Когда откроется мост через каму в тарасово. Полуостров невезения

С чего началась стройка?

Необходимость строительства моста через Каму в районе Камбарки стала очевидна ещё в конце 1970-х. Но реальная возможность связать камские берега, сократив путь от Москвы до Екатеринбурга на 164 км (если следовать через Пермь) и на 269 км (если ехать через Уфу), появилась лишь несколько лет назад. Вместе с законом о частно-государственном партнёрстве. В нашем случае партнёром государства решил стать ВТБ. Конкурс выиграла «Региональная инвестиционная компания». Подписи под концессионным соглашением были поставлены в мае 2012 года. Стоимость проекта стороны оценили в 13,9 млрд рублей. 27% этой суммы выделяли федеральный и региональный бюджеты, 73% давал инвестор.

Сколько задолжали?

Первое время строительство мостовых переходов шло по плану. Но в 2015 году в дело вмешался мировой кризис. У ВТБ не оказалось средств на кредитование концессионера под чётко прописанный в договоре процент. Пока решали эту проблему, весной 2016-го забастовали рабочие, которым в течение полутора месяцев не платили зарплату. «Ну, верещание, недовольство было. По моим сведениям, там глубина задолженности была месяц-полтора, - говорит Виктор Вахромеев, министр транспорта и дорожного хозяйства УР. - Главное, работы идут по графику, а проблемы своевременно решаются».

Как выяснилось позже, не так уж и своевременно. На днях стало известно, что компания «АрктикСтройМост», являющаяся подрядчиком на строительстве мостов через Каму и Буй, должна своим работникам 46,7 млн рублей.

Какие цены в планах?

Мост будет эксплуатироваться концессионером в течение 49 лет, после чего уйдёт в собственность республики. До выхода на окупаемость вся прибыль остается у концессионера. После (лет через 15-17) она начнёт делиться между инвестором и республикой. Но реально всё будет зависеть от трафика и стоимости проезда по мосту.

Изначально чиновники заявляли, что она будет сопоставима с ценой паромной переправы. Сейчас она составляет 250 рублей через Каму и 80 рублей через Буй. Но в середине апреля этого года Правительство УР опубликовало максимальные тарифы на проезд по двум мостам: через Каму и Буй. Они шокировали. Проезд по двум мостам обойдётся водителю легкового автомобиля в 489 рублей, среднегабаритного - в 979 рублей. Хозяин двухосного транспортного средства раскошелится уже на 1713 рублей, трёхосного и более - на 2 тыс. 202 рубля.

«Соглашение подписано, - комментирует эти цифры Александр Соловьёв, глава республики и не может сдержать пессимистических нот. - И если сегодня концессионер не будет дополучать средства от проезда транспорта, мы будем вынуждены доплачивать ему из регионального бюджета. Но это же страшно!» Чиновника можно понять: и цены повысить хочется, и трафик сокращать нельзя.

Цены проезда: 489 рублей - цена проезда по двум мостам для легкового автомобиля; 979 рублей - среднегабаритного; 1713 рублей - для двухосного транспортного средства; 2202 рублей - для трёхосного и более.

Чем недовольна Камбарка?

Пока республиканские власти препираются по поводу перспектив эксплуатации будущего моста, около 500 жителей Камбарки подписали петицию на имя Владимира Путина. Они требуют заморозить для них стоимость проезда по мосту через Каму на уровне 90 рублей и через Буй на уровне 18 рублей. Просьба вполне разумная.

Но Александр Соловьёв почему-то решил, что камбаряки требуют для себя бесплатного проезда: «Бесплатно никто по мосту ездить не будет, ни я, ни жители города Камбарки. Потому что в этот мост концессионер вкладывал свои личные деньги». Такая забота - дело хорошее. Вот только 2 года назад в Удмуртии выбирали главу республики, а не представителя концессионера. Как говорится, ощутите разницу.

Что забыли сделать?

Чем ближе открытие моста, тем реже республиканские чиновники говорят о его экономической целесообразности. И тем чаще о его роли в улучшении имиджа республики. Особый упор делается на возможный приезд на церемонию открытия Президента России.

Но этот имидж может полететь прахом, если не будут отремонтированы подъездные дороги и не будет построена объездная дорога вокруг г. Сарапула. О подъездных дорогах вспомнили только в феврале этого года и выделили на их ремонт 400 млн рублей. При том, что необходимая сумма приближается к 6 млрд рублей. Обещания выделить остальные деньги в 2017-2018 гг. пока ничем не подкреплены. Зато всё острее встаёт вопрос: согласятся ли водители-дальнобойщики платить за проезд через новый мост, если добираться к нему придётся по бездорожью?

Как уберечь Сарапул?

Движение по мосту может обернуться для Сарапула транспортной и экологической катастрофой. В сентябре основной поток автомобилей на ту и с той стороны Камы пойдёт именно через этот город. Точнее, по улице Гончарова, буквально зажатой между частными и многоквартирными домами. Она и сегодня-то «стоит» в часы-пик. А любое ДТП на ней оборачивается «пробками». Страшно даже представить, что будет происходить на этой улице, когда по ней поползут до 1700 (расчётный трафик) многотонных фур в сутки.

