Экологический налог на авто планы внедрения. Новый экологический налог в России — плюсы и минусы. О платежах за загрязнение воздуха автомобилями

Минпромторг совместно с Министерством финансов рассматривает вопрос о замене транспортного налога экологическим. Водители будут платить не за мощность двигателя, а за его «старость» и выделяемый во время езды углекислый и угарный газ.

Возраст автомобиля

Минпромторг уже договорился с финансовым ведомством об общих принципах отказа от транспортного налога. Об этом в интервью «Российской газете» заявил заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов . По словам чиновника, почти половина (47%) автомобилей, которые «бегают» по России, – старше десяти лет, а средний возраст транспорта составляет восемь лет. Особенно сложной остается ситуация на Дальнем Востоке, где рынок наводнен подержанными японскими иномарками.

«Если взять Владивосток, там практически тысяча автомобилей на тысячу жителей, то есть каждый горожанин имеет как минимум одну машину. А средний возраст парка остается достаточно высоким – 82 процента авто старше 10 лет», – говорит г-н Рахманов.

Почти половина (47%) автомобилей, которые «бегают» по России, – старше десяти лет, а средний возраст транспорта составляет восемь лет.

Тут есть и другая проблема – низкий экологический класс транспортных средств. По мнению заместителя главы Минпромторга, такое положение вещей создает серьезную угрозу, особенно для больших городов, где 60 процентов выбросов в атмосферу приходится на автомобили. Значит, как считают в ведомстве, бороться с проблемой нужно изнутри – путем повышения налогов, что станет стимулом для покупки экологически чистого авто.

Автомобильная промышленность

В поддержку фискальной реформы высказывался и бывший президент « АвтоВАЗа» Игорь Комаров . Как сообщают «Ведомости», он заявлял, что данный проект будет способствовать смене автомобилей: «Обновление парка – то, на чем живет Европа».

Естественно, автопрому такие изменения пойдут на пользу, особенно, если брать во внимание, что за текущий год произошло существенное понижение числа продаж новых легковушек. Согласно информации, предоставленной Ассоциацией европейского бизнеса, за десять месяцев 2013 года в России было продано 2,28 миллионов машин, что на 7 процентов ниже прошлогодних показателей. Затяжной спад начался с 4-процентного понижения в марте, что стало первым «падением» за три года.

Логичным считает предложение Минпромторга и зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков , пишет «Российская газета». По мнению депутата, если рассматривать транспортный налог на гибридные автомобили, то владельцу такой машины сейчас приходится платить и за двигатель внутреннего сгорания, и за электромоторы. Как раз оплату за электрическую составляющую в рамках новых изменений удалось бы снизить, а это должно существенно сказаться на уменьшении размера налога.

Отмена транспортного налога

Владельцы подержанных машин, как правило, принадлежат к прослойке населения с низким и средним доходом, это люди, которые вынуждены пользоваться «пожилым» транспортом не от хорошей жизни.

Не разделяют энтузиазма чиновников и депутатов рядовые автовладельцы, которые опасаются, что появление нового налога не не отменит прежнего. В качестве аргумента бывалые водители приводят в пример прошлогоднюю ситуацию, когда в правительстве рассматривалось предложение по отмене транспортного «бремени».

В декабре 2012 года президент Владимир Путин на встрече с руководителями думских фракций говорил о том, что необходимо постепенно « » необходимые платежи в цену на бензин. Логика изменения проста – кто больше ездит, тот больше платит. Правда тогда глава государства уточнил, что пока страна не готова к такому переходу.

На деле же вышло, что и транспортный налог остался неизменным, и акцизы на бензин поднялись. Подобного развития событий как раз опасаются автолюбители: дескать, экологический налог введут в довесок к транспортному.

Но даже без учета такого, самого пессимистичного варианта развития событий, у обсуждаемого проекта есть ряд недостатков. В частности, новый сбор может больно ударить по кошелькам социально уязвимой группы населения. Как рассказал порталу «Биржа.ru» старший аналитик ИФК «Солид» Артур Ахметов , в основной своей массе пользователи менее экологичных авто – пенсионеры, им проще заплатить налог, чем приобретать новый автомобиль – скажутся предрассудки и боязнь переплатить.

