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ). В пользу этой точки зрения говорит и тот факт, что к сомнительной дебиторской задолженности относятся именно просроченные долги перед налогоплательщиком (п. 1 ст. 266 НК РФ). Следовательно, логично было бы уменьшать этот сомнительный долг на просроченный долг перед контрагентом.

Минфин России в неофициальных разъяснениях придерживается широкого понимания кредиторской задолженности. Поэтому до официальных разъяснений или уточнения норм безопаснее включать в кредиторскую задолженность все обязательства, включая те, срок исполнения по которым еще не наступил.

Во-вторых , если у одного и того же дебитора несколько просроченных платежей с разными сроками возникновения (например, по арендной плате), какую конкретно сомнительную дебиторскую задолженность нужно уменьшать на имеющуюся встречную кредиторскую задолженность перед этим контрагентом?

Размер отчислений в резерв по сомнительным долгам зависит от срока возникновения таких долгов (п. 4 ст. 266 НК РФ). Следовательно, налогоплательщику выгоднее сначала уменьшить дебиторскую задолженность с более ранним сроком возникновения. По нашему мнению, новая редакция пункта 1 статьи 266 НК РФ этого не запрещает. В то же время не исключено, что налоговые инспекторы будут настаивать на корректировке сомнительных долгов в хронологической последовательности их возникновения.

Как было отмечено выше, новый порядок действует с 01.01.2017. Полагаем, что новый порядок применяется к сомнительным долгам налогоплательщика и его контрагента, возникшим как до, так и после 01.01.2017.

Расчет предельной величины резерва по сомнительным долгам по-новому

Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 % от выручки за указанный налоговый период. В 2017 году это ограничение не изменяется. Однако при исчислении предельного размера резерва по сомнительным долгам по итогам отчетных периодов (начиная с 2017 года) налогоплательщик может сравнить две величины и выбрать из них наибольшую:

  • 10 % от выручки за предыдущий налоговый период (например, 2016 год);
  • 10 % от выручки за текущий отчетный период (например, первый квартал 2017 года).

Несомненно, это улучшает положение налогоплательщика. Соответствующие изменения в пункте 4 статьи 266 действуют с 01.01.2017 (п. 1 ст. 1, ст. 2 Закона № 405-ФЗ).

Также Закон № 405-ФЗ определил понятие остатка резерва, на который нужно корректировать создаваемый резерв текущего периода. Под остатком резерва понимается разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам пункта 4 статьи 266 НК РФ, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты (п. 2 ст. 1 Закона № 405-ФЗ).

Ограничения при переносе убытка на будущее

Прибыль за отчетные (налоговые) периоды 2017-2020 годов можно уменьшить на сумму убытков предыдущих налоговых периодов не более чем на 50 %.

Это следует из пункта 2.1 статьи 283 НК РФ, который действует с 01.01.2017 (пп. «в» п. 25 ст. 2, п. 5 ст. 13 Закона № 401-ФЗ).

Следовательно, налоговую базу за 2016 год можно сократить на убытки прошлых лет вплоть до нуля. Однако это относится только к убыткам 2006–2015 годов (десять прошлых налоговых периодов). На более ранние убытки уменьшить налогооблагаемую прибыль 2016 года нельзя (п. 2 ст. 283 НК РФ).

При этом с 01.01.2017 в пункте 2 статьи 283 НК РФ нет упоминания о десятилетнем сроке переноса убытка. Убытки, полученные в 2007 году и позже, можно переносить на неограниченное число последующих налоговых периодов, а не на 10 лет, как ранее (пп. «б» п. 25 ст. 2, п. 16 ст. 13 Закона № 401-ФЗ), но их общий размер в 2017-2020 годах не должен быть больше 50 % прибыли текущего периода.

В федеральный бюджет зачисляется дополнительный 1 % налога

Общая ставка налога на прибыль составляет те же 20 %. Однако в федеральный бюджет за эти четыре года (в 2017-2020 годах) следует направлять 3, а не 2 %. Соответственно, региональным бюджетам вместо 18 % достанется только 17 (п. 26 ст. 2 Закона № 401-ФЗ). При этом законами субъектов РФ ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков с 17 до 12,5 % (ранее размер указанной налоговой ставки не мог быть ниже 13,5 %).

С 2017 года действуют новые правила для создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете. Мы рассмотрели все изменения.

Создавая резервы, фирма может сэкономить – за счет резерва уменьшаются текущие платежи по налогу на прибыль. Получается, что использование резервов – это один из немногих абсолютно законных способов снижения налога для тех организаций, которые применяют метод начисления.