Впрочем, поползут ли? На ул. Гончарова их поджидают два моста. Грузоподъёмность одного из них 18 тонн, а другой откровенно дышит на ладан. Объезда вокруг Сарапула нет существует. Проект объездной дороги будет готов только в 2017 г., а его строительство обойдётся, как минимум, в 3 с лишним млрд. То есть подъездная и объездная дороги обойдутся бюджету республики, как минимум, в 9 млрд рублей. Где их взять при острейшем дефиците бюджетных средств и громадном долге республики, никто не знает.
Поэтому жители Сарапула вполне обоснованно беспокоятся и за городские дороги, и за возможность проехать по городу. А самое главное - за здоровье своё и своих детей, поскольку именно автотранспорт наносит городам самый значительный экологический ущерб. А пока Глава Удмуртии искренне недоумевает: «Сейчас жители города Сарапула зря возмущаются. Естественно, объездная вокруг Сарапула будет, но нужно будет немного потерпеть».

Нет сомнений, что в сентябре движение через Каму и Буй откроется. Слишком много выдано авансов, слишком много истрачено денег, слишком много внимания привлечено к проекту. Но высоких гостей, а тем более Президента России, вряд ли повезут по сарапульской улице Гончарова: и опасно, и могут возникнуть неприятные вопросы. На которые у властей республики нет ответов.

«Всё-таки ждём мы строительства объездной дороги. И минтранс обещает, что в этом году её запроектируют, - говорит Александр Ессен, глава г. Сарапула . - Я знаю, что все жители опасаются, что пойдёт очень много транспорта. На самом деле специалисты говорят, что трафик какой был, такой и будет: сегодня же есть сообщение между тем берегом Камы и этим, есть переправа и летняя, и зимняя. Так что мы сильного отличия или увеличения не ожидаем. Но, тем не менее, определённые работы по приведению в соответствие дороги и моста запланированы. Этот мост ограничен в грузоподъёмности - до 18 тонн. И если пройдёт обследование и специалисты скажут, что нельзя туда пускать транспорт большей грузоподъёмностью, его никто пускать не будет. К тому же все видели информацию по ценам - это не дешевое удовольствие. Думаю, что это тоже будет определённым ограничением и не даст такого увеличения трафика».

«31 марта состоялось заседание нашей гордумы, на которой было принято обращение к Главе республики о строительстве объездной дороги, - комментирует Сергей Смоляков, председатель Сарапульской городской Думы. - Мы заявили, что депутаты обеспокоены вопросом строительства объездной дороги, которое необходимо ускорить. Также было принято обращение к Госсовету республики. Из Госсовета получен ответ, что этот вопрос находится на рассмотрении и сделано обращение в министерство дорожного строительства».

Команда Бречалова верит, что выход моста у Камбарки на прибыль зависит от Башкортостана

Самая крупная стройка последних лет и лучший инвестиционный проект Удмуртии - так отзывались о строительстве мостов через реки Каму и Буй. Однако стройка обернулась скандалом с задержанием бывшего главы республики Александра Соловьева, а инвестпроект до сих пор приносит республике убытки. Какую пользу и проблемы приносит мост спустя ровно год после запуска платного движения - в материале «Реального времени».

Лучший инвестпроект

Год назад в Удмуртии официально ввели в эксплуатацию Камский мост - мостовые переходы через реки Каму и Буй в районе города Камбарки. Рабочее движение по нему стартовало в ноябре 2016 года, а с 26 августа 2017 года начали работать пункты взимания платы за проезд.

Сейчас проезд на легковом автомобиле по мосту через Каму обходится в 250 рублей, через Буй - в 180 рублей, сразу по двум мостам - в 430 рублей. Для большегрузов и автобусов трех и более осей - 1300, 800 и 2100 рублей соответственно.

Строительство моста через реку Каму в районе города Камбарки в Удмуртии задумывалось еще в советские годы. Он должен был связать находящийся на другом берегу Камы Камбарский район с остальной частью республики и открыть прямой путь на Уфу и Екатеринбург. Добираться до Камбарки тогда можно было на паромах летом и по ледовой переправе зимой. В межсезонье транспорту приходилось двигаться в объезд.

Реальностью проект стал при первом президенте республики Александре Волкове. Его представляли на экономических форумах, искали инвестора и в итоге добились желаемого.

Реальностью проект стал при первом президенте республики Александре Волкове. Фото day.org.ru

В октябре 2013 года было заключено концессионное соглашение между правительством Удмуртии, ООО «Региональная инвестиционная компания» (РИК) и банком ВТБ о строительстве платных мостов через реки Каму и Буй и подходов к ним. Общая стоимость проекта тогда составляла 14 млрд рублей, из которых 1,3 млрд - средства регионального бюджета, 2,5 миллиарда выделил Инвестиционный фонд РФ, еще 5 млрд рублей - банк ВТБ на 15 лет. Остальные средства должен был привлечь концессионер.

Инвестиционный проект, финансирование которого на 2/3 планировал осуществлять концессионер, называли лучшим в России. Соглашение о концессии заключили на 49 лет, проезд по мостам должен был стать платным, чтобы инвестор смог вернуть свои вложения с прибылью. При этом местное население уверили, что тарифы будут сопоставимы с платой за проезд на пароме.

