Развитие туризма в малых городах россии. Транспортная инфраструктура муниципальных образований

На фоне череды громких банкротств на рынке выездного туризма, которые, скорее всего, еще не закончились, россиянам советуют путешествовать по России. Казалось бы, чем не выход?

Но даже если не брать во внимание проблемы со стоимостью перелетов, изношенностью гостиниц, откровенно плохим сервисом (в конце концов, все это можно исправить), камнем преткновения становится отсутствие у муниципалитетов полномочий развивать туризм. Ну какие после этого гостиницы и привлекательные маршруты?

Об этой проблеме "РГ" рассказывали во многих регионах России. "Ни в одном муниципалитете по закону нельзя сформировать отделы по развитию туризма. Мы сейчас формируем туристические кластеры, чтобы их включать в Федеральную целевую программу, но муниципалитеты, в отличие от регионов, не имеют полномочий даже по закреплению специалистов на эту работу. Нет источников, чтобы платить им зарплату, - говорил начальник отдела Департамента международного сотрудничества и туризма Приморского края Владимир Щур. - В свою программу развития туризма мы включили подготовку гидов-переводчиков, нам не хватает их в Приморье для обслуживания иностранных туристов. Но этот проект не согласовали органы исполнительной власти лишь потому, что у нас нет таких полномочий".

Дело в том, что муниципалитеты работают по 131-му Федеральному закону. В нем есть только "голая" формулировка, что они имеют право развивать туризм. "Но это право не дает ничего, - рассказала "Российской газете" директор Угличского туристско-информационного центра (ТИЦ) Юлия Воронова. - Мы не закреплены в отраслевых перечнях муниципальных услуг, нет описаний квалификационных требований к сотрудникам ТИЦев, нет системы расчета заработной платы". Основная проблема, по мнению экспертов, связана с тем, что законы не успевают за жизненными реалиями.

Туризм в России развивается динамично, энтузиасты стараются копировать зарубежный опыт, который на десятилетия опережает то, что прописано в отечественных нормативных актах. В случае с туризмом есть противоречия со 131-м законом об организации местного самоуправления и Бюджетным кодексом. В кодексе сказано, что дотационные муниципалитеты должны выполнять свои основные обязательства. По закону к ним относится сфера ЖКХ, транспорта, здравоохранения. А развивать туризм, на который согласно формулировке, прописанной в законе, муниципалитеты "имеют право", можно только донорам. "Получается, если ты донор, имеешь деньги, то, значит, имеешь право развивать туризм. То есть эта отрасль законодательно до сих пор воспринимается, как развлечение, а не сектор экономики, - рассказывает "РГ" директор Ассоциации малых туристских городов Елена Канева. - Но у нас в стране почти все малые города дотационные. А туризм - как раз позволяет их спасти".

Угличский ТИЦ появился первым в Ярославской области, 5 лет он работает на имидж и экономику малого города. И теперь примерно 10-15 процентов в общей сумме налоговых отчислений в бюджет дает сфера туризма. В минувшие выходные в городе на Волге прошел международный фотопарад. В нем приняли участие именитые мастера со всего мира, фотокорреспонденты ведущих СМИ и информационных агентств. Для города с населением в 40 тысяч человек - это огромное событие. Еще бы: снимки, сделанные здесь, потом разлетятся по городам и странам, там узнают, что есть в России и красивая река Волга, и милый город Углич. Так что, как видим, "туристические полномочия" нужны малым городам не только для того, чтобы зарабатывать деньги. Но и для имиджа страны.

Хотя деньги, понятно, тоже жизненно необходимы. Тем более скоро могут открыться новые возможности. Недавно председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила ввести так называемый туристический налог. "Вопрос назрел, его надо решать. Я думаю, любой турист, который приезжает в исторические, культурные центры, не пожалеет 3-5 долларов, или 100-150 рублей, для того, чтобы они пошли на восстановление исторических памятников", - заявила глава Совфеда. ТИЦы и муниципальные власти обеими руками "за". Правда, признают, что наши туристы еще к таким взносам не готовы. "Если платить налог при въезде в город даже по 100 рублей с человека для семьи из 4 человек, это будет накладно. Хотя такая практика существует за границей. В некоторых странах Европы муниципальный налог, который идет на развитие туризма, взимают отели", - поясняет Елена Канева. "Опыт есть разный. Например, в Инсбруке небольшие отчисления на содержание туристско-информационных центров делают магазины по продаже сувениров. Это логично, потому что ТИЦы занимаются раскруткой тех же магазинов, ресторанов, гостиниц", - приводит пример Юлия Воронова.

В Угличе то и дело слышна иностранная речь. Сюда ежедневно приходят круизные лайнеры, которые возят интуристов по городам Золотого кольца. В Угличе очень много молодых лиц, это удивляет, потому что мы, к сожалению, уже привыкли к тому, что город на несколько десятков тысяч жителей - это в перспективе умирающая деревня. В Угличе есть выбор ресторанов и гостиниц. Ценовой диапазон на размещение - от 300 руб. до 3,5 тысячи рублей. Сейчас надо только дорабатывать законы и в идеале решать извечную проблему с дорогами. "Если к городу плохая дорога, ехать туда не хочется", - делится мнением Канева.

Отправить другу

В настоящее время, по данным последней переписи Федеральной службы Государственной статистики на 1 января 2016 г., в более чем 788 малых городах, что составляет 71 % всех городов России проживает более 16 % населения страны. Большинство малых городов особенно остро, по сравнению с региональными центрами и мегаполисами, переживают последствия глобального экономического кризиса и политических потрясений 90-х гг. По мнению авторов, для категории «малые исторические города» к которой только в ЦФО можно отнести более 220 городов и поселений, единственным выходом из кризиса должно стать интенсивное развитие сферы внутреннего и въездного туризма и гостеприимства.

