Управление государственным кредитом. Формы долговых обязательств государства

Государственный внутренний долг - долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами обеспеченные активами, находящимися в распоряжении РФ, в форме кредитов или займов через ценные бумаги (Закон Российской Федерации "О государственном внутреннем долге Российской Федерации").

Сроки˸ до 1 года - краткосрочные;

от 1 до 5 лет - среднесрочные;

от 5 до 30 лет - долгосрочные(максимальный срок 30 лет).

К государственным ценным бумагам относят˸ государственные краткосрочные обязательства, Облигации федерального займа, Облигации государственного сберегательного займа, казначейские обязательства, Облигации внутреннего валютного займа, государственные долгосрочные облигации (срок погашения 30 лет), золотые сертификаты МинФина РФ, государственные гарантии облигации РАО ʼʼВысокоскоростные магистралиʼʼ.

Государственные краткосрочные обязательства ГКО- именная безкупонная (дисконтная) государственная ценная бумага. Доходом по ГКО является разница между ценой реализации (номиналом) и ценой покупки (на вторичном рынке или на аукционе).

ГКО выпускаются в бездокументарной форме. Выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящемся в Банке России. Право собственности на ГКО учитывается в депозитарии или субдепозитариях.

Эмитентом ГКО является МинФин РФ. Эмиссия ГКО осуществляется периодически в форме отдельных выпусков. Выпуски производятся 2-3 раза в месяц на срок 3, 6 или 12 месяцев. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО является Банк России, в функции которого помимо прочего входит гарантирование их вовремяго погашения. В тоже время Банк России - активный участник ГКО, выступающий в качестве дилера. Операции Банка России на открытом рынке ГКО являются средством проведения ᴇᴦο денежно-кредитной политики. Кроме того, Банк России выполняет функции контрольного органа. Таким образом, ключевая фигура на рынке ГКО - Банк России, выполняющий

одновременно три функции на этом рынке.

Любое юридическое лицо, являющееся профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с действующим законодательством и заключившим договор с Банком России на выполнение функций по обслуживанию операций с облигациями, называется дилером. Дилер может заключать сделки с облигациями от своего имени и за свой счет. Дилер может выполнять функции брокера при заключении сделок с облигациями от своего имени, за счёт и по поручению инвестора.

Инвесторы - юридические или физические лица, не являющиеся дилерами, приобретающие государственные ценные бумаги на праве собственности или инои̌ вещном праве, имеющие право на владение государственными ценными бумагами в соответствии с действующим законодательством.

Долговые обязательства государства.

Государственный внутренний долг - долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами обеспеченные активами, находящимися в распоряжении РФ, в форме кредитов или займов через ценные бумаги (Закон Российской Федерации "О государственном внутреннем долге Российской Федерации").

Сроки: до 1 года - краткосрочные;

от 1 до 5 лет - среднесрочные;

от 5 до 30 лет - долгосрочные(максимальный срок 30 лет).

К государственным ценным бумагам относят: государственные краткосрочные обязательства, Облигации федерального займа, Облигации государственного сберегательного займа, казначейские обязательства, Облигации внутреннего валютного займа, государственные долгосрочные облигации (срок погашения 30 лет), золотые сертификаты МинФина РФ, государственные гарантии облигации РАО «Высокоскоростные магистрали».

Государственные краткосрочные обязательства ГКО- именная безкупонная (дисконтная) государственная ценная бумага. Доходом по ГКО является разница между ценой реализации (номиналом) и ценой покупки (на вторичном рынке или на аукционе).

ГКО выпускаются в бездокументарной форме. Выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящемся в Банке России. Право собственности на ГКО учитывается в депозитарии или субдепозитариях.

Эмитентом ГКО является МинФин РФ. Эмиссия ГКО осуществляется периодически в форме отдельных выпусков. Выпуски производятся 2-3 раза в месяц на срок 3, 6 или 12 месяцев. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО является Банк России, в функции которого помимо прочего входит гарантирование их своевременного погашения. В тоже время Банк России - активный участник ГКО, выступающий в качестве дилера. Операции Банка России на открытом рынке ГКО являются средством проведения его денежно-кредитной политики. Кроме того, Банк России выполняет функции контрольного органа. Таким образом, ключевая фигура на рынке ГКО - Банк России, выполняющий

одновременно три функции на этом рынке.