Автоэксперт Национальной службы новостей Андрей Ломанов вовсе сомневается в том, что экологический налог будет ниже существующего транспортного.

Схожей позиции придерживается руководитель направления «Avito Авто» Сергей Баландюк . По мнению эксперта, владельцы подержанных машин, как правило, принадлежат к прослойке населения с низким и средним доходом, это люди, которые вынуждены пользоваться «пожилым» транспортом не от хорошей жизни. Именно по таким собственникам ударит экологический налог, ведь для того, чтобы поменять свой автомобиль на новый, им придется серьезно раскошелиться. Исправная десяти-пятнадцатилетняя «Лада» на хорошем ходу стоит 40–70 тыс. рублей, в то время как за новую придется выложить минимум 260 тыс.

Экологические нормы

Автоэксперт Национальной службы новостей Андрей Ломанов вовсе сомневается в том, что экологический налог будет ниже существующего транспортного: «Прежде всего, конечно, попадут под раздачу автомобили со старыми эко-нормами. Но за последние годы парк российских автомобилей очень помолодел, и машин, которые действительно не соответствуют современным требованиям по части экологии, осталось мало».

В то же время специалист подчеркнул, что машина класса «Евро-5» , проезжая 500 километров в день, будет загрязнять атмосферу в тысячу раз больше, чем пенсионер на «Жигулях» 1993 года выпуска, который время от времени выезжает на дачу.

Ни одна налоговая реформа не приводила к существенному снижению фискального бремени, и вполне возможно, эта замена одного сбора другим только увеличит нагрузку на автовладельцев, рассказала в интервью «Российской газете» юрист компании «Налоговик» Марина Емельянцева . По словам эксперта, такие перемены с учетом национальных расстояний приведут к раскрутке инфляции и к тому же ударят по семьям с небольшими доходами.

МОСКВА, 8 сен — РИА Новости. Минтранс России рассматривает возможность замены транспортного налога для автомобилей на экологический сбор, пишет газета "Известия" со ссылкой на источнике в ведомстве.

"Министерство транспорта РФ рассматривает возможность заменить транспортный налог для автомобилей экологическим. До конца года ведомство подготовит обоснование целесообразности такого изменения", — говорится в материале.

Действующий транспортный налог

Величина применяемого в настоящее время транспортного налога зависит от региональных ставок, модели и марки автомобиля, года его выпуска. Физические лица оплачивают налог один раз в год, юридические - поквартально.

В то же время в случае введения экологического налога для его расчета достаточно будет ввести конструктивные параметры машины по выбросам углекислого газа, указанные в паспорте технического средства (ПТС), пишут "Известия".

Расширить программы субсидирования электротранспорта

Программы субсидирования электротранспорта хорошо бы расширить, но возможности бюджета сделать это не позволяют, заявил РИА Новости замглавы Минтранса Николай Асаул.

"Их (программы субсидирования электротранспорта - ред.) хорошо было бы расширить, но возможности бюджета не позволяют этого сделать. Мы бы с удовольствием поддержали бы расширение этих программ", — сказал Асаул.

Ограничение на въезд машин с ДВС в крупные города

В начале августа в СМИ появилась информация о поручении премьера Дмитрия Медведева проработать ведомствам предложения "Камаза" о мерах господдержки электрического транспорта, в числе которых указывалось и возможное ограничение использования машин с двигателем внутреннего сгорания в крупных городах и на курортах.

Как заявил замглавы Минтранса Николай Асаул, технически Россия не готова к подобным мерам.

"Это более радикальная форма нашей концепции. Наша концепция, что надо постепенно повышать экологический класс (автомобилей — ред.). А там концепция сразу перейти на нулевые выбросы. Я считаю, что технически мы к этому не готовы. Вопрос ведь еще: с какого года? Это же такая, на уровне лозунгов фраза — давайте запретим. Где и когда? Завтра? Весь город закроем? Через 20 лет — не знаю, может быть это и произойдет", — сказал Асаул.

