Обязанности судебных приставов, и способы попасть к ним на прием. Федеральный пристав. федеральная служба судебных приставов (фссп россии)

Сегодня в Российской Федерации существует большое количество силовых структур, которые обеспечивают законность, защиту прав и свобод человека, реализацию государственной политики и т. п. Все эти органы являются доказательством исключительной важности государственной службы. Но выполнение функций государства может осуществляться совершенно в разных формах. К примеру, полиция Российской Федерации обеспечивает правопорядок, а судебные органы отвечают за правосудие. Таким образом, государственная деятельность проникает во многие сферы жизнедеятельности человека и при этом контролируется различными официальными структурами. Следует отметить, на территории РФ, помимо известной всем прокуратуры, ФСБ и полиции, действует ряд специфических органов. Некоторые из них относятся к исполнительной и отвечают за реализацию политики государства в определенном секторе. К числу подобных структур относится Федеральная служба судебных приставов. Этот орган имеет специфические задачи и функции, а также регулирует отношения в сфере исполнения актов ведомств правосудия.

Федеральная служба судебных приставов

ФССП - это власти, функционирующий в Российской Федерации на сегодняшний день. В обширную структуру его задач входит, прежде всего, обеспечение исполнения судебных актов. Орган действует в составе Министерства юстиции. Свою историю ФССП ведет от некогда существовавшего Департамента судебных приставов, упразднённого в 1998 году. Директором службы на сегодняшний день является Артур Парфенчиков. Стоит отдельно отметить интересную структуру, которой славится федеральная служба приставов. Москва в данном случае имеет отдельный территориальный орган, но об этом пойдет речь далее в статье.

В большинстве случаев к работникам органа применяется такой термин, как «судебный пристав» или же «федеральный пристав». Первое понятие использовалось по отношению к судебным исполнителям в РФ до 1998 года, а также представителям иностранных органов подобной функциональной направленности.

Судебный пристав: понятие

Вся система ФССП построена на определенных лиц. Таковыми являются судебные приставы, то есть должностные лица, отвечающие за принудительное исполнение решений органов правосудия. Стоит отметить, что подобные органы существуют во многих иностранных государствах. К примеру, аналогичные с судебными приставами функции выполняют маршалы США.

Федеральная служба приставов: история становления

Развитие ФССП началось еще в Древней Руси. В те времена аналогом приставов выступали дружинники, которые занимались сбором дани, а также выполняли некоторые судебные функции. Тот факт, что повинность не была четко регламентирована, не ограничивал древнерусских исполнителей в процессе применения тех или иных мер воздействия. Как мы понимаем, наиболее популярным методом контроля и влияния в те времена было насилие. Тем не менее Русская Правда существенно упорядочила судебный процесс. Вдобавок к этому, появился правовой режим регулирования деятельности мечников и дружинников, осуществлявших роль исполнителей.

Существенное развитие упомянутой в статье сферы деятельности начинается в XIX веке. Основным толчком к эволюции стали такие нормативные акты, как «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Учреждение судебных установлений» и «Устав уголовного производства». Согласно данным НПА, в соответствующих нормативных округах вводилась должность пристава. Их деятельность находилась под строгим контролем. Надзорным органом при этом выступал непосредственно суд, при котором работали приставы.

В период существования Советского Союза служба исполнителей фактически была ликвидирована. За реализацию решений судов отвечали определенные работники данных учреждений. Федеральная служба приставов возродилась в 1997 году после фактического принятия соответствующей законодательной базы.

Нормативная основа деятельности ФССП

Ни одна государственная деятельность не может быть осуществлена вне правовых рамок. То есть каждый федеральный пристав в своей работе пользуется нормами определенных юридических актов. На сегодняшний день нормативная база деятельности ФССП представляет собой иерархическую структуру, в которую входят следующие документы, а именно:

Конституция Российской Федерации;

ФЗ «О судебных приставах»;

ФЗ «О государственной Российской Федерации»;

Приказ Министерства юстиций России «Об учреждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов» и т. п.