Вместе с тем сама сфера российского внутреннего туризма переживает сложный период, характеризующийся, с одной стороны, позитивными тенденциями, связанными с улучшением экономической конъюнктуры для внутреннего рынка, а с другой - относительной неразвитостью общего экономико-административного и социального инструментария. Образно говоря, все понимают, что развитие внутреннего туризма является жизненно необходимым для малого исторического города и есть положительные примеры такого развития, но по-прежнему нет внятной государственной и региональной политики в этой сфере, не развита система статистического наблюдения, не созданы условия для улучшения инвестиционного климата, практически не решен кадровый вопрос и т.д.

Одной из проблем является отсутствие точных критериев по определению текущей позиции малого исторического города на рынке внутреннего туризма. Причина этого прежде всего - крайняя неразвитость системы статистического наблюдения за процессами, происходящими на уровне муниципальных образований. Ни у муниципалитетов, ни у региональных органов государственной статистики нет методики таких наблюдений, а также ресурсов для их осуществления. Эти и другие исследования состояния малых городов носят спорадический и несистемный характер. Тем не менее они жизненно необходимы для малых городов, так как без системного анализа не могут быть приняты инвестиционные решения, что, в свою очередь, обрекает малые города на угасание и смерть.

За последние несколько лет ситуация в сфере туризма и гостеприимства существенно изменилась. В связи с экономическим кризисом, введением различного рода санкций, девальвацией рубля и снижением реальных доходов населения направления выездного туризма стали менее доступными для населения. Так, по данным Ростуризма, за первые 9 месяцев 2016 г. выездной поток российских туристов снизился более чем на 20 % по сравнению с аналогичным показателем 2015 г. и на 50 % - по сравнению с аналогичным показателем 2014 г. Снижение выездного потока не привело к прямо пропорциональному росту туризма на внутреннем рынке, более того, количество компаний, работающих в рознице, существенно сократилось. Авиакомпании несут убытки и разоряются, что приводит к росту тарифов, а продвижение российского внутреннего туристского продукта остается на минимальном уровне.

Вместе с тем растущий уровень качества предприятий российской сферы туризма и гостеприимства, увеличение количества объектов показа, коллективных средств размещения и предприятий общественного питания, улучшение транспортной доступности, а также более активное продвижение предприятий, городов и регионов внутри страны и в интернет-пространстве привели к качественному изменению структуры спроса на общем рынке туризма и усилению тенденции роста на тех направлениях внутреннего туризма, которые ранее проигрывали зарубежным конкурентам. Впрочем, изменение политической конъюнктуры может внести коррективы в этот наметившийся тренд, все может вернуться «на круги своя». Тем не менее у российского внутреннего туризма практически неисчерпаемый ресурсный потенциал.

На сегодняшний день показатели, характеризующие въездной и внутренний туризм, продолжают неуклонно расти. По словам главы Ростуризма О. П. Сафонова, в 2014 г. рост внутреннего туризма превысил 30 % по сравнению с аналогичными показателями 2013 г., правда, в 2015 г. рост замедлился, достигнув уровня 20 %. Сразу отметим, что авторы не считают данные статистические показатели верифицированными, и можно говорить, скорее, об экспертной оценке. Глава Ростуризма считает, что в ближайшие годы количество прибытий может увеличиться на 5-6 млн поездок в год, что, безусловно, принесет значительную прибыль отрасли. Общее мнение, обусловленное, прежде всего, ожиданиями участников рынка, таково: ситуация для развития внутреннего туризма сегодня наиболее благоприятна, чем это было несколько лет назад.

Из этого следует, что туризм может и должен стать катализатором экономического развития малых исторических городов. Их ресурсный потенциал достаточно высок, следовательно, многие из них смогли бы стать достойной заменой популярным зарубежным направлениям по крайней мере в сегменте туров выходного дня.

Бесспорно, создание условий для развития сферы туризма - проблема достаточно сложная, и ее решение требует огромных и обязательно согласованных усилий со стороны власти, общества и местного бизнеса. Для этого, с точки зрения авторов, необходимо принять целый комплекс мер - в том числе и административных, направленных на консолидацию городских сообществ, продвижение городских туристических брендов, развитие или создание инфраструктуры и привлечение инвестиций в точки притяжения для возможных туристических групп, что, безусловно, будет способствовать росту туристского потока в малые города.

По мнению авторов, важнейшим фактором, влияющим на относительно низкий темп развития туризма в малых городах, является их недостаточное или некачественное продвижение. В большинстве муниципалитетов практически отсутствуют структурные подразделения, занимающиеся развитием туризма, и очень мало предпринимателей, для которых туризм и гостеприимство являются основным бизнесом. В ходе исследования, проведенного авторами в г. Москве, было выявлено, что, например, москвичи, в возрасте от 18 до 30 лет, в подавляющем большинстве не знают о существовании, а тем более, достопримечательностях малых городов. При этом, узнав, например, о существовании в г. Касимове уникального музея самоваров и самого старого минарета в европейской части России, более 60 % из них хотели бы принять участие в туре по малым городам. Вопросов о наличии гостиницы, ресторана и других элементов туристской инфраструктуры не возникает, предполагается, что все можно найти если не в самом городе, то поблизости. Такой спрос можно назвать отложенным или спящим, он «просыпается» в случае удачного продвижения, связанного с пониманием ожиданий аудитории. Отметим, что при ярко выраженном существующем потенциальном спросе сами города пока еще не в состоянии сформировать линейку турпродукта.

В ближайшие годы нарастание спроса приведет к тому, что работникам администраций, малому бизнесу, ТИЦам - туристско-информационным центрам и другим организациям, относящимся к отрасли туризма, придется совместно разрабатывать качественную маркетинговую концепцию по продвижению их туристского продукта для начала на внутреннем, а в дальнейшем, может быть, - и на международном рынке туризма.