В убытках

При расчетах предполагалось, что по мостам ежесуточно будут проезжать не менее 3000 транспортных средств, однако на деле в день здесь проезжает около 2000 автомобилей. А это, в свою очередь, прямым образом влияет на выручку концессионера. На сегодняшний день мост является убыточным, но эти убытки несет не концессионер, а республика. По условиям концессионного соглашения, все не полученные инвестором доходы компенсируются из бюджета Удмуртии. Ежегодно республика платит за мост 450 млн рублей. Как сказал министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Алексей Горбачев, такая сумма предусмотрена будет в бюджете и на 2019 год.

На сегодняшний день трафик увеличивается. У нас было 800 тысяч рублей в день выручки, сейчас доходит до 1,3 млн рублей. Это означает, что трафик растет, дела налаживаются. И рост выручки нельзя списать на повышение тарифов, так как они поднялись всего на 4%, - отметил Горбачев.

«На сегодняшний день трафик увеличивается. У нас было 800 тысяч рублей в день выручки, сейчас доходит до 1,3 млн рублей», - говорит Горбачев. Фото vk.com

Основным препятствием для роста трафика он называет плохое состояние дороги после мостов в сторону башкирского Нефтекамска. Это 13 км дороги, из них 6 км - грунтовой.

Получается, мы переезжаем через реку Буй, а там грунтовая дорога. Дальнобойщики, если погода плохая, предпочитают там не ездить, потому что боятся застрять. Переговоры с соседями мы ведем. Они обещают в этом году начать ремонт дороги за свой счет, - рассказал министр.

Действительно, ранее руководитель управления дорожного хозяйства Башкортостана Денис Петраковский рассказывал журналистам, что на ремонт дороги из бюджета республики в этом году выделено 90 млн рублей, большую часть работ планируется выполнить в 2018 году и закончить их в 2019-м.

Между тем называть сроки, когда Камский мост перестанет приносить республике убытки в виде ежегодных компенсаций концессионеру, удмуртский чиновник отказался. Ранее говорилось о 2020 годе.

Кроме того, власти Удмуртии направили около 30 млн рублей на ремонт дорог в Камбарке, в том числе для того, чтобы сделать этот маршрут привлекательнее.

Власти Удмуртии направили около 30 млн рублей на ремонт дорог в Камбарке, в том числе для того, чтобы сделать этот маршрут привлекательнее. Фото udm-info.ru

Плата для местных

Платит за мост, конечно, не только бюджет, но и пользующиеся им жители республики, в первую очередь жители Камбарского района с численностью населения около 17 тысяч человек. Еще до запуска платного движения в городе проходили митинги, на которых местные жители требовали сделать для них проезд бесплатным или хотя бы ввести льготы. Однако на встрече с ними новый глава региона Александр Бречалов однозначно заявил, что исключений для камбаряков делать не будут.

Стоимость перевозок увеличилась, многие владельцы коммерческого транспорта оставляют его на противоположном берегу, чтобы лишний раз не платить, - рассказывает депутат совета депутатов Камбарского района Александр Аксянов. - Цены на продовольственные товары в магазинах выросли, связать это только со стоимостью проезда через мост, конечно, нельзя, но в том, что эти затраты лежат в торговой наценке, могу заявить с уверенностью.

После запуска моста паромные переправы перестали работать. По словам Аксянова, сейчас осталась только одна, но она перевозит только технологический автотранспорт одной из нефтяных компаний, жители услугами этой переправы воспользоваться не могут.

Для Камбарки платный мост через Каму при таких ценах - это большой минус, - считает бывший депутат районного совета Александр Новокрещенов. - Он убивает экономику района, местный бизнес. Причем если раньше платить приходилось за поездку в остальную часть Удмуртии - на пароме, то теперь платным для нас стал и выезд в сторону Нефтекамска. При этом многие госучреждения находятся на другом берегу Камы, в городе Сарапуле - роддом, различные надзорные органы, налоговая инспекция, военкомат. Соответственно, выросли и тарифы на проезд на пригородных автобусных маршрутах.

После запуска моста паромные переправы перестали работать. Сейчас осталась только одна, но она перевозит только технологический автотранспорт одной из нефтяных компаний. Фото day.org.ru

«Запуск моста пробудил повышенный интерес инвесторов к району»

В администрации Камбарского района пока затрудняются оценить эффект от запуска мостов для экономики района. Плюсом называют ставшую доступной в любое время года прямую дорогу в остальную часть Удмуртии.

Ранее перерыв в работе между паромной и ледовой переправами был не менее месяца весной и так же - осенью. В эти периоды оставался доступным путь до Ижевска через плотину Воткинской ГЭС, этот путь почти вдвое длиннее, чем по мосту, - говорит глава Камбарского района Александр Поддубский.

Кроме того, по телу моста проложен оптоволоконный кабель, по которому в Камбарский район пришел высокоскоростной интернет. Также в организации, осуществляющей сбор платы за проезд по мостовому переходу, трудоустроены более 50 жителей Камбарского района. Налоговые отчисления в бюджет района за 6 месяцев 2018 года составили более 300 тысяч рублей.