Замена транспортного налога экологическим сбором может привести к тому, что владельцы недорогих отечественных машин будут платить больше, чем хозяева шикарных иномарок, но при этом водители наконец поймут, за что и по каким критериям они отдают деньги, заявили опрошенные РИА Новости эксперты.

Как ранее сообщила газета «Известия» со ссылкой на источники в Минтрансе РФ , в министерстве рассматривают возможность замены транспортного налога для автомобилей на экологический сбор. В аппарате профильного вице-премьера Аркадия Дворковича изданию подтвердили информацию об обсуждении налоговой инициативы. Ее разрабатывают в соответствии с транспортной стратегией до 2030 года, которая предусматривает снижение энергоемкости транспорта и более широкое применение экономичных транспортных средств, пишет газета. Позднее министр транспорта Максим Соколов уточнил, что этот вопрос обсуждается на экспертном уровне, но Минтранс пока не предлагал правительству и ведомствам заменить налог.

Водителям непонятно, за что они платят

Руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев заявил РИА Новости, что у него нет сомнений в том, что данная инициатива рано или поздно будет принята.

"Тот налог, который взимался (транспортный - ред.), он ни к чему не стимулировал, он не давал должных сборов и самое главное - он не давал понимания автовладельцам, за что же они все-таки платят: при чем здесь лошадиные силы, как они влияют? А вот с точки зрения экологии многим, конечно, будет понятно, что в данном случае более экологичные автомобили они, естественно, меньше платят. И я думаю, что это действительно тот путь, по которому пойдет правительство РФ , потому что экологическая обстановка у нас очень и очень тяжелая, особенно в крупных городах", - сказал Канаев.

В свою очередь член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода Выбора» Александр Холодов заявил, что существующий транспортный налог не имеет «никакого смысла».

"У нас транспортный налог, по сути, вообще носит форму дани. Он привязан к мощности автомобиля и косвенно - к доходу владельца. Предполагается, что чем мощнее автомобиль, тем у него и стоимость больше. Значит, давайте брать больше денег. Сам этот налог - по сути, оброк, не носящий никакого смысла", - сказал он РИА Новости.

Владельцы «Жигулей» будут в проигрыше

По словам Холодова, экологический сбор, которым предлагается заменить транспортный налог, будет стимулировать водителей покупать более экологичные автомобили. Однако эксперт считает, что этот налог «антисоциальный»: владельцы недорогих отечественных автомобилей рискуют платить больше, чем владельцы новых «Бентли», у которых экологический класс заведомо выше.

"Мне кажется, что в нашей стране, где так много еще «Жигулей», это не очень корректно. Во-вторых, если на транспортный налог они пытались наложить социальную функцию - что «Жигули» - это минимальная оплата, потому что мало «лошадей», и старые машины вообще освобождаются - то здесь получится антисоциальная функция", - заявил Холодов.

Эксперт предположил, что экологический сбор будет зависеть от класса авто - «чем хуже для экологии машина, тем больше должна быть ставка».

"Тогда, соответственно, получается, что человек, который покупает Bentley, будет платить меньше, чем человек, который покупает подержанные «Жигули». Налог станет антисоциальным, однако у него все равно появится смысл в виде какой-то логики, в отличие от транспортного: портишь экологию - платишь деньги", - сказал Холодов.

Мягкое воздействие

По мнению руководителя ФАР Канаева, при проработке данной инициативы необходимо создать некую планку, чтобы «было к чему стремиться».

"Электромобили не платят, гибриды платят отчасти чтобы у людей было стремление к покупке более экологичного автомобиля или желание сделать свой автомобиль более экологичным. Если не будет такого стремления, будет просто эконалог: первый, второй, третий, четвертый класс - и все. Но я думаю, что этого недостаточно", - отметил Канаев.

По его словам, в этой связи необходима некая «дорожная карта». «У нас в детстве были пионеры, октябрята, комсомольцы, партийцы. Вот стремление, которое задается. Мне кажется, здесь должно быть задано такое же направление, вектор, чтобы человек понимал, к чему стремиться», - пояснил Канаев РИА Новости.