Спрос на туры выходного дня, культурно-познавательный, экологический и сельский туризм ежегодно растет и будет продолжать расти в последующие несколько лет. Элементы данных видов туризма включают в себя путешествие по малым городам. Бренд город может быть «раскручен» различными способами: с помощью рекламы, через прямой маркетинг, участие в крупных туристских выставках, личные продажи; на веб-сайтах и в брошюрах, в средствах массовой информации, а также посредством сотрудничества местных маркетинговых организаций - КМО с журналистами, организаторами мероприятий и фильмопроизводителями. Создать представление о специфической географической местности или области у целевой аудитории можно посредством освещения различных событий в области культуры и искусства, организации досуга, использования объектов культурного наследия, развития спортивных отраслей.

Особый вопрос - качество и подготовка персонала. Для того чтобы привлечь потенциального потребителя, нужно позаботиться о качестве предоставляемых услуг. Первое, о чем подумает турист после того, как удовлетворит свой интерес - где он будет питаться и отдыхать, где находится зона безопасности в новом для него городе. Ни для кого не секрет, что уровень туристской инфраструктуры в России оставляет желать лучшего. Особенно это заметно в малых городах. Большинство объектов индустрии гостеприимства было построено еще в советские времена, что в условиях растущих требований потребителей совсем неприемлемо. Отрасли нужна модернизация, качественное преобразование условий отдыха.

Нельзя отрицать, что за последнее десятилетие было построено много качественных объектов размещения, но, как правило, это автономные крупные базы отдыха, которые самостоятельно привлекают туристов из близлежащих региональных центров в обход малых городов. Необходимо наладить прочное взаимовыгодное сотрудничество между администрациями малых исторических городов и крупными комплексами.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в связи со сложившейся ситуацией на рынке туризма малые исторические города требуют пристального внимания со стороны властей и туристского бизнеса. Развитие туризма в малых городах России может помочь возродить малые города путем создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций, что, в свою очередь, поспособствует росту городского бюджета, а значит, и уровню жизни населения, таким образом предотвратив его отток в большие города.

Щегольков Юрий Юрьевич, 1-й заместитель декана факультета «Международный туризм, спорт и гостиничный бизнес», Финансовый университет, Москва, Россия

Метелкина Полина Владиславовна, студентка факультета «Международный туризм, спорт и гостиничный бизнес», Финансовый университет, Москва, Россия

Организация дорожной сети муниципального образования. Классификация транспорта муниципального образования. Конфигурации магистралей. Понятие транспорта. Виды городского транспорта. Особенности и недостатки городского транспорта. Основные показатели организации систем городского пассажирского транспорта. Функции органов МСУ в сфере управления транспортом. Обеспечение деятельности транспорта как одной из сложных задач городского хозяйства.

Для создания функциональной и рациональной городской среды вся транспортная система города должна быть подчинена единому инженерно-экономическому решению и обеспечивать ряд основополагающих принципов транспортировки жителей: безопасность передвижения населения, охрану окружающей среды, учет особенностей ландшафта территории, а также исторических и национальных приоритетов жителей в отношении определенного вида транспорта. Поэтому для организации рациональной городской транспортной си­стемы необходимо осуществить комплекс сложных инженерно-экономических решений, а именно: использование подземного и наземного пространства; применение многоуровневых развязок, транспорты к туннелям и разгрузочных объездных дорог, что позволит увеличить пропускную способность крупных магистралей; улучшить организацию движения; обеспечить безопасность передвижения пешеходов и транспортных средств по территории муниципального образования.

При организации дорожной сети внимание уделяют прежде всего улицам и проездам. Особые требования касаются прокладки магистралей.

Требования к построению магистрали следующие:

1. Прокладка магистралей осуществляется для обеспечении минимального расстояния между точками маршрута, где создают! | и направляются новые потоки транспорта и пассажиров.

2. Трассировка производится с учетом условий рельефа местнт m проекта основных магистралей, обслуживания наиболее мощный,

градообразующих и создающих крупные потоки предприятий, которые обеспечивают рациональные архитектурно-планировочные решения в городской сфере и удерживают предельные размеры наклона.

3. Обеспечение рациональной густоты сети, позволяющей развязать транспортные узлы и потоки по территории населенного пункта (города).

4. Первоочередное построение сети магистралей является: основой архитектурного облика и транспортной связи города с объектами пригорода и другими регионами.

5. Скоростные городские дороги. Новый класс автодорог д.ля России с полной изоляцией от уличной сети городского и пешеходного движения. Все пересечения происходят в разных уровнях. Въезды и съезды на эти дороги предназначены для всех видов транспорта. Средняя скорость движения по ним - 80-120 км/ч. Ширина скоростной дороги составляет 110-150 м. Уклон - менее 1%. Густота размещения этих дорог 0,1-0,3 км/км 2 Стоимость строительства - 200 млн. - 1 млрд. руб. за километр.


Магистральные улицы. Это транспортные артерии города, кото­рые принимают на себя до 80% его движения. На магистральных улицах преобладают легковые: и грузопассажирские автомобили. Развязки с другими дорогами осуществляется в единой плоскости регулирования движения при помощи автоматических светофоров. Пешеходное движение осуществляется с пересечением улицы. Ширина магистральной улицы- 50-70 м. Уклон-до 3%. Магистральные улицы районного значения предназначены для передвижения по территории жилых районов.

Улицы и дороги местного движения. Жилые улицы, проезды решают задачи сбора транспортного потока для вывода на более крупные магистрали. Их ширина - 20-30 м, проезжая часть составляет около 10 м, уклон улицы доходит до 7%, стоимость строительства-20-180 млн. руб.

Пешеходные дороги (тротуары). Эти дороги выделены в самостоятельную систему путепроводов. Пешеходные дороги специальною назначения проектируются в зонах отдыха, рекреации в городских парках, скверах параллельно скоростным городским дорогам и магм стральным улицам, уклон - до 9%, ширина - 12-20 м, стоимость строительства - от 1,5 до 5 млн. руб. Ширина тротуара внутри микрорайона составляет 1,5-2 м. Тротуары окаймляющих улиц и скоростных городских дорог шириной от 3 до 12 м отделяются от скоростной городской дороги защитной лесополосой из 2-3 деревьев, Ширина- 10-15 м.