Любое юридическое лицо, являющееся профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с действующим законодательством и заключившим договор с Банком России на выполнение функций по обслуживанию операций с облигациями, называется дилером. Дилер может заключать сделки с облигациями от своего имени и за свой счет. Дилер может выполнять функции брокера при заключении сделок с облигациями от своего имени, за счет и по поручению инвестора.

Инвесторы - юридические или физические лица, не являющиеся дилерами, приобретающие государственные ценные бумаги на праве собственности или иной вещном праве, имеющие право на владение государственными ценными бумагами в соответствии с действующим законодательством.

Казначейские обязательства являются государственными ценными бумагами (Положение МФ РФ №140 от 21.10.94 г.) КО могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги без ограничений, а также быть предметом залога.

Документом, подтверждающим право собственности на Казначейские обязательства, принадлежащие тому или иному держателю счета депо (юридическому лицу, которое по законодательству Российской Федерации является резидентом), является выписка со счета депо в уполномоченном Минфином России депозитарии.

Казначейские обязательства могут обмениваться на налоговые освобождения, выдаваемые Министерством финансов Российской Федерации в сроки, оговоренные в глобальном сертификате.

Облигации государственного сберегательного займа (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 1997 г. N 73 "О выпуске и обращении облигаций государственных сберегательных займов Российской Федерации").

выпущены в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" в целях активного привлечения средств населения для финансовой стабилизации российской экономики и обеспечения гарантий сохранности сбережений населения.

Эмитентом облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации выступает от имени Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации.

Облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации выпускаются в документарной форме, являются государственными ценными бумагами на предъявителя, предоставляют их владельцам право на получение в соответствии с условиями выпуска каждой серии процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигации.

Владельцами облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству Российской Федерации являются резидентами и нерезидентами, если иное не предусмотрено условиями выпуска отдельных серий займа.

Процентный доход по купону определяется Эмитентом на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ) за аналогичный по продолжительности купонный период. Процентный доход объявляется за десять дней до начала первого купонного периода, по остальным - за неделю до начала купонного периода. Размер процентного дохода по каждой облигации выплачивается в валюте Российской Федерации исходя из номинальной стоимости облигации.

Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) выпускаются в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 458 "О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов".

Эмитентом облигаций является Министерство финансов Российской Федерации.

Облигации являются именными купонными государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости Облигаций, выплачиваемого в порядке, установленном настоящими условиями.

Номинальная стоимость Облигаций выражается в валюте Российской Федерации

Величина купонного дохода является фиксированной на каждый купонный период.

Банк России, являясь генеральным агентом Эмитента по обслуживанию обращения Облигаций, по согласованию с последним регламентирует вопросы размещения и обращения Облигаций, не определенные настоящими условиями, а также осуществляет выплату купонного дохода и погашение Облигаций за счет средств Эмитента.



Все операции по размещению и обращению Облигаций на рынке ценных бумаг, включая расчеты и учет прав на Облигации, осуществляются через учреждения Банка России или уполномоченные им организации.

Облигаций федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК). выпускаются с 14 июня 1995 года. Эмитентом ОФЗ-ПК является Министерство финансов РФ. Эмиссия ОФЗ-ПК осуществляется периодически (1-2 раза в месяц) в форме отдельных выпусков. Выпуски производятся на срок свыше 1 года.

ОФЗ-ПК - именная купонная среднесрочная государственная ценная бумага. ОФЗ-ПК выпускается в бездокументарной форме. Выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящемся в Банке России. Владельцем ОФЗ-ПК могут быть юридические и физические лица, включая нерезидентов. Право собственности на ОФЗ-ПК учитывается в депозитарии ММВБ или субдепозетарии дилера.