Пока каких-либо изменений в экономике района, напрямую связанных с запуском моста, нами не выявлено, - продолжает руководитель муниципалитета. - Постоянный мониторинг цен на продовольственные товары показывает, что цены на продукты питания не имеют существенных отклонений от цен на те же товары в Ижевске, Сарапуле и других близлежащих населенных пунктах, а по некоторым позициям цены даже несколько ниже. При этом запуск моста пробудил повышенный интерес инвесторов к Камбарскому району и стал поводом для рассмотрения возможностей размещения на территории района логистического центра с учетом схождения на территории Камбарского района автомобильной, железнодорожной и водной транспортных артерий, а также трубопроводного транспорта.

«Пока каких-либо изменений в экономике района, напрямую связанных с запуском моста, нами не выявлено», - говорит руководитель муниципалитета. Фото izvestiaur.ru

По этой же причине некоторые инвесторы продолжают рассматривать Камбарский район с точки зрения размещения своих производств, добавил Поддубский. Однако, похоже, пока конкретных действий они не предпринимают. Камбарский район остается одним из самых экономически слабых муниципалитетов республики с достаточно высоким уровнем безработицы, хотя и с большим потенциалом.

Мост к уголовным делам

До 2016 года Камский мост строился спокойно, без особых проблем, однако в марте появилась информация о больших долгах по зарплате перед работниками. Тогдашний министр транспорта и дорожного хозяйства Виктор Вахромеев назвал недовольство рабочих «верещанием» и пообещал решение проблемы в ближайшее время. Однако она возникала и в дальнейшем. Тогда сдать в эксплуатацию мост планировали в сентябре 2016 года, то есть раньше срока. Ради этого летом даже привлекли студенческие отряды. Но с ними вышел скандал из-за больших задержек зарплаты.

Однако кардинально в худшую сторону ситуация повернула осенью 2016 года, когда финансовые трудности возникли у концессионера - РИК лишилась денег, которые компания хранила в рухнувшем банке «Пересвет». Свои обязательства по финансированию строительства компания осуществлять попросту не могла. Спасать ситуацию пришлось ее кредитору - банку ВТБ, получившему контроль над РИК.

При этом многомиллиардная стройка привлекла к себе повышенное внимание правоохранительных органов, в результате в октябре 2016 года по обвинению в превышении полномочий был задержан заместитель министра транспорта Удмуртии Александр Соловьев - тезка и однофамилец главы республики. При этом зимой пошли слухи о том, что претензии могут возникнуть и к руководителю региона.

Александр Соловьев инспектирует строящийся мост через Каму. 2016 год. Фото day.org.ru

4 апреля 2017 года глава Удмуртии Александр Соловьев был задержан в Ижевске и этапирован в Москву, где ему предъявили обвинение в получении крупных взяток. По версии следствия, в 2014-2016 годах Александр Соловьев получил взятки от представителей организации, которая занималась строительством моста через реки Каму и Буй. Размер взятки - деньги на общую сумму 139 млн рублей, доли участия в коммерческой организации стоимостью 2,7 млн рублей и незаконное оказание ему кадастровых услуг имущественного характера. За это Александр Соловьев обеспечил внеочередную и незамедлительную оплату выполняемых работ из федерального и регионального бюджетов, выделение лицензий на пользование участком недр местного значения, а также общее покровительство и попустительство по службе в пользу взяткодателей.

В настоящее время бывший глава Удмуртии находится под домашним арестом в квартире дочери в Москве и знакомится с делом.

Михаил Красильников

Инвалид 1-й группы из города Камбарка в Удмуртии написал письмо президенту РФ. В нем Андрей Козлов просит главу государства предоставить жителям самого маленького города республики льготу на проезд по платному мосту через Каму, который строится в рамках концессии и в ближайшие месяцы будет введен в эксплуатацию. Корреспондент "РГ" отправился в Камбарку и узнал, почему под письмом Козлова готов подписаться чуть ли не каждый житель района.

Статус города Камбарка получила в 1945 году, а первые фабрики по переработке чугуна и распиловке леса появились в этих местах еще в 1760-м. Местные жители всегда предпочитали заводскую работу сельскому хозяйству, и к концу 80-х годов прошлого века Камбарка превратилась в мощный промышленный центр с машзаводом в качестве градообразующего предприятия. На нем производили железнодорожную технику и тепловозы для узкоколейной железной дороги и детских аттракционов. Местные старожилы вспоминают, что до развала Союза камбаряк мог позволить себе с тринадцатой зарплаты если не автомобиль, то уж точно подержанный мотоцикл.

В том, что в городе-заводе давно что-то пошло не так, убеждаешься сразу на выходе из междугородного автобуса, привозящего сюда несколько раз в день редких пассажиров. Муниципального общественного транспорта в Камбарке, где по официальным данным живут 11 тысяч человек, нет, предприятие закрылось практически одновременно с развалом местных заводов. Чиновники уверяют, что проблему решают частные "ГАЗели", однако за пять часов пребывания в городе увидеть их корреспонденту "РГ" так и не удалось.