Представленные нормативные акты регулируют наиболее важные вопросы деятельности ФССП. Конечно, существуют и иные официальные документы, нормы которых непосредственно используются в работе судебных приставов.

Задачи ФССП

Каждый федеральный пристав и вся служба в целом реализуют ряд конкретных задач. Данные направления непосредственно показывают функциональность и, конечно же, правовые рамки деятельности ФССП. На сегодняшний день выделяют четыре основные задачи службы.

1) Обеспечение нормальной деятельности судебных инстанций Российской Федерации.

2) Фактическое исполнение актов судов общей юрисдикции, арбитражных и иных инстанций, если они предусмотрены действующим законодательством о производстве исполнительного характера.

3) Реализация законодательства по уголовным делам.

4) Координация и управление территориальными органами Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации.

Таким образом, деятельность исполнителей РФ заключается в представленных задачах.

Виды судебных приставов

Федеральный пристав - это широкое понятие, которое характеризует несколько видов служащих. Классификацию представителей ФССП можно осуществить на основе исполняемых ими обязанностей. В соответствии с этим, федеральные приставы подразделяются на два вида.

2) Вторым видом являются непосредственно исполнители, отвечающие за реализацию судебных актов и актов иных организаций, предусмотренных законодательством.

Таким образом, федеральная служба исполнительных приставов занимается реализацией большого количества вопросов. Для этого штатом ведомства предусмотрены различные по своим функциональным обязанностям служащие.

федерального пристава

Деятельность любого регулируется определенными нормами. Они, в свою очередь, создают правовой режим. Федеральный пристав в данном случае не является исключением. Его, как самое малое звено исполнительной власти, можно охарактеризовать с разных позиций. Во-первых, судебные приставы - это государственные служащие. То есть на них распространяется действие общего законодательства о деятельности государственных органов. Помимо того, судебными приставами могут быть исключительно граждане Российской Федерации, которым на момент зачисления в штат органа исполнился 21 год.

Важным фактором является образование. В данном случае существуют определенные разграничения. Например, обычные служащие должны иметь полное среднее или профессиональное образование. Заместителям начальников отделов, заместителям старшего пристава, начальникам отделов и приставам-исполнителям нужно юридическое образование. При этом каждый кандидат на службу должен иметь определенные моральные, деловые качества, а также достаточное для прохождения службы здоровье.

Полномочия приставов

Существует ряд конкретных действий, которые судебные приставы осуществляют в процессе своей работы. Согласно действующему законодательству, они наделены следующими полномочиями, например:

Обеспечивать деятельность судов;

Реализовывать производства исполнительного характера;

Хранить имущество, которое было изъято;

Участвовать в процессе исполнения решений комиссий по трудовым спорам;

Осуществлять дознание и производство по делам административного характера в пределах своей непосредственной юрисдикции.

Таким образом, любой федеральный отдел судебных приставов и его служащие наделены представленными правами, которые предусмотрены действующими нормативными актами Российской Федерации. Эти полномочия позволяют исполнителям более качественно реализовать все поставленные перед ними задачи.

Структура ФССП

Внутренняя система федеральной службы судебных приставов достаточно проста. Она состоит из трех основных ступеней.

1) В структуре центрального аппарата функционируют отдельные управления и отделы, директор и его заместители.

2) Следующей ступенью в иерархии являются территориальные органы. Иными словами, к каждому городу и округу относятся свои федеральные приставы. Москва является городом федерального значения, поэтому в ней функционирует отдельный орган. То есть ведомство имеет специальный юридический статус. В иных случаях управление федеральных приставов распространяет свою юрисдикцию на территорию целой области.

3) В структуру ФССП также входят подведомственные организации. Подобной организацией является санаторий «Зеленая Долина».

Заключение

Итак, мы попытались выяснить, что собой представляют федеральные приставы. Узнать задолженность по своим кредитам можно на официальном сайте данного ведомства в любое время. Но, как мы понимаем, лучше не становиться объектом интереса судебных приставов, потому что свою работу они знают.