Величина купонного дохода не является фиксированной и рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты купонного дохода. Базой расчета величины купонного дохода по ОФЗ-ПК является доходность по ГКО на вторичных торгах. Помимо купонного дохода доход для инвестора включает положительную разницу между ценой приобретения и ценой реализации (погашения (ОФЗ-ПК).

Иные ценные бумаги Жилищные сертификаты (Указ Президента РФ №1182 от 10.06.94 г. в редакции от 02.04.97 г. №277) - особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющих право их собственника на приобретение собственником квартиры (квартир) при условии приобретения пакета жилищных сертификатов.

Номинал жилищного сертификата устанавливается в единицах общей площади жилья, а также в его денежном эквиваленте. При этом минимальный номинал жилищного сертификата, выраженный в единицах общей площади жилья, не может быть установлен менее 0,1 кв. метра.

В качестве эмитентов жилищных сертификатов могут выступать юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации, имеющие права заказчика на строительство жилья. Эмитентами жилищных сертификатов не могут выступать банки, кредитные учреждения, товарные и фондовые биржи.

Объем эмиссии жилищных сертификатов (выраженный в единицах общей жилой площади) не может превышать размера общей площади строящегося эмитентом жилья, являющегося объектом привлечения средств.

Собственник жилищных сертификатов, соответствующих не менее 30 процентам общей площади квартиры определенного типа, имеет право на заключение с эмитентом договора купли - продажи на приобретение при условии оплаты в любой форме оставшейся стоимости квартиры.

В случае, если погашение жилищных сертификатов не может осуществить непосредственно эмитент, то погашение на тех же условиях в установленном договором купли - продажи обязан произвести гарант. Поручителем (гарантом) может выступать банк, страховая компания.

Заимствования осуществляются в 2-х формах: государственных займах и прямых кредитах.

Государственные (или муниципальные) займы отличаются видовым разнообразием. Обычно их классифицируют по ряду признаков:

1. в зависимости от типа держателей ценных бумаг различают: универсальные и специальные. Универсальные размещаются среди и юридических, и физических лиц; специальные – только среди одного типа держателей. При этом, если необходимо быстрее и успешнее провести заемные операции, осуществляется выпуск универсальных займов, обеспечивая широту охвата потенциальных покупателей ценных бумаг. Если же нужно защитить интересы каких-либо групп потенциальных держателей ценных бумаг, то выпускается специальный заем;

2. по способу обращения ценных бумаг займы подразделяются на: рыночные ценные бумаги, которые свободно продаются и покупаются на вторичном рынке; нерыночные ценные бумаги – на вторичном рынке после первичного их размещения не обращаются. Наибольшее распространение имеют рыночные займы. Нерыночные ценные бумаги (займы) выпускаются для аккумуляции в бюджет денежных средств определенных инвесторов (страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и др.);

3. по формам выплаты дохода различают: процентные, беспроцентные, процентно-дисконтные, выигрышные, дисконтные, процентно-выигрышные, твердодоходные. Различие между ними заключается в форме выплачиваемого дохода и условиях его выплаты. Так держатели облигационного займа получают доход в виде %, начисленных по номиналу путем оплаты купонов (ежеквартально, раз в полугодие, ежегодно) или при погашении займа. Владельцы выигрышных облигаций получают доход не по всем ценным бумагам, а только по тем из них, на которые выпал выигрыш;

4. в зависимости от способа определения купонного дохода: займы с постоянным купонным доходом (%-ый доход установлен заранее в соответствии с условиями выплаты займа и являются постоянными по годам); займы с фиксированным купонным доходом (отличаются от постоянных дифференциацией купонного дохода по годам); займы с переменным купонным доходом (%-ый доход определяется к заранее установленной базе – доходность другого займа, средняя доходность государственных облигаций и др.). Фиксация купонного дохода применяется в условиях стабильного рынка, а метод переменного дохода в условиях нестабильного рынка, когда установление твердого % может привести повышенным %-ым расходам бюджета или к потери потенциальных инвесторов, рассчитывающих на более высокую доходность ценных бумаг;

5. по срокам выпуска (погашения) займы подразделяются на: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (более 5 лет, максимум 30 лет).