Когда необходимо создавать резерв по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам в бухучете обязателен. А для налогового учета такого требования нет. Если компания решила формировать такой резерв, ей надо пропистаь это в учетной политике.

Создавать резерв нужно только тогда, когда у вас нет уверенности или каких-то дополнительных гарантий, что просроченная дебиторка будет погашена. И наоборот. Если уверены в неплатежеспособности покупателя, знаете: вовремя денег от него не получите, – резерв тоже создавайте (письмо Минфина России от 27 января 2012 г. № 07-02-18/01).

Кому выгоден резерв

Создав резерв по сомнительным долгам, компания может списать в расходы просроченную «дебиторку», не дожидаясь, когда истечет срок исковой давности.

Как формировать резерв в бухучете

Резерв по сомнительным долгам формируйте в следующем порядке. Сначала определите объем каждой отдельной сомнительной задолженности. Резерв нужно будет сформировать для каждого такого случая. При этом его размер определяйте также с учетом оценки финансового состояния должника и вероятности погашения обязательств полностью или частично. Ведь величина резерва по сомнительным долгам – это оценочное значение. Включать в него всю сумму сомнительного долга не обязательно (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). Например, если контрагент вовремя не заплатил 1 000 000 руб. и у вас нет никаких гарантий, что он погасит долг, вам нужно создать резерв. Размер его при этом может быть максимальным (1 000 000 руб.), когда у вас, допустим, есть точная информация о начале процедуры банкротства должника. Или же сумма может быть меньше, когда известно, что дебитор ведет переговоры для реструктуризации других долгов и его платежеспособность может восстановиться. Если есть информация, что в итоге должник сможет вернуть 600 000 руб., то резерв создайте на 400 000 руб.

Резерв по сомнительным долгам в бухучете – это оценочное значение. Когда его создают, увеличивают или уменьшают, в бухучете признают соответственно расходы или доходы. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 21/2008.

Отчисления в резерв по сомнительным долгам учитывают в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Операции, связанные с созданием и использованием резерва по сомнительным долгам, отражают на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам»:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 63

  • создан (увеличен) резерв по сомнительным долгам.

Контрагент может погасить задолженность, по которой ранее создали резерв, полностью или частично. Тогда восстановите часть резерва, которая относится к этой задолженности:

ДЕБЕТ 51 (50) КРЕДИТ 62 (71, 73, 76...)

  • погашена задолженность контрагента;

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91-1

  • восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности.

Аналитический учет дебиторской задолженности по счету 62 (58-3, 71, 73, 76...) организуйте таким образом, чтобы была возможность получить всю необходимую информацию о задолженности, которая не оплачена в срок. Такие требования установлены Инструкцией к плану счетов.

Пример

Согласно договору поставки ООО «Производственная фирма "Мастер"» должно производить оплату ООО «Альфа» за поставленный товар в течение 30 дней с даты отгрузки. 15 мая «Альфа» отгрузила товар в адрес «Мастера» на сумму 1 200 000 руб. По состоянию на 15 июня оплата от «Мастера» в адрес «Альфы» не поступила. Согласно оценке вероятности погашения долга «Альфа» принимает решение, что задолженность «Мастера», не обеспеченная гарантией и не оплаченная по договору в срок, является сомнительной и по ней должен быть создан резерв в полной сумме. В налоговом учете резерв по сомнительным долгам не создают.

При составлении бухгалтерской отчетности за полугодие задолженность «Мастера» признана сомнительной, поэтому бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 63

– 1 200 000 руб. – создан резерв по сомнительным долгам согласно приказу;

– 240 000 руб. (1 200 000 руб. × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.

25 сентября «Мастер» частично погасил задолженность в сумме 600 000 руб. На эту же дату бухгалтер «Альфы» сделал проводки:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 субсчет «Расчеты по отгруженным товарам»

– 600 000 руб. – частично погашена задолженность покупателя;

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91-1

– 600 000 руб. – восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности;

– 120 000 руб. (600 000 руб. × 20%) – уменьшен отложенный налоговый актив в части восстановленного резерва.

Ни в текущем, ни в следующем году по состоянию на 31 декабря года «Мастер» задолженность не погасил. Поэтому ранее созданный резерв подлежит восстановлению. 31 декабря следующего года в учете «Альфы» будут отражены проводки:

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91-1

– 600 000 руб. – восстановлен резерв в части непогашенной дебиторской задолженности;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 09

– 120 000 руб. (600 000 руб. × 20%) – погашен отложенный налоговый актив в части восстановленного резерва.