Вслед за автобусами в Камбарке закрыли роддом и перенесли некоторые ведомства, например налоговую и военкомат, в соседний Сарапул, находящийся за 40 километров отсюда на другом берегу Камы. Какие-то справки можно получить в местном МФЦ, однако для решения более сложных вопросов людям нужно ездить в Сарапул. Раньше для этого использовались паромная переправа или электричка.

В октябре 2013 года было заключено концессионное соглашение между правительством региона, ООО "Региональная инвестиционная компания" (РИК) и банком ВТБ о строительстве платных мостов через реки Кама и Буй и подходов к ним. Общая стоимость проекта тогда составляла 14 миллиардов рублей, из которых 1,3 миллиарда - средства регионального бюджета, 2,5 миллиарда выделил Инвестиционный фонд РФ, еще пять миллиардов рублей - банк ВТБ на 15 лет. Остальные средства должен был привлечь концессионер.

В конце 2015 года министр транспорта и дорожного хозяйства региона Виктор Вахромеев заявил журналистам, что объект введут в эксплуатацию 16 сентября 2016 года, однако этого не произошло. Позже удмуртские власти несколько раз переносили дату открытия моста. Так называемое "рабочее" движение по нему началось 4 ноября, однако официально объект не сдан. В качестве новой даты официального открытия названо 17 июля 2017 года.

По словам Андрея Козлова, жители Камбарки обрадовались новости о строительстве моста через Каму. Чтобы понять их, нужно представить географическое положение города. От Удмуртии и соседней Башкирии он отрезан реками Кама и Буй. Теперь, чтобы попасть в ближайшие города Сарапул и Нефтекамск, людям придется ехать по платным мостам или отдавать деньги за ледовые и паромные переправы. По суше район связан напрямую с Пермским краем, но до ближайшего Чайковского 70 километров. Если добираться до Удмуртии в объезд через тот же Пермский край, нужно проехать почти 110 километров.

Мы все думали - как хорошо, что мост свяжет нас наконец-то с Удмуртией, ведь мы же все-таки в Удмуртии находимся. Но когда его стали строить, цены на паромы сразу взлетели. Например, паром через Каму в Сарапул стоил 100 рублей, а теперь 250, переправа до Нефтекамска была 30 рублей, стала - 80. Кроме того, все структуры у нас начали переносить в Сарапул, - вспоминает Андрей.

Он также рассказывает, что до последнего момента камбаряки были уверены, что власти Удмуртии не забудут о них и предусмотрят льготы на проезд по мосту.

Надежды эти развеял глава республики Александр Соловьев. В ноябре 2016 года, общаясь с журналистами после встречи с председателем совета директоров РИК Александром Забарским, Соловьев сказал, что жители Камбарки будут ездить по мосту на общих основаниях.

- "Хотелка" со стороны жителей Камбарского района есть, но я сказал - этого не будет. Тогда уж всю республики надо пропускать, при чем тут камбарчане. Поэтому нет, не будет. Что касается спецтранспорта, то он будет ездить бесплатно, - пояснил глава региона. Больше комментариев по этой ситуации власти Удмуртии не дают.

Пока проезд по камскому мосту бесплатный, пункты взимания денег должны открыться здесь в мае. В январе 2017 года правительство Удмуртии утвердило предельные тарифы для проезда по мостам. Документ определил цены в зависимости от тарифных зон и тарифных групп. Платить можно будет за каждый мост отдельно или за оба сразу. В свою очередь, транспортные средства разделены на четыре вида: легковые автомобили и мотоциклы, среднегабаритные авто, машины для перевозки тяжелых грузов и автобусы, а также автомобили для перевозки сверхтяжелых грузов.

В итоге проезд по камскому мосту для легковых автомобилей обойдется в 340 рублей (через Буй - 187), для среднегабаритных транспортных средств - 679 (357), для тяжелых грузовиков - 1189 (611) рублей, для сверхтяжелых - 1528 (781). Проезд через оба моста сразу будет стоить 509, 1019, 1783 и 2292 рубля соответственно. Несложно посчитать, что всего одна поездка в Сарапул с учетом бензина обойдется примерно в тысячу рублей: ни о какой доступности объекта для жителей района в данном случае говорить не приходится.

Через несколько дней премьер-министр Удмуртии Виктор Савельев во время аппаратного совещания органов власти сказал, что СМИ неточно интерпретировали информацию о тарифах и стоимость проезда будет такой же, как на пароме, а указанные цифры - это только предельные, но не реальные значения.

Бывший депутат муниципального совета депутатов, а ныне простой камбарский пенсионер Александр Новокрещенов рассказывает, что сейчас большинство жителей города, оставшихся без работы, живут на пенсию родителей. По данным республиканского центра занятости населения, на 1 января 2017 года в Камбарском районе Удмуртии был самый высокий уровень регистрируемой безработицы в регионе - 4,38 процента. Для многих возможность ездить в соседний Сарапул была практически единственной альтернативой найти нормальную работу, но повышение цен на паром и тарифы за проезд по мосту свели на нет и эту перспективу. Единственной альтернативой сейчас осталась электричка, билет на которую в один конец стоит 95 рублей. Кроме того, люди боятся, что с введением платы за проезд цены на продукты в местных магазинах вырастут, потому что предпринимателям придется тратить больше денег на их доставку в отрезанный от "большого мира" город.