Прямой кредит представляет собой средства, привлекаемые органами власти в качестве заемных источников финансирования публичных расходов. Такие кредиты могут быть предоставлены государственным и коммерческим банкам, другими кредитными организациями, иностранными государствами и банками, международными финансовыми организациями.

Напомним, что в РФ кредиты Банка России запрещено использовать в качестве источника покрытия дефицитов бюджетов всех уровней. Значительная часть территориальных (региональных и местных) заимствований формируется за счет кредитов коммерческих банков и других кредитных организаций. Эти кредиты предоставляются органам власти и местного самоуправления на обычных рыночных условиях. Кредиты, предоставляемые органам власти иностранными государствами в форме прямых кредитов и гарантий, получили название межгосударственных и межправительственных кредитов. Заметим, что кредиты, предоставляемые международными финансовыми организациями считаются наиболее выгодными по условиям (срокам и %-ам) из всех видов внешних заимствований.

Названные кредиты и межправительственные заимствования составляют вместе международный кредит. Он может быть связанным (на осуществление конкретных программ, то есть носить целевой характер) и несвязанным финансовым кредитом. Большой удельный вес занимают связанные кредиты.

Повторим, что бюджетные кредиты – это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету юридическому лицу (кроме государственных и муниципальных учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и безвозмездной основе.

Государственное долговое представляют собой , подтверждающие факт заимствования правительством или иным органом государственного управления. Данные средства используются в подавляющем большинстве случаев для финансирования бюджетного дефицита. Общая сумма заимствований и составляет страны и может выражаться как в национальных денежных единицах, так и в иностранной валюте.

В законодательстве, в частности, в Бюджетном кодексе, имеется юридическое определение этого понятия как обязательства Российской Федерации перед частными или юридическими лицами, правительствами или иными органами иностранных государств, а также международными организациями или другими субъектами права. Заимствования делаются на определенный срок и подлежат погашению в установленном порядке.

Государственные долговые обязательства имеют разные формы в зависимости от способа привлечения средств. Ценные бумаги, выпущенные правительством страны, предполагают определенную доходность в соответствии с установленной процентной ставкой по ним. В каждом государстве существует система учета обязательств и порядок погашения долгов перед кредиторами.

Виды государственных долговых обязательств

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Классификация государственных займов

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.

1. По субъектам заемных отношений - займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.

2. По месту размещения - внутренние и внешние.

3. По обращению на рынке - рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные - не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.

4. В зависимости от срока привлечения средств - краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные. В Италии казначейские векселя выпускаются сроком на 3,6,12 месяцев, в Японии - 60 дней, Великобритании - 91 день. Исключением является Германия, где казначейские векселя выпускаются сроком до двух лет. В некоторых странах для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые получили меньшее распространение, чем векселя. В Италии они выпускаются со сроком погашения 2-3 года, в США - от 1 до 10 лет. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.

5. По обеспеченности долговых обязательств - закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока, и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Поэтому основной вид - процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20 - 30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобную ситуацию позволяют два варианта:

1) покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу;

2) систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Такие займы имеют большой недостаток - должник не в состоянии спланировать свои расходы. Но этот вариант решает все названные проблемы.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом в 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, инвестор может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый заём, и погасив старый.

Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если заём гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта:

заём погашается равными частями в течение определенного срока, например четырех лет. Так, если сумма займа составила 10 млн. долл. США, ежегодно будет выплачиваться 2,5 млн. долл.;

возрастающими долями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй - 2 млн. долл., в третий - 3 млн. долл., в четвертый - 4 млн. долл. Такая система удобна при наращивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль;

снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 4 млн. долл., во второй - на 3 млн. долл. и т.д. Такая система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.

Управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления США и стран Европейского Союза как одна из наиболее актуальных задач.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

минимизация стоимости долга для заемщика; недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов; обеспечение своевременного возврата кредитов; максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.