Транспортный комплекс современного города включает в себя внутригородской пассажирский транспорт, междугородный, грузовой транспорт, специализированный транспорт (перевозка хлеба, молока, бензина, вывоз бытовых отходов, медицинский транспорт и др.), а также различные службы подразделения, обеспечивающие его функционирование. Организации скоординированной работы этих частей сложного транспортного комплекса требует управления со стороны городских властей.

Весь транспорт, исходя из его функционального назначения, можно разделить по назначению на следующие виды:

Пассажирский;

Грузовой;

Специализированный.

В свою очередь в зависимости от пользования транспортными средствами и их принадлежности городской пассажирский транспорт подразделяется на:

массовый - общего пользования;

общественный - индивидуального пользования (такси, ведом ственные автомобили и автобусы);

индивидуальный - личного пользования (личные автомобили).

Нормальное жизнеобеспечение современного муниципального образования, особенно крупного, невозможно без удобных и надежных транспортных связей. Наибольшее значение для жизнедеятельности города при этом имеют массовые виды городского пассажирского транс­порта, роль которых в современном городе сводится к предоставлению удобств и снижению затрат времени на передвижение. Уровень развития городского пассажирского транспорта, разветвленность и плотность транспортной и маршрутной сети на территории города, интервал и ско­рость движения транспорта определяют время, которое жители города нынуждены затрачивать на необходимые поездки. Продолжительность поездки, вызывающая транспортную усталость населения, непосред­ственно влияет на производительность и качество труда.

Массовые виды городского пассажирского транспорта работают на «ранее установленных маршрутах и характеризуются большой вместимостью, высокой провозной способностью.

Наиболее распространенным из них является автобус. К его пре­имуществам перед другими видами городского пассажирского транс­порта следует отнести:

Хорошую маневренность;

Относительно небольшие капитальные вложения в организацию движения;

Большое разнообразие типов и видов как по вместимости (от микроавтобусов до повышенной вместимости), так и по стоимости.

Недостатки этого вида транспорта:

Экологически вредный вид транспорта, вызывающий загрязнение окружающей среды;

Относительно низкая провозная способность (9-10 тыс. пас­сажиров в час).

Таким образом, автобус - безрельсовый уличный вид транспорта с автономным энергоснабжением, обладающий высокой маневрен­ностью и не требующий сооружения специальных путевых устройств. Автобус обеспечивает возможность легкого изменения маршрутной сети в соответствии с колебаниями пассажиропотоков и организации маршрутов в новых районах жилой застройки.

Главные недостатки автобусного транспорта связаны со сложно­стью автономного двигателя внутреннего сгорания, значительными эксплуатационными затратами, относительно небольшой емкостью транспортных средств, загрязнением окружающей среды, высо­ким уровнем шума. Однако благодаря преимуществам автобусного транспорта перед другими видами и несмотря на присущие ему недостатки, он получил значительное распространение и является единственным видом транспорта в малых городах и поселках m сравнительно небольшими пассажиропотоками.

Троллейбус по эксплуатационным показателям почти не уступает автобусу, но требует больших капиталовложений в организации движения. Главное его преимущество - это экономичный и экологически чистый вид городского транспорта.

Трамвай имеет повышенную провозную способность, но сложное устройство подвижного пути требует больших капиталовложений, кроме того, трамвай как вид пассажирского транспорта отличается крайне низкой маневренностью.

Перечисленные виды городского транспорта отличаются экономическими и эксплуатационными показателями, которые разделяют область их целесообразного применения.

Основными эксплуатационными показателями, которые используются при организации транспортного обслуживания населения, являются:

Провозная способность транспорта;

Скорость сообщения.

Различают низкую, среднюю, высокую и очень высокую провозную способность. Самая высокая провозная способность у трамвая, а самим низкая - у автобуса. Основными экономическими критериями при организации транспортной системы города и выборе вида городского транспорта служит величина капитальных вложений и себестоимость перевозок.

Организация и координация деятельности всех видов, городского пассажирского транспорта, как правило, относятся к компетенции властей города и при необходимости субсидируются из соответству­ющего бюджета.

В крупнейших городах страны функционируют внеуличные виды пассажирского транспорта:

Метрополитен, вопросы функционирования которого относятся к федеральной компетенции в координации с органами городской власти;

Монорельс, который проходит опытную эксплуатацию в Москве. В некоторых городах в качестве внутригородского пассажирского транспорта используются водные, железнодорожные и другие его виды.

Функции органов МСУ в сфере транспорта:

Разработка схемы движения транспорта;

Разработка схемы развития улично-дорожной сети; Принятие правил и порядка организации работы транспорта; Выдача муниципального заказа на пассажирские и специализированные перевозки и заключение контрактов; Установление тарифов на перевозки; Контроль соблюдения графиков движения; Организация диспетчерской службы;

Разработка графиков и диспетчеризация движения транспорта; Контроль экологических параметров работы транспорта.

Введение

Данная работа посвящена изучению опыта развития туризма в малых городах России. Для сравнения будут взяты следующие населенные пункты: города Светлогорск Калининградской области, Торжок Тверской области и Углич Ярославской области. Дело в том, что в современном российском турбизнесе с каждым днем возрастает значение именно малых городов. Среди иностранцев Москва и Санкт-Петербург уже давно и широко известные турцентры. К тому же цены на туристское обслуживание в них выше, чем во многих иностранных городах такого же уровня. Многие российские туристы в последнее время также стали проявлять интерес к внутреннему туризму, ведь на периферии с каждым днем открывается все больше предприятий турбизнеса, стремящихся к международному уровню сервиса. Огромную роль играют и более низкие, чем в столицах цены. Таким образом, изучение вопроса развития туризма именно в малых городах на сегодняшний день очень актуально. К тому же, целесообразно будет рассмотреть опыт функционирования индустрии туризма выбранных городов в возможности его полного или частичного переложения на Елец. Это объясняется тем, что в Липецкой области Постановлением администрации Липецкой области №195 от 29.12.2006г. была создана "Особая экономическая зона регионального уровня туристско-рекреационного типа (ОЭЗ РУ)" и согласно этому постановлению туристско-рекреационный вид деятельности является одним из стратегических направлений развития области в целом и перспективным видом хозяйственного освоения её отдельных территорий. Опыта же развития туризма в области в целом и Ельце в частности пока недостаточно.