При этом эксперт считает, что этот налог не должен быть высоким изначально, необходимо «мягкое воздействие», чтобы избежать ошибок при реализации на практике данной налоговой инициативы.

"Он может быть со временем повышен, но он не может быть сразу изначально жестким, это абсолютно неправильно. В 90% стран, где вводился эконалог - везде было очень мягкое воздействие первые 3-5 лет, это был пробный шаг, смотрели, как задать вектор уже на практике. Потому что одно дело - это теория, когда пишут в министерствах и ведомствах, а другое - как это будет реализовывать ГИБДД . База у нас еще не настолько совершенна, может быть много ошибок, и естественно, это нужно все регулировать", - сказал Канаев.

Сущность экологических налогов – в том, что государство взимает плату за воздействие на окружающую среду, эксплуатацию природных ресурсов.

На сегодняшний день, точное понятие экологического налога отсутствует в Законодательстве РФ. Но в нашей стране его используют неофициально для обозначения некоторых платёжных обязательств:

  1. Платы за негативное воздействие на окружающую среду.
  2. Утилизационный сбор.
  3. Экологический сбор.

Какие налоги относятся к экологическим?

В связи с использованием определённых объектов природы, возникает необходимость уплатить налоговый сбор. Рассмотрим подробнее, в каких ситуациях это происходит.

  1. . В 2016 году его надо платить, если доказано, что транспортное средство наносит вред окружающей среде.
  2. Налог по добыче полезных ископаемых. Например, при добыче природных ресурсов, включая уголь и нефть, которые относятся к числу исчерпаемых.
  3. Водный налог. Платится в России за внесение дисбаланса в окружающую среду при использовании водных ресурсов.
  4. Сбор за эксплуатацию водных биологических ресурсов в России, объектов животного мира. Этот налог платится, если ущерб природе причинён в результате охоты или других видов ловли животных.
  5. Земельный.

Порядок оплаты налогов за воздействие на окружающую среду

Обязанность по перечислению денежных средств в бюджет государства лежит на руководстве организаций, работающих в сфере природопользования. А также экологический налог в 2016 году платят фирмы, арендующие оборудование, которое наносит вред окружающей среде.

Расчёт денежной суммы экологического налога в 2016 году осуществляется самостоятельно руководством, на основании:

  1. Постановления Правительства РФ №632 от 1992 года . Этим же документом руководствуются при заполнении налоговой декларации.

Кто платит сбор за мусор?

Иногда обязанность по перечислению денежных средств за мусор в России лежит даже на тех, кто использует . Как и заполнение налоговой декларации.

Общее правило гласит, что плата за мусор взимается, когда размещаются отходы потребления и производства. Размещение – это не только складирование отходов в мусорные баки.

Другое дело – если предприниматель ведёт деятельность, и сам заключает договор со специальной фирмой по вывозу мусора (работающей по ).

Выплата налогов тогда определяется условиями договора. Например, если по договору право собственности на отходы принадлежит фирме – тогда экологический сбор становится обязательным.

Общие правила уплаты экологического сбора

Экологический налог в России официально был введён только в 2015 году законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» .

Плательщиками этого сбора, предусмотренного статьей 24.5 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ , являются организации и фирмы, импортирующие или производящие товары вместе с упаковкой, которые утилизируются после утраты потребительских свойств.

Но экологический налог в 2016 году нужно платить только в том случае, если компания не выполняет свои обязательства по утилизации.

Перечень товаров и других предметов, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств в России, указывается в распоряжении Правительства РФ от 24.09.2015 за номером 1886-р .

Расчётные коэффициенты по каждому виду товара и упаковки помогут разобраться в том, должен ли тот или иной предприниматель платить .

Со ставками можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 09.04.2016 N 284 .

Потому важно запомнить несколько правил.

  1. Если фирма производит товары, указанные в перечне, то она и утилизировать их может самостоятельно.
  2. А можно воспользоваться услугами сторонней организации.
  3. Но экологический налог в 2016 году придётся заплатить, если не было утилизировано нормативное количество отходов.