Одновременно на эту же дату «Альфа» оценивает задолженность «Мастера» как сомнительную, так как нет оснований признавать ее нереальной для взыскания. Поэтому организация создала резерв сомнительных долгов в части этой непогашенной задолженности:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 63

– 600 000 руб. – создан резерв по сомнительным долгам;

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

– 120 000 руб. (600 000 руб. × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.

Как создавать резерв в налоговом учете

Резерв по сомнительным долгам можно создать по итогам любого отчетного периода или в конце года. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется только по результатам инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного (налогового) периода. Об этом сказано в пункте 4 статьи 266 Налогового кодекса РФ.

Если организация приняла решение о создании резерва, то она должна проводить инвентаризацию дебиторской задолженности либо ежеквартально, либо ежемесячно – в зависимости от того, как начисляется налог.

Изменились правила расчета резерва по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете. Создавайте резерв с учетом поправок и разъяснений чиновников.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Все организации без исключения обязаны создавать в бухучете резервы по сомнительным долгам на случай признания дебиторской задолженности сомнительной. При расчете необходимо учитывать всех дебиторов, в том числе поставщиков по выданным авансам и заемщиков.

Порядок формирования резервов по сомнительными долгам установлен ПБУ, которое Минфин утвердил приказом от 29.07.98 № 34н.

Напомним, cомнительная дебиторская задолженность - это не погашеный долг или долг, который не будет погашен в сроки, установленные договором, и не обеспеченный определенными гарантиями.

Периодичность создания резервов организация устанавливает самостоятельно. Но делать это необходимо не реже, чем составлять отчетность для пользователей.

Размер резерва определяют отдельно по каждому долгу в зависимости от платежеспособности должника и оценки погашения долга. При этом, чтобы признать долг сомнительным, нужны документы, подтверждающие неплатежеспособность контрагента. Это выписка из ЕГРЮЛ с информацией о возможной ликвидации, данные бухгалтерской отчетности дебитора, информация об арбитражных решениях с участием контрагента, заявление о начавшейся процедуре банкротства и другие.

Резерв создают после проведения сверки и инвентаризации расчетов с дебиторами. Порядок создания и использования резерва организация определяет сама и закрепляет в бухгалтерской учетной политике.

Создание резерва по сомнительным долгам в учетной политике

Закрытое акционерное общество «Альфа»

ПРИКАЗ № 56
об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета

г. Москва 28.12.18

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить учетную политику для целей бухгалтерского учета на 2019 год согласно приложению.

2. Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера А.С. Глебову.

Генеральный директор

А.В. Львов

Приложение
к приказу
от 28.12.18 № 56

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

30. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.

Основание: пункт 70 положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г.
№ 34н, пункты 6 и 7 ПБУ 1/2008.

31. При оценке дебиторской задолженности на предмет необходимости создания резерва по сомнительным долгам учитываются следующие обстоятельства:
а) нарушение должником сроков исполнения обязательства;
б) отсутствие обеспечения долга (залогом, задатком, поручительством, банковской гарантией и
т. п.);
в) возбуждение процедуры банкротства в отношении должника.

32. В зависимости от наличия обстоятельств, перечисленных в п. 31 учетной политики, резервы по сомнительным долгам создаются в следующих размерах.

В случае наличия информации, подтверждающей отсутствие возможности исполнения

обязательства должником, резерв по сомнительным долгам создается в размере 100% независимо от периода просрочки и иных обстоятельств. Решение о создании резерва в таком случае утверждается руководителем.

Для учета резервов применяют счет 63 "Резервы по сомнительным долгам". Аналитический учет ведут по каждому долгу. Запись делают по кредиту счета 63 в корреспонденции со счетом 91.02 "Прочие расходы".

Размер резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете может измениться с появлением новой информации. Изменения отражают записями:

  • увеличение - по дебету счета 91.02 и кредиту счета 63;
  • уменьшение - по дебету счета 63 и кредиту счета 91.01.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва, резерв в какой-либо части не будет использован, то остаток учитывают при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года - присоединяют к финансовым результатам (абз. 5 п. 70 ПБУ).

Неизрасходованные суммы резервов списываются записью по дебету счета 63 и кредиту счета 91.01. На основании новой инвентаризации, если задолженность продолжает оставаться сомнительной, создается новый резерв.

В бухгалтерском балансе остатки по счету 63 не показывают, а размер долга, по которому образован резерв, отражают за вычетом суммы резерва. На ту же величину уменьшают нераспределенную прибыль (п. 35 ПБУ 4/99).