Спрашивается, для чего, с какой целью правительство Удмуртии вложило больше миллиарда рублей бюджетных средств, если с вводом моста в эксплуатацию значительно ухудшается социальное и экономическое положение почти 20 тысяч жителей Камбарского района, который является составной части этой самой Удмуртской Республики? В тарифной политике всегда бывают скидки для тех, кто покупает билет в оба конца, туда и обратно. Почему бы не предусмотреть это для жителей Камбарки, для тех, кто собирается съездить по делам на один день, например из Камбарки в Ижевск или Сарапул и обратно? - недоумевает Новокрещенов.

По мнению камбаряка, основной доход от эксплуатации моста и власти, и концессионер должны получать с транзитного грузового транспорта. Однако дальнобойщики не спешат пользоваться переправой, даже когда проезд по ней остается бесплатным. Дело в том, что дорога к мосту для автопоездов лежит через Сарапул, где на основных улицах города одностороннее движение и много мостов с существенным ограничением грузоподъемности. Да и улицы провинциальной Камбарки не рассчитаны на коммерческий трафик. Водителям большегрузов проще дать многокилометровый крюк через Пермский край, чем терять полдня в пробках в Удмуртии. Да и сарапульцы с камбаряками вряд ли будут рады круглосуточному гулу мощных грузовых двигателей на центральных улицах городов, расположенных в кварталах плотной жилой застройки.

Планировалось, что с началом строительства камского моста дорожники Удмуртии либо расширят транспортные артерии Сарапула, чтобы они могли пропускать возросший автотрафик, либо построят объездную трассу для дальнобойщиков рядом с городом. Однако ни того ни другого пока не произошло. По условиям соглашения в случае, если трафик по мосту так и не достигнет плановых коммерческих показателей, бюджет Удмуртии будет компенсировать затраты концессионера, не покрываемые доходами от эксплуатации объекта. В 2013 году бывший министр транспорта и дорожного хозяйства республики Олег Гарин называл журналистам сумму в 450 миллионов рублей в год, предусмотренную на подобные выплаты.

В Удмуртии утвердили предельный тариф для проезда по мостам через реки Кама и Буй на 2017 год. Документ вступает в силу с 1 января 2017 года.

Всего ввели три тарифные зоны: для проезда через Каму, через реку Буй или для проезда по обоим мостам.

  • Легковые автомобили и мотоциклы за проезд по мосту через Каму заплатят 340 рублей, по мосту через Буй - 187 рублей, за оба моста - 509 рублей.
  • Фургоны, пикапы и минифургоны за проезд по мосту через Каму заплатят 679 рублей, за проезд через Буй - 357 рублей, за оба моста - 1019 рублей.
  • Автобусы, грузовые автомобили, туристические междугородние автобусы за проезд по мосту через Каму заплатят 1189 рублей, через реку Буй - 611 рублей, за оба моста - 1783 рубля.
  • Автобусы, грузовые автомобили, туристические междугородние автобусы с прицепом выше 2,6 м с числом осей 3 и более за проезд по мосту через Каму заплатят 1528 рублей, за проезд по мосту через реку Буй - 781 рубль, за оба моста - 2292 рубля.

Платным проезд станет в июле 2017 года, когда мосты будут официально открыты.

Движение по мостам было начато в ноябре 2016 года, сейчас плата не взимается. Мосты обеспечивают круглогодичный проезд и позволяют оптимизировать транспортные потоки между Уфой, Ижевском, Набережными Челнами, Пермью и Екатеринбургом.

Министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Виктор Вахромеев сообщил, что в будущем ценник может измениться в сторону уменьшения из-за конкуренции между мостами и паромной переправой. Но учитывая, что пути всего два, рассчитывать на «спасительную» силу конкуренции не приходится.

Платным мост станет потому, что построен по концессионному соглашению (форма государственно-частного партнерства). Договор на строительство мостов между правительством Удмуртии, банком «ВТБ» и ООО «Региональная инвестиционная компания» был подписан в 2013 году. Общая стоимость строительства оценивается в 14 миллиардов рублей. Из них 10 миллиардов рублей вложили инвесторы - Банк ВТБ и «Региональная инвестиционная компания». После сдачи моста в эксплуатацию он будет передан в концессию на 49 лет.

« Поездка в больницу обойдется в тысячу рублей »

В мае 2016 года жители Камбарска - района, отделенного Камой от остальной территории Удмуртии, провели митинг, требуя от власти отменить для них плату за проезд по мосту. Обсуждаемые расценки для местных жителей просто неподъемны. Однако в ответ на недовольство людей глава Удмуртии единоросс Александр Соловьев ответил людям, что «надо жить в реальном мире, иначе так и Сарапул тоже захочет ездить бесплатно».

Те, кто поедут транзитом из Москвы в Ебург, это их дело, пусть выбирают: или делать крюк или платить бабки. Дело в свинском отношении властей и инвесторов к местным, а конкретно к жителям Камбарского района, - пишут местные жители в интернете. - Это единственный район Удмуртии, расположенный на левом берегу Камы. Район небольшой, дотационный, население в основном пенсионеры и безработные (Камбарка вместе с районом около 20 тысяч жителей).