В соответствии с этим цель работы - проанализировать опыт развития туризма в малых городах России с точки зрения возможности его использования в ОЭЗ ТРТ "Елец".

К задачам можно отнести следующее:

1. Обосновать выбор для анализа наиболее типичных турцентров на основе обобщения информации о развитии туризма в них.

2. Проанализировать ресурсную базу развития туризма; нормативно-правовую базу и проследить экономический эффект от турдеятельности.

3. Оценить возможность использования опыта выбранных турцентров для ОЭЗ ТРТ "Елец".

Работа будет состоять из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Малые города России на рынке туризма

В современной России особую актуальность начинает приобретать проблема формирования государственной политики развития туризма в целом. Пока наряду с единым Федеральным Законом "Об основах туристской деятельности в РФ" существует множество законодательных актов регионального и местного уровня, которые иногда даже несколько противоречат друг другу. Приведение этой системы к единому образцу оказало бы только положительное воздействие на российскую экономику на всех уровнях.

Закон о туризме сохраняет туризм как услугу и тем самым ограничивается возможность участия государства в его развитии. Услуга не может рассматриваться как градоформирующая функция и, следовательно, главы администраций мало заинтересованы в них. Тем более что доходов от этого вида деятельности государство и органы местного самоуправления в частности практически не имеют.

Туризм - многофакторный вид деятельности, это совокупность хозяйственных единиц (предприятий, организаций и др.), специализирующихся на "изготовлении" специфического продукта потребления, в основе которого лежит перемещение людей по отношению к своему постоянному месту жительства на срок, превышающий 24 часа. И в этом контексте эти турпредприятия оказывают людям услугу, организуя их досуг.

Турпродукт же - это сложнокомпонентная услуга, включающая обеспечение смены привычной обстановки, хороших бытовых условий, как при стационарном размещении, так и при движении по некоему маршруту, получение разнообразной информации и эмоционального "заряда". Но понятие "туризм" у обывателей чаще всего ассоциируется со знакомством с культурным достоянием - памятниками архитектуры и походами, будь то автобусные, водные, конные или пешие маршруты.

В малых исторических городах России более чем в какой другой стране все ресурсы для создания турпродукта есть. Но условия его потребления настолько специфические и настолько дорогие, что делают его мало привлекательным и для внутреннего, и для внешнего потребителя. Поэтому турфирмы сегодня заняты в основном организацией зарубежных маршрутов, где турпродукт создан, в него нет необходимости вкладывать деньги, а остается только продавать и получать прибыль.

Изменить ситуацию в России возможно, если рассматривать туризм как фактор развития региона с точек зрения:

1. экологической активности;

2. архитектурно-градостроительной деятельности;

3. социального проектирования;

4. организационно - деятельностного управления.

Говоря о развитии туризма в конкретном городе или муниципальном округе, главное четко представлять, какой вид туризма может быть преобладающим для них. К основополагающим видам можно отнести познавательный, паломнический, лечебно-оздоровительный и спортивный.

Каждый из названных видов может развиваться на базе имеющихся ресурсов, и выбор приоритетного вида не означает отказа от развития остальных, если на то есть основание, но преобладающие объемы финансирования на начальном этапе должны идти на приоритетный вид. Только правильно выбранное направление развития обеспечит выгодное для государства и частного инвестора размещение инвестиций, что для малого города даст быструю отдачу от вложений, экономический и социальный эффект.

Безусловно, в историческом городе главным потенциалом являются памятники архитектуры, но, к сожалению, большинство из них в удручающем физическом состоянии, а вложение средств в реставрацию или реконструкцию этих объектов без развития и модернизации социальной инфраструктуры может стать не эффективным. Ведь мировая практика показывает, что даже руины могут быть привлекательны для туристов при грамотной организации обслуживания и рекламной кампании.

Но для этого должна быть разработана программа действий, главным из которых является стремление задержать туриста в городе более чем на 24 часа, обеспечив ему интересный досуг и место временного проживания.

В определенной степени российскую провинцию можно назвать "туристическим клондайком". Ведь в мире существует немного стран, в которых, так же как в России, такое богатство сочетаний памятников архитектуры и редких по красоте ландшафтов. Но только в России сохранилось такое количество исторических городов, еще сохранивших свою самобытность. В последние годы увеличилось количество граждан, посещающих святые места России, а это не что иное, как паломнический туризм. Вот потенциал для развития этого вида туризма. Необходимым условием для принятия и размещения всех желающих является наличие достаточного количества мест проживания - будь то гостиницы, приюты, кемпинги или палаточные городки. Компенсировать их отсутствие сегодня можно созданием частных или семейных гостиниц. Тем самым в кратчайшие сроки может быть обеспечено увеличение гостиничных мест и трудоустройство части жителей города, а городская казна получит прибыль в виде налогов.

Еще одним важным пунктом в условиях нестабильной экономики является организация отдыха россиян, не имеющих возможности купить зарубежный тур. Таких граждан преобладающее большинство, и они являются тем контингентом, для которого отдых в России будет предпочтительным еще долгие годы и, следовательно, при создании турпродукта следует ориентироваться на наших сограждан, что не означает отказа от предложения этого специфического продукта и внешнему рынку.

Именно малые и средние города, оставаясь сегодня культурными центрами российской провинции, являются единственно доступными для посещения жителям прилегающих территорий, где сохранились традиционные народные промыслы и ремесла. И возрождение ремесел без расчета на поток туристов бесперспективно, так как местное население эти изделия мало интересуют. Следовательно, необходимым условием привлечения является наличие мест проживания разного достоинства, исключая попытки создания пяти - и четырехзвездочных отелей.