Что касается отчета о финансовых результатах, то отчисления в резервы по сомнительным долгам отражаются в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

Правила расчета резерва по сомнительным долгам в налоговом учете

С 2017 года действуют новые правила для расчета резерва по сомнительным долгам. Теперь в течение года можно списывать больше расходов. Чтобы без ошибок и с выгодой рассчитать резерв, следуйте основным правилам.

1. Выберите лимит отчислений . Компания вправе выбрать, как считать лимит отчислений в резерв в течение года. Это может быть 10 % от выручки за отчетный период, как было раньше. Но теперь можно взять 10 % от выручки за прошлый год (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Если выручка за прошлый год больше, выгоднее брать ее. Но в конце налогового периода потребуется скорректировать расходы. В итоге лимит за год не должен превышать 10 % от выручки за текущий налоговый период.

Есть четыре ситуации, в которых налоговики больше не предъявляют претензии к резервам по сомнительным долгам. УФНС по г. Москве во внутреннем документе назвало случаи, когда удовлетворило апелляции компаний. Все инспекции столицы получили из УФНС обзор апелляций по спорам о резервах по сомнительным долгам.

Управление предупредило инспекторов, в каких случаях отменит их решение, поэтому на проверках инспекторы станут реже исключать долги из резервов.

Неподробные акты . Компания на проверку сдала договор купли-продажи техники, акты приема-передачи, паспорт техники и счета-фактуры. Эти документы подтверждали сомнительный долг. Налоговики нашли изъян в актах: из них не было понятно, что за технику компания передала, а также относятся ли акты к договору. Инспекторы исключили долг из резерва. УФНС посчитало, что документов достаточно, и поддержало компанию. Управление отметило, что все обязательные реквизиты в актах есть (ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ).

Инспекторы не упускают случая снять расходы из-за дефектов первички. Вряд ли претензии к ней совсем прекратятся. Безопаснее четко писать в актах, какие работы и услуги компания передает.

Дебиторка в у.е. У компании была дебиторка в условных единицах. На проверке налоговики изучили накладные и решили, что компания завысила резерв. При этом контролеры брали размер дебиторки на дату реализации товара. УФНС с ними не согласилось.

Специалисты управления рассуждали так: инвентаризация расчетов - это проверка сумм на счетах бухучета (п. 3.44 Методических указаний, утв. приказом Минфина от 13.06.95 № 49). В бухучете компании пересчитывают дебиторку в рубли на конец отчетного периода (п. 7 ПБУ 3/2006). Налоговики определили сумму долга на неверную дату, поэтому УФНС отменило их решение.

Запишите в учетной налоговой политике, что проводите инвентаризацию дебиторки для резерва по сомнительным долгам по правилам приказа № 49 . В бухучете пересчитывайте долг в рубли каждый отчетный период (месяц, квартал или год - по решению компании). При инвентаризации берите данные бухучета. Предъявите учетную политику на проверке, это объяснит налоговикам, как организация формирует резерв.

Ежеквартальный резерв. Компания создавала резерв ежеквартально. Инспекция на проверке запросила у нее акты инвентаризации задолженности, акты сверки, первичку. Налоговики изучили документы и пришли к выводу, что компания включила в резерв лишние суммы. Но инспекторы допустили ошибку. Они требовали бумаги только на конец года, а документы по каждому кварталу не запрашивали и не изучали. Из-за этого УФНС посчитало выводы ревизоров безосновательными.

На проверках вы не обязаны сдавать документы, которые налоговики не требуют. Но, если видите, что у инспекторов не хватает данных для верного расчета, в ваших интересах подать дополнительные документы. Если инспекторы смогут проверить сумму резерва, спора не будет.

Ошибка, которая не влияет на налог . Компания полностью записала в резерв сомнительный долг, который образовался менее 90 календарных дней назад. Этим она нарушила пункт 4 статьи 266 НК РФ. Инспекторы уменьшили резерв и доначислили налог за год. Но они не учли, что компания включила долг в резерв только по итогам полугодия. На расходах за девять месяцев и за год ошибка не отразилась. УФНС решило, что компания расходы не завысила.

Если контрагент задержал оплату более чем на 90 календарных дней, учитывайте долг в резерве целиком, если на 45-90 дней - включите в резерв половину долга. Долги с просрочкой менее 45 дней в резерве не учитывайте. Если включили долг в резерв по ошибке, исправьте ее, даже если компания налог не занизила.