Местный житель поясняет, что в последние годы многие федеральные службы перевели из Камбарки в Сарапул (налоговую службу, Пенсионный фонд, Роспотребнадзор и другие ведомства). В районной больнице закрыли некоторые отделения, например, родильное. И при этом власти предлагают ездить на прием к специалистам в Сарапул или Ижевск. При такой стоимости проезда через Каму все это будет для многих практически невозможно.

Вопрос простой: что нельзя правительству УР дотировать поездки камбаряков через этот мост? Хотя бы на 50 %? Или проще бросить на произвол судьбы всех, пусть загибаются, не велика потеря, - сетует местный житель.

Другие комментаторы констатируют, что при столь высоких тарифах проезда по мосту еще долгое время актуальной будет оставаться ледовая переправа. Сейчас ее стоимость составляет 150-200 рублей, а для газелей - 300 рублей.

Как быть жителям Камбарского района, которые обслуживаются в больницах Сарапула? Минимальная стоимость одного посещения больницы составит 1000 руб. включая плату за проезд через мост, плюс бензин, - жалуются люди.

Но проблема не только в стоимости. Если трафик по мосту через Каму будет низким, то Удмуртия должна будет выплачивать неустойку. Такое условие прописано в концессионном соглашении по строительству объекта. Необходимая сумма будет взиматься из Дорожного фонда республики. Речь идет о 450 млн рублей в год. Чтобы избежать выплаты неустойки, трафик должен составлять 1700 автомобилей в сутки.

Популярная во всем мире схема сотрудничества государства и бизнеса в строительстве крупных объектов – государственно-частное партнерство – начала развиваться в России всего 12 лет назад. Отправной точкой стал принятый в 2005 году закон «О концессионных соглашениях». Сейчас в нашей стране реализуется около 1600 проектов ГЧП в самых разных областях.

Одним из первых российских регионов, реализующим многомиллиардный проект в области дорожного строительства, стала Удмуртия. Она же собрала все «синяки» и «шишки» рискованного экономического взаимодействия

Мост в будущее

Мост через Каму был давней мечтой жителей юго-восточных районов Удмуртии. До недавних пор через реку здесь можно было перебраться только с помощью паромной переправы. Новый мост должен был значительно оживить транспортное сообщение с соседними регионами и улучшить качество жизни жителей города Камбарки – единственного в Удмуртии, находящегося на другом берегу Камы.

Финансирование на грандиозную стройку искали с начала 2000-х годов. Однако найти деньги на инвестиционный проект, который оценивался почти в 14 млрд рублей, оказалось не так просто. Государственно-частное партнерство стало выходом, устроившим всех.

21 мая 2012 года Удмуртская Республика подписала концессионное соглашение о строительстве и платной эксплуатации мостовых переходов через реки Кама и Буй с ООО «Региональная Инвестиционная Компания» (ООО «РИК»). Концессионер обязался за три года построить объекты общей протяженностью около 15 км, в том числе участок дороги Костино-Камбарка, подъездные пути, мостовой переход через Каму (1081,6 метров), и мост через реку Буй (223,5 метров). Третьей стороной соглашения стал банк ВТБ, который обеспечил финансовую поддержку проекта. Соглашение с ним Удмуртия подписала в октябре 2013 года.

Таким образом, стороны договорились о том, что 2,5 млрд рублей на строительство будут выделены из федерального бюджета, 1,3 млрд – из бюджета Удмуртии, а концессионер вложит в проект более 10 млрд рублей – 5 млрд собственных и 5 млрд полученных в кредит под 12,5% у ВТБ. В качестве выгоды концессионер получал доходы от платного проезда по мосту в течении 49 лет.

На той стороне радуги

Работы на стройплощадке начались осенью 2013 года. В этом же году концессионный проект на форуме «Инвестиции в России» вошел в тройку лидеров в номинации «Сделка 2013 года».

Проект действительно выглядел грандиозно. На строительство требовалось 4,1 млн тонн песчано-гравийной смеси, 477 тысяч кубометров щебня, и 9,8 млн тонн металлоконструкций. На площадку съехались специалисты из разных регионов – всего около 600 человек. Завершить строительство планировалось в сентябре 2016 года.

На поверку все оказалось не так радужно. Серьезная стоимость проекта открыла большое поле для финансовых махинаций. Прежде всего в том, какие организации оказались подрядчиками строительства.

По данным из открытых источников, основными акционерами компании-концессионера являются все фирмы, зарегистрированные в оффшорных зонах Кипра и Белиз. Начав стройку, ООО «РИК» возглавил консорциум, в который, кроме самого главного концессионера, вошли тюменские компании ООО «Мостострой-12» и ООО «Тюменьстальмост» (производитель мостовых конструкций). Обе эти компании через подставных лиц контролирует один человек – известный тюменский бизнесмен Александр Забарский. Он же являлся председателем совета директоров ООО «РИК». Не удивительно, что в итоге «Мостострой-12» стал генподрядчиком работ, а «Тюменьстальмост» – основным поставщиком материалов.