Определенные перспективы развития туризма в России отмечаются и на мировом уровне. Согласно исследованиям, проведенным Всемирным советом по путешествиям и туризму, в ближайшие десять лет ежегодный рост доли туристской отрасли в ВВП России составит 5,1%. В исследовании отмечается неравномерное развитие туризма в стране - лишь 20% территории страны используется для туризма, а в Москве сосредоточено более 50% гостиничных номеров, которыми располагает Россия.

Президент Всемирного совета по путешествиям и туризму Жан-Клод Баумгартен (Jean-Claude Baumgarten) отметил, что Россия обладает достаточным потенциалом, чтобы в течение ближайших десяти лет стать одной из ведущих стран мира в сфере туризма и путешествий.

Год назад, в мае 2008 года, Ростуризм разработал стратегию развития туристической отрасли до 2015 года.

Стратегия определяет ключевые направления развития туризма в Российской Федерации (на долгосрочную перспективу и первоочередные мероприятия), реализация которой позволит существенно повысить конкурентоспособность национальной туристской индустрии, занятость и благосостояние населения, будет способствовать эффективному региональному развитию, сохранению и рациональному использованию природного и историко-культурного наследия Российской Федерации.

Проект Стратегии был поддержан и одобрен представителями субъектов Российской Федерации.

Согласно этой стратегии, одним из важнейших пунктов выделено освоение берегов Азовского и Каспийского морей. Внимание уделяется также возможности отмены таможенных пошлин на те предметы, которые не производятся в России, более тщательная работа со статистикой. Вопрос развития туризма в российской глубинке практически полностью обойден стороной.

Рассмотрим развитие туризма именно в малых городах Российской Федерации более детально.

Малыми принято называть города, количество жителей которых не превышает 50 тыс. Парадокс, но повышение эффективности национальной экономики многие теперь связывают с этими, обделенными вниманием общественности и инвесторов локальными территориями. Хотя в 2007 году Совет Федерации обнародовал неутешительные цифры: только 13% бюджетов малых городов самодостаточны. Выход виделся в одном -- опека государства и дополнительное финансирование из госбюджета. На фоне такой ситуации последним "спасательным кругом" для десятков малых городов стал туризм. Его развитию способствовали богатые культурные ресурсы регионов, местный колорит, изобретательность и предприимчивость самих жителей. Основная ставка делается на индивидуальность объектов показа. Именно это и помогает малым городам получить туристский статус. Альтернативой государственной опеке для их второго рождения стали общественные инициативы. В частности, институт "Открытое общество" (Фонд Сороса) учредил программу "Малые города России", благодаря которой в конкурсе на получение грантов для развития туризма приняли участие 160 поселений России и 37 удостоились реальной поддержки. Города начали активно изучать свою историю, воссоздавать прежние традиции, праздники и предлагать совершенно новые. Все это привлекло в регионы инвесторов, способных вложить определенные средства в реконструкцию памятников истории, культуры, архитектуры, строительство объектов инфраструктуры. Примером может служить город Торжок Тверской области, который вошел в список турпосещений на трассе "Москва-Санкт-Петербург", благодаря удачно найденному в его истории событию. А именно - Александр Пушкин, путешествуя между столицами, много раз останавливался в Торжке: тому есть и документальные свидетельства, и стихотворные строчки самого классика. На основе этого факта в Торжке открыли музей, посвященный поэту.

Печоры (Псковская область) и Кириллов (Вологодская область) в свое время возникли как слободские поселения вокруг знаменитых лавр и монастырей. И сегодняшнее благополучие их жителей сохраняется в основном благодаря духовным православным святыням: большинство горожан задействовано в сфере обслуживания туристов и паломников.

Власти и жители Углича (Ярославская область), Урюпинска (Волгоградская область), Ялуторовска (Тюменская область) и других мест также проявили инициативу. Очень многие города специализируются на событийном туризме. Так, в Урюпинске возрождена традиция осенней "Покровской ярмарки", которая в дореволюционной России считалась третьей по значимости. В Ялуторовске все более востребованными становятся фестивали: "Декабрьские вечера" - съезд потомков декабристов, научные конференции, спектакли, конкурсы, салонные вечера, а также летний творческий фестиваль памяти известного мецената Саввы Мамонтова, на котором демонстрируются образцы всех видов искусств, а также лучшие изделия художественных промыслов. Благодаря объединению властей и турфирм созданы туристские прецеденты в таких сугубо промышленных городах, как Череповец и Тольятти. В первом - уникальные экскурсии на металлургические заводы, во втором - знакомство с подводными городами Жигулевского моря. И то, и другое пользуется огромным спросом на туррынке. За 2008 год 20 малых городов России, благодаря различным инвестициям в туризм, получили 39 млн рублей.

Один из самых показательных примеров развития туризма в малых городах России это уездный маленький - менее 13 тыс. чел. - Мышкин (Ярославская область), который называют городом классической провинции. Первый фестиваль Мыши здесь прошел здесь в 1996 году. За прошедшие 13 лет сделано очень многое - открыты Музей мыши, Музей водки, Музей валенок. В культурном арсенале Мышкина также картинная галерея, мемориальная Опочинская библиотека, музыкальная и воскресная школы, Дом ремесел, четыре самодеятельных театра. Ежегодными стали "Ковалевские научно-практические чтения", конференции "На земле святого Кассиана" и экологические - по проблемам Верхневолжья.

К настоящему моменту в резерве у мышкинцев еще девять бизнес-проектов. И все они прямо или косвенно связаны с развитием туризма. Это приносит доходы как в госказну, так и в семьи мышкинцев. Сотни горожан стали организовывать свое частное дело: изготавливать сувениры, выращивать фрукты и овощи, собирать на продажу лесные дары, открывать магазины. Сверхзадача властей Мышкина - создать все условия не только для транзитных туристов, а и для тех, кто захочет остановиться в нем на несколько дней. Ведь в итоге такой развернутый бизнес даст почти стопроцентную занятость жителей в туризме.