Предполагается, что импортёры и производители сами будут отчитываться по вопросам выполнения нормативов, либо отклонения от них. Но пока нет единой формы, с помощью которой это можно было бы сделать.

Как рассчитать налоги тем, кто не занимается утилизацией?

Общая сумма экологического налога в 2016 году вычисляется отдельно, по всем видам товаров, которые требуют утилизации. Формула будет такой:

Иногда в формулу подставляется масса готового товара, а иногда – количество единиц, для которых необходима утилизация.

Нормативы утилизации вместе со ставками экологического сбора помогут понять, какой показатель надо использовать для того или иного вида товара.

Сроки и отчётность

Согласно действующему законодательству, экологический налог в 2016 году перечисляется до 20 числа месяца, который следует за отчётным периодом. А сам отчётный период – это календарный квартал.

Как уже сказано выше, все расчёты вместе со ставками организация проводит самостоятельно, в зависимости от объёма загрязнений, возникающих по причине осуществления деятельности. Декларация расчёта по подобным платежам состоит из нескольких частей:

  1. Начинается с титульного листа, согласно кодексу по налогам.
  2. Далее идёт общая сумма, которую нужно перечислить в бюджет.
  3. Потом Раздел 1. Он посвящён выбросу вредных веществ в атмосферу стационарными объектами.
  4. Раздел 2. То же самое, только по объектам передвижным.
  5. Раздел 3. С информацией по сбросам загрязняющих веществ в водные объекты.
  6. Раздел 4. Посвящён размещению отходов от производства и потребления.

В расчёт уплаты со ставками надо включить только те разделы, которые действительно необходимы организации. В зависимости от того, какое негативное воздействие на окружающую среду она оказывает. Например, не нужно прикладывать и заполнять 1-й раздел, если отсутствуют стационарные объекты, которые выбрасывают вредные вещества в окружающую среду.

Есть несколько способов для предоставления декларации вместе со ставками:

  • В электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи, или же на магнитных носителях.
  • На бумажных носителях. Заказным письмом с уведомлением, или через представителя организации.

В электронном виде декларации и расчёты должны иметь формат XML, как говорит налоговый Кодекс РФ.

В электронном виде декларацию можно не представлять, если плата составляет менее 50 тысяч рублей. В противном случае это требование обязательно для выполнения.

Куда сдавать отчёт, перечислять деньги?

В настоящее время, согласно текущему законодательству, доходы в бюджет по негативному воздействию окружающей среды могут принимать только территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Коротко такая организация называется Росприроднадзором. Она и определяет, кто платит взносы.

В такие территориальные органы отчётность сдаётся только в скреплённом или , прошитом и пронумерованном виде. Документ подаётся по адресу нахождения стационарного объекта загрязнения, а также там, где проходила государственная регистрация объекта передвижного.

Отдельный расчёт уплаты сдаётся по каждому источнику загрязнения, даже если их несколько. Если несколько объектов загрязнения эксплуатируется на территории одного объекта, уплата отражается по ним в виде единого расчёта. Но лист заполняется отдельно, по каждому из муниципальных учреждений.

С какого времени перечисляются экологические платежи?

Экологические платежи должны перечисляться в бюджет с того момента, как в силу вступило постановление Правительства №344 . Это время считается с 30 июня 2003 года.

С этого времени должны платить налог те предприятия, которые работали и до этого, но экологические сборы не перечисляли. Если компания образовалась позже, то она производит уплату с момента начала деятельности.

О некоторых особенностях расчёта

По каждому загрязняющему веществу и отходу суммы платежа учитываются отдельно. Это касается и каждого вида топлива, на котором работают передвижные объекты. Рассчитывая уплату за экологические выбросы, надо учитывать несколько факторов:

  1. Дополнительные коэффициенты 2 и 1,2.
  2. Коэффициент экологической значимости для региона.

Выбросы так же требуют определения сразу нескольких показателей:

  • Коэффициент для взвешенных веществ.
  • Дополнительный коэффициент 2.
  • Экологическая значимость региона.

Наконец, когда считается плата за отходы, опираются на:

  • Коэффициент месторасположения объекта, где размещаются отходы.
  • Дополнительный коэффициент 2.
  • Экологическая значимость.