Стартовал проект вполне бодро – за конец 2013 года и 2014 год была выполнена большая часть работ по возведению и укреплению опор, протягиванию мостовых пролетов и строительству коммуникаций. Но уже в 2015 году начались перебои с финансированием со стороны концессионера. Летом 2016 года они достигли критического уровня, и стало очевидно, что к запланированной дате, 21 сентября, мост сдан не будет. Причиной финансовых сложностей концессионера считается банкротство банка «Пересвет», где якобы находились счета компании на несколько миллиардов рублей.

Так или иначе, летом 2016 года работы на строительной площадке практически остановлены, а задолженность перед субподрядчиками и строителями достигла сотен миллионов рублей.

Власти Удмуртии замалчивали сложившуюся ситуацию до последнего. 20 сентября Удмуртию посетил Президент России Владимир Путин, чей визит заранее был спланирован с прицелом на торжественное открытие камского моста. В результате мост так и не открыли, глава государства отменил все мероприятия своего визита в республику, и ограничился лишь посещением концерна «Калашников».

После этого утаивать проблемы на мосту стало уже невозможно. 25 октября на сессии Госсовета Удмуртии глава регионального Миндотранса Виктор Вахромеев публично заявил, что недофинансирование строительства со стороны концессионера составляет 2 млрд рублей, и что срок сдачи моста перенесен на 20 марта 2017 года. Министр также отметил, что несмотря на то, что мост не достроен, республика планирует в ноябре открыть по нему рабочее движение.

«Наша задача продолжить дальнейшее активное строительство моста, возвращать людей и в плановые сроки мост достраивать. У концессионера есть планы по достройке моста… Мы считаем, что они должны продолжать тут работать, и мы в этом заинтересованы», – отметил, комментируя ситуацию, премьер правительства Удмуртии Виктор Савельев.

Берег левый, берег правый

Несмотря на все обещания концессионера закрыть долги и продолжить стройку, положение не улучшилось ни в ноябре, ни в декабре 2016 года. «Региональная инвестиционная компания» погрязла в судебных тяжбах, исках и смене собственников. В дело неожиданно вмешалось Западно -Уральское управление Ростехнадзора, чьи руководители заявили, что специалисты ведомства не давали разрешение на эксплуатацию недостроенного сооружения, и поэтому открытие движения по нему незаконно.

В середине ноября Арбитражный суд Удмуртии оштрафовал генподрядчика строительства – компанию «Мостострой-12» за систематическое неисполнение требований Ростехнадзора. Выяснилось, что подрядчик самовольно изменил материал и высоту пролетных строений моста, а также уменьшил количество опорных свай, их длину и диаметр. Суд привлек «Мостострой-12» к административной ответственности в виде штрафа в 51 тыс. рублей.

Подлили масла в разгорающийся огонь и жители Камбарки, недовольные установленными предельными тарифами на проезд по мосту. Горожане даже написали письмо Президенту России с просьбой оставить для камбарчан льготный или бесплатный проезд. Однако этот вопрос до сих пор не решен.

В феврале стало известно, что еще один участник консорциума строительства моста, ООО «Тюменьстальмост», может быть признан банкротом. 7 февраля «Сбербанк» обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском о солидарном взыскании с компаний «Мостострой-12», «Тюменьстальмост» и «АрктикСтройМост» задолженности в размере 627,6 млн рублей.

Чтобы хоть как-то решить снежный ком проблем, концессионер строительства принял решение передать свою часть прибыли главному кредитору строительства – банку ВТБ. В январе на встрече с главой Удмуртии Александром Соловьевым заместитель президента ВТБ Михаил Осеевский рассказал, что финансовая организация получила оперативное управление над ООО «РИК», сменило генподрядчика и планирует выделить 1 млрд рублей на завершение стройки.

«На сегодняшний день нами согласован график проведения работ, определены организации, которые будут завершать строительство, полностью обеспечено финансирование со стороны банка ВТБ. Суммы все определены в соглашениях, там осталось около одного млрд рублей», – отметил Осеевский.

Снова радужные надежды

Сейчас власти Удмуртии вновь смотрят на завершение проекта с оптимизмом. Во время недавнего рабочего визита в Удмуртию полпреда Президента России в ПФО Михаила Бабича одним из пунктов повестки стал осмотр объекта и совещание по его достройке.

Как признался Михаил Бабич, увиденный с вертолета мост ему понравился.

«Это крупнейший инфраструктурный проект, один из первых проектов ГЧП в сфере дорожного строительства. Он очень важное значение имеет не только для Удмуртии, но и для других регионов, которые связывает между собой. Модель, которая финансово была разработана, несмотря на все экономические трудности, реализуется. Сейчас контрольным акционером является банк ВТБ, что нас не может не радовать, потому что это крупный серьезный партнер, который, нет никаких сомнений, доведет проект до логического завершения», – отметил полпред.

Позже, на встрече с журналистами, была наконец названа окончательная дата сдачи этого проблемного для Удмуртии объекта – 16 июля 2017 года. Таким образом, теперь у республики остается всего пять месяцев, чтобы поставить точку в непростой пятилетней истории одного из первых в России проектов государственно-частного партнерства.

Юлия Мокрушина