Сегодня развитию малых городов именно в плане туризма уделяется довольно пристальное внимание. В 2007 году была создана Ассоциация малых туристских городов, в которую были приглашены 20 участников. Среди них Суздаль, Валдай, Елабуга, Мышкин, Углич, Городец, Сергиев Посад, Дмитров, Тобольск, Ханты-Мансийск, Переславль-Залесский, Ростов и другие. Все приглашенные города - хорошо зарекомендовавшие себя в туристической сфере, обладающие богатым историко-культурным наследием и средствами размещения не ниже трех звезд. Эта организация ставит перед собой задачу заинтересовать российских и иностранных туристов не только Москвой, Санкт-Петербургом и Золотым кольцом, но и небольшими провинциальными городами, которые также обладают определенным потенциалом. Города-участники занимаются тем, что разрабатывают единые стандарты качества предоставления туристических услуг совместно рекламируются как в России, так и за рубежом.

Участники ассоциации намерены совместно отстаивать свои туристические интересы, вести единую политику в развитии инфраструктуры, повышать уровень сервиса в своих учреждениях и разрабатывать общие маршруты.

Также важное место занимает процесс модернизации инфраструктуры туризма. Для развития туризма и продвижения возможностей отдыха в малых городах необходимо ее расширение, в частности, строительство гостиниц. Одним из путей решения проблемы может стать привлечение частных инвестиций.

На всех уровнях государственной власти обсуждаются варианты развития туризма в малых городах. Считается, что нужна не только пропаганда туризма, но и сопутствующее ей строительство дорог, гостиниц, туристических комплексов. А самое главное, чтобы в городах российской глубинки были бы восстановлены не только музеи, но чтобы и сама жизнь там стала полнокровнее и комфортнее. Эту масштабную задачу предстоит решить в ближайшие годы.

Современная ситуация на рынке туризма такова, что одним из лидирующих направлений туризма внутри России становятся краткосрочные туры именно по малым городам. Практически все ведущие туроператоры предлагают такие программы, обычно сроком от двух до восьми дней. Рассмотрим подобные программы. Но, в первую очередь, требуется определить несколько лидеров внутреннего туристического рынка Российской Федерации.

1. "Дельфин"

2. "Бюро путешествий Ориент"

3. "Астравел"

4. "РВБ-Алеан"

5. "Мультитур"

6. "Роза Ветров"

7. "Ланта-тур Вояж"

9. "НТК Интурист"

10. "Аврора-Интур"

12. "Криптон"

13. "Солвекс"

14. "СКО-тур"

15. "Здравкурорт".

Все они предлагают множество общих и тематических программ, проводимых как в определенный сезон, так и круглогодично, а также туры, приуроченные к праздничным датам.

В основном, все туроператоры работают по схожим направлениям, которые условно можно разделить на несколько групп. Это туры по городам северо-запада России (Псков, Великий Новгород, Вязьма - Хмелита - Смоленск, Вологда - Кириллов - Ферапонтово), туры классического "Золотого кольца" (Владимир - Суздаль - Боголюбово, Ростов Великий-Переславль-Залесский, Кострома - Ярославль, Муром - Дивеево), туры по городам Подмосковья (Сергиев Посад - Александров, Москва - Клин и т.д.), и еще одна категория туров, которые включают в себя посещение не столь широко разрекламированных турцентров, как вышеперечисленные. К ним относятся, например, "Рязань - Касимов - Гусь Железный", "Тверь - Торжок - Вышний Волочек", "Новый Иерусалим - Оковецкий источник - Осташков - озеро Селигер - Нилова пустынь", "Епифань - Куликово поле - Монастырщина - Красный холм - Елец - Задонск - Галичья гора" и т. п.

Из названных пунктов посещений, безусловно, не все можно отнести к малым городам России, но, тем не менее, можно выявить определенную тенденцию. Так, существует несколько широко известных и активно посещаемых населенных пунктов, а именно, Суздаль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Сергиев Посад. Чуть менее популярны Псков, Великий Новгород, Смоленск. И есть города, которые практически полностью не известны широкой аудитории, причем даже российской, не говоря уже о международном рынке.

Многие туроператоры стремятся предложить более популярные маршруты, и это стремление обуславливается, в первую очередь, преследованием коммерческих интересов. К таким маршрутам относятся: "Владимир - Суздаль - Боголюбово", "Ростов Великий - Переславль-Залесский", "Владимир - Гусь Хрустальный - Суздаль", "Ярославль - Кострома - Плес" и т.п.

Но, проводя сравнительный анализ туров, можно сделать следующий вывод, не смотря на то, что туроператор "Орфей" по объемам продаж занимает только восьмое место, по многообразию предложений он стоит на первом. В списке его предложений тридцать семь наименований, тогда как у "Астравела" - одиннадцать, "Мультитура" - десять, у БП "Ориент" - пятнадцать, у "Авроры-Интур" - тринадцать, у "Дельфина" - десять.

Также можно отметить тенденцию активной реализации на рынке туров по малым городам, организованным туроператорами из Москвы, в то время как сами города посещения зачастую также имеют множество турфирм и туроператорских в том числе. Но местные фирмы работают в основном на прием иностранцев. Это свойственно практически всем городам "Золотого Кольца", севера России.

Хотя, например, в г. Углич, Ярославской области насчитывается целых шесть туроператорских фирм.

Территорию нашей страны условно можно разделить на четырнадцать рекреационных районов: Западный, Северо-Западный, Российский Север, Центральный, Южно-Русский, Поволжье, Уральский, Приазовье, Причерноморье, Кавказский, Обско-Алтайский, Енисейский, Байкальский, Дальний Восток. Большинство турпотоков со стороны въездного туризма сосредоточено в Центральном, Северо-Западном, Байкальском районах. По внутреннему туризму особенно в летний период одно из лидирующих мест занимает также Причерноморский район.