Коэффициент с учётом инфляции может добавляться ко всем перечисленным выше схемам. Он устанавливается в Федеральных бюджетах на очередной календарный год.

Расчёт платы и сопутствующие документы

Нормативные документы, которые действуют сейчас, не предусматривают дополнительного пакета документов к текущей отчётности. Но территориальные органы могут выдвинуть свои требования к предоставлению дополнительных бумаг.

  • Документы для подтверждения фактического использования отходов.
  • Договор на передачу отходов.
  • Нормативные документы, включающие лимиты на размещение, ПДС, разрешения ПДВ и заключения.
  • Договор аренды, свидетельство на то, что помещение находится в собственности.

Такая информация особенно важна, если дело касается крупных плательщиков. Иногда хватает лишь одной справки о производственной деятельности предприятия.

У каждого территориального органа свои правила сотрудничества. Лучше заранее об этом узнать, посетив соответствующий офис.

Малое и среднее предпринимательство. Как они платят за отходы?

Согласно законодательству, представители и среднего бизнеса также должны составлять отчёт об использовании товаров и отходов.

А затем, согласно действующим нормам, проводить утилизацию. Отчётность направляется представителям территориальных органов Росприроднадзора, до 15 января года, следующего за отчётным периодом.

При этом отчётность должна быть подтверждена не только договорами со сторонними организациями, но и лицензиями этих организаций.

Иначе все документы просто утратят силу. Если документы или подтверждения отсутствуют, к налогу применяют повышающий коэффициент до 0,5 единиц.

Нужно ли офисам платить за отходы?

Может показаться, что деятельность офисов никак с этим не связана, поскольку их деятельность не влияет на окружающую среду. Но это не так.

Росприроднадзор ждёт, что платежи должны поступать от любых организаций и предприятий. Это касается и тех, кто связан с так называемым офисным бизнесом.

Ведь отходы потребления образуются всегда, включая отработанные лампы накаливания или люминесцентные лампы, мусор, картриджи от оргтехники и так далее.

Но надо учитывать, что экологический сбор должен платить тот, кому отходы принадлежат. И здесь всё снова определяется тем, как заключён договор с организацией, выводящей мусор.

Если он находится в собственности организации – она и платит налог. Если нет – то платить должны те, кто занимается вывозом.

О платежах за загрязнение воздуха автомобилями

Раздел 2 в отчётности заполняют те организации, у которых есть передвижные источники загрязнения. Не важно, находятся ли они в собственности, или были арендованы.

Для транспортных средств отдельно не устанавливают предельный уровень выбросов в атмосферу. Зато есть технические нормативы по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу.

При проведении техосмотра специалисты проверяют, насколько то или иное транспортное средство соответствует указанным требованиям.

Запрещается эксплуатировать транспорт, если он выделяет количество вредных веществ больше, чем указано в действующих нормативах. Или запрет накладывается до тех пор, пока не будут устранены нарушения.

Масса выброса загрязняющих веществ не определяет нормативы по плате. Здесь определяющим фактором выступает разновидность используемого топлива, его вид.

Нормативы нужно умножать на количество топлива, которое было фактически израсходовано. Первичные бухгалтерские документы по учёту помогут точно рассчитать, сколько топлива ушло в том или ином случае. В объёмных единицах топливо учитывается у тех, кто ведёт путевые листы.

Но за тонну топлива отдельно устанавливаются базовые нормативы платы. Литры переводятся в тонны для тех, кто заинтересован в точных расчётах. Для этого объём материала умножаем на плотность.

Предупреждения руководителям и бухгалтеру

Если на предприятии образуются отходы 1-4 классов опасности, то паспорта необходимо иметь на каждый из них. Это касается и несортированного мусора, относящегося к бытовым помещениям. Иначе организации грозит штраф за то, что она не выполняет экологические требования. Размер штрафа доходит до 100 тысяч рублей.

Материальные расходы в пределах утверждённых лимитов – вот в какой раздел включают экологические платежи, чтобы правильно рассчитать налог на прибыль. Но при расчёте налога не должны учитываться выбросы, которые выходят за пределы норматива.