(2 оценок, среднее: 4,50 из 5)

Ознакомиться с материалами исполнительного производства и получить ответы на вопросы имеют право все граждане Российской Федерации. Это право оговорено в статье 50 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года. Об обязанностях судебных приставов, видах долговых взысканий, видах обращений и онлайн регистрации на приём пойдёт речь в этой статье.

Порядок обращения физических и юридических лиц в Федеральную службу судебных приставов регламентируется Федеральным законом № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», утверждённого 2 мая 2006 года.

Сотрудники ФССП рассматривают личные вопросы и ходатайства в пользу должников в устном, письменном и электронном виде.

Письменные запросы в ФССП РФ сотрудники службы регистрируют в течение трёх дней с момента поступления. Затем они направляются к директору службы, заместителю, руководителям подразделений, а также в территориальные отделения. Срок рассмотрения обращения можно сократить, если адресовать вопрос напрямую в местное подразделение службы.

Важно! После регистрации, приставы работают с обращением 30 суток. Этот срок установлен Федеральным законом! Продлить его может только руководитель подразделения ещё на 30 дней. О продлении срока обратившегося уведомляют отдельно.

Судебные исполнители не рассматривают обращения:

  • в которых не указаны ФИО и адрес автора;
  • содержащие угрозы, сниженную и нецензурную лексику;
  • написанные неразборчиво;
  • результаты рассмотрения которых уже сообщались автору;
  • в которых нет оснований для рассмотрения сотрудниками ФССП;
  • результаты которых содержат гостайну;
  • выходящие за рамки компетенции сотрудников службы. При этом письмо перенаправляют в соответствующее ведомство в течение недели.

Важно помнить, что приставы, давая ответ на вопрос, не обязаны трактовать и разъяснять законодательство.

Чтобы направить обращение в электронном виде нужно зайти на официальный сайт территориального отделения службы, например, официальный сайт ФССП по Пензенской области, в раздел «Обращения граждан» и далее — «Интернет-приёмная».

Электронные вопросы останутся без ответа, в случае если:

  • автор указал ложную информацию о себе;
  • существует письменный вариант обращения;
  • текст составлено некорректно;
  • для рассмотрения обращения требуются паспорт и личная подпись автора.

На личный приём граждане РФ записываются к руководителям региональных и местных ФССП, заместителям, а также гражданским служащим ведомства. Информация о приёмных часах содержится на официальном сайте Федеральной службы.

Если рассмотреть обращение при встрече не получается, составляется его письменный вариант.

Записаться на приём к конкретному сотруднику местного отделения службы приставов можно на официальном сайте ведомства.

Пошаговая инструкция для записи на прием граждан судебными приставами:

  • Зайти на официальный сайт ведомства по конкретной области (Саратовской, Самарской, Ленинградской).
  • На главной странице открыть раздел «Обращения», затем — «Личный приём» и «Запись на личный приём»

  • В разделе «Запись на личный приём» принять условия соглашения, нажав кнопку «Я принимаю условия использования сервиса» внизу страницы.

  • Выбрать структурное подразделение по месту регистрации автора обращения, сотрудника службы и описать причину обращения;
  • Заполнить поля с пометкой «Персональные данные»: ФИО, СНИЛС, дата рождения, контакты.
  • Указать причину записи.
  • Выбрать дату приёма.

Важно! Выбрать дату приёма можно любую свободную, но не более чем через 30 дней с момента подачи онлайн заявки на приём.

Что делают судебные приставы — обязанности

Судебный пристав — сотрудник Федеральной службы судебных приставов, который исполняет судебное решение и обеспечивает порядок работы суда в момент заседания. Судебные приставы собирают долги с граждан РФ по решению суда. Но если , или каким-то образом ущемляет ваши права, можно подать на него жалобу.

Рядовые сотрудники ССП делятся на тех, кто обеспечивает работу суда и тех, кто исполняет решение о взыскании долга.

В обязанности приставов на суде входит организация безопасности судьи и остальных участников процесса, доставка материалов, вещдоков и членов заседания в зал, наведение порядка, сотрудничество с конвоирами.