Тем не менее, на наш взгляд, одним из самых интересных и заслуживающих пристального внимания районов является Западный. Он является самым маленьким из всех имеющихся, так как включает только Калининградскую область и самым молодым.

Климат Западного района России характеризуется очень мягкой, с частыми оттепелями зимой и умеренно теплым летом. Средние температуры января -2 -4° С, июля +17 +17,5° С.

Главное природное богатство района - Балтийское море. Большой популярностью здесь пользуются морские прогулки на яхтах, виндсерфинг, дельтапланеризм. Кроме того, край украшают многочисленные реки и озера, являющиеся объектами водного туризма.

Своими историческими и культурными корнями Западный район восходит к Восточной Пруссии. Став в 1946 году Калининградом, старинный Кенигсберг (1225 г.) не утратил своей европейской внешности и стиля. Здесь сохранились многочисленные памятники старины: Кафедральный собор (XIV - XVI вв.) с могилой выдающегося философа Эммануила Канта, церковь Юдитты (XIV в.), ряд прекрасных католических соборов XIX в. и т. д.

Одним из уникальных природных явлений Западного района являются песчаные дюны Куршской (98 км) и Балтийской (65 ем) кос. Самая высокая дюна Куршской косы - гора Планеристов - возвышается на 68 м.

Еще одно природное чудо края - балтийский янтарь. 90 % мировых запасов этого камня сосредоточено здесь, вблизи поселка Янтарный. Познакомится с историей янтарных промыслов, и увидеть лучшие ювелирные изделия их этого камня можно в Калининградском музее.

Примечательно, что на территории Калининградской области также существует несколько малых городов, заслуживающих внимания, как туристов, так и исследователей теории в области туризма.

К таким городам можно, в первую очередь, отнести Светлогорск и Зеленоградск.

Оба этих города привлекают достаточно туристов, особенно в летний период, в первую очередь, за счет своих природно-климатических условий. Но остановимся на Светлогорске.

Светлогорск (до 1946 года - Раушен) вырос на месте небольшой деревушки Рауше-Мотер, и с XIX века начал строится именно как курортный город. И по сей день Светлогорск с его минеральными водами, пресным озером, дюнами, зелеными холмами, хитросплетением улочек, органным залом - самый крупный курортный город на Калининградском взморье.

В соответствии с целью нашего исследования, мы изучаем опыт развития туризма в малых городах России, опираясь на данные отдельных турцентров. Для этого из всего многообразия таких центров стоит выделить лишь некоторые. Нами выбраны город Углич, Ярославской области, город Торжок, Тверской области и город Светлогорск, Калининградской области.

Данный выбор можно объяснить рядом причин. Во-первых, все эти города не являются региональными центрами, и, поэтому, на их экономическое, культурное и социальное развитие туризм оказывает более активное воздействие в силу того, что областные центры чаще обременены больше политической жизнью и административными вопросами.

Во-вторых, эти три города территориально находятся в трех разных регионах, что позволяет рассматривать их как турцентры, развивающиеся в разных географических, экономических, социально-демографических условиях.

В-третьих, их туристский потенциал имеет свои отличительные особенности, о которых будет сказано ниже, свои приоритетные в плане развития, виды туризма и свою целевую аудиторию при реализации туров.

И, в-четвертых, степень развития туризма в них также различна, государственное влияние идет разнонаправлено и поэтому процессы формирования туристской отрасли можно просмотреть более детально и разнопланово.

Соответственно такой выбор не случаен и он поможет осветить процесс развития малых городов России как туристских центров с максимальной достоверностью, детальностью и возможно наибольшей полезностью для практического применения каких-либо идей, уже реализованных в выбранных пунктах.

Что такое и зачем он нужен? Вот главные вопрос этой статьи.

В общем и целом, туризм – это временный выезд человека с, так называемого, насиженного места с целью отдохнуть, развлечься, завести новые знакомства и знакомые места. Транспортный туризм сужает это понятие. Так как подразумевает передвижение исключительно на современных чудесах прогресса. Таких как теплоход, автобус, поезд или даже космическая ракета.
Можно выделить несколько классификаций этого вида туризма. Одна из них разбивает его по временным показателям, другая по целям тура. Итак, приступим.

По временным рамкам транспортный туризм можно разбить на:
Однодневные экскурсии. Правда, иногда этот пункт является предметом для спора. Не все готовы отнести однодневный выезд за территорию своего проживания к туризму.
Кратковременные туры. Как правило, это небольшие поездки в выходные дни. 2-3 дня, не больше. Такие туры откладывают свои отпечатки на загруженность насыщенность туристических дней.
Многодневные туры. Это наш любимый и долгожданный отпуск. Выезд за границу или путешествие на речном теплоходе. Автобусный тур по золотому кольцу или мещерским заповедным местам. Здесь выбор туров очень широк.

А по целям тура на:
Познавательные туры. Проводятся с целью узнать что-либо новое и интересное. Желание посетить уникальные места гонит в турагентства все новых и новых клиентов. Объектами посещения являются памятники архитектуры, исторически важные мести и тп.
Спортивные туры. К спортивным транспортным турам можно отнести соревнования яхтсменов или сплав на байдарках.
Ностальгические туры. К ним относятся поездки к памятным местам прошлого одного человека, либо же целой нации.
Недавно присоединились к транспортным турам и деловые. В настоящее время вполне реально проводить переговоры прямо в поезде или автобусе.
Хобби-туры спортивных болельщиков представляют смешанный вид. Перед тем, как поболеть за любимую команду, многие предпочитают ознакомиться с достопримечательностями города хозяев поля или катка…

Пожалуй, на долю транспортного туризма выпадает самый большой наплыв клиентов. Это объясняется тем, что такой вид туров подходит для людей любого возраста и с любой толщиной кошелька. Что может быть приятнее, чем сидя в удобном кресле любоваться на достопримечательности старинных городов. Такой туризм оценят и школьники, и пенсионеры, и просто ценители культуры.

О состоянии туризма следующая тема.