Для единого налога на УСНО действуют аналогичные правила. Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду способны уменьшить налоговую базу.

Можно сказать, что экологические платежи – это такие же обычные налоговые сборы, требующие отражения в отчётности.

Но при расчётах налогов их включают лишь в том случае, если они уплачены за предельно допустимые сбросы и лимиты.

Всё остальное – это прочие расходы, которые просто не учитываются для налогообложения. Контролирующие органы могут запросить информацию по отходам, если на предприятии эксплуатируется транспорт, но плата за него не вносится.

При отсутствии реакции на запрос возникает опасность серьёзного штрафа.

Порядок расчета экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в Беларуси значительно упрощен

Экологический налог в РФ в 2017-2018 году: Детальный обзор и способы расчета

Недовольство высокими ставками транспортного налога довольно активно высказывалось автомобильным сообществом и вот, похоже, власти решили изменить ситуацию. Впрочем, теперь ситуация в корне изменится, и более всего от нового экологического налога пострадают владельцы старых автомобилей.

Новый экологический налог предусматривает плату не за факт обладания транспортным средством как таковым, а за количество вредных выбросов СО2 при езде. При этом на сегодняшний день Минпромторг уже достиг договоренности с Министерством финансов по общим принципам ухода от ныне действующего транспортного налога, опираясь на опыт Европы в отношении использования экологического налога.

На сегодняшний день 47 процентов от общего автопарка Российской Федерации составляют автомобили, чей возраст превышает десять лет. При этом ситуация во многом различается в зависимости от региона.

В частности, наиболее насыщенным транспортными средствами является Дальневосточный округ, но при этом средний возраст автопарка там остается высоким. В частности, 82 процента от всех автомобилей имеют возраст старше десяти лет, что связано с активным импортом подержанных автомобилей из Японии.

При этом центральные регионы страны имеют лучшие результаты, на что оказывает влияние большая платежеспособность населения. Следует отметить также и тот факт, что на Дальнем Востоке многие автомобилисты предпочитают покупать подержанные автомобили в виду того, что за сходную сумму можно приобрести машину более высокого класса. Кроме того, здесь традиционно сохраняется недоверие к доступным иномаркам российской сборки.

Впрочем, экологический налог в России, по мнению властей, необходим не столько из-за относительной старости парка автомобилей, сколько в связи с экологическим классом ездящих по просторам страны автомобилей.

Так, половину автопарка Российской Федерации составляют транспортные средства с экологической категорией «Евро-1» и ниже, что таит существенную угрозу экологии. В особенности это касается крупных городов, где степень загрязнения атмосферы крайне высока.

С целью контроля за экологической ситуацией в больших городах Минпромторг выступил с предложением об ограничении сроков эксплуатации автотранспортных средств, главным образом – легкового коммерческого транспорта. Это ведомство, по сути, не выступает против подержанных автомобилей, а заявляет в качестве главного критерия их экологическую чистоту.

По информации Минпромторга за прошлый год в страну было ввезено порядка сорока тысяч старых автомобилей иностранного производства. При этом на них была незаконно оформлена документация о соответствии четвертому классу экологической чистоты.

Попытки внедрить вызвали полярно различные мнения. Многие считают данную меру излишней ввиду того, что большая часть автомобилей и так соответствует современным нормам, но при этом должна заправляться топливом соответствующего экологического класса.

Причем ставки акциза для топлива класса «Евро-5» окажутся ниже, нежели на бензин «Евро-3», что само по себе приведет к активизации приобретения современных транспортных средств с более «чистым» мотором.

Эксперты полагают, что такая налоговая реформа может привести к существенному увеличению налогового бремени для автовладельцев и увеличению инфляции. Кроме того, не стоит сбрасывать и то, что основной удар придется по семьям с низким уровнем доходов. Все же старые автомобили, как правило, эксплуатируют не из-за желания автовладельца, а в связи с финансовыми трудностями, которые не позволяют купить новое авто.