Приставы-исполнители обеспечивают выполнение документов, знакомят с материалами дела участников исполнительного производства, рассматривают обращения граждан, информируют о результатах их рассмотрения.

Для понимания процедуры исполнения решения судов и актов иных органов обратимся сначала к структуре ФССП России.

Служба судебных приставов имеет статус самостоятельного федерального органа исполнительной власти, при этом она подведомственна Минюсту России.

Это означает, что Минюст России осуществляет координацию, контроль, а также нормативно-правовое регулирование деятельности ФССП России, однако непосредственное руководство службой остается за директором ФССП России - главным судебным приставом РФ.

Основными задачами службы судебных приставов являются исполнение судебных решений и актов иных уполномоченных органов, а также обеспечение установленного порядка деятельности судов.

Обеспечением в судах безопасности судей, иных участников судебного процесса, охраной зданий и помещений судов, принудительным приводом, обеспечением безопасности при исполнении судебных решений занимаются непосредственно судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Принудительное исполнение судебных актов, а также предусмотренных законодательством об исполнительном производстве актов иных органов и должностных лиц осуществляют судебные приставы-исполнители.

Непосредственно руководство службой судебных приставов осуществляется через центральный аппарат ФССП России.

Деятельность службы судебных приставов в субъектах РФ осуществляется территориальными органами (Управление ФССП России по Москве, Управление ФССП России по Свердловской области и т.д.). Возглавляют территориальные органы службы судебных приставов субъектов РФ главные судебные приставы данных субъектов. Например, руководитель Управления ФССП России по Свердловской области - главный судебный пристав Свердловской области.

Непосредственное исполнение судебных решений и актов иных уполномоченных органов осуществляется в межрайонных, районных и специализированных отделах, которые подчиняются непосредственно управлениям ФССП России по субъектам РФ. Возглавляют отделы старшие судебные приставы, в их подчинении находятся судебные приставы-исполнители, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, дознаватели и другие должностные лица.

Отделы работают по территориальному признаку, за исключением специализированных (особых) отделов, которые исполняют исполнительные документы на всей территории соответствующего субъекта РФ и, как правило, свыше определенной суммы, социально значимые исполнительные производства, исполнительные производства, имеющие широкий и не очень, но общественный резонанс.

В соответствии с Законом об исполнительном производстве в настоящее время предусмотрена возможность создания отдела с судебными приставами-исполнителями в центральном аппарате ФССП России.

Еще по теме 1. Организация и деятельность Федеральной службы судебных приставов:

  1. Центральный аппарат Федеральной службы судебных приставов;
  2. Федеральная служба судебных приставов по положению от 21.07. 1997 г. (с последующ. изм.).
  3. 3.Организация службы судебных приставов в системе Министерства юстиции РФ
  4. Глава 1. ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ОТНЕСЕННЫЕ К ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
  5. Глава 2. ПРОИЗВОДСТВО ДОЗНАНИЯ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
  6. Раздел I. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Из ФЗ «О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ»

Статья 1. Задачи судебных приставов

На судебных приставов возлагаются задачи по:

обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды);

осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") актов других органов и должностных лиц (далее - судебные акты, акты других органов и должностных лиц);

исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее - Федеральная служба судебных приставов).

Статья 4. Судебные приставы

1. Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

2. Судебные приставы обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

3. Судебные приставы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Судебные приставы проходят профессиональную и специальную подготовку в соответствии со своими служебными обязанностями.

5. Судебные приставы и иные должностные лица Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы и (или) описание которых, а также нормы обеспечения форменной одеждой утверждаются Правительством Российской Федерации. Порядок ношения форменной одежды утверждается руководителем Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации (далее - главный судебный пристав Российской Федерации).

6. Судебным приставам присваиваются классные чины.

7. Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации, и нагрудные знаки, образцы и (или) описание которых утверждаются главным судебным приставом Российской Федерации.

8. Старший судебный пристав и его заместители, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей после прохождения специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств, условия, порядок и пределы применения которых, в том числе для старшего судебного пристава и его заместителей, устанавливаются статьями 15, 17 и 18 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.

