Естественный прирост

«Системы счисления» - Часто возникает необходимостость перевода чисел из десятичной системы в двоичную. В позиционных сс количество цифр (знаков в алфавите) называется основанием сс. Сложение. Неполное частное. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Перевод чисел из двоичной системы в десятичную. Таблица умножения.

«Задачи с числами» - Игра «Зажги фонарики на елочке». Проверка. Новый год. Игра «Укрась елочку бусами». «Задачи на увеличение и уменьшение числа». Урок математики в 1 классе. Игра «Какое число спряталось за елочкой».

«Числа от 10 до 20» - Данное задание можно выполнить интерактивно. Что обозначает каждая цифра в записи чисел: 15,13,18 . «Моя математика» 1 класс. Внимание! Советы учителю. Математика. 1 десяток = 10единицам. Презентация к уроку составлена на основе заданий, расположенных в учебнике. Тема урока: «Числа от 10 до 20». Например, продолжить ряд, сравнить или вставить пропущенные числа.

«Числа» - Пословицы и поговорки Анализ успеваемости учащихся, родившихся 3,11, 12 и 13 числа. Мы проанализировали успеваемость 5А,5Б,5В.5Г классов. Число 12, по-видимому, представляет основной принцип Вселенной. Результаты успеваемости учащихся МОУ Петрозаводской «СОШ №33». Такими волшебными числами являлись три, семь, тринадцать, сорок и т.д.

«Музей естественной истории» - В зеленой части, сразу справа от центральной части, находятся залы, рассказывающие о птицах, На потолках изображены растения, а на стенах вырезаны обезьянки. Насекомых. А также разным млекопитающим. Происхождении человека, Там можно узнать, как устроена наша планета. Заключение. В красной части находятся экспозиции, посвященные эволюции и геологии.

«Модуль числа» - Вывод: противоположные числа имеют равные модули. Найдите значение выражения (-2х), если х=0. Найдите расстояние от 0 до точек А,В,С. Найдите значение выражения -х, если х=2,5. Отметьте на координатной прямой числа, модули которых равны: Найдите модуль каждого из чисел: Примеры решений уравнений. Отгадайте загадки.

1. Выберите верный ответ. Разницу между общим числом родившихся и умерших людей за год называют: а) воспроизводством; б) миграцией; в) естественным приростом.

2. Расскажите, чем были вызваны демографические кризисы в России. Каковы были людские потери в каждый период?

Демографические кризисы вызываются социальными потрясениями, которые сопровождаются сокращением населения. К таким социальным потрясениям можно отнести воины (Отечественная война 1812, Крымская война 1853-56, Русско-Японская война 1905, Первая Мировая война 1914-1918, Великая Отечественная война 1941-1945), революции и восстания (Восстание 1825, Революция 1905, Февральская и Октябрьская революция 1917), экономическими кризисами (Распад СССР 1991, дефолт 1998).

3. Чем обусловлено изменение численности населения России?

Изменение численности населения обусловлено рядом причин: демографическими бумами и кризисами, они возникают в первую очередь из-за ряда социальных изменений, как в политики, так и в экономики страны. Так экономические взлёты, без военные периоды и увеличение социальной стабильности и защищенности населения приводят к увеличению числа населения, в то время как воины, революции, экономические кризисы и политическая дестабилизация сокращают число граждан страны.

4. Как влияют на изменение численности населения войны?

Войны уменьшают численность населения страны, при этом многократно. Это является не только следствием прямого уничтожения граждан, но и образования так называемых «демографических дыр» - умершее население не может дать в будущем потомство, поэтому воспроизводство населения нарушается и воины оставляют свой «отпечаток» на последующие поколения.

5. Почему для подсчёта общих потерь населения России в XX в. недостаточно просто сложить число погибших?

Для подсчета общих потерь населения не достаточно учитывать только число умерших, поскольку на изменение численности населения страны влияют миграции – т.е. движения населения. Особенно велики были оттоки населения в годы революций и распада СССР.