Следует отметить, что часть аналитиков также приходит к выводу, что волноваться владельцам автомобилей пока рано. На внедрение нового налога потребуется срок порядка пяти-семи лет. Кроме того, государству придется прибегнуть к системе стимуляции и помощи гражданам в покупке новых автомобилей, как уже было сделано в Европе.

Впрочем, следует отметить, что экологический налог не преследует своей целью снижение предыдущего транспортного налога, а потому существенных преференций ждать все равно не стоит. В теории, налоговая ставка может возрасти в 10-15 раз, что станет очень серьезным бременем для автовладельцев.

К примеру, при размере ставки транспортного налога в пять рублей владелец ВАЗовской «семерки», имеющий двигатель мощностью в 74 лошадиные силы, ежегодно уплачивает в бюджет порядка 370 рублей.

В случае, если размер экологического налога будет равен загрязнению СО2 на один километр пройденного пути, помноженный на ставку и общее количество выбросов за год. Даже в случае годового пробега, составляющего одну тысячу километров и выбросе в атмосферу 200 граммов СО2 при налоговой ставке 0.5 рубля ему придется заплатить 100 тысяч рублей, а при больших пробегах, стало быть, еще больше. Само собой, такой налог окажется непосильным для подавляющего большинства граждан страны.

Специалисты полагают, что выходом из сложившейся ситуации может стать система льгот для граждан, владеющих автомобилями с минимальным количеством вредных выбросов. Кроме того, должна быть разработана системы поддержки и для производителей топлива экологических классов «Евро-3» и «Евро-4».

К примеру, в Германии в случае, если автотранспортное средство выбрасывает в атмосферу менее 120 граммов СО2 на километр пути, его владелец от уплаты экологического налога освобождается.

Впрочем государство предусмотрело ежегодное снижение данного лимита: в частности, в 2012 году он составил 110 граммов на один километра, а в следующем году будет составлять 95 граммов. Таким образом, для того, чтобы оставаться «в тренде» и не платить налог, владельцу придется обновлять свой автопарк на более экологически чистые модели.

Кроме того, подобная схема стимулирует приобретение гибридных транспортных средств, в которых экологическая чистота достигается без ущерба для мощностных и динамических показателей машины.

Еще одним аспектом, который потребуется учесть при разработке закона, является наличие «переходного» периода для перевода автомобиля на эксплуатацию более экологичного топлива.

Следует создать различия для граждан, применяющих автомобили для личных целей и водителей, занимающихся пассажирскими и грузовыми перевозками.

Эксперты предлагают облагать экологическим налогом в России производителей автомобилей, не соответствующих современным экологическим стандартам. Это позволит автопроизводителям активнее осваивать новые технологии и внедрять инновации в данной области.

Следует отметить, что экологический налог имеет свои преимущества и недостатки. К его плюсам следует отнести дифференциацию платы в зависимости от частоты использования автомобиля.

На сегодняшний день равную сумму вынуждены платить все, и те, кто пользуется автомобилем редко, и автомобилисты, постоянно использующие транспортное средство.

Еще одним достоинством нововведения является, конечно же, и вынужденное обновление автопарка на автомобили с лучшей экономичностью и минимальным уровнем вредных выбросов. Кроме того, автомобилестроители будут вынуждены модернизировать автомобили, что также способствует развитию альтернативных – гибридных и электрических технологий.

Однако при этом очевидны и весомые недостатки. Вполне естественно, что уровень жизни подавляющего большинства россиян намного ниже европейского. При этом экологический налог в России ударит, первым делом, по наиболее незащищенным слоям общества. И это при том, что владельцы дорогих авто, имеющие высокий доход, от налога практически будут освобождены.

По сути, новый экологический налог имеет все шансы стать своего рода «налогом на бедность», что вызовет законное недовольство граждан и может послужить катализатором роста общественного напряжения в стране.

Кроме того, с внедрением экологического налога потребуется обновление автопарка государственных учреждений, включая больницы, что потребует дополнительных затрат из бюджета. Таким образом, вопрос о своевременности внедрения нового налога и его влияния на ситуацию в стране остается открытым.

Может заинтересовать:


Уникальный автомобильный сканер Scan Tool Pro