Статья 5. Организация деятельности службы судебных приставов

1. Положение о Федеральной службе судебных приставов, ее структура и штатная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.

2. Организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации определяется настоящим Федеральным законом и федеральными конституционными законами об этих судах.

Статья 7. Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по организации деятельности службы судебных приставов

1. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы.

Виды судебных приставов.
В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов – исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов (далее – судебный пристав – исполнитель).

Требования, предъявляемые к лицам, назначенным на должность судебного пристава

Из ФЗ «О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ»

Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: "Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава".

3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

4. На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

71) Органы предварительного рассмотрения расследований. Система, задачи, функции и компетенция.

Предварительное расследование - стадия уголовного судопроизводства, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора при ограниченном контроле со стороны суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретных лиц в качестве обвиняемых и направления дела в суд.

Сущность предварительного расследования как стадии уголовного процесса заключается в том, что это промежуток времени, в течение которого осуществляется одноименная уголовно-процессуальная деятельность. Задачи стадии ПР:

Общие: защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших от преступления;

защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод;

отказ от уголовного преследования невиновных и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергался уголовному преследованию.

Специфические: привлечение конкретного лица в качестве обвиняемого; выявление и принятие мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления; обеспечение гражданского иска; подготовка досудебных материалов в виде уголовного дела для его рассмотрения в суде. Значение стадии ПР: в ней реализуется принцип неотвратимости ответственности и наказания путем установления обстоятельств преступления и лица, его совершившего;

в этой стадии появляется важнейший участник процесса- обвиняемый;

в данной стадии готовятся материалы, которые являются предметом рассмотрения в судебном заседании.

Общие условия – это установленные законом положения, которые характеризуют стадию предварительного расследования и регламентируют порядок деятельности. УПК устанавливает формы предварительного расследования, место его производства, подследственность, правила соединения, выделения уголовных дел и другие условия, в которых осуществляется расследование, именуя их общими условиями предварительного следствия (глава 21, ст. 150–161 УПК). Данные положения касаются и производства дознания, за исключением тех обстоятельств, которые особо оговорены в законе.

72) Органы предварительного следствия. Следователь. Следственный аппарат

Статья 5. Система органов предварительного следствия Российской Федерации

1. Систему органов предварительного следствия Российской Федерации составляют Федеральная служба расследований Российской Федерации, Следственные управления субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные следственные управления, городские и районные следственные отделы, другие территориальные и иные специализированные следственные отделы. Федеральная служба расследований Российской Федерации, Следственные управления субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные Следственные управления, научные и образовательные учреждения образуют систему органов и учреждений Федеральной службы расследований Российской Федерации. Федеральная служба расследований Российской Федерации, Следственные управления субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные следственные управления, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения. В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют органы предварительного следствия, Директором Федеральной службы расследований Российской Федерации с согласия Генерального прокурора Российской Федерации расследование преступлений может быть возложено на специально откомандированных следователей других территориальных органов предварительного следствия либо управлений и отделов Федеральной службы расследований.
2. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений Федеральной службы расследований Российской Федерации, определение их статуса и компетенции осуществляются Директором Федеральной службы расследований Российской Федерации.
3. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов предварительного следствия, не входящих в единую систему Федеральной службы расследований Российской Федерации, не допускается. ГЛАВА 3. СТАТУС СЛЕДОВАТЕЛЯ Статья 14. Полномочия следователя 1. Следователь - должностное лицо, наделенное полномочиями по производству предварительного следствия по уголовным делам иназначенное в установленном настоящим федеральным законом порядке на должность следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам либо старшего следователя по особо важным делам. Производство предварительного следствия по уголовным делам иными, кроме следователей, должностными лицами не допускается.
2. Полномочия следователей при расследовании уголовных дел определяются Уголовнопроцессуальным кодексом Российской Федерации и одинаковы независимо от занимаемых ими должностей. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОРГАНАХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