6. Используя статистические данные: а) постройте диаграмму «Численность населения России и других крупных стран мира в 2012 г.»; б) составьте таблицу «Прогноз численности населения крупных стран мира в 2025 г.»; в) начертите график «Изменение численности населения в моей области (крае)». Какие выводы вы можете сделать? Для выполнения заданий используйте материалы учебника, справочники, ресурсы Интернета.

По имеющимся данным можно сделать следующие выводы: численность населения страны не является стабильной, она подвержена процессами, как увеличения, так и уменьшения граждан. Россия входит в первый десяток стран по численности населения, однако прогнозы говорят, что численность населения будет понижаться. В Челябинской области начиная с 1991 по 2011 год наблюдался спад численности населения; но с 2012 по нынешний год численность населения начинает медленно возрастать.

7. Примите участие в дискуссии. Из курса отечественной истории вы знаете, что эпоха Петра I высоко оценивается потомками, присвоившими ему титул Великий. Как вы считаете, изменится ли наше отношение к этому действительно выдающемуся человеку, если станет общеизвестно, что за время его царствования численность населения России сократилась, по разным данным, на 10-20%? И это при высоком естественном приросте населения.

В период правления Петра I численность населения страны сократилась оп разным оценкам на 10-20%, что говорит о сложных условиях проживания, низком уровне жизни большинства населения, большого количества войн. Эти факторы безусловно являются отрицательными, но преобразования, которые были совершены в период реформ Петра I позволили последующим поколения улучшить уровень жизни и в будущем увеличить численность населения.

Оценка численности населения - примерное определение числа жителей на территории страны или ее части без проведения специальной переписи населения.

Оценки численности населения производятся на основании итогов последней переписи населения, к которым ежегодно прибавляются числа родившихся и прибывших на данную территорию и вычитаются числа умерших и выбывших с данной территории. Вместо прямых данных об общем числе родившихся (без мертворожденных), умерших, прибывших и выбывших в расчетах используются также естественный прирост (убыль), как разница между числом родившихся и умерших, и миграционный прирост (убыль), как разница между числом прибывших и выбывших.

Расчеты общей численности населения производятся в целом по России и его отдельным административно-территориальным единицам (всем субъектам Российской Федерации, городским поселениям, городским районам, административным районам). В расчетах учитываются увеличение или сокращение численности населения отдельных территорий в результате изменения их границ, а также изменения численности городского и сельского населения в результате административно-территориальных преобразований.

Основой определения изменения численности населения за счет миграции являются итоги годовых разработок талонов статистического учета прибытий и убытий. Однако, в силу ряда причин, данные о числе прибывших, выбывших и миграционном приросте населения требуют внесения определенных поправок. Это связано с тем, что численность одного и того же потока мигрантов из территории А на территорию Б, полученная на основе талонов статистического учета убытия из пункта А и прибытия в пункт Б, которая теоретически должна быть одной и той же, может в силу разных причин различаться. Возможные причины расхождения: мигрант собирался ехать в один регион, о чем сообщил при регистрации выбытия, а реально приехал в другой; зарегистрировал выбытие в одном году, а прибытие - в следующем; вообще не зарегистрировал выбытие или прибытие и т.д.

В статистической практике расчетов численности населения такие поправки на потоки мигрантов вносятся на региональном и федеральном уровнях следующим образом:

1. Проводится корректировка внутритерриториальных потоков мигрантов во всех регионах России. За основу принимается зарегистрированное число прибывших (прибытий), которому должно соответствовать число выбывших (выбытий) по потокам:

а) прибыло в города из городов = выбыло из городов в города;

б) прибыло в сельскую местность из городов = выбыло из городов в сельскую местность;

в) прибыло в сельскую местность из сельской местности = выбыло из сельской местности в сельскую местность;

г) прибыло в города из сельской местности = выбыло из сельской местности в города.

Величина расхождений внутритерриториальных потоков по пп. "а" и"б" свидетельствует о полноте учета мигрантов в городской местности, а по пп. "в" и "г" - по сельской местности. При сплошной разработке талонов корректировка этих потоков предусмотрена программой разработки комплекса ЭОИ "Миграция населения". Территориальные комитеты госстатистики, осуществляющие разработку талонов статучета мигрантов с использованием выборочного метода их обработки, обязаны проводить такую корректировку вручную.

2. На федеральном уровне корректировка проводится по всем потокам и направлениям передвижения между субъектами Российской Федерации средствами комплекса с использованием метода расчета "по прибывшим". Это означает, что если в Архангельскую область из Вологодской области прибыло за год 500 человек, то число выбывших из Вологодской области в Архангельскую принимается в том же объеме 500 человек.

При наличии соответствующей информации аналогичная корректировка производится по потокам передвижения между Россией и странами СНГ, Латвией, Литвой, Эстонией (в пределах СССР она ранее производилась в обязательном порядке).

3. Объемы внешней миграции населения за пределы бывшего СССР корректируются на основе данных ПВС МВД России о числе граждан прибывших и выбывших на постоянное жительство. Необходимость таких поправок связана с неполнотой выбытий, а также с включением в разработку талонов на российских военнослужащих, прибывающих из-за границы, которые были уже учтены в численности населения на территории России при переписи населения. Распределение числа эмигрантов по городской и сельской местности производится пропорционально данным потока "из-за границы (за границу)" годового отчета о миграции населения.

4. Кроме того, на современном этапе в расчетах численности населения учитываются потоки, связанные с перемещением вынужденных мигрантов, не охваченных документами статистического учета передвижения. Для их оценки используется информация ФМС России, МВД России и местных органов власти.

5. В оценке полноты учета миграции населения в сельской местности используются также сведения о численности проживающих там по данным похозяйственного учета населения. Миграционный прирост в этом случае получается как разница между численностью населения на две даты, минус естественный прирост и административно-территориальные преобразования за период между ними.

В расчетах численности населения по городской и сельской местности учитываются также изменения в результате административно-территориальных преобразований (АТП) - преобразований сельских населенных пунктов в городские (частично или полностью), включение их в состав городских поселений, а также преобразование городских поселений в сельские населенные пункты.

Расчеты общей численности населения производятся по двум категориям - наличное и постоянное. При этом данные о естественном и миграционном приростах населения за год принимаются одинаковыми, как правило, для обеих категорий населения. Объемы АТП определяются по наличному и постоянному населению. Численность наличного и постоянного населения городских поселений, преобразованных в сельские, определяется исходя из ежегодных расчетов их численности на начало года (на 1 января) с учетом естественного и миграционного прироста за год.

Численность наличного населения сельских населенных пунктов, преобразованных в городские, определяется по спискам сельских населенных пунктов, которые составляются ежегодно по данным похозяйственного

Такая методика счета позволяла до настоящего времени производить расчеты численности населения с достаточной степенью точности.

Источники

1. Методологические положения по статистике (выпуск 1,2,3,4,5)

ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ

Воспроизводство (естественное движение) населения - совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которая обеспечивает беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Или: воспроизводство населения - это процесс смены поколения в результате естественного (прироста) движения.

Основные демографические показатели

Абсолютные показатели:

  • естественный прирост - разница между количеством рождений и смертей;
  • механический прирост - разница между количеством иммигрантов и эмигрантов.

Относительные:

  • коэффициент рождаемости - отношение общего числа рождений в стране за год к общей численности населения страны, измеряемой в тысячах (т.е. количество рождений на каждую тысячу жителей;
  • коэффициент смертности - отношение общего числа умерших в стране за год к численности населения страны, измеряемой в тысячах (т.е. количество умерших на каждую тысячу жителей);
  • коэффициент естественного прироста - разница между коэффициентом рождаемости и коэффициентом смертности.

Эти коэффициенты измеряются в промиллях (‰), но могут быть измерены в процентах (%), т.е. расчеты в этом случае ведутся на 100 жителей.

"Формула" воспроизводства - вид записи относительных демографических показателей: коэффициент рождаемости - коэффициент смертности = коэффициент естественного прироста.

Таблица 9. Демографические показатели воспроизводства на начало 90-ых годов (в ‰).

Рождаемость, смертность, естественный прирост населения - в основе своей процессы биологические. Но, тем не менее, решающее воздействие на них оказывают социально-экономические условия жизни людей, а также взаимоотношения между ними в обществе и в семье.

Уровень смертности зависит, прежде всего, от материальных условий жизни людей: питания, санитарно-гигиенических условий труда и быта, от развития здравоохранения.

Уровень рождаемости также зависит от социально-экономической структуры общества, от условий жизни людей. Но зависимость эта гораздо более сложная и противоречивая, вызывающая много споров в науке. Большинство ученых связывают снижение уровня рождаемости с ростом городов и распространением городского образа жизни, что приводит к все большему вовлечению женщин в производственную и общественную деятельность, увеличения сроков обучения детей и общего возрастания "цены ребенка". Развитое пенсионное обеспечение также приводит к снижению рождаемости, т.к. роль ребенка как "ходячей пенсии" сводится на нет. Напротив, сельский образ жизни способствует высокой рождаемости, т.к. в сельской местности ребенок уже с 9-10 лет - лишние трудовые руки. В бедных странах, где социальная сфера развита плохо, ребенок - это основной кормилец престарелых родителей. Высокая рождаемость характерна и для мусульманских стран, где традиции многодетной семью поддерживаются религией.

Очень большое отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны, в первую очередь мировые, которые приводят к огромным людским потерям, как в результате непосредственных военных действий, так и вследствие распространения голода и болезней, разрыва семейных связей.

К повышению смертности ведет рост таких неблагоприятных явлений как преступность, производственный травматизм, природные и техногенные катастрофы, несчастные случаи, ухудшение качества окружающей среды.

Задачи и тесты по теме "Воспроизводство населения"

  • Размещение населения - Население Земли 7 класс
  • Численность населения и его состав - Население Земли 7 класс
  • Хозяйственная деятельность населения мира - Население Земли 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Население Африки - Африка 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Население и страны Северной Америки - Северная Америка 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 9 Тестов: 1

Ведущие идеи: Население представляет собой основу материальной жизни общества, активный элемент нашей планеты. Люди всех рас, наций и народностей одинаково способны к участию в материальном производстве и в духовной жизни.

Основные понятия: демография, темпы роста и темпы прироста населения, воспроизводство населения, рождаемость (коэффициент рождаемости), смертность (коэффициент смертности), естественный прирост (коэффициент естественного прироста), традиционный, переходный, современный тип воспроизводства, демографический взрыв, демографический кризис, демографическая политика, миграция (эмиграция, иммиграция), демографическая ситуация, половозрастная структура населения, половозрастная пирамида, ЭАН, трудовые ресурсы, структура занятости; расселение и размещение населения; урбанизация, агломерация, мегалополис, раса, этнос, дискриминация, апартеид, мировые и национальные религии.

Навыки и умения: уметь рассчитывать и применять показатели воспроизводства, обеспеченности трудовыми ресурсами (ЭАН), урбанизации и др. для отдельных стран и групп стран, а также анализировать и делать выводы (сравнивать, обобщать, определять тенденции и последствия этих тенденций), читать, сравнивать и анализировать половозрастные пирамиды различных стран и групп стран; используя карты атласа и других источников характеризовать изменения основных показателей по территории мира, давать характеристику населения страны (региона) по плану с использованием карт атласа.

1. Как называются богатые гумусом, тёмноокрашенные почвы, сформировавшиеся в условиях умеренно-континентального климата под степной растительностью? В России распространены на юге Европейской территории и Западной Сибири.

Ответ: Чернозём

2. Как называется обширная область с пониженным атмосферным давлением в центре, характеризующаяся системой ветров, дующих против часовой стрелки в Северном полушарии и по часовой – в Южном?

Ответ: Циклон

3. Как называется разница между числом родившихся и числом умерших людей за определённый период времени?

Ответ: естественный прирост населения

4. Как называется система близлежащих городских поселений, связанных между собой экономическими, транспортными, культурными и другими связями?

Ответ: городская агломерация

5. На карте масштаба 1:25 000 расстояние между точками составляет 10 см. Какому расстоянию (в километрах) на местности это соответствует?

Ответ: 2,5

6. Назовите гору – высшую точку России.

Ответ: гора Эльбрус

7. Назовите самый северный город-миллионер в России, в котором находится штаб-квартира Русского географического общества.

Ответ: г.Санкт-Петербург

8. Назовите субъект Российской Федерации, занимающий первое место в стране по добыче нефти. В нём река Иртыш впадает в реку Обь.

Ответ: Ханты-Мансийский автономный округ

9. Назовите город, расположенный у слияния двух больших российских рек, в котором производят «Газели».

Ответ: Нижний Новгород

10. Назовите город, расположенный у самой восточной точки течения Волги, в котором производят ракеты-носители «Союз».

Ответ: Самара

11. Назовите полуостров, расположенный к западу от Обской губы, недра которого содержат богатейшие запасы природного газа.

Ответ: полуостров Ямал

12. Крупнейший на юге России морской порт, расположенный в этом городе-герое, часто страдает от сильного холодного ветра, стремительно «падающего» с гор. Назовите этот город.

Ответ: г. Новороссийск

13. Назовите остров – объект природного наследия ЮНЕСКО, через который проходит 180-й меридиан. Этот остров называют также «яслями белых медведей».

Ответ: остров Врангеля

14. Назовите высшую точку Алтайских гор.

Ответ: гора Белуха

15. Назовите город, в котором Транссибирская железнодорожная магистраль пересекает реку Обь.

Ответ: город Новосибирск

16. Расположите устья российских рек в последовательности, соответствующей направлению с востока на запад: А) Печора; Б) Таз; В) Колыма; Г) Ангара.

Ответ: В)Колыма, Г)Ангара, Б)Таз, А)Печора

17. Выберите из списка город, который расположен в водосборном бассейне Каспийского моря:

А) Воронеж; Б) Краснодар; В) Тверь; Г) Курск; Д) Смоленск.

Ответ: В) Тверь

18. Расположите субъекты Российской Федерации в последовательности с востока на запад:

А) Чеченская Республика; Б) Калининградская область; В) Пермский край; Г) Чукотский автономный округ.

Ответ: Г)Чукотский автономный округ, В)Пермский край, А)Чеченская Республика, Б) Калининградская область

19. Назовите море или озеро, омывающее самую влажную (по средней годовой сумме осадков) территорию России.

Ответ: Чёрное море

20. Какие дата и время на часах у туриста, поднимающегося к вершине Ключевской сопки, когда на часах у его друга, отдыхающего на Куршской косе, 20 часов 12 июня?

21. «Начавшись где-то аж за хребтом Рифеем, …река Чусовая прорезала тот хребет, что чёрствую горбушку хлеба – единственная река, которой удалось одолеть такую крепкую преграду, – катила она свои бурные воды меж скал-бойцов, подле утёсов, через пороги, шивера и перекаты и впадала в Каму». Как называется упоминаемая В.П. Астафьевым горная система?

Ответ: Уральские горы

22. «Четыре-пять километров в ширину и в длину семьдесят километров отвесных скал с той и другой стороны, вытянутых почти строго по меридиану, а между скалами впаян как бы огромный и прозрачный камень, мерцающий холодным светом». Какое озеро – «жемчужину Алтая» – описывает С.П. Залыгин?

Ответ: Телецкое озеро

23. «Его неутомимою рукою выведены корабли военные на Белое, Азовское, Варяжское и Каспийское моря и показана морская российская сила всем окрестным державам…». Как в наше время называется Варяжское море, упомянутое М.В. Ломоносовым в описании заслуг Петра I?

Ответ: Балтийское море

24. «Бухта Провидения – типичный фиорд. Узкий и длинный залив стиснут склонами сопок. Чёрные обрывы их нависают над водой, а чуть в сторонке адовым переплетением скалистых выступов, мрачных башен и просто каких-то торчащих в небо чёрных каменных пальцев высится Колдун-гора… Раньше всех здесь обосновались эскимосы и приморские чукчи – охотники на тюленей» (О. Куваев). В каком море находится эта бухта?

Ответ: В Беринговом море

25. «Ничего в природе не могло быть лучше; вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов... занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще... В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву…». О какой природной зоне писал Н.В. Гоголь?

Ответ: степи